Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Вся правда о раннем развитии, или самое важное в первый год жизни малыша. Нужно ли раннее развитие ребенку

    Вся правда о раннем развитии, или самое важное в первый год жизни малыша. Нужно ли раннее развитие ребенку

    Многие считают раннее развитие чем-то ненужным и преждевременным. Зачем учить чему-то ребенка, если все это он будет изучать в школе? Это лишает ребенка детства! Это вредно для ребенка! Ответим по порядку на все эти «аргументы».

    Школа всему научит?

    А почему вы думаете, что в школе вашего ребенка будут учить хорошо? Что у педагогов появится желание и время для индивидуального подхода именно к вашему ребенку , а не к нескольким десяткам других?

    Только собственные родители, хорошо знающие своего ребенка, могут помочь ему заинтересоваться обучением. Или вы хотите по старинке проверять дневник и наказывать за плохие оценки? Эти двойки и тройки будут не его, ребенка, а ваши, родителей. Вы же все свалили на школу…

    У вас остались какие-то сомнения? Посмотрите на уроки физкультуры в школе. Вы знаете, почему при наборе детей спортивные секции руководствуются принципом «чем раньше - тем лучше»? Как раз потому, что школьные уроки физкультуры не только не сделают из ребенка олимпийского чемпиона, но даже не позволят нормально освоить хотя бы один вид спорта.

    Не лишать детей детства?

    Вас же не заставляют усаживать ребенка за стол и сорок минут занудствовать: «Жи-ши пиши с буквой и!», потом сделать пятиминутную перемену и устроить допрос с пристрастием «Сколько будет дважды два? Быстро соображай!»

    Играть в цифры и буквы ребенку не менее интересно, чем в машинки или куклы . Будет ли он это делать - зависит только от вас.

    Простое рассматривание деревьев и трав во время прогулки можно превратить в урок природоведения. Есть только маленький нюанс: вы сами должны знать, чем вяз отличается от ясеня, и как называется это растение с широкими листьями. Вы, конечно, заняты делами поважнее, чем постоянно отвечать что-то на бесконечно задаваемые ребенком вопросы. Да еще вы и устали, вам надо отдохнуть, обсудить последний эфир «Дома-2 » и сделать кучу не менее важных дел. Так что не говорите про лишение детей детства, просто признайтесь, что заниматься ребенком вам лень.

    Это вредно для ребёнка?

    Попробуйте повторять все движения ребенка хотя бы в течение получаса. Вряд ли вы выдержите эту нагрузку. Ребенок намного выносливее вас . Не верите? Вспомните себя в детстве и молодости и погрустите о том, как это у вас хватало сил на все.

    Ребенок легко и просто запоминает несколько незнакомых слов сразу. Сомневаетесь? Вспомните «плохие» слова, которые дети запоминают, услышав их только единожды. Вряд ли вы так быстро выучите ругань на языке суахили или хинди. Придумайте с вашим ребенком игру в «тайный» язык и осваивайте тот же английский. Тихим шепотом и «по большому секрету» расскажите ребенку о том, что «собака» на секретном языке называется «дог», и это знание впечатается в память «юного заговорщика» навсегда.

    Не может быть никакого вреда в том, что ребенок будет получать знания, играя в интересные игры . Вред могут принести только невнимание или тирания, но к ним раннее развитие как раз никакого отношения не имеет.

    И запомните, дорогие мамы и папы, что в этом мире дураков и так хватает, поэтому не надо своими дорогими детьми пополнять их ряды.

    Ты – мама! Первый год пеленочно-памперсного безумия позади, а школа еще очень далеко. Казалось бы, самое время просто наслаждаться материнством и наблюдать, как малыш познает мир вокруг.

    Но… соседка родила на месяц позже тебя, а ее чадо уже вовсю связно говорит! А твой-то еле лепечет… Того и гляди, они начнут буквы учить – не опоздать бы, к трем годам, говорят, уже можно весь алфавит знать! Нужно раннее развитие!!!.

    Для чего нужно ранее развитие?

    Даже не будем задаваться вопросом, а нужно ли раннее развитие вообще – надеюсь, этот вопрос давно уже стал риторическим для современных родителей! Конечно же, развивать и обучать ребенка нужно с самого маленького возраста: важно совершенствовать и речевые навыки, и мелкую моторику, и мышление!

    Однако, каждая мама без всяких умных книжек на собственном опыте знает, что такое совершенствование происходит ежедневно: в повседневном общении с малышом, в играх – практически любое действие что-то дает ребенку, как бы ни казалось со стороны, что малыш «ничего не делает».

    Вся народная педагогика направлена на раннее развитие: тут традиции потешек, «ладушек», колыбельных, игр и т.д. В принципе, если ничего не предпринимать сверх этих простых и естественных для любой матери действий, ребенок вырастет абсолютно нормальным, без задержек в развитии и отклонений в воспитании – так и происходило тысячелетиями!

    Но в последние десятилетия стали разрабатываться специальные педагогические методики, направленные на то, чтобы привить ребенку определенные знания и умения намного раньше, чем принято. Например, научить читать в 3 года, а считать в 4.

    О некоторых из них (к примеру, о ), сайт «Красивая и Успешная» уже рассказывал. Не будем сейчас вдаваться в подробности, но общая идея всех методик в том, что ребенок может воспринять и запомнить очень многое и довольно сложное, если преподать информацию в форме игры или другой естественной для малыша этого возраста деятельности. Например, буквы изображены на кубиках, из которых ребенок строит башенки, и т.д.

    Нужно ли такое раннее развитие и работает ли это? Теории гласят, что если все сделать правильно, результат будет у любого ребенка. На практике же и мамы, и воспитатели замечают, что с одними детьми все это довольно неплохо получается, а с другими результата нет или он несущественен.

    Почему? Все дело в том, что разные дети по-разному воспринимают информацию и немного по-разному мыслят. Например, одному проще разобраться со зрительными образами (к примеру, складывать «квадраты Никитиных»), другой хорошо запоминает на слух, третьему обязательно нужно повертеть что-то осязаемое в ручках и т.д.

    Опять же, одним детям вполне посильны сидячие спокойные занятия типа рисования, а другие непоседы – для них акцент должен делаться на подвижных играх.

    И… нередко случается так.

    Одного ребенка лет этак с двух водят на всевозможные занятия и старательно апробируют умные методики, но результат незначителен, ребенок развивается примерно наравне с «неразвитыми» сверстниками, родители ругают халтурщиков-воспитателей и «неправильные» методики. А с другим ребенком всего этого не проделывают, воспитывая традиционно.

    В итоге первый начинает читать лет в пять – мама наконец-то горда и приписывает это чудо-методикам. А второй в этом же возрасте впервые садится за советский букварик с подслеповатой бабушкой и… через пару недель уже бодро разбирает буквы не хуже первого, «развитого» ровесника!

    В чем дело? А так бывает – созревают какие-то «структуры» в мозгу, что-то «щелкает» — и малыш быстро и с лету осваивает то, что в другого с титаническими усилиями «впихивали» с двух-трех лет!

    То есть зачастую нужно раннее развитие тогда, когда ребенок уже сам готов воспринять ту или иную информацию – главное, подобрать максимально подходящий именно твоему малышу метод ее подачи!

    Какое раннее развитие нужно?

    Очень часто раннее развитие нужно для удовлетворения материнского самолюбия: вот, смотрите, нам три с половиной, а мы буквы знаем, цвета различаем, солнышко ровным кругом рисуем — и малыш у меня самый умненький, и я идеальная мама!

    Ровесники действительно не знают букв, цветов и рисуют загогулины.

    Но дети идут в школу и… выясняется, что те, которые года в три благодаря методикам раннего развития казались вундеркиндами, сравнялись с «отстающими», и в школу идут на равных. Дальнейшая учеба и вовсе может никак не отразить «прорыва», случившегося в 3, 4 года…

    Исходя из этого, нужно ли раннее развитие?

    Отвечая на этот вопрос, нужно честно решить, зачем оно именно вашему ребенку? Именно поскорее выучиться читать-писать? Или, может, в общем развить мелкую моторику, потренировать память, логику, дать проявиться творческим способностям – и неважно, что ребенок не зачитает, а, к примеру, начнет изрисовывать обои фантастическими шедеврами?

    Второй ответ кажется здесь, в статье, таким логичным и правильным, но ведь многие руководители детских студий и групп регулярно слышат от родителей именно это: «А он читать начнет?!».


    Есть ли реальная польза от групп (школ, студий и т.п.) раннего развития?

    Итак, вы решили, что малышу нужно раннее развитие. Методик множество, и как грибы появляются всевозможные студии, школы, группы, частные садики…

    Начать куда-то водить малыша или заняться развивающими мероприятиями дома, по книжкам изучив методики?

    Скажем сразу – второе вполне реально. Ничего сверхсложного, чего не может освоить мама, педагоги с детьми-дошкольниками не делают!

    Более того, зачастую домашние занятия с мамой более эффективны, чем в группе с другими детишками и незнакомой тетей-воспитательницей! Мама более чутко улавливает реакцию ребенка – понятно ли ему, интересно ли, не устал ли он? А ребенок не отвлекается и не замыкается из-за незнакомой обстановки и чужих людей, как это и бывает с маленькими детьми.

    Но и у группы есть плюсы.

    Во-первых, коллектив ровесников. Навыки коммуникации – очень важная вещь для развития ребенка! Иногда именно то, что делается вместе, дружно (или наоборот, если присутствует соревновательный момент), стимулирует малыша к чему-то, что дома он не запомнил или не выполнил бы! Даже совсем маленькие детки часто стараются сделать лучше всех, показать, как вышло, и т.д.

    Кроме того, иногда дети внимательнее относятся к тому, что говорит именно чужой человек, а не домашние.

    И кроме того… ну давайте по-честному?

    Зачастую мамы, считающие, что ребенку нужно раннее развитие именно в группе, просто устают постоянно заниматься маленькими ребенком самостоятельно.

    Это не упрек – действительно, очень тяжело и физически и психологически постоянно находиться с шустрым карапузом, да не просто приглядывать и ухаживать, а воспитывать, развивать, заниматься… И возможность на часик-другой отвести ребенка в группу, где с ним интересно и небесполезно позанимаются другие люди, не так уж плоха!

    Копирование этой статьи запрещено!

    Научно доказано, что задатками вундеркиндов обладают 20% детей. Но реальная ситуация такова, что гениев среди нас единицы. Никто не говорит, что остальные 80% детей бездарны. Просто таланты, заложенные в них, надо суметь разглядеть и поддержать. Именно для этого и созданы многочисленные развивающие методики, благодаря которым ваш ребенок будет читать, писать и считать гораздо раньше своих сверстников. Вопрос только в том, кому это нужно.

    Известно, что человеческий мозг развивается наиболее интенсивно в течение первых трех лет жизни. На этот факт и делают акцент создатели методик раннего развития. Изначально многие эти методики были разработаны для детей с ограниченными умственными возможностями. Результат превзошел все ожидания! В тот момент и появилась мысль применить те же методы к обычным, совершенно нормальным детям. Ведь так можно вырастить гения из любого ребенка!

    Привлекательность и всеобщее увлечение методиками раннего развития легко объяснить. Какому же родителю не будет приятно наблюдать, когда его ребенок декламирует стихи, различает множество оттенков цвета, цитирует энциклопедию, в то время как остальные только начинают говорить и едва различают цвета?


    Как показывает практика, дети, с которыми усиленно занимались с самого рождения, занимают первые позиции только в младших классах. Потом происходит резкая остановка и ухудшение показателей. Дело в том, что методики раннего развития направлены на стимулирование левого полушария мозга, отвечающего за логику и абстрактное мышление. При нормальном развитии это полушарие начинает функционировать гораздо позднее. С рождения же у ребенка активно работает правое полушарие. Оно обеспечивает познание мира через эмоции и чувства. Таким образом, системы раннего развития, способствуя развитию левого полушария, подавляют правое. А это само по себе является отклонением от нормы, которое дает о себе знать в будущем снижением успеваемости, появлением хронической усталости, проблемой в коммуникации, неумением адаптироваться в окружающем социуме.

    Поэтому однозначно не стоит с раннего детства нагружать ребенка всякими развивающими занятиями, английским чуть ли не с рождения и т.п. То же самое касается танцев. Не стоит водить на те танцы, где детям дошкольного возраста делают растяжки и обучают позициям классического танца у станка больше, чем танцуют с ними (конечно, если вы не растите будущую звезду балета). Детям от 2-х лет гораздо приятнее повторят и учить новые движения, танцевать под музыку, а не тянуть стопу и садиться на шпагат. Детям не должно быть больно после танцев! Детские танцы должны оставаться детскими, веселыми и легкими.


    Оптимальным будем пару занятий в день или же садик на полдня, где дети будут общаться со сверстниками, обучаться чему-то в игре (не более часа в день), затем кушать и спать днем дома, а вечером и по выходным играть и познавать мир с родителями.

    Быть родителем – это тоже работа. Гораздо более важная, чем та, которой мы зарабатываем деньги. Ускорять развитие ребенка или нет – каждый решает сам. Поиграть вместе в любимую игру, поплескаться в речке, показать настоящий лес и зверушек не на карточках, а вживую – это ли не лучшее развитие? И пусть вы не станете родителями гения, но рядом с вами будет умный, чуткий, умеющий принимать решения и брать на себя ответственность, родной вам по духу человек. Человек, который будет благодарен вам за свое беззаботное детство. А таким оно и должно быть.

    Родители, руководствуясь исключительно благими намерениями, стремятся как можно раньше отдать своих детей во всевозможные кружки и секции. Понятие «раннее развитие» уже стало привычным, и сегодня двухлетние малыши учатся по программе первого класса школы. The Village узнал у специалистов, всегда ли это идёт на пользу.

    Оксана Орлова

    детский психолог

    В психологии действительно существует понятие раннего развития - когда усилия родителей направлены на то, чтобы как можно раньше научить ребёнка читать, писать, классифицировать предметы и так далее. У этого процесса есть как свои плюсы, так и минусы. Бывает, что ребёнок, с которым усиленно занимались, может рано пойти в школу, но его психологическое развитие, в отличие от интеллектуального, будет запаздывать. Такие дети часто легко общаются со взрослыми, но с трудом выстраивают отношения со сверстниками, потому что им вроде как не о чем говорить. И поэтому они пропускают такие важные этапы становления, как социализация, выдерживание конкуренции, презентация себя.

    Конечно, есть одарённые дети, которые начинают читать, писать и играть на инструментах в раннем возрасте. Но развивая их способности, не стоит забывать, что дети также должны уметь играть, выстраивать отношения с ровесниками, слушаться старших. Иначе получается, что ребёнок быстро встраивается в работу, узнаёт много полезного, но, к примеру, не умеет жить в условиях неструктурированного времени, не способен сам себя занять. Нередко, когда ребёнок не совсем дозрел, а его изо всех сил втягивают в учёбу, ситуация оборачивается неврозами. Если проводить аналогию: детям, как и растениям, нужно давать удобрения, чтобы они росли. Когда один цветок расцветает раньше других, это красиво и здорово, но переживёт ли он заморозки? Ведь одновременно у ребёнка развивается нервная и гормональная системы, и при высокой нагрузке молодой организм может просто сломаться.

    Сейчас считается нормой, если дети начинают читать к пяти годам, но единого правила для всех нет, всё очень индивидуально. Ребёнок, к примеру, может быть хорош в спорте, но запаздывать в чтении. При этом абсолютно неправильно сравнивать своих детей с другими: это может развить у них чувство неуверенности, подавить волю.

    Раннее развитие стало модным, и родители повально им увлекаются. Возникает интересный вопрос: зачем взрослым это нужно? Есть мнение, что дети - это нарциссическое расширение родителей, их визитная карточка. То есть посмотрев на ребёнка, можно сказать, какие у него мама и папа.

    Евгения Бердичевская

    врач-невролог, заместитель гендиректора по медицинской деятельности компании «Док 24»

    Младенец рождается с максимальным количеством клеток мозга, которые формируют нейронные связи в течение первых двух-пяти лет его жизни. У детей в возрасте до двух лет в головном мозге наибольшее количество нейронных связей, необходимых для развития интеллекта. Далее в процессе взросления их количество только уменьшается. В США проведены исследования, которые подтверждают, что чем больше заниматься с ребёнком в раннем возрасте, тем больше будет отдача. Специалисты сравнивали две группы малышей: из социально благополучных и неблагополучных семей. У первых уровень развития при прочих равных оказался выше как раз потому, что ими занимались. При этом я не призываю родителей с грудного возраста отдавать детей в школы и учить трём языкам - во всём должен быть адекватный подход.

    Часто взрослые перегибают палку, пытаясь напичкать ребёнка всевозможными знаниями. Однажды ко мне обратились родители, которые пожаловались на проблемы с поведением у своего сына. Когда я узнала расписание этого несчастного ребёнка, то поняла, что у меня с моими четырьмя работами и то больше свободного времени. В его графике значились занятия по английскому, ивриту и музыке, ещё он ходил на теннис и лечебную физкультуру. Конечно, этот ребёнок в какой-то момент устал. При этом развивающие занятия в умеренном количестве идут только на пользу в раннем возрасте.

    К тому же современные дети приобретают базовые знания раньше, чем те, кто рос, например, несколько десятилетий назад. Для этого сейчас есть все предпосылки: это и эволюция (а психика и эволюция находятся в тесной связи друг с другом), и быстрое развитие технологий, и распространение методик раннего развития. И если ребёнок смог научиться читать или играть на музыкальном инструменте в три-четыре года, значит, его психика позволяет это делать. Нередко посыл, связанный с получением ранних знаний, исходит от самих детей. Среди моих пациентов был мальчик, родители которого говорили: «Мы не знаем, что делать. Он не расстаётся с книгами, целыми днями сидит и сам всё изучает, а потом приходит в детский сад и пытается делиться с друзьями своими энциклопедическими знаниями. Но сверстники не реагируют на него, потому что играют в трансформеров». Однажды этот ребёнок пришёл из сада обиженный, забросил все книги, сказал, что вообще больше не будет читать, и попросил купить ему трансформера. В итоге мы плавно адаптировали его и к энциклопедиям, и к игрушкам. Занимаясь развитием интеллекта ребёнка, нельзя забывать о том, что психика у него детская.

    Но, если, к примеру, получилось так, что ранним развитием ребёнка вообще не занимались и он пошёл в школу, не зная букв и счёта, это вовсе не означает, что малыш будет отставать по учёбе. Здесь всё зависит от того, в какой среде растут дети. Бывает, родители принципиально хотят, чтобы у ребёнка было детство, и до школы они не насилуют его занятиями. С таким подходом тоже можно согласиться. Главное, чтобы у ребёнка сформировалась правильная мотивация, интерес к жизни и познанию.

    Иллюстрация: Настя Григорьева

    · Зачем заниматься развитием ребенка?

    Для того чтобы:
    . развить основные функции: внимание, воображение, память, логическое и пространственное мышление, умение анализировать и обобщать;
    . создать необходимую интеллектуальную базу, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения, сделает психику ребенка более устойчивой к школьным стрессам;
    . воспитать счастливую, всесторонне-развитую личность, которая будет знать, чего она хочет и как этого достичь;
    . ваш ребенок смог видеть возможность выбора в жизни, мог отстаивать свои жизненные позиции;
    . малыш вырос здоровым, активным, сильным, ловким, энергичным, с сильным иммунитетом;
    . стать ближе к своему ребенку, учиться друг у друга, сделать себя и малыша добрее, внимательнее и духовнее, оставаться друзьями и через 20 лет

    · Как заниматься развитием?

    * Только в игровой форме! Малыш будет делать только то, что ему интересно. Поэтому ваша фантазия, хорошее настроение, любовь к своему ребенку - самые главные требования в организации ваших успешных игр-занятий.
    * Без принуждения! Необходимо прислушиваться к желаниям и мнению ребенка. Не нужно привязывать себя и малыша к временным рамкам. Если малыш устал - доделайте позже, перенесите занятие на следующий день, предложите поиграть во что-то другое. Пусть ребенок сам выберет себе занятие - этим вы приучаете его к самостоятельности.
    * Развитие должно быть всесторонним:

    Активное физическое развитие является залогом успешного интеллектуального и эмоционального развития. Наиболее эффективна учеба в период роста мозга человека. Мозг растет до 7 лет, но интенсивнее всего он растет в первые 4 года жизни. Поэтому, чем больше родители физически развивают малыша, тем более высокоразвитым будет его интеллект, тем проще ему будет в дальнейшей взрослой жизни.

    · Что поможет в развитии ребенка?

    В свободном доступе у вас должно быть:

    Все для творчества - краски, пластилин, цветная бумага и карандаши, фломастеры, клей и т.п.;
    . спортивный инвентарь - мячи, кегли, обручи, скакалки;
    . ролевые наборы - кухни, гаражи, кукольные домики, кроватки, детские мастерские;
    . все для интеллектуального развития - карточки, пазлы, мозаика, рамки-вкладыши, кубики и др.;
    . музыкальные инструменты - барабаны, детские синтезаторы, бубны, дудочки, колокольчики;
    . мягкие игрушки, куклы, машинки;
    . спортивный уголок - лестница, турник, горка, батут, маты, навесные снаряды - веревочная лестница, кольца, канат, гамак, качели.

    · Какие существуют детские спортивные уголки?

    * Шведские стенки - занимают мало места и имеют невысокую стоимость, ориентированы для детей от 3,5 лет. Особенностью шведской лестницы является то, что на ней могут подтягиваться и висеть, как дети, так и их родители.
    * Спортивные уголки «Г», «Т» и «П-образные» - из всех представленных модификаций «П-образные» уголки наиболее функциональны, есть возможность использования навесных снарядов. Подходят для детей старше 4 лет. Хороши для регулярных тренировок между посещениями спортивных секций.
    * - используется с рождения и до 7 лет, многофункциональный (имеет 5 положений для игр и занятий), занимает 1,5 кв.м., не требует крепления.

    · В чем же самые главные преимущества Раннего Старта перед другими детскими спортивными комплексами? 10 плюсов

    1. Мобильный - за 10 минут собирается-разбирается на секции, легко поместится в багажнике большинства маленьких, средних и семейных машин.

    2. Всесезонный - благодаря своей мобильности может использоваться в любое время года и где угодно. Вы получаете: детский спортивный комплекс для дома + детский спортивный комплекс для улицы.

    3. Надежный - центр тяжести равномерно распределен на 4 угла любой из грани, благодаря этому Ранний старт безопасен, устойчив, стабилен и хорошо сбаласирован в любом из 5 положений. Выдерживает нагрузку до 200 кг. Проходит несколько уровней ОТК.

    4. Безопасный - при производстве используются экологически чистое сырье и материалы, неопасные для здоровья детей. Ранний старт соответствует всем международным стандартам. Обеспечьте себя спокойствием и уверенностью в том, что Ваш ребенок не только цел, но и защищен, занимаясь и играя на Раннем старте.
    5. Функциональный - комплекс можно использовать в пяти разных положениях, это делает его всегда новым и интересным для детей разного возраста от рождения до 6 лет. Это и турник, и шведская стенка, и детский манеж, детский уголок. Ваш непоседа не будет скучать.

    6. Уникальный - все размеры, расстояния, диаметр перекладин, просчитаны инженерным центром с учетом возраста самых маленьких пользователей.

    7. Развивающий - большой и постоянно обновляющийся ассортимент аксессуаров и игровых чехлов позволяет использовать не только в спортивных занятиях, но и активных развивающих и ролевых играх.

    8. Универсальный - конструкция Раннего старта имеет все необходимые спортивные элементы: наклонная лестница, рукоход, турник, полоса препятствий, горка и многое другое, что позволяет вырастить здорового, активного, физически и умственно развитого ребенка.

    9. Компактный - детский уголок занимает 1,5кв. м. Не требует крепления к стенам. Быстрая разборка-сборка позволяет приобрести спорткомплекс для дома родителям, которые живут в однокомнатной малогабаритной квартире и хотят вырастить здорового, активного ребенка.

    10. Прочный - каркас Раннего старта сделан из высококачественной стали. Системы сопряжений деталей выдерживают большой срок эксплуатации, благодаря точной, аккуратной, поэтапной обработке. Прочность Раннего старта гарантирует безопасность

    Мария Мантессори в своих работах основной упор делает на организацию детского пространства. По ее мнению у ребенка должны быть три основных зоны :

    Спортивная;
    . сенсорная (здесь должны быть предметы разной фактуры, вода, массажные мячики, коробочки с разными запахами и т.д.);
    . игровая.

    включает в себя все эти зоны.

    В холодное время года, когда основная часть малышей находятся дома, очень важно дать ребенку возможность много двигаться. Именно поэтому необходимо заранее подумать о организации спортивно-игровой зоны. Поверьте, это намного важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания, которые человек итак получит, при необходимости, даже став взрослым. Не все знают, что возможность лезть вверх у детей стимулирует умственные способности, веру в себя. Кто бы мог подумать - купив ребенку спортивный комплекс, вы тем самым развиваете лидера.