Войти
Логопедический портал
  • Богуславский, михаил соломонович
  • Михаил девятаев Девятаев михаил петрович герой советского
  • День, когда началась война
  • История зарождения и становления русской гвардии
  • Формула силы по закону гука
  • Как понять с какой платформы отправляется поезд
  • Функциональная ринолалия. Ринолалия. Симптомы и клинические проявления ринолалии

    Функциональная ринолалия. Ринолалия. Симптомы и клинические проявления ринолалии

    Ринолалия (гнусавость) - изменение тембра голоса, искажение произношения звуков в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования. Во время фонации происходит патологическое изменение резонирования носовой полости. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи (открытая ринолалия), либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков (закрытая ринолалия).

    Причины: 1.органические и функциональные центрального или периферического характера; 2.врожденные и приобретенные

      Органические центрального характера: мозговые кровоизлияния, ЧМТ, нарушения питания ГМ, центральный или периферический паралич, экстрапирамидные нарушения, приводящие к нарушению иннервации мышц мягкого неба и обуславливающие его парезы и параличи.

      Органические периферические (врожденные и приобретенные): укороченное мягкое небо; отсутствие маленького язычка; укороченный или раздвоенный мягкий язычок; полипы, аденоиды, опухоли, искривления носовой перегородки, гипертрофия слизистой носа, травмы неба, последствия операций и болезней (перфорации, рубцовые изменения); расщелины неба и губы различной величины и формы

      Функциональные центральные. Вызывают неправильное функционирование (после перенесенных психических потрясений, при невротических расстройствах, как последствия операций)

      Функциональные периферические. Нарушения дыхательных процессов, привычно опущенное мягкое небо (например, после постдифтирийного пареза, аденотомии, операционных травм), подражание гнусавой речи окружающих, болезни евстахиевой трубы, нервномышечно связанной с мягким небом, дефекты слухового контроля.

    Причины расщелин неба: биологические (грипп, краснуха, паротит, токсоплазмоз); химические (лекарства, яды); эндокринные заболевания; психические заболевания; профессиональные вредности; вредные привычки; генетические проявления.

    Врожденные расщелины неба м.б. нескольких видов: расщелины мягкого неба (скрытые – субмукозные, неполные, полные); расщелины мягкого и твердого неба (скрытые, неполные, полные); полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба (односторонняя, двусторонняя); полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела мягкого неба (односторонняя, двусторонняя). Могут сочетаться расщелины неба и губы.

    15. Классификация ринолалии. Характеристика различных форм.

    При нормальной фонации носовая и ротовая полости отделены (небно-глоточное смыкание ) происходит путем сокращения мышц мягкого неба и боковой и задней стенок глотки (валик Пассавана ). Мягкое небо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту. Самое сильное смыкание – звук С, самое слабое – звук В. При ринолалии нарушается небно-глоточное смыкание

    1. Открытая Р: функциональная открытая Р.; органическая открытая Р.

    2. Закрытая Р: - органическая закрытая Р (передняя закрытая Р; задняя закрытая Р); функциональная закрытая Р.

    Открытая Р – ротовые звуки приобретают назальность (гнусавый носовой оттенок): при произнесении шипящих и фрикативных – хрипловатый звук в носовой полости; при произнесении взрывных П, Б, Д, Т, К, Г – звуки произносятся смазано, неясно (недостаточность воздушного давления); звуки Л, Р – звучат с носовым оттенком, Р – без вибрации

    Функциональная открытая Р – недостаточный подъем мягкого неба при вялой артикуляции: после удаления аденоидов («привычная»); после перенесенной дифтерии (постдифтерийный порез)

    Органическая открытая Р – м.б. приобретенной (перфорации неба, порезы, параличи, рубцовые изменения, опухоли) и врожденной (расщелины мягкого и твердого неба, укорочение мягкого неба)

    Закрытая Р возн-т при пониж-м физиологическом носовом резонансе. Причины: органические изменения в носовом пространстве, болезни, в результате которых затруднено носовое дыхание. Проявления: отсутствие носового резонанса у звуков М, МЬ, Н, НЬ (звучат как звуки Б.БЬ, Д, ДЬ)

    1. Передняя закрытая Р - при непроходимости носовых полостей: гипертрофия слизистой носа; полипы; искривление носовой полости и носовой перегородки; опухоли носовой полости.

    2. Задняя закрытая Р – уменьш. носовой полости: аденоиды; опухоли

    3. Функциональная закрытая Р - мягкое небо поднимается очень высоко и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке (при невротических расстройствах у детей)

    При органической закрытой Р: 1. устр-т причины непроход-ти носовой полости; 2.проводят упражнения как при функциональных нарушения

    Смешанная Р. Причина: непроход-ть полости носа + недостат-ть небно-глоточного контакта функционального или органического происхождения.

  • Замкнутость
  • Затруднение приема пищи
  • Изменение голоса
  • Нарушение дыхания
  • Нарушение звукопроизношения
  • Нарушения письма
  • Недобор веса у новорожденных
  • Неестественная речь
  • Необходимость в дыхании через рот
  • Непроизвольные колебания глаз
  • Опущение верхнего века
  • Расщелины лица
  • Склонность к простудным заболеваниям
  • Скудность словарного запаса
  • Тихая речь
  • Тусклость голоса
  • Ринолалия – представляет собой патологию, при которой нарушается и искажается произношение звуков в частности, и речи в целом. Это довольно редкое расстройство, которое диагностируется у 1–2 детей на 1000. Подобная разновидность речевого дефекта может носить как врождённый, так и приобретённый характер, отчего и предрасполагающие факторы развития также будут отличаться.

    Недуг имеет специфическую симптоматику, игнорировать которую родители не могут. Основными симптомами принято считать невнятную или невыразительную речь, позднее произношение первых слов малышом, а также большое количество психологических признаков.

    В подавляющем большинстве случаев установление правильного диагноза не является проблемой, однако могут возникнуть трудности с определением разновидности заболевания. Именно на этом фоне диагностика носит комплексный характер и включает в себя консультирование специалистов из различных областей медицины.

    Лечение у детей зачастую основывается на консервативных методиках, однако при некоторых формах заболевания в обязательном порядке обращаются к хирургическому вмешательству.

    Этиология

    Патогенез недуга заключается в неправильном взаимодействии между носовой полостью и ротоглоткой. Это становится причиной того, что во время образования звуков поток воздуха идёт неправильным путём, на фоне чего искажается произношение.

    Причины врождённой формы недуга представлены:

    • нарушением целостности мягкого или твёрдого неба, что в медицинской сфере носит название синдром « »;
    • расщеплениями верхней челюсти или верхней губы – такое расстройство широко известно как « »;
    • дефектами мягкого неба, а именно его укорочением;
    • патологиями маленького язычка – сюда стоит отнести его полное отсутствие или, наоборот, раздвоение;
    • расщелинами твёрдого неба, которые носят скрытый характер.

    Помимо этого, вызвать первичную ринолалию могут тяжёлые заболевания, перенесённые женщиной во время вынашивания плода в первом триместре. К таким болезням стоит отнести:

    • и другие инфекционные процессы.

    Не последнюю роль в возникновении такого расстройства речевой функции также играют:

    • воздействие токсических веществ на организм беременной;
    • пристрастие будущей матери к наркотическим веществам, спиртному или никотину – далеко не все представительницы женского пола, узнав о том, что ожидают ребёнка, считают нужным избавляться от пагубных пристрастий;
    • частые стрессовые ситуации, которым подвергаются женщины в положении;
    • протекание расстройств эндокринного характера до или вовремя беременности.

    Стоит отметить, что вышеуказанные дефекты, провоцирующие возникновение ринолалии, образуются у плода на ранних этапах внутриутробного развития, а именно на седьмой или восьмой неделе.

    Также считается, что не последнее место занимает отягощённая наследственность. Высока вероятность развития у ребёнка подобного нарушения речи, если у одного из родителей присутствуют:

    • расщелина губы или неба;
    • несимметричность кончика носа;
    • асимметрия крыльев носа.

    Механизмы развития приобретённой ринолалии будут диктоваться разновидностью недуга. Например, способствовать развитию вторичной открытой органической ринолалии будут:

    • деформации неба рубцового характера;
    • такие состояния, как паралич или парез мягкого нёба;
    • сдавливание опухолью таких нервов, как блуждающий и языкоглоточный.

    Открытая функциональная приобретённая ринолалия развивается на фоне:

    • перенесённого ранее вмешательства по иссечению аденоидов;
    • пареза мягкого нёба, возникшего на фоне дифтерии.

    Закрытая ринолалия органической природы зачастую возникает из-за широкого спектра анатомических изменений в носу или носоглотке. Из этого следует, что источниками могут выступать

    • , расположенной в носовой полости;
    • появление доброкачественных новообразований или полипов;
    • гипертрофия слизистой носа;
    • злокачественные опухоли в носу;
    • образование непарной миндалины.

    Функциональная форма закрытой ринолалии представлена таким этиологическим фактором, как высокий тонус мягкого неба. Подобное состояние выражается в том, что невозможен полноценный выход струи воздуха через нос. Это нарушение может возникнуть из-за:

    • аденоидэктомии, т. е. операции по иссечению аденоидов;
    • различных отклонений неврологического происхождения;
    • банального копирования гнусавости речи окружающих людей.

    Классификация

    Ринолалия, определение которой состоит в неправильном функциональном взаимоотношении носовой полости и ротоглотки, имеет несколько разновидностей.

    Основная классификация делит подобное заболевание на две формы:

    • открытая ринолалия – воздух одновременно проходит через рот и нос;
    • закрытая ринолалия – отличается тем, что воздух проходит не через нос, что обуславливается присутствием преграды в носовой полости или в зоне носоглотки. Это становится причиной того, что в значительной мере искажаются звуки «м» и «н». Помимо этого, гласные подвергаются изменениям, а именно теряют свою тональность и звонкость;
    • смешанная ринолалия – присутствуют признаки двух вышеуказанных форм, а голос у ребёнка приобретает носовое звучание.

    Примечательно то, что открытая ринолалия диагностируется в несколько раз чаще закрытого или смешанного типа недуга.

    По причинам возникновения как открытая, так и закрытая ринолалия бывает:

    • органической . Для открытой формы возникновение обуславливается врождёнными, реже приобретёнными дефектами ротоглотки или носовой полости. Закрытый тип недуга вызывают деформации носа;
    • функциональной – функциональная открытая ринолалия обусловлена перенесённой ранее какой-либо болезнью носоглотки. При закрытой разновидности болезни воздушный поток направлен через рот, а предрасполагающие факторы часто представлены неврологическими расстройствами.

    Помимо этого, существуют такие виды ринолалии:

    • передняя – в подавляющем большинстве случаев выражается на фоне разращения , отчего они приводят к перекрытию хоаны;
    • задняя – развивается из-за , полипов или искривления перегородки носа.

    Симптоматика

    Структура речевого дефекта при ринолалии, т. е. симптоматика болезни, будет несколько отличаться в зависимости от её разновидности.

    Например, для открытой формы патологии будут характерны такие симптомы:

    • нарушение дыхательной функции;
    • трудности во время вскармливания грудного ребёнка или самостоятельного питания детей от двух лет;
    • недостаток массы тела новорождённого;
    • присутствие врождённых расщелин лица;
    • опущение верхнего века;
    • тихая речь;
    • непроизвольные колебательные движения глаз;
    • гиперрефлексия;
    • – первые слова дети зачастую произносят в возрасте двух лет;
    • появление гримас во время общения;
    • скупой словарный запас, что ещё больше затрудняет речевое описание происходящего в жизни ребёнка;
    • раздражительность и замкнутость;
    • повышенная предрасположенность к таким недугам, как и , пневмония или .

    Характеристику закрытой формы ринолалии составляют следующие клинические проявления:

    • изменение тембра голоса;
    • нарушение в произношении носовых звуков;
    • трудности при общении с посторонними людьми;
    • неестественность и тусклость голоса;
    • необходимость в постоянном дыхании через рот;
    • склонность к простудным недугам;
    • развитие астенического синдрома;
    • нарушение письма, что выражается в или ;
    • недостаточный запас слов, по сравнению со сверстниками аналогичной возрастной категории.

    Диагностика

    Ребёнка с ринолалией и выражением вышеуказанной симптоматики необходимо отвести на консультацию к логопеду. Однако по причине того, что подобное нарушение может развиваться на фоне большого количества разнообразных факторов, то в обследовании пациента также принимают участие такие специалисты:

    • челюстно-лицевой хирург;
    • невролог;
    • отоларинголог;
    • ортодонт;
    • фониатр;
    • дефектолог;
    • психолог.

    Первичная диагностика включает в себя:

    • изучение истории болезни и жизненного анамнеза пациента – при этом также учитывается информация касательно протекания беременности. Это даст возможность клиницисту не только установить причину развития заболевания, но и определить его разновидность;
    • проведение тщательного физикального осмотра – для выявления внешних нарушений, например, заячьей губы или волчьей пасти;
    • детальный опрос родителей или взрослого пациента.

    Логопедическое обследование основывается на оценивании:

    • артикуляционного аппарата, в частности его строения и подвижности;
    • дыхания - физиологического и фонационного;
    • голоса и произношения всех звуков;
    • состояния чтения и письма – определяется у детей школьного возраста.

    Иногда для установления этиологического фактора могут потребоваться инструментальные обследования, среди которых выделяют:


    Лабораторные исследования крови и других биологических жидкостей человека не имеют диагностической ценности.

    Лечение

    Коррекция ринолалии будет полностью диктоваться разновидностью протекания подобного речевого дефекта.

    В случаях диагностирования органической разновидности патологии показано устранение анатомических дефектов, что выполняется при помощи:

    • применения глоточного обтуратора;
    • хирургической корректировки деформаций лица – сюда стоит отнести уранопластику, велофарингопластику и хейлопластику;
    • удаления аденоидов и полипов в носу;
    • иссечения новообразований глотки;
    • септопластики.

    Терапия функциональной ринолалии основывается на:

    • физиотерапевтических процедурах;
    • психотерапии;
    • длительной работе логопеда с пациентом.

    Помимо этого, в лечении также принимают участие:

    • логопедический массаж – особенности логопедической работы состоят в осуществлении пальцевого массажа некоторых частей твёрдого неба и вибрационного массажа мягкого неба;
    • дыхательная гимнастика;
    • артикуляционные упражнения.

    Наиболее эффективными упражнениями артикуляционной гимнастики выступают:

    • «удав» - при этом язык сворачивают в трубочку и неспешно высовывают изо рта. Количество повторений – семь раз
    • «игла» - рот закрыт, а языком необходимо поочерёдно дотрагиваться до внутренней поверхности каждой щеки;
    • «часы» - широко раскрывают рот, язык складывают в трубочку и делают им круговые движения;
    • «лиана» - язык свешивают к подбородку и удерживают в таком положении примерно на пять секунд;
    • «метроном» - рот широко открыт, а язык передвигают из одного угла рта к другому;
    • «взлёт-посадка» - отличается от предыдущего упражнения тем, что язык, насколько это возможно, вытягивают к носу, после чего максимально опускают к подбородку.

    Если коррекция подобного нарушения требовала осуществления операции, то после вмешательства в обязательном порядке осуществляется работа логопеда, касательно особенностей постановки звуков при ринолалии в новых для пациента анатомических условиях.

    Коррекционные работы с врачом лучше всего начинать как можно раньше, для того чтобы к тому времени, как ребёнку исполнится 12–15 лет достичь положительных результатов терапии.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    "Владимирский государственный университет

    имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых”

    по дисциплине:

    "Логопедия"

    на тему: "Этиология возникновения ринолалии"

    Выполнил:

    ст. гр. ЗКП - 113

    Ботулина Е.А.

    Принял: Макарова Антонина Ивановна

    Владимир 2015

    Содержание

    • Введение
    • Симптоматика ринолалии
    • Заключение
    • Список литературы

    Введение

    Ринолалия - нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. При ринолалии происходит специфическое изменение голоса. Это происходит из-за того, что при произнесении всех звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки нарушаются (при дислалии могут нарушаться только некоторые звуки). Речь у ребенка становится монотонной и невнятной.

    Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития. Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны.А. А. Лимберг (1964), обобщая сведения из литературы, отмечает, что на 600-1000 новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. В настоящее время частота рождаемости в разных странах детей с врожденной патологией лица и челюстей колеблется от 1 на 500 новорожденных до 1 на 2500 с тенденцией к увеличению за последние 15 лет (Буриан, С.И. Блохина и др. (1995).

    Ринолалия: характеристика нарушения

    Ринолалия - это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата. Ранее для обозначения этого нарушения речи употреблялся термин "гнусавость", имеющий народное происхождение и отражающий особенность внешнего проявления расстройства.

    Ринолалия - нарушение звукопроизношения и просодическом стороны речи, в первую очередь - голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата в виде расщелин неба, сращения губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба.

    Логопедическая наука относит к ринолалии такой дефект речевого аппарата, как врожденные расщелины нёба.

    В настоящее время принята следующая классификация.

    Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина:

    а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа;

    б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

    Врожденные расщелины нёба:

    1) расщелина мягкого нёба: скрытые (субмукозные); неполные; полные;

    2) расщелины мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;

    3) полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

    4) полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.

    Расщелины бывают: сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними).

    Сквозными расщелинами считаются такие, которые, начинаясь от верхней губы, проходят через верхнюю челюсть, твердое и мягкое нёбо вплоть до маленького язычка, который также оказывается раздвоенным или же может совсем отсутствовать. Неполные расщелины могут ограничиваться только укорочением мягкого нёба, отсутствием маленького язычка или раздвоением его. Наблюдаются и незначительные дефекты костного остова твердого нёба, притом скрытые под слизистой оболочкой - так называемые субмукозные (подслизистые) щели; такая щель прощупывается при легком нажиме на задний край твердого нёба и обнаруживается при громком отрывистом произнесении звука а в виде втягивающегося внутрь треугольника в том же месте, причем величина его будет соответствовать костной расщелине.

    Причины возникновения ринолалии

    Врожденные расщелины нёба являются одним из наиболее распространенных пороков развития лица и челюстей. Причинами его могут быть самые разные экзогенные и эндогенные факторы, воздействующие на плод на раннем этапе его развития - до 7-9 недель.

    По имеющимся в литературе сведениям, только в нашей стране ежегодно рождается до 5000 детей с нёбными расщелинами, причем эта цифра имеет тенденцию к росту. Появление нёбных расщелин может быть связано с наследственными факторами, с неблагоприятными условиями протекания первых двух месяцев беременности (заболевания матери гриппом, паротитом, краснухой; токсоплазмоз; наличие эндокринных нарушений; профессиональные вредности; психические травмы и пр.). Отмечается также отрицательное влияние неблагоприятных экологических факторов, алкоголизма, курения и т.п. Во многих случаях все эти вредности могут так или иначе взаимодействовать.

    1) Наличие врожденных (реже - приобретенных) расщелин мягкого и твердого нёба, приводящих к полной невозможности разобщения носовой и ротовой полостей.

    2) Короткое мягкое нёбо.

    4) Наличие параличей и парезов мягкого нёба, полностью исключающих или резко ограничивающих возможность его поднимания и смыкания с задней стенкой глотки, что опять-таки не позволяет изолировать носовую полость от ротовой.

    5) Некоторая общая вялость артикуляторных мышц (в том числе и мягкого нёба), чаще всего наблюдающаяся у физически ослабленных детей и также препятствующая образованию полноценного нёбно-глоточного затвора. К таким же результатам приводит и "привычное" снижение активности мягкого нёба после удаления аденоидных разрастаний, препятствовавших его нормальной работе, или после уже прошедшего пост дифтерийного паралича.

    6) Наличие аденоидных разрастаний, носовых полипов, опухолей в области носоглотки, искривлений носовой перегородки, создающих условия для постоянной изоляции носовой полости от ротовой. При этом воздух или совсем не попадает в носовую полость или попадает в нее в очень ограниченном количестве. Голос при этом также приобретает носовой оттенок.

    7) Повышенная функция (гиперфункция) мышц мягкого нёба, приводящая к тому, что оно постоянно находится в поднятом положении и тем самым при произнесении всех звуков речи, включая и носовые, изолирует носовую полость от ротовой.

    Первые пять из перечисленных причин приводят к постоянному отсутствию изоляции носовой полости от ротовой, а последние две - к наличию постоянной их изоляции в процессе речи. Однако во всех этих случаях нарушается нормальное резонирование носовой полости при речеобразовании, что и обусловливает появление разных видов ринолалии (при выключении носового резонатора, как уже было отмечено, голос также приобретает носовой оттенок).

    Все перечисленные причины ринолалии принято делить на органические и функциональные в зависимости от того, нарушают ли они анатомическое строение речевого аппарата в его центральном или периферическом отделах или приводят только к нарушению его нормального функционирования. В соответствии с этим к органическим причинам следует отнести наличие нёбных расщелин и все названные выше анатомические изменения в полости носоглотки (органически поврежден периферический отдел речевого аппарата), а также параличи и парезы мягкого нёба (органически страдает центральный отдел речедвигательного анализатора). К функциональным причинам относится гипо - или гиперфункция (то есть пониженная или повышенная активность) мягкого нёба без явных признаков органического повреждения. В очень редких случаях функциональной причиной ринолалии может явиться подражание.

    Симптоматика ринолалии

    Различают закрытую и открытую ринолалию. Органическая закрытая ринолалия обусловлена тем, что по каким-то причинам проход в носовую полость оказывается постоянно закрытым. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные: (п, б, д, т, к, г) звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р. Характерное для органической закрытой ринолалии нарушение носового дыхания приводит во многих случаях к появлению и целого ряда неречевых симптомов: недостаточному развитию грудной клетки ребенка и слабому газообмену в легких, нарушению сна, нарушению функции питания (во время жевания и глотания ребенок вынужден дышать только ртом, что затягивает процесс еды и вызывает ряд неприятных ощущений), быстрой утомляемости, раздражительности, предрасположенности к хроническим респираторным заболеваниям.

    В зависимости от преимущественной локализации органических изменений (полость носа или носоглотка) органическую закрытую ринолалию принято подразделять на два вида: переднюю и заднюю.

    Причинами передней закрытой ринолалии могут быть полипы или опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия слизистой оболочки носа вследствие хронических насморков. Задняя закрытая ринолалия бывает следствием полипов и опухолей в области носоглотки, а также результатом аденоидных разрастаний или сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во всех этих случаях имеет место носовая непроходимость.

    Функциональная закрытая ринолалия чаще всего бывает следствием гиперфункции мягкого нёба, которое постоянно находится в поднятом положении.

    Открытая ринолалия наблюдается при дефектах мягкого или твердого нёба. При звукопроизношении струя воздуха проходит через нос, а не через рот, речь становится непонятной, с носовым оттенком.

    Открытая ринолалия может быть органической и функциональной. Первая бывает врожденной и приобретенной. Чаще всего причиной врожденной формы бывает расщепление мягкого и твердого нёба. Приобретенная форма появляется в результате травм ротовой и носовой полости.

    ринолалия глоточный затвор речевой

    При органической ринолалии сильно изменяется тембр звуков, особенно гласных, нарушается звукопроизношение многих согласных. Расщелины верхней челюсти и твердого нёба в дальнейшем изменяют формирование нормального прикуса. При расщелинах нёба дыхательный и голосовой отделы периферического речевого аппарата не имеют никаких анатомических нарушений, а верхний ого отдел (артикуляционный) грубо нарушен в своем строении: нарушается возможность изоляции между ротовой и носовой полостями. Выдох ринолалика во время речи при достаточно хорошем и полном вдохе остается коротким, толчкообразным, дифференцированное ротовое и носовое дыхание не формируется. Звучание голоса, помимо гнусавого оттенка, отличается бедностью модуляций. В ротовой полости особенно характерно высокое положение корня языка, что является приспособительным положением для закрытия расщелины нёба. Такое положение языка ограничивает подвижность языка. Благодаря взаимной связи мышц языка и губ движения губ также заторможены.

    При функциональной ринолалии нарушается произношение только гласных звуков и после фониатрических упражнений назальный тембр исчезает, а нарушения произношения устраняются обычными упражнениями.

    Смешанная ринолалия имеет место в тех случаях, когда одновременно сосуществуют причины, приводящие к появлению как открытой, так и закрытой ринолалии. Это может наблюдаться при наличии носовых полипов или искривленной носовой перегородки (условия для появления закрытой ринолалии) в сочетании с коротким мягким нёбом или скрытой расщелиной твердого нёба (условия для существования открытой ринолалии).

    Заключение

    Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволило сделать следующие выводы

    Ринолалия - это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата.

    Логопедическая наука относит к ринолалии такой дефект речевого аппарата, как врожденные расщелины нёба. Расщелины бывают сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними).

    Основные причины, которые могут приводить к нарушению нормального функционирования нёбно-глоточного затвора:

    1) Наличие расщелин мягкого и твердого нёба.

    2) Короткое мягкое нёбо.

    3) Отсутствие маленького язычка или его раздвоенность.

    4) Наличие параличей и парезов мягкого нёба.

    5) Некоторая общая вялость артикуляторных мышц.

    6) Наличие аденоидных разрастаний, носовых полипов, опухолей в области носоглотки, искривлений носовой перегородки, создающих условия для постоянной изоляции носовой полости от ротовой.

    7) Повышенная функция (гиперфункция) мышц мягкого нёба.

    Различают закрытую и открытую ринолалию.

    Список литературы

    1. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. М., Просвещение, 1984.

    2. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.М., ВЛАДОС, 1999.

    3. Парамонова Л. Логопедия для всех. СПб, Питер, 2004.

    4. Правдина О.В. Логопедия. М., Просвещение, 1969.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Пороки развития лица и челюстей. Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба. Основные причины возникновения ринолалии. Основные причины, которые могут приводить к нарушению нормального функционирования нёбно-глоточного затвора.

      реферат , добавлен 24.03.2013

      Причины нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. Формы дизартрии, алалии и ринолалии, афазии. Особенности речевого развития детей логопедических групп.

      презентация , добавлен 15.01.2016

      Рассмотрение близнецового и клинико-генеалогического методов исследования генетической обусловленности патологических нарушений речи. Характеристика алалии, ринолалии, заикания, дислалии и тахилалии как специфических проявлений задержки развития речи.

      реферат , добавлен 29.03.2010

      Расстройство звукопроизношения как результат излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости в процессе речи. Причины открытой, закрытой и смешанной ринолалии. Система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи у детей.

      презентация , добавлен 01.03.2014

      Понятие и основные факторы возникновения задержки речевого развития. Минимальная мозговая дисфункция (ММД), ее сущность, характеристика и причины. Влияние ММД на общение и деятельность. Симптомы ММД у детей с нарушениями речи. Прогноз для детей с ММД.

      реферат , добавлен 10.03.2012

      Сущность дизартрии - нарушения произносительной стороны речи, обусловленного недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой. Отличительные черты бульбарной, подкорковой, мозжечковой, корковой дизартрии.

      контрольная работа , добавлен 14.11.2010

      Понятие черепно-мозговой травмы как повреждения механической энергией черепа и внутричерепного содержимого. Основные причины возникновения черепно-мозговых травм: бытовой и дорожно-транспортный травматизм. Механизм повреждений, их клиническая картина.

      презентация , добавлен 17.04.2015

      Патогенетическая классификация анемий. Различие патологического гемолиза по локализации и течению. Симптомы и нарушения, которые могут вызвать гемолиз. Основные критерии патологического гемолиза. Особенности развития наследственных ферментопатий.

      презентация , добавлен 29.11.2014

      Задержки речевого развития у детей. Отсутствие или рудиментарность лепета. Невыполнение простых словесных команд. Причины патологии детской речи и отсутствие речевой практики. Этапы развития речи в истории человечества. Общение ребенка со взрослыми.

      реферат , добавлен 01.05.2009

      Преждевременная эякуляция и другие ее расстройства у мужчин, их причины. Органические заболевания, которые могут стать причиной преждевременной эякуляции. Механизм развития и симптомы данного нарушения. Диагностика и лечение раннего семяизвержения.

    Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalla - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличать ринолалию от дислалии и ринофонии.

    При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носо­вой полости от глоточной и ротовой.

    Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, осущест­вляемым сокращением мышц мягкого нёба и боковой и задней стенок глотки.

    Одновременно с движением мягкого нёба при фонации проис­ходит утолщение задней стенки глотки, которое также способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

    Уровень контакта мягкого нёба со стенкой глотки может варь­ироваться и зависит от длины мягкого нёба (рис. 34).

    Во время речи мягкое небо непрерывно опускается и поднимает­ся на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и бег­лости речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произно­симых звуков. Установлено, что для гласных, затвор меньше, чем для согласных. Гласные с назальным оттенком появляются в том случае, если между задним краем мягкого нёба и задней стенкой глотки остается пространство около 6 мм.

    Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при со­гласном в, самое сильное - при согласном с (в 6-7 раз сильнее, чем при гласном а). При произнесении носовых звуков м, м", н, н" воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

    РИС. 30. Движение мягкого нёба: А - мягкое нёбо поднято и плотно прижато к задней стенке глотки. Тембр голоса при произношении всех звуков речи, кроме носовых, нормальный; Б - мягкое нёбо поднято и прижато к утолщенной задней стенке глотки. Тембр голоса нормальный; В - мягкое нёбо поднято недостаточно. Контакт между мягким нёбом и стенками глотки отсутствует. Выдыхаемый воздух свободно проникает в носовую полость. Тембр голоса назальный

    ФОРМЫ РИНОЛАЛИИ

    В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточ­ного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

    Закрытая ринолалия. Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время про­изношения звуков речи. Самый сильный резонанс в норме наблю­дается при произнесении носовых м, м" н, «". В процессе артикуля­ции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость. Если же носовой резонанс отсутст­вует, эти фонемы звучат как ротовые б, б", д, д".

    Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый оттенок.

    Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органи­ческие изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание. Передняя закрытая ринолалия возникает при хронической гипер­трофии слизистой носа, главным образом задних отделов нижних раковин, при полипах в носовой полости, при искривлении пере­городки носа и. при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей чаще всего является следствием больших адено­идных разрастаний, изредка носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.

    Функциональная закрытая ринолалия встречает­ся у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей проходимости носовой по­лости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной за­крытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невроти­ческих расстройствах у детей.

    При органической закрытой ринолалии прежде всего устраняют причины непроходимости носовой полости. Как только появляется правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости носовой полости (на­пример, после аденотомии) закрытая ринолалия или ринофония продолжается в обычной форме, прибегают к тем же упражнениям, что и при функциональных нарушениях. При функциональной закры­той ринолалии детей систематически упражняют в произнесении но­совых звуков. Проводится подготовительная работа по диф­ференциации ротового и носового вдоха и выдоха.

    Затем статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. Полезно применять также динамическую)гимнастику, при которой дыхательные движения сочетаются с движениями рук и туловища. Детей обучают протяжному произне­сению звуков, так чтобы ощущалась сильная вибрация в области крыльев носа и основания носа. Далее дошкольников побуждают произносить слоги па, пе, пу, по, пи таким образом, чтобы гласные звучали немного в нос. Таким же способом отрабатывают произ­ношение согласных в позиции перед носовыми звуками (слоги типа ам,ом, ум, ан).

    После того как ребенок научится правильно произносить эти слоги, вводят слова, в которых имеются носовые звуки. Нужно, чтобы он произносил их преувеличенно громко и протяжно с силь­ным носовым резонансом.

    Заключительными являются упражнения на громкое краткое и длительное произнесение гласных звуков. Кроме того, использу­ются вокальные упражнения.

    Продолжительность коррекционной работы при функциональ­ной закрытой ринофонии небольшая. При ринолалии сроки длин­нее и их бывает трудно предсказать заранее. Это объясняется тем, что при функциональной закрытой ринолалии требуется также устранение дефектов артикуляции звуков. Кроме того, у детей с данной формой ринолалии часто наблюдаются некоторые особен­ности психического развития.

    Открытая ринолалия. Для нормальной фонации характерно на­личие затвора между ротовой и носовой полостями, когда голо­совая вибрация проникает только через ротовую полость. Если же разделение между носовой полостью и ротовой неполное, вибри­рующий звук проникает и в носовую полость. В результате нару­шения преграды между ротовой и носовой полостью увеличивается голосовой резонанс. При этом изменяется тембр звуков, особенно гласных. Наиболее заметно изменяется тембр гласных звуков и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Менее назально звучат гласные звуки е и о, и еще меньше нарушен гласный а, так как при его произношении ротовая полость широко раскрыта.

    Кроме тембра гласных звуков, при открытой ринолалии нару­шается тембр некоторых согласных. При произнесении шипящих звуков и фрикативных ф, в, х прибавляется хриплый звук, возни­кающий в носовой полости. Взрывные звуки п, б, д, т, к и г, а также сонорные лир звучат неясно, так как в ротовой полости не может образовываться воздушное.давление, необходимое для их точного произношения. При длительной открытой ринолалии (особенно органической) воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, которое необхо­димо для образования звука р.

    Открытая ринолалия может быть органической и функ­циональной.

    Органическая открытая ринолалия бывает врожденной или приоб­ретенной.

    Наиболее частой причиной врожденной формы является рас­щепление мягкого и твердого нёба.

    Приобретенная открытая ринолалия образуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного пара­лича мягкого нёба.

    Причины возникновения функциональной открытой ринолалии могут быть разными. Например, она бывает при фонации у детей с вялой артикуляцией мягкого неба. Функциональ­ная открытая форма проявляется при истерии, иногда как само­стоятельный дефект, иногда как подражательный.

    Одна из функциональных форм - привычная открытая рино­лалия, наблюдаемая, например, после удаления больших аденоид­ных разрастаний, возникает в результате длительного ограниче­ния подвижности мягкого нёба.

    Функциональное обследование при открытой ринолалии не обна­руживает органических изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит также то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при произношении согласных нёбно-глоточное смы­кание хорошее и назализации не происходит.

    Прогноз при функциональной открытой ринолалии более бла­гоприятный, чем при органической. Назальный тембр исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устра­няются обычными методами, применяемыми при дислалии.

    Ринолалия, обусловленная врожденным несращением губы и нёба, представляет серьезную проблему для логопедии и целого ряда наук медицинского цикла (хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, медицинской генетики и др.). Расщелины губы и нёба являются наиболее распространенным и тяжелым врожденным пороком развития.

    В результате этого дефекта у детей в процессе их физического развития возникают серьезные функциональные расстройства.

    У детей с врожденным несращением губы и нёба очень затруд­нен акт сосания. Особенные трудности он представляет у детей со сквозной расщелиной губы и нёба, а при двусторонних сквозных расщелинах этот акт вообще невозможен.

    Затрудненное вскармливание приводит к ослаблению жиз­ненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени дети с расщелинами пред­расположены к катару верхних дыхательных путей, бронхиту, пнев­монии, рахиту, анемии.

    Нередко у таких детей наблюдаются патологические изменения в лорорганах; искривления носовой перегородки, деформации крыльев носа, аденоиды, гипертрофии (увеличения) миндалин. За­частую у них возникают воспалительные процессы в носовой облас­ти. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха.

    у Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, слу­жат причиной понижения слуха. Примерно 60-70% детей с рас­щелинами нёба имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) - от небольшого снижения, не препятствующего вос­приятию речи, до значительной тугоухости.

    С отклонениями в анатомическом строении губы и нёба тесно связаны недоразвитие верхней челюсти и неправильный прикус с дефектным расположением зубов.

    Многочисленные функциональные нарушения, вызванные дефек­том строения губы и нёба, требуют постоянного врачебного наблю­дения.

    В нашей стране созданы условия для комплексного лечения в специализированных центрах при НИИ травматологии, при ка­федрах хирургической стоматологии, а также в других учреждениях, где осуществляется большая лечебно-профилактическая работа!

    Врачи различных специальностей наблюдают детей и сообща принимают план комплексного лечения.

    В течение первых лет жизни ребенка ведущая роль принад­лежит педиатру, который руководит вскармливанием и режимом дня малыша, осуществляет профилактику и проводит лечение, в случае необходимости рекомендует амбулаторное или стационарное лечение.

    Операция по восстановлению верхней губы (хейлопластика) рекомендуется в первый год жизни ребенка; часто ее производят в родильных домах в первые дни после рождения.

    В случаях расщелины нёба стоматолог-ортодонт применяет различные приспособления, в том числе обтуратор, которые облег­чают питание и создают условия для развития речи в дооперационный период. Отоларинголог выявляет и лечит все болезненные изменения в ушной, носовой полостях, в носоглотке и гортани и под­готавливает детей к операции.


    Рис.35. Левосторонняя расщелина верхней губы и альвеолярного отростка

    Рис. 36. Левосторонняя расщелина твердого нёба


    При отклонениях в умственном развитии и наличии выра­женных невротических реакций ребенка консультирует невро­патолог.

    Операция восстановления нёба (уранопластика проводится в большинстве случаев в дошкольном возрасте).

    По состоянию психического развития дети с расщелинами нёба делятся на три категории: дети с нормальным психическим раз­витием; дети с задержкой умственного развития; дети с олигофре­нией (разной степени). При неврологическом обследовании при­знаки выраженного очагового поражения головного мозга, как правило, не наблюдаются. У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки. Намного чаще у детей отмечаются функциональные нарушения нервной системы, иногда значительно выраженные психогенные реакции, повышенная возбудимость.

    Помимо всего- вышесказанного, врожденные расщелины нёба оказывают отрицательное влияние на развитие речи ребенка.

    Расщелины губы и нёба играют различную роль в формирова­нии речевого недоразвития. Это зависит от величины и формы ана­томического дефекта.

    Встречаются следующие виды расщелин:

    1) расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка (рис.35).

    2) расщелины твердого и мягкого нёба (рис.36).

    3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба - одно- и двусторонние;

    4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба.

    При расщелинах, губы и нёба все звуки приобретают носовой или назальный оттенок, который грубо нарушает внятность речи.

    Типичным является наложение на назализованные звуки допол­нительных шумов, таких, как придыхание, храп, гортанность и др.

    Возникает специфическое нарушение тембра голоса и звукопроизношения.

    Чтобы препятствовать прохождению пищи через нос, ребенок с самого раннего возраста приобретает привычку поднимать зад­нюю часть языка для блокирования прохода в носовую полость. Эта позиция языка становится привычной и также меняет артику­ляцию звуков.

    Во время речи дети обычно мало раскрывают рот и выше, чем требуется, поднимают спинку языка. Кончик языка в связи с этим не двигается в полной мере. Подобная привычка ухуд­шает качество речи, так как при высоком положении челюсти и языка ротовая полость приобретает форму, способствующую по­паданию воздуха в нос, что усиливает назальность.

    При попытке произнести звуки п, б, ф, в ребенок с ринолалией использует «свои» методы. Звуки заменяются глоточным щелчком, который очень своеобразно характеризует речь ребенка с тяжелой формой ринолалии. Специфический щелчок, напоминающий звук клапана, образуется при соприкосновении надгортанника с задней частью языка.

    Прямое соответствие между величиной нёбного дефекта и сте­пенью искажения речи не установлено. Это объясняется большими индивидуальными различиями в конфигурации носовой и ротовой полостей у детей, соотношении резонирующих полостей и компен­саторных приемов, которые использует каждый ребенок для повы­шения внятности своей речи. Кроме того, внятность речи зависит от возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.

    Логопедические занятия с ребенком необходимо начинать в дооперационный период, чтобы предотвратить возникновение серьез­ных изменений в функционировании органов речи. На данном этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется поло­жение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вы­рабатывается направленный ротовой выдох. Все это, вместе взятое, создает благоприятные условия для повышения эффективности операции и последующей коррекции. Через 15-20 дней после опе­рации специальные упражнения повторяют; но теперь основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.

    Изучение речевой деятельности детей, страдающих ринола­лией, показывает, что неполноценные анатомо-физиологические условия речеобразования, ограниченность моторного компонента речи приводят не только к аномальному развитию ее звуковой сто­роны, но в ряде случаев и к более глубокому системному нару­шению всех ее компонентов.

    С возрастом ребенка показатели речевого развития ухудшают­ся (по сравнению с показателями нормально говорящих детей), структура дефекта осложняется за счет нарушения различных форм письменной речи (j$tftr"3?).

    Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с рино­лалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение для нормализации речи, предотвращения трудностей в обучении и выборе профессии.

    Постановка коррекционных задач определяется результатам обследования речи детей.


    РИС. 37. Пример нарушенного письма у ребенка с ринолалией (На столе стоит чешка; Дятел долбит в стволе дупло)

    Министерство науки и образования Российской Федерации ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского"

    Ринолалия

    Учебное пособие

    УДК 376.3 ББК 74.37р30 Р 51 ISBN 978-5-87555-417-8

    Цель данного пособия: ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией, с анатомо-физиологическими механизмами речи при ринолалии, с методами диагностики и коррекции голоса и речи при данном нарушении.

    Введение

    Глава 1. Общие сведения о ринолалии

    Определение ринолалии

    2. Классификация ринолалии

    Закрытая ринолалия

    Открытая ринолалия

    Смешанная ринолалия

    Глава 2. Расщелины неба и их влияние на общее и речевое развитие ребенка

    Причины врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба

    Виды врожденных расщелин

    Классификация расщелин

    4. Анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата в норме и при расщелине твердого и мягкого неба

    5. Характеристика структуры дефекта при открытой органической ринолалии

    Первичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии

    Вторичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии

    Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

    Глава 3. Комплексное обследование детей с ринолалией

    Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

    Глава 4. Система коррекционной работы с детьми с врожденными расщелинами неба

    1. История развития методов преодоления открытой органической ринолалии

    2. Основные направления коррекционной работы при ринолалии

    3. Основные условия, определяющие прогноз коррекционной работы

    4. Сроки хирургического вмешательства

    5. Два периода коррекционной работы при ринолалии

    6. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания

    7. Этапы работы над дыханием при ринолалии

    8. Активизация артикуляционного аппарата

    9. Постановка правильного звукопроизношения при ринолалии

    11. Логопедическая ритмика в общей системе лечебно-коррекционного воздействия при ринолалии

    12. Ранняя профилактическая работа с детьми с врожденными расщелинами верхней губы и неба

    13. Профилактика нарушений слуха у детей с врожденными расщелинами твердого и мягкого неба

    14. Учреждения, в которых оказывается коррекционная помощь детям с ринолалией

    15. Оценка речи детей с ринолалией после проведенной логопедической работы

    Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

    Примерная тематика рефератов и курсовых работ

    Примерный перечень вопросов к экзамену

    Введение

    Среди врожденных пороков развития одно из первых мест занимают расщелины верхней губы, твердого и мягкого неба. Частота такой патологии составляет 1 случай на 600-700 рождений. Основной речевой дефект у таких детей - открытая органическая ринолалия.

    В данном учебном пособии рассматриваются причины и патогенетические механизмы ринолалии, дается анализ структуры дефекта, первичных и вторичных отклонений развития у детей с данной патологией, предлагается характеристика программы диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения и тембра голоса при данном нарушении.

    Учебные материалы предназначены студентам дефектологического факультета специальности "Логопедия" и направлены на дальнейшее совершенствование подготовки логопедов - их профессиональных практических умений и навыков по коррекции первичного дефекта и вторичных отклонений развития у детей с ринолалией.

    Цель данного пособия: ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией, с анатомо-физиологическими механизмами речи при ринолалии, с методами диагностики и коррекции голоса и речи при данном нарушении.

    Основные задачи данной дисциплины:

    - ознакомление студентов с этиологией и патогенезом ринолалии;

    Ознакомление с приемами и методами медико-психолого-педагогической диагностики состояния детей с врожденными расщелинами губы и неба;

    Формирование теоретических и практических представлений о комплексном подходе к устранению данной речевой патологии;

    Ознакомление студентов с методиками коррекционного воздействия при ринолалии.

    Студенты, изучившие дисциплину "Ринолалия", должны знать:

    Этиопатогенетические механизмы ринолалии;

    Клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с ринолалией;

    Основные методики коррекционного воздействия при ринолалии.

    Студенты должны уметь:

    - проводить обследование детей с ринолалией;

    Определять первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта;

    Осуществлять выбор коррекционных методик, планировать и проводить коррекционную психолого-педагогическую работу в до- и послеоперационный периоды с детьми с врожденными расщелинами губы и неба.

    Студенты должны владеть навыками:

    Составление протокола обследования, анализ материалов обследования, отбор речевого и дидактического материала для логопедических занятий.