Войти
Логопедический портал
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Деникин Антон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
  • Психологическая характеристика ребенка с овз. Психолого - педагогическая характеристика детей с овз

    Психологическая характеристика ребенка с овз. Психолого - педагогическая характеристика детей с овз

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта

    При нарушении умственного развития неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость ко всему новому Л.С.Выготский.

    Развитие ребенка с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. Отсутствует стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители. У таких детей не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, комплекс оживления.

    Дети с нарушением интеллекта овладевают прямохождением в разное время: у небольшой части детей оно развивается по срокам в пределах нормы, у другой половины наблюдается существенное отставание, которое компенсируется, как правило, в пределах раннего возраста. Вместе с тем у всех длительно сохраняется неуверенность, шаткость походки, неустойчивость. Развитие предметных действий у детей с нарушением интеллекта в раннем возрасте фактически только начинается, в основном, в виде манипуляций. У части детей возникают некоторые стандартные предметные действия (только при самообслуживании) или стремление к овладению ими. Предметная деятельность в раннем возрасте не возникает. Развитие речи и общения также задерживается. У большинства детей активная речь не возникает. Пассивная речь развивается лучше. Она оказывает некоторое воздействие на деятельность и поведение ребенка в хорошо знакомой ситуации.

    Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, развитии речи и познавательных процессов – в значительной мере носят вторичный характер. При правильной организации жизни, возможно более раннем начале специального обучения, многие дефекты развития могут быть скорригированы и даже предупреждены.

    В дошкольном возрасте у ребенка в норме происходят большие изменения во всем психическом развитии. Очень усиливается его познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появление зачатков логического мышления.

    В трудах А.В. Запорожца отмечается, что у дошкольников появляется возможность выполнения действий по словесной инструкции, усвоения знаний на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления.

    Появляются новые виды деятельности: игра – первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная, конструктивная – первые виды продуктивной деятельности ребенка; элементы трудовой деятельности.

    К концу дошкольного возраста появляется готовность к школьному обучению.

    Для детей с нарушением интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия ребенка с нарушениями интеллекта. Дети могут уже делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине). У отдельных детей имеется также продвижение в развитии целостного восприятия. К концу дошкольного возраста не многие дети достигают уровня развития восприятия, с которого дети в норме начинают дошкольный возраст. У детей олигофренов развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные эталоны зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую.

    Таким образом, для детей с аномалиями в развитии характерно большое отставание в сроках развития восприятия, замедленный темп развития. У них поздно и часто неполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это задерживает формирование представлений об окружающем мире.

    Дети с нарушением интеллекта, поступающие в специальный детский сад, существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Они имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не различают свойства предметов, недостаточно ориентируются в пространстве. К концу дошкольного возраста дети с нарушениями интеллекта, не прошедшие коррекционного обучения с точки зрения развития восприятия, представляет собой весьма неоднородный контингент.

    Первая форма мышления, возникающая у ребенка в норме, - наглядно-действенное мышление. Оно является исходной формой, на основе чего возникает сначала наглядно-образное, а затем и словесно-логическое мышление.

    Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая закрепляет образы представления. "Однако фактически ребенок и на этом этапе пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет при этом очень важную роль».

    Речь у детей с аномалиями в развитии очень слабо развита. В результате чего, к школьному возрасту, необученные дети приходят с существенным речевым недоразвитием.

    Таким образом, психическое развитие ребенка с нарушением интеллекта без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Отмечается отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это сказывается и как в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и к социальным явлениям – пассивным отношением к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе.

    К концу дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта оказывается несформированной предметная деятельность, игровая, изобразительная; познавательные процессы: восприятие, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное недоразвитие моторики. Большинство отклонений являются вторичными. Именно это является одной из причин неоднородности показателей развития у разных детей.

    Алексей обучается в МБОУ «СОШ №» с 5 класса. Относится к категории детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. За период обучения показал удовлетворительные знания по всем предметам. Программный материал усваивает частично. Семья, где проживает Алексей, неполная. Мама... уделяет достаточное внимание обучению и воспитанию сына. Постоянно посещает школу, интересуется учебной деятельностью ребенка.

    Психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка.

    Мальчик интересуется музыкой, ходит на занятия в музыкальную школу.

    Сложности обучения:

    Алексей не способен включиться в учебную работу, самостоятельно начать выполнение задания, наблюдается неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи, неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач. Подросток не может понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее, применить знания в нестандартной ситуации.

    Не может решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.

    Алексей не проявляет должного интереса к учебной деятельности. Работоспособность на уроках снижена, задания выполняет в замедленном темпе.С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Медленно усваивает все новое, лишь после многократных повторений.Не умеет осуществлять самоконтроль, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной задачей.

    Не нарушает нормы поведения в школе, реакция на замечания адекватная, умеет подчиняться требованиям взрослых. Отношения с одноклассниками складываются ровные. Контактирует со всеми учащимися, но, как говорит сам Алексей, чувствует он себя не совсем хорошо среди сверстников.

    Эмоциональные реакции адекватны. Наблюдается пассивность в процессе общения с людьми, застенчивость. Может вспылить, обидеться. Проявляет живую эмоциональную реакцию на события. Переживает по поводу неудач в учебном труде.

    По русскому языку допускает много орфографических и пунктуационных ошибок при написании текста под диктовку, искажает слова, не всегда может подбирать проверочные слова, не применяет на практике изученные орфограммы.

    Имеет низкий словарный запас, поэтому испытывает сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении.

    Наблюдаются трудности при разборе слова по составу. Не различает однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Затрудняется при определении грамматических признаков различных частей речи.

    Испытывает трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова.

    По литературе читает медленно, невыразительно, часто обнаруживается недостаточное понимание прочитанного. При чтении допускает следующие ошибки: замена букв, пропуски, перестановки букв, искажение слов, неправильная постановка ударение. Не умеет приводить примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение.

    На вопросы отвечает односложно, развернутых ответов не дает. Пересказывает с помощью дополнительных (наводящих) вопросов учителя.

    Домашние задания Алексей выполняет с помощью взрослых, часто сам не может объяснить практической значимости работы.

    За время обучения показал слабые знания по основным предметам, низкий уровень учебной мотивации в усвоении программного материала

    Заключение

    Испытывает трудности в усвоении программы 8 класса, требует психолого-педагогической коррекции, индивидуального подхода в обучении.

    Имеет проблемы в фактических знаниях по русскому языку. Норму чтения не выполняет, при чтении допускает ошибки. Не умеет высказывать свою точку зрения. Низкий словарный запас.

    Утомляем, снижена работоспособность. Не умеет осуществлять самоконтроль, не способен замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной целью.

    Формирование учебной мотивации.

    Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях:

    русский язык:

    * расширять словарный запас, связную устную и письменную речь;

    * развивать умение различать звуки и буквы; характеризовать звуки;

    * развивать умение различать изменяемые и неизменяемые слова, родственные (однокоренные) слова и формы слова;

    * учить находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

    * учить выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

    * учитьприменять правила правописания, проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

    * развернутое проговаривание учителем совместно с учащимся алгоритма проверки орфограммы.

    * использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, выборочное — в соответствии с целью чтения;

    * ориентироваться в тексте, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

    * определять главную мысль произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

    * осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;

    * вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.

    - Организация учебного взаимодействия с одноклассниками: работа в паре с учеником, успешно усваивающим данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности; дифференцированная и индивидуальная работа по устранению пробелов.

    Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку, литературе.

    Чтобы скачать материал или !

    Фамилия, имя. Дата рождения. Диагноз. Посещал ли детский сад. Год поступления в школу. В каких классах и сколько лет учился.

    1. История развития.

    Состояние здоровья родителей. Особенности беременности и родов. Раннее развитие ребенка. Заболевания и травмы в дошкольном возрасте.

    1. Семья ребенка.

    Состав семьи. Занятия родителей. Материальные условия жизни семьи. Условия воспитания ребенка в семье. Режим дня. Взаимоотношения между членами семьи. Отношение членов семьи к ребенку.

    1. Физический статус.

    Физическое развитие, соответствие возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост, упитанность и т. д.)

    Состояние моторики. Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Координация движений.

    Состояние анализаторов (зрение, слух и т. д.)

    Наличие хронических заболевание. Утомляемость.

    1. Особенности познавательной деятельности.
    1. Внимание. Объем. Устойчивость. Переключаемость. Особенности произвольного и непроизвольного внимания.
    2. Восприятие. Скорость, объем, полнота, точность, осмысленность.

    Особенности зрительных, слуховых, тактильных восприятий.

    Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени.

    1. Память. Быстрота, полнота, прочность запоминания. Особенности запоминания цифрового, фактического и словесного материала. Особенности и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания.

    Осмысленность, точность, полнота воспроизведения. Использование приемов запоминания и припоминания.

    Наличие и особенности логической (смысловой) памяти.

    Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, смешанная)

    Индивидуальные особенности памяти.

    1. Особенности речи. Уровень речевого развития. Темп и ритм речи. Дефекты произношения. Особенности голоса. Эмоциональная окраска речи.

    Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря.

    Грамматический строй речи.

    Состояние диалогической и повествовательно-описательной речи.

    Особенности письменной речи.

    1. Мышление. Особенности анализа и синтеза. Сравнения: правильность и полнота. Наличие многоступенчатого анализа и сравнения. Особенности сравнения зрительно воспринимаемых объектов и словесного материала. Особенности обобщения и конкретизации.

    Уровень развития мышления (наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое).

    Уровень усвоения общих и абстрактных понятий.

    Умение устанавливать причинно-следственные зависимости.

    Понимание главного в тексте, сюжете.

    Способность делать самостоятельные выводы.

    1. Эмоционально-волевая сфера.

    Глубина, устойчивость чувств. Преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости. Наличие аффективных вспышек.

    Особенности воли. Подчиняемость. Внушаемость. Проявления негативизма.

    Наличие дружеских и родственных чувств.

    Наличие патологических влечений.

    1. Общеучебные умения и навыки.

    Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебником, тетрадью.

    Умение планировать свою деятельность, работать по плану. Навыки самоконтроля.

    Особенности и трудности усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, применения усвоенных знаний и умений.

    Самостоятельность в усвоении и применении знаний. Умение подбирать собственные примеры к изученным правилам, объяснять свои действия.

    Наличие и особенности переноса знаний и навыков в новую ситуацию.

    1. Особенности усвоения отдельных учебных предметов.

    Отношение к учебным предметам.

    Мотивы учебной деятельности. Прилежание.

    Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и порицанию.

    Особенности овладения трудовыми умениями и навыками. Отношение к урокам труда и трудовой деятельности. Самостоятельность.

    1. Особенности личности.

    Направленность личности. Характер интересов. Уровень притязаний и самооценка. Ответственность.

    Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. Самостоятельность поведения.

    Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. Место и роль в коллективе. Наличие конформизма.

    Социализация личности.

    • . Педагогические выводы и рекомендации.

    Предварительный просмотр:

    Таня Б., 7 лет, ученица I класса. (конституционального генеза)

    В семье 5 детей, все девочки. Таня - четвертый ребенок от шестой беременности. Все три старшие сестры имеют задержку психического развития.

    Физическое развитие Тани отстает от паспортного возраста. Девочка непосредственна, эмоции проявляются ярко, настроение повышенное.

    Дисциплину на уроках Тане соблюдать трудно, ей нелегко воздержаться от высказываний, кроме того, поведение сильно зависит от настроения, которое может очень резко меняться. Активность, отмечаемая во внеурочное время, на занятиях резко снижается. С программным материалом девочка справляется с трудом, умения и навыки вырабатываются медленно, закрепляются плохо. Тане нравится заниматься различными видами письменных работ, но на замечания о неверном написании букв или цифр реагирует часто негативно, ошибки не осознает. Счетные операции производятся с трудом, часто не осознаются. Наибольшие затруднения возникают у Тани при чтении из-за слабого развития фонематического восприятия и отсутствия интереса девочки к этому роду занятий. С удовольствием Таня работает на уроках труда, изобразительного искусства. Знает и различает цвета, правильно штрихует рисунок, хорошо вырезает.

    Самостоятельности в овладении знаниями и преодолении трудностей девочка не проявляет. Заметно снижаются возможности Тани при отрицательных эмоциях. В таких ситуациях Таня практически не воспринимает материал. Вывести ее из такого состояния можно похвалой, положительными оценками независимо от результатов ее деятельности. Учитель учитывает эти особенности, использует метод поощрения, но не злоупотребляет им.

    Девочке очень трудно сосредоточиться на работе, ее отвлекает любой посторонний раздражитель, внимание неустойчивое, быстро рассеивается при работе более чем с двумя объектами. Даже на два объекта (например, при сравнении букв) девочке трудно распределить внимание. Переключение внимания зависит от заинтересованности работой. Объем внимания - 2 объекта, в состоянии утомления - не более одного, при работе с большим количеством объектов внимание рассеивается и после этого с трудом привлекается. Преобладающим является непроизвольное внимание.

    Процессы восприятия у Тани протекают в большинстве случаев замедленно. Отмечается поверхность и недостаточная обобщенность восприятия. Девочка правильно воспринимает объекты в привычном для них положении, при изменении условий восприятия этого часто не происходит. Меры времени знает в пределах программы. Восприятие пространства требует дальнейшего развития, положение в пространстве часто определяет неверно, путает «левый - правый», ненаблюдательна. Таня знает основные формы, величины в пределах «большой - маленький», «больше - меньше». Представления лишены обобщенности, полноты, отмечается их фрагментарность даже на бытовом уровне.

    Наиболее эффективным средством, используемым для развития у ученицы обобщенности представлений на уроках развития речи, является наглядность в сочетании с живым словом учителя.

    Материал Таня запоминает медленно, в маленьких объемах. Происходит это в результате преимущественно непроизвольного запоминания после большого количества повторений. Осмысленность при этом часто теряется. Сохранение информации также страдает, поэтому воспроизводит Таня в основном отдельные фрагменты, наиболее яркие. При этом осмысленность воспроизводимого зачастую отсутствует, также отмечается искажение и нарушение последовательности событий.

    Решение мыслительных задач вызывает у Тани значительные затруднения. Рассуждения крайне непоследовательны, причинно-следственные зависимости между явлениями и событиями устанавливаются только с помощью учителя. В большинстве случаев особенностью мышления Тани является пассивность. Умение контролировать и исправлять свои действия, следуя цели задания, практически не сформировано, т. е. отмечается некритичность мышления. Мыслительные операции развиты слабо: наблюдаются бессистемность и непоследовательность анализа при выполнении новых заданий; при сравнении девочке трудно исключить несущественные признаки, операции обобщения и классификации в ряде случаев тоже опираются на несущественные признаки. Аналогию между предметами Таня может провести только под руководством учителя, она не может самостоятельно делать выводы. Умозаключения девочки примитивны, алогичны. Преимущественно развит наглядно-действенный вид мыслительной деятельности, в меньшей степени - наглядно-образный, абстрактный.

    Девочка страдает общим недоразвитием речи. Словарь беден, пассивный словарь значительно шире активного. Предикаты и определения в речи малочисленны. Страдает грамматический строй, наиболее часто встречаются нарушения согласования, пропуск или неверное употребление предлогов. На уроках темп речи замедленный. Отмечается неправильное понимание и, следовательно, неточное использование слов. Монологическая речь бессвязна (отмечается соскальзывание с одной темы на другую), лишена логичности и завершенности. Таня не умеет поддерживать беседу, вопросы может задавать лишь в случаях заинтересованности предметом, часто затрудняется повторить даже сформулированный другим учеником ответ. Списывание осуществляет побуквенно, при письме под диктовку требуется большое количество повторений и контроль со стороны учителя. Отмечаются множественные дефекты звукопроизношения, которые отрицательно сказываются при составлении слов, чтении слогов, темп речи замедлен.

    Умение Тани работать в коллективе требует совершенствования организованности поведения, постоянного контроля со стороны учителя. К учителю девочка относится с уважением, признает его авторитет. Требованиям одноклассников не подчиняется, выдвигает свои и ждет их исполнения. Любит общаться с учащимися более старших классов. На окружающие события реагирует часто неадекватно. Контактна, бывает навязчива, часто создает конфликтные ситуации.

    Люба Ю., ученица II класса. (соматогенного генеза)

    Девочка родилась от первой беременности. Роды тяжелые, девочка была в течение месяца в условиях стационара.

    В детстве болела простудными заболеваниями, в настоящее время у Любы заболевание почек. Физическое развитие ребенка соответствует возрасту; зрение, слух - без видимых нарушений.

    Девочка дисциплинированная, к учебным предметам относится серьезно, старательно. Учебный материал усваивает, с заданиями учителя справляется самостоятельно.

    Внимание устойчивое. Переключаемость внимания затруднена. Девочка не сразу переходит от одного вида упражнения к другому, ей требуется время. Объем внимания достаточный - 2 - 3 объекта. У девочки преобладает непроизвольное внимание.

    Люба некоторые явления окружающей действительности воспринимает неполно, но знает меру времени, называет последовательность событий. Чувствует форму и величину предметов. Расположение предметов в пространстве определяет правильно. При наблюдении за предметами и явлениями видит и называет основные изменения.

    Представление девочки неполное, фрагментарное. Хорошо и быстро запоминает стихи, хуже рассказы, сказки. Узнает известное в новом материале. Точно воспроизводит занимательный, интересный материал, но часто не соблюдает последовательности.

    У девочки развита преимущественно зрительная память, причем преобладает память механическая. Мыслительная деятельность ученицы достаточно активна, но суждения даются с трудом, причинно-следственные зависимости устанавливает слабо. Затруднений в выполнении сравнения нет. Сложнее дается анализ, синтез. Абстрактные понятия и явления не всегда доступны. Выводы делает с помощью учителя. Развито наглядно-действенное мышление.

    Люба хорошо понимает обращенную к ней речь. При том что темп речи у нее нормальный, словарь развит недостаточно. Монологическая речь связная, выразительная. Девочка умеет поддержать тему разговора, отвечает на вопросы, сложнее для нее задать вопрос. Письменной речью владеет слабо, не всегда может выразить свои мысли, хотя предложения строит правильно. Грубых дефектов в речи нет.

    Девочка организованная. Легко подчиняется требованиям одноклассников. К ученикам класса относится внимательно, дружелюбно, старается помочь. Авторитетом особым не пользуется, влиять на других не умеет. К работе относится добросовестно. В контакт вступает легко, общительная.

    Юра Б., 8 лет, ученик II класса (психогенного генеза)

    В семье мальчик - третий ребенок. Материальное положение семьи очень тяжелое, мать и отец - безработные, отец злоупотребляет алкоголем, основное воспитание осуществляет мама. Единства требований в воспитании нет, в семье происходят часто скандалы, дети в основном представлены сами себе.

    По физическому развитию Юра соответствует норме.

    Мальчик пассивен, интерес к обучению снижен, в контакт вступает) настороженно, проявляет тревожность.

    Со второго полугодия II класса обучается в школе-интернате, у него есть пробелы в усвоении программы.

    В отношении учебной деятельности учитель отзывается о мальчике положительно. Практические умения и навыки развиты в соответствии с требованиями программы. Различает слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие действия; списывает с печатного текста; анализирует слова по звуковому составу. Умеет без помощи учителя правильно и полно ответить на поставленный вопрос; знает много стихотворений наизусть; читает тексты полными словами, трудные слова по слогам, но не может составлять большие предложения.

    По математике умеет выполнять действия с числами в пределах 20 без перехода через разряд, решать простые и составные задачи, распознавать углы, чертить отрезки, называть и обозначать единицы измерения и т. д. По рисованию и ручному труду программу усваивает, грубых нарушений в мелкой моторике нет. Юра обучается по программе коррекционно-развивающего обучения совместно с другими учениками, но часто учитель ему дает дополнительные задания. Процесс обучения имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Например, урок математики: на устном счете учитель проводит игру на развитие внимания, памяти, подбирает задания, способствующие развитию логического мышления, использует приемы для развития связной устной речи и других познавательных процессов.

    На уроках привлечь внимание ребенка можно без особого труда, если материал занимательный. В этом случае внимание его не рассеивается. Если спросить мальчика в тот момент, когда он отвлекается, он дает полный и правильный ответ, у него преобладает произвольное внимание. Оно устойчивое, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Юра легко воспринимает целостный предмет, редко затрудняется в узнавании его отдельных частей. Мальчик ориентируется в единицах измерения времени.

    Новый учебный материал Юра запоминает практически в полном объеме, правильно применяет его на практике. Он с удовольствием заучивает стихотворения, которые читают на уроках, и в конце урока воспроизводит без ошибок, сложные предложения строит без помощи учителя. У ученика преобладает зрительно-слуховой вид памяти, но наблюдается и механическая и словесно-логическая память. У мальчика преобладает наглядно-образное мышление. Он всегда активен на уроках, поднимает руку и пытается ответить на вопросы учителя.

    Юра легко справляется с заданиями, требующими сравнения по образу или по аналогии. Выводы и обобщения может делать самостоятельно, но иногда опирается на план-схему. Речь экспрессивная с «проглатыванием» отдельных слогов, звукопроизношение нарушено. Мальчик занимается с логопедом. Обращенную речь понимает без труда и выполняет соответствующие инструкции. Монологическая речь развита слабо, в диалоге умеет поддерживать беседу, задает вопросы, дает полные ответы. Дефекты устной речи на письменную речь не влияют.

    С первых дней обучения ребенок легко освоился в коллективе. В интернате он не скучал по дому, так как брат и сестра обучаются в этом же интернате.

    Настя В., 7 лет, ученица I класса . (церебрально-органического генеза)

    Девочка родилась от шестой беременности, роды - третьи, вес - 4450 граммов, асфиксия средней тяжести, нарушение мозгового кровообращения.

    Первые слова появились в 1 год, фраза - в 2 года 2 месяца; ходить начала в 1,5 года.

    По физическому развитию соответствует паспортному возрасту; в неврологическом статусе - легкая рассеянная микросимптоматика. На уроках девочка неусидчива, капризничает, ссылаясь на усталость в руке, даже в самом начале урока. Учительница постоянно оказывает Насте помощь. На уроках физкультуры, ритмики и музыки девочка активна и хорошо занимается. Дисциплинированность девочки зависит и от того, каким по счету стоит урок, На первых двух уроках девочка спокойна, сосредоточена на выполнении заданий. К концу учебного дня Настя становится невнимательной, рассеянной, кричит на уроках, зевает во весь голос. На уроках чтения она плохо следит за читающими учениками, отвлекается на различные слуховые и зрительные раздражители.

    Внимание на уроке привлекается с трудом; оно неустойчивое; переключаемость снижена. Девочка постоянно отвлекается, рассеянна.

    Правую и левую сторону не различает. Разрезанную на 4 части картинку сложила методом проб и ошибок без посторонней помощи. С более сложными заданиями не справляется. Восприятие картин и текстов фрагментарное.

    Медленно запоминает даже небольшой по объему материал; плохо сохраняет и воспроизводит с ошибками информацию; память кратковременная, в основном механическая, зрительная память очень плохая, но развита слуховая память.

    Не может самостоятельно выделить главное, существенное. Помощь со стороны учителя не всегда принимает. Задания на сравнение, классификацию предметов непосильны. Затрудняется в выполнении мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения). Выводы и умозаключения делает плохо.

    Нарушено произношение свистящих и шипящих звуков; страдает грамматический строй; беден словарный запас, неразвита связная речь; нарушены фонематические процессы и процессы языкового анализа и синтеза. Темп речи очень быстрый; речь иногда очень выразительна. Девочка умеет поддерживать тему разговора, задавать вопросы.

    Читает Настя плохо, чтение слоговое. Девочка очень медленно пишет, делает это с очень громким проговариванием, чем мешает в работе остальным ученикам в классе. Письмо под диктовку девочке дается с большим трудом: она путает буквы по сходству в написании и произношении. При письме неаккуратна, может обводить букву несколько раз, часто искажает слова. Буквы пишет разного размера, выше или ниже строки.

    В контакт со взрослыми и детьми вступает очень легко, доброжелательна, дружит с одноклассниками, помогает им. Одноклассники любят Настю, скучают, когда девочки не бывает в школе (часто по состоянию здоровья). Иногда у нее случаются конфликты, чаще всего связанные с учебной деятельностью. Девочка становится капризной и отказывается выполнять задания. Это связано с тем, что она не может проявлять длительное волевое усилие. Однако очень быстро девочка включается в дальнейшую работу класса.


    Характеристика

    ученика 2 «Б» класса «КОУ НВШООВЗ 2»

    Минибаева Дамира Игоревича,

    17.10.2006 года рождения,

    проживающего по адресу: ул. Ленина, д. 7/2, кв.65.

    Руслан поступил в 2 «Б» класс КОУ НВШООВЗ 2 01 сентября 2015 года согласно заключению ТПМПК № 1013 от 19.05.2015 г.

    Группа здоровья III , подготовительная, относится к категории «ребенок-инвалид». Состоит на «Д» учете у невролога.

    Мальчик воспитывается в полной семье. Родители с пониманием относится к индивидуальным проблемам и особенностям ребёнка, уделяют особое внимание обучению и воспитанию сына. Материальные и жилищные условия жизни семьи хорошие.

    Активный словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой. Наблюдается нарушения артикуляторных движений языка, губ, полиморфное нарушение звукопроизношения. Недостаточный уровень автоматизации, навыков фонематического анализа слов. Отмечаются аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении сложных форм словоизменения и словообразования. Связная речь сформирована недостаточно.

    Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании, концентрируется только при отсутствии внешних раздражителей. Память зрительная, кратковременная. Деятельность целенаправленная, работоспособность достаточная, темп деятельности средний. Деятельность целенаправленная, работоспособность достаточная, темп деятельности высокий, стремится выполнить работу быстро. Сенсорные эталоны цвета, формы, размера и положения в пространстве сформированы. С удовольствием приходит в школу, в учебной деятельности заинтересован. В учебной деятельности наблюдается недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, бедность словаря, несформированность грамматического строя. Работает в быстром темпе. Быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

    Пропусков уроков без уважительной причины не допускает.

    Чтение: читает по слогам с переходом к чтению целыми словами. Допускает ряд ошибок на повторы, искажения, замена окончания. Техника чтения 42 слова в минуту. Соблюдает синтаксические паузы, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, затрудняется пересказать текст, допускает неточности. Трудно запоминает наизусть небольшие тексты. Недостаточный уровень развития процессов мыслительного анализа, недоразвитие фонетико-фонематического восприятия.

    Русский язык: Списывает с печатного и рукописных текстов прочитанные и разобранные слова и предложения. Умеет на слух писать слова, предложения. Допускает ошибки: пропуск букв, соединений, замена букв. Сформированы умения составлять предложения, писать слова с непроверяемыми написаниями в корне, называет предметы и различает их по вопросам, умеет согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающие названия предметов, выполняет письменные упражнения в соответствии с заданием учителя, владеет навыками деления слов на слоги, ставит ударение в словах. В процессе изучения русского языка испытывает трудности при записи слов и предложений под диктовку, наблюдается постепенное ослабление самоконтроля. Может работать самостоятельно, умеет применять полученные знания в учебной деятельности. Выделяет начало и конец предложения, анализирует слова по звуковому составу.

    Математика: считает в прямом и обратном порядке по единице и равным числовым группам в пределах 20 с опорой на наглядность. Соотносит количество предметов с цифрой. Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с опорой на числовой ряд. ряд, учителя. Владеет понятиями величин, умеет выполнять действия с «именованными числами», называет компоненты и результаты сложения и вычитания; понимает математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на», но часто испытывает затруднения в последовательном изложении своих мыслей. Решает простые и составные арифметические задачи и умеет кратко записывать с направляющей помощью педагога. Понимает различие между прямой, лучом, отрезком, различает виды углов. Называет элементы четырехугольников - прямоугольника, квадрата, их свойства.

    Мир природы и человека. Правильно называет изученные объекты и их явления. Различает 3-4 комнатных растения и их части, различает наиболее распространенные овощи и фрукты, объясняет, где они растут и как используются человеком. Различает диких и домашних животных, рыб, описывает их повадки, образ жизни.

    Изо ручной труд . Использует пространственные характеристики при работе с бумагой. Анализирует образец и изготавливает, опираясь на пооперационный план. Умеет дать отчет о последовательности изготовления изделий. Самостоятельно владеет ножницами, клеем, бумагой, работы выполняет аккуратно, воспроизводит по образцу и по памяти. Раскрашивает с удовольствием, цвета подбирает самостоятельно, не выходя за линии. В рисунках передает основную форму предметов. Рисует от руки геометрические фигуры.

    Поведение на перемене организованное. С интересом вступает во взаимоотношения с педагогом и учащимися. Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных и коллективных играх. Нормы и правила поведения в школе знает, однако их выполнение требует постоянного контроля со стороны педагога.

    Адаптированную общеобразовательную программу 2 класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью усвоил на достаточном уровне. По итогам учебного года и решению педагогического совета переведен в 3 класс.

    30. 05.2015 г.

    Классный руководитель

    Н.В. Пахолюк

    Елена Редькина
    Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

    Психолого-педагогическая характеристика

    /фамилия, имя ребёнка/ /дата рождения/

    Посещает МБДОУ № ___ с 2012 года. За данный период показал себя ребенком активным, подвижным, проявляющим интерес к заданиям игрового характера . Самостоятельно проявляет активность в исследовании новых объектов.

    Заинтересован в контакте со взрослым. Речевые инструкции понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях неусидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. ___ может сам обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости принимает. В каждом конкретном случае она является либо разъясняющей, либо направляющей, либо стимулирующей. Помощь использует продуктивно. У ребёнка несколько ослаблен контроль и регуляция деятельности. ___ плохо подчиняется требованиям дисциплины, у него возникают некоторые трудности в общении со сверстниками. ___ испытывает затруднения в выстраивании игровых взаимоотношений с детьми группы; может проявлять агрессию по отношению к другим детям вследствие нежелания делить игровой материал. Проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.

    Отмечается отставание в речевом развитии. Обращённую речь понимает практически в полном объёме. Общается при помощи простых слов, произношение которых искажает, естественных жестов и некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный , не соответствующий возрасту. ___ привлекают настольно-печатные дидактические игры, мелкий игровой материал, пазлы. Графические навыки сформированы недостаточно. Проявляет интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию. Умеет выполнять задания по образцу. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.

    Навыки самообслуживания сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Избирателен в пище. Сон поверхностный.

    Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка , интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.

    Актуальный уровень психического развития не соответствует возрастной норме.

    Дата : «___» ___201___г.

    Подписи педагогов и специалистов учреждения /дефектолог, логопед, психолог , воспитатель/, заверенные печатью.