Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Право не ходить в школу: семейное образование как альтернатива классному. Домашнее обучение как альтернатива школе Домашнее обучение как альтернатива школе

    Право не ходить в школу: семейное образование как альтернатива классному. Домашнее обучение как альтернатива школе Домашнее обучение как альтернатива школе

    Когда-то мне попалась на глаза одна цитата, и в ней я нашла все то, что чувствовала о школе – и поняла, что об этом нужно говорить. Чтобы и другие, которые живут так, как принято, могли задуматься. Остановиться. Вдохновиться.

    «И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Ребёнку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому всё устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде…

    И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.»

    Адольф Ферьер (начало XX века, Швейцария)

    Я все время задаю себе один вопрос. Бог дал мне ребенка. Для того, чтобы я занималась его светским образованием и учила его, как заработать деньги? Для того, чтобы я сдавала его как в камеру хранения куда-то и продолжала делать свои супер-важные дела? Для того, чтобы я гордилась его пятерками по химии? Для того, чтобы он мне в старости стакан воды принес? Или чтобы им посуду мыть и в комнате убрать?

    Или же ребенок дан мне для того, чтобы сперва я сама нашла ответы на свои внутренние вопросы, а потом рассказала ему? Чтобы я помогла ему взрастить в себе лучшие качества характера? В Шримад-Бхагаватам вообще говорится, что пока человек не уверен, что сможет избавить душу ребенка, приходящую к нему, от круговорота рождения и смерти, он не должен становиться родителем. Раньше вообще вот так серьезно вопрос ставился.

    Поэтому для меня ценен каждый миг нашей жизни с детьми. То место, где они проводят больше времени, влияет на них сильнее всего. Люди, с которыми они общаются больше и глубже, определяют их ценности и путь. И я не хочу рисковать и засовывать детей в генератор случайных чисел под названием «школа». Это же не казино, чтобы смотреть, выиграла ты или проиграла, получилось или нет, оправдан ли риск. Ставки слишком высоки, чтобы ими так разбрасываться. Для меня души детей важнее, чем система и правильность.

    Когда-то я думала, что только у нас так, что где-нибудь школы лучше. Я ошибалась. Принцип везде один. И почти в каждой стране система школ устаревшая, полезного в них дается не так много, зато где-то психике ребенка наносится хотя бы меньший вред. Но все же есть единичные школы, которые вдохновляют. Школы, которые могли бы быть полезными. Школы, в которые я могла бы отдать своих детей, если бы такие были рядом.

    Какие школы были бы полезны?

    • Школы с настоящими учителями.

    Такими, как Шалва Амонашвили. Любящими детей всем сердцем, любящими свое дело. Счастливыми и гармоничными личностями, у которых есть чему учиться. Но много ли таких учителей?

    • Школы с раздельным обучение мальчиков и девочек.

    Так всегда было раньше. И лишь сейчас, потому что это выгоднее, потоки объединили. Хотя учить их нужно разному и по-разному. Да и при наличии в классе человека другого пола учиться сложнее. Именно учиться. Да и сохранять целомудрие, и ясность ума – тоже.

    • Домашние школы.

    Где несколько детей обучаются вместе, с любовью и пониманием их особенностей и различий. Такие школы сейчас зарождаются. В них много любви, но к сожалению, слишком много и особенностей.

    • Духовные школы.
      Как это было еще несколько сотен лет назад – школы при монастырях, храмах, гурукулы. Этого знания и опыта сейчас мало. А нужно оно всем и ежедневно. Существуют воскресные школы, и это уже хорошее дополнение к обычному образованию. Но этого недостаточно – слишком редко и мало в сравнении с остальным. Скажу честно, в хорошую гурукулу я бы с удовольствием мальчиков водила – хотя бы год-два-три.
    • Школы мастерства.
      Музыкальные, художественные, танцевальные. Не в сегодняшнем их виде, конечно. Где дети собирали бы не по возрасту и району, а по интересам. Где им было бы радостно делать что-то вместе, делиться, обмениваться.
    • Школы будущих и матерей.
      Вот этого очень не хватает. Но такая школа и не может быть массовой, в большей степени такая школа должна существовать в каждом доме, где есть маленькая девочка. Но увы – маме же некогда заниматься ерундой, а дочь должна получить «нормальное» образование.
    • Школы настоящих мужчин.
      Место, где мальчики получили бы нужную физическую подготовку, знания, необходимые для жизни, и смогли бы развить нужные качества. Где же такие школы? Их практически нет.

    Но есть и другая альтернатива школам. Домашнее, семейное обучение или анскулинг – жизнь без школы – новое, достаточно модное течение. Его можно организовать по-разному. У него есть плюсы и минусы. Давайте расскажу, как я это вижу.

    Как можно организовать домашнее обучение?

    • Учителя, приходящие из школы каждый день

    Есть такая возможность; я знаю, что многие ей пользуются. Такое бывает и бесплатно, если у ребенка есть проблемы со здоровьем. Но уверена, что можно с теми учителями, которые вам нравятся, договориться лично.

    • Репетиторы по разным предметам

    Можно по каждому предмету пригласить по учителю – выйдет в кругленькую сумму. Да и я не вижу в этом необходимости. Мне кажется, репетиторы нужны именно по самым любимым предметам, которые ребенку наиболее интересны.

    • Подготовка в течение месяца к экзаменам

    Многие родители говорили о том, что годовую школьную программу ребенок в среднем может освоить за месяц-два интенсивных занятий. И в конце года сдает нужные экзамены. Когда все остальное время он делает то, что хочет, а потом – занимается с педагогом, например. Это будет дешевле, чем приглашать педагога каждый день, не так растянуто по времени, и остаётся возможность развиваться в других местах.

    • Сдать сразу экзамены за много лет

    Немногие знают, но в нашей стране вы можете прийти в школу и сдать экзамен за любой класс. То есть если вы никогда никуда не были прикреплены, но придете и сдадите сразу все нужные ЕГЭ, то вам выдадут аттестат. То есть можно не сдавать каждый год одно и то же под разным соусом, а сделать это лишь однажды. Хотя это требует больше осознанности от родителей.

    • Самостоятельно учить

    Я знаю мам, которые сами берут учебники и проходят их с детьми шаг за шагом. Подойдет не всем, ведь даже уроки с детьми сделать – это испытание. А учить от и до – это же сколько терпения нужно!

    • Интернет-сайты для школьников

    Я слышала уже несколько раз, что есть школы, в которых уже организовано обучение через интернет. Там у ребенка и задания, и планы, и экзамены. В зарубежных школах так уже много где, вот и в России встречается. А кроме того много сайтов для школьников, где они могут решать примеры, делать задания, получать практику и теорию нужных предметов. Тут, конечно, нужно очень аккуратно – в интернете ведь столько всего не очень полезного для детей.

    • Кружки по интересам

    Это ответ, скорее, на вопрос о том, где брать общение и как вообще дома все время сидеть. Я за то, чтобы дети общались – там, где есть дети с такими же увлечениями. Например, художественные, музыкальные, хореографические школы и так далее, при условии, что ребенок сам готов туда ходить и ему нравится. Есть еще спортивные секции, творческие мастерские и другие менее «строгие» заведения, где все не настолько серьезно и сложно.

    То есть выбирать любые варианты нужно исходя из ваших возможностей и потребностей ребенка. Чего хочется именно ему, что подходит именно вам, какие таланты у него есть.

    Какие плюсы есть у анскулинга?

    • Гибкость .

    Программа подстроена под ребенка, его интересы и способности.

    Ребенок может выбирать, когда, чем и как глубоко заниматься. Главным становится он сам. То есть образование для ребенка, а не ребенок для образования.

    Гибкость и графика, и программы.

    • Возможность выбирать общение.

    Может быть, ребенку гораздо интереснее дружить с теми, кто старше? Или наоборот с более младшими? Или с музыкантами, художниками? Такая возможность есть, когда ты сам выбираешь свое общение.

    • Минимум стресса для ребенка и родителей

    Интересное наблюдение слышала от многодетной мамы, дети которой учатся дома. О том, что стресса в доме нет, с тех пор, как дети перестали ходить в школу. Больше нет утренней спешки, и вместо нее – семейный долгий завтрак, нет и необходимости детей усиленно будить, выгонять из дома. А дети при этом учатся! Еще и сами! Сидят, читают, решают задания.

    • Не надо детей засовывать в некую формочку, которую непонятно кто придумал

    Наши страхи “что люди подумают” очень сильно обостряются в школе, там о нас больше всякого подумать могут, да и, конечно, подумают. Система для того и создана. На ребенка в системе накладывается много разных условий, многие из которых только кажутся разумными и правильными.

    • Много свободного времени

    У ребенка высвобождается много времени. И вы можете сами решить, что с этим делать, чем он может заняться. Развитием способностей, талантов, или просто иметь время для того, чтобы побыть ребенком и просто поиграть. Многие родители сейчас убеждены, что свободное время – это плохо. Но гораздо хуже, когда его совсем нет с самых детских лет.

    • Нет лишних сравнений и соревнований

    В школе без этого никак. Худшие и лучшие, пятерки и тройки, кто быстрее – и так далее. Детей сравнивают по оценкам, способностям, приводят одних в пример, других в анти-пример. Дома вы можете без всего этого обойтись. И достаточно легко.

    • Можно учить тому, чему хочется, и не бояться, что кто-то это испортит

    Многие мамы говорят, что какой смысл учить ребенка нравственности, если в школе ему объяснят, что это – прошлый век? Точно так же любое духовное знание в школах будет обесценено.

    Но если вы учите ребенка дома, то именно вы решаете, что основное, а что – дополнительное. И вы можете обращать больше внимания на то, что, по вашему мнению, в жизни ребенку пригодится больше.

    Например, на кулинарию.

    • Сохраняется любознательность.

    Все знания ребенок получает именно тогда, когда он к этому готов. Ему правда интересно узнать, как и почему все это работает. Он сам ищет ответы на свои вопросы, спрашивает родителей, знакомых.

    Интересный способ слышала от одних родителей. Детей у них много, поэтому очень важные вещи объясняются только кому-то одному и по секрету. А всем остальным говорят, что это тайная информация, и ей владеет только вот этот человек. И все. Они сами находят знание, добывают его, осваивают – и пользуются.

    • Больше времени и внимания уделить тому, что нравится

    В интернете есть одно интересное видео, подросток рассказывает о том, как он учится без школы. Его страсть – горные лыжи. И он через горные лыжи изучает все остальное, может ли нам такое прийти в голову? Нет. Как это связано? Причём тут горные лыжи? А для него они являются ключиком, запускающим его интерес и вдохновение, которые потом направляются на изучение других предметов. В школе тратить время на поиск ключика к каждому – некогда. Да и не рационально – как потом их всех учить? А дома – можно.

    • Возможность кормить ребенка так, как вы хотите.

    Кому как, но в обычной школе вегетарианцу непросто. Я знаю, я часто бывала в обычных столовых, где каждый пытается засунуть в тебя котлету. Питаться приходилось булками. Все остальное было мясным. Сейчас я могу кормить детей домашней, полноценной, вегетарианской едой в течение дня. И при этом никакие добрые тети не могут их уговорить скушать колбаску. Неплохой бонус анскулинга.

    • Время для спорта и творчества

    Когда свободное время есть, его можно направить на важные вещи. Например, на спорт для мальчиков. На творчество и домашние искусства для девочек. Это все может стать обычным фоном жизни, а не исключительным занятием раз в неделю. Интересная вещь. Мне казалось раньше, что наши дети никаким спортом не занимаются. Мы ведь никуда их специально не возим, а потом удивилась. Каждый день они проводят в бассейне в среднем 4-5 часов. Иногда больше, иногда меньше. Они ныряют, тренируют задержку дыхания, пробуют разные стили плавания. Каждый день в течение уже нескольких лет. При этом, если ребенка дважды в неделю возят в бассейн в городе на часовые занятия (плюс еще час-два на дорогу туда-сюда), считается, что он занимается плаванием. Вот так обманывает нас собственный мозг.

    • Настоящие глубокие отношения

    Когда ребенок учится дома, у родителей, вместе с родителями, ваши связи становятся сильнее и прочнее.

    Вы просто чаще видитесь, чаще общаетесь, у вас больше совместных приключений и переживаний. И это очень положительно сказывается на ваших отношениях. Ребенок привязан к вам, а не к социуму незрелых ровесников. И это – здорово.

    • Ребенок учится жить в семье.

    Обычный школьный ребенок жить в семье не умеет, ему там становится неуютно и непонятно. И контакта глубокого нет, да и привык, что развлекают, отвлекают, занимают. А в семье другие законы действуют. И домашнее обучение учит еще и тому, как жить в семье. Просто так учит, мимоходом. Но такому важному и полезному навыку.

    • Меньше болезней

    Это очень важно для детей со слабым иммунитетом. Здоровье детей в школе всегда падает. Там процветают вирусы, бактерии, эпидемии в формате одной школы. Дети всем этим обмениваются, болеют, заражают друг друга. Когда ребенок учится дома, он гораздо реже болеет. Опыт многих семей это подтверждает. А кроме того здесь не придется «рисовать» липовые прививки, если вы их не ставите.

    • Вы сами выбираете, как подавать материал и где ставить акценты.

    Например, зачем нужна ребенку биология, если там ничего не говорится о здоровом питании, режиме дня, о том, как о своем здоровье заботиться? Зачем ребенку изучать оторванную от жизни физику, когда можно познавать ее на примерах, ставя простые эксперименты? Вы сами решаете, какие книги ребенку нужно читать сейчас, какие потом, и вы можете ему объяснить, что классическая литература – это не руководство к действию и не эталон. Это просто истории, из которых можно сделать разные выводы. И да, вы можете помочь ребенку сформировать правильные принципы.

    • Возможность путешествовать

    Анскулинг открывает возможности не только во время каникул и дольше, чем 2 недели. Возможность пожить в разных странах, зимовать в лете, изучать многие вещи не по книгам, а вживую, осваивать языки, изучать другие культуры.

    Можно сказать, что ребенок так вырастет неучем. Но почему-то мне кажется, что на неучей больше похожи те, кто образованием настолько изнасилован, что книг в руки не берет и ничего не изучает сам.

    Я знаю примеры детей, которые «поздно» начали читать – лет в 9 или 10. И за несколько лет потом осознанно перечитали не только школьную, но и углубленную программу. С полным пониманием того, что читают – и с огромным интересом. Одну такую девочку я никогда не забуду. Она так искренне восхищалась слогом Достоевского и его описаниями, такой неподдельный интерес и глубина! А ей было всего 13 лет. Я прочитала Достоевского лет в 15-16, и восхищение он вызвал далеко не сразу, а лет этак в 20. И кто из нас неуч?

    Но вообще да, предвижу “восторги”. Хорошо этой Валяевой говорить! Сама-то с дипломом и аттестатом, а своих детей растит необразованными и бесперспективными!

    Да, у меня и правда есть обычное образование. И даже высшее. Только чего больше мне это дало — пользы или вреда? Была бы я “глупее”, если бы в школу не ходила? А была бы здоровее?

    Читать я научилась в 6 лет, еще до школы. Все любимые книги прочитала вне школьной программы и даже вопреки ей: там ведь нужно было читать Чернышевского, а я увлекалась Лермонтовым. Лермонтовым, в школе которого проходили мельком, в отличие от того же Пушкина. И меня заставляли учить Пушкина, хотя я в это время продолжала учить Лермонтова.

    Я нигде не пользовалась ни физикой, ни химией, ни историей, ни биологией, которые приходилось зубрить вместо того, чтобы рисовать, писать рассказы и гулять. С географией у меня все было очень плохо, и я в путешествиях открывала себе мир с нуля, или даже с минуса — вопреки школьным знаниям. То же самое было с астрономией – мир оказался гораздо интереснее, чем было в этом скучном учебнике. То же самое было с трудом — школа подарила мне такое отвращение к женским делам и рукоделию, что до сих пор мне это аукается. А ведь изначально мне было интересно и готовить, и шить, и вышивать.

    Да, в школе мне повезло с первой учительницей английского, и благодаря ей я язык полюбила. Но что было бы, если бы я дальше изучала язык с хорошей учительницей, в своем режиме и так, как мне интересно, а не долбила одни и те же темы вроде London is a capital of the Great Britain? Насколько лучше сейчас был бы мой язык? Особенно разговорный?

    Как, кстати, и моя самооценка, которой так трудно пришлось в школе. Я ведь никуда толком не вписывалась со своей интровертностью. А потом нашла себе образ «своего парня», делала то, что мне самой не нравилось ради того, чтобы получать общение людей, с которыми с тех пор больше не общалась ни разу… То есть многократно саму себя за эти годы предала вообще непонятно ради чего.

    Школа дала мне ощущение, что мир это ад, в котором надо выжить, что мужчины тупы, а женщины вероломны. Что всем на всех наплевать. Что таланты твои никому не нужны. Что быть собой это зря потраченное время. Что нужно зарабатывать деньги. И остальное не имеет значения. Что дружбы не существует. Что любовь – тоже сказки. Школа научила меня врать, командовать, ругаться матом, наглости и стремлению к оценкам вместо знания.

    Сейчас у нас 90 процентов людей с образованием, из них больше половины еще и с высшим. И что? Счастливых при этом единицы, семей гармоничных тоже крайне мало, единицы и тех, кто сам себя нашел и реализовал. Зато с каждым годом все больше людей ищут свое , и смысл жизни. И кто-то находит себя, а кто-то глушит боль собственной потерянности алкоголем, компьютерными играми и шоппингом. Нужно ли нам такое образование? Или давно пора что-то менять?

    И кстати, получить аттестат при необходимости в любом возрасте – несложно. А вот получить базу, которую можно заложить в семейном образовании, как-нибудь потом уже не получится. Увы.

    Но чтобы вы не подумали, что анскулинг – это просто, хочу развеять ваши мифы. Он подойдет не всем. Далеко не всем. У него есть достаточно ощутимые минусы.

    • Ответственность только на вас.

    Это самый главный и страшный минус. Строго говоря, она всегда на вас, это же ваши дети. Но в школе есть возможность всегда в чем-то плохом обвинить саму школу. Научили там ребенка плохому, испортили. Дома это не пройдет. Все, что в ребенке есть – вложили вы сами.

    • Учиться самим жить иначе и иначе распоряжаться временем.

    В привычной картине ребенка сдаешь куда-то на целый день и можно наслаждаться и делать свои дела. А как умудриться жить с ребенком, никуда его не сдавая? Как научиться ему доверять, оставляя его одного дома, например? Или как делать дела вместе с ним (что для него вообще может быть крайне полезно)? Родителям, которые сами учат своих детей, придется измениться. И достаточно сильно.

    • Учиться самим.

    Если ребенок учится дома, его родитель должен быть на шаг впереди. То есть мы сами не можем в своем развитии останавливаться, ведь необходимо подавать пример, вдохновлять. Мы должны отвечать на их вопросы, изучать, погружаться. Нет тех, на кого это можно спихнуть. Придется и самим становиться, наконец, образованными, а не пытаться таковыми казаться.

    • Сменить свои приоритеты.

    Когда вы сами учите детей, вам нужно отказаться от перфекционизма, гонки за оценками, доводов «это просто надо и все». Вам придется избавляться от вашего собственного школьного багажа – и это будет непросто. Вам нужно будет пересмотреть и свою роль в жизни ребенка, и роль ребенка в вашей жизни. Это не так просто.

    • Принятие.

    Вам потребуется огромное принятие. Потому что заставлять – легко, загонять всех в одну форму – легко. А видеть, что каждому ребенку нужно свое, и принимать это – трудно. Ждать, когда у ребенка появится интерес к чтению, сложнее, чем заставить его читать и писать. Принимать его неготовность изучать английский сейчас, сложно. Особенно, когда у всех дети давно уже его учат. Это очень трудно. Зато какой мощный тренинг получается!

    • Вас задолбят.

    Все, кто отличается от большинства, получает повышенное внимание. И далеко не позитивное. Приготовьтесь к сотням вопросов, на которые никто не хочет слышать ответы, к мрачным прогнозам, к тому, что вас назовут безответственными сектантами (странно, да? Сознательно выбирать обучение ребенка – это безответственно, а сдать в общую камеру строгого режима – это забота о его будущем). Вам расскажут, что жизнь ребенка вы губите, и так далее, и тому подобное.

    Минусы достаточно серьезные. Поэтому я и говорю, что эта система не для всех. Многим было бы проще найти домашнюю школу, пересмотреть свой личный подход ко всему этому, например, не отдавать на продленку и не мучить уроками. Но я уверена, что за анскулингом будущее. Потому что он способен раскрывать потенциал ребенка и укреплять его отношения с родителями.

    Входя в анскулинг от отчаяния и не понимания, как иначе дать образование ребенку так, чтобы не покалечить в нем личность, вы выйдете из него совершенно другими людьми. Этот опыт изменит и вас, и ваших детей, и отношения с ними. Это настоящая трансформация, которая достаточно болезненна в процессе.

    Таков наш выбор, и каждый делает его самостоятельно. Даже тем, что не делает его, тем самым все равно что-то выбирает. И хорошо, что сейчас для этого есть возможности. В интернете можно найти очень большой опыт родителей, чьи дети не ходят в школу. Прочитать и юридические аспекты, и психологические, и как учить, и чему учить. Но это все вторично. Было бы желание – инструменты найдутся. Вопрос лишь в том, что мы выбираем для своих детей сегодня.

    Продолжение следует…

    Сайт

    Ольга Валяева

    Состав спикеров мероприятия должен вдохновить тех, кто интересуется, как можно учить детей «по-другому». Здесь будет выступать доктор психологических наук, создатель методики вероятностного обучения Александр Лобок, педагог Дима Зицер, основатель «Эпишколы» Михаил Эпштейн, директор IT-школы Александр Ездов. Участникам расскажут о школе Монтессори, о многоклеточной математике, о смешанном обучении, о проекте InterUrok.ru, который позволяет всю школьную программу изучать через Интернет.

    Один из организаторов конференции, Алексей Семёнычев - консультант по вопросам семейного образования. Вообще инициатива проведения подобной встречи возникла из желания родителей, которые решили учить детей не в школе, обмениваться опытом друг с другом и как-то структурировать для себя идеи современного альтернативного образования.

    Алексей считает, что поиск альтернативных путей никогда не будет массовым, но современное образование, если оно направлено в будущее, должно быть разным: семейным, традиционным, школьным, смешанным - каким угодно.

    Алексей Семёнычев

    Когда мы начали заниматься альтернативным образованием, мы обнаружили, что у нас в стране существует очень много хороших педагогических систем, экспериментов, методик и так далее. Достаточно вспомнить, что педагогика сотрудничества Шалвы Амонашвили - это ещё 1960-е годы. Но проблема в том, что диалога между массовой школой и этими находками почти не происходит. Система образования - одна из самых консервативных.

    В самой идее организации массового общего образования заложен драматический конфликт: с одной стороны, оно призвано стать базовым для как можно большего количества детей. С другой стороны, все дети настолько разные, что учить их одинаково просто невозможно. По крайней мере, это неэффективно.

    Когда взрослому человеку не нравится работа - он может найти другую, с учётом всех пожеланий от графика до зарплаты. Он может сменить работу просто потому, что ему не подходит коллектив. Или пропала мотивация для развития. Или потому что предложили более подходящее место.

    А что, если ребёнку не подходит школа?

    Естественно, что некоторые взрослые, привыкшие выбирать, рано или поздно задаются вопросом: почему мой ребёнок лишён выбора и должен ходить в школу, которая не мотивирует его учиться? Или в школу, которая плохо сказывается на его здоровье? Если взрослые осознают, что лично в хорошем обучении детей в первую очередь заинтересованы они, родители, а не министр образования, они обнаружат, что на самом деле выбор есть.

    Альтернативное образование - это поиск альтернативы, прежде всего, усреднённому формату системы массового общего образования.

    Пять мифов об альтернативном образовании

    Если ребёнок не учится в школе, у него будут проблемы с социализацией.

    Действительно, при домашнем обучении организация общения со сверстниками и другими людьми - отдельная задача. Её решают с помощью различных секций, кружков, клубов по интересам. В том числе и для этого родители могут объединяться в так называемые «семейные школы» (хотя правильнее было бы считать их клубами, т.к. они не имеют образовательной лицензии): с одной стороны, объединяясь, проще решать вопросы с репетиторами, с другой стороны, можно проводить совместные внеучебные мероприятия.

    Алексей Семёнычев

    консультант по вопросам семейного образования

    Осознание себя как личности, осознание себя в социуме в условиях семейного образования происходит даже раньше, чем в школе. Если сравнивать с нашей взрослой жизнью, то это как постоянная работа и фриланс. Вот вы ходите на работу, там зарплата стабильная, а потом решаете стать фрилансером. С одной стороны, наступает свобода - занимаюсь, чем хочу, в школу не хожу. С другой стороны, понимаешь, что теперь всё зависит только от тебя. Наши дети раньше приходят к мысли, что ты сам отвечаешь за свою судьбу.

    Сторонники альтернативного образования балуют своих детей, превращая учёбу в сплошное развлечение.

    Согласитесь, есть тысячи способов баловать детей и в традиционной школе. Чего только стоит хорошая учёба за подарки или выполнение домашнего задание за ребёнка. Так что это проблема не системы обучения, а исключительно подхода родителей. Тем не менее, многие признают, что выдерживать баланс между «учёба должна приносить радость» и «ребёнок должен учиться преодолевать трудности» очень сложно, когда ты совмещаешь роль родителя и учителя. На самом деле такой баланс даётся нелегко и профессиональным педагогам, по какой системе они бы ни работали.

    Альтернативное образование - это всегда традиционная школа «наизнанку».

    Кажется, что, если мы ищем альтернативу классно-урочной системе, главное - отменить уроки по 40 минут, отказаться от предметного расписания, от оценок - и новая система готова. Это не так. Всё-таки главная цель альтернативного образования - найти индивидуальный подход к конкретному ребёнку, с учётом особенностей его развития, а не отменить из принципа привычные вещи.

    Анна Девятка

    И занятия по 40 минут, и предметное расписание - это всего лишь способ структурировать образовательную деятельность и придерживаться графика. Даже если ребёнок получает альтернативное образование, этот способ может ему подходить. Предметное обучение позволяет сосредоточиться на главных в его возрасте дисциплинах, например, русском и математике, и оставаться в параллели по уровню знаний с одноклассниками. Это особенно важно, если по состоянию здоровья ребёнку сложно освоить все предметные области. Что касается оценок, то ребёнку важна оценка взрослого, здоровая нарциссическая подпитка его навыков и умений, важно показать свои знания перед сверстниками - всё это называется здоровой конкуренцией. Проблемы начинаются тогда, когда вместе с оценками в журнале ребёнок получает социальную оценку, которая становится клеймом и начинает определять его положение в классе.

    Родители не могут знать лучше педагогов, как и чему учить детей, поэтому альтернативное образование вне школы всегда проигрывает в качестве.

    Конечно, в случае выбора образования вне школы, родители должны потратить много времени и внимания, чтобы результат был качественным. Но они не должны брать на себя все функции учителей. Их задача - организовать учебный процесс и найти ресурсы, из которых ребёнок будет получать знания. Это могут быть репетиторы, учебники, сайты. Если программу начальной школы можно освоить с помощью мамы и папы, то в средней и старшей школе этого будет недостаточно. В плане выработки образовательной стратегии могут помочь профессиональные тьюторы.

    Если мой ребёнок спокойно ходит в школу, мне не нужно знать об альтернативном образовании.

    Знать об альтернативном образовании нужно хотя бы потому, что оно позволяет взглянуть по-новому на привычную школу - как на один из способов учить, со своими плюсами и минусами, но не единственно верный. И если у ребёнка вдруг возникают трудности в школе, возможно, даже временное обращение к альтернативному обучению исправит ситуацию.

    Анна Девятка

    семейный психолог, гештальт-терапевт

    Если ребёнок оказался на низких позициях в классе и при этом плохо учится, на помощь может прийти альтернативное обучение. Смена окружения, индивидуальный подход к выстраиванию мотивации уберегают от негативных откликов в виде оценок и мнения сверстников. Благодаря альтернативному образованию появляется возможность подтянуть уровень знаний, повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

    Согласно статье 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно, и его получение детьми должны обеспечить родители или лица, их заменяющие. То есть каждый ребёнок, гражданин России, должен получить аттестат после 9 класса. Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, но при этом устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

    Закон определяет ответственными за образование ребёнка его родителей (законных представителей), даёт им право выбора, как это образование дать, и определяет стандарты, которым должен соответствовать результат.

    Что могут сделать родители, если не хотят водить ребёнка в общеобразовательную школу?

    Есть несколько вариантов: найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие), перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе или перейти на семейное образование.

    Школы с альтернативной методикой преподавания

    В этих школах классно-урочной системе противопоставлен свой подход: вместо деления на классы по возрастам могут быть занятия в разновозрастных группах, вместо учебных предметов - междисциплинарные проекты и индивидуальные образовательные маршруты, вместо уроков от звонка до звонка - свободное распоряжение своим временем.

    Среди школ, которые работают по давно признанным во многих странах методикам (как, например, вальдорфские школы), есть государственные. Что касается авторских школ, работающих по самостоятельно разработанным методикам - практически все они частные и требуют от родителей финансовых вложений.

    Авторские школы появились в России в начале 1990-х. Из самых ярких можно назвать «Эпишколу» Михаила Эпштейна в Санкт-Петербурге и авторскую школу Александра Лобка с воплощённой идеей вероятностного образования в Екатеринбурге.

    С позиции родителей, учёба в таких школах не сильно отличается от традиционной: ребёнок учится в школе под присмотром преподавателей, ответственность за качество образования по-прежнему несёт организация. Совсем другое дело, если родители выбирают для ребёнка заочное или семейное образование.

    Заочное обучение по индивидуальному учебному плану

    Этот вариант выбирают те, кого устраивает школьная программа, но не устраивает необходимость посещать школу. Ребёнок зачисляется в общеобразовательное заведение на заочную форму обучения. Школа сама составляет индивидуальный учебный план и предоставляет учебные материалы. Часть предметов можно осваивать в школе очно (тогда это будет очно-заочная форма).

    Аттестацию ребёнок будет проходить так, как и другие ученики школы. Главная задача родителей при такой форме обучения - обеспечить освоение ребёнком школьной программы. Как это будет происходить - с помощью репетиторов, видеоуроков и онлайн-ресурсов, самостоятельных занятий по учебнику - решают родители.

    Семейное образование

    Вот тут родители отправляются в совершенно свободное плавание по альтернативным образовательным течениям. С одним лишь условием: ребёнок должен пройти государственную аттестацию после 9 класса для получения аттестата об основном общем образовании и сдать ЕГЭ после 11 класса для получения аттестата о среднем общем образовании. Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Но родителям, выбравшим семейное образование, рекомендуют всё-таки проходить их каждый год, чтобы быть уверенным, что разные течения не унесли корабль далеко в сторону от ФГОСа.

    К такой форме образования все приходят по-разному: кто-то в силу убеждений, кто-то в силу обстоятельств. Но все родители, взявшие на себя ответственность учить детей вне школы, сталкиваются с похожими трудностями: как найти школу для прохождения аттестаций, как решить проблемы дисциплины, какую программу выбрать, какие методики использовать. Взрослые объединяются в онлайн- и офлайн-сообщества и обсуждают эффективные способы учить детей.

    В России вопрос методологии семейного образования стоит остро. С одной стороны, это хороший свободный рынок для альтернативных систем обучения. Если вы придумали способ, который позволяет легко учить детей математике, родители его с радостью начнут пробовать, в то время как в общеобразовательной школе доказать необходимость нового инструмента крайне трудно. С другой стороны, разработчикам образовательных продуктов не хватает каналов, по которым они могли бы заявить о себе родителям. А родителям, в свою очередь, не хватает педагогических знаний, чтобы самостоятельно выбирать методики. Неудивительно, что именно те, кто столкнулся с вопросами семейного обучения, инициируют широкий разговор об альтернативном образовании на всероссийском уровне.

    Получается интересная картина: если раньше тон альтернативному образованию задавали педагоги-новаторы, привлекая и восторженные, и скептические взгляды, то теперь, похоже, инициатива перешла к родителям. Из пассивных потребителей образовательных услуг они превратились в активных участников процесса, которые воздействуют на рынок.

    Конференции, подобные той, что состоится в культурном центре ЗИЛ, должны стать площадкой, где встречаются родители, разработчики образовательных инструментов (от методик до конкретных продуктов - учебников, веб-сервисов и так далее) и профессиональные учителя, которые учат «не так, как в школе» и готовы делиться своим опытом и пониманием, каким может быть образование.

    Ходить в школу только на любимые уроки - это возможно! Вы знали об этом? Можно приходить ко второму или к третьему уроку, или посещать школу только три раза в неделю вместо пяти, или не ходить в школу вовсе, и при этом отлично усваивать программу .

    О том, насколько широкие возможности предоставляет родителям и детям Закон об образовании, рассказала корреспонденту «МИР 24» Светлана Марзеева - автор портала «Альтернативное образование в России», создатель общественной организации «Клуб семейных школ».

    Три года назад Светлана призвала родителей и педагогов совместно обучать своих детей в небольших группах, объединяясь по территориальному признаку. С тех пор таких групп в Москве уже больше сорока, и число их постоянно растет. Для кого-то такая группа – альтернатива обычной школе, а для кого-то – настоящее спасение. Вот что рассказала Светлана:

    Сейчас закон предоставляет родителям буквально неограниченные возможности в выборе образовательной траектории для своего ребенка. Многие просто не верят, что можно не посещать уроки учителей, которые не нравятся, или просто нелюбимые предметы, можно отсыпаться утром, если ребенок - «сова», или посещать уроки по нескольким предметам в одной школе, а, скажем, по математике или химии - в другой, где учат интереснее. Надо только грамотно выстроить отношения со школой, где-то воспользоваться своим правом, а где-то – договориться.

    Что значит «договориться»? Родители привыкли, что обязаны выполнять все требования школы. В какой части мы можем с ней договариваться?

    В той части, где школа сама принимает решения в рамках закона. Дело в том, что школе тоже государством даны большие права и возможности. Любая государственная школа может выбирать не только образовательные программы, но и учебники, может сделать посещение уроков свободным, может разрешить своим ученикам учиться сразу в нескольких школах (в законе это называется «сетевое обучение»), может позволить себе маленькие классы, необычные предметы и самые современные методики. Я знаю, это звучит фантастически, но это полностью соответствует российскому законодательству. Более того, такие школы были и раньше. Например, школа № 200 (гуманной педагогики по системе академика РАН Ш.А. Амонашвили), школа № 734 (школа самоопределения Александра Тубельского).

    - Давайте сначала подробнее о том, что положено по праву, о чем и договариваться не надо.

    Самое главное: родители имеют преимущественные права в области воспитания и образования перед другими лицами: смотрите Семейный кодекс и ФЗ-273. Это значит, что вам, как родителю, знающему склонности и потребности ребенка, виднее, надо ли ему делать домашние задания и ходить в школу каждый день. Вы имеете право написать заявление, что вы просите перевести вашего школьника «на обучение по индивидуальному учебному плану» (ст. 34 ч.1 Федеральный закон 273-ФЗ), а затем выбрать те предметы, которые решили посещать в школе. А остальные изучать дома и сдавать по ним аттестацию (то есть, писать одну итоговую контрольную или сдавать тест, или представить реферат). Вот и все, ничего больше для этого не надо - никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей.

    Точно такие же возможности дает заявление с формулировкой «прошу перевести моего ребенка на очно-заочную форму обучения». А вот какой из этих двух вариантов выбрать – это уже предмет переговоров со школой. Раньше добиться от школы разрешения не присутствовать на отдельных уроках было очень сложно, потому что таких прецедентов не было, и они воспринимались как какая-то эксцентричная выходка.

    Но после того как некоторые представители администрации учебных заведений потеряли свои должности, они поняли, что это не шутка и у родителей действительно есть веские аргументы и серьезные причины. Так что, учеников, которые посещают занятия в школе только частично, становится все больше и отнюдь не только в столице, но и в регионах.

    Какие же причины есть у родителей, чтобы добиваться таких условий, я бы сказала, особых? Ведь это пока еще не стало массовым явлением.

    За те годы, что я занимаюсь своим проектом, я хорошо изучила причины, по которым люди обращаются к альтернативному образованию. В первую очередь - это здоровье детей. Во вторую - качество их обучения.

    Дело в том, что школьная программа основана на запоминании и при этом сильно перегружена ненужной и устаревшей информацией.

    Многие известные педагоги говорят о том, что невозможно выполнить тот объем заданий, которые требуют с детей, начиная со средней школы. «Школьная программа неосуществима!» – Эти слова принадлежат Алексею Битнеру, в прошлом новосибирскому учителю и директору, который сегодня помогает ученикам избавиться от школы, окончив ее экстерном.

    Дети, которые честно пытаются все запомнить, испытывают постоянный стресс. Поэтому организм просто вынужден включать защитные механизмы – то есть, болезни, причем, иногда они бывают очень серьезными, даже неизлечимыми.

    Тем, у кого психика более устойчива, приходится включать пофигизм, врать, притворяться, прогуливать или просто игнорировать всю эту постоянную насильственную информационную интоксикацию. На этом фоне отсутствие времени на прогулки, сокращение сна, отдыха, необходимость сидеть неподвижно по 8 часов в день – это уже «мелочи».

    Это про здоровье. Теперь про образование. Такая жизнь убивает интерес не только к познанию, а вообще лишает энергии и радости. То есть, даже важные навыки и сведения детьми не усваиваются. Кроме того, за бортом школы, остается много важного, чему детей не учат.

    Бесконфликтному общению не учат, находить общий язык с другими людьми не учат, финансовой грамотности не учат. Профориентация, психология, основы экономики и бизнеса - все это приходится добирать вне школы. Но когда? Если посещать школу, то времени на это просто нет.

    Я помню, когда училась в школе, то нам на лето задали выучить балладу «Вересковый мед». Моей дочке задали сделать то же самое, но за три дня. Вот это очень показательная разница: все то же самое, только намного быстрее. Потому что добавилась же еще современная литература за прошедшие годы, но ничего не сократили, просто уменьшили время изучения.

    В системе госшкол родители не погружаются так глубоко в образовательные проблемы, но они видят верхушку айсберга - дети в средней школе теряют интерес к учебе. И чтобы сохранить мотивацию, а заодно здоровье и радость они тоже приходят к выводу о необходимости сокращения времени, которое ребенок тратит на школу. Именно поэтому мы в последние годы наблюдаем такой всплеск интереса к альтернативным формам образования.

    А как быть, если родители работают и не могут водить ребенка в школу или не готовы брать на себя ответственность за его обучение?

    Если мы говорим о средней школе, то ответственность за собственное обучение подросткам уже по силам. У них уже нет такой страсти к познанию, как у малышей, но мотивация все равно есть. Например, они сами считают сложный или скучный предмет важным. Или им хочется проверить свои силы. Или эти знания нужны им для будущей профессии.

    А если мы говорим о начальной школе, то там все проще. Чтобы успешно учиться в младшей школе, кому-то будет достаточно иметь хорошего учителя. Ведь не случайно все твердят: ищи не школу, ищи учителя. А если кто-то хочет большего, то можно перевести ребенка на семейное или заочное обучение, найти несколько единомышленников по соседству и вскладчину нанять педагога для обучения своих детей.

    Кстати, именно так мы с несколькими родителями и поступили. Это было в 2012 году, еще до принятия последнего закона об образовании. Эту схему не я придумала, первую такую семейную школу придумал и воплотил на базе кружка для трудных подростков психолог Борис Гречухин – яркий, неординарный и внутренне очень свободный человек.

    Да и кому пришла бы в то время крамольная мысль о том, что «бесплатное массовое обучение – это конфискация детей у родителей». Но громкие слова говорить несложно. А каково было создать свою собственную школу в СССР? Да еще заявив: «Никаких профессиональных школьных педагогов. С детьми занимаются студенты и родители».

    К тому моменту подобный опыт был у родителей, открывших первый класс на базе собственного частного детского садика, и у нас. Я условно назвала эти группы родителей и педагогов семейными школами, но это не очень удачное название прижилось. Буквально за четыре года таких не-школ в Москве и Московской области стало больше пятидесяти. А теперь такие объединения есть уже и в Санкт-Петербурге, и в Самаре, и в Калининграде, и во многих других городах России.

    Сейчас в столице и в Питере даже появился крошечный пока опыт создания школ-парков Милослава Балабана. Это школы свободного посещения, где ученики сами выбирают, какие занятия (студии) им посещать. Такой эксперимент когда-то давно впервые поставили в школе № 734.

    Буквально за последние два года появился еще один вариант альтернативного обучения в началке: это классы Жохова. Владимир Иванович Жохов - заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников, разработал методику преподавания в начальной школе. Как ни странно, многие директора государственных школ взяли на себя ответственность за открытие таких классов. То есть, у некоторых альтернативных методик есть уже и поддержка в лице госшкол.

    - Какие еще возможности, не замеченные широкими массами, дал нам закон об образовании?

    В Федеральном законе об образовании есть очная, очно-заочная, семейная и дистанционная формы обучения. А еще есть сетевая форма, позволяющая обучаться в нескольких школах сразу. И если первые четыре так или иначе используются, то последняя только начинает осваиваться родителями и школами. Все школы (и частные, и государственные) могут заключать между собой соглашения о сетевом взаимодействии. Это значит, что ученик может обучаться по разным школьным предметам в разных школах, если они заключили между собой соответствующее соглашение.

    Например, частная Международная Школа Завтрашнего Дня (МШЗД) формирует дистанционные классы, которые удаленно обучаются русскому языку по методике Ольги Соболевой и под ее методическим руководством. Такая возможность пока есть только в этой российской школе, но обучаться в ней могут дети из любого уголка России.

    При такой форме получения образования ученики могут не посещать занятия по русскому в своей основной школе: там зачитываются оценки, которые они получают в МШЗД. Они и фигурируют в табелях успеваемости и личном деле учащегося.

    Очень жаль, что такие перспективные формы обучения пока мало используются. Но так здорово, что они есть, что наше государство законодательно позаботилось об этом.

    Ну хорошо, а если ребенок по некоторым предметам учится дома, то как и кто контролирует его знания, и не приведет ли такое вольное обращение со школьной программой к снижению качества знаний? Ведь родители редко объективно могут оценить уровень знаний своих детей.

    По тем предметам, которые ребенок посещает частично, в классе проводятся контрольные, опросы и прочие многочисленные т.н. срезы знаний. А по тем предметам, которые ребенок не посещает, школы контролируют уровень знаний с помощью аттестаций. Они могут быть один, два, три раза в год, по усмотрению родителя и там, где он захочет - хоть в государственной, хоть в частной школе.

    Если руководствоваться законом, то де юре вообще обязательны только ГИА и ЕГЭ. Но де факто у нас родители и их дети все же предпочитают ежегодно или раз в полгода сдавать аттестации по тем предметам, которые не посещает ребенок. Во-первых, чтобы быть уверенными, что он благополучно осваивает программу, а во-вторых, чтобы иметь на руках документы, это подтверждающие.

    - Почему же все-таки многие школы с трудом соглашаются на такие эксперименты?

    Многие, наверное, и не соглашались бы, но их обязывает закон. Я думаю, что к этому не готовы прежде всего родители. Например, теоретически школа имеет право начинать обучение не в 8.30, что, на мой взгляд, вредно для здоровья, а в 9.30 или в 10.00.

    Я помню, как мы рассказывали об успехах детей директору крутого лицея, откуда мы забрали детей, чтобы учить их самостоятельно. И она нам сказала: «Конечно, ведь они же у вас высыпаются!». Сама она понимает пользу от этого, но не может сделать время начала учебы позже, потому что каждое утро в 8.00 и даже раньше ей под дверь закрытой школы приводят детей, которых родителям некуда деть. То есть, учебные заведения просто отвечают родительским запросам. Если в школе, где учится моя дочь, директор разрешит свободное посещение для всех, его родители живьем съедят!

    Заместитель директора одной из школ в Царицыно недавно рассказывал мне, что именно родители выступили против свободного посещения школы, когда его в этой школе хотели ввести. Тогда сам этот замечательный педагог, кандидат исторических наук, ввел свободное посещение только на своих уроках.

    Первые две недели к нему вообще никто не пришел! Дети просто не могли поверить в такую «лафу». А потом стали заглядывать, чаще и чаще. А потом история стала у многих любимым предметом. Дети не бросят школу, если их перестанут заставлять туда ходить. Они просто станут делать это с пользой для себя.

    Татьяна Рублева

    О СИЛЕ ПРИВЫЧКИ

    Участники опроса, проведенного аналитической службой Рамблер по заказу «МИР 24», рассказали, какую форму среднего образования они считают наиболее правильной для ребенка.

    Большинство респондентов (70%) поддерживают существующую в России школьную систему. Они ответили, что наиболее правильной является форма среднего образования «стандартная - как у всех».

    За вариант «альтернативное образование с индивидуальным подходом» проголосовали 20% опрошенных. В голосовании приняли участие 1168 респондентов.

    На третьем месте по популярности (8%) оказался вариант, предполагающий, что часть уроков можно изучать в школе, а часть – дома. Меньше всего респондентов (2%) сочли правильным домашнее обучение без посещения школы.

    Что делать, если вас не устраивает школьное образование? Вы не довольны качеством преподавания, окружением, против школьной "уравниловки", стремитесь раскрыть индивидуальные качества своего ребенка. Причин может быть масса. А альтернатив школе всего несколько:

    1. Найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, школы-парки и другие).
    2. Перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе.
    3. Перейти на семейное образование.

    Сегодня мы поговорим о последнем варианте. Семейное образование часто путают с домашним обучением и экстернатом. Обучение на дому организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера. Педагоги приходят на дом к ученикам, соответственно, успеваемость - ответственность образовательного учреждения.

    При семейном образовании успеваемость ребенка, прохождение необходимых промежуточных и итоговых аттестаций - ответственность родителей.

    Экстернат же - это самостоятельная, часто ускоренная форма получения образования, при которой ребенок не является учеником той или иной школы. При семейной форме обучения ребенок числится в определенной школе, используя все привилегии - бесплатные учебники, возможность пользоваться школьной библиотекой.

    Хоумскулинг в России - явление молодое. Во времена СССР считалось, что любое обучение за стенами школы - не образование. С 1990-х годов ситуация изменилась, но массовым семейное обучение так и не стало. Сегодня интерес к хоумскулингу растет.

    Плюсы

    Главный плюс - индивидуальный подход. Семейное образование - это как пальто, сшитое по фигуре ребенка.

    Родители могут самостоятельно устанавливать расписание, подбирать методику преподавания. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка, его биологические часы.

    Появляется возможность сделать акцент на изучение тех предметов, которые в школе обходят стороной или не уделяют столько внимания: языки, архитектуру, искусство и т.д. Такое обучение направлено на природный познавательный интерес ребенка, а не на получение высоких отметок.

    Еще один весомый плюс - комфортный социум. Исключается давление со стороны преподавателей или одноклассников, ребенку не рутине, что делает жизнь свободнее и естественнее. Кстати, практика показывает, что кризис переходного возраста проходит значительно легче у детей, обучающихся дома.

    Минусы

    Родители, которые выбирают для своих детей семейный формат обучения, должны быть готовы к тому, что это потребует достаточно много их собственных сил и времени.

    И организация такого обучения потребует от них самих высокой степени организованности, твердого понимания целей и задач, педагогических навыков, образованности.

    У ребенка же могут проявиться (а могут и нет, все зависит от того, как выстроена система семейного обучения) следующие "побочные эффекты": снижение навыков коммуникации, образ "белой вороны", отсутствие или частичное нарушение дисциплины, эгоизм, ощущение избранности, инфантилизм.

    К чему нужно быть готовым родителям

    Почти все родители, так или иначе, сталкиваются с похожими трудностями в этой сфере. Вот некоторые из них:

    • поиск подходящей школы для прохождения аттестаций;
    • проблема выбора образовательной программы и методик;
    • сложности в диалоге с администрацией школы, желающей избежать лишних проблем, связанных с переводом ребенка на другую форму образования;
    • родители должны быть готовы к работе с нормативными документами (например, с образовательными стандартами), с программами предметов, с методическими пособиями, чтобы наиболее эффективно реализовывать обучение;
    • хоумскулинг съедает все (или почти все) время родителя.

    Как перевести на семейную форму обучения

    Чтобы перевести ребенка на домашнее обучение нужно сделать всего 2 вещи:

    1. Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования (в 2-х экземплярах).

    Желая вы можете услышать от такие фразы как: "Такой формы обучения вообще нет", "Вы же без педагогического образования, вам нельзя", "У нас нет в уставе, идите в другую школу" и т.д. Но как только вы достанете письменное заявление и попросите его принять, ситуация, скорее всего, поменяется.

    Чтобы сохранить тёплые отношения с руководством школы, скажите, что, полностью доверяете директору, но письменный отказ вам нужен для аргументированного общения с РОНО и комитетом по образованию, чтобы они не посылали обратно в школу, где невозможно обучение на семейной форме.

    2. Проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования.

    Популярные вопросы родителей

    Семейное образование доступно только в определенных школах?

    Практически во всех учебных заведениях предусмотрено семейное образование. Если в уставе школы не обозначена, это повод для требования родителями внести изменения по включению в устав школы данной формы обучения, согласно законодательству.

    Можно ли будет вернуться к обычному обучению?

    Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей.

    Кто в случае выбора семейного образования должен обеспечивать ребенка учебниками?

    Обучающийся в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

    Как проходит аттестация при семейном образовании?

    Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную (по желанию) и итоговую аттестацию (в обязательном порядке).

    Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Однако рекомендуется их все же не игнорировать, чтобы быть уверенным, что в свободном плавании вы не заплыли слишком далеко от ФГОСа.

    При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию. Оценивать знания учеников будет специальная комиссия, в нее обычно входят учителя с разных школ района, города или даже региона. Именно поэтому к вашему ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно.

    • "Семейное обучение как система" Алексей Карпов
    • "Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату" Павел Парфеньев

    "Когда-то необразованными были те, кто не ходил в школу. А сейчас как раз наоборот…"(Французский новеллист Поль Гу).

    Многие женщины, когда становятся матерями, решают, что подарят своему ребенку самое главное — детство. Иными словами, не будут ломать его натуру. Не будут заставлять стоять, когда хочется бегать, не будут усаживать, если хочется стоять, не будут загонять домой, когда хочется поиграть на улице. Не будут отмахиваться от его желания получать ответы на свои вопросы. Тем не менее расстановка приоритетов в пользу воспитания в ребенке свободной личности по факту нередко приводит к серьезному конфликту со всей школьной системой образования. Интересно, кстати, что само слово "школа", которое часто ассоциируется с невыспавшимися ночами, подорванным здоровьем, сомнительными знаниями, на самом деле переводится как "досуг".

    Школьное образование — сплошные минусы?

    Веками дети учились дома. Родители или сами занимались образованием, или нанимали с этой целью специальных учителей и гувернера. Ситуация меняется только с наступлением девятнадцатого столетия, когда на смену тогдашнему домашнему обучению приходят школы в привычном для нас виде. Кстати, современный вид этих школ не критикует, наверное, только ленивый. Прежде всего, школьную систему обвиняют в том, что она отбивает у детей всякую охоту учиться. Материал излагается очень монотонно в чрезвычайно нудной манере. На уроках, где присутствуют по 30 человек одновременно, педагог при всем желании не может разглядеть отдельного ученика. Как следствие, ребенок устает, теряет всякий интерес к учебному процессу.

    Учиться же для ребенка естественно. Любой карапуз-дошкольник готов замучить до полусмерти своих родителей вечными "почему" и "зачем". Родители готовы купить любопытному крохе все детские игрушки в Москве , только чтобы остановить поток его вопросов. Тем не менее, сев за парту, любопытство, интерес и жажда получения ответов куда-то исчезает. Почему? Из-за все той же ошибочной системы. Школьник чрезвычайно перегружен всякой бюрократической тягомотиной. А если серьезно, то мы, например, не наблюдаем непосредственной связи между отсчитыванием клеточек между выполненными заданиями и освоением теоремы Пифагора. Одно очевидно: Леонардо да Винчи современными педагогами был бы заклеймен как абсолютно бездарная личность, не способная даже писать слева направо, как это делают все нормальные люди.

    Кроме того, система, где один взрослый человек (не всегда с прекрасными нравственными способностями) на много лет становится для маленького человечка Господом Богом приводят к многочисленным дискриминациям и унижениям того ребенка, который рискнул отличаться от других, либо просто не пришелся по нраву классному руководителю… Нервные срывы, сломанная психика, самоубийства — побочные эффекты сегодняшнего образования.

    Еще одна примета нашего времени — поломанное здоровье подрастающего поколения. Принудительные отсидки на одном месте, таскание тяжелых рюкзаков, домашние задания до рассвета, психические перегрузки, идеологические часы делают свое дело. Вот список неизбежных спутников наших детей: заболевания органов дыхания, расстройства пищеварения, заболевания костной системы, заболевания органов кровообращения. Так неужели школьное образование наносит только вред? С этим согласятся очень и очень многие.

    Домашнее обучение как альтернатива школьному

    Так какой выход здесь может быть? Разве что не водить ребенка в школу. Некоторые родители так и делают. Более того, популярность домашнего обучения набирает обороты. Передовыми в этой области являются Канада и США. Так, в Канаде в 1980 г. на домашнем обучении было только лишь около 3 000 детей. В 2003 г. таких детей было уже 77 523, или 3,8% от всего количества зарегистрированных учеников.

    В Соединенных Штатах в 1985 г. лишь 50 000 детей обучались дома. В 1993 г. их было уже 300 000. В 2008 г. – несколько миллионов. На сегодняшний день на домашнем обучении находятся от 4,4 до 7,4% всех школьников США. В 2006 году среди северо-американских родителей, которые высказались за перевод своих детей на домашнее обучение было проведено специальное анкетирование с целью выявить их мотивацию. Так вот, такую форму обучения они выбрали, потому что:

    1. Она дает возможность заложить у ребенка свою систему ценностей;
    2. построения плотных и сильных связей между родителями и детьми;
    3. Дает возможность для ребенка общаться со взрослыми и детьми на высшем уровне;
    4. Позволяет избавиться Гарантирует лучшие академические показатели;
    5. Дает возможность избежать негативных влияний (наркотики, алкоголь, ранний секс) через контролируемые позитивные контакты со сверстниками;
    6. Обеспечивает физически более благоприятные условия обучения.

    В России домашняя система образования не имеет пока широкого распространения. Тем не менее, говорить о том, что ее нет, не приходится. Родители, которые решили не водить свое чадо в школу, пользуются тем, что общеобразовательные учреждения нашей страны могут оказывать "аттестацию в порядке экстерната для лиц, которые получают общие базовое и среднее образование самостоятельно". Разрешение на домашнее образование в России было закреплено аж в 1992 году указом тогдашнего президента Российской Федерации. При этом российские школы обязаны способствовать желанию родителей просвещать своих детей дома. На данный момент в нашей стране действуют многочисленные сайты, ассоциации, направленные на помощь семьям, которые выбирают для своих детей получение образования на дому. Кроме того, согласно российскому законодательству, таким родителям даже причитаются выплаты со стороны государства.