Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Конспекты с детьми онр i уровня. Комплекс упражнений по развитию речи для детей с ОНР III уровня, рекомендуемых родителям для домашних занятий. Планируемые результаты логопедической работы

    Конспекты с детьми онр i уровня. Комплекс упражнений по развитию речи для детей с ОНР III уровня, рекомендуемых родителям для домашних занятий. Планируемые результаты логопедической работы

    Краткое описание

    Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня.
    Занятие проводилось с ребенком возраста 4года 10 месяцев. Логопедическое заключение логопеда поликлиники «Моторная алалия». ОНР первый уровень, плюс ЗПР.
    При поступлении в детский сад речь состояла из гласных звуков, слога «ГА», жестов и мимики (показ).
    Цель занятия - развитие экспрессивной стороны речи. Для возникновения мотивации к речевому общению и поддержанию интереса использовались сюрпризные моменты.
    На занятии решалось несколько задач. Первая часть занятия – развитие общеречевых навыков, была направлена на настрой ребенка, на работу и включение его в процесс занятия. Здесь ребенок выполнял знакомые действия с незнакомым материалом.
    Основная часть занятия была направлена на развитие словаря и формирования фразы с простым дополнением.
    За тем следовала физминутка и в задании использовался уже знакомый материал (сказка «Репка») на котором закреплялось умение договаривать предложение и отвечать на вопросы одним словом. Кроме сюрпризных моментов на занятии большое внимание уделялось двигательной активности, что помогло удерживать активное внимание ребенка на протяжении всего занятия.
    Занятие заканчивается поощрением, что создает мотивацию и положительный настрой на следующее занятие.
    Файл конспекта прилагается.

    Описание

    Авторы: Кабаченко Н.А.; Кабаченко Е.И
    учителя-логопеды по инновационной работе, высшей квалификационной категории, ГБОУ д/с №2444, ГБОУ ЦО №1446, ГБОУ ЦПМСС"Открытый мир".
    файл конспекта прилагается.

    КОНСПЕКТ
    индивидуального логопедического занятия для детей
    с общим недоразвитием речи 1-2 уровня

    Тема: «Развитие экспрессивной речи»
    Занятие: «Жучкины задания»
    Цель: Развитие Экспрессивной речи
    Задачи:
    Коррекционно-образовательные задачи:
    Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».

    Коррекционно-развивающие задачи:
    Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.

    Коррекционно-воспитательные задачи:
    Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.

    Оборудование:
    Сдувалочка: «Сдуй тучки».
    Сюжетные динамические картинки: «Мишка идет», «Паровоз движется», «Самолет летит».
    Слоговые дорожки (дорожка со следами).
    Волшебный мешочек и набор картинок.
    Деревянные фигурки; сказка «Репка».
    Мягкая игрушка «Собака - Жучка»
    Поощрение: картинки-раскраски с изображением героев сказки «Репка»

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
    1. Развитие общеречевых навыков.
    2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»

    Последнее время у малышей часто проявляется недоразвитие речи. Оно может проходить по-разному и в различных стадиях. В любом случае, необходима коррекционная работа с детьми, которая заключается в индивидуальной и групповой работе с детьми. Одной из самых опасных стадий является ОНР 2 уровня. Как распознать у ребенка это заболевание?

    Симптомы

    1 и 2 степени ОНР считаются самыми тяжелыми. В целом нарушения речи проявляются в несогласованности слов, порой отсутствию звуков и смыслов речи. Впоследствии недостатки устной речи будут проявляться в дисграфии и дислексии в школе.

    Недоразвитие речи 2 степени проявляется следующими симптомами:

    • жесты, лепет;
    • порой появляются простые предложения;
    • бедность словаря, причем слова, которые знает ребенок, очень похожи по смыслу;
    • трудности с согласованностью речи, часто отсутствуют множественное число, падежи;
    • звукопроизношение искажено, ребенок подменивает звуки, нечетко их произносит.

    Что может ребенок, у которого диагностируется недоразвитие речи 2 степени?

    • произносит простые слова, похожие по смыслу (муха жук, насекомые; туфи туфли, кеды, сапоги и др.), т.е. одним словом объединяются несколько понятий;
    • с трудом называет части тела, предметов, посуду, слова с уменьшительно-ласкательным значением (чаще всего такие слова отсутствуют или присутствуют в ограниченном количестве);
    • с трудом определяет признаки предмета (из чего сделан, цвет, вкус, запах);
    • составляет рассказ или пересказывает только после наводящих вопросов взрослого;
    • высказывания мало понятны, звуки искажены.

    Характеристика ОНР заставляет задуматься о том, почему возникают такие нарушения. Причины, как правило, лежат в физиологической сфере и не всегда зависят от матери или ее ребенка:

    • гипоксия во время беременности или родов;
    • асфиксия;
    • конфликт резусов;
    • травмы головы.

    Коррекционная работа, предстоящая логопеду и родителям малыша, очень кропотливая. Предстоит практически с нуля формировать речь по образцу. Как проводятся коррекционные занятия?

    Работа с логопедом

    Если к 3-4 годам речь у ребенка не формируется, необходимо посетить логопеда и невропатолога. Диагностика и характеристика ОНР проводится несколькими специалистами.

    Невропатолог поможет определить причину. Если нужно лечение или дополнительная витаминизация, врач назначит препараты для стимуляции речевых центров и нервной системы в целом. Чтобы определить, какие препараты могут понадобиться малышу, необходимо будет сделать МРТ головного мозга. Однако такой анализ требуется не всегда. Порой невропатологу после беседы с мамой бывает вполне ясно, почему речь не развивается, и как можно помочь ребенку и его семье справиться с недугом.

    После визита к невропатологу необходима консультация в логопедом. Если есть возможность, занятия стоит продолжать индивидуально или в специальных группах по коррекции речи. Чем будет заниматься педагог с малышом?

    Общее направление будет состоять в развитии активности речи и ее понимания, формировании фраз, звукопроизношения, уточнения, как произносятся слова, употреблении лексико-грамматических форм.

    Логопеду может потребоваться помощь семьи, ведь нескольких занятий в неделю может быть недостаточно для формирования речи. Логопед может продемонстрировать маме направление работы в семейном кругу. Например, для коррекции звукопроизношения нужно будет постоянно просить ребенка произнести слово нараспев, при этом все в доме должны говорить так же.

    Если говорить более подробно, коррекционная работа будет состоять в следующих упражнениях:

    • Произнесение труднопроизносимых слов нараспев, протяжно, чтобы ребенок слышал все звуки и мог их повторить. Желательно, чтобы все в окружении малыша, а не только на занятиях, разговаривали именно в такой манере. Это позволит ребенку лучше улавливать звуковой состав слов.
    • Изучение слов по тематическим группам на основе изображений. Например, логопед показывает ребенку картинки домашних животных и четко их называет, заставляя малыша повторять названия. Так ребенок постепенно начинает систематизировать явления и предметы окружающего мира.
    • Сравнение одинаковых грамматических форм разных слов, принадлежащих одной части речи. Например, мы катались: на санках, на машине, на горке и т.д.
    • То же самое производится с формами глаголов: Коля писал - Коля пишет - Коля напишет.
    • Отработка изменений существительных по числам. Педагог показывает изображения предметов в единственном и множественном числах, называет их и просит малыша показать.
    • Отдельно проводится работа с предлогами. Логопед подставляет их в похожие по строению фразы, например: идет в лес, в гости, в гору и т.д.
    • Работа по различению звонких и глухих звуков, различению их в речи.
    • Определение звука в слове на слух для развития фонематического слуха.

    Лучше всего, если занятия с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, будут проходить индивидуально с логопедом. О не стоит отказывать малышам в общении с другими детьми, которое для них чрезвычайно важно. В этом общении будет формироваться речь, стремление построить фразу и донести информацию другим детям.

    Известно, что ребенок совершенно по-разному общается со взрослыми и со своими сверстниками. С последними он ощущает себя свободнее, у него совпадают с ними интересы. Если ваш малыш с ОНР не посещает детский сад, причина неразвитости речи может крыться в том числе в недостатке общения. Постарайтесь записать ребенка в группу развития, детский клуб, где стараются всесторонне развивать детей. Здесь появится круг общения, а художественное восприятие мира, песни, физические нагрузки создадут оптимальную среду для совершенствования речи.

    Прогноз

    Спрогнозировать, как пойдет развитие речи у малыша, очень сложно. Многое зависит от степени развития болезни и причины, которая ее спровоцировала.

    Начинать работу надо как можно раньше. Уже в три года, если малыш не говорит, или произносит нечленораздельные звуки, родителям должно быть ясно, что надо отправляться на прием к невропатологу. Без конкретного диагноза и медикаментозного лечения даже интенсивные занятия с логопедом могут быть бессильными.

    Если все необходимые меры приняты, и ОНР не запущено, есть надежда, ребенок начнет говорить. Однако дальнейшее его обучение в массовой школе становится невозможным. Родителям придется либо обучать его на дому, либо отдавать в специализированное учебное заведение для деток с проблемами речи.

    Многое зависит от темперамента и общительности малыша. Во многом они определяют, насколько он приживется в школьном коллективе, найдет общий язык со сверстниками, как к нему будут относиться учителя.

    Коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, должна производиться исключительно специалистом. Родителям не нужно вмешиваться в процесс или пытаться решить проблему самостоятельно. Тем более страшно пускать проблем на самотек. Малышу необходима квалифицированная помощь, иначе в будущем у него будут проблемы с контактами.

    Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР

    Пособие адресовано логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Оно также будет полезно родителям и воспитателям для проведения занятий по заданию логопеда или дефектолога.

    Данный материал может быть выборочно использован в средних группах детского сада для детей с задержкой психического развития.

    В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы на год (30 недель).

    Предисловие

    Если ребенок в возрасте 4-5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности.

    Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах.

    Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.

    Младший дошкольный возраст - это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главная задача специалиста - вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание.

    Данное пособие является результатом многолетнего опыта работы и представляет собой систему игровых упражнений, предусматривающую успешную компенсацию психоречевой недостаточности у малышей.

    Достижению подобного результата способствует:

    Игровой характер речевых упражнений;

    Коррекционно-развивающий характер речевого материала;

    Тесная связь речи и познавательных процессов;

    Использование малых форм фольклора.
    Изложенный в пособии практический материал рассчитан

    на работу в течение всего учебного года (30 недель). Блок упражнений на неделю составлен с учетом определенной темы. Занятия должны проводиться ежедневно в течение 15-25 минут и иметь исключительно игровую форму.

    Работа ведется по следующим направлениям:

    Лексико-грамматические игры и упражнения;

    Развитие связной речи;

    Сенсорное развитие;

    Работа над звуковой стороной речи;

    Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя)

    Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушки; наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.

    «Мы с игрушками играем». Логопед раскладывает перед
    детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:

    Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.

    Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть.

    « Что делают игрушки?» Составление сложных предложений с союзом а. Логопед берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя:

    Кукла лежит, а ежик стоит.

    Робот стоит, а мишка сидит.

    Машина едет, а самолет летит.

    Мячик скачет, а шарик висит.

    Гномик прыгает, а кукла спит.

    «Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания.

    Логопед выставляет на доске 7-10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку).

    «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа.

    Логопед раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)

    «Игрушки-малютки». Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    кукла - куколка,

    матрешка - матрешечка,

    мяч - мячик.

    Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми.

    Мы поссорились с подружкой

    И уселись по углам.

    Очень скучно друг без друга!

    Помириться нужно нам.

    Я ее не обижала,

    Только мишку подержала,

    Только с мишкой убежала

    И сказала: «Не отдам».

    Я пойду и помирюсь,

    Дам ей мишку, извинюсь.

    Дам ей куклу, дам трамвай

    И скажу: «Играть давай!»

    А. Кузнецова

    Развитие связной речи

    Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.

    «Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине» 1 .

    1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.

    Сенсорное развитие

    «Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой - маленький». Логопед подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.

    Выполнение инструкций логопеда.

    - Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.

    - Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.

    - Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.

    Работа над звуковой стороной речи

    «Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш...

    «Повтори чистоговорки»

    Бик-бик-бик - кубик;

    бан-бан-бан - барабан;

    ла-ла-ла - юла;

    лет-лет-лет - самолет;

    на-на-на - машина;

    ка~ка-ка - куколка;

    Физкультминутка-логоритмика

    Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».

    На парад идет отряд.

    Барабанщик очень рад:

    Барабанит, барабанит

    Полтора часа подряд.

    Но назад идет отряд,

    Левой, правой! Левой, правой!

    Барабан уже дырявый

    Тематический цикл «Игрушки» (вторая неделя)

    Дети должны усвоить: речевой материал первой недели; отличие игрушек от других предметов.

    Лексико-грамматические игры и упражнения

    «Выбери игрушку». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.

    Логопед выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.)

    «Дети играют». Формирование навыка фразовой речи; развитие внимания к словам, близким по звучанию.

    Логопед раздает детям выбранные ими игрушки или картинки (см. упражнение «Выбери игрушку») и строит их парами так, чтобы получились рифмованные предложения.

    У Руслана - домик, у Танюши - гномик.

    У Иринки - флажок, у Никитки - петушок.

    У Коли - матрешка, у Миши - гармошка.

    У Вовы - мишка, у Гоши - мартышка.

    У Кости - Петрушка, у Нади - лягушка.

    У Кати - неваляшка, у Гриши - черепашка.

    У Наташи - самолет, у Тамары - вертолет.

    У Маши - пушка, у Паши - хлопушка.

    Логопед произносит каждое предложение, дети повторяют за ним.

    «Один - много». Формирование категории родительного падежа множественного числа.

    Логопед обращается к каждому ребенку: «У тебя гномик, а в магазине много... (гномиков)» и т. д.

    « Четвертый лишний». Учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять отличие.

    Логопед выставляет на стол ряд предметов: мяч, кукла, юла, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным (это нож, потому что он - не игрушка, с ним не играют).

    Развитие связной речи

    Чтение и пересказ рассказа Я.Тайц «Кубик на кубик».

    Логопед читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми.

    «Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

    -Дай башню!

    -Не дам!

    -Дай хоть кубик!

    -Один кубичек возьми!

    Миша протянул руку - и хвать самый нижний кубик. И вмиг - трах-тара-рах! - вся Машина башня раз-ва-ли-лась!»

    Логопед помогает детям понять, почему башня развалилась, какой кубик должен был взять Миша.

    Сенсорное развитие

    «Где игрушка?» У детей в руках по игрушке. Логопед показывает детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, в низу, в левой руке, в правой руке, между коленями».

    «Назови матрешки». Используется пятиместная матрешка.

    Логопед вместе с детьми ставит матрешек в ряд по росту и называет их: «Самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая». Затем логопед просит детей показать самую маленькую, большую, самую большую и т. д. матрешку.

    Развитие связной речи

    Составление рассказа «Осень»

    «Наступила осень. Катя с папой пошли в лес. В лесу деревья желтые, красные. На земле много листьев. Папа нашел грибы. Катя положила их в корзинку. Хорошо в лесу осенью!»

    Сенсорное развитие

    « Обведем листочек».

    У каждого ребенка на столе - лист бумаги и натуральный листочек березы или липы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контуру. Зачин логопеда:

    Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

    Карандашик я найду.

    Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

    Я листочек обведу.

    Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

    Мой листочек небольшой.

    Дуй-дуй-дуй,дуй-дуй-дуй,

    Ветер, ветер, ты не дуй!

    Ай-ай-ай, ай-ай-ай,

    Ты, листок, не улетай!

    Дети вместе с логопедом повторяют зачин, после чего приступают к работе.

    Физкультминутка-логоритмика

    Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень».

    Дождь, дождь

    Целый день

    Барабанит в стекла.

    Вся земля,

    Вся земля

    От воды размокла...

    Я. Аким

    Развитие связной речи

    Составление рассказа «В огороде» по опорным предметным картинкам.

    «Маша с бабушкой пришли в огород. Там грядки. Вот морковка, вот лук, вот капуста, вот свекла, вот горох. Это овощи. Бабушка нарвала гороха. Маша помогала бабушке. Какой вкусный горох!»

    Сенсорное развитие

    «Волшебный мешок».

    Дети по очереди нащупывают в мешке какой-либо овощ, не вытаскивая его, сообщают: «Я нащупал лук» или «Я нащупал помидор» и т. д.

    «Собери картинку». Формировать у детей целостный образ предмета и пространственное расположение деталей.

    У каждого ребенка на столе - разрезная картинка из четырех частей с изображением овощей.

    Зачин логопеда: «Ты внимательно смотри и картинку собери!» После работы: «Мы с ребятами играли и картиночки собрали».

    Развитие связной речи

    Рифмованный рассказ «В саду». Оборудование: корзина, два апельсина, два яблока, одна груша, картинка с изображением сада.

    Девочка Маринка пришла в сад,

    Там на деревьях фрукты висят.

    Дедушка сорвал Маринке

    Оранжевые апельсинки,

    Дал Маринке в кулачки

    Красные яблочки.

    Дал Маринке желтую грушу:

    Ты, Маринка, фрукты кушай.

    Вот тебе, Марина, для фруктов корзина.

    Сенсорное развитие

    «Разложи фрукты». Учить детей раскладывать фрукты правой рукой слева направо. Учить сравнивать две группы фруктов и пользоваться понятиями «поровну», «больше», «меньше».

    «Посчитай фрукты». Учить пересчитывать предметы (сливы, яблоки, груши и т.д.) в пределах пяти и называть итоговое число.

    Физкультминутка-логоритмика

    На носочки я встаю,

    Яблочко я достаю,

    С яблочком бегу домой,

    Мамочке подарок мой!

    Развитие связной речи

    Выполнение инструкций логопеда.

    Возьми яблоко, понюхай его, положи в вазу и возьми огурец.

    Возьми огурец из корзинки, положи его в вазу, а яблоко отдай Тане.

    Возьми яблоко, покатай его по столу и положи рядом с картошкой. И так далее.

    Затем ребенок по просьбе логопеда и с его помощью должен рассказать, что он делал.

    Сенсорное развитие

    «Посчитай фрукты (овощи)». Учить пересчитывать предметы в пределах пяти и называть итоговое число.

    «Разложи фрукты (овощи)». Учить детей раскладывать предметы правой рукой слева направо. Учить сравнивать две группы предметов и пользоваться понятиями поровну, больше, меньше.

    «Обведи пальчиком». Обведение пальчиком овощей и фруктов по контуру на предметных картинках.

    Зачин логопеда: «Мы яблочко возьмем и пальчиком обведем». «Мы огурчик возьмем и пальчиком обведем» (повторить с детьми).

    Развитие связной речи

    Рифмованный рассказ «Маша и деревья» (с опорой на предметные картинки).

    Вышла Маша на крыльцо:

    Вот растет деревцо,

    Вот растет другое -

    Красивое какое!

    Насчитала ровно пять.

    Все деревья эти

    Сосчитайте, дети!

    Дети (считают). «Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев».

    Логопед. Сколько деревьев возле дома? Дети. Возле дома пять деревьев. Стихотворение заучивается наизусть.

    Сенсорное развитие

    «Нарисуем дерево». Предварительно дети рассматривают деревья на участке. Воспитатель проводит беседу.

    Логопед рассматривает с детьми образец нарисованного дерева и объясняет приемы рисования.

    1. Ствол дерева рисуется сверху вниз, вверху ствол тоньше, а внизу толще.

    2. Ветки рисуют сверху вниз, прикрепляя их к стволу.

    3. К большим веткам пририсовывают маленькие веточки.

    4. К веткам подрисовывают листочки зеленого, желтого и красного цвета.

    Развитие связной речи

    Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Грибочек».

    Жил да был грибочек,

    Вот его дом - кусточек.

    Была у него ножка,

    Одна ножка - без сапожка.

    Была у него шляпка.

    Нашли его ребятки,

    Грибочек сорвали

    И бабушке отдали.

    Бабушка суп сварила

    И деток накормила.

    Сенсорное развитие

    «Сравни деревья». Учить детей сравнивать несколько предметов (до пяти) разной высоты, расставляя их по одной линии.

    На игровом поле - пять елочек разной высоты. Дети с помощью полоски из картона определяют размер деревьев, прикладывая ее к каждой елочке: «Самая большая елка, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая елочка».

    «Вверху или внизу?» Развитие пространственного восприятия.

    Логопед называет какие-либо предметы, а дети должны сказать, где они находятся в лесу - вверху или внизу (листочки, грибочки, птички, муравьи, веточки, травка, гнездо, ежик, белка, волк, дерево, кузнечик, стрекоза).

    Развитие связной речи

    «Оденем куклу».

    Логопед. Дети, давайте оденем нашу куклу. Я сшила для нее одежду. Что сначала наденем, что потом?

    Одевая куклу вместе с детьми, логопед подробно описывает предметы одежды. Дети повторяют: «Платье зеленого цвета. Вот карман - он один. Вот рукава - их два. Вот воротник. Вот пояс - он один. Платье короткое, красивое и т.д.».

    Сенсорное развитие

    «Покажи кружок». Развитие зрительного внимания. Усвоение основных цветов.

    Логопед раздает всем детям разноцветные кружки. Затем называет слова: платье (бант, туфли, носки, юбка, кофточка, сарафан, карман, воротник, пояс, рукава). Дети должны поднять кружок того цвета, какого цвета предмет, и назвать цвет.

    «Найди одинаковые». Развитие зрительного внимания, навыка сравнения. Усвоение и употребление понятия одинаковые.

    На столе в беспорядке располагаются несколько пар варежек, носков, ленточек, шнурков. Дети помогают разобраться и подобрать пару к каждому предмету, комментируя при этом: «Эти носки (варежки, шнурки, ленточки) одинаковые».

    Развитие связной речи

    Рассказ-описание «Шкаф с посудой».

    «Это шкаф с посудой. У него три полки: верхняя полка, средняя полка и нижняя полка. На верхней полке - кастрюля и чайник. На средней полке - тарелки, чашки, блюдца. На нижней полке - вилки, ложки, ножи. В шкафу много посуды».

    Дети пересказывают рассказ с опорой на вопросы логопеда и картинки.

    Сенсорное развитие

    «Построй по росту». Формирование умения выстраивать предметы по определенному признаку.

    На игровом поле - пять контуров чашек разной величины. Логопед вместе с детьми располагает их «по росту»: самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая.

    «Найди шкафчик». Формирование воображения, внимания.

    На игровом поле - три картонных силуэта шкафчиков одного размера. На каждом из них изображен предмет-заместитель. Детям предлагаются картинки с изображением предметов посуды (ложка, вилка; чашка, тарелка, стакан). Ребенку нужно положить картинку возле того шкафчика, на котором изображен предмет-заместитель, больше всего похожий на предмет посуды на его картинке.

    Развитие связной речи

    «У куклы Маши день рождения». Используются предметы-заместители.

    «У нашей куклы Маши сегодня день рождения. Она будет нас угощать. Сначала мы будем кушать суп с грибами, картошку с мясом, салат с майонезом, яичницу с колбасой. Потом мы будем пить чай с тортом и конфетами».

    Сенсорное развитие

    Лепка из пластилина.

    Дети знакомятся со свойствами пластилина (мягкий, гибкий, липкий).

    Дети лепят яблоко, бублик, морковку, печенье, шоколад, буханку. Логопед подчеркивает форму предметов.

    «Чей предмет?» Развитие ассоциативного мышления. Используются предметы-заместители или натуральные продукты: брусок - сыр; палочка - сосиска; конус - морковка; шарик - яблоко; цилиндр - конфета; колечко - баранка; кубик - чай (коробка).

    Логопед раздает детям предметы-заместители, показывает картинку и спрашивает: «Чей предмет похож на баранку?» Ребенок, у которого колечко (от пирамиды), поднимает его и отвечает: «Мой предмет похож на баранку». После этого он получает от логопеда картинку. И так далее.

    Развитие связной речи

    «Машенька». Закрепление знаний детей по теме.

    «Вот девочка Машенька. На лице у нее глазки, носик, ротик, щечки, подбородок. У Машеньки есть две руки и две ноги...»

    Сенсорное развитие

    « Скажи правильно».

    Ноги у тебя вверху или внизу?

    Нос у тебя сзади или спереди?

    Эта рука у тебя правая или левая?

    Этот пальчик у тебя на руке или на ноге?

    «Обведи пальчиком». Обведение кукол на картинке. Зачин логопеда:

    Мы картиночку возьмем,

    Куклу пальцем обведем.

    Развитие связной речи

    Рассказ «Зима».

    На тонированном игровом поле логопед раскладывает предметные картинки: снег (белая полоска бумаги), деревья, девочка и мальчик в зимней одежде, снеговик, санки.

    «Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках».

    Сенсорное развитие

    «Нарисуем картинки». Логопед раздает детям «книжки» (альбомные листы, сложенные пополам).

    Милые детишки,

    Откройте свои книжки,

    Их Незнайка читал

    И картинки украл!

    Далее логопед предлагает детям нарисовать на первой странице елочку, а на второй странице - игрушку для елочки. После этого дети по очереди рассказывают, что они нарисовали на первой странице, а что на второй.

    Логопед (можно повторить с детьми).

    Мы картинки рисовали

    И о них мы рассказали.

    Физкультминутка-логоритмика

    «Как на горке». Импровизация движений (дети с вытяну-

    тыми руками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя).

    Как на горке - снег, снег,

    И под горкой - снег, снег,

    И на елке - снег, снег,

    И под елкой - снег, снег,

    А под снегом спит медведь.

    Тише, тише. Не шуметь!

    И. Токмакова

    Развитие связной речи

    Рассказ «Елочка». Закрепление знаний детей по теме.

    Логопед вместе с детьми подходит к наряженной елочке и составляет рассказ.

    «Вот нарядная елочка. Она пришла к нам из леса. Она маленькая, зеленая, колючая, ароматная. На ней много веточек. На ветках вися игрушки. Кто повесил игрушки на елочку? (Дети). Кто какую игрушку повесил? Какие игрушки висят вверху? Какие внизу? А какие игрушки висят посередине? Наша елочка какая? (Нарядная, красивая)».

    Сенсорное развитие

    «Составь елочку». Усвоение понятий верхний, нижний, средний.

    Логопед раздает детям геометрические фигуры, из которых они собирают елочку.

    Физкультминутка-логоритмика

    Мчусь как ветер на коньках,

    Разгорелись ушки...

    Рукавицы на руках,

    Шапка на макушке -

    Раз-два,

    Вот и поскользнулся...

    Раз-два,

    Чуть не кувыркнулся.

    С. Черный

    Развитие связной речи

    Чтение отрывка из рассказа «Снежинка» Т. Бушко (перевод с белорусского).

    «Выбежала Татьянка из дома. Снег падает. Вытянула Таня руки в синих нарядных рукавицах. Мама на них белые снежинки вышила. Вот к маминым снежинкам еще одна снежинка прибавилась. Настоящая. Маленькая. Таня разглядывает снежинку, а она все меньше и меньше становится. А потом совсем пропала. Куда же она делась? А тем временем на ладошку опустилась другая снежинка.

    «Ну, теперь я ее не потеряю», - подумала Таня. Сжала она снежинку в рукавичке и побежала домой к маме.

    Мама, смотри, - закричала Татьянка и разжала руку. А на ладошке нет ничего.

    Куда же делась снежинка? - расплакалась Татьянка.

    Не плачь, не потеряла ты ее...

    И мама объяснила Тане, что случилось со снежинкой. А вы догадались, куда она делась?»

    Опираясь на вопросы логопеда, дети пересказывают рассказ.

    Сенсорное развитие

    «Снеговика сложи и об этом расскажи». Логопед раздает детям геометрические фигуры, из которых они складывают снеговика. Затем рассказывают о том, что они делали.

    «Построй по росту».

    На столе пять снеговиков, разных по величине. Логопед просит детей расположить их по росту: самый большой, большой, поменьше, маленький, самый маленький.

    Физкультминутка-логоритмика

    Импровизация движений в такт стихотворения «Снег идет».

    Тихо, тихо снег идет,

    Белый снег, мохнатый.

    Мы расчистим снег и лед

    Во дворе лопатой...

    М. Познанская

    Развитие связной речи

    Чтение и пересказ сказки К. Д. Ушинского «Бишка». Используются книжка и игрушечная собачка.

    «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не мое, - говорит, - дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю," на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску (можно - сумку) тащу - будет с меня и этого».

    Сенсорное развитие

    «Найди конуру». Учить детей сравнивать предметы по величине и классифицировать их.

    Логопед выставляет картонные муляжи-символы собачьей конуры и подбирает 5 игрушечных собачек разной величины. Каждая собачка должна «найти» свою конуру: самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая.

    «Обведи пальчиком».

    У каждого ребенка на столе - картинка с изображением домашнего животного. Дети обводят указательным пальцем изображенных животных по контуру.

    Я картинку возьму и собаку обведу.

    Я картинку возьму и корову обведу. И так далее.

    Физкультминутка-логоритмика

    Импровизация движений в такт стихотворения.

    Я лошадка, я скачу,

    Я копытами стучу:

    Цок-цок, цок-цок,

    Ты скачи-скачи, конек!

    Развитие связной речи

    Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л. Н. Толстого «Жучка и кошка». Используются игрушки: собака и кошка. Во время чтения сказки рекомендуется демонстрация действий, описываемых в произведении.

    «Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой»

    Сенсорное развитие

    «Составь картинку». Составление разрезных картинок из четырех частей.

    Зачин логопеда (повторяется с детьми):

    Ты внимательно смотри.

    И картинку собери!

    Мы с ребятами играли

    И картиночки собрали!

    «Кто больше?» Учить сравнивать два предмета разной величины. Используются картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

    Кто больше - лошадь или жеребенок? (Лошадь больше жеребенка). И так далее.

    Физкультминутка-логоритмика

    Импровизация движений в такт стихотворения.

    У коровы есть ребенок:

    Брык-брык, скок-скок,

    А зовут его теленок,

    А зовут его бычок.

    Развитие связной речи

    «Прогулка в лес». Усвоение категории родительного падежа. Закрепление знаний детей по теме.

    Логопед с детьми «идет» в лес на прогулку. Действие происходит в игровом уголке, где расставлены игрушки -зверюшки. Рекомендуется стимулировать речевую активность детей - дети должны говорить вместе с логопедом.

    Вот лиса, она рыжая, хитрая, лиса живет в норе. Вот медведь, он большой, косолапый, медведь живет в берлоге. Вот белка, она маленькая, ловкая, белка живет на дереве. Вот заяц, он белый, быстроногий, заяц живет под кустом.

    Прогулка в лес повторяется, дети самостоятельно рассказывают о животных.

    Сенсорное развитие

    «Длинный или короткий?» Развивать у детей умение сравнивать два предмета разной длины. Усвоение слов-антонимов.

    У зайца длинные уши, а у медведя... (короткие).

    У лисы длинный хвост, а у зайца... (короткий).

    У белки длинный хвост, а у медведя... (короткий).

    У белки короткие ноги, а у волка... (длинные).

    У медведя короткий хвост, а у лисы... (длинный).

    У ежика короткие уши, а у зайца... (длинные).

    Развитие связной речи

    Рассказ «Лиса и лисята».

    «Это лиса. Она рыжая, хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост и четыре быстрые лапы. У лисы есть лисята. Это ее детеныши. Лиса с лисятами живет в норе».

    Сенсорное развитие

    «Зоопарк». Формирование представлений о величине предметов.

    На игровом поле - три «клетки» для животных (из картона): большая, средняя, маленькая. Дети «рассаживают» зверей (картинки или игрушки) по клеткам, соотнося их по величине.

    Медведь живет в большой клетке.

    Лиса живет в средней клетке.

    «Обведи пальчиком». Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного восприятия.

    Дети указательным пальцем обводят по контуру животных, изображенных на картинках.

    Физкультминутка-логоритмика

    «Мишка». Импровизация движений в такт стихотворения.

    Мы потопаем, как мишка:

    Топ-топ-топ-топ!

    Мы похлопаем, как мишка:

    Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

    Лапы вверх мы поднимаем,

    На другие приседаем.

    Развитие связной речи

    Пересказ рассказа В. Сутеева «Добрая утка» по серии сюжетных картинок. Можно изготовить силуэты птиц из картона.

    «Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли и к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали-думали и придумали!

    Речку переплыли ровно в полминутки:

    Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,

    Цыпленок на утенке, а курица на утке!»

    Сенсорное развитие

    «Расскажи о курочке». Развитие пространственного восприятия.

    «Впереди у курочки - голова с клювом. Сзади - хвостик. Посередине - туловище. С одной стороны - крыло, с другой стороны - тоже крыло, у курочки два крыла. Внизу у курочки - две лапки».

    Рассказ о курочке повторяется с помощью вопросов.

    Физкультминутка-логоритмика

    «Как у наших у ворот». Импровизация движений в такт потешке.

    Как у наших у ворот

    Петух зернышки клюет,

    Петух зернышки клюет,

    К себе курочек зовет.

    Развитие связной речи

    Рассказ по серии сюжетных картинок «Собака и вороны».

    «Собака ела мясо. Прилетели две вороны. Одна ворона клюнула собаку, другая ворона схватила мясо. Собака кинулась на ворон, вороны улетели» 1

    Сенсорное развитие

    «Покажи пальчики».

    Логопед выставляет на наборном полотне сначала одну, затем две (три, четыре, пять птиц). Дети должны показать столько пальчиков, сколько птиц.

    «Исправь ошибку». Развитие пространственного восприятия.

    У вороны впереди хвост.

    У воробья сзади клюв.

    У совы вверху лапы.

    У дятла внизу крылья.

    У синицы сбоку хвост.


    1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.

    Развитие связной речи

    Рассказы-описания «Корова» и «Ежик».

    «Корова - это домашнее животное. Она живет около человека. Корова приносит ему пользу: дает молоко. Из молока делают сметану, сыр, масло. Корова большая. У нее есть голова, рога, туловище, хвост, четыре ноги. У коровы есть детеныши - маленькие телята. Корова и телята едят травку».

    «Ежик - это дикое животное. Он живет в лесу. Он маленький, колючий - у него иголки. У ежика есть детеныши - ежата. Еж и ежата едят яблоки, грибы, мышей».

    Сенсорное развитие

    «Угостим ежиков». Учить сравнивать и группировать предметы различной величины.

    Для игры используются фигурки ежиков из картона (большой, средний, маленький), а также силуэты трех яблок и грибов. Игра проводится на игровом поле. Детям предлагается подобрать каждому ежику яблоко и гриб подходящего размера. Все действия сопровождаются объяснениями.

    «Кто меньше?» Учить детей сравнивать предметы различной величины, используя слово меньше.

    Кто меньше - волчонок или корова? (Волчонок меньше.)

    Кто меньше - лиса или ежик?

    Кто меньше - медведь или медвежонок?

    Кто меньше - заяц или лошадь?

    Кто меньше - ежонок или медвежонок? И так далее.

    Физкультминутка-логоритмика

    «Как у нашего кота». Импровизация движений рук в такт потешке.

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша.

    Как у котика усы

    Удивительной красы,

    Глаза смелые,

    Зубки белые.

    Развитие связной речи

    Логопед вместе с детьми составляет рассказы-описания различных игрушек: их строение, цвет, как с ними нужно играть и т. д.

    Сенсорное развитие

    «Волшебный мешок».

    Логопед готовит для занятия мешок с игрушками. Каждый ребенок по просьбе логопеда должен найти в мешке две игрушки и назвать их, не вытаскивая из мешка, а потом показать всем.

    Я нашел матрешку и куклу.

    Физкультминутка-логоритмика

    Считалка под мяч.

    В гости к нам пришла считалка,

    Рассказать ее не жалко.

    Мы считалочку учили

    И мячом по полу били.

    Развитие связной речи

    «-Рисуем картину». Учить проводить прямые линии (дорожка, забор); прямые замкнутые линии (гараж, окошко, дверь, крыша, дом); сюжетному рисованию; располагать предметы на

    листе бумаге (вверху, внизу, посередине, с одной стороны, с другой стороны); последовательному рассказу о ходе работы.

    «Посередине я нарисовал дом: вот окно, вот крыша, вот дверь. С одной стороны - забор. С другой стороны - дерево. Около дерева я нарисовал гараж. Вверху - солнышко и птичку. Внизу - травку и цветочек».

    Сенсорное развитие

    «Соберем домик». Обратить внимание на пространственное расположение деталей предмета.

    У каждого ребенка на столе лежит геометрическая фигура, изображающая какую-либо часть дома. Дети подходят к игровому полю и составляют домик.

    Зачин логопеда (дети повторяют):

    Мы с ребятами играем,

    Домик быстро собираем.

    Физкультминутка-логоритмика

    «Строим дом». Импровизация движений в такт стихотворения.

    Молотком и топором

    Строим, строим новый дом.

    В доме много этажей,

    Много взрослых и детей.

    Развитие связной речи

    Рассказ по сюжетной картине «Семья».

    «Это дом. Здесь живет семья: мама и папа (это родители детей); бабушка и дедушка (это родители мамы и папы); братик и сестричка (это дети мамы и папы и внуки для бабушки и для дедушки).

    Папа читает газету. Мама шьет на машинке. Дедушка чинит велосипед. Бабушка вяжет носки. Братик делает уроки. Сестричка играет с игрушками. Эта семья дружная».

    Сенсорное развитие

    «Утром, днем, вечером». Практическое употребление в речи наречий, обозначающих время. Дифференциация этих понятий.

    Каждый ребенок рассказывает, как он провел выходной день: что он делал утром, днем и вечером. При необходимости логопед помогает.

    Утром я завтракал, играл с игрушками. Днем ходил гулять, а вечером смотрел мультфильмы.

    Утром я читала с мамой книжку. Днем ходила в гости к Кате, а вечером играла с куклой.

    Развитие связной речи

    Рифмованный рассказ-описание «Грузовик». С помощью логопеда рассказ заучивается наизусть.

    Вот машина грузовая,

    Большая-пребольшая!

    Она перевозит грузы.

    У нее есть кузов.

    Вот кабина - в ней шофер,

    Впереди у машины мотор.

    У машины крутятся

    Все четыре колеса.

    Сенсорное развитие

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, установленных в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

    В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями:

    Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Просвещение,2009;

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. -- М., 1991;

    Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

    Эти программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

    Характеристика речи детей с ОНР II уровня речевого развития.

    Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дай пить молоко; «бáска атáть ни́ка» — бабушка читает книжку; «дадáй гать» — давать играть; «во изи́ асáня мя́сик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три ежа, «мóга ку́каф» — много кукол, «си́ня кадасы́» — синие карандаши, «лёт бади́ка» — льет водичку, «тáсин петакóк» — красный петушок и т. д.В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тиди́т а ту́е» — сидит на стуле, «щи́т а тóй» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

    Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйка хвот» — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.

    Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тю́фи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юкá» — рука, локоть, плечо, пальцы, «сту́й» — стул, сиденье, спинка; «миска» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «ли́ска» — лисенок, «мáнька вóйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

    Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

    Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандáс» — карандаш, «аквáя» — аквариум, «виписéд» — велосипед, «мисанéй» — милиционер, «хади́ка» — холодильник.

    Цель программы - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать лексико-грамматические средства языка и связную речь.

    Задачи программы - развитие понимания речи; активизация речевой дея-тельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие произно-сительной стороны речи; развитие самостоятельной фразовой речи.

    Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНР (II ур.) разделено на 3 периода обучения:

    I период - 2 половина сентября- ноябрь, 11 недель, 29 занятий-3 занятия в неделю.

    II период - декабрь -февраль, 13 недель, 34 занятия - 3 занятия в неделю.

    III период - март- май, 14 недель, 36 занятий - 3 занятия в неделю.

    Всего 99 занятий в год.

    1-я половина сентября - обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

    Форма организации обучения - подгрупповая и индивидуальная.

    На индивидуальных занятиях проводится работа по:

    1.Активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

    2.Подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

    3.Постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

    Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.

    Цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

    На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

    На подгрупповых занятиях проводится работа по:

    1.Развитию лексико-грамматических средств языка(развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения).

    2.Развитию связной речи (обучение детей самостоятельному высказыванию, выработка умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание).

    Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной категории, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность подгрупповых занятий - 3 раза в неделю, индивидуальных- 2 раза в неделю.

    Цель подгрупповых занятий - развитие понимания речи; активизация ре-чевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие самостоятельной фразовой речи.

    На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

    Направления коррекционно-развивающей работы:

    формирование полноценных произносительных навыков;

    развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

    развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

    обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

    воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

    развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

    формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты

    Учебно-тематический план коррекционно-развивающей программы:

    Звуковая сторона речи

    Смысловая сторона речи

    Произношение

    Фонематическое восприятие

    Сентябрь,

    октябрь, ноябрь

    Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

    Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков

    Изолированно;

    В слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

    В словах;

    В предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

    Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

    Автоматизация поставленных звуков;

    Изолированно;

    В обратных слогах;

    В закрытых слогах;

    В стечении с согласными;

    Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

    Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

    Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

    Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

    Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

    Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

    Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.

    Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.

    Развитие понимания устной речи;

    Развитие умения вслушиваться в обращенную речь;

    выделять название предметов, действий,

    признаков;

    понимание обобщающего значения слов;

    подготовка к овладению диалогической формой общения;

    практическое усвоение некоторых форм словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;

    усвоение притяжательных местоимений «мой—моя»;

    практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;

    овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;

    усвоение навыка составления короткого рассказа.

    декабрь, январь, февраль

    Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков.

    Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

    Изолированно;

    В открытых слогах (звук в ударном слоге);

    В обратных слогах;

    В закрытых слогах;

    В стечении с согласными;

    В словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

    Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

    По твердости — мягкости. по глухости — звонкости: а также:

    В обратных слогах;

    В словах и фразах.

    Определение наличия звука в слове.

    Распределение предметных картинок, названия которых включают:

    Дифференцируемые звуки;

    Определенный заданный звук.

    Определение места звука в слове;

    Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

    Осуществление анализа и синтеза прямого слога;

    Выделение согласного звука в начале слова;

    Выделение гласного звука в конце слова.

    Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.

    Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

    Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

    Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

    По твердости — мягкости

    По глухости — звонкости:

    В обратных слогах;

    В слогах со стечением двух согласных;

    В словах и фразах;

    Составление предложений с определенным словом;

    Анализ двусловного предложения;

    Анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

    уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;

    практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;

    различение и выделение названий признаков по вопросам: какой-какая-какое;

    усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

    употребление предлогов: в-на-из-под.— совершенствование навыка ведения диалога;

    сравнение предметов с выделением сходных качеств;

    составление простого описания предмета;

    закрепление навыка построения простого предложения;

    распространение предложения путем введения однородных членов;

    усвоение конструктно-сложных предложений;

    составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;

    заучивание простых стихов.

    март, апрель,

    Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

    Дифференциация звуков по месту образования:

    В прямых и обратных слогах;

    В слогах со стечением трех согласных;

    В словах и фразах;

    В стихах и коротких текстах;

    Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

    Составление схемы слова с выделением ударного слога.

    Выбор слова к соответствующей графической схеме.

    Выбор графической схемы к соответствующему слову.

    Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

    Подбор слова с заданным количеством звуков.

    Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

    Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.

    Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

    Составление слов из заданной последовательности звуков.

    Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;

    закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк;

    усвоение слов-антонимов;

    закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;

    расширение значений предлогов. — совершенствование диалогической формы речи;

    распространение предложений;

    составление рассказа по картинке, серии картин;

    составление рассказа описания, пересказ;

    усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

    Планируемые результаты логопедической работы:

    правильно артикулировать поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

    дифференцировать изученные звуки;

    находить в предложении слова с заданным звуком;

    соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

    узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

    сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

    понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

    воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

    правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

    использовать в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

    Распределение тем по месяцам:

    Сентябрь: «Осень».

    Октябрь: «Наше тело» «Овощи», «Фрукты», «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда».

    Ноябрь: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда».

    Декабрь: «Посуда», «Новогодний праздник», «Домашние животные», «Зима», «Зимние забавы».

    Январь: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Дикие животные зимой», «Домашние птицы».

    Февраль: «Домашние птицы», «Перелётные птицы», «Продукты питания», «Наша армия», «Семья», «Ранняя весна».

    Март: «Ранняя весна», «Мамин праздник», «Весна», «Транспорт», «Первые весенние цветы», «Комнатные растения».

    Апрель: «Комнатные растения», «Дикие животные весной», «Игрушки», «Аквариумные рыбки», «Насекомые».

    Май: «Правила дорожного движения», «Почта», «Лето. Цветы на лугу».

    Литература

    1. Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Просвещение,2009.

    2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. -- М., 1991.

    3. Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвити-ем речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

    4. Т.Б Филичева, Т.В Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

    5. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.

    6. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002

    7. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

    8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

    9. Г.С.Швайко. Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988

    10. Н.В.Соловьёва. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009

    11. Н.В.Нищева. Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001

    12. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

    13. А.В. Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001

    Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1 уровня

    Тема: « Домашние птицы»;

    Цель: Обучение звукоподражанию;

    Задачи:

      Обогащать словарный запас детей существительными, глаголами, названиями частей тела птицы;

      Развивать высшие психические функции;

      Развивать мелкую моторику.

    Оборудование: игрушки – домашние птицы, запись голосов домашних и диких птиц.

    Ход занятия:

    Ответы детей

    Организационный момент

    Здравствуй! Посмотри, к нам сегодня в гости пришла курочка. Покажи, как курочка кудахчет

    «Узнай кто кричит»

    Курочка приготовила для тебя игру. Она предлагает Послушать как кричат ее друзья. Закрой глазки ладошками и попробуй отгадать кто кричит.

    Покажи как:

    Петух – кукарекает

    Цыплята – пищат

    Гусь - гогочет

    Утка – крякает

    Ребенок должен показать изображение птицы, которую услышит

    Кукареку;

    Кря-кря-кря;

    «Петушок»

    Идет петушок

    Набок гребешок,

    Красная бородка,

    Костяная головка.

    Указательный и средний пальцы «идут» по столу, как ножки.

    Указательный палец касается большого – получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок».

    Потереть пальцы обеих рук друг о друга.

    Потереть пальцы обеих рук друг об остальные.

    «Позови птичку»

    Посмотри! Вместе с курочкой к нам пришли еще гости (логопед достает игрушки). Позови уточек, позови цыплят, позови гусей.

    Ути-ути-ути, цып-цып-цып, гуси-гуси-гуси.

    Игра «Части тела»

    Покажи, где у птички клювик, глазки, крылья, лапки, хвостик, спинка, животик.

    Курочка расскажи, а зачем все это птичкам?

    Глазками мы смотрим, крылышками мы машем, клювиком клюем.

    Ребенок показывает

    «Большой-маленький»

    Посмотри, наши гости нам что-то принесли! Да это же фотографии всех домашних птиц и их детенышей!

    Покажи где курица, цыпленок,

    утка, утенок,

    гусь, гусенок,

    индюк, индюшонок.

    Ребенок показывает

    «Собери картинку»

    Курочка принесла тебе подарок. Попробуй собрать картинку и узнаешь, что на ней нарисовано!

    Ребенок собирает разрезную картинку «Цыпленок»

    Подведение итогов

    Нашим гостям пора уходить, им очень понравилось с тобой играть, ты молодец!