Войти
Логопедический портал
  • Хаотичные записки невротика Игры где используется песня кармина бурана
  • Метод Лагранжа (вариации постоянной)
  • Александр пушкинмедный всадник
  • Краткое содержание дубровский 1
  • Проект «Безопасный путь от дома до детского сада» (отчёт)
  • Мао цзэдун - биография Мао цзэдун как пишется
  • Логопедические стишки для 2 лет. Занимательная логопедия. Дефектология. Скороговорки. Чистоговорки. Логопедические стишки, рифмовки, игры, упражнения. Трудные буквы. Речевое развитие. Чередование согласных П - Б

    Логопедические стишки для 2 лет. Занимательная логопедия. Дефектология. Скороговорки. Чистоговорки. Логопедические стишки, рифмовки, игры, упражнения. Трудные буквы. Речевое развитие. Чередование согласных П - Б

    Как известно, самый лёгкий и эффективный способ обучения ребёнка — игра. Справедливо это и для ситуации, когда нужно отработать правильное произношение звуков.

    Конечно, все дети разные, и далеко не каждому плохо даются одни и те же звуки, однако у логопедов есть список особо сложных звуков, проблемы с которыми встречаются у большинства малышей. Логопедические стишки — это отличный способ потренироваться, если у крохи не выходит тот или иной звук, а также закрепить достижения, если он говорит достаточно чисто. Начинать учить эти стишки можно уже с 2-3 лет.

    Шипящие звуки

    Читайте вместе с ребёнком логопедические стихи на шипящие и свистящие звуки.

    1. К Чебурашке в чашку
    Шлёпнулась букашка,
    Добрый Чебурашка
    Вытащил букашку,
    Положил букашку
    Сохнуть на бумажку.
    Высохла букашка,
    Поднялась с бумажки
    И снова чебурахнулась
    В чашку к Чебурашке.

    2. Ветеp ёлками шумит,
    Ёжик наш домой спешит,
    А навстpечу ему волк,
    Hа ежа зубами «щёлк»!
    Ёж иголки показал,
    Волк со стpаху убежал.

    3. Ёжик в бане вымыл ушки,
    Шею, кожицу на бpюшке.
    И сказал еноту ёж:
    «Ты мне спинку не потpёшь?».

    4. Кукушка кукушонку купила капюшон,
    Hадел кукушонок капюшон,
    Как в капюшоне он смешон!

    5. На реке — камыши,
    Разыгрались там ерши:
    Круг — постарше,
    Круг — помладше,
    И совсем малыши!

    6. Дедушка Ежок,
    Не ходи на бережок:
    Там растаял снежок,
    Заливает лужок.
    Ты промочишь ножки,
    Красные сапожки!

    7. Шесть мышат шагают в школу,
    Шаловливых и весёлых.
    На уроках шесть мышат
    Шелестят, шумят, шуршат.
    Тише, кот сюда спешит!
    «Шмыг» — и в школе ни души.

    8. Чижик в клеточке сидел,
    Чижик в клетке громко пел:
    «Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
    Я на волю улечу».


    9. Жёлтый жук нёс старый жёлудь.
    Жёлудь очень был тяжёлый.
    Жёлтый жук был жутко жадным,
    Даже листик было жалко.
    Жук свой путь держал под гору,
    Жёлудь же терял опору.
    Жук сердито гнал всех прочь,
    Кто желал ему помочь.
    Жёлудь вдруг с жука свалился,
    С горки живо укатился.
    Жук теперь вздыхает сложно —
    Жёлудь он сжевать не сможет.

    10. На чайничке крышечка,
    На крышечке шишечка.
    Ручечкой за шишечку
    Поднимаем крышечку.

    11. Четыре Анюточки
    Прокричали суточки.
    Прокричали суточки,
    Не устав ни чуточки.

    12. Сшили штанишки
    Плюшевому мишке.
    На штанах кармашки,
    На кармашках — пряжки.


    Звук Л

    Вашему малышу понравятся эти весёлые логопедические стихи на звук Л.

    13. Лунный свет голубой
    Спать ослу не давал,
    Сел осёл на валун
    И зевал, и зевал…
    И случайно осёл проглотил вдруг луну,
    Улыбнулся, вздохнул —
    И спокойно уснул.

    14. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,
    Матросы две недели карамель на мели ели.

    15. В магазине Валеньке
    Покупают валенки.
    Маленькие валенки
    До чего ж милы!
    Но надела валенки
    Маленькая Валенька —
    Оказались валенки
    На неё малы!

    16. Лы-лы-лы, забивали мы голы,
    Лу-лу-лу, возле окон на полу,
    Ла-ла-ла, не заметили стекла.
    Лу-лу-лу, мы не били по стеклу,
    Ла-ла-ла, только нет в окне стекла.

    17. Мышка весело жила,
    На пуху в углу спала,
    Ела мышка хлеб и сало,
    Но всё мышке было мало.

    18. Веник пол подметал,
    Веник очень устал,
    Он чихнул, он зевнул
    И тихонько лёг под стул.


    Звук Р

    Говорить правильно ребёнку помогут эти логопедические стихи на звук Р.

    19. Злые крысы грызли крышу,

    Но пришёл котёнок рыжий.
    Крысы в дыры убежали
    И от страха там дрожали.

    20. Хрюша-поросёнок

    Хрюкает спросонок:
    «Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
    Подавайте мне урюк!»
    Поросёнок Хрюша,
    До того, как кушать,
    Ты возьми-ка мыло,
    Да умой-ка рыло!

    21. Мы расселись по порядку,
    Дружно делаем зарядку,
    Не ногами, не руками,
    А своими… язычками.

    22. Ехал Гpека чеpез pеку,

    Видит Гpека: в pеке — pак.
    Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!

    23. Разные радости, сколько от вас радости!
    Радуюсь лету, резвому ветру,
    Раннему утру, росе перламутровой,
    Рогатой улитке, раскрытой калитке…
    Радуюсь малости — растут мои радости.

    24. Дождь: «Трам-трам», — стучал по крышам.
    Дробь дождя Егор услышал,
    Старый барабан достал,
    Тоже барабанить стал.


    Звуки С и Ц

    Читайте вместе с малышом эти весёлые и эффективные логопедические стихи на звуки С и Ц.

    10 условий успеха

    Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания. Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально — до 15-20 минут). Количество занятий – 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна. Занимайтесь понемногу, но часто – выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст. Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером. Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку. Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу. Хвалите ученика даже за небольшие достижения. Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках. Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить. Не заставляйте ребенка заниматься. Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее. Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.

    «Лечебные» стихотворения

    Для детей 4-5 лет подойдут следующие логопедические стишки.
    Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику.
    Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться.
    Призадумалась кума: У ежей иголок тьма!

    Дождик, дождик не дожди,
    Дождик, дождик подожди.
    Дай дойти до дома Дедушке седому.

    Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
    Кушать хочется, но лень ворочаться.
    Вот лежит себе и ждет — может миска приползет?..

    Веник пол подметал,
    Веник очень устал,
    Он чихнул, он зевнул,
    И тихонько лег под стул.

    Как-то раз сороконожку
    Пригласили на обед.
    Ждут жучки, букашки, мошки,
    А ее все нет и нет.
    Наконец сороконожка Появилась у стола.
    — Опоздала я немножко, Еле-еле приползла.
    Ведь такое невезенье, Как же мне не опоздать?
    Там у входа объявленье: «Просьба ноги вытирать!»

    — Кра! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
    Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана!
    Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!
    — Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи!
    Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана!
    — Как! — подпрыгнула ворона И моргнула удивленно.
    — Чтож вы раньше не сказали?! Каррраул! Карррман укрррали!

    К Чебурашке в чашку Шлепнулась букашка,
    Добрый Чебурашка Вытащил букашку,
    Положил букашку Сохнуть на бумажку.
    Высохла букашка,
    Поднялась с бумажки
    И снова чебурахнулась
    В чашку к Чебурашке.

    Чистая и четкая речь ребенка - результат заботы его родителей. Чтобы у малыша не было проблем с произношением определенных звуков, можно проводить логопедические занятия дома. Для детей 4-5 лет (а также младше или постарше) обычно подбирают логопедические стишки, которые дают возможность превратить упражнения в веселую занимательную игру.

    Логопедические стишки - это рифмованные предложения для автоматизации произношения сложных звуков и пополнения словарного запаса. Озвучивание таких рифмовок заставляет работать артикуляционный аппарат, память, воображение. К сожалению, эти упражнения не могут полностью заменить занятий с участием специалиста. Но их выполнение настолько улучшает ситуацию, что ребенку будет намного легче общаться с логопедом, и количество занятий существенно сократится.

    10 условий успеха

    Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания.

    1. Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально - до 15-20 минут).
    2. Количество занятий - 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна.
    3. Занимайтесь понемногу, но часто - выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст.
    4. Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером.
    5. Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку. Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу.
    6. Хвалите ученика даже за небольшие достижения.
    7. Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках.
    8. Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить.
    9. Не заставляйте ребенка заниматься. Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее.
    10. Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.

    «Лечебные» стихотворения

    Еж с ежонком и ежихой
    Собирают ежевику.
    Рыжебокая лисица
    Тоже хочет поживиться.
    Призадумалась кума:
    У ежей иголок тьма!

    *****************

    Дождик, дождик не дожди,
    Дождик, дождик подожди.
    Дай дойти до дома
    Дедушке седому.

    *****************

    Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
    Кушать хочется, но лень ворочаться.
    Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..

    *****************

    Веник пол подметал,
    Веник очень устал,
    Он чихнул, он зевнул,
    И тихонько лег под стул.

    *****************

    Как-то раз сороконожку
    Пригласили на обед.
    Ждут жучки, букашки, мошки,
    А ее все нет и нет.
    Наконец сороконожка
    Появилась у стола.
    - Опоздала я немножко,
    Еле-еле приползла.
    Ведь такое невезенье,
    Как же мне не опоздать?
    Там у входа объявленье:
    «Просьба ноги вытирать!»

    *****************

    Кра! - кричит ворона. - Кража!
    Караул! Грабеж! Пропажа!
    Вор прокрался утром рано!
    Брошь украл он из кармана!
    Карандаш! Картонку! Пробку!
    И красивую коробку!
    - Стой, ворона, не кричи!
    Не кричи ты, помолчи!
    Жить не можешь без обмана!
    У тебя ведь нет кармана!
    - Как! - подпрыгнула ворона
    И моргнула удивленно. -
    Чтож вы раньше не сказали?!
    Каррраул! Карррман укрррали!

    *****************

    К Чебурашке в чашку
    Шлепнулась букашка,
    Добрый Чебурашка
    Вытащил букашку,
    Положил букашку
    Сохнуть на бумажку.
    Высохла букашка,
    Поднялась с бумажки
    И снова чебурахнулась
    В чашку к Чебурашке.

    *****************

    Забрели к нам в детский сад
    Десять маленьких цыплят.
    Завела их с улицы
    Пестренькая курица.
    Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
    Это детский сад.
    Но не для цыплят!

    *****************

    Чтобы ядро из ореха добыть,

    Нужно его скорлупу раскусить.

    *****************

    Лески в силках, силки - в лесках,
    В силках - ласки, в лесках - лиски.

    *****************

    С осины осенней
    Слетел лист последний.

    *****************

    Апельсин делю на дольки
    Для Алины и для Кольки.

    Логопедические стишки для детей 5-6 лет можно использовать такие же, как и для малышей 4-5-летнего возраста. Но их необходимо дополнить упражнениями, включающими чередование звуков.

    сы — зы сы — зы стало скучно без козы.
    се — зе се — зе я нарвал травы козе.
    ри — ли ри — ли прилетели журавли.
    ша — жа ша — жа мы нашли в траве ежа.

    *****************

    ще-че ще — че грязь у мишки на плече.
    жи — ши жи — ши как конфетки хороши.
    зу — су зу — су не пускают в дом лису.
    ла — ра ла — ра на горе стоит гора.

    *****************

    Пу — бу — пу — бу сидит филин на дубу,
    па — ба па — ба а под дубом есть изба.
    пы — бы пы — бы курьи ножки у избы,
    пе — бе пе — бе та изба идёт к тебе.

    *****************

    Ты — ды ты — ды я нашёл твои следы.
    те — де те — де только нет тебя нигде.
    ту — ду ту — ду а я с дудочкой иду.
    ти — ди ти — ди поскорее приходи.

    Логопедические стишки для детей 3-4 лет - самые простые.

    Ёжик в бане вымыл ушки,
    Шею, кожицу на бpюшке.
    И сказал еноту ёж:
    «Ты мне спинку не потpёшь?».

    *****************

    Кукушка кукушонку купила капюшон,
    Hадел кукушонок капюшон,
    Как в капюшоне он смешон!

    *****************

    На чайничке крышечка,
    На крышечке шишечка.
    Ручечкой за шишечку
    Поднимаем крышечку.

    *****************

    Сшили штанишки
    Плюшевому мишке.
    На штанах кармашки,
    На кармашках — пряжки.

    *****************

    Мышка весело жила,
    На пуху в углу спала,
    Ела мышка хлеб и сало,
    Но всё мышке было мало.

    *****************

    Злые крысы грызли крышу,

    Но пришёл котёнок рыжий.

    Крысы в дыры убежали

    И от страха там дрожали.

    *****************

    Мы расселись по порядку,
    Дружно делаем зарядку,
    Не ногами, не руками,
    А своими язычками.

    *****************

    Ехал Гpека чеpез pеку,

    Видит Гpека: в pеке — pак.

    Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!

    *****************

    Соблюдается совой
    Распорядок часовой,
    Всё по расписанию,
    По согласованию.

    *****************

    Белый снег, белый мел,
    Белый заяц тоже бел…
    А вот белка не бела —
    Белой даже не была.

    1. К Чебурашке в чашку
      Шлепнулась букашка,
      Добрый Чебурашка
      Вытащил букашку,
      Положил букашку
      Сохнуть на бумажку.
      Высохла букашка,
      Поднялась с бумажки
      И снова чебурахнулась
      В чашку к Чебурашке.
    2. Лунный свет голубой
      Спать ослу не давал,
      Сел осёл на валун
      И зевал и зевал...
      И случайно осёл проглотил вдруг луну,
      Улыбнулся, вздохнул -
      И спокойно уснул.
    3. Злые крысы
      Грызли крышу,
      Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали
      И от страха там дрожали.
      Хрюша - поросёнок
      Хрюкает спросонок:
      Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
      Подавайте мне урюк!
      Поросёнок Хрюша,
      До того, как покушать,
      Ты возьми-ка мыло,
      Да умой-ка рыло!
    4. Забрели к нам в детский сад
      Десять маленьких цыплят.
      Завела их с улицы
      Пёстренькая курица.
      Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
      Это детский сад.
      Но не для цыплят!
    5. Сы - зы, сы - зы, стало скучно без козы.
      Се - зе, се - зе, я нарвал травы козе.
      Ри - ли, ри - ли, прилетели журавли.
      Ша - жа, ша - жа, мы нашли в траве ежа.

      Ще - че, ще - че, грязь у мишки на плече.
      Жи - ши, жи - ши, как конфетки хороши.
      Зу - су, зу - су, не пускают в дом лису.
      Ла - ра, ла - ра, на горе стоит гора.

      Пу - бу, пу - бу, сидит филин на дубу.
      Па - ба, па - ба, а под дубом есть изба.
      Пы - бы, пы - бы, курьи ножки у избы.
      Пе - бе, пе - бе, та изба идёт к тебе.

      Ты - ды, ты - ды, я нашёл твои следы.
      Те - де, те - де, только нет тебя нигде.
      Ту - ду, ту - ду, а я с дудочкой иду.
      Ти - ди, ти - ди, поскорее приходи.

    6. Не понять никак нам Дашу,
      Ведь во рту у Даши каша.
      Но не гречка и не плов -
      Эта каша-то из слов!

      Любит буква «Р» тигрёнка -
      С детства он её рычит.
      Любит буква «Р» рыбёшку -
      Лучше всех её... молчит.

      Букву «Р» наш поросёнок
      Громко хрюкает с пелёнок.
      Буду крепко с ним дружить -
      «Р» поможет мне учить.

      На уроки к логопеду
      Аж вприпрыжку я бегу:
      Ведь учительнице строгой
      Показать язык смогу!

      Должен каждый офицер
      Говорить отлично «Р»!
      Ведь иначе он солдат
      Не построит в ровный ряд.

      (Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»)

      Депутату иль певцу
      Быть картавым не к лицу.
      Не давай хлеб пародистам,
      Говорить учись ты чисто.

      Мы расселись по порядку,
      Дружно делаем зарядку,
      Не ногами, не руками,
      А своими... язычками.

      Вчерашний град
      Повредил виноград.

      Редиску в окрошку
      Режет Серёжка.

      А в подарке у Марины
      Три огромных мандарина.

      Тигр и рысь - родня для киски,
      Репа, редька - для редиски.

      Артур на портрете
      В бордовом берете.

      У крысы в норке
      Сырные корки.

      Тридцать три огромных рака,
      Все в нарядных красных фраках.

      Рожь яровая -
      Культура зерновая.

      У принцессы у Арины
      На кровати три перины.

      Поздравили мы Иру
      По радиоэфиру.

      Папиросы, сигареты
      Для ребят всех под запретом.

      Прорубь в пруду -
      Рыбачить приду.

      Борька наш нырнул бобром,
      А вот Ромка - топором.

      Шофёр спозаранку
      Крутит «баранку».

      Кудрявый рыжий Юра
      Гордится шевелюрой.

      Радиоконструктор
      Придумал репродуктор.

      Горячий призыв к народу:
      Берегите родную природу!

      На праздник придём нарядными,
      Опрятными и аккуратными.

      Кроссворды и шарады
      Разгадывать мы рады.

      Корректировать я рад
      Речевой свой аппарат.

      Приобрёл Артур
      В Европу тур.

      Прохор и Варвара -
      Прекрасная пара.

      Гарантировал повар в трактире
      Макароны на гарнир Ире.

      А в руках у детворы
      Разноцветные шары.

      Стар ворон репертуар:
      Утром, вечером - всё КАРРР!

      В нашем озере Андрей
      Тридцать выловил угрей.
      Жарь, копти их и вари -
      Очень вкусные угри.

      Чтобы ядро из ореха добыть,
      Нужно его скорлупу раскусить.

      Берёзы бобр грызёт зубами,
      Как будто острыми резцами.

      Ананасы на сосне
      Света видела во сне.

      Гусь искупался,
      Но сух остался.

      В саду средь ветвей
      Свистит соловей.

      Я старалась, я старалась -
      За посылку расписалась.

      С осины осенней
      Слетел лист последний.

      Соблюдается совой
      Распорядок часовой,
      Всё по расписанию,
      По согласованию.
      (По А. Усачёву)

      Больную Колькину коленку
      Зелёнкой колкой лечит Ленка.

      Пуделя Мальвины
      Слепила я из глины.

      Апельсин делю на дольки
      Для Алины и для Кольки.

    ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ ПРО ТРУДНЫЕ БУКВЫ И НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

    Нужная буква «Р»

    Букву «Р » мы учим дружно,
    Букву «Р » знать очень нужно,
    Чтобы правильно, на пять
    Имя Р одины сказать:
    Р ОССИЯ.

    (И. Агеева)

    Буква «Р»

    В букве «Р » живет Р оссия,
    Р еки, р ожь, р акетодр ом,
    Р уки матер и р одные
    И р одительский наш дом,
    И р ябиновость июля,
    И р осинки, и р ассвет.
    Буква «Р » - р аненье пулей,
    Что у сер дца носит дед.
    Р азбудили утр о р ельсы.
    Р аспахнулись даль и шир ь.
    Р усый ветер мчит навстр ечу
    По р авнине. Ты дыши
    Р усским воздухом упр угим
    И р омашкам поклонись!
    Начиналась с этой буквы
    Наша Р одина и жизнь.

    Рыцарь (Р - Л)
    (Стишок-скороговорка)

    В бою прохудились у рыцаря латы,
    И рыцарь поставил на латы заплаты,
    Да прямо в заплатанных латах с цветами
    Пришёл на свиданье к возлюбленной даме.

    А дама взглянула на рыцаря гордо,
    Схватила цветы и ответила гордо:
    - Не нужен мне рыцарь с большою заплатой!
    А нужен мне рыцарь с большою зарплатой!
    (Г. Дядина)

    Тигрёнок у логопеда (Р - Л)

    Тигрёнок к логопеду
    Явился на приём,
    А тот, видать от страха,
    Запрятался под стол:
    Ещё бы! Целый тигр
    И сто зубов при нём!
    Да и когтей немало:
    Должно быть, тоже сто!

    Вот это незадача!
    А тигр чуть не плачет:

    Я, доктол, этих игл
    Ужасно не люблю.
    Я тигл, тигл, тигл,
    А "ЛЛЛ"
    не говолю.
    И мне никто не вЕлит,
    Что нет стлашнее звеля...
    Я сполить не хочу.
    Я лучше залычу
    ЛЛЛЛ!

    Логопед из-под стола:
    Я В-в-вам очень ла... ла... ла...
    То есть, я Вам очень РРРад!
    Я рюбрю речить тигрят!
    РРРРР!

    (Е. Евсеева)

    Переполох (Р)

    Слушай…
    КРАжа!
    КРАжа!
    КРАжа!
    ГРАбят,
    БРАтцы!
    Где же стРАжа?

    Что уКРАли?
    Два пеРА,
    БезобРАзие!
    С утРА…
    Вы укРАли?
    Мы не бРАли!
    БРАли!
    БРАли!
    КРАли!
    КРАли!

    Это я
    Грачиный крик
    Перевёл
    На наш язык.
    (А.Шибаев)

    Четыре чертёнка (Ч)

    Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
    Чертили чёрными чернилами чертёж:
    Черны чулки, часы, чулан и собачонка,
    А чёртов дедушка на чучело похож.
    За час внучата перепачкали всю дачу,
    И чайник с чашками, и бабушку в придачу.
    (А. Усачёв)

    Смычок (Ч)

    Сломался смычок
    У сверчка о сучок.
    На печку, в печурку
    И чуркой – молчок.


    Изба затаилась.
    Что будет? Что будет?
    Кто новый смычок
    Для сверчанья добудет?


    Но сам домовой
    Для бедняги сверчка
    Смычок смастерил,
    Изловчась, из сучка.
    (В. Бахревский)

    Весной (Ч, Ш)

    Шепчет солнышко листочку:
    - Не робей, голубчик!
    И берёт его из почки
    За зелёный чубчик.
    (В. Орлов)

    Роща и Чаща (Ч, Щ)


    Сказала летом Роща Чаще:
    «Ты одеваешься кричаще».
    «И пусть, – сказала Чаща Роще. –
    Придёт зима – оденусь проще».
    (Рената Муха)

    Буква «Ч»

    У насекомых букву «Ч»
    Найдёшь в сверчке и саранче;
    Кузнечик, бабочка, пчела –
    Всем, как ни странно, «Ч» мила!
    (М. Яснов)

    ЧА

    Я по чаще брёл, ворча,
    Еле ноги волоча.

    Повстречался в этой чаще
    С чародеем настоящим.

    Чародей налил из чана
    Чай волшебный в два стакана.

    Я случайно выпил чаю
    И теперь хожу, скучаю.

    Правда, больше не ворча,
    А копытами стуча.
    (А. Игнатова)

    Прятки (Ш, Щ)

    Маша ищет кошку,
    Кошка ищет плошку,
    Миша ищет папу,
    Папа ищет шляпу.
    (Е. Серова)

    Рысь (Ш)


    Пятнистая, пушистая,
    Кисти на ушах.
    У неё неслышный,
    Как у кошки шаг.
    (Л. Преображенская)

    Уроки шипения (Ш)

    У всех уроки пения,

    А у ужей - шипения.

    Прошипеть вас попрошу:

    "Ши-ши-ши" и "шу-шу-шу".

    "Шу-шу-шу" и "ши-ши-ши" -

    Повторите, малыши.

    Выше, выше, не фальшивьте!

    Прошипели?

    Запишите!

    (А. Усачёв)

    Груша под грушей (Ш, Р)

    Груша, девочка мала,
    Грушу-дерево трясла.
    С груши груши градом,
    Груша грушам рада.
    (С. Погореловский)

    Простокваша (Ш, Р)

    Простокваши дали Клаше –
    Недовольна Клаша:
    – Не хочу я простокваши,
    Дайте просто каши.

    Дали вместо простокваши
    Нашей Клаше каши.
    – Не хочу я просто каши,
    Так – без простокваши.

    Дали вместе с простоквашей
    Каши Клаше нашей.
    Ела, ела Клаша кашу
    Вместе с простоквашей.

    А поела – встала,
    Спасибо сказала.

    (Е. Благинина)

    Птичий обед (Ш, Р)

    У сороки и вороны
    В сковородке макароны!
    У воробышка Ерошки
    Есть горошки на дорожке.
    (И. Синицына)

    Шмель (Ш)

    Шмель жужжит
    Над пышной кашкой,
    Травку мелко шевеля.
    Станет розовая кашка
    Сладкой кашкой
    Для шмеля.
    (Л. Яхнин)

    Шапка (Ш)

    Шура шапку в школу шила.
    Шура в шапке в школу шла.
    Шапка шита из шиншиллы.
    Шура в шапке хороша.

    (А. Леонтиенко)

    Обращение к кошке (Ш)

    Мышка не пышка,
    Не ешь её, глупышка!

    Машина (Ш)

    Машина Машина
    Машей покрашена.
    (Э. Красноруцкий)

    Что сказал карандаш (Ш)

    Карандашик, ты грустишь?
    Был большой, а стал малыш?!
    Но зато художник мой
    Был малыш, а стал большой!
    (С. Погореловский)

    Лесные шорохи (Ш, Щ)

    Шепчет сосенка детишкам,
    Шалунам – сосновым шишкам:
    «Тише, шишки, не шалите!
    Не шумите, лучше спите.
    Шарит ветер по вершинам,
    Рыщет ветер по лощинам,
    Свищет ветер да шумит,
    Ищет ветер, кто не спит.
    Непослушных ищет ветер.
    Тише, дети. Спите, дети».
    Шишки глазки закрывают,
    Шишки быстро засыпают.
    Ветерок же возле них
    Пошуршал… и сам затих.
    (А. Александров)

    Щегол (Щ, Щ, Ц)

    Целый день поёт щегол

    В клетке на окошке,
    Третий год ему пошёл,
    А он боится кошки.

    А Маша не боится
    Ни кошки, ни щегла.
    Щеглу дала напиться,
    А кошку прогнала.
    (А. Барто)

    Солнышко (Щ - Ч)

    Солнце глянуло сквозь
    Щёлку ,
    Свесив огненную
    Чёлку .

    (Я. Козловский)

    Иголки (Ш – Ж)

    У ежа иголки
    И остры и колки,
    Но они не для шитья
    Для спокойного житья !
    (С. Пшеничных)

    Строгий носорог (Р, Г)

    Строг с врагами носорог –
    На носу суровый рог.
    И врагов рог носорога
    Встретит строго у порога.
    (Е. Весельева)

    Гром (Г, Р)

    Грозно гром
    Гремит, грохочет,
    Град на землю
    Бросить хочет.
    (В. Васина)


    Гусь – герой (Г, Р)

    Гусь отважный, гусь герой,
    За гусыню гусь – горой,
    Гусенят не даст в обиду,
    Погляди, как грозен с виду.
    (С. Пшеничных)

    Ехал грека через реку (Р, Г)

    Ехал грека через реку,
    Видит грека: в реке – рак.
    Сунул грека руку в реку,
    Рак за руку грека – цап!

    – Кто со мной вступает в драку?
    Крикнул грек сердито раку. –
    Кто ты, рыба или краб,
    И за что за руку цап?

    Рак в реке ответил греку:
    – А не лезь руками в реку,
    Будь ты турок, или грек,
    Или русский человек.

    Засорили человеки
    Все ручьи, пруды и реки:
    Грязь от вас в реке и мрак… –
    Так ответил греку рак.

    Не мути в реке воды,
    Чтобы не было беды!
    (А. Усачёв)

    Уроки рака (Р)

    С утра в реке у рыб урок.
    Директор Рак сердит и строг.
    Кричит он утром на рыбят:
    – Пишите «Р» сто раз подряд.

    Ро-са, ре-ка, мо-ряк, крю-чки,
    Ру-чей, ра-кита, ры-баки.

    А в третьем классе, у коряг,
    Диктант диктует рыбам Рак:

    «Край родной! Река родная!
    Нет тебе ни дна, ни края.
    Широка и глубока
    Наша русская река!»

    Труднее в старшем классе Раку:
    Карась с ершом устроил драку,
    Налиму сом сломал пенал.
    И пишет Рак в речной журнал:

    «У пескаря нет букваря –
    Он на уроки прибыл зря.

    У карася промок дневник –
    Неаккуратный ученик.

    У осетра тетрадь сыра».
    Урок закончился.
    Ура!
    (А. Усачёв)

    О чём кричат грачи (Р)

    Кем кар-кар-кар-картошина
    Укра-кра-кра-украдена?
    Вот враки, вра-вра-враки-то,
    Что гра-гра-гра-грачом!
    Не кра-кра-кра, не крали мы!
    Не бра-бра-бра, не брали мы!
    Живём не кра-кра-кражами,
    Не гра-гра-грабежом!

    Напра-пра-пра-напрслина! –
    С обидой кар-кар-каркаем,
    Сердито как-кар-каркаем,
    До вечера с утра –
    Стать пра-пра-пра-правдивее
    И спра-пра-праведливее
    К пернатой бра-бра-братии
    Пора-ра, пора-ра, пора-ра!!!
    (С. Погореловский)

    На горе Арарат (Р)
    (Картавый марш)

    Мне с детства не давалась буква «Р»,
    И маму этим я тревожил очень:
    Она мне папу ставила в пример,
    И с ним я повторял с утра до ночи:

    На горе Арарат
    Зреет красный виноград,
    Ара, ара, Арарат,
    Зреет красный виноград.

    А счастье проходило стороной,
    Картавила, увы, моя невеста –
    И мы не целовались под луной,
    А до рассвета с ней твердили вместе:

    На горе Арарат
    Зреет красный виноград,
    Ара, ара, Арарат,
    Зреет красный виноград.

    Но утешеньем стал для нас сынок,
    Ведь он, чтоб нам с женой доставить радость,
    Не слово "мама" первый раз изрек,
    А четко произнес, как на параде:

    На горе Арарат
    Зреет красный виноград,
    Ара, ара, Арарат,
    Зреет красный виноград.

    (С. Осиашвили )

    Нырок (Р)

    Нырок,
    Ещё один нырок,
    И рыбку выловил
    Нырок.
    (Л. Яхнин)

    Приглашение (Р)


    «Кар-р! – кричит ворона. – Кар-р!
    Ставь, соседка, самовар-р!
    Не жалей завар-рки!
    Пр-ринимай подар-рки!»

    (О. Александрова)

    Р-считалка

    Речка. Рыба. Рыболов.
    Раки. Ряска. Раколов.
    Рощи ропот. Родничок.
    Рад раздолью ручеёк.

    (Люба Гром )

    Жук по имени Жак (Ж)

    Жил Жук по имени Жак.
    Сшил Жак папе пиджак,
    Маме – пижаму,
    Жене – жакет,
    Сыну – тужурку,
    Дочке – жилет,
    Внучке Жучке –
    Кожаные брючки,
    Жабе жабо,
    А себе – ничего.
    (А. Усачёв)

    Жужжащие стихи (Ж)

    Встретил я в лесу Ежа.
    Еж лежал в лесу жужжа.
    Я спросил Ежа: – Скажите,
    Отчего вы так жужжите?
    Еж сказал: – Я не жужжу,
    После ужина лежу.
    Я на ужин съел Ужа,
    Может, он лежит жужжа.
    Я сказал Ужу: – Скажите,
    Отчего вы так жужжите?
    Уж в ответ: – Я не жужжу,
    После ужина лежу.
    Жабу съел я у болота,
    Может, ей жужжать охота.
    Жабе я кричу: – Скажите,
    Отчего вы так жужжите?
    Жаба квакнула Ужу:
    – И совсем я не жужжу.
    Проглотила я жука,
    Жук жужжит наверняка.
    Все кричат Жуку: – Скажите,
    Отчего вы так жужжите?
    – Ну, жужжу,– ответил Жук. –
    Иждаю нормальный жвук...
    Я всегда, когда лежу
    После ужина, жужжу!

    (А. Усачев)

    Жук (Ж)

    Не жужжу, когда сижу,
    Не жужжу, когда хожу,
    Не жужжу, когда тружусь,
    А жужжу, когда кружусь.

    Про Жабу с мужем (Ж)

    Жили-были Жаба с мужем.
    Каждый вечер у реки,
    Жабы ждали, что на ужин
    К ним пожалуют Жуки.

    Жаба – в кожаном жакете,
    С ожерельем желудей.
    Важный муж её а жилете.
    Ждут-пождут – но нет гостей.

    Жаль, не знали Жаба с мужем,
    Что в болотце на мели
    Каждый вечер их на ужин
    Поджидают Журавли.
    (Т. Крюкова)

    Про Жору и ужа (Ж)

    Жора с ужиком дружил.
    Уж у Жоры дома жил.
    Дом стерёг от грабежа,
    На пороге возлежа.

    Жора, дружбой дорожа,
    Жаб ловил, кормил ужа,
    Иже жулики от Жоры
    Так и бегали, дрожа.

    Жил бы ужик, не тужа,
    Жоре сторожем служа,
    Да у Жориных соседей
    Не хватило терпежа.

    Как же жить, коль от ужа
    Воры бегают, визжа,
    Так, что стёкла в целом доме
    Выпадают, дребезжа?!

    В-общем, Жора, не брюзжа,
    В зоопарк отнёс ужа,
    А взамен ужа на рынке
    Он купил себе ежа.

    Ёжик жил у стеллажа.
    Дом стерёг от грабежа.
    Словом, сказочку про Жору
    Можно дальше продолжа…

    (А. Ерошин)

    Жук

    Я в саду поймал жука.
    Жук, жужжа, шагал по тропке.
    Поживи-ка, жук, в коробке,
    Пожужжи-ка там пока.

    Рассердился жук, брюзжа:
    "Не хочу леж-жать, жужжа.
    Если долго я леж-жу -
    Из терпенья выхож-жу.

    У ж-жуков другой реж-жим!
    Мы, ж-жуки, леж-жать не мож-жем,
    Мы прогулкой днем погож-жим
    Просто ж-жутко дорож-жим!

    Обиж-жать ж-жуков ненуж-жно,
    Нуж-жно ж-жить с ж-жуками друж-жно,
    Уваж-жать и обож-жать,
    И в коробки не саж-жать!"

    У жука броня крепка,
    У жука внутри жужжалка.
    Мне жука немножко жалко
    Выпускать из коробка.

    Но ведь мы с жуком похожи -
    Любит жук прогулки тоже!
    Что же, жук, живи в саду,
    В гости сам к тебе приду.

    (А. Ерошин)

    Шмель (Ж, З)

    Шмель над клумбою кружит
    И восторженно жужжит:
    З-з-замечательный пейзаж-ж-ж!
    Жу-жу-жу! Вхож-жу в вира-ж-ж!
    Жу-жу-жу-жу! Тормож-ж-жу!
    На посадку захож-ж-жу!
    З-з-здесь мне ж-ж-жутко нравится!
    Виж-ж-жу, я летел недаром,
    З-з-замечательным нектаром
    Мож-жно з-здесь з-з-заправиться!

    (А. Ерошин)

    Жалоба калитки (Ж, Л)

    Тебе прилежно я служу,
    Железом, жалуясь, визжу:
    Уж ты, пожалуйста, уважь –
    Жирком заржавленную смажь!
    (С. Погореловский)

    Буду полярником (Ж, Р)

    Нам, полярникам отважным,
    Простужаться не положено.
    Чтобы стужи не бояться,
    Закаляться стал мороженым!
    (Заки Нури)

    Стрижи (Ж, Р)

    Купаются в небе стрижи –
    Стремительны их виражи,
    Не призраки, не миражи,
    Для них не страшны этажи.
    (А. Горских)

    Рожь (Ж, Р)

    Я хожу
    По меже…
    Пожелтела рожь уже…
    Дождик, рожь
    Не тревожь:
    Ожидает жатвы
    Рожь.
    (В. Воскобойников)

    Звездочёт (З)

    Звёздный учёт
    Ведёт звездочёт.
    От звезды к звезде,
    А звёзды – везде!
    Вот звёздный парад
    Звёзд звездопад.
    (Е. Весельева.)

    Коза и стрекоза (З, Р)

    Под кустом, закрыв глаза,
    Спит Двурогая Коза.
    Вот Коза, открыв глаза,
    Видит: в небе Стрекоза.
    Огорчается Коза,
    Что она – не Стрекоза!
    Тоже хочется Двурогой
    Покружиться над дорогой!
    (Тим Собакин)

    Грызун (Г - Р)

    Грызуну везёт:

    Всё грызун грызёт;

    И зубы от грызения

    Растут - вот так везение!

    (Е. Весельева)

    Про Захара и Сахару (З – С, Р)

    Сахара для Захара – из сахара Сахара:
    Там сахарные горы сахарского песка.
    Почаще бы в Сахару захаживать Захару,
    Да очень от Захара Сахара далека.
    (С. Погореловский)

    Любопытная Варвара (Р, С)

    Любопытная Варвара
    Приходила на базар
    И во всё свой нос совала:
    В сапоги, в сметану, в сало,
    В самовар и в скипидар.
    (А. Усачёв)

    Отгонялка для осы (С)

    Не зуди вокруг, оса –
    завидущие глаза.
    Не садись на нашу сладость,
    поищи другую радость.
    Не боюсь тебя совсем,
    но боюсь – случайно съем.

    Снегопад (С)

    Снег идёт, снег идёт,
    Снег по свету бродит.
    И откуда он идёт,
    И куда уходит?
    Снегопад, снегопад,
    Снежное паденье.
    Снег идёт наугад,
    Словно сновиденье.
    Сны земли, сны небес
    Видит, засыпая,
    Белый сад, белый лес
    Снегом засыпая.
    (Э. Фарджен)

    С-считалка (С)


    Семь сосулек Сима съела.
    Сто сосулек Сеня съел.
    Сима семь суббот сипела.
    Сеня сорок сред сопел.
    (Люба Гром )

    В ванной (Ф - П)


    В ванну я залез,
    И кафель
    Весь покрылся
    Градом капель.

    (Я. Козловский)

    Для чего? (Ч, П - Б)

    Для чего вода на свете?

    Чтобы пить .

    Ну, а чашки для чего?

    Чтобы бить .

    (О. Тихомиров)

    Просьба (С - Ц)

    – Эй, баран, подай
    Овса !
    Просит белая
    Овца.
    (Я. Козловский)

    Палатка (Ё - О, У - Ю)


    Мы в поход с утра идём .
    Заберём с собою дом .
    Трудно дом нести в руках,
    Сложим этот дом в рюк зак.
    А когда мы в лес придём ,
    Под сосной поставим дом .
    (А. Масленникова)