Войти
Логопедический портал
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Различные виды уравнений прямой
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков. Как научить ребенка разговаривать. От первых звуков до первых букв Изучаем звуки с детьми

    Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков. Как научить ребенка разговаривать. От первых звуков до первых букв Изучаем звуки с детьми

    Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

    При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

    Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

    Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

    Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

    Уважаемые родители, помните:

    1. Звук – мы слышим и произносим.

    2. Буквы мы пишем и читаем.

    3. Звуки бывают гласными и согласными.

    Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

    Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

    Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

    Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

    Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

    Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

    Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

    Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

    Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

    Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

    Примерные игровые задания.

    Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

    Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

    Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

    Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

    Выложить схему слова КОТ.

    Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

    Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

    Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

    Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

    Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

    Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

    Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

    Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

    Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

    Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

    Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

    Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

    Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

    Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

    Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

    Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

    Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

    В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

    - «На что похожа буква?»

    В ряду букв обвести в круг заданную букву.

    Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

    Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

    Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

    Список используемой литературы.

    1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
    2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

    С чего начать занятия по грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

    Практически каждого родителя интересует вопрос «когда начинать». Однозначного ответа на этот вопрос не существует, однако многие педагоги предлагают начинать учить звуки как можно раньше, но ребенок должен с интересом относиться к занятиям.

    Мышление детей в раннем возрасте наглядно-образное, они не могут освоить такие абстрактные понятия как «звук», «буква», «слово». Если при изучении звуков показывать малышу буквы и пытаться объяснить что это такое, ребёнок будет видеть только набор непонятных палочек-чёрточек. Поэтому изучение звуков желательно «привязывать» к знакомым ему зрительным образам, а сам процесс обучения выстраивать исключительно в игровой форме.

    Существует несколько негласных правил, которых нужно придерживаться при обучении ребёнка звукам:

    Учить нужно звуки, а не названия букв. Малыша не нужно путать самими понятиями «буква» и «звук». Показывая определённую букву, мы называем только звук: «Это буква М (а не Эм), это буква Л (а не Эл). В противном случае в будущем при составлении слов малыш будет читать «Эл Е Эс» (а не Лес), его прийдётся переучивать, что довольно нелегко. Обратите внимание, что многие электронные говорящие азбуки запрограммированы на произношение не звуков, а букв.

    Знакомство ребёнка со звуками стоит начинать с гласных , не вдаваясь в ньюансы, когда некоторые гласные («Я», «Ю», «Е», «Ё») стоят в начале слога и обозначают два звука (так называемые йотированные слоги).

    Нет необходимости учить согласные строго по алфавиту. Если у ребёнка возникают трудности с произношением звуков «Р», «Ш», «Ч», «С», «Щ» и др., стоит оставить их изучение на потом. Делайте акцент на согласных, которые можно связать с чем-то близким и знакомым малышу (первая буква в имени родителей, братиков-сестричек, воспитателя).

    Занятия должны быть регулярными и желанными. Занятия должны быть ненавязчивыми и до «первой усталости». Постоянный повтор пройденного материала даёт положительные результаты и поддерживает интерес малыша к урокам.

    Изучать звуки с самыми маленькими проще всего с помощью:

    1. Азбуки с простыми четверостишьями;

    2. Кубиков с буквами;

    3. Электронной говорящей азбуки;

    4. Букв на магнитиках;

    5. Рисунков;

    6. Детских алфавитов (настенных, в виде простых пазлов);

    7. Специальных карточек с картинками.

    Для всех вышеперечисленных игровых средств и книжек крайне важно, чтобы картинка, иллюстрирующая букву, была не только интересной малышу, но знакомой и легко запоминающейся.


    Для изучения звуков с детками постраше оптимально использовать:

    1. Практические пособия-тетради;

    2. Обучающие мультфильмы;

    3. Развивающие флеш-игры.

    Практические пособия-тетради для изучения звуков исполняют двойную функцию:

    - рабочей тетради для детей

    -тпособия для взрослых

    Родители с их помощью экономят своё время на поиск необходимого материала для занятий с ребёнком). Задания в таких тетрадях размещаются в определённой последовательности, выполняя их, ребёнок движется от простого к сложному. Наиболее популярными являются следующие пособия:

    Серия пособий «Домашняя логопедическая тетрадь» Азова Е.А., Чернова О.О.

    Комплект состоит из тетрадей: «Учим звуки Р-Рь, Л-Ль», «Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Щ-Сь», «Учим звуки З, Зь, Ц» «Учим звуки Ш, Ж».

    Каждая тетрадь представляет собой набор чёрно-белых иллюстраций с игровыми упражнениями для изучения наиболее трудных для произношения звуков.

    Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Я учу звуки и буквы» Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.

    Тетрадь для дошкольников с набором игровых заданий, выполняя которые детки закрепляют знания о звуках и буквах, учатся читать слоги и делать звуковой анализ, писать прописи, готовятся к послоговому чтению.

    Мама играет или поет мелодию, сосредотачивая на ней внимание ребенка. Затем она перемещается в другое место и вновь исполняет ту же мелодию, следя за реакцией малыша.

    Ориентация тела (подготовка к вертикальному положению)

    Мама поет звуки в восходящем движении, одновременно придавая малышу вертикальное положение. Напевая звуки в нисходящем движении, медленно переводит его в горизонтальное положение.

    Стресс-звук

    Сначала мама воспроизводит внезапные резкие, но не громкие звуки. К концу месяца сила звучания может достигнуть 50-60 децибел. Имитация ударов грома на барабане.

    Пугающие звукосочетания: УУУ, РРРР, ДЗЗЗ, УРШУХ, ВЫРШ, ШР, ЖЫРЛ и т. п.

    Различные виды свистков, которые даются ребенку вместо соски утром или днем: милицейский, спортивный, охотничий и т. п. Сигналы автомобиля.

    Ладовые ощущения

    Давая малышу музыкальную соску, мама подыгрывает ее звуку на фортепиано, либо подбирает аккорд соответствующий звуку голоса малыша.

    Ощущение диссонанса и консонанса

    Ощущение диссонанса;

    • 1-я неделя - малая и большая секунды;
    • 2-я неделя - увеличенная кварта;
    • 3-я неделя - увеличенное трезвучие;
    • 4-я неделя - увеличенный септаккорд.

    Ощущение консонанса:

    • 1-я неделя - большая и малая терции;
    • 2-я неделя - минорное и мажорное трезвучие;
    • 3-я неделя - квартсекстаккорд;
    • 4-я неделя - доминатсептаккорд. Уменьшенный вводный аккорд.

    Модуляция

    Мелодия играется и поется, затем исполняется на 1/2 тона выше и ниже. На следующей неделе модуляция составит целый тон, через неделю - полтора тона вверх и вниз и т. д. Исполняются мажорно-моторные пьесы и песни с яркоконтрастными красками мажора и минора.

    Звуки речи

    С помощью фонендоскопа мама поет ребенку 3 звука в день в определенное время.

    • Утром - вибрационные звуки речи - в, ж, з, н, м, р.
    • Днем - диафрагмальные звуки речи - а, к, и, у, э, ю, я.
    • Вечером - расслабляющие звуки речи - с, ф, ч, ш, щ.

    Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

    Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

    Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

    Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

    Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

    Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

    Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

    Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

    Учим ребенка выговаривать звуки

    Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

    Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

    Упражнения для произношения звуков

    Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

    • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
    • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

    В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

    «В лесу темно,

    Все спят давно.

    Одна сова не спит,

    На суку она сидит».

    2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

    3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

    4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

    «Милый мишка,
    Славный мишка,
    Весь из плюша
    Сшит наш мишка».

    5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

    6. Чтобы освоить букву «Ч» , попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

    7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

    «Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

    «Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

    «Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

    Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

    • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
    • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
    • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
    • Всех скороговорок не перескороговоришь.

    Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

    Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

    Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

    Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

    Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.