Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

     Педагогическая психология: учебное-методическое пособие
    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    (среднее специальное учебное заведение)

    «Челябинский дорожно - строительный техникум»

    «Приёмы организации учебной деятельности обучающихся»

    Выполнила: Короткова Наталья Николаевна

    Преподаватель математики

    Челябинск 2014

    Закон Российской Федерации "Об образовании" определяет, что образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

    Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

    Обучение представляет собой планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений, навыков, ведущий к его образованию и развитию.

    Общеизвестно, что человек формируется и проявляется в деятельности.

    Деятельность можно определить как процесс активности человека, связанной с его взаимодействием с окружающей действительностью и направленностью на определенный предмет деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

    На каждом этапе своей жизни человек осуществляет множество видов деятельности: читает книги, решает научные проблемы (познавательная деятельность), умственным и физическим трудом (трудовая деятельность), обучается в школе (учебная деятельность) и др. Каждая деятельность занимает в жизни разное положение, в определенные периоды одна из них бывает ведущей, доминирующей. Для ученика ведущей является учебная деятельность.

    Под учебной деятельностью психологи понимают деятельность обучающихся, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приёмов решении связанных с ним задач и следовательно, на развитии обучающихся и формирование их личности.

    Концепция учебной деятельности В.В.Давыдова - в процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

    С точки зрения деятельностного подхода к обучению, обучающихся надо вооружать системой общих и специальных приёмов деятельности. Владение основных общеучебных умений и навыков называют умением учиться.

    В психолого-педагогических исследованиях показано, что один из эффективных путей обучения обучающихся деятельности в учебном процессе – формирование приёмов учебной деятельности.

    Приём деятельности - наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности (по Е. Н. Кабановой - Меллер).

    Приёмы учебной деятельности (по О.Б. Епишевой):

    1) общеучебные приёмы - приёмы учебной деятельности, не зависящие от специфики изучаемого материала;

    2) общие приёмы учебной деятельности обучающихся;

    3) специальные приёмы учебной деятельности обучающихся - приёмы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач;

    4) частные приёмы учебной деятельности обучающихся -

    Специальные приёмы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса;

    5) обобщенные приёмы учебной деятельности обучающихся

    Приёмы полученные на основе анализа частных приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных (частных) задач (по Е.Н.Кабановой).

    Рассмотрим общеучебные приёмы учебной деятельности :

    Работа с учебником

    1. Найти задание по оглавлению.

    2. Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: О чём пойдёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?).

    4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, и преподавателя).

    5. Задать по ходу чтения вопросы (например: О чём здесь говорится? Что мне уже известно об этом? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?) и ответить на них.

    6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.

    7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).

    8. Изучить определения понятий.

    9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, формулы).

    10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).

    11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.

    12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).

    13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т.п., используя свои обозначения.

    14. Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, специальные приёмы).

    15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.

    16. Придумать и задать себе такие вопросы в тексте.

    17. Если не всё понятно, отметить неясное и обратиться к преподавателю.

    Выполнение письменной работы

    2. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.

    3. Продумать, какие приёмы их выполнения следует использовать (вспомни правила).

    4. Выполнить задание.

    5. Проверить тем или иным способом правильность выполнения задания.

    Усвоение и запоминание определения понятия

    1. Запомнить общую структуру определения понятия.

    2. Выделить составные части этой структуры в определении, которое нужно запомнить.

    3. Уяснить и запомнить отдельные составляющие части определения.

    4. Запомнить определение целиком.

    5. Проверить, правильно ли назван термин (определяемое понятие), указаны связи между признаками понятия, сформулировано и построено предложение в целом.

    Составление плана устного ответа

    1. Выделить понятия, которым нужно дать определение.

    2. Выделить их свойства (теоремы, правила, формулы), которые нужно сформулировать (доказать, обосновать).

    3. Выделить понятия и свойства из ранее изученных, на которые нужно ссылаться при ответе (доказательстве, обосновании).

    4. Составить план обоснования (доказательства).

    5. Продумать записи на доске во время ответа.

    6. Показать, где и как применяется изученный материал.

    7. Сделать вывод.

    Участие в дискуссии (обсуждении)

    1. Выяснить предмет дискуссии (обсуждения).

    2. Чётко сформулировать свою точку зрения.

    3. Доказывать своё мнение двумя способами – проводить убедительные доводы и опровергать доводы противоположной стороны.

    4. Вести спор не для того, чтобы победить, а для того чтобы установить истину.

    Групповая работа на уроке

    1. Получить задание.

    2. Распределить, какую часть задания и в какой последовательности будут выполнять члены вашей группы.

    3. Выполнить задание по составленному плану.

    4. Проверить друг у друга в определенном порядке правильность выполнения задания.

    5. Свериться с ответами у преподавателя, у консультанта.

    6. Устно разобрать ошибки.

    7. Выполнить работу над ошибками в тетрадях, при необходимости консультируясь друг с другом или с преподавателем.

    8. Ещё раз проверить правильность выполнения задания и оценить свою работу.

    9. Представить результаты работы группы в заданном виде.

    Выполнение домашней работы

    1. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.

    3. Выполнить письменные задания.

    4. Составить план устного ответа.

    Усвоение и запоминание теоремы

    2. Выучить формулировку теоремы.

    4. Воспроизвести доказательство устно или письменно.

    5. Сделать другой чертёж и краткую запись доказательства.

    6. Доказать теорему самостоятельно с помощью своего чертежа.

    Подготовка доклада (реферата)

    1. Продумать тему своей работы, в общих чертах определить её содержание, составить предварительный план.

    2. Составить список литературы, которую следует прочитать.

    3. Читая литературу, отмечать и выписывать все, что должно быть включено в работу.

    4. Разработать подробный окончательный план, возле всех его пунктов сделать ссылки на литературу.

    5. Во вступлении к работе раскрыть значение темы.

    6. Последовательно раскрывать все пункты плана, обосновывая основные положения и иллюстрируя их конкретными примерами.

    7. Постарайтесь отразить свое личное отношение к теме.

    8. Сделать вывод в конце работы.

    По мнению О.Б. Епишевой, формирование приёмов учебной деятельности следует начинать одновременно с общеучебных и частных. Общеучебные приёмы составляют основу организации всей учебной деятельности обучающихся, «учат учиться» независимо от содержания предмета. Важным условием усвоения приёмов учебной деятельности обучающимися является возможность обращаться к составу приёма в любое нужное время. В своей работе я использую уголок для обучающихся «Учись учиться», где представлены общие приёмы учебной деятельности. При работе на уроке необходимо использовать эти знания. Размещение методических рекомендаций на сайт учебного заведения тоже даёт возможность обучающимся использовать их во внеаудиторной работе.

    Итак, при обучении приёмам учебной деятельности обучающиеся имеют четкий план действий, что дает возможность самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания. Состав основных приёмов учебной деятельности должен быть представлен в средствах обучения для обучающихся, методических пособиях для преподавателя, постоянно применяться в учебном процессе для эффективности образовательного процесса.

    Список использованной литературы :

    1. Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода / О. Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.
    2. Кабанова – Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова– Меллер. – М. : Просвещение,1968. – 287 с.
    3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

    Интернет – ресурсы

    1. Словарь – справочник по педагогической педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogic_psychology.academic.ru . – (дата обращения: 05.12.2014).
    2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 21.07.2012 №273 – ФЗ (ред. от 21.07.2014)]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru . – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 05.12.2014).

    Организация целенаправленной учебной деятельности младших школьников на уроке математики.

    Е.П. Гуслярова, МБОУ гимназия №2, Самара.

    Первый свой шаг в удивительный мир математики ребенок делает в начальной школе. Учитывая современные тенденции развития нашего общества и его требования, учитель должен не просто заложить прочный фундамент будущих знаний своим ученикам, а обеспечить воспитание творчески активной личности. Эта задача должна оставаться приоритетной для любого учителя. Процесс обучения младших школьников математике должен быть направлен, прежде всего, на развитие у ребенка основ современного мышления, что позволит ему не просто использовать приобретенные знания, но уметь в дальнейшем и самостоятельно добывать их. В связи с этим, учебная деятельность современного школьника существенно изменилась. По мнению Д. Б. Эльконина: “…Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие”.

    Именно на развитие ученика, его творческих способностей и направлена программа по математике в системе развивающего обучения “Гармония”. Ее автор Н. Б. Истомина отмечает, что в основе построения данного курса лежит концепция, основной целью которой является формирование у младших школьников интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение) в процессе усвоения математического содержания. Автор считает, что овладение ими обеспечивает не только новый уровень усвоения, но и способствует существенным изменениям и в умственном развитии учащихся.

    В системе “Гармония” уделяется большое внимание формированию интеллектуальных умений, творческих способностей детей. Для достижения этих целей необходимо уметь целенаправленно организовывать учебную деятельность младших школьников, как в ходе всего процесса обучения, так и на каждом конкретном уроке. При всем разнообразии в данный момент программ и учебников, я уже более 10 лет работаю по учебнику математики для начальной школы Н. Б. Истоминой.

    Вместе с моими учениками изучают математику еще и “Миша, и Маша”, чьи портреты всегда висят у нас в классе. Но на самом деле, это не просто игра. Изучаем в 4 классе задачи на движение, № 425.

    Из двух городов в 8ч утра навстречу друг другу вышли две машины. В 11ч они встретились. Найди расстояние между городами, если одна машина шла со скоростью 60км/ч, а другая – 70км/ч.

    Миша записал решение задачи так:

    1) 11-8=3(ч)

    2) 60+70=130(км/ч)

    3) 130 3=390(км)

    Маша - так:

    1) 11-8=3(ч)

    2) 60 3=180(км)

    3) 70 3=210(км)

    4) 180+210=390(км)

    Кто прав из ребят? Почему ты так считаешь? А как ты записал бы решение задачи? Почему именно первым способом?

    Вот так совершенно иначе осуществляется подход к осмыслению и решению задач. И, конечно же, нельзя забывать о графическом моделировании. Например, во 2 классе в задании №428 предлагается выбрать схему, которая соответствует условию данной задачи.

    Тане 9 лет. Бабушка старше Тани в 7 раз. Сколько лет маме, если она моложе бабушки на 36 лет?

    Предлагаются следующие схемы:

    А) Т.

    Б.



    М.

    Б) Т.

    Б.



    М.

    В) Т.

    Б.

    М.

    Выясняем, какая схема верная. Затем находим ошибки, которые допущены в других схемах. Следующий этап - творческая работа детей. Учащиеся составляют по этим схемам другие задачи. Умение решать текстовые задачи – один из главных показателей математического образования младших школьников. Научить этому каждого ученика достаточно сложно. Поэтому необходимо целенаправленно организовывать учебную деятельность младших школьников на уроке, которая и призвана раскрыть весь творческий потенциал каждого ученика, его особенности и индивидуальность.

    Изучением развития ребенка занимается психология. Как считает В. В. Давыдов: “…развитие человека – это прежде всего становление его деятельности, сознания...”. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Поэтому и важно организовать правильно учебную деятельность младших школьников на уроках. Активная работа мышления, развитие творческих способностей – все это связанно с продуктивной деятельностью учащихся, которая является необходимой для формирования у младших школьников различных способов их учебной деятельности, что и приводит к развитию их творческих способностей.

    Важно, чтобы работа строилась по принципу – идет развитие всех и каждого. Материал, предлагаемый на уроке, должен быть понятен каждому ученику, задания интересны и доступны для выполнения. Но нужно учитывать и различные способности учащихся, их интеллектуальный уровень. В учебнике, автором которого является Н. Б. Истомина, предусмотрены разноуровневые задания. Все ученики обязательно выполняют задания первого уровня, а задания второго и третьего уровней выполняются по мере возможностей. Такая организация учебной деятельности в процессе обучения способствует повышению познавательного интереса у учащихся. Обычно в классе увеличивается количество детей, решающих задания более сложных уровней. Следует отметить, что оцениваются задания первого уровня, но у ребенка возникает желание, и он стремится выполнить все, предложенные учителем, задания. Ведь начальная школа и призвана научить ребенка творчеству, воспитать в каждом самостоятельную личность, способную к самосовершенствованию.

    Использованная литература

    Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1991. №6. С. 13-26

    Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1989.

    Истомина Н. Б. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. Ассоциация XXI” , 2010 г.

    Истомина Н. Б. Математика: Учебник для 4 класса начальной школы. “Ассоциация XXI ”, 2010 г.

    Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

    РАЗДЕЛ 3

    2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УЧЕНИЯ

    2.4. Теория целенаправленной учебной деятельности

    Известный психолог Д. Б. Эльконин - автор популярной периодизации онтогенеза человеческой личности - в конце 50-х годов XX в. выдвинул гипотезу о том, что ведущей деятельностью для младшего ученика является учебная деятельность. При этом он вкладывал в это понятие специфическое психологическое содержание, отличное от общепринятого в педагогической практике, где на то время учебной считалась любая деятельность ученика в ходе учебного процесса.

    Учение - это особая деятельность ученика, которая сознательно направлена на осуществление целей обучения и воспитания, которые ученик принимает как собственные, личностные цели.

    Мотивом такой деятельности может быть только познавательный мотив, связанный с овладением обобщенными способами действий с научными понятиями, предусмотренными общеобразовательным курсом современной школы. Поскольку именно с усваиванием основ наук, в которых в наиболее систематизированной форме представлены основные достижения человеческой цивилизации, связаны самые значительные результаты школьной социализации - формирование теоретического мышления как вершины развития человеческого разума и духовных потребностей. Чтобы отличать такую деятельность от тривиального понимания учения, ученый называет ее целенаправленной учебной деятельностью.

    Его ученик и последователь В. В. Давыдов задался целью экспериментально доказать гипотезу учителя, и для этого начал экспериментальное развивающее обучение, целью которого было формирование такой деятельности и изучение влияния ее усвоения учеником на его личностное развитие в целом.

    В ходе работы над проблемой экспериментально были установлены следующие особенности целенаправленной учебной деятельности:

    деятельность ориентирована не на получение материальных или социальных преимуществ, а непосредственно на смену учеников, на их саморазвитие, и это лучше всего отражается в формировании их познавательных интересов;

    основным содержанием, что подлежит усвоению в рамках целенаправленной учебной деятельности, общие способы действий по решению задач;

    одним из важнейших показателей сформированности целое-направленной учебной деятельности является способность ученика различать конкретный результат и общий способ, которым этот результат был достигнут;

    с целью актуализации и развития учебно-познавательного интереса, изучение любой темы в условиях развивающего обучения начинается с мотивационного введения, в котором излагается информация о том, почему, для чего и зачем нужно изучать текущую тему;

    важнейшая особенность целенаправленной учебной деятельности - ее научно-теоретический характер (то есть, это такая деятельность, которая предполагает формирование и актуализацию научного уклада мышления, а это возможно лишь при условиях, когда содержание обучения составляют не эмпирические, а научные понятия, представленные как система).

    Известно, что научные понятия существуют в форме научных систем, элементы которых логически взаимосвязаны. В основе системы лежит понятие, которое больше всего по объему и найабстрактніше по содержанию. Все производные понятия содержат этот смысл как общее или родовое и в дополнение к нему еще нечто, что определяет их видовую специфику то конкретную определенность. Учитывая этот факт, было предложено при формировании целенаправленной учебной деятельности применять принцип содержательного обобщения. Суть его по-ложится в таком принципе формирования учебной программы, по которым изучение раздела начинается с ознакомления с его общими, абстрактными основами, которые в процессе развертывания постепенно обогащаются на отдельные, конкретные знания и факты. Согласно выделенных особливостейможна определить структуру целенаправленной учебной деятельности. В этой концепции она состоит из следующих трех элементов:

    Первый элемент - это учебно-познавательный мотив, который является мотивом собственного роста и развития, что конкретизируется в осознании необходимости получить обобщенные способы действий.

    Второй элемент структуры целенаправленной учебной деятельности составляют учебные задачи, решение которых определяет целостный акт учебной деятельности. Такое задание содержит цели, которая возникает перед учащимися в форме проблемной задачи. Проблемное задание создает проблемную ситуацию, решая которую, ученик совершает стратегическую цель обучения - овладевает необходимыми знаниями, навыками и умениями. Итак, основное отличие учебной задачи от любого другого заключается в том, что оно призвано сделать ребенка активным субъектом учения, а его цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в модификации предметов, с которыми действует этот субъект. Понятно, что этого можно достичь только через ак-туалізацію в ученика соответствующего познавательного мотива, который осознается через определение конечной цели обучения. Далее по необходимости происходит предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения, через дифференциацию известного и неизвестного в задаче и формулировки вопросов - гипотез о неизвестном, что и реализуется в учебных действиях. Поэтому учебная задача является основной единицей (клеточкой) учебной деятельности.

    Работа учащихся по решению учебных задач требует от них проведения реального самостоятельного исследования на уровне теоретического познания действительности, построения определенных способов изучения и фиксации результатов в виде знаковых моделей этих явлений. Поэтому третий элемент - это специфические учебные действия, с помощью которых происходит решение учебных задач. Здесь, в частности, выделяются действия, которые в совокупности создают алгоритм решения любого учебного задания:

    Действия по выделению проблемы из поставленной учебной задачи;

    действия выявления общего способа решения проблемы на основе анализа общих отношений в материале, который изучается;

    действия моделирования общих отношений учебного материала и общих способов решения учебных проблем;

    действия конкретизации и обогащения отдельными проявлениями общих отношений и общих способов действий;

    действия контроля за ходом и результатом учебной деятельности;

    действия соотношение хода и результата деятельности ученика поставленной перед ним учебной задаче и проблемам, которые вытекают из него.

    Формирование основных понятий учебного предмета происходит по спирали, где в центре (или в начале изучения) находится абстрактно-общее представление о понятиях, а в дальнейшем оно конкретизируется, обогащается отдельными представлениями и превращается в действительно научно-теоретическое понятие. Верно и обратное, по которым общее представление как своеобразный ориентир для всего процесса изучения понятия помогает осмыслить все отдельные понятия, которые вводятся в дальнейшем обучении темы.

    Целенаправленная учебная деятельность начинает формироваться с первых дней обучения ребенка по программе развивающего обучения и завершается на 6 - 7-м годах обучения, то есть в 6 - 7-м классах. Основными показателями ее сформо-ванного считаются:

    степень доминирования в мотивации учащегося учебно-познавательных мотивов;

    потребность и умение учащихся различать в учебной деятельности ее конкретные результаты и способы выполнения;

    выраженность ориентации ученика на выделение и теоретическое осмысление общих способов действия, общих схем понятий, которые изучаются.

    Как ведущая форма активности целенаправленная учебная деятельность развивает у младших учеников ряд новообразований. Этот вопрос активно и плодотворно изучает последовательница В. В. Давыдова - Г. А. Цукерман. Первым среди таких новообразований она выделяет способность к рефлексии, которая проявляется в способности и желании ребенка задавать вопросы и, таким образом, отличать неизвестное от известного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основам собственной действия и действия партнеров (студентов или преподавателей) по совместному решению учебных задач. Первые детские вопросы и гипотезы рождаются лучше в том случае, если учитель организует совместные действия самих детей так, чтобы разные взгляды на обсуждаемую проблему были поделены не между ребенком и взрослым, а между сверстниками - все равно незнаючими, невміючими, несовершенными партнерами. При этом дети неизбежно выясняют противоречия разных логик и частность собственной правоты. Умение запрашивать необходимую информацию, готовность к изменению существующих способов действий, если они вступают в противоречие с новыми фактами, критичность к действиям и мнениям - чужих и собственных, нежелание принимать на веру, независимость в оценках и самооценках, привычка искать доказательства и склонность к дискурсивного пути решения любой проблемы - таковы основные проявления рефлексивного развития учащихся начальной школы, если они стали субъектами целенаправленной учебной деятельности. Такая рефлексия проявляется в предметных действиях ученика как способность учиться новым умениям, в общении - как умение увидеть разницу взглядов на предмет обсуждения, в самосознании - как интерес к самих изменений. Связь нового рефлексивного, теоретического обобщения типа с новым позиционным, то есть таким, что различает позиции партнеров, способом общения - это есть связь интра - и інтерпсихічного этапов развития способности учить и менять себя, выходить за пределы собственных знаний и умений.

    Основными принципами формирования такой деятельности являются:

    научно-теоретическое содержание учебных предметов, отражающий системный характер научной дисциплины, которая изучается;

    соответствующие такому содержанию структура и методы организации обучения, в частности, широкое использование в учебном процессе коллективно-распределительных форм учебной работы учащихся;

    постепенное передачи учащимся для самостоятельного выполнения отдельных компонентов учебной деятельности, начиная с действия взаимо - и самооценки и контроля и кончая самыми сложными операциями постановки учебных целей и поиска путей и средств их достижения.

    Самым сложным педагогическим задачей является воспитать субъектность младшего ученика. Для того, чтобы он стал субъектом именно учебной, а не исполнительской деятельности или общения, необходимо перейти в педагогическом процессе от традиционных отношений "учитель спрашивает - ученик отвечает" к нетрадиционному - "ученик спрашивает - учитель помогает ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ". И если удается воспитать ученика, который спрашивает, а не только соответствует, то именно в него как активного субъекта обучения и будет формироваться умение учиться, т.е. самостоятельно ставить новые учебные цели и самостоятельно осуществлять их.