Войти
Логопедический портал
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Урок по химии на тему "Окислительно-восстановительные реакции" (9 класс). Примеры окислительно-восстановительных реакций с решением. ОВР: схемы Задачник по общей и неорганической химии

    Урок по химии на тему

    Цель: отработка умений и навыков составления уравнений окислительно-восстановительных процессов с участием органических соединений.

    Методы: рассказ, работа с презентацией, обсуждение, самостоятельная работа, коллективная работа.

    Преподаватель:

    Что же представляют собой окислительно – восстановительные реакции с точки зрения понятия «степень окисления химических элементов»? (слайд 2)

    / Окислительно – восстановительные реакции – это такие реакции, в которых одновременно протекают процессы окисления и восстановления и, как правило, изменяются степени окисления элементов./

    Рассмотрим процесс на примере взаимодействия уксусного альдегида с концентрированной серной кислотой:

    При составлении этого уравнения используется метод электронного баланса. Метод основан на сравнении степеней окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции. Основное требование при составлении уравнений этим методом: число отданных электронов должно быть равно числу принятых электронов.

      Окислительно - восстановительные реакции – это такие реакции, при которых происходит переход электронов от одних атомов, молекул или ионов к другим.

      Окисление – это процесс отдачи электронов, степень окисления при этом повышается.

      Восстановление – это процесс присоединения электронов, степень окисления при этом понижается.

      Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны, окисляются; являются восстановителями.
      Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, восстанавливаются; являются окислителями.

      Окисление всегда сопровождается восстановлением, восстановление связано с окислением.

      Окислительно – восстановительные реакции – единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления.

    Самостоятельная работа № 2 по инструктивной карте: методом электронного баланса найдите и поставьте коэффициенты в следующей схеме окислительно –восстановительной реакции:

    MnO 2 + H 2 SO 4 → MnSO 4 + O 2 + H 2 O (2MnO 2 + 2H 2 SO 4 → 2MnSO 4 + O 2 +2H 2 O)

    Преподаватель:

    Однако научиться находить коэффициенты в ОВР еще не значит уметь их составлять. Нужно знать поведение веществ в ОВР, предусматривать ход реакций, определять состав образующихся продуктов в зависимости от условий реакции.

    Для того чтобы разобраться, в каких случаях элементы ведут себя как окислители, а в каких – как восстановители, нужно обратиться к периодической системе Д.И.Менделеева. Если речь идет о простых веществах, то восстановительные свойства должны быть присущи тем элементам, которые имеют больший по сравнению с остальными атомный радиус и небольшое (1 - 3) число электронов на внешнем энергетическом уровне. Поэтому они могут сравнительно легко их отдавать. Это в основном металлы. Наиболее сильными восстановительными свойствами из них обладают щелочные и щелочноземельные металлы, расположенные в главных подгруппах I и II групп (например, натрий, калий, кальций и др.).

    Наиболее типичные неметаллы, имеющие близкую к завершению структуру внешнего электронного слоя и значительно меньший по сравнению с металлами того же периода атомный радиус, довольно легко принимают электроны и ведут себя в окислительно-восстановительных реакциях как окислители. Наиболее сильными окислителями являются легкие элементы главных подгрупп VI – VII групп, например фтор, хлор, бром, кислород, сера и др.

    Вместе с тем надо помнить, что деление простых веществ на окислители и восстановители так же относительно, как и деление на металлы и неметаллы. Если неметаллы попадают в среду, где присутствует более сильный окислитель, то они могут проявлять восстановительные свойства. Элементы в разных степенях окисления могут вести себя по-разному.

    Если элемент имеет свою высшую степень окисления, то он может быть только окислителем. Например, в HN +5 O 3 азот в состоянии + 5 может быть только окислителем и принимать электроны.

    Только восстановителем может быть элемент, находящийся в низшей степени окисления. Например, в N -3 Н 3 азот в состоянии -3 может отдавать электроны, т.е. является восстановителем.

    Элементы в промежуточных положительных степенях окисления могут, как отдавать, так и принимать электроны и, следовательно, способны вести себя как окислители или восстановители в зависимости от условий. Например, N +3 , S +4 . Попадая в среду с сильным окислителем, ведут себя как восстановители. И, наоборот, в восстановительной среде они ведут себя как окислители.

    По окислительно – восстановительным свойствам вещества можно разделить на три группы:

      окислители

      восстановители

      окислители - восстановители

    Самостоятельная работа № 3 по инструктивной карте: в какой из приведенных схем уравнений реакций MnO 2 проявляет свойства окислителя, а в какой – свойства восстановителя:

      2MnO 2 + O 2 + 4KOH = 2K 2 MnO 4 + 2H 2 O (MnO 2 – восстановитель)

      MnO 2 + 4HCI = MnCI 2 + CI 2 + 2H 2 O (MnO 2 – окислитель)

    Важнейшие окислители и продукты их восстановления

    1. Серная кислота - Н 2 SO 4 является окислителем

    А) Уравнение взаимодействия цинка с разбавленной Н 2 SO 4 (слайд 3)

    Какой ион является окислителем в данной реакции? (H +)

    Продуктом восстановления металлом, стоящим в ряду напряжения до водорода, является H2.

    Б) Рассмотрим другую реакцию – взаимодействие цинка с концентрированной Н 2 SO 4 (слайд 4)

    Какие атомы меняют степень окисления? (цинк и сера)

    Концентрированная серная кислота (98%) содержит 2% воды, и соль получается в растворе. В реакции участвуют фактически сульфат – ионы. Продуктом восстановления является сероводород.

    В зависимости от активности металла продукты восстановления концентрированной Н 2 SO 4 разные: H 2 S, S, SO 2 .

    2. Другая кислота – азотная – также окислитель за счет нитрат – иона NO 3 - . Окислительная способность нитрат – иона значительно выше иона H+, и ион водорода не восстанавливается до атома, поэтому при взаимодействии азотной кислоты с металлами, никогда не выделяется водород, а образуются различные соединения азота. Это зависит от концентрации кислоты и активности металла. Разбавленная азотная кислота восстанавливается глубже, чем концентрированная (для одного и того же металла) (слайд 6)

    На схемах указаны продукты, содержание которых максимально среди возможных продуктов восстановления кислот

    Золото и платина не реагируют с HNO3, но эти металлы растворяются в «царской водке» - смеси концентрированных соляной и азотной кислот в соотношении 3: 1.

    Au + 3HCI (конц.) + HNO 3 (конц.) = AuCI 3 + NO + 2H 2 O

    3. Наиболее сильным окислителем из числа простых веществ является фтор. Но он слишком активен, и его трудно получить в свободном виде. Поэтому в лабораториях в качестве окислителя используют перманганат калия KMnO 4 . Его окислительная способность зависит от концентрации раствора, температуры и среды.

    Создание проблемной ситуации: Я готовила к уроку раствор перманганата калия («марганцовка»), пролила стакан с раствором и испачкала свой любимый химический халат. Предложите (проделав лабораторный опыт) вещество, с помощью которого можно очистить халат.

    Реакции окисления – восстановления могут протекать в различных средах. В зависимости от среды может изменяться характер протекания реакции между одними и теми же веществами: среда влияет на изменение степеней окисления атомов.

    Обычно для создания кислотной среды добавляют серную кислоту. Соляную и азотную применяют реже, т.к. первая способна окисляться, а вторая сама является сильным окислителем и может вызвать побочные процессы. Для создания щелочной среды применяют гидроксид калия или натрия, нейтральной – воду.

    Лабораторный опыт: (правила ТБ)

    В четыре пронумерованные пробирки налито по 1-2 мл разбавленного раствора перманганата калия. В первую пробирку добавьте несколько капель раствора серной кислоты, во вторую – воду, в третью – гидроксид калия, четвертую пробирку оставьте в качестве контрольной. Затем в первые три пробирки прилейте, осторожно взбалтывая, раствор сульфита натрия. Отметьте. Как изменяется окраска раствора в каждой пробирке. (слайды 7, 8)

    Результаты лабораторного опыта:

    Продукты восстановления KMnO 4 (MnO 4) - :

      в кислой среде – Mn+ 2 (соль), бесцветный раствор;

      в нейтральной среде – MnO 2 , бурый осадок;

      в щелочной среде - MnO 4 2- , раствор зеленого цвета. (слайд 9,)

    К схемам реакций:

    KMnO 4 + Na 2 SO 3 + H 2 SO 4 → MnSO 4 + Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O

    KMnO 4 + Na 2 SO 3 + H 2 O → MnO 2 ↓ + Na 2 SO 4 + KOH

    KMnO 4 + Na 2 SO 3 + КOH → Na 2 SO 4 + K 2 MnO 4 + H 2 O

    Подберите коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель (слайд 10)

    (Задание разноуровневое: сильные учащиеся записывают продукты реакции самостоятельно)

    Вы проделали лабораторный опыт, предложите вещество, с помощью которого можно очистить халат.

    Демонстрационный опыт:

    Пятна от раствора перманганата калия быстро выводятся раствором пероксида водорода, подкисленным уксусной кислотой:

    2KMnO 4 + 9H 2 O2 + 6CH 3 COOH = 2Mn(CH 3 COO) 2 +2CH 3 COOK + 7O 2 + 12H 2 O

    Старые пятна перманганата калия содержат оксид марганца (IV), поэтому будет протекать еще одна реакция:

    MnO 2 + 3H 2 O 2 + 2CH 3 COOH = Mn(CH 3 COO) 2 + 2O 2 + 4H 2 O (слайд 12)

    После выведения пятен кусок ткани необходимо промыть водой.

    Преподаватель:

    Значение окислительно – восстановительных реакций

    Цель: Показать учащимся значение окислительно-восстановительных реакций в химии, технологии, повседневной жизни человека. Методы: работа с презентацией, обсуждение, самостоятельная работа, коллективная работа.

    В рамках одного урока невозможно рассмотреть все многообразие окислительно-восстановительных реакций. Но их значение в химии, технологии, повседневной жизни человека трудно переоценить. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе получения металлов и сплавов, водорода и галогенов, щелочей и лекарственных препаратов. С окислительно – восстановительными реакциями связано функционирование биологических мембран, многие природные процессы: обмен веществ, брожение, дыхание, фотосинтез. Без понимания сущности и механизмов протекания окислительно-восстановительных реакций невозможно представить работу химических источников тока (аккумуляторов и батареек), получение защитных покрытий, виртуозную обработку металлических поверхностей изделий. Для целей отбеливания и дезинфекции пользуются окислительными свойствами таких наиболее известных средств, как пероксид водорода, перманганат калия, хлор и хлорная, или белильная, известь. Хлор как сильный окислитель используют для стерилизации чистой воды и обеззараживания сточных вод.

    Работа с презентацией запись в тетрадь.

    Прежде чем приводить примеры окислительно-восстановительных реакций с решением, выделим основные определения, связанные с данными превращениями.

    Те атомы или ионы, которые в ходе взаимодействия меняют степень окисления с понижением (принимают электроны), называют окислителями. Среди веществ, обладающих такими свойствами, можно отметить сильные неорганические кислоты: серную, соляную, азотную.

    Окислитель

    Также к сильным окислителям относятся перманганаты и хроматы щелочных металлов.

    Окислитель принимает то в ходе реакции, которое необходимо ему до завершения энергетического уровня (установления завершенной конфигурации).

    Восстановитель

    Любая схема окислительно-восстановительной реакции предполагает выявление восстановителя. К нему относят ионы или нейтральные атомы, способные повышать в ходе взаимодействия показатель степени окисления (отдают электроны иным атомам).

    В качестве типичных восстановителей можно привести атомы металлов.

    Процессы в ОВР

    Чем еще характеризуются характеризуются изменением степеней окисления у исходных веществ.

    Окисление предполагает процесс отдачи отрицательных частиц. Восстановление предполагает принятие их от других атомов (ионов).

    Алгоритм разбора

    Примеры окислительно-восстановительных реакций с решением предлагаются в различных справочных материалах, предназначенных для подготовки старшеклассников к выпускным испытаниям по химии.

    Для того чтобы успешно справиться с предлагаемые в ОГЭ и ЕГЭ заданиями, важно владеть алгоритмом составления и разбора окислительно-восстановительных процессов.

    1. В первую очередь проставляют зарядовые величины у всех элементов в веществах, предложенных в схеме.
    2. Выписываются атомы (ионы) из левой части реакции, которые в ходе взаимодействия, поменяли показатели.
    3. При повышении степени окисления используется знак «-», а при понижении «+».
    4. Между отданными и принятыми электронами определяется наименьшее общее кратное (число, на которое они делятся без остатка).
    5. При делении НОК на электроны, получаем стереохимические коэффициенты.
    6. Расставляем их перед формулами в уравнение.

    Первый пример из ОГЭ

    В девятом классе далеко не все школьники знают, как решать окислительно-восстановительные реакции. Именно поэтому они допускают множество ошибок, не получают высоких баллов за ОГЭ. Алгоритм действий приведен выше, теперь попробуем отработать его на конкретных примерах.

    Особенность заданий, касающихся расстановки коэффициентов в предложенной реакции, выданных выпускникам основной ступени обучения, в том, что и левая, и правая части уравнения даны.

    Это существенно упрощает задачу, так как не нужно самостоятельно придумывать продукты взаимодействия, подбирать недостающие исходные вещества.

    Например, предлагается с помощью электронного баланса выявить коэффициенты в реакции:

    На первый взгляд, в данной реакции не требуются стереохимические коэффициенты. Но, для того, чтобы подтвердить свою точку зрения, необходимо у всех элементов зарядовые числа.

    В бинарных соединениях, к которым относится оксид меди (2) и оксид железа (2), сумма степеней окисления равна нулю, учитывая, что у кислорода она -2, у меди и железа данный показатель +2. Простые вещества не отдают (не принимают) электроны, поэтому для них характерна нулевая величина степени окисления.

    Составим электронный баланс, показав знаком "+" и "-" количество принятых и отданных в ходе взаимодействия электронов.

    Fe 0 -2e=Fe 2+ .

    Так как количество принятых и отданных в ходе взаимодействия электронов одинаково, нет смысла находить наименьшее общее кратное, определять стереохимические коэффициенты, ставить их в предложенную схему взаимодействия.

    Для того чтобы получить за задание максимальный балл, необходимо не только записать примеры окислительно-восстановительных реакций с решением, но и выписать отдельно формулу окислителя (CuO) и восстановителя (Fe).

    Второй пример с ОГЭ

    Приведем еще примеры окислительно-восстановительных реакций с решением, которые могут встретиться девятиклассникам, выбравшим химию в качестве выпускного экзамена.

    Допустим, предлагается расставить коэффициенты в уравнении:

    Na+HCl=NaCl+H 2 .

    Для того чтобы справиться с поставленной задачей, сначала важно определить у каждого простого и сложного вещества показатели степеней окисления. У натрия и водорода они будут равны нулю, так как они являются простыми веществами.

    В соляной кислоте водород имеют положительную, а хлор - отрицательную степень окисления. После расстановки коэффициентов получим реакцию с коэффициентами.

    Первый из ЕГЭ

    Как дополнить окислительно-восстановительные реакции? Примеры с решением, встречающиеся на ЕГЭ (11 класс), предполагают дополнение пропусков, а также расстановку коэффициентов.

    Например, нужно электронным балансом дополнить реакцию:

    H 2 S+ HMnO 4 = S+ MnO 2 +…

    Определите восстановитель и окислитель в предложенной схеме.

    Как научиться составлять окислительно-восстановительные реакции? Образец предполагает использование определенного алгоритма.

    Сначала во всех веществах, данных по условию задачи, необходимо поставить степени окисления.

    Далее нужно проанализировать, какое вещество может стать неизвестным продуктом в данном процессе. Поскольку в здесь присутствует окислитель (в его роли выступает марганец), восстановитель (им является сера), в искомом продукте не меняются степени окисления, следовательно, это вода.

    Рассуждая о том, как правильно решать окислительно-восстановительные реакции, отметим, что следующим этапом будет составление электронного соотношения:

    Mn +7 принимает 3 e= Mn +4 ;

    S -2 отдает 2e= S 0 .

    Катион марганца является восстановителем, а анион серы - типичный окислитель. Поскольку наименьшим кратным между принятыми и отданными электронами будет 6, получаем коэффициенты: 2, 3.

    Последним этапом будет постановка коэффициентов в исходное уравнение.

    3H 2 S+ 2HMnO 4 = 3S+ 2MnO 2 + 4H 2 O.

    Второй образец ОВР в ЕГЭ

    Как правильно составить окислительно-восстановительные реакции? Примеры с решением помогут отработать алгоритм действий.

    Предлагается методом электронного баланса заполнить пропуски в реакции:

    PH 3 + HMnO 4 = MnO 2 +…+…

    Расставляем у всех элементов степени окисления. В данном процессе окислительные свойства проявляются марганцем, входящим в состав а восстановителем должен быть фосфор, меняя свою степень окисления на положительную в фосфорной кислоте.

    Согласно сделанному предположению, получаем схему реакции, затем составляем уравнение электронного баланса.

    P -3 отдает 8 e и превращается в P +5 ;

    Mn +7 принимает 3e, переходя в Mn +4 .

    НОК будет 24, поэтому у фосфора должен присутствовать стереометрический коэффициент 3, а у марганца -8.

    Ставим коэффициенты в полученный процесс, получаем:

    3 PH 3 + 8 HMnO 4 = 8 MnO 2 + 4H 2 O+ 3 H 3 PO 4 .

    Третий пример из ЕГЭ

    Путем электронно-ионного баланса нужно составить реакцию, указать восстановитель и окислитель.

    KMnO 4 + MnSO 4 +…= MnO 2 +…+ H2SO 4 .

    По алгоритму расставляем у каждого элемента степени окисления. Далее определяем те вещества, что пропущены в правой и левой частях процесса. Здесь дан восстановитель и окислитель, поэтому в пропущенных соединениях степени окисления не меняются. Упущенным продуктом станет вода, а исходным соединением - сульфат калия. Получаем схему реакции, для которой составим электронный баланс.

    Mn +2 -2 e= Mn +4 3 восстановитель;

    Mn +7 +3e= Mn +4 2 окислитель.

    Записываем коэффициенты в уравнение, суммируя атомы марганца в правой части процесса, так как он относится к процессу диспропорционирования.

    2KMnO 4 + 3MnSO 4 + 2H 2 O= 5MnO 2 + K 2 SO 4 + 2H 2 SO 4 .

    Заключение

    Окислительно-восстановительные реакции имеют особое значение для функционирования живых организмов. Примерами ОВР являются процессы гниения, брожения, нервной деятельности, дыхания, обмена веществ.

    Окисление и восстановление актуальны для металлургической и химической промышленности, благодаря таким процессам можно восстанавливать металлы из их соединений, защищать от химической коррозии, подвергать обработке.

    Для составления окислительно-восстановительного процесса в органической или необходимо использовать определенный алгоритм действий. Сначала в предложенной схеме расставляют степени окисления, потом определяют те элементы, которые повысили (понизили) показатель, записывают электронный баланс.

    При соблюдении последовательности действий, предложенной выше, можно без проблем справиться с заданиями, предлагаемыми в тестах.

    Помимо метода электронного баланса, расстановка коэффициентов возможна также путем составления полуреакций.

    На уроке рассматривается сущность окислительно-восстановительных реакций, их отличие от реакций ионного обмена. Объясняются изменения степеней окисления окислителя и восстановителя. Вводится понятие электронного баланса.

    Тема: Окислительно-восстановительные реакции

    Урок: Окислительно-восстановительные реакции

    Рассмотрим реакцию магния с кислородом. Запишем уравнение этой реакции и расставим значения степеней окисления атомов элементов:

    Как видно, атомы магния и кислорода в составе исходных веществ и продуктов реакции имеют различные значения степеней окисления. Запишем схемы процессов окисления и восстановления, происходящих с атомами магния и кислорода.

    До реакции атомы магния имели степень окисления, равную нулю, после реакции - +2. Таким образом, атом магния потерял 2 электрона:

    Магний отдает электроны и сам при этом окисляется, значит, он является восстановителем.

    До реакции степень окисления кислорода была равна нулю, а после реакции стала -2. Таким образом, атом кислорода присоединил к себе 2 электрона:

    Кислород принимает электроны и сам при этом восстанавливается, значит, он является окислителем.

    Запишем общую схему окисления и восстановления:

    Число отданных электронов равно числу принятых. Электронный баланс соблюдается.

    В окислительно-восстановительных реакциях происходят процессы окисления и восстановления, а значит, меняются степени окисления химических элементов. Это отличительный признак окислительно-восстановительных реакций .

    Окислительно-восстановительными называют реакции, в которых химические элементы изменяют свою степень окисления

    Рассмотрим на конкретных примерах, как отличить окислительно-восстановительную реакцию от прочих реакций.

    1. NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

    Для того чтобы сказать, является ли реакция окислительно-восстановительной, необходимо расставить значения степеней окисления атомов химических элементов.

    1-2+1 +1-1 +1 -1 +1 -2

    1. NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

    Обратите внимание, степени окисления всех химических элементов слева и справа от знака равенства остались неизменными. Значит, эта реакция не является окислительно-восстановительной.

    4 +1 0 +4 -2 +1 -2

    2. СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О

    В результате данной реакции степени окисления углерода и кислорода поменялись. Причем углерод повысил свою степень окисления, а кислород понизил. Запишем схемы окисления и восстановления:

    С -8е =С - процесс окисления

    О +2е = О - процесс восстановления

    Чтобы число отданных электронов было равно числу принятых, т.е. соблюдался электронный баланс , необходимо домножить вторую полуреакцию на коэффициент 4:

    С -8е =С - восстановитель, окисляется

    О +2е = О 4 окислитель, восстанавливается

    Окислитель в ходе реакции принимает электроны, понижая свою степень окисления, он восстанавливается.

    Восстановитель в ходе реакции отдает электроны, повышая свою степень окисления, он окисляется.

    1. Микитюк А.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А.Д. Микитюк. - М.: Изд. «Экзамен», 2009. (с.67)

    2. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. - М.: АСТ: Астрель, 2007. (§22)

    3. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§5)

    4. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. (с.54-55)

    5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003. (с.70-77)

    Дополнительные веб-ресурсы

    1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) ().

    2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (интерактивные задачи по теме) ().

    3. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

    Домашнее задание

    1. №10.40 - 10.42 из «Сборника задач и упражнений по химии для средней школы» И.Г. Хомченко, 2-е изд., 2008 г.

    2. Участие в реакции простых веществ - верный признак окислительно-восстановительной реакции. Объясните почему. Напишите уравнения реакций соединения, замещения и разложения с участием кислорода О 2 .

    Задачник по общей и неорганической химии

    2.2. Окислительно-восстановительные реакции

    Смотрите задания >>>

    Теоретическая часть

    К окислительно-восстановительным реакциям относятся химические реакции, которые сопровождаются изменением степеней окисления элементов. В уравнениях таких реакций подбор коэффициентов проводят составлением электронного баланса . Метод подбора коэффициентов с помощью электронного баланса складывается из следующих этапов:

    а) записывают формулы реагентов и продуктов, а затем находят элементы, которые повышают и понижают свои степени окисления, и выписывают их отдельно:

    MnCO 3 + KClO 3 ® MnO 2 + KCl + CO 2

    Cl V ¼ = Cl - I

    Mn II ¼ = Mn IV

    б) составляют уравнения полуреакций восстановления и окисления, соблюдая законы сохранения числа атомов и заряда в каждой полуреакции :

    полуреакция восстановления Cl V + 6 e - = Cl - I

    полуреакция окисления Mn II - 2 e - = Mn IV

    в) подбирают дополнительные множители для уравнения полуреакций так, чтобы закон сохранения заряда выполнялся для реакции в целом, для чего число принятых электронов в полуреакциях восстановления делают равным числу отданных электронов в полуреакции окисления:

    Cl V + 6 e - = Cl - I 1

    Mn II - 2 e - = Mn IV 3

    г) проставляют (по найденным множителям) стехиометрические коэффициенты в схему реакции (коэффициент 1 опускается):

    3 MnCO 3 + KClO 3 = 3 MnO 2 + KCl + CO 2

    д ) уравнивают числа атомов тех элементов, которые не изменяют своей степени окисления при протекании реакции (если таких элементов два, то достаточно уравнять число атомов одного из них, а по второму провести проверку). Получают уравнение химической реакции:

    3 MnCO 3 + KClO 3 = 3 MnO 2 + KCl + 3 CO 2

    Пример 3 . Подберите коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции

    Fe 2 O 3 + CO ® Fe + CO 2

    Решение

    Fe 2 O 3 + 3 CO = 2 Fe +3 CO 2

    Fe III + 3 e - = Fe 0 2

    C II - 2 e - = C IV 3

    При одновременном окислении (или восстановлении) атомов двух элементов одного вещества расчет ведут на одну формульную единицу этого вещества.

    Пример 4. Подберите коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции

    Fe(S) 2 + O 2 = Fe 2 O 3 + SO 2

    Решение

    4 Fe(S) 2 + 11 O 2 = 2 Fe 2 O 3 + 8 SO 2

    Fe II - e - = Fe III

    - 11 e - 4

    2S - I - 10 e - = 2S IV

    O 2 0 + 4 e - = 2O - II + 4 e - 11

    В примерах 3 и 4 функции окислителя и восстановителя разделены между разными веществами, Fe 2 O 3 и O 2 - окислители, СО и Fe (S ) 2 - восстановители ; такие реакции относят к межмолекулярным окислительно-восстановительным реакциям.

    В случае внутримолекулярного окисления-восстановления, когда в одном и том же веществе атомы одного элемента окисляются, а атомы другого элемента восстанавливаются, расчет ведут на одну формульную единицу вещества.

    Пример 5. Подберите коэффициенты в уравнении реакции окисления-восстановления

    (NH 4) 2 CrO 4 ® Cr 2 O 3 + N 2 +H 2 O + NH 3

    Решение

    2 (NH 4) 2 CrO 4 = Cr 2 O 3 + N 2 +5 H 2 O + 2 NH 3

    Cr VI + 3 e - = Cr III 2

    2N - III - 6 e - = N 2 0 1

    Для реакций дисмутации (диспропорционирования , самоокисления - самовосстановления), в которых атомы одного и того же элемента в реагенте окисляются и восстанавливаются, дополнительные множители проставляют вначале в правую часть уравнения, а затем находят коэффициент для реагента.

    Пример 6 . Подберите коэффициенты в уравнении реакции дисмутации

    H 2 O 2 ® H 2 O + O 2

    Решение

    2 H 2 O 2 = 2 H 2 O + O 2

    O - I + e - = O - II 2

    2O - I - 2 e - = O 2 0 1

    Для реакции конмутации (синпропорционирования ), в которых атомы одного и того же элемента разных реагентов в результате их окисления и восстановления получают одинаковую степень окисления, дополнительные множители проставляют вначале в левую часть уравнения.

    Пример 7. Подберите коэффициенты в уравнении реакции конмутации :

    H 2 S + SO 2 = S + H 2 O

    Решение

    2 H 2 S + SO 2 = 3 S + 2H 2 O

    S - II - 2 e - = S 0 2

    S IV + 4 e - = S 0 1

    Для подбора коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций, протекающих в водном растворе при участии ио нов, используют метод электронно-ионного баланса. Метод подбора коэффициентов с помощью электронно-ионного баланса складывается из следующих этапов:

    а) записывают формулы реагентов данной окислительно-восстановительной реакции

    K 2 Cr 2 O 7 + H 2 SO 4 + H 2 S

    и устанавливают химическую функцию каждого из них (здесь K 2 Cr 2 O 7 - окислитель, H 2 SO 4 - кислотная среда реакции, H 2 S - восстановитель);

    б) записывают (на следующей строчке) формулы реагентов в ионном виде, указывая только те ионы (для сильных электролитов), молекулы (для слабых электролитов и газов) и формульные единицы (для твердых веществ), которые примут участие в реакции в качестве окислителя (Cr 2 O 7 2 - ), среды (Н + - точнее, катиона оксония H 3 O + ) и восстановителя (H 2 S ):

    Cr 2 O 7 2 - + H + + H 2 S

    в) определяют восстановленную формулу окислителя и окисленную форму восстановителя, что должно быть известно или задано (так, здесь дихромат-ион переходит катионы хрома(III ), а сероводород - в серу); эти данные записывают на следующих двух строчках, составляют электронно-ионные уравнения полуреакций восстановления и окисления и подбирают дополнительные множители для уравнений полуреакций :

    полуреакция восстановления Cr 2 O 7 2 - + 14 H + + 6 e - = 2 Cr 3+ + 7 H 2 O 1

    полуреакция окисления H 2 S - 2 e - = S (т) + 2 H + 3

    г) составляют, суммируя уравнения полуреакций , ионное уравнение данной реакции, т.е. дополняют запись (б):

    Cr 2 O 7 2 - + 8 H + + 3 H 2 S = 2 Cr 3+ + 7 H 2 O + 3 S ( т )

    д ) на основе ионного уравнения составляют молекулярное уравнение данной реакции, т.е. дополняют запись (а), причем формулы катионов и анионов, отсутствующие в ионном уравнении, группируют в формулы дополнительных продуктов (K 2 SO 4 ):

    K 2 Cr 2 O 7 + 4H 2 SO 4 + 3H 2 S = Cr 2 (SO 4) 3 + 7H 2 O + 3S ( т ) + K 2 SO 4

    е) проводят проверку подобранных коэффициентов по числу атомов элементов в левой и правой частях уравнения (обычно достаточно только проверить число атомов кислорода).

    Окисленная и восстановленная формы окислителя и восстановителя часто отличаются по содержанию кислорода (сравните Cr 2 O 7 2 - и Cr 3+ ). Поэтому при составлении уравнений полуреакций методом электронно-ионного баланса в них включают пары Н + / Н 2 О (для кислотной среды) и ОН - / Н 2 О (для щелочной среды). Если при переходе от одной формы к другой исходная форма (обычно - окисленная) теряет свои оксид-ионы (ниже показаны в квадратных скобках), то последние, так как они не существуют в свободном виде, должны быть в кислотной среде соединены с катионами водорода, а в щелочной среде - с молекулами воды, что приводит к образованию молекул воды (в кислотной среде) и гидроксид-ионов (в щелочной среде ):

    кислотная среда[ O 2 - ] + 2 H + = H 2 O

    щелочная среда[ O 2 - ] + H 2 О = 2 ОН -

    Недостаток оксид-ионов в исходной форме (чаще - в восстановленной) по сравнению с конечной формой компенсируется добавлением молекул воды (в кислотной среде) или гидроксид-ионов (в щелочной среде):

    кислотная среда H 2 O = [ O 2 - ] + 2 H +

    щелочная среда2 ОН - = [ O 2 - ] + H 2 О

    Пример 8. Подберите коэффициенты методом электронно-ионного баланса в уравнении окислительно-восстановительной реакции:

    ® MnSO 4 + H 2 O + Na 2 SO 4 + ¼

    Решение

    2 KMnO 4 + 3 H 2 SO 4 + 5 Na 2 SO 3 =

    2 MnSO 4 + 3 H 2 O + 5 Na 2 SO 4 + + K 2 SO 4

    2 MnO 4 - + 6 H + + 5 SO 3 2 - = 2 Mn 2+ + 3 H 2 O + 5 SO 4 2 -

    MnO 4 - + 8 H + + 5 e - = Mn 2+ + 4 H 2 O2

    SO 3 2 - + H 2 O - 2 e - = SO 4 2 - + 2 H + 5

    Пример 9 . Подберите коэффициенты методом электронно-ионного баланса в уравнении окислительно-восстановительной реакции:

    Na 2 SO 3 + KOH + KMnO 4 ® Na 2 SO 4 + H 2 O + K 2 MnO 4

    Решение

    Na 2 SO 3 + 2 KOH + 2 KMnO 4 = Na 2 SO 4 + H 2 O + 2 K 2 MnO 4

    SO 3 2 - + 2 OH - + 2 MnO 4 - = SO 4 2 - + H 2 O + 2 MnO 4 2 -

    MnO 4 - + 1 e - = MnO 4 2 - 2

    SO 3 2 - + 2 OH - - 2 e - = SO 4 2 - + H 2 О 1

    Если перманганат-ион используется в качестве окислителя в слабокислотной среде, то уравнение полуреакции восстановления:

    MnO 4 - + 4 H + + 3 e - = Mn О 2( т ) + 2 H 2 O

    а если в слабощелочной среде, то

    MnO 4 - + 2 H 2 О + 3 e - = Mn О 2( т) + 4 ОН -

    Часто слабокислую и слабощелочную среду условно называют нейтральной, при этом в уравнения полуреакций слева вводят только молекулы воды. В этом случае при составлении уравнения следует (после подбора дополнительных множителей) записать дополнительное уравнение, отражающее образование воды из ионов Н + и ОН - .

    Пример 10 . Подберите коэффициенты в уравнении реакции, протекающей в нейтральной среде:

    KMnO 4 + H 2 О + Na 2 SO 3 ® Mn О 2( т ) + Na 2 SO 4 ¼

    Решение

    2 KMnO 4 + H 2 О + 3 Na 2 SO 3 = 2 Mn О 2( т ) + 3 Na 2 SO 4 + 2 КОН

    MnO 4 - + H 2 О + 3 SO 3 2 - = 2 Mn О 2( т ) + 3 SO 4 2 - + 2 ОН -

    MnO 4 - + 2 H 2 О + 3 e - = Mn О 2( т) + 4 ОН -

    SO 3 2 - + H 2 O - 2 e - = SO 4 2 - + 2 H +

    8ОН - + 6 Н + = 6 Н 2 О + 2 ОН -

    Таким образом, если реакцию из примера 10 проводят простым сливанием водных растворов перманганата калия и сульфита натрия, то она протекает в условно нейтральной (а в действительности, в слабощелочной) среде из-за образования гидроксида калия. Если же раствор перманганата калия немного подкислить, то реакция будет протекать в слабокислотной (условно нейтральной) среде.

    Пример 11 . Подберите коэффициенты в уравнении реакции, протекающей в слабокислотной среде:

    KMnO 4 + H 2 SO 4 + Na 2 SO 3 ® Mn О 2( т ) + H 2 O + Na 2 SO 4 + ¼

    Решение

    2KMnO 4 + H 2 SO 4 + 3Na 2 SO 3 = 2MnО 2( т ) + H 2 O + 3Na 2 SO 4 + K 2 SO 4

    2 MnO 4 - + 2 H + + 3 SO 3 2 - = 2 Mn О 2( т ) + Н 2 О + 3 SO 4 2 -

    MnO 4 - + 4 H + + 3 e - = Mn О 2( т ) + 2 H 2 O2

    SO 3 2 - + H 2 O - 2 e - = SO 4 2 - + 2 H + 3

    Формы существования окислителей и восстановителей до и после реакции, т.е. их окисленные и восстановленные формы, называют окислительно-восстановительными парами . Так, из химической практики известно (и это требуется запомнить), что перманганат-ион в кислотной среде образует катион марганца(II ) (пара MnO 4 - + H + / Mn 2+ + H 2 O ), в слабощелочной среде - оксид марганца(IV ) (пара MnO 4 - + H + ¤ Mn О 2(т) + H 2 O или MnO 4 - + H 2 О = Mn О 2(т) + ОН - ). Состав окисленных и восстановленных форм определяется, следовательно, химическими свойствами данного элемента в различных степенях окисления, т.е. неодинаковой устойчивостью конкретных форм в различных средах водного раствора. Все использованные в настоящем разделе окислительно-восстановительные пары приведены в задачах 2.15 и 2.16.

    Что такое ОВР? Примеры таких реакций можно обнаружить не только в неорганической, но и в органической химии. В статье мы дадим определения основным терминам, используемым при разборе подобных взаимодействий. Кроме того, мы приведем некоторые ОВР, примеры и решения химических уравнений, которые помогут понять алгоритм действий.

    Основные определения

    Но вначале давайте вспомним основные определения, которые помогут разобраться в процессе:

    • Окислителем называют атом либо ион, способный в процессе взаимодействия принимать электроны. В виде серьезных окислителей выступают минеральные кислоты, перманганат калия.
    • Восстановитель - это ион либо атом, который отдает валентные электроны другим элементам.
    • Процесс присоединения свободных электронов называют окислением, а отдачи - восстановлением.

    Алгоритм действий

    Как разобрать уравнения ОВР? Примеры, предлагаемые выпускникам школ, предполагают расстановку коэффициентов путем электронного баланса. Приведем порядок действий:

    1. Сначала необходимо поставить у всех элементов значения степеней окисления в простых и сложных веществах, участвующих в предложенном химическом превращении.
    2. Далее выбираются те элементы, которые поменяли цифровое значение.
    3. Знаками «+» и «-» указывают принятые и отданные электроны, их количество.
    4. Далее между ними определяют наименьшее общее кратное, определяют коэффициенты.
    5. Полученные цифры ставят в уравнение реакции.

    Первый пример

    Как выполнить задание, связанное с ОВР? Примеры, предлагаемые на выпускных экзаменах в 9 классе, не подразумевают добавления формул веществ. Ребятам, как правило, необходимо определить коэффициенты и вещества, поменявшие значения валентности.

    Рассмотрим те ОВР (реакции), примеры которых предлагаются выпускникам 11-х классов. Школьники должны самостоятельно дополнить уравнение веществами и только после этого путем электронного баланса расставить коэффициенты:

    H 2 O 2 + H 2 SO 4 +KMnO 4 = Mn SO 4 + O 2 + …+…

    Для начала расставим в каждом соединении степени окисления. Так, в пероксиде водорода у первого элемента она соответствует +1 , у кислорода -1 . В серной кислоте следующие показатели: +1, +6, -2 (в сумме получаем нуль). Кислород является простым веществом, поэтому у него нулевой показатель степени окисления.

    Электронный баланс для данного взаимодействия имеет следующий вид:

    • Mn +7 принимает 5 e = Mn +2 2 , является окислителем;
    • 2I - отдает 2e = I 2 0 5 , выступает в качестве восстановителя.

    На завершающем этапе данного задания расставим коэффициенты в готовой схеме и получим:

    2KMnO 4 + 8H 2 SO 4 + 10KI= 2MnSO 4 + 5I 2 + 6K 2 SO 4 + 8H 2 O .

    Заключение

    Данные процессы нашли серьезное применение в химическом анализе. С их помощью можно открывать и разделять различные ионы, проводить метод оксидиметрии.

    Разнообразные физические и химические методы анализа основываются на ОВР. Теория кислотного и основного взаимодействия поясняет кинетику протекающих процессов, позволяет проводить по уравнениям количественные вычисления.

    Для того чтобы школьники, выбравшие химию для сдачи на выпускном экзамене, успешно прошли эти испытания, необходимо отработать алгоритм уравнивания ОВР на основе электронного баланса. Учителя отрабатывают со своими воспитанники методику расстановки коэффициентов, используя при этом разнообразные примеры из неорганической и органической химии.

    Задания, связанные с определением степеней окисления у химических элементов в простых и сложных веществах, а также с составлением баланса между принятыми и отданными электронами, являются обязательным элементом экзаменационных тестов на основной, общей ступени обучения. Только в случае успешного выполнения таких заданий, можно вести речь о результативном освоении школьного курса неорганической химии, а также рассчитывать на получение высокой оценки на ОГЭ, ЕГЭ.