Войти
Логопедический портал
  • Богуславский, михаил соломонович
  • Михаил девятаев Девятаев михаил петрович герой советского
  • День, когда началась война
  • История зарождения и становления русской гвардии
  • Формула силы по закону гука
  • Как понять с какой платформы отправляется поезд
  • Отличие традиционного урока от урока по фгос. Современный урок

    Отличие традиционного урока от урока по фгос. Современный урок

    Современный урок по ФГОС

    «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием»
    Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как написано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», « учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».
    В соответствии с этим современное общество ожидает от школы образованных, нравственных, предприимчивых выпускников, которые:
    Могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
    Способны к сотрудничеству.
    Учитель должен уметь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
    И самое главное, учитель должен быть высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.
    Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей школьников и
    их желания учиться. Сколько от учителя, его отношения к учебному предмету и учащимся.
    Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «Современный учитель»
    В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю. Во-первых, это профессионал, который:
    - демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
    - инициирует действия учащихся;
    - консультирует и корректирует их действия;
    - находит способы включения в работу каждого ученика;
    - Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
    Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.
    В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
    Так каким же все-таки должен быть современный урок?
    Современный урок, как того требует закон об образовании в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.

    Требования ФГОС к методике преподавания

    1.Компетентностный подход – комплексный характер(УУД) неразрывность знаний, умений. Навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.
    2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности(целеполагание,рефлексия, оценка).
    3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании- интеграционный подход.
    4.Связь обучающей и воспитательной направленности образования.
    5.Акцент на активную деятельность и результативность
    (личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).
    6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках (в том числе структуирование и анализ).
    7.Дискуссион и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
    8.Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).
    9.Проектная деятельность и практическая направленность образования.
    10. Повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес).
    Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.
    Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества.
    В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.

    Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?
    На уроке, как в фокусе концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. О реальной ценности урока говорят его результат, степень усвоения материала учениками.
    Реализация требований ФГОС вынуждает учителя строить уроки по совершенно иной схеме.
    Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
    Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
    В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
    Чаще реализуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

    Требования, предъявляемые к современному уроку.
    1. Учитель, как и былые времена годы, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
    2. Урок долен носить гуманистический подход.
    3. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.
    4. Урок должен быть нацелен на формитрование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).
    5. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.
    6. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.
    7. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.
    8. На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.
    9. В центре внимания на уроке должны быть ученики(урок для детей, а дети для урока).
    10. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.
    11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
    12. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.
    13. Должна быть рефлексия учебного занятия.

    Структура современного урока должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в целесообразную деятельность.
    Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
    Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока. Именно самоанализ позволит ее выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно- воспитательных задач на уроках, принять и во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса.
    Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по- настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
    Большую практическую помощь творчески работающему учителю могут оказать критерии, применяемые при оценке уроков на профессиональных учительских конкурсах различного уровня.

    Критерии Оценка
    1 Организационный момент, готовность учителя к уроку, проверка подготовленности учащихся к уроку. 012345
    2 Постановка цели урока и умение выделить задачи урока. 012345
    3 Умение учителя стимулировать мотивы обучения(актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, пробудить к ней интерес, целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами) 012345
    4 Уровень общепедагогического и методического мастерства(умение учителя выбрать форму урока, технологию, методы обучения, наличие оригинального методического инструментария(нестандартные методы, приемы, средства обучения) 012345
    5 Уровень грамотности изложения материала(стиль, логика, научность) 012345
    6 Восприятие материала учащимися (интерес, напряженность) 012345
    7 Стиль взаимоотношения «Учитель-ученик» 012345
    8 Актуальность и связь с жизнью (оптимальность соотношения теории и практики) 012345
    9 Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала. 012345
    10 Системность изложения материала, способствующая продуктивной организации мыслительной деятельности учащихся. 012345
    11 Рациональность и высокая эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности в ходе урока. 012345
    12 Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. 012345
    13 Эффективность контроля работы учащихся(оперативность, объективность, наличие четких критериев оценки знаний, умений, навыков учащихся) 012345
    14 Степень воспитательного (нравственного, эстетического, личностно развивающего) воздействия содержания, методов организационных форм учебного взаимодействия на уроке. 012345
    15 Влияние использования ИКТ на результативность обучения(достижение целей урока, повышение эффективности и качества обучения) 012345
    16 Реальность, достижения цели (задач) урока. Наличие четких критериев оценки результативности учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, напрвленных на решение дидактических задач(чему и в какой степени научились), воспитательных задач, способствующих формированию личностных качеств, ценностной ориентации учащихся в ходе урока, общеразвивающих задач(что и в какой степени способствовало развитию общеучебных умений, познавательных способностей) 012345
    17 Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися в ходе урока. 012345

    Данные оценочные показатели можно использовать для проверки эффективности своего урока, выявления резервов его совершенствования.
    К примеру, вы набрали от 60 до 67баллов можно поставить себе оценку хорошо, ну а свыше 67 отлично.
    Как мы видим, учитель должен показать не только то, что он применяет инновации, но и то, что они серьезно повышают эффективность учебного процесса.
    Прошу дать оценку моему выступлению: «Солнышко»-принимаю в целом анализ урока.
    Смайлик»- частично принимаю.

    «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»

    1 слайд Тема эта актуальна, в свете внедрения ФГОС основного общего образования .

    Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

    2 слайд. Перед образованием по ФГОС ставятся новые цели, новые требования к качеству образования, к уроку.

    3 слайд. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.

    Широко известна аксиома: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%... Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

    4 слайд. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…»

    5 слайд. Современный урок по ФГОС – это

    6 слайд.

    Профессиональная и методическая подготовка учителя

    Целеполагание и мотивация учения

    Системно-деятельностный подход

    Современные средства обучения

    Выбор оптимальных средств обучения

    Создание условий для саморазвития

    Анализ каждого учебного занятия

    Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.

    Слайд 7. Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% обучающиеся удерживают в памяти, если слышат материал: 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

    «Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.

    Современный урок начинается с учителя. Современный урок - удивление, удовольствие, усилия, успех!

    Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ученики будут помнить. Применяются такие приёмы как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих обучающихся.

    ИТАК,

    современный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;

    урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

    развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

    проектировать пути их реализации;

    контролировать и оценивать свои достижения.

    Учитель, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

    7 слайд. Какие требования предъявляются к современному уроку:

    хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

    вывод делают сами обучающиеся;

    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

    времясбережение и здоровьесбережение;

    8 слайд. в центре внимания урока - дети;

    учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;

    умение демонстрировать методическое искусство учителя;

    планирование обратной связи;

    урок должен быть добрым

    Как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

    Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    9-10 слайды Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

    В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

    Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

    Итак плюсы :

      Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

      На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

      Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

      Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

    Минусы:

      Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

      Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

      Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

      Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.

      Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

      При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

    Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС?

    Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

    Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

    Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

    Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учеников и учителя на всех этапах урока.

    Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

    Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

    Продумать форму подведения итогов урока.

    Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

    Слайд 11. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

    Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

    Слайд 12. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

    Слайд 13. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

    1. Урок изучения нового.

    Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

    2. Урок закрепления знаний.

    Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

    3. Урок комплексного применения знаний.

    Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

    4. Урок обобщения и систематизации знаний.

    Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

    Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум ( мини- ), смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    Слайд 14. Методы и формы современного урока:

    Метод проектов;

    Информационно-коммуникационные технологии;

    Здоровьесберегающие технологии (интеграция);

    Портфолио.

    Слайд 15. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

    ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

    Создание презентаций к урокам;

    Работа с ресурсами Интернет;

    Использование готовых обучающих программ;

    Разработка и использование собственных авторских программ.

    Слайд 16. Возможности ИКТ:

    Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

    Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

    Создание текстовых работ;

    Обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

    Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

    То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это?

    Слайд 17. Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

    Это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

    Структура технологической карты включает :

    Название темы;

    Цель освоения учебного содержания;

    Планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

    Основные понятия темы;

    Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

    Преимущества технологической карты:

    использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

    освобождается время для творчества учителя;

    обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

    снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

    обеспечивается повышение качества образования.

    Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

    учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

    используются эффективные методы работы с информацией;

    организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

    обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

    Слайд 18. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация , под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

    Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД обучающихся.

    Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы :

    предъявить противоречивые факты, теории;

    обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

    Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

    Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

    Слайд 19. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

    проблемы, с которыми столкнулись учителя: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили ФГОС существенно изменить портрет выпускника школы.

    если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя из младшего в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

    таким образом, в отличие от стандарта 2004 года, ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

    Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

    Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

    В заключении.

    Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС?

    Слайд 20. Современный урок – это:

      урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

      урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

      урок, содержащий разные виды деятельности.

      урок, на котором ученику должно быть комфортно.

      урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

      современный урок развивает у детей креативное мышление.

      современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

      урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

    Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.

    Что главное в уроке?

    Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

    Время «готовых» уроков постепенно отходит.

    Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

    Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

    Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

    Неоднократно высказывались опасения, что урок как основная организационная форма обучения в ближайшем будущем себя изживёт. Сегодня мы убеждаемся в несбыточности таких опасений. Урок живет и побеждает и в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. Огромное число педагогов - теоретиков и практиков - размышляли, рассуждали, писали об уроке: сомневались в нем, отказывались, но вновь возвращались к нему. За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Сегодня в основе урока лежит системно-деятельностный подход.

    Перед начальным и основным образованием ставятся новые цели. Широко известна аксиома: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%... Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

    Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию… »

    Современный урок по ФГОС - это

    • Профессиональная и методическая подготовка учителя
    • Целеполагание и мотивация учения
    • Системно-деятельностный подход
    • Современные средства обучения
    • Выбор оптимальных средств обучения
    • Создание условий для саморазвития
    • Анализ каждого учебного занятия

    Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.

    Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого », - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

    «Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим ». Учитель идет на урок - день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.

    Современный урок начинается с учителя.. Современный урок- удивление, удовольствие, усилия, успех!

    • СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКАМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
    • Урок-дебаты В образовательном процессе дебаты являются технологией, направленной на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков
    • Урок-коллоквиум Коллоквиум (от латинского «colloquium») - разговор, беседа, собеседование; научное собрание, на котором заслушиваются и обсуждаются научные доклады...
    • Урок-семинар Семинар - учебно-практическое занятие, на котором учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя
    • Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Лектор: Копотева Г. Л., кандидат педагогический наук, заведующая лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования
    • Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС Лектор: Копотева Г. Л., кандидат педагогический наук, заведующая лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования

    Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

    Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

    Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

    Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

    Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов образовательных учреждений СПО и НПО они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

    Табл.1 Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

    Требования к уроку

    Традиционный урок

    Урок по ФГОС

    Объявление темы урока

    Преподаватель сообщает учащимся

    Формулируют сами учащиеся

    Сообщение целей и задач

    Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

    Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

    Планирование

    Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

    Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

    Практическая деятельность учащихся

    Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

    Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

    Осуществление контроля

    Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

    Осуществление коррекции

    Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

    Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

    Оценивание учащихся

    Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

    Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

    Итог урока

    Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

    Проводится рефлексия

    Домашнее задание

    Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

    Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей