Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Портфель достижения ученика начальной школы как средство достижения успеха. Положение о портфеле достижений ученика моу назарьевской средней общеобразовательной школы

    Портфель достижения ученика начальной школы как средство достижения успеха. Положение о портфеле достижений ученика моу назарьевской средней общеобразовательной школы

    В каждом ребёнке солнце,
    только дайте ему светить!

    Согласно ФГОС НОО портфель достижений становится актуальным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на новаторство и повышение качества образования. Портфель достижений ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО. На основании портфеля достижений создается итоговая оценка выпускника начальной школы и принимается решение об успешности или неуспешности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.

    Портфель достижений, как новая и современная форма внеклассной работы, позволяет изучить индивидуальный маршрут развития личности в течение всех лет обучения в различных сферах деятельности, что позволяет проследить динамику развития успехов и глубину интересов. Также ведение портфеля достижений позволяет выявить интересы и оценить способности учащегося более точно, чем традиционно используемая бальная система тестирования. Работа с портфелем достижений активизирует учащегося к самодисциплине, стремлению добиться больших результатов, адекватной самооценки и анализа своих достижений.

    Метод портфеля достижений ученика в «бумажном» виде применяется во многих регионах. Однако «бумажный» вариант неудобен, оценка по «бумажному» варианту не лишена субъективизма, данные неудобно представлять для презентации, отсылать в различные инстанции. В рекомендательном документе ГУ ВШЭ «Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы» есть упоминание об электронной форме портфеля достижений: «Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронный портфолио...». Но при этом в документе отсутствуют дальнейшие разъяснения, что может представлять собой электронная форма портфеля достижений ученика.

    Электронный портфель достижений практически не имеет отличий от бумажного варианта. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфеле достижений, может быть без труда переведен в электронный формат. Если в портфеле достижений содержатся текстовые документы - достаточно сделать сканированные изображения таких страниц, возможно, с распознаванием текста (или же взять первоисточники распечатанных документов - текстовые файлы). Если в портфеле достижений представлены рисунки или фотографии - достаточно просканировать или сфотографировать на цифровую камеру рисунки и фотографии.

    Другие элементы школьного творчества (предметы ручного труда, проекты, творческие и учебные активности и пр.) представлены в бумажном портфеле достижений, и, следовательно, также могут быть переведены в электронный формат. Традиционный бумажный портфель достижений ученика формируется в школе. Поэтому возможно предположить, что электронный документ также будет формироваться на сайте школы.

    Однако проблема представления портфеля достижений не ограничивается только лишь переводом документов в электронный формат. Для того чтобы коллекции творческих работ (аудио- и видеофрагментов) были доступны для изучения, оценки, сравнения, организации поиска, должна быть предложена единообразная схема (структура) описаний. Это требование является совершенно естественным, оно вытекает из технологии создания информационных систем.

    Цифровой портфель достижений ученика – замечательная возможность представить информацию о себе и своих достижениях. Это неповторимая «визитная карточка», в которой будут отражены все таланты, навыки и интересы школьника. Создать портфель достижений не только не сложно, но и интересно, можно с помощью Word и PowerPoint.

    Это становится особенно актуально поскольку, в связи с последними данными, Минобрнауки РФ создаст электронную систему поиска талантов среди школьников. Соответствующее распоряжение отдала вице-премьер Ольга Голодец. «Я попрошу Министерство образования доработать тему электронного портфолио и сделать так, чтобы система электронного портфолио стала жизнью... Сегодня она у нас нигде не востребована, поэтому ее никто не ведет серьезно. Мы должны понимать, что в чем-то ребенок может быть уникально талантливым. Он должен быть заметен», – сказала она в ходе совещания, посвященного выявлению талантливых школьников. Вице-спикер также добавила, что все дети по-своему талантливы и электронное портфолио – это способ зафиксировать их заслуги, чтобы потом можно было их представить в вуз при поступлении.

    Среди практикующих учителей начальных классов г. Новосибирска был проведён опрос. Лишь 12% учителей выбрали использование электронного портфеля достижений. Отсюда возникает недоумение: почему такая инновационная форма ведения портфеля достижений не пользуется успехом у современных педагогов.


    Применение электронного портфеля достижений

    Кроме удобных средств организации своих документов, электронный портфель достижений позволяет автоматически оценить основные компетентности ученика; развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность); умение решать метиловые абстрактные задачи; сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять имеющиеся знания для решения практических задач); развитость коммуникативных умений; сформированность умений самоконтроля и самооценки; сформированность интересов к конкретным областям знаний, будущей профессии.

    Тренина Н.А.

    МБОУ «НОШ№31»

    Организация накопительной системы оценки.

    Портфель достижений.

    В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность.

    Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип – ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфелем достижений.

    2 Для чего же нужно портфолио?

    "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов".

    (Министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)

    Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

    3 Портфель достижений - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфель достижений позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.


    Цель портфеля достижений - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

    Нам всем придется привыкнуть к формуле:


    В педагогической литературе портфель достижений характеризуется как:

    Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

    Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).


    4 Философия учебного портфеля достижений предполагает:
    – cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
    – интеграцию количественной и качественной оценок;
    – перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
    – основной смысл портфеля достижений: "Показать все, на что ты способен".


    5 Портфель достижений - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

    1. поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
    2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
    3. развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
    4. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

    В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

    Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

    Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).

    Различные типы портфолио.

    Существую три типа портфолио:

    «ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» - портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений . Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

    Достоинства:
    Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

    Недостатки:
    Не видно процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

    «ПОРТФОЛИО РАБОТ» (портфолио процесса или показательный) представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения. Он оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

    Достоинства:
    Качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения; представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки.

    Недостатки:
    Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

    «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Он может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем.

    Достоинства:
    Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

    Недостатки:
    Сложность формализации и учета собранной информации.

    На сегодняшний день широкое распространение имеет комплексный портфолио , где перечисленные выше типы являются его основными разделами.

    1. С чего начать?
    Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено?
    2. Цели и задачи.

    Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.

    Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
    - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
    - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
    - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
    - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
    - приобретение навыков рефлексии , формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
    - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

    Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

    Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован" .
    _______________

    1 Рефлексия - склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостаче самопознания.

    3. Главное не победа, главное - участие!

    Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

    Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели) . Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
    _______________
    2 Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность.

    5. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.

    7 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

    Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

    Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

    РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"

    Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

    · "Мое имя" - информация о том, что означает имя , можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя . Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

    · "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

    · "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

    · "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

    · "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

    · "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

    · "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы" . При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

    РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

    В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

    РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

    Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

    РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

    В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки , сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

    Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе , также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

    Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

    РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

    В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

    РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

    Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

    РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"

    В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."

    Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

    И ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"

    Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.

    6. Важно помнить.

    В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

    А вы обратили внимание на то, что постепенно "человек для общества" уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.

    Есть над чем подумать


    Сама идея - научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь "презентовать себя" - неплоха. Но, к сожалению, очень часто ученик получает указание, что делать, но не получает рекомендаций, как это делать. И что в итоге? "Хотели как лучше, а получилось как всегда"...

    1. Мама или я - Новиков Илья?
    Известное стихотворение Агнии Барто как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. В таком случае, вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. К сожалению мы, взрослые, имеем нехорошую привычку считать, что мы лучше нашего ребенка знаем, что ему нужно.

    2. Лучше меньше, да лучше.
    Наблюдая за тем, как обсуждают родители "проблему портфолио", я заметила что многие стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в портфолио. Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные
    интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.


    Положение о Портфеле достижений ученика

    МОУ Назарьевской средней общеобразовательной школы

    1. Общие положения

    1.1. «Портфель достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки в основную образовательную программу , дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.

    1.2. Цель создания Портфеля:

    Собрать работы и результаты ученика, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т. д.),

    Мотивировать ученика на самоанализ своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

    1.3. Задачи создания Портфеля:

    Сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы. В течение года схожую задачу решают Таблицы результатов и Дневник школьника, а «Портфель достижений» может собирать и накапливать её;

    Сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения;

    Развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат; подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.

    1.4. Задачи участников образовательного процесса.

    учащихся:

    Научиться пополнять и оценивать материалы своего портфолио, учителя:

    Обучать ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (приложение №1),

    Использовать таблицы результатов после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в триместр) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год),

    Помочь ребёнку в сборе и оформлении материалов портфолио,

    Помочь ребёнку в анализе и самооценке своих достижений,

    Помочь ребёнку в обдумывании мотивов своих действий, учить ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат.

    Показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

    Показатели метапредметных результатов;

    Показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

    2.1. Названия разделов портфолио:

    1) «Кто я и чего хочу».

    Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных результатов.

    2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах»: работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков.

    Этот раздел отражает личностные метапредметные и результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах».

    Этот раздел представляет предметные результаты ученика (приложение №3)

    4) «Достижения ВНЕ учёбы».

    Этот раздел отражает личностные результаты ученика.

    5) «Правила ведения Портфеля достижений и оценки его материалов».

    Этот раздел нужен для определения итоговой оценки.

    2.2. Форма представления «Портфеля достижений» - папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки).

    Одновременно «Портфель достижений» может существовать и в электронном виде. В него автоматически могут поступать данные из электронных Таблиц результатов и из Электронного дневника. Его свободно может пополнять ученик и время от времени (не реже раза в год) его материалы могут копироваться и переноситься в папку – «официальный» «Портфель достижений»

    2.3. Порядок и сроки пополнения портфолио.

    Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т. п.

    Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце триместра или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

    Получить полный текст

    Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в триместр помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов.
    В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные – копию из Таблицы результатов.

    2.4. Порядок определения комплексной оценки по материалам «Портфеля достижений»

    Обязательные материалы (пополняются педагогом): предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности.

    Таблицы результатов систематизируют эти оценки в виде выводов.

    Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим учеником.

    Максимальный уровень

    «Превосходно»

    Повышенный (программный) уровень

    «Отлично»

    Необходимый
    уровень

    «Хорошо»

    Известная задача решена полностью самостоятельно

    «Нормально»

    Известная привычная задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

    Порядок определения комплексной накопленной оценки образовательных результатов

    Комплексная накопленная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля достижений», который должен содержать ответы на вопросы листа-опросника «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика»

    Приложение

    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПОРТФОЛИО

    По признакам трёх уровней успешности.

    Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

    Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

    Либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

    Либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

    Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

    Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

    Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т. д.

    Приложение

    ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ

    ВОЗМОЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ «ПОРТФЕЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ» ПО РАЗДЕЛАМ

    1) «Кто я и чего хочу» (рефлексия по материалам «Портфеля» – часть личностных результатов)

    Краткая информация ученика о самом себе в начале 1-го класса (заполняется вместе с родителями).

    Например: фото; меня зовут, мои родители, мои друзья …

    Больше всего я люблю (дела, занятия)…

    До школы у меня было много успехов, например: …

    В начале каждого учебного года ученик с помощью взрослых заполняет лист «Мои достижения, цели и планы».

    Например: «Пролистав «Портфель достижений», могу сказать, что:

    Мои главные достижения сейчас – это …

    Мне хочется добиться …, стать …

    Мне нужно научиться делать лучше ….

    В этом году я постараюсь научиться прежде всего: …

    Этого я смогу добиться, если буду делать так:

    1. … 2. … 3. …».

    В конце учебного года на листе «Мои достижения, цели и планы» ученик (с помощью взрослых) оценивает, удалось ли добиться поставленных целей.

    Начиная с 3-го класса, может по решению педагогического коллектива и с согласия родителей появиться такой раздел:

    «Заполни только то, что можешь и хочешь рассказать - другим: Мои предки – это ________. Вспоминая о них, я испытываю чувства _________, потому что __________.

    Мой народ - это _______. Ощущая свою связь с ним, я испытываю чувства ___________,

    потому - что__________ ________________________________________________. Я живу в России, и меня связывает с моей страной то, что _______________. Помня о том, что я из России, я испытываю чувства _______________, потому что____________________________________________ .

    Со всеми людьми планеты Земля меня связывает то, что ___________________________________________.

    2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах».

    Обязательная часть раздела (пополняется педагогами):

    Получить полный текст

    а) данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы ученика и их систематизированные результаты – Таблицы результатов из Дневника);

    б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД:

    Учитель начальных классов и педагог-воспитатель ГПД − все УУД по результатам каждодневных наблюдений (один раз в год по Таблицам результатов – копии страницы Дневника);

    Школьный психолог − личностно-мотивационная сфера, личностная самооценка (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию);

    Любой педагог – наблюдение за участием в групповой работе (коммуникативные УУД – представляются только положительные результаты).

    Пример листа «Наблюдение за участием в групповой работе»* (за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса)

    Схема фиксирования результатов наблюдения:

    Ученики

    Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии
    («+/-» - логичные/ нет

    Число вопросов ученика в ходе дискуссии
    («+ + +»)

    Стиль поведения в обсуждении
    (вежливость , грубость, внимание/невнимание к чужому мнению)

    Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов
    (реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т. п.)

    Петя М.

    + + - + -

    Лена С.

    Оценка результатов наблюдения:

    Максимальный уровень

    «Настоящий лидер»

    Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к результату

    Программный уровень

    «Отличный участник»

    Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением

    Необходимый уровень

    «Хороший участник»

    Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы

    «Мне еще многому надо научиться»

    Не очень активен, реагирует только на знакомый материал.
    Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным

    «Я в начале пути»

    Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует

    Часть, пополняемая учеником в разделе «Чему я научился на всех предметах».

    а) самооценка учеником развития своих УУД – копии страниц Дневника:

    Избранные страницы недельных разворотов: «Мои успехи на этой неделе». Примеры – любые, самые разные: «научился чистить картошку»; «стало меньше ошибок в контрольной по математике», «выступила на концерте», «прошёл новый уровень в компьютерной игре», «сам починил табуретку», «мама похвалила, что вымыла посуду», «ни разу не подрался» и т. д.,

    Страница Дневника «Чему я научился на всех предметах в этом году»;

    б) материалы ученических надпредметных проектов: исследований, поделок, мероприятий, решение реальной жизненной задачи или её модели (вся совокупность УУД).

    Материалами могут быть: сами исследовательские работы; записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Но чтобы он делал, это нужно регулярно предлагать сделать и напоминать о такой возможности. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка надпредметного проекта». О необходимости и полезности оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать ученикам: «Интересно взглянуть на свои достижения? Попробуйте сами оценить свои успехи».

    Пример листа «Самооценка надпредметного проекта»

    1.В начале этого проекта у меня была цель ….

    4. Свой результат могу оценить так (на выбор)

    Максимальный уровень

    «Превосходно»

    Необыкновенный результат, его будет сложно повторить

    Программный уровень

    «Отлично»

    Необходимый
    уровень

    «Хорошо»

    «Нормально»

    3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах»

    Показатели предметных результатов – это выборки детских работ (формализованных и творческих) по предметам и факультативам, а также систематизированные оценки за них (Таблицы предметных результатов из Дневника).

    Обязательная часть, пополняется учителем: Показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»:

    Стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);

    Таблицы предметных результатов из Дневников (копии – бумажные или электронные) с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;

    Итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса). Часть, которая пополняется учеником: каждый материал сопровождает «Лист самооценки».

    Получить полный текст

    Пример «Листа самооценки предметных достижений»

    1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

    2. Я с заданием справился / не справился.

    3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

    4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

    5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):

    Максимальный уровень

    «Превосходно»

    Решена новая, совершенно незнакомая задача

    Программный уровень

    «Отлично»

    Решена необычная, в чём-то новая задача

    Необходимый
    уровень

    «Хорошо»

    Знакомая задача решена полностью самостоятельно

    «Нормально»

    Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

    Примеры материалов по предметам:

    Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык: изложения, сочинения, диктанты, аудиозаписи монологов и диалогов, дневник читателя, письменные творческие работы детей и т. п.

    Математика: записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы), аудиозаписи математических рассуждений и доказательств, мини-исследования и т. п.

    Окружающий мир: выполненные задания рабочей тетради, аудиозаписи устных ответов, предметные мини-проекты, результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы и т. п.

    ИЗО, Музыка и Технология: аудиовидеозаписи и фотографии, иллюстрации, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологов-описаний и т. д.

    Физкультура: фото, видео исполнительской деятельности, дневники самоконтроля физического развития, самостоятельно составленный режим дня и комплексы физических упражнений и т. п.

    4) «Достижения ВНЕ учебы» (личностные результаты). Это могут быть:

    Любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т. п.;

    Каждая или большинство из них сопровождаются листом «Самооценка творческого дела».

    Пример листа «Самооценка творческого дела»:

    1. В начале этого дела у меня была цель ….

    2. Особенно хорошо мне удалось …

    3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

    4. Свой результат могу оценить так (на выбор):

    Максимальный уровень

    «Превосходно»

    Очень высокий результат, его будет сложно повторить

    Программный уровень

    «Отлично»

    Очень доволен, так как результат отличается от обычного

    Необходимый
    уровень

    «Хорошо»

    Доволен, похоже на то, что делаю обычно

    «Нормально»

    Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

    Приложение

    ТАБЛИЦЫ РЕЗУЛЬТАТОВ И «ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ»

    Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в триместр) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов. В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются:

    В 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «-» (задача не решена, задание не выполнено),

    В 2-4 классах отметки ставятся по традиционной 5- балльной шкале. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны). Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).

    Благодаря этим усилиям, ученики приобретут умение самооценки, ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки. Однако, поскольку используется неполный набор правил оценивания, показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебной деятельности изменятся не столь значительно.

    Портфель достижений.

    Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений (портфолио) учащегося.

    Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важнейших педагогических задач, позволяющих:

      поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;

      поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

      развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

      формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

    Создание Портфолио – это увлекательная, совместная, кропотливая работа детей и их родителей, под руководством учителя. К созданию его следует отнестись внимательно и серьезно – ведь это лицо ребенка.

    Портфолио учащихся моего класса состоит из 6 разделов. Данная структура включена в основную образовательную программу начального общего образования нашей школы в раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО»

    1 раздел: «Это я! Будем знакомы» ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе, красиво оформляет титульный лист с фотографией, вкладывает всевозможные открытки и поздравления, подаренные к началу учебного года.

    «Мое имя » ребенок дает расшифровку своего имени, кто и почему именно так его назвал.

    «Моя семья» здесь рассказывается о каждом члене семьи или составляет небольшой рассказ о своей семье.

    «Мои друзья», пишется небольшое сочинение о своих друзьях, какие они, чем любят заниматься. Если есть фотографии, то прикладываются. (данный раздел формируется самим учеником совместно с родителями).

    «Мои достижения» В данном разделе размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе и успехи, например, в спорте.

    3 раздел: «Моя учёба». Обязательной составляющей данного раздела являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых административных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность учащегося.

    «Учусь учиться» В данном разделе отражаются систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения метапредметными навыками (формируют учителя начальных классов, иные учителя- предметники, школьный психолог, и другие непосредственные участники образовательного процесса)

    «Моё творчество» В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы. Если выполнена объёмная работа, нужно поместить ее фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела.

    6 раздел: «Отзывы и пожелания». В конце каждого учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается в данный раздел. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. В данном разделе отражается только положительная динамика в развитии ученика, намечаются планы на новый учебный год.

    Оценка тех или иных достижений, входящих в портфолио может быть как качественной, так и количественной.

    Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован" .

    Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.