Войти
Логопедический портал
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Геология — наука о Земле
  • Проблемы загрязнения почв и пути их решения Загрязнение и истощение почвы пути решения
  • От чего на голове появляются вши
  • Домашнее образование детей: преимущества и проблемы. Стоит ли отдавать ребенка в православную школу. Православная школа «Ретро»

    Домашнее образование детей: преимущества и проблемы. Стоит ли отдавать ребенка в православную школу. Православная школа «Ретро»

    В настоящее время в России появляется все больше православных гимназий, где ученики получают духовное развитие, учатся церковным предметам и свободному общению с преподавателями. Между воскресными и светскими школами существуют большие различия, заключающиеся в подаче материала, составленных программах и отношении между учениками и преподавателями.

    Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

    Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

    В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.

    Православная гимназия в с. Заплавное Волгоградской области

    Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

    О православном воспитании детей:

    Важно! Для того чтобы религиозное обучение приносило существенные плоды, необходима правильная позиция родителей, так как ученики не могут осознать всю пользу в малом возрасте. Мать и отец должны жить нелицемерно, по Писанию, потому что священники говорят о том же на своих уроках.

    Ребенок должен видеть соответствие сказанного в школе и своей семье. Если родители ведут себя развязно и богохульствуют, православная школа способна нести вред. Для семей верующих людей религиозные школы есть настоящая необходимость.

    Отличие православной гимназии от обычной школы

    На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.


    Основные тенденции гимназий

    Главная цель религиозных образовательных учреждений состоит в том, чтобы духовно просвещать молодое поколение. Современный век предлагает ребенку колоссальные просторы, которые чаще оказываются негативными и ведут на греховный путь. Православная классическая гимназия сортирует этот огромный поток информации, отбрасывает дурное, оставляет необходимое, которое преподается детям в доступной форме.

    Класс Православной школы

    Уроки строятся по интересному для всех принципу диалога. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, которое внимательно выслушивается церковным педагогом. В этих приятных беседах дети получают ответы на задаваемые вопросы, обретают благоприятный опыт общения с уравновешенными людьми, а также учатся находить лучшие решения. В диалогах ученик повышает качество своей речи и воспитывается внимательно слушать говорящего.

    Религиозный материал излагается простым и понятным языком, дети имеют право делать самостоятельные выводы. Часто иеромонахи и священники используют аудио и видеоматериалы, облегчающие восприятие. В православных гимназиях проводят интеллектуальные турниры, где дети укрепляют собственные знания религиозного предмета.

    На заметку! Воскресные школы появились в стремлении отвоевать образовательное пространство у светских учреждений. Когда в 90-х годах распространялся греховный разврат, верующие организовывали специфические «острова спасения».

    За два десятилетия религиозные гимназии накопили опыт и проделали колоссальный путь. Управляющие обнаружили ошибки и своевременно исправили их.

    Православие и дети:

    Плюсы и минусы заведения

    В православные учреждения не приходят дети из светских семей, потому что может возникнуть непонимание между мировоззрениями преподавателей и родителей. Часто религиозные классы оказываются мало укомплектованы, что дает больший простор для индивидуальных занятий.

    • Дети, учащиеся здесь, занимаются в разнообразных секциях, но для них нет возможности здесь жить. Ученики ясно осознают, что поддержание дисциплины и своевременное посещение дает им самим ощущение благоприятной обстановки. Когда нарушения происходят, детям спокойно внушают мысль о неправильном поведении. Часто младшие слышат наставления от старших, что производит большой психологический эффект, потому что первые не желают пасть в глазах вторых.
    • Качество обучения в воскресных школах стоит на высоких позициях, что подтверждается успехами здешних гимназистов, участвующих в образовательных олимпиадах. Оценки ставятся честно, по настоящему уровню знаний.
    • Выпускные классы показывают высокий бал при сдаче ЕГЭ. Однако тесты не ставятся во главу угла, в православных гимназиях стремятся дать необходимые знания. Большой процент выпускников поступает в мирские вузы.
    • В подобных школах существует лимит наполняемости классов, поэтому попасть сюда достаточно сложно. Места есть, но их очень мало, к тому же предъявляются повышенные требования к обучаемости.
    На заметку! Распространение воскресных образовательных учреждений набирает ход. Сегодня они работают на территории Российской Федерации и в странах СНГ. Самые популярные православные гимназии находятся в Москве, Киеве, Минске и Санкт-Петербурге.

    Узнать о графике работы и поступлении можно у местных священнослужителей или прихожан.

    Православные школы для детей

    Заведующий сектором православного образования отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви любезно согласился ответить на вопросы читателей портала “ “. Мы благодарим отца Лаврентия и публикуем результаты .

    Могут ли применяться у дошкольников игровые методы преподавания основ христианства?

    Обязательно должны применяться. Все обучение и воспитание детей дошкольного возраста базируется на Через нее они воспринимают мир, усваивают важные для жизни знания и навыки и при обучении необходимо это учитывать. Преподавание основ христианства с применением игровых методов успешно реализуется в православных детских садах и начальных классах православных школ. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации успешно использует данный опыт в развитии направления дошкольного образования и воспитания.

    Уважаемый отец Лаврентий! Моя дочь (ей сейчас 15 лет) учится в московской православной школе. Школа отличная, преподавание ведется на высоком уровне, но возникла проблема – дочь практически перестала ходить в церковь (а раньше очень любила быть на службах), скептически относится к необходимости молиться дома, да и вообще чувствуется Я понимаю, что в этом возрасте многие подростки отходят от церкви, но отдавая дочь в православную школу я надеялась что этот отход (даже если он будет) не будет очень резкий, все таки вокруг нее верующие одноклассники и педагоги. Иногда я думаю, может быть лучше бы дочь училась в обычной светской школе. Подскажите, пожалуйста, может быть я что-то делаю неправильно и какие действия мне предпринять?

    Тут могут присутствовать различные факторы и отвечать, не зная конкретных обстоятельств, непросто. Возможно девочка, как и многие подростки, не может противостоять соблазнам окружающего мира, агрессивно навязывающему современный стиль жизни, определяемый лозунгом «возьми от жизни все», может быть, имеет место так называемый «перегруз православием», когда из-за чрезмерного изначального включения в православную жизнь, без глубокого внутреннего ее принятия, осмысления и сопряжения с реальной жизнью, происходит отторжение. Бывает, что негативное влияние оказывает окружение цинично настроенных одноклассников. Может быть и промыслительное охлаждение. Наша вера – вера свободы. Бог ищет себе свободных детей, а не марионеток и многим молодым людям из воцерковленных семей Господь попускает временно отойти от Церкви, чтобы человек сравнил жизнь в церковной ограде и вне ее и самостоятельно сделал свой выбор.

    Думаю, что Вам необходимо постараться наладить контакт с дочкой. Узнать и понять ее мысли, ощущения, желания. Не заставляйте ее ходить в храм, не пугайте ее Божиим постарайтесь сделать так, чтобы она доверилась Вам как самому близкому человеку и рассказала о существующих проблемах в ее жизни. Возможно, имеет смысл обратиться к православному психологу.

    Почему некоторые дети, получившие православное воспитание, повзрослев, уходят из Церкви?

    На мой взгляд, на это нет однозначного ответа. Молодости свойственно обостренное чувство правдивости и максимализм. Часто случается, подростки, видя что религиозные убеждения родителей не совпадают с их повседневной жизнью, отказываются оставаться в Церкви, считая эту жизнь фальшивой. Это накладывает повышенную ответственность больше на родителей, чем на детей. Зачастую причиной ухода из Церкви молодежи является недостаточная востребованность. Молодость энергична, и ей свойственно желание действовать, творить, быть полезной. А на это часто приходские батюшки, по недостатку времени, не обращают должного внимания и не вовлекают молодежь в активное служение Церкви.

    К счастью, в настоящее время ситуация меняется к лучшему. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ставит особый акцент на работе с молодежью для духовенства. И наш Синодальный Отдел не остается в стороне от этого. Мы всячески поддерживаем инициативы руководителей и педагогов православных образовательных учреждений, вовлекающих воспитанников в социальную деятельность (посещение приютов, больниц, домов престарелых, помощь ветеранам войны и труда, инвалидам и просто нуждающимся в поддержке людям), миссионерскую работу, организующим отряды православных скаутов и т. д.

    Способны ли Синодальные структуры обеспечить контроль за функционированием церковных приютов и есть ли смысл в их существовании?

    Синодальные структуры, безусловно, обеспечивают надлежащий контроль за функционированием церковных приютов.

    Догадываюсь, что Ваш вопрос связан с сложившейся вокруг приюта в Боголюбовском монастыре. Печально, что данная ситуация используется отдельными лицами для того, чтобы бросить тень на труды добросовестных работников многочисленных приютов, действующих при монастырях и приходах Русской Православной Церкви. Эти приюты осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами, предусмотренными законодательством, в воспитательном процессе в полной мере учитываются возрастные особенности воспитанников, дети не изолируются от жизни общества и готовятся к вступлению в него. Как правило, в этих приютах, в отличие от ряда некоторых аналогичных светских учреждений, созданы оптимальные условия для реализации личного подхода в воспитании.

    Отвечая на вторую часть вопроса скажу, что смысл в существовании церковных приютов, несомненно есть, ведь это одна из существенных форм проявления заботы Церкви о детях, лишенных родительского попечения. Таких ребят в нашем обществе много, с этим не поспоришь. Поэтому необходима развитая система церковных приютов, которые смогли бы воспитать детей в духе христианских правил и норм.

    Другое дело, что для этого необходимы большие средства и вовлечение в эту деятельность инициативных групп мирян.

    Отец Лаврентий! Хотел бы задать Вам вопрос по ситуации сложившейся вокруг приюта в Боголюбовском монастыре? Прочитал Вашу статью на сайте “ ” и у меня создалось впечатление некоторой недосказанности. Во всех СМИ проходит информация о том, что в Боголюбовском монастыре расположилась какая-то серьезная деструктивная секта, прикрывающаяся православием. Почему-то в Вашей статье об этом ни слова. Уточните, пожалуйста.

    Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что мировоззренческие позиции, исповедуемые архимандритом Петром (Кучером), его духовными чадами и насельниками Боголюбского монастыря действительно вызывают настороженность и требуют отдельного исследования, тем более что его мировоззренческие позиции могут повлечь за собой противопоставление себя Церкви по целому ряду богословских, церковно-общественных и общественных вопросов. Но говорить о том, что в Боголюбовском монастыре расположилась деструктивная секта, прикрывающаяся Православием, у нас нет оснований.

    Чему лучше отдать преимущество, православной школе или отдать ребенка в общеобразовательную и просто водить в воскресную школу?

    Все зависит от конкретной случая, личности самого ребенка, намерений родителей, их видения его будущего, ситуации в семье, в конце концов, от качества образовательного процесса в близлежащих православных и общеобразовательных школах. Думаю, что допустим и тот, и другой вариант. Следует, однако, отметить, что при прочих равных условиях общая атмосфера и отношение к детям в православной школе лучше чем в светской.

    Подскажите, есть ли в Москве православные гимназии или школы по типу интерната, чтобы ребенок мог там учиться пять дней в неделю (и проживать там же). И еще. Если такие школы есть, как организуется в них обучение и проживание? Ирина

    Уважаемая Ирина! В Москве есть подобного рода учреждения, например, интернат для девочек при Покровском женском монастыре, где находятся мощи , а в Подольском районе успешно функционирует православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково», прием в которую осуществляется на конкурсной основе. У школы высокий образовательный ценз, добрые традиции, богатый опыт православного образования и воспитания.

    Подскажите, с какого возраста может учиться ребенок в православной гимназии? Александр.

    Уважаемый Александр! В православные гимназии, как и в светские общеобразовательные школы, принимают детей с 1 по 11 класс. Некоторые гимназии имеют дошкольное отделение, в котором дети готовятся к школе и получают первичные знания о Православии.

    О. Лаврентий! Не секрет, что в православную гимназию принимают детей только из глубоко верующих семей.

    Можно ли человеку верующему, но невоцерковленному отдать ребенка в православную школу?

    Бывает ли такое, что родители устраивают своих детей в гимназию «на перевоспитание»?

    Как поступить в московскую православную гимназию? Ирина

    Уважаемая Ирина! Условия приема в православные гимназии прописаны в Уставах таких образовательных учреждений. Требования разные: есть гимназии, которые принимают детей только из верующих семей, а есть и такие, которые принимают всех детей, создавая условия для их воцерковления. Осуществляется этот процесс постепенно и деликатно. Родители, отдавая своих чад в православные образовательные учреждения, должны знакомиться с Уставом, укладом школы и делать свой выбор сознательно. Многие родители обосновывают свое желание стремлением обеспечить им физическую и духовную безопасность. Некоторые родители отдают детей в православные образовательные учреждения с целью «перевоспитания», но я не считаю это целесообразным. Для поступления необходимо обратиться в близлежащую православную школу и уточнить условия приема. Однако, следует иметь в виду, что в настоящее время Москвы не могут принять на обучение всех желающих. Это связано, в основном, с отсутствием помещений, ведь православные школы, в большинстве своем, располагаются в зданиях бывших детских садов, с небольшими классами и рекреациями.

    Уважаемый о. Лаврентий! Я сама верующий, крещенный человек. Моему сыну уже 5 лет и я, естественно, думаю о том, в какой школе он будет учиться. В качестве одного из вариантов (и варианта преимущественного) я рассматриваю поступление в православную школу или гимназию. Однако меня смущают мнения, что в подобных школах молитвы, богослужения, изучение духовных предметов является преимущественным и идет в ущерб изучению общешкольных предметов. Для меня важно, чтобы мой ребенок был верующим и рос в религиозной среде, но не менее важно для меня качественное образование сына. Спасибо. Нателла

    Уважаемая Нателла! Ваши опасения о низком уровне преподавания, как вы сказали, общешкольных предметов неоправданы. Любая школа ставит перед собой задачу воспитать не только православного христианина и дать ему базовые знания о православном вероучении и духовной жизни, но и подготовить ребенка к поступлению в высшие и средние специальные образовательные учреждения, которые могут быть не связаны с Церковью. Все выпускники православных школ, как и выпускники светских школ, на равных основаниях сдают и по его результатам продолжают дальнейшее обучение. Для того, чтобы у Вас не было опасения по поводу качества образования Вашего сына, при его поступлении в православную школу, поинтересуйтесь ее историей, составом педагогического коллектива и узнайте в какие ВУЗы поступают выпускники.

    Скажите, пожалуйста, не помешает ли моему ребенку обучение в православной школе при поступлении в светский ВУЗ. Не будет ли отношение к нему в приемной комиссии предвзятым.

    О подобных проблемах нам не известно. Дело в том, что светские общеобразовательные школы и негосударственные общеобразовательные учреждения имеют аттестат государственного образца, поэтому дискриминации, по определению, быть не может. Приемная комиссия прежде всего оценивает знания, а не учебное учреждение которое он закончил. Поэтому, если даже у членов приемной комиссии есть предубеждения, абитуриент легко может их развеять своим уровнем знаний.

    Есть ли конкурс при поступлению в православную школу?

    Обучение в данных заведениях является платным или бесплатным?

    Есть ли льготы при приеме в православные школы для детей-инвалидов, детей из многодетных семей, детей, воспитывающихся в семьях, где оба родителя или один родитель инвалид?

    Есть ли льготы при приеме в данные школы для детей священнослужителей?

    Конкурс при поступлению в православные школы есть, так как желающих учиться в них достаточно много, а учреждений недостаточно.

    Обучение в православных школах платное, так как государство берет на себя лишь частичное общеобразовательного компонента, а все остальные расходы несет образовательное учреждение. Это аренда, материально-техническое оснащение, бесплатное питание (есть не во всех школах), экскурсии и многое другое. Но, конечно, в любой православной школе существует индивидуальный подход при приеме детей на обучение, учитываются статус семьи, состояние здоровья родителей и ребенка, а также ряд других моментов, которые предоставляют определенные льготы.

    Здравствуйте, отец Лаврентий! Мой сын учится в первом классе простой школы, мы бы очень хотели отдать его в православную, но, к сожалению, в нашем районе таких нет (мы живем на Ярославском шоссе, СВАО г.Москвы). Большинство православных школ находятся либо на юге столицы, либо в центре, а наш район почему-то обделен. Подскажите, пожалуйста, планируется ли открытие православных гимназий в СВАО г. Москвы?

    Безусловно, увеличение количества православных школ является приоритетным направлением для Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Однако, в связи наличием трудностей с материально-технической базой, работа продвигается не так быстро, как хотелось бы. В Северо-Восточном административном округе осуществляют деятельность: православная школа «Знак» и «Общеобразовательная православная школа в усадьбе Свиблово им. прп. Сергия Радонежского». В 2011 году открытие еще одной не запланировано. Но, конечно, для появления новых православных учебных учреждений требуется не только административный ресурс, но и активная деятельность инициативных групп энтузиастов, при поддержке местного благочиния.

    Отец Лаврентий, недавно мы узнали историю написания для светских школ.

    А что воскресные школы и гимназии? Есть ли для них новые учебники и программы преподавания? Спасибо. Николай

    Уважаемый Николай! Комиссией, во главе с протодиаконом Андреем Кураевым действительно был написан учебник для федерального эксперимента по преподаванию курса «Основы православной культуры». По нему сейчас осуществляется преподавание в светских школах 19 регионов России в рамках данного эксперимента, для 4-5 классов.

    Что же касается православных дошкольных образовательных учреждений, средних школ, гимназий и лицеев, то православный образовательно-воспитательный компонент, складывающийся из ряда предметов религиозной направленности, успешно преподается с использованием ряда методических наработок. Существуют учебники и специальные программы. Для ознакомления с ними можно обратиться в православное образовательное учреждение, также они доступны в православных книжных магазинах и церковных лавках.

    К сожалению, в отличие от общеобразовательных учреждений, программы воскресных школ, в большинстве регионов, не стандартизированы и не унифицированы. Поэтому они используют различные пособия, но в этом отсутствует системность. В этом направлении Сектором катехизации и воскресных школ нашего Синодального Отдела ведется активная работа и, думаю, что в 2011 г. будут утвержден Стандарт православного образования в воскресных школах.

    Отец Лаврентий!

    Я православная мама 5-летнего сына. Я слышала о “классах домашнего воспитания” в обычных школах. В этих классах преподают православные педагоги. Расскажите, пожалуйста, подробнее о таких классах.

    С уважением,

    Юлия

    Уважаемая Юлия! Понятия «классы домашнего воспитания» не существует. В ряде общеобразовательных светских школ организовано надомное обучение (по медицинским показаниям), также существуют школы надомного обучения. В Православной образовательной среде таких форм обучения нет.

    Добрый день, отец Лаврентий! Интересует вот какой вопрос! Насколько качественная материально-техническая база в православных школах? Не хуже ли она чем в обычных, светских, государственных школах? За какие средства она обеспечивается. Спаси Господи!Арина

    Уважаемая Арина! В целом материально-техническая база православных школ соответствует государственным критериям, предусмотренным для ведения полноценной образовательной деятельности. Однако в ряде школ есть необходимость в увеличении площади помещений. В частности это те средние образовательные учреждения которые располагаются в здании бывших детских садов. Православная школа финансируется частично из муниципальных средств, которые оплачивают преподавание светского компонента в образовании, а остальные расходы, связанные с обеспечением православного образовательного компонента и дополнительного образования школа вынуждена привлекать средства родителей, и благотворителей.

    Отец Лаврентий! Подскажите, собирается ли Патриархия увеличивать количество православных школ. Мои родственники собирались отдать учиться своего ребенка в такую школу, обращались в несколько, но везде еще в конце лета мест не было. Николай

    Русская Православная Церковь заинтересована в увеличение количества православных образовательных учреждений. Однако, в связи наличием трудностей связанных с материально-технической базой, работа продвигается не так быстро, как хотелось бы. Но, конечно, для появления новых православных образовательных учреждений требуется не только административный ресурс, но и активная деятельность инициативных групп энтузиастов, при поддержке местного благочиния.

    Уважаемый отец Лаврентий! Подскажите, обязан ли ребенок исповедоваться у духовника гимназии или может исповедоваться у священника в своем приходском храме. Спасибо. Елена

    Уважаемая Елена! Ребенок, обучающийся в православной гимназии, может как у духовника данного образовательного учреждения, так и у любого другого батюшки, в любом храме. Главное, чтобы священник понимал ребенка и мог ему помочь.

    Отец Лаврентий, скажите если я помогаю страждущим, могу ли где-то еще поучиться? Хочется ведь со знанием помогать. А я всего лишь педагог и юрист. Хочется приобрести больше знаний. Спасибо вам за ответ.

    Ваш вопрос нуждается в уточнении некоторыми сведениями. Если Вас интересуют знания Православного богословия и основ аскетики, то Вам необходимо поступить в Православный ВУЗ или записаться на катехизаторские курсы. Обратите внимание и на самообразование по православному богословию. В интернете есть ряд образовательных порталов, где Вы можете найти интересующие Вас материалы, например predanie.ru .

    Добрый день, отец Лаврентий! Я православная христианка, работаю в обычной средней школе – учителем математики. Наслышана о скором введении в школах (в качестве предмета учебной сетки и факультатива) основ православной культуры. Впрочем, такие предложения были и раньше, просто, сейчас, вероятно, есть поддержка высшего руководства страны. Когда в нашей школе в первый раз была поднята тема введения ОПК и приглашения на ставку педагога, директор сказала, что никакого нового педагога приглашать не будет, а распределит эту ставку между уже имеющимися учителями, в частности, между учителем географии и физики. Обе эти женщины к православию имеют, мягко говоря, далекое отношение, одна увлекается системой рейки и агни – йогой.

    Однако, когда я их спросила – согласятся ли они преподавать незнакомый им предмет, обе ответили – а что там сложного, не все ли равно что преподавать, доплата к ставке 50%, почитаем вникнем и детям объясним, тем более, что предмет – новый. С моей точки зрения, преподавать подобный материал может только верующий, воцерковленный, православный человек, а указанные мной вещи могут не только послужить нравственному воспитанию детей, а наоборот – навредить. Боюсь, что подобная ситуация не только в нашей школе. Хотелось бы, о. Лаврентий, узнать Ваше мнение по данной проблеме. Спаси Господи! Елена

    Уважаемая Елена! Мы разделяем Вашу озабоченность. Действительно для преподавания основ православной культуры необходимо владеть не просто базовыми знаниями о православии, но и понимать его духовные ценности, нести . Согласитесь, что даже такой предмет как ИЗО может стать каторгой для детей если его ведет педагог для которого эта дисциплина далека от его внутренних приоритетов. Нечто подобное может произойти и с преподаванием ОПК. Мы по возможности принимаем участие в процессе подготовки педагогов по данным дисциплинам. В 2012 году планируется введение этого курса во всех школах России. Педагоги будут направляться на специальные семинары для приобретения навыков преподавания данного предмета. Надеюсь, в будущем ситуация с преподаванием ОПК улучшится. Рано или поздно ситуация с подготовкой преподавателей стабилизируется и войдет в конструктивное русло.

    Добрый день! у меня к Вам, отец Лаврентий, вот какой вопрос. Я – мама, воспитывающая ребенка-инвалида (опорно-двигательный аппарат). Есть ли возможность ему обучаться в православной школе, потому что мне хотелось бы чтобы мой ребенок обучался в православной среде, где к нему было бы меньше негатива, где дети и учителя терпимее, в силу своего вероисповедования. Да и вообще, готовы ли православные школы принимать на обучение детей-инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению, детей с умственной отсталостью. Заранее спасибо, отец Лаврентий, за ответ. Я думаю, что это интересует многих православных людей, воспитывающих детей – инвалидов.

    Практически во всех православных школах повышенная образовательная нагрузка, в связи с интеграцией православного и общего образовательных компонентов, но в настоящее время эти школы не имеют коррекционных классов, специалистов – дефектологов. Православные школы принимают на обучение но с сохранным интеллектом и не имеющих глубокой патологии.

    Здравствуйте, Батюшка!

    На данный момент в России одним из острых социальных вопросов является отсутствие детских садов. До этого года. на сколько я знаю, организовать детский сад было большой проблемой.

    Почему бы нашей, родной Русской Православной Церкви не взять инициативу на себя? Давайте вместе создавать детские сады! Мы прихожане и деньгами помогать будем, и строить, по силам, сможем. А работать там смогут прихожане, благо среди них много действительно добрых пожилых и не очень, женщин. Да и детишкам бы какая польза, с ранних лет им бы рассказывали о Христе.

    Что Вы думаете по этому поводу? Спасибо!

    Уважаемый Александр! Действительно одна из острых социальных проблем – недостаточное количество детских садов, в том числе и православных. Слава Богу, наметилась положительная тенденция – увеличение подобных учреждений в регионах. Открытие православных детских садов в епархиях находится в ведении Правящего Архиерея, с которым необходимо согласовать не только вопросы по обеспечению материально-технической и методической базы, но и вопросы духовного окормления со стороны православного духовенства. Мы располагаем замечательным опытом создания и функционирования данных учреждений в Смоленской, Белгородской, Московской и иных епархиях. Опытом этих регионов Вам необходимо воспользоваться при создании православного детского сада.

    Добрый вечер, Батюшка! Хотел у Вас попросить побольше рассказать о дошкольном образовании. Есть ли у Вас знакомые, которые занимаются с детишками в детских садах? В какой форме можно рассказывать детям от 3 до 6 лет о Боге? Есть ли у нас в Церкви люди,имеющие надлежащий опыт, которые могли бы проводить открытые уроки, делиться своим опытом?

    Отец Лаврентий! В связи с конфессиональной аттестацией образовательных учреждений хотелось бы узнать:

    1. Имеется ли Положение о проведении конфессиональной аттестации учреждений образования, где прописаны требования к школам?

    2. Имеется ли типовой устав православного образовательного учреждения, утвержденный Священноначалием и согласованный с Министерством образования РФ?

    Спасибо!

    Положение о выдаче Конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего православного образования, было утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 29 ноября 2010 года.

    В настоящее время окончательную стадию доработки проходят Стандарт по православному среднему образованию, который будет утвержден Священным Синодом в следующем году.

    Единого типового Устава православного образовательного учреждения нет, так как Церковь не ограничивается пределами РФ и должна учитывать законодательство об образовании иных государств и мы имеем различные направления православного среднего образования. Однако исходя из опыта регионов мы можем констатировать, что существует несколько основных типов Уставов православных образовательных учреждений, утвержденных местными структурами управления образования, которые распространяются на тот или иной регион.

    Искренне благодарю всех принявших участие в интервью!

    Благодарю администрацию интернет-портала « » за предоставленную возможность интересного и содержательного общения на тему православного образования..

    Надеюсь на успешное продолжение диалога с посетителями портала «Православие и мир», интересующимися вопросами Православного образования.

    В православных школах Москвы высокое качество образования сочетается с духовно-нравственными ценностями. Это отражается не только в обязательных ритуалах: утренняя молитва, посещение Храмов, участие в Литургии, соблюдение постов, паломнические поездки и т. д., но и в способах преподавания некоторых общеобразовательных предметов (истории, биологии и литературы). Так, теория Дарвина преподается именно как теория. Помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанники церковных школ изучают православную культуру и церковнославянский язык, Закон Божий. Как и во всех частных школах, в рассматриваемых учреждениях созданы все условия для комфортного обучения и отдыха: небольшие классы, численностью до 15 человек, эргономичная мебель, современное материально-техническое оснащение, опытные и талантливые педагоги.

    Достоинства обучения в церковных школах

    • Правильное воспитание . В церковных школах дети стремятся учиться. Этому способствует особая атмосфера, настрой педагогов, индивидуальный подход. В обычных школах у детей формируются другие приоритеты: дорогая электроника, модная одежда, развлечения.
    • Ребята избавлены от негативного влияния извне . Детям свойственно копировать поведение взрослых. С учетом размытых границ морально-этических принципов в современном обществе, отсутствия правильного воспитания в обычных школах, такая тенденция приводит к большим проблемам: подростки начинают делать то, что для православного человека считается грехом.
    • Детям верующих родителей намного комфортнее находиться в окружении единомышленников .

    В настоящее время существует два основных вида церковных школ: приходские и миссионерские. Первые открываются приходами РПЦ. Поступить в такие учебные заведения могут далеко не все желающие: семья, где воспитывается ребенок, должнарегулярно посещать приход, при котором действует школа, или хотя бы быть воцерковленной. В последнем случае потребуется благословение духовника семьи будущего воспитанника. В миссионерские школы могут принять детей не из воцерковленных семей – если родители и сам ребенок хочет учиться в церковной школе, его принимают.

    На сегодняшний день в Москве открыто около 30 православных школ. Рассмотрим самые популярные из них.

    Православная школа «Ретро»

    Православная школа «Ретро» расположена в ВАО Москвы по адресу ул. 4-я Гражданская, д.43, к.8. «Ретро» – одна из первых частных школ России. В 2016 году она отметила 25-летний Юбилей. В концепции воспитательного процесса школы лежат дворянские традиции XIX века и религиозная культура.

    Дворянское воспитание – это особый образ жизни и стиль поведения. Учащиеся, придерживающиеся дворянской этики, вырастают честными, порядочными и искренними людьми. Учителя уважительно и внимательно относятся к каждому ребенку и требуют того же взамен.

    Обучение тесно перекликается с православными традициями. Воспитанникам ненавязчиво, но настойчиво во время встреч с представителями Церкви, на уроках и в быту прививают религиозные принципы.Вместе с педагогами они регулярно посещают церковь, получают аттестат в храме Христа Спасителя.

    Школа «Ретро» открыта для детей любой национальности, но обязательно православной веры. Руководство данного образовательного учреждения не стесняет детей в обычной повседневной одежде: воспитанники могут носить то, что хотят. Главное, чтобы наряд был чистым, соответствовал погоде и обстоятельствам. Однако каждая девочка должна иметь в своем гардеробе красивое бальное платье, а мальчик – смокинг или фрак на торжественные случаи: школьные балы, праздники и прочие мероприятия.

    Особенности

    • «Ретро» – церковная школа полного дня, работающая с 9.00 до 18.30. Дети учатся, отдыхают, делают уроки под присмотром воспитателей, гуляют на свежем воздухе, посещают спортивные секции и творческие мастерские.
    • Доставка от места проживания до образовательного учреждения на микроавтобусе.
    • Четырехразовое питание.
    • Есть охрана, видеонаблюдение.
    • Во время школьных каникул руководство школы организовывает поездки за рубеж, экскурсии по городам РФ, туристические походы.

    Образовательные приоритеты

    «Ретро» обладает лицензией на образовательную деятельность и имеет государственную аккредитацию. Образовательная программа включает:

    • Углубленное изучение английского, немецкого и французского языков, русского языка и литературы, а также биологии, истории, экономики и математики.
    • Изучение светского и православного этикета, Истории мировых религиозных культур, Закона Божьего, культуры речи, психологии общения, музыки и хореографии.
    • Бесплатную подготовку к ЕГЭ и ГИА, есть экстернат и подготовка к школе, индивидуальная подготовка к поступлению в ВУЗы.
    • Воспитанники «Ретро» регулярно участвуют и занимают призовые места в конкурсах и на олимпиадах.

    В школе регулярно проводятся тематические дни и вечера, балы и концерты, уделяется огромное внимание творческому воспитанию. Так, во второй половине дня дети занимаются музыкой (обучение игре на фортепиано и гитаре, вокалу), живописью, танцами, рукоделием, обучаются риторике и ораторскому искусству. Также в «Ретро» есть несколько спортивных секций и театральный кружок.

    Церковная школа «Знак»

    Частная школа «Знак», расположенная в СВАО Москвы по адресу: ул. ул. Абрамцевская, д.6А., выстраивает образовательный процесс на принципах христианской антропологии. В воспитательную программу школы включены молитвы, паломнические поездки, социальные мероприятия. Раз в месяц дети ходят в храм.

    В этой школе православие не навязывается насильно, дети могут носить любую одежду. Сюда берут всех, кто хочет учиться, даже с другим вероисповеданием. Здесь нет строгости, военной дисциплины. Спокойствие и порядок – это хорошо, но этого невозможно достичь искусственным путем.

    Особенности

    «Знак» – школа полного дня с трехразовым питанием, подвижными играми, прогулками на свежем воздухе. На территории учреждения расположен собственный спортивный комплекс с бассейном, есть хорошая охрана.

    Руководство школы уделяет огромное внимание не только духовному, но и физическому воспитанию, здоровью. Режим дня построен с учетом психофизического состояния и природных ритмов учеников.Классы оборудованы эргономичной мебелью, учитывающей анатомические особенности ребят, в частности, конторками Базарнова. Огромное внимание здесь уделяется подбору игровых форм обучения, способствующих эмоциональной вовлеченности ребенка в урок. Это могут быть тренинги, психологические игры и театральные постановки, проведению которых руководство школы уделяет особое внимание. Во второй половине дня дети занимаются в разных, интересных конкретному ребенку, студиях и кружках.

    Образовательные приоритеты

    В школе «Знак» работают квалифицированные педагоги с правительственными наградами, учеными степенями и почетными званиями.

    Образовательная программа включает себя, помимо обязательных предметов из перечня ФГОС, основы православия и славянский язык, углубленное изучение английского языка. Кроме того, в качестве дополнительных услуг «Знак»:

    • Экстернат, подготовка к школе, ГИА и ЕГЭ, помощь психолога и логопеда;
    • Индивидуальное сопровождение детей с социальными затруднениями;
    • Индивидуальная работа с одаренными детьми;
    • Организация экскурсий, летние лагеря, конкурсы и олимпиады;
    • Огромный выбор спортивных секций, кружков, которые дети могут посещать во второй половине дня.

    Елизаветинская гимназия

    Елизаветинская гимназия занимает почетное место среди православных школ Москвы . Расположенная в историческом месте, Марфо-Мариинской обители, она впитала в себя утонченную культуру и благородство, заповеди о нравственном просвещении и духовном укреплении преподобной мученицы Елизаветы.

    Обучающий процесс здесь организован в духе христианского миросозерцания. Кроме общих дисциплин, дети изучают церковнославянский язык, общаются с местным священником, Артемием Владимировым. Гимназия тесно взаимодействует с Марфо-Мариинской обителью: каждую среду воспитанники гимназии участвуют в Божественной обедне. Расписание занятий и режим дня составляются с учетом постов и православных праздников. Все ученики носят школьную форму. Чтобы поступить в Елизаветинскую гимназию детям необходимо получить благословение своего священника.

    Особенности

    • Елизаветинская гимназия работает в режиме пансиона.Дети могут находиться под присмотром всю неделю.
    • Во время школьных каникул работает лагерь.
    • Есть группа дошкольной подготовки, рассчитанная на 1 год. Если ребенок успешно усвоил материал, он автоматически становится воспитанником гимназии и зачисляется в первый класс.
    • Количество мест в рассматриваемой церковной школе ограничено. Если ребенок не посещал подготовительные курсы, в начале зимы предшествующего обучению года необходимо записаться в лист ожидания.

    Образовательные приоритеты

    В Елизаветинской гимназии преподают общеобразовательные предметы, утвержденные ФГОС, с углубленным изучением математики, истории и литературы, английского языка. В средней школе дети изучают второй европейский язык, а также латинский и церковнославянский.

    Занимаясь нравственным воспитанием учеников, педагоги гимназии, вместе с духовником Артемием Владимировым, прививают любовь к творчеству. Большое внимание здесь уделяется искусству: живописи, поэзии, музыке, театру. В гимназии открыто несколько спортивных секций: танцы, художественная гимнастика, восточные единоборства и шахматы.

    Церковная гимназия «Радонеж»

    Православная гимназия «Радонеж», расположенная в ЮЗАО Москвы, ориентирована на детей, чьи родители хотят, чтобы ребенок получал христианское воспитание и качественное образование. Гимназисты соблюдают пост, участвуют в православных обрядах, молятся. У гимназии есть духовный попечитель – архимандрит МелхиседекАртюхин.

    На территории учреждения расположен Храм Иоанна Богослова. В нем регулярно проводятся богослужения. Каждая неделя в школе начинается с молебна. Дети участвуют в воскресных и праздничных обеднях, помогают петь. Совсем недавно в гимназии появился новый обычай – каждый первый понедельник месяца в Храме совершается Литургия с участием МелхиседекаАртюхина.

    Особенности

    • Календарный план школы составляется с учетом годового круга богослужений РПЦ;
    • Гимназия «Радонеж» получила многочисленные награды от Правительства Москвы;
    • Многие преподаватели гимназии имеют ордены и награды РПЦ;
    • Во время каникул руководство гимназии организовывает паломнические поездки в монастыри РФ и зарубежья.

    Образовательные приоритеты

    Воспитанники гимназии изучают обязательные предметы, включенные в ФГОС. Русский язык и литература, история, философия, риторика, закон Божий, русская словесность, церковнославянский язык изучаются углубленно. Также дети учаттри иностранных языка (немецкий, латынь и английский).

    На территории гимназии расположено несколько спортивных секций, есть хор, студия дизайна, несколько художественных студий, компьютерный клуб.

    Церковная школа «Живоносный Источник»


    Православная школа «Живоносный Источник» расположена в ЮАО Москвы возле ст. м. Царицыно. Учрежденная в 1998 году, она дает возможность детям глубже исповедать христианскую веру и получить хорошее образование. Воспитанники школы во время больших православных праздников принимают участие в Литургии.

    Двери школы «Живоносный источник» открыты не только для детей прихожан, но и для всех тех, кто желает учиться и освоить истины Евангелия.

    Особенности

    • Индивидуальный подход в обучении для каждого воспитанника. Работа преподавателей строится так, чтобы каждый из учеников вышел на предельный для его возможностей уровень.
    • Небольшие классы, численностью до 12 человек.
    • Психолого-логопедическое сопровождение.
    • Есть группа продленного дня, где дети выполняют домашние задания под присмотром воспитателей.
    • Индивидуальные занятия и консультации по предметам.
    • В школе регулярно проводятся экскурсии с посещением театров, выставок, музеев.

    Образовательные приоритеты

    Помимо общеобразовательных дисциплин, здесь преподают церковнославянский язык, православную культуру, церковное пение. Хор в «Живоносном источнике» существует более 15 лет. За это время ученики школы принимали участие во многих известных конкурсах и фестивалях. В частности, 10 лет назад школьный хор стал лауреатом конкурса «Таланты Московии».

    В школе регулярно проводятся предметные недели, конкурсы, спектакли, отмечаются концертами и постановками церковные праздники.

    Учеба как большая проблема

    Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли получится: очень разные у каждого из нас дети, и одного рецепта для всех быть не может. Что хорошо или приемлемо для одного ребенка, может совсем не подойти другому. Поэтому нам, родителям, придется все равно самостоятельно решать: в какую именно школу, православную или обычную, лучше отвести сына или дочь. Я же лишь поделюсь своими размышлениями, родившимися в результате многочисленных попыток найти подходящее учебное заведение для своей дочери.

    Итак, до тех пор, пока мы не перевели дочку в православную гимназию, отношения со школой у нее складывались непросто. Где бы она ни училась - а школ было три всего лишь за пять с половиной лет - проблем при обучении в каждой из них оказывалось так много, что приходилось подыскивать другое учебное заведение.

    В престижной для нашего города гимназии дочери уже в первом классе пришлось несладко. Учиться на одни пятерки у нее не получалось, а именно за достижения в учебе уважала и ценила детей учительница. Не попавшим в отличники она, не скупясь, ежедневно ставила тройки и двойки, чем изо дня в день убивала желание учиться. Принцип ее работы, кстати, довольно распространенный в современной школе, был прост - больше требовать. А уж как эти требования будут выполняться - забота учеников и их родителей. Тогда стало понятно, почему большинство наших знакомых пользуются услугами репетиторов уже в начальной школе. Видимо, правы те, кто утверждает, что в первый класс ребенка надо вести, в первую очередь, к хорошему учителю, невзирая на статус школы.

    Следующая школа была частная, в ней было очень хорошо, но для нас это «хорошо» продолжалось недолго. В отличие от распространенной в большинстве школ системы воспитания, которую условно можно назвать карательной (когда за каждым промахом следует наказание), здесь отдавали предпочтение поощрительной. Детей за любое достижение, пусть и небольшое, хвалили, давали призы. В начальных классах такой подход оправдывал себя. Но постепенно творческий подход педагогов сошел на нет. Когда стало понятно, что никакого резона учиться дальше в частной школе нет, мы перевели дочь в обычную общеобразовательную школу в центре города, недалеко от дома. Проблемы посыпались в шестом классе.

    Выяснилось, что современные дети начинают подражать взрослым очень рано. Причем копируют они, как правило, то, что для православного человека является грехом. На фоне отсутствия в современной школе какой-либо системы воспитания и четких ограничений такая тенденция становится в нашем мире катастрофой.

    Так в нашей семье постепенно вызрело решение перевести ребенка в православное учебное заведение, что мы и сделали.

    В правильно окрашенном мире

    Какие же очевидные плюсы учебы в православной школе можно отметить?

    Самое главное, на мой взгляд, что в православном учебном заведении ребенок оказывается в правильной системе координат - в мире христианских ценностей и верно выстроенных ориентиров. Все в его жизни сразу встает с головы на ноги, если до этого было наоборот.

    В православной школе дети, по крайней мере, стремятся хорошо учиться и относятся к учебе ответственно. К этому их подталкивает настрой педагогов, общая атмосфера, царящая в учебном заведении. В других школах у учеников часто формируются принципиально иные приоритеты - модная одежда, дорогие телефоны, развлечения, романтические отношения. Многие школьники постепенно и вовсе забывают, для чего они садятся за парту. Следствие этого - прогулы, низкая успеваемость и абсолютно равнодушное отношение к собственным успехам (а вернее - их отсутствию) в учебе. Так, в классе у дочери к шестому году обучения ударников просто не осталось: в двенадцать лет хорошо учиться - уже не модно.

    Еще один несомненный плюс обучения в православной школе заключается в том, что детей все же воспитывают, во всяком случае, стараются это делать. Иначе, наверное, и быть не может - тогда потеряет смысл статус православного учебного заведения. Понятно, что воспитание - процесс непростой, и результата можно ждать только при совмещении усилий родителей и учителей. Но само понимание, что хороший ученик должен быть еще и хорошим человеком, в коллективе педагогов есть, такое же отношение к себе самим формируется и у детей. В обычной школе весь воспитательный процесс, как правило, сводится к поддержанию хоть какой-то видимости дисциплины в школе. Да и о каком воспитании может идти речь, когда в обществе размыты все представления о нравственных нормах...

    Что еще немаловажно: православное окружение избавит ребенка от того отрицательного влияния извне, которого не избежать в обычной школе. Для наглядности приведу только один пример. Объяснить дочери, что не стоит идти на праздник Хэллоуин и соответственно для этого наряжаться, было сложно. Тем более, что учительница обязала всех прийти. Но такими, казалось бы, мелочами пропитано все: учеба, внешкольные дела, общение между детьми. И в атмосфере чуждых православному (да и просто здравомыслящему) человеку ценностей у ребенка, к сожалению, формируется мировоззрение, вкус. Для детской личности очень важно, в кругу людей с какими жизненными приоритетами, эстетическими пристрастиями она будет развиваться. Можно, конечно, в противовес этому мнению рассуждать о главенствующей роли семьи в воспитании. Но все-таки в учебном заведении ребенок проводит как минимум половину дня, и недооценивать влияние школьной среды все же неправильно. Именно здесь он будет обретать навыки общения со сверстниками, здесь сформируется его привычка поступать так или иначе в определенных ситуациях. Среди одноклассников, учеников своей школы подросток будет искать авторитеты, фигуры для подражания. Это естественно, так дети чему-то учатся, взрослеют. Важно только, чтобы авторитеты были настоящие.

    Безусловно, у ребенка должно быть свое мнение, и он должен уметь поступать в соответствии с христианскими ценностями. Но все же это требования к уже сформировавшейся личности. Противопоставить себя всему классу - очень трудно, это тяжелый груз для детских плеч.

    К тому же дети просто не способны зачастую отличить белое от черного. И в нашей семье в какой-то момент вся жизнь превратилась в нескончаемую борьбу с вредным влиянием. Но силы, брошенные на эту «войну», можно потратить с большей пользой. Совместное обсуждение прочитанных книг, прогулки все же лучше, чем, например, постоянные разговоры о том, что нельзя изо дня в день не готовить уроки просто потому, что их «не учит никто в классе».

    В правильные тона, на мой взгляд, окрашивает бытие ребенка возможность жить в соответствии с церковным календарем - поститься, бывать на праздничных богослужениях в будни. Все это реально только в православном учебном заведении, в обычной школе - сопряжено с большими трудностями.

    Внутренний комфорт

    Стоит сказать и о том, что православному ребенку намного комфортней среди верующих детей, как и любому человеку приятней находиться среди единомышленников. И тут можно вспомнить про очень простой прием - примерить чужую жизнь на себя. Вот нам, взрослым, хотелось бы много лет провести рядом с людьми, которые не только не разделяют очень важных для нас ценностей, убеждений, но зачастую даже не подозревают об их существовании? Между тем школьные годы - большой отрезок жизни, очень важный. Стоит ли все это время жить в напряжении, пытаясь как-то приспособиться к чуждой атмосфере?

    Выбрав для дочери православную гимназию, мы пока еще ни разу об этом не пожалели. Появилось ощущение, что наша девочка наконец-то оказалась на своем месте.

    Конечно, если ребенку нужны углубленные знания по определенным предметам, то допускаю, что получать их лучше в специализированном учебном заведении. Хотя, если есть такая возможность, в старших классах для подготовки к поступлению в вуз всегда можно воспользоваться услугами репетиторов. Пока же, на мой взгляд, куда важнее дать ребенку базовые знания и при этом правильно его сориентировать, привить элементарные представления о том, что хорошо, а что плохо, к чему нужно стремиться в жизни, а от чего лучше бежать, как от огня. Для этого важно, чтобы он учился в соответствующей этим целям среде. И очень хочется, чтобы дети за годы учебы прониклись жизнью Церкви (а для этого у них есть и дополнительная возможность - мальчики алтарничают, девочки поют на клиросе) и по-настоящему ее полюбили.

    Где бы в силу нашего выбора ни получали образование дети, у нас, родителей, всегда есть возможность растить их христианами. Но в некоторых обстоятельствах это сложней сделать, а в некоторых чуть легче. И православное учебное заведение, на мой взгляд, - очень хороший способ открыть для ребенка необъятный мир Православия и при этом избавить и себя, и его от ненужных трудностей.

    Юлия Семенова

    Газета «Православная вера» № 17 (469), 2012 г.

    Миф 1: «В православных гимназиях учатся только дети священников»

    Для того, чтобы ребенок поступил учиться в православную гимназию, придется пройти ряд вступительных испытаний, так как прием в такие учебные заведения ведется на конкурсной основе. Это связано с ограниченным количеством мест. Кстати, православные школы относятся к негосударственным образовательным учреждениям, поэтому образование в них дается на коммерческой основе.

    Вступительные испытания зависят от устава школы, то есть каждое учреждение утверждает собственный перечень. Как правило, в него входит беседа с духовником школы, и учитывается такой фактор, как «воцерквленность семьи».

    Воцерковление в словарях толкуется в двух смыслах: 1) в широком смысле - процесс приобщения человека к христианской традиции и церковной жизни; 2) в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения. Нас, в данном случае, интересует именно первое значение. Оно дает понять, что при поступлении в школу, конечно же, будет учитываться образ жизни семьи, ее связь с православием. Но это не говорит о том, что ребенок должен обязательно быть из семьи священнослужителя.

    Миф 2: «Эти школы отличаются от общеобразовательных только тем, что к числу школьных предметов добавляется что-нибудь по православию»

    Действительно, учебная программа православных школ расширена, в нее обязательно включены предметы, связанные с верой. Это и церковнославянский язык, и история православия, и основы религии, и многое другое. Но на этом отличия не заканчиваются.

    Православие в таких школах - это не только объект изучения, не только учебный предмет, но и образ жизни. В православных школах обязательными считаются молебны в начале и конце учебного года, молитвы перед трапезой и так далее.

    Все, опять же, зависит от конкретной школы и ее устава. Но даже обрядовая сторона не столько важна, сколько важна общая атмосфера, царящая в таких школах, а также воспитание в духе православия.

    Миф 3: «Школа школой, а по наклонной любой пойти может»

    Многие пишут на форумах, что знают множество подтверждений этому высказыванию. Мол, «хулиганы в любой школе есть, и случаев уличных драк много, многие вообще от веры отрекаются, а старшеклассники еще и курить бегают на перемене». Конечно, людям, а в особенности подросткам, бывает трудно противостоять соблазнам окружающего мира, поэтому некоторые из них сдаются. Но, несмотря на это, нельзя так резко судить обо всех учениках православных школ.

    Православные школы дают другие приоритеты, воспитывают в духе православия, а значит по принципу «не согреши». Вопрос о том, что некоторые ученики отдаляются от веры, заслуживает отдельного внимания. Часто родители таких детей обращаются за советом к учителям, а также церковнослужителям.

    В одном из интервью заведующий сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеромонах Лаврентий (Полешкевич) сказал: «Наша вера - вера свободы. Бог ищет себе свободных детей, а не марионеток, и многим молодым людям из воцерковленных семей Господь попускает временно отойти от Церкви, чтобы человек сравнил жизнь в церковной ограде и вне ее и самостоятельно сделал свой выбор».

    Миф 4: «А вдруг с моими детьми никто общаться не будет?»

    На самом деле, основания для такого положения не совсем понятны. Для начала стоит учесть, что все-таки главную роль в таком возрасте играет общение со школьным классом, ведь именно с этой группой ребенок контактирует практически каждый день на протяжении всего обучения в школе. Поэтому логично полагать, что в классе у детей в любом случае появляются друзья.

    Во-вторых, на тех же самых интернет-форумах, где родители высказывали подобные опасения, многие рассказывали в опровержение истории о том, что люди из православной школы в плане социализации ничем не отличаются от учеников общеобразовательных учреждений, они так же интересны сверстникам и находят для себя компанию.

    И я с этим абсолютно согласна. Могу сказать больше: к таким людям интуитивно тянутся. Ученики православных школ часто воспитаны отзывчивыми и добрыми, к тому же с ними можно найти много незнакомых тем для бесед, они кажутся интересными и в итоге такими и оказываются.

    Миф 5: «После православной школы на теологические факультеты идти, что ли? В светский вуз никто не возьмет»

    Это в корне неправильное суждение. В высших учебных заведениях нет никакой дискриминации относительно вероисповедания абитуриента.

    В православных школах дается точно такое же образование, как и в обычных учебных заведениях. Программа по основным предметам ничем не отличается, выпускники так же сдают ЕГЭ и ГИА, получают аттестат государственного образца.

    При поступлении в вуз учитываются знания и результаты сдачи экзаменов, а не то, какую школу оканчивал абитуриент. Поэтому выпускнику православного образовательного учреждения открыты все пути, есть возможность поступить на любой факультет и получить желаемую профессию, даже никак не связанную с религией.

    Марина Дрозд