Войти
Логопедический портал
  • Наталья Евгеньевна Николайкина
  • Педагогическая мастерская «Конструктор урока
  • Презентация на тему "Урал – каменный пояс Земли Русской" этап
  • За что сталин депортировал крымских татар
  • Среднерусская возвышенность Среднерусская возвышенность вывод о зависимости
  • Конспект НОД:«Сравнение групп предметов, взаимное расположение предметов в пространстве
  • Данила мастер недотепа или неумеха. Как в детстве звали Данилу-мастера из сказа Бажова? Опытный ремесленник и его юный ученик

    Данила мастер недотепа или неумеха. Как в детстве звали Данилу-мастера из сказа Бажова? Опытный ремесленник и его юный ученик

    Катя – Данилова-то невеста – незамужницей осталась. Года два либо три прошло, как Данило потерялся, – она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему, по-заводскому, перестарок считается. Парни таких редко сватают, вдовцы больше. Ну, а эта Катя, видно, пригожа была, к ней все женихи лезут, а у ней только и слов:

    – Данилу обещалась.

    Ее уговаривают:

    – Что поделаешь! Обещалась, да не вышла. Теперь об этом и поминать не к чему. Давно человек изгиб.

    Катя на своем стоит:

    – Данилу обещалась. Может, и придет еще он.

    Ей толкуют:

    – Нет его в живых. Верное дело.

    А она уперлась на своем:

    – Никто его мертвым не видал, а для меня он и подавно живой.

    Видят – не в себе девка, – отстали. Иные на смех еще подымать стали: прозвали ее мертвяковой невестой. Ей это прильнуло. Катя Мертвякова да Катя Мертвякова, ровно другого прозванья не было.

    Тут какой-то мор на людей случился, и у Кати старики-то оба умерли. Родство у нее большое. Три брата женатых да сестер замужних сколько-то. Рассорка промеж ними и вышла – кому на отцовском месте оставаться. Катя видит – бестолковщина пошла, и говорит:

    – Пойду-ко я в Данилушкову избу жить. Вовсе Прокопьич старый стал. Хоть за ним похожу.

    Братья-сестры уговаривать, конечно:

    – Не подходит это, сестра. Прокопьич хоть старый человек, а мало ли что про тебя сказать могут.

    – Мне-то, – отвечает, – что? Не я сплетницей стану. Прокопьич, поди-ко, мне не чужой. Приемный отец моему Данилу. Тятенькой его звать буду.

    Так и ушла. Оно и то сказать: семейные не крепко вязались. Про себя думали: лишний из семьи – шуму меньше. А Прокопьич что? Ему это по душе пришлось.

    – Спасибо, – говорит, – Катенька, что про меня вспомнили.

    Вот и стали они поживать. Прокопьич за станком сидит, а Катя по хозяйству бегает – в огороде там, сварить-постряпать и протча. Хозяйство невелико, конечно, на двоих-то… Катя – девушка проворная, долго ли ей!.. Управится и садится за какое рукоделье: сшить-связать, мало ли. Сперва у них гладенько катилось, только Прокопьичу все хуже да хуже. День сидит, два лежит. Изробился, старый стал. Катя и заподумывала, как они дальше-то жить станут.

    «Рукодельем женским не прокормишься, а другого ремесла не знаю».

    Вот и говорит Прокопьичу:

    – Тятенька! Ты бы хоть научил меня чему попроще.

    Прокопьичу даже смешно стало.

    – Что ты это! Девичье ли дело за малахитом сидеть! Отродясь такого не слыхивал.

    Ну, она все ж таки присматриваться к Прокопьичеву ремеслу стала. Помогала ему где можно. Распилить там, пошлифовать. Прокопьич и стал ей то-другое показывать. Не то чтобы настояще. Бляшку обточить, ручки к вилкам-ножам сделать и протча, что в ходу было. Пустяшно, конечно, дело, копеечно, а все разоставок при случае.

    Прокопьич недолго зажился. Тут братья-сестры уж понуждать Катю стали:

    – Теперь тебе заневолю надо замуж выходить. Как ты одна жить будешь?

    Катя их обрезала:

    – Не ваша печаль. Никакого мне вашего жениха не надо. Придет Данилушко. Выучится в горе и придет.

    Братья-сестры руками на нее машут:

    – В уме ли ты, Катерина? Эдакое и говорить грех! Давно умер человек, а она его ждет! Гляди, еще блазнить станет.

    – Не боюсь, – отвечает, – этого.

    Тогда родные спрашивают:

    – Чем ты хоть жить-то станешь?

    – Об этом, – отвечает, – тоже не заботьтесь. Продержусь одна.

    Братья-сестры так поняли, что от Прокопьича деньжонки остались, и опять за свое:

    – Вот и вышла дура! Коли деньги есть, мужика беспременно в доме надо. Не ровен час – поохотится кто за деньгами. Свернут тебе башку, как куренку. Только и свету видела.

    – Сколько, – отвечает, – на мою долю положено, столько и увижу.

    Братья-сестры долго еще шумели. Кто кричит, кто уговаривает, кто плачет, а Катя заколодила свое:

    – Продержусь одна. Никакого вашего жениха не надо. Давно у меня есть.

    Осердились, конечно, родные:

    – В случае, к нам и глаз не показывай!

    – Спасибо, – отвечает, – братцы милые, сестрицы любезные! Помнить буду. Сами-то не забудьте – мимо похаживайте!

    Смеется, значит. Ну, родня и дверями хлоп.

    Осталась Катя одна-одинешенька. Поплакала, конечно, сперва, потом и говорит:

    – Врешь! Не поддамся!

    Вытерла слезы и по хозяйству занялась. Мыть да скоблить – чистоту наводить. Управилась – и сразу к станку села. Тут тоже свой порядок наводить стала. Что ей не нужно, то подальше, а что постоянно требуется, то под руку. Навела так-то порядок и хотела за работу садиться.

    «Попробую сама хоть одну бляшку обточить».

    Хватилась, а камня подходящего нет. Обломки Данилушковой дурман-чаши остались, да Катя берегла их. В особом узле они были завязаны. У Прокопьича камня, конечно, много было. Только Прокопьич до смерти на больших работах сидел. Ну, и камень все крупный. Обломышки да кусочки все подобрались – порасходовались на мелкую поделку. Вот Катя и думает:

    «Надо, видно, сходить на руднишных отвалах поискать. Не попадет ли подходящий камешок».

    От Данилы, да и от Прокопьича она слыхала, что они у Змеиной горки брали. Вот туда и пошла.

    На Гумешках, конечно, всегда народ: кто руду разбирает, кто возит. Глядят на Катю-то – куда она с корзинкой пошла. Кате это нелюбо, что на нее зря глаза пялят. Она и не стала на отвалах с этой стороны искать, обошла горку-то. А там еще лес рос. Вот Катя по этому лесу и забралась на самую Змеиную горку да тут и села. Горько ей стало – Данилушку вспомнила. Сидит на камне, а слезы так и бегут. Людей нет, лес кругом, – она и не сторожится. Так слезы на землю и каплют. Поплакала, глядит – у самой ноги малахит-камень обозначился, только весь в земле сидит. Чем его возьмешь, коли ни кайлы, ни лома? Катя все ж таки пошевелила его рукой. Показалось, что камень не крепко сидит. Вот она и давай прутиком каким-то землю отгребать от камня. Отгребла сколько можно, стала вышатывать. Камень и подался. Как хрупнуло снизу, – ровно сучок обломился. Камешок небольшой, вроде плитки. Толщиной пальца в три, шириной в ладонь, а длиной не больше двух четвертей. Катя даже подивилась:

    – Как раз по моим мыслям. Распилю его, так сколько бляшек выйдет. И потери самый пустяк.

    Принесла камень домой и сразу занялась распиливать. Работа не быстрая, а Кате еще надо по домашности управляться. Глядишь, весь день в работе, и скучать некогда. Только как за станок садиться, все про Данилушку вспомнит:

    – Поглядел бы он, какой тут новый мастер объявился. На его-то да Прокопьичевом месте сидит!

    Нашлись, конечно, охальники. Как без этого… Ночью под какой-то праздник засиделась Катя за работой, а трое парней и перелезли к ней в ограду. Попугать хотели али и еще что – их дело, только все выпивши. Катя ширкает пилой-то и не слышит, что у ней в сенках люди. Услышала, когда уж в избу ломиться стали:

    – Отворяй, мертвякова невеста! Принимай живых гостей!

    Катя сперва уговаривала их:

    – Уходите, ребята!

    Ну, им это ничего. Ломятся в дверь, того и гляди сорвут. Тут Катя скинула крючок, расхлобыснула двери и кричит:

    – Заходи, нето. Кого первого лобанить?

    Парни глядят, а она с топором.

    – Ты, – говорят, – без шуток!

    – Какие, – отвечает, – шутки! Кто за порог, того и по лбу.

    Парни, хоть пьяные, а видят – дело не шуточное. Девка возрастная, оплечье крутое, глаз решительный, и топор, видать, в руках бывал. Не посмели ведь войти-то. Пошумели-пошумели, убрались да еще сами же про это рассказали. Парней и стали дразнить, что они трое от одной девки убежали. Им это не полюбилось, конечно, они и сплели, будто Катя не одна была, а за ней мертвяк стоял.

    – Да такой страшный, что заневолю убежишь.

    Первый герой, с которым мы хотим познакомить тебя в этом зале, - Данила-мастер.

    Пройди до конца по этому залу и ты поймешь, почему именно этот образ важен и дорог

    Павлу Петровичу Бажову!


    Данила-мастер, он же Данила-Недокормыш - искусный мастер

    резьбы по малахиту, герой сказов "Каменный цветок",

    "Горный мастер" и "Хрупкая веточка".



    Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера, где обучала "природную силу камня разуметь".




    Иллюстрация Олега Коровина к сказу

    "Каменный цветок"




    В сказах Павла Бажова Данила-мастер – один из самых важных образов. Это он повстречался с Хозяйкой Медной горы, и он создавал Каменный цветок. Его ласково называют Данилко, Данилушко. Он представитель тех людей, которые умеют работать, относятся к своему труду творчески и радостно. Сама "тайная сила" их уважает, а при случае и "подмогнет".

    У Данилы-мастера был реальный прототип – камнерез Данила Зверев. В его честь названа улица в Екатеринбурге.

    Хотя реальный уральский горщик Данила Кондратьевич Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.





    Мастер на Урале – культурный герой, как богатырь для средней Руси.

    Мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данила из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня.

    Мастер – труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников. В диких краях они могли спастись только неистовым трудом и обожествили его. И Данила трудится не покладая рук.

    В-третьих, мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до совершенства то, что уже имеется. Эта черта – от провинциальности Урала. И Данила пытается создать совершенное творение.









    Иллюстрация Виталия Воловича к сказу

    "Горный мастер"












    Наконец, мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. И Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству – Хозяйке Медной горы.


    Скульптуру этого героя задумал и создал молодой скульптор-камнерез Илья Мехряков. "Данила-мастер" - это крупная и трудоемкая скульптура. Для помощи в ее создании автор привлек волонтера, камнереза Михаила Рукосуева. Находится эта скульптура в санатории "Демидково",

    в 40 км от г.Перми, в сосновом бору на берегу Камского моря.


    Образ Данилы получился значительным не только своими размерами, но и по смыслу, он отличается мощью, позитивной энергией. «Каменных дел мастер» изображен за работой. Перед ним монолит камня, из которого он создает свой цветок. Он изображен в позе, говорящей о тяжести его труда, одет в простую одежду, прикрытую фартуком (камень при обработке дает много пыли). У него большие руки, волосы стрижены «под горшок», простодушные черты лица, тем не менее, выражающие сосредоточенность и упорство.


    Любовь к своей работе, мастерство и самоуважение - важное качество «горных дел мастеров» у Бажова. Вот и Данила никогда не гнул спину, работая в господском доме, не вышло из него «хорошего слуги», зато вышел отличный мастер. Автор сказов считает, что коренной уральской профессии свойственно человеческое достоинство, обретаемое по мере достижения вершин мастерства.

    Эти первостепенные качества вполне угадываются в образе Данилы-мастера, созданном Ильей Мехряковым. Он сам с упорством преодолевал взятую на себя нелегкую задачу по созданию монументальной скульптуры столь важного для проекта персонажа. Автор, работая с известняком, так же, как Данила, стремился выявить не только узнаваемую форму, но и своеобразную негромкую красоту уральского камня.

    Красив Средний Урал до самого горизонта уходят невысокие горы, покрытые густым хвойным лесом, кое-где голубеют оконца озер, яркой зеленью сверкают долины небольших речушек. В одной из таких долин раскинулся завод Полевской. Здесь и прошли детские годы Павла Бажова. Страстно влюбленный в родной край, П.П. Бажов исходил Урал вдоль и поперек. С охотничьим ружьем за плечами он забирался в самые глухие уголки, наведывался на забытые прииски и повсюду, где бы ни был, неутомимо записывал народные пословицы, побасенки, легенды... Особенно памятной для писателя была встреча со старым рабочим Василием Алексеевичем Хмелининым. Этот восьмидесятилетний старик знал великое множество сказок и побывальщин.

    Василий Алексеевич Хмелинин стал прототипом героя бажовских сказов - деда Слышко, от лица которого писатель неизменно ведет рассказ. Свое имя дед Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь-ко».

    Почти двадцать лет своей жизни отдал Павел Петрович Бажов собиранию уральских сказов, каждый из которых - подлинная жемчужина народной поэзии... Заслуга писателя в том, что он огранил, отшлифовал найденные им "камни", вложил их в чудесную словесную оправу. «…Я только исполнитель, - любил повторять Бажов, - а основной творец - рабочий».

    Данила-мастер

    У Данилы-мастера из сказа «Каменный цветок» был реальный прототип - камнерез Данила Зверев . В его честь названа улица в Екатеринбурге. Хотя реальный Данила Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.

    Мастер на Урале - культурный герой, вроде богатыря для средней Руси. Образ мастера вобрал в себя четыре составляющие. Во-первых, мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данила из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня. Во-вторых, мастер - труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников. В диких краях они могли спастись только неистовым трудом и обожествили его. И Данила трудится не покладая рук. В-третьих, мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до совершенства то, что уже имеется. Эта черта - от провинциальности Урала. И Данила пытается создать совершенное творение.

    Наконец, мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. И Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству - Хозяйке Медной горы.

    Вот таким чудесным мастером был и Степан - искусный резчик по малахиту герой сказа «Каменный цветок», Степан несколько лет проработал в подземном дворце Хозяйки Медной горы - владычицы всех потаенных сокровищ Урала. У нее он научился искусству постигать «душу» камня

    Сказы Павла Бажова посвящены трудовому люду старого Урала. Простыми словами он рассказывает о тяжелой, подневольной жизни рудничных рабочих, добывающих железо и медь, малахит и драгоценные камни, о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в мертвый камень. Почти все, о чем пишет Бажов, было на самом деле. Не выдуманы им и герои. Так, чудесный резчик по камню Иванко Крылатко - никто иной, как известный мастер Иван Вушуев , замечательные работы которого можно видеть и сегодня в Кремле, в Оружейной палате.

    Хозяйка Медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне.

    Хозяйка, жившая в Медной горе, происходит от образа Богини-матери. Богиня, по преданиям финно-угров, жила в горе, и там у нее было дерево, на котором висели души не рожденных еще людей, зверей и птиц. Богиня в русских поверьях превратилась в Хозяйку, а дерево - в Каменный цветок. Существует так же гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Образ Хозяйки горы стал олицетворением мощи, богатства и красоты недр Уральских гор, которые раскрываются полностью только перед лучшими рабочими и мастерами. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим - не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

    Великий Полоз - змей хранитель золота. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горняков и рудознатцев. В его полновластном распоряжении находилось все золото. Он всячески старался не допустить человека до разработки золотоносных мест: «пужал», показываясь «в своем полном виде», «беспокойство всякое старателю производил», утягивая в землю инструмент или отводил золото. Мифологический змей имеет также многочисленных дочерей - Змеевки. С их помощью Полоз «спускал золото по рекам» и «проводил через камень». Отец золотокосой дочери по имени Золотой Волос.

    Русский фольклорный образ Бабы-яги сложился к XV веку - как раз тогда, когда русские пришли на Урал и увидели жизнь финно-угров. У них была особая форма лесного святилища. Маленький домик на высоких столбах, окруженный частоколом. На частокол вывешивали черепа принесенных в жертву животных. В домике лежала резная деревянная кукла - вместилище души умершего. Кукла была одета в национальную одежду - шубу-ягу. А еще русские пришельцы узнали, что где-то на святилищах финно-угры прячут главного своего идола - Золотую Бабу. Чтобы русские в поисках Золотой Бабы не разорили святилища, местные жители убивали любого, кто доберется до тайного места. В русских пересказах Золотая Баба и домик на столбах слились воедино, и появилась страшная баба-в-яге, Баба-яга, которая живет в избушке на курьих ножках, убивает незваных гостей и фыркает: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!»

    Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». Старушка из сказа Бажова сидит на колодце, полном самоцветов, и душит тех, кто приходит за ее сокровищами. Синюшка - это родная сестра Бабы-яги, она появилась таким же образом. А колодец ее - затопленная грунтовыми водами копь, небольшой древний рудник финно-угров. Таких рудников было огромное количество в окрестностях Медной горы. На месте этого колодца сейчас стоит поселок Зюзелка Свердловской области.

    Серебряное Копытце

    Этот сказочный олешек сошел с неба, а копыта у него персидские. Финно-угры считали, что солнце по небу несет на рогах Великий Лось. Шаман мог призвать Лося спуститься на землю, но земля была скверна для священного зверя. Поэтому под копыта Лосю подкладывали серебряные блюда. На них сыпали дары - например, самоцветы.

    А серебряные блюда появились на Урале от торговцев из Азии и Ближнего Востока. Там воцарился ислам, запрещающий изображения людей и животных, и все блюда с гравировками торговцы-персы обменяли жителям Урала на пушнину. Шаманы и приспособили блюда для Великого Лося. Подобная посуда лежит в музее города Чердынь. На блюдах - нацарапанные ножами шаманов рисунки поверх гравировок. Русские опять же перетолковали эти местные поверья по-своему, и Великий Лось превратился в оленя, который ударом серебряного копытца выбивает самоцветы.

    Огневушка-Поскакушка

    В русских поверьях Урала считалось, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка - Огневушка-Поскакушка. Она произошла от знаменитого идола - Золотой Бабы. Золотую Бабу местные жители называли Сорни-Най, в переводе - «золото-огонь». Вот и выстраивается цепочка смыслов: золото - огонь - женщина и рождается Огневушка-Поскакушка.

    Земляная Кошка

    Эта гигантская мифическая Кошка бродит под землей на золотых месторождениях реки Чусовой. Рядом с месторождениями - деревня Кунгурка, основанная выходцами из города Кунгура. А в Кунгуре есть знаменитая пещера, в которой, по преданию, живет Подземный Зверь Мамонт. Вот переселенцы и «перетянули» Мамонта за собой на Чусовую.

    В русских же поверьях утверждается, что над месторождением золота можно увидеть привидение - рыжего кота. В народных сказках местный Мамонт скрестился с русским Золотым Котом, и появилась Земляная Кошка: живет в породах золота и огромная, как Зверь Мамонт.

    Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. В этой статье можно узнать правильный ответ на десятый вопрос в телеигре «Кто хочет стать миллионером?» за 6 января 2018 года . Это был повтор выпуска от 19 ноября 2016 года. В игре принимали участие Марат Башаров и Анастасия Волочкова. На сайте можно найти все ответы на вопросы в этой игре.

    Как в детстве звали Данилу-мастера из сказа Бажова?

    Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 года, Сысерть - 3 декабря 1950 года, Москва) - русский и советский революционер, писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов.

    «Малахитовая шкатулка» («Уральские сказы») - сборник сказов Павла Бажова, пример литературно обработанного «рабочего фольклора» Урала.

    «Каменный цветок»
    Данила, которого в посёлке звали Недокормышем, был отдан в ученики к мастеру Прокофьичу. Однажды он получил заказ от приказчика: сделать для барина точёную чашу на ножках по особому чертежу. Чаша получалась ровная, гладкая, но Данила был недоволен: «Вот цветок самый что ни на есть плохонький, а глядишь на него - сердце радуется. Ну, а чаша кого обрадует?» Потом он прослышал, что у Малахитницы во владениях есть каменный цветок, и потерял покой.

    A: Недоросль
    B: Недотёпа
    C: Неумёха
    D: Недокормыш

    Правильный ответ на десятый вопрос: Недокормыш , нужно отметить, что игроки взяли две подсказки при ответе на этот вопрос.

    Таят в себе национальный колорит, описания простых русских людей и сочетают действительность с фантастическим началом. В сочинении «Каменный цветок» главным героем стал мастер-ремесленник по имени Данила. О приключениях мужчины автор и ведет речь в произведении.

    История создания персонажа

    У персонажа Данилы-мастера существовал прототип. Им оказался Данила Зверев, виртуозно работавший с камнем. Конечно, мужчина не работал с малахитом, считающимся самоцветом, да и не сводила с ним знакомства. Но этот человек познакомил писателя с таинственным миром натуральных камней.

    Описывая героя-ремесленника, Бажов сочетает в его образе сразу несколько характеристик. Мастером считается человек, обладающий большим багажом знаний и умений. Работавшие на уральских заводах специалисты переняли мастерство у зарубежных коллег.

    Будучи тружениками, они вызывали глубокое уважение. Без перерыва работавший Данила демонстрировал качество, типичное для работников этой области. Перфекционист, он старался создать запоминающееся творение. Связь с язычеством на Руси – еще один нюанс, на который обращает внимание автор сказки. Чтобы узнать великую тайну, Данила отправляется к мифической Хозяйке Медной горы, а не к божественному провидению.


    Книга сочинений Павла Бажова объединяет истории простых работяг Урала, учившихся чувствовать «душу» камня и очищать ее от оков грубого материала, создавая уникальные вещи. Автор упоминает о тяжести такого труда, о том, как нелегко проходит жизнь простых железодобытчиков и тех, кто ваяет из бездушного камня неповторимые произведения искусства.

    Любопытно, что наравне с вымышленными персонажами и героями, чьи образы сочинены по подобию знакомых писателю мастеров, в сюжете присутствуют и личности, чьи имена были известны читателям. Отдельная роль отведена Иванко Крылатко, под именем которого описан Иван Вушуев, знаменитый камнерез.

    Образ в сказках


    Сказка «Каменный цветок», изданная в 1938 году, создавалась с оглядкой на уральский фольклор. Сказы местных жителей дополнили сочинения Бажова традиционным колоритом. Наряду с фантастическими деталями автор делает акцент и на драматической подоплеке сюжета. Мечта и реальность, искусство и быт сталкиваются в произведении.

    Биография главного героя описана подробно и становится основой сюжетной линии. Данилу с детства звали «недокормышем». Худенький мальчик отличался от сверстников мечтательностью и задумчивостью. Он был наблюдателен. Взрослые, поняв, что тяжелая работа ему не по плечу, отправили Данилушку смотреть за коровами. Это задание оказалось сложным, потому что мальчик часто засматривался на окружающие его предметы, увлекался насекомыми, растениями и всем, что попадалось на глаза.


    Привычка приглядываться к деталям оказалась полезной, когда Данилу отдали на обучение к мастеру Прокопьичу. Подросток обладал удивительным чувством прекрасного, пригодившимся в профессии. Он знал, как лучше работать с камнем и видел недостатки изделия и преимущества материала. Когда Данила вырос, его вкус, стиль работы и талант стали притчей во языцех. Терпение и отдача, с которыми ваял мастер, очень ценились окружающими и стали причиной появления его незаурядных изделий.

    Несмотря на похвалы, Данила стремился к большему. Он мечтал показать людям истинную мощь камня. Юноша вспомнил сказки, которые слышал от ведуньи. Они гласили о каменном цветке, раскрывающем суть прекрасного и приносящем несчастье. Чтобы раздобыть невиданное чудо, Данила отправился на поклон к Хозяйке Медной горы. Он пошла навстречу мастеру и предъявила чудесный цветок. Сознание Данилы затуманилось, он потерял голову. Мастер бросил невесту Катю и сгинул без вести. Ходили слухи, что он пошел в услужение к Хозяйке Медной горы.


    Последующая жизнь Данилы описана автором в произведениях «Горный мастер» и «Хрупкая веточка». Эти сказки были изданы в сборнике под названием «Малахитовая шкатулка». Главной задачей Бажова стала идея показать муки поисков истины и гармонии в творческом деле, жажду постижения прекрасного.


    • Экранизация сказки впервые состоялась в 1946 году. Снять фильм решил режиссер Александр Птушко. Фильм стал симбиозом сказок о каменном цветке и о горном мастере. выступил в картине в образе Данилы-мастера. Автором сценария выступил сам Бажов. В 1947 году проект был отмечен призом на Каннском кинофестивале и получил Сталинскую премию.
    • В 1977 году Олег Николаевский создал мультфильм по мотивам сказки Бажова. Кукольная телепостановка включала и работу актеров.
    • В 1978 году Инесса Ковалевская сняла мультфильм по произведению «Горный мастер». Рисованная сказка транслируется на телевидении и сегодня.