Войти
Логопедический портал
  • Среднерусская возвышенность Среднерусская возвышенность вывод о зависимости
  • Конспект НОД:«Сравнение групп предметов, взаимное расположение предметов в пространстве
  • История гимназии медведниковых
  • Последствия урагана «Ирма»: почему туроператор – не МЧС?
  • День поэзии в цбс 21 марта всемирный день цветов
  • Былины. Героические сказки. Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе И. В. Карнауховой Очень короткие былины о русских богатырях
  • Восточно европейская равнина – основные характеристики. Среднерусская возвышенность Среднерусская возвышенность вывод о зависимости

    Восточно европейская равнина – основные характеристики. Среднерусская возвышенность Среднерусская возвышенность вывод о зависимости

    Среднерусская возвышенность, Калачская возвышенность и Окско-Донская низменность. Цели урока: Создать образ Среднерусской возвышенности, Калачской возвышенности и Окско- Донской низменности; показать их уникальность и специфичность. Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

    Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

    Оборудование: физико-географическая карта Воронежской области, тектоническая карта России, физико-географическая карта России, атлас Воронежской области.

    Примечание: учащимся были даны опережающие задания подготовить сообщение о «Малых» и «Больших» дивах.

    Ход урока

    Учитель. Казалось, создавая Землю, Боги

    К равнинам относились не серьезно…

    Весь день, лишь ощущение тревоги,

    Пространства, отражающего звезды…

    Но, ночью, напоенной тишиною,

    Приходит, вдруг, внезапная догадка.

    Весь мир внутри, ведь он всегда с тобою

    Равнина, просто чистая тетрадка,

    Готовая для твоего рассказа.

    Стыдливо прикрывает тело пылью

    И хмурится от чуждого вниманья

    Чужих миров, иной какой то были,

    В надежде, в вере, в страхе, в ожидании…

    Есть в пустоте энергия рожденья,

    На время заключенная в покое

    Как колыбель святого вдохновенья …

    Равнина спит, уставшая от зноя.

    Учитель. Каждая физико-географическая страна уникальна и неповторима. Нам сегодня предстоит совершить путешествия по всем этим странам. На этом уроке мы отправляемся с вами в интереснейшее путешествие по Среднерусской возвышенности, Калачской возвышенности и Окско-Донской низменности.

    Эти формы рельефа прошли долгий путь развития, и черты их поверхности во многом зависят от геологического строения, тектонического режима и процессов рельефообразования в прошлом и настоящем.

    В развитии рельефа любой территории принимают участие как внутренние (эндогенные), так и внешние (экзогенные) силы. От их соотношения зависит развитие рельефа. Эндогенные силы создают крупные неровности поверхности (положительные и отрицательные), а внешние силы стремятся выровнять их: положительные сгладить, отрицательные заполнить осадками.

    Нас ожидает знакомство с историей формирования, тектоническим строением и рельефом изучаемой территории. Для этого вы разделитесь на три группы, каждая из которых будет анализировать определенную форму рельефа и заполнять таблицу.

    Учитель. Пользуясь текстом учебника стр. 16-22 и картами атласа Воронежской области:

    1 группа – анализирует Среднерусскую возвышенность.

    Располагается по правобережью реки Дон и тянется от северных до южных границ области. Среднерусская возвышенность стала обособляться от окружающих территорий в результате тектонических движений неогенового и четвертичного периодов, то есть 25 млн. лет назад. За это время поднятие составило около 250 метров. В некоторых местах оно и сегодня составляет от 2 до 4 мм в год, что способствует усилению эрозионного расчленения — росту оврагов и балок. Овраги и балки здесь обычно имеют выпуклые и крутые склоны. Они глубоки. Речные долины, балки, овраги и обособившиеся между ними водораздельные пространства наряду с разного рода останцами, дивами, корвежками (Корвежка — Местное название (юг Среднерусской возвышенности) невысокого, полностью не отделившихся от речного или балочного склона меловых останцов правильной округлой формы [Мильков, 1970]) образуют большую группу эрозионных форм рельефа, созданную деятельностью текучих вод.

    С востока Среднерусская возвышенность довольно крутым и высоким уступом обрывается к Дону. Высокие, сложенные мелом и мергелем берега Дона образуют своеобразные белогорья, которые протянулись от села Гремячье до южной границы области. Местами на них встречаются высокие, в виде башен, меловые останцы — дивы, которые могут образовывать группы — Большие и Малые дивы у хутора Дивногорский и в балке Дивногорской.

    Вдоль побережья Дона, Потудани, Черной Калитвы и Тихой Сосны встречаются куполообразные останцы и полуостанцы — корвежки. В результате эрозии они отчленились от водоразделов. Относительная высота некоторых из них может достигать 30 м.

    Реже встречаются формы рельефа неэрозионного происхождения. Это карстовые, оползневые, суффозионные и антропогенные формы рельефа.

    2 группа – анализирует Калачскую возвышенность;

    Калачская возвышенность находится в южной части области, ограничиваемая долиной Дона, северная граница проходит по линии Лиски — Таловая — Новохоперск. Возвышенность образовалась в результате Калачского тектонического поднятия. Так же, как на Среднерусской возвышенности, основными рельефообразующими породами служат меломергельные толщи мелового возраста. Однако здесь есть некоторые особенности. Так, например, меломергельные отложения на водоразделах перекрыты более поздними отложениями неогеновых и четвертичных осадков. Этим создаются условия для образования оползней.

    Сходство Калачской возвышенности со Среднерусской состоит в том, что значительные абсолютные высоты (до 234 м) приводят к сильному овражно-балочному расчленению междуречья Дона и Хопра. От междуречий отчленяются меловые эрозионные останцы. Здесь активно развиваются оползни. Особенно много их в районе сел Ливенка, Ерышевка, Шестаково.

    3 группа – анализирует Окско-Донскую низменность.

    К северу от Калачской и к востоку от Среднерусской возвышенностей на территории области располагается Окско-Донская низменная равнина. Она прекрасно выражена в рельефе области и обладает рядом только ей присущих черт. Это слегка волнистая, слаборасчлененная оврагами и балками низменность. Ее абсолютная высота нигде не превышает отметку 180 м. Долины рек врезаны на глубину всего 25-50 м и разделяются широкими и плоскими междуречьями. В долинах развиваются широкие песчаные террасы. Такой облик территории зависит в первую очередь от рельефообразующих пород.

    Характерной особенностью рельефа Окско-Донской равнины можно считать большое количество замкнутых блюдцеобразных понижений, чаще округлой формы, которые встречаются на водоразделах. Они носят названия западин.

    Образовались западины под действием суффозии. При суффозии горные породы не растворяются химическим путем, в отличие от карста, а тончайшие частички грунта выносятся по микроскопическим трещинам в грунтах. При этом объем грунта уменьшается и образуется просадка. Часто западины бывают заболочены вследствие высокого стояния грунтовых вод или покрыты лесной растительностью. Еще одной чертой рельефа междуречий можно считать участки с горизонтальной поверхностью. Их называют плоскоместья. В условиях плоскоместий атмосферные осадки не стекают с водораздела, а просачиваются в почвы и грунты или испаряются. Линейная эрозия в таких местах отсутствует. Возможно заболачивание в понижениях западин.

    Ученик. Проанализировав, текст учебника и географические карты Воронежской области наша группа пришла к следующим выводам, которые мы занесли в таблицу. Поочередно представители от каждой группы заполняют таблицу.

    Форма рельефа Рельеф Абсолютная высота. Полезные ископаемые.
    Междуречные плато; речные долины; балки; овраги; меловые останцы «дивы». Средняя высота- 200м; наибольшая высота- 250м; наименьшая высота – 50м. Мел; известняк; глина; песок.
    Калачская возвышенность Овраги; балки; Средняя высота- 200м; наибольшая высота 241м; наименьшая высота – 50м Мел; песок; глина; песчаник; мергель; гранит.
    Окско-Донская низменность. Блюдцеобразные понижения «западины»; ложбины; бугристые пески. Средняя высота- 60м; наибольшая высота-180м; наименьшая высота- Огнеупорные глины; песок.

    Учитель. Современный рельеф территории формировался длительное время. Территория заливалась морем, и на месте морских бассейнов откладывались осадочные породы почти километровой толщины. Затем море отступало, и в континентальных условиях осадочные породы разрушались. Так повторялось неоднократно. Основной причиной этих смен были плавные вертикальные движения земной коры. Они продолжаются и сейчас. Под влиянием природных процессов рельеф постоянно изменяется. В настоящее время на рельеф оказывают влияние текучие воды (рек и ручьев), талые и подземные воды, оползни, а также хозяйственная деятельность человека. Продолжается работа внутренних сил Земли — колебательные движения земной коры происходят у нас со скоростями от -2 (опускание) до +4 мм/год (поднятие). Они влияют на уклоны рек, скорости течения поверхностных вод, русловые, склоновые, карстовые и другие процессы современного рельефообразования.

    Неодинаковые скорости тектонических движений привели к обособлению Среднерусской, Калачской возвышенностей и Окско-Донской равнины.

    Учитель. Для закрепления нового материала предлагаю выполнить следующие задания.

    Заполните пропуски.

    А) Низменности и возвышенности- это разновидности -_______________________.

    Б) Низменности имеют высоту________ м над уровнем моря, возвышенности________м над уровнем моря.

    В) Все возвышенности и низменности области находятся в пределах крупной ________________________ равнины.

    Г) абсолютные высоты Среднерусской возвышенности-_____________ над уровнем моря.

    Д) Абсолютные высоты Калачской возвышенности достигают ______________м.

    2. О какой форме рельефа идет речь?

    А) Поверхность ее волнистая. Здесь наблюдаются значительные колебания высот, достигающие 100-125м. Она изрезана долинами и балками______________.

    Б) Эта форма рельефа значительно ниже и ровнее. Наибольшие высоты не превышают 170-180 метров. Поверхность плоская. Долины и балки встречаются реже, врезаны не так сильно ___________________________.

    3. О чем говорят и что обозначают эти числовые данные?

    А) «25 млн. лет назад»________________________

    Б) «выше на 200-250м»_______________________

    В) «подъем со скоростью 2 и более мм в год» __________________________________________________________________

    Г) «погружение со скоростью 2 и более мм в год» _______________________.

    Домашнее задание .

    На «5» и «4» — используя, топографическую карту начертить профиль территории своего района. На «3» Пользуясь физической картой Воронежской области на контурной карте подпишите Среднерусскую и Калачскую возвышенности, Окско-Донскую низменность.

    Оставьте свой комментарий, спасибо!

    Подобный материал:

    • Тема урока Дата , 135.04kb.
    • Тема урока Практическая работа , 52.12kb.
    • Структура разломных зон земной коры по данным радоновой съемки (на примере Западного , 290.04kb.
    • Дидык Ольга Павловна гоу гимназия 45 г. Москва Класс: 6 Тема: Формирование рельефа. , 131.29kb.
    • Рабочая программа дисциплины прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых , 1039.44kb.
    • Самостоятельная работа 46 Вид итогового контроля Экзамен , 118.98kb.
    • Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений , 2400.34kb.
    • Н. И. Николаев глава XX комплексное изучение молодых движений земной коры , 442.36kb.
    • Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 25. 00. 14 Технология , 97.38kb.
    • Краткое содержание курса , 84.97kb.
    Практическая работа №3.

    Тема: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

    Цели работы:

    1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

    2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

    3. По тектонической карте определить закономер­ности размещения магматических и осадочных полезных ископае­мых.

    4. Объяснить выявленные закономерности.

    ­Последовательность выполнения работы

    1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, опреде­лите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от стpoe­ния земной коры. Выявленную закономерность объясните.

    2. Результаты работы оформите в виде таблицы.


    Формы рельефа

    Преобладающие высоты

    Тектонические структуры, залегающие в основании территории

    Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

    ВАРИАНТ 1

    Восточно-Европейская равнина

    Среднерусская возвышенность

    Горы Хибины

    ВАРИАНТ 2

    Западно-Сибирская низменность

    Кавказ

    Уральские горы

    ВАРИАНТ 3

    Алтай

    Саяны

    Верхоянский хребет

    ВАРИАНТ 4

    Хребет Черского

    Сихотэ-Алинь

    Срединный хребет

    1. По карте атласа «Тектоника И минеральные ресурсы» опре­делите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

    2. Как обозначены на карте типы месторождений магматичес­ких и метаморфических? Осадочных?

    3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадоч­ному чехлу? Какие ­ к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

    4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

    5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

    Рельеф России потрясающе разнообразен. На ее территории есть крупные горные системы, обширные низменности, скалистые плато и нагорья. На юго-западе европейской части страны расположена Среднерусская Именно об этой форме рельефа мы подробно расскажем в нашей статье.

    Среднерусская равнина: описание и географическое расположение

    Среднерусская равнина протянулась с севера на юг почти на тысячу километров, от долины реки Оки до склонов Донецкого кряжа. На западе ее ограничивает Полесская низменность, а на востоке - Окско-Донская равнина. На юго-западе она плавно переходит в Приднепровскую низменность. Абсолютные высоты местности постепенно снижаются в южном и юго-западном направлениях от 260 до 190 метров. Наивысшая точка - 303 метра над уровнем моря.

    В пределах Среднерусской равнины проживает около семи миллионов человек (из них 35 % живет в селах и деревнях). Главные города региона: Белгород, Тула, Брянск, Елец, Липецк, Старый Оскол, Харьков, Сумы, Глухов.

    Итак, где находится Среднерусская равнина, мы уже выяснили. Теперь давайте более детально изучим особенности геологического строения и рельефа этой морфоструктуры.

    Общая геология и полезные ископаемые

    Как уже было упомянуто, в основе равнины лежат кристаллические породы древнего докембрийского фундамента (или так называемого Воронежского массива). Сверху они прикрыты незначительным по толщине слоем осадочных пород - известняка, мела, песчаника и глины.

    Северные части, западные и частично восточные склоны равнины ранее были покрыты ледником. В связи с этим на данных территориях сегодня можно увидеть многочисленные отложения гляциального происхождения - морены, толщина которых в некоторых местах достигает 15 метров. Классические моренные отложения встречаются на правом берегу Оки, на отрезке между Серпуховом и Алексином.

    Среднерусская равнина богата прежде всего железными и Наиболее крупным по своим запасам является Михайловское железорудное месторождение. Кроме этого, в недрах края сосредоточены значительные залежи известняков, бурого угля, гранитов и прочих строительных материалов.

    Среднерусская равнина: ключевые особенности рельефа

    В этой местности природой созданы все необходимые условия для активного формирования и развития водно-эрозионных процессов и форм рельефа:

    • Приподнятая территория.
    • Существенные перепады абсолютных высот.
    • Сравнительно мягкие горные породы.
    • Сильные и обильные осадки в летнюю пору.
    • Низкий процент лесов.

    Как результат - в регионе сформировались и продолжают формироваться классические овражно-балочно-долинные ландшафты. При этом водная эрозия с каждым годом стремительно сокращает площади пригодных для сельского хозяйства земельных угодий. Глубина расчленения земной поверхности на равнине местами достигает 100-120 метров.

    В пределах Среднерусской возвышенности также распространены суффозионные (степные блюдца и воронки), гравитационные (обрывы, оползни), эоловые (небольшие песчаные дюны) формы рельефа. На украинской части равнины (в частности, на Сумщине) встречается карст. В общем рельефе возвышенности заметно выделяются своим более живописным видом правые берега рек, а также местности и урочища Белогорье, Кривоборье, Галичья Гора, о которых мы еще расскажем далее.

    Гидрография, флора и почвы края

    Климат Среднерусской равнины умеренно континентальный. Лето здесь умеренно жаркое, а зимы морозные и достаточно снежные. Среднегодовое количество атмосферных осадков колеблется от 400 до 650 мм. Гидрографическая сеть хорошо развита. Крупнейшие реки края: Десна, Сейм, Псел, Дон, Ворскла, Оскол, Угра, Жиздра, Зуша, Сейм. В пределах равнины находится исток Оки - одного из главных притоков Волги.

    Почвенный покров возвышенности представлен преимущественно черноземами и серыми лесными грунтами (на севере). Под крупными лесными массивами распространены дерново-подзолистые, а в речных долинах - лучно-черноземные, болотные и песчаные почвы. Большая часть территории равнины на сегодняшний день распахана.

    Около 80% площади Среднерусской возвышенности находятся в природной лесостепной зоне. Значительные территории заняты и болотами. В лесах главными древесными породами являются дуб, сосна и береза. Реже встречаются клен, липа и ясень. По берегам рек и речушек произрастают ивовые и ольховые рощицы.

    Природный заповедник «Белогорье»

    Заповедник с красивым названием «Белогорье» занимает площадь в 2 тысячи гектаров в Белгородской области. Под особым вниманием ученых пребывает старинная дубрава, возраст которой - не менее 300 лет. Несколько веков подряд она была частным охотничьим владением Шереметевых, а потому прекрасно сохранилась. Еще один уникальный уголок заповедника - так называемая Ямская степь. Именно так выглядит эталонная луговая степь Центральной России. Ботаническое разнообразие этого участка просто поражает: на один квадратный метр территории приходится около 80 видов растений!

    В целом в границах Белогорья насчитывается 370 видов растений, 150 видов птиц и 50 видов различных млекопитающих.

    Урочище Кривоборье

    Кривоборье - удивительный уголок русской лесостепи. Он расположен в Рамонском районе Воронежской области. Урочище представляет собой крутой правый склон Дона, поросший редким лесом и кустарником. Высота прибрежного обрыва достигает 50 метров, а крутизна склона - 75 градусов. Заслуживает внимания и русло реки в этом месте: здесь оно очень извилистое и усложнено многочисленными перекатами.

    Урочище Кривоборье было внесено в список геологических памятников природы еще в 1969 году. Его общая площадь составляет 15 гектаров.

    Заповедник «Галичья гора»

    Галичья гора - самый крошечный заповедник планеты, его площадь - всего 19 гектаров. Он расположен в Липецкой области. При этом на такой маленькой территории сосредоточено огромное количество уникальных природных ландшафтов и объектов. В пределах заповедника растут такие виды растений, которые совершенно нехарактерны для остальной части Среднерусской равнины. И это главная загадка Галичьей горы, над которой с 1925 года бьются ученые. Именно тогда и был основан заповедник.

    Главная достопримечательность Галичьей горы - живописная скалистая возвышенность, расположенная на высоком правом берегу Дона. Она сложена девонскими известняками. Выходы этих пород «приютили» на своих утесах около 650 видов растений. Впечатляющая цифра - скажут вам ботаники в местном музее природы. Здесь же вы сможете узнать обо всем разнообразии и уникальности природных ландшафтов данного заповедника.

    Практическая работа № 3

    Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей

    Цели работы:

    1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

    2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

    Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, опреде­лите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строе­ния земной коры. Выявленную закономерность объясните.

    Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указан­ных в таблице форм рельефа.)

    Формы рельефа

    Преобладающие высоты

    Тектонические структуры, залегающие в основании территории

    Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

    Восточно-Европей­ская равнина

    Среднерусская возвышенность

    Горы Хибины

    Западно-Сибирская низменность

    Алданское нагорье

    Уральские горы

    Верхоянский хребет

    Хребет Черского

    Сихотэ-Алинь

    Срединный хребет

    Определение и объяснение закономерностей размещения

    магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте


    Цели работы:

    1. По тектонической карте определить закономер­ности размещения магматических и осадочных полезных ископае­мых.

    2. Объяснить выявленные закономерности.

    1. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» опре­делите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

    2. Как обозначены на карте типы месторождений магматичес­ких и метаморфических? Осадочных?

    3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадоч­ному чехлу? Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

    4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

    5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

    Тектоническая структура

    Полезные ископаемые

    Вывод об

    установленной зависимости

    Древние платформы:

    осадочный чехол; выступы кристал­лического фундамента

    Осадочные (нефть, газ, уголь...)

    Магматические (...)

    Молодые платформы (плиты)

    Складчатые области

    Практическая работа № 4

    Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение

    Общее количество солнечной энергии, дости­гающее поверхности Земли, называется суммар­ной радиацией.

    Часть солнечной радиации, которая нагрева­ет земную поверхность, называется поглощенной радиацией.

    Она характеризуется радиационным балансом.

    Цели работы:

    1. Определить закономерности распределения сум­марной и поглощенной радиации, объяснить выявленные законо­мерности.

    2. Учиться работать с различными климатическими картами.

    Последовательность выполнения работы

    1. Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны вели­чины суммарной солнечной радиации на карге? В каких единицах она измеряется?

    2. Каким способом показан радиационный баланс? В каких еди­ницах он измеряется?

    3. Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты ра­боты оформите в виде таблицы.

    Пункты

    Суммарная радиация,

    Радиационный баланс,

    Мурманск

    С.-Петербург

    Екатеринбург

    Ставрополь

    4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.

    Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды

    Сложные явления, происходящие в тропосфере, от­ражаются на специальных картах - синоптических, которые показывают состояние погоды на определен­ный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Си­ноптическая карта создавалась постепенно. А. Гум­больдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и состав­лял карты погоды, которые очень ценили моряки.


    Цели работы:

    1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться состав­лять элементарные прогнозы погоды.

    2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

    Последовательность выполнения работы

    1) Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей со­стояние погоды на 11 января 1992 г. (рис. 88 на с. 180 учебника).

    2) Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложен­ному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

    План сравнения

    Омск

    Чита

    1. Температура воздуха

    2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

    3. Облачность; если есть осадки, то какие

    4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

    5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время

    Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков

    Цели работы:

    1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины тако­го распределения.

    2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

    Последовательность выполнения работы

    1) Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом по­казано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиат­ской частях России? Где расположены территории с самыми высо­кими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

    Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    2) Рассмотрите рис. 28 на с. 58 учебника. Каким способом по­казано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

    Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    3) Рассмотрите рис. 29 на с. 59 учебника. Каким способом по­казано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше все­го осадков? Где - меньше всего?

    Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказы­вают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов

    Цели работы:

    1. Сформировать знание о коэффициенте увлаж­нения как об одном из важнейших климатических показателей.

    2. Научиться определять коэффициент увлажнения.

    Последовательность выполнения работы

    1) Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запиши­те определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.

    2) Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите ко­эффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Но­рильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якут­ска, Петропавловска-Камчатского , Хабаровска, Владивостока (мож­но дать задания для двух вариантов).

    3) Выполните расчеты и распределите города по группам в за­висимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы офор­мите в виде схемы:

    4) Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в форми­ровании природных процессов.

    5) Можно ли утверждать, что восточная часть территории Став­ропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?

    Практическая работа № 5

    Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

    Почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, ре­зультат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительности и животными организмами и возрас­том территории - с другой.

    Цели работы:

    1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

    2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

    Последовательность выполнения работы

    1) На основе анализа текста учебника, с. 94-96, почвенной кар­ты и почвенных профилей (учебник, с. 100-101) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

    2) Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).

    Типы почв

    Географи­ческое положение

    Условия почвооб­разования (соотно­шение тепла и влаги, характер раститель­ности)

    Особен­ности почвенного профиля

    Содер­жание гумуса

    Плодо­родие

    Тундро­вые

    Подзо­листые

    Дерново - подзо - листые

    Серые лесные

    Черноземы

    Бурые полу­пустынь

    Серо - бурые пустынь

    Практическая работа № 3

    Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей

    Цели работы:

    1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

    2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

    Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, опреде-лите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строе-ния земной коры. Выявленную закономерность объясните.

    Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указан-ных в таблице форм рельефа.)

    Формы рельефа

    Преобладающие высоты

    Тектонические структуры, залегающие в основании территории

    Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

    Восточно-Европей-ская равнина

    Среднерусская возвышенность

    Горы Хибины

    Западно-Сибирская низменность

    Алданское нагорье

    Уральские горы

    Верхоянский хребет

    Хребет Черского

    Сихотэ-Алинь

    Срединный хребет







    Определение и объяснение закономерностей размещения

    магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте

    Цели работы:

    1. По тектонической карте определить закономер-ности размещения магматических и осадочных полезных ископае-мых.

    2. Объяснить выявленные закономерности.

    Последовательность выполнения работы

    1. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» опре-делите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
    2. Как обозначены на карте типы месторождений магматичес-ких и метаморфических? Осадочных?
    3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадоч-ному чехлу? Какие — к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?
    4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?
    5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

    Тектоническая структура

    Полезные ископаемые

    установленной зависимости

    Древние платформы:

    осадочный чехол; выступы кристал-лического фундамента

    Осадочные (нефть, газ, уголь...)

    Магматические (...)

    Молодые платформы (плиты)

    Складчатые области

    Практическая работа № 4

    Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение

    Общее количество солнечной энергии, дости-гающее поверхности Земли, называется суммар-ной радиацией.

    Часть солнечной радиации, которая нагрева-ет земную поверхность, называется поглощенной радиацией.

    Она характеризуется радиационным балансом.

    Цели работы:

    1. Определить закономерности распределения сум-марной и поглощенной радиации, объяснить выявленные законо-мерности.

    2. Учиться работать с различными климатическими картами.

    Последовательность выполнения работы

    1. Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны вели-чины суммарной солнечной радиации на карге? В каких единицах она измеряется?
    2. Каким способом показан радиационный баланс? В каких еди-ницах он измеряется?
    3. Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты ра-боты оформите в виде таблицы.

    Суммарная радиация,

    Радиационный баланс,

    С.-Петербург

    Екатеринбург

    Ставрополь

    4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.

    Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды

    Сложные явления, происходящие в тропосфере, от-ражаются на специальных картах — синоптических, которые показывают состояние погоды на определен-ный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Си-ноптическая карта создавалась постепенно. А. Гум-больдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и состав-лял карты погоды, которые очень ценили моряки.

    Цели работы:

    1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться состав-лять элементарные прогнозы погоды.

    2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы — погоду.

    Последовательность выполнения работы

    1) Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей со-стояние погоды на 11 января 1992 г. (рис. 88 на с. 180 учебника).

    2) Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложен-ному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

    План сравнения

    1. Температура воздуха

    2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

    3. Облачность; если есть осадки, то какие

    4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

    5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время

    Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков

    Цели работы:

    1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины тако-го распределения.

    2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

    Последовательность выполнения работы

    1) Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом по-казано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиат-ской частях России? Где расположены территории с самыми высо-кими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

    Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших фак-торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    2) Рассмотрите рис. 28 на с. 58 учебника. Каким способом по-казано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких — самые высокие. Чему они равны?

    Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    3) Рассмотрите рис. 29 на с. 59 учебника. Каким способом по-казано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше все-го осадков? Где — меньше всего?

    Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказы-вают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов

    Цели работы:

    1. Сформировать знание о коэффициенте увлаж-нения как об одном из важнейших климатических показателей.

    2. Научиться определять коэффициент увлажнения.

    Последовательность выполнения работы

    1) Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запиши-те определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.

    2) Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите ко-эффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Но-рильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якут-ска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Владивостока (мож-но дать задания для двух вариантов).

    3) Выполните расчеты и распределите города по группам в за-висимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы офор-мите в виде схемы:

    4) Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в форми-ровании природных процессов.

    5) Можно ли утверждать, что восточная часть территории Став-ропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?