Войти
Логопедический портал
  • История гимназии медведниковых
  • Последствия урагана «Ирма»: почему туроператор – не МЧС?
  • День поэзии в цбс 21 марта всемирный день цветов
  • Былины. Героические сказки. Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе И. В. Карнауховой Очень короткие былины о русских богатырях
  • Император Человечества - Форумы портала WARFORGE
  • Дистанционный курс "педагогическая психология"
  • История гимназии медведниковых. Гимназия медведниковых. История создания Медведниковской мужской гимназии

    История гимназии медведниковых. Гимназия медведниковых. История создания Медведниковской мужской гимназии

    Образовательное учреждение выполнили в востребованном тогда модерне. Его особенностью стали лаконичность и умеренность в декоре, что было достаточно редко для этого стиля той поры.

    Главной достопримечательностью фасадной части стали размещенные справа арочное и полуовальное оконные проемы, предназначенные для естественного освещения залов гимназии.

    Остальные окна, тоже не маленьких размеров, устроены в классных комнатах и также являются важной составляющей декорирования фасада. Пространство между ними - простенки - облицованы керамической плиткой темно-зеленого оттенка и украшены орнаментальной плиткой светло-зеленого цвета, размещенной в виде горизонтальных полосок.

    Окна трех последних этажей имеют одинаковое обрамление, а оконные проемы второго и третьего уровней, к тому же, визуально были объединены общими в исполнении декоративными рамками, что придает простенкам между окнами вид пилястров. Этот элемент удачно дополняют действительные, устроенные под изгибом карнизной части и поддерживающие ее.

    В декоре здания Медведниковской гимназии приковывает взгляд ленточный руст, который используется не только на нижнем уровне, но и украшает всю плоскость по правой стороне строения, в которой находятся гигантские по площади окна. Причем, рустовка будто подчеркивает арки устроенных входов и верхнего оконного проема.

    Изысканным элементом декоративного убранства фасада являются рокайльные картуши, которые украшают одну из исполненных рустованных пилястр, а также главные окна.

    Основной акцент при проектировании здания в Староконюшенном переулке был более направлен на внутреннюю структуру строения, нежели на наружное декоративное убранство.

    Архитектор уделил огромное внимание инженерной оснащенности здания и повышенной комфортности, что, несомненно, являлось характерной чертой стиля модерн. Здесь были устроены просторные залы, высокие потолки, широкие коридорные проходы и большой гимнастический зал. Часть гимназических классов выполнили в виде амфитеатров, что было более присуще университетским аудиториям.

    Из инженерных коммуникаций стоит обратить внимание на вентиляцию с использованием пылеосадочных камер, которая позволяла обновлять воздух в помещениях трижды в час.

    Планировка внутренних помещений гимназии была устроена по принципу разделения пространств начальных и старших классов, которые имели отдельные входы в изолированные друг от друга учебные аудитории и иные помещения.

    Еще одной оригинальной идеей здания можно считать размещенный на крыше зал для игр, который укрывал от непогоды застекленный свод.

    История создания Медведниковской мужской гимназии

    Иван Логгинович Медведников - купец 1-ой гильдии из Иркутска - заработал свое немалое состояние на золотодобыче и перепродаже пушнины. Слыл как щедрый благотворитель не только в родном городе, но и в Москве, куда переехал с семьей в 50-е годы девятнадцатого столетия. Личные средства направлялись им на строительство храмов, учебных заведений и больниц. Кроме этого, Иван Логгинович выплачивал стипендии гимназистам и студентам из необеспеченных семей.

    В 1889 году Медведникова не стало. Его супруга - Александра Ксенофонтовна - решает продолжить былую благотворительную деятельность. В конечном итоге, она полностью отписала в завещании свое и мужнино состояние на богоугодные дела. Распоряжаться деньгами был назначен Николай Алексеевич Цветков - ее душеприказчик.

    Род Медведниковых берет начало с ХV века. По преданию, на берегах Дона в одной из станиц селились казаки (мои предки) по фамилии Медведь-Гора. Медведниковыми они стали позднее. При Иване Грозном, под предводительством атамана Ермака, Медведниковы приняли участие в первом походе на Сибирь.

    Род Медведниковых берет начало с ХV века. По преданию, на берегах Дона в одной из станиц селились казаки (мои предки) по фамилии Медведь-Гора. Медведниковыми они стали позднее. При Иване Грозном, под предводительством атамана Ермака, Медведниковы приняли участие в первом походе на Сибирь. В 1595 году, после окончания второго похода и полного освобождения Сибири от татарского хана, Медведниковы остались обживать этот богатый край. Деловая хватка, предприимчивость дали себя знать. Одна ветвь Медведниковых осваивала золотые жилы по берегам рек, а другая занималась промыслом каланов, причем проникала на территории Аляски на байдарках летом и на собачьих упряжках зимой еще до появления в тех краях Витуса Беринга.

    Василий Медведников являлся ближайшим сподвижником Григория Ивановича Шелехова, возглавлявшего операцию освоение островов архипелага, (северо-запад Америки), которые были открыты командором Чириковым еще в 1741году, но приступили к их освоению в 1790 году. После смерти Шелехова была организована новая Русско-американская компания. Во главе компании стоял Александр Андреевич Баранов, а одним из его ближайших помощников был Василий Медведников.

    Постепенно русские укрепились на острове Ситха, расширяя промыслы и успешно торгуя с индейскими племенами тлинкитов. Василий Григорьевич Медведников был первым начальником крепости святого Михаила Архистратига в течение трех лет (1799-1802 г.г.). Однако в 1802 году индейцы-тлинкиты, улучив момент, когда в крепости осталось мало его защитников, большими силами штурмовали ее. Гарнизон крепости вместе с Медведниковым погиб. Сама крепость была захвачена и разграблена.

    Медведников расширяли торговлю с Китаем, увеличивая промысел калана и стали одними из первых основателей Иркутска. Начинавшийся как маленький острог, он постепенно отстраивался и превратился в красивый большой город. Первыми купцами в Иркутске были Трапезниковы, Шелеховы, Баснины, Сибиряковы, Медведниковы и другие. Постепенно укрепляя связи, Медведниковы породнились с семействами Серебряковых и Шелеховых.

    Не забывали Медведниковы вкладывать деньги в строительство храмов, богаделен, приютов. Иван Логгинович и его брат Логгин Логгинович прославились тем, что выполнили завещание матери Елисаветы Михайловны Медведниковой – дать возможность получать образование каждой девушке, особенно из числа сирот,- открыв в Иркутске в 1838 году Сиропитательный дом имени Елисаветы Михайловны Медведниковой для девушек, который стал первым учебным заведением для женщин в Сибири. При нем учредили банк, доходы которого шли на содержание дома; дом и банк были взяты под покровительство Государыни императрицы Марии Федоровны. За устроение Воскресенской церкви в Иркутске Иван Логгинович получил благословение Синода в лице Архиепископа Нила.

    Он вел крупные торговые дела в Кяхте, участвовал в самых крупных ярмарках Европы и в 1834 году получил звание Почетного потомственного гражданина, а в 1839 году удостоен звания Советника коммерции. Награжден золотой медалью «За полезное» на Анненской ленте. Четыре года состоял в должности Головы города Иркутска. Вместе с супругой был принят Императрицей во дворце в Санкт-Петербурге. Награжден золотой медалью « За усердие» на Андреевской ленте. За пожертвование на устройство храма Владимирской божьей Матери и Усть-морской церкви вторично удостоен благословения от Синода в лице Архиепископа Нила. Награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

    В середине века Иван Логгинович переехал в Санкт-Петербург, а потом в Москву. За благотворительность, пожертвования и украшение храма Святого Иоанна Предтечи, а также за устройство при храме приходского попечительства для бедных, в котором он состоял Председателем, и за проявленное усердие в 1865 и 1867 годах удостоен благословения Синода. В 1887 году был пожалован в кавалеры Ордена Станислава Второй степени и Святого Владимира.

    Иван Логгинович состоял действительным членом Православного Миссионерского общества и Общества содействия Русскому торговому мореходству. Заботливость Ивана Логгиновича носила самый теплый, задушевный и всеобъемлющий характер. Сам Государь Николай Павлович, желая воздать должную дань уважения Ивану Логгиновичу, повелел, чтобы звание почетного попечителя Иркутского Сиропитательного дома было наследственным в роду Медведниковых. Иван Логгинович скончался в Москве в 1889 году и погребен в Спассо-Андроньевском монастыре; надгробие на его могиле восстанавлено

    В 1899 году скончалась вдова Ивана Логгиновича – Александра Ксенофонтовна; прах её покоится в склепе храма Поречье в г. Звенигороде. В 1900 году по завещанию Александры Ксенофонтовны Москва получила 5 миллионов рублей на содержание монастырей, церквей, лазаретов, больниц и гимназий.

    В 1901 году в Староконюшенном переулке, где проживали Медведниковы в доме№ 18-20, была построена классическая гимназия, которая выделялась из ряда существующих в то время не только передовыми методами обучения, но и была оборудована прекрасными аудиториями, актовым залом, спортивным залом и ботаническим садом. Строил гимназию известный архитектор Кузнецов. Рядом с гимназией был построен корпус для педагогов. И хотя гимназия считалась престижной, в ней учились и бедные ученики, являющиеся стипендиатами семьи Медведниковых.

    Род Медведниковых был большой и имел под Москвой несколько имений. Так, в имении моего деда Владимира Гавриловича в Глебове под Новым Иерусалимом (Поречье Звенигородского уезда) устраивались домашние спектакли. Репертуар был классическим: игрались пьесы Островского, Чехова, Гоголя. В них были заняты представители таких фамилий, как Любимовы, Рукавишниковы, Величкины, Дараган, Боголюбовы, Кураевы, Вышкевич, и, конечно, сами Медведниковы.

    Вот этот дух жизнедеятельности и передавался учащимся гимназии, где успешно ставились пьесы 16-17 веков. В актовом зале гимназии неоднократно устраивались благотворительные концерты, участниками которых были известные актеры во главе со Щепкиным. Медведниковскую гимназию окончили такие видные впоследствии деятели культуры, как Завадский, Плятт, Балашов, Буковский и др.

    В здании Благотворительного собрания в 1909-1910 г.г. проходили благотворительные концерты в дни юбилеев Медведниковской гимназии с участием известных певцов, в том числе, с участием Собинова.

    В середине 19 века в селе Поречье по Москвой была построена больница для лиц духовного звания. В настоящее время в усадьбе располагается санаторий Академии наук. В 1903 году в районе Калужской заставы состоялось открытие больничного комплекса для неизлечимых больных. Прекрасное здание было построено архитектором Соловьевым. В архитектурный комплекс входило 2 храма: Тихвинской и Козельщанской Божьей Матери, причем храм Козельщанской Божьей Матери был единственным в Москве. В настоящее время Медведниковская больница носит название имени Святителя Митрополита Московского Алексия, а храм Козельщанской Божьей Матери в 1994 переосвящен в храм Святителя Алексия и открыт для больных и прихожан церкви. Оба храма и иконостасы были расписаны художником Пашковым в стиле 16 века.

    С 1911 по 1914 годы велось строительство больницы для душевнобольных детей. Для этой цели был выделен участок земли за Даниловским кладбищем. Строительство поручили архитектору А.Ф.Мейснеру. Сейчас это детская психиатрическая больница № 6 (находится по адресу: 5-ый Донской проезд, д.21-а) – крупнейшее лечебное заведение страны. Руководит этой больницей главный врач – Кожевникова Валентина Юлиановна- энергичный, беспокойный труженик.

    В 1914 году за Серпуховской заставой в районе Большой и Малой Тульских улиц был открыт Медведниковский лазарет. В 1916 году, 20 марта было совершено освящение храма в честь святого великомученика Пантелеймона. Храм небольшой, но устроен благолепно. В настоящее время следов лазарета и храма не осталось – они были разорены при советском режиме.

    ПОЖЕРТВОВАНИЯ Александры Ксенофонтовны Медведниковой (урожд. Сибиряковой)

    В 1898 г. А.К.Медведникова пожертвовала:

    а) 500.000 руб. на устройство больницы для хронических больных;

    б) 100.000 руб. на пособия бедным в Иркутске;

    Всего по оценке Московской Казенной палаты Медведникова оставила имуществ на 5,2 млн. руб. Из этой суммы:

    2,3 млн. руб. – на благотворительные дела вообще,

    2,9 млн. руб распределены самой завещательницей, в том числе:

    552.261 руб – на поддержание церквей и монастырей;

    713.441 руб. – на учреждение гимназии имени Медведниковых;

    214.020 руб. – на школы и прочие учебные заведения;

    На средства А.К.Медведниковой в 1903 г. открыта мужская гимназия в Москве, богадельня с больницей для лиц духовного звания в имении Поречье Звенигородского уезда, Московской губернии.

    Пожертвования по духовному завещанию Московскому городскому общественному управлению в 1900г.:

    а) 15.000 руб. на постройку здания мастерских в Алексеевской психиатрической больнице;

    б) 25.000 руб. на содержание кровати в психиатрической больнице;

    в) 1.000.000 руб. на устройство больницы для неизлечимых больных «христианского вероисповедания без различия звания, пола и возраста»;

    г) 600.000 руб. на приют для идиотов и эпилептиков;

    д) 300.000 руб. на богадельню для 30 стариков и 30 старух;

    е) 100.000 руб. в пользу бедных христианского вероисповедания, проживающих в г. Москве.

    Медведников Г. www.mko.ru

    Медведниковская гимназия (официальное название «9-я классическая гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых») — среднее учебное заведение для мальчиков Российской империи, расположенное в Москве.


    Название гимназии связано с иркутским купцом И. Л. Медведниковым, который активно занимался благотворительностью в Иркутске и в Москве, куда он переехал в 1850-е годы после непродолжительного пребывания в Петербурге. После его смерти в 1889 году вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова продолжила благотворительность и, после выделения в завещании немалых сумм на конкретные цели (в том числе миллиона рублей на больницу для неизлечимо больных завещала остальной капитал (несколько миллионов рублей) на благотворительные цели «по усмотрению» душеприказчика, коллежского советника Николая Алексеевича Цветкова.



    Цветков решил, что «лучшим способом увековечить её память будет дать русскому обществу такую школу, где бы серьёзность учения соответствовала возрасту, развитию и силам учащихся». Он обратился с заявлением о намерении принести крупный дар И. и А. Медведниковых (450 тыс. руб.) Министерству народного просвещения на учреждение в Москве средней общеобразовательной школы (гимназии) нового типа. По высочайшему повелению Николая II, гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых была учреждена 8 июня 1901 года. Открылась гимназия 2 октября 1901 года. Тогда же, в сентябре 1901 года, было заложено здание гимназии по адресу Староконюшенный переулок, дом 18 (по другим источникам, закладка произошла 12 мая 1902 года). Новое здание строилось по проекту художника-архитектора И. С. Кузнецова и было закончено в январе 1904 года. До этого занятия происходили в помещении на Поварской улице, 40.



    Проект И. С. Кузнецова включал обширные залы и коридоры, высокие потолки, эффективную вентиляцию с пылеосадочными камерами, способную трижды обновить воздух в классах в течение каждого часа, большой гимнастический зал (построенный на деньги промышленника Н. А. Второва, земляка Медведниковых).

    Строительство обошлось в 300 тысяч рублей. Оборудование гимназии также проводилось по последнему слову техники: шинели гимназистов просушивались и подогревались в раздевалке; для гимназии была заказана специально сконструированная школьная мебель, оборудованы мастерские. Общие затраты составили 1 миллион рублей.
    .

    Гимназия поначалу существовала при поддержке московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

    Н. А. Цветков и первый директор гимназии В. П. Недачин создали новый тип гимназического образования в России, рассчитывая, что по образцу Медведниковской гимназии будет перестроена вся школьная система. Количество часов на изучение древних языков было сокращено, зато обязательным стало изучение новых: французского, немецкого, английского, расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В штат гимназии вошли преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Всем ученикам предлагались горячие завтраки. Родители учеников участвовали в работе педагогического совета.

    Плата за обучение составляла 300 рублей в год, но некоторые ученики были от неё освобождены. Одним из главных условий, поставленных Н. А. Цветковым, было бесплатное обучение беднейших детей в память покойных благотворителей Медведниковых. По высочайше утверждённому положению об учреждении гимназии было установлено 30 стипендий имени Медведниковых. С течением времени при гимназии были учреждены ещё четыре именные стипендии. При этом гимназия, как и все другие казённые учебные заведения, освобождала от платы за учение всех детей преподавателей средних учебных заведений, а также 10 % «достойных из беднейших учеников». Общее число всех освобождённых от платы за учение доходило до 120 человек, что составляло около 30 % от общего числа учащихся. Кроме того, гимназия назначала из своих специальных средств пособия ученикам до тысячи рублей в год и освобождала от платы за завтраки 40 человек.

    Гимназия Медведниковых перестала существовать весной 1918 года; её бывший директор В. П. Недачин вскоре эмигрировал и создал в 1920-х годах русскую гимназию в Париже (Недачин собрал в ней лучших своих педагогов, привлёк бывшую профессуру Московского университета и возродил в новых сложных условиях славные традиции Медведниковской гимназии. Не удивительно, что именно эта гимназия просуществовала дольше всех учебных заведений эмиграции).
    .

    Было введено совместное обучение: часть учеников перевели в бывшую женскую гимназию Ломоносовой, а часть учениц оттуда перевели в Медведниковскую гимназию

    С 2013 года школа перестала существовать как отдельная организация и вошла в состав образовательного комплекса «Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия 1529 им. А. С. Грибоедова» вначале как «Структурное подразделение № 4 им. Н. В. Гоголя», а с 2016 года как «Здание № 4».

    По состоянию на середину 2018 года здание гимназии пустует в ожидании капитального ремонта.

    Известные ученики

    Гимназию (до революции) закончили — Ю. А. Завадский, Г. П. Гольц, С. И. Фудель, Е. В. Милановский, А. А. Сидоров, Иммануил Великовский, К. И. Шапиро.
    .

    Среди учеников школы (после революции) — академики С. С. Аверинцев, В. И. Арнольд, А. М. Ильин, В. П. Маслов, Ю. А. Рыжов (два последних учились в одном классе), В. П. Мясников, лауреат Ленинской премии Ю. Л. Якимов, Президент Института Русского языка им. А. С. Пушкина В. Г. Костомаров, политик и писатель В. К. Буковский, биофизик А. М. Жаботинский, основатель компании «Вымпел-Коммуникации» («Билайн») Д. Б. Зимин, фотожурналист Борис Кауфман, философ и культуролог Г. С. Померанц, протоиерей Александр Салтыков, заслуженный тренер СССР Леонид Лейтман, гроссмейстер Юрий Авербах, актёр В. С. Шалевич.
    .
    В школе учились также археолог Н. Я. Мерперт, актёр Р. Я. Плятт, писатель-фантаст Кир Булычёв, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв, писатель М. П. Шишкин и др.


    Архитектура

    Главной темой фасада являются огромные окна, отделенные друг от друга по вертикали полосами темно-зеленой глянцевой керамической плитки, визуально объединенными между собой едва заметными тремя поясами орнаментальной плитки такого же цвета. В правой части постройки расположены два гигантских арочных окна, украшенные декоративными картушами. Они свидетельствуют о внутренней структуре сооружения — за ними расположены залы.
    .


    На снимках: Иван Логгинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы.

    Глава из документальной повести «Мальчишки со Староконюшенного»

    Я учился в 59-й московской школе, что в Староконюшенном переулке на Арбате. В истории отечественного образования нашей школе в начале прошлого, ХХ века выпала честь открыть новую страницу – стать первой в России средней общеобразовательной школой.

    До октябрьского переворота 1917 года это была знаменитая, престижная, одна из лучших казённых в России Медведниковская гимназия. На старой фотографии на фасаде здания видна надпись: «Гимназiя имени Ивана и Александры Медведниковыхъ».
    Великолепное здание, одно из лучших гимназических в Москве, построено по проекту архитектора-художника Ивана Сергеевича Кузнецова на участке в Староконюшенном переулке и на деньги, оставленные по духовному завещанию А. К. Медведниковой. Род купцов Медведниковых известен своими благотворительными делами.
    Александра Ксенофонтовна была вдовой коммерции советника Ивана Логгиновича Медведникова. По рождению же она принадлежала к Сибиряковым, богатому и влиятельному сибирскому роду купцов, промышленников и меценатов, которые много способствовали экономическому и культурному развитию Восточной Сибири и Севера. С детства впитала традиции благотворительности. Эту замечательную женщину, получившую прекрасное образование, уважали и почитали как «человека высокой нравственности, одарённого недюжинным умом, сильной волей».
    Её муж иркутский купец 1-й гильдии Иван Логгинович Медведников происходил из старообрядческого купеческого рода. Его предки Медведниковы, выходцы с Дона, из казаков, участвовали в покорении, а затем в освоении Сибири, добрались аж до Америки, были в числе первых русских поселенцев на Аляске и в Калифорнии. Иван Логгинович закупал и продавал пушнину, торговал с Китаем, откуда привозил чай и ткани, также занимался золотодобычей, стал золотопромышленником, учредил первый коммерческий заёмный банк в Иркутске, дававший населению кредиты под небольшие проценты. Согласно завещанию своей матери Елисаветы Михайловны на средства, оставленные ею, открыл сиропитательный дом (приют-школу для девочек-сирот), который содержался на доходы его банка. За это Иван Логгинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы были удостоены звания почётного гражданина Иркутска. Четыре года избирался городским головой Иркутска. Затем переехал, сначала в Петербург, потом в Звенигородский уезд Московской губернии. В Москве продолжал заниматься благотворительностью, жертвовал на храмы, больницы, помогал неимущим студентам и гимназистам.
    Умер в 1889 году, супруга пережила его на десять лет.

    В 1899 году по завещанию Александры Ксенофонтовны Медведниковой Москва получила более 5 миллионов рублей – по тому времени огромная сумма – на содержание церквей, монастырей, больниц, лазаретов и школ. Всем храмам Москвы и Иркутска единоразово было выдано по 100 рублей, монастырям – по 10 тысяч. Часть средств пошла на церковно-приходские школы. На Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект) был выстроен ставший её архитектурным украшением крупный благотворительный комплекс: больница для неизлечимых больных, оснащённая первоклассным медицинским оборудованием, при ней богадельня, две домовые церкви – Козельщанской иконы Божьей Матери и Тихвинской иконы Божьей Матери, а также докторский корпус, жилые квартиры для персонала, здание кухни, баня, прачечная. По сути это был один из первых хосписов в Москве, правда, тогда такого слова не знали. (После 1917 года Медведниковская больница и богадельня вошли в комплекс 5-й Градской больницы, которая с 1992 года стала называться больницей Святителя Алексия, её передали Московской Патриархии Русской Православной Церкви.)

    Душеприказчик Александры Ксенофонтовны, старый друг семьи коллежский советник Николай Алексеевич Цветков решил, что лучшим способом увековечить память Медведниковых будет хорошая средняя общеобразовательная школа (гимназия), отвечающая современным передовым требованиям. По его представлениям и замыслу – это должна быть школа нового типа. Он и стал учредителем, а затем почётным попечителем такой школы.
    9-я московская классическая гимназия имени Медведниковых была учреждена Высочайшим повелением Николая II 8 июня 1901 года. На торжественной церемонии при закладке здания в Староконюшенном переулке и освящении присутствовали высокие гости – московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной (зверски убитая большевиками в 1918 году, она в конце ХХ века канонизирована и причислена к лику православных святых), митрополит Московский и Коломенский Владимир. Не знаю, есть ли в России ещё школы, в освящении которых принимали участие святые. В основание здания положили памятную доску и несколько монет.
    Упомянув одну святую, не могу не сказать о другой, жизнь которой непосредственно связана с нашим Староконюшенным переулком, с Арбатом. В красивом, украшенном резьбой, старинном двухэтажном деревянном доме-особняке № 30 по Староконюшенному переулку (ныне не сохранился, но я его помню) в годы моего школьного детства и отрочества – с 1942 по 1949-й – жила знаменитая московская старица Матрона. Слепая от рождения, а в 17 лет вследствие паралича ног утратившая способность ходить, она с детства была наделена чудесным даром духовного зрения и предсказания, провидения, а также даром исцеления и помощи людям, которые приходили к ней отовсюду. И при своей земной жизни, и сейчас прославленная и почитаемая в народе святая чудотворица Матрона Московская исцеляет людей и помогает всем, кто молитвенно и с верой обращается к ней.

    Первое время Медведниковская гимназия проводила занятия в доме на Поварской улице, 40, а с 1904 года – уже в своём новом здании в Староконюшенном.
    Гимназия имела большой, с огромными арочными окнами, украшенный лепниной актовый зал, классные комнаты с большими окнами и высокими потолками, лучшее по тому времени оборудование в предметных кабинетах и аудиториях (устроенных как университетские - амфитеатром), прекрасную библиотеку, хорошо оснащённые мастерские. Для неё была заказана специально сконструированная школьная мебель (мы ещё застали в классах кафедры для учителей). Любопытная деталь: воздух в здании принудительно прокачивался мощными вентиляторами с пылеосадочными камерами, эффективная вентиляция позволяла за час три раза обновить воздух в классах. В ненастные дни шинели гимназистов в раздевалке просушивались и подогревались тёплым воздухом, который поступал снизу сквозь решетчатый пол.
    Младшие классы занимались отдельно от старших в примыкающем к основному зданию двухэтажном флигеле. В 4-м классе мы тоже учились в этом флигеле.
    На верхнем, четвёртом этаже на средства иркутского земляка Медведниковых, купца, крупнейшего промышленника, владельца многих заводов, а позднее и банкира, владельца Московского Промышленного банка Николая Александровича Второва был устроен большой, хорошо оборудованный гимнастический зал. В этом великолепном спортивном зале проходили и наши уроки физкультуры и проводились баскетбольные и даже волейбольные соревнования на первенство города, такой там высоченный потолок.

    Кстати, неподалёку, по другую сторону Арбата, в Спасопесковском переулке, Второв, обладатель самого большого состояния в России начала ХХ века, за деловую хватку прозванный «русским Морганом», в 1913-1915 годах построил для себя парадный дом. Этот роскошный особняк с полуротондой входа и парными античными ионическими колоннами считается выдающимся памятником неоклассического стиля. При советской власти второвский особняк отдали под резиденцию американского посла – ныне это известный «Спасо-Хаус».
    В мае 1918 года 52-летний Николай Александрович трагически и загадочно погиб - по слухам, его застрелил побочный сын. На его похоронах рабочие несли венок с надписью: «Великому организатору промышленности». Сейчас в подмосковном городе Электросталь, название которому дал металлургический завод «Электросталь», построенный Второвым, одна из улиц носит его имя и поставлен памятник основателю города и выдающемуся русскому промышленнику.

    Медведниковской гимназии было суждено явить собой новый тип отечественного образования – она стала первой в России средней общеобразовательной школой. Это заслуга учредителя Н.А. Цветкова и первого директора В.П. Недачина, которые мечтали, что по их образцу будет перестроена вся школьная образовательная система России. Они предложили свой образец.
    В отличие от других классических гимназий в Медведниковской могли учиться дети разных сословий. Учредитель добился, чтобы гимназия была устроена «на особых началах». У неё был собственный устав, который значительно отличался от типового гимназического устава, своя учебная программа и даже свой особый штат. В учебной программе Медведниковской гимназии было сокращено преподавание древних языков, латыни и греческого, зато более широко вводились современные – французский, немецкий, английский, расширено изучение мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В её штат входили, в частности, преподаватели гимнастики, танцмейстер, а также врачи – педиатр, отоларинголог, окулист и дантист.
    Кстати, зубной врач гимназии Лидия Александровна Тамбурер была близким другом семьи поэта Марины Цветаевой, жившей неподалёку – на Собачьей площадке. Юная Марина прозвала её Драконной, а много позже благодарно вспоминала о ней: «Это - наш общий друг: друг музея моего старого отца и моих очень юных стихотворений, друг рыболовных бдений моего взрослого брата и первых взрослых побед моей младшей сестры, друг каждого из нас в отдельности и всей семьи в целом, та, в чью дружбу мы укрылись, когда не стало нашей матери...». С Драконной было легко и светло, она помогала Марине пережить многие трудности и горести юности.
    Интересно, что в педагогический совет гимназии входили и принимали в нём активное участие также родители.

    При Медведниковской гимназии была создана подготовительная школа, в которую принимали детей 7–8 лет. Здесь их учили чтению, письму, иностранным языкам, Закону Божьему. Расписание было составлено так, чтобы уроки чередовались с часом подвижных игр. После подготовительного класса ученики поступали в первый гимназический класс. При этом все обязательно сдавали вступительные экзамены, потому что в гимназию поступали также дети с домашним обучением. В гимназических классах в середине дня вместо игр проводились уроки гимнастики или пения. В здании также были предусмотрены специальные залы для отдыха учеников в ненастную погоду.
    Обучение в гимназии было платным, но часть учеников от платы освобождалась. Одно из главных условий, поставленных учредителем Н. А. Цветковым, – бесплатное обучение бедных детей в память благотворителей Медведниковых. По Высочайше утверждённому Положению о гимназии было установлено 30 стипендий имени Медведниковых. При этом гимназия, как и другие казённые учебные заведения, освобождала от платы за обучение детей преподавателей средних учебных заведений, а также 10 процентов «достойных из беднейших учеников». Общее число освобождённых от платы доходило до 120 человек, около 30 процентов от всех учащихся. Кроме того, гимназия выделяла из своих средств до тысячи рублей в год на пособия ученикам и предоставляла бесплатно горячие завтраки 40 гимназистам.
    Великий русский певец Леонид Собинов, два сына которого – Борис и Юрий – учились в Медведниковской гимназии, давал благотворительные концерты в пользу её учащихся.

    Первым директором Медведниковской гимназии стал статский советник Василий Павлович Недачин, человек с университетским образованием, широкого кругозора и либеральных взглядов. Вместе с попечителем Цветковым он заложил дух гимназии, демократический и либеральный. Медведниковская гимназия считалась передовой, одной из лучших в России, славилась своими преподавателями, среди которых были университетские профессора. Недачин был членом комиссии при Министерстве народного просвещения по разработке реформы средней школы. Василия Павловича уволили из директоров за слишком либеральные взгляды в 1912 году.

    Весной 1918 года Медведниковская, как и другие гимназии в стране, была ликвидирована советской властью. Пришли другие времена, в которые история школы испытывала крутые повороты. Школа в Староконюшенном переулке неоднократно меняла свои названия и номера, а также методы обучения. 21-я советская трудовая школа (с гуманитарным циклом предметов); 106-я Объединённая школа; 9-я опытная школа МОНО; 20-я опытно-показательная школа имени Томаса Эдисона (?!); в 1925-1930 годах школа была фабрично-заводской семилеткой с химическим и административно-советским (?) уклоном. Образовательная вакханалия продолжалась до 1932-1934 годов, уровень школьного образования в стране упал. Тогда опомнились, вернулись к основам старой школы, предметному преподаванию, была восстановлена система классных уроков, главной фигурой в школьном образовании снова стал учитель. В 1933 году наша школа получила номер 59, который носит до сих пор. Одиннадцать лет – с 1943 по 1954, когда в городах проводилось раздельное обучение мальчиков и девочек, школа была мужской.

    Такой была наша школа, предмет нашей любви и гордости, и её история. В 1952 году, когда отмечалось столетие со дня смерти великого писателя, непонятно почему школе присвоили имя Н.В. Гоголя. Могу предположить, как юмористически, а то и саркастически отнёсся к этой странной затее сам Николай Васильевич, кстати, один из моих самых любимых писателей.
    В 2001 году наша школа отпраздновала своё столетие. К юбилею был выпущен нагрудный значок с изображением школы. Я бережно храню его.

    У профессора МГУ Алексея Александровича Померанцева мне довелось увидеть и ознакомиться с удивительным фотоальбомом, изданным во Франции, в Париже. А рассказывал французский альбом, как это ни покажется странным, о нашей школе.
    Оказалось, что первый директор Медведниковской гимназии В.П. Недачин и часть преподавателей не приняли советской власти и эмигрировали во Францию. Успели эмигрировать. Родной брат Недачина Николай Павлович, священник в Смоленской губернии, в 1918 году был расстрелян красными латышскими стрелками. В 1920-х годах в Париже Василий Павлович создал и стал директором известной Русской гимназии. Он собрал лучших русских педагогов-эмигрантов, привлёк бывших профессоров Московского университета и на французской земле возродил славные традиции Медведниковской гимназии. В этой парижской Русской гимназии учились дети многих известных эмигрантов. В 1926 году Недачин был избран председателем Союза русских преподавателей во Франции.
    Тяжек и горек был хлеб русских учителей на чужбине. Всё же им удалось собрать средства и издать фотоальбом о Медведниковской гимназии как память об оставленной далёкой России, Москве, Арбате. Каким-то образом экземпляр уникального парижского издания оказался у московского профессора, выпускника Медведниковской гимназии Померанцева.
    В.П. Недачин скончался в Париже в 1936 году, был похоронен на кладбище в Бийанкуре, впоследствии его прах перезахоронили в Ницце на русском кладбище Кокад.

    Кстати, именем выпускника Медведниковской гимназии Алексея Александровича Померанцева в 1922 году, когда отмечалась 5-я годовщина Октября, был назван один из московских переулков между Пречистенкой и Остоженкой. Прапорщика Померанцева, избранного солдатами председателем полкового военно-революционного комитета, посчитали геройски погибшим во время октябрьских уличных боёв 1917 года в Москве. О бравом «красном» офицере в лайковых перчатках, который на виду и под пулями юнкеров раскрывал серебряный портсигар и закуривал папиросу, рассказывали легенды – об этом я читал в сборнике «Октябрь в Замоскворечье», издания 1957 года. В действительности он был тяжело ранен случайной пулей, его, потерявшего сознание, солдат на спине дотащил до госпиталя. Долго лечился, в полк уже не вернулся. На костылях пошёл в университет, очень хотел учиться. Когда через годы узнал о Померанцевом переулке, высовываться не стал, мол, вот он я – живой, сделал вид, что они – однофамильцы. Возможно, это спасло ему жизнь, воскресшие герои революции советской власти были не нужны. Революция, как это уже не раз бывало в истории, пожирала своих детей.
    Алексей Александрович выучился, стал учёным-теплофизиком с международным авторитетом, крупным специалистом в области молекулярной физики, доктором физико-математических наук, профессором МГУ, был награждён орденом Ленина.
    О том, что «прапорщик революции» и нынешний видный учёный – это один и тот же человек, выяснилось спустя несколько десятилетий. Но это уже совсем другая увлекательная история, которая и привела меня, журналиста «Известий», в квартиру старого профессора. Здесь неожиданно встретились два выпускника разных лет одной гимназии. Это сблизило нас, сделало «своими». Тогда-то Алексей Александрович вынес из соседней комнаты и доверительно показал мне парижский альбом, который открывался поразившей меня фотографией актового зала нашей школы с портретом в полный рост царя Николая II над сценой. Когда мы учились, этого портрета не было, а на сцене стояла грязная гипсовая статуя усатого истукана.

    Кстати, раз заговорили об эмиграции, не могу не назвать одного знаменитого эмигранта. Это советский диссидент, политик и писатель Владимир Буковский, выброшенный из СССР и сейчас живущий в Англии. Во второй половине 1970 годов популярной в народе была ехидная частушка:
    «Обменяли хулигана
    на Луиса Корвалана.
    Где б найти такую б...,
    чтоб на Брежнева сменять?»
    Поясню: в центральной партийной газете «Правда» Буковского обозвали «злостным хулиганом, занимающимся антисоветской деятельностью». Л.И. Брежнев – партийный и советский лидер того времени, его правление охарактеризовано выразительным и точным словом «застой», который приблизил неизбежный крах прогнившей советской политической и неэффективной плановой экономической системы, произошедший в начале 1990 годов. «Хулиган» же Буковский, которого обменяли на лидера чилийских коммунистов, учился в нашей 59-й школе. Он – тоже наш мальчишка со Староконюшенного!

    Мы – дети Арбата. Мы росли в духовной ауре Арбата, которая создавалась многими поколениями самых образованных, интеллектуальных и творческих людей России, её духовной элиты. Эта незримая аура влияла на нас.

    ОТ АВТОРА. В этой главе моей книги мне хотелось рассказать о замечательных людях, которые стояли у истоков создания школы, в которой я учился, заложили её дух и её традиции. В годы советской власти их имена были вычеркнуты из истории и преданы забвению. Сейчас наша благодарная память возвращает их. Я восхищаюсь этими выдающимися личностями и преклоняюсь перед ними.
    Я СЧИТАЮ, ЧТО ШКОЛЕ В СТАРОКОНЮШЕННОМ ПЕРЕУЛКЕ НУЖНО ВЕРНУТЬ СЛАВНЫЕ ИМЕНА ИВАНА ЛОГГИНОВИЧА И АЛЕКСАНДРЫ КСЕНОФОНТОВНЫ МЕДВЕДНИКОВЫХ. Этим людям она обязана своим рождением и с их именем вошла в историю отечественного образования, как первая в России средняя общеобразовательная школа. Нормальные люди от своих родителей не отказываются. А на здании школы нужно установить памятную доску с их фамилиями и фамилиями учредителя школы Н.А. Цветкова и первого директора В.П. Недачина. Эти люди оставили на Земле добрый след, и мы не имеем права забывать их.

    Я ОБРАЩАЮСЬ КО ВСЕМ ВЫПУСКНИКАМ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ № 59:
    Друзья, поддержите идею возвращения нашей любимой школе её прежнего славного и гордого названия МЕДВЕДНИКОВСКОЙ. Думаю, что мой любимый писатель Н.В. Гоголь, чьё имя сейчас носит школа, поймёт и будет на то не в обиде. Нас, выпускников Медведниковской школы разных лет, много. Вместе мы – большая сила!

    Вот и настал День Знаний. Для кого-то это событие является радостным, для кого-то – не очень. Однако, именно сегодня тысячи детей, родителей и их родственников празднуют начало учебного года.

    Традиция делать из начала школьных и университетских будней праздник имеет старинные корни. Задумывались ли вы о том, насколько изменились наши представления об образовании за последний век? Еще 150-100 лет назад образование мог получить далеко не каждый, 200 лет назад образование было доступно лишь привилегированным сословиям общества и редким счастливчикам, которые в нужное время оказались в нужном месте.

    А насколько сильно отличался режим гимназиста прошлых лет от режима нынешнего ребенка!? Читая воспоминания Пушкина о Царском Селе, мемуары членов императорской семьи о домашнем обучении и даже – сентиментальные произведения Лидии Чарской о жизни гимназисток, мы видим, насколько отлаженным, четким и даже «армейским» был режим жизни и учебы этих детей. Но, несмотря на все трудности, образование воспринимали как благо, дорогу в будущее и ключ к жизни. Не случайно здания образовательных учреждений до революции возводились лучшими зодчими того времени. Они по праву считались одними из самых красивых зданий в городе и служили предметами всеобщего восхищения.

    В честь Первого сентября я хочу представить вашему вниманию небольшую подборку замечательных по красоте своей архитектуры учебных учреждений, построенных до революции.

    2. Вторая Московская Гимназия была открыта в 1836 году в бывшем дворце графа Мусина-Пушкина на площади Разгуляй. Под её управлением работали московские уездные училища. При гимназии имелся благородный пансион. Здание гимназии в начале XX века. На заглавной фотографии - Первая Московская Гимназия (губернская), организованная на базе существовавшего с 22 сентября 1786 года Московского Главного народного училища.

    3. Третья Московская Гимназия (из книги: Краткий исторический очерк пятидесятилетия Московской III гимназии. - М., 1889).

    4. Четвертая Московская Мужская Гимназия с благородным пансионом при ней была учреждена 1 июня 1849 года.

    5. Пятая Московская Гимназия в 1914 году.

    6. Шестая Московская Гимназия была открыта не позднее 1871 года. В 1882-1917 она располагалась в здании, которое сегодня занимает Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского.

    7. Седьмая Московская Гимназия, в память Александра III, была на площади Страстного монастыря, Страстной, ныне – Пушкинской пл. Здание бывшей гимназии не уцелело, оно находилось рядом со старым зданием типографии Известий. Его снесли при строительстве нового здания издательства. Считается, что во времена грибоедовской Москвы дом, в котором позднее была открыта гимназия, принадлежал Фамусову, герою комедии ""Горе от ума".

    8. Гимназия им. Г.Шелапутина (названа в память сына жертвователя П.Г.Шелапутина). Располагалась в Трубецком пер. (по-советски – пер. Хользунова).


    9. Медведниковская Гимназия (по имени жертвователя иркутского купца И.Л.Медведникова и его вдовы А.К.Медведниковой) по адресу Староконюшенный пер. 18. В советское время – школа №59 им. Н.В.Гоголя, преобразованная в новосоветскую гимназию им. А.С.Грибоедова.

    10. Гимназия на Б. Якиманке в 1909 году.

    11. Императорский Царскосельский лицей (с 1843 по 1917 годы - Александровский лицей) - привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

    12. Елецкая Классическая Мужская Гимназия - среднее образовательное учебное заведение в городе Ельце Российской империи. Основано в ноябре 1871 года.

    13. В 1879 году в Ельце открылась женская гимназия. Она давала педагогическое образование. В статье 45 Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения от 1870 года говорится о том, что выпускницам давалось звание учительницы начальных училищ и право заниматься обучением на дому.

    14. Рязанская Мужская Гимназия - главное учебное заведение в Рязанской губернии в 1804-1917 годах.

    15. Здание Второй Мужской Гимназии: парадный вход справа - для учителей; левый вход - для гимназистов. Перекресток Астраханской и Николодворянской улиц.

    16. Владимирская Лингвистическая Гимназия им А. Г. Столетова (или гимназия № 23) - среднее общеобразовательное учреждение в России. Одна из старейших гимназий в России. Открытка начала XX века.