Войти
Логопедический портал
  • День поэзии в цбс 21 марта всемирный день цветов
  • Былины. Героические сказки. Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе И. В. Карнауховой Очень короткие былины о русских богатырях
  • Император Человечества - Форумы портала WARFORGE
  • Дистанционный курс "педагогическая психология"
  • Михаил Васильевич Фрунзе: краткая биография и фото Память в наименованиях
  • Реконструкция и военно исторические клубы
  • Организменный популяционный и экосистемный подходы в экологии. Экосистемный подход. Использование стратегии адаптивного управления

    Организменный популяционный и экосистемный подходы в экологии. Экосистемный подход. Использование стратегии адаптивного управления

    Качество окружающей среды.

    Нормированиекачества окружающей природной среды. Виды нормирования. Преимущества и недостатки каждого вида нормирования.

    Важнейшие принципы теоретической экология по сохранению экосистем.Экзистанционный потенциал экосистем.

    Основные принципы и правила охраны окружающей среды.

    Основные направления по соблюдению этих принципов. Переход к эко-экономике - смене приоритетов производства.

    Охрана окружающей природной среды тесно связана с природопользованием.

    Безусловно, что развитие хозяйственной деятельности допустимо лишь в пределах жизнеподдерживающей способности экосистем планеты.

    Одной из важнейших проблем природопользования является сохранение качества окружающей среды.

    Основными критериями качества средыдолжно быть состояние и функционирование живых организмов, присущих той или иной экосистеме.

    Поэтому пределы концентра­ций вредных веществ должны быть такими,

    при которых:

    Не нарушаются жизненные функции в каком-либо из звеньев пищевой цепи;

    - не нарушаются функции, регулирующие процессы геохимического самоочищения экосистем;

    - не понижается биологическая продуктивность экосистемы;

    - сохранялся бы необходимый для существования экосистемы гено­фонд.

    На соблюдение этих условий направлено природоохранительное зако­нодательство, в соответствии с которым осуществляется нормирование качества окружающей природной среды.

    Нормирование в целом устанавливает граничные условия (нормативы) как на собственно источники и факторы воздействия (прежде всего, обусловленные хозяйст­венной деятельностью), так и на характеристики среды и откли­ки экосистем .

    Однако принципы, положенные в основу отдельных видов нормирования не обеспечивают защиту экосистемы. Так, в основу санитарно-гигиенического норми­рования положенп ринцип антропоцентризма. Однако человек не самый чувствительный из биологи­ческих видов, и принцип «защищен человек - защищены и экосистемы», оказался неверным.Кроме того, санитарно-гигиеническое нормирование ох­ватывает все среды, различные пути поступления вредных ве­ществ в организм, но редко отражаеткомбинированное действие (одновременное или последовательное действие нескольких ве­ществ при одном и том же пути поступления), не учитывает эф­фектовкомплексного действия (поступление вредных веществ в организм различными путями и с различными средами - с воз­духом, водой, пищей, через кожные покровы) исочетаемого воз­действия всего многообразия физических, химических и биоло­гических факторов окружающей среды. Существуют лишь ограниченные перечни веществ, обладающих эффектов суммации при их одновременном содержании в атмосферном воздухе.



    Экологическое нормирова­ние предполагает учет так называемой допустимой нагрузки на экосистему.Допустимой нагрузкой считается такая, под воздей­ствием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вы­зывает нежелательных последствий у живых организмов и не ве­дет к ухудшению качества среды. К настоящему времени извест­ны лишь некоторые попытки учета нагрузки для растений суши и для сообществ водоемов рыбохозяйственного назначения.

    Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое норми­рование основаны на знании эффектов, оказываемых разнооб­разными факторами воздействия на живые организмы и опре­деляют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность .

    Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы . Научно-техническое нормирование предполагает введение ог­раничений деятельности хозяйственных объектов в отношении загрязнения окружающей среды, иными словами, определяет предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву. К таковым относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС соответст­венно), лимиты размещения отходов, а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды.

    Сбалансированное хозяйственное развитие должно базироваться на механизмах биологической стабилизации окружающей среды, которые приоритетны по сравнению с технико-технологическими средствами.

    Такой переход требует кардинальных преобразований, в центре которых - экологизация всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового общества.

    «Конечной целью» движения по этому пути станет формирование ноосферы или чего-то подобного ей в планетарном масштабе.

    Научной основой всех мероприятий по сохранению экосистем служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза или способности к саморегуляции экосистем и сохранение их экзистанционного потенциала или способности к существованию и функционированию.

    Различают следующие пределы экзистенции: предел антропогенности – устойчивости к негативному антропогенному воздействию, например, к пестицидам; предел стохетотолерантности или - устойчивости к стихийным бедствиям (ветрам, лавинам и т.д.); предел потенциальной регенеративности – способности к самовосстановлению.

    Экологически обоснованное рациональное природопользование заключается в максимально возможном повышении этих пределов и достижении высокой продуктивности всех звеньев трофических природных экосистем.

    Экологизация производства предполагает учет всех видов взаимодействия технологического процесса с окружающей средой и принятия мер по предотвращению отрицательных последствий (отходы включены в естественные циклы круговорота веществ).

    Стратегия устойчивого развития, формирование экологического сознания, позволит удовлетворить нужды настоящего и будущих поколений.

    К настоящему времени сформировалисьо сновные принципы и правила охраны окружающей среды, основные направления по соблюдению этих принципов.

    Основные принципы и правила охраны окружающей среды заключаются в следующем:

    - научно-техническое совершенствование производства направленное на повышение полноты использования природных ресурсов;

    Сочетание экономичности с экологичностью при использовании и воспроизводстве природных ресурсов;

    - комплексный подход к сохранению в целом единой экосистемы.

    Основные направления по соблюдению этих принципов :

    - технологогическое (совершенствование технологий производства);

    - экономическое (совершенствование экономических механизмов);

    - административно-правовое (применение мер административного наказания и юридической ответственности);

    - эколого-просветительское (гармонизация экологического мышления);

    - международародно-правовое (гармонизация международных отношений).

    На современном этапе возникла специальная система управления качеством окружающей среды - экологический менеджмент.

    Как показывает жизнь, в принципе уже сформировалось новое прогрессивное, информационное пространство, сфокусированное на экологических вопросах, без вхождения в которое ни один предприниматель теперь не может профессионально заниматься своим делом.

    Процессы мирового социально-экономического переустройства породили целевую установку деятельности менеджеров на эколого-безопасностное управление и эколого-экономическое регулирование хозяйственных систем разных уровней. Оказалось, что предприниматель становится лидером и добивается увеличения прибыли и повышения конкурентоспособности как на национальном, так и на международном уровнях только, если он внедряет экопрограммы в промышленную, торговую и финансовую деятельность, тесно взаимодействуя с правительством и общественными структурами.

    В 2005 г. вступил в силу Киотский протокол, в котором для 35 развитых стран установлены квоты по сокращению выбросов.

    Разрешено торговать квотами на выбросы парниковых газов, что может принести, странам, которые не достигают до установленного для них минимума, немалую прибыль.

    Еще один выгодный механизм - проекты совместного осуществления модернизации промышленных объектов, внедрение энергосберегающих и экологичных технологий на западные инвестиции в обмен на квоты.

    По мере постепенной переориентации конъюнктуры рынка на инвестирование проектов, предполагающих разработку и практическое применение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, можно спрогнозировать дальнейшее повышение роли консультационных фирм, специализирующихся в области сложных, с потребительской или технической точек зрения, товаров (зачастую еще неизвестных потенциальным покупателям), рынок которых мало диверсифицирован.

    Глобальной перестройке традиционного экономического здания способствовала превращение природоохранной деятельности предприятий в самостоятельную сферу экологического предпринимательства . Так, в начале 90-х годов некоторые новые формы частного предпринимательства – кооперативы специализировались на утилизации отходов целого ряда производств. Полученные в результате очистки отходящих газов, конденсата и сточных вод цинк, серебро, медь и другие ценные продукты продавались за рубеж по ценам мирового рынка, а полученные доходы вкладывались в новые технологии, т.е. возникали предпосылки для многостороннего стимулирования частных инвестиций в мероприятия, обеспечивавшие побочный природоохранный эффект: оздоровление воздушного бассейна и водоемов, глубокую очистку сточных вод и т.п. Как видим, приоритеты поменялись местами, и коммерческие интересы частного предпринимательства вывели на результаты общественных интересов - оздоровление окружающей природной среды.

    Порой первоначальное решение собственных экологических проблем позволяет некоторым предприятиям открывать еще мало изведанные пути получения дополнительной прибыли благодаря хорошо поставленному обмену опытом, который в условиях рыночной экономики может давать ощутимый экономический эффект и создавать предприятию имидж ведущего ориентира отраслевой или региональной экономики и управления.

    Еще пример, когда взоры предпринимателей устремились к рассредоточенным по планете топливно-энергетическим комплексам, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность человечества. Известно, что реальные приоритеты в сфере финансирования эколого-экономической деятельности энергетических структур и обслуживаемых ими объектов во многих странах коррелируют с их техногенной нагрузкой на окружающую среду и с ранжированием энергоносителей по количеству производимой энергии (уголь - мазут - природный газ - гидроресурсы - ядерное топливо - ветровые ресурсы - энергия, накапливаемая в солнечных батареях, - ресурсный потенциал биомассы). Немаловажную роль играет и экономия энергоресурсов.

    В связи с этим, ожидалось, что модернизация энергетической сферы будет заключаться в реконструкции и обновления оборудования, повышении эффективности использования энергоресурсов и практического освоения нетрадиционных источников энергии. Но практика показала, что энергосбережение за счет установки тепло-, водо- и газовых счетчиков в тех же количествах, что и эксплуатировалось ранее, составляет лишь 25% от необходимого количества. В результате возникло альтернативное решение: изменения в структуре топливно-энергетического баланса и снижение интегральной энергоемкости некоторых видов продукции, что сделали возможным создание в качестве независимых производителей электроэнергии электростанций нового поколения и новых сетевых энергокомпаний.

    Таким образом, переход к эко-экономике не означает сокращение производства как такового. Речь идет лишь о смене приоритетов производства.

    Основная литература: 1, 2, 3

    Дополнительная литература:1

    Контрольные вопросы:

    1) Охарактеризуете качество окружающей среды;

    2) Основные критерии качества окружающей среды;

    3) Каким образом природоохранное законодательство способствует сохранению качества окружающей природной среды. Преимущества и недостатки принимаемых мер;

    4) Что означает экзистанционный потенциал экосистем;

    5) Основные принципы и правила охраны окружающей среды. Основные направления по соблюдению этих принципов.

    Основная литература:

    1. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. Учебное пособие/ А.Е.Воробьев и др. – Ростов н/Д: Феникс. 2006. – 544 с.

    2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология (серия «Высшее образование). – Ростов н/Д: Феникс. 2003. – 576 с.

    3. Нуркеев С.С., Мусина У.Ш. Экология. Учебн. пособие.- Алматы: КазНТУ. – 2005. 485 с.

    Дополнительная литература:

    2. Ильин В.И. Экология. Учебное пособие. – М.: Перспектива. 2007. – 298 с.

    Практическое занятие:

    Тема.Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 гг.

    Задание 1: Понятие термина «устойчивое развитие».

    Что в вашей жизни считается «устойчивым», и что, по вашему мнению, нуждается в «развитии» жизни. Ваши мнения и рассуждения необходимо внести в таблицу в краткой форме:

    Задание 2: Цель, задачи и этапы перехода к устойчивому развитию

    Прокомментируйте цель, задачи и этапы перехода к устойчивому развитию.

    Задание 3: Пути реализации задач в области устойчивого развития

    Прокомментируйте пути реализации задач в области устойчивого развития.

    Литература: 2осн., 2доп.

    Составители:

    доцент, к.т.н. Бейсекова Т.И. – раздел 2. Стратегии и цели устойчивого развития.

    доцент, к.т.н. Лапшина И.З. – раздел 1. Экология

    Экосистема - «любое природное

    образование от кочки до оболочки»

    Г.К. Ефремов

    1. Понятие экосистема. Свойства экосистемы.

    2. Концепция биогеоценоза. Отличия биогеоценоза от экосистемы.

    3. Структура экосистемы.

    4. Типы взаимоотношений в биогеоценозе.

    5. Динамичность экосистемы.

    1. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой называется синэкологией. Термин экосистема впервые ввел английский ботаник-эколог А. Тенсли в 1935 году. Под экосистемой понимается любая система, состоящая из живых существ и среды обитания, объединенных в единое функциональное целое. С точки зрения А. Тенсли понятие «экосистема» приложимо для обозначения систем, обеспечивающих круговорот любого ранга. Экосистема - основная функциональная единица в экологии.

    «Любая единица (биосистема), включающая все совместно функционирующие организмы (биотическое сообщество) на дан­ном участке и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии создает четко определенные биоти­ческие структуры и круговорот веществ между живой и нежи­вой частями, представляют собойэкологическую систему, или экосистему» (Ю. Одум, 1986).

    Выделяют экосистемы различного ранга: микроэкосистемы (труп животного с микроорганизмами, дерево в стадии разложения, аквариум, лужица, капля воды, подушка лишайника), мезоэкосистемы (лес, пруд, река); макроэкосистемы (океан, континент, природная зона); глобальная экосистема (биосфера в целом). Географ и писатель Ефремов Г.К. дал шутливое определение: экосистема «любое природное образование от кочки до оболочки».

    С точки зрения среды обитания выделяют следующие типы экосистем:

    Экосистема

    Наземные (биомы): Пресноводные: Морские:

    Тундра, Хвойные реки, ручьи,озера, открытый океан,

    бореальные леса, болота, пруды и др. эстуарии, рифтовые

    Степи, Саванны, Пустыни. зоны, районы апвеллинга.

    Свойства экосистемы:

    1. эмерджентность (анг. Эмердженс – неожиданно появляющийся): наличие у целого (экосистемы) особых свойств, не присущих элементам. Одна ель не составляет хвойный лес, которому свойственны микроклимат, взаимосвязи и т.д.



    2. биоразнообразие: любая система не может состоять из абсолютно одинаковых элементов, разнообразие элементов является необходимым условием функционирования. Закономерность: чем разнообразнее экосистема (биогеоценоз), тем устойчивее система.

    3. динамичность: любая экосистема способна поддерживать свою устойчивость и самосохраняться. Устойчивое или стационарное состояние динамической системы поддерживается непрерывно выполняемой внешней работой для чего необходим приток энергии,ее преобразование в системе и отток за пределы системы.

    4. неравновесность: системы, функционирующие с участием живых организмов являются открытыми, поэтому для них характерно поступление и отток энергии и вещества, что невозможно осуществить в условиях равновесного состояния.

    5. Саморегуляция: гомеостаз - способность биологических систем - орга­низма, популяции и экосистем - противостоять изменениям и сохранять равновесие.

    Таким образом, любая экосистема представляет собой открытую, динамичную, неравновесную экосистему.

    2. Термин биогеоценоз предложен В.Н. Сукачевым в 1942 году. Это понятие территориальное, относящееся к участкам суши, занятых фитоценозами (по сути близко к понятию экосистема). Концепции экосистемы и биогеоценоза дополняют и обогащают друг друга. Для биоценозов характерны относительно устойчивый состав фауны и флоры, они обладают типичным набором живых организмов, которые сохраняют свои основные признаки во времени и пространстве. Биогеоценоз в отличии от экосистемы имеет более четкие границы. Поэтому различают сосняк бруснично-черничный, дубрава г. Брянска и т. д.

    Ценоз – совокупность каких-либо живых организмов.

    Биотоп (топос-место) – место проживания определенного ценоза.

    Фитоценоз – совокупность сообщества растительных организмов, произрастающих на одной территории.

    Зооценоз – совокупность животных, обитающих на одной территории.

    Микробоценоз – совокупность микроорганизмов, обитающих на одной территории.

    Биоценоз – организованнная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов, микроорганизмов, живущих совместно в практически одних и тех же условиях среды.

    Биогерценоз- совокупность фитоценоза, зооценоза, микробоценоза, проживающего на одном биотопе.

    3. Структура экосистемы. Биогеоценозу присущи специфика взаимодействий слагающих его компонентов, их особая структура и определенный тип обмена веществ и энергии между собой и другими субъектами природной среды.

    А) С точки зрения объекта в состав экосистемы входят такие компоненты:

    1) не­органические вещества (С, N, СО 2 , Н 2 О, Р, О и др.), участвую­щие в круговоротах; 2) органические соединения (белки, угле­воды, липиды, гумусовые вещества и др.), связывающие био­тическую и абиотическую части; 3) воздушная, водная и суб­стратная среды, включающие абиотические факторы; 4) про­дуценты - автотрофные организмы, в основном зеленые рас­тения, способные производить пищу из простых неорганиче­ских веществ; 5) консументы, или фаготрофы (пожирате­ли), - гетеротрофы, в основном животные, питающиеся другими организмами или частицами органического вещества; 6) редуценты, или сапротрофы (питающиеся гнилью), - ге­теротрофные организмы, в основном бактерии и грибы, полу­чающие энергию путем разложения отмершей или поглоще­ния растворенной органики. Сапротрофы высвобождают неор­ганические элементы питания для продуцентов и, кроме того, являются пищей для консументов.

    Между структурными компонентами существует тесная пищевая взаимосвязь (пищевая цепь). Цепь питания –перенос энергии от ее источника через ряд организмов путем поедания одних другими.

    Продуценты → консументы 1порядка → консументы 2 порядка → консументы 3 порядка → редуценты

    Если цепь питания начинается с продуцентов, то называется пастбищная, если с редуцентов, то детритная. В экосистемах пищевые цепи не изолированы, а тесно переплетены и образуют пищевые сети. Место каждого звена в цепи питания называется трофическим уровнем. Конечным результатом пищевой цепи является рассеивание и потеря энергии, поэтому она состоит из 5….6 звеньев не более.

    Функциональная схема экосистемы:


    Функциональные взаимосвязи, т. е. трофическую структу­ру, можно изобразить графически, в виде так называемых эко­логических пирамид. Основанием пирамиды служит уровень продуцентов, а последующие уровни питания образуют этажи и вершину пирамиды. Известны три основных типа экологиче­ских пирамид: 1) пирамида чисел, отражающая численность организмов на каждом уровне (пирамида Элтона); 2) пирамида биомассы, характеризующая массу живого вещества, - об­щий сухой вес, калорийность и т.д.; 3) пирамида продукции (или энергии), имеющая универсальный характер, показываю­щая изменение первичной продукции (или энергии) на после­довательных трофических уровнях.

    Б) С точки зрения вида различают - видовую структуру биоценоза: характеризует разнообразие в нем видов и соотношение их численности или массы. Чем выше видовое разнообразие, тем стабильнее биоценоз.

    В) С точки зрения времени- пространственная структура: в ходе длительного эволюционного преобразования, приспосабливаясь к определенным абиотическим и биотическим условиям, живые организмы в итоге приобрели четкое ярусное строение.

    Г) С точки зрения экологической ниши – экологическая структура: каждый биоценоз складывается из определенных экологических групп организмов, которые могут иметь неодинаковый видовой состав, хотя и занимают сходные экологические ниши. Например, мухоловка-пеструшка и садовая горихвостка ловят насекомых в одном и том же лесу. Однако первая охотится только на уровне крон деревьев, а другая - в кустарниках и над почвой. Головастик питается растительной пищей, а взрослая лягушка- плотоядное животное.

    4. Межвидовые взаимоотношения разно­образны. Два живущие рядом вида могут вообще никак не влиять друг на друга, могут влиять благоприятно или неблагоприятно. Возможные типы комбинаций и отражают раз­личные виды взаимоотношений:

    нейтрализм - оба вида независимы и не оказывают ни­какого действия друг на друга;

    конкуренция - каждый из видов оказывает на другой не­благоприятное воздействие;

    мутуализм - виды не могут существовать друг без дру­га (лишайник: водоросль и гриб; медоед и медоуказчик);

    протокооперация (содружество) - оба вида образуют со­общество, но могут существовать и раздельно, хотя со­общество приносит им обоим пользу (кищечнополостные и краб, птицы – «чистильщики», уничтожающие личинок в коже у буйволов, лосей, кабанов, ослов, оленей, слонов, антилоп и др., птицы – “чистильщики» зубов крокодилов - тиркушки);

    комменсализм - один вид, комменсал, извлекает поль­зу от сожительства, а другой вид - хозяин не имеет ни­какой выгоды (взаимная терпимость: мальки ставриды под колоколом медуз, гриф и лев);

    аменсализм - один вид, аменсал, испытывает от друго­го угнетение роста и размножения (обычно наблюдается в растительном мире: клубника, если не обрывать усов, угнетающее сказывается на плодоношение и размеры, листовой поверхности);

    хищничество - хищный вид питается своей жертвой. Является широко распространенным типом биотических отношений в природе.

    Уникальным типом биотических связей является аллелопатия – химическое воздействие одних видов растений на другие при помощи своих продуктов метаболизма (эфирных масел, фитоциндов и т.д.). Например, орех и дуб своими выделениями угнетают травянистую растительность и размножение многих животных.

    YAK 37.035 ББК 74.66

    A.A. НИЯЗОВА, ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

    Ю.М. ГИБАДУЛЛИНА КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ

    СОиИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

    А.А. N^AZ^^ THE ECOSYSTEM APPROACH

    YM G|BADULL|NA as ONE OF THE EFFECTIVE FACTORS

    OF SOCIAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

    В статье рассматривается использование экосистемного подхода в социальном развитии детей группы риска, одним из инструментов которого является экокарта. Представлены результаты опытно-экспериментального исследования социального развития детей и даны рекомендации педагогам.

    The article discusses the use of the ecosystem approach in the social development of children at risk, one of the tools which is ecocert, and presents the results of experimental studies in social development of children and recommendations to teachers.

    Ключевые слова: экосистемный подход, экокарта, социальное развитие, дети «группы риска», сеть социальных контактов.

    Key words: ecosystem approach, ecocert, social development, children of «risk group», a network of social contacts.

    Своеобразие современного общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание общества к проблеме социального развития подрастающего поколения требуют чёткого определения стратегий, методов и инструментов воздействия на них, обусловленных динамичными изменениями внешней и внутренней среды - экосистемы, что в свою очередь актуализирует поиск подходов, влияющих на социальное развитие детей. Одним из эффективных факторов социального развития детей, на наш взгляд, является экосистемный подход, использование которого имеет практическую значимость, заключающуюся в изучении личности ребенка, его окружения и взаимоотношений в социальной среде, а также в выявлении ресурсов ребенка, необходимых для его становления.

    Под социальным развитием мы понимаем необратимый закономерный процесс изменений личности и психики человека, включающий, с одной стороны, усвоение индивидом готовых форм социальной жизни, а с другой -приобретение собственного социального опыта, индивидуальных качеств и свойств, позволяющих ему ориентироваться и самореализовываться в различных жизненных ситуациях.

    Общеизвестно, что готовые формы социальной жизни усваиваются детьми как стихийно, так и в процессе целенаправленного воздействия в условиях обучения и воспитания . В современной образовательной системе происходит постоянное изучение основных факторов социального развития личности - семьи, детского коллектива, ближайшего окружения детей и т.д., которые можно охарактеризовать как экосистему.

    Понятие экосистемы в области естественных наук (биологии, экологии и др.) определяется как система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Рассматривая развитие человека, американский психолог, специалист в области детской психологии Ури Бронфенбреннер составил экологическую модель человеческого развития, в которой выделил микро-, мезо-, экзо- и макросистемы .

    Мезосистема включает взаимодействие ближайшего окружения между собой, что расширяет социальные связи и отношения как ребенка, так и всех субъектов микросистемы . Данные связи рассматриваются как внутренние. Включение в систему социальных отношений учреждений, предприятий, организаций позволяет расширить социальную сеть до экзосистемы, направленной на решение проблем как детей, так и семьи .

    На современном этапе исследователи выделяют следующие виды экосистем: психологическая,образовательная, социальная.

    Психологическая экосистема представляет собой совокупность людей в деятельности и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему. Образовательная экосистема обозначена как комплекс образовательных технологий и ресурсов, обеспечивающих индивидуализацию личностного развития субъектов образовательной среды на основе эффективных форм взаимодействия её компонентов. Социальная экосистема представлена как совокупность социальных общностей и их связей между собой и с природой, позволяющих обществу существовать в режиме относительного равновесия (sustainability) и тем самым обеспечивать его социальное воспроизводство .

    Целенаправленное, непрерывное использование форм и методов организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в воспитании подрастающего поколения позволяет сделать вывод о необходимости использования экосистемного подхода.

    Основу экосистемного подхода составляют: взаимодействие в социо-природной среде, направленной на развитие личности согласно биологическим и социальным законам, и социальные связи личности с внешним миром, способствующие социальному развитию.

    Экосистемный подход в широком смысле слова рассматривается как гармонизация человека и его социального и физического окружения, а в узком - взаимодействие адаптивных процессов, необходимых для такой гармонизации.

    Суть экосистемного подхода заключается в том, что в процессе вмешательства в проблемную ситуацию объекта любого уровня выделяется пространство взаимодействия - это саморазвивающаяся системная целостность, образованная субъект-объектными отношениями трех базовых составляющих - участников: ребенок, педагог (психолог), среда.

    Цель экосистемного подхода в практической социально-педагогической деятельности (социальной работе) заключается в обеспечении взаимодействия в микро-, экзо-, мезосистемах, с помощью которых человек (дети и взрослые), а также социальные институты (семья) строят свое окружение, взаимодействуют и под их влиянием изменяются и самореализуются.

    Одним из реальных инструментов в экосистемном подходе является экокарта (карта социального пути). Экокатра - это схема, позволяющая увидеть ресурсы внутри семьи и ресурсы сообщества, к которым дети имеет доступ. Экокарта является визуальным инструментом, на котором представлена следующая информация: взаимоотношения в семье; взаимоотношения семьи с социальным окружением в определенный момент времени; взаимодействия между индивидами. Схематическое изображение экокарты представлено на рисунке 1.

    Экокарта включат в себя три компонента:

    1. Внутренняя система - сам ребенок с его пониманием причин возникновения проблемной ситуации и представлением «реального» функционирования в сложившейся ситуации.

    2. Поддерживающее окружение - это те субъекты и объекты, которые находятся в зоне ближайшего окружения детей (члены семьи, близкие друзья и т.д.).

    3. Питающая система - опыт и знание педагога, ресурсы системы социальной защиты, а также другие люди из его окружения и т.п.) .

    Рис. 1. Схема экокарты

    Экокарта создается совместно с клиентом (ребенком или родителями) для выявления ресурсов и планирования работы с учетом сильных и слабых сторон семьи. Особое внимание уделяется следующим аспектам:

    Социально-психологической и педагогической поддержке, направленной на оказание временной или постоянной меры адресной поддержки детям в процессе социального развития;

    Ресурсам коммьюнити, обеспечивающим связь ребенка с другими людьми (сверстниками, родителями, тренерами и т.д.), которые объединены общими интересами и увлечениями;

    Стрессорам - факторам, вызывающим состояние стресса у детей в процессе социального развития. Существуют различные классификации стрессоров: физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур); психологические (информационная перегрузка, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.).

    В рамках экосистемного подхода решаются следующие задачи:

    Выстраивание индивидуальной траектории социального развития детей в соответствии с его этическими, культурными, религиозными и другими предпочтениями;

    Создание условий для получения образования, социализации и социального развития детей в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей (дети-сироты, дети с ОВЗ, одаренные дети, дети группы риска и т.д.);

    Расширение ресурсного пространства за счет выявления социально-значимых лиц (что можно увидеть на экокарте) и их включения в процесс социального развития и решения социально-педагогических проблем детей с поддерживающими и питающими системами.

    Использование экосистемного подхода позволяет:

    Изучить особенности взаимодействия детей с семьей, его ближайшим окружением;

    Вовлечь социальное окружение детей к участию в его жизни, оказанию помощи и поддержки;

    Выявить ресурсные возможности самих детей, а также семьи .

    Экосистемный подход составляет основу одной из эффективных на данном этапе технологий - сети социальных контактов. Понятие «сеть социальных контактов» было введено в середине 1950-х годов английским антропо-

    логом Джоном А. Барнсом. Эта технология отработана шведскими специалистами и в настоящее время внедряется во многих городах России. Работа по данной технологии - это путь к решению проблемы детей через его социальное окружение. Данная технология применяется в различных случаях: кризис и конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, уходы ребенка из дома, отказ родителей или опекунов .

    Технология сети социальных контактов включает три основных этапа.

    Первый этап - сетевая диагностика, при котором используется «карта социальных связей», или «экокарта». Экокарта определяет взаимоотношения, проблемы, ресурсы самого ребенка и его семьи. Анализируя карту, можно получить разностороннюю информацию о ребенке и его социальном окружении: увидеть личностные качества, проблемные зоны, особенности его отношений с семьей, родственниками, отношения с другими людьми, сверстниками, а также выявить наиболее значимых людей в опыте жизни детей и т.д. .

    Второй этап - мобилизация сети, где организатор сетевой встречи (педагог, психолог и др.) связывается с людьми, которые были выделены ребенком на первом этапе и обозначены как социально-значимые. Подготовка к встрече зависит от типа кризиса и от того, насколько сильна сеть социальных контактов. Если связи между людьми в сети социальных контактов крепкие, то при возникновении проблемы, которую можно решить на сетевой встрече, достаточно проинформировать людей о формах встречи, времени и месте ее проведения и разъяснить постановку вопросов на встрече. Сеть социальных контактов в этом случае мобилизует себя сама. В сетях контактов с более слабыми связями между людьми возникает необходимость в проведении нескольких подготовительных встреч со всеми участниками с целью объяснения, что такое сетевая встреча и почему так важно, чтобы именно этот человек принял в ней участие .

    Третий этап - проведение сетевой встречи, смысл которой, прежде всего, в самой встрече близких людей детей друг с другом, их сближение с целью решения их проблем, а задача ведущего - обеспечить исследовательский и объединяющий их друг с другом процессы.

    Сетевая встреча проходит через спираль развития процесса встречи, включающего в себя: постановку задач, поляризацию, мобилизацию, фазы депрессии, прорыв, катарсис. Сетевая встреча в зависимости от проблемы может быть организована несколько раз. Технология «Сеть социальных контактов» подразумевает использование командной работы не только специалистов, но и людей ближайшего окружения детей различной категории.

    Технология сети социальных контактов внедрялась на базе нескольких учреждений при работе с детьми, относящимися к различной категории (дети-сироты, дети с ОВЗ, одаренные дети, дети группы риска и т.д.) - МАОУ СОШ № 2, № 15, № 17 г. Тобольска, АУ СОН Тюменской области «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних города Тобольска», АУ СОН ТО и ДПО «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» города Тюмени. Основным объектом исследования являлось социальное развитие детей. Общее количество испытуемых составило 120 человек.

    Опытно-экспериментальная работа включала внедрение программы по социальному развитию детей, технологии сети социальных контактов, построенных на основе экосистемного подхода. В основу нашего исследования положены методики, направленные на изучение уровня социального развития детей с учетом экосистемного подхода, подразумевающего социальные связи и отношения детей к окружающему, а также их взаимодействие со значимыми лицами.

    Анализ результатов констатирующего этапа позволил выделить следующие проблемы детей: наличие прагматического и индивидуального типа восприятия окружающих; низкая степень адаптированности к новым условиям в микросреде и социальной активности; проявление личностной и ситуатив-

    ной тревожности. Решение обозначенных проблем определено в содержании программы, которая была реализована 2016-2017 гг. и включала подготовительный, адаптационный и поддерживающий этапы. На подготовительном этапе внедрялась программа «СТАРТ» (Социализация, Творчество, Активность, Развитие, Трудолюбие), цель которой социальное развитие детей, формирование нравственных качеств, автономности и положительного восприятия окружающих. Основными задачами программы явились:

    Формирование эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к окружающим людям, семейных ценностей, коммуникативных способностей, социальной активности, нравственных качеств;

    Создание экосреды, необходимой для личностного развития детей, способствующей мобилизации и повышению ответственности социального института (семьи, образовательных и социальных учреждений), направленной на позитивные изменения и выход ребенка (или семьи) из кризисной ситуации.

    На адаптационном этапе осуществлялось внедрение технологии сети социальных контактов. Отметим, что каждый из детей - это личность с определенными индивидуальными, психологическими особенностями развития, поэтому технология применялась с учетом категории детей. Результатом сетевых встреч явились: стабилизация позитивных внутрисемейных отношений; социальная адаптация и автономность детей; положительные личностные изменения у членов семьи (смена ценностных и мотивационных установок, активное отношение к жизни, новые позитивные социальные связи, приоритет здорового образа жизни и др.); создание условий для саморазвития как детей, так и семьи. Отметим, что состоявшиеся встречи оказались достаточно продуктивными.

    На поддерживающем этапе был реализован комплекс мероприятий:

    Детское самоуправление, способствующее формированию социальной активности, уверенности и социальной адаптации детей в условиях объединения по интересам;

    Коллективно-творческая деятельность, направленная на участие детей в мероприятиях: «Гори, гори моя свеча», «Фестиваль улыбок», «Вальс добра», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и др.;

    Общественная и социально-значимая деятельность детей через волонтерское движение; отряд защитников природы и правопорядка, деятельность которых направлена на привитие социально-нравственных ценностей, принятых в обществе, а также патриотическое и гражданско-правовое воспитание детей.

    Эффективность реализованной программы и технологии сети социальных контактов показывают результаты нашего исследования. Так, по методике «Восприятие участников общения» (адаптированный вариант методики «Оценка отношений подростка с классом» Л.А. Головей, О.Р. Рыбалко) выявлено увеличение количества респондентов с коллективистическим типом восприятия на 35% (с 20% до 55%); уменьшение количества респондентов с прагматическим типом восприятия на 10% (с 45% до 35%) и индивидуалистическим типом восприятия на 20% (с 35% до 10%). Полученные результаты говорят о восприятии детьми коллектива как самостоятельной целостной системы, заинтересованности в успехах каждого члена коллектива, стремлении внести свой вклад в коллективную деятельность и потребности в коллективных формах работы.

    По методике «Определение степени социализированности» (М.И. Рожков) получены следующие результаты:

    По коэффициенту «социальная адаптированность» - увеличение респондентов с высоким уровнем на 20% (с 20% до 40%), средним - на 5% (с 30% до 35%); уменьшение с низким уровнем - на 25% (с 50% до 25%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети научились взаимодействовать с семьей, со сверстниками и окружающими. Однако 25% респонден-

    тов чувствуют себя неуверенно в силу того, что имеется тревожность, связанная с прежней неблагополучной ситуацией;

    По коэффициенту «автономность» - увеличение респондентов с высоким уровнем на 15% (с 20% до 35%), средним - на 10% (с 20% до 30%), уменьшение с низким уровнем - на 25% (с 60% до 35%). Это говорит о том, что повышении ответственности детей по отношению к семье, выполнению поручений, обязанностей и умение принимать самостоятельное решение;

    По коэффициенту «социальная активность» - увеличение респондентов с высоким уровнем на 10% (с 35% до 45%), средним - на 5% (с 40% до 45%); уменьшение респондентов с низким уровнем - на 15% (с 25% до 10%);

    Коэффициенту «нравственность» - увеличение респондентов с высоким уровнем на 15% (с 25% до 40%), средним - на 5% (с 45% до 50%), уменьшение с низким уровнем - на 20% (с 30% до 10%). Результаты демонстрируют развитие духовно-нравственных качеств и социально-нравственных умений и навыков, необходимых каждой личности общества.

    По методике «Определение тревожности» (Ч.Д. Спилбергер) высокие показатели личностной и ситуативной тревожности уменьшились на 20% (с 30% до 10% и с 35% до 15%), средние показатели - на 15% и 10% (с 50% до 35% и с 45% до 35%), и низкие - увеличились на 35% и 30% (с 20% до 55% и с 20% до 50%). Результаты личностной и ситуативной тревожности говорят о проявлении активности, инициативности, доброжелательном восприятии участников общения, снижении агрессивности и напряжения, об адекватности самооценки детей, отсутствии дискомфорта в социальной среде.

    Анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности реализованной программы и технологии сети социальных контактов, построенных на основе экосистемного подхода. На основе теоретического анализа литературы и результатов опытно-экспериментальной работы разработаны и предложены следующие рекомендации:

    Использование эффективных форм и методов работы педагогов, психологов и социальных педагогов по оказанию помощи и поддержки детям, а также семьям, где они воспитываются;

    Развитие межведомственного взаимодействия с социальными службами по оказанию помощи и поддержки детям и семьям;

    Просветительская работа с детьми и родителями, способствующая повышению воспитательного потенциала семьи, укреплению родительских ролей и роли ребенка в семье;

    Развитие эмоционально-волевой сферы каждого ребенка, включая гуманизацию и оптимизацию взаимоотношений;

    Применение технологии сети социальных контактов и т.д.

    Таким образом, внедрение экосистемного подхода в процесс социального развития детей позволило обеспечить: использование ресурсов субъектов микро-, мезо- и экзосистем; успешное социальное функционирование вышеуказанных систем через развитие индивидуальности ребенка; формирование и закрепление социальных связей и отношений в данных системах.

    Литература

    1. Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст] : метод. рекомендации / под ред. Е.П. Степанова. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.

    2. Коротаева, Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности [Текст] / Е.В. Коротаева, М.В. Бывшева // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 12. - С. 23-27.

    3. Никитина, Е.А. Возможности использования метода сети социальных контактов в организации работы с семьёй группы риска [Электронный ресурс] / Е.А. Никитина, Т.Н. Мартынова. - Режим доступа: http://www.sciencefoгum. гu/2014/pdf/1864.pdf (дата обращения: 15.11.2017).

    4. Ниязова, А.А. Социальная экология [Текст] / А.А. Ниязова. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. - 198 с.

    5. Ниязова, А.А. Экологический подход в системе психолого-педагогического образования [Текст] / А.А. Ниязова // Фундаментальные исследования. -2014. - № 11 (Ч. 9). - С. 2061-2065. - Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35896 (дата обращения: 05.12.2017).

    6. Практикум по возрастной психологии [Текст] / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2002. - 694 с.

    7. Сеть социальных контактов: мобилизация социального окружения детей и семей в кризисной ситуации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://socioprofl.com/sites/default/flles/page/1450325010/13._set_socialnyh_ kontaktov.pdf (дата обращения: 15.12.2017).

    8. Яницкий, О.Н. Россия как экосистема [Текст] / О.Н. Яницкий // СОЦИС. -2005. - № 7. - С. 84-93.

    Зкология - это наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с их неживым, или физическим, окружением. Экологические исследования создают научную основу сельского, лесного и рыбного хозяйства; они позволяют предсказывать, предотвращать и устранять последствия загрязнения окружающей среды; помогают оценить возможные результаты крупномасштабных изменений ландшафта, например при постройке плотин или проведении каналов; наконец, они дают возможность рационально организовать охрану природных объектов.

    Связь экологии с другими областями биологии обобщена на рисунке; из рисунка видно, что живые организмы можно изучать на разных уровнях организации. Экологии соответствует правая часть этой схемы и охватывает индивидуальные организмы, популяции и сообщества. Экологи называют эти объекты биотическим компонентом экосистем, или просто биотой. Экосистема включает в себя также неживой, или абиотический компонент, состоящий из вещества и энергии. Термины «популяция», «сообщество» и «экосистема» имеют в экологии точные определения, которые даны на рисунке. Совокупность экосистем планеты образует ее биосферу, или экосферу, объединяющую все организмы и физическую среду, с которой они взаимодействуют. Таким образом, океаны, поверхность суши, нижний слой атмосферы - все это части биосферы.

    Уровни организации живого от генов до экосистем. Вен планета Земля представляет собой единую экосистему. Океаны, леса, степи и т. д. представляют собой более мелкие экосистемы, связанные между собой потоком энергии и обменом веществами в общепланетарную биосферу. Популяция - это группа организмов одного вида, обитающих на ограниченной территории и обычно в той или иной степени изолированных от сходных групп. Сообщество - любая группа организмов, принадлежащих к разным видам и сосуществующих в одном местообитании или определенной местности; все эти организмы связаны между собой пищевыми и пространственными взаимодействиями. Экосистема представляет собой взаимодействующие как единое целое сообщество и окружающую его физическую среду.

    Подходы в экологии

    Отличительная черта экологии - холистический подход, придающий большее значение целому, а не его составным частям. Эколог в идеале должен учитывать сразу все факторы, взаимодействующие в данном месте. Конечно, это невозможно, поэтому на практике большинство ученых в своих исследованиях отдают предпочтение одному из перечисленных ниже «неидеальных» подходов.

    1. Экосистемный подход в экологии . При таком подходе в центре внимания эколога оказывается обмен энергией и веществами между биотическим и абиотическим компонентами экосистемы. Делается упор на функциональные связи организмов между собой (например, пищевые цепи) и с их физическим окружением. Видовой состав биоты и судьба составляющих ее отдельных таксонов при этом отодвигаются на второй план.

    2. Синэкологинеский подходу или изучение сообществ, ставит во главу угла биотический компонент экосистемы. Важными объектами при таком исследовании становятся сукцессия и климаксные сообщества.

    3. Популяционный (аутэкологический) подход в экологии использует в настоящее время главным образом математические методы при изучении закономерностей роста, сохранения или сокращения численности популяций отдельных видов. Он дает научную основу для понимания «вспышек» численности, например сельскохозяйственных вредителей или патогенных микробов, а также помогает определить критическую численность особей, необходимую для выживания редкого вида. Традиционная аутэко-логия исследует взаимоотношения какого-либо конкретного вида с окружающей средой. Она пытается связать особенности его морфологии, поведения, пищевых предпочтений и т. п. с типами местообитаний, распределением и эволюционной историей.

    4. Экотопный подход в экологии . Экотоп, или местообитание, - объект, ограниченный в пространстве. Под ним понимают ту часть биосферы, с которой тесно взаимодействуют организм, популяция, сообщество или экосистема. Любое местообитание неоднородно и может быть подразделено на микроместообитания с условиями, отличными от усредненных (например, под корой дерева или на его листьях). Этот подход удобен для изучения отдельных факторов среды, тесно связанных с растениями и животными, в частности состава почвы, влажности, освещенности.

    5. Эволюционный (исторический) подход в экологии . Изучая изменения экосистем, сообществ, популяций и местообитаний во времени, мы можем понять причины этих изменений, что создает основу для более или менее достоверных прогнозов на будущее. Эволюционная экология занимается изменениями, происходящими в геологических временных масштабах. Ее интересует, скажем, влияние таких событий, как образование горных хребтов, на формирование и распространение видов и таксонов. Она может ответить, например, на вопрос, почему кенгуру водятся только в Австралии или почему в дождевых тропических лесах встречается такое разнообразие видов. Она может ответить, например, на вопрос, почему кенгуру водятся только в Австралии или почему в дождевых тропических лесах встречается такое разнообразие видов. Она помогает понять, какие факторы привели к образованию и вымиранию того или иного вида, а на более детальном уровне - объяснить происхождение тех или иных особенностей морфологии вида или репродуктивной стратегии. Палеоэкология применяет знания, накопленные при изучении современных экосистем, к ископаемым организмам. Она пытается реконструировать экосистемы прошлого и, в частности, понять, как функционировали экосистемы и сообщества до вмешательства человека. Историческая экология занимается антропогенными изменениями в экосистемах, т. е. влиянием на экосистемы развивающихся технологий и культуры людей. Осознание того, что человек - это основной фактор, оказывающий разрушительное воздействие на окружающую среду, жизненно необходимо для ее охраны. При лом. особенно в плане экономического обоснования тех или иных природоохранных стратегий, очень важно различать собственно антропогенные и естественные процессы в биосфере. Например, является ли подкисление вод и почвы чисто природным явлением или это целиком и полностью обусловлено промышленным загрязнением атмосферы и, следовательно, преодолимо путем вмешательства в технологию производства.

    Термин экосистема впервые был предложен в 1935 г. английским учёным Артуром Георгом Тенсли (A.G. Tansley, 1871 - 1955) который считал, что экосистемы с точки зрения эколога, представляют собой основные природные единицы на поверхности земли», в которые входит не только комплекс организмов, но и весь комплекс физических (абиотических ) факторов. Он писал:

    «Более глубоким представлением, по-моему, является целостная система (в понимании физики), включающая в себя не только комплекс организмов, но и весь комплекс физических факторов, образующих то, что мы называем окружающей средой биома - факторы местообитания в самом широком смысле. Хотя организмы в первую очередь могут претендовать на наш интерес, когда мы пытаемся мыслить фундаментально, мы не можем отделить их от окружающей их определённой среды, с которой они формируют одну физическую систему.

    Схема экосистемы

    Экосистема (экологическая система) - основная функциональная единица экологии, представляющая собой единство живых организмов и среды их обитания, организованное потоками энергии и биологическим круговоротом веществ. Это фундаментальная общность живого и среды его обитания, любая совокупность совместно обитающих живых организмов и условий их существования.

    С точки зрения эколога эти системы являются основными единицами природы на лике Земли... В каждой системе существует постоянный взаимный обмен самого разного вида не только между организмами, но и между органическими и неорганическими (частями). Эти экосистемы в нашем обозначении могут быть самого разнообразного вида и размеров. Они образуют одну (особую) категорию разнообразия физических систем Вселенной, от Вселенной и до атома)...

    Относительно более стабильных систем экосистемы исключительно уязвимы как по количеству своих собственных нестабильных компонентов, так и потому, что они подвержены внедрению компонентов других систем. Тем не менее, некоторые из высокоразвитых систем - «климаксы» - поддерживают себя в течение тысяч лет...

    В экосистеме равно организмы и неорганические факторы являются компонентами, которые находятся в относительно стабильном динамическом равновесии. Сукцессия и развитие - примеры универсальных процессов, направленных на создание таких равновесных систем» (Тенсли, 1935, цит. по Кузнецовой, 2001).

    Существуют два основных подхода к выделению экосистем:

    1. Функциональный подход (при котором главное внимание уделяется вопросам функционирования системы, а не особенностям её строения)

    Экосистема (от греч. oikos - жилище, местопребывание и systema - сочетание, объединение),экологическая система - живые организмы и среда их обитания, функционирующие (и изучаемые) как единое целое, как единая биокосная система, способная поддерживать земную жизнь. Основная функциональная единица в экологии. Иногда экологию называют «учением об экосистемах».

    Функциональное понятие экосистема (по Ф. Эвансу, 1956) применимо к объектам разного размера и сложности, в которых наблюдается закономерное взаимодействие живого и неживого, - как к биосфере или Мировому океану, так и к гниющему пню или пересыхающей луже с её обитателями. Критерии, позволяющие установить границы экосистемы, заранее жестко не заданы (они определяются самим исследователем), поэтому количество экосистем и их расположение для любой территории заранее не регламентировано и зависит от целей и задач исследования.

    Сказанное выше вовсе не означает, что «экологическая система не имеет границ». В Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» специально подчеркивается, что «естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией».

    В современной экологии абсолютно преобладает представление об экосистеме как основной функциональной единице, что отличается от первоначального использования термина.

    Характеризуя экосистему как основную функциональную единицу в экологии, американский эколог Ю. Одум (1986) подчеркивает следующие моменты:

    «Живые организмы и их неживое (абиотическое) окружение неразрывно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. Любая единица (система), включающая все совместно функционирующие организмы (биотическое сообщество) на данном участке и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии создаёт чётко определённые биотические структуры и круговорот веществ между живой и неживой частями, представляет собой экологическую систему, или экосистему.

    Экосистема - основная функциональная единица в экологии, поскольку в неё входят и организмы, и неживая среда - компоненты, взаимно влияющие на свойства друг друга и необходимые для поддержания жизни в той форме, которая существует на Земле. Если мы хотим, чтобы наше общество перешло к целостному решению проблем, возникающих на уровне биомов и биосферы, то должны прежде всего изучать экосистемный уровень организации. Экосистемы представляют собой открытые системы, поэтому важной составной частью концепции являютсясреда на выходе и среда на входе ».

    2. Хорологический подход (при котором выделяется наименьшая самостоятельная ячейка биосферы Земли, подобная клетке в живом организме, элементарная пространственная (хорологическая) единица). Такую экосистему мы будем называть биогеоценозом (по В.Н. Сукачёву, 1942) или элементарной экосистемой .

    Основоположником биогеоценологии (и ряда других научных направлений в ботанике, общей биологии и географии) был выдающийся ученый, академик Владимир Николаевич Сукачёв (1880 - 1967 гг.). Он писал: «... С начала 20-го века в зарубежных странах идёт разработка не только понятия географического ландшафта, но и близкого к биогеоценозу понятия об экосистеме . … Эти термины не вполне равнозначны, но все они применяются к природным объектам, близким между собой. …За рубежом наиболее распространён термин «экосистема », а у нас - «биогеоценоз » ... среди географов бытует также термин «фация » (ландшафтная) ... Биогеоценоз - это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов, почвы и гидрологических условий), имеющая свою, особую специфику взаимодействия этих слагающих её компонентов... (Сукачёв, 1964).

    Понятие биогеоценоз (по В.Н. Сукачёву), строго говоря, применимо лишь к элементарным природным единицам, своеобразным ячейкам или клеточкам биогеосферы. Критерии, позволяющие установить границы биогеоценоза (элементарной экосистемы), заранее жестко заданы, поэтому их количество и расположение для любой территории строго регламентировано.

    По положению в пространстве (хорологически) биогеоценозу приближённо соответствуют: в геохимии ландшафта - элементарный ландшафт (по Б.Б. Полынову, 1956); в ландшафтоведении - ландшафтная фация .

    ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ЛАНДШАФТ (по Б.Б. Полынову) - «определённый элемент рельефа, сложенный одной породой или наносом и покрытый в каждый момент своего существования определенным растительным сообществом. Все эти условия создают определённую разность почвы...». Соответствует понятиям ландшафтная фация и биогеоценоз.

    ЛАНДШАФТ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ - основная категория территориального деления географической оболочки, одно из фундаментальных понятий географии, природная система. Ландшафт географический - конкретная территория, однородная по своему происхождению и истории развития, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв, биоценозов и закономерным набором морфологических частей - фаций и урочищ .

    ФАЦИЯ ЛАНДШАФТНАЯ - элементарная морфологическая единица ландшафта, структурная часть урочища . Обычно совпадает с одним элементом мезорельефа (например, вершиной холма, верхней частью его северного склона и т. п.) или с отдельной формой микрорельефа и характеризуется однородностью материнской породы, микроклимата, водного режима, почвы и расположением в пределах одного биоценоза .

    УРОЧИЩЕ - сопряженная система ландшафтных фаций , объединяемых общей направленностью процессов и приуроченных к одной мезоформе рельефа на однородном субстрате.