Войти
Логопедический портал
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • Как разгадывать ребусы с буквами и картинками: правила, советы, рекомендации
  • Тема любви в творчестве, лирике есенина сочинение Мое восприятие темы любви в лирике есенина
  • Декартовы координаты точек плоскости
  • Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Д игра где что находится предлоги
  • Как определяют происхождение метеоритных кратеров
  • Средства контроля и оценки качества дошкольного образования. Реализация системы оценки качества образования в доу. Положение о всоко в доу

    Средства контроля и оценки качества дошкольного образования. Реализация системы оценки качества образования в доу. Положение о всоко в доу

    Изменение принципов организации дошкольной образовательной практики обуславливает необходимость проведение систематического и последовательного анализа продуктивности педагогической деятельности и достигнутых результатов, что регламентирует подп. 13 п. 3 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». (далее - ВСОКО) - особая организационная модель, являющаяся важной частью управленческой системы детского сада, предусматривающая сбор и последующую оценку основных показателей учебно-воспитательного процесса.

    В законодательной базе на данный момент отсутствуют строгие требования к организации ВСОКО, поэтому детские сады вправе реализовывать мониторинговый комплекс с учетом особенностей функционирования учреждения, проводя оценочно-аналитическую работу по таким направлениям:

    • кадровый контроль, предусматривающих осуществление проверок согласно разработанной и утвержденной циклограмме с заблаговременным уведомлением ответственных сотрудников;
    • оценивание условий реализации программного содержания;
    • экспертиза общественного мнения, основанная на сборе отзывов о работе ДОУ у представителей семей и приглашенных специалистов.

    Концептуальная и инструментальная основа ВСОКО в ДОУ в соответствии с ФГОС

    Обязанность образовательных организаций по обеспечению качества обучения и воспитания детей, закрепленная на законодательном уровне, в дошкольной образовательной практике вызывает некоторые сложности ввиду отсутствия точных рекомендаций по регуляторным механизмам. В отличие от школ, где проводится анализ соответствия реального уровня знаний учащихся заявленным программным целям, направлено на оценивание комплекса условий реализации выбранных основных образовательных программ. Конечно же, в данном контексте играют большое знание стартовые показатели кадрового, материально-технического, финансового-хозяйственного обеспечения, а также возможности для реализации инклюзии, поэтому в ходе проведения внутренней системы оценки качества образования приходится принимать во внимание множество параметров с учетом специфики условий деятельности конкретного учреждения.

    СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ

    Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ во время ВСОКО читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:
    - Что должен знать старший воспитатель о ВСОКО (чек-лист для проверки)
    - Проводим интерактивный педсовет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации» (приложение для скачивания)

    Многокомпонентность комплекса ВСОКО в детских садах определяет его двойственный характер. С одной стороны, данный управленческий инструмент предусматривает проведение систематических мониторинговых и оценочных процедур для оперативного выявления реальных показателей обеспечения учебно-воспитательного процесса, устранения недостатков. С другой стороны, оценка качества дошкольного образования, проводимая силами детского сада, направлена на отслеживание соответствия содержания повседневной образовательной деятельности нормативным требованиям, установленным на государственном уровне.

    Проведение ВСОКО в ДОУ обеспечивается посредством:

    1. Проверки полноты и точности выполнения условий по реализации выбранной образовательной программы дошкольного образования.
    2. Оценкой укомплектованности учреждения кадрами, профессионального уровня и показателей продуктивности педагогов и непедагогических работников.
    3. Статистикой результативности учебно-воспитательной деятельности.
    4. В ходе изучения текущей и итоговой отчетности, результатов опросов и анкетирования.
    5. Посещения мероприятий, организованных воспитателями для налаживания совместного взаимодействия и сотрудничества со специалистами из других ДОУ, родительской общественностью. Осуществление общественной экспертизы.

    Ввиду того, что данные для внутренней оценки качества получают из многочисленных источников, а полученные результаты влияют на организацию всего учебно-воспитательного комплекса, администрация детского сада традиционно испытывает значительные сложности с организацией мониторинговых и оценочных мероприятий. Чтобы обеспечить функционирование ВСОКО в ДОУ в 2019 году , заведующему, опираясь на данные предыдущих отчетных периодов, следует определить оптимальные процедуры проведения самообследования, которые позволяют получать объективные результаты без создания дополнительной нагрузки на сотрудников, разработать план их реализации и обеспечить его последовательное и планомерное выполнение.

    Цели и задачи внутренней системы оценки качества образования в ДОУ

    Эффективность ВСОКО, относящейся к приоритетным направлениям развития дошкольного образования, во многом зависит от того, насколько точно и последовательно спроектированы элементы системы, насколько плотно налажено взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса. Базисом проекта как управленческой составляющей является построение комплексной системы контроля и анализа образовательной среды для оперативного выявления недостатков и приоритетных направлений развития детского сада; системы, характеризующейся системностью, последовательностью, логичностью, объективностью, результативностью.

    Цели включения ВСОКО в дошкольную образовательную практику:

    1. Сбор информация о состоянии всех направлений работы дошкольной образовательной организации, тенденциях реформирования дошкольной образовательной практики в условиях нового времени.
    2. Оперативное выявление процессов, вливающих на характер организации воспитательной деятельности.
    3. Передача данных о результативности образовательного комплекса педагогическому составу, родителям, работникам управленческой структуры.
    4. Создание условий для последовательного повышения квалификации воспитателями, в том числе оценивание имеющихся ресурсов для открытия инновационных педагогических площадок.
    5. Принятие своевременных и эффективных управленческих решений, реализация действенных административных механизмов.

    Проектирование системы ВСОКО в ДОУ по ФГОС предусматривает работу над достижением следующих задач:

    1. Выработка единых критериев оценивания, характеризующихся объективностью, и постоянных инструментов контроля.
    2. Выявление факторов, наиболее сильно влияющих на построение учебно-воспитательного процесса.
    3. Обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих дефекты развития.
    4. Совершенствование механизмов повышения педагогического мастерства, в частности посредством создания рейтинговой системы, начисления стимулирующих выплат.
    5. Приобщение в систему управления детским садом представителей родительской общественности.
    6. Утверждение механизмов открытости и прозрачности деятельности дошкольной образовательной организации.

    Следует отметить, что ВСОКО в ДОУ первоочередно обеспечивается нормативной базой, утвержденной на федеральном уровне, но включение инвариантной составляющей остается прерогативой детского сада. Таким образом, стандартные направления внутреннего оценивания и контроля могут дополняться различными объектами мониторинга (например, процесс введения инклюзии), которые должны отражать специфику деятельности и актуальные проблемы организации, но при этом не являться факторами дополнительной нагрузки на участников образовательного процесса.

    Чтобы обеспечить достижение целей и задач внутренней системы оценки качества образования, данный управленческий инструмент целесообразно включить в годовой план работы ДОУ (выносится в отдельный раздел) с представлением видов контроля, перечня мониторинговых и оценочных процедур, ориентировочных дат и ответственных лиц. Составление плана ВСОКО лежит в компетенции руководителя организации или должностных лиц, на которых возложена данная обязанность, подразумевающая интерпретацию и анализ полученных фактических данных с последующей разработкой адекватных мер реагирования.

    Положение о ВСОКО в ДОУ

    Работа по оценке качества дошкольного образования, проводимого без привлечения сторонних экспертов, предусматривает разработку специальной локальной документации. Это:

    1. Положение о ВСОКО в ДОУ - локального акта, содержащего информацию о целях, задачах, принципах мониторингово-оценочной системы организации, ее структуре и уровне общественного участия.
    2. Регламент проведения контрольно-оценочных процедур.
    3. Положение о создании рабочей группы по реализации ВСОКО, в которую следует включить представителей управленческого состава, воспитателей, родителей, представителей методической службы детского сада и творческой педагогической группы.
    4. Приказы и распоряжения, регламентирующие обеспечение системы внутренней оценки качества образования.

    Чтобы избежать несоответствия, дополнительно необходимо внести изменения в другие документы детского сада - Устав, регламент проведения самообследования (с целью устранения дублей, поскольку самообследование является частью ВСОКО), положение об Управляющем совете. Также в обязательном порядке разрабатывается приказ о проведении ВСОКО в ДОУ .

    Получите диплом установленного образца

    Узнать больше о нормативном регулировании образовательной деятельности ДОО, требованиях к квалификации педагога дошкольного образования, организации ВСОКО и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»

    При составлении локальной документации, регламентирующей организацию внутренней системы оценки качества образования, важно отразить в ней следующие принципы:

    1. Оптимальность и полнота использования источников первичных данных при определении показателей качества учебно-воспитательного процесса при сохранении возможности их многократного использования.
    2. Сохранение технологичного характера используемых показателей, что достигается посредством использования проверенных каналов сбора данных и инновационных методик измерения, а также последовательной подготовки педагогов и представителей родительской общественности к их восприятию.
    3. Рациональное снижение критериев проверки, основанное на реальном учете потребностей разных уровней управления, а также требований муниципальных органов управления образованием.
    4. Обеспечение взаимного дополнения мониторингово-оценочных процедур с установлением взаимозависимости.
    5. Строгое соблюдение морально-этических норм при реализации процедур ВСОКО.

    План работы по ВСОКО в ДОУ

    В условиях современной дошкольной практики осуществление внутренней системы оценки качества образования в ДОУ возможно только при условии тщательного проектирования действий. План работы по ВСОКО в ДОУ предусматривает реализацию нескольких этапов:

    Ориентировочный план реализации ВСОКО в ДОУ

    Этап Порядок действий
    Диагностический
    1. Анализ законодательных актов и норм, регламентирующих содержание деятельности дошкольных образовательных организаций по осуществлению оценки качества образования.
    2. Определение базовых и вариативных показателей, которые будут оцениваться согласно плану ВСОКО в ДОУ .
    3. Общий мониторинг условий реализации программного содержания.
    4. Комплексный проблемный анализ учебно-воспитательного процесса.
    Методический
    1. Утверждение целей и задач мониторингово-оценочных процедур, а также содержания, методов и форм работы по ВСОКО.
    2. Разработка организационной контрольной структуры (рабочей группы), представляющей интересы всех участников образовательного процесса.
    3. Проектирование и апробация оценочно-диагностического инструментария.
    Административный
    1. Утверждение заведующим группы ответственных лиц со строгим распределением обязанностей и сроков реализации элементов мониторинга.
    2. Издание и утверждение распорядительной локальной документации.

    Основные и вариативные показатели ВСОКО в ДОУ

    Ввиду того, что основным показателем качества дошкольного образования являются условия реализации программного содержания, что обусловлено необходимостью обеспечения равных условий для всех детей без исключения, наибольшее число показателей ВСОКО в ДОУ выделены именно по данному направлению. ФГОС дошкольного образования определяет ряд требований к структуре и объему программ, реализуемых в детских садах - сформированность основной и специальной части (АОП), четкое выделение программных компонентов, учет возрастных и индивидуальных показателей развития воспитанников, а также возможностей всех участников учебного процесса соотносимо основным направлениям деятельности детского сада.

    Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в детском саду, требованиям ФГОС ДО в рамках ВСОКО следует оценивать по таким критериям:

    1. Наличие /отсутствие утвержденной ООП ДО, соответствующей специфике функционирования детского сада и приоритетным направлениям воспитательной работы, а также адаптированной программы для дошкольников с ОВЗ.
    2. Соответствие целевого, содержательного и организационного компонентов показателям возрастного и индивидуального развития воспитанников.
    3. Соответствие целевой направленности, содержательного и организационного компонента программного содержания в части, разработанной участниками учебно-воспитательного процесса образовательным потребностям и возможностям детей, региональной составляющей.

    Важным элементом внутренней системы оценки качества образования в детском саду является мониторинг и контроль психолого-педагогических условий детского сада, при котором принимается во внимание характер взаимодействия участников образовательного процесса (воспитателей, дошкольников и родителей), наличие возможностей для социализации, личностного развития воспитанников в процессе различных видов деятельности, игры и коррекции дефектов развития (если такие имеются).

    Внутренняя система оценки психолого-педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса основывается на проведении контроль-но оценочных процедур по дифференциальным критериям, устанавливаемым с учетом видового разнообразия, что отражено в таблице.

    Критерии оценивания психолого-педагогических условий социально-личностного развития дошкольников в рамках ВСОКО

    Направления социально-личностного развития дошкольников в детском саду Критерии оценивания психолого-педагогических условий в ДОУ по ВСОКО
    Познавательная деятельность Воспитатели создают условия для развития у дошкольников представлений о свойствах окружающего мира, базовых географических понятиях, знания о космосе, Солнечной системе и планете Земля, которая является нашим общим домом, а также способствуют самостоятельной познавательной активности в естественнонаучном направлении, прививают интерес к культуре народе мира (да/нет).
    Конструктивная деятельность

    В ходе ВСОКО в ДОУ по ФГОС проверяется выполнение следующих требований: воспитатель создает условия для развития интереса дошколят к конструированию посредством демонстрации принципов планирования, соотношения и подбора деталей, создания различных конструкций (от простых к сложным) по инструкции и с включением дополнительных компонентов.

    Специалистам, реализующим оценочную функцию, также рекомендуется проверить факт наличия в группе конструкторов разного типа, активность их использования, оценить применяемые педагогические методы поощрения творческой активности воспитанников и их активного группового взаимодействия.

    Исследовательская, поисковая и проектная деятельность

    Эффективная педагогическая работа по направлению предусматривает знакомство дошкольников с элементарными геометрическими понятиями, математическими действиями, принципами измерения времени и пространства и другими понятиями, содержание и объем которых определяется с учетом возрастных показателей.

    При реализации комплекса ВСОКО оценивается, прививает ли воспитатель элементарные понятия о техническом прогрессе, используя доступные средства ИКТ, а еще - реализуется ли в рамках выбранного программного содержания экологический компонент.

    Театрализованная деятельность Уровень организации театрализованной деятельности в детском саду оценивается по активности приобщения воспитанников к самостоятельным и групповым драматизациям и постановкам, построением в рамках учебно-воспитательного комплекса связи между театрализованной и другими видами активности, применение индивидуального подхода для раскрытия природных талантов малышей.
    Речевая и коммуникативная активность

    При осуществлении внутренней системы оценки качества образования в ДОУ организации коммуникативной активности дошкольников как ключевому направлению развития следует уделить особое внимание, отслеживая в динамике:

    1. Наличие в групповом пространстве и за его пределами условий, способствующими последовательной и систематической речевой активности дошкольников.
    2. Результативность применения педагогических методов, способствующих тренировке артикуляционного аппарата, расширению словарного запаса, речевому творчеству и коррекции недостатков в ходе сопутствующей или специально организованной логопедической практики.
    Социально-ориентированная деятельность

    Основными показателями успешного социально-ориентированного воспитания является:

    1. Создание условий для формирования у дошкольников чувства собственного достоинства, уверенности в собственных силах, уважительного отношения к окружающим.
    2. Приобщение воспитанникам к нравственным и духовным ценностям.
    3. Привитие активной жизненной позиции, самостоятельности, инициативности, основ гражданского самосознания.
    4. Формирование у малышей навыков безопасного поведения в детском саду, дома, на улице и природе, в местах большого скопления людей.
    Физическое развитие

    При проведении ВСОКО в ДОУ по данному направлению педагогической работы следует оценить:

    1. Насколько эффективно воспитатели и инструкторы способствуют приобщению дошколят к здоровому образу жизни.
    2. Создаются ли на занятиях и в ходе организованной групповой деятельности условия для двигательной активности, реализуется ли при этом индивидуальный подход.
    3. Проводится ли последовательная и систематическая работа по профилактике и снижению заболеваемости воспитанников.

    Не менее значимой группой критериев ВСОКО в ДОУ в соответствии с ФГОС является анализ развивающей предметно-пространственной среды, которая должна характеризоваться содержательной насыщенностью. Процедура оценивания предметно-пространственной среды проводится ответственными воспитателями в ходе наблюдения и последующего заполнения стандартных бланков с постановкой баллов. Получение положительной оценки в рамках внутреннего контроля возможно, если предметно-пространственная среда:

    • обеспечивает возможность реализации выбранного программного содержания;
    • способствует гармоничному психофизическому развитию дошколят, их эмоциональному благополучию и познавательной активности;
    • характеризуется полифункциональностью, трансформируемостью, доступностью, вариативностью и безопасностью.

    В отчет по ВСОКО в ДОУ в обязательном порядке следует внести оценку кадровых условий, во время которой проверяется квалификация воспитателей и непедагогических кадров детского сада, должностной и количественный состав персонала, реальные компетенции сотрудников. Мониторинг предусматривает рассмотрение следующих критериев:

    1. Соответствие квалификации педработников, учебно-вспомогательного персонала требованиям, представленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также требованиям к реализации выбранного программного содержания.
    2. Профильную направленность квалификации воспитателей согласно занимаемой должности.
    3. Профессиональную способность педагогического состава обеспечить поддержку познавательной инициативы воспитанников, творческой индивидуальности, эмоционального благополучия, обеспечивать вариативность учебно-воспитательного процесса, конструктивно взаимодействовать с родителями.

    Что касается процедуры проверки материально-технического обеспечения, то в процессе реализации внутренней системы оценки качества образования в ДОУ методом мониторинга средств обучения, учебно-методического обеспечения и предметно-пространственной среды выявляются следующие моменты:

    1. Соответствуют ли имеющиеся средства обучения и воспитания возрастным и индивидуальным показателям развития детского контингента.
    2. Хватает ли учебно-методических комплектов и специального оснащения для реализации ООП ДО.
    3. Соответствуют ли созданные материально-технические условия требованиям пожарной безопасности и СанПиН.

    На завершающем этапе ВСОКО в ДОУ выполняется оценка финансового обеспечения дошкольной образовательной организации. Для этого выполняется проверка нормативов финансирования взятых обязательств по выполнению государственного задания, структуры и объема расходов по реализации ООП ДО, вариативности их распределения с учетом реальных учебно-воспитательных потребностей детского контингента. На этом список основных критериев внутренней оценки качества образования считается завершенным, но их число может пополняться за счет вариативных, если в этом есть необходимость. Вариативными критериями ВСОКО в детских садах принято считать личностные достижения воспитанников, в том числе касающиеся социализации и адаптации, уровень заболеваемости (ожидается динамика снижения), успехи в конкурсной, олимпиадной и соревновательной деятельности, удовлетворенность родителей качеством услуг, уровень готовности выпускников ДОУ к школьному обучению.

    Как представить и интерпретировать результаты ВСОКО в ДОУ

    На завершающем этапе контрольно-оценочных процедур составляется аналитическая справка по результатам ВСОКО в ДОУ - отчетный документ, в котором необходимо представить цели и задачи мониторинга, состав рабочей группы, используемые методы исследования и результаты. Если в процессе контроля были выявлены недостатки, рабочая группа разрабатывает и предоставляет заведующей детского сада план рекомендуемых действий по улучшению ситуации. Неудовлетворительные результаты внутренней системы оценки качества образования учитываются и при разработке программы развития детского сада.

    В результате реализации ВСОКО рабочая группа должна:

    1. Получить полную и объективную информацию о реальных условиях функционирования учреждения, ближайшей зоне его развития.
    2. Выявить комплекс факторов, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса и его обеспечение как в позитивном, так и негативном ключе.
    3. Представить в отчете о ВСОКО в ДОУ достоверную информацию, которая впоследствии транслируется педагогам, вспомогательному персоналу и родительской общественности.
    4. Представить рекомендации и предложения, как улучить качество дошкольного образования, для оперативного принятия управленческих решений.
    5. Составить прогностический план развития системы обучения и воспитания в детском саду, выделив приоритетные цели и задачи.

    Несмотря на то, что в методических и экспертных материалах реализации системы внутренней оценки качества образования в детских садах уделяется достаточно внимания, данный аспект обеспечения учебно-воспитательного процесса сохраняет проблемный характер ввиду возникновения организационных затруднений и ограниченности ресурсов. Поэтому раз в году целесообразно проводить педсовет о ВСОКО в ДОУ , посвящая собрание разъяснению порядка выполнения самообследования и мониторинга, а также рассмотрению оптимальных путей реформации системы внутренней оценки качества.

    В условиях ограниченности ресурсов эффективным методом усовершенствования ВСОКО для дошкольной образовательной организации является проектно-целевой. Данный метод обладает потенциалом для решения поставленной задачи, поскольку предусматривает: определенность планируемых результатов и показателей, критериальную и временную определенность, применение специальных управленческих механизмов, наличие системы контроля исполнения.

    Решение задачи совершенствования ВСОКО на основе проектно-целевого метода включает обязательные этапы, соответствующие логике проектного управления. К таким этапам относятся:

    1. Принятие решения о необходимости управления проектно-целевым методом для решения конкретной задачи.
    2. Определение цели и результата (продукта) проекта.
    3. Организация деятельности по реализации проекта.
    4. Отбор и применение инновационных методов управления проектом, обеспечивающими эффективное использование ресурсов в условиях их дефицита.

    В практике проектного управления принято, что начало любой деятельности начинается с анализа исходного состояния проблемы, выявления тенденций, противоречий и определения способов их преодоления. В ходе педсовета по поиску совершенствования ВСОКО в ДОУ предстоит:

    1. Изучить современные нормативные и действующие в области концептуальные документы в сфере оценки качества образования, выявить новые подходы и тенденции.
    2. Провести анализ функционирующей в детском саду ВСОКО (или ее компонентов) и определить круг задач, которые необходимо решить, чтобы обеспечить соответствие мониторинга требованиям и концептуальным документам.
    3. Определить сроки и оценить ресурсы, необходимые для реализации проекта.

    Также важно акцентировать внимание педагогов на том факте, что н этапе определения цели проекта важно понимать, что содержание проектной деятельности по совершенствованию ВСОКО, а также ее результативность определяются именно целью. Для этого необходимо, чтобы цель была сформулирована конкретно (в виде продукта), операционально (через задачи), а также соотнесена с ожидаемыми результатами, этапами и сроками исполнения. Целеполагание проекта совершенствования внутренней системы оценки качества образования в ДОУ завершается формулированием ожидаемых результатов, для чего соотносится цель, задачи, а также промежуточные результаты. Контроль результативности проекта по совершенствованию ВСОКО может осуществляться на каждом из его этапов и в целом по результатам через ключевые показатели.

    Результативность проектно-целевого управления совершенствованием ВСОКО связана с условиями, которые могли бы обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов. К таким условиям целесообразно отнести:

    1. Организационное сопровождение проекта, а именно регулярное проведение заседаний рабочей группы, в ходе которых участникам не только формулируются технические задания, но и происходит предварительная экспертиза их выполнения. В период между заседаниями рабочей группы участники самостоятельно организуют работу по выполнению сформулированного технического задания, готовят материалы наобсуждение и экспертизу.
    2. Мотивационное обеспечение. Поскольку ВСОКО в ДОУ выступает одним из организационных механизмов деятельности каждого педагога детского сада, целесообразно обеспечить активное участие педагогов во всех направлениях проекта. Формы такого участия могут быть как традиционными для образовательной организации (тематический педагогический совет, заседание методического объединения, родительское собрание и др.), так и инновационными (рабочая группа, экспертная группа, межпредметное профессиональное объединение, тьюторство, коучинг, руководство микрогруппами и др.)
    3. Научно-методическое и информационное сопровождение, основными инструментами которого выступает официальный сайт организации, отчет о результатах самообследования.

    В завершение педсовета важно отметить, что применение проектно-целевого управления при совершенствовании внутренних систем оценки качества дошкольного образования способно обеспечить эффективную реализацию институциональных полномочий по саморегуляции детского сада в условиях модернизации общероссийской, региональной и муниципальных систем оценки качества общего образования.

    Качество образования в детском саду в условиях ФГОС.

    Аннотация. Статья посвящена освещению некоторых сторон формирования кадрового потенциала современного детского сада в соответствии с требованиями ФГОС.

    Ключевые слова: кадровый потенциал, качество образования, ФГОС, дошкольная организация, работники детского сада, развитие организации.

    Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяется необходимостью управления качеством дошкольного образования и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников.

    Понятие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации напрямую связано с понятием качества дошкольного образования.

    Качество дошкольного образования в современных условиях реализации ФГОС ДО понимается исследователями Т.И. Алиевой, Л.Г. Богославец, А.А.Майер, Л.А. Парамоновой как соответствие результатов образования обучающихся целевым ориентирам ФГОС ДО, успешное развитие самой дошкольной образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг, оказываемых в детском саду .

    Рассматривая качественное предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования в контексте ФГОС, имеется в виду оценка результатов, которых добиваются воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители и другие специалисты, работающие с дошкольниками, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по основным направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

    Однако, в последнее время в психолого-педагогической литературе и периодической печати всё чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса, и условий, в которых он реализуется .

    Рассматривая утверждение Н.С. Голицыной о том, что для современной дошкольной организации понятие «качество дошкольного образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг городского поселения, района и округа, можно утверждать, что данное понятие рассматривается как комплекс свойств образовательной услуги, предоставляемой детским садом общеразвивающего вида "Белочка", обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей родителей (законных представителей) воспитанников по развитию личности каждого ребёнка - дошкольника, посещающего детский сад .

    Поэтому, можно заключить, что становится всё более актуальным вопрос о необходимости управления качеством дошкольного образования и формированием кадрового потенциала ДОО на уровне каждой организации, каждого детского сада, что невозможно без достаточно квалифицированного кадрового состава.

    Управление качеством образования в МБДОУ "Улыбка" можно рассматривать как процесс:

    Проектирования;

    Постановки целей и определения путей достижения данных целей дошкольного образования;

    Организации образовательного процесса и мотивации его субъектов на качественный труд;

    Осуществления контроля отклонений от целей;

    Отслеживания изменений в развитии дошкольников (психолого-педагогическая диагностика, мониторинг качества образования);

    Регулирования и анализа результатов деятельности .

    Но, к сожалению, в публикациях последних лет отмечается негативная тенденция: кадровая ситуация в муниципальных образовательных организациях стала носить сложный характер.

    Согласно работ А.Я. Кибанова, О.А. Куревиной, Л.Г. Петерсон и др., возникшее противоречие между ранее приобретёнными знаниями, практическим опытом и радикальными изменениями в сфере образования и трудовых отношений, переход опытных и квалифицированных кадров в коммерческие структуры, обновление кадрового состава, пополнение его специалистами, прошедшими профессиональную переподготовку, не имеющими достаточного опыта работы, привело к невысокому профессиональному уровню кадрового потенциала ряда детских садов .

    Кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций в условиях осуществления современных реформ системы образования должно соответствовать требованиям ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога ДОО, что актуализирует необходимость планировать перспективы и эффективно решать ежедневные, текущие и перспективные задачи, достигать стратегические цели формирования кадрового потенциала и развития организации .

    Понятие «кадровый потенциал», согласно работ Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой, отражает ресурсный аспект социально-экономического развития отдельной организации. Поэтому кадровый потенциал МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей можно определить как совокупность способностей всех людей, занятых в данной организации и решающих определённые задачи образовательного процесса .

    Понятие кадрового потенциала в нашем случае употребляется в смысле скрытых возможностей, способностей, которые могут проявиться при определённых условиях на определённом этапе развития дошкольной образовательной организации.

    А.Л. Атасов, Л.Г. Зайцев, М.И.Соколова и др. современные исследователи под кадровым потенциалом понимают меру способностей и возможностей работников материализовать свои знания и умения с целью обеспечения жизнеспособности и развития дошкольной образовательной организации .

    Сегодня нередко встречается утверждение, что во многих учреждениях дошкольного образования встречается профессиональная несостоятельность кадров, неспособность или нежелание работников детских садов переходить из в режим развития и постоянной, ежедневной деловой активности, неумение работников перестраиваться, овладевать новыми методами работы, расширяя спектр используемых образовательных технологий, изучая научную и методическую литературу, раскрывающей систему работы с применением современных технологий, что является проблемой не только отдельно взятой дошкольной организации, но и всей системы образования, то есть является проблемой общегосударственной, актуальность которой связана со значительным повышением роли кадрового потенциала сотрудников детского сада в развитии каждой муниципальной дошкольной образовательной организации.

    К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава детского сада относят готовность и умение учиться тому, что необходимо в профессии, самообразование и саморазвитие, овладение информационной, компьютерной грамотностью, умение находить взаимопонимание с другими участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии современного ребёнка дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, основы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада. Слабые стороны моей деятельности связаны с объективными сложностями внедрения ФГОС.

    Проанализировав систему управления дошкольной образовательной организацией за последние годы и качество образовательного процесса МБДОУ "Улыбка", можно утверждать, что кадровый потенциал формируется интеграцией и динамикой таких моментов и сторон жизнедеятельности каждого работника детского сада, как:

    Личностные свойства;

    Общая работоспособность;

    Профессионально-квалификационные знания, умения, опыт;

    Творческие склонности, заинтересованность;

    Способность и ориентация личности руководящего, педагогического и обслуживающего персонала детского сада.

    Соглашаясь с утверждением А.Я. Кибанова, формирование кадрового потенциала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, как и степень соответствующей ему эффективности труда каждого сотрудника, зависит не от какого-либо одного элемента, а от их совокупности, сбалансированности и для отдельного работника, и для групп персонала дошкольной образовательной организации, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОО .

    На повышение качества образовательного процесса направлены усилия всего педагогического коллектива, но всё же существует ряд проблем и противоречий, требующих решения: необходимость повышения качества дошкольного образования и недостаточная готовность отдельных сотрудников, педагогов к решению данной задачи на практике; потребность всех субъектов педагогического процесса детского сада в качественной подготовке будущих школьников и отсутствием действенных мер саморазвития каждого сотрудника, задействованного в образовательном процессе детского сада.

    Результатами практических изысканий коллектива детского сада "Улыбка" стали инновационные педагогические проекты, программа развития, основная образовательная программа, инновационные технологии организации образовательного процесса и новые подходы к управлению качеством дошкольного образования в детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

    Соглашаясь с утверждением В.В. Алексеева, можно сделать вывод, что кадровый потенциал детского сада "Улыбка" имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики, определяющими принципы, на которых должно базироваться управление кадровой политикой в образовательной организации:

    Соответствие трудового потенциала характеру, объёму и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ;

    Обусловленность структуры трудового потенциала материально-вещественными факторами образовательного процесса;

    Эффективное использование трудового потенциала;

    Создание условий для профессионально-квалификационного развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников .

    Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового потенциала, а также принципов управления им даёт представление о состоянии персонала дошкольной образовательной организации и тенденциях его изменения для целей управления формированием и развитием кадрового потенциала, в том числе:

    Планирования,

    Анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов детского сада.

    Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы среди значимых выделяют психолого-педагогическую службу, материально-технические и финансовые условия, развивающую предметно-пространственную среду и кадровое обеспечение .

    Учитывая, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет усилия всех сотрудников детского сада на достижение целей: повысить социальный статус дошкольного образования, обеспечивая равенство возможностей для каждого ребёнка - дошкольника в получении качественного дошкольного образования и государственные гарантии уровня и качества образования, был детально проанализирован уровень сформированности кадрового потенциала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-коммуникативному развитию и сделаны следующие выводы:

    1. Профессиональная подготовка кадров характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем и опытом управленческой и педагогической работы, но необходимо установить планомерный характер системы повышения квалификации и профессионального развития каждого работника.

    2. Необходимо активизировать работу с кадровым резервом, составляя прогнозы потенциальных вакансий должностей, входящих в штат дошкольной организации, анализируя возрастную структуру работников с учётом ожидаемого освобождения должностей в связи с выходом на пенсию; среднестатистического увольнения и других причин.

    3. Целесообразно составление плана замещения должностей в разрезе прогнозов вакансий с учётом срока ожидаемого освобождения должностей работников ДОО и анализа очередной аттестации, собеседований с работниками по поводу перспектив их продвижения, выявления склонностей специалистов в целях предварительного отбора в кадровый резерв (опрос, личные листки, конкурсный отбор, рекомендательные отзывы).

    4. Организация постоянно действующих семинаров в целях подготовки кадров с новым профессиональным мышлением, работников отдела труда и занятости, опытных педагогов и руководителей принесет возможность повышения уровня теоретической и методической подготовленности коллектива ДОО.

    5. Необходима активизация работы по информационно-аналитическому направлению: создание творческих групп для обеспечения тесной связи с населением, изучения общественного мнения, обмена опытом наиболее квалифицированных кадров; анализ вопросов подготовки и расстановки кадров, заслушивание отчетов заместителей руководителя по решению кадровых задач; организация «круглого стола», «прямой линии» с привлечением средств массовой информации: газеты «Заря», ресурсов Интернет.

    7. Значимым решением может стать открытие постоянной рубрики, освещающей деятельность администрации детского сада по развитию кадрового потенциала дошкольной образовательной организации на официальном сайте - «Кадры решают всё», «Новые назначения», «Спеши учиться».

    8. Целесообразно организовать систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, в том числе дистанционное обучение, по новым специальностям, повышение квалификации сотрудников в системе курсовой подготовки и методической работы, обучение по профильным направлениям деятельности по краткосрочным программам лиц, состоящих в кадровом резерве и резерве управленческих кадров дошкольной образовательной организации.

    9. Возможно проведение научных исследований, кадрового мониторинга и аудита образовательной организации, создание баз данных об успешно работающих кадрах; обеспечение более тесной связи слушателей, обучающихся в вузах с практикой работы дошкольной образовательной организации.

    Таким образом, решение вопросов формирования кадрового потенциала для обеспечения качества дошкольного образования, позволяет убедиться в том, что правильно организованное руководство формированием и развитием кадрового потенциала является необходимой основой для развития организации в условиях ФГОС. При этом система управления формированием и развитием кадрового потенциала обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта.

    С писок литературы:

    1. Алексеев, В.В. Кадровый потенциал отрасли. [Текст]/ В.В.Алексеев. - М.: Знание, 2012. - 64 с.

    2. Атасов, А.Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. [Текст]/А.Л. Атасов. - М.: Сфера, 2011. – 251 с.

    3. Багаутдинова, С.Ф. Управление дошкольным образованием. [Текст]/ С.Ф.Багаутдинова, Л.Н. Санникова.- М.: Флинта, 2015.-150 с.

    4. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении.[Текст]/Н.С. Голицына.- М.:ПРИОР, 2007. - 405 с.

    5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент.[Текст]/Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. - М.: Дело, 2012.-144 с.

    6. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. [Текст]/ Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 638 с.

    7. Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст]/ О.А.Куревина, Л.Г. Петерсон. - М.: АПКиПРО, 2014. -136 с.

    Возможно ли объединить основные группы в дошкольном учреждении, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113–2003, в единую схему? Попробуем вместе с экспертом журнала.

    Проблема повышения уровня оказываемых услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. С одной стороны, это обусловлено изменением государственной политики в сфере оказания социальных услуг населению, где ключевую роль играют критерии результативности и эффективности вложения бюджетных средств. С другой стороны, имеет место общая неготовность социальной сферы предъявлять такие показатели обществу и государству, как убедительные доказательства своего постоянного совершенствования и развития.

    Чтобы в дошкольном учреждении нужны документально оформленные требования, в которых перечислены все основные качественные характеристики с конкретными значениями параметров. В производственной сфере требования установлены практически для всей продукции массового производства. В непроизводственной сфере это сделать сложно. Имеющиеся на сегодняшний день в большинстве социальных отраслей официальные требования не охватывают всего многообразия качественных характеристик объектов и явлений. Научно обоснованная система параметров оценивания качества образования в дошкольном учреждении также отсутствует.

    Помимо показателей система оценивания включает такие элементы, как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые также недостаточно разработаны.

    В связи с этим о системе оценивания качества образования в дошкольном учреждении можно говорить только в будущем времени. Однако многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга образовательной системы. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценивания состояния и перспектив развития образовательной системы. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательные организации обязаны проводить самообследование и обеспечивать функционирование внутренней системы оценивания качественных характеристик образовательной системы. Данный закон включает нормы по контролю качественных характеристик образовательной деятельности органами государственного надзора, по независимому оцениванию качественных характеристик образовательной деятельности с целью предоставления информации об уровне организации работы учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

    Внутренняя и внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении

    В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качественных характеристик образовательной деятельности выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка включает оценку руководителями и работниками образовательной организации своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации.

    Внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе № 273-ФЗ независимая оценка качественных характеристик имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки - в зависимости от масштаба объекта оценивания. В табл. 1 приводятся основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении.

    Таблица 1

    Основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении

    Элементы системы оценки качества дошкольного образования Субъекты оценки
    Внутренняя оценка Внешняя и внутренняя оценка Внешняя оценка
    Работники

    Родители воспитан ников

    Администра-ция дошкольной организации Учредитель Надзорные органы Профе-ссиональные эксперты Общественные эксперты
    Процедуры оценивания Самообследование Не
    установлены
    Система внутренней оценки качества Контроль, мониторинг, рейтинг Лицензирование, государственный надзор Аттестация, экспертиза Независимая оценка качества
    Показатели и критерии оценки Устанавливаются Минобрнауки России и дошкольной организацией Устанавливаются дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также учредителем Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами. Определяются экспертами Устанавливаются Минобрнауки России. Дополни-тельные показатели устанавливаются общественными советами
    Способы оценивания Опрос Все известные способы оценки качества Ранжирование данных, имеющихся в открытом доступе

    Таким образом, нормативными правовыми актами установлены некоторые оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни критериев. Однако целостная модель системы оценки образовательной деятельности на сегодняшний день не выстроена: ряд базовых понятий не имеет однозначных определений, не выделено содержание перечня показателей, не описаны способы и механизмы оценивания. Все эти вопросы адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.

    Показатели качества образования в дошкольном учреждении

    Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ ДОО осуществляет образовательную деятельность по дошкольным образовательным программам, а также присмотр и уход за детьми. То есть выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества образования в дошкольном учреждении. При этом само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

    Образовательная деятельность детского сада регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС), который устанавливает требования:

    к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и согласно специальному указанию не подлежат непосредственной оценке и не могут служить показателями при оценке качества образования.

    В данном случае определить качество образования в дошкольном учреждении непросто, поскольку стандарта присмотра и ухода за детьми не существует. Однако общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ: присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

    Кроме того, Законом № 273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности. Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями:

    СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности».

    Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы параметров качества образования в дошкольном учреждении. Однако есть еще и другие субъекты оценивания, требования которых тоже необходимо учесть. В первую очередь, речь идет о потребителях услуг ДОО.

    Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее - ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качественными характеристиками, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные универсальные группы показателей качественных характеристик. Они являются общим руководством для производителей любых услуг, и потому их применение в каждой конкретной сфере, и в сфере оценки качества образования в дошкольном учреждении в том числе, требует авторской интерпретации. Первая группа: показатели назначения, где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги. Вторая группа: показатели безопасности, где выделяется 10 видов безопасности. Третья группа: показатели надежности предоставления и результатов услуги. Четвертая группа: показатели профессионального уровня персонала. Основываясь на этих четырех группах, можно представить параметры системы оценки качества образования в ДОУ с точки зрения удовлетворения требований потребителей следующим образом (см. табл. 2.)

    Таблица 2

    Примерные параметры системы показателей качества образования в дошкольном учреждении (на основе ГОСТ Р 52113–2003)

    Наименование групп показателей качества Параметры системы показателей
    Назначение услуги 1. Основные свойства услуги: удобный режим работы; наличие медицинских работников, учителей-логопедов и других узкопрофильных специалистов; наполняемость групп, количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; объем трудовых обязанностей персонала при осуществлении присмотра и ухода за детьми, учет дополнительных запросов семьи; размер и порядок оплаты услуг детского сада, наличие льгот и т. п. 2. Совместимость услуги: функциональная (преемственность в содержании работы с образовательными организациями другого уровня образования); информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации о ребенке и оказываемых услугах требованиям родителей). 3. Качество предоставления услуги: состояние материально-технической базы; санитарно-гигиенические условия; этика общения персонала; возможность получения дополнительных услуг; наличие условий для оказания услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, другим категориям потребителей с особыми потребностями; эстетика и комфортабельность помещений
    Безопасность услуги Электробезопасность. Пожарная безопасность. Санитарно-гигиеническая безопасность. Безопасность игрового оборудования, в т. ч. установленного на прогулочных участках. Безопасность озеленения интерьеров и прогулочных участков. Безопасность, создаваемая специальными защитными средствами (устройство ограждения, организация пропускного режима, оснащение аварийной сигнализацией и др.). Безопасность технологического оборудования. Специфические виды безопасности для отдельных видов услуг (обучение плаванию, проведение физиотерапевтических процедур и т. п.)
    Надежность услуги Стабильность производственного графика работы детского сада, выполнение обязательств, предусмотренных договором с родителями
    Профессиональный уровень персонала Общая и профильная подготовка персонала. Уровень квалификации кадров и навыки выполнения сложных работ, в т. ч. по результатам участия в конкурсах профессионального мастерства. Знание и соблюдение требований документов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников (в т. ч. требований безопасности). Соблюдение профессиональной этики поведения, которая включает такие качества, как: этичность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность; внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями услуг; умение создать домашнюю атмосферу, проявлять терпение, выдержку, избегать конфликтных ситуаций

    Из табл. 2 видно, что используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качественных характеристиках образовательной деятельности в ДОО, которое дает ФГОС. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня (школы).

    Объединив основные группы показателей качественных характеристик, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС и ГОСТ Р 52113–2003, получим обобщенную схему системы показателей качества образования в дошкольном учреждении.

    Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть времени работников детского сада. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества образования в дошкольном учреждении, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.

    Нормативные документы

    • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
    • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    • Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности»
    • ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст

    1 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст. Утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 06.11.2014 № 1482-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 52113–2014.

    Обеспечение непрерывности контроля над соответствием образовательного процесса и результатов деятельности внешним государственным требованиям к качеству образования в общеобразовательной организации.Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.

    Организация системы оценки качества образования в ДОУ

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка - детский сад №98» города Магнитогорска

    Актуальные вопросы разработки и функционирования внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях. Обеспечение непрерывности контроля над соответствием образовательного процесса и результатов деятельности внешним государственным и внутриорганизационным требованиям к качеству образования в общеобразовательной организации в соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется посредством внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО).

    Под ВСОКО понимается непрерывный внутриорганизационный контроль качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования в общеобразовательной организации.

    Цель: Качественная оценка и коррекция деятельности, условий среды учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на качество предоставляемых услуг.

    Задачи:

    1. Получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на качество образования.
    2. Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.

    3.Предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования.

    4.Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений.

    1. Проведение самообследования.

    Основными принципами мониторинга являются целостность, оперативность, информационная открытость к результатам.

    ООП МДОУ:

    • Дополнительные образовательные программы, реализуемые в МДОУ
    • Совместная образовательная деятельность в режиме дня и организация непосредственно образовательной деятельности
    • Охрана и укрепление здоровья детей
    • Реализация приоритетного направления деятельности в системе дополнительного образования
    • Материально-технические условия

    Карты оценки предметно развивающей среды, аналитические справки педагогов раз в месяц как меняется предметно-пространственная среда в группе.

    • Требования к кадровым условиям
    • Финансовые условия (финансовое обеспечение)
    • Уровень достижения результатов освоения основной образовательной программы
    • Качество организации воспитательно-образовательного процесса;
    • Инновационная деятельность.

    Соответствие структуры и содержания рабочих учебных программы установленным требованиям

    Обеспеченность групп учебными пособиями, дидактическим материалом, средствами наглядности

    Методы сбора данных:

    • опрос;
    • анкетирование;
    • тестирование;
    • анализ документов;
    • беседы;
    • социометрические исследования;
    • статистические исследования;

    Для создания и осуществления внутреннего мониторинга качества образования не следует, что во всех образовательных учреждениях это должно быть сделано совершенно одинаково, поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять и порядок, и содержание программы ВСОКО с учетом своей специфики и реализовывать его оно должно своими силами.

    Созданная система видов практической деятельности образовательного учреждения должна быть нормативно регламентирована документами которыми необходимо руководствоваться при разработке системы мониторинга оценки качества образования дошкольной организации.

    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
    • СанПиН 2 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
    • Письмо Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РФ от 31 июля 2012 года № 03-20/н-20 «Об организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении»;

    Нормативно-правовая регламентации функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, заключается в подготовке, принятии, утверждении и введении в действие локального нормативного акта «Положение о внутренней системе оценки качества образования ДО» который устанавливает содержание, структуру и порядок осуществления внутреннего мониторинга качества в учреждении.

    Используются следующие термины:

    Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам.

    Качество условий - это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.

    Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, требования к уровню развития интегративных качеств выпускников дошкольного учреждения, требования к условиям организации образовательного процесса.

    Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

    Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно - качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

    Экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

    Измерение - оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

    Не менее важным требованием в случае правовой регламентами внутреннего мониторинга качества является внесение дополнений в должностные инструкции работников.

    В инструкции необходимо прописать: В своей деятельности сотрудник (должность) руководствуется уставом, другими локальными актами ДОУ в том числе программой внутреннего мониторинга качества образования.

    И в функции работника: работник выполняет функции, отнесенные к его компетенции в соответствии с утвержденной программой внутреннего мониторинга качества образования.

    Алгоритм введения системы оценки качества образовательных у слуг в ДОУ

    Создание педагогического актива ДОУ для разработки программы системы оценки качества образовательных услуг ДОУ;

    Рабочая группа разрабатывает программу внутренней оценки системы качества образования и разрабатывает план методической работы введения программы ВСОКО ДОУ; Определяет параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов; Разрабатывает технологические карты, схемы, таблицы, для проведения внутреннего мониторинга оценки качества образования в ДОУ.

    (Деятельность рабочей группы должна отражаться в протоколах)

    Как организовать процедуру проведения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ ;

    Издание Приказа о проведении оценки качества образовательных услуг в ДОУ (назначение ответственных лиц, установление сроков);

    Сбор и обработка данных (данные прописаны в программе мониторинга оценки качества образования)

    Анализ результатов оценки качества образовательных услуг в ДОУ;

    Анализ степени соответствия требованиям нормативных правовых документов разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    Определение слабых сторон ООПДО и установление способов исправления содержания программы

    Определение недостатков в условиях реализации ООПДО и установление путей решения проблем

    Определение общего итога оценки качества образовательных услуг в ДОУ

    Принятие управленческих решений по результатам проведения оценки качества образовательных услуг в ДОУ.

    Включение мероприятий по улучшению условий реализации ООПДО в Годовой план работы учреждения на следующий учебный год; Ознакомление родителей и учредителя с итогами проверки.

    Поощрение педагогов, чьи воспитанники показали лучшие результаты освоения ООПДО

    Совершенствование СОКО ДОУ.

    Программа системы оценки качества образования в ДОУ позволит:

    1) Упорядочить систему контроля за качеством образовательных услуг в ДОУ;

    2) Повысить эффективность управления качеством образовательных услуг в ДОУ;

    3) Обеспечить качество образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей.

    Также раскрывается понятие качества дошкольного образования для данной дошкольной организации и приводятся функции системы оценки:

    • информационная;
    • побудительная;
    • формирующая;
    • коррекционная.

    Вторая часть содержит описание объекта, субъекта, методик, технологий оценки качества, её структурных элементов: самообследование, мониторинг и контроль, описание организационных механизмов, периодичность и сроки оценки.

    Организация системы оценки Внутренняя система оценки базируется на программе, где определяются направления, форма, сроки, порядок проведения и ответственные исполнители. На её основе составляется годовая циклограмма, которая утверждается приказом руководителя ДОО и обязательна для исполнения работниками ДОО. Состав ответственных исполнителей утверждается приказом руководителя ДОО. Это могут быть заместитель по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, педагоги и члены родительского комитета.

    Алгоритм реализации системы оценки

    • Определение и обоснование объекта оценивания.
    • Сбор данных.
    • Создание баз данных для хранения и оперативного использования информации.
    • Обработка полученных данных.
    • Анализ полученных данных.
    • Подготовка документов по итогам анализа полученных данных.

    К результатам допускаются только педагоги, которые работают непосредственно с конкретным ребёнком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщённом виде - сколько детей показало средний, высокий или низкий уровень развития, результаты конкретного ребёнка не даются.

    Виды контроля:

    1. Оперативный - оценка текущего состояния дел по достаточно узким направлениям деятельности. 2.Предупредительный - предупреждение недостатков и отбор рациональных решений проблем (проводится перед серьёзными проверками).

    3.Срезовый - диагностика детей по разделам программы.

    4.Тематический - глубокое изучение состояния дел. 5. Итоговый - оценка результатов работы педагогического коллектива в конце отчётного периода.

    Вопросы для оперативного контроля разделяются на три категории по объекту оценки: организация педагогического процесса, развивающей предметно-пространственной среды и достижения детей. Вопросы первой категории оценивают качество образовательного процесса. В первую категорию входят вопросы об организации прогулки, подготовке педагогов к занятиям, использовании дидактических и режиссёрских игр, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности (двигательный режим детей на прогулке, наблюдение за природой, наличие выносного материала, развивающие дидактические игры и организация трудовой деятельности)

    • содержательная насыщенность - наличие средств обучения, материалов, инвентаря и оборудования, которые обеспечат игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей;
    • вариативность - наличие пространств для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;
    • трансформируемость - возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
    • доступность - свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;
    • безопасность - соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.

    Достижения воспитанников говорят о качестве результатов образовательного процесса. В третью категорию входят вопросы для рассмотрения: педагогические наблюдения, портфолио дошкольника и результаты педагогической диагностики. Тематический контроль заключается в тщательном исследовании положения дел по конкретному направлению работы с детьми. По итогам анализа результатов текущего контроля принимается конкретный план действий по коррекции образовательного процесса. Итоговый контроль помогает изучить конечные результаты работы коллектива ДОУ. Проводится по завершению полугодия и учебного года.

    Контроль качества образовательного процесса, условий и результатов помогает обнаружить и устранить недостатки, дает руководителю достоверную информацию для принятия управленческих решений.

    Подготовила старший воспитатель Цыбулько Татьяна Дмитриевна

    Доклад

    «Повышение качества дошкольного образования

    В условиях реализации ФГОС ДО»

    Борисова Людмила Валентиновна,

    заведующий МБДОУ «Солнечный»

    Уважаемые коллеги!

    Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.

    Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных

    услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

    Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования республики Мордовия и нашего района является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ.

    На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

      обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными направлениями развития

      образования, с учетом федеральных государственных стандартов;

      активизация творческого и личностного потенциала педагогов;

      внедрение менеджмента в деятельность руководителя детского сада.

    ФГОС определяет новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

      Совокупность образовательных областей

      Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность подрастающего человека»;

      Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

    Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа.

    Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией авторского коллектива по руководством Т.И.Бабаевой в группах общеразвивающей и комбинированной направленности.

    Цель деятельности нашего детского сада по реализации основной общеобразовательной программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

    Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:

    . программно- методическое обеспечение детского сада;

    . кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);

    . материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты, оборудование);

    . предметно-пространственная развивающая среда;

    . инновационная деятельность;

    . информационно-технологическое обеспечение деятельности учреждения.

    Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

    За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации.Считаю,что всё это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

    Уверена,что качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы работы. В детском саду «Солнечный» проведены информационно - консультативные семинары, совещания при заведующем, педагогические часы, мастер - классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО.

    Большое значение, на мой взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности детского сада, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости в работе.И здесь мне особенно хочется отметить,что наш детский сад активно занимается качественным и красочным продвижением и обновлением своего сайта в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Жизнь детского сада широко представлена и в публикациях районной газеты.

    В текущем учебном году по госстандарту мы приобрели средства ТСО (ноутбук,принтер со сканером,широкоформатный телевизор) для показа презентаций детям и их родителям в инновационном режиме работы.

    В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации на базе МРИО г.Саранск, в других регионах по дистанционной форме, по on-line форме через Интернет-это вебинары.

    Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

    Думаю,следует сделать акцент на том, что дошкольное детство- это наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

    Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды - ведь наше ДОУ типовое, поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обес-печения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изоб-разительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновле-ние материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ре-бенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя ис-следования живой природы; мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, созда-телем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.

    Благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием и игрушечным инвентарём. В этом году по всем возрастным группам приобрели наглядные,дидактические материалы,игрушки для работы с детьми, частично пополнили выносное уличное оборудование,существенно обновили методическую базу детского сада.

    Ещё одним важным сигментом повышения качества образования я считаю создание благоприятных условий пребывания ребёнка в детском саду и проживания в нём полноценного дошкольного возраста.

    В 2014г. благодаря содействию районной администрации в детском саду произвели частичную реконструкцию - сделали прачечный блок,включающий в себя стиральный,сушильный и гладильный цеха.Отремонтировали овощехранилище.

    За два с небольшим года б лагодаря спонсорской помощи ООО « КЭТЗ БЛ-ГРУПП» и при личном участии директора предприятия Рудакова В.С. полностью заменены водопроводно-канализационные коммуникаций по всему периметру детского сада,установлено новое сантехническое оборудование во всех групповых ячейках детского сада (детские душевые поддоны с душевыми насадками,раковины,унитазы,ванную с нижним экраном в туалетную комнату ясельной группы).Во всех вспомогательных помещениях детского сада заменены водопроводные смесители.Во всех групповых ячейках отремонтированы туалетные комнаты.В помещениях частично заменены потолочные светильники.Отремонтировано парадное крыльцо детского сада,сделан облегчённый боковой витраж из голубого поликарбоната,что придаёт входу особую красоту, эстетику и очень нравится взрослым и детям.Отремонтирована электроплита(переключатели с жарочными панелями).Произведён капитальный ремонт спортивного зала ДОУ.Приобретено детское красочное и тёплое напольное ковровое покрытие в новый спортивный зал.Силами спонсора были утилизированы люминисцентные отходы,что особенно важно для охраны жизни и здоровья детей.

    Силами сотрудников ведётся постоянная работа по благоустройству территории детского сада (регулярно проводится обрезка деревьев и кустов, упорядочиваются естественные теневые навесы,выкашивается трава, высаживаются и пропалываются цветы и др.),что очень важно для привития воспитанникам чувства эстетики и красоты.

    В нашем детском саду большое внимание уделяется полноценному питанию детей.В тёплый и холодный периоды времени в рацион воспитанников вводится естественная витаминизация посредством фруктов,овощей и салатов.

    Одним из главных залогов успешного воспитания и обучения ребёнка считаю оздоравливание. В этом аспекте в 2015 году с разрешения главного врача Ковылкинской межрайонной больницы детскому саду были выделены 3 бактерицидные кварцевые лампы,что позволяет обеззараживать помещения,где находятся наши дети во время их отсутствия,соблюдая при этом режим кварцевания жедневно проводится воздушная аэрация, двигательная,дыхательная и артикуляционна я гимнастика,босохождение ,динамические минутки.В период респираторных заболеваний - чесноко и лукотерапия .В тёплый период времени дети охотно принимают воздушные солнечные ванны и очень любят влажное растирание.

    Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. В прошедшем учебном году наше дошкольное образовательное учреждение успешно принимало участие в республиканском конкурсе «Лгопед-профессионал»,в 2014г.мы заняли первое место в республиканском конкурсе по патриотизму «Растим патриотов России».В этом учебном году наш детский сад стал лауреатом республиканского смотра-конкурса «Зелёный огонёк» на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди образовательных организаций Республики Мордовия.

    Я твёрдо уверена; всё,что окружает ребёнка в детком саду и дома-в семье,это инструмент его развития и,главное,чтобы этот инструмент не навредил маленькому человеку,а был правильно подобран.Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка-дошкольника-это единое целое.

    Уже совсем скоро все учебные заведения радостно распахнут свои двери для самых больших жителей Планеты.

    Уважаемые коллеги,в преддверии нового учебного года искренне желаю Вам ярких педагогических побед,крепкого здоровья,талантливых воспитанников,понимающих родителей,внимания со стороны государства,личностного и профессионального роста!

    Пусть Вашей мудрости,таланьа,чуткости,заботы и внимания хватит на каждого ребёнка,а Ваши всезнайки,непоседы и почемучки искренне любят Вас,гордятся Вами и доверяют Вам!