Войти
Логопедический портал
  • Научно-исследовательская деятельность как условие саморазвития педагога
  • Происхождение Земли (От Большого Взрыва до возникновения Земли) Из чего появилась планета земля
  • Квест More Than Meets the Eye (Новый дух, новый облик) Общая информация о трансформациях
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
  • Бабкин российское духовенство и свержение монархии
  • Каноническое и параметрическое уравнения прямой
  • Обучение информатике в начальной школе. Цели обучения информатике в начальной школе - документ Ориентированное изучение информатики в начальной школе

    Обучение информатике в начальной школе. Цели обучения информатике в начальной школе - документ Ориентированное изучение информатики в начальной школе

    «Проекты по информатике» - Цель и задачи проекта: Виды деятельности: Пропаганда созданных материалов, результатов проекта. Ожидаемые результаты: Создание сайта проекта, Создание пакета методических материалов. Проект «Информатика – царица всех наук». Углубление и расширение знаний в области различных наук с использованием средств ИКТ.

    «Уроки информатики» - Не прикасайся к экрану. Физкультминутка. 6 объект. О чем рассказывает таблица? Какую информацию несёт таблица? Не держи лишние вещи на рабочем столе. Точно выполняй задания учителя. Не работай мокрыми руками за компьютером. 4 объект. 7 объект. 2 объект. Мы руками поведем – Будто в море мы плывем. Правила поведения в кабинете информатики.

    «Уроки информатики в начальной школе» - Использование ИКТ и ЦОР на уроках информатики в начальной школе. Управляющие, Диагностирующие, Демонстрационные, Генерирующие, Операционные, Контролирующие, Моделирующие и т. д. Но особенно - детьми. Игры любимы всеми. «Обучая других - обучаюсь сам». известный римский философ Сенека. Комплект интерактивных учебно-методических образовательных программных комплексов серии «УМНИК».

    «Кабинет в школе» - 7 – 9 классы. Оборудован в 1998 году, обновлен в 2004 году. 10-11 классы. Информационные технологии. С 5 класса учащиеся приходят в кабинет информатики к Юрию Леонидовичу. В 5-6 классе изучаются основы алгоритмики, простейшие пользовательские программы, тренажеры и т.д. Презентация. Любимый кабинет.

    «Информатика 7-11 класс» - Информация и человек. Способы заполнения и распечатки массивов. Логические функции. Система команд исполнителя. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Управление и Исполнитель. Проведение компьютерного эксперимента. Компьютерные сети. Сервисы и протоколы. Структура таблиц. Логические задачи.

    «Информатика в школе» - Технологический (компьютерный). Какой должна быть информатика в начальной школе? Обязательно. Проблема. Учитель начальных классов. В федеральном перечне «Информатика». Для информатики. Какой можно сделать вывод? Формирование общих учебных умений.

    Всего в теме 18 презентаций

    Пояснить сущность понятия «содержательная линия». Перечислить основные содержательные линии современного школьного курса информатики. Привести пример выстраивания содержания обучения информатике в основной школе на основе содержательной линии «Представление информации»

    Содержательная линия - направление теоритического материала по определенной теме, использующееся во всех главах и разделах учебного пособия, курса, образовательной программы.

    Основные содержательные линии курса информатики охватывают следующие группы вопросов:

    Вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;

    Вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);

    Способы представления информации (условно «линия представления информации»),

    Методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);

    Вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств, возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);

    Вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);

    Этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»). Линия информационных процессов Обязательный минимум содержания учебного материала:

    Получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;

    Получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;

    Познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).

    Линия представления информации Обязательный минимум содержания учебного материала:

    Понять функции языка как способа представления информации;

    Познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;

    Получить представление о типах величин;

    Познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере. Алгоритмическая линия Обязательный минимум содержания учебного материала:

    Уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

    Освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;

    Получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

    Получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач. Линия исполнителя (компьютера) Обязательный минимум содержания учебного материала:

    Получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;

    Понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;

    Узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;

    Узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;

    Познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.

    Линия формализации и моделирования Обязательный минимум содержания учебного материала:

    Получить представление о моделировании как методе научного познания;

    Понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

    Линия информационных технологий Обязательный минимум содержания учебного материала:

    Знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;

    Пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;

    Пользоваться простым графическим редактором;

    Обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;

    Осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;

    Иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;

    Иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

    Приведем пример выстраивания содержания обучения информатике в основной школе на основе содержательной линии «Представление информации» в содержании курса информатики, построенного на основе идеи «от информационных процессов к информационным технологиям», чтобы она проявлялась как сквозная, системообразующая линия при построении содержания обучения информатике.

    В основу предлагаемого подхода отражения сквозной линии «Представление информации» в содержании базового курса информатики, построенного на идее «от информационных процессов к информационным технологиям», положены три важнейших принципа:

    1) единство в представлении информации, рассматриваемое с точки зрения возможности представления любой информации в некоторой универсальной форме (в двоичном представлении);

    2) единство в методах и средствах преобразования информации, заключающееся в том, что представление любой сложной двоичной функции может быть сведено к использованию ограниченного набора элементарных операций;

    3) построение информационных технологий на основе алгоритмов, обеспечивающих возможность автоматизации обработки информации.

    При изучении раздела «Информация и информационные процессы» учащиеся должны понять, что информация - это не что иное, как модель окружающего мира, выраженная некоторым языком, а представить информацию - это значит построить информационную модель. Важно понимать, что информация не может существовать вне формы ее представления средствами какого-либо языка. В настоящее время существует большое разнообразие форм представления информации (не только текст или устная речь, но и рисунки, фотографии, таблицы, формулы, графики, диаграммы, чертежи, схемы, пиктограммы, карты и т.д.). С о временем используются все новые формы представления информации, например, такие как списки, связанные списки, стек, очередь и др. Этот процесс появления новых форм представления информации продолжается. Поэтому важно научиться эффективно использовать их для представления информации, без чего не может быть обеспечено высокое качество информационной деятельности.

    В разделе «Представление информации» подчеркивается, что форма в представлении информации играет не менее важную роль, чем ее содержание. Здесь дается характеристика наиболее часто употребляемых форм представления информации, показываются особенности приемов представления информации в этих формах, формируются умения переходить от одной формы представления информации к другой. Обращается внимание на то, что при решении конкретной задачи выбор формы неслучайный, он определяется целями работы с информацией, при этом разные виды работы с информацией требуют соответствующих форм ее представления. Приводятся примеры выбора эффективной и неэффективной формы представления информации. Поскольку существуют разные формы представления информации, возникает задача выбора формы наиболее целесообразной (адекватной) потребностям работы с информацией - на этом делается акцент в данном разделе.

    В систему задач, предназначенной для эффективного освоения вопросов представления информации, целесообразно включение четырех типов задач:

    1) задачи на формирование умений, навыков владеть конкретными (заданными) формами представления информации;

    2) задачи, показывающие, что на изучаемый объект можно смотреть с разных точек зрения, которые требуют соответствующих форм представления информации;

    3) задачи на выбор наиболее эффективной формы представления информации исходя из потребности оперирования с ней;

    4) более сложные задачи, предусматривающие использование нескольких форм представления информации для достижения целей моделирования.

    Решая задачи первого типа, ученики овладевают арсеналом форм представления информации (например, описывают внешний вид изучаемого объекта, представляют графически структуру изучаемого объекта, получают формулу, составляют таблицу). В задачах второго типа при рассмотрении объекта изучения требуется согласовать возможные цели моделирования с формами представления информации. Задачи третьего типа рассчитаны на то, чтобы при построении информационной модели рассматриваемого объекта, явления, процесса ученики научились выбирать эффективную форму представления информации. Решение задач четвертого типа (в том числе выполнение учебно-исследовательских проектов как решение неких личностно значимых, относительно масштабных проблем) предусматривает использование не одной, а нескольких форм представления информации, так как в этих задачах требуется изучение объекта, явления с разных сторон (при решении таких задач необходим чаще всего неоднократный переход от одной формы представления информации к другой). Решение такой системы задач ориентировано на овладение различными средствами представления информации, формирование умений выбирать оптимальную форму представления информации под те задачи, которые стоят перед ним, представлять информацию в выбранной форме, получать результаты, адекватные поставленным целям.

    В результате изучения данного учебного модуля предмета Технологии ученик должен знать/понимать:

    · роль трудовой деятельности в жизни человека;

    · распространенные виды профессий связанные с технологией (с учетом региональных особенностей);

    · воздействие технологической деятельности человека на окружающую среду, а так же здоровье человека;

    · область применения и назначение технических устройств (в том числе компьютеров);

    · основные источники информации;

    · назначение основных устройств компьютера;

    · правила безопасности при работе с техническими устройствами и машинами (в том числе с компьютером);

    · уметь выполнять инструкции при решении учебных задач;

    · организовывать и планировать собственную трудовую деятельность, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

    · получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

    · изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, используя рисунки, сборные схемы, эскизы, чертежи; выбирать материалы учитывая свойства по внешним признакам;

    · соблюдать последовательность операций при изготовлении и сборке изделия;

    · создавать модели элементарных объектов из деталей конструктора и различных доступных материалов;

    · выполнять декоративное оформление и отделку изделий;

    · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    · - выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);

    · - соблюдения правил безопасности при работе с

    · материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами

    · информационных и коммуникационных технологий;

    · - создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

    · - сотрудничество в процессе совместной работы;

    · - умение решения учебных и практических задач с использованием возможностей

    · компьютера;

    · - поиска необходимой информации с использованием простейших запросов;

    · - преобразования и создания простых информационных объектов на компьютере.

    Цели обучения информатике в начальных классах: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, ее обработки использовании и преобразовании, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютерных технологий.

    Задачи обучения информатике в начальной школе:

    · Ознакомление с основными свойствами информации, обучение приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении задач;

    · дать первоначальное представление о компьютере, его устройстве и современных информационных и коммуникационных технологиях;

    · дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства .

    Примерное содержание курса информатики в начальном обучении: Основные понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании, использовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств в том числе компьютера. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги, слайды, презентации и др. Организация деятельности человека по преобразовании информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов. Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях. Компьютер в качестве исполнителя алгоритма. Основные устройства компьютера и их функции. Организация и обработка информации в компьютере. Основные команды, понимаемые и используемые компьютером. Преобразование различных видов информации: числовой, текстовой, графической и звуковой при помощи компьютера. Хранение и передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Глобальные сети интернет. Использование сетей для получения информации. Роль информации в жизни общества и человека. Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой для человека информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства. Практика в содержании предмета информатики формируется из задач по информатике с предметным содержанием (без-компьютерная составляющая обучения) и решения компьютерных практических заданий. Для этого требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех школьников в соответствии с уровнем оснащения школы. Формы организации обучения в школе. Обучение информатике и информационным технологиям можно осуществлять несколькими вариантами силами преподавателей начальных классов. 1-й вариант. Без-компьютерное изучение информатики в рамках 1 урока с включением в содержание программы использования таких предметов как: математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир. Обучение проводится учителем без деления класса на группы.. 2-й вариант. Создание компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы. В данном случае необходимо учитывать: наличие компьютеров в начальной школе (компьютер с CD-ROM устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиа проектор с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру), электронных средств обучения и готовность преподавателей начальной школы к применению компьютера на уроках информатики. Один компьютер в кабинете можно использовать как "электронная" доска, то есть использоваться во время вызова к нему учащихся для выполнения заданий или команд, предусмотренных учебной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства работы с классом. 3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока. Этот способ возможен, если имеется достаточная материальная база (компьютерный класс, компьютерные программы), готовность учителя к преподаванию предмета Информатики обозначим, что использование компьютерной техникой на каждом уроке информатики как в начальной школе, так же как в среднем и старшем звене обучения необязательно. Поэтому даже при наличии только одного компьютерного класса в школе можно его использовать и для обучения информатики, и для использования при обучении других предметов. При наличии компьютерной техники в обучении информатике необходимо соблюдать технику безопасности, требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой, санитарные нормы организации труда детей за компьютером . Работу за компьютером необходимо заканчивать специальными профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1-2 мин).

    Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения:

    *Компьютерные азбуки и буквари для ознакомления и облегчения работы с текстом

    *Клавиатурные тренажеры с обычной скоростью работы

    *Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы

    *Компьютерные лабиринты для управления объектом

    *Компьютерные мозаики

    *Логические игры на компьютере

    *Компьютерные энциклопедии, путешествия

    *Компьютерные топологические схемы (района, метро)

    *Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 минут с дальнейшим обучением

    *Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические Среды

    *Компьютерные синтезаторы звука

    *Игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках

    *Компьютерные среды управления исполнителем.

    Основные правила поведения учащихся в компьютерном классе:

    Входить, выходит, передвигаться по классу можно только с разрешения учителя.

    Необходимо занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся.

    Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства, подключение съемных носителей и компакт-дисков учащимся без разрешения преподавателя не разрешается.

    Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

    В целях экономии времени материалы по организации обучения, размещенные в Интернете, могут быть заранее приготовлены и использованы преподавателем на уроке. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете в целях безопасности .

    Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать стандартам, санитарным нормам и правилам. рекомендации по организации рабочего места ученика отражены в приложении.

    Расстановка компьютерных столов должна свершаться так, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были со стороны стены помещения.

    Для предотвращения травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола

    Необходимо чтобы кабинет был оборудован устройством отключения электропитания.

    Оставлять детей в компьютерном классе без учителя строго запрещено.

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    О бучени е информатике в начальной школе

    О главление

    • Введение
    • Глава I. Цели, содержание и требования к уровню подготовки выпускников обучения информатике в начальной школе

    Глава ІІ Учебно-методические комплексы по информатике в начальной школе

    Глава IIІ. Формы организации обучения информатике в начальной школе

    Глава IV. Особенности обучения информатике в начальной школе

    Заключение

    Приложение

    Список литературы

    В ведение

    Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними.

    Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе, следовательно, информатизация образовательного процесса является одним из приоритетных направлений образования. Для решения этой задачи перед семьей и школой возникает необходимость знакомства детей с теоретическими основами информатики и практическим использованием компьютера, причем не на уровне экскурсий и игр, а в виде регулярных занятий.

    Включение информационных технологий для изучения в начальной школе готовит школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности в рамках всех учебных предметов.

    Использование компьютера в обучении младших школьников должно стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.

    Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

    Ч активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

    Ч достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

    Ч развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

    Ч повышению уровню комфортности обучения;

    Ч снижению дидактических затруднений у учащихся;

    Ч повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

    Ч формированию информационно-коммуникационной компетенции;

    Ч приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

    . Ц ели, содержание и требования к уровню подготовки выпускников обучения информатике в начальной школе

    Известно, что методическая система обучения любому предмету представляет собой совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения. Методические системы учебных предметов, составляющих содержание общего среднего образования, формировались на протяжении многих десятилетий в основном эмпирически, проверяясь школьной практикой и претерпевая заметные изменения с периодом в 10--15 лет.

    Для информатики характерен динамизм изменения ее методической системы обучения. За прошедшие годы неоднократно менялось представление о том, чему и как учить на уроках информатики. Недаром за относительно недолгое время школьный курс информатики трижды менял свое название (в соответствии с содержанием): от первых учебников «Основы информатики и вычислительной техники» до десятилетнего этапа «Информатика» к утвержденному ныне в качестве государственного стандарта «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Эти смены названий стержневого школьного предмета отражают динамические, обоснованные развитием общества, изменения в содержании дисциплины.

    Одной из главных задач информатики в школе, является формирование стиля мышления учащихся. Исходя, с одной стороны, из целей формирования стиля мышления, а с другой стороны, из условий (именно в начальной школе начинает складываться мышление молодого человека), можно сделать однозначное заключение - курс информатики должен начинаться в младших классах школы. Формирование навыков операционного стиля мышления должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, т.е. в начальной школе. Такая организационная схема позволяет естественно ввести операционный стиль мышления в систему умений и навыков, формируемых школой.

    Изучение основ информатики в более позднем возрасте оказывается связанным с необходимостью ломать установившиеся взгляды и привычки, что существенно осложняет и замедляет процесс обучения и воспитания.

    Информатизация школьного образования требует раннего обучения информатике: основным понятиям этой дисциплины и ранней выработки навыков общения с компьютером. Для того чтобы применять компьютер на предметных уроках, следует добиться полного автоматизма в использовании этого дидактического инструмента. Важно, чтобы для школьника не становились проблемами поиск той или иной клавиши, ориентация в представленной на экране учебной информации, операции сохранения промежуточных данных и результатов. В противном случае ученики на уроке по предмету затрачивают лишнее время, испытывают психологическую перегрузку, прилагают дополнительные умственные усилия на второстепенные (по отношению к изучаемой дисциплине) операции с технологическим инструментарием.

    Проведение педагогических экспериментов по обучению информатике детей младшего школьного и даже дошкольного возраста как за рубежом (США, Франция, Болгария и др.), так и в нашей стране убедительно показали, что дети младшего школьного возраста быстрее, прочнее и естественнее осваивают фундаментальные понятия информатики, которые способствуют формированию мировоззренческих концепций ребенка.

    Только сравнительно недавно одновременно с подготовкой и декларированием Государственного стандарта общего образования, включающего три компонента -- федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения (школьный), был принят и стандарт преподавания учебного предмета “Информатика и ИКТ”.

    Основной миссией курса информатики в начальной школе является пропедевтика фундаментальных понятий информатики и основных приемов новых учебных информационных технологий. Тем самым курс раннего обучения информатики становится пропедевтическим, способствующим подготовке школьников к последующему систематическому изучению информатики и коммуникационных технологий. Пропедевтический курс информатики в начальной школе нацелен на формирование:

    · первоначальных представлений о свойствах информации;

    · первоначальных представлений о способах работы с информацией, в частности с использованием компьютера: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

    · начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;

    · у учащихся умений применять знания, полученные на уроках информатики, на других предметах с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

    Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

    Основные понятия информатики.

    Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

    Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

    Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

    По отношению к компьютеру у детей младшего школьного возраста в большинстве случаев преобладает установка «играть на компьютере». Поэтому очень важным представляется изменение «целевой функции» ребенка в отношении компьютера, показ всего многообразия его возможностей, формирование «образовательного вектора» его использования, повышение информативности изучаемого материала, усиление обратной связи в системе «ученик - учитель», развитие творческих способностей детей.

    Информация в жизни общества и человека.

    Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

    Наши дети - это уже члены информационного общества. Объем информации, который обрушивается на них, весьма велик. Так же, излишне говорить о качественном составе информации. Все это не может не влиять на психику человека, на его поведенческие модели, на физическое здоровье. Так вот, одним из приоритетов информатизации образовательного процесса, особенно в начальной школе, является управление информационным потоком, который принимает на себя ученик.

    Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков.

    По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

    В результате изучения информатики и информационных технологий в начальной школе ученик должен

    з нать :

    Ш источники информации;

    Ш назначение основных устройств компьютера (для ввода, вывода и обработки информации);

    Ш правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

    уметь :

    Ш выполнять инструкцию при решении учебных задач;

    Ш выполнять несложные алгоритмы;

    Ш работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

    Ш набирать небольшой текст и конструировать простое изображение на мониторе;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    Ш готовить сообщения с использованием различных источников информации;

    Ш использовать доступные компьютерные программы для решения учебных и практических задач;

    Ш пользоваться компьютером для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видео- записей.

    Глава ІІ Учебно-методические комплексы по информатике в начальной школе

    обучение информатика начальная школа

    Учебники и учебные пособия наполняют обучение конкретным содержательным материалом и помогают учителю в построении курса. Это и материал для самостоятельной работы учащихся. Сегодня существует много учебников по одному и тому же предмету, что требует от учителей и методических служб большой работы по согласованию учебников и программ.

    В федеральный перечень учебников включены только те издания, которые проходили экспертизу через Российскую Академию наук и через Российскую Академию образования.

    класс

    Издательство

    НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Академкнига/Учебник

    Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ

    Академкнига/Учебник

    Горячев А.В. Информатика и ИКТ

    Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

    Просвещение

    Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

    Просвещение

    Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

    Просвещение

    При использовании любого учебно-методического комплекта необходимо помнить, что если изучение информатики и ИКТ начинается в 3 классе, то материал для 2 класса необходимо изучать вместе с материалом 3 класса. При этом учитель разрабатывает рабочую программу и календарно-тематическое планирование на основе авторской, в которой объединяет материал 2 класса и 3 класса на один год обучения. Затем разработанная рабочая программа и календарно-тематическое планирование обязательно утверждаются в муниципальной методической службе.

    К учебникам нового поколения относят пособия, которые наряду с изданной «твердой копией» книги имеют свою электронную версию, используемую при работе у компьютерного монитора.

    Наше образовательное учреждение для организации изучения «Информатики и ИКТ» на начальной ступени обучения как пропедевтического курса остановилось на программе и УМК Матвеевой Н.В., Челак Е.Н., Конопатовой Н.К. Для каждого класса (2, 3 и 4) предлагаются:

    Ч учебник

    Ч рабочие тетради

    Ч тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий для ученика (для 3-4 классов)

    Ч методическое пособие для учителя

    Ч электронное пособие на CD-ROM.

    Ч комплект плакатов

    Ч дидактические материалы

    Цель данного УМК - сформированность представлений учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развитие начальных навыков работы на компьютере.

    Проникновение информационных технологий в создание и распространение учебника - его выпуск вместе с непосредственно связанным с ним электронным компакт-диском. В выбранном нами УМК компакт-диск, сопровождающий учебник, является носителем программ и упражнений, которые необходимы в освоении материала учебника, изданного в «твердой» копии.

    Глава II I . Формы организации обучения информатике в начальной школе

    Предлагается несколько вариантов обучения информатике.

    Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.

    Этот вариант предполагает фронтальную форму работы в школьном кабинете, оснащенном 1 компьютером с CD-Rom устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.

    Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как электронная доска, то есть использоваться в режиме вызова к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева.

    Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой.

    При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

    Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мефодий".)

    Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы.

    Для групповой формы обучения на уроке информатики возможно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в информационном центре школы.

    Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

    В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.) Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л.Семенова.

    Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия: например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и др.

    Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

    Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.

    1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

    2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.

    3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.

    4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

    1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.

    2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.

    3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.

    4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.

    5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.

    6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

    7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.

    Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

    Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке информатики с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

    При выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютерного кабинета (10-15 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут. Бескомпьютерная часть урока информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1 группы в течение 15 минут, а затем для 2 группы. Компьютерная часть урока проводится учителем информатики сначала для 2-й группы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1-й группы.

    Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1,2,3 или 4-м).

    При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.

    Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиа-проектор.

    Наше образовательное учреждение, при наличии кабинета информатики, планирует выстраивать свою работу ближе к 3 варианту.

    В образовании, как и в медицине, весьма актуален принцип «не навреди». Поэтому здоровьесберегающие способы использования информации должны превалировать. Нужно помнить, что глаза человека рассчитаны на восприятие отраженного света, поэтому длительное наблюдение за объектом, излучающим свет (монитор), вызывает резь, ощущение песка, покраснение и боли в области орбит глаз. Ребенок сидит за компьютером, как правило, в одной позе, при этом одни группы мышц напрягаются, а другие - атрофируются, так развивается синдром длительного напряжения.

    Поэтому очень важно соблюдать гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе (см. Приложение 1).

    Глава I V . Особенности обучения информатик е в начальной школе

    Как говорилось выше обучение информатике в начальной школе включает бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть реализуется заданиями, направленными на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, компьютерная - на формирование умений учащихся работать с информацией с использованием средств ИКТ.

    Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. Увеличивается доля практических заданий, учебных проектов с использованием средств ИКТ.

    Рекомендуется выделить следующие этапы урока: проверка домашнего задания (до 5 минут), изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе телевизора, компьютера), закрепление материала (около 7 минут), практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве электронной доски в режиме эстафеты, выступления), обсуждение результатов (5 минут). В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты).

    В нашем общеобразовательном учреждении, есть возможность использовать для обучения информатике компьютерный кабинет. Для этого планиируется деление класса на две группы. Компьютерную часть урока целесообразно проводить учителю информатики сначала для одной группы детей, а затем для второй (по 15 минут для каждой группы). В это время учитель начальной школы проводит бескомпьютерную часть урока информатики для одной из групп учащихся. Таким образом, группы меняют виды учебной деятельности в рамках одного урока, что максимально соответствует возрастным особенностям обучающихся и способствует снижению утомляемости.

    Объем домашнего задания рекомендуется регулировать таким образом, чтобы избегать перегрузки учащихся. Например, можно в качестве задания предложить учащимся провести наблюдение во время прогулки, подготовить фрагмент конструкторской работы, выполнить 1-2 задания из рабочей тетради, предусмотренной для самостоятельной работы ребенка, подобрать какую-либо информацию и пр. Основная цель домашней работы - использовать полученные знания и умения информационной деятельности при выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем, рисунком, подготовка сообщения, поиск и подбор информации).

    Заключение

    Две главнейшие задачи информатики в школе - формирование стиля мышления учащихся и совершенствование предметных методик требуют ранней постановки курса информатики.

    Фундаментальность значения основных навыков операционного стиля мышления ставится в один ряд с развитием количественных и пространственных представлений, с умением абстрагировать, а также с другими фундаментальными элементами математического развития.

    Формирование навыков операционного стиля мышления должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, то есть в младших классах начальной школы.

    При использовании обучающимися компьютера для создания различных видов учебных работ происходит углубление и расширение знаний по изучаемой теме, привлечение ранее полученных знаний, синтез, анализ, обобщение обрабатываемой информации. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. Овладение современными информационными технологиями на уровне навыков позволяет учащимся занимать более активную познавательную позицию на предметных уроках.

    Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией.

    В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

    Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

    Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

    Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

    Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

    Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

    Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

    При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия Взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.

    Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

    При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

    Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

    Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура -19-2Г С, относительная влажность - 55-62%.

    Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

    Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

    · Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.

    · С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

    Примерный комплекс упражнений для глаз:

    1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмореть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прям на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

    4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

    Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

    Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаше двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

    Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более10 минут.

    Список литературы

    1. Аверкин Ю.А, Матвеева Н.В, Рудченко Т.А, Семенов А.Л. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

    2. Алексеенко Е.В, Анастасова Л.П, Горячев В.Г. и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2008.

    3. Афанасьева Е.В. Методика раннего обучения информатике: поиск, апробация, находки. // Информатика. - 2007. - № 22 - С. 25-27.

    4. Великович Л.С, Курис Г.Э. Понять главное. Заметки по поводу информатизации образовательного процесса в начальной школе. // Информатика. - 2006. - № 10 - С. 34-36.

    5. Инструктивное письмо 13-51-109/13 от 22.05.2003 "Об организации обучения информатике в третьем классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования"

    6. Информационное письмо Министерства образования от 26.04.2004 № 14-51-105/13 «Об организации обучения информатике в 4-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»

    7. Матвеева Н.В, Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Панкратова Л.П. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    8. Матвеева Н.В, Челак Е.Н, Конопатова Н.К. Информатика: Учебник для второго класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

    9. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе. (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13)

    10. Первин Ю.А. Дидактика и информатика. // Информатика. - 2007. - № 11. - С.6 - 46.

    11. Пионтковская И.А. Специфика начального этапа пропедевтического курса информатики. // Информатика. - 2006. - № 9. - С 34-36.

    12. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. № 199/13 "Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе".

    13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 декабря 2007 г. N 349 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год"

    14. Сайков Б.П. Информационная среда школы. // Информатика. - 2007- № 20. - С.14-37.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Особенности и методы обучения информатике в начальной школе. Метод проектов и его характеристики. Планирование и организация исследования использования метода проектов при обучении информатике в начальной школе. Обработка и анализ полученных результатов.

      дипломная работа , добавлен 27.10.2010

      Проблема одаренности, ее исследование в психолого-педагогической литературе. Особенности психологии одаренных детей, проблемы и задачи их обучения. Проверка эффективности использования исследовательских методов при обучении информатике младших школьников.

      дипломная работа , добавлен 31.03.2011

      Нормативные документы преподавания информатики. Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания программы по информатике в школе. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования.

      презентация , добавлен 19.10.2014

      Обзор существующих интернет-олимпиад по информатике для учащихся начальной школы. Особенности выбора задач и подготовки к участию в олимпиаде по информатике КГУ учеников 1-4 классов. Возможности использования электронных образовательных ресурсов.

      дипломная работа , добавлен 05.10.2015

      Специфика подготовки и проведения кружков по информатике. Методика применения технологии внеурочного обучения в условиях интегрированной среды, позволяющую повысить качество знаний учащихся на примере интегрированного кружка "информатика + русский язык".

      дипломная работа , добавлен 13.05.2013

      Теория и методика обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям в школе. Методы организационной формы обучения. Средства обучения информатики. Методика преподавания базового курса. Обучение языкам программирования, обучающие программы.

      учебное пособие , добавлен 28.12.2013

      Роль дидактической игры в развитии умственных способностей школьников. Разновидности дидактических игр. Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики. Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике.

      дипломная работа , добавлен 10.03.2012

      Изучение понятия и сущности технологии проектного обучения. Этапы организации проектной деятельности в начальной школе. Требования, предъявляемые к обучению сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

      курсовая работа , добавлен 11.05.2014

      Дидактическое обоснование методов проблемного обучения. Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения. Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе. Классификация проблемных ситуаций, пути и способы их создания.

      дипломная работа , добавлен 11.05.2008

      Классификация методов и приемов обучения в начальной школе. Виды наглядных средств и их роль в эффективности обучения, основные требования к их изготовлению. Использование наглядных средств на уроках русского языка, анализ дидактического материала.

    Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс -- это необходимый шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике в начальной школе:

    Формирование общих представлений школьников об ин формационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

    Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.

    Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различно го вида, в том числе с помощью компьютера.

    Формирование умения строить простейшие информацион ные модели и использовать их при решении учебных и практи ческих задач, в том числе при изучении других школьных пред метов.

    Формирование системно-информационной картины мира(мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

    Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учеб ном процессе.

    Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эста фет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.

    По стандартам предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала, а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе на компьютере и освоение практических навыков.

    Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова) предлагает следующее поурочное планирование для второго класса:

    Таблица 1. - Содержание темы

    Тема и ее основное содержание

    Виды информации. Человек и компьютер.

    §1. Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши нос язык, кожа)

    ® (или Ф) © ® ® ® © ®

    §2. В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; примеры звуковой информации

    ® (или ®) © а ® © © ®

    §3. Какая бывает информация : звуковая, зрительная, вкусовая, осязательная, обонятельная информация; примеры

    ® (или ®) © ® ® © © ®

    §4. Источники информации : природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и др.) и искусственные источники информации (колотушка сторожа и пр.)

    ® (или ®) © ® ® © © ®

    §5. Приемники информации: люди и животные - приемники различных видов информации (на примерах)

    ® (или ®) © ® ® ® ® ®

    §6. Радио и телефон: радио и телефон как устройство передачи информации; телефон - средство связи и общения

    ® (или ®) © ® ® ® © ®

    §7. Компьютер : человек создал для себя разные инструменты: рабочие, музыкальные, и компьютер - как помощники при работе с информации, например, с текстовой и графической.

    ® (или ®) © ® ® © © ®

    Повторение, работа со словарем и тестирование

    © ® © или ©

    Кодирование информации

    §8. Носители информации : звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу

    © ® © или ©

    §9.Кодирование информации : звуковое кодирование, рисуночное кодирование, буквенное кодирование и иероглифы

    © ® © или ©

    §10. Алфавит и кодирование : греческий и латинские алфавиты как основа алфавитного письма

    ® (или ®) © © ® © © ®

    §11. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование

    ® (или ®) © ® ® © ® ®

    §12. Письменные источники информации : папирусы, свитки, книги, архивы

    © (или ®) © ® ® © © ®

    §13. Разговорный и компьютерные языки : люди разговаривают на естественном языке, человеком созданы искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах: компьютерный алфавит

    ® (или ©) © ® ® ® © ®

    §14. Текстовая информация : древние тексты, современные тексты (на примерах)

    ® (или ®) © © ® ® © ®

    © ® © или ®

    §15. Числовая информация : способы счета предметов в древности, числовая информация - это форма представления информации и способ кодирования информации

    ® (или ®) © © ® © © ®

    §16. Время и числовая информация : число как способ информации о времени, дара, календарь, текущая дата.

    ® (или ®) © ® ®

    §17. Число и кодирование информации : число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию

    ® (или ©) © ® ®

    §18. Код из двух знаков : звуковое двоичное кодирование информации, письменное кодирование

    ® (или ®) © ® ® © © ®

    §19. Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер

    ® (или ®) © ® ® © © ®

    §20. Память компьютера: электронная лампа, ламповая память, память на микросхемах, их особенность

    © ® © или ©

    Повторение, работа со словарем, тестирование.

    © ® © или ®

    §21. Текст: воспринимать информацию из текста могут только люди

    ® (или ®) © ® ® © © ®

    §22. Текст и его смысл : слово - это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова, ударение и смысл слова; шрифт

    ® (или ®) © ® ® © © ®

    §23. Передача текстов: почта, средства доставки писем, электронная почта

    © ® © или ©

    §24. Компьютер и обработка текстов : текст как цепочка компьютерных символов, текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст

    © ® © или ®

    Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа

    ® (или ®) © ® ® © © ®

    Повторение пройденного за год

    © ® © или ®

    ф -- чтение текста;

    ® -- выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;

    ® -- наблюдение за объектом изучения (компьютером);

    © -- компьютерный практикум (работа с электронным по собием);

    © --работа со словарем;

    © --контрольный опрос, контрольная письменная работа;

    ® --итоговое тестирование;

    ® --эвристическая беседа;

    ® --разбор домашнего задания;

    ® --физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

    В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

    * развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);

    формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различны ми способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

    формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

    Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.

    Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий ипредставлений о компьютере.

    Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.

    Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в раз личных видах и формах на различных носителях информации.