Войти
Логопедический портал
  • Каноническое и параметрическое уравнения прямой
  • Классификация кинематических пар
  • Методика формирования естествоведческих представлений и понятий
  • Уроки церковнославянского языка для всех желающих быстро и самостоятельно овладеть им
  • ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов Когда открытие зсд центральный участок
  • На уроках физической культуры Правила поведения на уроке по физкультуре
  • Звук на письме обозначается буквами. Особенности сочетания согласных и гласных звуков. Какая разница у гласных и согласных звуков

    Звук на письме обозначается буквами. Особенности сочетания согласных и гласных звуков. Какая разница у гласных и согласных звуков

    Разговаривая, мы произносим звуки. Они образуются в результате движения воздуха из легких через рот и, в зависимости от того, как располагаются в этот момент язык и губы, имеют разную окраску.

    Звуки речи участвуют в образовании слов - языковых единиц, имеющих определенное смысловое значение и применяемых для процесса общения. Давайте поближе познакомимся с ними!

    Что такое буквы и звуки

    Все, слышимое и произносимое нами - это звуки. Они определенным образом обозначаются на письме, и то, что мы пишем, а затем читаем - это буквы.

    Но звуки речи и буквы, которыми они обозначаются, в русском языке сильно различаются по количеству. В устной речи мы произносим 43 основных звука, но для их написания используем только 33 буквы.

    То есть, все буквы нашего языка можно разделить на 3 группы.

    1. Буквы, которыми не обозначаются звуки (это «ь» и «ъ»). Как пример, можно привести: «пень», который произносится [п´эн´], а «съехать» - [сй´эхат´].
    2. Буквы, обозначающие 2 звука. К таким буквам относятся «ё», «е», «ю», «я». В их произношении используется пара звуков: [й´о], [й´э], [й´у], [й´а].
    3. Буквы, которыми обозначают 1 звук (это все остальные буквы).

    Какая разница у гласных и согласных звуков

    Существует две основные группы звуков речи - их определяют как Гласными являются те звуки, в возникновении которых участвует только голос. Их произносят протяжно, во рту звук не встречает никаких преград.

    Согласные - это то, что мы произносим, сочетая и голос, и шум (их называют звонкими) или только шум (глухие согласные). Кроме того, согласные могут быть как твердыми, так и мягкими.

    Ударные и безударные слоги

    Гласные звуки речи участвуют в образовании слогов, при этом оказываясь под ударением или в безударной позиции. Под ударением подразумевается произношение какого-то слога с большей силой.

    Русскому языку присуще изменение положения ударения. Оно может оказаться на любом слоге, в отличие от польского или французского языков, где за ним закреплено определенное место. Например, в слове «свистнул» ударение на первом слоге, а в слове «свистеть» - на втором.

    Какими буквами обозначаются в русском языке гласные звуки

    Чтобы обозначить основные гласные звуки речи (в нашем языке их шесть), используют десять :

    звук [и] - обозначается буквой «и» (тигр);

    [ы] - буквой «ы» (дым);

    [а] - буквами «а» (мама) и «я» (яма);

    [о] - буквой «о» (нос) и «ё» (ёж);

    [э] - буквой «э» (эхо) и «е» (день);

    [у] - буквой «у» (кум) и «ю» (юг).

    Таким образом, получается, что для того, чтобы обозначить 4 гласных звука ([о], [а], [э], [у]) в алфавите существует целых два ряда букв. Это могут быть:

    • а, о, э, у;
    • я, е, ё, ю.

    Во втором ряду буквы выполняют сразу две функции. Они не только обозначают но и сигнализируют, что предыдущий согласный был мягким (мел - [м´эл]).

    Если они стоят в начале слова, располагаются после гласных или после мягкого или твердого разделительного знака - они обозначают сочетание звуков. Например, слово ёлка звучит [й´олка], а слово поёт - [пай´от].

    Как обозначаются на письме

    Звуки речи участвуют в образовании слов и находятся там в слабой или сильной позиции, что зачастую оказывает прямое влияние на их обозначение на письме. Так, одной и той же буквой в языке могут обозначаться разные звуки. Пример: буквой «н» можно обозначить 2 звука - [н] и [н´]: ниша - [н´иша] или ныл [ныл].

    А одной буквой «б» может обозначаться 4 варианта звуков [б], [б´] или [п], [п´]. Например: был [был] - бил [б´ил] или же горб [горп] - Обь [оп´].

    Если звонкий согласный пишется в конце слова или располагается перед глухими согласными, то он может обозначать свой парный глухой звук. Такая позиция называется слабой. Обратите внимание, как мы произносим: кадка - ка[т]ка (звук находится перед глухим согласным) или глаз - гла[с] (звук находится в конце слова). Этот процесс определяется как оглушение.

    Глухие же согласные могут звучать как их парные - звонкие, если они оказываются в сильной позиции. Например: молотьба звучит как моло[д´]ба, а в слове просьба слышен звук [з´] - про[з´]ба. Это, как вы понимаете, озвончение.

    Нужно упомянуть, что сильной позицией считается в русском языке положение согласных звуков перед гласными или перед звонкими согласными.

    Как на письме обозначаются некоторые согласные звуки

    Некоторые звуки русской речи обозначаются на письме сочетанием букв. Кстати, эта ситуация вызывает очень большое количество орфографических ошибок.

    Например, один звук [щ´] может в написанном слове выглядеть как сч, зч или жч. Мы пишем - счет, но произносим [щ´от], пишем - извозчик, а говорим [извощ´ик], пишем - мужчина, но звучит это как [мущ´ина].

    А звук [ц] может обозначаться и как сочетание тц или дц, и как тьс или тс. Например: читается - читае[ц]а, двадцать - два[ц]ать.

    Буквы не всегда соответствуют «своим» звукам

    Как уже упоминалось, звуки речи участвуют в образовании слов и обозначаются на письме определенными буквами. И часто оказывается, что за одной буквой могут «прятаться» разные звуки. Например, в корне слова при изменении его числа мы пишем одну и ту же букву, но произносим при этом разные звуки: стОл (ст[о]л) - стОлы (ст[а]лы). То есть одной буквой «о» мы обозначаем два звука: [о] и [а].

    Но есть случаи, когда разные звуки обозначаются одной буквой. Так, и в слове «клад» и в слове «плот» на конце звучит один и тот же звук [т], но обозначен он, как видите, разными буквами: «д» и «т».

    Буквенный состав слов часто не совпадает со звуковым. Например, в слове «доблестный» пишется десять букв, но произносится лишь девять: [добл´исный´]. В этом и похожих случаях буква «т» является непроизносимым согласным. То есть такой буквой, которая не обозначает звука. Вот еще несколько примеров таких букв: солнце - [сонцэ], сердце - [с´эрцэ].


    Особенности сочетания согласных и гласных звуков

    Твердые русской речи не сочетаются с идущим вслед за ними гласным «и», а мягкие не могут сочетаться с «ы». Например, в слове «ужин» всегда твердый звук [ж] требует звука [ы] поэтому мы произносим [ужын].

    В некоторых же случаях происходит смягчение в речи твердых согласных, стоящих в паре с мягким. Так, если в слове вагон, звук [н] - твердый, то в сочетании со всегда мягким [ч´] он звучит мягко - вагончик [вагон´ч´ик].

    То же происходит и в ситуациях с сочетанием с другими мягкими согласными: фант - фа[н´т´]ик, лес - ле[с´н´]ик, чистый - чи[с´т´]ить.

    Употребление твердого и в русском языке

    Звуки речи и буквы в нашем языке, как вы уже, наверное, поняли, часто не совпадают. Так, например, твердый и мягкий знак на письме не обозначают никаких звуков.

    Эти буквы, как правило, сигнализируют, что стоящие за ними е, ё, я, ю произносятся как два звука (пьет [пй´от]). Если же ь стоит после согласного, то он указывает на его мягкость (день [д´эн´]).

    В некоторых случаях мягкий знак играет только грамматическую роль. Например, в слове «ложь» он не обозначает мягкости предшествующего согласного, а лишь указывает на то, что данное существительное принадлежит к женскому роду.

    Особенности написания и произношения некоторых заимствованных слов

    В некоторых словах, заимствованных из других языков, перед буквой е звучит не мягкий, как принято в русском языке, а твердый согласный. Обратите внимание - в слове «темп» мы пишем е, но при этом произносим твердый звук [т]. Произношение данного и подобных ему слов нужно запоминать или обращаться к орфоэпическому словарю.

    Кашне - [нэ], модель - [дэ], претензия - [тэ], реле - первый слог [рэ], тире - [рэ], тест - [тэ], термос - [тэ], теннис - [тэ].

    Как видите, звуки речи (1 класс или 11 остались позади) - это глубокая и серьезная тема, которая при внимательном изучении поможет вам разобраться в тонкостях правил произношения и принципах написания многих слов, вызывающих трудности. Удачи!

    Звуки кодируются на письме буквами. Например, звук [а] обозначен на письме буквой я в слове мяч и буквой а в слове рак.

    В современном русском языке различают 10 гласных, 21 согласную и 2 буквы, не обозначающие звуков.

    В начертании букв имеют место 4 разновидности: печатная и рукописная, каждая из которых может быть прописной и строчной. Различие между печатной и рукописной буквами связано только с техникой письма, а прописная и строчная отличаются лексико-синтаксическим значением.

    С учетом функций буквы делятся на гласные: нейотированные, которые служат средством обозначения твердости согласных (а, о, у, э, ы), и йотированные, используемые для кодирования мягкости (я, ё, и, е, ю), согласные: парные по твердости-мягкости (15 пар) - б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х и обозначающие непарные твердые - ж, ш, ц и непарные мягкие - ч, щ.

    Разные буквы могут обозначать один звук: [вод] и [вот] - звук [т]. Одна буква может обозначать два звука: буквы я, ё, е, ю после гласных - [майа], в начале слова - [йаблъкъ], после разделительных знаков - [л"йот].

    Буква может не обозначать звука. Таковыми являются ъ, ъ.

    Кроме названных выше принципов в русской графике действует и слоговой принцип.

    На письме парные твердые и мягкие согласные и следующие за ними гласные буквы взаимно обусловлены: с одной стороны, характер согласной фонемы определяет для пишущего следующую за ним гласную; с другой стороны, для читающего важно учитывать следующую за согласным гласную букву. Таким образом, единицей письма и чтения в русском языке является не отдельная буква, а слог. Слоговой принцип русской графики используется при обозначении парных твердых и мягких согласных, имеющих один ряд согласных букв в отличие от парных звонких и глухих согласных, которые имеют два ряда согласных букв: б- п, в - ф и др.

    Мягкость согласных на письме обозначается буквами ь (пень), я, е, ё, ю, и (ряд, мел, мёл, люк, вить), твердость согласных на письме передается буквами о, э, у, ы, а (рад, лук, сын, сон).

    Звуковой характер нашей письменности обусловливает наибольшую оптимальность звукового метода обучения грамоте. Звуковой метод полнее, чем другие, учитывает звуковые законы русского языка. Прежде всего это выражается в порядке изучения звуков и букв, в последовательности введения слоговых структур, в выборе для первоначального чтения и письма тех слогов, звуки которых в большинстве своем находятся в сильной позиции и потому имеют наиболее простое соотношение с буквами.

    Таким образом, фонема в русском языке может быть представлена одним или несколькими звуками, являющимися ее аллофонами. В первом классе ребенок должен получить четкое представление о звуковом составе русского языка и системе кодировки звуков на письме.

    1.3 Педагогические условия эффективного обучения первоклассников чтению и письму

    Дидактический принцип определяется в педагогике и методике как основное исходное положение процесса обучения. Это положение формулируется исходя из объективно существующих закономерностей, которые постоянно проявляются в обучении детей любому учебному предмету. Как обобщение выявленных закономерностей, принципы становятся руководством к действию. Чем объективнее прослеживаются как общедидактические, так и методические закономерности, тем эффективнее влияние принципов на процесс обучения.

    Методика, как правило, рассматривается как отрасль дидактики: последняя изучает общие закономерности обучения, методика частные. Отсюда такие понятия, как лингводидактика, дидактика языка – фундаментальная часть методики. Многие дидактические понятия методика рассматривает сквозь призму своего предмета: принципы дидактики, методы, урок и пр. Например, принцип научности и доступности в дидактике формулируется в общем виде, а методисты находят такие формы преподнесения грамматического материала детям, чтобы он не утратил научности, но оказался доступным пониманию младших школьников. Подобным образом истолковываются в методике принципы наглядности, развивающего обучения; методика находит оптимальные соотношения теории и практики, по-своему использует методы, предложенные дидактикой: беседу, упражнение, рассказ учителя, наблюдения, анализ и синтез (например, анализ – грамматический разбор, синтез – построение текста).

    Урок – дидактическое понятие, но уроков вне учебного предмета не бывает: все огромное разнообразие уроков литературного чтения, грамматики и правописания, сочинения, чистописания обеспечивается опять-таки методикой.

    Дидактика вместе с педагогической психологией выдвигают концепции обучения, обеспечивающие прогресс образования. Так, изучение истории преобладающих методов показывает тенденцию постепенного возрастания познавательной активности и самостоятельности учащихся. Дидакты М.Н.Скаткин и И.Я. Лернер разработали следующую типологию методов обучения, взяв за ее основание степень познавательной активности школьников в учебном процессе:

    1. Догматические методы: материал заучивается без обязательного понимания.

    2. Репродуктивные: материал не только заучивается, но и воспроизводится.

    3. Объяснительно-иллюстративные: материал разъясняется, иллюстрируется примерами, демонстрируется и должен быть понят учениками.

    4. Продуктивные методы: материал должен быть не только понят, но и применен в практических действиях.

    5. Эвристические, частично-поисковые методы: отдельные элементы нового знания добывает сам ученик посредством целенаправленных наблюдений, путем решения познавательных задач, проведения эксперимента и пр.

    6. Проблемные методы: умение осознать проблему, а в отдельных случаях – и поставить ее, внести вклад в ее разрешение.

    7. Исследовательские методы: высший уровень познания, приближающийся к деятельности научного работника, но в условном ключе субъективно-творческих задач (новое научное знание субъективно ново лишь для ученика, играющего роль исследователя).

    Высшие ступени в этой типологии (5-7-й методы) вносят творческий элемент в деятельность ученика через накопление материала, его осмысление, обобщение: самостоятельно выводится новое знаниe. Применение методов высших рангов на протяжении ряда лет обучения обеспечивает умственное развитие. По мнению М.Н. Скаткинa (1971), ХХ век – это век освоения поисковых методов, хотя численно пока преобладают объяснительно-иллюстративные.

    Нетрудно заметить, что психолого-дидактические подходы нацелены на развивающее обучение. Несмотря на различие психологических концепций, все они исходят из учения Л.С. Выготского, утверждавшего, что обучение идет впереди развития; в методике эта идея закрепилась еще со времени К.Д. Ушинского; последний писал: "Формальное развитие рассудка есть несуществующий призрак. рассудок развивается только в действительных реальных знаниях. ". Т.е. через учебный предмет, через его понятия, связи, закономерности, правила, системы.

    Таким образом, уроки обучения грамоте должны проходить в четкой системе и соответствовать основным общедидактическим принципам: наглядности, научности, доступности, последовательности и развивающей направленности обучения.

    Звук и буква : звук — единица звучащей речи, а буква — графиче-ский знак для обозначения звука речи на письме.

    Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь — естественный способ существования языка, его ма-териальное выражение, а письменность — искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи гра-фических знаков. Звуки есть в любом языке, независимо от того, име-ется ли письменность на этом языке, так как звучащая речь первична по отношению к письму.

    Итак, звучащая речь фиксируется на письме при помощи букв. При этом предполагается, что каждый звук должен иметь свое графи-ческое обозначение — букву. Так, например, слово дом состоит из трех звуков — [д], [о], [м] — и на письме, соответственно, представляет собой последовательность трех букв — д, о, м. Если каждый произ-несенный звук записывается отдельной буквой, то в основе письмен-ности лежит фонетический принцип — «пишу, как слышу». Однако очевидно, что русское письмо устроено по-другому (см. Принципы русской орфографии).

    В русской звучащей речи трудно найти два совершенно одинако-вых звука: звуки могут заметно меняться в зависимости от позиции (например, гласные под ударением и в безударной позиции, согласные в позиции конца слова), могут меняться и под воздействием соседних звуков (озвончение глухих согласных перед звонкими, оглушение звонких согласных перед глухими). Тем не менее, на письме эти раз-ные звуки часто обозначаются одной буквой. Например, в слове кот мы слышим звук [о] и пишем букву о, а в слове кота мы произносим и слышим звук [а] в корне, но пишем ту же букву о. Или на конце сло-ва пруд мы пишем букву д, хотя произносим не звук [д], как в слове пруда, а звук [т].

    Иногда, наоборот, мы одинаковые звуки обозначаем разными бук-вами. Например, в первом предударном слоге слов леса, лиса, вязал мы произносим и слышим один и тот же звук, но на письме используем разные буквы: е, и, я.

    Кроме того, иногда буква обозначает два звука: я , ю и т.п., а иногда один звук передается буквосочетанием: ль [л’]. Есть буквы, которые вообще не отражают никакого звука: твердый знак ъ и мяг-кий знак ь. Материал с сайта

    Итак, очевидно, что взаимоотношения звуков и букв иногда могут быть очень сложными. Понятно, что не каждый звук речи должен обо-значаться на письме специальной буквой, потому что в таком случае букв было бы очень много. Однако в любом языке есть определенные звуки, чрезвычайно важные для языка, и эти звуки обязательно должны отражаться на письме. Такие звуки выполняют смыслоразличитель-ную функцию и называются фонемами (см. Фонема). Русское письмо почти целиком построено на фонематическом принципе, то есть бук-вы отражают на письме не звуки, а фонемы (см. Принципы русской орфографии).

    Идеально, если алфавит отражает фонемный состав языка, то есть для каждой фонемы имеется специальная буква. Отсутствие специ-альных букв для фонем создает огромные трудности, поэтому алфавит одного языка приходится специально приспосабливать к системе дру-гого языка (см. Графика).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    Звуки и буквы.

    Обозначение звуков буквами на письм

    е♦ Чем различаются между собой звуки и буквы?

    В устной речи слова состоят из звуков. B письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы Пишем и видим, называем. На письме звуки Обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. В слове дом звуки [д], [о], [м], а буквы д (дэ), о (о), м (эм).

    ♦ Что такое алфавит, или азбука? Почему так называют?

    Слова алфавит и азбука обозначают одно и то же. Слово алфавит составлено из назва-ний двух греческих букв; альфа и вита. Азбука - из названий двух славянских букв: аз, буки.

    Алфавит - это буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.

    В русском алфавите 33 буквы.

    АБВГДЕЁЖЗИ Й

    а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и

    КЛМНОП РСТУФХ

    ка эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха

    ЦЧШЩ ъ ы ь ЭЮЯ

    пэ че ша ща твёрдый ы мягкий э ю я

    знак знак

    ♦ Чем гласный звук отличается от согласного!

    Гласный звук

      При произношении не встречает преград:[а], [о], [и], [ы], [у], [э].

      Гласный звук образует слог: у-рок, о-во-щи.

    Согласный звук

    1.При произношении встречает преграду: губы, зубы, язык,

    Слог образует только вместе с гласным:стра-на, му-зей.

    ♦ Сколько основных (ударных) гласных звуков в русской речи!

    В ударных слогах шесть гласных звуков: [о], [и], [ы], [у], [э]. ;

    ♦ Сколько гласных букв в русском алфавите!)

    В русском алфавите десять гласных букв:

    [ a, j ё, а, о, у, э, ы, ю, я.

    Не все гласные звуки русской речи можно обозначить буквами а, о, и, ы, у, э. Буквы е, е, ю, я служат для обозначения мягкости соглас­ных и для обозначения гласных звуков: мяч - [м"а]ч, люк - [л"у]к» а в некоторых словах - сразу двух звуков: якорь - [йа]коръ, южный - [йу]жньй, ёжик - [йо]жик. Поэтому в рус­ском алфавите 10 гласных букв.

    ♦ Что такое слог!

    Слоги - это части слова, на которые оно де­лится при произношении: вё-тер, по-го-да, дождь , край.

    ♦ Как узнать, сколько в слове слогов!

    В слове столько слогов, сколько в нём глас­ ных звуков: дом,

    у-чеб-ник, но-вый.

    ♦ Как нужно переносить слова!

    Правила переноса слов

      Слово переносится по слогам: мир-ный. Слово, состоящее из одного слога, не перено­сится: день, шью, вьёт.

      Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую: идут, стою, Юлия, язык.

      Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы: писъ-мо, строй-ка, подъезд.

      При переносе слов с двойными согласны­ми одна согласная остаётся на строчке, а дру­гая переносится: кас-са, кол-лекция.

    ♦ Когда гласные буквы е , ё , ю , я обозначают два звука?

    Буквы е, ё, ю, я в ударных слогах обозна­чают два звука - согласный звук [й] и гласные звуки [э], [о], [у], [а]: е = [йэ], ё = [йо], ю - [йу]; я = [йа] в следующих трёх случаях:

      в начале слова: ель - [&э]ль> ёлка - [йо]лка, юный - [йу]иый, ягода - [&£\года;

      после гласных звуков: поют - по[йу]т, стоят - сто[йа]т, поём - по[йо]м;

      после разделительных мягкого и твёрдо­го знаков: друзья - друзъ[йа], вьюга - въ[яу]га, подъезд - подъ[йэ]зд, подъём- подъ[йо]м.

    ♦ Когда буквы е , ё , ю , я обозначают мягкость со­гласного звука и гласный звук! f

    Буквы е, ё, ю, я после согласного звук; обозначают мягкость этого согласного звука и гласный звук: мяч - [м"а]ч, огонёк - \ого[п*о\к, букет - бу[к"э]т, люди - [л"у]ди, ребята - ре[б"а]та.

    [♦ Как обозначается на письме твёрдость и мяг­кость согласных звуков в середине слова?

    Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, у, ы, э: музыка, школа, мэр.

    Мягкость согласных звуков обозначается гласнымибуквами

    е, ё, и, ю , я и мягким знаком(ъ): земля, орёл, люди, пальцы.

    В середине слова мягкость согласного зву­ка [л" ]всегда обозначается мягким знаком: рельсы, мыльница.

    Мягкость других согласных может и не обозначатьсямягким знаком: жизнь - жи[з"]нь, есть - е[с"]ть, если - е[с"]ли, Настя - \На[с " ]тя , песня - пе[с"]ня, гость - го[с"]тъ, червь - че[р"]въ. Написание таких слов нужно проверятьпо словарю.

    Как обозначается мягкость согласного звука на конце слова?

    На конце слова мягкость согласного звука обозначается ь: тетрадь, день, портфель, здесь, голубь, сентябрь.

    Мягкость шипящих согласных звуков ч, щ на конце слов мягким знаком не обозначается: врач, товарищ.

    Мягкий знак на конце слов речь, вещь и им подобных не обозначает мягкость шипящих со­гласных ч, щ. Он является показателем жен­ского рода этих имён существительных.

    Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа не обозначает мягкости согласного, звука, но всегда пишется: что делаешь? что сделаешь? бежишь, напишешь.

    ♦ Какие шипящие согласные звуки являются всегда твёрдыми, а какие - всегда мягкими!

    [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые шипящие со­гласные звуки;

    [ч*], [щ"] - всегда мягкие шипящие соглас­ные звуки.

    ♦ Какие гласные буквы не пишутся после шипящих ж, ш, ч, щ?

    После букв ж, ги, ч, щ не пишутся буквы ы, ю, я. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

    пишутся с буквами и, а, у:

    жить, счастье, чудесный,

    шить, пища, щука.

    Исключения: жюри, парашют, бро шюра.

    В сочетаниях жи, ши в ударных слогах всегда пишется буква и: ошибка, житель.

    В безударных слогах гласные нужно прове­рять: шесть - шестой, шерсть - шерстя ной, но ширь - широкий.

    ♦ В чём особенность написания сочетаний чк, чн, чт?

    В сочетаниях чк, чн, чт не пишется мягкий знак: ручка, девочка, точка, сказочный, песочный, молочный, почта, что.

    ♦ Когда пишется разделительный мягкий знак (ь)?

    Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, ё, и, ю, я , если в словахслышится звук [й]: варенье, жильё, вороб ьи, осенью , крылья.

    показатель мягкости разделительный

    согласных

    письмо счастье

    соль вьёт

    льдина соловьи

    зверь вьюга

    редька обезьяна

    ♦ Чем различаются звонкие и глухие согласныезвуки?

    Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

    Глухие согласные звуки состоят только из шума.

    ♦ Какие согласные звуки являются парными по звонкости, а какие - непарными?

    В русском языке есть парныеи непарные согласные звуки.

    Парные согласные

    твёрдые мягкие

    звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [б*] [в"] [г*] [д"] [з"З

    глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [п"] [ф"] [к*] [т>] [с"]

    Непарные согласные

    звонкие глухие

    [л] [м] [н] [р] [л"].[м"] [н"] [р"][й] [х] [х"] [ц ] [ч>] [щ"]

    ♦ Почему слова с парным по звонкости согласным звуком на конце нужно проверять?

    На конце слова парный звонкий согласный звук заменяется парным глухим. Поэтому сло­ва с парным согласным звуком на конце нужно проверять: хлеб, поезд, гвоздь, круг, крюк.

    ♦ Какие слова являются проверочными?

    Слова, в которых после парного согласного произносится гласный, являются проверочны­ми: города - город, флаги - флаг.

    ♦ Как проверить парный согласный звук на конце слова"

    Для проверки парных согласных на конце слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук: чиж - чи­ жи, ёрш - ерши.

    ♦ Какие гласные звуки называются ударными, а какие - безударными!

    Гласные звуки в ударных слогах называют­ся ударными, а гласные в безударных слогах называются безударными.

    Гласные звуки в ударных слогах иначе на­зываются гласными в сильной позиции. Глас­ные звуки в безударных слогах иначе называ­ются гласными в слабой позиции.

    Систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные при изучении раздела «Фонетика» в предыдущих классах; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности. учебник, учебные тексты. обобщения и систематизации знаний.

    Оперируют основными понятиями раздела «Фонетика»; используют соответствующие термины; владеют основными орфоэпическими нормами русского литературного языка; соблюдают основные нормы и нормы ударения в своей речи.

    ХОД УРОКА

    Организационный этап

    Актуализация опорных знаний

    Экспресс-опрос

    ♦ Что изучают фонетика и графика?

    ♦ Что такое фонема?

    ♦ В чём различие звука и буквы?

    ♦ На какие две группы делятся все ?

    ♦ Сколько согласных звуков в русском языке? Охарактеризуйте их.

    ♦ Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости.

    ♦ Какие звонкие звуки являются непарными?

    ♦ Чем отличаются твёрдые и мягкие согласные звуки?

    ♦ Какие звуки обозначают буквы Е, ё, ю, я ?

    ♦ Когда буквы Е, ё, ю, я Обозначают два звука? Приведите примеры.

    III . Постановка цели и задач урока.

    Мотивация учебной деятельности

    Учитель. Какое место в ряду лингвистических дисциплин занимает фонетика? Этот вопрос получал в языкознании различное

    Решение. Одни рассматривали фонетику как часть грамматики, другие - как самостоятельную дисциплину. Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины материальной стороной единиц своего плана не интересуются: они сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.

    Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение состоит в том, что фонети-ко-фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется всё языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка. Фонетика учит понимать, что язык - единая, стройная, умная, внутренне согласованная целостность. Практическое значение фонетики неоспоримо. Её достижения используются в самых различных областях: в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков; в методике обучения чтению и письму; в обучении произношению и орфографии неродного языка; в решении ряда технических задач:

    А) в телефонии и радиотехнике при передаче речи по трактам

    Б) в кибернетике - для разработки проблем автоматизации управления производственными процессами при помощи речевых

    Команд и т. п.

    IV . Работа над темой урока

    1. объяснение учителя

    (Учащиеся составляют тезисы.)

    Наша речь складывается из бесчисленного количества разных звуков, которые являются результатом сложной артикуляционной деятельности человека. В каждом языке эти звуки группируются и объединяются в огромное число звуковых типов - фонем. Фонема - это кратчайшая звуковая единица, способная различить звуковые оболочки разных слов. В русском языке выделяется 6 гласных и 35 согласных фонем. Изучением звуков речи занимается фонетика (от греч. - звук). Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. Звук - мельчайшая

    Языковая единица. Звуки мы произносим и слышим. Для записи устной речи, приближенной к её звучанию, используется особый вид письма - фонетическая транскрипция. Это совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, например: посев - [пас’эф] (’ - запятая справа над буквой обозначает мягкость согласного звука).

    Звуки же на письме обозначаются определёнными значками - буквами. Буквы мы пишем и видим написанными. Таким образом, буквы являются знаками, используемыми для отображения на письме звучащей речи. Буквы, их начертания, а также соотношение между звуками и буквами изучает графика. Совокупность букв, расположенных в определённом порядке, называется алфавитом или азбукой.

    Звуки речи делятся на гласные и согласные (гласных звуков - 6, а согласных - 37). Гласные звуки состоят только из голоса, т. к. при образовании гласных звуков струя выдыхаемого воздуха проходит через полость рта, не встречая преграды, поэтому не возникает шум. Ударные гласные звуки русского языка - [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

    Согласные звуки состоят из шума, некоторые - из шума и голоса, т. к. при их образовании струя воздуха обязательно встречает преграду в полости рта, преодолевает её, в результате чего возникает шум. Например: [б], [п], [м], [в], [ф], [н], [к], [г], [д], [з], [т], [с] и др. В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие.

    2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

    V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

    1. Практическая работа сопоставительного характера

    Š Сопоставьте количество букв и звуков в следующих парах слов. Правильно назовите буквы и звуки. Чем объяснить расхождения в количественном составе букв и звуков в словах?

    Мол - моль, угол - уголь, ад - яд, нож - ложь, колос - колосс, сесть - съезд, шить - сшить, обедать - объедать, Ницца - виться, гнусный - грустный.

    Š Вспомните правила произношения отдельных звуков, их сочетаний и некоторых грамматических форм. Произнесите правильно следующие слова. Сравните, где это возможно, с произношением в украинском языке.

    Вода, трава, ворота, хожу, провёл, ; весёлый, петух, чеснок, ночевать, деревня, неделя, река; мясник, взяла, пятно, часы, щавель, очарован.

    Город, гусь, согнуть, могла, гребу, дуга, гость, нога, грозный, гасить, голос; богатый, благодать, благодарить.

    Поступь, голубь, прорубь, вкривь, вкось, семь, восемь, озимь, оземь, обувь, зыбь, накипь, приготовь(те), поставь(те), добавь(те), экономь(те), познакомь(те).

    Четверть, твёрдый, ветвь, молитвенный, две, дверь, медведь, людмила, Дмитрий, звезда, зверь, змей, свет, святой, спелый.

    Счастливый, совестливый, жалостливый, участливый, праздный, звёздный, наездник, участник, частный, добросовестный, чувство, радостный, сердцевина, здравствуй, туристский, расистский.

    Слепого, богатого, синего, больного, этого, того, кого, чего, своего, всего, знающего, оставшегося, сегодня, сегодняшний.

    Булавочный, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, скучный, Кузьминична, конечно, нарочно, яичница, яблочный, молочный, Фоминична, скворечник, полуночник, язычник; что, ни за что, чтобы, кое-что.

    2. Практическая работа с языковым материалом

    Š Прочитайте афоризмы и запишите их. Выпишите сначала слова с мягкими согласными, затем - с твёрдыми. Выполните фонетический анализ выделенных слов. Подчеркните в словах звонкие и глухие согласные.

    Š Какое из приведённых качеств человека вы считаете главным? Приведите примеры проявления этого качества сегодня, современно ли оно?

    Любовь к людям - это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего (М. Горький ).

    Во внутреннем мире человека доброта - это солнце (В. Гюго ).

    Сердечность - такой же , как красота и ум (В. Качалов ).

    Идеальный врач - это человек, обладающий глубинным знанием жизни и человеческой души, который интуитивно распознаёт любое страдание и боль любого рода и восстанавливает мир одним своим присутствием. Если лекарь приносит больному любовь и милосердие, если он праведен и добр, образован и учён, то ничего не может быть лучше такого лекаря. Поэтому любовь должна быть мерилом и законом медицины (Д. Савонарола ).

    3. «тайны фонетики»

    Вспомните, что вы знаете о буквах Е, ё, ю, я ? Это буквы - «актёры». В одних словах они подсказывают мягкость согласных

    И обозначают гласные звуки [э], [о], [у], [а], которые следуют

    После мягких согласных. В других - они «йото-носители». Ве

    Ликий русский учёный М. В. ломоносов считал, что эти буквы

    «прячут» два звука: йот и последующий гласный. Он назвал их

    «потаёнными». Из следующего текста выпишите слова с буква

    Ми Е, ё, я, ю И определите их «актёрские роли», одновременно

    Выяснив количество букв и звуков.

    В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один, в лесу, смотрю, как звёзды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, погасли ещё задолго до того, как мы родились, но свет их всё ещё идёт к нам, всё ещё сияет нам.

    (В. Астафьев)

    4. «Занимательная фонетика»

    Ответы на «кроссвордные» вопросы запишите в две колонки:

    В правую - с твёрдым произношением согласного ([тэ], [дэ]),

    В левую - с мягким ([т’э], [д’э]). Колонки дополните своими