Войти
Логопедический портал
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Буквы которые обозначают гласные звуки на письме. Конспект урока по русскому языку на тему: "Произношение безударного гласного звука в слове и обозначение буквой на письме"

    Буквы которые обозначают гласные звуки на письме. Конспект урока по русскому языку на тему:

    Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением.

    В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) , звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл) .

    Смыслоразличительная функция звука проявляется в том, что он может служить для различения слов (том и дом) .

    Если рассматривать слово с точки зрения тех количественных соотношений, которые устанавливаются между буквами и звуками, то можно выявить следующие возможные соотношения:

    1. Одна буква может обозначать один звук: шов [шоф] ; это соотношение имеет место тогда, когда гласный стоит после непарного по твёрдости / мягкости согласного и гласная буква обозначает только качество гласного звука: так, например, буква о в слове стол [стол] не может быть иллюстрацией этого однозначного соотношения, так как в этом случае она обозначает не только звук [о] , но и твёрдость согласного [т] .

    2. Одна буква может обозначать два звука: яма [й’́ама] (буквы я, ю, е, ё в начале слова, после гласных и разделительных знаков) .

    3. Буква может не иметь звукового значения: местный [м’́эсный’] (непроизносимый согласный) , мышь [мыш] (мягкий знак в грамматической функции после непарных по твёрдости / мягкости согласных) .

    4. Одна буква может обозначать признак звука: конь [кон’], банька [б́ан’ка] (мягкий знак в функции обозначения мягкости парного согласного в конце и середине слова) .

    5. Одна буква может обозначать звук и признак другого звука: мял [м’ал] (буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного [м’]).

    6. Две буквы могут обозначать один звук: моется [м́оица] , нёсся [н’́ос’а] .

    Может показаться, что три буквы также могут обозначать один звук: мыться [м́ыца] , однако это не так: звук [ц] обозначен буквами т и с, а ь выполняет грамматическую функцию - указывает на форму инфинитива.

    Раздел языкознания, изучающий буквы, называется ГРАФИКА.

    Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами) .

    Графика определяется как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме.

    Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й"] и употребления графических знаков. Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей) .

    ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ

    УРОКИ 14 – 15 ЗВУКИ И ИХ РОЛЬ В РЕЧИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ

    Прочитай стихотворение.

    Жизнь была бы страшно скучной,

    Если б жизнь была беззвучной.

    Как прекрасно слышать звук:

    Шум дождя и сердца стук!..

    Рев слонов и мух жужжанье,

    Топот, свист, мычанье, ржанье –

    Звуки эти на заре записал я в Звукаре.

    Мир без звуков был бы грустный,

    Серый, скучный и “невкусный”!

    Андрей Усачев

    – О каких звуках говорится в стихотворении? Можно ли их назвать звуками речи?

    Прочитай. Почему так важно уточнить, из каких звуков строятся слова?

    Все, что нас окружает, из чего-то сделано: дом – из кирпича, стол – из дерева, тетрадь – из бумаги… Из какого материала сделаны слова?

    Ты ответишь – из звуков. И будешь прав, но не точен. Слова состоят не из любых звуков, а из звуков речи. Их мы произносим и слышим.

    Прочитай и дополни предложения.

    Слова нашей речи состоят из звуков. На письме звуки обозначаются мы слышим и произносим, а… – видим и пишем.

    Рассмотри рисунки и назови предметы.


    – Произнеси еще раз каждое слово. Назови по порядку звуки в словах.

    – Запиши слова. Назови буквы, которыми обозначены в этих словах звуки

    ДОБРЫЙ СОВЕТ

    Чтобы записать слово так, как оно звучит, на помощь приходят квадратные скобки. Квадратные скобки – это как бы домик для звуков. Например: [а], [б], [дом], [дама].

    Прочитай предложения, составленные Незнайкой. Объясни ему его ошибки.

    1. Ворона села на сок дерева. 2. Сук зажужжал и полетел над лужайкой. 3. Рот выгнул спину и поднял хвост трубой. 4. В саду пышно цвели козы. 5. Труд кормит, а пень портит. 6. Ус хорошо, а два – лучше.

    – Как ты думаешь, почему эти предложения оказались смешными и нелепыми? Исправь и запиши их.

    Какую роль играют звуки и буквы в слове? Дополни.

    Если в слове заменим хотя бы один звук, одну букву или изменим их порядок, то…

    Прочитай скороговорки.

    1. Дятел дуб долбил, долбил, да...

    не додолбил. 2. Ткачи ткали ткани на платье Тане. 3. На дворе трава, на траве дрова. 4. У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где живут ежи.

    – Как ты думаешь, почему в скороговорках так много слов с повторяющимися звуками?

    – Выучи одну скороговорку (по выбору) и научись ее быстро и четко произносить.

    Назови одним словом.

    1. Здание, постройка для жилья. 2. Усатая речная рыба. 3. Одна книга из многих. 4. Скатанный из снега шар для снеговика.

    – Запиши слова. Построй звуковые схемы этих слов.

    Какой вывод сделаешь?

    Отгадай загадку.

    Льется речка – мы лежим.

    Лед на речке – мы бежим.

    81 Прочитай отрывок из сказки.

    Пал Иван к коньку на шею,

    Обнимал и целовал.

    “Ох, беда, конек! – сказал. –

    Царь велит достать

    Жар-птицу

    В государскую светлицу”.

    Петр Ершов

    Отрывок из какой сказки ты прочитал? О каких коньках говорится в этой сказке и в загадке упр. 80?

    Прочитай.

    Любили люди украшать избы коньками.

    Мастер вырезал их из досок. Делал красивые узоры. В лучах солнца коньки на крыше отливают золотом.

    – Спиши. В первом предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, во втором – твердые согласные, в третьем – буквы, обозначающие гласные звуки Сверь написанное с учебником.

    Прочитай.

    Голова у морского конька точь-в-точь как у сказочного конька-горбунка. Тело его напоминает фигуру шахматного коня. Оно покрыто широкими щитками, а хвост кольцами.

    По Геннадию Снегиреву

    – О каких коньках ты теперь знаешь и можешь рассказать младшим сестре или брату?

    Составь высказывание о разных коньках. Запиши его. Подчеркни слова, в которых звуков меньше, чем букв.

    Прочитай.

    Металлические коньки появились почти триста лет назад. Их называли скороходами. Их изгиб обычно украшали изображением конской головы. Отсюда название – коньки.

    – Составь вопросы к тексту Вопросы и ответы запиши.

    1. Когда… ? 2. Как… ? 3. Почему… ?


    (No Ratings Yet)

    Related posts:

    1. ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ УРОК 27 ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ НА ПИСЬМЕ 144 Произнеси звуки. Какой звук “лишний”? [а] [у] [б] [и] [ы] [э] [о] – Как называются остальные звуки? Что ты уже знаешь о гласных звуках? Сколько их в русском языке? Запомни! В русском языке шесть гласных звуков. Для обозначения их на письме […]...
    2. II СЕМЕСТ Р УРОК 35 Тема. Согласные звуки. Обозначение их на письме буквами. Совершенствование графических навыков письма Цель: обобщать знания учащихся о согласных звуках, обозначении их на письме; совершенствовать графические навыки письма; развивать связную речь учащихся; обогащать словарный запас; воспитывать культуру оформления письменных работ. Тип урока: комбинированный урок. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Сообщение […]...
    3. УРОК № 5 Тема. Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки Цель: дать общее представление об образовании звуков речи; ознакомить учащихся с различиями в образовании гласных и согласных звуков; дать понятие о фонетике, звукописи; воспитывать интерес к слову, к литературе. Ожидаемые результаты: учащиеся знают, как образуются звуки речи; знают о делении звуков […]...
    4. Русский язык – Російська мова Фонетика. Графика. Орфоэпия Звуки языка Звуки языка делят на гласные (,) и согласные звуки. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Твердые и мягкие согласные образуют пары. Не имеют пары мягкие звуки, и твердые звуки, . Звонкие согласные: Глухие согласные: […]...
    5. Урок 25 Звуки [г], [г’] Учимся правильно произносить слова с согласными звуками [г], [г’] 178. Прислушайся, как произносит учитель звук [г] в скороговорке. Произнеси скороговорку. Гремит гроза пока грозна. Какой звук нужно произносить на месте буквы г? 179. Прочитай. Переведи слова на украинский язык и произнеси. Отличается ли произношение звука, который обозначен буквой г, в […]...
    6. УРОК № 65 Тема. Относительные, отрицательные и неопределенные местоимения. Развитие речи. Культура речи. “Некрасивых цветов не бывает” Цель: закрепить знания учащихся по изучаемой теме, отработать умения и навыки; работать над развитием и культурой речи. Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки с индивидуальными заданиями. ХОД УРОКА I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ […]...
    7. УРОК № 62 Тема. Притяжательные местоимения. Определительные местоимения. Культура речи. Развитие речи. “Гонимы вешними лучами…” Цель: дать учащимся представление о притяжательных и относительных местоимениях, сформировать навыки находить притяжательные и относительные местоимения в устной и письменной речи; работать над развитием и культурой речи учащихся. Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь. ХОД УРОКА I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И […]...
    8. ФОНЕТИКА. ОРФОЕПІЯ. ГРАФІКА. ОРФОГРАФІЯ Звуки мовлення Говорячи, спілкуючись між собою, ми користуємося певними звуками. Ці звуки називаються Звуками мовлення. Звуки мовлення відрізняються від інших звуків природи насамперед тим, що звуки мовлення творить людина і служать вони для розпізнання окремих слів і їхніх форм. Так, слова Бак, бик, бук різняться звуками, (Бак – закрита металева […]...
    9. 7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом предложении. Ты его, дружок, не видишь, Но зато отлично слышишь. В коридоре топот ног, Значит, в класс зовет…. 2. Какая орфограмма подчеркнута? Расскажи правило. 3. Скоро прозвенит последний в этом […]...
    10. 6. СЛОВО ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ 20 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Здесь живут все, кто выступает в цирке. Это ученый гусь. А это дрессированный козел Бодай. А это – медведь Косолапыч. Это наш директор Кузьма Иванович. А рядом укротительница львов и тигров тетушка Кнутикова. По Е. Чеповецкому – Какие слова в тексте написаны с большой […]...
    11. СЛОВО УРОК 82 СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ СВЯЗАТЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ 420 Прочитай и отгадай загадки. 1. Через речку лег, Пробежать помог. 2. Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка. – Проверь по схемам звуковой состав слов-отгадок. Прочитай еще раз загадки без выделенных слов. Понятны ли без них предложения? Для чего служат выделенные слова в этих предложениях? […]...
    12. 5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЕМ 17 1. Прочитай текст. Назови тех, к кому обращаются в тексте. – Митя, ты сядешь за вторую парту… С последней парты тебе плохо видно, да и я тебя тоже не совсем хорошо вижу… Катя, пересядь на Митино место. Ты же у нас самая высокая в классе! Света, ты сегодня дежурная. […]...
    13. ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО Що ми знаємо про звуки і букви 113 1. Доповніть речення. 1. Голосні звуки: [а], [о], [у], [и], … . 2. Голосні звуки позначають букви: а, о, у, и, і, у, я, є… . 3. У слові стільки складів, скільки… . 4. Дзвінкі приголосні звуки: [б], [г], [г], [д] [д’], … . 5. […]...
    14. Мета: повторити вивчений матеріал про приголосні звуки; закріпити навички письма під диктовку, списування з друкованого тексту; розвивати зв’язне мовлення; розширювати словниковий запас; виховувати допитливість, спостережливість, любов до української мови. Хід уроку I. ОРГАНІЗАЦІЙНИЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛІЗАЦІЯ ОПОРНИХ ЗНАНЬ 1. Повідомлення теми, мети уроку 2. Мовні ігри 1) Гра “Заміни букву, щоб вийшло слово”. З о […]...
    15. СЛОВО УРОКИ 64 – 66 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ 327 Прочитай. Как ты думаешь, слово и предмет – это одно и то же или нет? Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету! Александр Шибаев – Какой вывод о словах и предметах помогло тебе сделать стихотворение? 328 Рассмотри рисунки, […]...
    16. Урок 37. СЛОВА С ПРЯМЫМ И ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ Узнаем и словах с прямым и переносным значением 220. Прочитай стихотворение. О чем оно? Я проснулся утром рано, Застелил свою кровать, Сполоснул лицо под Краном. Буду маме помогать. Разогрею я котлеты, Кашу, воду вскипячу. И не стану есть конфеты, Сердить маму не хочу. А когда она проснется […]...
    17. ФОНЕТИКА. ОРФОЕПІЯ. ГРАФІКА. ОРФОГРАФІЯ Звуки мовлення Творення звуків Звуки мовлення творить людина. Для цього в її організмі є Мовний апарат, до якого входять легені, ротова порожнина, язик, піднебіння, зуби, губи, носова порожнина, гортань і голосові зв’язки. Джерелом мовних звуків є Голос і шуми. Голос виникає тоді, коли під тиском видихуваного повітря голосові зв’язки, які знаходяться […]...
    18. Урок 84 Тема. Голосні звуки. Позначення їх буквами на письмі. Позначення голосних звуків буквами я, ю, є, ї (на початку складу). Перенос слів із буквосполученням йо. Вимова і правопис слів обрій, горизонт, виднокруг Мета: з’ясувати спосіб творення голосних звуків і позначення їх на письмі буквами я, ю, є, ї; сформувати вміння визначати кількість складів за […]...
    19. Фонетика Голосні звуки Голосні звуки: , . За способом творення їх поділяють на звуки високого підняття (,), середнього підняття (,) та низького підняття; переднього ряду (,) та заднього ряду (,); лабіалізовані голосні (ті, у творенні яких беруть активну участь […]...
    20. Урок 23. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Углубляем знания об однородных членах предложения 139. Прочитай поговорку и пословицу. Поясни их смысл. 1. Придет осень и за все спросит. 2. Осенний дождь мелко сеется, но долго тянется. Укажи в высказываниях однородные члены. Какими словами они соединены? Какие знаки препинания содержатся в каждом предложении? Однородные члены предложения […]...

      Начинается урок.

      Каждый день - всегда, везде,

      На занятиях, в игре,

      Смело, чётко говорим

      И тихонечко сидим.

      Мы ладошкой потрясем,

      Каждый пальчик разомнем,

      Мы начнем опять писать.

      Чтоб красиво написать

      Надо пальчики размять

      За письмо получим пять!

      Слайд 6. Отгадайте загадку.

      Летом бежит,

      Зимой спит,

      Весна настала -

      опять побежала. (река).

      Запишите транскрипцию и звуковой анализ слова река - [р‘ика] - 4 б., 4 зв., 2 слога.

      Слайд 7.

      Слайд 8. Словарная работа.

      Ребята, Буратино написал смс сообщение Пьеро: «Приходи ко мне с мечом, сыграем». Когда Пьеро пришел с мечом, Буратино спросил: «Ты с чем пришел?» - С мечом, ты же сам меня попросил принести меч. - Да я же просил принести мяч.

      Слайд 11.

      Слайд 12.

    • Слайд 13.

    Слайд 14 - 16. Определение гласного звука в словах.

    Слайд 17. Физкультминутка.

    Слад 18. Работа по учебнику.

    Что такое ударение? Какой слог мы называем ударным? Какой безударным? Ребята, а ударение падает на гласные или согласные звуки? Есть ударные гласные - это гласные звуки в ударных слогах слов. Есть безударные гласные - это гласные звуки в безударных слогах слов.

    Слайд 19.

    Сова - совы.

    Слайд. 20 - 21. Работа в рабочей тетради.

    сосна - сосны слоны - слон

    стрела - стрелы плечо - плечи

    письмо - письма лиса - лисы

    ряды - ряд мячи - мяч

    края - край врачи - врач

    Слайд 22. Правило. В проверочных словах звук находится в ударной позиции, в проверяемых - в безударной.

    Слайд 23.

    Слайд 24.
    Необходимо подбирать проверочные слова, сделав гласный звук ударным.

    Слуху вы не доверяйте -
    Удареньем проверяйте:
    сосны, воды, травы, дело,
    а теперь пишите смело.

    Слайд 25 - 27. Рефлексия.

    КАЗЁЛ САСНА ТРОВА

    ПЧИЛА КАВРЫ НАГА

    ЛЕСА КРАТЫ ВАДА

    Слайд 30. Игра «Не ошибись»


    гр…чи н…жи тр…ва
    в…да др…ва г…ра

    Слайд 29-30. Итог урока.

    Слайд 31. Домашнее задание.

    Слайд 32. Твое настроение.

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока по русскому языку на тему: "Произношение безударного гласного звука в слове и обозначение буквой на письме". »

    Открытый урок по русскому языку на тему:

    «Произношение безударного гласного звука в слове

    и его обозначение буквой на письме»

    Цели: уточнить представления о безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произношением и написанием ударных и безударных гласных в слове.

    Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, игровая, работа в парах.

    Оборудование: учебник по русскому языку 1 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, тетрадь по русскому языку, презентация, буратино, отрывок из сказки «Приключения Буратино».

    Ход урока

      Организационный момент.

    (Слайд 1) Ребята, к нам на урок сегодня пришел сказочный герой из сказки. Кто догадался из какой сказки? (Приключения Буратино).

    Кто помнит, как учился Буратино? (плохо, ленился, не хотел учиться).

    Давайте посмотрим отрывок из сказки.

    Ребята, давайте покажем Буратино, как нужно учиться и вести себя на уроке.

    (Слайд 2) Долгожданный дан звонок –

    Начинается урок.

    Каждый день – всегда, везде,

    На занятиях, в игре,

    Смело, чётко говорим

    И тихонечко сидим.

    (Слайд 3) Пальчиковая гимнастика

    Мы ладошкой потрясем,

    Каждый пальчик разомнем,

    Мы начнем опять писать.

    Чтоб красиво написать

    Надо пальчики размять

    За письмо получим пять!

      Актуализация знаний и постановка целей урока

    Слайд 4, 5. Как положить тетрадку. Написать число и кл.раб.

    Слайд 6. Отгадайте загадку.

    Летом бежит,

    Зимой спит,

    Весна настала –

    опять побежала. (река).

    На какую букву начинается слово река? (р)

    Из каких элементов состоит буква «Р»?

    Прописываем заглавную и строчную букву р.

    Запишите слово река. На какой слог падает ударение? (на 2-ой). Как узнать сколько в слове слогов? (сколько в слове гласных столько и слогов). Как определить гласные звуки? (гласный звук состоит только из голоса; при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград).

    Запишите транскрипцию и звуковой анализ слова река - [р‘ика] – 4 б., 4 зв., 2 слога.

    Слайд 7. Ребята, как вы думаете, что нам с вами нужно сделать, чтобы слово река написать правильно с гласной е, а не и.

    Вот сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать гласные буквы в ударных и безударных слогах.

    Слайд 8. Словарная работа.

    Ребята, посмотрите на словарные слова. На какие две смысловые группы их можно разделить?

    1 вариант выписывает слова, связ. с животными и птицами.

    2 вариант выпис. слова, связ. с обучением.

    Слайд 9. Взаимопроверка. Работа в парах.

    Ребята, поменяйтесь тетрадями, возьмите зеленую ручку и проверьте, правильно ли написаны слова.

    Слайд 10. Проблемная ситуация.

    Ребята, Буратино написал смс сообщение Пьеро: «Приходи ко мне с мечом, сыграем». Когда Пьеро пришел с мечом, Буратино спросил: «Ты с чем пришел?» - С мечом, ты же сам меня попросил принести меч. – Да я же просил принести мяч.

    Какую ошибку допустил Буратино?

    Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы слово правильно написать? (безударную гласную сделать ударной) Слайд 11.

    Слайд 12. Какую гласную нужно писать в словах дома, грибы, земля? (ответы детей)

      Слайд 13. Правило. Если буква гласная вызвала сомнение,

      Ты её немедленно ставь под ударение.

      Чтобы безударный гласный звук стал ударным.

    Слайд 14 – 16. Определение гласного звука в словах.

    Д…ма (о или а), з…мля (и или е), г…ра (о или а).

    Слайд 17. Физкультминутка.

    Слад 18. Работа по учебнику.

    Что такое ударение? Какой слог мы называем ударным? Какой безударным? Ребята, а ударение падает на гласные или согласные звуки? Есть ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов. Есть безударные гласные – это гласные звуки в безударных слогах слов.

    Упр. 4 стр. 64. Запишите слово сова.

    Написание слова с безударным гласным звуком надо проверять.

    Слайд 19. Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным:

    Сова – со вы.

    Слайд. 20 – 21. Работа в рабочей тетради.

    Соедини линией одинаковые гласные в ударных и безударных слогах.

    сосна – сосны слоны – слон

    стрела – стрелы плечо – плечи

    письмо – письма лиса – лисы

    ряды – ряд мячи – мяч

    края – край врачи – врач

    Слайд 22. Правило. В проверочных словах звук находится в ударной позиции, в проверяемых – в безударной.

    Слайд 23. Стр. 67 упр. 9. Игра с мячом.

    Ребята, я буду называть слова и кидать мяч одному ученику. Тот, кому я кинула, мне говорит проверочное слово. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

    Плита (плиты), письмо (письма), шары (шар), река (речка), игра (игры), пятно (пятна), роса (росы), моря (море).

    Слайд 24. «Заколдованные» звуки всегда требуют к себе внимания.
    Необходимо подбирать проверочные слова, сделав гласный звук ударным.

    Слуху вы не доверяйте –
    Удареньем проверяйте:
    сосны, воды, травы, дело,
    а теперь пишите смело.

    Слайд 25 – 27. Рефлексия. Ученики хлопают в ладоши, если услышат правильный ответ.

    Как проверить, какая буква обозначает безударный гласный звук?

    В слове может быть… (один ударный гласный звук)

    Чтобы проверить безударный гласный звук, надо…(поставить его под ударение)

    Слайд 28-29. Исправь ошибки. Самостоятельная работа. Работа в парах.

    Ребятам предлагаются слова с ошибками. Им нужно их исправить, а затем проверить у соседа по парте.

    КАЗЁЛ САСНА ТРОВА

    ПЧИЛА КАВРЫ НАГА

    ЛЕСА КРАТЫ ВАДА

    Слайд 30. Игра «Не ошибись»

    Ребята, хлопните в ладоши, если в слове нужно писать букву «а», присядьте, если букву «о». сл…ны пл…ды н…сы
    гр…чи н…жи тр…ва
    в…да др…ва г…ра

    Слайд 29-30. Итог урока.

    Какую цель мы ставили в начале урока?

    Слайд 31. Домашнее задание.

    Выучить правила на стр. 63 и 65.

    Слайд 32. Твое настроение.

    Ребята, поднимите руки те, кто все понял на уроке, справился со всеми заданиями. А теперь те, у кого есть вопросы. С чем они связаны?

    Слайд 33. Спасибо за урок! Успехов вам, ребята!

    Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

    Орфоэпия – наука о нормах произношения.

    Графика – раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы.

    Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.

    Звук и буква

    Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

    В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения . Функция звуков сводится кформированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл ).

    В русском алфавите 33 буквы: : Аа – «а»,Бб – «бэ»,Вв – «вэ»,Гг – «гэ»,Дд – «дэ»,Ее – «е»,Ёё – «ё»,Жж – «жэ»,Зз – «зэ»,Ии – «и»,Йй – «й»,Кк – «ка»,Лл – «эль»,Мм – «эм»,Нн – «эн»,Оо – «о»,Пп – «пэ»,Рр – «эр»,Сс – «эс»,Тт – «тэ»,Уу – «у»,Фф – «эф»,Хх – «ха»,Цц – «цэ»,Чч – «че»,Шш – «ша»,Щщ – «ща»,ъ – «твердый знак»,Ыы – «ы»,ь – «мягкий знак»,Ээ – «э»,Юю – «ю»,Яя – «я». Русский алфавит называют кириллическим, или кириллицей.

    Буквы имеют строчный вариант (буква в строке не возвышается над остальными буквами) и прописной (буква отличается от строчной высотой). Нет прописного варианта у букв ъ иь, а прописная букваЫ употребляется только в иноязычных именах собственных для передачи реального произношения (в начале русских слов звук [ы] не встречается).

    10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е ), 21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и условно называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ),ъ иь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.

    Согласных звуков, четко различающихся в русском языке (например, перед гласными), – 36: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [з], [з"], [й"], [к], [к"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [п], [п"], [р], [р"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [щ"] (в речи людей старшего поколения в отдельных словах, таких, как дрожжи, вожжи, брызжет и др., может произноситься долгий мягкий согласный [ж"]). Согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно). Причина этого состоит в одной из особенностей русской графики – в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (е, ё, ю, я, и ) илиь (мал [мал] –мял [м"ал],кон [кон] –конь [кон"]).

    Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е . Гласных звуков, различающихся под ударением, – 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления буквя, ю, е, ё (йотированных). Они выполняют следующие функции:

    1) обозначают 2 звука ([й"а], [й"у], [й"о], [й"э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: я ма [й"а ́ма], мо я [май"а ́], объ я ть [абй"а ́т"];

    2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твердости / мягкости согласного звука: м ё л [м"о л] – ср.:мол [мол] (исключение может составлять буквае в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного –пюре [п"урэ́]; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буквае в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср.: пос[т"э]ль – пас[тэ]ль);

    3) буквы е, ё, ю после непарного по твердости / мягкости согласного обозначают гласный звук [э], [о], [у]:шесть [шэс"т"],шёлк [шолк],парашют [парашу́т].

    Фонетическая транскрипция

    Для записи звучащей речи используется фонетическая транскрипция, которая построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом.

    Транскрипция заключается в квадратные скобки, в словах из двух или нескольких слогов обозначается ударение. Если два слова объединены единым ударением, они составляют одно фонетическое слово, которое записывается слитно или с помощью лиги: в сад [фсат], [ф сат].

    В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания (например, при транскрибировании предложений).

    В словах, состоящих более чем из одного слога, ставится ударение.

    Мягкость согласного звука обозначается апострофом: сел [с"эл].

    Три основных учебных комплекса предлагают не совсем одинаковое решение для обозначения мягких непарных согласных. Комплекс 1 обозначает мягкость у всех непарных ([ч"], [щ"], [й"]). Комплекс 2 в начале раздела фонетики не обозначает мягкости непарных ([ч], [щ], [й]), потом в учебнике теории мягкость обозначена у всех непарных мягких, как и в 1 комплексе ([ч"], [щ"], [й"]), а в учебнике практики звук [щ"] обозначен транскрипционным знаком [ш"], как это принято в высшей школе. Комплекс 3, как и комплекс 1, обозначает мягкость всех непарных мягких ([ч"], [щ"], ), при этом звук [й] обозначается, как это принято в высшей школе, при помощи [j] с той разницей, что в высшей школе мягкость [j] не обозначается, поскольку связана не с дополнительной, а с основной артикуляцией этого звука. Для лучшего запоминания того, что непарные [ч"], [щ"], [й"] являются именно мягкими, мы принимаем решение об обозначении их мягкости при помощи апострофа.

    Для записи гласных звуков используются следующие транскрипционные знаки: ударные гласные: [а́], [о́], [у́], [и́], [ы́], [э́], безударные: [а], [и], [ы], [у]. В транскрипции не используются йотированные гласные буквы я, ю, е, ё .

    Комплекс 3 для обозначения безударных гласных использует транскрипционные значки [а], [ы], [и], [у], [и э ] («и, склонное к э»), [ы э ] («ы, склонное с э»), [ъ] («ер»), [ь] («ерь»). Об их правильном употреблении будет сказано в разделе, посвященном безударным гласным.

    Образование гласных и согласных звуков

    Звуки произносятся во время выдоха: выдыхаемая из легких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Если находящиеся в гортани голосовые связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызывает их колебание, в результате чего возникнет голос (тон). Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных. Если голосовые связки расслаблены, тон не образуется. Такое положение органов речи присуще произношению глухих согласных.

    Пройдя гортань, воздушная струя попадает в полости глотки, рта, а иногда и носа.

    Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия на пути воздушной струи, которое образуется нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом. Преодолевая созданную органами речи преграду (щель или смычку), воздушная струя образует шум, который является обязательной составляющей согласного звука: у звонких шум соединяется с тоном, у глухих он является единственным компонентом звука.

    Произношение гласных характеризуется работой голосовых связок и свободным проходом воздушной струи через ротовую полость. Поэтому в составе гласного звука присутствует голос и отсутствует шум. Специфическое звучание каждого гласного зависит от объема и формы ротовой полости – положения языка и губ.

    Таким образом, с точки зрения соотношения голоса и шума в русском языке представлены три группы звуков: гласные состоят только из тона (голоса), звонкие согласные – из шума и голоса, глухие согласные – только из шума.

    Соотношение тона и шума у звонких согласных неодинаково: у парных звонких шума больше, чем тона, у непарных шума меньше, чем тона, поэтому глухие и парные звонкие в лингвистике называют шумными, а непарные звонкие [й"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] – сонорными.

    Гласные звуки и гласные буквы

    Ударные гласные

    В русском языке под ударением различается 6 гласных звуков: [а́], [о́], [у́], [и́], [ы́], [э́]. Эти звуки обозначаются на письме при помощи 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е .

    Звук [а] может быть обозначен на письме буквами а (мал [мал]) ия (мял [м"ал]).

    Звук [у] обозначается буквами у (буря [бу́р"а]) ию (мюсли [м"у́сл"и]).

    Звук [о] обозначается буквами о (мол [мол]) иё (мёл [м"ол]); согласно сложившейся традиции в печатной литературе, не предназначенной для малышей или для обучения чтению и письму, вместо буквыё употребляется буквае , если это не мешает пониманию смысла слова.

    Звук [ы] обозначается буквой ы (мыло [мы́ла]) ии – послеж, ш иц (жить [жыт"],шить [шыт"],цирк [цырк]).

    Звук [и] обозначается буквой и (Мила [м"и́ла]).

    Звук [э] обозначается буквой е (мера [м"э́ра] или – после твердого согласного в некоторых заимствованиях –э (мэр [мэр]).

    Безударные гласные

    В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем под ударением,- более кратко и с меньшим мускульным напряжением органов речи (этот процесс в лингвистике называется редукцией). В связи с этим гласные без ударения меняют свое качество и произносятся иначе, чем ударные.

    Кроме того, без ударения различается меньшее количество гласных, чем под ударением: различающиеся под ударением гласные в той же морфеме (например, в корне) в безударном положении перестают различаться, например: с а ма ис о ма – [са ма́],л и са ил е са – [л"и са́] (этот процесс называется нейтрализацией).

    В русском языке в безударном положении различается 4 гласных звука: [а], [у], [ы], [и]. Безударные [а], [и] и [ы] отличаются в произношении от соответствующих ударных: они произносятся не только более коротко, но и с несколько иным тембром, что вызвано меньшим мускульным напряжением при их произношении и, как следствие, смещением органов речи к более нейтральному положению (положению покоя). Поэтому их обозначение при помощи тех же транскрипционных знаков, что и ударные гласные, в известной мере условно.

    Звуки [о] и [э] в русском языке встречаются только под ударением. Исключение составляют лишь несколько заимствований (какао [кака́о],каноэ [кано́э]) и некоторые служебные слова, например союзно (ср., например, произношение предлогана и союзано :Я пошел на выставку, но выставка была закрыта ).

    Качество безударного гласного зависит от твердости / мягкости предшествующего согласного звука.

    После твердых согласных произносятся звуки [у] (рука [рука́]), [а] (молоко [малако́]), [ы] (мыловар [мылава́р],живот [жыво́т],желтеть [жылт"э́т"],лошадей [лашыд"э́й"]).

    После мягких согласных произносятся звуки [у] (любить [л"уб"и́т"]), [и] (миры [м"иры́],часы [ч"исы́],лежать [л"ижа́т"]).

    Как видно из приведенных примеров, один и тот же безударный гласный может отображаться на письме разными буквами:

    [у] – буквами у (пустой [пусто́й"]) ию (бюро [б"уро́]),

    [а] – буквами а (жара [жара́]) ио (постель [пас"т"э́л"]),

    [ы] – буквами ы (мыслитель [мысл"и́т"ил"]),и (жизнь [жыз"н"]),а (жалеть [жал"э́т"] / [жыл"э́т"] – в некоторых словах после твердых непарных [ж], [ш], [ц] возможна вариативность произношения),е (железо [жыл"э́за]),

    [и] – буквами и (пистон [п"исто́н]),е (медок [м"идо́к]),а (часок [ч"исо́к]),я (ряды [р"иды́]).

    Сказанное выше о соответствии безударных гласных и обозначающих их букв можно обобщить в схему, удобную для использования при транскрибировании:

    После твердого согласного, кроме [ж], [ш], [ц]:

    рука [ру]ка

    сама [са]ма

    сома [са]ма

    вымыть вы[мы]ть

    тестировать [ты]стировать

    После [ж], [ш], [ц]:

    шуметь [шу]меть

    шестой [шы]стой

    шоколад [шы]колад

    шокировать [ша]кировать

    шары [ша]ры

    лошадей ло[шы]дей

    цыпленок [цы]пленок

    широкий [шы]рокий

    После мягкого согласного:

    любить [л"у]бить

    чудесный [ч"у]десный

    миры [м"и]ры

    менять [м"и]нять

    пятак [п"и]так

    часы [ч"и]сы

    В начале фонетического слова:

    урок [у]рок

    арба [а]рба

    окно [а]кно

    игра [и]гра

    этаж [и]таж

    Эти фонетические законы регулируют произношение безударных гласных во всех безударных слогах, кроме отдельных заимствований и служебных слов (см. выше), а также фонетической подсистемы заударных окончаний и формообразующих суффиксов. Так, в этих морфемах представлено произношение отражаемого на письме буквой я безударного [а] после мягкого согласного:буря [бу́р"а],мойся [мо́й"с"а],читая [ч"ита́й"а].

    Комплекс 3 описывает систему безударных гласных иначе. В нем сказано, что под ударением гласные произносятся четко; звуки [и], [ы], [у] произносятся отчетливо и в безударных слогах. На месте букв о иа в безударных слогах произносится ослабленный звук [а], отличающийся меньшей отчетливостью (обозначается как [а]). На месте букве ия в безударных слогах после мягких согласных произносится [и э ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[и э ]терка, с[и э ]ло). После твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на местее произносится [ы э ] (ж[ы э ]лать, ш[ы э ]птать, ц[ы э ]на). В некоторых безударных слогах вместо [а] произносится краткий гласный [ъ], близкий к [ы] (м[ъ]локо), после мягких произносится краткий гласный [ь], близкий к [и] (читает – [ч"ита́j"ьт]).

    Представляется, что этот материал требует некоторого комментария.

    Во-первых, необходимо обозначить названия этих гласных: [и э ] («и, склонное к э»), [ы э ] («ы, склонное с э»), [ъ] («ер»), [ь] («ерь»).

    Во-вторых, надо пояснить, когда произносятся звуки [а], [ы э ] и [ъ], а когда [и э ] и [ь]. Их разграничение зависит от позиции по отношению к ударению и к началу фонетического слова. Так, в первом предударном слоге (слоге перед ударным гласным) и в позиции абсолютного начала слова безударный гласный длиннее, чем в остальных безударных слогах (непервом предударном и заударном); именно в этих позициях произносятся гласные [а], [ы э ] и [и э ].

    Звуки [а] и [ы э ] встречаются после твердых согласных ([ы э ] – только после [ж], [ш], [ц]) и обозначаются на письме буквамиа (сама [сама́],лошадей [лъшы э д"э́j"]),о (сома [сама́]),е (желтеть [жы э лт"э́т"]).

    Звук [и э ] встречается после мягких согласных и обозначается буквамие (метель [м"и э т"э́л"),а (часы [ч"и э сы́]),я (рядок [р"и э до́к]).

    Звук [ъ] произносится после твердых согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами а (паровоз [пъраво́с]),о (молоко [мълако́]),е (желтизна [жълт"изна́]).

    Звук [ь] произносится после мягких согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами е (переход [п"ьр"ихо́т]),я (рядовой [р"ьдаво́j"]),а (часовой [ч"ьсаво́j"]).

    Представленное в этом комплексе произношение безударных гласных называется в лингвистике «эканьем» и, представляя так называемую «старшую» произносительную норму, является устаревшим (см. также далее подраздел «Орфоэпия»).

    Таким образом, в безударных слогах гласные произносятся иначе, чем в ударных. Однако это изменение качества гласных на письме не отражается, что обусловлено основным принципом русской орфографии: на письме отражаются только самостоятельные, смыслоразличительные признаки звуков, а их изменение, вызванное фонетическим положением в слове, на письме не отражается. Из этого следует, что безударное положение гласного – сигнал орфограммы. С точки зрения правил правописания безударные гласные можно разделить на три группы: проверяемые ударением, непроверяемые ударением (словарные), гласные в корнях с чередованиями.

    Согласные звуки и согласные буквы

    Образование согласного звука связано с преодолением воздушной струей препятствий в полости рта, создаваемых языком, губами, зубами, нёбом. При преодолении препятствия возникает шум – обязательный компонент согласного звука. В некоторых (звонких) согласных помимо шума присутствует голос, создаваемый колебанием голосовых связок.

    В русском языке 36 согласных звуков ([б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’]) и 21 согласная буква (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ). Это количественное различие связано с основной особенностью русской графики – способом отражения твердости и мягкости согласных на письме.

    Глухие и звонкие согласные звуки

    Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука.

    Звонкие состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Звонким является также звук [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.

    Глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’]. Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «Степка, хочешь шец? »«Фи! » содержатся все глухие согласные (парные по твердости / мягкости – только в твердой или мягкой разновидности).

    По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком, в данном случае глухостью / звонкостью. Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.

    Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], к глухим непарным – звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

    Если в речи носителя языка присутствует долгий звук [ж’], то он является звонкой парой к согласному [щ’]; в этом случае пар по глухости / звонкости 12.

    Позиционное оглушение / озвончение

    В русском языке в определенных позициях встречаются и глухие, и звонкие согласные звуки. Это положение перед гласными (том [том] –дом [дом]) и перед согласными [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] (с вой [свой’] –з вон [звон],с мела [см’ила́] –ра з мела [разм’ила́],с р ой [срой’] –ра з рой [разро́й’]). Эти позиции, как справедливо отмечено в Комплексе 2, являются сильными по глухости / звонкости.

    Но появление глухого или звонкого звука может быть предопределено его положением в слове. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной», а позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по глухости / звонкости.

    Звонкие парные оглушаются (вернее, меняются на глухие)

    1) в абсолютном конце слова: пруд [прут];

    2) перед глухими: будка [бу́тка].

    Глухие парные согласные, стоящие перед звонкими, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], озвончаются, то есть меняются на звонкие: молотьба [малад’ба́].

    Артикуляционное уподобление звуков обозначается в фонетике термином ассимиляция. В результате ассимиляции могут возникать долгие согласные, возникающие при сочетании одинаковых звуков. В транскрипции долгота согласного обозначается чертой сверху или двоеточием после согласного (ванна [ва́на] или [ва́н:а]). Направление воздействия – от последующего звука к предшествующему (регрессивная ассимиляция).

    Отражение глухости/звонкости согласных на письме

    На письме при помощи специальных согласных букв (т ам – д ам ) отражается только самостоятельная глухость / звонкость согласных; позиционная глухость / звонкость (результат позиционного оглушения / озвончения) на письме не отражается, как и большинство других позиционных фонетических изменений. Исключение составляет 1) правописание приставок нас/з-: рас-сыпать, раз-бить ; отражение произношения и здесь проводится не до конца, так как отражается только уподобление по глухости / звонкости, но не по признакам, связанным с местом образования преграды у согласного:расшевелить [рашыв’ил’и́т’], 2) правописание некоторых заимствований:транскри п ция транскри б ировать .

    Твердые и мягкие согласные звуки

    Твердые и мягкие согласные различаются особенностями артикуляции, а именно положением языка: при образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, при образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад.

    Согласные образуют 15 пар, противопоставленных по твердости / мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].

    К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’] (непарным мягким является также звук [ж’], встречающийся в некоторых словах в речи отдельных носителей языка).

    Согласные [ш] и [щ’] (а также [ж] и [ж’]) пар не образуют, так как отличаются не только твердостью / мягкостью, но и краткостью / долготой.

    Сказанное можно обобщить в следующей таблице:

    Позиционное смягчение согласных

    В русском языке в определенных позициях встречаются и твердые, и мягкие согласные звуки, причем число таких позиций значительно. Это положение перед гласными (мол [мол] –мёл [м’ол]), на конце слова: (кон [кон] –конь [кон’]), у звуков [л], [л’] независимо от их положения: (полка [по́лка] –полька [по́л’ка]) и у звуков [с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р], [р’] перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] (банка [ба́нк’а] –банька [ба́н’ка],пурга [пурга́] –серьга [с’ир’га́). Эти позиции являются сильными по твердости / мягкости.

    Позиционные изменения, касающиеся твердости / мягкости, могут быть вызваны только влиянием звуков друг на друга.

    Позиционное смягчение (мена твердого согласного на парный ему мягкий) осуществляется в современном русском языке непоследовательно в отношении разных групп согласных.

    В речи всех носителей современного русского языка последовательно происходит лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [щ’]: барабанчик [бараба́н’ч’ик],барабанщик [бараба́н’щ’ик]

    В речи многих носителей происходит также позиционное смягчение [с] перед [н’] и [т’], [з] перед [н’] и [д’]: кость [кос’т’],песня [п’э́с’н’а],жизнь [жыз’н’],гвозди [гво́з’д’и].

    В речи некоторых носителей (в современном языке это скорее исключение, чем правило) возможно позиционное смягчение и в некоторых других сочетаниях, например: дверь [д’в’эр’],съем [с’й’эм].

    Обозначение твердости и мягкости согласных на письме

    В отличие от глухости / звонкости, твердость / мягкость парных согласных обозначается не при помощи согласных букв, а иными средствами.

    Мягкость согласных обозначается следующим образом.

    Для парных по твердости / мягкости согласных мягкость обозначается:

    1) буквами я, е, ё, ю, и :мал – мял, мол – мёл, пэр – перо, буря – бюро, мыло – мило (переде в заимствовании согласный может быть твердым:пюре );

    2) мягким знаком – в конце слова (конь ), в середине слова у [л’] перед любым согласным (полька ), после мягкого согласного, стоящего перед твердым (весьма, раньше ), и у мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г’], [к’], [б’], [м’], являющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги – ср.серьга ) – см. сильные по твердости / мягкости позиции.

    В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягкости парных согласных не пишется (мостик, песня, разве ), потому что позиционная мягкость, как и другие позиционные изменения звуков, на письме не отражается.

    Для непарных согласных нет необходимости в дополнительном обозначении мягкости, поэтому возможны графические правила «ча, ща пиши са ».

    Твердость парных согласных обозначается отсутствием мягкого знака в сильных позициях (кон, банка ), написанием после согласного буква, о, у, ы, э (мал, мол, мул, мыл, пэр ); в некоторых заимствованиях твердый согласный произносится и переде (фонетика ).

    Твердость непарных твердых согласных, как и непарных мягких, дополнительного обозначения не требует, поэтому возможно существование графического правила о написании жи иши , орфографических привил о написаниии иы послец (цирк ицыган ),о иё послеж иш (шорох ишёпот ).

    Функции и правописание Ъ и Ь

    Твердый знак выполняет в русском языке разделительную функцию – указывает, что после согласного йотированная гласная буква обозначает не мягкость согласного, а два звука: я – [й’а],е – [й’э],ё – [й’о],ю – [й’у] (объять [абй’а́т’], съест [сй’эст], съёмка [сй’о́мка]).

    Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции – разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию:

    Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный ) и в некоторых иноязычных словах передо : (бульон, компаньон ).

    Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше): конь, банька.

    Мягкий знак после непарного по твердости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию – пишется по традиции в определенных грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср.: ключ – ночь, учится – учиться ). При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твердых, но и у непарных мягких согласных.

    Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных

    Согласные могут уподобляться друг другу (подвергаться ассимиляции) не только по глухости / звонкости, твердости / мягкости, но и по другим признакам – месту образования преграды и ее характеру. Так, подвергаются уподоблению согласные, например, в следующих сочетаниях:

    [с] + [ш] [шш]:сшить [шшыт’] = [шыт’],

    [с] + [ч’] [щ’] или [щ’ч’]:с чем-то [щ’э́мта] или [щ’ч’э́мта],

    [с] + [щ’] [щ’]:расщепить [ращ’ип’и́т’],

    [з] + [ж] [жж]:изжить [ижжы́т’] = [ижы́т’],

    [т] + [с] [цц] или [цс]:мыться [мы́цца] = [мы́ца],отсыпать [ацсы́пат’],

    [т] + [ц] [цц]:отцепить [аццып’и́т’] = [ацып’и́т’],

    [т] + [ч’] [ч’ч’]:отчет [ач’ч’о́т] = [ач’о́т],

    [т] + [щ’] [ч’щ’]:отщепить [ач’щ’ип’и́т’].

    Позиционному изменению могут подвергаться сразу несколько признаков согласных. Например, в слове подсчет [пач’щ’о́т] имеет место чередование [д] + [ш’][ч’ш’], т. е. представлено уподобление по глухости, мягкости и признакам места и характера преграды.

    В отдельных словах представлен процесс, обратный уподоблению, – расподобление (диссимиляция). Так, в словах лёгкий имягкий вместо ожидаемой ассимиляции по глухости и образования долгого согласного ([г] + к’][к’к’]) представлено сочетание [к’к’][х’к’] (легкий [ло́х’к’ий’],мягкий [ма́х’к’ий’]), где отмечается расподобление звуков по характеру преграды (при произношении звука [к’] органы речи смыкаются, а при произношении [х’] сближаются). При этом диссимиляция по этому признаку совмещается с ассимиляцией по глухости и мягкости.

    Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)

    В некоторых сочетаниях при соединении трех согласных один, обычно средний, выпадает (так называемый непроизносимый согласный). Выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

    с т л – [сл]: счастливый сча[сл’]ивый,

    с т н – [сн]: местный ме[сн]ый,

    з д н – [сн]: поздний по[з’н’]ий,

    з д ц – [сц]: под уздцы под у[сц]ы,

    н д ш – [нш]: ландшафт ла[нш]афт,

    н т г – [нг]: рентген ре[нг’]ен,

    н д ц – [нц]: голландцы голла[нц]ы,

    р д ц – [рц]: сердце се[рц]е,

    р д ч – [рч’]: сердчишко се[рч’]ишко,

    л нц – [нц]: солнце со[нц]е.

    Не произносится также звук [й’] между гласными, если после него стоит гласный [и]: моего [маиво́].

    Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке

    Между буквами и звуками в русском языке устанавливаются неоднозначные качественные и количественные отношения.

    Одна и та же буква может обозначать различные звуки, например, буква а может обозначать звуки [а] (мал [мал]), [и] (часы [ч’исы́]), [ы] (жалеть [жыл’э́т’]), что связано с изменением произношения гласных в безударных слогах; буквас может обозначать звуки [с] (сад [сат]), [с’] (гость [гос’т’]), [з] (сдать [здат’]), [з’] (сделать [з’д’э́лат’]), [ж] (сжать [жжат’]), [ш] (расшить [рашшы́т’]), [щ’] (расщепить [ращ’щ’ип’и́т’]), что связано с уподоблением согласных по разным признакам.

    И наоборот: один и тот же звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и] может быть обозначен буквами и (мир [м’ир]),а (часы [ч’исы́]),я (ряды [р’иды́]),е (певун [п’иву́н]).

    Если рассматривать слово с точки зрения тех количественных соотношений, которые устанавливаются между буквами и звуками, то можно выявить следующие возможные соотношения:

    Одна буква может обозначать один звук: ш о в [шоф]; это соотношение имеет место тогда, когда гласный стоит после непарного по твердости / мягкости согласного и гласная буква обозначает только качество гласного звука: так, например, буквао в словестол [стол] не может быть иллюстрацией этого однозначного соотношения, так как в этом случае она обозначает не только звук [о], но и твердость согласного [т].

    Одна буква может обозначать два звука: я ма [й’а́ма] (буквыя, ю, е, ё в начале слова, после гласных и разделительных знаков).

    Буква может не иметь звукового значения: мес т ный [м’э́сный’] (непроизносимый согласный), мыш ь [мыш] (мягкий знак в грамматической функции после непарных по твердости / мягкости согласных).

    Одна буква может обозначать признак звука: кон ь [кон’], бан ь ка [ба́н’ка] (мягкий знак в функции обозначения мягкости парного согласного в конце и середине слова).

    Одна буква может обозначать звук и признак другого звука: м я л [м’ал] (буквая обозначает звук [а] и мягкость согласного [м’]).

    Две буквы могут обозначать один звук: мое тс я [мо́ица], не сс я [н’о́с’а].

    Может показаться, что три буквы также могут обозначать один звук: мы тьс я [мы́ца], однако это не так: звук [ц] обозначен буквамит ис , аь выполняет грамматическую функцию – указывает на форму инфинитива..

    Слог

    Фонетический слог – гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нем гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

    Слоги бывают ударные и безударные.

    Большинство слогов русского языка оканчиваются гласным, т. е. являются открытыми: молоко [ма-ла-ко́]. Так, в последовательности СГСГСГ (где С – согласный, Г – гласный) возможен только один вариант слогораздела: СГ-СГ-СГ.

    Однако в русском языке встречаются и слоги, заканчивающиеся согласным (закрытые). Закрытые слоги встречаются:

    1) в конце фонетического слова: вагон [ва-го́н],

    2) в середине слова при стечении двух и более согласных, если

    а) после [й"] следует любой другой согласный: война [вай"-на́],

    б) после остальных непарных звонких ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"]) следует парный по глухости / звонкости согласный: лампа [ла́м-па].

    В остальных случаях стечения согласных слоговая граница проходит перед группой согласных: будка [бу́-тка],весна [в"и-сна́].

    Фонетический слог следует отличать от слога для переноса. Хотя в большом числе случаев перенос осуществляется в месте слогораздела (мо-ло-ко, лам-па ), но в ряде случаев слог для переноса и фонетический слог могут не совпадать.

    Во-первых, правила переноса не позволяют переносить или оставлять на строке одну гласную букву, однако обозначаемые ею звуки могут составлять фонетический слог; например, слово яма не может быть перенесено, но должно быть разделено на фонетические слоги [й"а́-ма].

    Во-вторых, по правилам переноса следует разделить одинаковые согласные буквы: ван-на, кас-са ; граница же фонетического слога проходит перед этими согласными, причем на месте стечения одинаковых согласных мы реально произносим один долгий согласный звук:ванна [ва́-на],касса [ка́-са].

    В-третьих, при переносе учитывают морфемные границы в слове: от морфемы не рекомендуется отрывать одну букву, поэтому следует перенести раз-бить, лес-ной , но границы фонетических слогов проходят иначе:разбить [ра-зб"и́т"],лесной [л"и-сно́й"].

    Ударение

    Ударение – это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нем) с большей силой и длительностью. Таким образом, фонетически русское ударение силовое и количественное (в других языках бывают представлены другие типы ударения: силовое (английский), количественное (новогреческий), тоническое (вьетнамский).

    Другие отличительные признаки русского ударения – его разноместность и подвижность.

    Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): де́рево, доро́га, молоко́ .

    Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: но́ги – ноги́.

    В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: прибо́росамолётострое́ние , однако многие сложные слова не имеют побочного ударения:пароход [парахо́т].

    Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

    1) организующую – группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал"а́],он-то [о́нта];

    2) смыслоразличительную – ударение может различать

    а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: му́ка – мука́, за́мок – замо́к ,

    б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: зе́мли – земли́ .

    Орфоэпия

    Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях:

    1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;

    2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).

    Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение / озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а], так и [ы] ([жара́], но [жысм"и́н]).

    Учебные комплексы определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии, по этим комплексах, принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определенных позициях, мягкость согласного перед согласным и др. Эти произносительные нормы были нами описаны выше.

    Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы, актуализированные в школьном курсе русского языка:

    1) произношение твердого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,

    2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн],

    3) произношение звуков [ж] и [ж"] на месте сочетаний жж, жд, зж ,

    4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,

    5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.

    Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.

    Дадим краткую характеристику этим произносительным нормам.

    Произношение твердого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах регулируется отдельно для каждого слова этого типа. Так, следует произносить к[р"]ем, [т"]ермин, му[з"]ей, ши[н"]ель, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис, сви[тэ]р; в ряде слов возможно вариативное произношение, например: прог[р]есс и прог[р"]есс.

    Произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн] также задается списком. Так, с [шт] произносятся словачто, чтобы , с [шн] – словаконечно, скучный , в ряде слов допустимо вариативное произношение, например, двое[ч"н"]ик и двое[шн"]ик, було[ч"н]ая и було[шн]ая.

    Как уже было сказано, в речи некоторых людей, преимущественно старшего поколения, присутствует долгий мягкий согласный звук [ж"], который произносится в отдельных словах на месте сочетаний букв жж, зж, жд :дрожжи, вожжи, езжу, дожди : [дро́ж"и], [во́ж"и], [й"э́ж"у], [даж"и́]. В речи людей младшего поколения на месте сочетанийжж изж может произноситься звук [ж] = [жж] ([дро́жы], [й"э́жу]), на месте сочетанияжд в словедожди – [жд"] (таким образом, при оглушении в словедождь имеем варианты произношения [дощ"] и [дошт"]).

    О вариативности позиционного смягчения в отдельных группах согласных уже шла речь при описании случаев позиционного смягчения. Обязательность позиционного смягчения в разных группах слов не одинакова. В речи всех носителей современного русского языка, как уже было сказано, последовательно происходит лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [щ"]: барабанчик [бараба́н"ч"ик],барабанщик [бараба́н"щ"ик]. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (например,лавки [ла́фк"и]), или оно представлено в речи одних носителей языка и отсутствует в речи других. При этом представленность позиционного смягчения в разных группах согласных различна. Так, в речи многих носителей происходит позиционное смягчение [с] перед [н"] и [т"], [з] перед [н"] и [д"]:кость [кос"т"],песня [п"э́с"н"а],жизнь [жыз"н"],гвозди [гво́з"д"и], смягчение же первого согласного в сочетаниях [зв"], [дв"], [св"], [зл"], [сл"], [сй"] и некоторых других скорее исключение, чем правило (например:дверь [дв"эр"] и [д"в"эр"],съем [сй"эм] и [с"й"эм],если [й"э́сл"и] и [й"э́с"л"и]).

    Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причем из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании:звони́шь, звони́т . Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, напримертво́рог итворо́г . Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например:ткала́ итка́ла ,косу́ ико́су.

    Различия в произношении могут быть вызваны сменой орфоэпической нормы. Так, в лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют, правда преимущественно в речи разных людей. Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.

    С этим же связано различие в произношении безударных гласных, нашедшее отражение в учебных комплексах. Система описания изменения (редукции) гласных в безударных слогах в комплексах 1 и 2 отражает «младшую» норму: в безударном положении в произношении совпадают в звуке [и] после мягких согласных все гласные, различающиеся под ударением, кроме [у]: миры [м"иры́],село [с"ило́],пятерка [п"ит"о́рка]. В безударном слоге после твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится безударный гласный [ы], отражаемый на письме буквойе (ж[ы]лать, ш[ы]птать, ц[ы]на).

    Комплекс 3 отражает «старшую» норму: В нем сказано, что звуки [и], [ы], [у] произносятся отчетливо не только в ударных, но и в безударных слогах: м[и]ры. На месте букв е ия в безударных слогах после мягких согласных произносится [и э ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[и э ]терка, с[и э ]ло). После твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на местее произносится [ы э ] (ж[ы э ]лать, ш[ы э ]птать, ц[ы э ]на).

    Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ко́мпас икомпа́с ), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [ты́с"ич"а] и [ты́щ"а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [паэ́т] и [поэ́т]).

    Комплекс 3 предлагает производить дополнительно к фонетическому (см. далее) орфоэпический разбор, который следует производить «тогда, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении». Например, краси́вее – ударение всегда на втором слоге; коне[шн]о. Орфоэпический разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда в языке возможна вариативность в произношении данной звуковой последовательности или когда произношение слова связано с частыми ошибками (например, в ударении).

    Графика. Орфография

    Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме.

    Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й"] и употребления графических знаков (см. выше). Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей).

    Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

    Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

    Орфография состоит из нескольких разделов:

    1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

    2) слитное, раздельное и дефисное написания;

    3) употребление прописных и строчных букв;

    4) правила переноса;

    5) правила графических сокращений слов.

    Коротко охарактеризуем эти разделы.

    Написание морфем (значимых частей слова)

    Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами – фонематическим, традиционным, фонетическим.

    Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический, морфологический.

    Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (с о бака, а п тека ), корней с чередованиями (сл а гать – сл о жить ), дифференцирующих написаний (ож ё г – ож о г ).

    Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся наз/с (ра з бить – ра с пить ), правописание гласной в приставкероз/раз/рос/рас (р а списание – р о спись ) и правописание корней, начинающихся наи , после приставок, заканчивающихся на согласный (и стория – пред ы стория ).

    Слитное, раздельное и дефисное написание

    Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами (не с кем ) и некоторых наречий (в обнимку ), части слов – слитно или через дефис (ср.:по моему мнению ипо-моему ).

    Употребление прописных и строчных букв

    Употребление прописных и строчных букв регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет ), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.

    Правила переноса

    Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на ,раз-бить , а не *во-йна , *ра-збить . Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются:кас-са .

    Правила графических сокращений слов

    Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах:

    1) может опускаться только цельная, нерасчлененная часть в составе слова (лит-ра – литература, в/о – высшее образование );

    2) при сокращении слова опускается не менее двух букв;

    3) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;

    4) сокращение не должно приходиться на гласную букву или буквы й, ъ, ь .

    Получить информацию о правильном написании слова можно из орфографических словарей русского языка.

    Фонетический разбор

    Фонетический разбор слова осуществляется по следующей схеме:

    Затранскрибировать слово, поставив ударение.

    На транскрипции дефисами (или вертикальными линиями) обозначить слогораздел.

    Определить количество слогов, указать ударный.

    Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.

    В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.

    Указать количество букв и звуков.

    Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:

    гласный: ударный / безударный; согласный: глухой / звонкий с указанием парности, твердый / мягкий с указанием парности.

    Образец фонетического разбора:

    его [й"и-вo] 2 слога, второй ударный

    В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости / мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию (в этом случае рядом с ним в транскрипционных скобках ставится прочерк), например:

    Обратите внимание на то, что у согласных звуков парность указывается отдельно по признаку глухости / звонкости и по признаку твердости / мягкости, поскольку в русском языке представлены не только абсолютно непарные согласные ([й"], [ц], [ч"], [щ"]), но и согласные, непарные только по одному из этих признаков, например: [л] – звонкий непарный, твердый парный, [ж] – звонкий парный, твердый непарный.