Войти
Логопедический портал
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Что такое азот — химические свойства и соединения
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г
  • Способы задания плоскости на чертеже Могут ли существовать точки вне заданной плоскости
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • Как разгадывать ребусы с буквами и картинками: правила, советы, рекомендации
  • Какой согласный звук обозначается двумя разными буквами. Далее: Звуки Обозначение звуков на письме Звуки

    Какой согласный звук обозначается двумя разными буквами. Далее: Звуки Обозначение звуков на письме Звуки

    МБДОУ МО г. Краснодар

    «Детский сад № 163»

    Звуковой анализ слов.

    «Шпаргалка для родителей»

    Трясковой Т. С.

    для родителей

    Уважаемые родители!

    Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

    Наша речь состоит из предложений.

    Предложение - это законченная мысль.

    Предложения состоят из слов.

    Слова состоят из слогов. В слове столько слогов , сколько гласных букв(звуков), например: ма /ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).

    Слова состоят из звуков.

    Звук - то, что мы слышим и произносим.

    Буква - то, что пишем и читаем.

    Звук на письме обозначается буквой.

    Звуки бывают гласные и согласные.

    Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

    В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - десять: шесть - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре - йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я - ЙА, Ю - ЙУ, Е - ЙЭ, Ё - ЙО) в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, за-юшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я - А. Ю - У, Е - Э, Ё - О (береза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

    Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки - голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки - голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р

    Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:

    Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ

    П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ

    Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

    согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими : Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

    всегда твердые согласные : Ж, Ш, Ц;

    всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

    Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

    Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква- это знак звука.

    Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить — ведь от добукварного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению- слияние двух букв в слог. Знание букв без чувства звуков- это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме. И не случайно дети, имеющие отличную память и чуть-чуть чистолюбивых родителей, иногда к двум годам узнают и называют все буквы, но даже к семи годам не начинают их складывать, если предварительно не знакомятся со звуками. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение- это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью. Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова- речевые звуки- с самого его рождения наиболее значимы.

    Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата.

    Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза:

    жжжук , жууук , жуК .

    Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели.

    Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками.

    Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

    Ознакомление с гласными звуками.

    Дети узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак-[ а], лук-[у], дом-[о], лес-[э],кит-[и],дым-[ы]. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Гласные звуки обозначаем красной фишкой.

    [г][у][сь][и]


    Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками.

    Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, что-то «мешает»,- губы, зубы, язык, называются согласными. Твердый согласный звук будем обозначать синей фишкой, а мягкий согласный звук- зеленой фишкой.

    Ознакомление с ударным гласным звуком.

    После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

    Выполните звуковой анализ слова ГУСИ

    Назовите гласные звуки. ([у], [и])

    Сколько слогов в слове? (Два)

    Назовите их. (ГУ-СИ)

    Назовите ударный слог.(ГУ)

    Произнесите слово с ударением.(ГУУУСИ)

    В ударном слоге протяжно произносится гласный звук.(УУУ)

    Читаем слово с ударением, ведя указкой под схемой.

    Взрослый произносит ГУСИИИ.

    Какой звук выделен? (И)

    Как правильно сказать? ГУУУСИ.

    Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится более протяжно.

    Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

    Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук . В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

    В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

    Звук и буква : звук — единица звучащей речи, а буква — графиче-ский знак для обозначения звука речи на письме.

    Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь — естественный способ существования языка, его ма-териальное выражение, а письменность — искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи гра-фических знаков. Звуки есть в любом языке, независимо от того, име-ется ли письменность на этом языке, так как звучащая речь первична по отношению к письму.

    Итак, звучащая речь фиксируется на письме при помощи букв. При этом предполагается, что каждый звук должен иметь свое графи-ческое обозначение — букву. Так, например, слово дом состоит из трех звуков — [д], [о], [м] — и на письме, соответственно, представляет собой последовательность трех букв — д, о, м. Если каждый произ-несенный звук записывается отдельной буквой, то в основе письмен-ности лежит фонетический принцип — «пишу, как слышу». Однако очевидно, что русское письмо устроено по-другому (см. Принципы русской орфографии).

    В русской звучащей речи трудно найти два совершенно одинако-вых звука: звуки могут заметно меняться в зависимости от позиции (например, гласные под ударением и в безударной позиции, согласные в позиции конца слова), могут меняться и под воздействием соседних звуков (озвончение глухих согласных перед звонкими, оглушение звонких согласных перед глухими). Тем не менее, на письме эти раз-ные звуки часто обозначаются одной буквой. Например, в слове кот мы слышим звук [о] и пишем букву о, а в слове кота мы произносим и слышим звук [а] в корне, но пишем ту же букву о. Или на конце сло-ва пруд мы пишем букву д, хотя произносим не звук [д], как в слове пруда, а звук [т].

    Иногда, наоборот, мы одинаковые звуки обозначаем разными бук-вами. Например, в первом предударном слоге слов леса, лиса, вязал мы произносим и слышим один и тот же звук, но на письме используем разные буквы: е, и, я.

    Кроме того, иногда буква обозначает два звука: я , ю и т.п., а иногда один звук передается буквосочетанием: ль [л’]. Есть буквы, которые вообще не отражают никакого звука: твердый знак ъ и мяг-кий знак ь. Материал с сайта

    Итак, очевидно, что взаимоотношения звуков и букв иногда могут быть очень сложными. Понятно, что не каждый звук речи должен обо-значаться на письме специальной буквой, потому что в таком случае букв было бы очень много. Однако в любом языке есть определенные звуки, чрезвычайно важные для языка, и эти звуки обязательно должны отражаться на письме. Такие звуки выполняют смыслоразличитель-ную функцию и называются фонемами (см. Фонема). Русское письмо почти целиком построено на фонематическом принципе, то есть бук-вы отражают на письме не звуки, а фонемы (см. Принципы русской орфографии).

    Идеально, если алфавит отражает фонемный состав языка, то есть для каждой фонемы имеется специальная буква. Отсутствие специ-альных букв для фонем создает огромные трудности, поэтому алфавит одного языка приходится специально приспосабливать к системе дру-гого языка (см. Графика).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    При произнесении альвеолярных смычных согласных [ n, l, t, d ] кончик языка касается альвеол (бугорки за верхними зубами). Эти звуки не смягчаются перед гласными и в конце слова. Чтобы избежать нежелательного гласного призвука, не нужно сильно прижимать кончик языка и долго задерживать его на альвеолах. Глухой согласный [ t ] в начале и в конце слов произносится энергично. В русском языке подобные звуки произносятся касанием кончика языка верхних зубов, а не альвеол. Сравните:

    [ н ] - [ n ] нет - net (сетка) [ л ] - [ l ] лес - less (меньше) [ т ] - [ t ] тип - tip (кончик) [ д ] - [ d ] дал - dull (скучный)

    На письме звуки [ n, l, t, d ] соответственно обозначаются буквами: Nn [ en ], Ll [ el ], Tt [ ti: ], Dd [ di: ]: net, less, tip, dull.

    Звуки [ s, z ]

    Английские согласные [ s, z ] называются щелевыми, так как при их произнесении между кончиком языка и альвеолами образуется щель, через которую проходит воздух. При произнесении английских щелевых звуков [ s, z ] кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их. Голос проходит через щель, образовавшуюся между альвеолами и кончиком языка. При произнесении русских щелевых согласных язык находится у основания нижних зубов.

    Сравните:

    На письме звуки [ s, z ] обозначаются: - буквами Ss [ es ]: some, start, Zz [ zed ]: zebra, Zena - буквосочетанием ss [ dʌbl es ]: less - буквой Cc [ si: ] перед гласными e , i , y : center, city, cycle.

    Сравните русские и английские согласные звуки:

    Английские

    Английские

    Звук [ e ]

    При произнесении краткого гласного [ e ] кончик языка находится у основания нижних зубов. Губы слегка растянуты. Английский звук [ e ] похож на русский звук [ э ] в словах "эти, цепи". Перед глухими согласными [ e ] произносится очень кратко, а перед согласными [ n, l, m ] заметно удлиняется.

    Сравните произнесение русских и английских слов.

    При произнесении звука [ e ] ориентируйтесь на звук [ э ] в словах "эти", "цепи".

    [ bed ] бед - bed (кровать) [ beg ] бег - beg (умолять) [ les ] лес - less (меньше) [ spel ] спел - spell (называть по буквам) [ net ] нет - net (сеть) [ smel ] смел - smell (запах) [ test ] тест - test (тест, испытание) [ tekst ] текст - text (текст)

    Вот как звучит [ e ] в английских словах.

    [ pen ] pen - ручка [ desk ] desk - парта [ bed ] bed - кровать [ tekst ] text - текст [ lesn ] lesson - урок [ nekst ] next - следующий [ end ] end - конец [ tent ] tent - палатка

    На письме звук [ e ] обозначается буквой Ee [ i: ], если за ней следует одна или более согласных: pen, bed, tent, egg, desk, end, next.

    Разговаривая, мы произносим звуки. Они образуются в результате движения воздуха из легких через рот и, в зависимости от того, как располагаются в этот момент язык и губы, имеют разную окраску.

    Звуки речи участвуют в образовании слов - языковых единиц, имеющих определенное смысловое значение и применяемых для процесса общения. Давайте поближе познакомимся с ними!

    Что такое буквы и звуки

    Все, слышимое и произносимое нами - это звуки. Они определенным образом обозначаются на письме, и то, что мы пишем, а затем читаем - это буквы.

    Но звуки речи и буквы, которыми они обозначаются, в русском языке сильно различаются по количеству. В устной речи мы произносим 43 основных звука, но для их написания используем только 33 буквы.

    То есть, все буквы нашего языка можно разделить на 3 группы.

    1. Буквы, которыми не обозначаются звуки (это «ь» и «ъ»). Как пример, можно привести: «пень», который произносится [п´эн´], а «съехать» - [сй´эхат´].
    2. Буквы, обозначающие 2 звука. К таким буквам относятся «ё», «е», «ю», «я». В их произношении используется пара звуков: [й´о], [й´э], [й´у], [й´а].
    3. Буквы, которыми обозначают 1 звук (это все остальные буквы).

    Какая разница у гласных и согласных звуков

    Существует две основные группы звуков речи - их определяют как Гласными являются те звуки, в возникновении которых участвует только голос. Их произносят протяжно, во рту звук не встречает никаких преград.

    Согласные - это то, что мы произносим, сочетая и голос, и шум (их называют звонкими) или только шум (глухие согласные). Кроме того, согласные могут быть как твердыми, так и мягкими.

    Ударные и безударные слоги

    Гласные звуки речи участвуют в образовании слогов, при этом оказываясь под ударением или в безударной позиции. Под ударением подразумевается произношение какого-то слога с большей силой.

    Русскому языку присуще изменение положения ударения. Оно может оказаться на любом слоге, в отличие от польского или французского языков, где за ним закреплено определенное место. Например, в слове «свистнул» ударение на первом слоге, а в слове «свистеть» - на втором.

    Какими буквами обозначаются в русском языке гласные звуки

    Чтобы обозначить основные гласные звуки речи (в нашем языке их шесть), используют десять :

    звук [и] - обозначается буквой «и» (тигр);

    [ы] - буквой «ы» (дым);

    [а] - буквами «а» (мама) и «я» (яма);

    [о] - буквой «о» (нос) и «ё» (ёж);

    [э] - буквой «э» (эхо) и «е» (день);

    [у] - буквой «у» (кум) и «ю» (юг).

    Таким образом, получается, что для того, чтобы обозначить 4 гласных звука ([о], [а], [э], [у]) в алфавите существует целых два ряда букв. Это могут быть:

    • а, о, э, у;
    • я, е, ё, ю.

    Во втором ряду буквы выполняют сразу две функции. Они не только обозначают но и сигнализируют, что предыдущий согласный был мягким (мел - [м´эл]).

    Если они стоят в начале слова, располагаются после гласных или после мягкого или твердого разделительного знака - они обозначают сочетание звуков. Например, слово ёлка звучит [й´олка], а слово поёт - [пай´от].

    Как обозначаются на письме

    Звуки речи участвуют в образовании слов и находятся там в слабой или сильной позиции, что зачастую оказывает прямое влияние на их обозначение на письме. Так, одной и той же буквой в языке могут обозначаться разные звуки. Пример: буквой «н» можно обозначить 2 звука - [н] и [н´]: ниша - [н´иша] или ныл [ныл].

    А одной буквой «б» может обозначаться 4 варианта звуков [б], [б´] или [п], [п´]. Например: был [был] - бил [б´ил] или же горб [горп] - Обь [оп´].

    Если звонкий согласный пишется в конце слова или располагается перед глухими согласными, то он может обозначать свой парный глухой звук. Такая позиция называется слабой. Обратите внимание, как мы произносим: кадка - ка[т]ка (звук находится перед глухим согласным) или глаз - гла[с] (звук находится в конце слова). Этот процесс определяется как оглушение.

    Глухие же согласные могут звучать как их парные - звонкие, если они оказываются в сильной позиции. Например: молотьба звучит как моло[д´]ба, а в слове просьба слышен звук [з´] - про[з´]ба. Это, как вы понимаете, озвончение.

    Нужно упомянуть, что сильной позицией считается в русском языке положение согласных звуков перед гласными или перед звонкими согласными.

    Как на письме обозначаются некоторые согласные звуки

    Некоторые звуки русской речи обозначаются на письме сочетанием букв. Кстати, эта ситуация вызывает очень большое количество орфографических ошибок.

    Например, один звук [щ´] может в написанном слове выглядеть как сч, зч или жч. Мы пишем - счет, но произносим [щ´от], пишем - извозчик, а говорим [извощ´ик], пишем - мужчина, но звучит это как [мущ´ина].

    А звук [ц] может обозначаться и как сочетание тц или дц, и как тьс или тс. Например: читается - читае[ц]а, двадцать - два[ц]ать.

    Буквы не всегда соответствуют «своим» звукам

    Как уже упоминалось, звуки речи участвуют в образовании слов и обозначаются на письме определенными буквами. И часто оказывается, что за одной буквой могут «прятаться» разные звуки. Например, в корне слова при изменении его числа мы пишем одну и ту же букву, но произносим при этом разные звуки: стОл (ст[о]л) - стОлы (ст[а]лы). То есть одной буквой «о» мы обозначаем два звука: [о] и [а].

    Но есть случаи, когда разные звуки обозначаются одной буквой. Так, и в слове «клад» и в слове «плот» на конце звучит один и тот же звук [т], но обозначен он, как видите, разными буквами: «д» и «т».

    Буквенный состав слов часто не совпадает со звуковым. Например, в слове «доблестный» пишется десять букв, но произносится лишь девять: [добл´исный´]. В этом и похожих случаях буква «т» является непроизносимым согласным. То есть такой буквой, которая не обозначает звука. Вот еще несколько примеров таких букв: солнце - [сонцэ], сердце - [с´эрцэ].


    Особенности сочетания согласных и гласных звуков

    Твердые русской речи не сочетаются с идущим вслед за ними гласным «и», а мягкие не могут сочетаться с «ы». Например, в слове «ужин» всегда твердый звук [ж] требует звука [ы] поэтому мы произносим [ужын].

    В некоторых же случаях происходит смягчение в речи твердых согласных, стоящих в паре с мягким. Так, если в слове вагон, звук [н] - твердый, то в сочетании со всегда мягким [ч´] он звучит мягко - вагончик [вагон´ч´ик].

    То же происходит и в ситуациях с сочетанием с другими мягкими согласными: фант - фа[н´т´]ик, лес - ле[с´н´]ик, чистый - чи[с´т´]ить.

    Употребление твердого и в русском языке

    Звуки речи и буквы в нашем языке, как вы уже, наверное, поняли, часто не совпадают. Так, например, твердый и мягкий знак на письме не обозначают никаких звуков.

    Эти буквы, как правило, сигнализируют, что стоящие за ними е, ё, я, ю произносятся как два звука (пьет [пй´от]). Если же ь стоит после согласного, то он указывает на его мягкость (день [д´эн´]).

    В некоторых случаях мягкий знак играет только грамматическую роль. Например, в слове «ложь» он не обозначает мягкости предшествующего согласного, а лишь указывает на то, что данное существительное принадлежит к женскому роду.

    Особенности написания и произношения некоторых заимствованных слов

    В некоторых словах, заимствованных из других языков, перед буквой е звучит не мягкий, как принято в русском языке, а твердый согласный. Обратите внимание - в слове «темп» мы пишем е, но при этом произносим твердый звук [т]. Произношение данного и подобных ему слов нужно запоминать или обращаться к орфоэпическому словарю.

    Кашне - [нэ], модель - [дэ], претензия - [тэ], реле - первый слог [рэ], тире - [рэ], тест - [тэ], термос - [тэ], теннис - [тэ].

    Как видите, звуки речи (1 класс или 11 остались позади) - это глубокая и серьезная тема, которая при внимательном изучении поможет вам разобраться в тонкостях правил произношения и принципах написания многих слов, вызывающих трудности. Удачи!