Войти
Логопедический портал
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Деникин Антон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
  • Поступить в мгимо вполне реально
  • История корабля Бизань мачта парусника сан джованни баттиста
  • Буква М, м. Согласный звук и. Буква М, м Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  • Самые известные бытовые сказки
  • Всегда обозначает мягкий согласный. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Согласные звуки и буквы

    Всегда обозначает мягкий согласный. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Согласные звуки и буквы

    В русском языке большинство согласных звуков бывают мягкими и твёрдыми, это качество является смыслоразличительным. Сравните слова:

    • мел - мель;
    • банка - банька;
    • гость - гост.

    Однако существуют и такие, твёрдость которых является постоянным качеством, это значит, что они всегда твёрдые.

    Согласные звуки: [ж]

    Он встречается в следующих словах:

    • жизнь [жыз"н"].;
    • жидкий [жытк"ий];
    • жимолость [жымъльс"т"];
    • живой [жывой];
    • дрожит [дражыт];
    • сторожит [старажыт];
    • жужжит [жужыт];
    • рыжий [рыжый];
    • блажит [блажыт].

    При сравнении написания и звучания можно вывести следующее заключение: после этого согласного пишется буква и , а слышится звук [ы]. При выборе этой орфограммы нужно руководствоваться правилом: ЖИ пиши с буквой И.

    Для игры с ребёнком в целях отработки навыка правописания можно использовать, например, такой текст:

    Жужжит жук над жимолостью. Он живёт где-то рядом с жужелицей. Она сторожит от него своё жилище. А рыжие ежи бегут мимо лужи. В её жидкой жиже отражается куст - совсем как живой, только перевёрнутый.

    Звук [ш]

    Это твердый в отличие от [ж], который является звонким. Данную фонему можно наблюдать в словах:

    • ширь [шыр"];
    • шить [шыт"];
    • шифон [шыфон];
    • шифоньер [шыфан"йэр];
    • мыши [мышы];
    • тишина [т"ишына];
    • ерши [йиршы];
    • гроши [грашы];
    • спешит [сп"ишыт];
    • завершит [завиршыт].

    Тут мы тоже имеем дело с такой же тенденцией, как и в случае со звуком [ж]: после [ш] пишется буква и . Правило, как и для предыдущей орфограммы: «ШИ пиши с буквой И».

    Чтобы отработать навык правильного написания таких слов, обратимся к диктанту:

    Под скатами крыши шуршат мыши. Одна из них слышит, как кот в тишине дышит, и спешит в свою нору - там у неё малыши.

    Подведём всегда твёрдые служат опознавательными признаками орфограммы "И после Ж и Ш".

    Звук [ц]

    Последний звук, у которого твёрдость является постоянным качеством - это [ц]. С ним связано больше трудностей с точки зрения орфографии. Правописание гласных после этого звука зависит от морфемы. Возьмём примеры слов с орфограммой в корне слов:

    • цифра [цыфра];
    • циркуль [цыркул"];
    • цирк [цырк];
    • цитрон [цытрон];
    • акация [акацыйа];
    • лекция [лекцыйа];
    • секция [с"экцыйа];
    • санкция [санкцыйа].

    Там, где есть этот твердый согласный звук в слове, мы слышим после него [ы], однако обозначаем эту фонему по-разному. В примерах, данных выше, правописание регулируется следующим правилом: после буквы Ц пишется И в корне слова. Но тут есть исключения, в которых всё же нужно поставить Ы:

    • цып-цып-цып;
    • на цыпочках;
    • цыплёнок;
    • цыкнуть;
    • цыган.

    Кроме этих исключений, возможно ещё и написание Ы в суффиксах и окончаниях:

    • синицын;
    • сестрицын;
    • около больницы;
    • без водицы;
    • у молодицы;
    • у девицы.

    Поиграйте со своим ребёнком, чтобы потренироваться в правописании слов, правописание которых связано с буквой Ц:

    В цирке выступает цыган, он цыкает на цыплят: «Цыц!» Они прячутся в лапах лисицы. Девицы смеются, встают на цыпочки и громкими овациями приветствуют лисицыну доброту.

    Подведём итоги: всегда звуки в алфавите - это Ж, Ц, Ш. С ними могут писаться следующие гласные: И, Ы.

    Замена Ж на Ш

    Звук [ц] не является шипящим. А два других называются именно таковыми. В слабой позиции (на конце слова или перед глухими согласными) звук [ж] заменяется [ш]:

    • замуж [замуш];
    • уж [уш];
    • невтерпёж [нефтерпёш];
    • ложка [лошка];
    • рожки [рошк"и].

    Текст диктанта по этой теме, который поможет интересно провести тренировочную работу над данной орфограммой:

    Это происходит всегда, когда звуки согласные, звонкие, твердые в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.

    Сестрицы Голицыны собрались замуж. Им уж невтерпёж. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапожки, кадушки, плошки, чашки, поварёшки. И вот на дорожке показались дрожки, там едут Серёжка, Алёшка, Прошка и Олежка - сестрицыны женихи. Тут и сказке конец, и жили они долго и счастливо.

    Когда ставится Ь после Ж и Ш

    По той причине, что вышеперечисленные согласные всегда твёрдые, для обозначения мягкости никогда с ними не употребляется. Однако бывают случаи, когда можно встретить его после букв Ж и Ш:

    • мышь;
    • ложь;
    • дрожь;
    • брошь;
    • чушь;
    • сплошь;
    • не трожь;
    • слышишь.

    Эти примеры иллюстрируют правило употребление мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:

    1. Существительных 3 скл.: тишь, блажь.
    2. Наречий: наотмашь.
    3. Глаголов: идешь, положь.

    Используем для тренировки такие предложения:

    Это просто ложь, что мышь страшна: её не трожь, когда мимо идёшь, не тронет и она.

    Если в доме тишь, и ты не кричишь, не скачешь, не блажишь, тут какой-то подвох, сразу не поймёшь. Что ты там творишь, а сам молчишь?

    Когда Ь после Ж и Ш не ставится

    Всегда твердые согласные звуки [ж] и [ш] иногда пишутся с мягким знаком, и это зависит от их грамматической категории. И, наоборот, отсутствие этой буквы после них также имеет морфологическое значение:

    1. Существительных не 3 скл.: малыш, сторож, покрытие для крыш.
    2. Краткого прилагательного: хорош, пригож.
    3. Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпёж.

    Текст для тренировки:

    Мой малыш хорош, пригож и на папу похож. Будет лётчиком он, полетит выше крыш, уж за ним не уследишь.

    О и Ё после шипящих и Ц

    Всегда твердые согласные звуки требуют к себе особо внимательного отношения, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это касается не только букв И и Ы, но и О и Ё:

    • шёл [шол];
    • шёпот [шопот];
    • шёлк [шолк];
    • жёрнов [жорноф];
    • жёлудь [жолудь];
    • шорох [шорох];
    • шоссе [шосэ];
    • жокей [жок"эй].

    Название этой орфограммы- «О и Ё в корне после шипящих». Правило: «Если можно подобрать слово с буквой Е в однокоренном слове, то пишем -Ё, в случае отсутствия такового - пишем О». Давайте проверим:

    • жёлудь - желудёвый;
    • шёлк - шелка;
    • жёрнов - жернова;
    • шорох - нельзя проверить;
    • жокей - нельзя проверить.

    В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш пишется буква О под ударением:

    • моржовый;
    • большого.

    Без ударения нужно писать букву -Е:

    • оранжевый;
    • грушевый.

    После Ц не пишется никогда буква Ё, только О (под ударением) или Е (без ударения).

    • цокольный;
    • церковный;
    • торцовый;
    • борцовский;
    • сланцевый;
    • глянцевый;
    • полотенце;
    • рыльце.

    Согласные буквы, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют к себе очень большого внимания. Как видим, с ними связано очень большое количество орфограмм. По школьной программе предусматривается контрольная работа, связанная с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот такой диктант:

    "Однажды мы ходили на охоту, и наши собаки побежали за нами.

    В лесах осенью бывает много всего вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевики, жёлуди. Животные отъедаются в это время и жиреют.

    Вот мы уж в самой чаще леса, слышим лай собак и бежим к тому месту. Там видим нору лисицы. Собаки разрыли вход и вытащили её наружу. Мы отогнали псов. Лисий рыжий пушистый наряд слегка помят, но всё же он шёлковый и гладкий. Вокруг глаз жёлтенькие круги. Грудка белая, лапки чёрные. Хороши лисы!

    Мы отпустили бедолагу, она живо юркнула в кусты, и след простыл от лисицы-сестрицы".

    Наталия Чернышова
    Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»

    ЗАНЯТИЕ №12 .

    Тема. Твёрдые и мягкие согласные . Условное обозначение мягких согласных .

    Цель : дать понятие о мягких и твёрдых согласных , учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных ; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.

    Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

    Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

    Ход занятия:

    Дружно улыбнемся,

    За руки возьмемся.

    Друг другу руки мы протянем,

    Тепло сердец своих подарим.

    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

    1. Беседа.

    Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

    На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные .)

    Какие звуки мы называем гласными?

    Вспомни, чем гласные отличаются от согласных ? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ - ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).

    Как на схеме обозначаются гласные звуки ? (кружочком)

    Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть) .

    Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?

    Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)

    Расскажите стихи о гласных и согласных звуках .

    - Какие это звуки : [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные .

    Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой ? (СОГЛАСНЫЕ )

    2. Работа с наглядностью.

    Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

    3. Проверка выполнения задания.

    Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны ? Почему?

    Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны , что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?

    Произнесите первый звук в слове кот ([к]) . Понаблюдайте за вашим язычком.

    Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?

    2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

    Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков , будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков .

    3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1. Сообщение учителя.

    В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости . Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь . Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА .)

    Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный . Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые , а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки

    2. Игра «Озорники» .

    Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные , мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

    Корабль сел на мел.

    В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

    (Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

    Девочка поставила веник в уголь.

    Исправьте ошибку.

    Хорь пел весело и звонко.

    Кто такой хорь?

    (Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)

    3. Работа с наглядностью.

    Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)

    Составим звуковую модель слова лук.

    А теперь звуковую модель слова люк.

    Сравните наши модели. Что заметили?

    Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки , мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками .

    4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем» .

    Давай с тобой попрыгаем,

    Попрыгаем, попрыгаем,

    И ножками подрыгаем,

    подрыгаем, подрыгаем,

    В ладоши мы похлопаем,

    Похлопаем, похлопаем,

    И ножками, потопаем,

    Потопаем, потопаем.

    4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

    1. Работа с наглядностью.

    Рассмотрите рисунок. Что вы видите?

    Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)

    Слова звучат одинаково : коса.

    А что они значат?

    2. Игра «Поймай звук» .

    Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый , разведите руки. Если мягкий , хлопните в ладоши.

    Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…

    Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.

    Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…

    3. Физкультминутка «Сова» .

    По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

    6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

    1. Игра «Волшебники» .

    Я бросаю мяч и называю согласный звук . Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости .

    (Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]) .

    2. Игра «Ремонт слов» .

    Попробуйте починить слова :

    Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …

    3. Беседа.

    Что вы знаете о звуках?

    Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот ?

    7. Итог занятия

    Что нового вы узнали на занятии ?

    Чему научились?

    Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии .

    Воспитатель : Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии .

    Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.

    Воспитатель : А теперь попрощаемся с вами.

    «До свидания, до свидания.

    Приходите к нам ещё.

    Мы вас любим горячо».

    1. А а а
    2. Б б бэ
    3. В в вэ
    4. Г г гэ
    5. Д д дэ
    6. Е е е
    7. Ё ё ё
    8. Ж ж жэ
    9. З з зэ
    10. И и и
    11. Й й и краткое
    12. К к ка
    13. Л л эль
    14. М м эм
    15. Н н эн
    16. О о о
    17. П п пэ
    18. Р р эр
    19. С с эс
    20. Т т тэ
    21. У у у
    22. Ф ф эф
    23. Х х ха
    24. Ц ц це
    25. Ч ч че
    26. Ш ш ша
    27. Щ щ ща
    28. ъ твёрдый знак
    29. Ы ы ы
    30. ь мягкий знак
    31. Э э э
    32. Ю ю ю
    33. Я я я

    42 звука
    6 гласных 36 согласных
    [а] [и] [о] [у] [ы] [э] Парные Непарные
    Ударные Безударные Звонкие Глухие Звонкие Глухие
    [б] [б"]
    [в] [в"]
    [г] [г"]
    [д] [д"]
    [ж]
    [з] [з"]
    [п] [п"]
    [ф] [ф"]
    [к] [к"]
    [т] [т"]
    [ш]
    [с] [с"]
    [й"]
    [л] [л"]
    [м] [м"]
    [н] [н"]
    [р] [р"]
    [х] [х"]
    [ц]
    [ч"]
    [щ"]
    Парные Непарные
    Твёрдые Мягкие Твёрдые Мягкие
    [б]
    [в]
    [г]
    [д]
    [з]
    [к]
    [л]
    [м]
    [н]
    [п]
    [р]
    [с]
    [т]
    [ф]
    [х]
    [б"]
    [в"]
    [г"]
    [д"]
    [з"]
    [к"]
    [л"]
    [м"]
    [н"]
    [п"]
    [р"]
    [с"]
    [т"]
    [ф"]
    [х"]
    [ж]
    [ц]
    [ш]
    [й"]
    [ч"]
    [щ"]

    Чем буквы отличаются от звуков

    Звук - это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

    Буква - это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

    Гласные буквы и звуки

    Гласные звуки («глас» - это старославянское «голос») - это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …

    Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й"] , когда

    1. стоят первыми в фонетическом слове е ле [й" э ́л"э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й" и щ"о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й" о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й" у ́л"а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й" а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й" и и́ч"ка] (5 букв, 6 звуков)
    2. следуют после гласных птицее д [пт"ицый" э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий" о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай" у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с"и́н"ий" а ] (5 букв, 6 звуков)
    3. следуют после ь и ъ въе зд [вй" э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй" о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л"й" у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л"й" а ] (6 букв, 6 звуков)

    Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й"] , когда

    1. следует после ь соловьи [салав"й" и ́] (7 букв, 7 звуков)

    В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные - безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

    Бе гущий [б"игу́ щ"ий"] - бе г [б"э́ к] го ра [гара́ ] - го ры [го́ ры]

    Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

    В сад [фса́т]

    Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

    е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)

    Согласные буквы и звуки

    Согласные звуки - это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

    Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] - [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

    Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом " , что происходит, когда согласные

    1. являются всегда мягкими [й"] , [ч"] , [щ"] ай [а́й" ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч" ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л"э́щ" ] (3 буквы, 3 звука)
    2. следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м" э́л" ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т" о́т" а] (4 буквы, 4 звука) люди [л" у́д" и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з"н"] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
    3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл"и́н" ч"ик]

    В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

    К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч"] , [щ"] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р"] .

    Нужна ли фонетика школьнику?

    Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция - это явный перебор.

    Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

    Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».

    Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

    Вконтакте

    Звуки разделены на:

    • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
    • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

    Согласные разделяют на:

    • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
    • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

    Буквы, обозначающие согласные звуки

    Глухие

    Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

    Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

    Звонкие

    При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

    К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

    При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

    Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

    Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

    Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

    Парные согласные

    Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

    Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

    В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

    Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

    Парные согласные

    Непарные согласные

    Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

    Непарные согласные разделяются на:

    • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
    • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

    Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

    Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

    Непарные согласные

    Твердые и мягкие

    Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

    При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

    В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

    Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

    Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

    Пример различия:

    Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

    Фонетическая транскрипция:

    [Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

    Правила произношения:

    • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
    • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
    • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
    • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
    • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
    • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
    • исключения из правил:
      • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
      • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

    Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.

    Твердые и мягкие звуки

    Оглушение

    Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

    Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, [г] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], приближенное к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

    Правила и примеры:

    • буква стоит последней в слове: зуб – [зуп], прорубь – [п р о р у п’];
    • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – [с ы р о е Ш к а].

    Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие . Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – [з д’ э л к а].

    Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

    Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

    «Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие , звонкие и глухие?» - спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

    Ответ: никак.

    Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а вслед за пониманием придет и знание.

    Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

    Начнем с твердых и мягких согласных.

    В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.


    Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

    А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

    Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: "Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, ("Ж", " Ш", " Ц")т. е. те,которые никогда не смягчаются.

    Железо, Шайба и Цемент - Что будет тверже? В чем секрет?

    Есть еще всегда мягкие три звука: " Ч", " Щ", " Й". Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. (" й" будет играть звук смеха)"

    Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «пес ня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

    Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

    И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие . И всем известную игру можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

    На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: од еяло и од уванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

    Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

    Если есть вопросы, пишите в комментариях.