Войти
Логопедический портал
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Различные виды уравнений прямой
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Буквы обозначают звуки которые всегда являются мягкими. Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе: «Звуки Х-Хь. Буква Х

    Буквы обозначают звуки которые всегда являются мягкими. Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе: «Звуки Х-Хь. Буква Х

    Чистоговорки с [Х], [Х"]:

    Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

    Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

    Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

    Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

    Фразы со звуками [Х], [Х"]:

    Собери сухой хворост.

    Хитрый хорь поймал хомяка.

    У хамелеона длинный хвост.

    Харитон собирал хворост.

    Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х"]:

    Хомячок охрип от крика:

    Разве хорь болеет гриппом?

    Ой, хорёк, какой ты врун,

    Я от хохота умру! (А. Пудваль)

    Хохотушка

    Хохотала звонко Мила,

    В рот смешинка угодила.

    Ха-ха-ха! Вдруг - бух! - упала

    И смешинку потеряла. (Ф. Бобылев)

    Хвастливый хамелеон.

    Хвастался хамелеон своим хвостом

    Хвостатым хищникам. Потом…

    Что стало с ним, с его хвостом?

    Ни хамелеона, ни хвоста.

    Ведь нет у хищников поста.

    История, увы, проста. (Е. Карельская)

    Хомячок

    Хомка, хомка, хомячок —

    Полосатенький бочок.

    Хомка раненько встаёт,

    Чистит лапки, воду пьёт.

    Прибирает Хомка хатку

    И выходит на зарядку:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Хочет Хомка сильным стать! (А. Каменчук)

    Хорь охотник

    На охоту хорь в курятник ходил,

    Да хохлаток впопыхах разбудил.

    Да проснулся Петух,

    На Хоря сверху бух!

    Хорь со страху еле ноги унёс.

    Ох, и больно, и обидно до слёз!

    И сидит он, и ворчит под ольхой:

    — Нехороший тот курятник, плохой!.. (В. Суслов)

    Хорек ходил на елку к волку,

    Унес хлопушку втихомолку.

    Теперь хорек своей хлопушкой

    Зверей пугает, словно пушкой. (Г. Сапгир)

    Хочешь великаном стать?

    На ходули надо встать!

    Ахи, охи, хохот, смех.

    Скоморохи выше всех! (В. Берестов)

    Скороговорки со звуками [Х], [Х"]:

    Хохотушка буква Х

    Хохотала: «ха-ха-ха!»

    Прохор и Пахом ехали верхом.

    Муха-горюха села на ухо.

    Звук Х и Х".

    В начале слова: Хаты, хан, халат, хаос, халва, хорёк, хомут, холод, ход, холм, хобот, худой, худоба, хутор, хурма. Хвоя, хвост, хворост, хлам, хлопья, хлопоты, хлопушка, хлыст, хлеб, хрен, хруст, хищный, хирург.

    В середине слова : Уха, муха, папаха, эпоха, помеха, пряха, рубаха, ольха, черепаха, засуха, мачеха, неряха, стряпуха, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, ухабы, пахнет, шахматы, сухо, охота, пехота, ухо, уход, тихоня, охотник, поход, ледоход, вездеход, тихоход, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, вихрь.

    В конце слова : Запах, размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, воздух, пастух, вслух, олух, мех, орех, смех, грех, наспех, стих, верх.

    Словесная игра "Подбери слово". Тренировать ребёнка в подборе слов со звуком [х].

    Слон - слониХа, морж - моржиХа, кабан - кабаниХа, страус - страусиХа, бобр - бобриХа, ёж - ежиХа, попугай - попугаиХа и т.д.

    То же самое, с парами слов: пловец - пловчиХа. сторож - сторожиХа, трус - трусиХа, портной - портниХа и проч.

    Предложения со звуками Х и Х".

    Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох. Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту. Я ел ореховую халву. Муха - горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба. Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка готовить уху. Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут

    Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

    В бухту вошёл (пароход).

    На болоте растёт (мох)

    На грядках сеют (горох)

    По утрам поет (петух)

    В воздухе летает тополиный (пух)

    В квартире большая, уютная (кухня)

    Машина дала обратный (ход)

    Дети перестали шуметь, стало (тихо)

    Стадо пасёт (пастух).

    Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.

    У страха глаза велики.

    Хорошую речь хорошо и выслушать.

    Хороший человек хорошо и работает.

    Хорош ёрш в ухе, а лещ в пироге.

    Хорошо сказал, хорошо и поехал.

    Страх хуже смерти.

    На словах тих, а на деле лих.

    Вкусная халва - мастеру хвала.

    Кабы этот смех - да на всех.

    Каков уход, таков и доход.

    Делано наспех - и сделано на смех.

    Хлеб за брюхом не ходит.

    Хорош заяц белый, а охотник смелый.

    Есть еще порох в пороховницах.

    Худого не хвали, а хорошего не корми.

    Снег на полях - хлеб в закромах.

    Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.

    Хорошо того учить, кто хочет все знать.

    Хороший товар сам себя хвалит.

    Полон хлевец белых овец. (подушка)

    Ходит, ходит, а в избу не заходит. (дверь)

    Не пух, не всех, а оденет всех. (хлопок)

    Слаще мёда, легче пуха.

    Отдохни! - все шепчет в ухо.

    Тот, кто будет с ней дружить,

    Будет очень плохо жить. (лень)

    Прохор и Пахом ехали верхом.

    Ха - ха - ха - вкусная уха!

    Ху - ху - ху - мы едим уху.

    Ох - ох - ох -на болоте мох.

    Хе - хе - хе - сидит птичка на ольхе.

    "Х" все ходит, ходит, ходит,

    Места, что ли не находит?

    Уха была не плоха,

    Хороша была уха.

    Не вынеся этого смеха,

    Он встал и уехал.

    Хохотушка - буква "Х"

    З асмеялась: ха - ха - ха.

    Хомяку сказал хорёк:

    "Хвост твой узок, мой широк"

    Не хочешь великаном стать?

    На ходули надо встать.

    Охи, охи, хохот, смех -

    Скоморохи выше всех.

    Был в саду переполох - там

    Расцвел чертополох.

    Чтобы сад не заглох

    Пропололи чертополох.

    Рассказ "Хомяк - хвастун"

    Жил был хомяк-хвастун.

    Каждый вечер на холме собирались множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

    Хотите, верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего. Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не видел, что ли?" А он: "хрю-хрю", да "хрю-хрю". Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил и забросил на самую верхушку дерева.

    Ух ты! - восхитились хомяки.

    Что, что потом!? - хором спросили хомяки.

    Я… потом…

    Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка. - Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?

    Автоматизация звука Х / Логопед и психолог ОНЛАЙН/

    Автоматизация звука ХЬ / Логопед и психолог ОНЛАЙН/

    Цели урока:

    • знакомство учащихся с новой буквой: печатной, строчной, заглавной;
    • обучение детей чтению и письму слов с буквой «Х», умению сосредоточенно слушать и содержательно говорить;
    • развитие фонематического слуха, мышления, языкового чутья, внимания, речи;
    • воспитание бережного отношения к хлебу, к людям труда.

    Оборудование: модели вагонов с карточками изученных букв и буквы «Х», пословицы, загадки.

    Ход урока

    1. Повторение изученного материала

    У.: Сегодня мы отправимся в путешествие. Догадайтесь, кто будет пассажирами нашего поезда. Для этого …

    *Закончите предложения

    «Мы пишем и видим …» (Буквы )
    «Мы слышим и произносим …» (Звуки )

    У.: Пассажиры – это буквы гласных и согласных звуков.

    *Смысловая группировка

    У.: В нашем поезде вагоны разного цвета.

    – Буквы каких звуков мы поместим в красный вагон на две полочки? (Буквы гласных звуков )

    На доске:

    У.: В следующем вагоне живут самые «звонкие пассажиры». Назовите их

    У.: Букву какого звука вынесем отдельно? (Й )

    –Обоснуйте ответ. (Буква звонкого непарного мягкого звука, остальные парные по твёрдости, мягкости).

    У.: Распределите оставшиеся буквы.

    Д.: Это буквы парных звонких и глухих звуков.

    Д.: Нижняя полка вагона – это буквы глухих звуков [ш], [щ`], [ч`], а верхняя – буква звонкого непарного твёрдого.

    У.: Последний вагон у нас без пассажира. Там едет печатная буква, с которой мы сегодны познакомимся.

    2. Знакомство с новой буквой

    *Моделирование буквы

    У.: Соберите букву из элементов

    Ученик у доски, остальные на парте.


    У.: Посмотрите на алфавит и скажите, как называется буква? («ХА»)

    3. Письмо строчной буквы в тетради для печатания

    4. Знакомство с письменной строчной буквой

    У.: Посмотрите на плакат. Из каких элементов состоит письменная буква «ХА»?

    Д.: Из двух полуовалов.

    *Показ написания буквы на доске.

    *Письмо в воздухе.

    * Прописывание буквы «Х» учащимися в тетрадь.

    У.: Выделите самую красивую букву. Старайтесь писать красиво, аккуратно и правильно и все остальные значки.

    5. Знакомство со звуками [х] и [х`]

    У.: Подумайте, сколько и какие звуки может обозначать буква Х? Для этого подберите слова с этой буквой. (Хруст, порох, хитрый, хилый и т.д. )

    * Звуковая характеристика

    Д.: [х] – согласный, глухой, твёрдый, [х`] – cогласный, глухой, мягкий.

    *Письмо слов в тетрадь

    *Физкультминутка

    У.: Я буду называть слова. Если вы услышите звук [Х] – приседаете, если произнесу звук [Х`] - встаёте и тянетесь на носочках.

    Слова: художник, хилый, хор, хочу, хитрый, хмель, хек, хороший.

    6. Обучение чтению слогов

    (Карточка с печатной буквой «Х» прикладывается к гласным верхнего ряда А, О, У, Ы, Э. Уместно использовать «вагон поезда».)

    Д.: Твёрдо, рядом гласные, командиры твёрдых команд.

    (Карточка с буквой «Х» прикладывается к гласным нижнего ряда.)

    У.: Как читаем первый согласный в этих слогах? (ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ )

    Д.: Произносим мягко.

    У.: Почитаем слоги.

    7. Словарная работа

    У.: На какие группы можно разделить слова?

    Д.: На слова, называющие предметы: хруст, порох и слова – признаки предметов: хилый, хитрый.

    *Работа над загадкой

    Мешено,
    Квашено,
    Валено,
    На стол поставлено. (Хлеб )

    – Какой звук слышим на конце?

    Д.: Мы слышим звук [п].

    У.: Вы правы, наблюдается оглушение звука.

    – Какой буквой мы обозначим звук? Для этого подберите однокоренные слова к слову «хлеб».

    *Скрытая подсказка

    У.: Ласково назовём … (хлебушек )

    – Предмет, где хранится хлеб … (хлебница )

    – Предприятие по изготовлению хлеба … (хлебокомбинат и т.д. )

    – Запишем это слово в тетрадь. Подчеркнём место – слабую позицию для согласного.

    8. Соотнесение звуковой схемы со словом

    На доске:

    У.: Подумайте, какая из схем подходит к слову «хлеб»?

    Д.: К слову «хлеб» относится 2 схема, так как [Х] - согласный, твёрдый; [Л`] - согласный, мягкий, так как буква «Е» смягчает. Следующий звук [Э] – гласный. Последний звук [П] - согласный, твёрдый.

    9. Составление предложения к схеме

    У.: Молодцы, а теперь подберите предложение к схеме:

    Д.: Свежий хлеб лежит на столе.

    – Мама положила хлеб в хлебницу.

    *Письмо с комментированием

    У.: Запишем 1 предложение в тетрадь.

    10. Составление рассказа по опорным словам

    У.: В рассказе, который вы будете составлять есть следующие слова:

    ПОЛЕ, КОЛОСЬЯ, ХЛЕБ, БУЛКИ, БАРАНКИ, ПРЯНИКИ

    – Придумайте свои рассказы, работая в парах.

    *Подбор пословицы к тексту

    (заслушиваются рассказы детей )

    У.: Какая пословица подойдёт к вашим рассказам?

    Д.: «Хлеб всему голова».

    11. Подведение итогов

    *Игра «Верите ли вы»

    У.: Верите ли вы, что буква «Х» - буква гласного звука?

    Д.: Это буква согласных звуков.

    У.: Докажите.

    У.: Верите ли вы, что буква – значок глухих звуков?

    Д.: Это буква глухих звуков [х] и [х`].

    У.: Почему?

    Д.: Когда произносим, то горлышко не дрожит.

    *Обратная связь

    У.: Что вам показалось интересным в уроке? Когда было трудно?

    *Оценка деятельности учащихся.

    Коррекционно-развивающие задачи.

    Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

    Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

    Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.

    Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

    Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

    Продолжать учить писать зрительные диктанты.

    Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:

    баман — панам — банан — банам;

    ваван — даван — диван — ванан;

    альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;

    витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

    Задание 2 . Знакомство с предлогом под.

    Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:

    — договорить предложения:

    Лампа висит над... Ручка упала под...

    — выбрать нужный предлог:

    Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;

    — исправить ошибку:

    Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;

    — составить предложения из заданных слов:

    Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;

    — самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

    Задание 3 . Знакомство со звуком [X].

    Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

    светло — темно, жарко — ...(холодно).

    хлеб, холодно, хоккей, ходули.

    Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:

    губки и зубки свободны;

    кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

    горлышко «молчит».

    Символ звука: дедушка храпит: XXX... .



    Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

    Задание 4 . Фонетическое упражнение.

    Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

    Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:

    х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..

    Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

    ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

    Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

    пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

    Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:

    хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

    Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

    Не вкусно без соли,

    Не сытно без... (хлеба)

    Легкий, а не пух,

    Мягкий, а не мех,

    Белый, а не снег,

    Но оденет всех. (Хлопок)

    Назвать последний звук в слове:

    Мягок, а не пух,

    Зелен, а не трава. (Мох)

    С красным гребнем,

    Посадили зернышко,

    Выросло солнышко. (Подсолнух)

    Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

    Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.

    Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

    Задание 13 . Выучить чистоговорки:

    Ха-ха-ха — испугали петуха.

    Ху-ху-ху — ели мы уху.

    Их-их-их — ветерок затих.

    Ох-ох-ох — зеленый мох.

    Задание 14. Знакомство со звуком .

    Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...



    Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

    Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:

    хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

    Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).

    хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

    Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

    хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

    Задание 18 . Выучить чисто говорку:

    Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

    Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

    ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

    Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

    муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

    Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

    хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

    Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)

    молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

    Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:

    Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

    Задание 20 . Знакомство с буквой X.

    Хорошо хвалить, хихикать,

    Худо — хвастаться и хныкать.

    О. Гофман

    На что похожа буква X?

    Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.

    Игры с буквой.

    Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

    Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

    уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.

    Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

    муха — мухи; хата — хатка — хатки.

    Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

    У Хомы хата.

    Наталья Борисова
    Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [Х], [Х’]. Буква Х»

    Цель : дифференциация звуков [Х] и [Х’] по акустическим признакам; развитие навыков фонематического анализа и синтеза . Задачи : активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь признаков; закрепить умение определять местоположения звука в слове ; упражнять в звуковом анализе слогов , слов; учить составлять предложения; учить различать гласные, согласные твёрдые, мягкие звуки ; учить читать открытые и закрытые слоги, научить правильно, произносить звуки [Х] и [Х’] , дифференцировать их на слух и в произношении; развивать фонематический слух и внимание ; развивать речь детей , образное мышление, произвольное внимание и память, воспитывать способность детей взаимодействовать друг с другом.

    Область «Познание» раскрывалась в интеграции с образовательными областями «Коммуникация» , «Социализация» , «Физ. культура» .

    Оборудование :

    предметные картинки со звуком [х] , [х’], тетради, карандаши, фишки, мяч, «звуковые дорожки » .

    Ход НОД

    I. Организационный момент

    Игра с мячом «Что бывает такого цвета?» (красный - помидор, белый - снег, зеленый - лист.) .

    Игра с мячом «Продолжай» (апельсин - яблоко, кошка - собака, лук - помидор, сыроежка - подосиновик, чашка - кастрюля, волк - лиса, снегирь - синица, торт - печенье, суп - каша).

    Психогимнастика

    Изобразить, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет : «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась и сказала : «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали : «Эх, эх, эх!» и совсем устали : «Ух, ух, ух!»

    Артикуляционная гимнастика

    II. Знакомство со звуками [х] , [х’]

    Тихо садитесь, выпрямите спинки.

    Ваши глазки внимательно смотрят,

    Ваши ушки внимательно слушают.

    Ваши ноги нам не мешают,

    Ваши руки нам не мешают, а помогают.

    Загадывается загадка

    Я устраиваюсь ловко,

    У меня с собой кладовка.

    Где кладовка? За щекой!

    Вот я хитренький какой. (хомяк)

    Звук [х] (такой звук произносим , когда греем руки) - согласный, глухой. При произношении звука [х] язык делает «горку» , произносим звук коротко .

    Дидактическая игра «Слушай внимательно» .

    (Дети хлопают в ладоши, услышав звук [х] в ряду звуков :

    К - Х - Г - Х - П - Х - Г - К - Г - Х – К;

    ха - хо - пу – мы – ху – ка – хы – ах – ок – ух;

    хлеб, носок, хомяк, кот, уха, каша, чашка, муха.

    «Чистоговорки»

    Ха - ха - ха - вкусная уха. Ху - ху - ху - мы едим уху.

    Ох - ох - ох - растет в лесу мох.

    «Доскажи предложение» (добавить слово со звуком [х] )

    Я в чай положу. сахар.

    Мама к обеду режет. хлеб.

    Утром громко поет. петух.

    Эту картину нарисовал. художник.

    Звук [х] - согласный , глухой, твердый;

    звук [х"] - согласный , глухой, мягкий.

    Дидактическая игра «Услышь звук » .

    (услышав звук [х"] показать зеленую фишку)

    в ряду слогов : ха-хи-хо-хе-хи.

    в словах : мухи, хлеб, хижина, духи, орех, хомяк.

    «Чистоговорки»

    Хи-хи - во дворе петухи. Ух-ух - идет по двору петух.

    Хи-хи - подрались петухи. Ха-ха - мы прогнали петуха.

    Хи-хи- в поле пели петухи.

    III. Физкультминутка Хомка-хомка

    Хомка-хомка хомячок,

    Полосатенький бочок.

    Хомка рано встает,

    Щечки моет, глазки трет.

    Подметает Хомка хатку,

    И выходит на зарядку.

    Раз, два, три, четыре, пять -

    Хомка сильным хочет стать.

    Все ребята по порядку,

    Сейчас сделают зарядку.

    Работа с картинками (холодильник, мухомор, халат, охотник, хлеб, художник; орехи, мухи, петухи, подсолнухи)

    «Звуковая дорожка » (где находится звук в слове : в начале, в середине, в конце)

    Работа с фишками (анализ ах , ух, хи, мох)

    Сколько звуков я сказала ?

    Какой первый звук ? второй? третий?

    Знакомство с буквой Х (Х – все ходит, ходит, ходит,

    места, что, ли не находит)

    повтори слоги : ах, их, ух, ох, ха, хи, ху, хо.

    «Чудесный мешочек» (достать предметы и назвать их и составить предложения)

    Работа в тетради («Умные ручки» )

    IV. Итог занятия

    Какие звуки мы учились правильно говорить и различать?

    Назвать слова со звуком [х] , потом со звуком [х’] .

    Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

    Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

    Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

    Гласные и согласные звуки

    Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

    1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

    2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

    а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

    б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

    Примечания:

    • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
    • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
    • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

    в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

    г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

    3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

    1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

    Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

    а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

    2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

    3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

    • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
    • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
    • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

    Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

    Памятка:

    • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
    • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
    • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
    • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

    Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

    При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

    • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
    • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

    5. Укажите количество звуков и букв.

    Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

    Земле — зем-лé
    з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
    е[и] — гласный, безударный
    м[м] — согласный, твердый, звонкий
    л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
    е[э] — гласный, ударный
    __________
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют — чер-нé-ют
    ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
    е[и] — гласный, безударный
    р[р] — согласный, твердый, звонкий
    н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
    е[э] — гласный, ударный
    ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
    [у] — гласный, безударный
    т[т] — согласный, твердый, глухой.
    ___________
    7 букв, 8 звуков