Войти
Логопедический портал
  • Как загадать желание на новый год, чтобы оно быстро исполнилось
  • Ударение в русском языке
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • Психологический статус пример психология. Курсовая работа: Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе. агрессия поведение подросток ровесник

    Психологический статус пример психология. Курсовая работа: Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе. агрессия
поведение подросток ровесник

    Статус личности представляет собой своеобразный центр сосредоточения его прав и обязанностей, схему положения личности в обществе. Статус характеризуется устойчивостью, длительностью. Он может быть цельным или частичным. Фрагмент статус связывается с родом занятий, размеру доходов, уровнем образования, этнической принадлежности, половыми признаками подобное. Обобщение частных статусов позволяет определить общий профиль статуса.
    Статус личности задается имеющейся системой общественных отношений и объективно определяется местом личности в социальной структуре . Эта связь впервые возникает в момент рождения ребенка и соответствует статусу родителей, их экономическому, правовому, политическому, культурному положению в обществе. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности создается собственный статус человека. Он сохраняет связи со статусом семьи, содержит в себе его признаки, хотя может и удаляться от него.
    Статус личности является объективной характеристикой, но он может осознаваться человеком адекватно или неадекватно, активно или пассив но, полностью, частично или совсем это осознаваться. Научный анализ статуса личности охватывает изучение ее реального экономического состояния (имущественная характеристика, общий заработок, обеспеченность жильем, реальный бюджет в соотношении со структурой потребления и т.п.), политико-правового положения как определенного баланса прав и обязанностей гражданина (права и обязанности личности составляют ядро статуса, изучается юридическими науками).
    Понятие статуса должно быть дополнено понятием позиции личности, характеризующий субъективный - активный, деятельная - сторона положения личности в структуре общества, в сложных по своей природе общественных отношениях каждая личность может занимать несколько позиций, которые отличаются друг от друга по своему значению, определенностью и другим признакам. Например, человек может занимать профессиональную позицию, семейную, общественно-политическую, культурную, национальную и др..
    Знание статуса и позиции личности необходимо для определения ее социальных ролей. Роль вообще рассматривается как динамический аспект статуса, как реализация связей, заданных позициями личности в обществе. По определению И. С. Кона, роль личности - это социальная функция, нормативно одобренный образ поведения, которое ожидается от каждого, кто занимает данную позицию. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида. Они даются ему как то, что является внешним, более или менее обязательным, их субъектом является. не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа.
    Общей для социологов и психологов характеристикой ролей личности как социальных функций является ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. Ценности можно условно разделить на материальные, социально-политические, духовные.
    Важной социально-психологической характеристикой личности является ее ринг. Ранг личности, ее масштаб и значение для общества определяются многими факторами, среди которых важнейшим считается производительность основных видов деятельности личности, в частности творческой деятельности. Благодаря этому обеспечивается создание личностью общественно значимых материальных и духовных ценностей, определяется ее вклад в сокровищницу общественных благ. Ранга личности соответствуют ее престиж, репутация, авторитет, популярность в группе, коллективе, обществе.

    Этот аспект социально-психологической характеристики личности проявляется в существовании так называемой над индивидной подсистемы. В классической психологии на это впервые указал В. Джемс, когда отмечал, что личность человека не ограничивается собственным телом, а охватывает «свои» вещи, продукты собственного труда, а также распространяется на людей, с которыми данный индивид связан родственными, дружескими, профессиональными, духовными отношениями. Этот факт ощущается индивидом в момент разрыва связей через смерть, болезнь, переезд близкого человека и т.п. В современной психологии этот феномен изучается как явление персонализации, согласно которому у каждого человека существует потребность быть представленным, продолженными в другом человеке своими мыслями, чувствами, мировоззрением и т.д..

    Благодаря этому образуется единство людей не только по генетическим признакам, по которым все мы принадлежим к единому роду Homo sapiens, есть в далекой глубине тысячелетий непрерывную череду общих предков, а в перспективе - общую судьбу единой человеческой популяции. Благодаря персонализации люди связаны между собой в единое духовное целое, социальную, культурную общность. Эта общность формируется в ходе общения, когда от одной личности к другой передаются духовные, культурные ценности. Итак, решается проблема биологического и духовного бессмертия человеческого рода.
    Способность личности к общению включает в себя мотивационный, коммуникационный, перцептивный, интеракционный и эмоциональные компоненты . Сфера общения личности образуется рядом психологических механизмов, использует множество средств - от устной и письменной речи в математических, физических, химических символов и формул, технической графики, художественной символики, пантомимически языка жестов и др..

    Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.

    Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.

    Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

    Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

    Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

    Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

    Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

    Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

    Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

    Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

    У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

    Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

    Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.

    Социальный статус - это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус - это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.

    Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.

    Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус - он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)

    Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.

    Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).

    Временные - (пассажир, сосед)

    Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах. Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.


    Похожая информация.


    ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСОВОЙ
    РАБОТЫ
    НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ
    ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА
    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС В
    ГРУППЕ.»
    Свистуновой Елизаветы 25Юд-15К

    Введение

    Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире
    ответственность человека во взаимоотношениях в обществе играет важную
    роль. Ответственные люди очень востребованы в обществе. К ним человеку
    чаще обращаются за помощью, поручают важные задания и так далее,
    потому что люди, которые к ним обращаются, уверенны, что они всегда
    помогут и справятся с любой работой или ситуацией. А безответственные
    люди только обещают что-либо выполнить, то есть только говорят, а на деле
    ничего не выполняют. Поэтому к таким людям не хочется обращаться с чемлибо, и это касается не только помощи или задания, но и приема на работу,
    ведь такие люди не нужны ни на каком- либо предприятии. Из этого всего
    следует, что ответственность играет очень важную роль на влияние
    формирования статуса человека и его роли в обществе.
    Цель работы исходит из ее названия, то есть выявить влияние уровня
    ответственности личности на социально-психологический статус в группе.
    Задачи работы заключаются в:
    - определении личности и группы
    - определении социально-психологического статуса
    -установлении влияния уровня ответственности личности в группе

    Каждый человек индивидуален и является личностью. Каждая группа складывается из личностей, обединенных общими целями, интересами или возр

    Каждый человек индивидуален и является личностью. Каждая группа складывается
    из личностей, обединенных общими целями, интересами или возрастными
    категориями.
    На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней
    отношений, в частности – через отношения иного индивида с остальными
    участниками группы.
    Фактор, который определенно влияет на правильность восприятия и понимания
    людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что
    первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация,
    полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и
    достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда
    соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми
    друг друга, называют эффектом ореола.
    Первое впечатление играет важную роль в общении. В первую встречу можно
    понять каков человек. Это можно увидеть по его поведению, общению, жестам и
    тому подобное. Серьезного и ответственного человека видно сразу: он
    интелектуально развит, с ним можно говорить на разные темы, отностится ко
    всему с серьезностью, страется сделать все правильно и с точностью, что бы
    все было идеально. Даже если что-то у него не правильно, он все равно сделает
    все что бы достичь положительного результата, и это касается во всем. Такие
    люди притягивают к себе и вызывают интерес, на них можно положиться в любой
    ситуации или же доверить важное задание, потому что будет уверенность в том,
    что он справится с ним.

    Личность в различных группах (семья, учебная, дружеская) занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются оп

    Личность в различных группах (семья, учебная, дружеская) занимает
    определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются
    определенные требования.
    Социальный статус – положение личности в системе межличностных отношений,
    определяющее его права, обязанности и привилегии.
    Социально-психологический статус личности - характеристика положения,
    занимаемого индивидом, как в функционально-ролевых, так и в межличностных
    отношениях внутри группы.
    Понятие социально-психологического статуса определяет положение человека в
    системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов
    группы. Человек может занимать разные места в системе межличностных отношений
    в коллективе, причем в одной группе он может занимать очень высокий статус, а
    в другой группе, наоборот, очень низкий.
    Социально-психологический статус личности влияет на ее авторитет и, в свою
    очередь, во многом им определяется.
    Обычно под статусом понимают положение личности, устанавливаемое в терминах
    прав, обязанностей и привилегий. Престиж, полномочия, вознаграждения - вот
    составляющая социального статуса каждого индивида.
    Один из важных качеств личности, влияющих на статус в группе, является
    ответственность.
    Ответственность - это особое отношение между поступками человека (людей,
    институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или
    обществом.

    Ответственность дает определенные преимущества, которые заключаются: - в уверенности в своих силах и в себе; - в формировании самоуважения

    Ответственность дает определенные преимущества, которые заключаются: - в
    уверенности в своих силах и в себе; - в формировании самоуважения и уважения
    окружающих людей; - в осуществлении контроля над любой ситуацией, а также
    самоконтроля; - в рациональной оценке поведения окружающих людей, когда вместо
    осуждения происходит осознание о невозможности полагаться на кого-либо в
    данной конкретной ситуации. Для того чтобы в себе развить такое чувство, как
    ответственность, необходимо: - работать над собой, осуществляя постоянный
    самоконтроль; - давать письменные задания для собственного выполнения и
    отслеживать сроки их реализации; - производить организационную работу с людьми
    по координации различного рода их действий; - общаться со своими детьми, неся
    за них полную ответственность.
    Как стать ответственным?
    Для начала важно сделать ответственность своей ценностью. А именно: осознать,
    что ответственность - это важнейший социальный навык, благодаря которому можно
    качественно улучшить свою жизнь и стать ее полноценным автором. Этому навыку
    может научиться любой человек. Поверить в это, загореться этим. Захотеть
    воспитывать в себе и развивать чувство ответственности. Например, искренне
    считать себя ответственным за события свой семейной (личной) жизни и
    действовать сообразно. Ответственный человек даже в трудных отношениях вряд ли
    будет утверждать, что его обидели. Он сознает, что автор обиды - он сам.

    К числу важнейших признаков личности относятся (по В.П.Тугаринову): -разумность; -ответственность; -свободу; -личное достоинство; -индивидуал

    Название психологическиважных качеств (ПВК)
    К числу важнейших признаков личности относятся (по В.П.Тугаринову):
    -разумность;
    -ответственность;
    -свободу;
    -личное достоинство;
    -индивидуальность;
    Для сравнения уровня собственных способностей и профессионала, я сделала сравнительную
    социограмму, в которой указаны данные основных психических функций.
    Психологические способности и возможности профессионала оцениваются наивысшей оценкой 5.
    Уровень собственных способностей оценивается оценкой от 0 до 5:
    5- наивысшая оценка профессионала
    4- я умею, но невладею, так как профессионал
    3- я на среднем уровне знаю и понимаю, но не владею
    2-нижесреднеговладею знаниями и пониманиями
    1-я не знаю, но кое-что умею
    0-я ничего не знаю и не понимаю
    самоконтроль
    устная речь
    Психогрмма уровнвня собственных
    способностей
    словестно-логический интелекс
    воображение
    Социограмма профессионала
    память
    зрительное восприятие
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    Исходя из данной социограммы, я не владею этими навыками, так как профессионал. Из этого
    следует, что мне нужно усовершенствовать свои навыки и умения, так как для своей будущей
    профессии я должна владеть этими навыками наравне с профессионалом.

    Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понима

    Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как
    авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понимают признание
    коллективом личности человека, соответствия его субъективных качеств объективным
    требованиям деятельности коллектива. Явление авторитета во многом зависит от личных
    качеств и свойств человека. Жизненный опыт, знания, профессиональные навыки, умения все это выделяет человека среди других людей в коллективе. На взаимоотношения в группе
    так же влияет характер каждой личности и их особенности. Ответственность является важным
    качеством человека. Каждая личность хочет добиться авторитета в окружающем круге людей.
    Но этого не добиться, если ты не ответственный человек. В этом случае никто из
    ближайшего окружения не.захочет иметь каких-либо отношений с тобой. Например,
    руководители известных предприятий или организаций никогда бы не добились такого
    высокого положения в обществе, такого отношения к себе и таких результатов в своем
    деле. С такими людьми хотят сотрудничать и другие организации, для достижения наиболее
    высоких результатов, потому что понимают, что на таких людей можно положиться.
    Процент важности
    Ответственность
    4
    Внимание
    9
    4
    Память
    5
    7
    5
    6
    8
    4
    Организаторские
    способности
    Общительность
    Словестно-логический
    интелект
    Самоконтроль
    Слуховое восприятие
    Зрительное восприяти
    е
    Как показывает данная диаграмма, самым
    востребованным качеством личности –является
    ответственность.

    Выводы
    Неразвитость
    ответственности,
    безответственность
    Мешает человеку
    стать свободной
    личностью
    Ставит его в
    зависимость от
    внешнего контроля
    Ответственность - обратная
    сторона свободы
    Присуща зрелой
    личности
    Выражается в осознании
    себя как причины
    совершаемых поступков
    Выражается во внутреннем
    контроле за своими
    помыслами и поступками

    Министерство образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего профессионального образования

    «Тобольская государственная социально-педагогическая академия

    имени Д.И. Менделеева»

    Кафедра практической психологии и педагогики

    Влияние уровня уверенности в себе на социально-психологический статус в группе

    Курсовая работа

    студентки 3 курса

    дневной формы обучения

    по специальности «050706.65

    Педагогика и психология»

    социально-психологического факультета

    С.В. Плетнёва

    Научный руководитель:

    М.И. Чернова

    Тобольск, 2013

    Глава I. Социально психологические аспекты межличностных отношений в теории и практике отечественных и зарубежных исследований.

    1 Психологическая характеристика подросткового возраста

    2 Понятие уверенности и его психологическая характеристика

    3 Социально психологический статус. Виды проявления в межличностных отношениях

    Выводы к главе I

    Глава II. Эмпирическое исследование влияния уровня уверенности в себе на социально-психологический статус в группе

    Тест уверенности, социометрия другие тесты, где есть критерии уверенности.

    1 Цели, задачи и методы исследования

    2 Интерпретация результатов исследования

    Выводы к главе II

    Заключение

    Список литературы

    Приложение

    Введение

    Актуальность этой темы определяется тем, что личность начинает реализовать себя в школьные годы, для подростков крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха, в данном случае мы рассмотрим такую психологическую особенность как уверенность в себе. Если личность сможет адаптироваться в коллективе в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Представление подростка о себе и его самооценка строятся преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителей, хотя ему и приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступках самостоятельно.

    Выготский Л.С. и Райг Ф. понимают подростковый возраст как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью, характеризуется как переломный, переходный, критический. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым подростком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте подросток не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике подростка, свидетельствуют о широких возможностях на данном возрастном этапе.

    Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности:

    Твёрдость собственных позиций, устойчивость, выносливость к реакциям окружающих людей - это самые важные навыки, отвечающие за то, чтобы в дальнейшем человек мог идти своим путём, с гордо поднятой головой, и другие люди не смогли сбить его с намеченного пути. Конечно же, вышеперечисленные качества развиваются в человеке на протяжении всей его жизни, однако на их формирование в большей степени оказывает большое влияние тот опыт, который накапливается именно в подростковом возрасте, то есть тогда, когда происходит быстрое и активное становление личности.

    Большую часть своей жизни личность проводит в группе и именно по этому, для человека крайне важно занимаемое им место в социуме и кто его окружает. Данная работа призвана рассмотреть влияние уровня уверенности подростка на жизнь личности и конкретно - на социометрический статус личности в группе

    Цель исследования: установить влияние уровня развития уверенности в себе на социометрический статус у подростков. Разработка психолога -педагогических рекомендаций.

    Объект исследования: уровень уверенности подростков.

    Предмет исследования: уровень уверенности, как фактор социометрического статуса подростков.

    Гипотезы исследования: состоит из двух допущений о том, что уровень уверенности в себе влияет на социометрический статус подростков в коллективе; высокий уровень уверенности будет являться фактором высокого социометрического статуса.

    .Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и определить основные теоретические подходы понятия «уверенности», «социометрический статус» у подростков.

    .Исследовать развитие уверенности в себе у подростков.

    .Определить социометрический статус подростков, находящихся в межличностном взаимодействии.

    .Выявить взаимосвязь уровня уверенности на социометрический статус подростков.

    .Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию уверенности в себе для подростков.

    Методы исследования:

    Теоретический анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования.

    Эмпирические методы исследования: наблюдение, тестирование, опрос.

    Метод количественного и качественного анализа эмпирических данных.

    Теоретическое значение исследования заключатся в уточнении теоретических представлений по проблеме влияния уровня уверенности на социометрический статус подростка.

    Надежность и достоверность данных, полученных в работе обеспечивается применением методик, адекватных цели, задачам и объекту исследования, методического аппарата психологической науки, качественным анализом эмпирических материала.

    Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплекс психолого-педагогических рекомендаций по развитию уверенности в себе у подростков. Приложенный комплекс рекомендаций может быть использован как практическими психологами, так и педагогами, работающими в школе.

    База исследования. Данное исследование проводилось на базе МОУ СОШ школы № 17г. Тобольска, в исследовании принимали участие 15 человек, учащихся 9 класса.

    Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 20 наименований и приложений.

    Глава 1.Социально психологические аспекты межличностных отношений в теории и практике отечественных и зарубежных исследований

    1 Психологическая характеристика подросткового возраста

    В данной работе рассматривается характеристики подросткового возраста, в теориях и практике отечественных и зарубежных психологов.

    Самыми первыми были биологические теории, которые основу возраста видят в биологических изменениях, происходящих в эту пору, в самом факте полового созревания. Самой старой из этих теорий является теория Ст. Холла , который исходит из биогенетического закона при объяснении развития ребенка и подростка. В соответствии со своей теорией рекапитуляции он считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Ст. Холл по праву назвал этот период периодом "бури и натиска". По его мнению, все особенности и критические перемены подчинены автоматически действующим наследственным влияниям. Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности". Несостоятельность теории Ст. Холла сейчас вряд ли у кого вызывает сомнения. Но, на наш взгляд, важным является то, что уже в самом первом фундаментальном исследовании подросткового возраста говорится о том, что этот возраст является критическим для становления личности и развития её самосознания.

    Другое крупное направление исследований подросткового возраста первой половины ΧΧ века это культурно-психологические теории, которые берут за основу психологические изменения, происходящие в этом возрасте, вырывают их из общей совокупности явлений, приписывают им как бы самостоятельное бытие. Центральный представитель этого учения Э. Шпрангер. Он рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру. Три основных признака характеризуют этот возраст по Э. Шпрангеру. Первое - это открытие своего «я», которое происходит в пору отрочества, второе - постепенное возникновение жизненного плана и, наконец, третье - врастание в отдельные жизненные области и сферы культуры. Подростковый возраст для Э. Шпрангера не просто известная фаза в развитии, лежащая между детством и зрелостью, но это возраст, стоящий между первичной, неразвитой духовной структурой ребенка и точной, определившейся структурой взрослого человека . Таким образом, Э. Шпрангер указывает, что этот возраст является значимым для духовного развития личности, т.е. для формирования ценностей личности.

    Представитель классического направления второй половины ΧΧ века Э. Эриксон, особое внимание при исследовании подросткового возраста уделяет проблеме формирования идентичности. Можно сказать, что до подросткового возраста «Я» фрагментарно, осколочно или ситуационно зависимо. В подростковом возрасте встает новая задача развития - формирование целостной идентичности. Формирование идентичности, по Э. Эриксону, есть процесс самоопределения . Формирование идентичности (кризис идентичности) требует иногда от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важна реструктуризация отношений с родителями, поскольку взрослеющий человек не может далее довольствоваться ролью опекаемого и управляемого.

    В советской психологии Л.С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания - полового, общеорганического и социального - как основной особенности и основном противоречии подросткового возраста . Л.С. Выгодский подростковый возраст относит к числу стабильных возрастов. Центральное новообразование данного возраста - развитие самосознания. По мысли Л.С. Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. С коренной перестройкой всей системы интересов, побуждающих человека к действию, связаны особенности поведения подростков. Важно отметить, что Л.С. Выготский, подростничество разделяет на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Л.С. Выгодский полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Следующая фаза - фаза интересов - характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Давая характеристику симптомам негативной (критической) фазы подросткового возраста, Л.С. Выготский отмечает а) их крайнюю вариативность; б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения .

    Подростковый возраст Д.Б.Эльконин рассматривал как стабильный . Д.Б.Эльконин говорил о том, что характерной чертой начала подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Чувство взрослости формируется в процессе усвоения определенных морально-этических норм и образцов взрослого поведения. Усвоение происходит в практике отношений не только со взрослыми, но и с товарищами. Выделение в начале подросткового возраста общения с товарищами как самостоятельной сферы жизни подростка и особой деятельности - это важнейший этап развития ребенка как социального существа . Общение как деятельность подростков в отношениях друг с другом выступает особой практикой реализации морально-этических норм отношений взрослых и практикой по их усвоению. Сначала подростки как бы примеривают эти нормы друг к другу. Затем нормы выступают как жесткие требования к отношению товарища. Только воспроизводя морально-этические нормы отношений в реальном общении, подростки усваивают их, и они становятся основой их поступков . Далее Д.Б. Эльконин говорит о том, что «если на основе чувства взрослости отроку удается развернуть, новую ведущую деятельность предметом которой являются способы построения человеческих отношений в любой совместной деятельности, то к концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание, в котором «совершается отрицание взрослости именно благодаря ориентации на себя. Итог: я НЕ взрослый. Отсюда поворот к новым задачам» - постановка задач саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации и возможность учебно-профессиональной деятельности юношеского возраста, в которой осуществляется поиск средств для решения этих задач» .

    Л.И. Божович смотрит на проблему подросткового возраста иначе. Она весь возраст полового созревания полагает критическим . Значимым является то, что по мысли Л.И. Божович, подростковый возраст состоит из двух фаз - 12-15 лет и 15-17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. Оно основано уже на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, характеризуется учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с выбором профессии. У Л.И. Божович есть и важное указание на особенность подросткового кризиса, а именно указание на то, что происходит изменение мотивационной сферы. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте .

    Таким образом, мы рассмотрели, определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста. Да и вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростничество, остается открытым.

    2Понятие уверенности и его психологическая характеристика

    подростковый возраст уверенность психологический

    Понятие "уверенность" присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. В середине 20-го века психологи обнаружили связь неуверенности в себе с возникновением неврозов и соматических заболеваний. В результате к началу 70-х годов сформировалось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты .

    Одним из самых часто используемых определений уверенности в себе является определение Рюдигера и Риты Ульрих, включающее основные поведенческие, эмоциональные и когнитивные характеристики уверенного в себе человека.

    Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки) .

    С точки зрения Арнольда Лазаруского, уверенность - это способность индивида предъявлять претензии и добиваться их удовлетворения.

    Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности :

    Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость. С его точки зрения, уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Это тем более важно, что партнер, скорее всего, поглощен своими собственными чувствами, и будет реагировать скорее на контекст беседы. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

    Далее Сальтер говорит об экспрессивности и конгруэнтности поведения и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением. Психологи, занимающиеся изучением уверенности в себе вообще много внимания уделяют изучению особенностей невербального поведения уверенных в себе людей. Это мы подробно обсудим немного позже.

    Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямое и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения.

    Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение "Я"

    Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

    Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.

    В подростковом возрасте человек начинает искать себя, свое место среди взрослых и постигает мир человеческих эмоций и взаимоотношений на совсем другом уровне. Дальнейшие жизненные успехи человека зависят именно от того, насколько эффективно и успешно протекает данный процесс.

    Твёрдость собственных позиций, устойчивость, выносливость к реакциям окружающих людей - это самые важные навыки, отвечающие за то, чтобы в дальнейшем человек мог идти своим путём, с гордо поднятой головой, и другие люди не смогли сбить его с намеченного пути. Конечно же, вышеперечисленные качества развиваются в человеке на протяжении всей его жизни, однако на их формирование в большей степени оказывает большое влияние тот опыт, который накапливается именно в подростковом возрасте, то есть тогда, когда происходит быстрое и активное становление личности .

    На уверенное поведение подростков огромное влияние оказывает то, каким образом складываются их отношения со сверстниками.

    Уверенность в подростковом возрасте проявляется:

    .В адекватной самооценки и самоуверенности;

    .Осознание своих сильных и слабых сторон характера, достоинств и недостатков;

    .Убежденность и уверенность своих действий;

    .Способность верить в себя, в свои силы и возможность достичь поставленных перед собой целей;

    .Умение преодолеть свой страх и негативные эмоциональные состояния;

    .Наличии репертуара уверенного поведения и развитее эффективных коммуникаций .

    Таким образом, мы рассмотрели понятие уверенность у отечественных и зарубежных исследователей, а так же психологические характеристики уверенности в себе. Рассмотрели как проявляется уверенность в подростковом возрасте и на что влияет она.

    3Социально психологический статус. Виды проявления в межличностных отношениях

    Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус - социальное положение человека в обществе. Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

    Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф.Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм .

    М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе .

    Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку, а роль человеку необходимо играть. Следовательно, статус - это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль - на способ или модель поведения .

    Рассмотрим проявления в межличностных отношений в социальном статусе подростков.

    А.Газел, американский психолог писал:

    лет - подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

    лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенный в себе, проявляет интерес к другим людям, обсуждает и сравнивает себя с другими, с героями.

    лет - подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания, ранимость, восприимчивость к вредным влияниям .

    Психологические особенности этого возраста: появление сексуальных влечений, формирование самосознания своего «я», избирательность в учении, возникает чувство «взрослости», происходит отношение себя с идеалом, возрастает объем памяти, умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах, самоутверждение своей независимости, оригинальности.

    У них складываются две системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая со сверстниками. Отношения со сверстниками равноправные, а другие - неравноправные. Подросток начинает больше времени проводить со сверстниками. Отношения в группе сверстников становятся устойчивыми и начинают подчиняться более строгим правилам.

    Встречаются три разные вида взаимоотношений, которые отличаются друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодические, деловые контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность. Если в младшем подростковом возрасте - товарищеские отношения, то в старшем подростковом они становятся дружескими (позволяют решать вопросы эмоционально-личного характера). Общение занимает много времени и не менее важно, чем остальные дела. У них появляется стремление жить групповой жизнью. Неблагополучные взаимоотношения переживаются тяжело. Чтобы привлечь внимание товарищей они делают все возможное; иногда нарушают социальные нормы, конфликтуют с родителями. Товарищеские взаимоотношения базируются на «кодексе товарищества» - это уважение личного достоинства другого человека, верность, равенство, человечность, порядочность, готовность прийти на помощь. Осуждается эгоистичность, жадность, нарушение слова, измена - такое поведение вызывает ответные реакции. Личное внимание со стороны лидера очень ценно. Подростки сближаются, если есть сходства в интересах. Иногда желание дружить с товарищем - причина интереса к делу. Интерес к противоположному полу, стремление нравиться - отсюда внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Отношения становятся более романтическими (пишут записки, назначают свидания, ходят в кино), занимаются самовоспитанием. . Становятся менее раздражительными, адекватная самооценка, а порой завышенная. Однако многие трудности все еще не понимают, не верят им. Если родители правильно понимают сущность явлений этого возраста, разумно реагируют на поведение, то никаких особых конфликтов не возникает и этот период происходит благополучно и безболезненно. Главное осознание своей индивидуальности.

    Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии - известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

    Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    Каждый участник группы оценивает других, так постепенно складывается цепочка предпочтений и отчуждений. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде численных величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

    а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

    б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

    в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

    Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

    Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы . Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры - это люди или социальные роли, способные оказывать большее чем другие влияние на коллектив. Как правило они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являются функция специалиста в конкретной области (эксперта), длительно инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста в области межличностных отношений, который регулирует психологический микроклимат в группе. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы.

    Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия . Самый простой прием определения социометрического статуса - процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Морено говорит также об образованиях, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей .

    Выводы к главе I

    В первой главе мы рассматриваем психологические характеристики подросткового возраста, отечественных и зарубежных психологов.

    Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечества. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста. Да и вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростничество, остается открытым.

    Так же мы рассматриваем такие понятия как подростковый возраст, уверенность и статус, социальное положение.

    Выготский Л.С. и Райг Ф. понимают подростковый возраст как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью, характеризуется как переломный, переходный, критический.

    Рюдигера и Риты Ульрих понимают уверенностью в себе, как способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления.

    Уверенного в себе человека можно отличить от неуверенного по внешнему виду, поведению, речи, походке и т.п. Наблюдая за человеком, можно услышать и увидеть следующие характерные признаки:

    .ровная речь, с одним темпом и его сохранением при изменении громкости;

    .отсутствие пауз и заминок;

    .быстрая и твердая походка;

    .прямая осанка и вертикальное положение головы;

    .занимает устойчивую, комфортную позу;

    .частое и оправданное употребление личных выражений (я, мое, по-моему...);

    .умение первым начинать и заканчивать общение;

    .использование повелительных глаголов (идите, принесите, дайте...);

    .при смехе грудная клетка ровная или выпуклая, плечи ровные или отведены назад;

    .при общении располагается всем корпусом к собеседнику;

    .адекватно жестикулирует при разговоре.

    Эти и многие другие признаки позволяют понять, насколько человек знает, что говорит и делает, и определить стоит ли с ним взаимодействовать.

    Уверенность появляется при личном развитии, как результат получения знаний о себе, своих возможностях и последствиях своей деятельности.

    Статус понимается, как позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки.

    Человек выполняет одновременно ту и другую роль, межличностная роль влияет на стиль исполнения социальной роли и связана с эмоциональными отношениями между партнёрами.

    В деловом общении поведение должно определяться,преимущественно, социальной ролью, человек в рабочей обстановке должен уметь контролировать способ исполнения межличностной роли.

    В любом совместном действии степень, в которой отдельный человек может варьировать исполнение роли, презентовать свою индивидуальность, обратно пропорциональна степени формализации взаимоотношений в организации.

    Типы ситуаций и варьирование в исполнении роли:

    .Соблюдение ритуалов. Чем точнее соблюдается ритуал, тем лучше. Например, ритуалы знакомства и приветствия, проведения презентаций и проводов. Минимальное варьирование, хотя стиль ведения может быть различным.

    .Действия согласно инстукции в иерархизированной организации, администратор имеет весьма ограниченные возможности самовыражения, безличные отношения поощряются.

    .Стандартные, повторяющиеся ситуации, определяемые нормами - выбор некоторых вариантов поведения внутри сценария, например способа ведения переговоров, способы санкционирования.

    .Критическая ситуация - в непредсказуемой ситуации возможность проявить свою индивидуальность максимальна. При необходимости быстрых решений внутри организованной структуры особая

    Социальное положение понимается, как обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

    Неуверенность в себе в представлении В. Вендландта и Х.-В. Хёферта проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения - при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении действий. Неуверенность проявляется также в результатах действий и в их оценке. Неуверенность была обозначена как состояние, которое возникает, если привычный или запланированный ход деятельности "нарушается", если что-то происходит непривычным или же незапланированным образом.

    Неуверенность характеризуется также недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения.

    Низкий статус в подростковом возрасте играет главную роль, так как в социуме подросток взаимодействует со сверстниками, что немало важно для его дальнейшей самореализации.

    Таком образом, каждый человек исполняет одновременно какую-то из социальных ролей, но стиль её исполнения определяет принятая межличностная роль (в разных группах одна и та же социальная роль исполняется по-разному).

    Глава II. Тест уверенности, социометрия другие тесты где есть критерии уверенности

    1Цели, задачи и методы исследования

    Теоретический анализ литературы, проведенный нами в первой главе, позволяет перейти к следующему этапу данного исследования, который мы посвящаем экспериментальному изучению уверенности в себе как фактора, влияющего на социометрический статус подростков

    Цель исследования - выявление степени влияния уверенности в себе и социометрического статуса подросткового возраста.

    Данное исследование проводилось на базе МОУ СОШ школы № 17г. Тобольска, в исследовании принимали участие 15 человек, учащихся 9 класса.

    Проблема данного исследования определяется как взаимоотношения личностных особенностей подросткового возраста и статусное положение подростка в классе. Т.к. именно от личностных особенностей подростка зависит его статусное положение.

    Согласно задачам и цели исследования нами были проведены следующие методики:

    Тест «Уверенность в себе». Цель теста: проверка уверенности в себе и определение собственного поведения в конфликте.

    Данная методика разработана для оценки степени уверенности в себе. Уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Формируется под воздействием воспитания, образования и полученного социального опыта в процессе социализации и профессионального становления

    Тест состоит из 30 утверждений, которые зачитываются подросткам. Каждое утверждение должно быть оцениваться по 5 - балльной шкале.(см. приложение 2).

    Инструкция для подростка: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из 30 утверждений, описывающих различные типы поведения. Ваша задача оценить эти утверждения по 5 - балльной шкале, в зависимости от того насколько описываемое поведение характерно для него: от «Очень характерно для меня» до «Совсем не характерно для меня».

    Социально - психологическая характеристика классного коллектива. Цель: изучение межличностных отношений в классе.

    В измерении социометрического статуса эмоциональной сферы подросткового возраста была проведена параметрическая социометрическая процедура с возможностью сделать три выбора (см. приложение 1).

    Процедура проведения: общая схема действий при социометрическоком исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерения формулирования основных гипотез и положения касающихся возможных критериев опроса критериев опроса членов группы.

    Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется мало эффективной.

    Требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии, нередко возникает затруднение у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании учувствовать в опросе. Когда вопросы или категории социометрии выбраны они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатия или наоборот, антипатия, доверия или недоверия и т.д. при этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах.

    Первый вариант - непараметрическая процедура. В этом случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе выборов насчитывается скажем, 15 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 14 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N-число членов группы. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой, как для индивидуума, делающего выбор, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы. Сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре.

    Второй вариант - параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Именно этот вариант мы использовали в нашем исследовании. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число из всех членов группы. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

    Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно повышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответов только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности по одной выработке, что и делает возможность сопоставлению материала по различным группам. Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрытия многообразия отношений в группе. Возможно, выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого перехода будет отражать лишь наиболее типичные и «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить о эмоциональной экспансивности членов группы.

    Социометрическая процедура может иметь целью:

    )Измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

    )Выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

    )Обнаружение внутригрупповых подсистем сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

    Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшим способом количественной обработки является:

    Табличный - представляющий собой заполнение социоматрицы. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть настроены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а так же социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных отданных выборов, установить порядок влияния группы. Так же с помощью табличного метода количественной обработки можно наглядно представить групповую дифференциацию в данной группе, то есть четко выделить наличие подгрупп в количестве. На основе социоматрицы строиться социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производиться расчет социометрических индексов.

    Графический метод представляет собой социограмму - схематическое изображение реакций испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

    Социометрическая методика производиться групповым методом, не требует больших временных затрат и весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе.

    Таким образом нами была проделана работа по выбору, проводимых методик. Было принято решение использовать методики Филипса и Морено.

    2Интерпретация результатов исследования

    По лучинным результатам было выявленное 5 факторов уверенности в себе: очень неуверен в себе, скорее не уверен, чем уверен, среднее значение уверенности, уверен в себе, слишком самоуверен.

    Рис. 1 Общий уровень уверенности в себе у класса.

    Смотреть дополнительно (Приложение 4)

    Анализ полученных результатов показывает, что в целом группа обладает средним уровнем уверенности в себе, малый процент подростков относится к повышенному уроню неуверенности. Если рассматривать уверенность по отдельным факторам, то наибольший уровень средний уровень уверенности в себе по нему показатель составляет 53%, а высокий уровень уверенности в себе составляет 27%, и меленьки результат составляет повышенный уровень неуверенности в себе 20%.

    Самые низкие показатель по уверенности в себе имеет: фрустрация очень высокий уровень уверенности в себе (самоуверенность) - 0% и высокий уровень неуверенности в себе - 0%. Что говорит о хорошем эмоциональном состоянии детей, на этом фоне и развиваются социальные контакты, так же благоприятный психический фон, позволяющий детям реализовать себя.

    ВВЕДЕНИЕ

    I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    1.2 Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии

    1.3 Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков

    1.4 Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками

    II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

    2.1 Методы, процедура и объект исследования

    2.2 Анализ результатов исследования

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    ВВЕДЕНИЕ

    агрессия поведение подросток ровесник

    Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для современного общества. Актуальность темы несомненна, так как число несовершеннолетних с девиантным поведением стремительно растет, что проявляется в вызывающем по отношению к взрослыми сверстникам поведении. Резко возросла преступность среди молодёжи: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

    Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

    Одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности, нарушения социализации и правонарушений подростков (Г.С.Абрамовой, М.А.Алемаскина, Н.П.Аникеевой, С.А.Беличевой, В.М. Бехтерева, М.Битяновой, А.Д.Глоточкина, И.В.Дубровиной, В.В.Знакова, Е.Я.Иванова, А.Г.Ковалёва, Я.Л.Коломинского, И.С.Кона, В.Т.Кондрашенко, А.Е.Личко, Г.М.Миньковского, И.А.Невского, В.Ф.Пирожкова, К.К.Платонова Е.Э.Смирновой и др).

    Актуальность темы заключается в том, что неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются основной причиной нарушения общения со сверстниками. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, следовательно, этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.

    Предмет исследования – с одной стороны это социально-психологический статус, с другой – агрессивное поведения подростка.

    Гипотеза: агрессивность поведения подростков является как следствием занимаемого подростком места в неформальной структуре класса, так и его причиной. Для достижения или поддержания социально-психологического статуса подросткам приходится прибегать к агрессивным формам поведения.

    Задачи исследования:

    1. Осуществить теоретический анализ проблемы социально-психологического статуса.

    2. Проанализировать теории агрессии и агрессивного поведения.

    3. Изучить психологические особенности подростка в коллективе.

    4. Рассмотреть на теоретическом уровне причины агрессивного поведения подростков.

    5. Описать психологические особенности агрессивных подростков.

    6. Подобрать методы эмпирического исследования, изучить статус подростков в коллективе и формы их агрессивного поведения, проанализировать полученные данные, сформулировать выводы.

    Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:

    1. Опросник Басса-Дарки. Методика предназначена для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

    2. «Hand -тест» - проективная методика исследования личности. В силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение».

    3. Социометрическая методика – применяется для изучения взаимоотношений в малых группах.

    4. Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-психодиагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений.

    Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании такого математического метода как ранговый корреляционный анализ Спирмана. Данный коэффициент позволяет выявить корреляционные отношения между переменными и оценить зависимость одной переменной от другой.

    Объект исследования: в качестве объекта исследования выступили подростки 7 «А», 7 «Б», 7 «Г» и 8 «Д» классов в количестве 92 человек, возраст испытуемых 13-15 лет.

    Базой исследования являлся МОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды Ставропольского края.

    Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Список литературы содержит 56 наименования. Основное содержание дипломной работы изложено на 94 страницах, включает 19 рисунков и 40 таблиц.

    I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    1.1 Понятие социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию статуса

    Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус – социальное положение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

    Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф.Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм [цит. по 22, с.201] .

    М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе [48, с.194 ].

    Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку (occupy a status), а роль человеку необходимо играть (play a role). Следовательно, статус – это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль – на способ или модель поведения. Позиции Р.Линтона придерживались если не большинство, то очень многие современные социологи, в том числе автор самого известного в нашей стране зарубежного учебника по социологии Н.Смелзер. С ним согласны другие социологи. В частности, Т.Маршал и М.Хагопьян считают, что статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, приписанных законом возможностей или ограничений, признанных публично и поддерживаемых авторитетом общественного мнения .

    Некоторые социологи смешивают два понятия: статус и престиж. Так, например, П.Сорокин считает, что статус выступает синонимом престижа. Однако П.Сорокин, в отличие от Р.Линтона и Н.Смелзера, понимал под статусом не только престиж, но также социальный ранг. Иными словами, не просто позицию в социальной структуре, а высокую, среднюю или низкую. В повседневном языке чаще всего употребляется именно эта трактовка статуса, и когда хотят подчеркнуть высокое положение человека или страны, то говорят о том, что у них высокий статус .

    Е.Бергель же настаивает на необходимости различать два понятия – престиж и статус. К примеру, Рейган и Джонсон – оба президенты США. У них одинаковый статус, но разный престиж. Престиж относится к специфическим достижениям в хорошо известной или устоявшейся области [цит. по 48, с.195 ].

    Кроме этих подходов существуют еще минимум две точки зрения, авторство которых трудно или невозможно установить. Первая позиция заключается в отождествлении статуса и роли, вторая – в приписывании статусу интегрирующей функции.

    Существует и другое обобщающее понятие – социоэкономический статус. Он включает образование, профессию и доход.

    А.Кравченко, анализируя различные подходы к определению понятия «статуса», считает, что можно выделить одну модель, которая имеет четыре параметра, описывающих понятие «статус»:

    Название статуса (состоит обычно из одного слова: мужчина, подросток).

    Определение статуса (описывает сущность статуса и его место в группе или обществе). Примеры определения статуса: адвокат – лицо, профессия которого – оказание юридической помощи гражданам и организациям, защита их интересов в суде; акционер – физическое или юридическое лицо, владеющее акциями данного акционерного общества.

    Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии (высокое, среднее, низкое) .

    Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса.