Войти
Логопедический портал
  • Архимандрит Келопа (Илие)
  • Научно-исследовательская деятельность как условие саморазвития педагога
  • Происхождение Земли (От Большого Взрыва до возникновения Земли) Из чего появилась планета земля
  • Квест More Than Meets the Eye (Новый дух, новый облик) Общая информация о трансформациях
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
  • Бабкин российское духовенство и свержение монархии
  • 15 предложений о народе вепсы. Народы России. Вепсы. Ухудшение экономического состояния и разобщенность вепсов

    15 предложений о народе вепсы. Народы России. Вепсы. Ухудшение экономического состояния и разобщенность вепсов

    Вепсы - финно-угорский малочисленный народ Карелии. В 2006 году был включен в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока, Сибири, Российской Федерации.

    Ученые до конца не выяснили происхождение вепсов. Предполагается, что они произошли в процессе формирования других прибалтийско-финских народов, отселились от них и расселились на юго-востоке Приладожья.

    Где живут

    До середины 20 века народ населял только юго-восточную часть Республики Карелия. Позже, из-за миграционных процессов, количество представителей народа в столице республики резко выросло.

    Сегодня народность проживает в Российской Федерации, в основном на территории Карелии. Представители вепсов живут в Ленинградской, Вологодской, Мурманской, Кемеровской областях, Санкт-Петербурге, на Украине, в Эстонии, Белоруссии.

    Название

    Народ до 1917 года официально именовался чудь, этноним «вепсы» распространился гораздо позже. В деревнях вепсы шутливо называли себя «чухари», «кайваны». Существует 3 этнографические группы народа:

    • южные, проживают на южных склонах Вепсовской возвышенности;
    • северные (прионежские), живут на юго-западе Онежского озера;
    • средние (оятские), населяют верхнее, среднее течение реки Оять, районы истоков рек Паша, Капша.

    Численность

    В России живет около 5936 вепсов, из них на Карелию приходится 3423 человека.

    Язык

    Вепсский принадлежит к финно-угорской ветви уральских языков, прибалтийско-финской подгруппе. В языке выделяют 3 диалекта:

    1. южный
    2. средний
    3. северный

    Существуют в вепсском переходные говоры. Язык используется народом в основном в быту.

    В 1932 году была создана вепсская письменность, которая до 1937 существовала на латинской графике. В конце 1980-х письменность стали использовать и на кириллице. Сегодня она принята на латинской основе.

    С конца 1980-х годов вепсский начали изучать в младших классах в областях, где проживает народ. Были изданы учебники для 1-4 классов, учебный вепсско-русский словарь. С 1993 в Петрозаводске каждый месяц выходит газета «Родная Земля». На родном языке вышло несколько книг вепсских писателей, выпущены переводы по христианской литературе. Вепсы двуязычны, хорошо владеют русским языком. Богослужение проводится на русском.

    Религия

    Православие среди народа распространилось в 11-12 веках и является сегодня официальной религией народа. В течение долгого времени у вепсов сохранялись различные дохристианские верования, например, они верили в существование домового, у них были обереги в виде челюсти щуки. Когда болели, ходили к знахарям. Существовали в народе колдуны «нойды», которые лечили, обращались к духам, насылали порчу. Колдуны входили в рядовые общины, им приписывали сверхъестественные способности. С появлением церквей, монастырей, они постепенно исчезли, но остались знахари, ведуньи.

    Народ считал, что вокруг них есть живая сила, с которой нужно жить в мире. Вепсы создали целую систему отношений к этой силе в виде примет, обрядов, заговоров, заклинаний. Живая сила в представлении народа делится на 3 группы:

    • духи предков;
    • духи природы;
    • чужие злые духи.

    У вепсов до сих пор существует сочетание двух мировоззрений: христианского и языческого. Самым главным из всех духов был хозяин леса. Вепсы верили, что он живет вместе со своей женой, иногда с детьми. Представляли его высоким мужчиной, одетым в запахнутый налево балахон, подпоясанный красным кушаком. Когда вепсы приходили в лес, сначала делали духу жертвоприношение. Они верили, что если этого не сделать, дух не только нашлет неудачу, но и заведет в чащобу, откуда не выбраться. На провинившихся дух насылал болезни, диких зверей, оставлял без добычи на охоте. Охотники бросали в первый куст, расположенный по левую руку, зерна овса, перья, мелкие, не медные монеты. Чтобы не рассердить духа, в лесу нельзя было ругаться, разорять муравейники, птичьи гнезда, рубить без необходимости кусты, деревья. Если ходили за грибами, ягодами, уходя из леса, всегда оставляли духу часть собранного на пне, у перекрестка дорог.

    Еще верили в дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев. Их всех тоже представляли в виде мужчин, у которых есть семьи. К воде относились как к живому существу, верили, что там живет дух воды. За неуважение он мог утопить, наслать болезни, не дать рыбы. Нельзя было мыть в воде сапоги, кидать туда предметы, мусор. Перед ловлей рыбы в воду опускали яйцо - жертвоприношение для духа.

    Еда

    Основой рациона издавна были мучные продукты. Хлеб пекли из ржаной муки, иногда добавляли ячменную, овсяную. Из кислого ржаного теста делали разные изделия, колобы, помазуху - открытый круглый пирог с начинкой из манной крупы с яйцом, толокном. Самый любимый открытый пирог у вепсов - калитки. Из ячменного или ржаного подсоленного теста на кислом молоке или воде северные вепсы выпекали сканцы. В качестве начинки использовали ячменную кашу, толокняную кашу на сметане. Сканцы смазывали маслом, добавляли начинку, сворачивали, ели с мясом. Блины пекли из овсяной муки, в качестве дополнения для них использовали бруснику, творог, соленые волнушки. Средние вепсы готовили оладьи «снежники» из гороховой муки, взбитой со снегом. Жидкие молочные каши варили из толокна, ячневой, гречневой, овсяной купы. Из ячменной, ржаной делали густые каши, ели их с простоквашей.

    Из жидких блюд едят похлебки, различные супы:

    • овощные
    • мясные
    • грибные
    • рыбные
    • щи с крупой, картофелем, щавелем.

    Во время голода щи готовили с крапивой. В лесу собирали ягоды, грибы, из овощей самым популярным в кухне вепсов была репа. Ели ее в пареном, сыром, вяленом, сушеном виде. С 19 века в рационе народа постепенно начал появляться картофель. Любят вепсы блюда из рыбы. Ее жарят, вялят, добавляют в супы. Уху варят только из свежей рыбы. Зимой готовят суп из мелкой сушеной рыбки сущика.

    Мясо ели редко, забивали скот поздно осенью, мясо солили в бочках. Употребляли мясо домашних животных, дичь, добытую во время охоты. Вяленое мясо хранили до 2 лет, варили из него холодец, суп.

    На поминки готовят кутью, овсяной густой кисель. Раньше кутью делали из ржаных, пшеничных вареных зерен с добавлением сахара, сегодня используют покупной рис.

    Из напитков употребляют квас, молоко, сыворотку, чай. Раньше этот напиток пили только в праздники. Кисель варят из ржаных, овсяных отрубей. На праздники стол вепсов более разнообразен. Каждая хозяйка старается приготовить лучшие блюда. На каждый праздник обязательно варили пиво. У северных вепсов пиво варили только для очень важных случаев, например, на свадьбу. Для этого специально звали пивоваров. Очень редко народ употреблял водку, вино. Завтрак все женщины готовили только после утреннего ухода за скотом. По утрам ели мучные изделия, каши. Потом следующий прием пищи был в 11 часов дня. Обед через 1-2 часа после полудня, ужинали вечером после работы. За стол всегда первым садится хозяин, он режет хлеб. Если раньше из общей посуды. Строго запрещено за столом ругаться, смеяться.


    Внешность

    Традиционная одежда 19-20 веков имела много общего с северно-русской, карельской. Шили вещи из льняной, домотканой шерстяной, полушерстяной материи, позже стали использовать фабричные шелковые, хлопчатобумажные ткани.

    Девушки и женщины издавна носили рубаху с юбкой. Нижняя часть рубахи (станушка) шилась из льняного грубого полотна, подол украшали красной вышивкой. Верхние юбки были с полосатым рисунком, широкой цветной каймой, достигавшей иногда 2/3 всей юбки. Подол праздничной юбки затыкали иногда за пояс, чтобы выставить напоказ вышитую часть станушки. Поверх юбок подвязывали передники, пояса. Позже женщины начали носить кубовые, синие сарафаны, «парочку» - юбку из фабричной ткани и кофту-казачок. Из украшений вепсские женщины носили кольца, серьги из металла, стеклянные бусы. Замужние надевали головные уборы сороки, повойники, сборники. Шили их из парчи, украшали вышивкой золотыми нитями, блестками, бисером. Богатую вышивку наносили и на другие элементы женской одежды.

    Мужчины носили льняную рубаху-косоворотку, полосатые, светлые штаны. Дополнением к костюму был шейный платок. Жених на свадьбу надевал белую рубашку, белые порты с бахромой, украшенные красной вышивкой. Обязательным элементом костюмов мужчин и женщины были плетеные, тканые, длинные пояса с кистями на концах.

    Зимой носили кофты, балахоны, кафтаны, тулупы, зипуны из полушерстяных, шерстяных тканей. На головной убор женщины сверху надевали теплые платки. Из обуви мужчины и женщины носили сапоги, летом во время работы - лапти из бересты. Носки, рукавицы вепсы до сих пор вяжут специфическим способом, с помощью одной иглы.


    Жизнь

    Ранее существовали территориальные объединения, на смену которым пришли сельские общины (суйм), существование которых длилось до 1917 года. Границы каждой общины совпадали с границами погостов. Во владении общины были леса, сенокосы, рыболовные угодья, коллективные пастбища. Община занималась распределением земель, наймом людей на работу, общественными строительными, ремонтными, сельскохозяйственными работами. Во время схода община выбирала старост, приходских священников, секретарей общины, сборщиков казенных налогов. В ее обязанности входило разрешать споры, помогать вдовам, малоимущим, собирать деньги на нужды общины.

    Община-погост являлась частью религиозной структуры, у нее был свой часовенный, церковный приход, свое кладбище, праздники. Община определяла общественное мнение, религиозно-нравственные указания, обрядово-ритуальное повседневное поведение своих членов.

    До середины 1930-х годов народ жил большими поколенными семьями, в которых руководил старейший мужчина, отец или дед. Его супруга смотрела за всем скотом, кроме лошадей, за домом, занималась приготовлением пищи, пошивом одежды, ткачеством. В начале 20 века семьи в основном были малыми, в некоторых регионах продолжали существовать неразделенные большие. Существовало у вепсов примачество - прием постороннего человека в крестьянский двор, которому давали права, как у всех членов. Распространялось такое в основном в зажиточных семьях, где положение примака было весьма зависимым.

    Старшие сыновья уходили жить отдельно, младшие оставались с родителями. Северные вепсы нередко занимались отходническими промыслами, в результате чего женщина часто играла важную роль в семье.

    Девушка, выходя замуж, получала приданое от родителей: утварь, одежду, ткани, скот. У вдовы было право на возврат приданого, если у нее не было детей, она могла получить пожилое - заработок за годы, прожитые в семье мужа. Вместе с браком по сватовству, существовала и другая его форма - самоходкой.


    Занятия

    Традиционные занятия народа связаны с сельским хозяйством. До 20 века основным было земледелие. Сочетали подсеку с трехпольем. Выращивали овес, ячмень, рожь, горох, бобы, лен, хмель, репу, в небольшом количестве пшеницу. Позже начали сажать брюкву, лук, редьку, морковь, картофель, капусту. Подсобную роль играло животноводство, которое сильно не развивалось по причине нехватки сенокосных угодий. Вепсы разводили овец, коров, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

    Во второй половине 18 века развилось отходничество. Мужчины уходили на лесозаготовки, сплав, занимались бурлачеством. Гончарный промысел был развит на реке Оять. Оятская керамика получила большую известность в 19 веке, ее даже вывозили в Финляндию. В советское время начали заниматься промышленной разработкой строительного декоративного камня, скот разводили для продажи молока, мяса. Мужчины мастерили изделия из бересты, дерева, плели из корней ивы, ели, делали кухонную утварь, предметы рукоделия, которые украшали резьбой. Женщины ткали, шили, вышивали. Было среди северных вепсов немало искусных ремесленников. Они изготавливали изделия из серебра, оружие, винтовки.


    Жилище

    В древности жили в срубных полуземлянках с очагом. Позже начали строить амбары для продуктов, хозяйственные постройки, ригу для молотьбы зерна, хлев, баню по-черному. Строили бани в основном северные вепсы, средние и южные долгое время парились, мылись в домашних печах.

    Традиционное вепсское жилище - деревянная изба с каменным срубом, объединенная с хозяйственными постройками. В начале 20 века стало традицией делать пятистенки с продольным перерубом, строить двухэтажные дома. Появились новые варианты планировки избы. Особенностью вепсского дома является угловое соединение построек, отсутствие открытого крыльца, четное количество окон. В больших домах верхний этаж занимало помещение, где хранили сено, различный инвентарь. Снаружи к нему делали бревенчатый въезд. Внизу на первом этаже были жилые комнаты, объединенный с жилищем под прямым углом хлев. Крыши покрывали дранкой, берестой, обстановка внутри дома была самой простой. Из мебели были деревянный стол, лавки, кровать, колыбелька, русская печь, лохань с рукомойником. Слева или справа от входа ставили печь, над ней подвешивали котел на шестке. Около печи был вход в подпол.

    Северные вепсы украшали наличники домов изображением антропоморфных женских фигур - покровительниц дома. В конце 19 века начали расписывать масляными красками ставни, двери.


    Культура

    Фольклор у вепсов на русском и родном языках. Распространены различные жанры:

    • сказки-анекдоты;
    • волшебные, легендарные сказки;
    • сказки о животных;
    • загадки;
    • пословицы;
    • предания;
    • былички;
    • потешки;
    • дразнилки.

    Существуют заговоры (магические, лечебные, оградительные, промысловые), во время их исполнения всегда проводились магические действия с использованием соли, воды, сахара, табака, вина, веников, полотенец.

    Помимо лирических, свадебных, плясовых, протяжных, колыбельных, игровых песен, существуют лесные, календарные выкрики, песни-романсы, короткие песенки.

    Специфический жанр вепсов - короткие песни со стихом в четыре строки, с протяжным, медленным напевом. Исполняли их обычно женщины, девушки на вепсском, русском языках во время сбора малины, на сенокосе. Сегодня старинные песни исполняют в основном, пожилые женщины, которые образуют ансамбли до 10 человек. Из музыкальных инструментов распространена гармонь, кантеле - струнный щипковый инструмент.

    В 1967 году был основан Шелтозерский вепсский этнографический музей. Это единственный музей в России, который представляет духовную, материальную культуру народа. Он является филиалом Карельского государственного краеведческого музея. В фонде музея более 7 000 предметов этнографического характера. Основная часть собрана в селах Карелии, вепсских деревнях.


    Традиции

    У вепсов существуют обряды, связанные с запретами для беременной женщины, защитой новорожденного от сглаза, лечением детей при некоторых болезнях народными средствами. Заговоры проводили с использованием соли, воды. Сватовство устраивается по ночам, на свадьбе молодые должны съесть пирог-рыбник.

    По сей день сохранились обряды погребения, обрядности. Хоронят усопших только в белой, стираной одежде, с поясом. Люди верят, что красная вышивка или элемент этого цвета приведут к тому, что покойный на том свете будет мучиться. Распространены веселые похороны, которые проводятся по желанию усопшего. Во время похорон, на поминках играют на музыкальных инструментах, поют любимые песни покойного. По дороге на кладбище с гробом, первому встречному дают подношение. Если умер мужчина, подают пирог на полотенце, если женщина - на платке. В начале 20 века до 40-го дня в могилу втыкали палку и только потом устанавливали крест. У средних вепсов могилу иногда накрывали широкой доской. Южные на могилы детей устанавливали можжевеловые деревца вместо крестов.

    Широко распространены у народа поверья, приметы. Среди деревьев вепсы почитают ель, ольху, можжевельник, рябину. Существуют древние преставления о ястребе, ласточке, бекасе, медведе, волке, змейке счастья, щуке.


    Много поверий связано со строительством дома. В новое жилище первой впускали кошку, которая ночевала там первую ночь, потому что вепсы верили, что первым умрет тот, кто обживает жилище первый. Затем в дом входил глава семьи с иконой, хлебом в руках. За ним шла жена с кошкой и петухом. Их выпускали, если петух кукарекал, это к счастливой жизни, молчание расценивали как скорую смерть хозяина. Из старого дома в новый приносили горшок с горящими углями. Верили, что так жизнь будет богаче, теплее. На тропе дом никогда не строили, считали, что это к смерти хозяина.

    У многих элементов костюма были обрядовые функции, пояса служили оберегами, носили их постоянно. Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой рыболовной сетью, с завернутой в нее челюстью щуки. Распространен был обычай, во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание. Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы усилить родительскую любовь.

    Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

    Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

    ~~~~~~~~~~~

    «Лица России». Вепсы. «Чудь», 2006


    Общие сведения

    В‘ЕПСЫ, бепся, вепсь, вепся, людиникад, тягалажет (самоназвание), народ в России. Живут группами на юге Республики Карелия (юго-западное побережье Онежского озера), в восточных районах Ленинградской и западных районах Вологодской областей. Численность 13 тыс. человек, в России - 12 тыс., из них 6 тыс. человек проживает в Карелии.

    По данным Переписи населения 2002 года численность вепсов, проживающих на территории России, составляет 8 тысяч человек.

    Говорят на вепсском языке финно-угорской группы уральской семьи. Язык имеет три диалекта: северный (шелтозерский, юго-западное побережье Онежского озера), средний (северо-восток Ленинградской области и Бабаевский район Вологодской области) и южный (Ефимовский, Бокситогорский районы Ленинградской области). Вепсский язык в 2009 году включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как находящийся под серьезной угрозой исчезновения. Распространён также русский язык.

    Верующие вепсы - православные, но в быту сохраняются и языческие представления. Много ритуалов, связанных с огнем. Считается, что с помощью огня можно защитить от порчи. И это практиковалось, например, в свадебном обряде вепсов. Держа в руках горящую лучину, колдун обходил жениха и невесту, стоящих на сковороде. Окуривание как одно из самых важных обеззараживающих средств использовалось во многих обрядах вепсов (трудовых, лечебных, календарных и семейных). Перед отправкой на охоту или на рыбалку окуривались ружья и сети.

    Предки Вепсов упомянуты в сочинении готского историка Иордана (6 век нашей эры), арабских источниках, начиная с Ибн Фадлана (10 век), в Повести временных лет (11 век, весь), у западно-европейских авторов - Адама Бременского (конец 11 века), Саксона Грамматика (начало 13 века). Археологические памятники древних Вепсов - многочисленные курганные могильники и отдельные поселения 10 - начала 13 веков в юго-восточном Приладожье, Прионежье и Белозерье. Вепсы сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми. В начале 18 века Вепсы были приписаны к Олонецким (Петровским) оружейным заводам и Лодейнопольской верфи. В 1930-х годах осуществлялась попытка внедрения преподавания вепсского языка (алфавит на основе латинской графики) в начальной школе. В конце 1980-х годов в некоторых школах снова начали преподавание вепсского языка; издан вепсский букварь. Большинство говорит по-русски, вепсский язык считают родным 37,5% Вепсов в Карелии и 69,8% в Ленинградской области. В 1980-е годы возникло движение сторонников возрождения вепсского этноса и его культуры.

    Традиционное занятие - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных Вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие Вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.

    Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.

    Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом.

    Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд), хлебный квас.
    До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья.

    Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с "веселением" покойника.

    В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).

    В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими, в народной хореографии - танец с ложками. Сложилась собственная интеллигенция.

    Известные вепсы:
    Александр Свирский - русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен Зинаида Строгальщикова - общественный деятель, является представителем Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов Николай Абрамов - известный вепсский поэт, журналист, переводчик и актёр Рюрик Лонин - собиратель вепсского фольклора, основатель Шёлтозерского вепсского этнографического музея, писатель (писал на вепсском и русском языках), знаток и пропагандист вепсской культуры Анатолий Петухов - вепсский писатель. Пишет на русском и вепсском языках, являясь фактически первым вепсским профессиональным писателем.

    В.В. Пименов

    Очерки

    История торопится, жизнь не спешит

    Еще в начале XIX века в России мало кто знал о существовании вепсов. А между тем этот древний и самостоятельный народ упоминается еще в VI веке нашей эры готским хронистом Иорданом. Правда, под названием vasina. К концу первого тысячелетия нашей эры вепсы уже перебрались из Восточной Прибалтики и расселились между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В «Повести временных лет», а это XI век, вепсы фигурируют под именем весь. Николай Карамзин пишет в примечаниях к первому тому своей «Истории государства Российского» (вышел из печати в 1818 году): «Меря, мурома, весь уже давно обратились в россиян» (стр. 31, издание 1988 года).

    От перемены мест слагаемых

    Но нашлись в XIX веке люди, которые не поверили в версию знаменитого историка. Финский ученый Иоанн Андреас (Андрей Михайлович) Шёгрен в 1824-1829 годах совершил большое путешествие по Олонецкой губернии и выявил существование целого народа, доказав, что это особый этнос со своим языком, фольклором, компактным проживанием. По сути, это было второе открытие древнего народа. Кстати сказать, до 1917 года вепсов именовали чудью. Андрей Шёгрен выявил четыре группы расселения вепсов: около Белозера, Тихвина, Лодейного Поля и Вытегры. Численность этого народа финский ученый определил приблизительно, на глазок. В одной из своих статей он пишет, что вепсов от десяти до шестнадцати тысяч человек. А позже (через четыре года) он доводит численность вепсов до 21 тысячи.В 1840 году вопрос о численности нерусских народов России взялся решить академик Петр Иванович Кеппен. Губернатору Олонецкой губернии Христофору Христофоровичу Повало-Швейковскому академик прислал соответствующую бумагу с просьбой определить число нерусских жителей. Через полгода в академию был прислан краткий ответ, что в Олонецкой губернии инородческих селений и самих инородцев не имеется. Типичная отписка высокопоставленного царского чиновника. Ответом Повало-Швейковского академик Кеппен не удовлетворился и направил губернатору вторичное, тоже официальное, прошение от Академии наук с просьбой предоставить требуемые сведения. После этого губернатор, конечно же, отдал своим подчиненным распоряжение заняться переписью нерусского населения. И вся процедура растянулась на шесть лет. Летом 1846 года была наконец-то составлена ведомость «племен инородцев, городов, уездов и деревень, где они обитают» с указанием числа мужских и женских душ, их вероисповедания и ведомственной принадлежности. В 1852 году Русское географическое общество выпустило в свет первое этнографическое исследование, посвященное нерусскому населению Европейской России. Общую редакцию осуществил академик Петр Кеппен. По его данным, в Новгородской губернии чуди насчитывалось — 7067 человек, а в Олонецкой губернии — 8550 душ обоего пола. Всего — 15617.Вся эта «быль-небылица» с вялотекущей переписью вепсов очень напоминает сатирический рассказ в духе Салтыкова-Щедрина. Но все же как бы медленно ни шел процесс, в начале XIX века зародилось научное изучение вепсов. В XX веке специалистов по вепсам было уже больше. Назовем таких ученых, как Степан Макарьев, Петр Успенский, Юсси Райнио, Пертти Виртаранта.

    Найду ягод, добуду рыбы

    Лишь в конце 1980-х годов в некоторых школах снова началось преподавание вепсского языка, был издан вепсский букварь. Большинство ныне живущих вепсов действительно говорит по-русски. Что же касается вепсского языка, то его считают родным 37,5% вепсов в Карелии и 69,8% в Ленинградской области. По данным переписи населения 2002 года, численность вепсов, проживающих на территории России, составляет 8 тысяч человек. В последнее двадцатилетие активно стала развиваться вепсская литература и поэзия. Первым из русских писателей, обратившихся к вепсскому фольклору, был Виктор Пулькин. В 1973 году он выпустил в свет книгу «Вепсские напевы. Этнографические новеллы», ставшую в некотором роде путеводителем по вепсским землям. Сложность ситуации заключается в том, что само зарождение литературы происходит в период угасания языковой культуры. Некоторые исследователи всерьез полагают, что еще два-три поколения, и вепсский язык, как национальный язык живого общения, исчезнет.

    Держись за ритуал - он поможет

    Огонь фигурирует в ритуальных действах вепсов в виде костра, горящей лучины, свечи, а также дыма. Сами действия, производимые с огнем (а это: обегание, прыжки, обходы, окуривание), несут в себе магический заряд. Считалось, что с помощью огня можно защитить людей от порчи. Во многих обрядах вепсов (трудовых, лечебных, календарных и семейных) использовалось окуривание как одно из самых важных обеззараживающих средств. Перед тем как отправить к венцу жениха и невесту, их сначала «окуривали». Держа в руках горящую лучину, колдун обходил новобрачных, стоящих на сковороде. Интересно, что и душу человека вепсы как-то связывали с огнем и дымом. Вепсы верили, что невидимая душа покидает тело человека незаметно, как бы под видом огня или дыма. После похорон одежду, принадлежащую покойнику, сжигали. Считалось, что с помощью таких действий душе будет легче попасть на небо.

    Борьба за чистый огонь

    Не менее интересны представления вепсов и о том, откуда берется огонь. О появлении огня свидетельствуют знаки. Например, рыжая белка в некоторых вепсских деревнях считалась предвестницей пожара.Еще в двадцатых годах прошлого века оятские вепсы добывали огонь трением сосновой лучины на станке для точения веретен из бересты. И делали они это не из какой-то особой любви к старине. Просто огонь, полученный вот таким допотопным способом, считался наиболее действенным, целебным, обережным. Вепсы верили, что пожар можно победить, нейтрализовать с помощью сооружения вокруг него символической преграды. Например, вепсы считали, что огонь может остановить молоко. С ним и совершался троекратный обход вокруг горящего дома. А затем молоко выливалось в огонь.

    Много слов хороших и разных

    Младописьменный вепсский язык в последнее время стремительно обогащается новой лексикой. В 1995 году вышел в свет «Учебный вепсско-русский и русско-вепсский словарь» под редакцией Нины Зайцевой и Марии Муллонен. В нем уже собрано много новых слов, ранее не существовавших в языке. Даже младописьменный язык не может создаваться путем прямого заимствования из других письменных культур. Это разрушит его целостность. Но в каждом языке есть уже устоявшиеся правила словообразования, их и надо придерживаться при сочинении новых понятий. Остается только добавить, что о новой лексике вепсы узнают прежде всего из газеты KODIMA (Родная земля). Она издается с 1994 года. Есть и интернет-версия этого издания. А не так давно появилась у вепсского народа и Библия на родном языке. Эту большую и сложную работу проделала Нина Зайцева. Но не только профессионалы-лингвисты сочиняют новые слова. Рождаются они и в толще народной. Прежде всего во время работы, игры, живого общения. Лежа на печи, слово новое не придумаешь. Надо потрудиться, чтобы его найти. Как тут не вспомнить вепсскую пословицу «спящему коту мышь в пасть не полезет».
    ***
    ВОДЬ, вадьялайн (самоназвание), этническая общность в России, в Кингисеппском районе Ленинградской области. Официальные данные о численности отсутствуют. Язык водский финно-угорской группы уральской семьи, имеет два диалекта, бесписьменный. В настоящее время Водь говорят на русском языке.

    По данным Переписи населения 2002 года численность водь, проживающих на территории России, составляет 100 человек.

    Водь - древнейшее население края, занимала земли от реки Нарова и Чудского озера на западе и включая Ижорское плато на востоке. Позднее они входили в состав Новгородских земель ("Водская пятина"). Водь испытала сильное славянское, позже русское влияние, приняла православие. В русских летописях известна как вожане, а также под общим наименованием финноязычных народов - чудь. В результате многочисленных войн, моровых поветрий, неурожаев численность Водь постепенно сокращалась.

    Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца 19 века усиливается отходничество в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние (орудия труда, средства передвижения, постройки).

    До начала 19 века сохранялся женский костюм с чёткой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек льняная белая (амы), у замужних синяя суконная (рукка), поверх - короткая кофта (ихад), старухи носили одежду типа рубахи (уммико). Головные уборы включали жёсткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника (льняные и суконные), одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники (риссико и мюэтси), украшенные вышивкой, тесьмой, бисером, раковинами каури. Прилужская Водь носила поверх рубахи несшитую юбку (хурстут). Во 2-й половине 19 века обычным становится русский сарафан (уммико, синякко).

    Русское влияние отразилось также на традиционной обрядности, в частности свадебной. Характерны общедеревенские культовые братчины (вакковы) с коллективной варкой пива.

    До 20 века сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др.

    В древние времена, еще до того, как восточные славяне (новгородцы) проникли на соседние территории, на обширном ареале земель южной стороны Онежского озера жили народы племени весь. Существует определенное мнение относительно названия этого племени: древнее «весь» имеет то же происхождение, что и наименование современных вепсов. На протяжении достаточно длительного периода существования этот народ называли еще чудью, чухарями и кайванами. Его представители хоронили своих умерших родственников в грунтовые ямы или сооружали для них «домики смерти» - небольшие, поставленные на поверхности бревенчатые срубы.

    Вепс - народность, представляющая финскую уральской семьи и относящая себя к карельским ветвям. Ближайшими родственниками этого языка являются карельский, финский и ижорский.

    История вепсов

    Существует не так много сведений об истории вепсов. Достаточно часто отсутствует информация об их жизни на протяжении столетий.

    В первую очередь это обусловлено тем, что древние племена весь жили исключительно на самых глухих территориях, размещенных среди озер, рек и болот в тайге. Занятия земледелием было недостаточно для того, чтобы этот трудолюбивый народ мог обеспечить свое существование. Поэтому весомым дополнением к нему было рыболовство. Также вепсы занимались собирательством лесных даров. Среди запасов на крестьянском дворе значительное место принадлежало:

    • рыбе;
    • пернатой дичи;
    • пушнине;
    • клюкве;
    • грибам.

    Их использовали не только в качестве продуктов питания. Большое количество этих запасов жители племен вывозили на городские ярмарки. Там в обмен на них люди, имеющие национальность вепс, получали значительное количество хлеба, соли, ткани, орудий труда и охоты и других необходимых для обеспечения жизнедеятельности товаров.

    Зимой жители этих земель заготавливали лес и перевозили его к сплавным рекам. Для этого они использовали санные подводы. Это занятие тоже являлось дополнительным заработком.

    Кроме того, вепсы занимались и другими видами деятельности:

    • камнерезными промыслами;
    • гончарным и катавальным ремеслом.

    Тяжелые условия жизни

    Для географического расположения вепсских поселений было характерно и то, что их от торговых путей, городов и почтовых трактов отделяло значительное расстояние. Этим обусловлен тот факт, что они фактически не были вовлечены в социально-политические процессы, которые происходили в государстве.

    Несмотря на принятие христианства, в быту и обрядах вепсов сохранилось много национального и самобытного. Но постоянное русское влияние все-таки внесло свои коррективы в их образ жизни, занятия и культуру.

    Согласно данным некоторых исследователей, в начале 16 века жители Белозерско-Пошехонского края разговаривали на своем особом языке, несмотря на отличное знание русского и православную религию.

    Первая всероссийская 1897 года не зафиксировала национальность вепс.

    До начала 20 века вепсы жили в очень тяжелых условиях. Писатель А. Петухов отмечал, что их жизнь характеризовалась "бездорожьем, бесхлебьем, безграмотностью, отсутствием своей письменности".

    В 20-30-х годах жизнь вепсов кардинально изменилась. В 1932 году состоялось образование Комитета нового алфавита. Перед ним были поставлены такие задачи:

    • развить письменность малых народов на их языках;
    • подготовить национальные просветительские кадры;
    • издать учебную литературу.

    Для разработки вепсского алфавита была использована латинская основа. Происходит открытие изб-читален, 57 школ, строительство больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, общественных столовых, яслей. В Лодейнопольском педагогическом техникуме открывается вепсское отделение.

    Большое значение для развития имели образовавшиеся национальные советы и Оятский (Винницкий) национальный район.

    В средине 30-х годов органы текущего учета зафиксировали максимальную численность представителей этого народа в государстве - примерно 35 тысяч.

    Ухудшение экономического состояния и разобщенность вепсов

    В конце 30-х годов начинается новый период в жизни людей, имеющих национальность вепс. Он отразил все сложные социально-политические процессы, которые происходили на то время в нашей стране.

    Неоднократно проводятся административно-территориальные преобразования, вследствие которых возникает разобщенность вепсских земель. Эти изменения очень отрицательно сказывались на развитии народа, значительную часть которого переселили в другие районы.

    Со временем вепсские земли все больше запустевали в связи с состоянием экономики всех северных деревень.

    Сейчас численность этого народа в России составляет примерно 13 тысяч человек. Место, где живут современные северные вепсы - Карелия, южные - Вологодская область, а средние обитают в Ленинградской области.

    Внешность вепсов

    Очень сложно говорить о том, какой внешностью обладали древние вепсы. Скорее всего, ассимиляция повлияла на те изменения, которые произошли в ней. На протяжении долгих веков они контактировали со всякими народами, поэтому им не удалось избежать смешения крови.

    Совершенно обычными людьми кажутся на первый взгляд современные вепсы, внешность которых не имеет каких-либо ярко выраженных национальных признаков. Эти люди имеют белые и черные волосы, худое и полное телосложение, маленький и большой рост, бывают красивые и не очень.

    Но, невзирая на это, они являются самостоятельным народом, проживающим на своей территории.

    Женская одежда вепсов

    Традиционная одежда вепсов была праздничной и будничной. На женщинах в обычный день была надета шерстяная или полушерстяная юбка, имеющая продольный или поперечно-полосатый рисунок. Обязательным предметом являлся передник, который у девушек имел красный цвет, а у женщин в годах - черный. Длинная льняная рубашка с рукавами была украшена красивым орнаментом на подоле.

    Женщины умели очень красиво вышивать. Поэтому часто можно было встретить северянку, одетую в 2 или 3 рубахи. При этом их приподнимали таким образом, что их края образовывали широкий узор. Это значительно улучшало вид, который имели женщины-вепсы, внешность их и самооценку.

    Для того чтобы сшить будничный сарафан, использовали домотканый холст. Для праздничной одежды ткани покупали. В комплекте с сарафаном носили еще душегрейку (жилетку), а в холода надевали шугай (кофту на пуговицах) из сукна.

    В зимнее время года женщины носили шубу или полушубок, сделанные из овчины. Праздничный вариант этой одежды был выполнен из заячьей шерсти и покрывался яркими шелковыми или шерстяными тканями, имеющими крупные узоры.

    Что носили мужчины

    Мужские костюмы вепсов состояли из рубах и двух штанов, которые затягивались шнуром на талии. Рубахи выпускали наверх и подпоясывали кожаными или ткаными поясками. Древние рубахи вышиты, тогда как более современные - покрашены.

    В 19 веке для пошива верхних штанов начали использовать темную покупную ткань. Также изменились и рубахи, которые начали шить из покупного ситца или кумача. Зимняя мужская одежда этого народа представлена кафтанами из сукна, овчинными тулупами, крытыми материей, прямыми без воротника шубами.

    С середины 19 века в состав праздничной одежды вепсов вошла поддевка - своего рода демисезонное пальто, имеющее сборки и длину по колено.

    Особенности вепсского жилья и быта

    Скорее всего, жилье древних вепсов практически ничем не отличалось от карельских домов. Это были срубы деревянных полуземлянок с очагом. Со временем началось возведение отдельных хозяйственных построек:

    • амбара для хранения продуктов;
    • риги для молотьбы зерна;
    • хлева;
    • бани.

    Строительством последних чаще всего занимались северные вепсы. Южная часть этого народа очень длительное время использовала для таких целей обыкновенные домашние пески. Традиционные вепсское жилье было целым комплексом, который объединял дом и все хозяйственные постройки.

    Помимо углового соединения построек главной особенностью вепсского дома было наличие четного количества окон и отсутствие крытого крыльца. В них имелись такие предметы быта вепсов, как:

    • столы, лавки и кровати из дерева;
    • колыбель для детей;
    • русская печка;
    • лохань с рукомойником;
    • ткацкий стан.

    Традиции и обычаи вепсского народа

    Вепсы относятся к православным народам. Но достаточно длительное время для них были характерны признаки язычества. Среди вепсов были колдуны, которые общались с духами, лечили и насылали порчу. С появлением церквей и монастырей они исчезли, но знахарки и ведуньи остались.

    Вепс - народность, которая имеет свои приметы и поверья. Для того чтобы построить дом или похоронить человека надо было обязательно «выкупить» землю. Одежду для умершего человека выбирали только белую и обязательно стирали.

    По-особенному относились к строительству дома вепсы. Обычаи этого мероприятия были следующими:

    • в новое жилье на первую ночь впускали кошку;
    • первым в дом должен был войти глава семьи с хлебом и иконой;
    • после главы в жилище входила его жена с петухом и кошкой;
    • из старого дома в новый приносили горячий уголек;
    • никогда не начинали строить избу на тропе.

    Традиции вепсов тесно связаны с их верованиями:

    • духами неба;
    • домовым;
    • водяным;
    • духами леса, двора, сарая и другими.

    Например, вода в их представлении была живым существом, потому что в ней обитал дух. Если его не почитать - он не даст рыбы, утопит или нашлет болезни. Поэтому в воду ничего не бросали, в ней также не мыли сапоги.

    Традиционной была и еда вепсов. Главное место в ней принадлежало рыбе. Кроме нее еще употребляли ржаной хлеб, который выпекали самостоятельно, уху. Жажду местные жители утоляли репным квасом, овсяным киселем, напитками из лесных ягод, молоком и молочной сывороткой. Чай, как и самодельное пиво, были праздничными напитками. А мясные блюда готовились только для праздников и тяжелых физических работ.

    Много бед пришлось пережить этому самобытному народу, имеющему интересную культуру, обычаи и фольклор. Судьба жителей северных районов, имеющих национальность вепс, никогда не была легкой. Но, невзирая на это, они остались самостоятельным народом, проживающим на своей родовой территории.

    Кто такие вепсы? Где они живут? Очень часто люди удивляются, услышав о таком народ, и задают вопросы: «Кто это? А где они живут?»
    Кто же такие вепсы? Вепсы (vepsläižed) – один из народов наряду с финнами, эстонцами, карелами, ливвами, водью и ижорой, входящих в прибалтийско-финскую группу финно-угорских народов. В настоящее время вепсский народ проживает в Карелии, Ленинградской области и Вологодской области, на территории так называемого Межозерья. Также в Иркутской и Кемеровской областях сохранились небольшие этнические группы вепсов, переселившиеся туда во время столыпинской реформы. По данным переписи 2002 года вепсов насчитывается 8240 человек. В связи со снижением их численности вепсский язык внесен в Красную Книгу языков народов России, и вепсы отнесены к числу коренных малочисленных народов РФ. У вепсов есть свой язык, вепсский, имеющий наибольшее сходство с карельским, финским и ижорским языками. В вепсском языке есть три диалекта: северно-вепсский, южно-вепсский и средне-вепсский, имеющие незначительные отличия, которые не мешают понимать представителям разных диалектов друг друга.
    В прошлом в 1930-х годах была предпринята попытка создания вепсской письменности на основе латиницы, началось внедрение преподавания вепсского языка и предметов на вепсском языке в школе, но в 1938 г. все было ликвидировано. Второй раз вепсская письменность была воссоздана в 1989 году также на основе латинице. На данный момент существует вепсскоязычная литература, зарождение которой началось сравнительно недавно, менее двух десятков лет назад. Особенно популярна среди вепсских авторов поэзия, а также небольшие рассказы и очерки (на вепсском и русском языках), героями которых являются вепсы. Многие произведения переведены на другие языки (русский, финский). Среди писателей-вепсов и писателей, в творчестве которых главными героями были вепсы и которые интересовались вепсами, можно назвать такие имена: Яакко Ругоев, Тайсто Сумманен, Олег Тихонов, Виктор Пулькин, Анатолий Петухов, Рюрик Лонин, Алевтина Андреева, Николай Абрамов, Раиса Лардот, Виктор Ершов, Нина Зайцева, Михаил Башнин, Игорь Бродский, Нина Поташева, Гуля Поливанова и др.
    С 1993 года в г. Петрозаводске стала выходить газета “Kodima” на вепсском и русском языках. В 2003 г. был опубликован краткий перевод Калевалы Э.Лённрота (перевод Н. Зайцевой). Наибольшим событием для вепсского народа был перевод и издание Нового Завета на вепсском языке (группа переводчиков во главе с Н. Зайцевой) в 2006 году.
    На данный момент вепсский язык изучают в ряде школах Карелии, Вологодской и Ленинградской областях, в трех университетах (Петрозаводск, частично в Санкт-Петербурге). Ежегодно проводятся межрегиональные и семейные конкурсы знатоков вепсского языка, где дети и взрослые показывают свое знание родного языка, а также вепсские языковые лагеря, например, в 2007-2008 году в Шелтозере (Карелия) и Винницах (ленинградская область) состоялись языковые лагеря при поддержке общества Кастрена. Всю деятельность по возрождению вепсского языка и культуры возглавляет Общество вепсской культуры (г.Петрозаводск), созданное в 1989 г. (председатель – З.Строгальщикова).

    Вепсы (вепсск. вепся, бепся ; устаревшее - чудь ) - малый финно-угорский народ России. В настоящее время вепсы проживают в трёх регионах – Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. общее количество вепсов России составляло 5 936 человек. В Карелии 3 423 (57,6%), в Ленинградской области – 1 380 (23,2%), г. Санкт – Петербурге – (271) 4,6%, в Вологодской −412 (6,9%).
    С 2000 г. вепсы имеют статус коренного малочисленного народа Российской Федерации, с 2006 г.- статус коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

    Самоназвания - вепся , бепся , вепсляйжед , бепслаажед , людиникад .

    История

    Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

    Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав по данным летописи в 862 г. вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами - военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути – от Ладожского до Онежского озера. («Вепсы. Очерки Истории и культуры», З. И. Строгальщикова)

    До 1917 года вепсы официально именовались чудью . Древнейшее самоназвание «вепся» в XX веке почти не фиксируется. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В бытовой русской речи употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели пренебрежительно-уничижительный оттенок).

    Выделяются три этнографические группы вепсов:

    • северные (прионежские) вепсы - на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
    • средние (оятские) вепсы - в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
    • южные вепсы - на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

    Вепсская община сохраняла традиционную систему родственных и свойственных связей. Ее границы совпадали с границами погостов. Во владении общины находились коллективные пастбища, сенокосные и рыболовные угодья, леса. Как хранитель обычного права, община занималась распределением общинных земель, выполнением совместных строительных, ремонтных и сельскохозяйственных работ, наймом на работу, и т.п. Община избирала на сходе старост, сборщиков казенных налогов, мирских дьячков и приходских священников. Она же разрешала споры между крестьянами, оказывала помощь малоимущим и вдовам, собирала мирские деньги на нужды общины. Община-погост была и единицей религиозной структуры, имея свой церковный или часовенный приход, свой праздник и свое кладбище. Община определяла и повседневное обрядово-ритуальное поведение своих членов, религиозно-нравственные установки и общественное мнение.

    фото: Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р.П. Лонина

    У вепсов была большая семья, состоящая из 3-4 поколений, просуществовала до коллективизации. Главой большой семьи был старейший мужчина, дед или отец – “хозяин” – ižand. Статус хозяина был очень высок – он руководил всей хозяйственной и обычной жизнью семьи. Хозяйка – emäg, отвечала за домашние работы: уход за скотом (кроме лошадей), домом, приготовление пищи, шитье одежды. Положение женщин и мужчин было достаточно равноправным. При вступлении в брак девушка получала от своей семьи приданое (одежда, ткани, утварь, скот), бывшее ее собственностью. Вдова имела право на возврат приданого, а бездетная вдова могла расчитывать на пожилое – заработок за прожитые годы в семье мужа. Существовало примачество, обычно в зажиточных семьях, где положение примака – kodivävu было довольно зависимым. Наряду с договорным браком, аналогичным русскому браку по сватовству, еще в начале XX века существовали архаичные формы браков – «самоходкой».

    Религия, веровани,обычаи, традиции, обряды

    Вепсы официально являются православными по вероисповеданию. Христианизация вепсов началась очень рано - на рубеже X-XI вв. Однако внедрение новой религии в народную жизнь оказалось длительным и незавершенным процессом. Вепсы верили, что их повсюду окружает «живая сознательная сила», с которой надо было жить в мире, и потому была выработана система отношений к этой «силе» в виде различных обрядов примет, заговоров, заклинаний, оберегов и т.п. Некоторые из них существуют и в сегодняшнем быту вепсов. Всю эту «силу» условно можно разделить на 3 группы: I) духи природы; 2) духи предков; 3) чужие злые духи. Хотя христианизация Веси началась, по-видимому, еще в X-XI вв., вплоть до XX в. сохранилось двоеверие. Православная идеология в вепсском быту вынуждена была сожительствовать с мощным пластом прежних языческих верований, обрядов и культов; c одной стороны, ведя с ними открытую борьбу, с другой - приспосабливаясь к ним. Результатом этого противоречивого процесса явилось сложение своеобразного православно-языческого комплекса, который пронизывал всю народную культуру вепсов.

    Божествам и духам вепсы посвящали различные ритуалы, в совокупности составляющие культы. Культ духов был в основном умилостивительным, то есть в форме жертвоприношений. Так, начало и окончание охоты на любого зверя, сбора ягод или грибов, рыбной ловли сопровождались жертвоприношением соответствующему духу-хозяину. Например, часть собранных ягод или грибов всегда оставалась на пне, перекрестке дорог или у придорожного креста как жертва хозяину леса. Перед рыбной ловлей мережами необходимо было опустить яйцо в воду для хозяина озера. Ригачной старушке (rihacakaine) перед началом молотьбы оставляли по углам риги гостинцы: кусок хлеба, горсть сахара и чая.

    Общение с духами чаще всего осуществлялось через колдунов (noid). Колдуны были рядовыми общинниками, которым народ приписывал сверхъестественные способности (как вредоносные, так и позитивные) в управлении силами природы и людьми. Наряду с нойдами, еще в XY-XVI вв. среди вепсского крестьянства выделялся слой жрецов - арбуев, занимавшихся профессиональной культовой деятельностью. Арбуи предсказывали будущее, давали имена новорожденным, заключали браки, руководили похоронами. С распространением православия место арбуев постепенно заняли священники. Вера в нойдов до сих пор не утрачена в вепсских деревнях. Теперешние нойды - это преимущественно женщины.

    В основе календарной обрядности вепсов лежит православный церковный календарь. Важными являлись Святки, Пасха, Троица, Егорьев день, Иванов день. Но имеются локальные различия в значимости тех или иных праздников у разных групп. Так, у южных вепсов особую значимость приобрели Маковей (1/14 августа) и Sirґ ****, приуроченный к празднику иконы Казанской Божьей матери (8/21 июля), и Ильинская Пятница.

    Ремесла и промыслы

    Основным занятием вепсов было земледелие с весьма архаичным способом землепользования – подсекой. Выращивали ячмень, овес, рожь, пшеницу, из овощей в основном репу. Из технических культур – лен, коноплю, хмель. Но низкое плодородие каменистых и заболоченных почв, неблагоприятные погодные условия не обеспечивали существования вепсов только за его счет. Скотоводство играло второстепенную роль (ценилось как источник органических удобрений), хотя в некоторых местностях в конце XIX века разведение племенного скота для продажи в Петербурге давало населению значительные доходы. Охота и рыболовство также имели вспомогательный характер, но и они приносили доход. Дичь и ценные сорта рыбы издавна вывозились на петербургские рынки. Вепсы были известны в северном краю и как искусные ремесленники. До XVIII века на местных рынках продержались изделия вепсских мастеров, металлургов, кузнецов. В некоторых вепсских деревнях имелись квалифицированные ремесленники, занимавшиеся изготовлением огнестрельного оружия, так называемых «пищалей», «пищалей винтовальных», винтовок, а также различных изделий из серебра. Большую известность в XIX веке имела оятская керамика, центр которой находился в селе Надпорожье. Она распространялась в Олонецкой и Новгородской губерниях, Петербурге, и даже вывозилась в Финляндию. Гончарный промысел сохранился до 30-х годов XX века.

    Важную роль со второй половины XIX века стали играть заготовка и сплав леса. Сплавщики, как правило, объединялись в артели, а лесорубы работали семьями. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление.

    Среди всех групп вепсов распространена художественная резьба по дереву, которой украшены различные предметы обихода, а также жилища (причелины, наличники, крыльца и проч.).

    Фото: Вепсский центр фольклора, Винницы

    Средние и южные вепсы предпочитают простые геометрические мотивы резьбы, у северных распространены более сложные фигуры (включая антропоморфные). Одежда и другие изделия из тканей украшены вышивкой (геометрические, растительные, зоо- и антропоморфные мотивы), выполненной двусторонним, стебельчатым или тамбурным швом красными или чёрными нитками. Интересна бытовая и особенно художественная керамика (декоративные фигурки животных, птиц, статуэтки).

    Традиционное жилище

    Вепсские деревни, как и почти везде на Севере, обычно располагались на сухих высоких местах, вблизи рек и озер. Жилые постройки вепсов сходны с постройками карел и северных русских. Более значительное влияние традиции русского зодчества оказали на архитектуру прионежских вепсов. В отличие от жилищ средних и южных вепсов, они более монументальны, многокамерны и сложны по плану. Самобытные особенности вепсского жилища сохранились в домостроительстве средних и южных вепсов. Только у этих групп вепсов встречаются постройки, имеющие оригинальную конструкцию, когда к традиционному жилищу, состоящему из избы и сеней под прямым углом к основной постройке примыкает дополнительная боковая изба. Из этнографической литературы подобный тип соединения жилых построек в единый комплекс известен, как древний тип финского жилья. В качестве кровельного материала использовали солому, позже тес, дранку. Широко распространены были в прошлом потолки из круглых бревен, на смену которым пришли широкие тесанные доски.

    В избе слева или справа от входа ставили печь, над шестком которой подвешивался котел. Рядом с печью устраивался вход в подпол, имевший форму рундука. Интерьер избы включал встроенные широкие лавки, полати над входом. Стол ставился у фасадной стены, там где размещался «божий» или «красный» угол с иконами. Деревянная лохань с рукомойником ставилась у печи. В средней части избы подвешивалась на деревянном оцепе лубяная или плетеная из щепы люлька. Деревянные кровати, лубяные короба, сундуки, шкафы-посудники дополняли обстановку.

    Специфически вепсским элементом декора резных наличников у северных вепсов являются женские антропоморфные фигуры, трактуемые как изображения покровительниц дома. У средних вепсов подобный изображения известны на часовнях и церквях. В оформлении конструктивных элементов – «куриц», «конька-охлупня», наличников, а также намогильных крестах встречаются изображения птиц и коней. Среди других архаических элементов геометрические рисунки: резные солнышки, треугольники, квадраты, прямоугольники, елочки.

    Традиционная одежда

    Традиционная одежда вепсов на рубеже XIX-XX веков имела много общего с карельской и северно-русской. Она шилась в основном из льняной, полушерстяной и шерстяной домотканины, позже – из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных фабричных тканей.

    Древнейший тип девичьей и женской одежды – юбочный комплекс, преобладавший в Прионежье и на Ояти, состоял из рубахи и юбки. Нижнюю часть рубахи – станушку – шили из грубого льняного полотна, а верхнюю в конце XIX века уже из фабричной ткани. Подолы станушек украшались красной вышивкой. Верхние полушерстяные или шерстяные юбки имели продольный или поперечно-полосатый рисунок с цветной широкой каймой. У вепсов подол праздничной верхней юбки иногда затыкали за пояс, выставляя напоказ вышитую часть станушки. Поверх юбки подвязывали пояса и передники.

    Более поздний – сарафанный комплекс женской одежды, включал синий, кубовый сарафан – krasik, sarafon, который в начале XX века носили только пожилые женщины.

    В начале XX века на смену юбочному и сарафанному комплексу пришла так называемая парочка, состоявшая из верхней кофты-казачка и юбки из фабричных тканей. В качестве украшений носили стеклянные бусы, металлические кольца и серьги. Головные уборы замужних женщин – сороки, сборники, повойники шились из ярких парчовых тканей с очельем и затылочной частью, украшенных вышивкой из золотых нитей, бисером и блестками.

    Мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Рубахи-косоворотки (kosarind) шились из льна, кумача, пестряди, штаны из светлой и полосатой ткани. Мужской костюм дополнялся шейными платками. На свадьбу жених надевал белую льняную рубашку и белые порты с бахромой, украшенные по низу штанин красной вышивкой.

    Непременными деталями мужского и женского костюмов были длинные плетеные или тканые пояса с кистями на концах. В холодное время года носили тулупы, зипуны из шерстяных и полушерстяных тканей, балахоны, кафтаны, кофты. Женщины надевали поверх головного убора теплые платки. Основной обувью юыли сапоги, в летнее время для работы использовали берестяные лапти – virzud и stupnäd. Специфический способ вязки рукавиц и носок одной иглой сохранился вепсов до сих пор.

    Многие предметы традиционного костюма обладали сакральной функцией. Оберегами были пояса, их носили постоянно. Новобрачные, боясь порчи, повязывали под одеждой пояса из рыболовных сетей с оберегом из высушенной щучьей головы. Сложный символический характер имел обычай вытирать новобрачную подолом рубахи свекрови (привить послушание), заворачивать новорожденного в рубаху отца или матери (для усиления родительской любви), гадания с обувью. Из древности сохранился обычай шить похоронную одежду из светлой (белой) ткани.

    Народная кухня

    Ржаной хлеб являлся одним из основных продуктов на вепсском столе. Детей с малолетства кормили ржаным хлебом, накрошенным в молоко. Ржаная мука использовалась для самой излюбленной выпечки – калиток (кalitkad), сканцев (korostad), рыбников (kalakurnik). Другой известный вид вепсской выпечки – пироги для затя. Cканец для них раскатывали из пшеничного теста, а начиняли толокном, рассыпчатой пшенной кашей, сахарным песком. Затем их жарили в сливочном масле. Пироги для зятя готовили сразу при входе в дом сватов; а сладкими пирогами теща угощала молодого зятя при его первом посещении дома своей жены после свадьбы.

    Рыба у вепсов, проживающих на побережьях озер и рек, занимала важную роль. Из неё круглый год готовят уху, вялят, сушат в печах. Самой популярной едой из рыбы являлись пироги-рыбники.

    Мясо появлялось на столах вепсов довольно редко. Скот забивали поздней осенью, мясо засаливали в бочках. Одним из старинных способов его заготовки впрок являлось вяление. Солёное мясо, завёрнутое в старые сети, вывешивали в начале весны на специальной перекладине на фронтоне избы. Летом его перевешивали на чердак, где оно хранилось до двух лет

    Духовная культура

    Многие исследователи вепсского народа отмечают, что у вепсов отмечается сочетание христианского и языческого мировоззрений. Самым известным среди духов-хозяев у вепсов был хозяин леса – meсižand. Его также называют – meсanuk, meсanmez’, meсhiine, korbhiine. Он живет с женой – meсanak, meсanemäg, а иногда и с детьми. Чаще всего хозяина леса описывают как высокого мужчину, одетого в балахон, с запахом налево, подпоясанного красным кушаком. Первым делом, как только войдешь лес, следует принести жертву meсhiine, пишет В. Н. Майнов, «а то не только он удачи не пошлет, а еще заведет в такую чащобу, откуда не выберешься». Охотникам полагалось в первый куст по левой руке бросать несколько зерен овса, мелких монет, но не медных, перья, «что должно было изображать, что жертва приносится ему от того, кто на земле, под землей и в воздухе. В лесу, чтобы не рассердить «хозяина», нельзя было ругаться, разорять птичьи гнёзда, муравейники, без надобности рубить деревья и кустарники.

    На провинившихся он напускал болезнь, по его воле человек мог «попасть на дурной след» и заблудиться. Представление о лесе как некоем одушевлённом мире отражает и пословица «Kut meсha, muga i meсaspää» (Как к лесу, так и от леса).

    Известность вепсского края в конце XV – первой трети XVI в. связана с деятельностью одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви преподобного Александра Свирского, которого народная молва считает чудянином по происхождению. Вепсское происхождение Александра Свирского признается в энциклопедических изданиях, публикуемых Русской православной церковью в просветительских целях. В житии Александра Свирского сообщается о том, что его родители Стефан и Васса жили в пределах Великого Новгорода, что ныне Олонецкая сторона «в Обонежской пятине, на реке Ояти, селении Мандера, близ Островского Введения Пречистыя Богородица монастыря».

    Житие Александра Свирского в отличие от житий других святых Православной церкви содержит сюжет о видении им самого Бога, явившегося к нему в образе Святой Троицы – трёх мужей в светлом одеянии. Александр Свирский получил от них повеление построить на месте видения «церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы» и устроить обитель. В том же 1508 г. на месте видения Святой Троицы был основан Свято-Троицкий Преображенский мужской монастырь и сооружена деревянная, а в 1526 г. каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. («Вепсы. Очерки Истории и культуры», З. И. Строгальщикова)

    Фольклор

    Фольклор существует на родном и русском языках. Известны сказки-анекдоты, волшебные, о животных, с легендарным сюжетом, пословицы, загадки. Распространены также предания о заселении и освоении края, об основании новых деревень в результате переселения рода, о выборе места для строительства церкви. Известны предания о чуди, как предках вепсов. Очень популярны былички о взаимоотношениях людей и “хозяев” дома, леса, бани, озера, их жен и детей, о проклятых людях, особенно детях. Считалось, что вернуть проклятого человека можно только с помощью колдуна, заговоров, принесения жертвы – подарка “хозяину” стихии. Подобные истории рассказывали детям в назидание, но они были популярны и среди взрослых. Рассказы о чертях примыкают к сказкам-анекдотам, это исключительно мужской жанр. Известны лечебные, магические, промысловые, оградительные заговоры. Их исполнение всегда сопровождается магическими действиями, в которых используется вода, соль, вино, табак, сахар, носовые платки и полотенца, веники, а также амулеты (коготь рыси, медведя, кусочек смолы). В вепсских деревнях существовали знахари – noidad, которые специализировались в узких областях магии – лечебной, любовной, промысловой.

    В традиционной музыкально-поэтической культуре вепсов прослеживаются параллели с архаичными пластами культуры прибалтийско-финских (эстонцы, водь, ижора, карелы) и других финно-угорских (коми-зыряне, северные удмурты, мордва, мокша, марийцы), а также балтийских (литовцы) народов. Наряду с причитаниями, свадебными, лирическими, протяжными, плясовыми, игровыми, колыбельными песнями бытуют так называемые календарные и лесные выкрики, призывы животных, песни, сказки, дразнилки, потешки, так называемые короткие песенки, песни-романсы, заговоры.

    Специфически вепсским жанром являются короткие песенки с четырехстрочным стихом и протяжным медленным напевом. Обычно их пели девушки и женщины, как на русском, так и на вепсском языках, в лесу во время сбора малины, на сенокосе.

    Хранителями и исполнителями вепсской музыкально-поэтической традиции сейчас в основном являются пожилые женщины, объединяющиеся для пения в ансамбли до десяти человек.

    Язык и письменность

    Вепсский язык (вепсск. Vepsän kel’ ) - язык вепсов, входит в северную подветвь прибалтийско-финских языков.

    Некоторые исследователи, впрочем, выделяют его в особую - восточную подветвь прибалтийско-финских языков.

    Включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как находящийся под угрозой исчезновения.

    Вепсский язык имеет три живых диалекта:

    Северный (Республика Карелия, прибрежная полоса Онежского озера к северу от Вознесенья);

    Средний (Подпорожский, Тихвинский, Лодейнопольский районы Ленинградской области, Вытегорский и Бабаевский районы Вологодской области);

    Южный (Бокситогорский район Ленинградской области).

    Средний диалект выделяется более географически, так как в нём имеется ряд значительно отличающихся говоров и их групп (например, белозерские говоры, имеющие между собой значительные фонетические и морфологические различия, шимозерский говор, группы оятских говоров, юго-западные или капшинские говоры и др.). Среди не так давно вымерших диалектов выделяется исаевский - на юго-запад от Каргополя (вымер на рубеже XIX-XX веков; основной исследователь - Ялмар Басильер, основная работа - «Vepsäläiset Isajevan Voolostissa», 1890).

    В 1930-е действовала письменность на латинской основе, использующая следующий алфавит:

    A a Ä ä B b C c Ç ç D d E e F f
    G g H h I i J j K k L l M m N n
    O o Ö ö P p R r S s Ş ş T t U u
    V v Y y Z z Ƶ ƶ ı

    В 1937 году была попытка перевести вепсскую письменность на кириллицу, но ни одной книги на кириллице в те годы не вышло.

    В конце 1980-х - начале 1990-х годов вепсская письменность была возрождена. В 1989 году были утверждены два варианта вепсского алфавита – на латинице и кириллице. Их применение, однако, было различным. За следующие 18 лет был издан лишь один букварь на основе кириллицы, а вся учебная и художественная литература издавалась и продолжает издаваться на латинской графике. Практика показала, что алфавит вепсского языка на основе кириллицы остался не востребован.

    В 2007 году был утверждён и используется алфавит на основе латиницы с добавлением дополнительной диакритики:

    A a B b C c Č č D d E e F f G g
    H h I i J j K k L l M m N n O o
    P p R r S s Š š Z z Ž ž T t U u
    V v Ü ü Ä ä Ö ö

    По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность лиц, владеющих вепсским языком, составляла в России 3,6 тыс. человек.

    Краткий разговорник:

    Tervhen! – Здравствуйте!

    Nägäemoi! – До свидания!

    Kaiked hüväd! – Всё хорошо!

    Prošti! Proštkat! – Извините!

    Hüvä!- Спасибо!

    Pagiredik lüšdiks? – Говорите по-вепсски?

    Uden vodenke! – С Новым годом!

    Современное положение

    В конце 1980-х годов началось возрождение вепсского народа. Деятельность вепсской общественности в самом начале перестройки носила просветительский характер и способствовала обретению вепсами представлений об истории своего народа, укреплению этнического самосознания, становясь заметным фактором этнической мобилизации.

    Символом культурного возрождения в Ленинградской области стал праздник «ДРЕВО ЖИЗНИ» – «ELON PU». Он ежегодно проводится в июне чаще всего в с. Винница Подпорожского района Ленинградской области. Он имеет статус областного вепсского праздника и является одним из самых посещаемых этнических сельских праздников на всем Северо-Западе России.

    В постановке и решении всех вопросов этнического развития вепсов активное участие принимают представители Общества вепсской культуры (далее – Общество). Общество изначально четко определило приоритеты своей деятельности: воссоздание вепсской письменности, возрождение вепсского языка и культуры, главным звеном которого должна стать школа; содействие социально-экономическому развитию мест проживания вепсов, определение на законодательном уровне правого статуса вепсов как коренного малочисленного народа Севера.

    Вепсская письменность была создана в 1931 г, но в 1937 г. была ликвидирована. В 1989 г. вепсская письменность была восстановлена, началось изучение вепсского языка как предмета в школах в вепсских селах, подготовка специалистов и учителей вепсского языка в вузах Карелии. В Карелии на вепсском языке издаются СМИ, художественная и учебная литература. В 1994 г. в Петрозаводске открыта финно-угорская школа им. Э. Лённрота с преподаванием с преподаванием карельского, вепсского и финского языков.

    Важную роль в объединении вепсов играет газета «Kоdima». Её первый выпуск состоялся в 1991 г., а с 1993 г. она стала периодическим республиканским изданием. С 2011 г. в Карелии ежегодно выходит литературно-художественный альманах на вепсском языке «Verez tullei» (Свежий ветер) и детский журнал «Kipinä» (Искорка). Kipinä предоставляется как учебный материал всем школьникам, изучающим вепсский язык.

    В настоящее время признанным центром вепсских исследователей является Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Работы его сотрудников стали основой для восстановления вепсской письменности, развития языка и культуры народа.

    Общественно-политические события ХХ в. оказали решающее влияние на современное этническое развитие вепсов. Первый период этнокультурного возрождения вепсов в 1930-х гг. через несколько лет был прерван и сменился полувековым запретом на использование вепсской письменности, репрессиями против молодой национальной интеллигенции. Это фактически означало запрет на развитие профессиональной национальной культуры. Последствия данного периода осложняют процесс современного этнического возрождения вепсов. Вместе с тем появившаяся возможность вновь начать строить свое будущее как народа дала вепсам еще один шанс для существования вепсов не только как объекта научных исследований, но и как активного участника и создателя своей истории и культуры.

    Материал подготовлен на основе книги «Вепсы. Очерки Истории и культуры», З. И. Строгальщикова