Войти
Логопедический портал
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
  • Бабкин российское духовенство и свержение монархии
  • Каноническое и параметрическое уравнения прямой
  • Классификация кинематических пар
  • Методика формирования естествоведческих представлений и понятий
  • Уроки церковнославянского языка для всех желающих быстро и самостоятельно овладеть им
  • Психологическая разрядка. Психологическая разрядка подручными средствами. Море волнуется раз

    Психологическая разрядка. Психологическая разрядка подручными средствами. Море волнуется раз

    Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Эмоциональные разрядки на уроках

    Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках вызвана спецификой предметов: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

    Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Первые признаки утомления могут проявляться в двигательном беспокойстве детей на 12 -14 мин. урока. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

    Для этой цели необходимо повышение эмоционального наполнения учебных занятий, их привлекательности, смена деятельности учащихся, оптимизация процесса взаимодействия взрослого и ребенка на занятиях позволят увеличить число положительно переживаемых эмоций, помогут снять физическое и психоэмоциональное напряжение школьников, приведут к повышению умственной и физической работоспособности в режиме учебного дня учащихся.

    Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

    Оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

    Способствует психическому здоровью.

    Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Прием переключения внимания основан на свойственной детям школьного возраста подвижности нервных процессов и непроизвольности характера психической деятельности. Переключение внимания является важным приемом эмоциональной регуляции, если осуществляется целенаправленно, предварительно планируется педагогом, используется как с дидактической целью, так и для временной эмоциональной разрядки. С указанной целью можно использовать разнообразные игровые ситуации, звуковые сигналы, задания со сменой деятельности, задания на быстрое реагирование. К группе вербально -стилистических приёмов можно отнести фольклор, юмор, крылатые слова. Учёные указывают, что использование таких приемов помогает активизировать любую деятельность, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять эмоциональное напряжение.

    Переключение деятельности для коррекции эмоций скуки или боязни может осуществляться как при помощи слов, так и при использовании цвета, музыки, жестовых сигналов, включения в работу предметов, наглядных пособий. К формам переключения деятельности на уроках относятся физкультминутки, физкультпаузы. Здесь уместно использовать крылатые фразы, мудрые мысли, игры - разминки, кричалки, музыкальные физминутки, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, которые доступны и могут быть использованы в работе с детьми школьного возраста.

    Что такое эмоциональная разрядка или релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

    Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить учебный материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

    Очень полезно для снятия эмоционального напряжения использование музыки. Музыка позволяет без волевых усилий активизировать работу на уровне непроизвольной регуляции выполняемых движений, облегчает выполнение работы, избавляет от опасных психофизических перенапряжений. Музыка формирует положительные эмоции, воспитывает чувство ритма, музыкальность, оказывает терапевтический эффект.

    Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые можно применить на уроках.

    Разрядка с использованием различного вида движения

    Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.

    Истории со звуковыми эффектами.

    Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых» эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2 -3 человека), которые будут изображать какие - то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно

    (можно под тихую музыку). После тренировки темп постепенно убыстряется.

    Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости и напряжения, является смех.

    Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу.

    Человек – существо разумное, но ленивое (возможны исключения). Как уменьшить гнусное влияние лени и ускорить процесс усвоения новых знаний? Один из способов – мотиваторы. Мотиваторы - внешние по отношению к человеку раздражители, которые (если они соответствуют его потребностям и мотивам) побуждают человека к определенному поведению.

    Основная функция мотиваторов: ускорить достижение цели.

    Мотиваторы выполняют следующие задачи:

    уменьшают чувство лени

    повышают умственную и физическую активность

    повышают/понижают настроение

    уменьшают дискомфорт от того или иного вида деятельности.

    На уроках можно использовать позитивные мотиваторы.

    Визуальные образы: различные изображения, связанные с поставленной целью.

    Мотиваторы - простые и доступные способы поднять мотивацию учеников и стимулировать их для достижения учебных целей.

    Можно так же использовать игры - разминки или энерджайзеры, направленные на повышение тонуса, групповой активности и энергии учеников. Ниже приводятся примеры игр, направленных на снятие эмоционального напряжения.

    Буги -Вуги (песенка)

    Песенка сопровождается движениями, при этом движения повторяют слова. Слова почти не меняются, а меняется только часть тела, которая двигается (правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, голова..).

    Руку правую – вперед,

    А потом ее – назад,

    А потом опять – вперед

    И немного потрясем.

    Мы танцуем Буги -Вуги,

    Поворачиваясь в круге.

    Вот, что мы поем! ХЭЙ!

    Бум-чики -бум (песенка)

    Песенка повторяется несколько раз, при этом меняется только характер пения: быстрее, медленнее, басом, шепотом и т.д. Ведущий поет строчку, остальные повторяют за ним.

    Пою я бум чики бум

    Пою я бум чики бум

    Пою я бум чики раки чики раки чики бум

    АГА! О -е! Еще раз!

    Верещагин, уходи с баркаса!

    Группа делится на три части. Первая часть начинает и повторяет слова: «Култых - бултых, култых -бултых». Вторая часть подхватывает и повторяет слова: «Чух - чух, чух - чух, чух - чух, чух -чух». Третья часть вступает последней и один раз кричит слова: «Верещагин! Уходи с баркаса!» Когда третья часть закончит кричать свои слова, все вместе должны очень громко сымитировать взрыв – «БА - ааа - Х -ххххх!!!»

    Гол – мимо!

    Группа делится на две приблизительно равных команды "болельщиков". Одна команда по знаку ведущего – взмаху правой руки – хором говорит: “Гол!", другая – на взмах левой руки отвечает как можно более ехидными голосами: "Мимо!" Ведущий "дирижирует" хором, делая движения руками то поочередно, то одновременно.

    Звериный хор

    Аудитория делится на четыре (оптимально) части. Каждой части дается звук какого -нибудь животного.

    Например: ”Гав! Мяу! Бе - е! Хрю!” Используется мотив какой -нибудь легка песенки (“В лесу родилась елочка“ или “Во поле березка стояла”). Мотив разучивается на каждый звук отдельно. Затем по знаку ведущего должна вступать та или иная часть зала.

    Тыр! Пыр! Пулемет! (песенка)

    Слова сопровождаются движениями, поются с ускорением темпа.

    Тыр, пыр, пулемет!

    Выше крыши самолет.

    Бац артиллерия

    Скачет кавалерия.

    Кричалки

    “Два цветочка”. Ведущий называет слова, а дети за ним громко повторяют.

    Два цветочка, два цветочка

    Ежики, ежики

    Наковальня, наковальня

    Ножницы, ножницы

    Бег на месте, бег на месте

    Зайчики, зайчики

    А теперь мы дружно скажем девочки и мальчики.

    “Как живешь”.

    Ведущий задает вопрос, а дети показывают ответ движением.

    Как живешь? Вот так

    А плывешь? Вот так

    Ждешь ответ? Вот так

    Машешь вслед? Вот так

    Как бежишь? Вот так

    Утром спишь? Вот так

    Вдаль глядишь? Вот так

    Как шалишь? Вот так

    Еду на танке

    Повторять за ведущим громко слова.

    Еду на танке

    Вижу корову

    В шапке ушанке

    С рогом здоровым

    Здравствуй, корова

    Как поживаешь?

    Ду - ю - спик -инглишь?

    Чё обзываешь?

    Чика - бум

    Повторять слова за ведущим

    Чика -бум - крутая песня

    Будем петь её все вместе

    Если нужен классный шум

    Пойте с нами - чика -бум

    Пою я - бум - чика -бум

    Пою я - бум - чика -бум

    Пою я - бум - чика - рака - чика - рака - чика -бум

    А - а - а, о - е!

    Ещё раз

    Побыстрее. Всё повторяется снова, только в более убыстренном варианте.

    Запуск ракеты

    К запуску космической ракеты приготовиться

    Есть! Приготовиться!!! (отдают честь)

    Пристигнугь ремни!

    Есть пристигнугь ремни (хлопок перед собой)

    Включить контакты!

    Есть включить контакты (соединяют перед собой большие пальцы рук)

    Завести моторы!!!

    Есть, завести моторы!! !(вращают большие пальцы рук и нарастающий гул)!!!

    Когда, гул стал громким, ведущий на пальцах ведет отсчет:

    5,4,3,2,1 пуск!!

    Все кричат: Ура! Ура! Ура!

    Мы – Красивы

    Громко повторять за ведущим

    Мы - Красивы

    Мы - Умны

    Мы - Умелы, веселы

    Мы - Отличные от всех

    Мы - Грызём лесной орех

    Давайте вместе с нами

    Пойдем за чудесами

    Туда, где есть узоры

    За реки и за горы

    Где буе – буе – раки

    И где зимуют раки

    Где дружно вау – вау

    Живет семейка Бау

    "КОЛПАК"

    (говорить слова и показывать движения руками)

    Колпак мой треугольный,

    Треугольный мой колпак,

    А если он не треугольный,

    То это не мой колпак.

    (во время игры нужно убирать слова и заменять их движениями рук)

    ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК

    Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите:

    «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого -то в четвертом ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

    Ипподром

    Цель: разгрузка, выход энергии, "покричать".

    Ведущий: “Покажите мне ваши руки и ваши коленки. У всех есть две коленки? Тогда вперед! Будем сейчас участвовать в скачках на ипподроме. Повторяйте за мной". Участники повторяют движения за ведущим. "Лошади вышли к старту (хлоп - хлоп -хлоп вразнобой по коленям). Остановились на старте.

    Помялись (тихонько хлопаем). На старт, внимание, марш! Гонка началась (хлопаем быстро по коленям).

    Барьеры (поднимаем руки, словно зависли над барьером). Каменная дорога (стучим кулаками по груди).

    По болоту (дергаем себя за щеки). Песочек (трем ладонь о ладонь). Финишная прямая (очень быстро). Ура!"

    Ловля моли

    Цель: активное вовлечение учеников в игровой процесс, поднять общий тонус группы.

    Особенность: проводится стоя.

    Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как “хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли”. Далее ведущий предлагает всем участникам группы “убить по 10 штук моли”, и первый демонстрирует “убивание моли” хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников,

    по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии. Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.

    Шумовые спектакли

    Идея этих мини -спектаклей проста: участники разделяются на небольшие группы, каждой из которых дается задание изобразить следом за ведущим тот или иной звук, имитирующий что -либо (пение птиц, громовые раскаты и т.д.). Ведущий репетирует с каждой группой один -два раза, а затем начинает рассказ, давая знак той или иной группе для начала их "партии". В заключение, как правило, все группы

    исполняют свои партии вместе.

    Штурм Зимнего дворца.

    Этот мини - спектакль иллюстрирует шуточный рассказ ведущего об историческом событии - штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года. "Прогремел выстрел "Авроры" (группа N 1: "Ба -бах!", группа N 2 изображает ворон: "Кар - кар -кар!"). Вооруженные солдаты и матросы бросились на штурм Зимнего (группа N 3: "Ураа!", группа N 2: "Кар - кар -кар!"). Кадеты, охраняющие Зимний, отстреливаются (группа N 4: "Тра - та - та - та - та!"; группа N 2: "Кар - кар -кар!"). Идет сражение (все группы). Зимний взят (группа N

    3: "Ураа!"). Вы можете также проиллюстрировать любое из событий, которое имеет отношение к занятию или определенной дате.

    "Слон".

    Ведущий спрашивает у детей: "Вы знаете, как чихает слон? А хотите узнать?" Дети делятся на три части, каждая группа разучивает своё слово:

    первая - ящики

    вторая - хрящики

    третья - потащили

    А затем по взмаху руки ведущего все дети кричат одновременно - но каждая группа своё слово. Вот так чихает слон.

    "Хвалилки".

    Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"

    КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ

    Если Ведущий говорит великаны - дети должны стать на носки и поднять руки вверх; если карлики - все должны присесть и вытянуть руки вперед. Ведущий может говорить и делать разные движения, детям главное не сбиться.

    "Если весело живется, делай так " - веселая и легкая игра, понравится детям разных возрастов и взрослым. Можно играть под музыку. Движения повторяются за ведущим. Перед каждым движением повторяется: "Если весело живется, делай так".

    Движения могут быть любыми, например: два хлопка в ладоши перед грудью; два щелчка

    пальцами; один хлопок над головой; три хлопка за спиной; прыжок, и так далее, что придумает ведущий в момент игры. Игра заканчивается тем, что при последнем исполнении песенки после слов "делай так" повторяются сразу все движения.

    Таким образом, мы видим, что использование разнообразных приемов эмоциональной регуляции в режиме учебного дня позволяет снять психическое и физическое напряжение у школьников, что дает возможность повысить их умственную и физическую работоспособность, изменить отношение ребенка к учебной деятельности, установить доброжелательные взаимоотношения между учителем – учеником, учеником – учеником, снять стрессовые состояния перед различными видами контроля, повысить значимость собственного Я, что вселяет уверенность в реальные возможности решения конкретных задач обучения и воспитания.

    Pages to the People

    Контакт

    Телефон:


    Использование динамических пауз и релаксаций на уроках............ 4

    Динамические паузы............................................................................. 6

    «Покажи мне»......................................................................................... 7

    Релаксация.............................................................................................. 9

    Упражнения для эмоциональной разрядки....................................... 10

    Советы психолога................................................................................ 13

    Комплекс упражнений для глаз.......................................................... 14

    Дыхательная гимнастика.................................................................... 17

    Комплекс упражнений на разные группы мышц, на разминку разных частей тела 18

    Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.......... 20

    Упражнения для шейного отдела позвоночника.............................. 20

    Упражнения для улучшения мозгового кровообращения............... 21

    Упражнения для нормализации осанки............................................. 21

    Упражнения стоя.................................................................................. 22


    Использование динамических пауз и релаксаций на уроках

    Здоровье – это не всё,

    Но всё без здоровья – ничто.

    Сократ

    Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

    В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.



    Школа является важным фактором, влияющим на становление личности. Ее основная цель – вооружение детей знаниями и опытом, приобретенными человечеством, их социальная адаптация и воспитание. Но, кроме того, ребенок проходит и биологическое развитие. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

    Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

    Можно физкультминутки разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы физкультминутки выполняли свою оздоровительную функции. В динамическую паузу стоит включать игры и задачи, которые дают возможность детям сменить род деятельности, но не нагружают их физической активностью, не провоцирую сложности с дисциплиной и порядком. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается.

    Можно динамические паузы разнообразить чтением стихов, считалок, скороговорок, загадок, пением песен. Иногда такие паузы выливаются в небольшой импровизированный концерт, что доставляет детям большое удовольствие и стимулирует творческий процесс.

    Динамические паузы

    Учитель выбирает двух учеников, ставит их лицом к классу, а перед ними кладёт карандаш. Он объясняет, что карандаш достанется тому, кто окажется самым внимательным.

    1) Расскажу я вам рассказ,

    В полтора десятка фраз,

    Лишь скажу я слово «три»,

    Карандаш скорей бери.

    Понятно, когда надо брать карандаш?

    На слове «три».

    Мечтает мальчик закалённый

    Стать олимпийским чемпионом.

    Смотри, на старте не хитри,

    А жди команду: «Раз, два…марш!»

    Когда стихи запомнить хочешь,

    Их не зубри до поздней ночи,

    А про себя их повтори.

    Разок, другой, но лучше…пять.

    Недавно поезд на вокзале

    Мне три часа пришлось прождать.

    Ну что ж вы карандаш не брали,

    Когда была возможность взять!

    Молекулы

    В начале игры преподаватель, он же ведущий, объясняет детям, что все предметы состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулами и могут находиться в разных состояниях. Если предмет холодный, то молекулы почти не двигаются, стоят. Если предмет теплый, то молекулы «ходят медленным шагом», если предмету горячо, то молекулы «бегают».

    Ведущий становится в центр, а все дети представляют себя молекулами. Ведущий в произвольном порядке командует: горячо, тепло, холодно. Соответственно команде дети – молекулы должны двигаться быстро, медленно или стоять.

    Море волнуется раз

    Выбирается ведущий из числа учеников. Ведущий вместе с преподавателем произносит слова – «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура на месте замри!»

    Все замирают, ведущий ищет того, кто шевелится. Можно менять положение пока ведущий не видит

    «Покажи мне»

    Ведущий задает вопросы, и дети показывают жестами и движениями ответы. При этом разговаривать нельзя.

    Как живете?

    Как идёте?

    Как стоите?

    Как молчите?

    Как бежите?

    Ночью спите?

    Как даёте?

    Как берёте?

    Как шалите?

    Как грозите?

    Как сидите?

    Игра длится 5 минут.

    «Пять шагов»

    Игра развивает память, помогает снять физическое напряжение, позволяет проверить свои знания.

    Учащиеся встают в линию на одном конце кабинета.

    Ведущий (преподаватель) дает установку «Я знаю пять имен девочек».

    Каждый участник делает пять шагов, на каждый шаг, называя одно имя девочки. Если шагающий сильно замешкался или назвал имя 2 раза, то он останавливается.

    После того, как первый участник остановился, подключается второй участник, третий и т.д. после того, как все участники выполнили первое задание, ведущий называет второе задание.

    Вариантами для заданий могут быть: имена мальчиков, названия городов, названия цветов, названия цвета (краски), фрукты, овощи, члены семьи, название улиц, города России и мн.др.

    Дети с удовольствием демонстрируют свои знания. И от игры к игре этих знаний становится больше.

    С каждым этапом можно увеличивать количество шагов.

    «Если это есть у вас…»

    Ведущий выбирается из учащихся методом считалки.

    Ведущий называет что-либо, что может присутствовать у детей (цвет, предмет, одежда, игрушка). И если у кого-то есть названое, то эти участники выполняют совместное задание.

    Например.

    Ведущий: у кого есть что-то желтое, тот прыгает на левой ноге.

    Все, у кого есть что-то желтое (желтый цвет в одежде) прыгают на левой ноге.

    Релаксация

    1) Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

    2) Дети свободно сидят за партами, закрыв глаза. Играет музыка. "Представьте, что вы - композитор, который сочинил эту превосходную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину"

    В течение 5 минут дети слушают музыку. После чего, учитель предлагает рассказать им, что нарисовало их воображение при прослушивании данной композиции. По желанию, дети могут рисовать сразу на листе бумаги.

    4) Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.

    "Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо, а на нём лёгкие перья облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились и радуетесь этому чуду. Вдруг, вы открыли глаза.

    Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.

    Упражнения для эмоциональной разрядки

    1). Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

    2) Улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

    3) Устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

    4) Отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

    “Воздушные шарики”

    Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

    “Облака”

    Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

    “Лентяи”

    Представьте себе, что вы – очень ленивы сегодня и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

    “Водопад”

    Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

    “Спящий котёнок”

    Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

    “Шишки”

    Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

    “Холодно – жарко”

    Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились.…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

    “Солнышко и тучка”

    Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

    “Драгоценность”

    Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать.… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

    “Игра с песком”

    Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

    “ Муравей”

    Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

    «Улыбка»

    Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться е. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек.… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2 раза)

    Советы психолога

    Устал - рисуй цветы

    Злой - рисуй линии

    Болит – лепи из пластилина

    Скучно - заполни листок разными цветами

    Грустно - рисуй радугу

    Страшно - плети макраме, вежи узлы или делай аппликации из тканей

    Ощущаешь тревогу-сдалай куклу-мотанку

    Чувствуешь возмущение - рви бумагу на мелкие кусочки

    Чувствуешь беспокойство - складывай оригами

    Хочешь расслабиться - создавай узоры

    Нужно что-то вспомнить - рисуй лабиринты

    Разочарован – сделай копию известной картины

    Отчаялся-рисуй дороги

    Нужно что-то понять-рисуй мандалы

    Нужно быстро восстановить силы-рисуй пейзаж

    Хочешь понять свои чувства-рисуй автопортрет

    Важно запомнить состояние-рисуй цветовые пятна

    Нужно систематизировать мысли-рисуй соты или квадраты

    Хочешь разобраться в себе-сделай коллаж

    Важно сконцентрироваться на мыслях-рисуй точками

    Нужно найти выход из ситуации-рисуй волны и круги

    Хочешь сконцентрироваться на цели-рисуй сетки и мишени

    Чувствуешь,что застрял и нужно двигаться дальше-рисуй спирали

    Добрый день, друзья и коллеги!

    С Новым годом и всеми остальными замечательными праздниками, пусть в вашей жизни будет больше добра, радости и света!

    А чтобы неприятности легче обходили вас стороной, сегодня мы поговорим о том, как освобождаться от негативных эмоций. Мы все живые, иногда сердимся и обижаемся, после чего хочется внутреннее напряжение как-то разрядить. Как?

    К разрядке агрессии и выплеску негативных эмоций следует относиться осторожно. В психологической литературе нередко звучит рекомендация: «Если вы разозлились и вас переполняет агрессия, не подавляйте ее в себе, найдите способ ее разрядить. Выбросите её в словах, выплесните её в действиях, и вам станет легче. Если же вы будете подавлять свои эмоции, это плохо отразится на вашем здоровье» . Как относиться к этой рекомендации? Как к вреднему мифу, где - полуправда смешана с невежеством.



    У этого мифа две стороны. Во-первых, тут говорится о вреде сдерживания (подавления) негативных эмоций, во-вторых, для эффективного освобождения от агрессиии рекомендуется ее выплескивать. Так вот: утверждения о вреде сдержания агрессии и негативных эмоций являются невежеством , а обещание пользы от выплеска эмоций - опасная полуправда. В этой полуправде момент правды в том, что сейчас от выплеска вам скорее всего станет легче, и большая неправда, что к этому сомнительному методу стоит себя приучать.

    Подробнее об этом.

    Выплеск эмоций вводит человека в измененное состояние состояния , и на этом фоне любые внушения действуют гораздо сильнее. Если психотерапевт авторитетно заявит, что для освобождения от агрессии клиенту нужно выплеснуть свои эмоции, введет клиента в измененное состояние сознания и даст внушения "Вас оставили обиды и гнев", с высокой вероятностью клиент почувствует улучшение. При этом нужно понимать, что результат дали внушения специалиста, а не процедура разрядки агрессии и выплескивания чувств.

    Разрядка агрессии и выплеск негативных эмоций популяризируется, по видимо, вследствие путаницы: выплеск эмоций путают с возможностью свои эмоции проговорить . Или - разрядить внутреннее напряжение физической прокачкой. Это все разные вещи.

    Разберемся? Например, дочка рассердилась и на родителей, и на себя, внутри нее все бурлит, злость внутри нее закипела. Что теперь ей делать? Первый вариант - проговорить свои чувства: "Я очень злюсь и на себя и на вас, кажется сейчас взорвусь". Второй вариант - уйти в свою комнату, протопать ногами свою внутреннее напряжение, или утанцеваться под музыку так, чтобы после этого хотелось только лечь и расслабиться. Третий вариант - проорать свои чувства, выплеснуть в самых энергичных выражениях свою злость на себя дуру и на таких-то (еще энергичнее) родителей. Так вот: проговорить свою сердитость - хорошо. Сбросить напряжение физической активностью - отлично. Кричать и выплескивать свою злость - скорее вредно, даже если это звучит не в лицо родителям.

    Первое, что нужно учесть - этот метод быстро перестает работать. Даже специалисты не все знают, что выплеск эмоций и разрядка агрессии всерьез облегчает внутреннее состояние только на первых порах, пока такая разрядка для человека нечто новое, пока это событие отвлекает его внимание . Чем более разрядка агрессии входит в привычку, тем в меньшей степени крики и даже удары помогают разрядиться. Метод разрядки перестает работать, а привычка орать остается.

    Это очень похоже на попытки расслабиться с помощью алкоголя. Известно, что от стакана водки мужчинам тоже становится легче. Нужно ли делать прием двести грамм ежедневной привычкой, учитываяя еще и то, что скоро двести грамм будет уже не хватать?

    Второе, что необходимо учесть - этот метод чаще помогает женщинам и плохо помогает мужчинам. Более того, им он приносит чаще неприятности. Если в женских криках выплескивается содержится лишь внутреннее напряжение без конкретного содержания, то слова мужчин означают именно то, что в них говорится, крик мужчины содержателен и конкретен, в него вкладывается внятное желание выполнить те или иные угрозы. Выплескивая свой гнев, мужчина себя не разряжает, а накручивает и заряжает, и дело может закончиться не облегчением, а дракой .

    Итого: полезно и нормально свою обиду (злость, недовольство) проговорить, полезно разрядить напряжение физической активностью, а выплескивать свои негативные эмоции, проживая воображаемую агрессию - не стоит.

    Как метод снижения агрессивности, разрядка агрессии и выплеск негативных эмоций не эффективны. Более того, воображаемая агрессия скорее повышает вероятность раскрутки реальной агрессии .

    "Когда мой младший брат был чем-нибудь рассержен, он начинал пинать ногами мебель. Наша мать говорила, что таким образом он «выпускает пар». Теперь ему исполнилось 32 года, и, если его что-то раздражает, он по-прежнему вымещает свою злобу на мебели. Но кроме того, он стал бить свою жену, своих детей, свою кошку и крушить все, что попадается на его пути" - так ответила одна читательница на рекомендацию психолога дать ребенку специальный "мешок для битья", чтобы помочь ему справиться со вспышками раздражения.

    Если вы все-таки позволяете себе свои эмоции выплескивать, категорически нельзя выплескивать свою злость на тех, кого она может задеть или зарядить. В любом случае будьте внимательны к тому, чтобы разрядка агрессии вас не увлекла, не затянула и не превратилась в эмоциональное накручивание .

    О том, как разумно и без проблем снимать злость и обиды, как эффективно сбрасывать напряжение - в следующей статье.

    Михаил Рогачев. «Ты в гневе, или гнев в тебе? Выбирай»
    Гнев - это разновидность агрессии, выражающаяся в бурной кратковременной эмоциональной вспышке направленной на устранение или резкое обесценивание источника дискомфорта.

    От других видов агрессии гнев отличается тем, что это эмоция (а не действие), он изначально направлен вовне (а не на себя) и имеет предмет (то, что его спровоцировало).

    В то же время гнев может побудить человека к определенным действиям (например, наказанию обидчика). Не имея возможности проявить гнев вовне, человек часто обращает его на себя. Предмет гнева может оказаться глубоко бессознательным: например, относиться к давно забытым, но по-прежнему эмоционально значимым событиям (например, к конфликту с родителями в детстве). В этом случае то, что спровоцировало гнев здесь и сейчас является всего лишь поводом, а не его причиной.

    В зависимости от ситуации и от особенностей человека, гнев может проявляться по-разному. Наиболее естественным является непосредственное проявление гнева, т.е. активная открытая эмоциональная вспышка с бранью, угрозами и жестикуляцией. Как правило, это внешне угрожающе выглядящее событие достаточно безопасно, если не встречает активного сопротивления или поощрения. При встрече с такого рода эмоциональной вспышкой стоит постараться просто ее выдержать - не испугаться. Для этого не нужно активно ей противостоять, чтобы не спровоцировать переход от эмоционального выплеска к действиям. В то же время, не стоит занимать позицию жертвы, поскольку возникающее из-за этого у гневающегося человека чувство вины может усилить гнев. Задача гнева - эмоциональная разрядка, а не причинение вреда.

    Иной вариант проявления гнева - его смещение с одушевленного объекта на неодушевленный предмет. Это происходит, как правило, из страха навредить другому человеку. Поэтому, столкнувшись с тем, что кто-то бьет посуду или расшибает мобильник стоит помнить, что таким образом он (она) «спасает» окружающих от собственного гнева.

    Еще один вариант - отсроченная реакция гнева, т.е. его проявление не в момент возникновения дискомфорта, а в безопасной ситуации (например, дома). Такое обычно случается из-за страха наказания (реального или символического). Оказавшись в позиции человека, на котором вымещается гнев, нужно попробовать понять, что в действительности было предметом гнева. Осознав, что гнев относится «не ко мне», а к кому-то или чему-то другому, легче его выдержать. В то же время, в этой ситуации, позволив гневу проявиться, стоит начать ему активно противостоять для того, чтобы не закрепился подобный принцип эмоциональной разрядки. В данном случае противостоять можно, поскольку «отсроченный» гнев, как правило, не так эмоционально насыщен, как гнев в момент его непосредственного возникновения.

    Если проявить гнев непосредственно или в безопасной ситуации по какой-либо причине оказывается невозможно, а сила гнева такова, что смещение его на неодушевленный объект не спасает, весьма вероятно осуществление мести. Месть - отсроченное проявление гнева, посредством его трансформации в агрессивные действия по отношению к источнику дискомфорта. Совершая какие-либо действия, которые могут вызвать гнев и не получая гневной реакции в ответ, стоит иметь в виду, что реакция может вернуться в виде мести (если, например, человек испугался отреагировать непосредственно).

    Однако далеко не каждый человек способен на месть и другие формы внешнего выражения гнева. Достаточно частой формой выражения гнева является его трансформация в агрессивные действия по отношению к себе - самонаказание, самоистязания, самообвинения. Эта форма выражения гнева хоть и является внешне безопасной, - малоэффективна. Она не предполагает быстрой разрядки напряжения, а принимает форму утомительного циклического длительного внутреннего мучения. Как правило, такой способ справиться с гневом приводит к меланхолии и депрессии. Тем не менее, поскольку эмоции циркулируют внутри психики в данном случае в основном на уровне сознания, основной вред - дурное настроение.

    Существенно более разрушительным для человека, испытывающего гнев, является его проявление в форме самоизоляции, выхода из контакта, прекращения общения без самообвинений. В этом случае эмоция гнева просто подавляется, т.е. вытесняется из сознания или резко тормозится. Если эмоция не осознается и не проявляется непосредственно, она проявляется на уровне телесных симптомов (например, болей в голове, спине и т.п.). С другой стороны гнев основан на мощной физиологической реакции, связанной с резким увеличением нейромедиатрора норадреналина, выбросом в кровь гормона тестостерона возбуждением симпатической нервной системы. Подавление такой острой физиологической реакции подобно моментальному торможению поезда, летящего на огромной скорости. Поезд при этом обычно сходит с рельсов, аналогичная ситуация возникает в организме человека.

    Для того чтобы эффективно управляться со своим гневом полезно иметь в виду следующие обстоятельства.

    1. Форма выражения гнева должна скорее определяться внешними обстоятельствами, чем внутренними. Имеется в виду, что гнев необходим как проявление чувства неудовлетворенности, а внешняя реакция помогает ограничить степень этого проявления. Например, на дорогах люди орут друг на друга в машинах, но реально дерутся редко - страшно. Иногда люди дерутся (те, кому не страшно), но не стреляют друг в друга - опасно. Внешний регулятор здесь - страх, опасность. Партнеры, ссорясь, ругаются друг на друга. Они прекращают ругаться, если союз находится под угрозой. Или не прекращают, - если союз должен развалиться. Тогда внешний регулятор - ценность союза. И т.п. Например, если что-то вызвало гнев, можно громко материться (выразить гнев), однако в лицо раздражителю не сказать (если дорожишь стабильностью ситуации).

    2. Выражение гнева непосредственно - самый эффективный способ эмоциональной разрядки. При отсутствии эмоциональной разрядки возникают либо смещенные или отсроченные реакции, либо развивается депрессия (поскольку психике необходимо подавить острую эмоцию - это подобно пене, которая заливает огонь при пожаре).

    3. Важно не отрицать наличие гневной вспышки, быть готовым нести за нее ответственность, не испытывать чрезмерного чувства вины. Вина усиливает гнев. Возможность переложить ответственность позволяет мощнее выражать гнев. Отрицание наличия гневных вспышек затрудняет прогноз собственного поведения.

    4. Форма выражения гнева должна определяться возможностями ситуации, однако надо помнить, что гнев призван изменить неудобные обстоятельства. Часто выражение гнева буквально может изменить ситуацию, что отвечает неосознаваемым потребностям того, кто гневается. Т.е. человек может не решаться что-то поменять, а разгневавшись, влияет на изменение обстоятельств.

    5. Люди выражают гнев обычно в зависимости от того, как это было принято в их семье. Человек либо копирует своих родителей в этом, либо ведет себя противоположным образом. Например, если мать бурно гневалась, ребенок зачастую реагирует изоляцией и наоборот.

    Научиться выражать гнев нужно, поскольку зачастую отсутствие гневной реакции не позволяет другим людям понять, что человек испытывает дискомфорт. Научиться адекватно выражать гнев, при этом не испытывать чувство вины, не разрушать отношения и не причинять вред себе и другим, научиться принимать ответственность за проявление гнева и осознавать гнев как собственное неотъемлемое качество (без осуждения) можно. Лучше всего это сделать в ходе психотерапии.

    В нашем интенсивно развивающемся мире негативные эмоции человека порой захлестывают сознание, они мешают его личностному росту и развитию. Встает вопрос, как преодолеть или хотя бы, ослабить и разрядить излишний эмоциональный фон и освободить человека от его негативного воздействия?

    Приветствую Вас, уважаемые посетители портала практической психологии сайт, желаем Вам психического здоровья, сегодня в блоге мы поговорим про преодоление и разрядку негативных эмоций человека.

    Основные копинг-стратегии помогающие преодолеть и разрядить негативные эмоции человека

    Отреагирование негативной эмоции как способ преодоления
    Эта стратегия является самой оптимальной т.к. она помогает человеку осознать эмоцию и разрядить ее в деятельности, тем самым снимая, ослабляя и освобождая человека от негативного воздействия, стресса приводящего к недостижению цели и фрустрации .

    Негативная эмоция, в данном случае, разряжается физически или вербально (словесно). Проблема из-за которой появилась отрицательная эмоция так или иначе решается, и человек, тем самым, преодолевает и освобождается от разрушительного воздействия негативного эмоционального фона и нервно-психического напряжения , он становится способным к продуктивной деятельности и общению .

    Приемы отреагирования негативных эмоций человека

    Преодоление и разрядка с помощью арттерапии:
    Для преодоления негативных эмоций широко используется арттерапия включающая в себя сказкотерапию, терапия изобразительным искусством, кинотерапия, а также танцевальная терапия и др.

    Суть их заключается в том, что человек отождествляет себя с переживаниями героев произведения, сопереживает им, и тем самым разряжает негативную эмоцию и преодолевает ее отрицательное воздействие.

    Арттерапия может быть пассивной и активной. В первом случае человек достигает эмоциональной разрядки посредством сопереживания героям или автору художественного произведения, а во втором — он сам создает продукты творчества и тем самым преодолевает негативные эмоции.

    Преодоление негативных эмоций с помощью естественного плача:
    Плач является естественным отреагированием и разрядкой отрицательных эмоций таких как горе и печаль.

    Считается, что 15 минут плача достаточно для разрядки напряжения возникшего в следствии негативной эмоции.
    Однако не следует этим злоупотреблять.

    Осознание негативных эмоций как способ разрядки и преодоления:
    Для преодоления своих отрицательных эмоций человеку необходимо осознать их, понять и выразить.

    • Осознать свои телесные ощущения, позы, жесты, напряжения мышц и выражение лица во время негативных эмоций.
    • Можно посетить художественную выставку и осознать свои эмоции вызванные впечатлением от картины
    • Нужно завершить незаконченные дела, осознать и заново пережить возникшие тогда негативные эмоции, переживая их в воображении, обнаруживая дополнительные детали и связанные с ними эмоции, вновь испытывая их, описывая происходящее в настоящем времени, произнося вслух и слушая всплывающие в фантазии слова, представляя разговор с теми, кто вызвал незавершенные чувства

    Вербализация негативных эмоций, как средство преодоления и разрядки:

    • Последовательное воспроизведение ситуации вызвавшей негативные эмоции в воображении и проговаривание всех возникающих при этом мыслей вслух.
    • Техника «пустые стулья». Человек ведет диалог с собственными негативными переживаниями, которые представляются ему в виде воображаемого собеседника на пустом стуле.

      Он поочередно выступает то от имени собственной позиции, то от имени своего чувства. Стулья позволяют дать выход эмоциям, их можно толкать, бить, обнимать, пинать.

      Человек может представить сидящим на пустом стуле значимого для себя партнера, которому необходимо рассказать, какие чувства испытывает он по поводу трудностей и ссор, возникающих в их отношениях

    • Техника «Я-сообщение». Сообщение партнеру начинается с местоимений «Я», «Мне», «Меня», далее называются испытываемые эмоции, описывается поступок партнера, способствующий появлению названных эмоций, и, наконец, в позитивной форме (в форме утверждения, а не отрицания) перечисляются просьбы, пожелания или требования к партнеру.

      Если просьбы и требования не выполняются, назначаются и затем реализуются санкции, которые должны быть реалистичными и значимыми для партнера.

      Существуют следующие приемы описания своих эмоциональных переживаний: называние собственных чувств («Мне грустно»), употребление сравнений и метафор («Я чувствую себя как загнанная лошадь»), описание своего физического состояния, возникшего под влиянием эмоциональных переживаний («У меня сдавило горло и перехватило дыхание»), обозначение возможных действий, к которым побуждают переживаемые чувства («Мне хочется танцевать и кричать во весь голос»)

    • Написание писем, стихов, рассказов. Методика «Письмо любви», предназначенная для конструктивного выражения и уменьшения интенсивности гнева, страха, печали и вины в супружеских отношениях и тем самым создания условий для переживания любви.

      В любовном послании, адресованном супругу, рекомендуется в нескольких предложениях (на каждую эмоцию) выразить в отдельности сначала гнев, потом грусть, затем страх и вину и, наконец, любовь.

      В постскриптуме сообщается о своих потребностях и ожидаемых действиях партнера. Затем нужно самому же ответить на свое письмо

    • Техника дебрифинга, предназначенная для эффективного выражения негативных эмоций, возникающих в супружеских и внесемейных межличностных отношениях, чтобы разрядить и преодолеть их.

      Дебрифинг предполагает ежедневное общение партнеров друг другом, в ходе которого они обсуждают важные для них вопросы, в т.ч. и интимные. В ходе такой беседы каждый партнер рассказывает о том, что произошло за день.

      Для осуществления дебрифинга партнерам необходимо выделить время на то, чтобы вспомнить и обсудить друг с другом испытания, неудачи, а также радости, которые были в течение дня. Продолжительность дебрифинга может варьировать от одной минуты до часа и более, но в основном такой разговор продолжается в течение 15-30 минут