Войти
Логопедический портал
  • Картотека логопеда: задания по лексическим темам воспитателям подготовительной к школе группы
  • Архимандрит Келопа (Илие)
  • Научно-исследовательская деятельность как условие саморазвития педагога
  • Происхождение Земли (От Большого Взрыва до возникновения Земли) Из чего появилась планета земля
  • Квест More Than Meets the Eye (Новый дух, новый облик) Общая информация о трансформациях
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
  • В чем заключается функция эмоциональной разрядки. Приемы эмоциональной разрядки. Упражнения для эмоциональной разрядки

    В чем заключается функция эмоциональной разрядки. Приемы эмоциональной разрядки. Упражнения для эмоциональной разрядки

    Использование динамических пауз и релаксаций на уроках............ 4

    Динамические паузы............................................................................. 6

    «Покажи мне»......................................................................................... 7

    Релаксация.............................................................................................. 9

    Упражнения для эмоциональной разрядки....................................... 10

    Советы психолога................................................................................ 13

    Комплекс упражнений для глаз.......................................................... 14

    Дыхательная гимнастика.................................................................... 17

    Комплекс упражнений на разные группы мышц, на разминку разных частей тела 18

    Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.......... 20

    Упражнения для шейного отдела позвоночника.............................. 20

    Упражнения для улучшения мозгового кровообращения............... 21

    Упражнения для нормализации осанки............................................. 21

    Упражнения стоя.................................................................................. 22


    Использование динамических пауз и релаксаций на уроках

    Здоровье – это не всё,

    Но всё без здоровья – ничто.

    Сократ

    Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

    В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.



    Школа является важным фактором, влияющим на становление личности. Ее основная цель – вооружение детей знаниями и опытом, приобретенными человечеством, их социальная адаптация и воспитание. Но, кроме того, ребенок проходит и биологическое развитие. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

    Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

    Можно физкультминутки разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы физкультминутки выполняли свою оздоровительную функции. В динамическую паузу стоит включать игры и задачи, которые дают возможность детям сменить род деятельности, но не нагружают их физической активностью, не провоцирую сложности с дисциплиной и порядком. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается.

    Можно динамические паузы разнообразить чтением стихов, считалок, скороговорок, загадок, пением песен. Иногда такие паузы выливаются в небольшой импровизированный концерт, что доставляет детям большое удовольствие и стимулирует творческий процесс.

    Динамические паузы

    Учитель выбирает двух учеников, ставит их лицом к классу, а перед ними кладёт карандаш. Он объясняет, что карандаш достанется тому, кто окажется самым внимательным.

    1) Расскажу я вам рассказ,

    В полтора десятка фраз,

    Лишь скажу я слово «три»,

    Карандаш скорей бери.

    Понятно, когда надо брать карандаш?

    На слове «три».

    Мечтает мальчик закалённый

    Стать олимпийским чемпионом.

    Смотри, на старте не хитри,

    А жди команду: «Раз, два…марш!»

    Когда стихи запомнить хочешь,

    Их не зубри до поздней ночи,

    А про себя их повтори.

    Разок, другой, но лучше…пять.

    Недавно поезд на вокзале

    Мне три часа пришлось прождать.

    Ну что ж вы карандаш не брали,

    Когда была возможность взять!

    Молекулы

    В начале игры преподаватель, он же ведущий, объясняет детям, что все предметы состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулами и могут находиться в разных состояниях. Если предмет холодный, то молекулы почти не двигаются, стоят. Если предмет теплый, то молекулы «ходят медленным шагом», если предмету горячо, то молекулы «бегают».

    Ведущий становится в центр, а все дети представляют себя молекулами. Ведущий в произвольном порядке командует: горячо, тепло, холодно. Соответственно команде дети – молекулы должны двигаться быстро, медленно или стоять.

    Море волнуется раз

    Выбирается ведущий из числа учеников. Ведущий вместе с преподавателем произносит слова – «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура на месте замри!»

    Все замирают, ведущий ищет того, кто шевелится. Можно менять положение пока ведущий не видит

    «Покажи мне»

    Ведущий задает вопросы, и дети показывают жестами и движениями ответы. При этом разговаривать нельзя.

    Как живете?

    Как идёте?

    Как стоите?

    Как молчите?

    Как бежите?

    Ночью спите?

    Как даёте?

    Как берёте?

    Как шалите?

    Как грозите?

    Как сидите?

    Игра длится 5 минут.

    «Пять шагов»

    Игра развивает память, помогает снять физическое напряжение, позволяет проверить свои знания.

    Учащиеся встают в линию на одном конце кабинета.

    Ведущий (преподаватель) дает установку «Я знаю пять имен девочек».

    Каждый участник делает пять шагов, на каждый шаг, называя одно имя девочки. Если шагающий сильно замешкался или назвал имя 2 раза, то он останавливается.

    После того, как первый участник остановился, подключается второй участник, третий и т.д. после того, как все участники выполнили первое задание, ведущий называет второе задание.

    Вариантами для заданий могут быть: имена мальчиков, названия городов, названия цветов, названия цвета (краски), фрукты, овощи, члены семьи, название улиц, города России и мн.др.

    Дети с удовольствием демонстрируют свои знания. И от игры к игре этих знаний становится больше.

    С каждым этапом можно увеличивать количество шагов.

    «Если это есть у вас…»

    Ведущий выбирается из учащихся методом считалки.

    Ведущий называет что-либо, что может присутствовать у детей (цвет, предмет, одежда, игрушка). И если у кого-то есть названое, то эти участники выполняют совместное задание.

    Например.

    Ведущий: у кого есть что-то желтое, тот прыгает на левой ноге.

    Все, у кого есть что-то желтое (желтый цвет в одежде) прыгают на левой ноге.

    Релаксация

    1) Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

    2) Дети свободно сидят за партами, закрыв глаза. Играет музыка. "Представьте, что вы - композитор, который сочинил эту превосходную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину"

    В течение 5 минут дети слушают музыку. После чего, учитель предлагает рассказать им, что нарисовало их воображение при прослушивании данной композиции. По желанию, дети могут рисовать сразу на листе бумаги.

    4) Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.

    "Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо, а на нём лёгкие перья облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились и радуетесь этому чуду. Вдруг, вы открыли глаза.

    Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.

    Упражнения для эмоциональной разрядки

    1). Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

    2) Улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

    3) Устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

    4) Отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

    “Воздушные шарики”

    Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

    “Облака”

    Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

    “Лентяи”

    Представьте себе, что вы – очень ленивы сегодня и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

    “Водопад”

    Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

    “Спящий котёнок”

    Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

    “Шишки”

    Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

    “Холодно – жарко”

    Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились.…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

    “Солнышко и тучка”

    Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

    “Драгоценность”

    Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать.… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

    “Игра с песком”

    Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

    “ Муравей”

    Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

    «Улыбка»

    Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться е. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек.… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2 раза)

    Советы психолога

    Устал - рисуй цветы

    Злой - рисуй линии

    Болит – лепи из пластилина

    Скучно - заполни листок разными цветами

    Грустно - рисуй радугу

    Страшно - плети макраме, вежи узлы или делай аппликации из тканей

    Ощущаешь тревогу-сдалай куклу-мотанку

    Чувствуешь возмущение - рви бумагу на мелкие кусочки

    Чувствуешь беспокойство - складывай оригами

    Хочешь расслабиться - создавай узоры

    Нужно что-то вспомнить - рисуй лабиринты

    Разочарован – сделай копию известной картины

    Отчаялся-рисуй дороги

    Нужно что-то понять-рисуй мандалы

    Нужно быстро восстановить силы-рисуй пейзаж

    Хочешь понять свои чувства-рисуй автопортрет

    Важно запомнить состояние-рисуй цветовые пятна

    Нужно систематизировать мысли-рисуй соты или квадраты

    Хочешь разобраться в себе-сделай коллаж

    Важно сконцентрироваться на мыслях-рисуй точками

    Нужно найти выход из ситуации-рисуй волны и круги

    Хочешь сконцентрироваться на цели-рисуй сетки и мишени

    Чувствуешь,что застрял и нужно двигаться дальше-рисуй спирали

    Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Эмоциональные разрядки на уроках

    Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках вызвана спецификой предметов: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

    Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Первые признаки утомления могут проявляться в двигательном беспокойстве детей на 12 -14 мин. урока. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

    Для этой цели необходимо повышение эмоционального наполнения учебных занятий, их привлекательности, смена деятельности учащихся, оптимизация процесса взаимодействия взрослого и ребенка на занятиях позволят увеличить число положительно переживаемых эмоций, помогут снять физическое и психоэмоциональное напряжение школьников, приведут к повышению умственной и физической работоспособности в режиме учебного дня учащихся.

    Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

    Оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

    Способствует психическому здоровью.

    Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Прием переключения внимания основан на свойственной детям школьного возраста подвижности нервных процессов и непроизвольности характера психической деятельности. Переключение внимания является важным приемом эмоциональной регуляции, если осуществляется целенаправленно, предварительно планируется педагогом, используется как с дидактической целью, так и для временной эмоциональной разрядки. С указанной целью можно использовать разнообразные игровые ситуации, звуковые сигналы, задания со сменой деятельности, задания на быстрое реагирование. К группе вербально -стилистических приёмов можно отнести фольклор, юмор, крылатые слова. Учёные указывают, что использование таких приемов помогает активизировать любую деятельность, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять эмоциональное напряжение.

    Переключение деятельности для коррекции эмоций скуки или боязни может осуществляться как при помощи слов, так и при использовании цвета, музыки, жестовых сигналов, включения в работу предметов, наглядных пособий. К формам переключения деятельности на уроках относятся физкультминутки, физкультпаузы. Здесь уместно использовать крылатые фразы, мудрые мысли, игры - разминки, кричалки, музыкальные физминутки, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, которые доступны и могут быть использованы в работе с детьми школьного возраста.

    Что такое эмоциональная разрядка или релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

    Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить учебный материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

    Очень полезно для снятия эмоционального напряжения использование музыки. Музыка позволяет без волевых усилий активизировать работу на уровне непроизвольной регуляции выполняемых движений, облегчает выполнение работы, избавляет от опасных психофизических перенапряжений. Музыка формирует положительные эмоции, воспитывает чувство ритма, музыкальность, оказывает терапевтический эффект.

    Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые можно применить на уроках.

    Разрядка с использованием различного вида движения

    Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.

    Истории со звуковыми эффектами.

    Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых» эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2 -3 человека), которые будут изображать какие - то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно

    (можно под тихую музыку). После тренировки темп постепенно убыстряется.

    Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости и напряжения, является смех.

    Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу.

    Человек – существо разумное, но ленивое (возможны исключения). Как уменьшить гнусное влияние лени и ускорить процесс усвоения новых знаний? Один из способов – мотиваторы. Мотиваторы - внешние по отношению к человеку раздражители, которые (если они соответствуют его потребностям и мотивам) побуждают человека к определенному поведению.

    Основная функция мотиваторов: ускорить достижение цели.

    Мотиваторы выполняют следующие задачи:

    уменьшают чувство лени

    повышают умственную и физическую активность

    повышают/понижают настроение

    уменьшают дискомфорт от того или иного вида деятельности.

    На уроках можно использовать позитивные мотиваторы.

    Визуальные образы: различные изображения, связанные с поставленной целью.

    Мотиваторы - простые и доступные способы поднять мотивацию учеников и стимулировать их для достижения учебных целей.

    Можно так же использовать игры - разминки или энерджайзеры, направленные на повышение тонуса, групповой активности и энергии учеников. Ниже приводятся примеры игр, направленных на снятие эмоционального напряжения.

    Буги -Вуги (песенка)

    Песенка сопровождается движениями, при этом движения повторяют слова. Слова почти не меняются, а меняется только часть тела, которая двигается (правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, голова..).

    Руку правую – вперед,

    А потом ее – назад,

    А потом опять – вперед

    И немного потрясем.

    Мы танцуем Буги -Вуги,

    Поворачиваясь в круге.

    Вот, что мы поем! ХЭЙ!

    Бум-чики -бум (песенка)

    Песенка повторяется несколько раз, при этом меняется только характер пения: быстрее, медленнее, басом, шепотом и т.д. Ведущий поет строчку, остальные повторяют за ним.

    Пою я бум чики бум

    Пою я бум чики бум

    Пою я бум чики раки чики раки чики бум

    АГА! О -е! Еще раз!

    Верещагин, уходи с баркаса!

    Группа делится на три части. Первая часть начинает и повторяет слова: «Култых - бултых, култых -бултых». Вторая часть подхватывает и повторяет слова: «Чух - чух, чух - чух, чух - чух, чух -чух». Третья часть вступает последней и один раз кричит слова: «Верещагин! Уходи с баркаса!» Когда третья часть закончит кричать свои слова, все вместе должны очень громко сымитировать взрыв – «БА - ааа - Х -ххххх!!!»

    Гол – мимо!

    Группа делится на две приблизительно равных команды "болельщиков". Одна команда по знаку ведущего – взмаху правой руки – хором говорит: “Гол!", другая – на взмах левой руки отвечает как можно более ехидными голосами: "Мимо!" Ведущий "дирижирует" хором, делая движения руками то поочередно, то одновременно.

    Звериный хор

    Аудитория делится на четыре (оптимально) части. Каждой части дается звук какого -нибудь животного.

    Например: ”Гав! Мяу! Бе - е! Хрю!” Используется мотив какой -нибудь легка песенки (“В лесу родилась елочка“ или “Во поле березка стояла”). Мотив разучивается на каждый звук отдельно. Затем по знаку ведущего должна вступать та или иная часть зала.

    Тыр! Пыр! Пулемет! (песенка)

    Слова сопровождаются движениями, поются с ускорением темпа.

    Тыр, пыр, пулемет!

    Выше крыши самолет.

    Бац артиллерия

    Скачет кавалерия.

    Кричалки

    “Два цветочка”. Ведущий называет слова, а дети за ним громко повторяют.

    Два цветочка, два цветочка

    Ежики, ежики

    Наковальня, наковальня

    Ножницы, ножницы

    Бег на месте, бег на месте

    Зайчики, зайчики

    А теперь мы дружно скажем девочки и мальчики.

    “Как живешь”.

    Ведущий задает вопрос, а дети показывают ответ движением.

    Как живешь? Вот так

    А плывешь? Вот так

    Ждешь ответ? Вот так

    Машешь вслед? Вот так

    Как бежишь? Вот так

    Утром спишь? Вот так

    Вдаль глядишь? Вот так

    Как шалишь? Вот так

    Еду на танке

    Повторять за ведущим громко слова.

    Еду на танке

    Вижу корову

    В шапке ушанке

    С рогом здоровым

    Здравствуй, корова

    Как поживаешь?

    Ду - ю - спик -инглишь?

    Чё обзываешь?

    Чика - бум

    Повторять слова за ведущим

    Чика -бум - крутая песня

    Будем петь её все вместе

    Если нужен классный шум

    Пойте с нами - чика -бум

    Пою я - бум - чика -бум

    Пою я - бум - чика -бум

    Пою я - бум - чика - рака - чика - рака - чика -бум

    А - а - а, о - е!

    Ещё раз

    Побыстрее. Всё повторяется снова, только в более убыстренном варианте.

    Запуск ракеты

    К запуску космической ракеты приготовиться

    Есть! Приготовиться!!! (отдают честь)

    Пристигнугь ремни!

    Есть пристигнугь ремни (хлопок перед собой)

    Включить контакты!

    Есть включить контакты (соединяют перед собой большие пальцы рук)

    Завести моторы!!!

    Есть, завести моторы!! !(вращают большие пальцы рук и нарастающий гул)!!!

    Когда, гул стал громким, ведущий на пальцах ведет отсчет:

    5,4,3,2,1 пуск!!

    Все кричат: Ура! Ура! Ура!

    Мы – Красивы

    Громко повторять за ведущим

    Мы - Красивы

    Мы - Умны

    Мы - Умелы, веселы

    Мы - Отличные от всех

    Мы - Грызём лесной орех

    Давайте вместе с нами

    Пойдем за чудесами

    Туда, где есть узоры

    За реки и за горы

    Где буе – буе – раки

    И где зимуют раки

    Где дружно вау – вау

    Живет семейка Бау

    "КОЛПАК"

    (говорить слова и показывать движения руками)

    Колпак мой треугольный,

    Треугольный мой колпак,

    А если он не треугольный,

    То это не мой колпак.

    (во время игры нужно убирать слова и заменять их движениями рук)

    ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК

    Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите:

    «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого -то в четвертом ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

    Ипподром

    Цель: разгрузка, выход энергии, "покричать".

    Ведущий: “Покажите мне ваши руки и ваши коленки. У всех есть две коленки? Тогда вперед! Будем сейчас участвовать в скачках на ипподроме. Повторяйте за мной". Участники повторяют движения за ведущим. "Лошади вышли к старту (хлоп - хлоп -хлоп вразнобой по коленям). Остановились на старте.

    Помялись (тихонько хлопаем). На старт, внимание, марш! Гонка началась (хлопаем быстро по коленям).

    Барьеры (поднимаем руки, словно зависли над барьером). Каменная дорога (стучим кулаками по груди).

    По болоту (дергаем себя за щеки). Песочек (трем ладонь о ладонь). Финишная прямая (очень быстро). Ура!"

    Ловля моли

    Цель: активное вовлечение учеников в игровой процесс, поднять общий тонус группы.

    Особенность: проводится стоя.

    Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как “хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли”. Далее ведущий предлагает всем участникам группы “убить по 10 штук моли”, и первый демонстрирует “убивание моли” хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников,

    по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии. Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.

    Шумовые спектакли

    Идея этих мини -спектаклей проста: участники разделяются на небольшие группы, каждой из которых дается задание изобразить следом за ведущим тот или иной звук, имитирующий что -либо (пение птиц, громовые раскаты и т.д.). Ведущий репетирует с каждой группой один -два раза, а затем начинает рассказ, давая знак той или иной группе для начала их "партии". В заключение, как правило, все группы

    исполняют свои партии вместе.

    Штурм Зимнего дворца.

    Этот мини - спектакль иллюстрирует шуточный рассказ ведущего об историческом событии - штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года. "Прогремел выстрел "Авроры" (группа N 1: "Ба -бах!", группа N 2 изображает ворон: "Кар - кар -кар!"). Вооруженные солдаты и матросы бросились на штурм Зимнего (группа N 3: "Ураа!", группа N 2: "Кар - кар -кар!"). Кадеты, охраняющие Зимний, отстреливаются (группа N 4: "Тра - та - та - та - та!"; группа N 2: "Кар - кар -кар!"). Идет сражение (все группы). Зимний взят (группа N

    3: "Ураа!"). Вы можете также проиллюстрировать любое из событий, которое имеет отношение к занятию или определенной дате.

    "Слон".

    Ведущий спрашивает у детей: "Вы знаете, как чихает слон? А хотите узнать?" Дети делятся на три части, каждая группа разучивает своё слово:

    первая - ящики

    вторая - хрящики

    третья - потащили

    А затем по взмаху руки ведущего все дети кричат одновременно - но каждая группа своё слово. Вот так чихает слон.

    "Хвалилки".

    Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"

    КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ

    Если Ведущий говорит великаны - дети должны стать на носки и поднять руки вверх; если карлики - все должны присесть и вытянуть руки вперед. Ведущий может говорить и делать разные движения, детям главное не сбиться.

    "Если весело живется, делай так " - веселая и легкая игра, понравится детям разных возрастов и взрослым. Можно играть под музыку. Движения повторяются за ведущим. Перед каждым движением повторяется: "Если весело живется, делай так".

    Движения могут быть любыми, например: два хлопка в ладоши перед грудью; два щелчка

    пальцами; один хлопок над головой; три хлопка за спиной; прыжок, и так далее, что придумает ведущий в момент игры. Игра заканчивается тем, что при последнем исполнении песенки после слов "делай так" повторяются сразу все движения.

    Таким образом, мы видим, что использование разнообразных приемов эмоциональной регуляции в режиме учебного дня позволяет снять психическое и физическое напряжение у школьников, что дает возможность повысить их умственную и физическую работоспособность, изменить отношение ребенка к учебной деятельности, установить доброжелательные взаимоотношения между учителем – учеником, учеником – учеником, снять стрессовые состояния перед различными видами контроля, повысить значимость собственного Я, что вселяет уверенность в реальные возможности решения конкретных задач обучения и воспитания.

    Pages to the People

    Контакт

    Телефон:

    Любую эмоцию лучше выплеснуть, а не держать в себе. Обязательно нужнаэмоциональная разрядка . Как говорят врачи ее нужно отреагировать, иначе она станет миной замедленного действия для нашего организма.

    Эмоциональная разрядка - покажите язык

    Эйнштейн не постеснялся так себя запечатлеть на фотографии, а вам сниматься не обязательно. Просто позвольте гневу, печали, обиде отразиться на вашем лице. Мимические мышцы для того и существуют, чтобы транслировать наши эмоции. Стараясь сохранять хорошую мину при плохой игре, вы разрушаете свое физическое и душевное здоровье.

    Совет: Скорчите зверскую рожу: сдвиньте брови, соберите кожу лба в гармошку. После этого расслабьте мышцы и почувствуйте, как вы успокаиваетесь. Запомните это ощущение и постарайтесь его удержать. Проведите по лицу рукой, как бы окончательно стирая складки, и проверяя, хорошо ли разгладились мимические морщинки. Повторите 10-15 раз.

    Эмоциональная разрядка - устраняйте зажимы

    Подавленные эмоции неизбежно приводят к мышечным зажимам. Мускулатура словно каменеет, причем это касается не только тела, но и лица. Мимические и жевательные мышцы напрягаются так, что появляются желваки. Человек постоянно стискивает челюсти, скрипит зубами во сне, со временем начинает жаловаться на фибромиалгии – сильные мышечные боли, которые появляются то тут, то там.

    В этом случае поможет легкий массаж лица и шейно-воротниковой зоны, воздействие на точки в центре висков и небольшой комплекс мимической гимнастики. Повторяйте каждое движение 2-3 раза:

    • Поднимайте и опускайте брови
    • Сдвигайте и раздвигайте их
    • Закрывайте и открывайте глаза
    • Зажмурив их, постарайтесь открыть указательным и большими пальцами, одновременно сопротивляясь этому действию.
    • Широко улыбнитесь
    • Вытяните губы трубочкой
    • Выдвиньте вперед нижнюю челюсть, а затем верните в обычное положение.

    Эмоциональная разрядка - делайте растяжку

    Для скованных нервным напряжением мышц нет ничего лучше!

    • Опустите голову вперед, потянув задние мышцы шеи. Затем медленно запрокиньте ее назад, потянув передние. Повторите 2 раза.
    • Положите руки на затылок, опустите голову и сосчитайте до 10. Вернитесь в исходное положение.
    • Правой рукой обхватите голову (ладонь позади левого уха). Наклоните голову вправо, потянув шейные мышцы, и сосчитайте до 10. Вернитесь в исходное положение и повторите еще раз, а затем поменяйте руку и выполните ту же растяжку в другую сторону также 2 раза.
    • Медленно вращайте головой от правого плеча к левому, растягивая мышцы шеи и плечевого пояса, задерживаясь в крайних положениях – всего 4 раза.
    • Поднимайте и опускайте плечи, затем выполните круговые движения в плечевых суставах – по 10 раз.
    • Соедините руки в замок перед грудью и сильно потяните их вперед, одновременно округляя спину и стараясь оттянуть ее назад. Сохраняйте эту позу, пока не досчитаете до 10.
    • Сцепите руки за спиной в замок на уровне поясницы. Сильно потяните их назад, при этом округляя грудь и выдвигая ее вперед. Оставайтесь в этом положении до счета 10.

    Эмоциональная разрядка - следите за дыханием

    Избыток чувств отражается на дыхании – оно становиться частым и поверхностным или неритмичным: вы словно замираете от печали, а потом тяжело вздыхаете. Вроде становиться легче, но через минуту тоска снова хватает за горло. Негативные эмоции нужно правильно «продышать». Ведь почему йоги достигают нирваны – блаженного состояния полной безмятежности? Да потому что они каждый день занимаются дыхательной гимнастикой.

    Поэтому для эмоциональной разрядки вдохните глубже, задержите дыхание на 10-15 минут, а затем резко выдохните. Вы почувствуете, как все тело расслабляется. Сбросьте отрицательную энергию и эмоции, несколько раз встряхнув кистями рук. Повторите 2-3 раза.

    ВНИМАНИЕ! Разделенные эмоции со знаком «+» молодят. Они улучшают состояние кожи, положительно влияют на состояние волос, ногтей и зубов.

    Будьте здоровы и успешны!

    Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздра­жение, отнимают очень много психических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее предпринимательскую деятельность и, естественно, не дающее возмож­ность создать положительный деловой имидж. В этой связи имеет смысл рассмотреть технические приемы и методы их приостановки 15 .

    1. Всегда разделяйте человека и проблему. Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на ра­циональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие. К тому же такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется про­цесс поведения.

    2. Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль этого человека. Это поможет за­быть про себя и охладить гнев.

    3. Можно представить и такую картину. Между вами и вашим парт­нером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слы­шите, что он говорит. Отпадет нужда отвечать тоже «рычанием». Вы­берите какую-то деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбив­шийся набок галстук и т. п.), посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет». Услыши­те в ответ: «Какая к черту пуговица!» Покажите: «Вот эта».

    4. Вы закипели от гнева, готовы высказать партнеру обидные сло­ва, но пересильте себя: спокойно, вы уверены в себе, вы владеете собой. Улыбнитесь или изобразите улыбку мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка.

    Весьма полезны и следующие ТРИ МЕТОДА САМОУСПОКОЕНИЯ.

    1. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГНЕВА. Этот метод требует прежде все­го осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значе­ние. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки.

    Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно все­гда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.

    В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: «Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?» После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете юмором.

    Проанализируйте, те ли мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями?

    Проверьте себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить откровенно. Ска­жите себе: «Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и боль­шим уважением ко мне, чтобы не сорваться».

    2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ГНЕВА. Его техника направлена на то, что­бы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел ка­кой-то человек. Вы на него гневаетесь. Но если вы смогли бы увидеть этого человека в какой-либо унизительной ситуации, у вас появилось бы чувство удовлетворения («Так тебе и надо»), возможно - даже жа­лость к нему. И ваш гнев, скорее всего, исчез бы.

    Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуа­ция проигрывалась в воображении, как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредо­точиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:

    1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он бу­дет карликом, гномом или букашкой;

    2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;

    3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит сквозь вас в землю;

    4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к ваше­му обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).

    3. РЕЛАКСАЦИЯ (сила связи между нервной и мышечной систе­мами). Ее техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности.

    1) Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и унять агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой.

    2) Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутот­ренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она внача­ле будет похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а на­стоящую, но, правда, весьма ироничную.

    3) Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощуще­ниях. Следите за своим дыханием. Постарайтесь, чтобы оно было как можно более глубоким.

    4) Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости «сохранить лицо» как для себя, так и для него.

    Как известно, отрицательные эмоции более воздействуют на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внима­ние не на негативных слуховых ощущениях, а на зрительно восприни­маемых объектах.

    Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, что вы­зывает отрицательную эмоцию. Чтобы отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо - как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет.

    Следует смотреть молча, очень внимательно, но не «пялиться», а именно рассматривать, чтобы увидеть. Во время этой умышленной паузы, когда вы замолчали, постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с вашим разгоряченным оппонентом.

    Кто бы ни был вашим оппонентом - начальник или подчиненный, старший или младший, - ваше внезапное, неожиданное молчание не­пременно вызовет у него недоумение: его эмоциональная напряжен­ность начнет ослабевать.

    Сознательно сохраняемое спокойствие всегда является проявле­нием силы духа и поэтому дает огромное преимущество, обладая боль­шой силой воздействия. Нужно только, чтобы ваше молчание и рас­сматривание не были восприняты оппонентом как проявление непри­язни и ироничного отношения к нему.

    В процессе трудового дня неизбежны моменты, когда необходимо регулировать уровень нервно-психической активности. В одном случае активность снижается, появляется чувство безразличия. В другом, наоборот, нарастает нервное напряжение. Следует учесть, что по мере снижения работоспособности изменяется и эмоциональная устойчивость, появляется ненужная раздражительность. Факторы, которые до этого казались совершенно нейтральными, начинают восприниматься иначе, вызывают гнев, обиду, способны вызвать ссору.

    Очень важно все время контролировать себя, не допускать снижения работоспособности ниже определенной критической нормы.

    Если вы не можете отойти от своего рабочего места, то очень помогают дыхательные упражнения. Надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10-15 секунд, а затем резко выдохнуть. Дыхательные упражнения лучше сочетать с мышечным напряжением и расслаблением. Например, сделать вдох, задержать дыхание, сжать руки в кулаки, напрячь мышцы рук, спины, живота.

    Резко выдохнуть, расслабить все мышцы тела, сделать несколько встряхивающих движений. Повторить это упражнение несколько раз.

    Нельзя забывать о выражении лица. Сразу же "включайте" внутреннее зеркало, избавьте лицо от ненужных мышечных зажимов. При задержке дыхания можно слегка надувать щеки, делать глотательные движения. После вдоха проведите по лицу рукой, как бы снимая остатки тревоги, раздражения.

    Поднимите углы губ вверх, не забывайте про улыбку. Постарайтесь почувствовать, как приятное ощущение от углов губ идет в стороны к ушам.

    Проведите рукой по мышцам шеи. Если они напряжены, наклоните голову вперед, назад, сделайте несколько вращательных движений. Можно слегка помассировать шею. Легкими движениями погладьте мышцы от плеча к уху. Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры. Это улучшает приток крови к голове и облегчает нервную разрядку.

    Опустите руки вниз, выпрямите пальцы и максимально разведите их в стороны. Почувствуйте, как напрягаются мышцы. Теперь расслабьте руки и сравните ощущения. Выполните эти движения несколько раз.

    Попробуйте до предела разогнуть кисти рук, сравните возникающие ощущения с предыдущими, а затем сожмите пальцы в кулаки. Делать это надо не спеша, обращая внимание на состояние мышц предплечий. Нелишне использовать самоприказы типа: "Я успокаиваюсь", "Я успокаиваюсь все больше и больше", "Я спокоен, уверен в своих силах и возможностях". Впрочем, самоприказы могут быть самыми разными, это дело вкуса. Главное, чтобы они были именно самоприказами.

    Эмоциональную разрядку принесет любимая музыка, ходьба.

    Р.Бардина

    "Приемы эмоциональной разрядки" и другие статьи из раздела