Войти
Логопедический портал
  • Поступить в мгимо вполне реально
  • История корабля Бизань мачта парусника сан джованни баттиста
  • Буква М, м. Согласный звук и. Буква М, м Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  • Самые известные бытовые сказки
  • Картотека логопеда: задания по лексическим темам воспитателям подготовительной к школе группы
  • Архимандрит Келопа (Илие)
  • Вы знаете где находится Колизей и как до него добраться? Колизей, легендарный амфитеатр рима Колизей древний рим история

    Вы знаете где находится Колизей и как до него добраться? Колизей, легендарный амфитеатр рима Колизей древний рим история

    Колизей – легендарный римский амфитеатр, гордость, национальное достояние и великолепный, всегда и везде узнаваемый, символ прекрасной Италии.

    Общая информация

    Колизей находится в самом центре Рима, в своеобразной долине, образованной 3-мя : Целием, Эксвилином и Палатином.

    Размеры древнего амфитеатра поражают воображение: длина – 187 м, ширина – 155 м, высота – 50 м. Но свое название он получил не из-за своих титанических размеров, а потому, что некогда на площади перед ним стояла монументальная статуя Нерона в 35 м высотой.

    Разместиться в Колизее могли от 50 до 83 тыс. человек (самый большой современный стадион, находящийся в КНДР, вмещает 150 тыс.).

    Со времени постройки и вплоть до 405 г. н. э. в Колизее устраивались гладиаторские бои, охота на диких животных, театральные представления и водные феерии – навимахии, то есть грандиозные шоу, имитирующие крупномасштабные морские бои.

    Считается, что здесь были до смерти замучены сотни первых христиан, которых считали опасными бунтовщиками и виновниками упадка государства.

    После краха Древнего Рима Колизей вплоть до XVIII века прозябал в забвении , пока его не взял под покровительство папа Бенедикт XIV.

    Он освятил Колизей, как культовое место гибели первых христианских мучеников, и соорудил здесь множество крестов и алтарей. Их удалили в 1874 г. и с этого момента стали восстанавливать Колизей , как культурный памятник.

    В настоящее время его посещает около 5 млн. туристов в год, принося итальянским властям 50 млн. евро дохода. Адрес: Италия, Рим, Piazza del Colosseo, 1.

    Архитектура и создатели

    Строительство Колизея в 72 г. н.э. было начато императором Веспасианом , который до своего возвышения успел послужить претором при Калигуле, легатом при Клавдии и военачальником при Нероне.

    После смерти Веспасиана в 79 г. строительство продолжил его сын Тит, а после смерти Тита в 81 г. строительство Колизея продолжил и завершил брат Тита и сын Веспасиана, император Домициан.

    Имя архитектора Колизея доподлинно неизвестно, по некоторым данным, это мог быть Рабирий – создатель дворца Домициана на холме Палантин и терм Тита.

    С архитектурной точки зрения Колизей представляет классический древнеримский амфитеатр в форме эллипса, в середине которого расположена арена, окруженная кольцами зрительских трибун.

    Знать сидела на мягких сиденьях нижних трибун, в то время как чернь, женщины, рабы и иностранцы – на жестких деревянных скамейках верхних трибун. Во времена расцвета под ареной располагался лабиринт, где содержали диких животных , а арочные проемы 3 и 4 яруса украшали статуи и лепнина.

    В течение XX столетия Колизей неоднократно горел, страдал из-за землетрясений и подвергался набегам варваров. В Средние века его камни использовались для возведения дворцов для знати и жилищ обычных горожан.

    В 20 в. свою лепту в плачевное состояние величественного здания внес загазованный воздух Рима, вибрации от проезжающих мимо автомобилей и тысячи туристов , желающих унести с собой частичку Колизея в виде хотя бы крохотного камешка.

    Все эти факторы привели к тому, что к началу 21 в. Колизей утратил 2/3 своей изначальной массы, которая составляла 600 тыс. тонн.

    Чтобы не допустить гибели легендарного амфитеатра, в декабре 2013 г. итальянские власти решили начать грандиозную реставрацию Колизея , которая может закончиться в июне-июле 2015 г.

    На туристах это не отразилось – они по-прежнему могут посещать его беспрепятственно.

    Фотографии и Колизей на карте

    Полюбоваться Колизеем можно на фотографиях, а не заплутать на его огромной территории поможет карта:

    Как он был построен

    Колизей был возведен на месте Золотого дворца Нерона, почти полностью разрушенного после самоубийства скандального правителя.

    Возводился грандиозный амфитеатр на средства, захваченные Веспасианом во время победоносной для римлян 1-й Иудейской войны. После падения Иерусалима в Рим были доставлены 100 тыс. рабов , которые и построили Колизей.

    Стены амфитеатра сложены из травертина, который добывали в карьерах Триволи. Крупные мраморные блоки тщательно обтесывались и скреплялись стальными скобами.

    Внутренние части амфитеатра строились из кирпича и туфа, а мощный фундамент, ярусы и своды были изготовлены из древнеримского бетона, который по прочности многократно превосходит современный.

    Практическая информация: часы работы, проезд, билеты

    Часы работы Колизея:

    • последнее воскресенье октября – 15 января – с 9 до 16.30;
    • 16 января – 15 марта – с 9 до 17;
    • 16 марта – последняя суббота марта – с 9 до 17.30;
    • последнее воскресенье марта – 31 августа – с 9 до 19.30;
    • в сентябре – 9-19;
    • 1 октября – последняя суббота октября – 9-18.30.

    Стоимость билета: 12 евро взрослым, для тех, кому меньше 18 л., вход бесплатный (при условии наличия соответствующих документов) , аудиогид на русском – 5,5€, видеогид на русском – 6 евро.

    Кассы закрываются за 1 ч. до того, как закрывается сам амфитеатр. Выходные: 1 января, 25 декабря.

    Как добраться:

    • метро: станция Colosseo, линия В (две остановки от вокзала Termini);
    • автобусы: 75, 81, 613;
    • трамвай: линия 3;
    • пешком: 12 мин. от вокзала Termini по улице Виа Кавур (via Cavour).

    Если передвигаться по Риму вы собираетесь на метро, ознакомьтесь с о схемах проезда, стоимости и графике его работы заранее.

    Не знаете, где остановиться на ночь? Встречайте отелей в центре Рима с 3, 4 и 5 звездами.

    Некоторые занимательные факты о великом Колизее могут быть неизвестны даже опытным экскурсоводам:

    • Торжества в честь открытия Колизея длились 14 недель и включали спортивные состязания, бои гладиаторов и пышные театральные постановки. В 1-й день открытия в амфитеатре, по разным данным, были убиты от 5 до 9 тыс. диких животных .

      Всего за время существования Колизея на арене погибли 300 тыс. человек и 10 млн. диких животных.

    • В Древнем Риме просто пойти и приобрести билеты в Колизей было невозможно, места бронировались за различными гильдиями, союзами, объединениями, либо требовалось специальное приглашение от влиятельного лица.

      Парадная форма одежды была обязательной, например, мужчины должны были носить тоги. На трибунах запрещалось пить вино . Нарушить этот запрет мог разве всесильный император.

    • Судя по данным раскопок, в частности, проведенных и в Колизее, гладиаторы были вегетарианцами, но не из идеологических соображений.

      Обильная растительная пища (ячменные лепешки, хлеб, бобы, овощи, корнеплоды) позволяли им нарастить жировую прослойку, служившую дополнительной защитой во время битв.

    • Ввиду далеко не блестящей сохранности, «дублером» Колизея в фильмах нередко выступает более миниатюрный, но куда лучше сохранившийся тунисский амфитеатр Эль Джем. Он «подменял» своего римского собрата в фильме «Гладиатор».
    • Колизей вошел в список 7-ми новых чудес света . В этом списке он единственный представитель европейской цивилизации.

    Некогда залитый кровью, теперь Колизей воплощает гуманистические ценности новой Европы. Обычно его подсветка белая, но с 2000 г. порой меняется на желтую – это значит, что где-то в мире какому-то заключенному заменили смертную казнь иной мерой наказания .

    В самой Италии смертная казнь не применялась с 1947 г., хотя официально отменили ее только в 2009 г. (в Ватикане – в 1969 г., даже для тех, кто покушался на Папу).

    Несколько простых советов сделают экскурсию по Колизею не только познавательной, но и необременительной для кошелька:

    • Настоятельно рекомендуется приобрести Roma Pass – особый проездной, который позволяет в течение 3-х дней без дополнительной оплаты пользоваться городским транспортом и посетить 2 музея.
    • Обладатели Roma Pass могут посетить Колизей вне очереди . Цена его на 3 дня – 36 евро, на 2 дня – 28 евро. Приобрести его можно на вокзалах (в Италии) либо на сайте http://www.romapass.it/ (сайт на английском).
    • В Италии, как и в прочих странах Е.С. проводятся Дни европейского наследия. В такие дни вход в музеи либо вообще бесплатный, либо обойдется в 1 евро. Ознакомиться с расписанием «дней наследия» можно на http://europeanheritagedays.com.
    • Лето – не лучшее время для посещения как Рима, так и Колизея из-за жары и сезонного наплыва туристов. Если есть возможность, стоит поехать туда поздней осенью или зимой .
    • Чтобы не страдать в бесконечных очередях, приходить следует либо строго к 9 утра либо после обеда.

    Видео Колизея

    Тем, кто все еще сомневается, стоит ли ехать в Рим, поможет принять единственно верное решение видео с красотами Колизея:

    За 20 веков Колизей не утратил ни блеска, ни величия, и продолжает будоражить воображение и сердца как самих итальянцев, так и миллионов восхищенных туристов.

    Вконтакте

    Колизей - знаменитая арена, где проходили легендарные смертельные бои живых существ и казнь преступников. Это было место, целью которого было внушение величия Рима, а также напоминание каждому из присутствующих посетителей о его месте в сложной иерархической социальной системе древнеримского общества. Римский император, построивший Колизей, первоначально не задумывался о власти. Его выбрали легионеры - как это часто бывало в истории Древнего Рима. Теперь предстояла новая задача - покорить толпу. Тот, кто построил Колизей, заложив фундамент величия семьи Флавиев, понимал, как можно покорить сердца и умы сограждан. Немного об истории строительства одной из самых кровавых арен.

    Нерон

    В 64 году н. э. в Риме случился грандиозный пожар. Этой бедой решил воспользоваться деспотичный Он задумал построить огромную резиденцию в центре города, называемую Золотым домом. В нее входил недостроенный дворец, 36-метровая бронзовая статуя самого Нерона, искусственное озеро (площадью 5 футбольных полей), огромный парк. Оплатить строительство должен был народ, страдающий от непомерных налогов.

    В конце концов чаша терпения налогоплательщиков иссякла - начался бунт. Нерон был объявлен врагом народа и покончил с собой. Перипетии гражданской войны возвели на престол Веспасиана, заложившего династию Флавиев.

    Вся эта небольшая предыстория позволяет понять, с какой целью был построен Колизей. Место было выбрано не случайно. Это центр Рима. До этого амфитеатры размещались на окраине города. Тем самым подчеркивался его статус как самого главного развлекательного комплекса не только города, но и всей империи. Второй момент, прекрасно показывающий популистскую стратегию завоевания расположения римских граждан - место, где построили Колизей.

    Построить такой объект для развлечения граждан на территории резиденции ненавистного всем Нерона - это демонстрация общественности заботы, защиты, покровительства.

    Жребий был брошен, ставки слишком высоки, права на ошибку не было.

    Взятие Иерусалима

    Веспасиан - тот император, кто построил Колизей, усмирил Иудею и укрепил свою власть над Римом. Однако в самом начале всех этих деяний он был на перепутье. Его всегда отличала амбициозность. Ситуация, в которой он оказался вначале строительства, была для него новой. Проект требовал колоссальных ресурсов, а император Нерон успел опустошить казну. Увеличение налоговой нагрузки могло спровоцировать социальный взрыв, а откладывать возведение амфитеатра не позволяла политическая ситуация. Кроме того, создание новых рабочих мест в условиях экономического кризиса - это еще одна возможность укрепление собственной власти.

    В апреле 70 г. н. э. старший сын Веспасиана Титус осадил Иерусалим. Этот талантливый военный, не раз показывавший примеры личного мужества на поле брани, смог покорить город. Значение этой победы для Рима сложно переоценить.

    Теперь все богатства Храмовой горы Иерусалима пали к ногам победителя.

    Для тех, кто построил Колизей в Древнем Риме, Иудея была еще одной ограбленной страной, для которой была справедлива древнеримская поговорка: «Горе побежденному».

    Осушение озера и отвод воды

    Оптимальной площадкой для начала строительства являлось находившееся на территории бывшего развлекательного комплекса Нерона искусственное озеро. Необходимо было его осушить. С этой целью вокруг водоема был прорыт ров шириной 50 и глубиной 6 метров. Его дно, стены были выложены каменными плитами, а пространство между ними было заполнено специальным водостойким раствором.

    Окончательное отведение воды стало возможным благодаря еще одному вырытому и растянувшемуся более чем на километр каналу. Но праздновать победу было еще рано. Дождевая вода скапливалась на дне осушаемого озера. Для ее успешного отведения существовала разветвленная сеть каналов, построенных под углом 2 градуса. В качестве уровня использовали продолбленный в доске желоб. Туда наливали жидкость и таким образом «ловили» горизонтальную линию над землей. После этого оставалось только отмерить расстояние вниз. Таким простым, но гениальным способом подземные каналы были возведены под оптимальным углом.

    Те, кто построил Колизей, были талантливыми инженерами, но это еще далеко не все революционные достижения, которые они использовали.

    К вопросу о рабах при строительстве Колизея

    Существует общеизвестное мнение о том, что в строительстве Колизея был широко использован рабский труд. Называются иногда поистине фантастические цифры в 100 000 человек. Безусловно, рабский труд применялся. Однако не все операции можно было доверить работнику с низкой квалификацией, а обучать его прямо на производстве не было ни ресурсов, ни времени.

    Одна из отличительных черт тех, кто построил Колизей - высокая организация и культура производства. Для своего времени римляне были одни из самых искусных строителей. Поэтому Веспасиан (и это подтверждают документы) предпочел продать большую часть рабов, захваченных в качестве военной добычи в Иерусалиме, и, выручив с этой операции баснословные деньги, нанять опытных умелых специалистов.

    Задолго до появления конвейера

    Когда построили Колизей в Риме, то очень долго это сооружение не давало покоя не только современникам, но и многим поколениям потомков. Римляне применили три нововведения, которые явились основой, необходимой для успеха строительства комплекса.

    Первое новаторское решение - арки, разработанные специально для того, чтобы выдерживать большой вес. Несколько клиновидных блоков, составленных полукругом, стоят на двух колонах. Центральный камень поглощает вес здания, а затем идет перераспределение его через всю конструкцию на несущие колоны по бокам. Это дает возможность выдерживать большую нагрузку. А если сюда добавить то, что пространство под колонами свободно - это дополнительно уменьшает вес всего здания.

    Всего на внешнем кольце первого ряда их было 80 единиц. Столько же на втором ярусе и на третьем. Общее количество - 240. Этот арочный комплекс должен был иметь очень высокий уровень стандартизации при его строительстве. То есть, независимо от того какая бригада изготавливала такую арку, она подходила для любой части объекта.

    Идея повторения и взаимозаменяемости строительных элементов с самого начала господствовала в планах римских архитекторов. По-другому и не могло быть. Так как на одной строительной площадке предстояло работать огромному количеству работников с различным уровнем профессиональных навыков.

    Римский бетон

    Второе новаторское решение, которое помогло, с одной стороны, сократить сроки строительства, а с другой, уменьшить общий вес амфитеатра, это использование бетона. Его рецепт ныне практически позабыт. Есть только смутные упоминания у Витрувия. Использовался горный песок (черный, карбункул, серый и красный). Без примеси земли, а еще он должен хрустеть в руке при растирании.

    Добавление извести придавало материалу эластичность. Он принимал любую необходимую форму (арка, свод). Схватывался он быстро, имел меньший вес, чем камень и при этом был водостойкий. Эти качества помогли занять ему достойное место в античной римской архитектуре.

    Но бетон не мог решить все насущные вопросы. Строители все еще нуждались в прочном, а самое главное, легком строительном материале.

    Изобретение красного кирпича

    Когда построили Колизей в Риме, красный кирпич только внедрялся в строительство. Была известна терракота (красная глина). Из нее делали кровельную черепицу. В ходе экспериментов она стала все чаще встречаться в отделке.

    Кирпич и бетон - основные материалы, используемые при сооружении данного грандиозного сооружения. Первый ярус был выполнен из камня, так как именно он должен был выдержать основную нагрузку. Следующие этажи были изготовлены уже из кирпича и бетона.

    Краны

    Несмотря на наличие высококачественных материалов, необходимо было решить еще одну важнейшую задачу касательно доставки всех нужных элементов на необходимую высоту. А для этого требовались подъемные механизмы. До современности дошли некоторые из них, приводимые в движение, благодаря мышечной силе человека. Это Триспастас и Полиспастос.

    Эти идеи были взяты на вооружение у греков. Заслуга римлян в том, что они значительно усовершенствовали греческое наследие. Пожалуй, самым интересным изобретением является ступальное колесо, значительно увеличившее мощность крана.

    Внутренний диаметр такого колеса, укрепленного железной полосой, составлял от 4 до 6 метров, а его высота была свыше 25 метров. Обученная команда могла справиться с грузом до 20 тонн. Те, кто построил Колизей, потом использовали эти механизмы, чтобы вовремя доставлять на арену зверей и гладиаторов. Но это было уже при императоре Домициане, который в угоду толпе дополнительно построил и оборудовал всем необходимым подземелье.

    Арена

    Она имела деревянное покрытие, усыпанное песком. Для того чтобы можно было организовать «красочный» бой, под ней находилось двухъярусное подземелье. Гладиаторы, звери, рабы с декорациями и весь остальной обслуживающий персонал должны были действовать как единый организм.

    Даже существует довольно спорная версия о том, что в случае необходимости имевшиеся гидравлические механизмы с легкостью могли затопить арену и усладить гостей изысканным морским сражением. Пока она не имеет серьезных доказательств, однако и без них масштабы действия поражают воображение.

    Отвечая на вопрос о том, в каком году построили Колизей в Риме, нельзя не отметить профессионализм и скорость возведения сооружения. В 72 году начались работы, для которых необходимы были серьезные финансовые вливания. Разграбление Иерусалима обеспечило финансовую возможность реализации такого амбициозного проекта без привлечения дополнительного финансирования. В 79 году умирает Веспасиан, а его сын, недавно взошедший на престол, дал строителям крайний срок - еще год.

    80 год - это ответ на уже другой животрепещущий вопрос: при каком римском императоре был построен Колизей. Если быть совсем точным, то не построил, а достроил последний этаж, применив при этом самый легкий строительный материал.

    Освятил его своим присутствием император Титус. Он же и озаботился постройкой дополнительного 4 деревянного яруса. Вместимость увеличилась. Называются цифры до 87 000 зрителей.

    Горе побежденному

    Благодаря кинематографу и картинам сложилось очень прочное мнение о том, что жизнь побежденного гладиатора зависела от прихоти толпы и последнего слова императора. Поднятый палец вверх означал жизнь, а опущенный вниз - смерть. Это не совсем так. Жест, обрывающий жизнь бойца, был другим. Толпа в исступлении водила большим пальцем у своего горла, показывая тем самым, что слабого необходимо уничтожить, перерезав ему горло, но это всего лишь детали, известные узкому кругу специалистов.

    Разжигать у толпы жажду крови в предвкушении основного действия - битвы между людьми, были призваны венаторы - гладиаторы, сражающиеся с дикими зверями. Самым знаменитым из них считается Карпофар, убивший 20 животных за один день. Медведи, тигры, львы выходили против такого бойца, вооруженного копьем и щитом.

    Жестокое убийство животных, равно как и людей,не рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее. Достаточно вспомнить, в каком веке построен Колизей. Это было время, когда могущество Рима держалось на ее армии, а кровь, смерть, боль и унижение других живых существ было необходимым условием для достижения собственного могущества. Потому что противник тебя не пощадит. Он будет лишь смеяться над твоей слабостью.

    Домициан

    Сменивший своего отца и брата император Домициан вдохнул новую жизнь в главное детище своей семьи. И тут невольно опять возвращаешься к вопросу о том, при каком императоре был построен Колизей, но именно тот, о котором слагали стихи. Где ни один из присутствующих, включая даже самых непосредственных участников тех событий, не знал о том, какое новое испытание ждет на арене.

    Внедренный именно в этот период элемент неожиданности не давал расслабиться бойцам и щекотал нервы зрителям, благодарным своему императору. Последний же бесстыдно пользовался таким расположением своего народа, приказывая называть себя «господином и богом». В историю он вошел благодаря многочисленным судебным процессам и последующим им казням по обвинению «оскорбления величия».

    Сенаторы убили последнего из Флавиев, и даже обожание толпы, разогретое кровавыми зрелищами Колизея, не уберегли его. Подлинное значение этого амфитеатра в жизни древнего общества может понять лишь современник тех событий. Судить об обычаях и традициях Рима с позиции современного человека неправильно. Дошедший до наших дней памятник архитектуры является культурным наследием человечества, пусть даже таким мрачным, кровавым и зловещим. Несмотря на многолетние исследования учеными территории, строительных и архитектурных особенностей, последняя точка в вопросах, связанных с историей Колизея, не поставлена. И вряд ли это произойдет в ближайшее время.

    Колизей является одним из главных символов Рима. Грандиозное сооружение античного мира поражает современников своим масштабом, исторической значимостью и хорошо сохранившейся формой. Даже сегодня, находясь в самом Колизее, легко представить себе события прошлого, некогда разворачивающиеся на арене этого колоссального амфитеатра.

    Название сооружения «colosseus» переводится с латинского как «огромный». Конечно, в 1 веке нашей эры это было действительно громадное творение архитектуры, ведь высота других зданий в основном не превышала 10 метров.

    Неудивительно, что с 7 июля 2007 года Колизей принадлежит к одному из семи «Новых чудес света».

    История возникновения Колизея

    Строительство Колизея или амфитеатра Флавиев (Amphitheatrum Flavium) было начато в 72 году нашей эры и заняло в общей сложности около 8 лет. Примечательно, что в его возведении приняли участие два императора династии Флавиев, в честь чего стадион и получил свое первоначальное название.

    Император Веспасиан (Titus Flavius Vespasianus), при котором был заложен первый камень стадиона, правил Римской империей с 69 года нашей эры. Он финансировал восстановление многих сооружений, в том числе, Капитолия. А в 72 году император решил осуществить более грандиозный проект и построить самый большой в мире амфитеатр.

    Место для будущего строения было выбрано не случайно. Колизей должен был затмить «Золотой Дом» (Domus Aurea) императора Нерона (Nero Clavdius Caesar), ранее находившейся у прохода к Форумам, и тем самым символизировать власть нового правителя.

    Как считают историки, строительными работами занимались не менее 100 000 рабов и военнопленных, которые были захвачены после войны с иудеями.

    Фото: Viacheslav Lopatin / Shutterstock.com

    Когда в 80-м году нашей эры император Веспасиан умер, строительство Колизея пришлось на эпоху властвования его сына — императора Тита (Titus Flavius Vespasianus). Завершение работ было отмечено праздничной церемонией и освещено именем рода — Амфитеатр Флавиев.

    Происхождение названия

    Считается, что второе название Колизей получил от огромной статуи жестокого императора Нерона, располагающейся перед ним, и носящей название «Колосс».

    Однако это мнение не соответствует действительности. Colosseus был назван так именно из-за своих громадных размеров.

    Расположение

    Великолепное сооружение античной эпохи, свидетельствующее о могуществе Древнего Рима, располагается между тремя холмами:

    • Палатином (Palatino),
    • Кайлием (Celio),
    • Эсквилином (Esquilino).

    Он находится в восточной части Римского форума (Roman Forum).

    Игры

    Как известно, после того, как строительство амфитеатра подошло к концу, были организованы масштабные игры с участием гладиаторов и диких зверей, длящиеся в течение 100 дней.

    На протяжении многих лет это великое сооружение служило главным развлекательным местом для горожан, где проводилось бесчисленное количество гладиаторских боев, морских сражений, казней, сражений животных, реконструкция исторический войн, а также представлений по мотивам древних мифов.

    В первые столетия представления на стадионе были важнейшей частью жизни римлян. А его название – амфитеатр Флавиев — вплоть до 8 века напоминало горожанам о знаменитом императоре-основателе.

    Колизей даже был выбран горожанами местом для празднования 1000-летия Рима, которое проходило в 248 году.

    Девизом этого масштабного стадиона была известная фраза «Panem et circenses» («хлеба и зрелищ»). Всё, что нужно было людям, помимо еды, происходило здесь: кровавые бои и смертельные сражения.

    Однако, не всех устраивала такая жестокость на арене. Впервые против кровавых представлений выступил монах Телемах в 404 г. нашей эры, когда во время соревнования он вскочил с трибуны и потребовал отмены боя. В ответ на это, зрители забили его камнями.

    Прошло еще немного времени, и уже в 523 году, когда Древний Рим окончательно обратился к христианству, император Гонорий Август (Flavius Honorius Augustus) запретил гладиаторские бои. Однако, сражения животных продолжались. После этого Колизей уже не пользовался такой популярностью, как раньше.

    Разрушение и восстановление

    Поскольку Колизей в те времена был очень популярным среди местных жителей, император Тит и его брат Домициан (Titus Flavius Domitianus), а также пришедшие им на смену императоры время от времени улучшали стадион.

    Великое античное сооружение дважды в истории подвергалось большим разрушениям.

    В первый раз значительный урон Колизею нанес пожар, который произошел в конце I века в эпоху властвования императора Макрина. При этом восстановлен стадион был уже во время правления императора Александра Севера (Marcus Aurelius Severus Alexandrus) в начале II столетия.

    Второе существенное разрушение было причинено амфитеатру в 5 веке при нашествии варваров, после которого самое масштабное сооружение античной эпохи длительное время не использовалось и находилось в забвении.

    Средневековье

    В конце 6 века Колизей использовался в качестве памятного места ранних христиан, которые были обречены на тяжелую смерть. Таким образом, во внутреннем пространстве стадиона устроили святилище, а арену сделали кладбищем. В арках и нишах сооружения находились мастерские и торговые лавки.

    Начиная с 12 века, Колизей переходил из рук в руки многих известных римских семей в качестве бастиона до тех пор, пока амфитеатр снова не вернули под государственную власть Рима.

    В 1200 Колизей был передан знатной семье Франджипани (Frangipane). А в 14 веке стадион сильно пострадал от мощного землетрясения. В результате этого внешняя сторона с юга практически полностью обвалилась.

    Постепенно такое древнее сооружение начинало всё больше разрушаться, а некоторые папы и известные римляне не гнушались использовать его элементы для украшения собственных дворцов в 15 веке.

    В XV и XVI веках папа Павел II брал из Колизея материал для строительства своего венецианского дворца, Павел III - для возведения паллацо-Фарнезе, а кардинал Риарио – для дворца канцелярии. Многие зодчие стремились выломать бронзовые перегородки из сооружения.

    В 16 веке римский папа Сикст V хотел открыть на стадионе завод по переработке шерсти. С начала 17 века в Колизее устраивались бои быков – развлечение, которое пришло на смену гладиаторским боям.

    Колизею снова начали уделять внимание, но уже со стороны церкви, во времена папы Бенедикта XIV в середине 18 века, который своим указом велел превратить Колизей в католическую церковь. Трудно представить Колизей в виде церкви, учитывая всю жестокость и кровопролитие, происходившие на его арене, не правда ли? Но именно в честь тысячи жертв Колизея он и принял это решение.

    После папы Бенедикта XIV традиции возрождения древнего памятники архитектуры продолжали другие римские папы.

    Реставрация

    В течение 19 века проводились строительные работы по раскопкам арены стадиона и реставрации фасада. Свой актуальный вид Колизей получил во время правления Муссолини (Benito Mussolini).

    И только в 20 веке Колизей был полностью отреставрирован. Работы длились в течение 9 лет – ровно столько же, сколько потребовалось для его строительства. Возрожденный амфитеатр вновь был открыт как историческая достопримечательность 19 июля 2000 года.

    В 2007 году организацией New Open World Corporation был проведен конкурс, в котором люди по всему миру участвовали в голосовании для выбора Новых семи чудес света. И первое место среди памятников истории занял Колизей.

    Современное время

    Пожалуй, самая длинная очередь из туристов выстраивается у входа в Колизей. Очередь простирается до самой арки Константина. При этом желание туристов со всего света увидеть этот древний монумент не зависит от сезона.

    Фото: Pani Garmyder / Shutterstock.com

    Помимо главного туристического места, отреставрированный и вновь открывшийся в 2000 году древний Колизей на сегодняшний день также выступает в качестве арены для проведения различных зрелищных массовых мероприятий и красочных шоу.

    Конечно, внутреннее пространство стадиона в настоящее время частично разрушено, но до сих пор используются примерно 1500 мест для зрителей.

    На сцене Колизея выступали такие мировые исполнители, как Билли Джоел (Billy Joel), Элтон Джон (Sir Elton John), Пол Маккартни (Sir Paul McCartney), Рей Чарльз (Ray Charles) в 2002 г.

    Стадион часто используется в литературе, кино, музыке и компьютерных играх. Фильмы: Римские каникулы» (Roman Holiday) и «Гладиатор» (Gladiator). Компьютерные игры: Age of Empires, Assassins’s Creed, Civilization.

    Архитектура Колизея

    Вместительность Колизея была рассчитана на 50 тысяч зрителей. Имея форму эллипса, диаметр его овала составляет 188 м и 156 м, а высота насчитывает 50 м. Это сооружение было действительно самым масштабным в истории античного мира.

    Фото: Nicola Forenza / Shutterstock.com

    По данным ученых, актуальный Колизей – это только третья часть от прежнего амфитеатра. И 50 000 зрителей могли разместиться в начале нашей эры в этом амфитеатре совершенно свободно, при этом еще 18 000 посетителей располагались стоя.

    Строительный материал

    Облицовка фасада была осуществлена травертином, как и многие строения Древнего Рима. Из этого природного известняка выполнены основные концентрические и радиальные стены строения.

    Добыча травертина велась рядом с Тиволи, который находится в 35 км от Рима. Первичной обработкой и доставкой камня занимались пленные, а окончательную обработку осуществляли уже римские мастера. Конечно, качество обработки этого строительного материала подручными материалами в 1 веке нашей эры удивляет до сих пор.

    Соединение блоков производилось с помощью специальных железных скоб. Общее количество металла, потраченное на эти скобы – около 300 тонн.

    К сожалению, в Средневековье многие железные конструкции вытащили местные мастера, поэтому сегодня на их месте можно увидеть большие дыры. Конструкция Колизея из-за этого сильно пострадала, но тем не менее, величайшее сооружение всех времен до настоящего времени сохраняет свою форму.

    Помимо травертина, также использовались кирпич, бетон и вулканический туф для строительства амфитеатра. Так, кирпич и бетон применялись для внутренних перекрытий и перегородок, а туф – для возведения верхних ярусов.

    Конструкция

    Конструктивно Колизей состоит из 240 больших арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса. Стены сооружения выполнены из бетона и кирпича из терракоты. Общее количество терракотового камня, которое потребовалось для амфитеатра, – около 1 млн штук.

    Каркас Колизея состоит из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены, а также 7 концентрических стен, выстроенных по окружности арены. Непосредственно над этими стенами располагались зрительские ряды. Концентрические стены с внешней стороны состоят из четырех ярусов, причем в первых трех ярусах выполнены арки высотой 7 метров каждая.

    Входы в Колизей

    Еще одно новшество, используемое при строительство амфитеатра, — равномерное расположение большого количества входов по периметру сооружения. Этот прием применяют и в современное время при возведении спортивных комплексов. Именно за счет этого зрители могли пройти и покинуть Колизей всего за 10 минут.

    Помимо 76 входов для обычных граждан, существовало еще 4 входа для знатных особ. Из этих 76 ходов также 14 предназначалось для всадников. Входы для граждан были отмечены порядковым номером. Центральный выход с севера предназначался специально для императора и сопровождающей его свиты.

    Для посещения амфитеатра в Древнем Риме нужно было купить билет (табел) с номером ряда и места. К своим местам зрители проходили по вомиториям (vomitorium), которые находились под трибунами. По ним также можно было быстро выйти из Колизея в случае эвакуации.

    Система лестниц и коридоров была хорошо продумана, так что это исключало давку и возможность встречи представителя одного сословия с другим.

    Колизей внутри

    Внутри древнего сооружения находились сводчатые галереи, где зрители могли отдохнуть. Тут же торговали ремесленники. Кажется, что все арки одинаковые, но в действительности они расположены под разным углом и тени на них падают также по-разному.

    Фото: Farbregas Hareluya / Shutterstock.com

    Арки

    Войти в амфитеатр можно было через арки, находящиеся на первом ярусе, а затем уже подняться на следующие ярусы по лестницам. Зрители рассаживались вокруг арены по периметру эллипса.

    Ярусы

    Первый ярус Колизея насчитывает 76 пролета, предназначенных для входа на стадион. До наших дней хорошо сохранилась римская нумерация над ними.

    Помимо большого количества арок, отличительную особенность Колизея составляют многочисленные опоры разного стиля. Они служили не только для защиты от разрушения строения, но и облегчали вес всей конструкции.

    В самом тяжелом нижнем ярусе размещаются полуколонны дорического ордера, на бетонном втором ярусе – колонны ионического стиля, на третьем ярусе находятся коринфские колонны с богато декорированными капителями.

    Некоторые источники также говорят о том, что арки на втором и третьем ярусах были дополнены статуями, выполненными из белого мрамора. Хотя подтверждения этой версии нет, возможно, такое украшение было в проекте сооружения.

    Веларий (навес из парусины)

    На четвертом ярусе Колизея, который был построен немного позднее, находятся прямоугольные отверстия для каменных опор, на которых крепился специальный тент. Этот тент натягивался на 240 деревянных мачтах и предназначался для защиты зрителей от солнца и дождя.

    Управлением навесом занимались матросы, специально обученные для этого. Общая численность матросов для натягивания тента составляла несколько тысяч человек.

    Места для зрителей

    Места для зрителей в амфитеатре располагались по иерархии. Ближе всего к арене сидели император и его приближенные, выше – представители городской власти. Еще выше располагались трибуны римских воителей - maenianum primum, а далее – трибуны для состоятельных граждан (maenianum secundum).

    Затем следовали места для обычных людей. после которых рассаживались простые римские горожане. Однако, самые низшие сословия располагались еще выше, на последних рядах.

    Отдельные места отводились для мальчиков с учителями, зарубежных гостей, солдат в увольнении.

    Арена

    Поскольку арена имела эллиптическую форму, то это не позволяло гладиаторам или животным избежать смерти или ударов, укрывшись в углу. Доски на полу легко убирались перед морскими сражениями.

    В подвале под ареной располагались камеры для рабов, а также клетки для животных. Также там находились служебные помещения.

    У арены существовало два входа. Первый — «Ворота Триумфа» (Porta Triumphalis), предназначался для выхода гладиаторов и зверей на арену. Те гладиаторы, которые выигрывали сражение, возвращались через эти же ворота. А тех, кто проиграл, — уносили через «Ворота Либитины» (Porta Libitinaria), получившие имя в честь богини смерти.

    Гипогей

    Под ареной находилось глубокое подземное помещение (hypogeum). В современное время это помещение можно хорошо рассмотреть. Оно включает в себя двухуровневую систему клетей и тоннелей. Здесь содержались гладиаторы и животные.

    Сцена была оснащена сложной системой поворотов и различных приспособлений для спецэффектов, многие из которых до наших дней не сохранились.

    Для поднятия гладиаторов и животных на арену использовалась специальная система лифтов, состоящая из 80 вертикальных подъемников. Там была даже обнаружена гидравлическая система, позволявшая быстро опускать и поднимать арену.

    Гипогей связывала сеть подземных тоннелей с любыми точками амфитеатра, также существовало много ходов за пределами Колизея. Гладиаторов и животных доставляли из расположенных неподалеку бараков. Кроме того, в подземелье существовал специальный ход для нужд императора и весталок.

    Рядом с Колизеем

    Вблизи стадиона находилась школа гладиаторов — Ludus Magnus («Большой полигон»), а также школа Ludus Matutinus, в которой проходили тренировку войны в сражении с животными.

    Как добраться до Колизея

    Добраться до внушительного Колизея, расположенного неподалеку от Форума и арки Константина, можно следующим образом:

    • по линии метро B, выйдя на одноименной станции Colosseo;
    • на трамвае номер 3;
    • автобусы №№ 75, 81, 673, 175, 204.

    Адрес Колизея: Piazza del Colosseo.

    Часы работы

    Амфитеатр открыт для посещения ежедневно. Время работы Колизея:

    • со 2 января по 15 февраля – с 8.30 до 16.30;
    • с 16 февраля по 15 марта — с 8.30 до 17.00;
    • с 16 марта по последнюю субботу марта – с 8.30 до 17.30;
    • с последнего воскресенья марта по 31 августа – с 8.30 до 19.15;
    • с 1 сентября по 30 сентября – с 8.30 до 19.00;
    • с последнего воскресенья октября по 31 декабря – с 8.30 до 16.30;
    • с 1 октября по последнее воскресенье октября – с 8.30 до 18.30.

    Колизей закрыт 1 января и 25 декабря. Билетные кассы прекращают работу за час до закрытия. Последнее посещение также осуществляется за час до закрытия.

    Стоимость билета

    По состоянию на 2020 год посмотреть знаменитые достопримечательности можно по единому билету — Colosseum-Forum-Palatine, который стоит 16 Евро. Билет действителен в течение 24 часов и включает одно посещение Колизея, Римского Форума и Палатина.

    Кроме того, с 1 января 2020 года можно приобрести Full Experience Ticket стоимостью 22 Евро. Он действует в течение 2 дней и позволяет посетить все три достопримечательности, а также выйти на арену и спуститься в подземелье Колизея.

    При раннем бронировании онлайн добавляется сбор 2 Евро.

    Посещение для детей до 18 лет — бесплатно.

    Внимание, вход в Колизей бесплатный первое воскресенье каждого месяца в период с октября по март!

    В Колизее вы можете взять экскурсию на одном из основных европейских языков, которая проводится каждые полчаса. Кроме того, доступны аудиогиды, в том числе на русском языке.

    На официальном сайте сообщается, что в амфитеатре могут одновременно находиться до 3 000 человек по соображениям безопасности. Поэтому на входе могут быть задержки даже для тех, кто заранее забронировал посещение.

    Цены на билеты и часы работы могут меняться — уточняйте информацию на официальном сайте www.coopculture.it/en/ .

    Как купить билеты в Колизей без очереди

    Если вы решите купить билет у входа в Колизей, то вам придется приехать очень рано, либо провести несколько часов в очереди. Для того чтобы не стоять несколько часов в огромной очереди, можно купить единый билет в следующих кассах:

    • возле Палатинского холма — на улице Сан-Грегорио (Via di San Gregorio), дом 30;
    • на площади Санта-Мария-Нова (Piazza Santa Maria Nova), дом 53 (от Колизея всего 200 м);
    • рядом с Римским Форумом.

    Там почти нет очередей, так что вы сэкономите время. Еще один вариант — купить билет на официальном сайте заранее с фиксированным временем посещения.

    Экскурсии по Риму

    Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

    Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

    История Колизея берет свое начало в I веке н. э. Она насыщена яркими событиями и фактами. Это грандиозное сооружение сохранилось до нашего времени практически в первоначальном виде. О самом Колизее, его богатой истории, интересных фактах и событиях будет рассказано в этой статье.

    История Колизея

    Колизей в переводе с латыни означает "колоссальный, громадный". Он также известен как амфитеатр Флавиев (династия римских императоров). Колизей является памятником древнеримской архитектуры и одной из многочисленных достопримечательностей, которыми известна Италия.

    Он построен между Целиевским, Эсквилинским и Палатинским холмами. Возведение Колизея началось в 72 году (I век нашей эры). Во время правления основателя династии Флавиев. Спустя восемь лет, в 80 году, освятил амфитеатр, который возвели на месте пруда, относящегося к известному комплексу

    Причины строительства

    Если быть более точным, то история Колизея началась в 68 году. В тот год изменила присяге императору, поддержав мятежный Сенат. Это привело к тому, что Нерон после 14 лет диктаторства покончил с собой в загородном поместье близ Рима.

    Его смерть привела к гражданской войне, которая длилась целых 18 лет. В 69 году война была завершена, победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, основатель династии императоров.

    Перед Веспасианом стала задача по реконструкции центра Рима, не только для того, чтобы его восстановить, но и для усиления собственной власти и культа, искоренения любого упоминания о своем предшественнике. Большой проблемой для строительства в Древнем Риме Колизея был дворец Нерона, который носил название Золотой дом. Сам дворец и прилегающий к нему участок занимал площадь в 120 га в самом центре Рима.

    Веспасиан реконструировал большую часть зданий, а находящиеся рядом с дворцом озера засыпали, выстроив на их месте Колизей. Все это масштабное мероприятие было довольно символичным, ведь земля, которой пользовался Нерон, теперь стала служить простому народу.

    История строительства

    Античный амфитеатр возводили за счет средств, которые были получены после продажи военных трофеев. Как считают историки, для строительства и реконструкции всего комплекса зданий в Рим было доставлено более 100 тыс. рабов и взятых в плен солдат. Их использовали для выполнения самых тяжелых работ, например, при добыче травертина в карьерах римского пригорода Тиволи. Также они транспортировали камень из карьера в Рим, в среднем дорога составляла более 20 миль.

    Большие группы архитекторов, строителей, декораторов и художников выполняли поставленные задачи, возводя античный амфитеатр. Однако императору Веспасиану было не суждено дожить до завершения грандиозного строения, он скончался в 79 году. Спустя год его преемник Тит освящал Колизей во время его открытия.

    Общее описание

    Как и все остальные амфитеатры Древнего Рима, амфитеатр Колизей построен в форме эллипса, в центре которого располагается арена такой же формы. Вокруг арены выстроены концентрические кольца с местами для зрителей. От всех остальных сооружений подобного рода Колизей отличается своими внушительными габаритами. Длина наружного эллипса Колизея составляет целых 524 метра, большая ось - около 188 м, а малая - почти 156 м. Арена амфитеатра достигает в длину около 86 м, а в ширину - почти 54 м, высота стен Колизея колеблется от 48 до 50 метров.

    Основой конструкции являются 80 направленных радиально столбов, укрепленных стенами, а также несущие своды и перекрытия. Колизей настолько массивен, что для его возведения пришлось делать фундамент, достигающий 13 метров в толщину. Снаружи постройку отделали травертином, который доставляли из Тиволи.

    Фасад амфитеатра

    Архитектура Колизея величественна и грандиозна, она поражает своим великолепием до сих пор. В наружной стене амфитеатра, которая в высоту достигает почти 50 метров, находится двухступенчатый цоколь, а сам фасад здания поделен на четыре яруса. Три нижних яруса - это аркады (несколько одинаковых по размеру и форме арок, которые опираются на колонны или столбы). Этот прием в архитектуре был очень популярен в I веке нашей эры.

    Арки самого нижнего этажа имеют высоту немногим более семи метров, а опоры, поддерживающие их, достигают в ширину почти 2,5 м, а в глубину - около 2,8 метра. Расстояние между опорами составляет 4,2 метра. Перед арками встроены колонны, имеющие дорический ордер, однако антаблемент (верхняя часть) создан в другом архитектурном стиле.

    Интересный факт заключается в том, что 76 арок нижнего яруса из 80 были пронумерованы. Без номеров оставались четыре, которые находились на концах осей, они и являлись главными входами в Колизей.

    Верхняя часть фасада

    Колонны, находящиеся на втором ярусе амфитеатра Колизей, опирались на аттик (декоративная стена), который располагался над антаблементом начального яруса. Аркады второго яруса отличаются от аркад первого высотой колонн, а также тем, что они имеют не дорический, а ионический ордер. Антаблемент, аттик, который служил основой для колонн третьего ряда, также были меньше размером, чем на первом ярусе.

    Высота арок на третьем ярусе чуть меньше, чем на втором, и составляет 6,4 метра. Главным отличием арок второго и третьего яруса было то, что в каждом проеме находилась статуя. На третьем ярусе стены были украшены пилястрами в коринфском стиле. Через каждую пару пилястр было сделано окно.

    Название сооружения

    Многие задают вопрос: "Почему Колизей назвали Колизеем?" Стоит отметить, что изначально он назывался Амфитеатр Флавиев, так как его возведением занималась эта династия императоров. Название Колизей это сооружение получило намного позже, оно появилось в VIII веке. Оно обозначает колоссальность этого амфитеатра, во всей Римской империи построек подобного размера не было.

    Однако существует версия, что Колизей был так назван потому, что рядом с ним стоял колосс (статуя) Нерона. Она была сделана из бронзы и достигала в высоту 37 метров. В дальнейшем император Коммод переделал ее, заменив голову статуи. Сейчас уже сложно сказать, в честь чего был переименован амфитеатр Флавиев в Колизей, однако обе версии вполне состоятельны, и историки до сих пор не нашли им опровержения.

    Предназначение Колизея

    Колизей в Древнем Риме для простого народа и для патрициев являлся главным местом, где проводились различные увеселительные мероприятия. В основном здесь проходили бои гладиаторов, которые в то время пользовались огромной популярностью. Также здесь проводили звериные травли и навмахии (морские сражения). Для проведения морских боев арена Колизея заполнялась водой, после чего и начинались баталии.

    Во время правления императора Макрина, в 217 году, здание Колизея серьезно пострадало от пожара. Но при следующем императоре, Колизей отреставрировали. В 248 году в этом сооружении император Филипп с большим размахом отпраздновал тысячелетие Рима. А в 405 году в Колизее гладиаторские бои были запрещены императором Гонорием. Связано это было с распространением христианства, которое впоследствии стало основной религией Римской империи. Здесь продолжали проводить звериные травли, однако после смерти императора Теодориха Великого, в 526 году, прекратились и они.

    Колизей в Средневековье

    История Колизея в Средние века складывалась не лучшим образом. Нашествия варваров привели в упадок не только амфитеатр, но и сам Рим, постепенно Колизей начал разрушаться. В VI веке к амфитеатру была пристроена часовня, но религиозного статуса всему сооружению это не придало. Арену, где раньше сражались гладиаторы, стравливали зверей и устраивали морские сражения, превратили в кладбище. Аркады и сводчатые пространства были переделаны под мастерские и жилища.

    С XI до XII века Колизей стал своеобразной крепостью для римской знати, которые оспаривали друг у друга право власти над простыми гражданами. Однако они были вынуждены уступить амфитеатр императору Генриху VII, а он в дальнейшем даровал его римскому народу и сенату.

    Местные аристократы в начале XIV века устраивали в Колизее бои быков, с этого же времени сооружение начинает постепенно разрушаться. В середине XIV века мощнейшее землетрясение становится причиной обрушения постройки, больше всего пострадала его южная сторона.

    Колизей в XV-XVIII века

    Так как Колизей в то время не был одной из самых известных достопримечательностей мира, его постепенно начали использовать в качестве строительного материала. Помимо того что брали камень из обвалившихся стен, его специально вытаскивали и из самого Колизея. С XV по XVI век отсюда по распоряжению разных понтификов забирали камень для возведения венецианского дворца, палаццо Фарнезе и дворца канцелярии.

    Несмотря на это варварство, значительная часть Колизея сохранилась, но часть сооружения была изуродована. Папа Сикст V хотел использовать уцелевший амфитеатр в качестве фабрики по производству сукна, а Климент IX сделал из Колизея завод по производству селитры.

    Лишь в XVIII веке понтифики начали должным образом относиться к этому древнему величественному сооружению. Папа Бенедикт XIV принял Колизей под свою защиту и стал считать это местом памяти христиан, павших во время гонений со стороны Рима. В центре арены был установлен крест огромных размеров, а вокруг него расположили несколько алтарей в память пути Христа на Голгофу.

    В 1874 году крест и алтари были убраны с арены Колизея, а новые понтифики продолжили заботу о сооружении. По их распоряжению амфитеатр не только держали в сохранности, но укрепили те стены, которые могли обвалиться.

    Колизей сегодня

    В настоящее время Колизей находится под защитой государства и круглосуточной охраной. Сохранившиеся обломки амфитеатра, где это было возможным, установили на свои места. Арену было решено исследовать, и на ее территории были проведены археологические раскопки. К удивлению, ученые под ареной обнаружили подвальные помещения. Предположительно их использовали в качестве своеобразных кулис для людей и животных, перед тем как они выходили на арену.

    Невзирая почти на две тысячи лет и на тяжелые испытания, остатки Колизея без внутренней и внешней отделки и в настоящее время производят незабываемое впечатление на человека, оказавшегося здесь. Даже в этом состоянии довольно легко представить, каким именно был Колизей в свои лучшие времена. Монументальность архитектуры поражает своим масштабом, вместе с этим виден изысканный романский стиль. Колизей заслуженно считается одной из самых известных достопримечательностей мира.

    Сегодня он продолжает постепенно разрушаться из-за дождевой воды и атмосферного загрязнения. Правительство Италии разработало программу по реставрации и сохранению этого удивительного памятника истории и архитектуры Древнего Рима. В ближайшее время она будет реализовываться. На этот период туристов, приезжающих сюда со всего мира, перестанут пускать в Колизей.

    Это сооружение стало одним из символов Италии, так же как Пизанская башня или фонтан Треви. Колизей сегодня претендует на звание одного из новых чудес света. Среди традиционных семи известны следующие достопримечательности:

    • Пирамиды в Египте.
    • Статуя Зевса в Греции.
    • Храм Артемиды в Эфесе.
    • Мавзолей в Галикарнаке.
    • Колосс Родосский.
    • Александрийский маяк.
    • Висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

    Однако из всех перечисленных достопримечательностей до нашего времени сохранились лишь пирамиды. Об остальных можно узнать только из мифов и легенд. Колизеем же можно любоваться и сегодня, несмотря на то что этому сооружению почти 2 тыс. лет. Если вы окажетесь в Риме, то обязательно посетите этот уникальный исторический и архитектурный памятник.

    Происхождение названия

    Официально римская арена называлась Амфитеатр Флавиев. Привычное для нас название «Колизей» достопримечательность получила только в VIII веке от латинского слова «colosseus», что в переводе означает «громадный, колоссальный». Распространённое мнение, что название происходит от стоявшей неподалеку колоссальной 36-метровой статуи Нерона, является ошибочным.

    Предыстория постройки Колизея

    Чтобы понять причины постройки Колизея необходимо разобраться в ситуации, сложившейся в течении десятилетия, которое предшествовало началу строительства. Римский Великий пожар 64 года нашей эры расчистил в городе обширные территории, в том числе и долину трёх холмов (Целий, Палатин и Эсквилин), где и расположен амфитеатр. Император Нерон, воспользовавшись пожаром, захватил огромную часть освободившейся земли для строительства дворцового комплекса, размеры которого до сих пор остаются рекордными для всех монарших резиденций, когда-либо построенных на территории Европы. По разным данным, дворцовый комплекс Нерона располагался на площади от 40 до 120 гектаров и так поражал своим великолепием, что впоследствии получил название «Золотой дом Нерона». Для его строительства император сильно увеличил налоги. Деспотия и произвол Нерона, вместе с полным отстранением от управления империей, привели к государственному заговору. Сложилась редкая ситуация, когда император сумел настроить против себя сразу все социальные слои древнеримского общества. Понимая, что судьба его решена, Нерон покончил жизнь самоубийством.

    Новый император Веспасиан, будучи тонким политиком и прагматиком, понимал насколько важно заполучить поддержку римской толпы. Рецепт был прост - нужно обеспечить «хлеба и зрелищ». Там где был расположен дворцовый комплекс для Нерона Веспасиан решает построить огромное сооружение для населения Рима. Символичность очевидна. Выбор пал на проект постройки нового грандиозного амфитеатра. Особенно важно реализовать задуманную идею было в связи с желанием Веспасиана стать основателем императорской династии Флавиев. Амфитеатр должен был стать семейным монументом на века.

    Финансирование постройки

    Расточительный Нерон разорил казну, поэтому Веспасиан должен был как можно быстрее найти финансовые средства для строительства. В это самое время, к огромному несчастью для себя, иудеи подняли восстание против римского господства. Веспасиан и его сын Тит воспользовались представленной возможностью, чтобы жестко подавить бунт, а заодно и разграбить Иерусалим. Особенно богатой добычей стал религиозный комплекс города под названием «Храмовая гора», главной достопримечательностью которой на тот момент являлся Второй Иерусалимский Храм. 30 тысяч пленников были проданы в качестве рабов, а ещё 100 тысяч отправлены в Рим для наиболее тяжёлых работ по добыче камня в карьере и его транспортировке к месту строительства Колизея. Получается, что предыстория Колизея такая же кровавая и жестокая, как и события, происходившие в последствии на его арене.

    Конечно же, почувствовали на себе грандиозную постройку величайшего из римских сооружения и простые граждане. В империи подняли старые и ввели новые налоги. Был введён даже налог на туалеты, благодаря которому и появилось выражение «Деньги не пахнут». Именно так ответил Веспасиан своему сыну Титу, когда тот поставил под сомнение моральный аспект нового налога.

    Строительство и архитектура Колизея

    Колизей - самый грандиозный античный амфитеатр. Его размеры:

    • длина наружного эллипса - 524 метров;
    • большая ось - 187 метров;
    • малая ось - 155 метров;
    • длина арены (также эллиптической формы) - 85 метров;
    • ширина арены - 53 метров;
    • высота стен - 48 метров;
    • толщина фундамента - 13 метров.

    Строительство Колизея, начатое в 72 году во время правления Веспасиана, было закончено и освящено при его сыне императоре Тите в 80 году . В этот исторический период в Риме проживало более одного миллиона жителей. Амфитеатр должен был быть достаточно большой, чтобы вмещать 50 тысяч зрителей и одновременно прочный, чтобы выдерживать вес собственной тяжести. Решение этой задачи наглядно продемонстрировал гений римской архитектурной мысли. Многие инженерные решения, который были использованы при постройке Колизея, стали революционными.

    подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

    Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой прочную конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены во все стороны) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. Над ними находились ряды для зрителей.


    Внешняя концентрическая стена амфитеатра включает четыре яруса, первые три из которых насчитывают по 80 арок семиметровой высоты. В оформлении первого яруса используются декоративные полуколонны тосканского ордера, второго яруса - ионического, третьего - коринфского. Последний четвёртый ярус представляет собой сплошную стену (без арок) с небольшими прямоугольными окнами. В простенках между окон были размещены бронзовые щиты, а в арочных проёмах второго и третьего этажа установлены статуи.


    Использование арок, особенностью которых является возможность сократить вес всего сооружения, было единственно верным и возможным инженерным решением для столь высоких стен. Другим преимуществом арочных конструкций была их однотипность, что серьёзно упрощало постройку всего сооружения. Арочные секции создавались отдельно, и только затем собирались вместе как конструктор.

    Строительные материалы

    Несущие радиальные и концентрические стены амфитеатра выложены из природного известняка, известного как травертин. Его добывали вблизи Тиволи (35 км от Рима). Исследователи полагают, что на этапе добычи, доставки и первичной обработки травертина трудились те самые 100 тысяч пленников, захваченных в результате подавления иудейского восстания. Затем камень попадал в руки римских мастеров. Качество их обработки, как и уровень строительства в целом, просто потрясают. Обратите внимание на то, как точно огромные камни прилегают друг к другу.

    Все блоки из травертина были соединены друг с другом железными скобами, которые извлекли в Средние века, что сильно ослабило конструкцию всего сооружения. Подсчитано, что на скобы, стягивающие стены, было потрачено 300 тонн металла. Сейчас на их месте в сохранившихся стенах зияют сквозные дыры.

    Кроме травертина, используемого для несущих радиальных и концентрических стен, при постройке Колизея римские инженеры широко применяли вулканический туф, кирпич и бетон, преимуществом которых была относительная лёгкость. Например, блоки из туфа предназначались для верхних ярусов амфитеатра, а бетон и кирпич хорошо подходили для перегородок и перекрытий внутри сооружения.

    - групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

    - погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

    - история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

    Входы в Колизей

    Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, используется при строительстве стадионов и по сей день - множество входов расположены равномерно по всему периметру сооружения. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

    Всего Колизей насчитывал 80 входов, из которых 4 были предназначены для сенаторов и членов магистрата, 14 - для всадников, 52 - для всех других социальных категорий. Входы для всадников назывались южный, северный, западный и восточный, тогда как другие 76 имели свой порядковый номер (от I до LXXVI). Если хорошо присмотреться, некоторые из них можно увидеть даже сегодня. Каждый зритель в зависимости от социального статуса получал билет (табел), где указывалось не только его место, но и каким входом он должен воспользоваться.

    Чем важнее был человек, тем проще ему было добраться до своего места. Кроме того, коридоры и лестницы амфитеатра были спланированы таким образом, чтобы люди разных сословий не сталкивалась друг с другом. Такая хорошо продуманная система практически исключала давку.

    Места для зрителей


    Римский Колизей мог вместить одновременно до 50 000 человек. Зрители рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Нижний ряд, или подиум, был предназначен для сенаторов и членов магистрата. Здесь же, хотя и на небольшом возвышении, находилась ложа императора. За подиумом располагался ярус для всадников, а затем ярус с местами для тех, кто обладал статусом гражданина в Римской империи. Следующий ярус - для плебса и женщин. Последним был стоячий ярус для рабов и не знатных иностранцев. Получается, что Колизей представлял собой модель римского общества в миниатюре.

    Арена и гипогей

    На арену вели два входа: «Ворота Триумфа» (лат. Porta Triumphalis), через которые гладиаторы и звери выходили на арену и возвращались обратно с победой, и «Ворота Либитины» (лат. Porta Libitinaria), названные так в честь богини смерти и погребения, и куда уносили мёртвых или раненных.

    Со временем желание более величественных зрелищ на арене Колизея только увеличивалось. Чтобы римская толпа постоянно была счастливой и податливой в управлении, требовались постоянные новшества. Уже спустя 5 лет после открытия арена была полностью реконструирована Домицианом, вторым сыном Веспасиана. Домициан создал под ареной подземный комплекс невиданного масштаба - гипогей. Он представлял собой ряд технических и хозяйственных помещений со сложной системой специальных ходов и помостов (лифтов) для поднятия на арену гладиаторов и зверей. Всего было 60 люков и 30 помостов.


    Благодаря уникальной функциональности гипогея арена Колизея могла видоизменяться в зависимости от сценария. Здесь разворачивались настоящие театрализованные действия, целью которых было преподнести смерть и убийство ещё более красочной и яркой. Возводились декорации, имитирующие природу или сооружения. Участники шоу, особенно если это было массовое шоу, появлялись в самый неожиданный момент в крайне важных местах, чем могли серьёзно изменить диспозицию сражающихся сторон на арене. Гипогей поднял игры на более высокий уровень. Сегодня эта часть Колизея единственная, которая практически не пострадала от времени.

    Веларий (навес)

    В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался веларий (навес из парусины), который крепился на 240 деревянных мачтах, установленных в каменные стойки-консоли верхнего четвёртого яруса внешней стены. Управляли навесом несколько тысяч специально обученных матросов, ранее служившие на флоте. К сожалению, подробной информации, каким именно способом функционировал навес и как его натягивали, не сохранилось.


    История функционирования Колизея

    Первый ремонт, как показали исследования археологов, был сделан после пожара в период правления императора Антонина Пия (138–161). В 217 году в результате попадания молнии в верхний этаж Колизея, бóльшая часть амфитеатра выгорела. В 222 году на арене возобновили проведение игр, однако полностью реконструкция сооружения была закончена лишь в 240 году при императоре Гордиане III и по такому случаю выпустили юбилейную монету.

    В 248 году император Филипп организовал в Колизее грандиозные празднования тысячелетия Рима. В 262 году амфитеатр смог относительно успешно пережить сильное землетрясение. Вторая половина IV века ознаменовалась постепенным закатом гладиаторских игр под влиянием распространения христианства:

    • в 357 году император Константин II запретил римским военным после окончания службы добровольно поступать в гладиаторские школы;
    • в 365 году император Валентиниан запретил судьям приговаривать преступников к смерти на арене;
    • в 399 были закрыты все гладиаторские школы.

    Поводом к окончательному запрету гладиаторских боёв послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским. В 404 году христианский монах из Малой Азии по имени Телемах выскочил на арену и бросился к сражающимся гладиаторам, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала монаха. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.

    Захват Рима готами (410 год) привёл к разграблению амфитеатра, с которого были сняты бронзовые украшения и декоративные элементы. Последние игры (включали только травлю диких животных) провёл Флавий Аниций Максим в 523 году. Начиная с VI века, Колизей под влиянием природных стихий стал стремительно приходить в упадок, его арена зарастала деревьями и травой, а под трибунами находили убежище дикие животные.

    В период Средневековья, все знания о назначении амфитеатра были утеряны. Люди начали представлять себе, что грандиозное сооружение являлось храмом Бога Солнца. В специальных брошюрах для паломников, которые посещали Рим, Колизей описывали как круглый храм, посвящённый различным богам, и когда-то покрытый куполом из бронзы или меди. Постепенно всё пространство внутри амфитеатра стало застраиваться домами мелких мастеров и ремесленников. Также в Средние века была популярна легенда, что влиятельная семья Франджипани (Frangipani) спрятала в Колизее свои сокровища.

    В 1349 году мощное землетрясение в Риме стало причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на античную достопримечательность начали смотреть как на место добычи строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали использовать для строительства новых зданий. Многие римские особняки, дворцы и храмы были построены из мрамора и травертина добытого на руинах Колизея.

    Так, в XV и XVI столетиях Папа Павел II использовал камень из Колизея для постройки так называемого Венецианского дворца, кардинал Риарио - Дворца Канцелярии, а Павел III - Паллацо Фарнезе. Известно, что Сикст V намеревался воспользоваться Колизеем для обустройства суконной фабрики, а Климент IX и вовсе на короткий период времени превратил его в завод для добывания селитры. Несмотря на такое потребительское отношение значительная часть амфитеатра всё же уцелела, хотя и в крайне обезображенном состоянии.


    Современные архитектурные исследования Колизея начались примерно в 1720 году, когда Карло Фонтана сделал осмотр амфитеатра и изучил его геометрические пропорции. В это время первый ярус сооружения уже был полностью погребён под землёй и мусором, накопленным за многие столетия.

    Первым Папой Римским, принявшим Колизей под свою защиту, был Бенедикт XIV (понтифик с 1740 по 1758 годы). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников, и приказал установить посреди арены громадный крест и ряд алтарей в память об истязаниях, шествии на Голгофу и крёстной смерти Спасителя. Он же (Бенедикт XIV) поставил точку в многовековом «ограблении» Колизея, запретив использовать сооружение в качестве каменоломни.

    В 1804 году Карло Феа, археолог и хранитель древностей, осмотрев памятник архитектуры, составил меморандум, в котором отметил важность немедленных восстановительных работ из-за опасности обрушения стен. Уже через год начались раскопки и тщательное обследование амфитеатра для реконструкции, которой руководил архитектор Кампорези. В течение всего времени вплоть до 1939 года вся территория Колизея постепенно очищалась от мусора и многовековых наслоений грунта. Также были укреплены внешние стены и расчищена арена.

    Во второй половине XX века положение Колизея ухудшилось из-за просачивания дождевой воды, атмосферного загрязнения (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрации от интенсивного движения городского транспорта. Исследователи считают, что с VI по XXI век Колизей утратил две трети своего первоначального «объёма». Конечно же, главную роль в разрушении сыграли сами жители Рима, использовавшие длительное время заброшенную арену в качестве источника травертина для строительства новых сооружений.

    Зрелища на арене Колизея

    На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осуждённых преступников и реконструкция морских битв. Торжества в честь открытия Колизея, организованные императором Титом в 80 году, продолжались ровно 100 дней. За это время в боях приняло участие около 5000 гладиаторов и 6000 диких зверей. Из них 2000 гладиаторов и 5000 животных были убиты.

    Раненые в бою люди и животные теряли много крови и чтобы настил арены не становился скользким, его посыпали слоем сухого песка, который хорошо впитывал кровь. Такой песок, пропитанный кровью, называли «харена», от которого и пошло слово «арена».


    Вопреки мнению о том, что якобы в Колизее казнили христиан в огромных масштабах, существует другое - что всё это не более, чем удачная пропаганда католической церкви, которая в своё время остро нуждалась в создании образов страданий и мученичеств. Конечно, отдельные казни христиан на арене происходили, однако их количество принято считать преднамеренно завышенным.

    Традиционно действие на арене Колизея начинали утром с представления калек и клоунов, которые развлекали публику ненастоящими боями без кровопролития. Также иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. Затем проходила травля диких животных. К обеду начинались казни. Убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римским правосудием к самой жестокой и позорной смерти на арене. В лучшем случае им давали оружие и у них был призрачный шанс против гладиатора, в худшем - отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арене устанавливали декорации, а преступников наряжали в соответствующие костюмы.

    - вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

    - сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

    Бои гладиаторов

    Происхождение гладиаторских игр до сих пор остаётся предметом дискуссий. Есть версия, что корнями они уходят в этрусский обычай жертвоприношений во время похорон знатного человека, когда в жертву приносили воина, побеждённого в схватке, чтобы умилостивить дух покойника. Историки полагают, что первые гладиаторские игры были проведены в 246 году до нашей эры Маркусом и Децимусом Брут в честь их умершего отца, Юния Брута, в качестве подарка для мёртвых.

    Гладиаторами становились осуждённые на смерть преступники, военнопленные, или рабы, которых специально покупали для этой цели и обучали. Профессиональными гладиаторами были и свободные люди, которые добровольно вызывались участвовать в играх, в надежде заработать деньги или обрести славу. Заключая первый договор, гладиатор (если прежде он был свободным человеком) получал одноразовую плату. При каждом повторном продлении контракта сумма значительно повышалась.


    Гладиаторы проходили обучение в специальных школах–казармах, изначально принадлежащих частным гражданам, но позже ставших собственностью императора, чтобы предотвратить образование частных армий. Так, император Домициан построил около Колизея четыре подобных казармы для гладиаторов. К ним примыкали: тренировочные помещения, госпиталь для раненых, морг для убитых и склад с оружием и продовольствием.

    Известно, что на арену выходили даже отдельные римские императоры. Так, историк Элий Лампридий в начале V века пишет об императоре Коммоде: «Он сражался как гладиатор и с такой радостью получал гладиаторские имена-прозвища, словно они давались в награду за триумфы. Он всегда выступал в гладиаторских играх и приказывал вносить сообщения о всяком своём выступлении в официальные исторические документы. Говорят, что на арене он сражался 735 раз». Также любили «поиграться» в гладиаторов императоры Тит и Адриан.

    Археологами были расшифрованы несколько надписей, найденных на камнях Колизея под ареной. Одна из них говорит, что «гладиатор Фламма четыре раза получал деревянный меч, но предпочёл остаться гладиатором». Вручение деревянного меча после боя означало, что гладиатору даруется свобода, от которой он вправе отказаться.

    Сценарии гладиаторских боёв были различны. Участники сражались как один на один, так и отрядами на выживание сильнейших. Самым зрелищным и кровожадным был групповой бой по принципу «каждый сам за себя», который завершался, когда в живых оставался только один из гладиаторов.


    В размахе гладиаторских боёв рекорд принадлежит Траяну. Он организовал игры продолжительностью 123 дня, в которых приняло участие 10 тысяч гладиаторов. Всего за годы правления Траяна на арене погибло 40 000 человек.

    Образ жизни гладиаторов был близок к военному: проживание в казармах, жёсткая дисциплина и ежедневные тренировки. За неподчинение и несоблюдение правил гладиаторы сурово карались. Для тех, кто хорошо сражались и побеждали, существовали особые привилегии: специальный рацион и установленный режим дня, позволяющий поддерживать хорошую физическую форму. За победы нередко в качестве вознаграждения гладиаторам приводили наложниц. Денежное вознаграждение за успешные бои поступало в распоряжение школы. В суровых буднях и бесконечных играх со смертью гладиаторы, однако, не были обделены женским вниманием и любовью. К сильным мужественным воинам пылало страстью множество женщин, в числе которых было немало знатных особ.

    Также в Риме были специализированные школы, в которых обучали сражаться с дикими животными, разным изощрённым трюкам и способам их убийства для увеселения зрителей. Эта категория воинов именовалась venatores. Они были ниже рангом, чем гладиаторы.

    Травля диких зверей


    Первое упоминание о травле диких зверей в Риме относится к 185 году до нашей эры. Скорее всего, новое развлечение было заимствованно во время Пунической войны с карфагенянами, у которых существовал обычай выставлять беглых рабов на бой против диких животных.

    Для травли на арене Колизея в Рим привозили диких зверей со всех концов империи. Ценились не только хищники, такие как львы, пантеры и гепарды, но и экзотические не агрессивные животные (например, зебры). Разнообразие зверей в первую очередь было проявлением имперского могущества. Со временем, травли привели к ужасным последствиям - некоторые виды попросту вымерли (слоны в северной Африке, гиппопотамы в Нубии, львы в Месопотамии).


    За день до травли животных выставляли в специальном месте для осмотра публики. В Риме это был виварий рядом с портом. Затем зверей перевозили и размещали в помещениях гипогея (под ареной амфитеатра), где они ждали своего часа, чтобы по специальному помосту эффектно подняться на поверхность арены. В некоторых представлениях животные сражались друг с другом, например, лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были неравны: львы ставились против оленей.

    Однако большинство звериных травль проходило с участием человека. Это был либо обученный «охотник» (лат. venatores), вооружённый копьём или мечом и защищённый кожаными доспехами, либо «бестиарий» (осуждённый преступник, которого приговорили к сражению с хищным зверем). Преступник, как правило, был вооружён только кинжалом, чтобы его вероятность выжить на арене сводилась к минимуму. Обычно представление заканчивалось выступлением прирученных животных, специально обученных выполнять трюки, аналогично современным выступлениям в цирке.

    Своеобразный рекорд кровопролития при травле, как и в гладиаторских боях, принадлежит императора Траяну. В честь его победы над жителями Балкан в Колизее было затравлено около 11 тысяч различных зверей (слонов, гиппопотамов, тигров, лошадей, львов, жирафов, зебр и многих других).

    Травля зверей, единственное кровавое действие эпохи Древнего Рима, которое продолжалось ещё долгое время после падения империи, хотя и совершенно в других масштабах. Принято считать, что бои быков корнями уходят именно в звериную травлю.

    Навмахии (морские сражения)

    Навмахии (греч. Ναυμαχία) представляли собой реконструкцию известных морских сражений, в которых участниками, как правило, были осуждённые к смерти преступники, реже - гладиаторы. Для реконструкций требовалась полная водонепроницаемость арены и обеспечение глубины около двух метров. Навмахии были слишком затратны, так как корабли и вся морская амуниция обходились крайне дорого, однако и публичный эффект от их проведения был колоссальным.


    Первая реконструкция морского сражения в истории Рима была профинансирована Юлием Цезарем, который пожелал отпраздновать свою триумфальную военную победу в Египте грандиозным представлением. Навмахия Цезаря прошла во временном озере, выкопанном на Марсовом поле, где воссоздали битву между египтянами и финикийцами. В представлении были задействованы 16 галер и 2 тысячи гладиаторов.

    Впервые навмахии в Колизее были поставлены сразу же после открытия. В основном они реконструировали известные исторические сражения, такие как победа греков над персами в морском сражении при Саламине или поражение спартанцев в Эгейском море в Коринфской войне.

    Колизей сегодня

    Пережив все невзгоды, Колизей давно стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов Италии. В 2007 году амфитеатр был признан одним из семи новых чудес света. В октябре 2013 года начались реставрационные работы, которые будут проходить в три этапа. В рамках этого проекта на первом этапе будут отслеживать динамические вибрации, которым подвергается сооружение, находясь в непосредственной близости от линии метро и автомобильной дороги. Второй этап будет посвящён восстановлению внутренней зоны Колизея и более комплексной реставрации подземных помещений под ареной. В реставрационные работы на третьем этапе также будет включено строительство туристического центра обслуживания.

    Фотогалерея















    Покупка билетов в Колизей

    В течение всего дня перед входом в Колизей бурлит длиннющая очередь, в которой можно легко отстоять несколько часов. Поэтому билеты лучше покупать одним из следующих способов:

    1) дело в том, что Колизей, Форум и Палатин имеют общий билет. Таким образом, покупая практически без очереди билет на Форум, вы спокойно идёте в Колизей, который расположен относительно близко. Срок действия билета - 2 дня (каждую достопримечательность можно посетить только один раз). Цена билета - 12 евро.

    2) можно заранее купить электронный билет на сайте rome-museum.com (доступна русскоязычная версия сайта). Такой билет также является комплексным (кроме Колизея, включает посещение Палатина и Форума). Единственное неудобство электронного билета в том, что необходимо указать дату посещения, а значит ваш визит будет зависеть от погоды. Срок действия билета также 2 дня, однако стоимость включает комиссию за продажу и составляет 16 евро. Также можно приобрести билет с аудио-гидом за 21 евро. В качестве аудио-гида выдают айподы с аудио- и видеороликами. После оплаты вы получите письмо на e-mail с уведомлением о покупке. Сам электронный билет придёт в следующем письме спустя день-два после оплаты. Внимание! Полученный электронный билет нужно обязательно распечатать! Вариант с его показом на экране телефона не пройдёт. Затем, когда будете на месте (у Колизея) нужно обменять электронный билет на стандартный билет.

    Важно! В начале 2014 администрация Колизея заявила про запуск специального приложения для телефонов, с помощью которого можно будет покупать билеты, однако подробностями мы пока не располагаем. Если они вам известны, будем благодарны за предоставленную информацию в комментариях.

    - вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

    - прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов - 2 часа, 30 евро

    - искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев - 3 часа, 38 евро

    график работы

    с 02.01 до 15.02 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30
    с 16.02 до 15.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:00
    с 16.03 до 31.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:30
    с 01.04 до 31.08 - Колизей открыт с 8:30 до 19:15
    с 01.09 до 30.09 - Колизей открыт с 8:30 до 19:00
    с 01.10 до 31.10 - Колизей открыт с 8:30 до 18:30
    с 01.11 до 31.12 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30