Особенности информационной войны во время агрессии нато против югославии. Сковородников А.В. Информационное противоборство в ходе гражданской войны в Югославии
НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕЙ СФРЮ (90-е годы XX в. - начало XXI в.)
Югославский кризис 90-х годов XX в. являлся следствием резкого обострения межреспубликанских и межэтнических противоречий в Социалистической Федеративной Республике Югославии. СФРЮ была самым крупным государством Балканского полуострова, состоявшим из шести республик: Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии (с автономными краями Воеводина, Косово и Метохия), Словении, Хорватии и Черногории.
Самым многочисленным народом являлись сербы, на втором месте стояли хорваты, затем шли мусульмане (славяне, принявшие мусульманство), словенцы, македонцы, черногорцы. Более 30 % населения бывшей Югославии составляли национальные меньшинства, среди которых 1 млн 730 тыс. человек - албанцы.
Предпосылками кризиса стали особенности югославской государственно-политической системы. Заложенные в конституции 1974 года принципы широкой самостоятельности республик способствовали нарастанию сепаратистских тенденций.
Крушение федерации стало результатом и следствием целенаправленной стратегии отдельных этнополитических элит, стремившихся к полновластию в своих республиках в условиях ослабления центральной власти. Военные предпосылки для начала вооруженного противостояния на этнической почве были заложены в особенностях вооруженных сил СФРЮ, состоявших из регу-
лярной армии и сил территориальной обороны, которые формировались по территориально-производственному принципу и находились в ведении республиканских (краевых, местных) органов власти, что позволяло руководству республик создавать свои собственные вооруженные силы.
Западноевропейские государства - члены НАТО, заинтересованные в демонтаже социализма на Балканах, политически, экономически и в военном отношении поддержали сепаратистские силы в отдельных республиках Югославии, провозгласившие себя сторонниками независимости от федеральной власти в Белграде.
Первый этап югославского кризиса (конец июня 1991 г. - декабрь 1995 г.) Это был период гражданской войны и этнополи-тического конфликта, в результате которых произошел распад СФРЮ и образовались новые государства на ее территории - Республика Словения, Республика Хорватия, Республика Босния и Герцеговина, Республика Македония, Союзная Республика Югославия (Сербия и Черногория).
25 июня 1991 г. Словения и Хорватия решением своих парламентов заявили о полной самостоятельности и выходе из состава СФРЮ. Эти действия не получили признания федеральных государственных органов Югославии. Гражданская война в Югославии началась со Словении. На ее территорию были введены подразделения Югославской народной армии (ЮНА). Это спровоцировало вооруженные столкновения со словенскими военизированными формированиями, длившиеся до 3 июля 1991 г. В результате переговоров осенью 1991 г. войска ЮНА покинули Словению.
В Хорватии в связи с непримиримостью позиций сербов и хорватов относительно государственного статуса сербонаселенных районов на территории республики в период с июля 1991 г. по январь 1992 г. велись крупномасштабные боевые действия, в которые была втянута на стороне сербов ЮНА. В результате боевых действий погибло около 10 тыс. человек, число беженцев составило 700 тыс. человек. В декабре 1991 г. было создано независимое государственное образование - Республика Сербская Краина (РСК), лидеры которой выступали за ее выход из состава Хорватии и сохранение действия конституции Югославии.
В феврале 1992 г. по решению Совета Безопасности ООН в Хорватию в интересах урегулирования сербско-хорватского конфликта был направлен контингент миротворческих войск (операция ООН по поддержанию мира - СООНО).
К середине 1992 г. процесс распада Югославии приобрел необратимый характер. Федеральные органы власти утратили контроль за развитием ситуации в стране. Вслед за Словенией и Хорватией в ноябре 1991 г. о своей независимости заявила Македония. Ее выход из состава СФРЮ, а также решение возникающих спорных проблем протекали спокойно, без вооруженных инцидентов.К концу апреля 1992 г. в соответствии с соглашением между Македонией и командованием ЮНА с территории республики полностью были выведены соединения и части федеральной армии.
Вооруженный конфликт в Боснии и Герцеговине (весна 1992 - декабрь 1995) принял крайне ожесточенные формы межнациональных столкновений сербов, хорватов и мусульман.
Мусульманское руководство в союзе с лидерами хорватской общины, игнорируя позицию сербского населения, провозгласило независимость Боснии и Герцеговины (БиГ). После признания в апреле 1992 г. странами-членами ЕС ее суверенитета и вывода в мае того же года соединений и частей ЮНА обстановка в республике оказалась полностью дестабилизирована. На ее территории были сформированы самостоятельные государственно-этнические образования - Сербская Республика (СР) и Хорватская Республика Герцег-Босния (ХРГБ) - с собственными вооруженными формированиями. Коалиционная хорватско-мусульманская группировка выступила инициатором боевых действий против сербов. В последующем эти действия приняли затяжной и исключительно острый характер.
В сложившейся обстановке 27 апреля 1992 года было провозглашено создание Союзной Республики Югославии (СРЮ) в составе Сербии и Черногории, руководство которой объявило ее правопреемницей бывшей СФРЮ.
В целях содействия урегулированию конфликта в БиГ в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от 21 февраля 1992 года на территорию республики были направлены миротворческие силы ООН. Для прикрытия миротворческих войск с воздуха создана крупная группировка ОВВС НАТО (более 200 боевых самолетов, размещенных на авиабазах в Италии и кораблях в Адриатическом море).
Политика Запада, прежде всего ведущих стран НАТО, предусматривающая оказание силового давления только на сербскую сторону при фактической поддержке двух других противоборствующих сторон, завела в тупик переговорный процесс по разрешению кризиса в Боснии и Герцеговине.
В 1995 году военно-политическая обстановка в Боснии и Герцеговине резко обострилась. Мусульманская сторона, несмотря на действовавшее Соглашение о прекращении враждебных действий, возобновила наступление против боснийских сербов. По объектам боснийских сербов боевой авиацией НАТО были нанесены воздушные удары. Мусульманская сторона восприняла их как поддержку своим действиям.
В ответ на удары авиации НАТО боснийские сербы продолжили артиллерийский обстрел зон безопасности. Кроме того, сербами в районе Сараево были блокированы подразделения из состава российского, украинского и французского контингентов миротворческих сил.
В августе-сентябре того же года авиация НАТО нанесла серию ударов по военным и промышленным объектам на всей территории
Сербской Республики. Это поставило войска СР на грань катастрофы и вынудило ее руководство начать мирные переговоры. В дальнейшем, используя результаты массированных ударов авиации НАТО по сербским объектам, в первой половине сентября боснийские мусульмане и хорваты во взаимодействии с частями и подразделениями регулярных ВС Хорватии развернули наступление в Западной Боснии.
В условиях активизации усилий по урегулированию вооруженного конфликта в БиГ между противоборствующими сторонами по инициативе США 5 октября 1995 г. было подписано соглашение о прекращении огня на всей территории республики.
Внутриполитическая обстановка в Хорватии продолжала оставаться сложной и противоречивой. Ее руководство, занимая жесткую позицию, стремилось разрешить проблему Сербской Краины любыми средствами.
В мае-августе 1995 г. хорватская армия провела две боевые операции под кодовыми названиями «Блеск» и «Буря» по присоединению Сербской Краины к Хорватии. Наиболее катастрофические последствия для сербского населения принесла операция «Буря». Главный город Сербской Краины - Книн подвергся полному разрушению. В общей сложности в результате операций хорватских войск погибло несколько десятков тысяч мирных жителей, более 250 тыс. сербов покинули Хорватию. Республика Сербская Краина перестала существовать. За период вооруженного конфликта в Хорватии с 1991 до 1995 г. число беженцев всех национальностей составило более полумиллиона человек.
1 ноября 1995 г. в Дейтоне (США) начались переговоры с участием президентов Хорватии Ф. Туджмана и Сербии С. Милошевича (в качестве главы объединенной сербской делегации), а также лидера боснийских мусульман А. Изетбеговича. В результате переговоров были приняты Дейтонские соглашения, официальное подписание которых состоялось 14 декабря того же года в Париже, закрепившие процесс распада югославской федерации. На месте бывшей СФРЮ было образовано пять суверенных государств - Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Союзная Республика Югославия.
Второй этап (декабрь 1995 г. - рубеж XX-XXI вв.). Это период стабилизации и проведения в жизнь Дейтонских соглашений под руководством военно-политических структур НАТО и под наблюдением ООН, становления новых Балканских государств.
Пакет договоренностей в Дейтоне предусматривал проведение миротворческой операции, обеспечение территориального размежевания враждующих сторон, прекращение враждебных действий, создание Многонациональных военных сил по выполнению Соглашения (ИФОР - СВС). В Соглашении подчеркивалось, что ИФОР будут действовать под руководством, управлением и политическим контролем НАТО. Была создана группировка, в которую вошли воинские контингента от 36 государств, из них 15 стран - членов НАТО.Операция ИФОР/СФОР в Боснии и Герцеговине, проводившаяся под руководством и при решающей роли НАТО, явилась важным инструментом и способом апробации новой стратегической концепции альянса. В миротворческой деятельности НАТО в БиГ проявилась тенденция переноса акцента с классического миротворчества (операции по поддержанию мира) на активное проведение комплексных мероприятий по расширенному применению военной силы.
Третий этап кризиса. Этот период связан с албанским экстремизмом в автономном крае Сербии - Косово и Метохии, ознаменован агрессией ВС НАТО в 1998-1999 гг. против суверенного государства под предлогом защиты албанского населения и международного гуманитарного права.
Накануне распада СФРЮ действия албанских националистов в Косово и Метохии вызвали жесткую ответную реакцию со стороны властей в Белграде. В октябре 1990 г. было сформировано временное коалиционное правительство Республики Косово. С 1991 по 1995 г. ни Белград, ни албанцы не нашли путей для достижения компромиссного решения косовской проблемы
В 1996 г. была сформирована «Освободительная армия Косово» (OAK), которая взяла курс на провоцирование вооруженных инцидентов с сербской полицией. Весной 1998 г. OAK развернула открытую террористическую деятельность против сербов. В свою очередь Белград усилил свое военное присутствие в Косово. Начались военные действия.
Урегулирование косовского кризиса стало предметом «большой игры» стран НАТО, которые начали кампанию по защите прав человека в Косово. Действия югославских войск государства - члены НАТО расценивали как геноцид. На реальный геноцид OAK внимания не обращали.
Военная операция НАТО «Союзническая сила», в которой участвовало 13 стран - членов альянса, продолжалась с 24 марта по 10 июня 1999 г. Целью этой операции было нанесение поражения вооруженным силам СРЮ, разрушение ее военно-экономического потенциала, подрыв политического и морального авторитета Югославии.
По данным командования югославской армии, в ходе операции альянса в течение 79 дней было совершено более 12 тыс. авианалетов, выпущено свыше 3 тыс. крылатых ракет, сброшено более 10 тыс. тонн взрывчатки, что в пять раз превышает мощность атомной бомбы, взорванной над Хиросимой. Ударам подверглись 995 объектов на территории СРЮ.
С военной точки зрения особенностью операции «Союзническая сила» было абсолютное превосходство над противоборствующей стороной. Оно обеспечивалось не только количественными параметрами задействованных со стороны НАТО авиационных и военно-морских группировок, но и за счет качественного состояния авиации, применения высокоточного оружия, в том числе крылатых ракет, космических средств разведки, наведения оружия
и навигации. На различных этапах операции проводилась экспериментальная отработка новых электронных способов ведения войны, подразумевавшая использование новейших средств управления, контроля, разведки и наведения.
Блок НАТО фактически вел войну на стороне албанских экстремистов, и ее результатом стали не предотвращение гуманитарной катастрофы и защита мирного населения, а увеличение потока беженцев из Косово и жертвы среди мирных граждан.
На основании решения Президента РФ и в соответствии с директивой начальника Генерального штаба ВС РФ со второй декады июня до конца июля 2003 г. с Балкан были выведены российские воинские контингента общей численностью 970 человек, в том числе из Косово и Метохии - 650, из Боснии и Герцеговины -
Международные миротворческие силы численностью почти в 50 тыс. человек, из которых около 40 тыс. входили в состав национальных воинских контингентов стран НАТО, не смогли обеспечить безопасность всем гражданам Косово и Метохии, в первую очередь сербам и черногорцам, а также представителям других неалбанских групп населения. Эти силы не предотвратили этнические чистки и террор в отношении неалбанской части населения края и не помешали изгнанию с его территории более 300 тыс. неалбанцев.
Четвертый этап. Это период эскалации вооруженного конфликта в 2001 году на территорию Республики Македонии, а также новый всплеск насилия со стороны албанских экстремистов против сербского населения в Косово и Метохии в 2004 году.
К началу 2001 г. очаг напряженности переместился непосредственно в Македонию, где происходила концентрация боевиков OAK. С 13 марта 2001 г. начались ежедневные вооруженные столкновения албанских экстремистов с подразделениями македонской армии в районе г. Тетово, а позднее и Куманово - второго по величине города страны. 17 марта генеральный штаб македонских вооруженных сил принял решение о мобилизации резервистов сухопутных войск.
19 марта в Тетово был введен комендантский час, а на следующий день македонские власти предъявили боевикам ультиматум: в 24 часа прекратить боевые действия и сдаться либо покинуть территорию республики. Лидеры боевиков отказались подчиняться требованиям ультиматума и не сложили оружия, заявив, что продолжат борьбу до тех пор, «пока албанский народ Македонии не обретет свободу».
В ходе последовавшего наступления македонской армии албанские боевики были оттеснены со всех ключевых позиций. Очередное обострение обстановки в Македонии произошло в мае 2001 г., когда боевики вновь возобновили военные действия.
Под давлением Запада македонское правительство было вынуждено сесть за стол переговоров с экстремистами. 13 августа в Скопье было подписано соглашение, по которому предусматривалось прекрашение огня. 1 апреля 2003 г. Европейский союз приступил в Македонии к миротворческой операции «Конкордия» («Согласие»).
Новая вспышка насилия в Косово в марте 2004 г. продемонстрировала, насколько призрачными были усилия международных посредников и организаций, главным образом в лице ЕС и НАТО, по стабилизации ситуации в крае.
В ответ на антисербские погромы в Косово и Метохии начались антиалбанские выступления в Белграде и других сербских населенных пунктах.
В Косово и Метохию дополнительно были направлены 2 тыс. военнослужащих НАТО. Североатлантический альянс во главе с США усилил свое присутствие и влияние в регионе, фактически направив процесс урегулирования конфликта в выгодное для себя русло.
Сербия оказалась после войны в полном проигрыше. Это будет сказываться на менталитете сербского народа, который вновь, как и в начале XX в., оказался разделенным между различными государствами и испытывает моральное унижение, в том числе и из-за Косово, судьба которого также не определена. После заключения соглашения о новом характере отношений между Сербией и Черногорией с февраля 2003 г. названия «Югославия» и «СРЮ» ушли из политической жизни. Новое государство стало называться Сообщество Сербия и Черногория (СиЧ). Босния и Герцеговина является весьма непрочным государственным образованием: его единство удерживается военным присутствием миротворческих сил, мандат которых не ограничен каким-либо определенным сроком.
В ходе вооруженных конфликтов на территории бывшей СФРЮ только за период с 1991 по 1995 г. погибло 200 тыс. человек, более 500 тыс. было ранено, число беженцев и перемещенных лиц превысило 3 млн человек.
Урегулирование югославского кризиса до сих пор не завершено.
Соглашения о мире в Боснии и Герцеговине.
Распад Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) в начале 1990-х годов сопровождался гражданскими войнами и этническими конфликтами при вмешательстве иностранных государств. Боевые действия в разной степени и в разное время затронули все шесть республик бывшей Югославии. Общее число жертв конфликтов на Балканах с начала 1990-х годов превышает 130 тысяч человек. Материальный ущерб исчисляется десятками миллиардов долларов.
Конфликт в Словении (27 июня - 7 июля 1991 года) стал самым скоротечным. Вооруженный конфликт, известный как Десятидневная война или Война за независимость Словении, начался после провозглашения Словенией независимости 25 июня 1991 года.
Подразделения Югославской Народной Армии (ЮНА), начавшие наступление, столкнулись с ожесточенным сопротивлением со стороны местных отрядов самообороны. Согласно даны словенской стороны, потери ЮНА составили 45 человек убитыми и 146 ранеными. Около пяти тысяч военнослужащих и сотрудников федеральных служб попали в плен. Потери словенских сил самообороны составили 19 убитых и 182 раненых. Также погибли 12 граждан иностранных государств.
Война завершилась подписанием при посредничестве ЕС Брионского соглашения 7 июля 1991 года, по которому ЮНА обязалась прекратить боевые действия на территории Словении. Словения приостанавливала на три месяца вступление в силу декларации независимости.
Конфликт в Хорватии (1991-1995 годы) также связан с провозглашением независимости этой республикой 25 июня 1991 года. В ходе вооруженного конфликта, который в Хорватии называют Отечественной войной, хорватские силы противостояли ЮНА и формированиям местных сербов, поддержанных властями в Белграде.
В декабре 1991 года была провозглашена независимая Республика Сербская Краина с населением 480 тыс. человек (91% - сербы). Таким образом, Хорватия лишилась значительной части территории. В последующие три года Хорватия интенсивно укрепляла свою регулярную армию, участвовала в гражданской войне в соседней Боснии и Герцеговине (1992-1995 годы) и проводила ограниченные вооруженные операции против Сербской Краины.
В феврале 1992 года СБ ООН направил в Хорватию Силы ООН по охране (СООНО/UNPROFOR). Первоначально СООНО рассматривались в качестве временного формирования для создания условий, необходимых для переговоров о всеобъемлющем урегулировании югославского кризиса. В июне 1992 года после того, как конфликт усилился и распространился на БиГ, мандат и численный состав СООНО были расширены.
В августе 1995 года хорватская армия развернула масштабную операцию "Буря" и в считанные дни прорвала оборону краинских сербов. Падение Краины обернулось исходом из Хорватии почти всего сербского населения, составлявшего до войны 12%. Добившись успеха на своей территории, хорватские войска вступили в Боснию и Герцеговину и совместно с боснийскими мусульманами развернули наступление на боснийских сербов.
Конфликт в Хорватии сопровождался взаимными этническими чистками сербского и хорватского населения. В ходе этого конфликта, по оценкам, погибли 20-26 тыс. человек (в большинстве - хорваты), около 550 тысяч стали беженцами при численности населения Хорватии около 4,7 млн человек. Территориальная целостность Хорватии была окончательно восстановлена в 1998 г.
Наиболее масштабной и ожесточенной стала война в Боснии и Герцеговине (1992-1995 годы) с участием мусульман (бошняков), сербов и хорватов. Эскалация напряженности последовала за референдумом о независимости, прошедшим в этой республике 29 февраля-1 марта 1992 года при бойкоте со стороны большинства боснийских сербов. Конфликт происходил с вовлечением ЮНА, армии Хорватии, наемников со всех сторон, а также вооруженных сил НАТО.
Конец конфликту положило Дейтонское соглашение, парафированное 21 ноября 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо) и подписанное 14 декабря 1995 года в Париже лидером боснийских мусульман Алией Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом. Соглашение определяло послевоенное устройство Боснии и Герцеговины и предусматривало ввод международного миротворческого контингента под командованием НАТО численностью 60 тысяч человек.
Непосредственно перед выработкой Дейтонского соглашения, в августе-сентябре 1995 года авиация НАТО провела воздушную операцию "Обдуманная сила" против боснийских сербов. Эта операция сыграла определенную роль в изменении военной ситуации в пользу мусульмано-хорватских сил, предпринявших наступление на боснийских сербов.
Боснийская война сопровождалась массовыми этническими чистками и расправами над мирным населением. В ходе этого конфликта погибли около 100 тысяч человек (в основном - мусульмане), еще два миллиона стали беженцами при довоенной численности населения БиГ в 4,4 миллиона человек. До войны мусульмане составляли 43,6% населения, сербы - 31,4%, хорваты - 17,3%.
Ущерб от войны исчислялся десятками миллиардов долларов. Экономика и социальная сфера БиГ оказались почти полностью разрушены.
Вооруженный конфликт в южном крае Сербии Косово и Метохия (1998-1999 годы) был связан с резким обострением противоречий между Белградом и косовскими албанцами (сейчас 90-95% населения провинции). Сербия предприняла масштабную силовую операцию против боевиков албанской Освободительной армии Косово (ОАК), добивавшихся независимости от Белграда. После провала попытки достичь мирных договоренностей в Рамбуйе (Франция) в начале 1999 года страны НАТО во главе с США начали массированные бомбардировки территории Союзной Республики Югославия (Сербия и Черногория). Военная операция НАТО, предпринятая в одностороннем порядке, без санкции СБ ООН, продолжалась с 24 марта по 10 июня 1999 года. Причиной интервенции войск НАТО были названы масштабные этнические чистки.
СБ ООН принял 10 июня 1999 года резолюцию 1244, положившую конец военным действиям. Резолюция предусматривала ввод администрации ООН и международного миротворческого контингента под командованием НАТО (на первоначальном этапе 49,5 тыс. человек). Документ предусматривал определение на более позднем этапе окончательного статуса Косово.
За время косовского конфликта и бомбардировок НАТО погибли, по оценкам, около 10 тысяч человек (главным образом, албанцы). Около миллиона человек стали беженцами и перемещенными лицами при довоенной численности населения Косово в 2 млн человек. Большинство беженцев-албанцев, в отличие от беженцев-сербов, вернулись в свои дома.
17 февраля 2008 года парламент Косово в одностороннем порядке объявил о независимости от Сербии. Самопровозглашенное государство признала 71 страна из 192 стран-членов ООН.
В 2000-2001 года произошло резкое обострение ситуации на юге Сербии , в общинах Прешево, Буяновац и Медведжа, большинство населения которых составляют албанцы. Столкновения на юге Сербии известны как конфликт в Прешевской долине.
Албанские боевики из Освободительной армии Прешево, Медведжи и Буяноваца боролись за отделение этих территорий от Сербии. Эскалация происходила в 5-километровой "наземной зоне безопасности", созданной в 1999 году на территории Сербии по итогам косовского конфликта в соответствии с Кумановским военно-техническим соглашением. По соглашению югославская сторона не имела права держать в НЗБ армейские формирования и силы безопасности, за исключением местной полиции, которой разрешалось ношение лишь легкого стрелкового оружия.
Положение на юге Сербии стабилизировалось после достижения в мае 2001 года между Белградом и НАТО договоренности о возвращении контингента югославской армии в "наземную зону безопасности". Были также достигнуты договоренности об амнистии для боевиков, формировании многонациональных полицейских сил, интеграции местного населения в общественные структуры.
По оценкам, за время кризиса на юге Сербии погибли несколько сербских военнослужащих и гражданских лиц, а также несколько десятков албанцев.
В 2001 году произошел вооруженный конфликт в Македонии с участием албанской Национальной освободительной армии и регулярной армии Македонии.
Зимой 2001 года албанские боевики начали военно-партизанские действия, добиваясь независимости северо-западных районов страны, населенных преимущественно албанцами.
Противостоянию властей Македонии с албанскими боевиками положило конец активное вмешательство Евросоюза и НАТО. Было подписано Охридское соглашение, предоставлявшее албанцам в Македонии (20-30% населения) ограниченную юридическую и культурную автономию (официальный статус албанского языка, амнистия боевиков, албанская полиция в албанских районах).
В результате конфликта погибли, по разным оценкам, более 70 македонских военнослужащих и от 700 до 800 албанцев.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости
Охватившего эту страну после смерти её лидера И. Б. Тито. Долгое время, с 1945 по 1980 г., Тито и возглавля-емый им Союз коммунистов Югославии (СКЮ) осуществляли жёст-кий контроль над любыми разновидностями национализма в этой стране. В рамках единого государства удавалось избегать националь-ных и религиозных конфликтов, несмотря на то, что население каж-дой из республик многоконфессиональной Югославии имело собст-венное национальное самосознание и своих национальных лидеров.
После смерти Тито в 1980 г. началось разложение партии, за кото-рым последовал и распад многонационального государства, затянув-шийся на долгие годы . На карте Европы появились самостоятельные государства: Союзная Республика Югославия (Федерации Сербии и Черногории), Босния и Герцеговина, Словения, Хорватия и Маке-дония. А после проведения референдума о независимости в Черно-гории последние остатки прежней федерации ушли в историю . Сербия и Черногория также стали независимыми государствами.
Нельзя считать, что столкновение национальных интересов быв-ших югославских народов неизбежно должно было вылиться в кро-вопролитную войну. Её можно было избежать, если бы политическое руководство национальных республик так рьяно не спекулировало на национальном вопросе. С другой стороны, между отдельными составляющими Югославскую федерацию накопилось столько обид и взаимных претензий, что политикам требовалась большая доля благоразумия, чтобы ими не воспользоваться. Однако благоразу-мие не было проявлено, и в стране началась гражданская война.
В самом начале югославского конфликта политическое руководство Сербии заявляло, что в случае развала Югославии границы многонацио-нальных республик должны быть пересмотрены таким образом, чтобы всё сербское население проживало на территории «великой Сербии». В 1990 г. почти треть Хорватии заселяли сербы, кроме того, более миллиона сербов проживали в Боснии и Герцеговине. Хорватия выступила против этого, за сохранение прежних гра-ниц, но при этом сама хотела контролировать те районы Боснии, которые были заселены преимущественно хорватами. Этногеографическое распределение хорватов и сербов в Боснии не позволя-ло провести разумные и согласованные границы между ними, что неизбежно вело к конфликту.
Сербский президент С. Милошевич выступал за объединение всех сербов в границах одного государства. Необходимо отметить, что практически во всех бывших югославских республиках ключевой идеей этого периода стало создание моноэтнического государства.
Милошевич, который первоначально контролировал сербских лидеров в Боснии, вполне мог предотвратить кровопролитие, однако не сделал этого. Ради финансирования войны его режим, по существу, ограбил население Сер-бии, проведя эмиссию, следствием которой стала высокая инфляция. В декаб-ре 1993 г. за купюру в 500 млрд динар в утренние часы можно было купить пачку сигарет, а в вечерние из-за инфляции — коробку спичек. Средняя зар-плата при этом составляла 3 долл. в месяц.
- 1987 г. — избрание лидером СКЮ сербского националиста Сло-бодана Милошевича.
- 1990-1991 гг. — распад СКЮ.
- 1991 г. — провозглашение независимости Словении и Хорва-тии, начало войны в Хорватии.
- 1992 г. — провозглашение независимости Боснии и Герцегови-ны. Начало конфронтации между населением республики, которое состояло из мусульман-боснийцев (44%), католиков-хорватов (17%), православных сербов (33%).
- 1992-1995 гг. — война в Боснии и Герцеговине.
- 1994 г. — начало воздушных налётов НАТО на позиции босний-ских сербов.
- Август — сентябрь 1995 г. — НАТО осуществил массовый воз-душный налёт на военные объекты и коммуникации боснийских сербов, лишив их возможности сопротивления.
- Ноябрь 1995 г. — подписаны Дейтонские соглашения (США), согласно которым Босния (состоявшая из 51 % мусульман и 49% православных христиан) разделялась на боснийско-мусульманскую и боснийско-сербскую республики, но в своих прежних границах. Единую Боснию должны были представлять некоторые общие институты двух республик. 35-тысячный контингент войск НАТО с участием США был обязан следить за соблюдением соглашений по Боснии. Лица, подозреваемые в преступлениях, подлежали арес-ту (прежде всего это касалось лидеров боснийских сербов Слобо-дана Милошевича и Радко Младича).
- 1997 г. — на заседании союзного парламента Союзной Республи-ки Югославии президентом был избран С. Милошевич.
- 1998 г. — начало радикализации сепаратистского движения в Косово.
- Март 1998 г. — СБ ООН принимает резолюцию об оружейном эмбарго в отношении Союзной Республики Югославии.
- Июнь 1998 г. — косовские албанцы отказываются от диалога с Сербией (они будут бойкотировать встречи ещё 12 раз).
- Август 1998 г. — НАТО одобрил три варианта урегулирования косовского кризиса.
- Март 1999 г. — начало бомбардировок целей в Сербии и Черно-гории (в нарушение Парижской хартии, членом которой была Югославия, и всех принципов ООН). Белград объявил о разрыве дипломатических отношений с США, Великобританией, Герма-нией и Францией.
- Апрель 1999 г. — заявление России, в котором бомбардировка Югославии расценивалась как агрессия НАТО против суверенно-го государства.
- Май 1999 г. — в Гаагском трибунале начинается слушание по ис-ку Белграда к 10 странам НАТО, участвующим в бомбардировках Югославии. (Позднее иск был отклонён.)
- Июнь 1999 г. — начался вывод военных и полицейских из Косо-во. Генсек НАТО X. Солана отдаёт приказ о приостановке бомбар-дировок. Материал с сайта
Югославский конфликт стал величайшей трагедией человечест-ва за всё послевоенное время . Количество убитых исчислялось десят-ками тысяч, этнические чистки (насильственное изгнание с опре-делённой территории лиц иной этнической принадлежности) по-родили 2 млн беженцев. Военные преступления и преступления против человечности совершали все участники конфликта. За вре-мя военных действий на территорию Югославии было сброшено 5 тыс. тонн бомб, выпущено 1500 «крылатых ракет». Ни дипломатические усилия Запада, ни экономические санкции не давали сво-их результатов — война длилась несколько лет. Не обращая внима-ния на бесконечные переговоры и соглашения о прекращении ог-ня, христиане (католики и православные) и мусульмане продолжа-ли убивать друг друга.
Политическое противостояние таких супердержав, как США и СССР, длившееся с середины 40-х и до начала 90-х годов прошлого века, и никогда не перераставшее в настоящий военный конфликт, привело к возникновению такого термина, как холодная война. Югославия - это бывшая социалистическая которая начала распадаться практически одновременно с Главной причиной, послужившей толчком к началу военного конфликта, стало желание Запада установить свое влияние на тех территориях, которые ранее принадлежали СССР.
Война в Югославии складывалась из целой серии вооруженных конфликтов, длившихся на протяжении 10 лет - с 1991 по 2001 год, и в итоге приведших государство к распаду, в результате которого образовалось несколько независимых друг от друга государств. Здесь боевые действия имели межнациональный характер, где участвовали Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Албания и Македония. Война в Югославии началась из-за этнических и религиозных соображений. Эти события, произошедшие в Европе, стали самими кровопролитными со времен 1939-1945 гг.
Словения
Война в Югославии началась с вооруженного конфликта 25 июня - 4 июля 1991 г. Ход событий берет свое начало с провозглашенной в одностороннем порядке независимости Словении, вследствие чего между нею и Югославией вспыхнули боевые действия. Руководство республики взяло под контроль все границы, а также воздушное пространство над страной. Местные военные части стали готовиться к захвату казарм ЮНА.
Югославская народная армия встретила ожесточенное сопротивление местных отрядов. В спешном порядке возводились баррикады и блокировались пути, которыми следовали отряды ЮНА. В республике была объявлена мобилизация, а ее руководители обратились за помощью к некоторым европейским странам.
Война окончилась вследствие подписания Брионского соглашения, которое обязывало ЮНА прекратить вооруженный конфликт, а Словения должна была на три месяца приостановить подписание декларации о провозглашении своей независимости. Потери со стороны Югославской армии составили 45 человек убитых и 146 раненых, а со Словенской, соответственно, 19 и 182.
Вскоре управление СФРЮ было вынуждено признать свое поражение и смириться с независимой Словенией. В завершение ЮНА вывела войска с территории новообразовавшегося государства.
Хорватия
После того как Словения обрела независимость от Югославии, сербская часть населения, проживающая на этой территории, попыталась создать отдельную страну. Они мотивировали свое желание отсоединиться тем, что здесь якобы постоянно нарушались права человека. Для этого сепаратисты начали создавать так называемые отряды самообороны. Хорватия расценила это как попытку ее присоединения к Сербии и обвинила своих оппонентов в экспансии, вследствие чего в августе 1991 г. начались масштабные боевые действия.
Свыше 40% территории страны было охвачено войной. Хорваты преследовали цель освободиться от сербов и выгнать ЮНА. Добровольцы, желающие обрести долгожданную свободу, объединялись в отряды гвардейцев и всеми силами добивались для себя и своих семей провозглашения независимости.
Боснийская война
1991-1992 года стали началом пути освобождения от кризиса Боснии и Герцеговины, в который ее втянула Югославия. Война на этот раз затронула не только одну республику, но и соседние с ней земли. В результате данный конфликт привлек к себе внимание НАТО, ЕС и ООН.
На этот раз военные действия происходили между боснийскими мусульманами и их единоверцами, ратующими за автономию, а также хорватами и вооруженными группами сербов. В начале восстания в конфликте была замешана и ЮНА. Чуть позже подключились силы НАТО, наемники и добровольцы от разных сторон.
В феврале 1992 года было выдвинуто предложение о разделе данной республики на 7 частей, по две из которых должны были достаться хорватам и мусульманам, а три - сербам. Это соглашение не было одобрено главой боснийских сил Хорватские и сербские националисты заявили, что это был единственный шанс прекратить конфликт, после чего Гражданская война в Югославии продолжилась, привлекая к себе внимание почти всех международных организаций.
Боснийцев объединились с мусульманами, благодаря чему была создана Боснии и Герцеговины. В мае 1992 г. АРБиХ превратилась в официальные вооруженные силы будущего независимого государства. Постепенно военные действия прекратились вследствие подписания Дейтонского соглашения, которое предопределило конституционную структуру современной независимой Боснии и Герцеговины.
Операция «Обдуманная сила»
Такое кодовое название получила воздушная бомбардировка позиций сербов в боевом конфликте в Боснии и Герцеговине, которую проводила НАТО. Поводом для начала этой операции послужил взрыв в 1995 г. на территории рынка Маркале. Определить виновных в терроризме не удалось, но НАТО ответственность за случившееся возложила на сербов, которые категорически отказались выводить свое вооружение из Сараево.
Таким образом, история войны в Югославии продолжилась операцией «Обдуманная сила» ночью 30 августа 1995 года. Ее целью было снижение возможности сербского штурма безопасных зон, которые установила НАТО. Авиация Великобритании, США, Германии, Франции, Испании, Турции и Нидерландов начали наносить удары по позициям сербов.
В течение двух недель было произведено больше трех тысяч вылетов самолетов НАТО. Результатом бомбардировки стало разрушение радарных установок, складов с боеприпасами и оружием, мостов, телекоммуникационных связей и других жизненно необходимых объектов инфраструктуры. И, конечно же, главная цель была достигнута: сербы покинули город Сараево вместе с тяжелой техникой.
Косово
Война в Югославии продолжилась вооруженным конфликтом, который вспыхнул между СРЮ и албанскими сепаратистами в 1998 г. Жители Косово стремились обрести независимость. Через год в ситуацию вмешалось НАТО, вследствие чего началось проведение операции под названием «Союзная сила».
Данный конфликт систематически сопровождался нарушениями прав человека, что привело к многочисленным жертвам и массовому потоку переселенцев - спустя несколько месяцев после начала войны насчитывалось около 1 тыс. убитых и раненых, а также более 2 тыс. беженцев. Итогом войны стала резолюция ООН 1999 г., согласно которой было гарантировано предотвращение возобновления огня и возвращение Косово под власть Югославии. Совет Безопасности обеспечил общественный порядок, надзор за разминированием, демилитаризацию ОАК (Освободительной армии Косово) и вооруженных групп албанцев.
Операция «Союзная сила»
Вторая волна вторжения Североатлантического альянса в СРЮ происходила с 24 марта до 10 июня 1999 г. Операция происходила во время этнических чисток в Косове. Позже подтвердил ответственность служб безопасности СРЮ за совершенные преступления против албанского населения. В частности, во время проведения первой операции «Обдуманная сила».
Власти Югославии засвидетельствовали 1,7 тыс. погибших граждан, 400 из которых были детьми. Около 10 тыс. человек были тяжело ранены, а 821 - пропали без вести. Подписание Военно-технического соглашения между ЮНА и Североатлантическим альянсом положило конец бомбардировке. Силы НАТО и международная администрация взяла под контроль этот регион. Чуть позже эти полномочия были переданы этническим албанцам.
Южная Сербия
Конфликт между незаконной вооруженной группой, которая носила название «Армия освобождения Медведжи, Прешева и Буяноваца», и СР Югославия. Вершина активности в Сербии совпала с обострением ситуации в Македонии.
Войны в бывшей Югославии почти прекратились после достижения неких договоренностей между НАТО и Белградом в 2001 г., по которым гарантировалось возвращение югославских войск в зону наземной безопасности. Кроме того, были подписаны соглашения по вопросам формирования полицейских сил, а также об амнистии боевиков, которые решили добровольно сдаться.
Противостояние в Прешевской долине забрало жизни 68 человек, 14 из которых были полицейскими. Албанские террористы совершили 313 нападений, жертвами которых стали 14 человек (9 из них удалось спасти, а судьба четверых остается неизвестной и по сей день).
Македония
Причина конфликта в этой республике не отличается от предыдущих столкновений в Югославии. Противостояние происходило между албанскими сепаратистами и македонцами на протяжении практически всего 2001 г.
Ситуация начала накаляться в январе, когда правительство республики засвидетельствовало частые случаи агрессии по отношению к военным и полиции. Поскольку македонская служба безопасности не предприняла никаких действий, население пригрозило самостоятельной закупкой оружия. После этого, с января по ноябрь 2001 г. происходили постоянные столкновения албанских группировок с македонцами. Самые кровавые события происходили на территории города Тетово.
В результате конфликта жертв со стороны Македонии насчитывалось 70 человек, а албанских сепаратистов - около 800. Сражение завершилось подписанием Охридского соглашения между Македонией и албанскими силами, что привело республику к победе в борьбе за независимость и переходу к налаживанию мирной жизни. Война в Югославии, хроника событий которой официально заканчивается в ноябре 2001 г., на самом деле продолжается и по сегодняшний день. Сейчас она имеет характер всевозможных забастовок и вооруженных столкновений в бывших республиках СРЮ.
Итоги войны
В послевоенный период был создан Международный трибунал по бывшей Югославии. Этот документ восстановил справедливость по отношению к жертвам конфликтов всех республик (кроме Словении). Конкретные лица, а не группировки, принимавшие непосредственное участие в преступлениях против человечности, были найдены и наказаны.
В течение 1991-2001 гг. по всей территории бывшей Югославии было сброшено около 300 тыс. бомб и выпущено около 1 тыс. ракет. В борьбе отдельных республик за свою независимость большую роль сыграла НАТО, которая вовремя вмешалось в самоуправство югославских властей. Война в Югославии, годы и события которой унесли жизни тысяч мирных жителей, должны послужить уроком для общества, так как даже в нашей современной жизни нужно не только ценить, но и всеми силами поддерживать столь хрупкий мир во всем мире.
НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕЙ СФРЮ (90-е годы XX в. - начало XXI в.)
Югославский кризис 90-х годов XX в. являлся следствием резкого обострения межреспубликанских и межэтнических противоречий в Социалистической Федеративной Республике Югославии. СФРЮ была самым крупным государством Балканского полуострова, состоявшим из шести республик: Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии (с автономными краями Воеводина, Косово и Метохия), Словении, Хорватии и Черногории.
Самым многочисленным народом являлись сербы, на втором месте стояли хорваты, затем шли мусульмане (славяне, принявшие мусульманство), словенцы, македонцы, черногорцы. Более 30 % населения бывшей Югославии составляли национальные меньшинства, среди которых 1 млн 730 тыс. человек - албанцы.
Предпосылками кризиса стали особенности югославской государственно-политической системы. Заложенные в конституции 1974 года принципы широкой самостоятельности республик способствовали нарастанию сепаратистских тенденций.
Крушение федерации стало результатом и следствием целенаправленной стратегии отдельных этнополитических элит, стремившихся к полновластию в своих республиках в условиях ослабления центральной власти. Военные предпосылки для начала вооруженного противостояния на этнической почве были заложены в особенностях вооруженных сил СФРЮ, состоявших из регу-
лярной армии и сил территориальной обороны, которые формировались по территориально-производственному принципу и находились в ведении республиканских (краевых, местных) органов власти, что позволяло руководству республик создавать свои собственные вооруженные силы.
Западноевропейские государства - члены НАТО, заинтересованные в демонтаже социализма на Балканах, политически, экономически и в военном отношении поддержали сепаратистские силы в отдельных республиках Югославии, провозгласившие себя сторонниками независимости от федеральной власти в Белграде.
Первый этап югославского кризиса (конец июня 1991 г. - декабрь 1995 г.) Это был период гражданской войны и этнополи-тического конфликта, в результате которых произошел распад СФРЮ и образовались новые государства на ее территории - Республика Словения, Республика Хорватия, Республика Босния и Герцеговина, Республика Македония, Союзная Республика Югославия (Сербия и Черногория).
25 июня 1991 г. Словения и Хорватия решением своих парламентов заявили о полной самостоятельности и выходе из состава СФРЮ. Эти действия не получили признания федеральных государственных органов Югославии. Гражданская война в Югославии началась со Словении. На ее территорию были введены подразделения Югославской народной армии (ЮНА). Это спровоцировало вооруженные столкновения со словенскими военизированными формированиями, длившиеся до 3 июля 1991 г. В результате переговоров осенью 1991 г. войска ЮНА покинули Словению.
В Хорватии в связи с непримиримостью позиций сербов и хорватов относительно государственного статуса сербонаселенных районов на территории республики в период с июля 1991 г. по январь 1992 г. велись крупномасштабные боевые действия, в которые была втянута на стороне сербов ЮНА. В результате боевых действий погибло около 10 тыс. человек, число беженцев составило 700 тыс. человек. В декабре 1991 г. было создано независимое государственное образование - Республика Сербская Краина (РСК), лидеры которой выступали за ее выход из состава Хорватии и сохранение действия конституции Югославии.
В феврале 1992 г. по решению Совета Безопасности ООН в Хорватию в интересах урегулирования сербско-хорватского конфликта был направлен контингент миротворческих войск (операция ООН по поддержанию мира - СООНО).
К середине 1992 г. процесс распада Югославии приобрел необратимый характер. Федеральные органы власти утратили контроль за развитием ситуации в стране. Вслед за Словенией и Хорватией в ноябре 1991 г. о своей независимости заявила Македония. Ее выход из состава СФРЮ, а также решение возникающих спорных проблем протекали спокойно, без вооруженных инцидентов. К концу апреля 1992 г. в соответствии с соглашением между Македонией и командованием ЮНА с территории республики полностью были выведены соединения и части федеральной армии.
Вооруженный конфликт в Боснии и Герцеговине (весна 1992 - декабрь 1995) принял крайне ожесточенные формы межнациональных столкновений сербов, хорватов и мусульман.
Мусульманское руководство в союзе с лидерами хорватской общины, игнорируя позицию сербского населения, провозгласило независимость Боснии и Герцеговины (БиГ). После признания в апреле 1992 г. странами-членами ЕС ее суверенитета и вывода в мае того же года соединений и частей ЮНА обстановка в республике оказалась полностью дестабилизирована. На ее территории были сформированы самостоятельные государственно-этнические образования - Сербская Республика (СР) и Хорватская Республика Герцег-Босния (ХРГБ) - с собственными вооруженными формированиями. Коалиционная хорватско-мусульманская группировка выступила инициатором боевых действий против сербов. В последующем эти действия приняли затяжной и исключительно острый характер.
В сложившейся обстановке 27 апреля 1992 года было провозглашено создание Союзной Республики Югославии (СРЮ) в составе Сербии и Черногории, руководство которой объявило ее правопреемницей бывшей СФРЮ.
В целях содействия урегулированию конфликта в БиГ в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от 21 февраля 1992 года на территорию республики были направлены миротворческие силы ООН. Для прикрытия миротворческих войск с воздуха создана крупная группировка ОВВС НАТО (более 200 боевых самолетов, размещенных на авиабазах в Италии и кораблях в Адриатическом море).
Политика Запада, прежде всего ведущих стран НАТО, предусматривающая оказание силового давления только на сербскую сторону при фактической поддержке двух других противоборствующих сторон, завела в тупик переговорный процесс по разрешению кризиса в Боснии и Герцеговине.
В 1995 году военно-политическая обстановка в Боснии и Герцеговине резко обострилась. Мусульманская сторона, несмотря на действовавшее Соглашение о прекращении враждебных действий, возобновила наступление против боснийских сербов. По объектам боснийских сербов боевой авиацией НАТО были нанесены воздушные удары. Мусульманская сторона восприняла их как поддержку своим действиям.
В ответ на удары авиации НАТО боснийские сербы продолжили артиллерийский обстрел зон безопасности. Кроме того, сербами в районе Сараево были блокированы подразделения из состава российского, украинского и французского контингентов миротворческих сил.
В августе-сентябре того же года авиация НАТО нанесла серию ударов по военным и промышленным объектам на всей территории
Сербской Республики. Это поставило войска СР на грань катастрофы и вынудило ее руководство начать мирные переговоры. В дальнейшем, используя результаты массированных ударов авиации НАТО по сербским объектам, в первой половине сентября боснийские мусульмане и хорваты во взаимодействии с частями и подразделениями регулярных ВС Хорватии развернули наступление в Западной Боснии.
В условиях активизации усилий по урегулированию вооруженного конфликта в БиГ между противоборствующими сторонами по инициативе США 5 октября 1995 г. было подписано соглашение о прекращении огня на всей территории республики.
Внутриполитическая обстановка в Хорватии продолжала оставаться сложной и противоречивой. Ее руководство, занимая жесткую позицию, стремилось разрешить проблему Сербской Краины любыми средствами.
В мае-августе 1995 г. хорватская армия провела две боевые операции под кодовыми названиями «Блеск» и «Буря» по присоединению Сербской Краины к Хорватии. Наиболее катастрофические последствия для сербского населения принесла операция «Буря». Главный город Сербской Краины - Книн подвергся полному разрушению. В общей сложности в результате операций хорватских войск погибло несколько десятков тысяч мирных жителей, более 250 тыс. сербов покинули Хорватию. Республика Сербская Краина перестала существовать. За период вооруженного конфликта в Хорватии с 1991 до 1995 г. число беженцев всех национальностей составило более полумиллиона человек.
1 ноября 1995 г. в Дейтоне (США) начались переговоры с участием президентов Хорватии Ф. Туджмана и Сербии С. Милошевича (в качестве главы объединенной сербской делегации), а также лидера боснийских мусульман А. Изетбеговича. В результате переговоров были приняты Дейтонские соглашения, официальное подписание которых состоялось 14 декабря того же года в Париже, закрепившие процесс распада югославской федерации. На месте бывшей СФРЮ было образовано пять суверенных государств - Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Союзная Республика Югославия.
Второй этап (декабрь 1995 г. - рубеж XX-XXI вв.). Это период стабилизации и проведения в жизнь Дейтонских соглашений под руководством военно-политических структур НАТО и под наблюдением ООН, становления новых Балканских государств.
Пакет договоренностей в Дейтоне предусматривал проведение миротворческой операции, обеспечение территориального размежевания враждующих сторон, прекращение враждебных действий, создание Многонациональных военных сил по выполнению Соглашения (ИФОР - СВС). В Соглашении подчеркивалось, что ИФОР будут действовать под руководством, управлением и политическим контролем НАТО. Была создана группировка, в которую вошли воинские контингента от 36 государств, из них 15 стран - членов НАТО. Операция ИФОР/СФОР в Боснии и Герцеговине, проводившаяся под руководством и при решающей роли НАТО, явилась важным инструментом и способом апробации новой стратегической концепции альянса. В миротворческой деятельности НАТО в БиГ проявилась тенденция переноса акцента с классического миротворчества (операции по поддержанию мира) на активное проведение комплексных мероприятий по расширенному применению военной силы.
Третий этап кризиса. Этот период связан с албанским экстремизмом в автономном крае Сербии - Косово и Метохии, ознаменован агрессией ВС НАТО в 1998-1999 гг. против суверенного государства под предлогом защиты албанского населения и международного гуманитарного права.
Накануне распада СФРЮ действия албанских националистов в Косово и Метохии вызвали жесткую ответную реакцию со стороны властей в Белграде. В октябре 1990 г. было сформировано временное коалиционное правительство Республики Косово. С 1991 по 1995 г. ни Белград, ни албанцы не нашли путей для достижения компромиссного решения косовской проблемы
В 1996 г. была сформирована «Освободительная армия Косово» (OAK), которая взяла курс на провоцирование вооруженных инцидентов с сербской полицией. Весной 1998 г. OAK развернула открытую террористическую деятельность против сербов. В свою очередь Белград усилил свое военное присутствие в Косово. Начались военные действия.
Урегулирование косовского кризиса стало предметом «большой игры» стран НАТО, которые начали кампанию по защите прав человека в Косово. Действия югославских войск государства - члены НАТО расценивали как геноцид. На реальный геноцид OAK внимания не обращали.
Военная операция НАТО «Союзническая сила», в которой участвовало 13 стран - членов альянса, продолжалась с 24 марта по 10 июня 1999 г. Целью этой операции было нанесение поражения вооруженным силам СРЮ, разрушение ее военно-экономического потенциала, подрыв политического и морального авторитета Югославии.
По данным командования югославской армии, в ходе операции альянса в течение 79 дней было совершено более 12 тыс. авианалетов, выпущено свыше 3 тыс. крылатых ракет, сброшено более 10 тыс. тонн взрывчатки, что в пять раз превышает мощность атомной бомбы, взорванной над Хиросимой. Ударам подверглись 995 объектов на территории СРЮ.
С военной точки зрения особенностью операции «Союзническая сила» было абсолютное превосходство над противоборствующей стороной. Оно обеспечивалось не только количественными параметрами задействованных со стороны НАТО авиационных и военно-морских группировок, но и за счет качественного состояния авиации, применения высокоточного оружия, в том числе крылатых ракет, космических средств разведки, наведения оружия
и навигации. На различных этапах операции проводилась экспериментальная отработка новых электронных способов ведения войны, подразумевавшая использование новейших средств управления, контроля, разведки и наведения.
Блок НАТО фактически вел войну на стороне албанских экстремистов, и ее результатом стали не предотвращение гуманитарной катастрофы и защита мирного населения, а увеличение потока беженцев из Косово и жертвы среди мирных граждан.
На основании решения Президента РФ и в соответствии с директивой начальника Генерального штаба ВС РФ со второй декады июня до конца июля 2003 г. с Балкан были выведены российские воинские контингента общей численностью 970 человек, в том числе из Косово и Метохии - 650, из Боснии и Герцеговины -
Международные миротворческие силы численностью почти в 50 тыс. человек, из которых около 40 тыс. входили в состав национальных воинских контингентов стран НАТО, не смогли обеспечить безопасность всем гражданам Косово и Метохии, в первую очередь сербам и черногорцам, а также представителям других неалбанских групп населения. Эти силы не предотвратили этнические чистки и террор в отношении неалбанской части населения края и не помешали изгнанию с его территории более 300 тыс. неалбанцев.
Четвертый этап. Это период эскалации вооруженного конфликта в 2001 году на территорию Республики Македонии, а также новый всплеск насилия со стороны албанских экстремистов против сербского населения в Косово и Метохии в 2004 году.
К началу 2001 г. очаг напряженности переместился непосредственно в Македонию, где происходила концентрация боевиков OAK. С 13 марта 2001 г. начались ежедневные вооруженные столкновения албанских экстремистов с подразделениями македонской армии в районе г. Тетово, а позднее и Куманово - второго по величине города страны. 17 марта генеральный штаб македонских вооруженных сил принял решение о мобилизации резервистов сухопутных войск.
19 марта в Тетово был введен комендантский час, а на следующий день македонские власти предъявили боевикам ультиматум: в 24 часа прекратить боевые действия и сдаться либо покинуть территорию республики. Лидеры боевиков отказались подчиняться требованиям ультиматума и не сложили оружия, заявив, что продолжат борьбу до тех пор, «пока албанский народ Македонии не обретет свободу».
В ходе последовавшего наступления македонской армии албанские боевики были оттеснены со всех ключевых позиций. Очередное обострение обстановки в Македонии произошло в мае 2001 г., когда боевики вновь возобновили военные действия.
Под давлением Запада македонское правительство было вынуждено сесть за стол переговоров с экстремистами. 13 августа в Скопье было подписано соглашение, по которому предусматривалось прекрашение огня. 1 апреля 2003 г. Европейский союз приступил в Македонии к миротворческой операции «Конкордия» («Согласие»).
Новая вспышка насилия в Косово в марте 2004 г. продемонстрировала, насколько призрачными были усилия международных посредников и организаций, главным образом в лице ЕС и НАТО, по стабилизации ситуации в крае.
В ответ на антисербские погромы в Косово и Метохии начались антиалбанские выступления в Белграде и других сербских населенных пунктах.
В Косово и Метохию дополнительно были направлены 2 тыс. военнослужащих НАТО. Североатлантический альянс во главе с США усилил свое присутствие и влияние в регионе, фактически направив процесс урегулирования конфликта в выгодное для себя русло.
Сербия оказалась после войны в полном проигрыше. Это будет сказываться на менталитете сербского народа, который вновь, как и в начале XX в., оказался разделенным между различными государствами и испытывает моральное унижение, в том числе и из-за Косово, судьба которого также не определена. После заключения соглашения о новом характере отношений между Сербией и Черногорией с февраля 2003 г. названия «Югославия» и «СРЮ» ушли из политической жизни. Новое государство стало называться Сообщество Сербия и Черногория (СиЧ). Босния и Герцеговина является весьма непрочным государственным образованием: его единство удерживается военным присутствием миротворческих сил, мандат которых не ограничен каким-либо определенным сроком.
В ходе вооруженных конфликтов на территории бывшей СФРЮ только за период с 1991 по 1995 г. погибло 200 тыс. человек, более 500 тыс. было ранено, число беженцев и перемещенных лиц превысило 3 млн человек.
Урегулирование югославского кризиса до сих пор не завершено.
- Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
- Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
- Почему нужно изучать русский язык?
- Правила написания синквейна
- Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
- Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
- Про россию на китайском языке Как нельзя называть женщин в Китае