Войти
Логопедический портал
  • Почему нужно изучать русский язык?
  • Правила написания синквейна
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Про россию на китайском языке Как нельзя называть женщин в Китае
  • Что значит моя мечта. Значение слова мечтать. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова
  • Самолеты дальней авиации.  Дальняя Авиация России Какие самолеты стоят на вооружении дальней авиации

    Самолеты дальней авиации.  Дальняя Авиация России Какие самолеты стоят на вооружении дальней авиации

    Материал должен был увидеть свет до МАКС-2013, но в Коммерсант он просто не влез по объему. В нём - данные о положении военного авиастроения в России за последние несколько лет. В процессе его создания огромную помощь мне оказал наш форумчанин misha12, за что ему огромное спасибо.


    Российские ВВС сегодня заслуженно являются одними из крупнейших в мире. Несмотря на все сокращения, сейчас в их составе – около сотни самолетов стратегической и дальней авиации, около 450 истребителей, до 300 фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков, до 80 разведчиков и порядка 220 самолетов военно-транспортной авиации. Численность вертолетов различного назначения - около 900 единиц. Таким образом, парк российских ВВС насчитывает порядка 2000 летательных аппаратов разного класса. При этом нужно сказать честно: львиная доля этих машин фактически выработала свой ресурс и устарела. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отмечает: «Похоже, что имеется отставание от современных западных ВВС в части возможностей РЭБ и в авиационных средствах поражения, особенно класса «воздух-поверхность». При этом нельзя не заметить и положительные сдвиги – по словам Макиенко, за последние пять лет предпринимаются энергичные меры для улучшения ситуации. ВВС начали массово по современным понятиям получать новую и порой даже современную технику, растет среднегодовой налет летчиков, вообще резко интенсифицировалась боевая учеба. Фактически, по масштабу поставок военной авиатехники Россия вышла на третье место в мире, уступая лишь США и, возможно, Китаю.

    Тактическая авиация


    Сегодня этот вид боевой техники обновляется в ВВС России быстрее других. За последние годы Минобороны получило несколько партий новых самолетов. Среди них сверхманевренные истребители Су-35С, бомбардировщики Су-34, многофункциональные истребители Су-30СМ, Су-30М2 и Су-27СМ3. В этом году ожидаются первые поставки в авиацию ВМФ России легких палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а также подписание целого ряда контрактов. Многие из этих соглашений Минобороны планирует заключить на МАКС-2013. Надо отметить, активно идет и модернизация парка тактической авиации России - на данный момент новое оборудование и вооружение получили уже около двух сотен истребителей, перехватчиков, штурмовиков и бомбардировщиков. Активно идет подготовка к началу производства перспективного комплекса фронтовой авиации – Т-50, который в будущем станет основной ударной силой ВВС России.

    Дальняя авиация


    На данный момент на вооружении дальней авиации России стоят несколько типов летательных аппаратов – самый большой в мире сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-160, стратегический ракетоносец Ту-95МС, многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3, выполненный на его же базе разведчик Ту-22МР и топливозаправщик Ил-78М.

    Главный российский «стратег» - Ту-160 - на сегодняшний день является самым могущественным и эффективным в мире подобным комплексом. Он имеет самые мощные в истории авиации двигатели, выдающие суммарную тягу в 100 тысяч кгс на форсаже. Максимальная скорость полета на большой высоте - свыше 2000 км/ч, максимальная дальность – свыше 13 тысяч километров. То есть свою боевую нагрузку – 40 тонн вооружения - машина может доставить в любую точку мира без дозаправки. В его арсенале – стратегические крылатые и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты, а также свободнопадающие бомбы. По данным агентства «Авиапорт», по совокупности характеристик и составу вооружений этот самолет по праву считается лучшим в мире в своем классе и значительно превосходит американский аналог B-1B «Лансер». Ракетоносец выпускался на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО) имени С. П. Горбунова. Всего в ВВС России сейчас служат 16 машин. 2 крайних новых самолета Минобороны получило в 2000-ом и 2008-ом годах. Сейчас все Ту-160 входят в авиагруппу 6950-ой Гвардейской авиабазы 1 разряда, которая базируется в Энгельсе Саратовской области. Модернизацию на заводе в Казани сейчас проходят 3 первых машины. Обновленные Ту-160 получат приставку «М» и будут отличаться новым комплексом вооружения и системой его управления, а также современной БРЛС и авионикой, что позволит удвоить боевую эффективность машины. К 2020 году такую модернизацию должны пройти по сути все Ту-160.


    На смену этой машине через 12 лет придет новая – перспективный комплекс дальней авиации. Её облик уже практически определен. По заявлениям главкома ВВС России Виктора Бондарева, это будет дозвуковой стратегический ракетоносец. Его отличие от существующих самолетов дальней авиации, например, Ту-160, заключается в том, что он будет нести больше вооружения, сообщил главнокомандующий военно-воздушными силами РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев."ПАК ДА будет дозвуковым, все его отличие в том, что он будет нести больше, чем Ту-160, и вооружение будет значительно серьезнее. Все остальные задачи будут решать ракеты", - сказал он. Панируется, что новая машина будет собираться на новом заводе, который построят на территории Казанского производственного объединения имени Горбунова. Еще в августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на три года. Через 3 года года стало известно, что аванпроект нового бомбардировщика уже завершен и подписан, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. К слову, проект самолета был утверждён в марте 2013 года. По некоторым данным, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён уже через год.


    На Казанском авиазаводе выпускался и другой дальний ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности - Ту-22М3. Его максимальная взлетная масса – свыше 124 тонн, дальность полета – 7 тысяч километров. Он оснащен парой двигателей тягой до 50 тысяч кгс. Вооружен самолет сверхзвуковыми управляемыми и гиперзвуковыми ракетами разной дальности, а также обычными и ядерными свободнопадающими бомбами. Ожидается, что до 2020 года будут модернизированы 30 бомбардировщиков – до версии Ту-22М3М. Год назад по этой схеме уже прошел модернизацию первый самолет. Согласно техзаданию, все обновленные машины получат новый комплекс бортового оборудования и вооружения - новейшие высокоточные бомбы и крылатые ракеты. Эта программа модернизации самолета, как выяснилось, не единственная. В прошлом году, по некоторым данным, частичное обновление прошли ещё 4 машины – в них установили новый комплекс бортового и наземного оборудования СВП-24-22 по программе «Гефест». Такие комплексы уже успешно функционируют на фронтовых бомбардировщиках Су-24М. Таким образом, на сегодняшний день в ВВС уже 5 модернизированных по двум программах Ту-22М3. Всего же по программе «Гефест» планируется оснастить 30 бортов – соответствующий контракт с Минобороны подписан еще года назад. Сейчас на вооружении ВВС России стоит около полусотни Ту-22М3. Точное их число неизвестно по понятным причинам.

    Разведчик Ту-22МР по своим летным характеристикам полностью совпадает с базовым Ту-22М3. Разница лишь в наличии бортового комплекса разведки, БРЛС и комплекса РЭП. Первые такие машины поступили в ВВС России в 1994 году. Как и в случае с базовым Ту-22М3, для его разведывательного варианта проработана программа модернизации. Она включает внедрение нового современного разведывательного комплекса повышенной мощности и обновленного бортового радиоэлектронного оборудования самолета. На сегодняшний день данных о ходе модернизации Ту-22МР пока нет.


    Патриархом дальней авиации России по праву считается стратегический ракетоносец Ту-95МС, который выпускался в Советском Союзе в 80-х годах 20 века. Его предок – Ту-95 – был принят на вооружение ВВС СССР еще в 1965 году. К слову сказать – Ту-95МС не был какой-либо модернизацией Ту-95. По сути, на тот момент это был новая машина. Этот самый быстрый в мире турбовинтовой самолет способен доставить 9 тонн ракет большой дальности и бомб на 10,5 тысяч километров. На нем установлены 4 двигателя общей мощностью 60 тысяч лошадиных сил. На вооружении ВВС России сейчас стоят 32 таких бомбардировщика, ещё 3 десятка числятся в резерве. Уже в этом году первые самолеты должны пройти модернизацию до версии Ту-95МСМ. По некоторым данным, обновленные машины получат новый навигационный комплекс. А современный прицельный комплекс, который планируют установить на ракетоносец, позволит использовать новейшие крылатые ракеты.


    Топливозаправщик Ил-78М – машина, которая может гарантированно обеспечить топливом «стратегов» в заданной точке воздушного пространства. На сегодняшний день этот самолет является единственным топливозаправщиком в российских ВВС. Он выполнен на базе военно-транспортного оперативно-стратегического Ил-76МД и может заправлять топливом не только самолеты дальней, но и тактической авиации, а также машины дальнего радиолокационного обнаружения и разведки (ДРЛОиР). Самолет оснащен 4 турбореактивными двигателями общей мощностью около 50 тс. Ил-78М обладает максимальной взлетной массой в 210 тонн и может взять на борт свыше 90 тонн топлива, которое размещается в 3-х баках. Самолет в состоянии передать 60-65 тонн горючего при удалении от точки вылета в 1800 км или 32-35 тонн при удалении на расстояние в 4000 км. Этих машин сейчас всего 19 в российских ВВС. Все они построены еще в СССР. В прошлом году капитальный ремонт на Рязанском авиаремонтном заводе прошел один заправщик. А полтора месяца назад Ульяновский завод «Авиастар-СП» запустил в производство глубоко модернизированную версию воздушного танкера – Ил-78М-90А. Он, в свою очередь, создан на базе также глубоко модернизированного тяжелого рампового военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Главные отличия от самолета предшественника – новые более мощные, но и более экономичные двигателя ПС-90А-76. Они почти на 20% экономичнее. У заправщика «стеклянная» кабина, в которой вся информация о системах самолета сведена на 8 многофункциональных ЖК-дисплеев. Первый опытный самолет этой модификации на заводе обещают построить за год, а госиспытания машина пройдет уже в 2015-ом. По некоторым данным, после этого заправщик может попасть в ГОЗ и начнёт серийно выпускаться для нужд Минобороны. Заводчане планируют построить для российских ВВС более 30 самолетов, которые в перспективе заменят стареющие Ил-78М.

    Таким образом, за несколько лет парк стратегической авиации России пополнил один новый Ту-160, а на «Авиастре-СП» строится первый опытный заправщик Ил-78М-90А. Модернизацию уже прошли не менее 5 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 и один топливный заправщик Ил-78М. Точное количество модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-95МСМ пока неизвестно.

    Военно-транспортная авиация


    Военно-транспортная авиация в структуре военно-воздушных сил России по разнообразию авиапарка уступает лишь боевой авиации. Судите сами. На сегодняшний день в ее состав входят сверхтяжелый турбореактивный военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», тяжелые турбореактивный военно-транспортный Ил-76МД, а также турбовинтовой Ан-22 «Антей». Из пассажирских - турбореактивные Ил-62, Ту-154 и Ту-134, турбовинтовые Ан-140-100, L-410UVP-E20 и Ан-24. Легкие военно-транспортные Ан-72 и Ан-26, средний военно-транспортный Ан-12ПП и легкий транспортно-пассажирский поршневой самолет Ан-2. Говорить о каждой из этих машин нет смысла, поскольку многие из них совсем скоро пойдут под списание. Потому остановимся на самых интересных и важных и тех, которые в последние годы подверглись модернизации либо поступили в войска только с заводов.

    За последние 2 года в ВВС России, согласно контрактам, поступило 3 турбовинтовых грузопассажирских самолета Ан-140-100 – один в 2011-ом, 1 - в 2012 году и один пока в этом. Еще один такой самолет был направлен в авиацию ВМФ России. Таким образом, самарский завод «Авиакор», где производят эту технику, полностью выполнил поставки по двум договорам. Еще по двум завод в ближайшие годы построит для Минобороны ещё 10 бортов. Напомним, Ан-140-100 предназначен для перевозки до 52 пассажиров и грузов, а также на международных линиях, с возможностью эксплуатации как на аэродромах с искусственным покрытием, так и на грунтовых ВПП. Отличительные черты самолета – высокие летные характеристики и топливная эффективность, надежность и экологичность, высокий уровень комфорта на борту.

    Тот же «Авиакор» передал ВВС России и, вероятно, 3 последних новых Ту-154М – по одному с 2010-го по 2013 годы. Это версия знаменитого советского пассажирского самолета с усовершенствованными экономичными двигателями.

    Кроме того, Минобороны получило 9 новых легких турбовинтовых пассажирских самолетов L-410UVP-E20 за последние 3 года. Самолет это чешский, но завод Aircraft Industries c 2008 года более, чем наполовину принадлежит российской Угольно-металлургической компании, которая находится в Верхней Пышме, что в Свердловской области.


    В этом году начал совместные госиспытания с Минобороны России тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А. Он является глубокой модернизацией транспортного Ил-76МД. От предшественника обновленная версия транспортника отличается новым модифицированным крылом, более мощными двигателями тягой в 16 тонн, усовершенствованной топливной системой. Кроме того, на самолете установлен цифровой прицельно-навигационный комплекс, автопилот и «стеклянная» кабина. Сейчас ульяновский завод «Авиастар-СП» строит 3 серийных Ил-76МД-90А. Срок сдачи самолетов Минобороны – 2014 - 2015-е годы. Глубоко модернизированный Ил в России будет производиться впервые. Ранее его предшественника делали в Узбекистане на ГАО «ТАПОиЧ» - Ташкентском производственном объединении имени В. П. Чкалова. Согласно контракту, ульяновские авиастроители должны произвести 39 Ил-76МД-90А до 2018 года. Этот контракт - крупнейший в российской военно-транспортном авиастроении за последние 20 лет. Кроме этого, в конце мая Минобороны заключило контракт с ТАНТК им. Г. М. Бериева на поставку 6 самолетов-амфибий Бе-200 ЧС. Все машины должны быть поставлены до конца 2016 года.

    Помимо производства новой техники на авиаремонтных заводах идет капитальный ремонт и предыдущей модели Ил-76 МД. За последние три года уже отремонтировано минимум 3 борта. Также были восстановлены два самолета дальней противолодочной обороны (ДПЛС) Ту-142М3 – по одному в 2011-ом и 2012-ом. Эта машина стала выпускаться с середины 80-х годов прошлого века. За основу нового самолета противолодочной обороны тогда взяли стратегический бомбардировщик Ту-95РЦ. На борту летающего охотника за подлодками установили модернизированную поисково-прицельную систему "Коршун" с радиогидроакустической аппаратурой "Заречье". На самолете была заново спроектирована кабина экипажа, усовершенствована система заправки топливом в воздухе. Вооружение Ту-142М3 состоит из радиогидроакустических буев, глубинных бомб, противолодочных торпед и управляемых ракет. На данный момент, по некоторым данным, в ВВС России осталось около полутора десятков этих машин. Видимо, все борта, которые еще имеют ресурс, будут модернизированы в ближайшие годы.


    В этом году капремонт на Ивановской авиаремонтном заводе прошел один Ан-22 - тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, предназначенный для перевозки до 60 тонн груза на расстояние до 5000 км. Он стал первым в истории советским широкофюзеляжным самолётом. Прошел плановый капитальный ремонт и Ил-22ВКП. На 20 авиаремонтном заводе его подлатали и модернизировали. Машина обзавелась новой аппаратурой связи и бортовыми компьютерами для командования штаба. Также важнейшим изменением стало появление радиоретранслирующей станции, передающей и принимающей информацию в цифровом формате. Благодаря этому нововведению, борт стал совместим с различными автоматизированными системами управления войсками. Передача самолета Минобороны состоялась около 2-х месяцев назад.

    Также за 3 года ульяновский завод «Авиастар-СП» отремонтировал и модернизировал 3 Ан-124-100. Этих сверхтяжелых военно-транспортных самолетов в ВВС России осталось около двух десятков. В 2012 году Минобороны и завод подписали контракт, согласно которому ульяновцы отремонтируют 6 «Русланов», причем 3 из них - в этом году. Первый обновленный борт заводчане уже передали на испытания.

    Однако, по словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий, несмотря на стабильные поставки новой и модернизированной техники ВТА в войска, остается ряд острых нерешенных проблем. Одной из важнейших он считает отставание России в разработке военно-транспортных самолетов грузоподъемностью 18-20 тонн. «Имеющиеся Ан-12 бесконечно устарели, а создание среднего многоцелевого самолета на замену этим машинам уже более 10 лет не может двинуться с места. При этом самолеты в этой нише крайне востребованы на мировом рынке. Если ОАО «Ил» будет и дальше работать над проектом МТА с прежней ошеломляющей динамикой, рынок будет потерян в пользу американцев и бразильцев», - отмечает Макиенко. Действительно, пока развитие проекта МТА – многоцелевого самолета средней грузоподъемности – не очень заметно. Сейчас, видимо, идут работы над созданием опытных образцов самолета. По словам заместителя директора «Рособоронэкспорта» Виктора Комардина, как только они появятся и будет, что показать потенциальным клиентам, обе стороны СП – и Россия, и Индия – обещают его всячески поддерживать. "Рособоронэкспорт" активно подключится к продвижению МТА на мировом рынке, как только появятся первые опытные образцы этого самолета. После того, как создадут прототип, испытают и представят самолет, начнется этап его производства одновременно в России и Индии. После этого "Рособоронэспорт" начнет играть большую роль ", - сказал Комардин.

    Авиация специального назначения


    Впервые за долгие годы в ближайшее время Минобороны получит 4 спецборта – два самолета радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р и два лайнера воздушного наблюдения Ту-214ОН «Открытое небо». Один из них Минобороны получили прямо на МАКС-2013. Об оборудовании этих самолетов известно лишь, что оно будет самым современным и позволит выполнять возложенные на экипажи функции в полном объеме. Оба контракта сейчас выполняет КнААЗ им С. П. Горбунова. Кроме того, был модернизирован один Ил-22ВКП.

    Разведывательная авиация


    В ноябре 2011 года ТАНТК им Г. М. Бериева передал Минобороны первый, а в конце февраля этого года – второй серийно модернизированный самолет ДРЛОиР А-50У. Как сообщается предприятие, в обновленной машине осуществлен переход на новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса. Кроме того, кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолёта. А-50У получил «стеклянную» кабину с обилием многофункциональных ЖК- индикаторов. На самолёте установлен новый комплекс связи. Также в отличие от базового самолёта, А-50У имеет комнаты отдыха для экипажа, буфет с бытовым оборудованием и туалет. Сейчас ведутся работы над созданием самолета ДРЛОиР следующего поколения – А-100. По мнению некоторых экспертов, эта машина превзойдет по своим характеристикам А-50У и будет строиться на базе Ил-76МД-90А. Сегодняшний комплекс А-50У может обнаружить наземные цели и определить их координаты, причём обнаружение может насчитывать до 300 объектов одновременно. Бомбардировщики обнаруживаются на расстоянии до 650 км, истребители – до 300 км, а колонны танков – 250 км. По-видимому, все эти характеристики будут значительно расширены и дополнены в новом самолете разведчике.

    Армейская авиация


    Сегмент армейской авиации в российских ВВС обновляется быстрее всего. Даже тактическая авиация не успевает за вертолетами по поставкам техники.

    Сейчас на вооружении вертолетных частей стоят около 350 ударных винтокрылых машин. Из них 66 основных ударных Ми-28Н, 40 многоцелевых всепогодных боевых Ка-52 и 34 транспортно-боевых Ми-35М. Остальные – примерно 226 бортов – различные модификации транспортно-боевого вертолета Ми-24. Транспортных вертолетов на сегодня в армии около 450. Из них 40 – сверхтяжелые Ми-26, остальные 410 приходятся на транспортные модификации Ми-8. Для учебных целей используется примерно полсотни вертолетов. То есть общее количество машин на данный момент – 850 единиц.


    В этом году в боевые части уже поступили 8 Ми-28Н, 16 Ка-52. Кроме этого, авиастроители сдали один тяжелый транспортный вертолёт Ми-26, 12 многоцелевых Ми-8АМТШ и 2 – Ми-8МТВ5. Пять учебных вертолетов Ансат-У – 5 и столько же многоцелевых Ка-226, возможно, были произведены в 2012-ом, но поставлены в этом году.

    Таким образом, только за первые 7 с половиной месяцев 2013-го в российскую армию уже поступило 49 новых и 1 модернизированный вертолет. Всего же за почти 5 лет поставок российская армейская авиация получила кроме перечисленных выше ударных два корабельных вертолета РЛД Ка-31Р, 12 Ми-26, около 150 Ми-8, 24 Ансат-У и 15 единиц Ка-226. Итого – 343 новых вертолета. Кроме того, один Ми-26 прошел капитальный ремонт. Исходя из планов постройки, резонно предположить, что к 2020 году общее количество вертолетов в армейской авиации вырастет примерно на полторы сотни штук и достигнет отметки в 1000 вертолетов разных классов. При этом почти все они будут относительно свежей постройки.

    Экспорт авиатехники


    Мнения в том, как можно охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в экспорте военной авиатехники за границу, диаметрально разошлись. Дело в том, что по сравнению с прошлыми годами, наблюдается падение спроса на внешнем рынке. «В период между МАКС-2009 и МАКС-2011 было продано 44 истребителя семейства МиГ-29 (24 единицы в Индию и 20 – в Мьянму) и 42 «Сухих» (20 во Вьетнам, 16 в Алжир, 6 в Уганду), то есть всего заключены контракты на 86 самолетов нового производства, - подтверждает эксперт Центра Анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. - В период после прошлого МАКС-2011 подписаны контракты только на 42 технологических комплекта в Индию и 6 Су-30МК2 в Индонезию. Плюс 4 Як-130 в Белоруссию. Итого имеем 52 самолета за два года против 86 за предыдущие два года». Однако, по словам представителей ОАК, причин для беспокойства нет. Сокращение экспорта связано с тем, что старые контракты уже выполнены, а вновь подписанные еще не начали реализовываться. Например, крупнейший импортер нашей боевой авиатехники - Индия -перешла к стадии лицензионного производства, а не покупки готовой техники в России. Естественно, такие поставки не могут идти в зачет готовых проданных машин. Именно из-за этого просели показатели экспорта техники. Из самых известных и крупных – контракт на поставку 6-ти истребителей Су-30МКИ в Индонезию, который был выполнен в мае этого года. Тогда же был подписан и уже частично оплачен контракт на поставку 30-ти ударных вертолетов Ми-28Н и истребителей МиГ-29М/М2. Стоит также отметить крупнейший контракт между Россией и США о поставках на экспорт в Афганистан 30-ти транспортно-боевых вертолетов Ми-17В5. Сюда же стоит отнести и недавний контракт о развитии транспортного центра Ми-8/17 в ЮАР. А это уже совершенно другой, мировой уровень обслуживания своих экспортных поставок. И именно такая политика России на рынке мирового экспортного военного авиастроения поможет завоевать новые рынки, путь на которые раньше нам был просто закрыт. А если учесть, что год от года на самолеты и вертолеты растет гособоронзаказ, то российскому боевому авиастроению и вовсе выпал уникальный шанс – возродиться в своем былом величии вновь.

    Управляющих боевыми самолетами, способными преодолевать большие и сверхбольшие расстояния. Каждая современная воздушная машина стратегической авиации представляет собой целый комплекс вооружений, оснащенный бомбами и ракетами, способный выполнять любые задачи в любой точке мира. Это не просто «летающая крепость» - каждый отдельно взятый самолет представляет собой уникальную автономную систему, которая, находясь непрерывно в воздухе десятки часов, может держать под контролем свой участок ответственности. Дальняя авиация - одна из мощных составляющих ядерного сдерживания российских ВКС.Если вернуться к истории, можно вспомнить, что первый в мире стратегический бомбардировщик «Илья Муромец» был сконструирован при участии выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе (авиапроизводства тогда еще не существовало). Первый раз воздушное судно поднялось в небо в 1913 году, накануне Первой мировой войны, во время которой, 23 декабря 1914 года, машины «Илья Муромец» были сведены в единую эскадру - первое в мире соединение боевых воздушных судов.
    Именно поэтому 23 декабря в России празднуется день дальней авиации ВВС России. В 1999 году приказом главкома ВВС Анатолия Корнуков, он был утвержден как официальный праздник.

    «В военной авиации нет такого понимания, как "элита" по отношению к принадлежности к тому или иному типу использования самолетов, да и сами пилоты не делят себя по степени важности в зависимости от того, летают они на истребителях или бомбардировщиках, - говорит военный эксперт Юрий Гаврилов. - И в этом авиационном строю наши "стратеги" занимают равное место среди тех, кто пилотирует современные истребители, штурмовики, вертолеты или самолеты военно-транспортной авиации. В этой среде меряться крыльями не принято, тем более, что у каждой авиационной составляющей есть, чем гордиться. Дальняя авиация со своей уже более вековой историей занимает достойное место в общем строю, что неоднократно доказывала со времен образования. Ее пилоты били мировые рекорды по дальности перелетов в 30-е годы, они бомбили Берлин в первые же дни после нападения фашистской Германии на нашу Родину. Сейчас в Сирии во многом благодаря их высокоточным ударам удалось разгромить глобальную мировую угрозу в лице исламского терроризма. "Дальники" ежечасно дежурят по периметру границ России, обеспечивая безопасность нашей страны, и одним только своим присутствием в небе дают понять любому потенциальному противнику, что любые шутки неуместны».

    В истории дальней авиации были трудные времена, причем это было связано не с участием в боевых действиях, где летчики показывали свои лучшие качества. В начале 90-х прошлого века стратегические бомбардировщики «привязали к земле» за счет навязанной политики США по разоружению. Небо России тогда, казалось, стало обескровленным - мощь и гордость пылилась и ржавела на аэродромах. К счастью, дальней авиации удалось подняться в небо и встать на крыло. И сейчас это гордость не только ВКС России, но и всей страны, которая знает и видит ее совершенство и эффективность.
    В настоящее время на вооружении дальней авиации находятся модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3, стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты других типов. Их, как говорится, знают в лицо - по кадрам телесюжетов, многочисленным фотографиям, а самое главное, по тем выполняемым боевым задачам, которые они проводят.
    И не только в Сирии, где ». Дальняя авиация несет постоянную вахту - воздушное патрулирование в акваториях Черного, Балтийского, Каспийского, Баренцева морей, Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов.
    «Дальняя авиация является составляющей ядерной триады России, - продолжает эксперт Юрий Гаврилов. - Точно так же, как ракетчики стратегического назначения, подводники на АПЛ, летчики выполняют свои задачи по обеспечению безопасности страны круглосуточно. Это неимоверно сложно - десятки часов "висеть" в небе, когда приходится дозаправляться в воздухе, там же питаться, там же, пардон, справлять естественные потребности. Но все предусмотрено!
    Не бизнес-класс и нет стюардесс, но пилотам создан наиболее комфортный режим для длительных перелетов. Поэтому стратегические бомбардировщики способны часами барражировать над заданным районом. В каждом конкретном случае при приближении любого иностранного воздушного судна к стратегическому бомбардировщику вызывается дежурная пара российских истребителей-перехватчиков. Но на "красную кнопку" "стратеги" нажимают редко - не видят угрозы. И это тоже высокая статутность, когда американцы, установив визуальный контакт, предпочитают держаться подальше от российского самолета».


    - ну обогнуть часть материка и там уже проводить необходимые маневры. Таких «углов» российская дальняя авиация имеет в своих маршрутных листах больше десятка. Поднявшись в небо - уходить уже из него не собирается.

    Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

    Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

    Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

    История военно-воздушных сил ВВС России

    История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

    В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

    В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

    Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

    Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

    Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

    В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

    Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

    Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

    В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

    Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

    В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .

    К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

    Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

    Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

    К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

    16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

    Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2020 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

    Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

    Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.

    Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

    В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

    Структура военно-воздушных сил ВВС России

    Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2020 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

    Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

    Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

    В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

    Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

    Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

    Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

    После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

    Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

    • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
    • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
    • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
    • проведение разведывательных операций;
    • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .

    Военная авиация ВВС России

    В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

    Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

    . Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

    . Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

    . Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

    Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

    . Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

    . Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

    . Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.

    . Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

    Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

    К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .

    профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации ВВС России. Это сравнительно молодой праздник, который был учрежден лишь в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС страны Анатолия Корнукова.

    Праздничная дата была выбрана неслучайно, она имеет под собой историческое обоснование. Именно 23 декабря 1913 года свой первый испытательный полет совершил четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» (первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик) авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского – «прадедушка» всех современных стратегических бомбардировщиков ВКС России. Ровно год спустя – 23 декабря 1914 года императорским указом Николая II в России было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Данное событие стало отправной точкой в тяжелой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всем мире. В 2018 году дальняя авиация России отмечает свой 104-й день рождения.

    В годы Первой мировой войны экипажи эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили порядка 400 боевых вылетов. В 1917 году в составе эскадры насчитывалось 20 четырехмоторных бомбардировщиков. После Октябрьской революции в марте 1918 года началось формирование Северной группы воздушных кораблей (СГВК), самолеты «Илья Муромец» данной группы должны были привлекаться для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Однако напряженная обстановка и ожесточенные сражения на фонтах гражданской войны в России не позволили реализоваться данному проекту. В ноябре 1918 года СГВК была переименована в Авиагруппу, а в 1919 году получила официальное название – Дивизион воздушных кораблей.

    Дальнейшее развитие дальней авиации в нашей стране было связано с принятием на вооружение в 1930-е годы тяжелого бомбардировщика ТБ-3, который был спроектирован известным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Также в 1936 году в части ВВС РККА начали поступать новые бомбардировщики ДБ-3, а затем и ДБ-3Ф, сконструированные в КБ Сергея Ильюшина.

    В 1936-1938 годах авиационные бригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три отдельных воздушных армии особого назначения. Все три армии находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В 1940 году части и соединения тяжелых бомбардировщиков вошли в сформированную дальнебомбардировочную авиацию главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в состав ДБА ГК входило 5 авиационных корпусов, 3 отдельных авиационных дивизии и один отдельный авиаполк (всего порядка 1500 самолетов и практически 1000 подготовленных экипажей, находящихся в полной боевой готовности).

    Первые боевые вылеты советские дальние бомбардировщики совершили уже 22 июня 1941 года. В годы войны экипажи дальней авиации приняли участие во всех крупных сражениях Красной Армии, а также выполняли специальные задания советского командования.

    Уже в ходе войны в марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была реорганизована в авиацию дальнего действия, а в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе этой армии была образована Дальняя авиация ВС СССР. Всего за годы Великой Отечественной войны летный состав дальних бомбардировщиков осуществил порядка 220 тысяч боевых вылетов, сбросив на позиции и объекты инфраструктуры противника более двух миллионов авиационных бомб различных калибров.

    Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4)

    В 1950-е годы после принятия на вооружение реактивной техники – дальних бомбардировщиков Ту-16 и стратегических бомбардировщиков Ту-95 и 3М – произошел настоящий качественный скачок в развитии дальней авиации Советского Союза. В те же годы самолеты и экипажи дальней авиации приступили к освоению неба над Арктикой. В 1970-1980-е годы состав дальней авиации пополнили новые авиационные комплексы: Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, которые получили на вооружение крылатые ракеты авиационного базирования, обладающей большой дальностью полета.

    После вынужденного затишья и простоя, который был связан с распадом Советского Союза и тяжелым экономическим состоянием страны, интенсивность полетов экипажей дальней авиации снова начала расти в 2000-е годы. Так в 2001 году российские стратегические бомбардировщики впервые после десятилетнего перерыва появились в районе над Северным полюсом. В августе 2007 года дальняя авиация России возобновила полеты в удаленных регионах планеты уже на постоянной основе. Патрулирование воздушного пространства осуществляется в регионах экономической деятельности и активного судоходства России. Полеты на воздушное патрулирование выполняются в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов на территории нашей страны.

    После завершения Второй мировой войны самолеты дальней авиации принимали участие в боевых действиях в Афганистане в 1980-е годы, на Северном Кавказе в 1990-х годах, а также в операции по принуждении Грузии к миру в 2008 году. 17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики, взлетевшие с аэродромов на территории России, нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. В 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.


    За 104 года своего существования дальняя авиация России прошла большой путь от первой эскадры четырехмоторных бипланов «Илья Муромец» до современного облика. Сегодня на вооружении дальней авиации ВВС России состоят современные реактивные и турбовинтовые самолеты. Модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3, сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М, четырехмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ, а также самолеты-заправщики Ил-78 и иные типы авиационной техники. В 2018 году состав дальней авиации пополнился четырьмя модернизированными бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС и одним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-160.

    Основным вооружением самолетов российской дальней авиации являются авиационные крылатые ракеты большой дальности, а также ракеты оперативно-тактического назначения в обычном и ядерном снаряжении и авиационные бомбы различного назначения и калибра. В настоящее время в состав дальней авиации России входит управление командования дальней авиации, две тяжелые бомбардировочные авиадивизии, Центр боевой подготовки и переучивания летного состава, а также различные воинские части связи, обеспечения и тыла.

    В 2018 году экипажи самолетов российской дальней авиации успешно выполнили планы по налету, боевой подготовке и боевому применению. Общий налет составил более 20 тысяч часов. За прошедший год в стране было проведено более 40 летно-тактических учений и тактико-специальные учения с подразделениями и частями обеспечения под непосредственным руководством командующего дальней авиацией, а также командиров соединений и воинских частей. Самолеты дальней авиации и их экипажи принимали активное участие в мероприятиях боевой и оперативной подготовки по плану вышестоящих органов военного управления, принимали участие в масштабных маневрах «Восток-2018», совместном антитеррористическом учении «Иссык-Куль-Антитеррор-2018», совместном учении вооруженных сил стран членов ШОС «Мирная миссия-2018» и многих других мероприятиях, в том числе международных.


    Впервые в 2018 году сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли полеты на аэродроме Анадырь. По сообщению пресс-службы Минобороны России, арктический аэродром Анадырь был задействован для проведения летно-тактических учений с авиационным полком. Сложность задачи заключалась в том, что посадка на данный аэродром осуществлялась после выполнения длительного по времени полета в арктических широтах на незнакомом для экипажей стратегической авиации аэродроме с неустойчивыми метеорологическими условиями. Также в 2018 году строевые экипажи российской дальней авиации выполнили практические пуски новых управляемых авиационных ракет на морском полигоне по реальной морской цели. Данные пуски были признаны штатными, все выпущенные ракеты поразили цель, продемонстрировав высокую эффективность новых российских авиационных систем вооружений.

    В 2018 году впервые за пять лет самолеты российской дальней авиации выполнили полеты в Венесуэлу в составе полноценной авиационной группы, состоявшей из пары стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих подразделений. После прилета в Венесуэлу и проведения соответствующей подготовки российские экипажи выполнили специальный полет над акваторией Карибского моря со взлетом и посадкой на аэродроме Майкетия. Благодаря этому экипажи получили ценный опыт совершения полетов в удаленных географических районах планеты, а также в условиях южных широт.


    23 декабря «Военное обозрение» поздравляет всех военнослужащих, как действующих, так и бывших, а также ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих отношение к отечественной дальней авиации, с профессиональным праздником!

    По материалам из открытых источников

    Самолеты Дальней Авиации: Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Фото Н.Капелькина

    23 декабря отмечается день Дальней Авиации России. Дальняя авиация является главной ударной силой ВВС, авиационной составляющей стратегических ядерных сил России и стратегическим резервом Верховного Главного Командования.

    Дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» - первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры 10 (23) декабря 1914 г. утвердил император Николай II. Начальником эскадры стал Шидловский М.В. Бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец».

    За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях огнем бортовых пулеметов было уничтожено 12 истребителей противника. За всю войну истребителям удалось сбить только один «Муромец». В апреле 1917 г. в эскадру входило четыре боевых отряда, два десятка бомбардировщиков.

    Февральская революция обернулась полным развалом русской армии. В сентябре 1917 г. германские войска подошли к Виннице, где в тот период дислоцировалась эскадра воздушных кораблей. Самолеты сожгли, чтобы они не достались врагу.

    Возрождение ДА началось через несколько месяцев после Октябрьской революции. Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1918 г. предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц.

    Качественно новый этап развития ДА связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством А.Н. Туполева. Самолеты марки «Ту» составляли и составляют главную ударную силу ДА. Бомбардировщики ТБ-3 строились крупной серией, что позволило сформировать в 1933 г. впервые в мире тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса. В январе 1936 г. была сформирована первая авиационная армия резерва ВГК (армия особого назначения - АОН). Именно в нашей стране в 30-е годы впервые в мире была создана стратегическая авиация.

    Очередной этапной машиной стал спроектированный в КБ Ильюшина С.В. двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3. После модернизации получивший обозначение ДБ-ЗФ (Ил-4). Самолеты ДБ-3 начали поступать в войска в 1936 г.

    Параллельно с развитием авиационной техники совершенствовалась организационная структура ДА. В 1936-1938 гг. авиабригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три воздушные армии особого назначения. Армии находились в непосредственном подчинении Наркома Обороны. В 1940 г. управления АОН были расформированы. Их соединения и части вошли в созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (ДБА ГК), которая состояла из тяжелобомбардировочных авиационных корпусов. К началу Великой Отечественной войны ДБА ГК включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк. Это около 1500 самолетов (13,5 % от общего самолетного парка ВВС КА) и почти 1000 боеготовых экипажей.

    Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 г. Самолеты бомбардировали скопления войск противника в районах Сувалок и Перемышля. На второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест. В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. советские бомбардировщики морской авиации Краснознаменного Балтийского флота и 81-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии ДБА ГК нанесли удар по Берлину.

    Постановлением ГКО от 5 марта 1942 г. дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке ВГК. Командующим АДД был назначен генерал Голованов А.Е. Основным боевым самолетом АДД являлся самолет Ил-4. Всего весной 1942 г. в АДД было передано восемь дивизий дальних бомбардировщиков -341 самолет, 367 экипажей.

    В годы войны ДА принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии выполняя специальные задания. За годы войны экипажи ДА выполнили около 220 тысяч боевых вылетов, сбросив 2 млн. 276 тысяч бомб различного калибра. За боевые заслуги четыре авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, семь дивизий и 38 полков награждены орденами, восьми корпусам, 20 дивизиям и 46 авиаполкам присвоены почетные наименования. Около 25 тысяч солдат и офицеров ДА удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза, шестеро - дважды Героями.

    Постановлением Совета Министров СССР от 3 апреля 1946 г. на базе 18-й воздушной армии создается Дальняя Авиация Вооруженных сил. В состав которой вошли воздушные армии с управлениями в Смоленске, Виннице и Хабаровске.

    После окончания Великой Отечественной войны ДА практически осталась без современного самолетного парка. Полноценных четырехмоторных бомбардировщиков имелись единицы. Двухмоторные самолеты Ил-4 выработали ресурс, Ту-2 (как и Ил-4) полноценным тяжелым бомбардировщиков не являлся, да и в войсках их было немного. В этих условиях на самом высшем уровне было принято решение о копировании американского самолета В-29 «Суперфортресс». В КБ Туполева в кратчайший срок была проделана огромная работа по адаптации машины под отечественные требования и запуску ее в серийное производство. Поступление Ту-4 в войска началось в 1947 г., а в 1951 г. бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.


    Ту-16К с ракетой КСР-2. Фото из архива В.Пушкарева

    Вплоть до середины 50-х годов по объективным причинам советская ДА уступала Стратегическому авиационному командованию США. Качественный скачок в развитии ДА СССР связан с принятием на вооружение реактивной техники - дальних бомбардировщиков Ту-16, стратегических Ту-95 и ЗМ. Экипажи ДА приступили к освоению Арктики. Начали знаменитые полеты «за Угол» - в Атлантику по маршруту из глубинных районов Советского Союза вокруг Скандинавии.


    Стратегический бомбардировщик 3М. Фото из коллекции С.Цветкова

    В 1961 г. ДА была переведена с армейской на корпусную организацию. Основу составили три отдельных тяжелых бомбардировочных корпуса с управлениями в Смоленске, Виннице и Благовещенске. В том же году на вооружение поступили сверхзвуковые дальние бомбардировщики Ту-22, и ракетоносцы Ту-16К, Ту-95К.


    Ту-22РД. Фото из коллекции С.Цветкова

    Очередная реформа ДА проведена в 1980 г. На основе корпусов были сформированы три воздушных армии Верховного Главнокомандования - 46-я (Смоленск), 24-я (Винница) и 30-я (Иркутск), а командование Дальней авиации было упразднено. Четыре дивизии, вооруженные стратегическими бомбардировщиками, вошли в состав 37-й воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) штаб которой был расположен в Москве.


    Ту-95МС. Фото А.Зинчука

    В 70-80-е годы ДА пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160. Вооруженные крылатыми ракетами большой дальности, воздушные корабли способны наносить удары по заданным целям в любой точке земного шара, не прибегая непосредственно к военным действиям.


    Дальний бомбардировщик Ту-22М3. Фото В.Китаева

    В результате распада Советского Союза ДА лишилась отошедших Украине полка стратегических ракетоносцев Ту-160 и полка самолетов-заправщиков Ил-78. Пришлось оставить хорошо обустроенные авиабазы.

    Согласно планам военной реформы в апреле 1998 г. ДА была преобразована в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (Стратегического Назначения). После вынужденного затишья возросла и интенсивность полетов самолетов ДА. В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом. Возобновились полеты на поиск и разведку авианосных ударных группировок, полеты «за Угол». Командно-штабные учения с перебазированием ракетоносцев на оперативные аэродромы (в том числе на аэродромы республики Беларусь) стали производиться на регулярной основе. Была освоена дозаправка в воздухе стратегических ракетоносцев Ту-160. В мае 2003 г. два Ту-160 и четыре Ту-95МС выполнили уникальный полет в Индийский океан, который проходил через воздушные пространства иностранных государств. Ранее такие полеты отечественная Дальняя Авиация не выполняла. Серия командно-штабных учений прошла и в 2004 году – в год 90-летнего Юбилея ДА. В августе 2007 года ДА возобновила полеты в удаленных регионах на постоянной основе. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана выполняется как с базовых, так и с оперативных аэродромов.


    Ту-160. Фото А.Зинчука

    В сентябре этого года два Ту-160 из Энгельса совершили перелет в Венесуэлу. Экипажи бомбардировщиков «Василий Сенько», который пилотировал заместитель командующего Дальней авиацией ВВС России генерал-майор Александр Афиногентов, и «Александр Молодчий» под командованием летчика первого класса подполковника Андрея Сенчурова совершили два вылета продолжительностью по 6 часов каждый. Первый проходил над акваторией Карибского моря в сторону Панамы. Второй - в направлении Бразилии над нейтральными водами на удалении от береговой линии.

    В состав современной 37-й ВА ВГК (СН) входят соединения тяжелых бомбардировщиков - 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная Донбасская Краснознаменная дивизия и 326-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия Тернопольская ордена Кутузова II степени, 43-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава, отдельный гвардейский Орловский авиационный полк самолетов-заправщиков, авиакомендатуры оперативных аэродромов и части обеспечения.

    В состав 22 тбад входят Гвардейский авиационный Севастопольский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный полк, авиационный тяжелый бомбардировочный полк (Энгельс), 840-й авиационный Краснознаменный тяжелый бомбардировочный полк (Сольцы) и 52-й Гвардейский авиационный тяжелый бомбардировочный полк (Шайковка).

    В состав 326 тбад входят 79-й авиационный ордена Красной Звезды тяжелый бомбардировочный полк, 182-й Гвардейский авиационный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный полк, 200-й Гвардейский авиационный Брестский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный полк и 444-й авиационный Берлинский орденов Кутузова III степени и Александра Невского тяжелый бомбардировочный полк.

    Дальняя Авиация переживает сейчас непростые времена. Но несмотря на трудности, личный состав ДА выполняет поставленные перед ним задачи по поддержанию боевой готовности на высоком уровне. От всего сердца поздравляем с днем Дальней Авиации всех причастных к этому празднику: ветеранов, летный и инженерно-технический состав, и пожелаем им чистого неба!