Войти
Логопедический портал
  • Богуславский, михаил соломонович
  • Михаил девятаев Девятаев михаил петрович герой советского
  • День, когда началась война
  • История зарождения и становления русской гвардии
  • Формула силы по закону гука
  • Как понять с какой платформы отправляется поезд
  • Великая сила гаятри-мантры

     Великая сила гаятри-мантры

    Гаятри мантра - одна из самых популярных мантр. Индусы считают одним из способов достижения духовного роста. Для получения необходимого эффекта мантры поются ежедневно. Считается, что благодаря последовательности слов и их звучанию Гаятри мантра наделена особой силой.

    В статье:

    Гаятри мантра - что это такое?

    Гаятри мантра - одна из , которую часто применяют в ежедневной практике люди во всем мире. Считается, что так человек обращается к энергии Солнца. Записана мантра в Ведах , а появилась благодаря мудрецу Вишвамитре , одному из самых почитаемых героев Вед , сыну бога Брахмы , прародителю Вселенной.

    Гаятри-мантра - универсальная мольба, бережно хранимая в Ведах, наиболее древних священных писаниях Человека.
    «Сатья Саи Говорит»

    Индусы верят, что мантры отличаются от обычных молитв силой. Считается, что Гаятри мантра помогает избавиться от ненужных мыслей, очищает ум, указывает на высший смысл существования. В некоторых источниках говорится, что ежедневное пение мантры защищает от сглаза, аннулирует карму и даже помогает достигнуть главной цели многих мировых религий - выйти из колеса Сансары , цикла вечного перерождения, перейдя в другой мир, но сохранив в памяти предыдущие жизни и не теряя сознания.

    Ряд духовных течений считает Гаятри самой сильной среди других мантр.
    В более приземленных практиках текст поют перед едой, очищая тем самым пищу, перед принятием водных процедур, очищая внутреннее пространство. Мантру читают три, девять или одиннадцать раз.

    Считается, что во время пения практикующий обращается к богине Гаятри . Это одно из имен богини Савитри , жены бога Брахмы и матери четырех Вед . В Средние века пение текста считалось обязательным для ежедневной практики брахманов. Другим кастам использовать мантру запрещалось. Однако позже песня стала доступна для всех каст, для женщин. В наше время мантру поют по всему миру вне зависимости от вероисповедания.

    Текст Гаятри мантры состоит из трех условных частей: обращение, медитация и молитва. Как и все мантры в индуизме, текст поется на санскрите. Выглядит следующим образом:

    На санскрите:

    ॐ भूर्भुवः स्वः ।
    तत् सवितुर्वरेण्यं ।
    भर्गो देवस्य धीमहि ।
    धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

    На латинице:

    Om Bhur Bhuvah Svaha
    Tat Savitur Varenyam
    Bhargo Devasya Dheemahi
    Dhiyo Yo nah Prachodayaat

    На русском языке:

    ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА
    ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
    БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ
    ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

    Из-за особенностей санскрита, на котором писались все священные тексты индуизма, существует большое число переводов мантры. Вот несколько из самых популярных.

    Пословный перевод значения каждого из слов в отдельности выглядит следующим образом:

    1. Священный слог ОМ , означающий седьмую чакру Сахасрару , начинает и завершает основной текст. Символизирует всё знания.
    2. БХУР, БХУВА, СУВАХА говорят о трех видах сотворенного: физическом, астральном и небесном.
    3. ТАТ символизирует высшее божество, к которому идет обращение.
    4. САВИТУР означает Всевышнего.
    5. БХАРГО - высший чистый свет.
    6. ВАРЕНЬЯМ ДЭВАСЬЯ - божественная реальность.
    7. ДХИМАХИ - мы медитируем или связываемся с высшими силами.
    8. ДХИЙО - разум.
    9. ЙО - который.
    10. НАХ - наш.
    11. ПРАЧОДАЯТ - просветит.

    Литературный перевод:

    «О, Всевышний, Создатель Вселенной, Дающий жизнь, Устраняющий боль и страдания и Дарующий счастье! Ты есть высший Свет, разрушающий грехи. Мы медитируем на Тебя, чтобы Ты вдохновлял, просветлял и вел наш ум в правильном направлении!».

    Дханвантари - аватар Вишну , благодаря которому люди узнали об Аюрведе . За несколько тысячелетий сформировался ряд обрядов и молитв к Дханвантари . Основная мантра-обращение:

    ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ДХАНВАНТАРАЙЕ СВАХА

    Переводится как: «Ом. Почтение божественному Дханвантари» . Чаще всего используется врачами. Считается, что с помощью текста человек способен увидеть на более тонких планах заболевания другого. Священный текст увеличивает силу любых лекарств, особенно выполненных на растительной основе. В Аюрведе считается, что после пропевания мантры двадцать одни раз над обычной водой жидкость превращается в целебный нектар.

    В других источниках говорится, что практикующие мантру каждый день по сто восемь раз могут исцелять прикосновением руки. Считается, что молитва дает человеку мощную защиту от сглазов, болезней.

    На русском полный текст мантры выглядит следующим образом:

    АУМ ШАНКХАМ ЧАКРАМ ДЖАЛАУКАМ
    ДАДХАД АМРИТА ГХАТАМ ЧАРУ ДОРБИШ ЧАТУРБХИХ
    СУКШМА СВАЧЧХАТИХРИДАЯМШУКА ПАРИВИЛАСАН МАУЛИМ АМБХОДЖА НЕТРАМ
    КАЛАМ БХОДОДЖДЖВАЛАНГАМ КАТИ ТАТА ВИЛАСАЧ ЧАРУ ПИТАМБАРАДЙАМ
    ВАНДЕ ДХАНВАНТАРИМ ТАМ НИКХИЛА ГАДА ВАНА ПРАУДХА ДАВАГНИ ЛИЛAM

    Литературный перевод:

    «Приветствие Дханвантари, который в четырех руках держит раковину, чакру, пиявку и сосуд с амритой; в чьем сердце сияет тончайший, чистый, благостный свет. Этот свет сияет и вокруг его головы, вокруг лотосных глаз; который одной своей игрой разрушает все болезни подобно большому лесному пожару».

    Петь мантры рекомендуется на восходе солнца, в полдень или на закате. Серьезно практикующие поют священный текст сто восемь раз, не прерываясь и не отвлекаясь. Чтобы не сбиться со счета, используются четки. Чем большее число раз будет спета мантра, тем сильнее эффект. Очень важно произносить текст в правильной последовательности.

    Для практики выбирается спокойное место, стоять нужно лицом на север или восток, спину держать прямо. поют под запись, на продвинутом - самостоятельно, громко или шепотом, и только самые просветленные могут петь мантру про себя, не разжимая губ. Последнее особенно сложно, так как приходящие мысли не дают сосредоточиться и постоянно сбивают практикующего.

    В процессе пения человек представляет образ богини Гаятри или пытается сосредоточиться на чувстве благодарности себе, окружающим, миру.

    В Тибете до сих пор существует практика делать татуировки священных мантр на подвижных частях своего тела. Считается, что они производят тот же эффект, которого можно добиться, произнося их.

    Что вас ожидает в ближайшее будущее:

    Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

    Гаятри мантра – перевод и значение

    Считается, что Гаятри мантра способна творить невозможное - эти слова являются древнейшей обращением человека к великим Богам. Никаких ограничений в применении способа не существует, единственное условие: произносится Гаятри мантра 108 раз подряд (так называемый круг малы). Дальше - на усмотрение, можно за стуки делать два и даже три круга, от этого эффективность мольбы только возрастает.

    Гаятри мантра для релакса - очень красивая формула медитации

    Сакральная ведическая формула работает в самых разных ситуациях - независимо от вероисповедания, пола, национальности и возраста человека. Обращена мольба к Савитару, богу лучезарного Солнца - это гимн чистоте и благородству, направленный на спасение души, исцеление тела. Практики убеждены: чтобы эта мантра работала в полную силу, необходимо хотя бы в общих чертах представлять смысл мантры.

    Понятно, что отдельные транскрипции могут несколько отличаться. Обычно адаптированный текст Гаятри мантры читается таким образом:

    • Ом Бхур Бхувах Свах
    • Тат Савитур Вареньям
    • Бхарго Девасья Дхимахи
    • Дхийо Йо Нах Прачодаят!

    В общем смысле мантра является просьбой, адресованной Высшим «инстанциям» (небу, воздуху и земле), наполнить существование человека солнечным светом, очистить от скверны и любого негатив а, направить энергию и силы в нужном направлении. Это своего рода кодировка на успех , которая начинает работать при регулярном использовании.

    Чем и кому поможет?

    Слова - это вибрации, а последние способны воздействовать на физические тела. Каждый слог Гаятри мантры связан с одним из человеческих органов, поэтому во время медитации происходит их очищение от накопленного негатива. Подобная процедура служит оздоровлению организма в целом, увеличению жизненных сил, перенаправлению энергии в нужное русло.

    У Гаятри мантры перевод и значение соотносятся достаточно условно (как и у всех формул, изначально записанных на санскрите), поэтому важнее представлять общий посыл, отправляемый небесам. Человек, который произносит текст, просит защитить свою душу, просветить разум, послать вдохновение и показать правильную дорогу.

  • Произнесение Гаятри мантры
  • Никакой духовный прогресс не возможен без очищения ума и развития в человеке принципа буддхи, основной функцией которого является различение между истинным и неистинным. Буддхи - это способность более высокого по сравнению с интеллектом уровня, которая в европейской терминологии называется интуицией (досл. "прямое познание"). Чтобы интеллектуальные знания могли стать знаниями истинными, они должны быть озарены светом буддхи. Развитие или, точнее, раскрытие в себе буддхи является отправной точкой сознательной духовной практики. Такую роль выполняет в индуизме Гаятри Мантра.

    Текст этой мантры гласит:
    ОМ БХУР БХУВАх СВАХа
    ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
    БхАРГО ДЕВАСЬЯ ДхИиМАХИ
    ДХИЙО ЙО НАх ПРАЧОДАЯаТ
    Om Bhur Bhuvah Svaha
    Tat Savitur Varenyam
    Bhargo Devasya Dheemahi
    Dhiyo Yonah Prachodayaat

    Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем! Да озарит Он наш разум!

    Слово Гаятри* употребляется в индуистских писаниях в трёх различных смыслах. Прежде всего, этим словом обозначается хорошо известная мантра, повторение которой является обязательной частью повседневной религиозной практики всех правоверных индуистов. Второе - это стихотворный размер, в котором написана эта мантра, и третье - богиня, олицетворяющая силу этой мантры.

    (* Гаятри" - именно такое ударение (т.е. на последнем слоге) даёт в своём "Санскритско-Английском" словаре один из наиболее авторитетных и известных в мире санскритологов Моньер-Вилльямс.)

    Назначение Гаятри Мантры

    Слово "Гаятри" (жен.р. с ударением на последнем слоге) буквально означает "то, воспеванием чего достигается спасение" (где "га" - "воспевать", "три" - "спасать"). Другой вариант слова "гаятра" (муж. и ср. р.), как поясняет Саи Баба, этимологически расшифровывается как "то, что защищает индивидуальные души" (где "гая" - "индивидуальные души - дживы", "тра" - "защищать"). Таким образом, уже само значение слова указывает на высшую цель духовной практики - спасение или освобождение, а также на высшую силу мантры, способную покровительствовать тому, кто её практикует.

    Основное назначение Гаятри Мантры, в которой садхака обращается к Богу как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами "Да озарит Он наш разум!", где слово "разум" означает "буддхи", как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в человеке этот высший принцип. Важно также то, что практика Гаятри Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.

    Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению своей истинной природы, является не достижение освобождения (ибо это труд не одной жизни), а устранение своего невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого необходимо очищение и реорганизация всех низших проводников сознания, с тем чтобы стремящийся к истине мог иметь более тонкие инструменты для работы на высоких духовных планах. Это и есть свет буддхи, пробуждению которого способствует практика Гаятри Мантры. Если человек, упорно практикуя Гаятри-джапу, искренне стремится к Свету, который может прийти только изнутри, в его ауре, как пишет один из наиболее глубоких исследователей Гаятри Мантры профессор И.К.Таймни (См. I.K.Taimni. Gayatri: the daily religious practice of the Hindus. Adyar: Madras, 1974.), создаётся особое напряжение, которое открывает канал для нисхождения в его сознание Божественной силы высших планов.

    Познание Бога может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) или интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) или духовного восприятия и на уровне Реальности, непосредственно - через слияние своего Высшего Я (Атма) с сознанием Бога. Гаятри Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.

    Значимость Гаятри Мантры

    Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры - один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед - Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах - мантра-шастра. Слово "шастра" означает "трактат".). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед. Так же как сущность учения Вед содержится в упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) - Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) - Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты есть То) - Сама Веда; Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) - Атхарва Веда. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.

    Огромная значимость Гаятри Мантры отражается в одном из самых важных обрядов индуизма - "упанаяне". Упанаяна - это обряд "посвящения" мальчиков, когда их приводили на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри Мантру. После этого посвящённый становится "дваждырождённым". Получение от гуру Гаятри Мантры, как один из наиболее важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, то есть его "второе" - духовное рождение.

    Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога "Эко "хам Баху Сьям" - "Я Един. Да стану Многим!", процесс соединения с Богом начинается словами "Бхарго Дэвасья Дхимахи" - "Мы медитируем на Божественный Свет!"

    Риши и размер мантры

    Обычно чтение важных ведических мантр предваряется произнесением вспомогательных - винийога-мантр, в которых указывается риши, размер, божество и цель, с которой эта мантра произносится.

    В винийога-мантре, относящейся к Гаятри, сообщается, что Риши основной части Гаятри Мантры является Вишвамитра. Некоторые отождествляют его с известным мудрецом, упоминаемом в пуранах (мифологических текстах индуизма). Однако, как полагает профессор Таймни, это не соответствует высокому назначению Гаятри Мантры, которая считается Матерью Вед. "Вишвамитра" - это одно из имён творца вселенной, Брамы, и именно он является Риши этой мантры.

    Основная часть Гаятри Мантры написана размером, который имеет одноимённое ей название - Гаятри. Она состоит из двадцати четырёх слогов, организованных в три строки по восемь слогов в каждой. Этот размер считается древним и священным.

    О цели или назначении мантры уже было сказано выше. Что касается Дэваты Гаятри Мантры, то в винийога-мантре сказано, что им является Савитар.

    Савитар или Ишвара нашей вселенной

    Другое название этой мантры "Савита Гаятри" или "Савитри" (с ударением на последнем слоге). Здесь опять-таки происходит некоторая путаница. Сочетание "Савита Гаятри" буквально означает "Гаятри Савитара", где слово "Савита" (муж. рода) может интерпретироваться как "Дэвата которой - Савитар". Синонимом этого слова является другая его форма - слово "Савитри" (звучащее скорее как Савитр-р-р; оно также муж. рода с т.н. слоговым "р" на конце, имеющим огласовку похожую на короткое "и"), которое путают со словом Савитри`, обозначающем мантру. Это слово (жен. рода) имеет на конце долгое и ударное "и" и опять-таки является просто другим именем богини Гаятри.

    В мантре говорится "На божественный Свет Савитара медитируем". Савитар - это Божество Солнца в его высшем аспекте. Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару - Дэвате или главенствующему божеству мантры.

    От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит "оживляющая сила" предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар. Последний является Высшей Духовной Сущностью нашей вселенной - Богом или (в терминологии индуизма) Ишварой.

    В мантре он олицетворяет собой самого Брахмана. Как говорит Шри Сатья Саи Баба: "Имманентное и трансцендентное Божество, называемое Савитар, что означает "то, из чего рождается всё", ... то есть Существо, к которому обращена Гаятри, - поистине, сам Брахман" (см. Дхарма Вахини).

    Согласно индийской философии, существует только одна Высшая Реальность - Брахман (в европейской философской и религиозной традициях называемый соответственно - Абсолют или Бог). На непроявленном уровне эта Высшая Реальность (Ниргуна Брахман) являет собой недифференцированное единство Сознания и Силы. Когда эта Реальность начинает разворачиваться вовне (как Сагуна Брахман), происходит первичная дифференциация на Сознание и Силу, в тантрической (Наиболее глубоко теория творения разработана в индуистских священных писаниях - тантрах. Сущностная же природа Брахмана наиболее полно рассматривается в философии Адвайта Веданты.) терминологии называемые Шива и Шакти. Далее Шакти разделяется на бесчисленные силы, соответствующие множеству функций, которые должны осуществляться в проявленной вселенной. Каждая сила соотносится с особой функцией сознания, определяющего основные процессы, происходящие во вселенной. Эти функции и силы, представляющие различные аспекты единого Высшего Бога - Брахмана, и есть дэваты или божества индуизма.

    В великой Вселенной существует множество малых вселенных или солнечных систем. Верховным божеством, а точнее, Богом любой вселенной является Ишвара. Каждая солнечная система или брахманда является отдельной самодостаточной единицей Вселенной и управляется Ишварой в его трёх аспектах, называемых Брама, Вишну и Рудра, основной функцией которых является творение, поддержание и растворение. В его высшем аспекте Рудра называется Махешей или Махешварой. Как Рудра, так и Махеша отождествляется с Шивой, точнее, представляют его функции на проявленном уровне. Если Рудра на проявленном уровне выполняет функцию разрушения форм, то Махеша соответствует чистой функции сознания, лежащего в основе проявления любых форм. В этом аспекте он практически не отличен от Ишвары, основную функцию которого можно обозначить как "управление".

    "Внутри физического Солнца, - как пишет в своей книге "Гаятри" проф. И.К.Таймни (с. 88), - пронизывая всю солнечную систему, скрываются множество невидимых миров необычайного великолепия и силы, и все они являются выражением или телами Могущественного Существа, называемого Солнечным Логосом или Сурья Нараяной. Это существо - Бог или Ишвара нашей вселенной. Все формы сознания в нашей солнечной системе являются ограниченным выражением Его Сознания. Все силы - это производные Его Силы."

    Гаятри Дэви как Шакти Ишвары

    С ведических времен Гаятри Мантра рассматривалась персонифицированно как Богиня Гаятри или Гаятри Дэви. Её символизм, по мнению проф. Таймни, таков же как и Триединства Брамы, Вишну и Махеши с единственным отличием, что это триединство женских ипостасей единого Бога. "Нет сомнения, - пишет он (там же, с. 23-24) - что эти три женские формы представляют собой силу, позволяющую садхаке достичь единения с сознанием этих трёх Божеств. Три формы Гаятри не имеют ничего общего с силами трёх Божеств, проявляемых в качестве их обычных функций в проявленной вселенной. Эти три силы или шакти, обычно называемые силами творения, сохранения и разрушения, олицетворяются богинями Сарасвати, Лакшми и Кали, которых именуют супругами или Шакти Брамы, Вишну и Рудры (Шивы). Так, если садхака желает получить знание или видью, он поклоняется Сарасвати; если он желает богатства и удачи в мирских делах, он почитает Лакшми; если же он просит помощи в несчастье, он взывает к Кали.

    Однако, если он не желает ничего, что эти три Божества могут дать через их соответствующие Шакти, а желает (постичь) самого Ишвару, тогда он должен обращаться к Гаятри, поскольку она представляет собой силу, позволяющую достичь единения с Его Сознанием и тем самым - познать Его". Таким образом, Гаятри Дэви - это Шакти самого Ишвары. Отсюда она имеет такую силу!

    Значение и символизм мантры

    Гаятри Мантра, как и многие другие сакральные вещи, имеет богатый символизм и множество уровней интерпретации. Существует множество переводов Гаятри Мантры. На физическом уровне интерпретации под Савитаром понимается физическое солнце, которое представляется Божеством, а его свет и энергия также понимаются чисто в физическом смысле. Тогда слова мантры могут переводиться как "Лучезарное сияние Солнца созерцаем! Да дарует Оно нам истинное понимание!" или "Да направит Оно нас на путь истины!". На более высоком уровне интерпретации, когда под словом Савитар понимается Высшее Сознание или сам Бог (Ишвара), а под его Светом - его Сила, Величие и Слава, значение мантры может быть, например, таким: "На божественной Славе достойного высшего почитания Ишвары мы сосредотачиваем свои мысли! Да озарит Он наш разум!" или "Да дарует Он нам просветление!". Можно объединить оба эти смысла, дав их параллельно в более развёрнутой форме: "Мы медитируем на лучезарный Свет Солнца (олицетворяющий божественную Силу и Славу Савитара, который есть высшая цель всякого поклонения и сам Ишвара)! Да дарует Он нам просветление!" Слова "Бхур - Бхувах - Свах" могут либо переводиться, например, как "Ом! Земля! Воздушное Пространство и Небо!" или: "Благо Земному, Тонкому и Божественному Мирам!", либо оставаться без перевода. Это - сакральные слова, о которых мы скажем ниже.

    Существуют и более свободные переводы этой мантры. Так, например, Джон Вудрофф в своей книге "Введение в Тантра Шастру" в главе "Гаятри Мантра" даёт такой перевод: "Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли к достижению дхармы, артхи, камы и мокши!", где последние слова (четыре цели земного существования человека) просто добавлены, хотя, в целом, это не противоречит смыслу. Есть и просто поэтические переводы, в которых главное не абсолютно точно передать значение слов, а при помощи красоты языка скорее выразить дух мантры. Вот один из них: "О Божественный Источник Света и энергии на земле! Из своих бесчисленных лучей даруй мне один, чтобы в жизни хотя бы на один миг засветить так ярко, как Ты!". В принципе, большинство переводов верны, так как в целом правильно отражают тот или иной аспект понимания основной идеи мантры. Степень проникновения в сущность мантры, конечно, зависит от духовного опыта, знаний и уровня развития того, кто пытается понять её смысл. Глубина значения и смысла Гаятри Мантры так же безгранична и неисчерпаема, как и тот Божественный Источник, выражением которого она является.

    Эта мантра глубоко символична также и по своей структуре. Она может быть разделена на три, пять и девять частей. Как указывает Шри Сатья Саи Баба, первые 9 слов этой мантры представляют собой девятеричное описание Высшей Реальности.

    1. ОМ - первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; символ Брахмана, а также Ишвары;

    2. БХУР - Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией и Брамой;

    3. БХУВАХ - Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей, а также с Вишну;

    4. СВАХ - Свар(га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов, также Махешварой;

    5. TAT - То (им. пад.); Высшая Реальность, невыразимая в словах, и поэтому обозначаемая просто указательным местоимением; Брахман, Абсолют; также <здесь> - На Того (вин. пад.); может соотноситься как с Брахманом, так и с Ишварой;

    6. САВИТУР - Савитара (род. пад. от Савитар); животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца, олицетворяющая Ишвару, который в свою очередь сам представляет Брахмана;

    7. ВАРЕНЬЯМ - желанного; достойного всяческих устремлений и почитания (модальн. прилаг. или прич. долженств.);

    8. БХАРГО - Сияние; Свет (божественного Сознания); Слава; может соотноситься с Шакти Шивы, а также Шакти Ишвары; то есть Гаятри Дэви;

    9. ДЕВАСЬЯ - Божественный, лучезарный, дарующий Милость (род. пад. или прилаг. от Дэва).

    Остальные слова, делящиеся на три группы, представляют вместе с девятью первыми словами 12 важнейших атрибутов мантры:

    10. ДХИМАХИ - медитируем; созерцаем (глаг. в 3 л. мн. ч.);

    11. ДХИЙО - Разум, буддхи, ум; ЙО - который, Он;

    12. НАХ - наш; ПРАЧОДАЯТ - да направиstrongт (на путь истины); да озарит!; да дарует просветление! (субъюнктив).

    I. ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ!

    Первая часть мантры состоит из священного слога ОМ или пранавы (от "пра" + "ну" - "вибрировать, издавать звук") и трёх мистических слов-мантр, называемых махавьяхрити: БХУР - БХУВАХ - СВАХ. Последние произошли из пранавы и являются её дифференцированной формой. ОМ выражает отношение между индивидуальной дживатмой (Божественным Духом в человеке) и Параматмой (Божественным Духом во Вселенной) и является мантрой Ишвары. Также как произнесением священного звука "Ом" была сотворена наша вселенная, так и произнесением трёх махавьяхрити были сотворены три низших мира или плана существования (физический, астральный и ментальный). Всё это сочетание в целом имеет сакральный характер, так как эти слова представляют биджа-мантры, управляющих ими божеств, соответственно: Ишвару, Агни, Вайю и Адитью, о чём и сказано в винийога-мантре. Это выражение из четырёх слов произносится каждым брахманом в начале молитвы и эквивалентно выражению приветствия и преклонения перед Высшей Реальностью. Произнося эти священные слова, читающий мантру, как бы мысленно соединяется с Творцом (Ом) и всем Творением (тремя мирами, в которых Душа проходит цикл воплощений) и преклоняется перед Ними.

    II. ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ!

    Во второй части, читающий мантру, помня о том, что высшей целью любых устремлений человека является Бог (Ишвара), концентрируется на Его безграничном Величии, Славе и Силе и ментально соединяется с Ним. При этом он представляет, как через Лучезарный Свет Солнца (через его Шакти) на него истекает Милость этого Высшего Существа.

    Здесь важно обратить внимание на слово "дхимахи", которое стоит во множественном числе - "медитируем". Оно указывает на то, что садхака заботится не только о своём собственном благе и не преследует чисто эгоистические цели, а совершает практику как бы от имени всех живых существ. Это слово может переводиться двояко: как "да будем мы медитировать" и как "мы медитируем". В первом случае предложение имеет значение пожелания и становится молитвой. Во втором случае оно является утверждением и выражает решимость садхаки войти в контакт с Высшим Существом, что больше соответствует значению этой части, понимаемой в смысле медитации.

    III. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ!

    Третья часть мантры представляет собственно молитву или просьбу-пожелание, в которой произносящий её просит Ишвару даровать ему просветление, пробудив его Божественную природу через озарение его разума (буддхи). Так же как и во второй части, в этом предложении слово "прачодаят" имеет двоякую интерпретацию: как "Он (который) озаряет наш разум!" и как "Да озарит Он наш разум!" В силу сказанного выше (так как это больше соответствует духу молитвы) второй вариант является более приемлемым. Слово "дхийяс" (по правилам слияния звуков изменённое в "дхийо") здесь также стоит во множественном числе и, буквально означая "наши умы", свидетельствует о том, что садхака молит Бога о милости не только для себя, а для всех людей.

    Кстати говоря, как эта Главная мантра-молитва индуизма, так и другая ежедневно повторяемая молитва о всеобщем счастье; "Сарве Джана Сукхино Бхаванту! Лока Самаста Сукхино Бхаванту!", которая означает "Да будут счастливы все существа во всех мирах!" (наряду с вегетарианством и истинной веротерпимостью) характеризуют индуизм как высоко альтруистичную мировую религию. О том, что это высшая религия, включающая в себя все остальные, говорит Шри Сатья Саи Баба (см. Сатья Саи Вахини).

    Символизм троичности и триединства мантры прослеживается на нескольких уровнях. Состоящий из трёх звуков (А-У-М) священный слог ОМ, три махавьяхрити и три части мантры соотносятся как между собой, так и с другими священными триадами: индуистской Троицей (Брама, Вишну, Шива-Махешвара), тремя Гунами (саттва, раджас, тамас), тремя периодами времени (прошедшее, настоящее, будущее), тремя фазами Пранаямы (вдох, задержка, выдох), тремя состояниями сознания (джаграт, свапна, сушупти), тремя Телами (стхула-, сукшма- и карана-шарира), тремя аспектами Шастр (тантрой, мантрой и янтрой), тремя священными Огнями (гархапатья, дакшина, ахавания) и т.п.

    Во многих случаях троичность, господствующая на проявленном уровне Творения, предполагает и указывает на четвёртый, более сущностный, непроявленный аспект (мука - неслышимый звук безмолвия как продолжение звучания ОМ; Ишвара, объединяющий индуистскую Троицу; турия - четвертое состояние сознания, превосходящее все остальные и т.д.; здесь же и сама Гаятри как четвёртая - синтезирующая сила трёх Шакти).

    Еще один очень важный аспект триединства, с которым связана Гаятри, - это три сандхьи, т.е. три переходных промежутка времени суток (рассвет, полдень, закат), символизирующие переходные состояния.

    Утренняя сандхья соотносится с одной стороны с основным именем богини - Гаятри, а с другой - с Шакти Брамы (Брахмани), а также с Риг Ведой. Полуденная сандхья соотносится с именем Савитри и с Шакти Вишну (Вайшнави), а также с Яджур Ведой. Вечерняя сандхья соотносится с именем Сарасвати и с Шакти Рудры (Рудрани), а также с Сама Ведой. Причём, эти три сандхьи в силу сущностной природы Гаятри сами символизируют четвёртое - переходное состояние. Переходные состояния (между сном и бодрствованием, жизнью и смертью, промежуток между двумя мыслями, момент смены действия энергий - таттв и др.) являются очень важными для духовной практики. Это то, видимое ничто из которого рождается всё. Не случайно, Саи Баба советует медитировать на состоянии между сном и бодрствованием. Познание природы этих состояний равносильно познанию природы Брахмана. Гаятри Мантра управляет этими переходными состояниями и именно поэтому способна привести к просветлению, то есть переходу от невежества к полному знанию.

  • Фигурная скобка, остриё которой также указывает на уровень основного тона, маркирует паузу
  • Сдвиг строки по вертикали равен двум полутонам (или одному тону), что показано в ключе: , где "0" - основной тон, "2" вверху и внизу указывает на смещение тона соответствующей строки на 2 полутона вверх или вниз
  • Черта над буквой (У, И) обозначает долготу гласного; Звуки "Э/Е " и "О" всегда долгие, хотя их долгота обычно не обозначается. Звук "Э/Е" похож на английское "е" и произносится как нечто среднее между русским "е" и "э", ближе к последнему
  • Маленькая "х", в сочетаниях Бх, Дх обозначает придыхательное "х", которое звучит очень слабо
  • Маленькое "с" в слове "Бхувас" указывает на то, что это ассимилированный звук "X" (с точкой внизу). Маленькие "у" и "ф" указывают, соответственно на огласовку и призвук предыдущего звука.
  • "X" с точкой под буквой, т.н. висарга, произносится, как украинское "г" или грубое русское "г", как в слове "ага"
  • "Н" с точкой под буквой, т.н. церебральное "н" (как и другие церебральные: т, тх, д, дх) произносится путем завёртывания кончика языка назад, и язык нижней стороной касается нёба
  • "М" с точкой под буквой - носовой призвук "м". Похож на английское носовое "n" в сочетаниях с "ng"; звучит протяжённо в нос, как нечто среднее между "м" и "н"
  • Перед тем, как начинать практику джапы, необходимо сначала выучить наизусть мантру (с правильной интонацией и произношением), уяснить смысл каждого в ней слова, а также её значение в целом.

    Практика медитации и произнесения мантр набирает всё больше популярности по всему миру. Мантры – священные тексты (особые слова) в восточных религиях, таких как индуизм и буддизм. Чтение этих текстов позволяет медитирующему исцелить своё физическое тело от болезней, очистить разум от негативных мыслей, соединиться со своим духовным началом, обрести мудрость.

    Мантры помогают исцелить душу и тело

    Суть песнопения

    Гаятри-мантра – одна из самых сильных и известных среди всех существующих ведийских мантр.

    Она занесена в писания индуизма на древнем литературном языке Индии (санскрите). Эти писания называются Веды. Упоминания о Гаятри-мантре также появляются в таких индуистских религиозных текстах, как:

    1. Бхагавадгита — основное писание индийской философии, состоящее из 18 глав, построенных на философских беседах Бога Кришны и героя Арджуны на поле битвы двух кланов;
    2. Хариванша — важный религиозный текст на санскрите величайшего ведийского мудреца Вьясе;
    3. Ману-смрити — собрание моральных законов и предписаний индийцев, созданное первым царём мира Ману.

    Индуисты считают, что мантра Гаятри является обращением к божеству Савитару, потому что его имя упоминается в тексте. В ведийской мифологии Савитар – бог Солнца. По его имени мантру часто называют Савитари. Но также существует мнение, что воплощением мантры является индуистская богиня Гаятри – одна из жён бога творения Брахмы.

    Мантра представляет собой 24 слога, взятых из собрания религиозных гимнов Ригведы. Стихотворный размер священного текста имеет одноимённое название Гаятри и, согласно канонам, состоит из трёх строк по восемь слогов.

    Издревле структура индийского общества строилась на сословиях. Сословий или, так называемых, варн существовало четыре: три высшие варны (жрецы брахманы, правители и воины кшатрии, ремесленники вайшьи) и одна низшая варна слуг – шудры. Длительный период в истории Индии пение мантры Гаятри было частью упанаяны. Упанаяна – церемония посвящения юноши из высших варн во взрослую жизнь и изучение Вед. Однако спустя время воспевание священных текстов стало возможным для женщин и представителей низшей варны. В современном мире читать мантры может любой человек, вне зависимости от возраста, пола и веры.

    Высшей целью воспевания Гаятри-мантры является очищение своего сознания, освобождение от привязанности к материальному.

    Гаятри-мантра на санскрите

    Появление

    Возникновение священной песни Гаятри связывают с именем одного из ведийских мудрецов Вишвамитре. Он входит в семёрку самых великих риши – мудрецов, которым боги открыли ведийские гимны.

    В древнеиндийских текстах Пуранах, описывающих историю мира от создания до исчезновения, говорится, что за всё время только 24 мудреца смогли познать смысл мантры Гаятри и использовать всю её мощь.

    С помощью силы, обретённой благодаря вере и мантре Гаятри, риши Вишвамитре мог создать копию-двойник нашей вселенной и подчинить себе любое оружие.

    Значение и смысл

    Перед началом основной мантры следует сакральный слог Om, который в индуистских и ведийских канонах является «словом силы». За ним произносится формула маха-вьяхрити, которая звучит как Bhur Bhuvah Svaha и является возвышенным обращением к земле, воздуху и небесам.

    Оригинальный текст мантры Гаятри звучит следующим образом:

    1. Om Bhur Bhuvah Svaha
    2. Tat Savitur Varenyam
    3. Bhargo Devasya Dheemahi
    4. Dhiyo Yo Nah Prachodayat.

    Транскрипция кириллицей:

    1. Ом бхур бхувах суваха
    2. Тат савитур вареньям
    3. Бхарго Дэвасья Дхимахи
    4. Дхийо йо нах прачодаят.

    Дословный перевод отдельных частей мантры и их значение:

    • Om – базовая звуковая вибрация, сакральный слог;
    • Bhur – физический, материальный мир;
    • Bhuvah – астральный, тонкий мир;
    • Svaha – небесный мир или земля Богов;
    • Tat – Высшее существо;
    • Savitur – источник жизни, солнечное божество;
    • Varenyam – почтенный, желанный;
    • Bhargo –духовный свет;
    • Devasya – божественный;
    • Dheemahi – мы медитируем;
    • Dhiyo – разум или духовный разум;
    • Yo- который;
    • Nah – наш;
    • Prachodayat – просветит.

    Так как древний язык санскрит имеет очень сложную синтетическую грамматику, существуют разные варианты перевода того, что означает текст мантры Гаятри. Вот некоторые возможные варианты значений мантры:

    1. «Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту»;
    2. «Пусть та сущность Господа Вишну, проявляющаяся как Солнце, сделает мой ум пребывающим в Его божественном «Я” во всех действиях и делах и во все времена!»;
    3. «Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал небеса, землю и нижний мир, и Кто направляет наш разум!».

    Результативность

    Индуисты считают Гаятри-мантру универсальной и совершенной. Её текст содержит в себе огромную духовную силу. На что же способна эта мантра:

    1. Приводит человека к истине и просветлению, развивает шестое чувство – интуицию.
    2. Оздоравливает физическое тело, придаёт ему красоту, продлевает жизнь.
    3. Помогает избежать порчи или сглаз, очищает карму.
    4. Избавляет ум и сознание от негативной энергетики, развивает интеллект.
    5. Дарит благополучие.

    Медитировать может любой желающий человек. Нет правил, ограничивающих или запрещающих медитацию. Ей можно заниматься в любое время дня в любом удобном месте. Но для улучшения эффекта существует ряд рекомендаций, которые практикуют индуисты и буддисты, посвятившие себя и свою жизнь связи с Божественным началом.

    1. Пожалуй, самое важное условие – это эмоциональное и душевное состояние во время медитации. Необходимо произносить святой текст с чувством любви и благодарности Богу; многим это даётся не сразу, поэтому опытные монахи советуют продолжать медитировать в спокойном состоянии, прислушиваясь к своим чувствам, а любовь и благодарность придут со временем;
    2. Идеальное время для медитации – это время, когда встречаются день и ночь (Сандхья Каалам), то есть перед восходом солнца и перед закатом.
    3. Медитация перед приёмом пищи позволит вам очистить её от негативной энергии.
    4. Читать священный текст можно и вслух, и мысленно. Для мысленной медитации необходимо овладеть искусством очищения сознания, чтобы ничто не отвлекало от процесса, поэтому начинающим советуют произносить слова мантры вслух – таким образом намного легче сосредоточиться на ней.
    5. Согласно сложившимся традициям для медитации используют различные чётки со 108 бусинами.

    Для медитации используются четки со 108 бусинами

    Использование четок

    Использование такого духовного атрибута, как чётки, пришло из древней индийской культуры. При произнесении мантры нужно перебирать в руке по одной бусине после каждого повторения сакрального текста. Таким образом, произнесение 108 раз мантры – это один круг медитации. Исключением является бусина Меру, которая служит для соединения чёток. Обычно она намного больше остальных и не учитывается при их переборе.

    Буддисты и индуисты считают число 108 сакральным, так как оно обладает рядом духовных значений. Например:

    • Бог имеет 108 различных имён и каждое означает что-то особенное;
    • существует 108 основных Упанишад (древние религиозные трактаты в индуизме);
    • число 108 также означает бесконечность;
    • у Бога есть 108 преданных ему гопи.

    В зависимости от материала и специфики религии существует большое количество разновидностей чёток для медитации. Наиболее популярные из них — Вайшнавские чётки, произведённые в Туласе или Ниме (предпочтительный материал – сандал, можжевельник и прочее) и чётки Шивы из семян рудракши. Существуют чётки, сделанные из костей человека или животных.

    В современном мире существует техническая аналогия классических чёток из бусин – электронные чётки или, как их ещё называют, электронный счётчик.

    Это маленькое приспособление, которое надевается на палец. У электронных чёток есть дисплей, показывающий количество произнесённых молитв, кнопка для их отсчитывания и кнопка для сброса.

    Поза

    Особое значение во время медитации уделяется положению тела, потому что от этого зависит циркуляция энергии в организме. Благодаря гармоничному распределению напряжения по всему телу можно научиться управлять энергиями внутри него.

    В медитации существует множество асан, то есть позиций, но есть свод правил, которым стоит следовать при выборе любой из асан:

    • спина должна находиться в прямом положении — не стоит горбиться или сильно прогибаться в пояснице;
    • шея должна быть прямой;
    • подбородок немного опустить;
    • за редкими исключениями, колени должны касаться пола;
    • мышцы лица должны находиться в расслабленном состоянии.

    Главная и самая мощная асана – Сиддхасана. Индуисты считают, что тем, кто освоил эту асану в идеале, не нужно изучать остальные десятки тысяч асан. Ноги скрещиваются таким образом, чтобы половые органы оказались между ступней. Это образец совершенного положения тела во время медитации.

    Второй по популярности является поза Лотоса или Падмасана, во время которой ступни ног кладутся на противоположные от них бедра. Выполнение данной позы на первых этапах может вызывать неудобство, особенно при плохой растяжке, но боль проходит через некоторое время после начала практик.

    Третья асана – Вирасана. В переводе с санскрита звучит «как поза героя». Данная позиция заключается в том, что человек садится на колени и немного раздвигает ступни, опускаясь ягодицами между ними.

    Для каждой из этих асан существует своя, так называемая облегчённая версия для начинающих практиковать медитацию. Например, поза Полулотоса или Ардха Падмасана, при которой только одна нога помещается на противоположное бедро, а вторая остаётся на полу. Или упрощённая версия Вирасаны – Ваджрасана, во время которой человек сидит ягодицами на пятках.

    Падмасана — поза лотоса

    Великие исполнения

    Так как Гаятри является самой известной мантрой, то её неоднократно исполняли как духовные лидеры, так и музыканты.

    Саи Баба

    В индуистской философии есть такое понятие, как Аватара — так называют снизошедшее на землю божество в человеческом обличии. Аватарой нашего времени считают Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Умер он в 2011, и множество людей со всего мира приезжают в его ашрамы, чтобы постигнуть учения религиозного лидера и чудотворца.

    Дэва Премал

    Ещё одно из величайших исполнений Гаятри-мантры принадлежит немецкой певице Иоланте Фрис, известной под псевдонимом Дэва Премал. Особенность творчества Иоланты заключается в объединении традиционной медитативной и современной музыки.

    В девяностых годах девушка жила в ашраме Ошо, изучая рефлексологию и массаж. Там она познакомилась с известным британским певцом по имени Энди Митен. Она начала петь на его концертах при ашрамах в качестве бэк-вокалистки, а после исполнения Гаятри-мантры ощутила, что в ней достаточно сил, чтобы начать собственную музыкальную карьеру. Благодаря мантре Гаятри на свет появилась необыкновенная музыка Дэвы Премал, которая прививает любовь к индуистской культуре.

    Заключение

    Гаятри-мантра – универсальная ведийская мантра, обладающая большой духовной силой и получившая свою популярность за пределами Индии. Является обращением к солнечному божеству. Для лучшего эффекта рекомендуется повторять эту мантру каждый день.


    Среди всех методов самосовершенствования мантры играют одну из важнейших ролей и широко используются в различных духовных практиках. Считается, что в отличие от молитв, которые могут быть выражены разными словами, ведические мантры обладают более сильным действием, так как представляют собой строго определенный ряд звуков (слогов), правильное произнесение которых оказывает невероятно сильный эффект, позволяя быстро достичь цели, ради которой они читаются.

    В этой статье мы рассмотрим Гаятри мантру «Ом бхур бхувах сваха», ее полный текст, несколько переводов, смысл и цель, ради которой тысячи людей ежедневно ее практикуют. Также посмотрим красивое видео и послушаем, как это звучит.

    Предназначение мантры


    Гаятри означает то, что защищает душу и ведет к спасению, а слово мантра означает . Таким образом, само название указывает на цель и суть духовной практики и говорит жизни, подразумевая очищение сознания и освобождение из ловушки материально мира, в котором находится в заточении. В определенных духовных кругах эта мантра считается самой сильной и самой эффективной, хотя не все духовные практики рекомендуют ее как панацею от всех бед, считая, что есть средства более могущественные. Тем не менее, давайте рассмотрим, что нам может дать повторение Гаятри.

    Сила и возможности мантры Гаятри


    Ежедневное повторение Гаятри мантры приносит человеку множество духовных и материальных благ: очищает ум и сознание от негатива, иллюзий и заблуждений, развивает интеллект (укрепляет разум), дает паранормальные способности и наделяет практикующего мудростью.

    Гаятри мантра возвращает человеку здоровье и красоту, дает долголетие и благополучие, избавляет от страхов и неудач, исполняет желания и помогает преодолевать трудности и препятствия - как в социальной жизни, так и в духовной практике .

    Также утверждается, что Гаятри может избавить от таких крайне неприятных явлений, как порча и сглаз, потому что обладает огромной очищающей силой. Эта ведическая мантра аннулирует плохую карму, избавляя от последствий греховных (неправильных) действий, и даже избавляет от колеса сансары, прекращая наши постоянные перерождения в материальном мире и возвращая нас в .

    Результатом качественной практики является способность видеть истину, достижение так называемого универсального сознания, пробуждение интуиции и духовное просветление.

    Текст Гаятри мантры и перевод слов


    Для практики нужно отчетливое понимание смысла Гаятри, поэтому давайте ознакомимся с самим текстом и несколькими вариантами его перевода.

    Чаще всего используется такая транскрипция:

    ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА
    ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
    БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ
    ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

    Латиницей обычно пишут так:

    (Om Bhur Bhuvah Svaha
    Tat Savitur Varenyam
    Bhargo Devasya Dheemahi
    Dhiyo Yo nah Prachodayaat)

    Текст мантры Гаятри на санскрите можно посмотреть на картинке, а прослушать звучание можно в красивом видео-ролике, который вы найдете в конце статьи.



    Пословный перевод с пояснениями:

    ОМ - священный слог, часто произносимый перед самой мантрой и после нее. Считается, что ОМ содержит в себе всё знание, являясь источником Вед и всего творения.
    БХУР, БХУВА, СУВАХА – уточняется, какое творение имеется в виду: Физическая, Астральная и Небесная сферы Бытия.
    ТАТ - Пусть Та Высшая Божественная Сущность. (Слово ТАТ означает Парабрахман, Верховное Существо)
    САВИТУР – Источник, солнечное божество, Вишну, Всевышний.
    БХАРГО - на Духовную Лучезарность (сверкающий, самосветящийся, высший чистый свет).
    ВАРЕНЬЯМ ДЭВАСЬЯ - Этой Восхитительной Высшей Божественной Реальности. (Слово «Вареньям» подразумевает Господа Вишну, прибежище и конечную цель для всех душ; а слово «Девасья» указывает на божественную личность)
    ДХИМАХИ - Мы медитируем. (Медитация подразумевает связь, и в данном случае посредством мантры Гаятри мы связываемся с )
    ДХИЙО - разум (чтобы мы могли осознать Высшую Истину)
    ЙО - который
    НАХ - наш
    ПРАЧОДАЯТ - просветит

    В связи с особенностями санскрита, на котором написаны Веды (древнейшие священные писания) и, собственно, мантры, существует множество вариантов литературных переводов Гаятри, которые отличаются внешне, но едины по сути. Давайте попробуем увидеть то главное, о чем говорится во всех переводах:

    «О, Всевышний, Создатель Вселенной, Дающий жизнь, Устраняющий боль и страдания и Дарующий счастье! Ты есть высший Свет, разрушающий грехи. Мы медитируем на Тебя, чтобы Ты вдохновлял, просветлял и вел наш ум в правильном направлении!»

    «Пусть та сущность Господа Вишну, проявляющаяся как Солнце, сделает мой ум пребывающим в Его божественном "Я” во всех действиях и делах и во все времена!»

    «Мы преклоняемся перед божественным Солнцем, всевышним Богом, освещающим всё, от которого все исходит, и к кому все должно вернуться, кого мы призываем направлять наш в нашем продвижении к его святым стопам!»

    «Мы медитируем на трансцендентную Славу Всевышнего Божества, которое пребывает в сердце земли, в жизни неба и в душе Небес. Да побуждает и просветляет Оно умы наши!»

    «Мы медитируем на великолепие Ишвары, творца Вселенной, достойного поклонения, воплощающего знание и свет, и устраняющего всяческие грехи и невежество. Да просветит он разум наш!»

    «Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал небеса, землю и нижний мир, и Кто направляет наш разум!»

    Таким образом, мы видим, что мантра Гаятри фокусирует наше внимание на Источнике, Первопричине, Творце, от которого все исходит, который может нам помочь очистить сознание и, в конце концов, достичь освобождения из материального мира, что является высшей целью человеческой жизни.

    Как практиковать Гаятри мантру


    Строгих правил нет, но есть советы и рекомендации, которых нужно придерживаться, если есть такая возможность. Здесь приведены общие рекомендации для начинающих, а более подробно можно узнать о практике повторения мантры Гаятри в соответствующих священных писаниях.

    Лучшее время для практики – это раннее утро (перед восходом солнца) и вечер, перед закатом. Также хорошо повторять мантру в полдень. Произнося мантру перед едой, вы очищаете пищу от негативной энергии, а повторение Гаятри перед принятием душа позволит очистить не только тело, но и внутреннее пространство. Также можно практиковать в любое другое время, в любом месте и в любых обстоятельствах.

    Как много повторять? Традиционно для повторения мантры используются четки, в которых насчитывается 108 бусин. Считается, что один полный круг мантры (108 повторений Гаятри) – это минимум для тех, кто серьезно относится к практике, и этот круг нужно пройти, не отвлекаясь на другие дела. Чем больше кругов, тем сильнее эффект. А перед едой или перед принятием душа можно повторить мантру несколько раз, например, 3, 9 или 11.



    Выберите спокойное место, где вас никто не будет отвлекать, сядьте удобно, с ровной спиной, лучше лицом на восток или на север. Расслабьте мышцы. В центре груди или прямо перед собой представьте Солнце, в центре которого поместите образ богини Гаятри (см. картинку выше), и начинайте читать мантру. Если нет возможности следовать этим советам, делайте, как можете.

    Произносить можно вслух, про себя или шепотом. Считается, что мысленное повторение мантры Гаятри обладает наиболее сильным эффектом, но это и самый сложный вид практики, так как в этом случае ум отвлекается больше, чем при произнесении мантры вслух или шепотом. Поэтому, когда ваш ум беспокойный, лучше произносить вслух – это позволит больше внимания сосредоточить на звуках.

    Если, повторяя мантру, вы вкладываете в свои слова любовь к Богу, это многократно усиливает ее действие. Если любви к Богу нет, попробуйте почувствовать благодарность Ему. Всегда можно найти что-то, за что вы благодарны жизни. Если нет и этого, просто внимательно повторяйте Гаятри, слушая свой голос и старясь не отвлекаться на посторонние мысли, проблемы и любые другие посторонние вещи. Осознавайте смысл вашего обращения к Богу, и для начала этого будет достаточно. Чувство придет позже, на соответствующем этапе духовной практики.

    Видео с мантрой Гаятри

    Исполнитель: Deva Premal and Miten, gayatri mantra.


    Видео: сделано хорошим человеком специально для сайта эзотерики сайт (автор ролика временно пожелал остаться неизвестным).

    P.S. Каждый, кто распространяет духовные знания, в частности эту статью или видео, получает духовные блага. Пожалуйста, не забывайте ставить ссылку на источник, тем самым выражая благодарность авторам статей и создателю роликов.

    Статья написана по материалам, найденным в интернете. Более точные данные и рекомендации вы найдете в изначальных священных текстах. Будьте благословенны!


    Обсудить на форуме эзотерики :