Войти
Логопедический портал
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Почему нужно изучать русский язык?
  • Правила написания синквейна
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Наместник оптиной пустыни архимандрит. Скончался наместник оптиной пустыни архимандрит венедикт. «Он учил нас знать и помнить Священное писание для того, чтобы его исполнять»

    Наместник оптиной пустыни архимандрит. Скончался наместник оптиной пустыни архимандрит венедикт. «Он учил нас знать и помнить Священное писание для того, чтобы его исполнять»

    В Православии утрата близких воспринимается несколько иначе, нежели среди людей нецерковных. Нет, это не отменяет печали и скорби, однако уберегает нас от страшного греха — уныния. Так, для человека верующего смерть — это отнюдь не фатальная и невосполнимая потеря, а потому вся скорбность утраты для нас должна сочетаться с осознанием, что в реальности, сотворённой Господом, никакой смерти нет. Напротив, это только начало нового этапа бытия, соединение нашей бессмертной души с Богом в Вечной жизни.

    Сегодня, 22 января 2018 года, на 79-м году своей земной жизни отошёл к Господу архимандрит Венедикт (Пеньков). Добрый пастырь, проповедник и духовник. И, конечно, известный миллионам православных людей наместник легендарной Свято-Введенской Козельской Оптиной пустыни — одного из главных монастырей не только благословенной Калужской земли, на территории которой он находится, но и всей Земли Русской. Человек, родившийся в непростые предвоенные годы и переживший в детстве Великую Отечественную войну, а в годы хрущёвских гонений на Церковь принявший мужественное решение посвятить себя церковному служению.

    Постриженик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, получивший прекрасный опыт монашеской жизни в, мягко говоря, не самых благоприятных для Русской Церкви условиях, отец Венедикт стал вторым наместником возвращённой верующим на рубеже 1987-1988 годов Оптиной пустыни. С 1990 года батюшка возрождал эту величайшую русскую святыню, вложив в неё немало сил и поистине всю душу. Именно при нём обитель святых Оптинских старцев вновь просияла, став не только исторической, но подлинной наследницей духовных традиций, заложенных в XIX столетии.

    Те, кто знаком с историей Оптиной пустыни, прекрасно знают, что очень многие творческие люди были согреты евангельским теплом, которое излучали Оптинские старцы. В Оптиной бывали Николай Гоголь и Фёдор Достоевский, в святых стенах этой обители погребены знаменитые философы-славянофилы братья Киреевские, здесь же в 1891 году тайный монашеский постриг принял Константин Леонтьев, самый яркий русский мыслитель-консерватор XIX века, оставивший об Оптиной пустыни немало тёплых и глубоких слов:

    "Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет", — и во многих отношениях Русью очень старой даже, до сих пор ещё благополучно отстаивающей себя от России новой, либеральной и космополитической..."

    И именно таким "Оазисом Святой Руси" Оптина пустынь вновь стала в годы наместничества архимандрита Венедикта. Именно он сделал очень многое, чтобы в обитель вновь стали как можно чаще приезжать представители русского интеллектуального сообщества. И это — одна из важнейших просветительских оптинских традиций. Так, в XIX столетии немало представителей зарождавшейся в те годы революционно настроенной либеральной интеллигенции в буквальном смысле "встали на путь исправления", в значительной степени благодаря наставлениям Оптинских старцев. В XXI веке одним из путей возрождения православного самосознания стало создание весной 2006 года постоянно действующего Оптинского форума.

    "Великая ложь утверждать, что человек, который на Земле скорбей не несёт, после смерти попадёт в Царство Божие", — не раз подчёркивал архимандрит Венедикт, в том числе в беседе с автором этих строк, напоминая евангельские слова Самого Спасителя о том, что "Царство Небесное нудится", то есть добывается с трудом, с усилиями, потом, а порой и кровью. И именно эти слова всегда были одним из главных побудительных мотивов всех деяний самого новопреставленного батюшки.

    Конечно, невозможно описать даже часть из того, что было сделано отцом Венедиктом, в формате небольшой статьи. Но достаточно приехать в Оптину даже на короткое время, чтобы увидеть масштабы осуществлённого в годы его наместничества (от возрождённых из небытия храмов обители до поражающего своими масштабами монастырского хозяйства). А самое главное — каждый, кто хотя бы раз побывал в Оптиной, возвращается оттуда духовно преображённым человеком. Среди таких людей и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, который в эксклюзивном комментарии "Царьграду" сказал об отце Венедикте такие проникновенные слова:

    "Он был одним из великих молитвенников Православной Церкви. Не только человеком, просвещённым в области православной культуры, а также великолепным собеседником и наставником, но и истинным созидателем. Если вспомнить, какой была Оптина Пустынь до того, как архимандрит Венедикт стал наместником этой обители, и взглянуть на неё сейчас, то вызывает восхищение результат его праведных трудов. Трудов всей братии, которую он сумел собрать вокруг себя".

    Также глава Калужской области особо отметил, что, несмотря на возраст, батюшка всегда являл как монастырской братии, так и тысячам гостей Оптиной пустыни образ и пример вечного молитвенника и труженика:

    "Важно, что он не чурался никакой работы. Всем, кто посещал монастырь, всегда показывал подворье. Всегда, если было время летних работ, приглашал на поля. 800 гектаров земли всегда были в образцовом порядке, получали самые высокие урожаи, высокие надои, производили и производят мёд, рыбу".

    Анатолий Артамонов, прекрасно знавший отца Венедикта, лично скорбит об этой утрате, о чём поделился с читателями "Царьграда":

    "Это человек, которого будет не хватать многим и многим тысячам людей, паломникам, верующим, которые проходят в святую обитель поклониться мощам оптинских старцев. Хочется выразить слова искреннего соболезнования всем насельникам обители Оптиной пустыни, родным, близким отца Венедикта, всем, кто его знал. Мы все вместе будем скорбеть по этой утрате. Хочется надеяться на то, что его последователи будут с честью нести то слово Божие, которое он старался донести до нас..."

    Добавить нечего. Кроме очень важных для каждого христианина слов заупокойной молитвы. Молитвы, которая сейчас, в дни прощания с отцом Венедиктом, звучит во многих храмах Русской Православной Церкви:

    "Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, новопреставленному архимандриту Венедикту, и сотвори ему вечную память!"

    Статьи, документы Братия, убиенные на Пасху 1993 г. 3D-экскурсия Монастырь Скит Храмы Паломникам План монастыря и скита Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея


    Новая книга

    В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга«Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

    В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

    Н е за-бы-вай-те о сми-ре-нии, ко-то-рое нуж-но со-пря-гать со вся-ким доб-рым де-лом, без ко-е-го де-ла нам не при-не-сут поль-зы, а па-че пов-ре-дят, что на мно-гих ви-дим ис-пол-нив-шим-ся. Хо-тя вы пос-ти-тесь, хо-тя мо-ли-тесь или ми-лос-ты-ню да-е-те - опа-сай-тесь мыс-ли, что доб-ро де-ла-е-те, ко-то-рую ста-ра-ет-ся враг при-но-сить, да-бы все пло-ды по-гу-бить и ду-шу уда-лить от Бо-га.

    все поучения →

    оптинские
    книги

    Оптинские
    праздники

    Расписание Богослужений

    август ← →

    пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31

    Последний фотоальбом

    Память обретения мощей преподобных старцев Оптинских

    Видео

    Духовные беседы с паломниками

    все видеоролики →

    Наместник монастыря Оптина Пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков)
    24 июня 1939 г. − † 22 января 2018 г.


    В 1956 г. окончил среднюю школу г. Москвы. В 1958 г. окончил строительную школу г. Москвы.

    С 1964 г. проходил обучение в Московской Духовной Семинарии и Академии.

    В 1973 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

    В 1968 г. зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

    В Лавре нес послушания заведующего библиотекой, помощника казначея. Был известным духовником.

    Впоследствии нес послушание скитоначальника Черниговского скита.

    25 августа 1969 г. пострижен в мантию в честь преп. Венедикта Нурсийского (тезоименитство 27 марта).

    Награды:

    1985 г. — награжден палицей;

    1986 г. — награжден крестом с украшениями;

    1991 г. — возведен в сан архимандрита;

    1995 г. — награжден правом служения с жезлом;

    1980 г. — награжден медалью преп. Сергия Радонежского 1-й степени;

    1987 г. — награжден орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени;

    1995 г. — награжден орденом преп. Серафима Саровского 2-й степени.

    Сегодня православный мир понёс невосполнимую утрату - в ночь с 21 на 22 января безвременно почил архимандрит Венедикт (Пеньков), наместник Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной пустыни.

    Наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков)

    Отошел ко Господу наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков), и вместе с ним, как сейчас кажется нам, часто бывавшим в обители в те неповторимые времена, ушла в прошлое целая эпоха — прекрасная, героическая, исполненная высокого пафоса созидания.

    На сайте обители сообщается, что архимандрит Венедикт (Пеньков) скончался после тяжелой болезни. Девятого января на фоне развившегося сахарного диабета ему ампутировали ногу, а 20 января он впал в кому.

    «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего архимандрита Венедикта, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», - говорится на сайте Оптиной пустыни.

    Архимандрит Венедикт последние годы страдал от тяжелой болезни. При этом он находил, однако, силы укреплять и поддерживать своих братьев и мирян, проявляя искреннюю христианскую доброту и заботу. Батюшка до последних дней радел о судьбе нашего общего Отечества, не оставался равнодушным к происходящему на Донбассе и Украине.

    9 января архимандрит Венедикт перенес сложную операцию на ноге, спустя неделю после операции всё ещё находился в реанимации, начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и нынешней ночью, на 78-м году жизни, он оставил этот бренный мир.

    Краткая биография усопшего

    Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года в городе Москва.

    В 1956 г. окончил среднюю школу г. Москвы. В 1958 г. окончил строительную школу г. Москвы.

    С 1964 г. проходил обучение в Московской Духовной Семинарии и Академии.

    В 1968 г. зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.В Лавре нес послушания заведующим библиотекой, помощника казначея. Был известным духовником. Впоследствии нес послушание скитоначальника Черниговского скита.

    25 августа 1969 г. пострижен в мантию в честь преп. Венедикта Нурсийского (тезоименитство 27 марта).

    8 октября 1969 г. рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября 1972 г. рупоположен в сан иеромонаха.

    В 1973 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

    С 20 января 1991 г. исполнял послушание наместника возрождающейся Введенской Оптиной пустыни, пробыв на этом послушании без малого тридцать лет.

    Необходимо отметить, что Оптина пустынь в совершенно разоренном состоянии была передана Церкви в 1987 году. Приняв настоятельство, архимандрит Венедикт приложил огромные силы к восстановлению прославленной обители, пережившей мерзость запустения. Именно при нем в монастыре были отстроены храмы, колокольня, хозяйственные постройки, обретены и прославлены мощи большинства Оптинских старцев, а обитель вновь стала центром монашеской и паломнической жизни. Огромное любящее сердце настоятеля сумело объять все…

    Пастырь добрый

    Награды:

    1985 г. - награжден палицей;

    1986 г. - награжден крестом с украшениями;

    1991 г. - возведен в сан архимандрита;

    1995 г. - награжден правом служения с жезлом;

    1980 г. - награжден медалью преп. Сергия Радонежского 1-й степени;

    1987 г. - награжден орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени;

    1995 г. - награжден орденом преп. Серафима Саровского 2-й степени.

    Таким отец Венедикт запомнится нам навсегда

    Оптина путынь

    Оптина пустынь - один из величайших центров православия, прославленный мужской монастырь Русской православной церкви в Калужской области. Обитель обрела всемирную известность благодаря своим знаменитым старцам. С ней связаны эпизоды в жизни многих писателей и мыслителей России. Сюда приезжал незадолго до своей кончины Лев Толстой, так и не сумевший примириться с Богом. Летом 1878 года после смерти сына обитель посетил Ф. М. Достоевский. Некоторые сцены из романа «Братья Карамазовы» возникли под впечатлением этой поездки. Так, прототип старца Зосимы - старец Амвросий (преподобный Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), обитавший в то время в скиту Оптиной пустыни.

    В Оптину приезжали за умиротворением, бывали в обители и многие известные личности: Жуковский, Тютчев, Аксаков, Гоголь; здесь гостили Чайковский, Чижевский и Соловьев.

    Символ Оптины — трубящий Ангел,

    В последний путь

    Братия обители, духовные чада отца Венедикта, а также многочисленные паломники, сподобившиеся знать отца наместника, глубоко скорбят о его безвременной кончине.

    Фото из архива Оптиной пустыни

    Прощание с архимандритом Венедиктом сегодня с 14:00 до 5.00 завтрашнего дня на подворье Оптиной Пустыни в Москве по адресу: Новоясеневский проспект, 42. Метро Новоясеневская.

    С 23 января гроб с телом архимандрита Венедикта будет находиться в Казанском храме монастыря Оптина Пустынь. Желающие проститься с батюшкой смогут это сделать до 24 января. В этот же день будут совершены его отпевание и погребение.

    Автору данной публикации посчастливилось знать батюшку в течение многих лет. Мы регулярно ездили в обитель практически со дня ее открытия, часто трудились на послушаниях, и на наших глазах она расцветала: обретались мощи старцев, восстанавливались храмы. Отец Венедикт всегда был в гуще событий, но, несмотря на огромную загруженность, находил время для общения, был приветлив и внимателен к нуждам паломников.Воздохнем молитвенно, братия и сестры, о новопрставленном архимандрите Венедикте и укрепимся о Господе, потому что смерти — нет.

    22 января, на 79-м году жизни, после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков). Он был созидателем и хранителем монастырской жизни, а также чутким духовным отцом. Вот что рассказывают о новопреставленном архимандрите Венедикте знавшие его архипастыри и пастыри.

    «Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носил в сердце»

    ‒ Когда я пришел к вере, я сначала пошел по московским священникам, исповедовался у них, потом поехал в Свято-Троицкую лавру. Помню, захожу в Иоанно-Предтеченский храм, а там отец Венедикт проводит общую исповедь. Я послушал его и тут же встал к нему в очередь, очередь была огромной, и я к нему в первый раз так и не попал. Но уже целенаправленно стремился попасть именно к этому духовнику на исповедь. Приезжаю в следующий раз, выслушал общую исповедь, и тогда уже Господь сподобил меня, видимо, за мою неотступность, поисповедоваться лично батюшке.

    Я потянулся к нему, как к своему духовному отцу

    А после, побывав у него на духовной беседе, я уже понял, что его образ мне лег на сердце, я потянулся к нему, как к своему духовному отцу. Стал часто к нему приезжать, обращался с вопросами.

    Батюшка проводил удивительные беседы, причем не только с самими духовными чадами, - мы к нему приезжали и со своими родителями. Причем с неверующими родителями! Моя мама благодаря общению с ним уверовала. Конечно, Господь к Себе приводит, но многих на моих глазах и из моего близкого окружения Он призвал через отца Венедикта.

    Батюшка мне постоянно говорил:

    Сходи к отцу Кириллу, сходи к отцу Науму.

    Когда я оказался у отца Наума, тот спросил, у кого я исповедуюсь. Я сказал.

    Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носит в сердце, - сказал тогда старец.

    Все трое - отцы Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин) и новопреставленный отец Венедикт - ушли один за другим. Царствие Небесное!

    Господи, помилуй. Говорить о таких вещах, когда весь мир уже начинает разлагаться и погибать от Содома и Гоморры. И что-то предпринять надо, хоть что-то, когда уничтожают где-то храмы, когда христиан уничтожают, какие бы они ни были. Кстати сказать, 60 католических приходов в Америке перешли в православие. Это ничего не говорит?

    Вопрос стоит о том, что во всем этом мире что-то творится. Какая-то работа по уничтожению христианства, и хоть кто-то противодействие оказывает. Было какое-то совещание. Догматических каких-то вопросов там вообще не стояло никаких. Как они там встретились? Вопрос стоит такой – смотрите, по всему миру везде афишируют, когда христианам головы отрезают, тысячам людей. Какой бы ты христианин ни был, протестант ты, но ты во Христа веруешь. Кстати скажу, что будьте осторожны – сектанты работают, они хотя и выдают себя за христиан, но соединяться с ними никто не собирается. То же самое и католичество можем назвать сектантами. Говорить что-то такое можно, чтоб противостоять насилию, а объединяться – об этом речи и не стояло, и не стоит.

    Не смущайтесь этим, ничего не бойтесь. Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы ее не одолеют». У нас у самих бывают безобразия, которые мы сами видим своими глазами и не предпринимаем особых мер. Скажите, пожалуйста, ну, какое безобразие – женский персонал летом гольём ходит. И говорить о каких-то там католиках, когда вы же хуже всякого католичества. Это сатанизм! Это, я говорю, женский персонал.

    Мужской персонал – блуд совершается, семьи расторгаются от всего этого. Да, планирование семьи – одного, двух ребеночков, хватит-хватит, а то мы помрем или что-то сделается. Что за это будет? Благословение? Или католики виноваты?

    Посмотрите, издать такой закон в Америке – однополые браки – я не знаю, это во сне, что ли, происходит? Чтобы услышать такое официально, закон такой? Я не знаю, где это, в аду, что ли? Где такое может совершаться, чтобы открыто так говорить? Это же признак. Господь в Евангелии говорит: «Содом и Гоморра». Также, говорит, вспоминайте жену Лотову, которая только оглянулась на Содом и Гоморру, и сразу стала соляным столбом.

    Слушайте, гольё ходит – разве это не Содом и Гоморра? Что за это будет? Соляной столб в душе – он как дубина, совершенно бездушный. Говорить может языком, а на нем проклятье лежит. Прокляты.

    Ну что, скажите, остается? Остается только тем, как Слово Божие говорит: «Не бойся, малое стадо, яко благоволит Отец ваш дать вам Царство». «Много званых, но мало избранных». Держись, чтобы быть в малом стаде, и молись Господу, каждый. Выдвигать какие-то требования к кому-то – ничего из этого не выйдет. Только молитва может содействовать и свое собственное, личное, доброе, благое поведение. Только и только так.

    А об этом что говорить? Встречались – наступает такое время, куда денешься? И деваться некуда, придется встречаться, это неизбежно. Вы представляете, какой-то мусульманский бульдозер подъезжает и храм католический или православный сносит с лица земли. Это и у католиков, и у православных, и у других. Что-то делать надо! Поневоле будешь говорить что-то такое, проводить какое-то совещание.

    Живешь, у тебя соседка рядом, никогда у вас нет встреч, а случилась общая беда, катастрофа – побежите, встретитесь. Получается такая картина. Вот нужно, как хотите.

    Каждый должен посмотреть повнимательнее на свою жизнь и каким-то образом приложить силы. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Без труда невозможно достигнуть Царствия Небесного, и без болезней, и без скорбей. И болезни нужны. Христос страдал, и дал Слово Истины.

    Словом Истины мы спасаемся. А тут бывает так часто, что многие сидят, спрашиваешь какое-то слово из Евангелия, которое, казалось бы, если человек читает, то сразу должен ответить – молчат. Это говорит о том, что Евангелие где-то почитал раз, другой, где-то оно в стороне. Иначе нельзя полагать. Живет, живет – ничего. А тут встретились Папа и Патриарх – и сразу столько вопросов. А Евангелие? “Это не нужно, мне надо дать ответ”. Когда Священное Писание читал, ты смотрел на это дело? По сути – нет.

    В настоящее время, в которое мы живем, страшное, это плевое дело – что встретились. Если люди живут безобразно, все равно – придет Патриарх или Папа Римский. Встретились там…

    Я скажу откровенно: вообще-то, во всей полноте я не углублялся в этот вопрос, но по тому, что сейчас в мире… Мы живем, кажется, тихонько и не замечаем той страшной ужасной опасности, в которой мы находимся. И никто ничего не боится. Живут, как будто так все и будет. И вдруг внезапно произойдет. И потом сразу внезапно объявим – ты виноват или ты виновата в том-то и том-то. Как? А вот так-то. Надо было в свое время думать, а теперь уже поздно.

    Пока есть время здесь на Земле, все силы надо употребить на то, чтобы жизнь была другая совершенно, новая, христианская, настоящая, православная. Только так! Если это не совершается, иллюзий не надо строить. Не может быть иначе.