Войти
Логопедический портал
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Что такое азот — химические свойства и соединения
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г
  • Способы задания плоскости на чертеже Могут ли существовать точки вне заданной плоскости
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • Как разгадывать ребусы с буквами и картинками: правила, советы, рекомендации
  • Имперский флаг значение в наши дни. Самые странные флаги мира - πάπυρος

    Имперский флаг значение в наши дни. Самые странные флаги мира - πάπυρος

    В последние годы становится популярным черно-желто-белый имперский флаг, или же бело-желто-черный. Каково значение имперского флага? Какова его история? Почему он забыт? Уже много десятилетий не утихают споры о том, какой же флаг - имперский. И каждая сторона находит неопровержимые доказательства своей правоты. Но после этого возникает следующий вопрос: стоит ли возвращаться к имперскому флагу?

    История флага

    В 1453 году пал Царьград, два месяца сдерживая осаду османов. Это был последняя надежда Византийской империи. При осаде XI Палеолог был убит.

    Через некоторое время Ватикан стал искать союзников, собираясь организовать крестовый поход против турок. Сильным союзником могло стать Московское государство, которым правил тогда Иван III. Поэтому Папа Римский выдает замуж за Ивана III Софью Палеолог - племянницу императора Константина XI. Папа надеялся, что эта женитьба принесет плоды: отвоевывание бывших владений Византии. Кроме того, Ватикан хотел, чтобы Московия приняла Флорентийскую унию и подчинилась Риму. Но Иван III имел другие планы: усиление власти в Москве.

    Женившись на Софье Палеолог, Иван III стал царем и защитником православия. А Москва стала наследницей Царьграда и Рима. Потому изменился и герб Московского государства. Византийский герб соединился с Московским - желтое поле и двуглавый черный орел и белый всадник на коне, поражающий змея.

    Алексей Михайлович вводил этот герб в обращение. И другие правители следовали этой традиции такого изображения герба.

    Сенат в 1731 году выпустил указ, по которому у каждого пехотного и драгунского полка должны были быть шарфы и шляпы, имеющие цвета герба. Российская армия должны была использовать для пошива одежды золотой и черный шелк. Кроме того, у них теперь были белые банты.

    Петр I вводит новые цвета

    Имперские флаги как таковые не существовали в то время. Трехцветный (бело-сине-красный) флаг появился в России, как утверждает большинство историков, во время царствования Алексея Михайловича. Воинский имел знамя, для изготовления которого использовалась червчатая, белая и лазоревая материи, то есть красная, белая и синяя. Это не всеми замечаемая деталь разрушает основной аргумент критиков триколора, поскольку большинство считает, что Петр I "привез" в нашу страну этот флаг. Петр Великий же начертал другой флаг: белое полотнище было разделено синим прямым крестом на четыре равные части, называющиеся крыжами. Первая и четвертая - белая, вторая и третья - красная. Ближе к концу XVII века флаг прочно держался за мачты русских судов.


    После поездки в Голландию молодой царь решил строить корабли, поэтому сразу отправился в Архангельск. По пути в столицу он зашел в Вологду, где подарил архиепископу Афанасию три флага со своего корабля. Самый большой был "флагом царя Московского". Он представлял собой три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную (сверху вниз). Также на полотнище был вшит двуглавый орел, державший скипетр и державу. Грудь орла украшал красный щит со Святым Георгием.

    Существует версия, что флаги он создал уже в Архангельске. Некоторые источники утверждают, что российский флаг был задуман по типу голландского триколора, но с другим порядком цветов. Но ошибка заключается в том, то Петр I уже создал этот флаг до поездки в Голландию.

    После появления флага Московского царя бело-сине-красный имперский флаг с гербом нашивным оставался царским корабельным штандартом. В 1697 году Петр ввел новый трехцветный флаг, уже без нашивного орла.

    При Петре I триколор являлся боевым знаменем России, сухопутных и морских войск. Но во время Северной войны армия и флот стали использовать В 1705 году, 20 января, Петр I приказал использовать бело-сине-красный флаг только в торговом флоте.

    В послепетровское время наибольшее влияние оказывало немецкое окружение царствующих особ. Поэтому национальные цвета были практически утеряны.

    Императорский штандарт

    Имперские флаги также дополнял императорский штандарт. Его утвердил Петр I: на желтом полотнище изображен двуглавый черный орел, держащий морские карты с Белым, Азовским и Каспийским морем. Довольно быстро была добавлена четвертая морская карта. Частично побережье Балтийского моря присоединилось в 1703 году.

    До этого, в 1696 году, император создал гербовое знамя, в основе которого лежало использовавшееся во времена правления Алексея Михайловича. Знамя было красным с белой каймой, по центру был изображен золотой орел, который парил над морем. В кругу на его груди изобразили Спасителя, рядом - Святого Духа и святых апостолов Павла и Петра.

    В 1742 году состоялась коронация Елизаветы Петровны. Перед этим событием создали новое Государственное знамя империи: на желтом полотнище - черный двуглавый орел, окруженный 31 овальным щитком с гербами. Тогда на крыльях орла еще не изображались территориальные гербы.


    Барон Бергард Карл Кёне создал второе государственное знамя. Его подготовили к коронации Александра II (1856 год, 26 августа). Помимо государственного знамени, Бернгард Кёне создавал также большой, средний и малый После он создал герб Дома Романовых и вообще провел геральдическую реформу российских территориальных гербов. Основной идеей Кёне было установление цветов, которые отражают цвета герба на флагах, знаменах. Праздничные драпировки и военная форма также имели эти оттенки. Так было принято в Королевстве Пруссии и Австрийской империи. Но утверждены гербовые цвета были при Анне Иоановне (1731 год, 17 августа).

    Так как на государственном гербе был золотой щит, двуглавый черный орел, серебряные короны, скипетр и держава, то Бергард Карл Кёне рассудил, что гербовыми цветами по правилам геральдики являются черный, золотой и серебряный.

    В 1883 году было создано третье государственное знамя к коронации Его расписал художник Белашёв. Но вместо золотого глазета использовали шелковую ткань, имеющую цвет старого золота.

    К коронации Николая II, проходившей в 1896 году, выполнили четвертое государственное знамя. Его изготовили из золотой ткани с шитьем, а не с росписью.

    Укрепление единства нации

    Завершилась Отечественная война с Наполеоном, и бело-желто-черный флаг стали вывешивать только в праздничные дни. Существование флага в таком виде продолжалось только до момента его официального принятия. Николай I приказал использовать цвета будущего имперского флага на кокардах гражданских служащих.

    Николай I вообще стремился принять государственные символы и атрибуты. Он был убежден, что так можно укрепить единство нации. Именно поэтому император утвердил патриотический гимн "Боже, Царя храни" как государственный.

    Перевернутый флаг

    Александр II желал навести порядок в государственной символике, так как ее следовало привести к общеевропейским геральдическим стандартам. Поэтому в 1857 император назначил барона Бергарда-Карла Кёне начальником гербового департамента.


    1858 год служит точкой, с которой начинается история имперского флага как государственного. В 1858 году, 11 июня, Александр II подписал Указ, утвердивший новый державный флаг. Только теперь он был перевернутым: черно-желто-белым. Он должен был висеть на всех государственных учреждениях, казенных зданиях. При этом частные лица имели право использовать только флаг торгового флота со старым триколором: белый, синий, красный.

    Автором проекта имперского флага выступил Бернгард-Карл Кёне. Именно ему принадлежит идея сделать черно-желто-белый имперский флаг. Что означают цвета на полотнище? Почему барон перевернул флаг? Вообще в геральдике перевернутый стяг обозначает траур. В море - это сигнал бедствия. Об этом не мог не знать прекрасный геральдист Кёне. Символично или нет, но после этого судьба страны стала сильно меняться не в лучшую сторону.

    Картины художников "зафиксировали" расположение цветов в следующем порядке: белый, желтый и черный.

    Смысл цветов

    Цвета имперского флага России носят глубокий смысл, который заставляет задуматься о прошлом, настоящем и будущем страны. Мы будем рассматривать первый вариант имперского флага.

    Нижний слой - черный цвет - это олицетворение державного герба империи. Здесь сосредоточена стабильность и процветание всей страны, с нерушимыми и крепкими границами и единством нации.

    Средний слой - желтый цвет - нравственное развитие, высокая духовность русского народа. Также этот цвет трактуют как отсылку к временам Византийской империи - как прародительницы России в православном мире.

    Верхний слой - белый цвет - молитва и воззвание к Георгию Победоносцу, который уже много веков является покровителем русских земель. Кроме того, этот цвет является символом жертвенности народа России. Он готов потрясти мир в порыве отдать все за свою страну, только бы сохранить ее величие и собственную честь.


    Существует еще одна версия относительно того, что означает цвет имперского флага. Белая полоса - православие, являющееся фундаментом и основой жизни. Желтая полоса - самодержавие, которое утверждается на православии, так как это единственная данная Богом форма власти. - народ, который зиждется на православии и самодержавии. Черный - потому что это цвет земли, Россия должна жить благородным трудом на земле.

    Споры

    Бело-желто-черный флаг как государственный стяг в последующие 15-20 лет воспринимался однозначно и не оспаривался. Но ближе к 70-м годам XIX века в империи укрепилась оппозиция из либеральных кругов, выступающая против монархического строя. Ее представители хотели, чтобы в стране начала следовать западной модели развития. Вследствие этого у них была тяга к европейской символике. Утвержденный Петром I флаг в какой-то степени относится к европейской символике.

    Монархисты ратовали за сохранение имперского флага. Их мотивы вполне понятны: один народ - это единая Империя, а значит, и один имперский флаг. Что означает все вместе - страна непобедима и сильна.

    Имперские флаги: их два?

    1881 год - год смерти Александра II. Его смерть пришлась на очень сложный и важный момент для государства. Александр III довольно скоро (в 1883 году, 28 апреля) наделил бело-сине-красный флаг статусом державного, хотя ему предлагали сделать его только лишь торговым флагом. Ситуация осложнялась тем, что действие имперского флага не было отменено.

    В 1887 году был издан Приказ по военному ведомству, который утверждал черно-желто-белые имперские флаги как национальные.

    Ситуация была очень двойственной, следовало незамедлительно что-то решать. В апреле 1896 года представители Академии наук и Министерств решили, что новый державный стяг может быть национальным. А имперский флаг не обладает никакими геральдическими традициями.

    Николай II повелел к своей коронации подготовить новое коронационное знамя, прототипом которого служили аналогичные знамена его предшественников.

    В марте 1896 года, перед коронацией, Николай II собрал представителей от Академии Наук и иностранных и различных министерств. На совещании решили, что триколор должен называться национальным, российским. Цвета его именуются государственными (красный, синий и белый).

    Толкование нового триколора

    Новые цвета флага - белый, синий и красный - стали национальными и получили официальное толкование. Итак, новый имперский флаг. Что означает каждая его полоса?

    Самой популярной расшифровкой является следующая:

    • белый - символ благородства и откровенности;
    • синий - символ честности, целомудрия, верности и безупречности;
    • красный - символ смелости, любви, мужества и великодушия.

    Красный - державность. Синий - Богоматерь, покрывающая Россию. Белый - свобода и независимость. Также эти цвета говорили о содружестве Белой, Малой и Великой России. Несмотря на сложную историю этого флага, на самом деле за его цветами нет никакого исторического и геральдического смысла.

    Интересно, что Временное правительство продолжало использовать новый триколор как государственный. Советский Союз не сразу отказался от триколора. Только в 1918 году Я. М. Свердлов выдвинул на утверждение боевой красный флаг, который и стал государственным на 70 лет.

    Перед революцией

    Но споры продолжались. В 1910 году, 10 мая, было учреждено Особое совещание, председательствовал министр юстиции А. Н. Веревкин. Целью этого совещания было выяснение вопроса о том, какие же цвета являются государственными, национальными. Над этой проблемой работали крупнейшие ученые-геральдисты. Несмотря на долгую работу, они не смогли найти четкие геральдические обоснования ни для одного из флагов. Но большая часть ученых считала, что государственные цвета - это черный, желтый и белый. Российский имперский флаг должен носить эти цвета. Другой флаг мог использоваться только торговыми судами во внутренних водах.

    Кроме того, монархисты хотели вернуть "правильный" флаг по случаю приближения 300-летия Дома Романовых.

    27 июля 1912 года прошло заседание, в ходе которого решили получить еще одно мнение с точки зрения целесообразности и практической приемлемости. Этим должна были заняться особая комиссия при Морском министерстве.

    Комиссия провела два заседания. Большинство голосов в результате решило, что Особым совещанием при Министерстве юстиции была предложена неудобная реформа.

    Совет министров 10 сентября 1914 года решил передать решение вопросов о флагах Морскому министерству. Но с 1914 года правительство и общество уже не могло заниматься геральдическими спорами. Успели создать "симбиоз" обоих флагов. Бело-сине-красное полотнище в "крыже" теперь имело желтый квадрат с двуглавым черным орлом. На Первой мировой войне это демонстрировало единство нации и монархической власти.


    Спустя 70 лет

    Правительство РСФСР 5 ноября 1990 года решило создать проекты Государственного герба и флага страны. С этой целью учредили Правительственную комиссию. В ходе работы возникла идея возродить бело-сине-красный флаг. Все поддержали ее единогласно. И 1 ноября 1991 года на Съезде народных депутатов России была принята поправка в Конституции. Кроме того, изменили статью, которая описывала Государственный флаг.

    Имперский флаг сегодня

    В последнее время не раз поднимался вопрос о том, чтобы вернуться к имперскому флагу. Но в данном вопросе много неточностей. Начиная с того, что неизвестно точное и правильное расположение цветов. Кроме того, это флаг императорской семьи. В каком-то смысле сейчас возвращать флаг Руси - имперский флаг - неуместно.

    К сожалению, многие люди не понимают, что значит имперский флаг. Часто его ошибочно принимают за флаг нацистов, путая их с националистами.

    Существует интересный современный вариант стяга - "Коловрат". Имперский флаг носит символику, которая понятна людям посвященным и родноверам. Центр полотнища занимает древний символ славянских народов - коловрат, или громовник. Когда наши предки рисовали этот солярный символ, они призывали на помощь богов. Они рассчитывали на их помощь в ратном деле. Просили богатый урожай, хотели получить священные знания, которые практически не дошли до нашего времени. Сейчас немногим понятно, что означает имперский флаг России. Но для некоторых людей он по-прежнему олицетворяет величие и победы Российской империи.

    В последнее время в патриотически-настроенных кругах России стал очень популярным символом черно-желто-белый имперский флаг. Однако история этого геральдического образа довольно малоизвестна и малоизученна; по ней существует очень немного научных исследований, а в популярных патриотических изданиях - много неточностей (приходит на память только одна небольшая более-менее грамотная заметка в Ultras News). Итак, постараюсь дать свою, бесспорно, субъективную, но все же основанную на найденной научной литературе трактовку истории данного символа.

    В середине XIX в. проводилась гербовая реформа, которая включала в себя создание государственного знамени. Упорядочение имперской геральдической атрибутики в значительной степени было вызвано стремлением упрочить основы монархической власти в России. Каким бы либералом и гуманистом не был император Александр II, он был монархом, сыном своего отца, Николая I. Последний неоднократно выражал свое недовольство по поводу недостаточной распространенности имперской символики; именно при нем появился Российский патриотический гимн “Боже, Царя храни”.

    11 июня 1858 г. Александр II утвердил имперский государственный флаг черно-желто-белых цветов. Это произошло в годы светлого возрождения России после тяжелой Крымской войны, в годы высокого подъема Русского народного духа. В указе повелевалось, чтобы все “знамена, флаги…употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из Гербовых цветов Империи Русской”.

    Далее приводилось описание государственного флага: “…Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса - черная, средняя - желтая (золотая), а нижняя - белая (серебряная). Первые две полосы соответствуют черному Государственному орлу на золотом поле… Нижняя полоса соответствует…белому (серебряному) всаднику - Св. Георгию в Московском гербе”. Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ державности, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ, смысл самого существования Русской нации. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном III, - символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Белый цвет - цвет вечности и чистоты, не имеющий различий среди всех народов. Для русских - это цвет Георгия Победоносца - символ бескорыстной жертвенности за Отечество, за Русскую землю, которая всегда озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

    Черно-желто-белый флаг после царского указа называли “Гербовым Народным флагом”, подобно тому, как незадолго до этого гимн “Боже, Царя храни” получил статус Народной Русской песней. Патриотическая пресса сообщала, что “Флаг построен по государственному гербу”, что Народ при помощи постоянного созерцания этого флага приобщается к “Гербовым символическим цветам Империи Русской”.

    Черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг Великого императора, но здесь он явно перегнул палку (просто-напросто скопировал цвета флага Голландии, перед которой преклонялся).

    Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о “двойственности” важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т.н. “либеральные” круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны (кстати, такие же “либералы” веком позже развалили другую империю - Советский Союз).

    Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III, не вполне разобравшись в обстановке, совершил резкий и необдуманный поступок - 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение.

    29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом ТОЛЬКО бело-сине-красный. Скорее всего, на царя повлияли, убедив его, что черно-желто-белый флаг “не имеет геральдических исторических основ в России”, чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага? В любом случае, они не ближе Русскому духу, чем цвета Великой Империи. Именно с этого момента в стране начался упадок, цепь трагических событий: Ходынка, поражение в нелепой войне с Японией, Революции 1905 и 1917 гг.,…надо продолжить?

    В начале 1910-х гг. приближалось знаменательное событие - 300-летие Дома Романовых, и в правительственных кругах наметился новый поворот в отношении Государственных цветов. Сторонники монархических устоев решительно выступили за возвращение исторических черно-желто-белых цветов. В имперском флаге вновь увидели защиту устоев Русского быта от надвигающихся перемен. Вследствие этого в мае 1910 г. было образовано Особое совещание для выяснения вопроса “о государственных Русских национальных цветах”. Оно проработало почти 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского флага, но “вверх ногами”, т.е. бело-желто-черный. Меньшинство настаивало на бело-сине-красном флаге. В результате появился “симбиоз” двух конкурирующих флагов: бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. Это в условиях Первой Мировой войны должно было демонстрировать единство Русского общества и монархической власти. Однако революция 1917 г. и установление советской власти не позволили официально стать этому флагу государственным.

    Остается верить, что старый Имперский флаг сплотит и усилит дальнейшее объединение Русских Национальных патриотических движений. Если подумать, это ведь единственное наше государственное знамя, под которым Россия не потерпела НИ ОДНОГО поражения, знамя, ничем себя не запятнавшее и с честью прошедшее сквозь века.

    Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Русские люди в разных обстоятельствах использовали разные символы, чтобы выразить свою народную, русскую сущность - хоругви, иконы, казачьи бунчуки, знамена стрелецких полков и т.д. По всей видимости, не было насущной потребности в подобном символе; его функции выполнял герб государства Российского - двуглавый орел. Из подобных символов вырос и русский государственный флаг, а оформился он при царе Алексее Михайловиче (отце Петра Первого).

    В 1668 году царь Алексей Михайлович указал написать гербовое ("гербовное") знамя, которое вместило почти всю официальную и неофициальную символику православного Российского царства.

    Оно было трапециевидным, с широкой малиновой каймой с образом Христа в верхней части среди двух восьмиконечных русских крестов с подножием. На большую белую "косыню" (шириной 1,69 м, длиной поверху 4,36 м) был помещен золотой двуглавый орел с двумя коронами, скипетром и державой, на грудном щитке орла - "царь, колющий копием змия". Под орлом был вид Кремля с надписью "Москва", а кругом - областные гербы царства. Все это, а также полный титул царя по кайме, раскрывало политическую программу правительства - объединение всех земель Древней Руси под властью православной Москвы.

    Знамя участвовало во время государственных и церковных церемоний и выполняло функции царского штандарта - носилось перед царем в походах.

    В 1667-1669 годах в подмосковном селе Дединове, на реке Оке, по указу царя Алексея Михайловича, происходило строительство небольшой военной флотилии для защиты торговых кораблей на Волге и Каспийском море. Главным среди строившихся судов был трехмачтовый корабль «Орел». Военному кораблю понадобился опознавательный знак - флаг. Капитан «Орла» Д. Бутлер обратился к правительству с вопросом, какой флаг поднять на корабле. Вопрос оказался очень актуальным, и Алексею Михайловичу пришлось решать, каковы будут государственные цвета России. Для утверждения ему были представлены белый, красный и синий цвета. Разработчики исходили из того, что по русским обиходным понятиям красный цвет означал отвагу, героизм, огонь; синий - небо, духовность, веру; белый - мир, чистоту, правду, благородство.

    Сохранился документ 1668 года, в котором говорится о том, что отпущена была шелковая материя белого, синего и красного цвета для большого знамени, «что живет на корме».

    В книге "Корабельные флаги" Карла Алярда, изданной в Амстердаме еще в 1695 году, этот флаг описан так: "флаг Московский, определен синим крестом, первой и четвертой квартиер белой, второй и третий красной". Первый русский военно-морской флаг был изначально полосным (его еще называли поясным), похожим на современный Государственный флаг России.

    В 1696 - 1701 годах Петр Великий создает множество эскизов и проектов флагов и вымпелов. Он не стал менять государственные цвета, но определил точное расположение горизонтальных полос, совпадающее с древним пониманием строения мира: снизу - физический, плотский (красный); выше - небесный (синий); еще выше - божественный (белый). 20 января 1705 года можно считать днем рождения будущего государственного флага: от имени царя был издан указ, согласно которому бело-сине-красный флаг («бесик» или «бесикр») становился флагом торговых судов. Его станут называть провиантским, торговым, купеческим, коммерческим, «обывательским», гражданским и, наконец, русским национальным. Бело-сине-красный русский национальный флаг также являлся символом славянской солидарности, борьбы славян против порабощения Австро-Венгрией и Турцией в XIX веке. От русского бело-сине-красного знамени ведут свое происхождение государственные флаги Словакии, Словении, Сербии.

    Демонстрация бело-сине-красного флага в международных водах 1696 - 1700 гг. позволяет предположить, что он считался государственным.

    Почти в то же время, на рубеже XVII и XVIII вв., Петр I дал русскому военно-морскому флоту новый флаг - "Андреевский". Белый цвет поля и синий креста Андреевского флага были выбраны Петром I не случайно. Для военного флага флота царь взял цвета двух верхних, самых почетных полос бело-сине-красного флага.

    После смерти Петра Великого вопрос о государственном знамени не ставился, хотя в одном из указов Анны Иоанновны черные и золотые (желтые) цвета названы государственными. В этих же цветах «построено» коронационное знамя Елизаветы Петровны.

    Каждый из российских монархов вносил свои поправки в государственную символику. За период царствования каждого из них происходили заметные перемены в русском обществе, расширялись границы страны, осуществлялись социальные преобразования, изменялся статус российской державы.

    С начала XIX века флаги стали одними из самых выразительных символов всех ведущих государств. Появилась традиция украшать улицы и здания во время крупных торжеств флагами государств. Очевидно, благодаря торговому флоту российский бело-сине-красный флаг был хорошо известен за рубежом. При вступлении русской армии в Париж в марте 1814 года парижане вывешивали бело-сине-красные полотнища, считая их русскими. В1856 году, при праздновании заключения Парижского мирного договора после окончания Крымской войны, дома были украшены флагами воевавших держав. Русские бело-сине-красные флаги были названы флагами «русских национальных цветов». Впервые российский «национальный» флаг был утвержден официально в 1858 году. К этому времени уже был создан музыкальный символ Российской империи -гимн «Боже, Царя храни!» (1833). В 1857 году были официально утверждены и рисунки государственного герба. 11 июня 1858 года император Александр II утвердил рисунок «гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений в торжественных случаях». Закон установил, что «расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя серебряная (или белая)». Для обоснования цветов полотнища флага их связывали с историческими цветами государственного герба: черный орел в желтом (золотом) поле и белый всадник в гербе Московском. В тексте закона это объяснение звучало следующим образом: «Первые полосы соответствуют черному государственному орлу в желтом или золотом поле и кокарда из двух сих цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II; император же Александр I после взятия Парижа в 1814 году соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (св. Георгию) в Московском гербе».

    Несмотря на сложность и неясность такого разъяснения, описание гербовых цветов утверждало российский - «национальный» - трехцветный черно-желто-белый флаг. Этот флаг и вошел в систему европейских флагов XIX века. Золотой, черный и белый цвета использовались в оформлении знамен и униформы российской армии. И все же и в России, и за ее пределами как государственный флаг вывешивались два образца: бело-сине-красный и черно-желто-белый.

    Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX века было не столь заметным, однако вопрос о «двойственности» важнейшего государственного российского символа постепенно начинает возникать. По-разному эта двойственность воспринимается и русской общественностью.

    Владимир Иванович Даль, почетный академик Петербургской Академии наук, автор известнейшего «Толкового словаря живого великорусского языка», например, вопрошал: «Все народы Европы знают цвета, масти, краски свои - мы их не знаем и путаем, подымая разноцветные флаги невпопад. Народного цвета у нас нет. Какие же цвета подымать и носить на себе, какими украшать здания и пр. при мирных народных торжествах?»

    Ярые защитники «русского самодержавства» считали, что ни о каком флаге, кроме узаконенного императором, речь в государстве идти не может: народ и власть должны быть едины. Пугали их и красные знамена, которые как символ антиправительственных политических движений стали в те времена появляться на улицах столицы.

    «Самостийно» бело-сине-красные стяги выходили на городские улицы: ими был окружен памятник Пушкину в Москве 6 июня 1889 г., памятник гренадерам, павшим под Плевной. Проекты национального флага появились на страницах печати.

    В этих условиях император Александр III поспешил заявить о желании «в русской столице... видеть национальные флаги». И 28 апреля 1883 г. появилось законодательное распоряжение Александра III «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях». В нем было сказано, что «в тех торжественных случаях, когда признается возможным украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий их трех полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов». Однако от имперских цветов окончательно не отказались, ибо не было Высочайшего повеления об упразднении черно-желто-белого флага. Флаги черно-желто-белый и бело-сине-красный вывешивались на улицах как символы российского государства.

    Сложившаяся ситуация положила начало дискуссии о русских государственных национальных цветах. Эта дискуссия была связана не только с возросшим интересом к истории, но в первую очередь с необходимостью понимания современных процессов и будущего России.

    Перед коронацией Николая II в марте 1896 г. по его указанию «для рассмотрения вопроса о Российском национальном флаге было собрано особое совещание, которое пришло к единодушному мнению, что именно бело-сине-красный флаг имеет полное право называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный - именоваться государственными. Бело-сине-красный флаг устанавливался единым для всей Российской империи.

    Что побудило царя накануне коронации ускоренно решить непростой для России вопрос?

    Прежде всего, Николай II был, безусловно, образованным человеком, разбирался, во многих вопросах, в том числе в истории государства. А в ситуации конца XIX в. для сплочения всех категорий населения требовался поистине русский символ. Таковым был введенный великим государем, прославившим Россию, бело-сине-красный флаг. Символ, объединяющий народ и царя, - бело-сине-красный петровский флаг, по замыслу правительства должен был явиться альтернативой все усиливающемуся использованию красного флага.

    Источники : Государственный флаг Российской Федерации // Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе / сост. М.К. Антошин. - М., 2003. - С. 39-44.
    Из родословной государственной символики. Герб. Флаг // Домашний лицей. - 2001. - №1. - С. 39-44.
    Императорский и «обывательский» // Герб и флаг России. X - XX вв. / ред. Г.В. Вилинбахов. - М., 1997. - С. 435-451.
    Пчелов, Е.В. Знамена допетровской Руси / Е.В. Пчелов // Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – М., 2002. – С. 89-93.
    Соболева, Н.А. Знамена XVIII столетия / Н.А. Соболева // Российская государственная символика: история и современность. – М., 2002. – С. 153-156.
    Флаги Петра Великого // Герб и флаг России. X - XX вв. / ред. Г.В. Вилинбахов. - М., 1997. - С. 419-434.

    Литература :Голованова, М.П. России реют флаги /М.П. Голованова // Герб, флаг, гимн России. - М., 2004. – С. 32 – 33.
    Голованова, М.П., Шергин, В.С. Государственный флаг России / М.П. Голованова, В.С. Шергин // Государственные символы России. – М., 2005. – С. 98 – 126.
    Дегтярев, А.Я. История Российского флага. Легенды, факты, споры / А.Я. Дегтярев. - М.: Военный парад, 2000. – 136 с.
    Силаев, А.Г. Истоки русской геральдики / А.Г. Силаев.- М.: Фаир-Пресс, 2002.- 240 с.

    2 57664

    Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Имперский флаг, как сегодня мы привыкли видеть, состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. В таком виде он был принят в 1858 году. Как правильно: черный- желтый-белый или белый-желтый-черный?

    С удовольствием публикую исследование исследование, посвященное истории Имперского флага России, ставшее сегодня одним из символов сопротивления либеральному режиму и национально-освободительной борьбы. Опубликованы материалы были на сайте « Москва - Третий Рим » (к сожалению, автора этого интересного материала установить не удалось).

    Из статьи мы понимаем, что даже этот символ был перевернут стараниями иудо-простестантов, стремившихся максимально исковеркать смыслы. Сегодня в национал-патриотическом движении будет уже сложно объяснить, что многие годы использовался символ «с нарушенной логикой». Между тем, мы знаем, как обернуть ситуацию против тех, кто пытался подорвать Имперские символы и национальные смыслы.


    Перевернутый флаг зачастую символизирует, что государство находится в критической ситуации. Филиппины являются единственным в мире государством, где флаг официально используется в двух версиях - обычной и перевернутой. Обратное положение цветных полос применяется когда Филиппины находятся в состоянии войны, или в стране вводится военное положение.

    Сегодня Россия находится фактически оккупирована. Так пусть перевернутый флаг будет подчеркивать наше положение. А к логичному положению цветов Имперского триколора мы вернемся тогда, когда добьемся победы. Ведь, как говорил Конфуций ,
    «З наки и символы правят миром, а не слова и правила » .

    А теперь, сам материал статьи:


    И СНОВА ОБ ИМПЕРСКОМ ФЛАГЕ... БИТВА ЗА ТРИКОЛОР
    На эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года « О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях ». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

    Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра II , а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I (который просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).
    Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно «торговый флаг» отстаивали т.н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.
    Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом не отменив и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны ».
    Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

    Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

    Прослеживается у «переворота» и автор - Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику - и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.
    Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Кёне родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.
    Но как бы то ни было – флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых .
    Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.


    Отчего-то и почему – непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немного повоевали в Первую Мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.
    В геральдике перевернутый флаг означает траур , это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие. Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.
    Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора.
    Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.
    (Васнецов В. М. «Известие о взятии Карса» 1878 год)


    На картине Васнецова , посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 « о расположении гербовых цветов » в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.


    (В центре, либо (сине-желто-красный) флаг Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877—1878), либо панславянский (сине-бело-красный) флаг – трудности определения по репродукции о цветности средней полосы. Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага).



    А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

    (Розанов , «Ярмарка на Арбатской площади»)

    Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние). Также истолковывают как: черный – монашество, желтый - золото икон, белый - чистота души. Но все это из разряда народных толкований «кто как придумает».
    При этом упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность . Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство . Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Ответ очевиден.
    В 1858 наряду с флагом были внесены изменения и в государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.


    Герб Кёне, 1858 год


    Для примера Герб, изображенный на монетах.
    Вот монеты Николаевские, 1858 года






    А вот монета 1859 года Александра II (правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом к предыдущему периоду: реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности - все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло ). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь - хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

    Еще несколько монет для сравнения:






    Еще в 59-ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне ».

    Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть




    Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» - пентакли.



    На изображении ниже представлено сходство герба который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.


    Герб Габсбургов

    Для сравнения:


    1) Корона приобрела ленту (более похожая на змею), до этого в Российской геральдике эта лента никогда не использовалась;
    2) Крылья ранее на всех орлах имели много перьев, а теперь стали абсолютно копировать Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. При этом в нашем орле оказалось по 6 перьев, против 7;
    3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного , теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов;
    4) Хвост. Все понятно без комментариев.



    ДЛЯ СПРАВКИ: АВТОР ПЕРЕВОРОТА ФЛАГА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    Бернгард Карл (в России "Борис Васильевич") Кёне (4/16.7.1817, Берлин – 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то, что связали свою жизнь с Россией, только его внук стал православным).

    Рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, когда ещё был учеником берлинской гимназии. Являлся одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества. В 1841–1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

    С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель , служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

    В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль ) с чином коллежского ассесора. К концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876).
    В Петербурге Кёне развил бурную деятельность. Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием – так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).
    Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807–1863), русский язык был восстановлен в своих правах.
    Вторая половина 1850-х годов – это «триумф» Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).
    Кёне принадлежит также и авторство чёрно-жёлто(золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).
    Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича . Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856–1857 гг.
    15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII ) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией . В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс-Грейцским».
    При этом можно твердо заявить, что Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.


    Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.


    Что же, это еще один показательный урок – уже на государственной символике - не допускайте козлов огород. Но мы уже знаем, как обернуть это оружие против них же самих .

    Не будем затрагивать этические аспекты культуры современного общества потребления, а сразу перейдём к делу. Итак, что же это за такое этот никому неизвестный имперский флаг?

    Для начала можно зайти на интернет-портал , это официальный правительственный ресурс, рассказывающий россиянам (есть такая нация) о государственной символике РФ. Итак, про имперский флаг тут написано с какой-то злобой, даже ненавистью. Что, мол, существовал такой Акакий Акакиевич (барон Б. Кёне) который по недалёкости и формализму своей души, задумал поменять государственную символику, и изверг из своих запылённых канцелярских мозгов, новый флаг для Российской Империи: Чёрно-желто-белый. Император Александр II просто был “запарен” какими-то там делами и, не глядя, подписал указ давший чёрно-жёлто-белому флагу статус государственного, но флаг так и не прижился. И вот вскоре после досадного недоразумения, уже Александр III, мудрый и просветленный правитель сделал государственным символом торговый триколор, «по настоящему любимый в народе».

    Вот, в общем-то, и вся официальная «история» имперского флага в России. Жёлтенькая такая история, в стиле Асламбека Дудаева.

    А теперь немного истории:

    Торговый Флаг

    Официально государственного флага в России не было очень долго, хотя порой бело-сине-красный трехцвет воспринимался именно как государственный – ведь его поднимали на торговых судах и чаще всего видели за границей.

    Строительство первых морских кораблей в России началось по указу Алексея Михайловича за пять лет до рождения Петра Великого - в 1667 году. Строились корабли в селе Дединове на реке Оке, с тем чтобы впоследствии по Оке и Волге отвести их в Астрахань, где суда должны были приступить к службе по охране купеческих караванов на Каспийском море и Нижней Волге от пиратских нападений. Для строительства были вызваны из Голландии мастера, плотники и матросы. К 1669 году были построены трехмачтовый 22-пушечный корабль «Орел», яхта, два шлюпа и бот.

    9 апреля 1668 года состоялся указ, об отпуске для строящихся судов большого количества материй белого, синего и красного цветов. Нам неизвестно, как именно выглядели флаги, построенные из полученных тканей. Исследователи выдвигают два предположения. Одни полагают, что по аналогии с распространенными в то время стрелецкими знаменами первый русский флаг представлял собой полотнище с прямым синим крестом и углами белого и красного цвета. Другие полагают, что первый государственный флаг России имел ту же композицию, которая существует доныне: из трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. Второе предположение представляется более обоснованным. Главным доказательством здесь служит то обстоятельство, что именно полосатый бело-сине-красный флаг использовался Петром I во время его первых опытов кораблестроения и первого морского похода в 1693 году. Суда для этого похода готовил один из участников строительства «Орла» – констапель Карстен Брант, а сам Петр всегда старательно подчеркивал преемственность своих начинаний с делами отца - царя Алексея Михайловича - и в этой связи вполне вероятно, что именно полосатый флаг использовался на первых русских судах и был воспринят от них Петром I в 1693 году.

    Нельзя забывать и о том, что строителями первых русских кораблей были голландцы, они же составили и их команды. Русские не знали корабельного искусства и полностью доверились голландским мастерам во всех вопросах создания кораблей. Вполне вероятно, что когда пришло время создания флага и были определены цвета, которые надлежит в нем использовать - белый, синий и красный - голландские мастера создали флаг согласно традиции, принятой на их родине, бывшей в то время великой морской державой. Флаг Нидерландов того времени был полосатым, красно-бело-синим.

    Но бело-сине-красный был именно флагом торгового флота, можно сказать специально созданным на европейский манер, для торговли с теми же европейцами. Поэтому оценка бело-сине-красного флага как государственного является ошибочной. Мы же не считаем Андреевский флаг символом Российской государственности, это флаг Русского Военно-Морского Флота, так и бело-сине-красный трёхцвет это только торговый флаг Российской Империи, скопированный с голландского флага. При присяге Государю и Отечеству выносилось полковое знамя, а не отсутствующий общенациональный флаг. Нижегородское ополчение, отправляясь в 1854 году воевать в Крым, просило вручить ему не триколор, а знамя князя Дмитрия Пожарского. Бело-сине-красного триколора не было видно на государственных церемониях и общественных мероприятиях, о нем нет упоминаний в литературе. Не было даже робких попыток утвердить коммерческий флаг в качестве государственного, ибо в этом случае он вступил бы в очевидное противоречие с цветами императорского штандарта.

    Государственный Флаг


    Собственно первое Государственное знамя России было черно-желто-белых цветов и создано в 1742 г. при императрице Елизавете Петровне. На нем в желтом поле был изображен черный двуглавый орел с белым щитом на груди, на котором был помещен Георгий Победоносец. После взятия Парижа в 1814 году, Николай I соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в Московском гербе”. Впервые этот флаг был вывешен публично на общественных зданиях только в 1815 году в ознаменование победы над Наполеоном. Впоследствии их вывешивали в дни национальных торжеств. Цвета Государственного знамени нашли отражение и в армейской символике: цвете кокард, знамен, шарфов, орденских лент.

    В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок).

    Но практически до середины XIX в. в России имперский трёхцвет не был официально утвержден как государственное знамя. Лишь 11 июня 1858 г. национальные государственные цвета - черный, желтый и белый - были узаконены Александром II. В своем именном указании 1865 г. царь-реформатор подтвердил их как «государственные цвета России» подписав закон, занесенный в Полное собрание законов Российской Империи под N 33289:


    Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (золотая), а нижняя белая (серебряная). Первые две полосы соответствуют черному Государственному орлу на золотом поле Нижняя полоса соответствуетбелому (серебряному) всаднику Св. Георгию в Московском гербе. Черный цвет – цвет Российского двуглавого орла – символ державности, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ, смысл самого существования Русской нации. Золотой (желтый) цвет – некогда цвет знамени Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном III, – символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Белый цвет – цвет вечности и чистоты, не имеющий различий среди всех народов. Для русских – это цвет Георгия Победоносца символ бескорыстной жертвенности за Отечество, за Русскую землю, которая всегда озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

    Черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно скопированы у Европейцев с целью «выйти», на торговый рынок всё той же Европы?

    Так появился черно-желто-белый флаг, который вошел в государственную символику империи под названием Гербового народного флага (в 1873 году переименован в национальный).

    Два государственных флага?!

    Накануне своей коронации, 23 апреля 1883 года, Александр III неожиданно узаконил триколор (бело-сине-красный) как «русский флаг» вместо утвержденного его отцом. Предстоит выяснить, почему национально ориентированный Государь выбрал цвета, которые были символом Французской республики. Однако до конца XIX века этот, по сути своей, республиканский флаг широкого распространения в народе не получил. Сам чёрно-жёлто-белый флаг не был официально отменен, и в России, по сути дела, после 1883 года существовали два национальных флага.

    В годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов бело-сине-красный флаг был вручен Болгарской народной армии и вошел своими цветами в сербский и черногорский флаги.

    Кстати, существовала еще и неофициальная трактовка черно-желто-белых цветов флага, которая тоже могла повлиять на желание флаг перевернуть.

    В частности черносотенцы н. ХХ в., являясь сторонниками возврата к старому флагу, так трактовали его цвета, исходя из уваровской триады: “Православие, Самодержавие, Народность”. Белая (серебренная) полоса – Православие (символизирует чистоту христианской веры, сохраненную только в Православии); Золотая (желтая) полоса – Самодержавие (символизирует блеск и славу царской власти); Черная – Народность (цвет земли, цвет ассоциируемый с простым народом – “черный люд”, “черные сотни” и т.п.

    Вопрос о государственном флаге России опять был поднят уже в ХХ веке при Николае II. 10 мая 1910 года Государь учредил при Министерстве юстиции Особое совещание по данному вопросу которое за два года работы провело всестороннее и глубокое исследование, пригласив, к участию в нём известных специалистов.

    «Большинство Членов Особого Совещания пришли к тому выводу, что русскими государственными национальными) цветами должны быть выбраны цвета: чёрный, жёлтый и белый». Как видите, о перевороте цветов здесь ничего не говорится.

    18 июня 1913 г комиссия постановила: «чёрно-жёлто-белые цвета должны быть запечатлены в государственном (национальном) флаге. … Правительские и казенные здания должны быть украшены чёрно-жёлто-белыми флагами».


    В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён “для употребления в частном быту” новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части у древка жёлтым квадратом с чёрным двуглавым орлом (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора); орёл изображался без титульных гербов на крыльях; квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь “разрешалось”. Символика флага подчёркивала единение царя с народом.

    Бело-сине-красный флаг был снова оставлен для частного употребления, наряду с государственным. В ноябре 1913 г. материалы комиссии и Особого совещания опять передали в Совет министров, который при Министерстве юстиции – созвал новое особое совещание, подтвердившее весной 1914 г. решения двух предыдущих, казалось бы, сложный и важный вопрос решён раз и навсегда в пользу чёрно-жёлто-белого флага.

    Однако через несколько месяцев началась Первая мировая война и в дело вмешалась политика, т.к. Российскому правительству было неудобно использовать цвета, которые были представлены на знаменах Германской (черно-бело-красный) и Австро-Венгерской (черно-желтый) Империй, в то время как флаги союзников (Франция, Англия, США) имели бело-сине-красную палитру.

    После Февральской революции Временное правительство отменило второй российский флаг - «гербовой» черно-желто-белый как носитель имперского духа. Бело-сине-красный триколор остался единственным государственным флагом.

    Бело-сине-красный флаг видели чаще – он развевался практически на каждом речном или морском судне, принадлежащем России, но за ним не признавал государственного и национального значения такой патриот Отечества, как герой Севастополя князь В.Д. Путятин; М. Д. Скобелев целовал черно-желто-белый флаг перед фронтом стоящих “на караул” русских войск; генерал Р.И. Кондратенков Порт-Артуре каждое утро лично проверял сохранность черно-желто-белого флага на главной флаг-мачте крепости, где он гордо реял вместе с военно-морским Андреевским флагом во все дни героической обороны.

    Как создавался Флаг Российской Федерации (из журнала «Родина»)
    «Все народы Европы знают цвета, масти, краски свои — мы их не знаем, и путаем, подымая разноцветные флаги невпопад. Народного цвета у нас нет; цвет армии: зеленый и алый; казенным цвет, военный, георгиевский: белый, жаркой, черный (серебро, золото, чернь), и это же цвет значков (кокард); знамена наши и крепостные флаги разноцветные; морской военный флаг белый с андреевским крестом; торговый: белый, синий, красный, вдоль; какие же цвета подымать и носить на себе, какими украшать здания и пр. при мирных народных торжествах?»
    В. И. ДАЛЬ. «Толковый словарь живого великорусского языка». 1863—1866.

    Вспомним 1990-й год. Советский Союз еще существовал, но все очевиднее становилась неустойчивость этого государственного объединения, все сильнее ощущался подъем национальных чувств. В прибалтийских и кавказских республиках, на Украине, в Белоруссии начался процесс возвращения национально-государственной символики. Кустарным способом изготавливались значки в форме флагов Грузии, Армении, Эстонии. С помощью геральдики люди выражали свою политическую и гражданскую позицию. Одни носили значки с портретом Ленина, другие — с бело-сине-красным флагом, третьи — с двуглавым орлом. Становилось совершенно очевидно, что государственную символику РСФСР необходимо менять. Для этого была образована правительственная комиссия, которая, в свою очередь, поручила руководителю архивной службы Р. Г. Пихоя собрать «круглый стол». Именно этому общественному органу, в который вошли такие известные ученые как Е. И. Каменцева, Н. А. Соболева, В. А. Артамонов из института истории РАН, С. В. Думин и А. С. Мельникова из ГИМа, и предстояло подготовить предложения по государственной символике. Впрочем, круг лиц, участвовавших в обсуждении, не ограничивался учеными. На заседания «круглого стола» приходили министры, депутаты и другие заинтересованные люди. Очень хорошо помню первое заседание, в декабре 1990 года. На нем мы слушали запись нового гимна. В небольшой комнате в Белом доме включили магнитофон, все встали, испытывая не просто чувство гордости, а нечто большее.

    Прежде всего, предстояло решить одну проблему: насколько серьезными должны быть изменения государственной символики. Возможно ли ограничиться простым внесением в существующие символы новых деталей, соответствующих времени, или же требуются совершенно новые символы, никак не опирающиеся на историческую традицию. После дискуссии пришли к выводу: герб и флаг должны быть историческими.

    — Что заставило «круглый стол» принять такое решение?

    — Любой геральдический знак — это определенный текст, который имеет логику своего построения. Поэтому изъятие одной эмблемы и замена ее другой сравнима с вмешательством в канву стихотворения. Хотя и такой вариант обсуждался. Предлагалось, например, вместо серпа и молота нарисовать ласточку и т. д.

    В ходе дискуссии стало ясно, что механическая работа с эмблемами невозможна. Скверную службу сослужило и то обстоятельство, что геральдика в советское время числилась наукой неблагонадежной, так как прежде всего изучала дворянские гербы. Даже не на всех исторических факультетах ее преподавали, и уж совсем игнорировали в художественных училищах. Поэтому те художники-графики, которые пытались создать герб, рисовали красивые картинки, но никак не государственные символы. Они не понимали, что такое государственный герб, технологию и принципы его создания. И это никоим образом не вина художников, а их беда…

    Волей-неволей пришли к тому, что нужно обращаться к историческим традициям. С флагом было достаточно просто: единодушно сошлись на том, что необходимо вернуть бело-сине-красный. Хотя и здесь жажда творчества была сильна, предлагалось, например, сделать полосы разной ширины. С гербом было сложнее, слишком уж много эпитетов на него было навешано — царский, имперский… При этом апеллировали к народу, который нас якобы не поймет. Но сама жизнь расставила все по своим местам. Один из московских коллег принес на заседание корочку для паспорта с двуглавым орлом. В конце концов «круглый стол» решил рекомендовать Правительственной комиссии в качестве герба Российской Федерации — золотого двуглавого орла на красном поле.