Войти
Логопедический портал
  • Неправильный книжный блог
  • Как построить месть королевы анны
  • Какие царства живых организмов выделяют в природе Как называется царство
  • Методика профильного обучения биологии Состояние проблемы реализации профильного обучения биологии в практике современного школьного биологического обр
  • Вторичная структура белка
  • Империя цивилизации хеттов Чем выделялись хетты от прочих племен междуречья
  • Что означает бело красно белый флаг. Погоня. Национальный герб Беларуси

    Что означает бело красно белый флаг. Погоня. Национальный герб Беларуси

    В левой - серебряный, красный или синий щит с золотым шестираменним крестом или "столбами Гедимина" .

    1.2. Истоки

    На возникновение герба "Погоня" и закрепления его на на древних землях Великого княжества Литовского повлиял ряд факторов, каждый из которых в отдельности не было решающим :

    • влияние общеевропейской геральдической традиции отображения феодала на печатях феодальных иерархов;
    • отождествление герба "Погоня" с фигурой защитника Отечества;
    • влияние христианских культов - св. Димитрия Солунского и св. Георгия Победоносца, адаптация последних к местной традиции и формирование культа собственных покровителей.
    • сочетания и персанафикация в гербе фигур св. Бориса и Глеба близкого прошлого и языческого Ярилы из более глубоких слоев.

    В Средние века всадник считался олицетворением великого князя литовского, а также означал "Погоню" - военное ополчение, когда после отражения осады города, все войска и проживания земли гналась за врагом. Отсюда герб получил свое название. Великий князь литовский Ягайло в своей (латинском) грамоте от 20 февраля 1387 писал: "... по древнему обычаю, преследования врага является обязанностью каждого мужчины в нашем крае; такое посполитое ополчения ради изгнания врага с нашей Литовское земли по-народному называется" Погоня "(pogonia)" .


    1.2.1. Печати феодалов

    Существует несколько версий происхождения данного герба. На печатях XIII - XV веков в европейских королей и сеньоров часто фигурирует символ "рыцаря на коне", который олицетворял владельца печати и подчеркивал его принадлежность к рыцарского сословия. Подобную печать, в частности имел и общеизвестный английский король Ричард Львиное Сердце . Иконография изображения этих печатей очень похожа: рыцарь в полном на коне доспехов прикрывается щитом и заносит для удара меч , на щите и попоне лошади (когда она есть) размещаются геральдические знаки владельца.

    Итак, это символ человека из рыцарского, воина, мчащегося на встречу врагу. Это также воплощение идеала рыцаря в европейском понимании: смельчака, который мчится в поисках приключений и славы.


    1.2.2. Королевство Русское


    Печать Юрия I

    В начале XIV века символ "рыцаря" проникает и в Восточную Европу . Сохранилась печать Юрия Львовича , которая использовалась также и Юрием Болеславом . На одном из ее сторон видим модифицированного европейского "рыцаря" и надпись: "S. DOMINI. GEORGI.DUCIS. LADIMERIE +" (печать хозяина Георгия князя Владимирского). Изображение на печати частично переняло иконографию и нагрузку европейских печатей. Разница в иконографии: конь не скачет, а идет; в руках рыцаря не меч, и копье, который к тому же не занесен для удара; появились дополнительные элементы (звезды и трава). Исходя из этого, этот знак должен символизировать принадлежность владельца к рыцарского сословия, воина, который стоит свою землю (символами стражи можно назвать звезды на небе, отсутствие обнаженного меча как оружия ближнего действия, минимум динамики). Русский король с печати (на это указывает герб королевства на щите) статически объездит свои земли, и только увидев врага, метнет в него копья, а потом выхватит меч для ближнего боя. Как видим, на украинских землях "рыцарь" теряет показную агрессивность соответствует идеалу рыцаря в украинском понимании: воина, охраняющего свою землю от врагов.


    1.2.3. Великое княжество Литовское

    Печать Великого князя Литовского. XIV в. Погоня со змеем

    В начале XIV века "рыцарь" появляется и в молодой Литовском государстве, которая тоже была наследницей Руси. Печати с данным изображением были широко применяемые членами великокняжеской династии Гедиминовичей . Потомки Гедимина использовали множество модификаций "рыцаря": со щитом и без, иногда меч менялся на копье, положение руки с мечом "позади" менялось на положение "над головой", под ногами коня то появляется, то исчезал змей. Со временем "рыцарь", получив название "Погоня", заменяет родовой герб династии трезубец "Гедимина столбы" ("столбы" также были вытеснены литовским "крестом" со щита "рыцаря"). При этом меч занимает классическое положение над головой воина, становится постоянным движение воина в левом направлении (подобно "рыцарю" Юрия Львовича). Итак, герб стал символом династии (а затем и государства), которая претендует на победу, которая расширяет свои владения (рыцарь гонит побежденного врага). Со временем, когда великокняжеский род пал, рыцаря на гербе литовцы стали считать святым Витис.


    1.2.4. Великое княжество Московское

    В конце XIV века "рыцарь" проникает на территорию Северо-Восточной Руси, где употребляется на печатях местных княжеских родов. При сохранении идеи самовыражения феодала, возникает много модификаций изображения

    • всадник с мечом;
    • всадник с копьем;
    • всадник с мечом и побежденным врагом в виде змея под ногами коня;
    • всадник с копьем и змеем.

    Щит на данных изображениях отсутствует, поскольку собственных гербов князья не имели и изображать на щите было ничего. Постепенно выделилась Московская династия, которая закрепила за собой как герб воина, поражающего копьем змея. Это был символ победы Великого князя над злейшим врагом (змей - знак кочевников-нападающих). Московский "рыцарь", подобно галицком, тоже является символом защитника родной земли, но уже в бою, побеждает злого врага. Претензия на победу и агрессивность сближает московского "рыцаря" с литовской "Погоня".

    При длительном становлении в Московии геральдической традиции, "рыцарь" вплоть до 1730 года трактовался как "государь". Именно 8 марта года правительство России официально начал толковать герб Москвы как "Георгия Победоносца".

    Существуют легендарно-фантастические версии происхождения герба. Одна из них связывает корни "побеги" со старинными языческими культами Беларуси. Уважаемым языческим божеством белорусов был Ярило , который фигурировал в белорусской мифологии в виде юноши на белом коне. Символы, аналогичные "побеги", часто встречаются также на большой территории восточной Европы . Знаком вооруженного всадника пользуется новгородский князь Александр Невский . Наглядным есть и связь с "побегом" герба Москвы .

    В средние всадник считался олицетворением великого литовского князя, а затем означал также и погоню - военное действие, когда после отражения осады города все войска и часть мирных ополченцев преследовали отходящих врагом. Отсюда герб и получил свое название.


    1.2.5. Герцогство Дитмаршен

    В красном поле на серебряном коне с золотым седлом, уздечкой золотом и голубой пленником золотом облачении с серебряным пером на шлеме рыцарь держит меч над головой сначала был символом южной Дании . После завоевания Дитмаршена , герб стал символизировать данное герцогство .


    1.3. Эволюция

    1.3.1. Великое княжество Литовское

    Первое же письменное упоминание о герб "Погоня" встречается в литовских (белорусских) летописях с упоминанием в годом в связи с князем Наримонтам (которого можно отождествить с братом или сыном великого князя литовского Тройдена):

    Первое визуальное изображение?Погони? на печати "короля Литвы и Руси" Гедимина ( - ) . Изображение герба немного отличалась от традиционной: всадник держит в руке копье. Эта печать сейчас хранится в историческом музее Вильнюс . "Погоня" присутствует и на печати полоцкого князя Глеба (Наримонта), что датированной годом . Была "Погоня" и на печати великого князя литовского Ольгерда , которой он скрепил договор с польским королем Казимиром 1366 (вокруг "Погони" - русский надпись) . Символ первоначально принадлежал исключительно великим князьям.

    Изображение всадника с поднятым мечом впервые используется в качестве государственного символа Великого Княжества Литовского в году, на печати великого князя Ольгерда . Символ этот сначала принадлежал исключительно великим князьям. В 14-м веке изображение всадника было размещено на кавалерийском щите и начало использоваться как герб, на печатях Ягайло в и годах, а также на печати Витовта в году. В начале 15-го века "Пагоня" стала государственным символом Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Сначала всадник смотрел направо, но начиная с первой половины 15 века всадника было обращено в левый бок, согласно правилам европейской геральдики.

    Герб Великого княжества Литовского с Вавельского замка

    Различные версии "побеги" стали гербами воеводств ВКЛ - Виленского, Минского, Берестецкий, Новогрудского, Полоцкого и т.д.., Кроме Жемайтии.

    С минимальными стилистическими изменениями "Пагоня" была государственным гербом ВКЛ и элементом герба Речи Посполитой до 1795 года, когда территория современной Беларуси была оккупирована Российской империей .


    1.3.2. Погоня в империи

    После этого символ "побеги", как часть нескольких губернских гербов, попал в состав государственного герба России . Так же "побеге" было заменено гербы многих городов Беларуси (Свободно , Полоцкая , Витебская и др..).

    "Пагоня" не теряла своей роли национального символа белорусов. Ею пользовались повстанцы Т. Косцюшко и К. Калинского. "Пагоня" была на кокардах и знаках различия российских воинских формирований, расквартированных на территории Беларуси.


    1.3.3. Новейшая эпоха

    Открытка с "побеги", 1918 год

    2.2. Погоня русская

    В голубом поле рыцарь в серебряных доспехах с красным крестом на щите на серебряном коне, пронзающий копьем зеленого дракона. Герб венчает княжеская корона. Самое раннее упоминание герба фиксируется в княжеских семей, происходящих от Рюрика. Считается родовым гербом


    1230-1260г.г.

    Вадим РОСТОВ
    «Аналитическая газета «Секретные исследования»

    Эта тема - одна из самых интересных для белорусских историков: когда, как и почему у белорусов появился свой исторический герб «Погоня»? «Погоня» являлась официальным гербом белорусов около 7 столетий - ранее 1239 года и по 1919, а затем с 1991 по 1995. С «Погоней» воевали в Куликовской битве белорусские полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, с «Погоней» белорусы победили в Грюнвальде в 1410 году. В XVI веке «Погоня» - на хоругвях Брестского, Мстиславского, Минского, Виленского и Новогрудского воеводств, Полоцкого и Речицкого районов. С 1652 года - на гербах почти всех белорусских городов. В Отечественную войну 1812 года прославились белорусские гусары Гродненского и Белорусского гусарских полков, имевшие на головных уборах и ротных знаменах своим военным гербом «Погоню» и бело-красно-белые национальные цвета белорусов.

    Находясь с 1795 года в составе Российской империи, белорусы сохраняли «Погоню» как свой официальный белорусский герб этого края до февраля 1917 года, а затем «Погоня» стала гербом Белорусской Народной Республики… В энциклопедии «Беларусь» (Мiнск, «Беларуская энцыклапедыя», 1995) о «Погоне» сказано следующее: «Погоня» - древний белорусский герб. Происхождение его связано с древне-славянской традицией народной погони в эпоху родоплеменного строя, когда мужчины, которые имели право носить оружие, в случае нападения противника и захвата членов общины бросались в погоню, чтобы отбить плененных. Развитие на землях Беларуси этой традиции связано с войнами соседних народов и княжеств в 10-17 веках. Идея обороны Отечества со временем стала государственной идеологией, под влиянием европейской геральдики воплотилась в графический символ - герб «Погоню».

    Впервые символ зафиксирован как герб около 1270 г. в Новогрудке. На красном фоне фигура воина в шлеме на серебристом коне в стремительной погоне с поднятым над головой мечем и щитом, на котором нарисован золотистый шестиконечный крест. Согласно «Хронике Быховца», фигура всадника означает особу великого князя, готового оборонять Отечество. Печати с гербом «Погоня» были у новогрудского князя Витеня (около 1293), у полоцких князей (с 1330)». Таковы данные энциклопедии. Однако они далеко не полные. Историкам известно, по крайней мере, два более древних изображения «Погони» - на княжеской печати Александра Невского (1200 - 1263) и на гербе легендарного Миндовга (1195 - 1263), основателя ВКЛ . Причем, на печати Невского возле всадника «Погони» написано: «Князь Дир» . (На другом варианте печати этой надписи нет.) А на гербе Миндовга вокруг «Погони» идет руническая надпись явно Полабско-поморского происхождения. Так где же истоки герба - в Полоцке или же в Полабской Руси и Пруссии-Порусье Миндовга?

    О МИНДОВГЕ

    Прежде всего хотелось бы внести некоторые уточнения в мою статью «Истоки Руси в Польской Хронике», опубликованную в №18 (107) газеты за 2005 г. Там шла речь о переводе на русский язык знаменитой Великой Хроники Польской XI-XIII вв. - CHRONICA POLONIAE MAIORIS, изданной в 1987 году Московским университетом под редакцией члена-корреспондента АН СССР В.Л. Янова.

    Известнейший историк ошибся в переводе, как минимум, дважды. Во-первых, он перевел как «Киев» дунайский город Кеве - и, соответственно, ошибочно отнес события, касавшиеся Дунайской Руси, к Киевской Руси, создавая жуткую путаницу в переводе. Это грубая ошибка историка. Вторая ошибка перевода - он вместо хорошо известного нашего Миндовга всюду переводит «король пруссов Мендольф». По переводу академика В.Л. Янова выходит, что тут в Беларуси были в одно время два правителя с равными полномочиями - некий «король пруссов Мендольф» из польской Хроники - и вполне конкретный белорусский Миндовг, создатель ВКЛ. На самом деле, конечно, это одно и то же лицо.

    Статуя Миндовга в Вильнюсе

    В главе 132 Хроники «Каким образом прусский король Мендольф отошел от христианской веры» говорится: «В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христианскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литвинам, смело к ним присоединившись». Конечно, речь идет о Миндовге! В главе 133 под названием «Глава об опустошении Плоцкой земли» (Плоцк расположен чуть восточнее Варшавы) сообщается о том, как поруссы (пруссы) уже с территории Беларуси (ВКЛ) нападают на Польшу: «В этом же году упомянутый Мендольф, собрав множество, до тридцати тысяч, сражающихся: своих пруссов, литвинов и других языческих народов, вторгся в Мазовецкую землю. Там прежде всего он разорил город Плоцк, а затем города и деревни всей Плоцкой земли жестоко опустошил мечом и пожаром, разбоями и грабежом. Напав также на Пруссию, разрушил города, уничтожил почти всю землю Пруссии, и его окрещенные пруссы учинили жестокую резню христианского народа». Есть и многие другие упоминания о Мендольфе-Миндовге. Польская Хроника позволяет существенно изменить взгляды белорусских историков. А именно:
    1. Миндовг (как и все князья в роду Гедиминовичей) - это прусс (порусс), а вовсе не литвин, как его называют все историки, в том числе В.У. Ластовский в знаменитой «Короткой истории Беларуси» (1910). Например, о роде Миндовга Ластовский пишет: «у литвинов наследство передавалось не сыновьям, а дядькам - братьям умершего». На самом деле Ластовский должен говорить не о литвинах, а о пруссах.
    2. Ошибкой является сам термин «литовский князь Миндовг». Миндовг был прусским королем. Термин «литовский князь» в равной мере неточен, как и «русский князь», хотя Миндовг правил ВКЛ - Великим княжеством Литовским и Русским. Прежде всего Миндовг был прусским королем, как о нем и пишет Польская Хроника.
    3. Нелепыми являются попытки современных литовцев (жмудов и аукштайтов) называть «Миндаугаса» «основателем литовского государства». Миндовг не был не только жмудом или аукштайтом (то есть летувинцем), но не был даже литвином (то есть западным белорусом западно-балтского происхождения, ятвягом или дайнова). Он был пруссом.
    Однако при этом следует обратить внимание на то важное обстоятельство, что сам термин «Литва» тут впервые появляется как раз с приходом в Беларусь Миндовга. И, кстати, одновременно и впервые тут появляется и термин «Черная Русь ». И оба эти новые термина фигурируют в новоявленном миру ВКЛ - третьем новом термине Беларуси. Определить внутренние границы созданного Великого княжества Литовского и Русского просто невозможно - где в нем часть под названием «Литва», а где часть под названием «Черная Русь». И, кстати, в то время в состав ВКЛ еще не входили ни Полоцкая Русь (Белая) , ни земли нынешней Летувы (Жмудь и Аукштайтия ). Очевидно, что тут, в Западной Беларуси, Миндовг создал Государство эмигрантов из земель Полабья и Порусья-Пруссии. ТАМ была и Русь, и Литва (первые упоминания о Литве-Летковии как раз относятся к району между Порусьем-Пруссией и Полабьем, в район южнее острова Рюген-Русен; есть также упоминания о Литве на территории Словакии). А ТУТ - смешанно проживают мигранты: русины Полабья и литвины Поморья, потому в ВКЛ нет границы между Черной Русью и Литвой .

    Сообщение Хроники о том, что Миндовг «ушел к литвинам, к ним присоединившись», я бы рассматривал как сообщение о создании Литвы восточнее границ Польши, так как Хроника ранее нигде о литвинах ВООБЩЕ не упоминает, как и вообще нет ни одного исторического источника, где бы упоминалась ТУТ Литва ранее появления ТУТ Миндовга.

    Так или иначе звучала эта фраза в Хронике - трудно судить, не видя оригинала Хроники (написанного, кстати, на латыни), а перевод академика В.Л. Янова, как мы убедились, переполнен ошибками или натяжками. Но этот вопрос - существовала Литва ТУТ до Миндовга или нет - хоть и интересен сам по себе, но не имеет отношения к «Погоне».

    Если «Погоня» появилась в Беларуси с приходом сюда Миндовга, то тогда это - прусский (порусский) герб, принадлежавший прусскому королю. В пользу этой точки зрения, кстати, говорят и руны на «Погоне» Миндовга, и королевская корона прусского короля. То есть, одно мы можем сказать точно - «Погоня» не может являться «литовским гербом». Это или порусский (прусский) герб, или русинский. Теперь сравним княжеские печати Миндовга и Александра Невского.

    «ПОГОНЯ» АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

    «Погоня» на печати Невского - это, видимо, самое древнее из сохранившихся изображений герба, так как «Погоня» Миндовга датируется примерно 1252 годом, а печать Невского - примерно 1239. Дело было так. Будучи новгородским князем (и имея княжеской печатью Новгорода «Георгия Победоносца»), Александр ведет политику по объединению сил против шведско-немецкой экспансии и поддерживает тесные связи с Полоцком. В 1239 году он женится на Александре, дочери полоцкого князя Брачислава. При браке обретает в качестве второй княжеской печати полоцкую «Погоню». Это прямо указывает на то, что еще до него «Погоня» была княжеским гербом Полоцка.

    Кроме того, версия энциклопедии о том, что «Погоня» - символ погони за противником, - кажется неубедительной. Княжеской печатью Полоцка в то время мог быть только религиозный символ, аналогичный первой печати Невского - «Георгию Победоносцу». И на его «Погоне» надпись объясняет, кто изображен - князь Дир . Он, согласно древнерусским летописям, - первый князь, принявший в Руси христианство (как гласит легенда, Рюрик послал Дира и Аскольда захватить в Русь Византию; они по пути обратили в Русь Киев, а, придя в Византию, вместо ее обращения в Русь - сами приняли христианство).

    Александр Невский

    Конечно, обе печати Невского 1239 года примитивны в графическом исполнении и значительно уступают в этом гербу Миндовга 1252 года. И хотя по обеим печатям можно понять, что речь идет именно о «Георгии Победоносце» и «Погоне», но они значительно отличаются от поздних классических изображений. Например, Георгий Победоносец здесь не на коне, а спешился, чтобы убить Змея, а коня держит за уздечку. На «Погоне» Невского всадник без щита и без креста на щите, но зато с нимбом святого. И сама манера исполнения печатей далека от геральдической законченности. Правда, на другой «Погоне» Невского, которая тоже нередко приводится в книгах белорусскими историками, надписи «князь Дир» нет, как нет и нимба святого, а всадник имеет щит с крестом Евфросинии Полоцкой на нем.

    К сожалению, никто до сих пор не провел исследование по сравнению этих двух изображений «Погони» на печатях Александра Невского, а потому даже не ясно, какое из двух изображений более раннее. Но оба варианта «Погони» на печати Невского схожи низким качеством своего исполнения.
    В этом плане «Погоня» Миндовга РАЗИТЕЛЬНО отличается мастерским исполнением, и в ней четко видна европейская геральдическая школа. Вот почему сопоставление этих двух гербов Невского и Миндовга показывает, что «Погоня», видимо, имела европейское развитие вне Беларуси - там, где существовали геральдические традиции…

    РУНЫ «ПОГОНИ»

    Что касается рун, которые при Ластовском в 1910 году никто не прочел, как не прочел и сегодня, то здесь больше вопросов, чем ответов. Черная Русь и Литва ВКЛ (ее «учредители»), будучи населенными мигрантами с Полабья и Поморья, исповедовали арианство. Это учение было христианским, но не латинским и не греческим, а потому имело свои Евангелия и тексты Библии на своем алфавите, а не греческом или латинском.

    Этот алфавит - рунический. Именно эти русинские рунические библейские книги и видел в 861 году Константин-Кирилл Философ (будущий создатель вместе с Мефодием якобы славянской азбуки) в Крыму: евангелие и псалтырь, написанные русскими руническими письменами.

    Не вызывает никакого сомнения, что еще до приезда Рюрика на земли Ладоги Кирилл видел Полабские библейские тексты - ариан. Обратите внимание на факт, игнорируемый всеми историками России: еще до создания Рюриком Руси - в Крыму Кирилл встречает, как он пишет, русина с руническими библейскими текстами для русинов. Руническая письменность существовала только в Скандинавии, а русская руническая - только в Полабье. То есть, уже это означает, что до того, как Рюрик тут Русь создавал, Русь уже была в Полабье (что, вообще-то, у нормального историка никакого отторжения не вызывает, но вот у историков-империалистов это кажется крамолой, им родину Руси подавай только на территории России).

    Однако массово рунические тексты славян найдены именно на территории Полабья. Причем они в свое время активно уничтожались католиками и затем у нас в Беларуси православной Церковью именно потому, что почти все эти тексты - это рунические библейские тексты. Кирилл, будучи Философом, при встрече с ними отнесся к ним по-философски и с интересом ученого. А вот Церковь, давно признавшая арианство ересью, уничтожала их повсюду. А поскольку никто этого рунического языка у католиков и православных не знал, то, надо думать, рунические тексты уничтожались церковниками скопом. И все это происходило во время насильственного вовлечения русинов и литвинов из ариан в католиков или православных. И точно так были уничтожены католиками почти все рунические тексты других скандинавских народов при их переходе от арианства к католицизму. Так были уничтожены и многочисленные летописи, писавшиеся руническим письмом.

    Огромнейший пласт истории полабской, поморской и прусской, и в том числе белорусской. Сегодня белорусские археологи находят массу рунических письмен, которыми Западная Беларусь была буквально наводнена в XIII веке - с приходом сюда огромнейшей колонии Полабья и Поморья, создавшей ВКЛ. В Гродно к началу XIII века относят артефакты с якобы княжескими символами Рюриковичей - это двузубец, одна сторона которого надломлена в бок.

    Однако это никак не соотносится с гербом якобы Рюрика, который стал сегодня государственным гербом Украины. Там трезубец, который, как пишут некоторые историки, был изменен из двузуба киевским князем Владимиром. Почему изменен? Зачем надо было менять графический символ Рюрика? Могу предположить, что сам изначальный символ Рюрика (измененный позже киевским князем для понятного содержания трезубца) - был на самом деле РУНОЙ, означавшей имя Рюрика. И всякие трезубцы или двузубцы тут совершенно нелепы, ибо это не символ, а буква. Что и ожидаемо для народа Полабской Руси, имевшего руническую письменность и руническую Библию.

    Таким образом, в Гродно на артефактах XIII века изображена правильная руническая княжеская буква Рюрика, так как Гродно - город мигрантов русинов Полабья, город Черной Руси, ариан, еще знающих руническую письменность (40 км до Поморья и Порусья-Пруссии, Родины Миндовга). В Киеве того же периода уже все утрачено, все под влиянием греков. Алексей Бычков в книге «Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?» (М., 2005) пишет: «Еще в XII веке новгородские славяне [то есть переселенцы с Полабской Руси - В.Р.] поддерживали связи с городом Волин в западнославянских землях [Волин - одна из столиц Полабской Руси - В.Р.]. Да и язык новгородских берестяных грамот указывает на их западно-славянские корни. Придя из земель ободритов, они принесли с собою и руническую письменность, общую для ободритов и датчан». Минский археолог Людмила Владимировна Дучиц на раскопках у села Масковичи (Витебско-Полоцкое порубежье) обнаружила более сотни костей с руническими знаками.

    По большей части это либо имя человека, либо часть алфавита, и лишь одна надпись читается как фраза: «князь то», написанная к тому же алфавитом, состоящим из латинских букв с добавлением руны. Рядом нарисован князь в шлеме со щитом и мечом. Ясно, что это именно славянский текст. Но какой? Русины Белой Руси использовали только кириллицу, так как это была письменность греческая, для греческой веры. А вот русины Черной Руси и литвины исповедовали арианство, в котором Библия и другие святые тексты были написаны русинскими рунами. Ясно, что все находки Л.В. Дучиц относятся к арианам - русинам или литвинам, которые греческой письменности не признавали. А наличие латинских букв может вообще говорить о том, что речь идет о колонии пруссов между Полоцком и Витебском. Все это, конечно, - только предположения, и точного ответа нет. Но что ясно точно - тут не может быть речи о православных греческого обряда. Это - культура Полабья и Поморья.

    http://secret-r.net/default.php

    Первые гербовые знаки на территории Беларуси известны с X века – это трезубец на печати Полоцкого князя Изяслава Владимировича. Затем, после начала формирования Литовского княжества, на востоке и западе Беларуси, а также смежной территории появляется вооружённый всадник на коне (печать Глеба Полоцкого, 1330 г., печать князя Александра Тверского в Пскове, 1331 г.).

    Еще раньше изображения Погони мы встречаем у балтийских славян – на печатях Богуслава I, князя лютичей и Николая, правителя бодричей.

    Образ всадника, один из любимых мотивов в геральдике и искусстве, изображался на монетах, документах и как декоративный элемент с древних времен. И это не случайно. Момент, когда человек приручил лошадь, был на самом деле одним из поворотных моментов в человеческой истории. Всадник имел очевидное преимущество в силе и скорости над пешим человеком. Этот факт запечатлелся в сознании человека и был отражен во многих памятниках культуры прошлого.

    – инициалы БССР. На верху герба имеется пятиконечная звезда.».

    В августе 1938 года был утверждён новый вариант герба БССР, в соответствии с рекомендациями Комиссии при Президиуме ВС СССР девиз стал изображаться лишь на двух языках, белорусском и русском, дубовая ветвь была заменена колосьями ржи, переплетёнными льном. Рисунок переработал В.В. Волков. Указом Президиума ВС БССР от 20 ноября 1938 года был уточнён перевод на белорусский язык девиза, он стал читаться как: «Пролетарыi усiх краiн, еднайцеся!»,

    Современный герб Беларуси с 1995 года.

    считающая себя приемником Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского, также взяла себе этот символ. Возникла редкая в истории ситуация, когда два соседних государства имели один и тот же символ, что для дипломатического протокола создаёт определённые проблемы. В 1992 году Литовская республика изменила изображение Погони на гербе, а также «покрасила» щит всадника, попону и упряжь в синий цвет.

    14 мая 1995 на национальном референдуме было поддержано предложение президента Беларуси A. Лукашенко о восстановлении государственных символов Беларуси, на основе символов Советской Социалистической Республики Белоруссия. Вероятно одной из причин этого решения была непопулярность Белорусского народного фронта (он активно использовал Погоню), известного своей довольно радикальной позицией. «Погоня» и бело-красно-белый флаг были больше связаны в сознании многих белорусов с непопулярными политическими процессами в республике начала 90-х, чем с 700 годами истории Погони на нашей земле.

    Реферат на тему:

    Погоня (герб)



    План:

      Введение
    • 1 Происхождение
    • 2 Родовой и земельный герб
    • 3 Новейшее время
    • Примечания
      Литература

    Введение

    Герб Великого княжества Литовского «Погоня». Изображение из гербовника «Stemmata Polonica» , середина XVI века

    Пого́ня (белор. Паго́ня , польск. Pogoń Погонь , лит. Vytís Витис ) - герб Великого Княжества Литовского с конца XIV века , а также династический герб династии Гедиминовичей. Государственный герб Литвы (1918-1940; с 1990) и Беларуси (1991-1995).

    Герб представляет собой червлёный щит с всадником на серебряном коне. В правой руке рыцарь держит поднятый меч, а в левой - лазоревый щит с золотым шестиконечным крестом . На некоторых изображениях с левой стороны у всадника ножны, из-под седла свисает трёхконечная попона.


    1. Происхождение

    «Погоня» в гербовнике «Codex Bergshammar» , первая половина XV века

    Герб появился в результате процесса геральдизации изображения вооружённого всадника с портретных печатей великих князей литовских Ягайло и Витовта . Само изображение вооружённого всадника является популярным символом и встречается гораздо раннее появления герба . Так, печатью с вооружённым всадником пользовался новгородский князь Александр Невский.

    Изначально гербовое изображение обозначало суверенитет великого князя и имело некоторые различия в элементах: у всадника мог отсутствовать щит, на щите могло быть изображение «колюмн», а мог быть изображён шестиконечный крест. Именно вариант с «колюмнами» встречается в гербовниках первой половины XV века «Armorial Lyncenich» и «Codex Bergshammar», где герб подписан «Hertogne van lettouwen onde van rusen» и «Hertogne lettouwen», что говорит о том, что в то время название «Погоня» ещё не было закреплено за этим гербом . Нет этого названия и у Длугоша, описавшего хоругви битвы под Грюнвальдом с изображением всадника .

    Согласно историку и геральдисту Алексею Шаланде, название «Погоня» закрепилось за данным гербом в конце XV - первой половине XVI веков в результате переосмысления изображения вооружённого всадника . В привилее Ягайло 1387 года описывается повинность, которая заключалась в обязанности конно преследовать врага не только рыцарями, но и всем населением, способным носить оружие. В латиноязычном документе сказано, что по-народному преследование врага называется «pogonia» . В этих условиях изображение вооружённого всадника стало символом защиты отчизны от врагов .

    Белорусско-литовские летописи первой половины XVI века удревняют «Погоню», приписывая её создание легендарному великому князю Наримунту Романовичу, якобы княжившему в середине XIII века: «Наримонт, яко старший будучи в Великом князстве Литовском пановал … Той Наримунт мел герб, або клейнот, рицерства своего таковый, и тым печатовался, Великому князству Литовскому заставил его, а то такий: в гербе муж збройный, на коню белом, в полю червоном, меч голый, як бы кого гонючы держал над головою, и есть оттоля названы „погоня“» .

    Согласно историку Вячеславу Носевичу, название «Погоня» относительно данного герба впервые зафиксировано лишь в гербовнике Бартоша Папроцкого, изданном в 1584 году . Он также ставит под сомнения гипотезу о происхождении названия герба от воинского обычая, указывая на хронологическую разницу между упоминаем повинности и закреплением названия герба в 200 лет .

    Название «Погоня» относительно данного герба упоминается также под 1562 годом, когда великий князь Сигизмунд Август приказал чеканить монеты-трояки с «гербом Погоней» на одной стороне .


    2. Родовой и земельный герб

    В качестве династического герба «Погоню» использовали роды, ведшие своё происхождение от Гедемина: Олельковичи, Бельские, Сангушки, Чарторийские и другие . Позже в гербах Гедеминовичей появились и другие элементы. Кроме того, для отличия в гербах разных родов «Погоня» была различной по форме. В конечном итоге сложилось пять видов этого герба:

    • в червлёном поле всадник в латах и шлеме на белом коне. В правой руке к него обнаженный меч, а в левой щит с шестиконечным крестом, на коне седло с тремя концами;
    • такой же всадник, но с копьем, которое он держит, как бы намереваясь бросить его на врага;
    • нагой всадник на коне без седла и узды держит на воздухе, над головою, обнаженный меч;
    • в золотом поле выходящая из облаков рука в латах с обнаженным мечом, фигура эта повторяется в нашлемнике (дворянский герб «Погоня»);
    • в червлёном поле рука с мечом, а в нашлемнике до половины выходящий воин, вооруженный также мечом.

    См. гербы Авдуловых (IX, 62); Балакиревых (IX, 28); Башмаковых (V, 106); Бекетовых (IV, 84); Болотниковых (IX, 14);Белкиных (V, 21); Вельяминовых-Зерновых (IV, 26); Волжинских (VII, 101); Вязмитиновых (X, 6); Головкиных (I, 16); Долгово-Сабуровых (VII, 44); Захарьевых (IX, 33); Зиловых (IX, 41); Зубовых (VI, 4); Кологривовых (IV, 23); Кормилицыных (VIII, 126); Котлубицких (V, 132); Кузминых-Кораваевых (IV, 57); Кульневых (VIII, 123); Купреяновых (X, 33); Маховых (X, 71); Мусиных-Пушкиных (I, 17); Мякининых (IV, 29); Обольяниновых (IV, 61); Ошаниных (IV, 41); Плещеевых (I, 44); Плюсковых (VII, 19); Потёмкиных (I, 26; II, 66); Пушкаревых (IX, 53); Ратковых (IV, 77); Ромодановских (IV, 5); Ростопчиных (IV, 12); Рышковых (IX, 121); Свиньиных (II, 56); Собакиных (III, 12); Стасовых (IV, 129); Стерлиговых (X, 47); Сухотиных (IV, 72); Сушковых (II, 73); Телепневых (V, 111); Тухачевских (VII, 10); Тютчевых (IX, 60); Хилковых (IV, 4); Череповых (IX, 69); Черторижских (IX, 82); Чуфаровских (IX, 46); Шафровых (IX, 11)

    Разные версии «Погони» стали гербами воеводств Великого княжества Литовского - Виленского, Минского, Берестейского, Полоцкого и других, кроме староства Жемайтского.

    С минимальными стилистическими изменениями «Погоня» была элементом герба Речи Посполитой до её ликвидации в 1795 году. После этого «Погоня» как часть некоторых губернских гербов попала в состав государственного герба России. Также «Погоней» были заменены гербы многих городов - Вильны, Полоцка, Витебска и некоторых других. Всего к 1900 году «Погоня» являлась основной либо составной частью 22-х гербов городов Российской Империи, трёх губерний и одной области: Виленской, Витебской и Гродненской (герб 1808 года) губерний и Белостокской области.


    3. Новейшее время

    В 1918 году «Погоня» стала гербом Литовской Республики и эмблемой провозглашённой Белорусской народной республики. В Белорусской ССР «Погоня» как государственный герб не использовалась. В 1920-1922 годах «Погоня» была элементом герба Срединной Литвы, воспроизводившего герб Речи Посполитой.

    В межвоенное время «Погоня» была в гербах Виленского, Подляского, Полеского воеводств II Речи Посполитой. Во время Великая Отечественная войны «Погоня» вместе с бело-красно-белым флагом использовалась белорусскими коллаборационистами.

    С 1988 «Погоня» стала символом национального движения в Белоруссии и Литве.

    Законом, принятым Верховным Советом Литовской Республики (впоследствии названный Восстановительным Сеймом) 11 марта 1990 «О названии государства и гербе», восстановлен довоенный герб «Витис».

    Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 10 декабря 1991 утвердило Погоню официальным гербом Республики Беларусь.

    14 мая 1995 года по инициативе Александра Лукашенко в Белоруссии был проведён референдум о придании русскому языку статуса государственного наравне с белорусским, об установлении новых государственных флага и герба и о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией. По всем вопросам было вынесено положительное решение: «за» проголосовало 83,3, 75,1 и 83,3 % соответственно. По результатам референдума «Погоня» была лишёна статуса государственного герба .

    После референдума 1995 года герб стал использоваться в качестве одного из символов белорусской оппозиции. В 2000-х годах герб «Погоня» был включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь .

    В Белоруссии «Погоня» присутствует в гербах Витебской (из герба Витебской губернии) и Гомельской областей, а также ряда городов - Могилёва, Речицы, Лепеля и других. Она есть на эмблемах различных организаций (например, Консервативно-Христианская Партия - БНФ, Общество белорусского языка им. Ф. Скорины, Объединение белорусов мира «Бацькаўшчына»).

    В Польше «Погоня» имеется в гербах Подляского воеводства и Бяльского повета.

    На Украине «Погоня» присутствует на гербе Житомирской области

    Вариант «Погони» является гербом российских городов Невеля, Велижа и Себежа, некогда входивших в состав Великого княжества Литовского, а также районов, центрами которых они являются.


    Примечания

    1. 1 2 3 Насевiч В . Сімвал Вялікага княства - vln.by/node/48 // Чырвоная Змена. - № 33 (13891) - 28.03.1995.
    2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Шаланда А. Пагоня // Вялікае Княства Літоўскае. - Т. 2. - Мн. , 2005. - c. 382.
    3. 1 2 Цітоў А. К. Сфрагістыка і геральдыка Беларусі - geraldika.by/content/view/168/120/. - Мн. , 1999. - 176 с.
    4. Пагоня, ваеная павіннасць // Вялікае Княства Літоўскае. - Т. 2. - Мн. , 2005. - c. 381-382.
    5. Винклер П. П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900 год.. - СПб. : Типография И. М. Комелова, 1899. - 312 с.
    6. Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь - Верховный Совет Республики Беларусь - pravo.levonevsky.org/bazaby/org66/master/text1424.htm
    7. ЦИК РБ::Республиканский референдум 14 мая 1995 года - www.rec.gov.by/refer/ref1995resdoc.html
    8. Минкультуры отказалось придать бело-красно-белому флагу статус историко-культурной ценности - www.afn.by/news/i/100483 // AFN.by. 19.06.2008. .
    9. Пастанова Савета Міністраў Рэспублікі Беларусь 14 мая 2007 г. № 578 Аб статусе гісторыка-культурных каштоўнасцей - www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=c20700578. .

    Литература

    • Басов А. Н., Курков И. М. Флаги Беларуси вчера и сегодня. - Мн. , 1994.
    • Насевiч В . Сімвал Вялікага княства - vln.by/node/48 // Чырвоная Змена. - № 33 (13891) - 28.03.1995. (белор.)
    • Цітоў А. К. Сфрагістыка і геральдыка Беларусі - geraldika.by/content/view/168/120/. - Мн. : РІВШ БДУ, 1999. - 176 с. (белор.)
    • Шаланда А. Пагоня // Вялікае Княства Літоўскае. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - Мн. : Беларуская Энцыклапедыя імя П.Броўкі, 2005. - 788 с.: іл. - c. 382. ISBN 985-11-0378-0. (белор.)

    Данный реферат составлен на основе

    Первые гербовые знаки на территории Княжества Литовского известны с X века – это трезубец на печати Полоцкого князя Изяслава Владимировича . Затем, после начала формирования Литовского княжества, как в Западной Беларуси так и на её востоке появляется вооружённый всадник на коне (печать Глеба Полоцкого , 1330–1338 гг.). Первое же изображение Погони мы встречаем напечати Александра Невского , имевшего родственные отношения с Полоцким князем Брячиславом и союзнические с Миндовгом.

    Образ всадника, один из любимых мотивов в геральдике и искусстве, изображался на монетах, документах и как декоративный элемент с древних времен. И это не случайно. Момент, когда человек приручил лошадь, был на самом деле одним из поворотных моментов в человеческой истории. Всадник имел очевидное преимущество в силе и скорости над пешим человеком. Этот факт запечатлелся в сознании человека и был отражен во многих памятниках культуры прошлого.

    Древний символ "Погоня" сформировался на раннем этапе истории славяно-балтийского государства. Он встречается в письменных источниках с XIII века.

    Здесь мы должны дать разъяснение о понятии "Литва", появлении Леттовии (в дальнейшем Литвании , затем Великого княжества Литовского) и народах, его населяющих.

    К началу XIII столетия положение народов Полабской Руси (славян и западных балтов) стало угрожающим: немцы объединились вместе с поляками, собираясь захватить эти земли себе, а народы или уничтожить, или ассимилировать. Единственным выходом являлась миграция на Восток, где проживали дружественный народ литва и небольшая группа прежних переселенцев (вместе с Миндовгом). В 1230 году прусский король, вассал Полабской Руси Рингольд собрал в земле лютичей (вильцев) на территории нынешней северной Германии в районе Старогорода (ныне Ольденбург) и Русена (Рюгена) – огромное войско колонистов, которое ушло на Восток, в верховье реки Неман, со всем имуществом и детьми. Северо-западная Беларусь тогда была населена в основном балтами – литвой, ятвягами, нальшанами , а также русами – дреговичами, полочанами. Армия Рингольда быстро освоила эти земли , на которые в 1230-1260 гг. прибыло более полумиллиона мигрантов. Как пишет Ластовский, попытка Полоцкой Руси противостоять приходу русов и балтов с берегов Балтики провалилась, так как Полабье было на голову сильнее Полоцка. Первоначально в состав Леттовии не входили ни Полоцкая Русь (Белая), ни земли нынешней Литвы (Жмудь и Аукштайтия).

    С 1230 года по 1260 Леттовия является вассаломПорусья-Пруссии . Рингольд и Миндовг то и дело перемещаются с территории нынешней Северо-западной Беларуси в Пруссию и обратно, живут то в Новогородке (ныне Новогрудок), то в Тувангсте (ныне Калининград). Именно в этот период тут и создается Великая Леттовия. С 1260 года немецко-польские войска окончательно захватывают Пруссию, и с этого времени Миндовг живёт только в Новогородско-Городецкой земле.

    В 1242 году после смерти Рингольда власть в стране мигрантов взял его названный (?) сын Миндовг. Из столицы в Новогородке он быстро захватил Городню (Гродно), Витебск, Друцк, всё Полоцкое княжество, Смоленск. Земли Деволтвы и Жмуди (территория современной Литовской Республики) вошли в состав Литвы при следущих князьях. Себя Миндовг называет "королём Литвинов" (rex Litwinorum), а государство –Леттовия или Литвания. Затем при Витовте окончательно становится Литванией (Lithwanie, Litwanie, Lithuanie, Litvanye на печатях Витовта и других великих князей). Слово "Литва" используется по отношению к народу, а жители себя называют "Литвины" (ср. Мордва – Мордовия – Мордвин).

    Языки пруссов (порусов), полабов (бодричей) и лютичей (вильцев) , на которых говорили в войске Миндовга, были понятны местному населению, обряды и традиции также были близкими. Всем угрожали агрессивные крестоносцы и татары. А это заставляло объединятся порой не по-любви, а по-необходимости.

    Имя народа лютичей возможно, также усилило название нового государства – Литвания. Именно поморскийкнязь Богуслав I в конце XII века имел печать , которая почти идентична печати ВКЛ «Погоня», и титуловался «Princeps Liuticorum» (князь Лютичей или Лиутов).

    Согласно летописным источникам (напр. Хроника Литовская и Жемайтская) герб "Погоня" принят как государственный символ в 1278 году в период станавления Вяликого Княжества Литовского. По Густынской летописи, это был «рыцерь збройный на коне з мечем, еже ныне наричут погоня», т.е. «рыцарь на коне вооружённый мечём, которого ныне называют Погоня». Подобным образом (былый всадник на белом коне с огненно-красным щитом) в народных традициях выглядел Ярило-Егорий, который прогонял всякую нечисть: «Святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья-света, щит огненный. Бьёт он – обивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц».