Войти
Логопедический портал
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Исследовательская работа по истории "династия романовых" Начало правления романовых презентация
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Военно-морская мощь китая. Авианесущие корабли ВМС Китая – состояние и перспективы развития Основные предметы курсантов вмс китая

    Военно-морская мощь китая. Авианесущие корабли ВМС Китая – состояние и перспективы развития Основные предметы курсантов вмс китая

    В последние годы на фоне ударных темпов роста экономики в КНР происходит модернизация вооруженных сил. За прошедшие десять лет военный бюджет КНР в долларовом выражении удвоился и составил по данным Стокгольмского института исследования проблем мира в 2014 году — 216 млрд. долларов. Для сравнения: расходы США на оборону составляли — 610 млрд. долларов, а России – 84,5 млрд. долларов.

    Вместе со стратегическими ядерными силами, сухопутными войсками и авиацией активно развивается и военно-морской флот. Начиная с 90-х годов, военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая активно пополнялся за счёт закупки боевых кораблей в России. Но в последние несколько лет эта практика ушла в прошлое. В КНР ежегодно передаются флоту несколько крупных боевых кораблей собственной постройки, в том числе дизельные и атомные подводные лодки, фрегаты и эсминцы с управляемым ракетным оружием.

    С учётом иностранного опыта, разработаны и серийно строятся на китайских предприятиях: ракетные катера, фрегаты, эсминцы и большие десантные корабли. При этом в Китае считают, что в деле укрепления обороноспособности страны «все средства хороши». При проектировании боевых кораблей китайцы не брезгуют идеями и техническими решениями, добытыми с помощью «технического шпионажа». Современные эсминцы, корветы и большие десантные корабли, построенные в последнее время в КНР, представляют собой причудливую смесь советских и западных технологий с национальным китайским колоритом.

    В настоящее время Китай уходит от имевшей в прошлом место практики закупки боевых кораблей за рубежом, предпочитая тратить финансовые ресурсы и создавать рабочие места внутри страны, обеспечивая заказами собственные судостроительные верфи. В последние годы в России китайцы покупают не боевые корабли целиком, а лишь некоторые узлы, оборудование и вооружение. В основном это современные противокорабельные и противовоздушные системы. В тоже время в КНР активно ведётся создание собственных аналогов. В отличие от прошлых лет, теперь это не «китаизированные» копии, а зачастую оригинальные разработки, созданные многочисленными китайскими НИИ.

    На тихоокеанском направлении конкуренцию ВМФ НОАК из флотов региональных держав могут составить только боевые корабли Морских сил самообороны Японии . Но трудно себе представить, что руководство Японии решится на обострение отношений с КНР без поддержки и одобрения США. Таким образом, основным потенциальным противником по-прежнему является 7-й оперативный флот ВМС США . Штаб командующего 7-м американским флотом расположен в военно-морской базе Йокосука (Япония).

    В составе 7-го флота на постоянной основе присутствует, как минимум, один атомный авианосец типа «Нимиц» и десять крейсеров и эсминцев УРО типа «Тикондерога» и . В авианосную ударную группу так же обычно входят несколько многоцелевых атомных подводных лодок. Американские ракетные крейсера, эсминцы и АПЛ, помимо другого оружия, несут так же крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk с дальностью пуска в модификации Tomahawk Block IV до 1600 км. На борту авианосца типа «Нимитц» имеется 48 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет».

    За прошедшие 20 лет китайские ВМС превратились из флота прибрежного плавания, основной задачей которого была оборона побережья, в полноценный океанский флот. Текущей целью ВМФ НОАК является построение ближнего оборонительного периметра, который Китай выстраивает вдоль своего морского побережья. В КНР его называют «первая островная цепь». Он включает в себя Южно-Китайское, Восточно-Китайское и Желтое моря.

    Дальний периметр обороны простирается в открытый океан, на расстояние до 1500 морских миль от берега. Главная цель присутствия китайского военного флота в этой зоне – противодействие иностранным боевым кораблям-носителям крылатых ракет, а также авианосцам, на которых базируется ударная палубная авиация.

    Главным образом, перед китайским флотом стоит задача защиты побережья КНР, вдоль которого в благоприятных климатических условиях проживает большая часть населения и расположено около 70% промышленных предприятий. Это хорошо видно по тому, как на территории КНР прикрыты средствами ПВО административно-промышленные и оборонные объекты.

    Схема расположения РЛС и ЗРК на территории КНР (синие ромбы – РЛС, цветные фигуры – ЗРК)

    Кроме того с недавнего времени морская компонента китайских СЯС — ПЛАРБ типа 094, которые несут 12 баллистических ракет JL-2 с дальностью действия 8 000 км, стали вести боевое патрулирование в районах контролируемых китайскими надводными силами и авиацией.

    Китайские военно-морские силы состоят из 3 оперативных флотов: Северного, Восточного и Южного. По состоянию на начало 2015 года в составе ВМФ НОАК имелось - 972 корабля, в том числе: один авианосец, 25 эскадренных миноносцев, 48 фрегатов и 9 атомных и 59 дизельных подводных лодок, 228 десантных кораблей, 322 патрульных корабля береговой охраны, 52 минных тральщика и 219 вспомогательных судов .

    Как уже говорилось, в XXI веке китайский военный флот из прибрежного стал океанским. В 2002 году эскадра ВМФ НОАК совершила первое в истории китайского военного флота кругосветное плавание по Тихому, Индийскому и Атлантическому океану. В 2012 году ВМФ НОАК получил первый авианосец, что ознаменовало новый этап развития. Всё это демонстрирует усиление роли флота в деле обеспечения безопасности страны. К тому же китайский флот всё больше становиться инструментом политического влияния и весомым аргументом в многочисленных территориальных спорах с соседями.

    Надводный флот. Эсминцы, фрегаты и корветы

    В 70-90-е годы в КНР велось строительство эсминцев пр. 051 типа «Люйда», которые представляли собой переработанный в КНР советский пр. 41. В отличие от СССР, где по этому, не слишком удачному проекту был построен всего один корабль, верфи КНР сдали китайскому флоту 17 эсминцев. Последний из кораблей, достроенный по проекту 051G, поступил в состав Южного флота в 1993 году. Если верить справочникам, то большая часть китайских эсминцев этого проекта до сих пор формально находится в составе флота.

    ЭМ пр. 051

    Основным ударным оружием ЭМ пр. 051 являлся противокорабельный комплекс HY-2 (C-201) с дальностью пуска в модернизированном варианте до 100 км. Ракета HY-2 создана на базе советской ПКР П-15 и в данный момент считается устаревшей в виду необходимости заправки жидким топливом и агрессивным окислителем, дозвуковой скорости полета и низкой помехозащищённости.

    Пуск ПКР HY-2

    По всей видимости, ПКР этого типа будут отправлены в отставку вместе с носителями, не модернизированными ЭМ пр. 051 в течение ближайших нескольких лет.

    Пуск ПКР YJ-83

    К началу 2000-х часть кораблей этого проекта были модернизированы по проекту 051G. Ранее установленные 2х3 ПУ ПКР HY-2 были заменены на более современные — 4х4 ПУ ПКР YJ-83(C-803) с дальностью пуска 160 км. Это достаточно современная ракета с активной радиолокационной ГСН и турбореактивным двигателем разгоняется на заключительном этапе полёта до сверхзвуковой скорости.

    В 1994 и 1996 годах в состав китайского флота вошли два эсминца пр. 052 (типа «Люйху»). По сравнению с ЭМ пр. 051 они были крупнее, лучше вооружены и имели большие дальность плавания и мореходность. Корабли предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по надводным кораблям противника, противолодочной обороны, а также для огневой поддержки десанта и обстрела береговых целей. Для самообороны на них есть ЗРК ближней зоны HQ-7, созданный на базе французской противовоздушной системы Crotale. Основным средством борьбы с надводными целями является противокорабельный комплекс YJ-83 с шестнадцатью ПКР.

    ЭМ пр.052

    Проектирование этих эсминцев велось в начале-середине 80-х, во времена улучшения отношений между КНР и западными странами. При создании эсминцев китайцы рассчитывали на американскую, британскую и французскую техническую помощь. Однако после событий на площади Тяньаньмэнь и последовавшего за этим западного эмбарго на поставку вооружения и технологий двойного назначения рассчитывать пришлось на свои силы. Это существенно увеличило сроки постройки кораблей и ограничило серию.

    Первыми надводными боевыми кораблями в составе китайского флота, способными наносить по настоящему эффективные удары по АУГ на значительном удалении от своего берега, стали поставленные из России эсминцы пр. 956Э, вооруженные сверхзвуковыми ПКР П-270 «Москит». Первый корабль «Ханьчжоу» передан КНР в конце 1999 года, а второй «Фучжоу» в конце 2000 года. В 2005-2006 годах боевой состав ВМФ НОАК пополнили ещё два эсминца «Тайчжоу» и «Нинбо», построенные по усовершенствованному проекту пр. 956ЭМ. В общей сложности эти четыре эсминца, способные действовать в океанской зоне, несут 32 ПКР с дальностью пуска до 120 км и максимальной скоростью около 2,8М.

    Китайские эсминцы пр. 956Э и 956ЭМ

    С поставленными из России эсминцами пр. 956Э связан инцидент, произошедший 1 апреля 2001 года в 100 км от китайского острова Хайнань. Американский самолёт радиоэлектронной разведки ЕР-3Е «Эйриз II», осуществлявший наблюдение за этими кораблями, при попытке его вытеснения из района учений столкнулся в воздухе с китайским истребителем-перехватчиком J-8II . В результате столкновения китайский самолёт упал в море, а его пилот погиб. Американский «электронный шпион» под угрозой применения оружия был посажен на аэродроме Линшуй на китайском острове Хайнань.

    Впоследствии американская сторона принесла извинения за инцидент и выплатила денежную компенсацию вдове погибшего китайского пилота. Китайцы смогли детально ознакомиться с американской разведывательной и шифровальной аппаратурой, установленной на ЕР-3Е «Эйриз II». Лишь в июле 2001 года ЕР-3Е фактически в виде металлолома был возвращен в США на борту российского транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Полет».

    В советском и российском флоте эсминцы пр. 956 имели сомнительную славу кораблей с очень капризной, предъявляющей высокие требования по грамотности эксплуатации и техническому обслуживанию, главной энергетической установкой. Однако опыт применения этих эсминцев в ВМФ НОАК демонстрирует то, что при надлежащей исполнительской дисциплине, регулярном обслуживании и ремонте – это вполне надёжные и дееспособные боевые корабли.

    Дальнейшим развитием китайских эсминцев флота проект 051В (типа «Люхай»). Китайские кораблестроители при сохранении функционального назначения корабля, за счёт увеличения геометрических размеров корпуса попытались существенно увеличить дальность плавания и автономность.

    Эсминец «Шеньчжень» проекта 051В

    Опыт оказался не слишком удачным, был построен всего один корабль – «Шеньчжень», переданный ВМФ НОАК в 1999 году. Тем не менее, этот эсминец активно участвовал в ряде длительных походов. В 2000 году он посетил ряд портов в Африке, а в 2001 году посетил порты Великобритании, Германии, Италии и Франции. Его главным ударным оружием, так же как и на ЭМ пр. 051G, являются 16 ПКР YJ-83 в 4х4 ПУ.

    В 2007 году в состав китайских ВМС ступили два эсминца пр. 051С: «Шеньян» и «Шицзячжуан». При сохранении архитектурно-конструктивных черт проекта 051В главный упор при создании этих кораблей был сделан на усиление их противовоздушных систем. Основным назначением эсминцев пр. 051С является обеспечение ПВО оперативных соединений надводных кораблей.

    Эсминец пр. 051С

    Особенностью эсминцев пр. 051С является наличие пусковых установок ЗРС С-300Ф («Риф-М») российского производства. Всего на борту имеется шесть ПУ с 48 готовыми к пуску ЗУР с дальностью до 90 км и высотностью до 30 км.

    Проект 052 послужил базой для ряда более совершенных в плане оборудования, вооружения и мореходных качеств кораблей. Эсминцы проектов 052В и 052С стали гораздо крупнее своего «предка». Основным отличием пр. 052В и пр. 052С стало функциональное назначение кораблей, имеющих много общего в плане корпуса и энергетической базы.

    Эсминцы пр. 052В (типа «Гуанчжоу») несут 16 ПКР YJ-83, ПВО корабля обеспечивается двумя ПУ ЗРК «Штиль» с дальностью поражения воздушных целей до 50 км. Головной корабль «Гуанчжоу» и, последовавший за ним «Ухань», вступили в строй в 2004 году.

    ЭМ пр. 052С

    Эсминцы пр. 052С – это корабли, созданные для обеспечения групповой ПВО эскадры надводных кораблей. По этому проекту построено два эсминца, вступившие в строй в 2004-2005 годах. Они вооружены ЗРС китайского производства HQ-9, которая создана на базе российской C-300Ф. Количество ПУ ПКР YJ-62 (C-602) на борту сократилось до восьми. Впрочем, YJ-62 по сравнению с ПКР YJ-83 имеет значительно большую зону поражения (400 против 160), но YJ-62 имеет дозвуковую скорость полёта, что существенно увеличивает её уязвимость от средств ПВО.

    Пуск ПКР YJ-62

    Ракета поступила на вооружение ВМФ НОАК в 2004 году. При её создании использовались технические решения советской КР Х-55, образцы ракеты и техническая документация были получены от Украины.

    Вершиной эволюции китайских эсминцев на сегодняшний день является «иджисоподобный» пр. 052D, он имеет новую многофункциональную РЛС с активной фазированной антенной решеткой, а также современную интегрированную систему управления вооружением.

    ЭМ пр. 052D

    Благодаря увеличению длины и ширины, на борту размещены 64 модуля ПУ вертикального пуска (две УВП по 32 ячейки) с ЗУР HQ-9А, ПКР с увеличенной дальностью стрельбы и КР для поражения целей на суше. Таким образом, в составе китайского флота в ближайшее время появятся универсальные корабли, способные выполнять широкий спектр задач, включая нанесение ударов крылатыми ракетами по береговым объектам.

    Фрегаты являются самым многочисленным классом крупных боевых кораблей в составе ВМФ НОАК. Наряду с эсминцами они способны решать задачи противолодочной обороны, борьбы с надводными кораблями, уничтожать воздушные цели в ближней зоне ПВО корабельных групп и обеспечивать защиту экономической зоны КНР. На долю фрегатов китайского флота приходится около18% от общего количества ПКР, размещённых на боевых кораблях ВМС КНР.

    В период с 1986 по 1993 годы на базе советского СКР пр. 50 строились фрегаты пр. 053 (типа «Цзянху»). Главным их назначением была борьба с надводными кораблями в прибрежной зоне КНР. Для этого на фрегатах имелось две спаренные ПУ ПКР HY-2.

    Между собой фрегаты различных серий пр. 053 отличались составом бортового оборудования, средствами связи и навигации, а так же различными вариантами артиллерийского вооружения. Часть фрегатов в первой половине 2000-х была перевооружена ПКР YJ-83 4х2 ПУ.

    Фрегат пр. 053

    Фрегаты первых модификаций пр. 53 в настоящее время считаются устаревшими, их справедливо критикуют за неэффективные ПКР, отсутствие ЗРК и площадки для вертолета. Частично эти недостатки устранены в модернизированном фрегате УРО пр. 053Н2 («Цзянху-3»). Конструктивно-архитектурный вид корабля был видоизменен и внешне он стал напоминать фрегаты следующего поколения. По этому проекту было построено семь фрегатов.

    Фрегат пр. 053H2G

    В 1990-1994 годах была построена серия из четырёх фрегатов пр. 053H2G. В состав вооружения кораблей этого типа входит 3х2 ПУ ПКР YJ-82 (C-802) и ЗРК ближней зоны HQ-61, в кормовой части предусмотрена площадка для противолодочного вертолёта.

    Фрегат пр. 053H3

    С 1995 по 2005 годы было построено 10 фрегатов пр. 053H3 (типа «Цзянвей-2»). Эти корабли вооружены ближним ЗРК HQ-7 с 8 ЗУР и 2 ПУ по 4 ПКР YJ-83.

    С 2002 года на верфях Китайской государственной кораблестроительной корпорации ведётся строительство фрегатов УРО пр. 054. Этот проект разработан для замены устаревших фрегатов пр. 053H. В кораблях пр. 054 внедрён ряд технических решений, характерный для современных кораблей этого класса, на них были использованы технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности, установлены вертикальные ПУ ЗУР.

    Пуск ЗУР HQ-16 с борта китайского фрегата 054A

    По состоянию на середину 2013 года в состав китайского флота судостроительными предприятиями, расположенными в городах Шанхай и Гуанчжоу, передано 2 фрегата пр. 054 и 15 фрегатов пр. 054A. На фрегатах, построенных по улучшенному проекту 054A, устаревшие ЗРК HQ-7 заменены на ЗРК HQ-16 (32 ЗУР, 2х16 ВПУ), который является аналогом российского комплекса «Штиль-1». На фрегате имеется вертолётная площадка и ангар. Главным противокорабельным оружием являются 8 ПКР YJ-83 в двух четырёх зарядных ПУ.

    В феврале 2013 года в строй вступил первый корвет пр. 056. Проект этого корабля был разработан на базе экспортного корвета типа Pattani для ВМС Таиланда. Потребность в патрульном корабле прибрежного плавания с мощным ударным вооружением и хорошими условиями обитаемости для экипажа, с водоизмещением в пределах 1300-1500 тонн назрела ещё в 80-е годы.

    Корвет пр. 056

    Корпус корвета выполнен с использованием элементов, обеспечивающих снижение радиолокационной заметности. Корабли пр. 056 являются первыми боевыми кораблями модульной конструкции, разработанными в КНР. Это позволяет в случае необходимости достаточно легко менять состав оборудования и вооружения, без внесения изменений в основную конструкцию корвета. Подбор модулей позволяет создавать различные варианты на основе одного корпуса. Разработаны и предлагаются потенциальным покупателям следующие версии корвета: патрульная, противолодочная, ударная, с усиленными системами ПВО, штабная и многоцелевая.

    В типовой состав вооружения многоцелевой версии, помимо торпедного и артиллерийского вооружения, входит новый китайский ЗРК ближней зоны HHQ-10 с дальностью пуска 9000 м и 2х2 ПУ ПКР YJ-83. На ближайшее десятилетие в КНР для защиты побережья и охраны экономической зоны запланирована постройка более 50 «стелс-корветов» пр. 056 в различной конфигурации.

    Подводный флот

    Подводные силы ВМФ НОАК являются одними из крупнейших в мире (по количеству ДЭПЛ первые) и занимают третье место после США и России. В настоящее время в боевом составе ВМС КНР насчитывается около 70 субмарин . Китайские подводные лодки несут около 15 % имеющихся в ВМФ НОАК ПКР, приблизительно 80% торпед и 31% минного вооружения.

    Вначале 60-х, несмотря на начавшееся ухудшение отношений в КНР, была передана документация ДЭПЛ пр. 633. Строительство этих подлодок по пр. 033 велось в КНР до 1983 года. Всего было построено 84 лодки этого типа, часть из них поставлена на экспорт. В настоящее время лодки пр. 633 являются устаревшими. В ходе строительства и эксплуатации ДЭПЛ пр. 033 неоднократно модернизировались. На них устанавливались батареи повышенной емкости, французские гидроакустические комплексы и современное радиоэлектронное оборудование. Но состав основного оборудования и вооружения особых изменений не претерпел. Почти все субмарины этого типа выведены из боевого состава ВМФ НОАК, некоторое количество их может использоваться в учебных целях.

    ДЭПЛ пр. 035

    На базе ДЭПЛ пр. 033 в КНР строились лодки пр. 035 (типа «Мин»). От предыдущего проекта «Мин» отличается другой конструкцией корпуса и энергоустановки. Всего с 1975 по 2000 годы было построено 25 ДЭПЛ пр. 035. В настоящее время количество лодок этого проекта в составе китайского флота оценивается в 20 единиц. Модернизированные лодки обозначались как пр. 035G и 035В. На них установлены французские пассивные ГАС и усовершенствованная система управления огнём. Против современных боевых кораблей лодки пр. 035 ограниченно дееспособны в прибрежных районах, они также могут привлекаться в скрытных минных постановок. Часть лодок используется в качестве учебных и опытовых для испытания новых образцов вооружения.

    Последним достижением китайских инженеров в области создания дизель-электрических подводных лодок стали ДЭПЛ пр. 039 (типа «Сун»). Эта лодка создавалась с учётом собственного и частично советского опыта, также использовались элементы архитектуры французской субмарины типа Agosta.

    ДЭПЛ пр. 039

    Особое внимание при создании этого китайского проекта было уделено снижению уровня акустической сигнатуры и повышению ударных характеристик. Корпус китайской ДЭПЛ покрыт специальным противоакустическим плиточным покрытием, как на российских лодках пр. 877.

    Создание и доводка лодки шли тяжело. Из-за серьёзных ошибок в расчётах и новизны многих технических решений, шумность и некоторые другие характеристики первой лодки не соответствовали запланированным. Большие нарекания вызывали работа аппаратуры БИУС и ГАС.

    Первая лодка пр. 039, спущенная в мае 1994 года, проходила испытания, доработку и устранение недостатков в течение 5 лет. Руководство КНР приняло решение не строить лодки этого типа, пока головная субмарина не достигнет удовлетворительного уровня боевых и эксплуатационных характеристик. Только после доработки проекта, получившего обозначение пр. 039G, была заложена серия из 15 лодок, последняя из которых вступила в строй в 2007 году.

    В целом ДЭПЛ пр. 039G соответствуют уровню французских и немецких лодок середины 80-х годов. Кроме торпед разного типа из стандартных 533 мм торпедных аппаратов возможен подводный запуск ПКР YJ-82 с дальностью 120 км. Эта китайская ПКР по своим характеристикам близка к американской UGM-84 Harpoon ранних модификаций.

    Начало серийного строительства и принятие на вооружение в КНР лодок типа «Сун» заставило американских адмиралов пересмотреть свои взгляды на возможности судостроительной отрасли КНР по созданию современных субмарин и на степень «китайской подводной угрозы».

    Происшествие, случившиеся 26 октября 2006 года, подтвердило, что опасения американцев по поводу усиления возможностей подводного флота КНР вполне обоснованы. Тогда китайской подводной лодке пр. 039G, оставшись незамеченной, удалось приблизиться на дистанцию торпедного залпа к американскому авианосцу «Китти Хок», который находился в этот момент в международных водах Южно-Китайского моря. После этого лодка демонстративно всплыла неподалёку от американской эскадры. Китайская субмарина не была обнаружена противолодочными силами АУГ вплоть до момента ее всплытия.

    Моральное и физическое устаревание лодок пр. 033 и 035, а так же неопределённость с новой лодкой собственной разработки вынудили китайское руководство начать закупку ДЭПЛ в России. Первые две лодки пр. 877 ЭКМ поступили в 1995 году. За ними в 1996 и 1999 годах поступили ещё две лодки пр. 636. Отличием ДЭПЛ пр. 636 от пр. 877 ЭКМ является применение новых технологий снижения шумности и современного бортового оборудования.

    Погрузка торпеды 53-65КЭ на ДЭПЛ пр.877ЭКМ ВМФ НОАК

    В начале 2000-х было объявлено о заказе в России ещё восьми лодок пр. 636М, которые были «заточены» под ПКР 3M54Э1 Club-S , запускаемые в подводном положении с глубины 30-40 м. ПКР Club-S с дальностью действия до 300 км представляют собой экспортный вариант российского ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Ракета оснащена активной помехозащищённой радиолокационной ГСН, которая осуществляет захват цели на дальности около 60 км.

    Большую часть своего пути к цели она проходит на высоте 15-20 м на крейсерской дозвуковой скорости. На дальности около 20 км от цели ракета начинает разгон до скорости около 3М, при этом она выполняет зигзагообразный противозенитный манёвр. В случае атаки крупных надводных целей возможен залповый запуск нескольких ПКР, которые будут атаковать цель с разных направлений.

    В 2004 году в КНР начались испытания подводной лодки пр. 041 (типа «Юань»). «Китайские товарищи» попытались воплотить в этом проекте лучшие качества российского проекта 636М с учетом собственных возможностей. Изначально лодку планировалось оснастить вспомогательной воздухонезависимой энергетической установкой. В состав боекомплекта «Юань» входят ПКР YJ-82 или CX-1, запускаемые через торпедные аппараты.

    ДЭПЛ пр. 041

    Судя по всему, превзойти российские лодки пр. 636М китайской субмарине пр. 041 не удалось. Во всяком случае, пока ничего о массовом строительстве этих лодок для ВМФ НОАК не слышно. В тоже время пр. 041 активно предлагается на экспорт.

    В 1967 году в КНР была заложена первая китайская торпедная АПЛ пр. 091 (типа «Хань»), формально в строй она вошла в 1974 году. Но устранение многочисленных дефектов, в том числе и в ядерной энергоустановке заняло ещё 6 лет, и к несению боевой службы лодка приступила только в 1980 году.

    АПЛ пр. 091

    Всего до 1991 года китайский флот получил пять АПЛ этого типа. Несмотря на модернизацию ряда агрегатов, бортового оборудования и вооружения лодки этого типа к началу XXI века безнадёжно устарели. Введение в состав вооружения наиболее свежих атомоходов ПКР YJ-8Q не сильно усилило их возможности по борьбе с надводными кораблями противника. Поскольку запуск ракет возможен только в надводном положении, а по уровню шумности АПЛ пр. 091 в 2,5-2,8 раза уступают зарубежным лодкам аналогичного класса. Несколько АПЛ типа «Хань» всё ещё находятся в составе ВМС, но время их ушло и эти первые лодки с ядерными реакторами, ставшие «учебной партой» для нескольких поколений китайских подводников, вскоре уйдут в прошлое.

    В начале 2007 года в строй вступила головная многоцелевая АПЛ пр. 093 (типа «Шань»). Она была разработана для замены устаревших АПЛ пр. 091. По своим основным характеристикам эта китайская лодка примерно соответствует советским многоцелевым атомоходам пр. 671РТМ. По состоянию на начало 2014 года в составе ВМС КНР было две АПЛ пр. 093, поступление ещё двух построенных по усовершенствованному проекту ожидается в ближайшее время.

    АПЛ пр. 093

    АПЛ пр. 093 имеют возможность запускать через торпедные аппараты противокорабельные крылатые ракеты YJ-82, находясь в подводном положении. Также имеется информация, что на этих АПЛ используются новые YJ-85 (С-705) с дальностью пуска до 140 км. На ПКР YJ-85, в зависимости от модификации, применяются активные радиолокационные или инфракрасные ГСН. Коррекция курса на маршевом участке полёта происходит по сигналам спутниковой системы позиционирования.

    Согласно десятилетней программе, ожидается, что в ближайшие 10 лет будет построено ещё 6 лодок типа «Шань». Кроме того, в КНР ведётся проектирование АПЛ нового поколения, которые по своим характеристикам должны вплотную приблизиться к российским и американским атомным субмаринам.

    Традиции флота Поднебесной уходят корнями в глубокую старину, им уже много веков и даже тысячелетий. Но в современном мире былые успехи мало кого интересуют, разве что историков. Сегодня в клуб стран, имеющих самые мощные военно-морские силы, входит Китай. ВМФ этой страны находится, по разным оценкам, на третьем (в некоторых аспектах - на втором) месте в мире. По общему тоннажу он уступает только американскому флоту, но по боевым возможностям отстает от российского. Уверенное первенство он держит по численности личного состава. Это характерно для всех называющихся Народно-освободительной армией Китая.

    Китайский флот в первой половине XX века

    Потерпев поражение от Японии в 1895 году, страна погрузилась в долгий междоусобный хаос. Страна испытывала период технической и социальной отсталости, она переживала волнения, восстания, и потому роль ведущей морской державы в регионе играть не могла. Бюджет был скудным, в техническом отношении оснащались слабо. В 1909 году была предпринята попытка модернизации: вместо четырех флотов (Северного, Кантонского, Шанхайского и Фучжоуского) их стало три - Северный, Центральный и Южный. В составе каждого из них оказался один линкор и несколько (до семи) крейсеров, которые скорее соответствовали стандартам Реформировалась, хотя и медленно, система управления и инфраструктура. Затем правительство продекларировало намерение усилить ВМФ и спустить на воду десятки современных кораблей, но затея провалилась, опять же, по бюджетным причинам. Удалось построить только по три крейсера и эсминца. После этого флот пополнялся лишь один раз, когда в его состав вошли реквизированные в ходе Первой мировой войны австро-венгерские и германские корабли, случайно посетившие Китай. ВМФ этой страны практически не модернизировался с того времени до окончания Второй мировой.

    Становление флота КНР

    В том, чтобы у Китая был мощный и современный флот, не была в послевоенном мире заинтересована ни одна страна, кроме Советского Союза, считавшего новообразованную КНР своим региональным союзником в Азии. Первыми его единицами стали доставшиеся от ВМС республики Гоминьдана устаревшие корабли, в том числе потопленная японцами, поднятая и отремонтированная канонерская лодка «Хэ Вей». ВМФ Китай строил заново, и без внешней помощи ему было не обойтись. И советские товарищи ее оказали. Тысячи военных советников, высококвалифицированных и имеющих боевой опыт, сделали все, чтобы вырастить грамотные кадры. Уже осенью 1949 года было основано Далянское училище офицеров флота. Помимо этого была развернута программа боевого судостроения, сначала на основе проектов, разработанных в СССР. После передачи китайской стороне Порт-Артура в распоряжении НОАК оказалось огромное количество военной техники, в том числе и кораблей. К исходу Корейской войны американцы вынуждены были признать, что в регионе появился новый лидер - Китай. ВМФ этой коммунистической страны пока по боевой мощи сильно уступал флоту США, базирующемуся на Гавайях, но в прибрежной зоне представлял определенную опасность.

    Схема организации

    Структура флота, принятая еще в 1909 году, советскими специалистами была признана оптимальной. Он был условно разделен на три части: Северную, Южную и Восточную с главными портами базирования в Циндао, Чжаньтяне и Нинбо соответственно. В указанных городах размещены управленческие структуры и штабы. Помимо этого командование флота стало отдельным (по признаку родов войск), хотя и подчинялось общему руководству НОАК. Оно было структурировано по надводному, подводному, прибрежному и авиационному направлениям. Корабли ВМФ Китая в основном были советской постройки, поэтому знание русского языка для морского офицера стало обязательным. Подражание советским военным порядкам находило выражение и во внешнем виде.

    Форма и погоны

    Советские военные мундиры послевоенной поры, особенно морские, отличались некоторым щегольством, которое можно даже назвать старорежимным. Золотые погоны, черные кителя и погоны с просветами вызывали ностальгию по дореволюционным временам и будили гордость за славных предков. Офицерские знаки различия ВМФ Китая унаследовали этот позднесталинский шик. На погонах, как и на советских, есть просветы, у старших офицеров их два, а у младших один. Расположение звездочек и их величина соответствует принятым в ВМФ СССР званиям от младшего лейтенанта до адмирала. Некоторая национальная специфика сохранена для младших чинов. Воинские звания ВМФ Китая отличаются от советских и российских по причине особенностей транскрипции, но общая структура субординации сохранена.

    Матросы

    Форма флотского рядового состава ВМФ КНР практически полностью повторяет российскую. Та же тельняшка, только с более широкой верхней полоской. Бескозырки тоже очень похожи, несмотря на иероглифические надписи. Неизвестно, каким образом застегиваются брюки: у русских матросов с петровских времен пуговицы традиционно пришиты по бокам, там, где на обычных штанах карманы. Скорее всего, китайским морякам такие тонкости неведомы, как и значение трех полосок на воротнике-гюйсе. А они - в честь трех побед Флота Российского (Гангут, Чесма, Синоп).

    Китайские военные моряки очень опрятны, форма сидит на них хорошо, обувь начищена, медь пряжек надраена. Все как у наших. Знаки различия несколько отличаются формой шевронов.

    Деятельность министра товарища Линь Бэна

    Китайским военным морякам в основном удалось избежать разрушительных процессов, в ходе «Культурной революции» захлестнувших весь Китай. ВМФ участвовал в подавлении Уханьского бунта 1967 года, но на этом его роль в маоистских преступлениях ограничилась. «Большой скачок» не удался, и сразу же после его неудачного финала стараниями министра обороны Линь Бэна началась модернизация технической базы. Примерно пятая часть всего военного бюджета расходовалась на флот. В течение седьмого десятилетия XX века число субмарин выросло до сотни (в 1969 году их было всего 35), вдесятеро увеличилось количество ракетоносцев (их стало двести). Началась разработка стратегических ядерных подлодок.

    Это был важный шаг в развитии китайской военно-морской мощи, но шло оно пока по экстенсивному пути.

    Восьмидесятые

    Командующий ВМФ Китая Лю Хуацин, занимавший свой пост с 1980 года, был близким другом товарища Он сумел убедить фактического главу государства в том, что общее направление военно-морской стратегии следует несколько изменить в пользу качества модернизации ВМФ Китая. Состав многочисленных боевых кораблей внешне выглядел очень внушительно, но в техническом отношении они вряд ли могли соперничать с американскими или советскими современными эсминцами и ракетными крейсерами. Образовательный уровень морских командиров следовало повысить. Направленность доктрины нужно было своевременно повернуть от пассивно-прибрежной деятельности в пользу операций на открытых океанских просторах. Для этого необходимы ракеты, запускаемые с кораблей, такие, какие есть у флотов СССР и США. В 1982 году был осуществлен первый запуск МБР с борта китайского ракетоносца. В 1984-1985 годах корабли флота КНР посетили с дружескими визитами три соседние страны. Успехи скромные, но прогресс был налицо.

    В последнее десятилетие третьего тысячелетия в мире произошли процессы, изменившие общую расстановку сил. Если во времена Мао Китай проявлял экспансивные устремления в отношении СССР, то после его распада накал притязаний практически сошел на нет. Среди многих причин снижения напряженности на восточных границах России главной является небывалый экономический рост в КНР, ставшей «всемирной мастерской». Перенасыщение химическими предприятиями, грозящими стать техногенными бомбами для густонаселенных городов, постоянно растущий объем производства и другие факторы привели к изменению страны.

    Об обороне китайское руководство продолжало заботиться, но упор делался уже на высокотехнологичные средства, способные защитить страну, ее экономику и население от внешних угроз. К тому же оставалось насущной проблема Тайваня и других спорных территорий.

    Недостроенный «Варяг» - невостребованный более никем, был недорого приобретен для нужд китайского флота. Сегодня он стал первым и пока единственным авианосцем ВМФ КНР.

    Современный состав флота

    В настоящий момент ВМФ Китая представлены следующими единицами:

    Авианосцы - 1 («Ляонин», бывший «Варяг», самый крупный китайский корабль - его водоизмещение составляет примерно 60 тыс. тонн).

    Подводные ракетоносцы - 1 («Ся», проект 092), в достройке или завершены еще несколько (не менее четырех) проектов «Цзинь» (094) и «Тэнг» (096).

    Многоцелевые атомные лодки - 6 шт. (проектов «Кинь», «Хань» и «Шань»).

    Дизельные ПЛ - 68 шт.

    Противолодочные корабли - 116 шт.

    Ракетные эсминцы -26 шт.

    Ракетные фрегаты - 49 шт.

    Ракетные катера - 85 шт.

    Торпедные катера - 9 шт.

    Артиллерийские катера - 117 шт.

    Танкодесантные корабли - 68 шт.

    Катера на воздушной подушке - 10 шт.

    Радиоуправляемые рейдовые тральщики - 4 шт.

    Большие десантные корабли на воздушной подушке «Бизон» - 2 шт. (предположительно их может быть и 4).

    Плюс более тысячи летательных аппаратов разных типов, составляющих военно-морскую авиацию.

    Общее водоизмещение кораблей КНР превышает 896 тыс. тонн. Для сравнения:

    927 тыс. тонн.

    Американские ВМС - 3, 378 млн. тонн.

    Личный состав

    Правительства США и Японии главным образом выражают озабоченность ростом могущества ВМФ Китая. Фото кораблей, выстроившихся в кильватерную колонну, с пугающими комментариями время от времени печатаются в журналах и публикуются новостными сайтами. Но не эти образцы, в своем большинстве устаревшие и уступающие американским, служат главным жупелом. Большое впечатление производит цифра, обозначающая количество китайских моряков и военнослужащих, находящихся на береговых базах. По разным данным, она примерно равна 350 тысячам человек.

    Среди них:

    Морских пехотинцев - 56,5 тыс.

    В составе Прибрежных Сил - 38 тыс.

    В Морской Авиации еще 34 тыс. военнослужащих.

    Это, конечно, много. Американских моряков куда меньше - их всего 332 тысячи.

    Русский и китаец - братья навек?

    Современный мир устроен так, что государства, отстаивая свои интересы, вынуждены объединяться и «дружить против» кого-то, кто тоже, как правило, не одинок. Общность позиций по поводу многих мировых проблем способствует военно-политическому сотрудничеству РФ и КНР. Совместные учения ВМФ России и Китая в последний год проходили в двух отдаленных друг от друга морях - в Средиземном и Японском. Эта демонстрация готовности к взаимопомощи и согласованным действиям отнюдь не означает, что в случае военного конфликта одна страна непременно поддержит другую путем прямого вмешательства. Если Китай захочет вернуть себе остров Тайвань или отторгнуть часть территории Вьетнама (а это тоже стратегический союзник России в Юго-Восточно-Азиатском регионе), то вряд ли дождется не только помощи, но и сочувствия от «Северного соседа». Другое дело - совместные операции на море против пиратов и террористов. Впрочем, КНР - страна миролюбивая, как и Россия.

    В гости? Добро пожаловать!

    После средиземноморских военно-морских маневров моряки КНР посетили с дружественным визитом российскую землю. Корабли ВМФ Китая в Новороссийске отсалютовали двадцать одним орудийным залпом, береговые батареи Цемесской бухты ответили тем же.

    Моряки обоих флотов приняли участие в праздничных мероприятиях, посвященных 70-летней годовщине победы над германским фашизмом.

    Местом встречи заместителей командующих ВМФ России (А. Федотенкова) и Китая (Ду Цзинчэня) стал 34-й причал городской набережной. Церемония, несмотря на официальность, отличалась сердечностью. По всей видимости, маневры «Морское взаимодействие - 2015» прошли успешно. Наверное, это не последние совместные учения ВМФ России и Китая.

    ВМС Китайской Народной Республики начали свое активное развитие после окончания гражданской войны. Первые боевые корабли были закуплены у Советского Союза. Так, в 1953 году было подписано Соглашение о технической помощи, согласно которому СССР должны были поставить в Китай 137 кораблей: 42 готовых судна и 95 в недостроенном состоянии. В начале 21 века флот впервые совершил кругосветное плаванье, которое прошло через 3 океана: Тихий, Индийский и Атлантический. В 2015 году были проведены серьезные учения, в которых использовался небезызвестный тяжелый авианосец «Ляонин». Эти маневры пришлись не по нраву США, что чуть не вызвало серьезный военный конфликт.

    Структура и дислокация ВМС Китая

    Структурно выделяют 3 основные базы:

    1. Северный флот – самая молодая база их трех имеющихся, зона ответственности распространяется на Желтое море.
    2. Восточный флот – самая первая ВМ база из ныне существующих, зона ответственности распространяется на Восточно-Китайское море.
    3. Южный флот – эта база была создана для сдерживания армии Гоминьдана – части китайского народа, вынужденной сбежать в Тайвань после поражения в Гражданской войне.

    Корабли и вооружение распределены по всем 3 флотам, и только морская пехота и десантные судна базируются на Южном флоте.

    Авианосцы

    Авианесущий крейсер «Ляонин» (предыдущее название «Варяг») был куплен у Украины в 2012 году за 25 млн долларов в качестве плавающего центра развлечений. Однако по прибытии в Китай было решено достроить корабль и включить его в строй ВМФ. Судно имеет следующее вооружение:

    • Истребители J-15 (прототип Су-33);
    • Вертолеты Z-18J, Z-18F, Z-9C;
    • Противовоздушные ракеты FL-3000N.

    В апреле 2017 был спущен на воду ударный авианосец, строящийся в Китае. Ожидается, что он будет принят в эксплуатацию к 2020 году.

    Подлодки

    Подводные корабли представлены следующими типами:

    • АПЛ типа 091 «Хань», построенные в период 1967-1991гг. Из 5 построенных кораблей, на данный момент осталось 3, которые также планируются к списанию.
    • Стратегические атомные подводные лодки типов 092 «Ся» (1981 год выпуска) и 094 «Цзинь» (выпускаются с 2007 года) – 5 кораблей, по неподтвержденным данным содержат в себе твердотопливные баллистические ракеты Цзюйлан-2 и торпеды размером 533мм.
    • Многоцелевые атомные подлодки тип 093 «Шань» – 4 судна в строю и 3 в процессе строительства. Несут в себе самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, противокорабельные крылатые ракеты YJ-8-II, а также ракеты, предназначенные для наземных целей.
    • Дизель-электрические субмарины тип 039 (некоторые обозреватели ошибочно называют их новым типом 041) «Юань» – из запланированных к постройке 15 кораблям на данный момент в строю находится 12 судов. На борту находятся противокорабельные ракеты «Орел»YJ-83, а также 533-мм торпедные аппараты.
    • Советские дизель-электрические подлодки типов 636 «Варшавянка», 877 «Палтус» и 633 «Ромео» – в строю 28 кораблей, на вооружении предположительно: крылатые и противокорабельные ракеты, минно-торпедное вооружение.

    Эсминцы

    Эсминцы в настоящее время представлены тремя типами:

    • 051 – 9 кораблей, из них 6 были построены в середине 20 века и готовятся к списанию. На вооружении находятся противокорабельные ракеты «Орел», имеется посадочная площадка для вертолетов.
    • 052 – 16 кораблей, на борту находятся противокорабельные и противовоздушные ракеты, вертолет Z-9.
    • «Сарыч» – 4 советских судна, на борту противокорабельные ракеты КТ-190, противолодочные ракеты RBU-1000, вертолет Z-9.

    Линкоры

    В 50-х годах прошлого века Китай планировал построить суперлинкор, водоизмещение которого должно было составлять 144 тысяч тонн. Однако ввиду развития ракетного вооружения, такое судно было слишком уязвимым, поэтому строительство так и не было начато.

    Фрегаты

    Фрегаты для ВМС Китая играют значительную роль, поэтому их количество на данный момент превышает численность всех остальных кораблей, а именно 68 судов типов 053 и 054. Они включают в себя противокорабельные ракеты «Орел», ракеты вертикального пуска H/AKJ-16, торпеды и вертолет Z-9.

    Катера

    Ракетные катера в количестве более 100 судов кроме основных функций выполняют эскортные задачи, имеют противокорабельные ракетные установки и пушки. Впервые тип 022 был введен в строй в 2004 году, он вызвал шок со стороны американских экспертов. Недорогой в производстве, он обладает невероятной маневренностью и имеет неплохое вооружение.

    С 12 по 19 сентября в Южно-Китайском море проходят совместные учения отрядов кораблей военно-морского флота (ВМФ) России и военно-морских сил (ВМС) Народно-освободительной армии Китая (НОАК, вооруженные силы КНР).


    ТАСС подготовил информацию об ВМС НОАК, организационной структуре и вооружении этого вида вооруженных сил.

    Как проходило становление флота

    До завершающего периода гражданской войны в Китае (1927-1950 гг., с формальным перерывом в 1936-1945 гг.) НОАК не имела флота: война между Коммунистической партией Китая (КПК) и партией Гоминьдан шла за контроль над континентальной частью страны.

    Датой основания ВМС НОАК считается 23 апреля 1949 г., в этот день на сторону КПК перешли несколько кораблей ВМС Китайской Республики (правительства партии Гоминьдан).

    Как отдельный вид вооруженных сил ВМС были учреждены в сентябре 1950 г., когда было создано отдельное командование при Генеральном штабе НОАК.
    Отсутствие мощного флота в 1950 г. не позволило НОАК взять под свой контроль о. Тайвань, куда эвакуировались гоминьдановское правительство. КНР ограничилась взятием о. Хайнань, куда армейские части десантировались на джонках.

    В ноябре 1949 г. в Даляне была создана Военно-морская академия (с преподавателями из СССР).

    По оценкам историков, в 1954 г. в Китае было около 2,5 тыс. советских военных специалистов, оказывавших КНР содействие в строительстве современного флота.

    Первым боевым применением ВМС КНР было участие нескольких кораблей в подавлении беспорядков в Ухани во время "культурной революции" в 1967 г. Впоследствии китайский флот одерживал победы в столкновениях с вьетнамским кораблями в районе спорных островов в Южно-Китайском море (в 1974 г. у Парасельских и в 1988 г. у островов Спратли).

    К 1970-м гг. КНР уже располагала современным флотом. В 1974 г. Китай ввел в строй свою первую атомную подводную лодку (АПЛ, проект 091 "Хань"), в 1982 г. впервые успешно запустил баллистическую ракету с подводной лодки.

    В 2002 г. эскадра ВМС КНР совершила первое в истории военного флота Китая кругосветное плавание.

    В настоящее время военная стратегия КНР выделяет море как одну из четырех ключевых сфер, в которых Китаю необходимо повышать потенциал своих вооруженных сил (наряду с космосом, киберпространством и ядерной сферой).

    В 2012 г. был провозглашен курс на становление Китая в качестве сильной морской державы. В "Белой книге" правительства КНР 2015 г. подчеркивается отказ от традиционных представлений о приоритетной важности сухопутных пространств, обозначается переход от защиты исключительно прибрежных территорий к комплексному обеспечению безопасности как в прибрежных районах, так и в открытом море.

    Из чего состоит флот

    Командующий ВМС НОАК - адмирал У Шэнли, член Центрального военного совета (высший государственный орган, осуществляющий руководство вооруженными силами Китая).

    Организационно ВМС НОАК делятся на три флота:

    Северный (СФ, зона действия - Желтое море и Бохайский залив),

    Восточный (ВФ, Восточно-Китайское море, включая Тайваньский пролив),

    Южный (ЮФ, Южно-Китайское море).

    Штабы флотов располагаются, соответственно, в городах Циндао, Нинбо и Чжаньцзян. В начале 2016 г. три флота были включены в состав одноименных командований, которые были созданы в ходе военной реформы вместо прежних округов.

    В состав ВМС НОАК входят:

    подводные силы,

    надводные силы,

    военно-морская авиация,

    силы береговой обороны,

    морская пехота.

    Численность личного состава - около 235 тыс. человек.
    В целом, ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных и сторожевых катеров, десантных кораблей (но уступают ВМС США по общему тоннажу и вместимости десантных кораблей).

    По количеству атомных подлодок и эсминцев китайский флот является третьим в мире (по ПЛАРБ и АПЛ - после ВМС США и ВМФ РФ, по эсминцам - после ВМС США и Японии).

    Подводный флот

    КНР активно наращивает свой подводный флот, который по численности приближается к американскому (75 подлодок; в ВМФ России - 70).

    По оценке составителей справочника The Military Balance ("Военный баланс", издается Международным институтом стратегических исследований, IISS), на вооружении ВМС НОАК стоит лишь 61 подводная лодка, однако министерство обороны США считает, что в настоящее время Китай располагают по меньшей мере 70 субмаринами, в том числе 16 атомными.

    Морской компонентой сил ядерного сдерживания КНР являются четыре атомных подводных ракетоносца проекта 094 "Цзинь" (введены в строй в 2006-2015 гг.), каждый с 12 баллистическими ракетами JL-2 и с противокорабельными ракетами.

    Достраиваются две атомные субмарины проекта 094В, каждая из которых будет нести по 16 ракет JL-2.

    На смену устаревшим атомным подводным лодкам проекта 091 "Хань" (3 единицы в составе СФ) построены новые - проекта 093 "Шан" (предположительно, 6 единиц). Ведется строительство новых атомных субмарин проекта 095.

    Наиболее современными из китайских дизельных подводных лодок являются 15 субмарин проекта 041А "Юань".

    Начато строительство еще более современных подводных кораблей проекта 043.

    Также на вооружении стоят 12 дизель-электрических подлодок российской постройки - проектов 877, 636 и 636ЭМ ("Варшавянка"). Кроме того, на вооружении стоят 13 субмарин проекта 039 "Сун" китайского производства.

    Более старыми, но еще боеспособными являются подлодки проекта 035 "Мин", их количество оценивается в 15 единиц.

    Авианосцы

    Единственный на данный момент китайский авианосец "Ляонин" (в составе флота с 2012 г.) - это бывший советский авианесущий крейсер "Варяг" проекта 11436, приобретенный в 1998 г. на Украине в недостроенном состоянии.

    На корабле может быть размещено до 24 истребителей "Шэньян" J-15 (скопированы с купленного на Украине Су-27К) и до 17 вертолетов (российские Ка-31 радиолокационного дозора, противолодочные Ка-28 и китайские транспортные Z-8).

    В настоящее время в КНР идет строительство нового авианосца. Заявлено, что по своим тактико-техническим характеристикам он будет превосходить "Ляонин".

    Эсминцы

    ВМС НОАК эксплуатируют 21 эскадренный миноносец:

    четыре корабля российских проектов 956Э (2 единицы) и 956ЭМ (2 единицы), поставленные в КНР в конце 1990-х - начале 2000-х гг.;

    три корабля проектов 051С и 051B, построенных в тот же период;

    десять кораблей проектов 052, 052В, 052С;

    в 2014 г. в состав китайского флота принят первый эсминец проекта 052D "Куньмин" (4 единицы приняты на вооружение, строятся еще 8 единиц).

    Фрегаты

    Наиболее многочисленным классом надводных кораблей ВМС НОАК (56 единиц) являются фрегаты.

    Самые старые - 6 кораблей проекта 051 типа "Люйда" (модификации советских проектов 1950-х гг., строились с начала 1970-х по начало 1990-х гг.).
    26 кораблей проекта 053Н разных модификаций (созданы на основе советского сторожевого корабля проекта 50 "Горностай"). Эти фрегаты (кроме наиболее современной модификации 053Н3) постепенно выводятся из состава ВМС, часть из них продается другим странам или передается береговой охране.

    С середины 2000-х гг. на замену фрегатам проекта 053Н были построены два фрегата проекта 054 и 22 фрегата проекта 054А, запланирован ввод в строй еще трех фрегатов последнего типа. Установки вертикального пуска зенитных управляемых ракет на фрегатах проекта 054А созданы на основе российского ЗРК "Штиль".

    Корветы, катера и тральщики

    В 2012 г. в КНР было начато строительство корветов проекта 056. В настоящее время уже введено в строй 23 корабля этого типа, из которых четыре - противолодочные 056А. Планируется, что общее количество таких кораблей составит не менее 50 единиц.

    ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству боевых катеров (более 200). Имеется порядка 100 ракетных катеров (проекты 022, 037-II, 037-IG) и примерно столько же сторожевых катеров (проекты 037-I, 037, 062-I).

    Минно-тральные силы представлены единственным минным заградителем проекта 918 "Волэй" и 48 единицами тральщиков проектов 081, 082 и 082А.

    Десантные корабли

    Десантные силы ВМС НОАК включают:

    четыре универсальных десантных корабля-вертолетоносца проекта 071 типа "Циньчэньшань";

    30 больших десантных кораблей проекта 072 четырех модификаций;

    13 средних десантных кораблей проекта 073;

    около 60 малых десантных кораблей (проекты 074А, 074, 079-II);

    четыре десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр", построенных на Украине.

    Морская авиация

    Организационно состоит из шести авиадивизий, по две в каждом из флотов.

    По данным The Military Balance, на вооружении морской авиации ВМС стоят 346 самолетов (вторая в мире по этому показателю после американской). Среди них - 30 бомбардировщиков "Сиань" Н-6G (собственная модификация советского Ту-16) и 120 истребителей "Сиань" JH-7 и JH-7А.

    Истребители представлены 24 бортами Су-30МК2 российского производства и копиями Су-27СК - 72 бортами "Шэньян" J-11В и J-11BS.

    На вооружении также состоит не менее 20 палубных истребителей "Шэньян" J-15. Кроме того, морская авиация располагает 22 многоцелевыми истребителями "Чэнду" J-10 и 24 единицами "Шэньян" J-8. Производство J-11 и J-10 продолжается, их количество будет увеличиваться.

    Противолодочная авиация представлена тремя самолетами-амфибиями собственного производства SH-5 и 44 вертолетами (19 российских Ка-28, 25 китайских "Харбин" Z-9C, созданных на основе французского AS365).

    Имеются три самолета-заправщика H-6DU (проект на базе бомбардировщика Н-6).

    На вооружении ВМС НОАК состоит 32 многоцелевых самолета Y-8. Из них 8 бортов используются в варианте самолетов радиоэлектронной разведки, 4 борта - как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Y-8J, остальные - в качестве транспортных.
    Также имеется 10 транспортных самолетов Y-7 и более 100 учебных самолетов.

    В состав морской авиации НОАК также входят:

    44 многоцелевых вертолета (19 российских Ка-28 и 25 китайских "Харбин" Z-9C);
    9 вертолетов ДРЛО Ка-31;

    43 транспортных вертолета (8 российских Ми-8, 20 китайских Z-8, созданных на базе французского SA-321; 15 собственно SA-321).

    Морская пехота

    Включает две бригады в составе ЮФ. Кроме подготовки к проведению морских десантных операций, китайские морские пехотинцы несут гарнизонную службу на спорных с Вьетнамом Парасельских островах в Южно-Китайском море.

    На вооружении бригад морской пехоты состоят 73 легких танка ZTD-05 и 152 БМП ZBD-05.

    Самоходная артиллерия насчитывает более 20 САУ "Тип-07" калибра 120 мм и более 20 устаревших САУ "Тип-89". Также на вооружении морской пехоты
    НОАК состоят реактивные системы залпового огня "Тип-63", противотанковые ракетные комплексы HJ-73 и HJ-8, переносные зенитные ракетные комплексы
    HN-5 и минометы калибра 82 мм.

    Китай может в ближайшем будущем построить первый авианосец, однако в этом случае корабль будет использоваться исключительно для защиты побережья страны, заявил в интервью британскому изданию The Financial Times высокопоставленный представитель министерства обороны КНР.
    Генерал-майор Цянь Лихуа, возглавляющий отдел международных отношений, отказался прямо отвечать на вопрос о том, принято ли решение о строительстве, однако четко дал понять, что Пекин считает это своим правом. "Флот любой великой державы... мечтает иметь один авианосец или более, - отметил он. - Вопрос не в том, будет ли у вас авианосец, а в том, что вы будете с ним делать".
    В последнее время ходят активные слухи о том, что Народно-освободительная армия намерена обзавестись авианосцем. Ранее Пентагон констатировал, что Китай активно осваивает необходимые для этого технологии, и уже к концу десятилетия может заложить первый подобный корабль. По данным авторитетного издания Jane"s Defence Weekly, Китай в настоящее время готовит 50 пилотов для службы на авианосце.
    "Устремления ВМС великих держав, на вооружении у которых находятся более 10 авианосных ударных групп, преследующих стратегические военные цели, отличаются от намерений стран, у которых есть только один или два авианосца, предназначенные для береговой защиты", - добавил Цянь Лихуа. Он не стал прямо упоминать США, но стоит отметить, что только у этой страны есть 11 авианосцев. У прочих государств не более трех единиц подобной техники.
    "Даже если у нас когда-нибудь и появится авианосец, то, в отличие от других стран, мы не станем использовать его в целях глобального развертывания и глобального радиуса действия", - заверил генерал. Вряд ли, однако, эти слова успокоят тех, кто опасается усиления военно-морского флота Китая, отмечает FT.
    В случае конфликта с Тайванем, чью независимость китайские власти не признают, авианосец способен значительно усилить позиции КНР. Пекин неоднократно угрожал острову военными действиями в случае, если тот попытается формально закрепить свой суверенитет. Тайваньский сепаратизм, по словам генерала Цянь Лихуа, в настоящий момент является "крупнейшей угрозой" Китаю.
    В прошлом году американский адмирал Тимоти Китинг постарался успокоить общественность, заявив, что строительство Китаем авианосца не должно привести к ненужной напряженности. США, по его словам, даже готовы будут оказать Китаю необходимую помощь.
    ...
    Китай на данный момент владеет недостроенным тяжелым авианесущим крейсером "Варяг" (до 1990 года - "Рига"), выкупленным у Украины. Корабль, получивший новое имя "Ши Лан", находится на инспекции и ремонте в сухом доке военно-морской базы в городе Далянь .
    Планы Народно-освободительной армии Китая в отношении авианосца остаются неопределенными. Аналитики обсуждают ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок. По заявлениям некоторых китайских чиновников, авианосец может быть введен в боевой состав ВМС Китая уже в 2010 году.
    http://www.newsru.ru/world/17nov2008/avianos.html

    P.S. Про 50 пилотов и планы уже была информация - но про сухой док я не видел?!