Войти
Логопедический портал
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Почему нужно изучать русский язык?
  • Правила написания синквейна
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Кто такие бродники в древней руси. Значение слова бродники

    Кто такие бродники в древней руси.  Значение слова бродники

    Колонизация славянами Северного Приазовья совпала по времени с оседанием на земли обитавших там болгар, хазар и аланов. Славяне селились обычно на берегах рек, бродов и переправ. Аборигены также, оседая, селились рядом с ними, используя их опыт строительства жилья. Именно поэтому жилища приазовского типа салтово-маяцкой культуры были двухкамерными, то есть такими, как и на родине славян. Одновременно они перенимали и опыт ведения земледелия. В то же время дружинники, обзаводясь семьями, роднились с аборигенами и воспринимали их бытовую культуру. Поэтому в Приазовье и прослеживаются многочисленные памятники именно местного варианта салтово-маяцкой культуры, и очень редки находки чисто славянского происхождения, как, например, бронзового медальона-змеевика, найденного археологами на юго-восточной окраине села Гранитное Тельмановского района.

    Зато, как свидетельствуют археологи, памятники хазарского периода на территории прибрежной части Северного Приазовья довольно многочисленны. Только в Новоазовском районе они обнаружены в окрестностях населенных пунктов Гусельщиково, Коминтерново, Обрыв, Приморское, Седово, в Першотравневом – Мелекино, Юрьевка, Ялты, в Володарском – Кальчика и Украинки и в Тельмановском – Коньково и Новоселовки. Найдены они и в пределах нынешнего Мариуполя, а именно в Самариной Балке, Талаковке, Старом Крыму и на территориях комбинатов имени Ильича и «Азовсталь».

    В первый период славянской колонизации население Северного Приазовья представляло собой конгломерат племен. Однако под влиянием славян, стоявших в экономическом и общественном развитии на порядок выше аборигенов, остальные племена в течение 9-11 веков настолько ославянились, что превратились в этническую общность, получившую название бродников, которых стали даже называть русскими, как это сделал, например, византийский писатель Никита Акоминат, написавший в своем «Слове»: «… и те бродники, презирающие смерть, ветвь русских».

    Здесь необходимо четко обозначить, что представляет собой термин «бродники». Известный русский филолог и славист И. Срезневский в труде «Материалы для словаря древне-русского языка», изданном в 1893 году, свидетельствует, что слово «бродник» происходит от имени существительного «брод», а не от глагола «бродить». Следовательно, бродниками называли тех, кто жил у бродов и переправ и контролировал их.

    Территория, на которой жили бродники, была обширной и тянулась от низовья Дона вдоль всего северного побережья Азовского моря, и была известна не только в княжествах Киевской Руси, но и в Западной Европе. Об этом говорят венгерские документы, использованные П. Голубовским в работе «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар». В этих документах, в частности, шла речь о направлении в начале 12 века католических миссионеров в «страну Броднию», которая находилась «в непосредственной близости от Азовского моря».

    Сами же бродники представляли собой социальную общность, исповедавшую христианство, сохранившую с древнеславянских времен вечевые порядки. С военной точки зрения бродники представляли собой внушительную военную силу. Это подтверждают и Ипатевская и Воскресенская летописи. В них есть сообщение о том, что в 1147 году бродники помогли черноголовскому князю Святославу Олеговичу в борьбе за велико-княжеский престол с киевским князем Изяславом Мстиславовичем.

    Военная сила нужна была бродникам и для защиты своих пределов от набегов кочевников, вероятность которых была реальной. Хотя, судя по длительности существования самой вольницы, отношения с половцами чаще всего являлись добрососедскими, а иногда и союзническими. Ведь в тех же летописях говорится, что на помощь Святославу бродники пришли в союзе с половцами.

    Военная сила нужна была бродникам и для морских походов за добычей. Так, В. Мавродин в работе «Русское мореходство, на южных…» подчеркивает, между прочим, что «последними походами перед тем, как татары отрезали Русь от устьев ее рек и морских побережий были походы именно русской вольницы. Заметим здесь, что В. Мавродин был не последним из историков, безоговорочно утверждавших, что бродники являются военно-промысловой и торговой вольницей. И эта вольница вполне могла соперничать с генуэзскими купцами в торговле зерном, рыбой, рыбным клеем, мехами и другими продуктами своих промыслов. Ведь не зря же они помещали тогда на своих картах «Русские порты» в устье Кальмиуса.

    Наличие этих портов, а также выгодное военно-стратегическое и экономическое положение древнего города определяли его значение, как одного из ведущих опорных пунктов вольницы. И, вероятнее всего, он являлся резиденцией предводителей бродников. В частности, имя одного из них – воеводы Плоскини – донесли до нашего времени Лаврентьевская и Новгородская летописи. Они повествуют о том, что в битве на Калке в 1223 году бродники выступили на стороне монголо-татар, а Плоскиня, как бы усугубляя вину всей вольницы, нарушил крестное целование князю Мстиславу Киевскому, клятвенно обещавшему от имени Джебе и Субудея, что монголо-татары дадут ему возможность живыми возвратиться в Киев. Фактически же князь и его дружина, как только покинули укрепленный лагерь, были преданы смерти.

    В пользу того, что Плоскиня мог жить в Адомахе, говорит то, что от устья Кальмиуса до места злосчастной битвы было, как говорится, рукой подать. Во-вторых, сам факт выступления против своих единоверцев – славян и нарушение крестного целования станет понятным, если исходить из возникшей тогда перед воеводой Плоскиней дилеммы: или принять ультиматум Джебе и Субедея и сдаться на милость победителей, стать данникоми и принять участие в сражении на их стороне, или биться без малейшей надежды на победу, зная заранее, что город и вся Бродня будут преданы огню и мечу, а жители — мучительной смерти.

    Такую дилемму Плоскиня, даже будучи воеводой, решить сам не мог. Это могло сделать только своеобразное вече вольницы. И оно выбрало первое. О том, что бродники стали данниками монголо-татар, свидетельствует письмо венгерского короля Белы lV папе Иннокентию, написанное в 1254 году, в котором он сообщает, что татары «заставили платить дань Русь, Куманию, Бродников, Булгарию», то есть Киевскую Русь, половцев, бродников и волжских булгар. В связи с этим можно с достаточным уровнем уверенности предположить, что город бродников в устье Кальмиуса мог существовать после 1223 года многие и многие десятилетия. Ведь монголо-татары сохраняли поселения бродников, обслуживавших переправы и плативших установленную дань. В частности, о том, что в северном Приазовье, ставшем частицей Дикого Поля, встречались русские селения, писали и Плано Карпини в «Истории монголов» после завершения дипломатической миссии в Монголию в 1245-1247 годах, и Вилем Рубрук в «Путешествии в Восточные страны», которые он совершил с такой же дипломатической миссией в Центральную Монголию в 1253-1255 годах.

    Однако, к сожалению, из того, что они написали, ничто не говорит о судьбе, постигшей «страну Броднию и город бродников Адомаху». То ли они медленно угасли в результате не прекращавшихся стычек с кочевавшими улусами татар, то ли перестали существовать в 1380 году, когда с востока по Северному Приазовью прошла орда потомка Чингисхана Тохтамыша, чтобы в битве скрестить мечи с ратью хана Мамая, собиравшего там после поражения на Куликовском поле силы для нового похода на Москву. А может быть и Адомаху, и все поселения бродников смели с лица земли в семидесятые годы 15 века полчища османских турок, как это они сделали с татарским поселением Качибей, веницианской Таной и татарским Азаком в устье Дона, основав на месте Азака знаменитую крепость Азов.

    Как бы там ни было, но конец жизни Адомахи и последней «Броднии» не означал конца жизни их жителей. Спасаясь от гибели, они ушли в приморские степи. Об этом пишет в работе «Русское мореплавание» историк Ю. Тушин: «На Диком поле… продолжало жить, хотя и сильно поредевшее русское население. Это были охотники, рыболовы, скотоводы, так называемые бродники». Ушедшие в степи бродники и стали предшественниками и донского, и запорожского казачества.

    Николай РУДЕНКО.

    Считается, что обозначение «бродники» указывает на их этническую принадлежность, или на места обитания, или на род занятий. Смесь племен, наречий, состояний. Бродники придонских и придонецких мест раннего Средневековья не были здесь пришельцами. На это указывает немногочисленные, лаконичные, но весомые свидетельства источников: русских, византийских, венгерских. Сами бродники ни материальных, ни письменных следов о себе не оставили. Впервые о бродниках списки нашей летописи упоминают под 1146 годом.

    Во время борьбы Святослава Ольговича с Изяславом Мстиславовичем, союзник Святослава, Юрий Долгорукий, присылает ему отряд « бродников » (в некоторых списках - «бронников», что само по себе помогает определить их род занятий).

    Знают о них и византийские писатели. Никита Хонията (1186 г.), сообщая о войнах в Болгарии, называет бродников людьми с бродов и относит к тавроситам, под которыми специалисты понимают жителей Руси и даже русскими. Никита Акомината (1190 г.) говорит о бродниках, презирающих смерть, называя их русскими беглецами.

    Венгерские и некоторые другие источники позволяют, хотя и предположительно, говорить о бродниках на Дунае, в Трансильвании, Карпатах, в Крыму, на Каспии и в пределах нынешней Слобожанщины. Предположение о Слобожанщине вытекает из оценки ареала расселения. Но едва ли можно соглашаться с утверждением, будто бродники были конкретно жителями Шарукани (Харьков?). Утверждение основано на «многих признаках», но «признаки» не названы.

    Обозначение « бродники » - четко указывает по меньшей мере на их русскоязычность. На это же указывает имя их воеводы Плоскыни (если оно не русифицировано летописью) и алана Михея, начальника селения близ Канова (Канева?) на Днепре.

    Куда ушли бродники?

    Впрочем как и викинги. Таких же воинов, джентельменов удачи, как и бродники -бронники (бранники?). Хоть все течет, все меняется, но ничто не исчезает бесследно, каждый из нас несет в себе результат многих генетических сложений. Своим рождением мы обязаны бесконечной, ни разу не прервавшейся цепочке жизней и кто знает, может и в наших жилах течет кровь народа, оставившего о себе лишь крупицы памяти.

    Впервые о бродниках списки нашей летописи упоминают под 1146 годом. Во время борьбы Святослава Ольговича с Изяславом Мстиславовичем, союзник Святослава, Юрий Долгорукий, присылает ему отряд « бродников » (в некоторых списках - «бронников», что само по себе помогает определить их род занятий).

    В 1147 году « Бродники и Половци приидоша (к черниговскому князю) мнози».

    1185 год. По мнению известного востоковеда О. Прицака этническое обозначение «деремела» в «Слове о полку Игореве» следует понимать как прошедшее через согдийский (иранский) и половецкий (тюркский) языки обозначение бродников.

    1216 год. Бродники вместе с Владимир-суздальскими князьями участвуют в боях с новгородцами.

    1123 год. Печально известная битва на Калке. «Ту же и Бродници быша старые и воевода их Плоскыня. И тъи окоянный целовав край ны князю Мстиславу и обеща князема яко не избити и пустити их на искупе и сългав окаянный, предаст их».

    Другими словами бродники, нарушив клятву, выдали князей татарам.

    Знают о них и византийские писатели. Никита Хонията (1186 г.), сообщая о войнах

    в Болгарии, называет бродников людьми с бродов и относит к тавроситам, под которыми специалисты понимают жителей Руси и даже русскими.

    Никита Акомината (1190 г.) говорит о бродниках, презирающих смерть, называя их русскими беглецами.

    Сведения о них, но уже как и у византийцев, есть в венгерских источниках.

    В 1222 году венгерский король отдал владения или места пребывания бродников в Трансильвании тевтонским рыцарям, а через год подарил их (или соседними, но тоже с упоминанием бродников) духовному лицу.

    В 1227 год. Папа Григорий IX отправил миссионеров в земли половцев и бродников (что можно понимать как земли по Дону и Донцу, так и земли по Дунаю).

    В 1254 году венгерский король Бела IV сообщал Папе Иннокентию о бродниках, соседях Венгрии на востоке.

    Сведений о бродниках позднее 13 в. в источниках не обнаружено...

    Обобщая эти скудные, но весомые сведения, становится возможным приблизиться к составлению карты расселения бродников, к установлению их этнической принадлежности и их дальнейшей судьбе.

    Ал-Масуди - арабоязычный историк, путешественник, географ в сочинении «Россыпи золота (гл. XVII, §21) называет среди тюрков каких-то нукарда, обитающих к западу от аланов. В. Минорский (изд. 1963 г.) предполагает, что речь у масуди идет о «новгородской вольнице бродников » (ст. 209, прим. 91).

    В сочетании с сообщением летописи об участии бродников в сражениях на Северо-западе новгородские и Владимир-суздальские земли можно назвать северной границей.

    Вильгельм Рубрук (1253 г.) рассказывает: татары устроили на восточном берегу Дона поселок Русских, которые перевозят на лодках послов и купцов (гл. XV). Эти, как увидим, и занимались бродники. Таким образом, сообщение Рубрука позволяет установить восточные пределы расселения бродников. Также рассмотрим и вопрос тождества « бродники - русские».

    Венгерские и некоторые другие источники позволяют, хотя и предположительно, говорить о бродниках на Дунае, в Трансильвании, Карпатах, в Тавриде, на Каспии и в пределах нынешней Слобожанщины. Предположение о Слобожанщине вытекает из оценки ареала расселения. Но едва ли можно соглашаться с утверждением, будто бродники были конкретно жителями Шарукани (Харьков?). Утверждение основано на «многих признаках», но «признаки» не названы.

    Один этнос, даже не этническая общность, не мог хранить первозданную этническую «чистоту» на таком обширном ареале расселения. Тем более в пору «Великого переселения народов». Уже поэтому можно априори говорить о полиэтничности бродников.

    Источники сообщают о длительных союзных отношениях бродников и татар. И до битвы на Калке и после нее. Об аланах, поставленных татарами обслуживать переправы сообщили Плано Карпини и Вильгельм Рубрук. Оба - 13 век на Днепре и на Дону. Бродники входили в сформированные татарами боевые отряды - прообразы казачества.

    Источники почти всегда упоминают бродников в одном ряду с половцами. Уже поэтому можно предполагать их взаимосвязанность (как и у русских князей с половцами).

    Обозначение « бродники » - четко указывает по меньшей мере на их русскоязычность.

    На это же указывает имя их воеводы Плоскыни (если оно не русифицировано летописью) и алана Михея, начальника селения близ Канова (Канева?) на Днепре.

    Аланы как и славяне - ираноязычны, живут на одной территории, исповедуют православие. Возможно их сближают образ жизни и род занятий. Предположительно аланы, славяне и бродники могут рассматриваться как близкая этническая общность, прообраз русского этноса.

    Таким образом, русскоязычный и православный субстрат можно рассматривать как основной в среде бродников.

    В состав бродников могли входить «реликты» хазар, булгар, мадьяр времен Леведии, другие этнические общности Подоная и Подонцовья.

    Ареал расселения и полиэтничности помогают приблизиться к опыту реставрации образа жизни и рода занятий бродников.

    «Бродники» - самоназвание или прозвище - вытекает из слова «брод». В русском языке «брод» может означать глагол «бродить», «бродяжничать», существительное «бродяга». Отсюда их аттестация М. Грушевским: « Бродники - від бродити, беукати, лазити М. Грушевский не разъясняет свою позицию.

    Более точен В. Минорский. Он тоже связывает обозначение « бродники » со словом «брод», но видит в этом подтверждение того, что « бродники поджидали своих жертв у мест переправы через реки», хотя в целом согласен: «...если исходить из русского глагола «бродить», то выражение « бродники » могло бы означать «скитальцы» (с.151, пр.118).

    Но слово «брод» особенно применительно ко времени бродников имеет и другое значение. Его установил еще в начале 19 в. И.И. Слезневский: «брод» имеет значение «бродить», то есть, переходить брод. В таком значении слово «броднаки» обретает реальность, подтверждаемую источниками. Бродники сами по себе или «приспособленные» к этому татарами, обитали на речных переправах, помогали или «помогали» переходить реки, а слово «грабить» купцов на переправах можно читать и как взимание дани. Как с русских князей на Калке.

    Кроме того, как убедительно показал О. Прицак, Бродники (выделено им - ред.) - це не «волоцюги», а населення осель біля переходів рік, бродів».

    Броды же, подчеркивает О. Прицак, были местами остановок на торговых путях, центрами торговли.

    Кроме того, источники указывают на бродников как на храбрых воинов, наемников, прообраз первых казаков. Примем к сведению и обозначение бродников как бронников. Это обозначение есть в некоторых списках летописи и его можно понимать как описку или как признание бродников - бронников (бранников?) как воинов.

    Куда ушли бродники?

    К середине 13 в. сведения о бродниках исчезают. Это может означать только одно: бродники растворились в этнических средах родственных им по языку, религии, образу жизни и роду занятий.

    По меньшей мере, так было в поднепровье, бродники становились в ряды первых отрядов казаков. Під 1469 р. Длугош - цитируем по Грушевскому (там же, т.7, с.78) - записує: «велике татарське військо, набране з утікачів, розбійників і вигнанців, які звуть вони своєю мовою козаками».

    Вне сомнения среди них были и бродники.

    Далее, перечисляя теории возникновения казачества, М. Грушевский, хотя и противореча себе, отдает предпочтение версии, которую называет «Теорія бродницька». Противоречие же состоит в том, что в одном месте он пишет: «Ми на кожнім кроці будемо стрічатися з попередниками української козачини XVI в. І сі степові бродники, українська людність Чорноморя, вибита з обставин культурного осілого життя кочовим потоком, загартована й воєвнича...» (там же, с. 74-75). Но здесь же он усматривает в «теории бродницкой» не указание на генетическую связь бродников с казаками, но только на аналогию организации казачества с бродниками или отрядами, о которых сообщает Длугош.

    Между сочинением 2 и 7 томов прошло некоторое время и за это время М. Грушевский успел (сумел) перевести бродников из «бродяг в степову, українську людність, живущую в «обставинах культурного осілого життя...» При этом автор не поясняет определение «українська людність» - есть ли оно этнографическое или географическое и каково его хронологическое определение.

    Но в данной публикации первостепенное значение имеет другое: М. Грушевский признает бродников одним из составляющих на пути формирования казачества.

    Бродники не «разноплеменная шайка» как она названа в проекте «Словника» ко второму изданию Большой советской энциклопедии.

    Они не сложились в устойчивое гражданское сообщество - у них разный образ жизни и род занятий: пираты, охранители переправ и бродов на реках (грабеж купцов или взимание с них дани), наемники, торговцы.

    Они не сложились в устойчивое этническое сообщество, но у них был один язык и одна религия. К тому же и это показательно. Различные источники называют их одинаково, разве что с вариантами, обусловленными языком источника, - бродники, бордники, продники, бронники. В наших краях они не пришельцы. По всем признакам сформировались здесь же.

    И здесь же пополнили ряды первых казачьих отрядов.

    Но в какой-то степени они и ушельцы. Часть их ушла в дунайские земли и там растворилась в местных этнических средах.

    Они недолговечны, их сообщество было непрочно. Но память по себе они оставили. И заняли свое место в этнической истории Южной России. И не только.

    Впрочем как и викинги. Таких же воинов, джентельменов удачи, как и бродники -бронники (бранники?). Хоть все течет, все меняется, но ничто не исчезает бесследно, каждый из нас несет в себе результат многих генетических сложений.

    Своим рождением мы обязаны бесконечной, ни разу не прервавшейся цепочке жизней и кто знает, может и в наших жилах течет кровь народа, оставившего о себе лишь крупицы памяти.

    Сколько только трудов не написано в современное время о казаках. Сколько дискуссий развернулось по вопросу: А казаки народ или нет? Да и не только по этому вопросу. Складывается такое впечатление, что наружу бьет фонтан огромной информации. Но авторы датируемой информации так и не сходятся в одной точке зрения.

    Я не буду писать о поздней истории казачества, я не буду клевать коммунистов за геноцид нашего народа, ибо это уже сделали другие, и не буду вообще вести длинную хронологию. Нет. Я поставил другую задачу: написать краткий очерк о предшественниках и предках казаков, а также о раннем сложившемся казачестве.

    История этого загадочного народа берет свое начало вовсе не в XV и не в XVI веках, а намного раннее, когда в степях на «границе» Руси и Хазарского каганата складывается необычное этническое образование, именуемое бродниками. Интересно, что данных о них настолько мало, что складывается мнение о бродниках, как о вымышленном этносе. И действительно, сколько я не пытался найти данных, мне постоянно попадались какие-то мельчайшие подробности, не имеющие особенного значения, и конечно же всеми любимая Википедия. Однако даже в этой интернет-энциклопедии я нашел противоречия. Об этих противоречиях я расскажу позже. Для начала приведу все высказывания отечественных историков по поводу того, кто такие бродники. Итак, начнем с классических. Это В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев. У всех определения разные. Татищев пишет, что бродники были русским племенем, которое не нашло общего языка с княжествами и решило жить обособленно. Карамзин вообще считает, что бродниками (бродягами) назывался не народ, а обычное скопище (конвиксия) бандитов, состоящих и из русских, и венгров, и угров, короче говоря из всех, кому надоело сидеть дома, и заниматься земледелием. Скучно! Нам, мол, хочется повоевать! Но мне кажется, что скопище бандитов не могло существовать столетия. Все равно, рано или поздно, такая конвиксия превратилась бы в этнос, то есть народ. Очень похожее высказывание у Соловьева. Он тоже считал бродников бандитской шайкой. Правда Соловьев, уже поинтереснее развил сию тему. Он рассказал об участии бродников в междоусобицах русских князей, а также внешних войнах с кочевниками. Упоминается, что один из черниговских князей заручился поддержкой половцев и бродников, однако тут явно допущена ошибка. Бродники издревле были врагами половецких ханов, и война между ними была куда более жестокая, чем половцев с русскими. Вы спросите, как я могу это утверждать, не имея полноценных данных о бродниках? Дело в том, что когда к Руси подходили монгольские нойоны, бродники сразу же выбрали сторону монголов, дабы хорошенько побить половцев. Повторяю, что выбор на монголов пал мгновенно, добровольно, без принуждения. Поэтому мне кажется, что бродники не могли быть вместе с половцами, помогая черниговским князьям в борьбе с киевлянами и другими князьями.
    Остались сведения о бродниках у фламандского францисканца Гильома де Рубрука, совершившего путешествие по Евразии в ставку хана Батыя в середине XIII века. Он писал, что бродники были сбродом воинственных людей, служивших тому, кто больше кинет монет.

    Также слова о таинственном народе можно найти в тексте письма венгерского короля Белы IV папе римскому, где среди подданных татарам, назывались те самые бродники (1254 г.).

    Еще перед битвой на Калке, они приняли монголо-татар, явно как своих, и вряд ли, как утверждал Рубрук, воевали они за деньги. Если так и было, то стали бы бродники выбирать сторону татар, количество которых составляло 20 тыс. по сравнению с объединенным войском русских и половцев в 80 тыс. воинов? Какая же тут может быть выгода, когда случись бы поражение, и твоя голова будет насажена на половецкое копье? Коли белого света не увидишь, о каких деньгах тогда может идти речь!

    В Ипатьевской летописи времен прихода монголов называется вождь бродников - Плоскиня . Он-то бился вместе с татарами полководца Субэдэя против князей до последнего, когда шло сражение на Калке. Историки обвиняют Плоскиню в подлости по отношению к русичам. Плоскиня выманил русских из укрепленного частоколом лагеря, поцеловав крест Мстиславу , тем самым дав слово, что сдавшиеся русские не прольют ни капли крови. Позже, как известно, татары связали русских и сдавили досками, сев пировать победу. Нам, правда может показаться это подлостью, но ведь действительно, русские были убиты, не потеряв ни капли крови. Это не мелочь. Для татар и бродников это не было мелочью. Напротив, смерть без крови полагалась только достойным воинам. Трусов же рубили. Поэтому Плоскиня не нарушал слова. А если посмотреть на князей, то они и вовсе совершили настоящую подлость – убиение татарских послов и глашатых. За вождя бродников заступается и писатель Евграф Петрович Савельев. Хотя и у читателя есть своя точка зрения. Поэтому выбирать ему.

    К окончательному выводу об этногенезе бродников пришел Лев Гумилев, к которому я обращаюсь довольно часто. Как раз-таки он и утверждал, что предками казаков являются именно бродники.
    Изучая следы Хазарского каганата, Л. Гумилев поведал о том, что остатки хазар, бежавших от иудейского владычества, смешались со славянским населением Белой Вежи, т. е. Саркела, поселившихся после большой войны Святослава Игоревича. И вот, этот образовавшийся народ и стал началом для бродников, вовсе не кочевников, но близких к ним по духу. Очень интересна логика Гумилева, который опровергает миф о казаках, как потомках беглых крестьян. Ну не могли же неорганзованные группы простаков с вилами бежать и основаться на Северном Кавказе, организовывая сопротивление окружавшим врагам. Это действительно так! Сами подумайте. И вот известный всем этнограф подводит нас к мысли, что этих беглых свободолюбивых и гордых крестьян кто-то принял. И кто же это мог быть, как не бродники!? Бродники все-таки выжили в суровых условиях степных войн с ногаями и караногаями, захватившими большую территорию Северного Кавказа. Они продолжали развиваться, расширяя ареал своего распространения. Бродники совершенствовали свою культуру, общаясь с кочевниками, горцами.

    И вот спустя два-три столетия, образовываются те самые казаки, коих мы знаем. Те самые, встречавшие войска Ивана Грозного , после похода на Казань. Те самые, наводившие ужас на татар, турок, ногаев и др. Те самые, покорившие Сибирь. Те, которые участвовали в «Азовском сидении», имея только 4 тысячи донских и запорожских храбрецов против 200 тысяч османских янычар.

    Уже эта концепция доказывает, что казаки - это народ. Ведь сколько было примеров в истории, когда казаки не приравнивали себя к русским. Казаки всегда считали себя этносом со своей историей и традициями. И вот, говорят, что мол, казаки на русском гутарють, значит они-то русские, просто упертые такие, что не хотят этого признавать. Но признаки этноса - вовсе не язык, а этническое самосознание. Казаки, порой говорили и на татарском, и на калмыцком. Среди терских казаков был модным чеченский язык. Возьмем бразильцев и португальцев. Один и тот же язык! Но, правильно заметил Валерий Шамбаров , что бразильцы-то не португальцы! Хотя понимать друг друга они могут. Но я повторяю, что навязывать этой точки зрения не собираюсь. Однако, даже несмотря на то, что настоящих казаков осталось очень мало, Вы сами можете убедиться в том, что казаки считают себя народом. И тем не менее они всегда были и будут стоять грудью за Россию. Но казаки обижены. Во-первых, кое-кто их высмеивает и называет клоунами, а во-вторых, великороссы забывают о том, сколько крови пролили казаки за нашу общую, великую державу. И мы обязаны возрождать этот славный народ, и не позволить угаснуть замечательной казачьей православной культуре.

    [древнерус. бродничи, бродници], обитатели южнорус. степей от Подунавья до Подонья, сформировавшие в сер. XII - 1-й пол. XIII в. военно-политические образования по соседству с Киевской Русью, половцами и Венгрией. Источники свидетельствуют о многочисленности Б. и наличии у них своих воевод. В древнерус. летописях Б. упоминаются вместе с половцами как участники усобиц рус. князей (под 1147 и 1216). Во время битвы на Калке в 1223 г. часть Б. («бродницы старые») во главе с воеводой Плоскыней перешла на сторону монголов, нарушив союз с рус. князьями. В 1254 г. венг. кор. Бела IV в письме к папе Иннокентию IV упоминает Б. (лат. Brodnici) в одном ряду с Русью, Куманией и Болгарией как вост. соседей Венгрии - данников татар.

    Происхождение и этническая принадлежность Б. остаются предметом дискуссий. Важнейшим свидетельством является одна из речей византийского историка Никиты Хониата (произнесена в 1190), где Б. (по наиболее вероятному толкованию греч. этнонима οἱ ἐκ Βορδόνῃ) определяются как ветвь «тавроскифов» (традиц. название русских в визант. источниках того времени), что четко отличает их как от команов (половцев), так и от влахов. На основании этого Ф. И. Успенский высказал мнение о преимущественно древнерус. этническом характере Б. На сегодняшний день эта гипотеза остается наиболее обоснованной, хотя высказывались и иные т. зр. Относительно социального происхождения Б. в историографии существует мнение, что их основу составляли беглые холопы и крестьяне из соседних и отдаленных областей Руси, стекавшиеся в степи, где они стали своего рода предшественниками южнорус. казачества, обитавшими в поселениях у речных бродов (Н. Ф. Котляр). В румын. историографии утвердилось мнение о румын. этнической принадлежности Б., однако в наст. время не имеется свидетельств, дающих основания для отождествления этого народа с предками совр. румын (В. П. Шушарин).

    Среди Б. было, очевидно, распространено правосл. христианство, о чем свидетельствует упомянутый в рус. летописи факт принесения их воеводой Плоскыней присяги на кресте киевскому кн. Мстиславу Романовичу в 1223 г. В послании кор. Белы 1254 г. русские и Б. названы племенами «неверных», как православные (наряду с язычниками) нередко именовались в зап. источниках. Римская Церковь стремилась обратить Б. наряду с половцами в католичество. Так, в 1227 г. папа Григорий IX послал миссионеров «к куманам и в соседнюю страну бродников» (in Cumanis et Brodnici terra vicina).

    Ист.: Codex diplomaticus Hungariae ecclesiasticus et civilis. Bdpst., 1829. Vol. 1, pars 1. P. 108; Vetera monumenta historiam Hungariae Sacram illustrantia. R., 1860. Vol. 1. P. 93. N 127; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 494, 508; Т. 2. Стб. 342; НПЛ. С. 63; Nicetae Choniatae Orationes et Epistulae / Ed. J. L. van Dieten. B.; N. Y., 1972.

    И. О. Князький

    Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

    Значение слова бродники

    бродники в словаре кроссвордиста

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    бродники

    население побережья Азовского м. и нижнего Дона в 12-13 вв., возможно славянское. Участвовали в междоусобицах русских князей, русско-половецких и русско-татарских сражениях.

    Бродники

    воинственное население берегов Азовского моря и нижнего Дона (12≈13 вв.). По-видимому, Б. ≈ остатки древнеславянского населения южнорусских степей, сильно ослабленного вторжением половцев и татар.

    Лит.: Волынкин Н. М., Предшественники казачества ≈ бродники, «Вестник ЛГУ», 1949, ╧ 8.

    Википедия

    Бродники

    Бродники (бордники, продники, бронники, бродничи, бродници ) - этнически смешанное население побережья Азовского моря, нижнего Дона и Днестра в XII-XIII вв.

    Бродники (Вязниковский район)

    """Бро́дники """ - деревня в составе муниципального образования Октябрьского сельского поселения в Вязниковском районе Владимирской области России. Этот населённый пункт состоит из одной улицы.

    Бродники (значения)

    Бродники :

    • Бродники - этнически смешанное население побережья Азовского моря, нижнего Дона и Днестра в XII-XIII вв.
    • Бродники - деревня в Вязниковском районе Владимирской области России.

    Примеры употребления слова бродники в литературе.

    Ночью бродники и татарские разведчики подползли к русскому передовому отряду и слушали, что там говорят.

    Два дня спустя Сергей сидел расслабленно в челне, который новогородские бродники ловко пихали на шестах вверх по Ловати.

    Замотанные до глаз татарские бабы в портках, бродники в высоких бараньих шапках, фрязины в своих свисающих на ухо беретах, в коротком меховом платье, похожие на голенастых петухов, готы, караимы, евреи, греки - кого тут только не было!

    Бродники уже ввечеру пригнали откуда-то дощаник, куда можно было завести пару коней, и началась медленная переправа с попутной торговлей, причем бродники становились тем наглее, чем меньше русичей оставалось на этом берегу.

    Слышал я, правда, что в полуденных степях, далеко за Киевом, живут вольные бродники и воеводой у них какой-то Пласкиня.

    Кроме черных клобуков и на юге и на севере упоминаются бродники , по всем вероятностям, сбродные и бродячие шайки вроде позднейших козаков.

    Джебэ оставил под стражей всех пойманных бродников , а сам вместе с Плоскиней, окруженный нукерами, отправился к Субудаю.

    Старый переводчик из степных бродников объяснял хану, кто из князей уже прибыл, как звать того или другого и кто особенно влиятелен и силен.

    Ночью Джебэ с помощью бродников сам допрашивал захваченного русского пленного.

    Тут уже острова леса чередовались с лугами, и стояла тишина, гулкая, сторожкая тишина ничьей земли, где и купцы-то, едучи, сбивались в великие караваны, дабы оберечь себя от татей да диких татар, бродников ли, - кого только нет здесь, на неясном рубеже русских земель и Дикого поля!

    А то прибивались к разбойным ватагам бродников и тогда вскоре начинали с дубинами выходить на торговые пути, без милости резать и грабить проезжих гостей торговых, убивать пасущийся скот, зорить, не разбираючи, редкие поселения татар-землепашцев и русичей, одичав до того, что и человечиной не брезговали уже в черные для себя дни, пили, приучая себя к жестокости, крови, по страшной примете разбойничьей обязательно убивали, выходя на дело, первого встречного, будь то хоть купец, хоть странник убогий или даже старуха странница, бредущая к киевским святыням ради взятого на себя духовного обета.

    Переправив всех коней и княжича на ту сторону Дона и простодушно глядя в глаза старшому дружины бродников , объявил, что и ряженое серебро на той стороне, и ежели, мол, надобно им покуражиться, пущай держат при себе его, старика, и троих оставшихся кметей, пока не надоест, токмо мзды им уже не получить, не с кого, а самих продать в полон тем же татарам немочно, потому как все они - подданные великого хана.

    Но Данило Феофаныч мирно расчелся с бродниками , даже по плечу похлопал ватажника, и уже только когда отъезжали, высказал: - Ну, ентот за серебро мать родную продаст!

    Без помех добрались до побережья Черного моря, называемого греками иной раз Понтом Эвксинским, что значило морем Гостеприимным, а другой раз -- морем Негостеприимным, а многие другие народы, обитавшие по его берегам, звали просто Русским морем, ибо от русских кораблей издавна было тесно в его волнах: торговали и разбойничали, перевозили товары и людей, устраивали набеги на ту сторону -- там часто сменялись племена, народы, государства, и русские ушкуйники, бродники , вольные сорвиголовы, казаки и прочий разбойный люд иронично называл свои броски через море походами за зипунами.