Войти
Логопедический портал
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Сказки салтыкова щедрина список сказок краткое содержание. Премудрый пискарь. Последние годы жизни писателя

    Сказки салтыкова щедрина список сказок краткое содержание. Премудрый пискарь. Последние годы жизни писателя

    Салтыков – Щедрин Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826-1889), писатель, публицист.

    Родился 27 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. В 1836 г. был отдан в Московский дворянский институт, откуда через два года за отличную учёбу переведён в Царскосельский лицей.

    В августе 1844 г. Салтыков поступил на службу в канцелярию военного министра. В это вышли в свет его первые повести «Противоречие» и «Запутанное дело», вызвавшие гнев властей.

    В 1848 г. за «вредный образ мыслей» Салтыков-Щедрин был выслан в Вятку (ныне Киров), где получил должность старшего чиновника по особым поручениям при губернаторе, а через некоторое время - советника губернского правления. Лишь в 1856 г., в связи со смертью Николая I, ограничение на проживание было снято.

    Вернувшись в Петербург, писатель возобновил литературную деятельность, одновременно работая в Министерстве внутренних дел и участвуя в подготовке крестьянской реформы. В 1858-1862 гг. Салтыков служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Выйдя в отставку, он поселился в столице и стал одним из редакторов журнала «Современник».

    В 1865 г. Салтыков-Щедрин вновь возвратился на государственную службу: возглавлял в разное время казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани. Но попытка оказалась неудачной, и в 1868 г. он согласился с предложением Н. А. Некрасова войти в редакцию журнала «Отечественные записки», где проработал до 1884 г.

    Талантливый публицист, сатирик, художник, Салтыков-Щедрин в своих произведениях старался направить русского общества на главные проблемы того времени.

    «Губернские очерки» (1856-1857 гг.), «Помпадуры и помпадурши» (1863-1874 гг.), «Пошехонская старина» (1887- 1889 гг.), «Сказки» (1882-1886 гг.) клеймят воровство и взяточничество чиновников, жестокость помещиков, самодурство начальников. В романе «Господа Головлёвы» (1875-1880 гг.) автор изобразил духовную и физическую деградацию дворянства второй половины XIX в. В «Истории одного города» (1861-1862 гг.) писатель не только сатирически показал взаимоотношения народа и властей города Глупова, но и поднялся до критики правительственных верхов России.

    Коняге, в отличии от брата, приходится трудится в тяжёлых условиях. Брат же только удивляется живучести Коняги - ничем его не проймёшь.

    Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней - это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа - единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело - окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.

    Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, - его брат. Коняге отец уготовил тяжёлую участь за его неотёсанность, а вежливый и почтительный Пустопляс - всегда в тёплом стойле, кормится не соломой, а овсом.

    Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжёлое ярмо, выпавшее ему на долю.

    В настоящей статье нет возможности рассмотреть все «сказочное» наследие М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поэтому анализу и пересказу подвергнутся только наиболее известные "сказочные" сочинения автора произведения «Господа Головлёвы».

    Список такой:

    • "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" (1869).
    • "Дикий помещик" (1869).
    • "Премудрый пискарь" (1883).

    "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" (1869)

    Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями. Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача - его найти и заставить работать. Сказано - сделано. Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.

    Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей. Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.

    "Дикий помещик" (1869)

    У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

    Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного "запаха мужика" в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

    Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

    Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

    Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

    "Премудрый пискарь" (1883)

    Пискарь рассказывает свою историю. Его родители прожили долгую жизнь и умерли своей смертью (большая редкость среди маленьких рыбок). А все потому, что были очень осторожны. Отец героя рассказывал много раз ему историю, как он чуть не попал в уху, и спасло его только чудо. Под влиянием этих рассказов наш пискарь вырывает себе где-то норку и все время там прячется из расчета «как бы чего ни вышло». Выбирается только по ночам, когда меньше всего вероятность быть съеденным. Так и живет. Пока не становится старым и не умирает, скорее всего, своей смертью. Это краткое содержание.

    Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

    Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

    Психоаналитическая версия. Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.

    Экзистенциальная версия. Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

    Общий недостаток школьной программы

    Когда писатель становится классиком, то его сразу начинают изучать в школах. Он вливается в школьную программу. А это значит, изучаются в школе и те, что написал Салтыков-Щедрин, сказки (содержание краткое чаще всего избирают для прочтения современные школьники). И это само по себе неплохо, но такой подход упрощает автора и делает его сочинителем двух-трех произведений. К тому же он создает стандартное и шаблонное человеческое мышление. А схемы обычно не располагают к развитию способности мыслить творчески. Чему в идеале должна учить школа.

    Как этого избежать? Очень просто: после прочтения настоящей статьи и ознакомления с темой «Салтыков-Щедрин. Сказки. Краткое изложение сюжетного и идейного содержания» нужно в обязательном порядке прочесть как можно больше его произведений, которые находятся вне школьной программы.

    Жизнь у Коняги непростая, все что есть в ней — это тяжелая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьет, когда совсем тяжело — окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.

    Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством, всякое цветение — отравою.

    Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, — его брат. Коняге отец уготовил тяжелую участь за его неотесанность, а вежливый и почтительный Пустопляс — всегда в теплом стойле, кормится не соломой, а овсом.

    Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжелое ярмо, выпавшее ему на долю.

    Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Коняга»

    Другие сочинения по теме:

    1. По манере повествования «Коняга» представляет собою как бы лирический монолог автора и в этом отношении напоминает сказку-эпопею «Приключение с Крамольниковым»,...
    2. Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на веревочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у...
    3. Сочинения по литературе: Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин — один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество,...
    4. 30-е годы XIX столетия — одна из самых тяжелых страниц в истории России. Революционное движение было разгромлено, реакционные силы праздновали...
    5. Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории...
    6. В форме бытового сюжета народная пассивность обличается в самой миниатюрной «сказке-притче» «Кисель». Образ «киселя», который «был до того разымчив и...
    7. Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит...
    8. Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года —...
    9. Россия, середина XIX в. Крепостное право уже на исходе. Однако семья помещиков Головлевых еще вполне процветает и все более расширяет...
    10. Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура — ташкентец —...
    11. В главе-предисловии «К читателю» автор представляется как фрондер, жмущий руки представителям всех партий и лагерей. Знакомых у него тьма-тьмущая, но...
    12. Поэты наделяют орлов храбростью, благородством и великодушием, нередко сравнивая с ними городовых. Рассказчик сомневается в благородных свойствах орлов, утверждая, что...
    13. Злодейства крупные часто называют блестящими и, в качестве таковых, остаются в Истории. Злодейства же мелкие именуются срамными, о которых и...
    14. Жил-был глупый и богатый помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Любил он раскладывать гранпасьянс и читать газету «Весть». Взмолился однажды помещик богу, чтобы...
    15. Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет...
    16. Сочетание фантастических и реальных элементов помогает сатирику ярче выразить идею сказки. Начало сказки, несмотря на традиционно сказочные обороты: «В некотором...
    17. Цели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы...

    Сатирическая сказка «Премудрый пескарь» («Премудрый пискарь») была написана в 1882 – 1883 годах. Произведение вошло в цикл «Сказки для детей изрядного возраста». В сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» осмеиваются трусливые люди, которые всю жизнь проживают в страхе, так и не сделав ничего полезного.

    Главные герои

    Премудрый пискарь – «просвещенный, умеренно-либеральный», прожил больше ста лет в страхе и одиночестве.

    Отец и мать пискаря

    «Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные» . Умирая, старый пискарь учил сына «глядеть в оба» . Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности – крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей – еще его отец однажды чуть в уху не угодил.

    Поэтому пискарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал» . Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.

    Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы пол головы «высунулось» . Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: «Слава тебе, господи, жив!» ».

    Боясь всего на свете, пискарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше «и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились» , поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему «как бы только самому прожить» .

    Прожил премудрый пискарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется» . Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пискарь их послушает и из норы выберется.

    «Сколько прошло годов после ста лет - неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать» . Размышляя над собственной жизнью, пискарь понимает, что он «бесполезный» и если бы все так жили, то «весь пискарий род давно перевелся бы» . Решил он вылезти из норы и «гоголем по всей реке поплыть» , но снова испугался и задрожал.

    Мимо его норы проплывали рыбы, но никому не было интересно, как он до ста лет прожил. Да и премудрым его никто не называл – только «остолопом» , «дураком и срамцом» .

    Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает» . Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно его щука заглотала, но «скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» .

    Заключение

    В сказке «Премудрый пискарь» Салтыков-Щедрин отразил современное ему общественное явление, распространенное среди интеллигенции, которая была озабочена только собственным выживанием. Несмотря на то, что произведение было написано более ста лет назад, оно не теряет своей актуальности и сегодня.

    Тест по сказке

    Проверьте свои знания краткого содержания тестом:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 2017.