Войти
Логопедический портал
  • Происхождение Земли (От Большого Взрыва до возникновения Земли) Из чего появилась планета земля
  • Квест More Than Meets the Eye (Новый дух, новый облик) Общая информация о трансформациях
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
  • Бабкин российское духовенство и свержение монархии
  • Каноническое и параметрическое уравнения прямой
  • Классификация кинематических пар
  • Моторная афазия брока. В чем суть заболевания — афазия Брока? Моторная афазия Брока и зона Вернике

    Моторная афазия брока. В чем суть заболевания — афазия Брока? Моторная афазия Брока и зона Вернике

    Афазия Брока

    Нарушение речи, вызванное повреждением области Брока. Проблемы возникают в основном с произношением, а понимание языка страдает в гораздо меньшей степени. Некоторые аспекты этого вида афазии (например, ) затрудняют понимание речи больного для окружающих.

    Афазия Брока приводит к трем основным дефектам речи:

    Аграмматизм: больному трудно пользоваться различными грамматически значимыми предлогами и артиклями, он путается во временах и падежах.

    Аномия: больному трудно искать нужные слова, что приводит к косноязычию и общему замедлению речи. Затрудненная артикуляция: неправильное произношение слов, когда звуки часто бывают расположены в неверном порядке.

    Синоним - сенсорная афазия. Повреждение области Вернике в головном мозге приводит к проблемам в обработке и понимании речевых стимулов, хотя воспроизведение речи остается относительно нормальным (см. также Афазия Брока).


    Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

    Смотреть что такое "Афазия Брока" в других словарях:

      Афазия Брока - Expressive aphasia Области Брока и Вернике … Википедия

      АФАЗИЯ БРОКА - Тип афазии, которая возникает, как предполагается, i результате поражения зоны Брока. Пациент, которому поставлен такой, агноз, обычно производит очень мало речевой продукции, и то, что прод цируется, обычно произносится медленно, с очень плохой… … Толковый словарь по психологии

      афазия Брока - см. Афазия моторная … Большой медицинский словарь

      Афазия Брока - См. Афазия моторная эфферентная …

      Афазия - МКБ 10 F80.080.0 F80.280.2, R47.047.0 МКБ 9 … Википедия

      - (англ. Broca s area; по имени фр. антрополога и хирурга П. Брока) участок коры головного мозга, расположенный в задненижней части 3 й лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи. При поражении Б. ц.… …

      См. Афазия Брока Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

      Афазия Вернике - Receptive aphasia Области Брока и Вернике МКБ 10 … Википедия

      Афазия моторная - невнятная речь, вызванная центральным нарушением звукопроизношения (анартрией). Типичными, кроме того, являются телеграфный стиль речи (фразы, состоящие из 2 3 слов, обычно составленные из глаголов и имён существительных), аграмматафазия (утрата… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Афазия моторная эфферентная - Син.: Афазия Брока. Следствие повреждения области нижних отделов премоторной зоны в задней части нижней лобной извилины (зона Брока, корковые поля 44 и 45). При этом расстроена экспрессивная речь, нарушается грамматическое построение произносимых … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Этиология

    Афазия Брока развивается при наличии повреждения в центре Брока, который располагается в левой лобной доле в нижней фронтальной извилине.

    Факторами, провоцирующими развитие моторной афазии, могут быть острое или хроническое нарушение кровообращения средней мозговой артерии, в бассейне верхней фронтальной (роландовой) ветви. Более редкими причинами афазии Брока считаются кровоизлияния, новообразования, дегенеративные, воспалительные процессы, метастатические поражения, субдуральная гематома, энцефалит, травматическое поражение лобной доли головного мозга.

    Афазия Брока характеризуется расстройством в произношения, речи, тогда как понимание разговорной и письменной речи нарушается незначительно меньшей степени. Три основных дефекта речи характеризующие афазию Брока:

    Аграмматизм – больному затруднительно использовать различные грамматически значимые предлоги и артикли. Также заметно, что пациенту тяжело дается выражение времен и падежей.

    Аномия. Больной с трудом подыскивает необходимые слова. В результате речь становится косноязычной, замедленной.

    Затрудненная артикуляция характеризуется неправильным произношением слов. При этом звуки, слоги, буквы, составляющие слова, нередко расположены в неверном порядке.

    Больные с афазией Брока, могут произносить короткие осмысленные фразы. Но эти фразы сложны для восприятия окружающими. Помимо этого, проявления афазии у пациентов могут сопровождаться слабостью и параличом верхней и нижней конечностей справа. Объясняется это близким расположением к центру Брока в лобной доле коры головного мозга центров, отвечающих за произвольные движения.

    Различают несколько степеней тяжести моторной афазии.

    Легкая степень тяжести характеризуется умеренным нарушением способности к письменной и устной речи. При этом понимание любой речи мало нарушено.

    Но при более тщательном обследовании практически у всех пациентов выявляются расстройства различной степени тяжести в области понимания больным речи (к примеру, сложных устных команд). Описаны случаи, когда больной, страдающий афазией Брока, временно не может воспроизводить речь, при этом понимание письменной и устной речи сохраняется. Подобное состояние называется афемия.

    При более тяжелой степени выраженности афазии Брока наблюдается значительное расстройство устной речи больного, также затруднительно понимание разговорной и письменной речи больным.

    При восстановлении пациента в его речи могут появиться стереотипные фразы, повторяемые в качестве ответа на все вопросы. Или формируется требующая значительных усилий, медленная, неплавная, грамматически неправильная речь. При этом в речи отсутствуют служебные слова – предлоги, союзы, а также плавность, интонации.

    Восстановление речи часто требует длительного времени. Иногда на это требуется до 2 лет. Начинать восстановление речи нужно как можно раньше.

    На эффективность восстановления речи влияют многие факторы – причина, вызвавшая поражение мозга, локализация повреждения мозга, глубина и обширность повреждения, состояние здоровья и возраст пациента. В терапии афазии важно участие близких пациента.

    Упрощение речи, используя простые, короткие предложения

    Повтор ключевых слов предложений при необходимости

    Сохранение обычного стиля общения, не разговаривать как со слабоумным или маленьким ребенком Активное привлечение больного к беседе

    Использование всех видов общения – речь, язык жестов

    Не поправлять больного при разговоре

    Предоставить больному нужное время на выговаривание предложения. Используются и другие подходы к восстановлению речи, к примеру, использование специальных компьютерных программ с упражнениями для больных афазией.

    Речь зависит от многих механизмов, которые формируются в первые 20 лет жизни и тесно связаны с определенными участками полушарий мозга. Патологические процессы или повреждения ответственных за речь участков мозга вызывает афазию – расстройство речи. В каждом полушарии функции, отвечающие за речь, имеют моторное и сенсорное обеспечение. Так, например, повреждение премоторной области коры, которая отвечает за движение, влечет за собой развитие афферентной или эфферентной моторной афазии.

    Патология коркового отдела слухового анализатора приводит к сенсорному нарушению речи. Моторная и сенсорная афазии относятся к транскортикальным патологиям. Иными словами, нарушениям, которые возникают при прохождении сигналов через кору мозга. Моторные изменения обусловлены снижением активности устной и письменной речи, сенсорная – пониманием речи.

    Моторная афазия Брока

    Моторная афазия Брока имеет 3 типа нарушений:

    1. Афферентное нарушение речи. Относится к легким формам. Больной бегло говорит без пауз. При обследовании выявляют дефекты во время чтения и неправильную артикуляцию.
    2. Эфферентное нарушение речи. Тяжелая форма, при которой пациент произносит бессвязные фразы с длинными интервалами или молчит. Отмечают грубые нарушения письменной речи. Читать пациент может с трудом.
    3. Сенсорно-моторная афазия. Полное расстройство понимания и произношения устной и письменной речи.

    Причинами моторной афазии являются:

    • эмболия верхней ветви мозговой артерии;
    • кровоизлияние;
    • травма;
    • воспаление;
    • опухоли;
    • дегенеративные процессы ( , Пика).

    В основном моторная афазия выявляется после инсульта. При легкой форме у больных наблюдаются умеренные нарушения способности говорить и писать, но понимание сказанного и написанного страдает минимально. Только при обследовании с выполнением сложных команд выявляют отклонения.

    В некоторых случаях больной на короткий период утрачивает свою речь, но при этом понимает других и может осознать прочитанный текст. Как правило, такое состояние сменяется обедненной речью. Больной с усилием произносит слова, при этом осознает дефекты произношения.

    Он не может выполнить произвольные движения языком и губами по команде, несмотря на то, что автоматические движения в них сохранены. При осмотре определяют слабость мышц нижнего правого отдела лица, правой руки и кисти. При легких нарушениях речь полностью или частично восстанавливается.

    При выраженных нарушениях больной не может нормально говорить и понимать речь. При восстановлении во время лечения, пациент отвечает только шаблонными фразами в ответ на все вопросы, которые ему задают. В других случаях, появляется медленная речь, которая произносится с усилием. Обычно произношение фраз грамматически неправильное, без предлогов и союзов. Больной разговаривает без интонации и плавности.

    Моторные нарушения речи у детей

    Моторная афазия у детей проявляется нарушением разговорной и письменной речи. У ребенка полностью сохранен слуховой аппарат, он понимает, что ему говорят, но ответить не может. Понимание чужой речи ограничивается простыми фразами и обычными словами.

    Более сложные предложения, которые не связаны с жизнью ребенка, не воспринимаются. При легком течении патологии сохраняется некоторый словарный запас, при помощи которого ребенок пытается общаться с окружающими. Тяжелое течение протекает с полным нарушением или отсутствием речи.

    К явным признакам моторных нарушений речи ребенка относятся:

    • грамматически неправильная речь (без окончаний, предлогов);
    • искажение слов;
    • перестановка звуков;
    • замена слов, не подходящих по смыслу, но схожих по произношению;
    • хаотичное вставление различных коротких слов во время произношения речи (эмболофразия).

    При эмболофразии ребенку тяжело писать диктант и невозможно писать сочинение. Легко дается переписывание текста или написание простых понятных фраз. Практически всегда при моторных нарушениях речи встречаются затруднение с чтением.

    Ребенок может складывать буквы в слова, но при этом, не понимает прочитанное. Прогноз болезни зависит от того, насколько выражено повреждение коры мозга и от развития ребенка до начала патологии.

    Лечение моторной афазии

    Перед тем как назначить лечение моторной афазии, проводят объективную диагностику. Больного осматривают нейропсихологи, логопеды, невропатологи. Для определения причины патологии показаны следующие обследования:

    • МРА (магнитно-резонасная ангиография);
    • допплерография;
    • спинномозговая пункция.

    После того как поставлен диагноз моторная афазия, назначают лечение. Больным прописывают медикаментозные препараты:

    • средства для мозгового кровообращения (Кавинтон, Цинаризин, Актовегин, Винпоцетин);
    • средства для снижения тонуса мышц (Мидокалм, Баклофен, препараты магния);
    • антидепрессанты;
    • ноотропные средства для улучшения мозговой активности (Глиатиллин, Пирацетам);
    • тонизирующие лекарства (Кофеин);
    • антихолинэстеразные препараты для улучшения передачи возбуждения в нервной системе (Галантамин).

    К немедикаментозным методам лечения относятся:

    • логопедические методы коррекции;
    • физиотерапевтические процедуры;
    • психотерапия.

    Важно! Самостоятельная коррекция в домашних условиях может повлечь за собой необратимые нарушения речи или заикание.

    В крайних случаях ставят вопрос о хирургическом вмешательстве (наложение экстраинтракраниального микроанастомоза) для улучшения мозгового кровообращения.

    Формы сенсорной афазии

    Наиболее частыми причинами патологии являются эмболия задней височной или средней мозговой артерии, энцефалит, ушиб мозга, опухоль. Выделяют следующие сенсорные формы афазии:

    1. Семантическая. Пациенты не воспринимают сложные фразы.
    2. Проводниковая. Сложности при повторении фраз вслед за врачом или при чтении.
    3. Амнестическая. У больных возникают трудности в построении и распознавании слов.
    4. Акустико-мнестическая. Пациенты не могут образовывать слова. Речь скудная, состоящая в основном из местоимений.
    5. Оптико-мнестическая. Пациенты могут узнавать предметы, но с трудом вспоминают их названия.

    Основные проявления патологии:

    • при сохранении зрения и слуха, пациенты не понимают устную и письменную речь;
    • больные бегло неправильно произносят слова и фразы (бессмысленная быстрая речь);
    • нарушения чтения и письма;
    • эмоциональная активность, раздражительность;
    • нарушение зрения.

    Нередко заболевание носит прогрессивное течение. Длительное лечение включает в себя занятия с логопедом, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапевтические процедуры, психотерапию. В комплекс терапевтических мероприятий включают , улучшающие мозговое кровообращение, обмен веществ.

    Афазия — это расстройство неврологического характера, представляющее собой потерю , выражающуюся в неспособности как говорить, так и понимать речь. В зависимости от симптоматологии различают различные виды афазий. В этой статье мы расскажем вам об афазии Брока , также известной, как эфферентная моторная афазия. Как протекает афазия Брока и каковы её причины? Афазия Брока характеризуется проблемами в коммуникации средней и высокой степени тяжести, связанными с отсутствием или .

    Афазия Брока

    Нарушение речи: что такое афазия Брока

    Афазия Брока затрагивает разговорную речь. Характерной чертой этой афазии является неспособность человека бегло говорить и свободно выражать свои мысли, а также формировать целые предложения. Человек также испытывает проблемы с артикуляцией. При этом способность понимать речь сохраняется либо нарушается гораздо меньше.

    Вы хотите узнать, как работает ваш мозг и проверить его основные способности? Вы можете сделать это с помощью инновационного . Менее, чем за 30-40 минут узнайте всё о своих когнитивных способностях. Присутствуют ли симптомы, указывающие на наличие каких-либо когнитивных расстройств?

    Существуют четыре системы или компонента языка:

    • Фонологическая система: отвечает за обработку мозгом акустического сигнала, представленного в виде слов и слогов
    • Морфологическая система: свойства и взаимосвязи языковой системы в целом, затрагивающие структуру слов посредством правильной комбинации составляющих их морфем
    • Синтаксическая система: гарантирует логичность и последовательность сочетания слов в фразах и речи
    • Семантическая или лексическая система : представляет собой систему лексики языка, т.е. совокупность понятий и идей.

    Согласно классической модели, афазии классифицируются в зависимости от локализации повреждения мозга . Таким образом, афазия Брока вызвана поражением находящегося в лобной доле двигательного речевого центраЦентра Брока. Центр Брока отвечает за различные функции, связанные с речью: порядок фонем в словах, организацию слов в предложении (синтаксис), семантическую интеграцию и моторную организацию речи.

    Диагностика афазии Брока

    Для выявления афазии Брока можно воспользоваться различными инструментами нейропсихологического тестирования , как общими, так и специальными для обнаружения афазии. При выполнении любого нейропсихологического тестирования, в том числе теста на афазию Брока, необходимо учитывать два критерия, которые могут влиять на устное общение:

    1. Уровень образования: при оценке необходимо учитывать образовательный уровень человека.
    2. Этиология и степень поражения: у пациента может присутствовать когнитивный дефицит, связанные с диффузными нарушениями, например, памяти или внимания, которые негативно влияют на коммуникационные навыки.

    Диагностика афазии Брока основана на изучении различных аспектов речи. Необходимо изучить, какой из этих аспектов нарушен, и, в зависимости от этого, идентифицировать вид афазии. В настоящее время большее внимание уделяется симптомам афазии, которые необходимо корректировать, а не классификации самого синдрома. Областями изучения являются:

    Спонтанная речь при афазии Брока

    Речь идёт о способности начинать и поддерживать разговор. Оценка спонтанной речи производится по такому параметру, как беглость речи . При этом:

    • Небеглая, замедленная речь : человеку сложно произносить слова, он способен говорить только короткими фразами, прикладывая значительные усилия при артикуляции, при этом быстро устаёт. Для его речи становится характерна диспросодия (нарушение ритма, смысловых и синтаксических ударений, монотонность) и наличие аграмматизмов (нарушений при построении синтаксических структур).
    • Беглая или слишком беглая речь : нормальное или быстрое (более 200 слов в минуту) произношение слов, сопровождаемое нормальной артикуляцией и ударениями. В данном случае нарушения, известные, как парафазии , затрагивают содержимое речи. Парафазии бывают симантические (используется ошибочное слово, относящееся к той же категории, что и нужное) и фонологические (фонетические ошибки, например, когда человек путает буквы или слоги в слове).

    Для афазии Брока характерна замедленная, косноязычная речь.

    Понимание при афазии Брока

    Оценить понимание речи при данном виде афазии сложно, поскольку ошибки при ответе или неправильные ответы могут быть связаны не с проблемами понимания речи, а с трудностями произношения. Поэтому при оценке используются инструменты, не требующие говорения от тестируемого. Диагностическим критерием в данном случае является сохраняется ли способность к пониманию речи или нет. У пациентов с афазией Брока она сохраняется.

    Повторение при афазии Брока

    Заключается в способности расшифровать слуховую информацию, отыскать соответствующий фонологический код и воспроизвести услышанное. Если какой-либо из этих процессов нарушен, повторение также будет некорректно. С помощью повторения букв, слов, псевдослов (вымышленных слов) и фраз изучается, есть ли проблемы с повторением (характерные для афазии Брока) либо эта способность не нарушена.

    Память на имена при афазии Брока

    Это способность называть предметы своими именами, т.е. доступ к лексике и нахождению конкретного линвистического элемента. Пациенты с афазией Брока испытывают значительные затруднения с этим, это расстройство известно, как аномия (потеря способности называть предметы).

    Автоматические последовательности при афазии Брока

    Автоматические последовательности — это базовый лингвистический навык, который заключается в произношении хорошо известных последовательностей, например, чисел, месяцев и т.д. Также это могут быть крылатые фразы или пословицы. Автоматическая речь может сохраняться при большинстве афазий, даже тяжёлых.

    Признаки и симптомы афазии Брока

    После того, как мы рассмотрели области, которые изучаются для диагностики афазии, выделим специфические симптомы , характерные для афазии Брока:

    1. Замедленая речь : пациент говорит медленно, используя небольшое количество слов, и быстро устаёт.
    2. Аномия : трудности с называнием предметов.
    3. Аграмматизм : неспособность правильно конструировать завершённые предложения и фразы.
    4. Трудности с повторением : понимают, что им говорят, но не могут повторить услышанное.
    5. Осознание дефицита : при других видах афазий человек может не понимать, что допускает ошибки, ему кажется, что его речь корректна. При афазии Брока пациенты осознают, что испытывают затруднения, поскольку очень устают от говорения.

    Кроме указанных симптомов афазия Брока может сопровождаться симптомами неврологического характера :

    • Орофациальная апраксия: неспособность управлять движениями рта и лица, не вызванная физическими причинами.
    • Односторонний парез: слабость, снижение силы в одной из сторон тела.
    • Гемиплегия: паралич одной стороны тела.
    • Нарушения способности читать и писать.

    Причины афазии Брока

    Как правило, наиболее распространённой причиной афазии Брока является перенесённый ишемический инсульт (кровоизлияние в мозг) в левом полушарии мозга (считается, что оно отвечает за речь). Также афазия Брока может развиться после черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или из-за опухоли в мозге .

    Кроме того, симптомы афазии Брока наблюдаются при других нейродегенеративных заболеваниях:

    • Первичная прогрессирующая афазия : прогрессивное нарушение речи. На начальной стадии у человека с этим расстройством не наблюдаются другие признаки деменции. Характерна замедленная речь, наличие аграмматизмов и аномии.
    • Болезнь Альцгеймера : кроме характерных для этого заболевания типичных симптомов когнитивных нарушений (дефицит памяти и внимания, дезориентация и т.д.), человек с болезнью Альцгеймера испытывает трудности с речью, аномию, используя общие термины или околичности (не имеющие прямого отношения слова, с помощью которых он пытается выразить мысль, поскольку не может это сделать кратко).
    • Болезнь Паркинсона : характерно замедление речи, низкая синтаксическая сложность, и, зачастую, аграмматизмы.

    Вы подозреваете у себя или своих близких болезнь Паркинсона? Проверьте прямо сейчас, присутствуют ли симптомы. указывающие на наличие болезни Паркинсона, с помощью инновационного нейропсихологического .

    Реабилитация при афазии Брока

    Реабилитация или восстановление способностей при афазии Брока зависит от степени тяжести первоначальных симптомов. На начальной стадии заболевания можно восстановить и реорганизовать некоторые отделы мозга, компенсируя таким образом дефицит когнитивных способностей. Целями реабилитации при афазии Брока являются.

    Афазия Брока – это повреждение участка головного мозга, называемым «центром Брока». Он находится в левой лобной доле в нижней фронтальной извилине. Какие факторы провоцируют развитие данного заболевания?

    Это может быть острое или хроническое нарушение кровообращения средней мозговой артерии в бассейне верхней фронтальной ветви. Редкими факторами, вызывающими данное заболевание, могут стать кровоизлияния, дегенеративные или воспалительные процессы, новообразования, субдуральная гематома, метастатические поражения, травматическое поражение лобной доли головного мозга, энцефалит.

    Нарушенная речь больного

    Заболевание проявляется в нарушении речи и ее произношении больным. При этом он вполне нормально воспринимает разговорную и письменную речь. Какие же дефекты речи прослеживаются у больного?

    • Аграмматизм – это нарушение грамматики речи. Так, больному трудно выражать время и падежи, а также использовать артикли и предлоги в речи.
    • Аномия – неспособность быстро подбирать слова. Так, больной долго не способен вспомнить слово или подобрать нужное, в результате чего его речь становится замедленной и неполной.
    • Неверное произношение слов. Больной неправильно расставляет звуки, буквы, слоги в словах, которые произносит.

    Обычно больные афазией Брока произносят короткие фразы, но даже они становятся не всегда понятными слушающим. Часто нарушение речи сопровождается слабостью и параличом верхних и нижних конечностей с правой стороны. Это связано с тем, что центр Брока находится близко к участку головного мозга, отвечающего за произвольные движения.

    Степени тяжести моторной афазии

    Как и любое заболевание, у данного расстройства также имеются свои степени тяжести моторной афазии:

    • Легкая степень характеризуется умеренным расстройством умения разговорной и письменной речи. Восприятие чужой речи при этом практически не нарушено. Однако при основательном исследовании больных можно выяснить, что все они не понимают речь, особенно сложные команды. Афемия – это когда больной некоторое время не может сам воспроизводить речь, но хорошо понимает чужую.
    • Тяжелая степень характеризуется значительным расстройством у больного самому воспроизводить устную речь, что сопровождается непониманием разговорной и письменной речи со стороны.

    При значительном улучшении состояния больного может наблюдаться речевая активность, которая включает в себя проговаривание стереотипных фраз в качестве типичных ответов на типичные вопросы. Его речь становится медленной, неплавной, требует значительных усилий. Грамматика сохраняет свою неправильность. В речи часто продолжают отсутствовать служебные слова (союзы, предлоги).

    Лечение

    На восстановление речевых навыков требуется много времени. Но чем раньше начнете, тем раньше закончите. На восстановительные процессы влияют степень поражения мозга, его лечение, состояние здоровья, возраст пациента. Рекомендуется активное участие родственников в жизни больного.

    При этом желательно:

    • Разговаривать с больным, как со здоровым. Не нужно еще раз заострять внимание на его болезни.
    • Активно привлекать его к беседе.
    • Использовать короткие и простые предложения.
    • Повторять некоторые ключевые фразы. Это позволяет их лучше запомнить и понять.
    • Использовать язык жестов.
    • Не исправлять речь больного.
    • Предоставлять больному афазией Брока необходимое время на проговаривание слов. Это требует терпения от окружающих.