Войти
Логопедический портал
  • Почему нужно изучать русский язык?
  • Правила написания синквейна
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Про россию на китайском языке Как нельзя называть женщин в Китае
  • Что значит моя мечта. Значение слова мечтать. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова
  • Чистоговорки с наглядностью. Чистоговорки для развития речи детей. Для развития речи

    Чистоговорки с наглядностью. Чистоговорки для развития речи детей. Для развития речи

    Произносительная сторона речи малышей 2-3 лет еще далека от совершенства. Начав пользоваться активной речью, дети тренируют свой артикуляционный аппарат. Можно применять специальные упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти. С их помощью укрепляются мышцы органов артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более четко. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, обязательно с показом движений. Ребенок должен сидеть перед зеркалом.

    Упражнения для губ

    «Пузырь лопнул» - надуть щеки, а затем прижать то одну, то другую пальцем.

    «Зайку приняли за волка» - вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы.

    «Остановите лошадку» - произнести «Тпру!»

    «Покажите, как котенок молоко лакает» - выполнять быстрые движения я зыком: высовывать и прятать язык.

    «Иголочка» - дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей щек.

    «Лошадка цокает копытом» - пощелкать языком, приподнимая его к верхнему небу.

    Упражнение для нижней челюсти

    «Ворота открыты» - широко открывать и закрывать рот.

    Игры и упражнения для развития речевого дыхания

    Немаловажную роль для развития произносительной стороны речи играет правильная постановка дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического большей длительностью на выходе, поэтому нужно детей обучать длинному плавному выдоху. Лучше это делать с использованием игрушек: легких вертушек, надувных шариков, губной гармошки. Можно играть с пушинкой: поставить игрушечные ворота и стараться задуть туда пушинку («Забей мяч в ворота»). Интересное упражнение «Фокус»: на нос кладется ватка, язык высовывается вверх и с силой выдыхается воздух. Ватка должна полететь вверх.

    Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения гласных звуков применяются такие игровые приемы:

    Скажи, как:

    Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);

    Мышонок смеется – и-и-и-и;

    Волк завет другого волка – у-у-у-у;

    Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

    Ребенок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

    Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

    Игры для закрепления в произношении изолированных звуков

    На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение, для чего ребенку можно предложить побыть комариком, пчелкой, лягушкой, мышонком и показать, как поет комарик (з-з-з-з), пчелка (ж-ж-ж-ж) и т.д.

    Игра «Комарики»

    Цель: автоматизация изолированного звука з.

    Ход игры . Дети, которых выбрали «комариками», «летают» и произносят длительно звук з-з-з-з, стараясь догнать других детей и укусить их. Тот, кого «комарик» укусил, сам становится «комариком» и начинает петь песенку комара и догонять других детей.

    Игра «Свисток»

    Цель: автоматизация изолированного звука с.

    Ход игры. Взрослый предлагает ребенку изобразить, как свистит свисток: длительно и громко произносить звук с-с-с-с.

    Игры для закрепления произношения звуков в слогах, словах и предложениях

    Игра «куры и петух»

    Цель: отработка произнесения твердого согласного звука к в слогах.

    Ход игры. Дети бегают по площадке, машут крыльями, изображая кур. Ведущий произносит стишок, а дети должны в нужном месте произносить слоги «ко-ко-ко».

    Куры крыльями махали:

    Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

    Куры клювами стучали:

    Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

    Дай нам, Петя, крошек,

    Крошек не жалей,

    Дай еще немножко,

    Будет веселей!

    Игра «Гуси-Гуси»

    Цель: автоматизация произнесения твердого согласного звука г в слогах.

    Ход игры . Дети – гуси, один ребенок – волк. Взрослый спрашивает:

    Гуси-гуси!

    Га-га-га!

    Есть хотите?

    Да-да-да!

    Гуси белые, домой –

    Серый волк под горой!

    Дети бегут и кричат «га-га-га», «волк» хочет их поймать.

    Для закрепления звуков, уже появившихся в речи, детям можно предложить выучить и затем произносить вслух чистоговорки. На третьем году жизни внимание обращается на звуки Н, К, Г, Ф, Тˈ, Дˈ, Нˈ, Лˈ, Кˈ, Гˈ, Сˈ, Зˈ, Т, Д, К, Хˈ, Бˈ, Мˈ, Пˈ, П. полезно составлять такие чистоговорки, в которых наряду с отработкой нужного звука были бы представлены разные грамматические формы слов, например, косвенные падежи существительных.

    Примеры чистоговорок с грамматическими формами

    Т

    От-от-от – полосатый кот.

    Та-та-та – увидели кота.

    Ту-ту-ту – подошли к коту.

    Т, Тˈ

    Том-том-том – поиграй с котом.

    Та-та-та – хвостик у кота.

    Те-те-те – помним о коте.

    Д, Дˈ

    Да-да-да – холодная вода.

    Ды-ды-ды – плохо без воды.

    Де-де-де – купаемся в воде.

    Дой-дой-дой – умываемся водой.

    Н

    На-на-на – синяя волна.

    Ну-ну-ну – не ныряй в влону.

    Й

    Ай-ай-ай – мне конфетку дай.

    Ой-ой-ой – Васенька больной.

    Эй-эй-эй – догони сумей.

    К, Кˈ

    Ка-ка-ка – левая рука.

    Ке-ке-ке – куколка в руке.

    Ки-ки-ки – не поднять руки.

    Х, Хˈ

    Ха-ха-ха – варится уха.

    Хи-хи-хи – нет у нас ухи.

    Ух-ух-ух – бегает петух.

    Ха-ха-ха – вижу петуха.

    Хи-хи-хи – дерутся петухи.

    В

    Ва-ва-ва – серая сова.

    Ву-ву-ву – видели сову.

    Ф, Фˈ

    Фа-фа-фа – мягкая софа.

    Фы-фы-фы – в доме нет софы.

    Фу-фу-фу – сядем на софу.

    Фе-фе-фе – кукла на софе.

    С

    Са-са-са – рыжая лиса.

    Сы-сы-сы след большой лисы.

    Су-су-су – видели лису?

    Се-се-се – помним о лисе.

    З, Зˈ

    За-за-за – серая коза.

    Зы-зы-зы – рожки у козы.

    Зе-зе-зе – травку дам козе.

    Зу-зу-зу – я пасу козу.

    Лˈ

    Аль-аль-аль – убегаю в даль.

    Оль-оль-оль – каменная соль.

    Эль-эль-эль – кушай карамель.

    Г, Гˈ

    Гу-гу-гу – гуси на лугу.

    Га-га-га – зеленые луга.

    Ги-ги-ги – с сыром пироги.

    Ге-ге-ге – начинка в пироге.

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха

    Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соотвествии с рифмой стихотворения.

    Примеры загадок «Доскажи словечко»

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Пушистый хвост-краса.

    Кто это? (Лиса)

    В подполье, в каморке,

    Живет она в норке,

    Серая малышка.

    Кто же это (Мышка)

    Пышный хвостик торчит с верхушки,

    Что за странная зверюшка?

    Щелкает орехи мелок.

    Ну, конечно, это … (Белка)

    Он всю зиму в шубе спал,

    Лапу бурую сосал,

    А проснувшись, стал реветь.

    Это зверь лесной … (Медведь)

    Мчится что есть духу,

    Хвост короче уха.

    Живо угадай-ка.

    Кто же это? (Зайка)

    За рекой в лесу росли,

    Их на праздник принесли,

    На веточках – иголки.

    Что же это? (Елки)

    Этот зверь живет лишь дома.

    С этим зверем все знакомы.

    У него усы, как спицы.

    Он мурлыча, песнь поет.

    Только мышь его боится.

    Угадали? Это … (Кот)

    Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.

    Тˈ, Л

    Тили-тили-тили-бом –

    Загорелся кошкин дом!

    Тˈ

    Тюшки-тютюшки,

    На горе пичужки,

    Там Ванюшка бывал,

    Пичужку поймал.

    Тень-тень, потетень,

    Выше города плетень.

    Т

    Аты-быты – шли солдаты,

    Аты-баты – на базар,

    Аты-баты – что купили?

    Аты-баты – самовар.

    Л

    Люли-люли-люли,

    Прилетели гули.

    К маленькой Ганнуле.

    Для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребенку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего. Эти действия резко сменяются по команде. Ребенок должен быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение и не проиграть.

    Игра «Обгони»

    Цель: Развитие ритмичной выразительной речи, воспитание слухового внимания, развитие координации движений.

    Ход игры. Посреди комнаты один стульчик, невдалеке от него двое играющих. Остальные дети вместе со взрослыми произносят стишок:

    Девочке на ручку

    Бабочка села.

    Девочка бабочку

    Поймать успела.

    После этих слов двое играющих бегут к стульчику и стараются его занять.

    Игра «Дождик, дождик»

    Цель: развитие слухового внимания, ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

    Ход игры. Стулья стоят по кругу. Детей на одного больше, чем стульев. Дети ходят по кругу, взрослый произносит:

    Дождик, дождик,

    Что ты льешь?

    Погулять нам не даешь?

    После этих слов дети бегут к стульчикам и стараются сесть на них. Тот, кому не хватило стульчика, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один играющий – победитель.

    Пальчиковая гимнастика

    Не надо забывать об упражнениях для пальцев рук. Пальчиковая гимнастика усложняется; упражнения для развития тонких движений пальцев проводятся самостоятельно по подражанию, а не при помощи взрослого, как это было в два года. Взрослый произносит потешку и выполняет упражнение, а ребенок смотрит на движения пальцев взрослого, слушает потешку и пытается выполнить упражнение сам.

    Игра «Это пальчик»

    Цель: тренировка разгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитания умения выполнять действие по речевой инструкции.

    Пальцы правой руки ребенка согнуты в кулачок. Ребенок слушает потешку и по очереди разгибает пальцы, начиная от большого. Затем выполняет те же движения на левой руке, а в конце – сразу на двух руках.

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – наш малыш!

    Игра «Этот пальчик хочет спать»

    Цель: тренировка сгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитание умения выполнять действие по речевой инструкции.

    Ребенок держит руку перед собой и в соответствии с текстом загибает пальцы, начиная с указательного.

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик – бух в кровать!

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж уснул.

    Встали пальчики – ура!

    Бегать всем давно пора!

    Вначале взрослый выполняет движения ребенка, одновременно произнося потешку, а затем ребенок самостоятельно загибает и разгибает пальчики. Надо побуждать ребенка произносить и текст, хотя бы добавлять последнее слово в каждой фразе.

    Мы рады помочь Вами и Вашим детям!

    Малыши с 1,5-2 лет начинают уже не просто лепетать, а говорить целые фразы. Чтобы помочь детям научиться правильно и чётко проговаривать слова, предлагаем простые и весёлые упражнения – стишки-чистоговорки.

    Чистоговорки - маленькие четверостишья, написанные в шуточной форме, благодаря которым можно в словесной форме поиграть с ребёнком и в то же время . Проговаривая сложные по произношению строки, можно предложить малышу - делать это с разной интонацией и скоростью. Также достаточно эффективно произносить чистоговорки, кидая друг другу мяч, или хлопая в ладоши, благодаря чему .

    Бегемот разинул рот,
    Булки просит бегемот.

    Боря барабан берёт,
    И во двор играть идёт.
    Там-тарарам - выводит он,
    Слышит Борю целый дом.

    Белый снег, белый мел,
    Белый сахар тоже бел.
    А вот белка не бела,
    Белой даже не была.

    Гусь смеётся: га-га-га
    Вдаль несёт его река.
    Справа, слева берега -
    Вот гусиная тропа.
    Га-га-га, га-га-га -
    Выходить ему пора.

    Кто на дереве сидит,
    И по дереву стучит:
    Тук-тук-тук-
    Тук тук-тук…

    Раздается громко звук.
    Это дятел строит дом
    Будет жить он скоро в нём.


    Жук жужжит -
    Опять жара,
    Уже красные бока.
    Полетел он за дома,
    Ждёт его там детвора.

    Мышки по полю шуршат,
    Колоски собрать хотят.
    Будет праздник у мышат,
    И у их друзей - котят.

    П, П, П! - пускает пар
    Полный чая самовар.
    Каша на плите пыхтит,
    Из-под крышки пар летит.


    Рыбка плещется в воде,
    Рыбка плавает в реке.
    Солнце, лето, хорошо,
    Когда весело, тепло.

    Звуков очень важно для развития речи. Иногда родители не знают, что нужно делать, чтобы малыш заговорил так, как положено. В таких случаях они обращаются за помощью к специалистам для профессиональной постановки звуков и букв.

    Однако у родителей есть возможность научить дитя самостоятельно. Для этого необходимо регулярно заниматься с ребёнком: читать ему стихи, сказки, использовать скороговорки и чистоговорки для развития речи, обращая внимание на те звуки, которые у малыша не получаются. Из данной статьи вы почерпнете информацию о том, как ребёнку помочь в развитии правильного произношения. Педагогам же будет полезно узнать, какие материалы подобрать для того, чтобы организовать развитие речи в средней группе.

    Чистоговорки и скороговорки

    Речь состоит из отдельных звуков. Поэтому для каждого человека очень важно правильное произношение. Многие дети, поступая в школу, не умеют чётко произносить определённые звуки. Именно поэтому необходимо уделять внимание развитию речи с раннего возраста.

    Часто дети не осознают, что они называют звуки неверно. Это происходит оттого, что у них плохо развит ведь именно от него зависит произношение. Поэтому в первую очередь необходимо развивать фонематический слух, а затем речь. После того как ребёнок научится слышать себя, у него начнутся улучшения произношения.

    Часто дети меняют звуки, чтобы им легче было говорить. Например, слово «рыба» заменяют на «лыба», а жука на «зука», поскольку им так проще. Этого допускать нельзя. Поэтому предлагаем обратить внимание на чистоговорки для развития речи. Благодаря им, произношение у малыша с каждым днём будет становиться всё лучше.

    Первый этап: артикуляционная гимнастика

    Прежде чем учить с детьми скороговорки и чистоговорки для развития речи, необходимо делать зарядку для язычка. Это небольшая разминка, чтобы губы и язык были гибкими и сильными для адекватного произношения звуков.

    1. Игра «Футбол». Инструкция звучит примерно так: «Необходимо забить мяч сначала в левые ворота, а потом в правые. Для этого представьте, что кончик язычка - это мяч. Сначала поверните его к левой щёчке, затем к правой». Упражнение проделывается 4 раза.

    2. Игра: «Гриб». Инструктаж: «Язычок - это наш грибок. Подержите его у верхнего нёба несколько секунд. Расслабьте язычок и опять повторите упражнение». Выполняется не менее четырёх раз.

    3. Упражнение «Вкусный шоколад». Детям нужно объяснить алгоритм действий: «Представьте, что губы у вас сладкие. Вы только что поели шоколад и его нужно облизать. Проведите языком сначала по верхним губам, затем по нижним». Следует проделать это не менее 4 раз.

    Артикуляционная гимнастика очень полезна для развития речи. Но это всего лишь разминка. Теперь можно переходить к более сложным заданиям, которые помогут улучшить произношение малыша.

    Простые чистоговорки

    Такое задание даётся детям для организации правильного произношения несложных звуков. Эти чистоговорки для развития речи предлагаются детям в возрасте 3-4 лет. Они помогают малышам освоить такие звуки, как «л, м, н, с, к».

    1. Ла-ла-ла - я конфеты раздавала,

    Ли-ли-ли - мы с мамой их купили,

    Ле-ле-ле - Маше, Роме, Эле.

    Ли-ли-ли - все конфеты съели.

    2. Му-му-му - мама мыла раму.

    Ма-ма-ма - помогал ей Рома.

    Ме-ме-ме - чистая рама в доме.

    3. На-на-на - в лесу росла сосна.

    Ка-ка-ка - она очень высока.

    Ят-ят-ят - большие шишки на ветках висят.

    Ит-ит-ит - белочка к ним быстро спешит.

    4. Са-са-са - села на цветок оса.

    Су-су-су - оса укусила лису.

    Са-са-са - плакала лиса.

    Си-си-си - ты её как-то спаси.

    5. Ко-ко-ко - наши птицы далеко.

    На-на-на - скоро наступит весна.

    Ят-ят-ят - тогда и прилетят.

    Ить-ить-ить - будет их весной кормить.

    Такие чистоговорки для развития речи смогут произносить дети в средней группе 3-4 лет. Благодаря небольшим стишкам, малыши научатся чётко, правильно и красиво произносить все слова.

    Сложные чистоговорки

    Когда начальный этап развития произношения пройден, можно усложнять задания маленьким ученикам. Для этого предлагайте малышам стихи-чистоговорки, используя более сложные звуки, которые детям даются с трудом. Это такие фонемы, как «ш, ч, ц, р».

    1. Шо-шо-шо - как летом хорошо.

    Аш-аш-аш - они строят красивый шалаш.

    Ош-ош-ош - получился он хорош.

    Шу-шу-шу - поем вкусную кашу.

    Аш-аш-аш - опять пойду в наш шалаш.

    2. Ча-ча-ча - трудная у меня задача.

    Чу-чу-чу - я её хорошо учу.

    Чи-чи-чи - ты меня научи.

    3. Цо-цо-цо - снесла курица яйцо.

    Ца-ца-ца - она наша умница.

    Це-це-це - я скажу своей птице.

    Цо-цо-цо - снеси ещё одно яйцо.

    4. Ра-ра-ра - наша любимая игра.

    Да-да-да - это детская чехарда.

    Ро-ро-ро - на улице сыро.

    Ру-ру-ру - я домой друзей беру.

    Ру-ру-ру - там продолжим мы игру.

    Развитие речи в средней группе проходит 2 раза в неделю по 15 минут. Однако дома можно заниматься с детьми ежедневно по 5-10 минут. Главное, необходимо заинтересовать ребёнка, чтобы у него было желание играть и учиться. Для этого необходимо использовать игровую составляющую.

    Скороговорки

    Многим детям трудно их выговаривать. Ведь скороговорки нужно произносить не только чётко, правильно, но и быстро. Однако детям такие упражнения очень помогают в развитии речи.

    1. Жужжит на дереве огромный жук, у него на спине большой коричневый кожух.
    2. Шла Маша за кашей, съела быстро кашу Маша.
    3. Наша Таня большая соня. Эта соня Таня маленькая сударыня.
    4. У Ани, Сани и Тани есть сом с большими усами.
    5. Саня и Соня везут маленькую Таню на своих санях.
    6. Дятел дуб раздолбил и огромного жука словил.
    7. Найди, не спеши и орешек принеси.
    8. На реке большая драка, сильно подрались два огромных рака.
    9. Купили Тане девице, белое и красивое платьице. Ходит эта девица, хвастается платьицем.
    10. Катя лазила по лесенке и срывала вкусные, сладкие персики. С такими персиками Катюша съехала с лесенки.
    11. Большие, сильные бараны громко стучали в красные барабаны.
    12. Мама мылом мыла раму. Стала рама чистая у мамы. Теперь довольна наша мама: наконец-то вымыла большую раму.

    Скороговорки - это замечательные упражнения по развитию речи. С их помощью дети пополняют словарный запас, развивают память, мышление, воображение, произношение. Старайтесь уделять скороговоркам как можно больше внимания.

    Игры для развития речи

    Нужно организовывать не только чистоговорки для детей, но и игры. Ведь благодаря им у малышей появляется интерес к занятиям и можно заниматься с ними более длительное время.

    1. Игра: «Назови ласково». Скажите ребёнку слово, например, «кошка». Малыш должен придумать ласкательное слово: «кошечка». Таких слов много. Это может быть «шапка, шарф, мышь, лицо, нос» и т. д.

    2. Игра: «Зоопарк». Покажите ребёнку картинку с животным, пусть опишет его. Указать нужно следующие признаки: внешний вид, что ест, какие звуки произносит и т. д. Такая игра помогает малышу пополнить словарный запас и тренирует память.

    3. Игра: «Угощение». Покажите ребёнку картинки с животными и едой. Пусть малыш определит, кто что ест. Например, кому морковь? Кролику. Кто ест мёд? Медведь. Кому банан? Обезьяне. Желательно, чтобы таких картинок было как можно больше. Малыш не только играет, но и продолжает знакомиться с окружающим миром.

    4. Игра: «Закончи предложение». Вы начинаете говорить, а ребёнок продолжает. Например, «мама порезала капусту и положила куда?» У детей появляется много версий: в суп, на сковородку, в салатник и т. д.

    Игры для развития речи помогают детям не только правильно говорить, но и фантазировать. Играть можно не обязательно вдвоём, но и с группой детей. Так малышам будет даже интересней заниматься.

    Правильное произношение необходимо каждому ребёнку. Особенно тогда, когда дитя поступает в школу. Ведь чтобы успеваемость была на высоте, нужно с раннего возраста заниматься развитием речи.

    Старайтесь не ругать малыша, если у него что-то не получается. Помните, он только учится и ему очень тяжело выговаривать некоторые звуки, и тем более скороговорки, которые сами по себе очень сложны для крохи.

    Занимайтесь ежедневно. Сначала уделяйте внимание развитию речи на протяжении 5 минут. Затем постепенно увеличивайте время. Однако, если вы видите, что малыш рассеян, невнимателен, постоянно отвлекается - отставьте занятие.

    Всегда старайтесь заинтересовать малыша. Прежде чем учить чистоговорки для развития речи, придумайте игру, которая придаст ребенку дополнительную мотивацию. Это может быть пришедшая в гости кукла или мягкая игрушка, письмо от Винни-Пуха, который попросил научить его чему-то, или другой вариант. Такой прием наверняка заинтересует малыша.

    Не забывайте, что урок всегда нужно начинать с артикуляционной гимнастики. Когда разработаются губы и язык, тогда можно учить стихи-чистоговорки, скороговорки, сказки и т. д.

    К каждому отрывку можно добавить иллюстрацию для наглядного примера. У многих детей зрительная память лучше, чем слуховая. Картинки помогут быстрее запомнить определённые звуки и слова.

    Заключение

    В статье мы рассмотрели чистоговорки с лёгкими и более сложными звуками, скороговорки, игры. Это помогает крохе улучшить не очень хорошее произношение. Благодаря таким занятиям, малыши становятся более усидчивыми, сообразительными.

    Произносить и запоминать чистоговорки для детей будет легче тогда, когда занятия будут проводиться в интересной, игровой форме. Если использовать скучный урок, то малыш не раскроется полностью и его внимание вскоре истощится.

    Чистоговорки можно произносить с крохой в любое время дня. Например, когда идёте в детский сад или обратно, по пути в магазин, на прогулке, перед сном или во время приготовления еды. Самое важное - правильно заинтересовать кроху. Старайтесь, и скоро малыш начнёт радовать вас своими успехами.

    Разделы: Работа с дошкольниками

    1. Теоретическая часть и актуальность

    Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт. Часто у детей с проблемами в звукопроизношении наблюдается задержка в психическом развитии.

    Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в школе.

    Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению. В этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, такие как:

    Артикуляционные гимнастики и упражнения.

    Чистоговорки.

    Скороговорки.

    2. Из опыта работы.

    1. Артикуляционные гимнастики и упражнения.

    Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.

    Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

    1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

    2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”.

    Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

    3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.

    Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:

    Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения не менее 5-6 раз.

    Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

    Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.

    Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).

    Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).

    Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. Проводя с ребёнком упражнения и гимнастики для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем, нужно помнить следующее: надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.

    * Сказочные истории из жизни Язычка.

    История №1 “Домик для Язычка”.

    Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашёл Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики.

    Как они называются? Правильно, это щёки. А потолок был твёрдым и назывался нёбо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков.

    История №2 “Язычок делает ремонт”.

    Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, а потом вторую – зубы. После этого он тщательно протирал их сначала с наружной, а потом с внутренней стороны (дети под руководством учителя делают соответствующие движения, то есть проводят языком по внутренней и наружной стороне губ и зубов). Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было хорошо и для этого он крепко прижимал кисточку (широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд – назад – упражнение “Маляр”). Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями. Делал он это очень аккуратно (дети двигают язычок сверху вниз по внутренней стороне обеих щёк).

    После ремонта Язычок мыл пол (дети двигают кончик язычка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов, открыв при этом рот).

    * Артикуляционные гимнастики и упражнения, основанные на звукопроизношении.

    Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля).

    Шарик (т-ссс).

    Пароход (ч-ч-ч).

    Солдат (та-та-та), солдаты (да-да-да).

    Ветер (в-в-в, ф-ф-ф).

    Чайник (пых-пых).

    Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф).

    Машина (пи-пи-пи).

    Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький).

    Большой молоток (д-д-д), маленький молоточек (мь-мь-мь).

    Стук колёс большого поезда (т-т-т), стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть).

    Стук часов (тик-так, тик-так).-

    Песенка большого мотора (р-р-р), песенка маленького моторчика (рь-рь-рь).

    Песенка большого комара (з-з-з), песенка маленького комарика (зь-зь-зь).

    Песенка большого насоса (с-с-с), песенка маленького насосика (сь-сь-сь).

    Песенка ветра (ш-ш-ш).

    Песенка жука (ж-ж-ж).

    Дрожим от холода (в-в-в).

    У врача (а-а-а).

    Девочка кормит цыплят (цып-цып).

    Птенчики (ти-ти-тисс).

    Гусь злится (ш-ш-ш).

    Змея (щ-щ-щ).

    Курочка (ко-ко-ко).

    Мурка (кис-кис).

    Лошадка скачет (цоканье).

    Цыплёнок (пи-пи-пи).

    Гусь (га-га-га).

    Кукушка (ку-ку, ку-ку).

    Кошка (мяу-мяу-мяу),

    Лошадка (и-го-го).

    Лягушка квакает (ква-ква-ква)

    Козлёнок зовёт маму (ме-е-е – тихо), мама-коза отвечает козлёнку (ме-е-е – громко).

    Мычит телёнок (му-у-у – тихо).

    Ягнёнок зовёт маму (бе-е-е – тихо), овечка – мама зовёт ягнёнка (бе-е-е – громко).

    Петух на заборе (ку-ка-ре-ку).

    Волк воет (у-у-у).

    Собака лает (аф-аф-аф).

    *Артикуляционные игры и упражнения, основанные на воображении и представлении.

    - “Футбол” (Играем в футбол – забиваем голы то в левые ворота, то в правые. Нужно ударять язычком по-очереди то в левую щёку, то в правую).

    - “Грибок” (Язык представляем в виде гриба. Для этого язычок присасывается к нёбу и удерживается в таком положении. При этом нужно открыть рот как можно шире, не отрывая язычок от нёба).

    - “Сладкое варенье” (Облизываем языком сначала нижнюю губу, а потом верхнюю. И так несколько раз).

    - “Иголочка” (Превращаем язычок в иголочку. Вытягиваем его вперёд как можно дальше).

    - “Часики” (Язычок – стрелочка. Вытягиваем его вперёд и водим им влево – вправо).

    - “Толстый – тонкий” (становимся то толстыми, то тонкими. Для этого сначала надуваем губы как можно сильнее, то втягиваем их вовнутрь как можно сильнее).

    - “Забор – дудочка” (Сначала растягиваем губы в стороны, показываем зубы. Это забор.

    Затем вытягиваем губы трубочкой и гудим: “у-у-у”).

    * Артикуляционные игры и упражнения, основанные на сюжетно – ролевых играх.

    - “Снежинка”. У каждого ребёнка на ладошке лежит снежинка, вырезанная из бумаги. Рука мёрзнет, поэтому снежинку нужно сдуть. А так как она очень маленькая и лёгкая, то сдувать её нужно очень осторожно. Поэтому дуть будем на неё вот так: сомкнуть губы, произнести звук п один раз. Не сдули. Тогда произносим звук п несколько раз подряд, пока снежинка не слетит: п-п-п.

    - “Греем руки”. Можно эту игру использовать как продолжение предыдущей. А можно придумать новый сюжет. Например такой: мы лепили снеговика и у нас очень замёрзли руки. Нужно их согреть. Подносим руки ко рту и дуем на них вот так: х-х-х. - “Подуй на шарик”. Представим, что у нас на ладошках лежит воздушный шарик. Объявляется соревнование, кто быстрее сдует его. Но сдувать нужно аккуратно и медленно.

    - “Лошадки”. Дети, изображая лошадок, стоят в “конюшне”. Учитель говорит: “Наступило утро. Все лошадки идут гулять”. Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу: “Лошадки идут домой!” - дети произносят “и-го-го” и быстро бегут в “конюшню”.

    - “Автомобили”. Дети делятся на две группы и становятся дуг за другом у противоположных стен. На команду: “Поехали!” дети, изображая руками движения руля, идут друг за другом навстречу. Встречаясь, они дают сигналы “Би-би, би-би”, чтобы автомобили не столкнулись.

    2. Чистоговорки.

    Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

    Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

    * Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки.

    - Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. - Ду-до-да – гудят провода.
    - Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
    - Жи-жи-жи – здесь живут ежи. - За-за-за – уходи домой коза.
    - Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. - Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
    - Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
    - Же-же-же – дождь пошёл уже.
    - Ло-ло-ло – на улице тепло. - Ма-ма-ма – дома я сама.
    - Лу-лу-лу – стол стоит в углу. - Му-му-му – молока кому.
    - Ул-ул-ул – у нас сломался стул. - Мы-мы-мы – прочитали мы.
    - Оль-оль-оль – мы купили соль. - Ми-ми-ми – поём ноту ми-и-и.
    - Ра-ра-ра – Кате спать пора. - Са-са-са – бегает в лесу лиса.
    - Ры-ры-ры – летают комары. - Ос-ос-ос – на поляне много ос.
    - Ро-ро-ро – на полу стоит ведро. - Су-су-су – было холодно в лесу.
    - Ор-ор-ор – подмели мы двор. - Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
    - Ри-ри-ри – на ветке снегири.
    - Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
    - Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу.
    - Чу-чу-чу – погасить пора свечу. - Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
    - Оч-оч-оч – наступила ночь. - Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи.
    - Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч.
    - Ща-ща-ща – я несу домой леща. - Ли-ли-ли – тополя видны вдали.
    - Ащ-ащ-ащ – я надела плащ. - Ле-ле-ле – много их у нас в селе.
    - Ля-ля-ля – но от них в пуху земля.
    - Са-са-са – ой-ой-ой! Летит оса! - Ля-ля-ля – все мы любим тополя.
    - Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
    - Су-су-су – видел кто из вас осу? - Та-та-та – у нас дома чистота.
    - Сы-сы-сы – мы не видели осы. - Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
    - То-то-то – сели мы играть в лото.
    - Си-си-си – в водоёме караси. - Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
    - Ся-ся-ся – вот поймать бы карася. - Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
    - Се-се-се – карасей ловили все. - Ать-ать-ать – мы идём гулять.
    - Ся-ся-ся – не поймали карася.
    - Шу-шу-шу – я письмо пишу.
    - Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
    - Ша-ша-ша – мама моет малыша.

    * Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

    - Зачем у маленькой хозяйки-
    Зелёный зонтик взяли зайки?
    Затем, чтоб спрятаться от волка
    Под этим зонтиком из шёлка.
    - Индюк из города идёт,
    Игрушку новую везёт.
    Игрушка не простая –
    Индюшка расписная.
    - Лежат ежи у ёлки,
    У ежат иголки.
    А внизу, похожие на маленьких ежат,
    Шишки прошлогодние на траве лежат.
    - Совершил сверчок скачок –
    Заскочил он на сучок.
    “Не хочу попасть в сачок,
    Я не бабочка – сверчок!”
    - Щебетал щегол и щёлкал,
    Раздувал, как шарик, щёки.
    Из пруда глядела щука,
    Удивлялась, что за штука.
    - Полосатые матрасы
    Полоскала дочка Власа.
    Полоскала, полоскала,
    Полосатой речка стала.
    - В небе громко гром гремит –
    Громко нам гроза грозит.
    Не гремите, не грозите,
    Дождём грядки напоите.
    - Прорычал медведь в берлоге,
    Промолчал сурок в норе,
    Прорычали, промолчали –
    И проснулись на заре.

    3. Скороговорки.

    Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Но попробуйте сразу правильно и быстро произнести любую скороговорку. Например:

    Водовоз вёз воду из водопровода.

    Получилось? Не тут-то было. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

    Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

    Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

    Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

    Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

    Для интересного введения скороговорки на занятии можно использовать разные сказочные персонажи, например, сорока Маруся – чемпион по произношению скороговорок. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:

    Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

    Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

    Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

    Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

    Это весёлые стишки, с которых можно начать знакомство со скороговорками.

    Водовоз вёз воду из водопровода.

    Грабли – грести, метла – мести.

    Вёсла – везти, полозья – ползти.

    Кукушка кукушонку купила капюшон.

    Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

    На дворе – трава, на траве – дрова.

    Не руби дрова на траве двора.

    Перепёлка перепелят прятала от ребят.

    Проворонила ворона воронёнка.

    У Кондрата куртка коротковата.

    У осы не усы, не усищи. А усики.

    Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.

    Белые бараны били в барабаны.

    Бублик, баранку, батон и буханку

    Пекарь из теста испёк спозаранку.

    До города дорога в гору, от города – с горы.

    Испугался Рома грома,

    Заревел он громче грома.

    От такого рёва гром

    Притаился за бугром.

    У ежа – ежата, у ужа – ужата.

    Слишком много ножек у сороконожек.

    У зайки Бубы заболели зубы.

    У Ивашки рубашка,

    У рубашки – кармашки.

    Иней лёг на ветви ели,

    Иглы за ночь побелели.

    Котик ниток клубок закатил в уголок.

    Укатил в уголок котик ниток клубок.

    Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

    И матросы три недели карамель на мели ели.

    Говори попугай попугаю: “Я тебя попугай попугаю12

    Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай!”

    Из-под пилки сыплются опилки.

    Купила Маруся бусы бабусе.

    Цыплята и курица пили чай на улице.

    Часовщик, прищурив глаз,

    Чинит часики для нас.

    Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе.

    3. Заключение.

    Таким образом, материал, содержащийся в данной работе, может значительно облегчить подготовку к занятиям по развитию речи педагогам, работающим с дошкольниками.

    Давайте поговорим сегодня о чистоговорках. Чистоговорки (чисто говорю) — важная часть логопедических игр, участвующих не только в правильной постановке звуков, но и учат вниманию, чувству ритма, рифмы и такта. Их можно успешно сочетать со .

    Чистоговорки для развития речи

    Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.

    Вот примеры чистоговорок:

    Ос-ос-ос — дует громко наш насос.

    Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс!

    Ба-ба-ба — красивая изба.

    На-на-на — на лугу стоит копна.

    Для чего нужны чистоговорки

    Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

    Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

    С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

    Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.

    Как работать с чистоговоркой

    Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии. Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

    1. Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом
    2. Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
    3. Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
    4. После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
    5. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

    Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.

    Игры с чистоговорками для детей

    Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может стать наматывание верёвки на палец, выкладывание деревянных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание крупных бусин.

    Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга...

    Еще одна веселая игра с чистоговорками — это произносить фразу разными голосами. Попросите ребенка, произнести чистоговорку, например, Ши-ши-ши — шалунишки малыши , как тетя-диктор по телевизору, или как маленький мышонок, или большой великан.

    А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно...

    Как самому придумать чистоговорку

    Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собтвенные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессымсленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.

    Вот инструкция, как сочинить собственную чистоговорку:

    Давайте, например, придумаем собственную чистоговорку для ребенка 5 лет на звук «р».

    1. Берем слог «ро»
    2. Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро -ро
    3. Добавляем любую строчку, так, чтобы последний слог последнего слова тоже был «ро». Прокатились мы в метро.

    Вот и получили мы готовую чистоговорку: Ро-ро-ро, прокатились мы в метро .

    Придумаем чистоговорку на закрытый слог «ал»:

    Ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал!

    Для того, чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически! И пусть наша подборка чистоговорок для деток 3 — 6 лет вам поможет.

    Чистоговорки на звук «л»

    Ла-ла-ла – завизжала пила.
    Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.
    Ла-ла-ла – завертелась юла.
    Лу-лу-лу – я помою пиалу.
    Ул-ул-ул – у меня сломался стул.
    Лу-лу-лу – нитку вставлю я в иглу.
    Ли-ли-ли – мусор весь с тобой смели.
    Ла-ла-ла – дочка в доме убрала.
    Лы-лы-лы – чисто вымыла полы.
    Ло-ло-ло – стало в комнате светло.
    Ля-ля-ля — утром мокрая земля.
    Ол-ол-ол — мы большой накрыли стол.
    Ал-ал-ал — этот персик слишком мал.
    Ял-ял-ял — маму сыночка обнял.

    На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
    А в болоте лягушачьем у неё большая дача.

    Лайка с болонкой лаяли звонко.
    Иволга долго пела над Волгой.

    Чистоговорки на звук «р»

    Ря-ря-ря — я поеду на моря.
    Рю-рю-рю — полюбуюсь на зарю.
    Ри-ри-ри — как красиво! Посмотри!
    Ра-ра-ра — начинается игра.
    Ре-ре-ре — мы собрались во дворе
    Ро-ро-ро — будем всем дарить добро!
    Ры-ры-ры — надоели комары
    Ру-ру-ру — в зоопарке кенгуру
    Ар-ар-ар — положу зерно в амбар
    Ор-ор-ор — разрешите этот спор.
    Ир-ир-ир — брат мой командир!

    Под кустом ореха норка.
    В норке проживает норка.

    Гроздья рябины на солнце горят.
    Горит от рябины в глазах у ребят.

    У меня на кармашке маки и ромашки.

    Чистоговорки на звуки «с»

    Ся-ся-ся мы поймали карася.
    Се-се-се Дед Мороза любят все.
    Си-си-си мяч скорее к нам неси.
    Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс.
    Са-са-са — длинная коса.
    Сы-сы-сы- не боимся мы осы!
    Су-су-су — я арбуз несу.
    Ос-ос-ос — там работает насос.
    Са-са-са — в норке прячется лиса.
    Юс-юс-юс — а в тетради плюс!
    Ус-ус-ус — у компота сладкий вкус.

    Са-са-са: на столе оса.
    Су-су-су: не боимся мы осу.
    Сы-сы-сы: жало остро у осы.
    Се-се-се: киселя дадим осе.

    Солнце-Солнце – золотое донце.
    Солнце – солнышко свети.
    Солнце – солнышко гори.

    Чистоговорки на звуки «з»

    Зи-зи-зи — обезьянку привези!
    Зя-зя-зя — обезьянам здесь нельзя.
    Зи-зи-зи — раз нельзя — не привози.

    За-за-за – убежала в лес коза.
    За-за-за – надвигается гроза.
    Зу-зу-зу – мы идем искать козу.
    Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.

    За-за-за – вижу желтые глаза.
    За-за-за – зашумела стрекоза.
    Зу-зу-зу – не боимся мы грозу.
    Зи-зи-зи – ты дрова скорей грузи!
    Аз-аз-аз — зарычал огромный МАЗ.
    Уз-уз-уз — громко плачет карапуз.
    Оз-оз-оз — заскрипел мороз.
    Ез-ез-ез — кот под печку влез.

    Чистоговорки на звук «ш» и «щ»

    Ша-ша-ша — наша детка хороша.
    Ош-ош-ош — наш малыш хорош!
    Ши-ши-ши — зашумели камыши.
    Уш-уш-уш — малыш наелся груш.
    Аш-аш-аш — мы построили шалаш.
    Шу-шу-шу — поёт песню малышу.
    Ши-ши-ши — любят песни малыши.

    Шестнадцать шли мышей,
    И шесть несли грошей;
    А мыши, что поплоше
    Шумливо шарят гроши.

    Ща-ща-ща — сурова в лесу чаща.
    Щу-щу-щу — забреду я в рощу.
    Щи-щи-щи — все полезны овощи.

    Щи-щи-щи — не люблю я щи.
    Ща-ща-ща — сварите мне борща!

    Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки,
    Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

    Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

    Чистоговорки на звук «ч»

    Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.
    Чу-чу-чу – на машине прокачу!
    Ич-ич-ич – у меня большой кирпич.
    Ча-ча-ча – печка нынче горяча.
    Очь-очь-очь – наступила ночь.
    Чи-чи-чи – принеси-ка мне ключи.
    Ач-ач-ач — подарили мне калач.
    Ча-ча-ча — на столе горит свеча.
    Чо-чо-чо- ой, как свечке горячо.
    Чу-чу-чу — я подую на свечу.
    Чи-чи-чи — пламя сдую у свечи.

    Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
    Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

    У четырех черепах по четыре черепашонка.

    Чистоговорки на звук «б»

    Ба-ба-ба — во дворе изба.
    Ба-ба-ба — высока у нас труба.
    Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу.
    Бу-бу-бу – сидит дятел на дубу.
    Бы-бы-бы — принесли домой грибы.

    Был у бабушки баран,
    Бил он бойко в барабан,
    И плясали бабочки
    Под окном у бабушки.

    Бегемот разинул рот,
    Булки просит бегемот.

    В букваре у Буратино
    Брюки, булка и ботинок.

    Белый снег, белый мел,
    Белый сахар тоже бел.
    А вот белка не бела,
    Белой даже не была.

    Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.

    Чистоговорки на звук «ц»

    Ца-ца-ца — а цыпленок из яйца!
    Це-це-це — ярко светит солнце!
    Цо-цо-цо — поднялося деревцо.
    Ец-ец-ец — ты сегодня молодец!
    Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
    Цу-цу-цу – дело близится к концу.
    Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
    Це-це-це – что узнаем мы в конце?
    Ец-ец-ец – зиме конец.
    Ец-ец – летит скворец.
    Ца-ца-ца – мы видели скворца.
    Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

    Не велика птица синица, да умница.
    Цыпленок пьет из блюдца воду.

    Чистоговорки на звук «ф»

    Фа-фа-фа — в углу стоит софа.
    Аф-аф-аф — в замке живет граф.
    Фе-фе-фе — он живет в Уфе.
    Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.

    Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.
    Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу

    Жил в горах волшебник Феликс
    С буквой Ф и птицей Феникс.
    Зажигал фонарик Феликс,
    Загоралась птица Феникс.

    Чистоговорки на звук «х»

    Ха-ха-ха — на обед у нас уха.
    Хо-хо-хо — отвечало дружно эхо.
    Хи-хи-хи — сочиняются стихи.
    Ах-ах-ах — стоит вся школа «на ушах».
    Эх-эх-эх — слышен всюду звонкий смех!
    Ох-ох-ох — и рассыпался горох.

    Ха-ха-ха, ха-ха-ха — есть у нас два петуха.
    Хи-хи-хи, хи-хи-хи — всё дерутся петухи.
    Ху-ху-ху, ху-ху-ху — клювы все у них в пуху.
    Хи-хи-хи, хи-хи-хи — хватит драться, петухи!
    Ха-ха-ха, ха-ха-ха — без хвостов два петуха.

    Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
    — Ха-ха-ха-ха-ха!

    Чистоговорки на звук «т»

    Та-та-та – на поляне красота
    Ты-ты-ты – расцвели на ней цветы!

    Ту-ту-ту – молоко налью коту.
    Ти-ти-ти – нам с тобою по пути...
    То-то-то –поиграли мы в лото.
    Ать-ать-ать – будем землю мы копать.
    Ат-ат-ат – в океане страшный скат.
    Ят-ят-ят — нарисую я утят.
    От-от-от — там огромный кашалот!
    Ют-ют-ют — в доме чисто и уют!

    Тень-тень-потетень,
    Весь день, где пень –
    Заплетаю плетень и прирасплётываю.
    Под плетенем целый день — тень!

    Чистоговорки на звук «п»

    Ап-ап-ап — опускают длинный трап.
    Ип-ип-ип — что-то дедушка охрип.
    Оп-оп-оп — к барину пришел холоп.
    По-по-по — поезд наш пришел в депо.
    Уп-уп-уп — ах! горячий суп!
    Яп-яп-яп — вот веселый киноляп.
    Па-па-па — вот витвистая тропа.

    Наша острая пила –
    Не пила, а пела.
    Не пила, не ела,
    Ни разу не присела.
    Звонко пела, как могла,
    Развеселая пила.

    Петуха спросили дети:
    – Почему зовут вас Петей?
    Так ответил Петя детям:
    – Хорошо умею петь я.

    Чистоговорки на звук «н»

    На-на-на — вот пустая стена.
    Но-но-но — но на ней окно.

    Ан-ан-ан — у тебя пустой стакан.
    Не-не-не — стоит ваза на окне.
    Ни-ни-ни, — пролетают летом дни.
    Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин.
    Но-но-но — мы пойдем в кино.
    Он-он-он — в зоопарке слон.
    Ну-ну-ну — вас я припугну.
    Ун-ун-ун — в сказках есть колдун.
    Ын-ын-ын — это старший сын.
    Ню-ню-ню — сена дам коню.
    Ня-ня-ня — отыщи меня.
    Ян-ян-ян — где растет тимьян?

    Чистоговорки на звук «м»

    Мо-мо-мо – скушай эскимо.
    Мы-мы-мы – снежной ждем зимы.
    Ом-ом-ом – строим новый дом.
    Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
    Ма-ма-ма – все я делаю сама.
    Му-му-му – в руки букву я возьму.
    Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.
    Ма-ма-ма – вот пришла зима.
    Ми-ми-ми – меня с собой возьми.
    Му-му-му – на каток тебя возьму.

    Чистоговорки на звук «к»

    Кукушка кукушонку
    Купила капюшон.
    Надел кукушонок капюшон —
    В капюшоне он смешон.

    Ка-ка-ка – мы вчера спасли жука.
    Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.
    Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!
    Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

    Ка-ка-ка – на столе стоит мука.
    Ки-ки-ки – будем делать пирожки.

    Ук-ук-ук — слышен очень громкий стук.
    Ок-ок-ок — за окном поет сверчок.
    Ак-ак-ак — лучше жить без драк.
    Як-як-як — по дороге встретил дьяк.
    Ик-ик-ик — раздается чей-то крик.
    Ок-ок-ок — за углом стоит совок.

    Ек-ек-ек — съел я вкусный чебурек.

    Чистоговорки на звук «ж»

    Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
    Жи-жи-жи – еж, животик покажи!

    Жу-жу-жу – чай горячий остужу.

    Жу-жу-жу – куклу спать я уложу.

    Жа-жа-жа-жа,
    Есть иголки у ежа.
    Жи-жи-жи-жи,
    Но не шьют, увы, ежи.
    Жу-жу-жу-жу,
    Нитки не нужны ежу.
    Же-же-же-же,
    Это песня о еже.

    Встретил в чаще еж ежа:
    — Как погода, ёж?
    — Свежа.

    Испугались медвежонка
    Ёж с ежихой и с ежонком,
    Чиж с чижихой и с чижонком,
    Стриж с стрижихой и стрижонком.

    Чистоговорки на звук «д»

    Да-да-да – очень теплая вода.
    Ду-ду-ду – я купаться пойду.

    До-до-до — на макушке есть гнездо.
    Ду-ду-ду — я птенца найду
    Да-да-да — получилась чехарда
    Ди-ди-ди — лучше мимо проходи.

    Дарья дарит Дине дыни.
    День у Дины, два — у Димы.

    До-до-до – над колодцем гнездо.
    Де-де-де – птенцы в гнезде.
    Ди-ди-ди – птенцов не буди.
    Ди-ди-ди — тихо иди.

    Дождик, дождик, не дожди!
    Дождик, дождик, подожди!
    Дай дойти до дому дедушке седому!

    Чистоговорки на звук «г»

    Гу-гу-гу — кто пасется на лугу?
    Га-га-га – у кого-то там рога.
    Ги-ги-ги – это бык! быстрей беги.
    Ги-ги-ги – только ноги береги.

    Шел гуськом гусак с гусаком.
    Смотрит свысока гусак на гусака.
    Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

    Ги-ги-ги — печет мама пироги.
    Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.
    Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.
    Га-га-га – дай мне мама пирога.

    Чистоговорки на звук «в»

    Ва-ва-ва – разрослась в саду трава.
    Ва-ва-ва – пожелтела вся листва.
    Ве-ве-ве – муравей сидит в траве.
    Ве-ве-ве – венок на голове.
    Вы-вы-вы – не боюсь совы.

    Ва-ва-ва – знаю разные слова!
    Ва-ва-ва — умная голова!

    Ва-ва-ва — вот высокая трава.
    Вы-вы-вы — даже выше головы.
    Ве-ве-ве — васильки видны в траве.
    Ву-ву-ву — васильков букет нарву.

    Сидит Ваня на диване,
    Под диваном ванночка,
    В этой ванне вместо бани
    Часто мыли Ванечку.

    Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
    Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

    На полках книжных магазинов сегодня также представлена большая коллекция красочных книг для детей с чистоговорками:

    Здоровых, счастливых и правильно разговаривающих вам деток!

    Цы-цы-цы — вы сегодня МОЛОДЦЫ!

    С любовью,

    Людмила Поцепун.

    Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"