Войти
Логопедический портал
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Исследовательская работа по истории "династия романовых" Начало правления романовых презентация
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Современным детям о детях войны. На войне дети, военное детство. Подвиги детей на войне

    Современным детям о детях войны. На войне дети, военное детство. Подвиги детей на войне

    В школах тема Великой Отечественной войны поднимается постоянно: проводятся классные часы, конкурсы, концерты, показываются фильмы. Кто-то из детей реагирует остро, кого-то это все не затрагивает. Должен ли учитель ставить перед собой цель достучаться до сердца каждого ребенка этой темой? Возможно ли вообще, чтобы все дети близко к сердцу воспринимали эти разговоры?

    Из множества оставленных к сообщению комментариев мы выбрали наиболее интересные и показательные.

    «Знаете, поймала себя недавно на мысли: сама со слезами на глазах слушаю о ВОВ и т.п., но абсолютно спокойно слушаю о войне 1812 года, Ледовом побоище...может, все дело в отрезках времени?»

    «Мои второклашки в массе еще слушают и кое-кто и слезу пускает. Но надеть открытку для ветерана на голову и ржать тоже могут... Но надо учить, надо воспитывать. Хотя стихи на них уже вряд ли подействуют. Я им рассказываю про детей на войне, это им ближе, они могут поставить себя на их место».

    «Первый класс - это ж малыши совсем!
    Мои первые слезы сочувствия проявились только после рождения детей».

    «Автор же написала, что сама в 1 классе плакала. Дело не в возрасте, сейчас дети действительно не так воспринимают эти трагические события. Мне нужно было отправить двух желающих на маленькое памятное мероприятие, посвященное Блокаде. Все отказались. Потом два мальчика согласились пойти, я даже прослезилась из-за этого».

    «Они и в 5, и в 7 классе ничего не чувствуют, ну или им совсем ничего не интересно, кроме гаджетов. Это очень печально».

    «Мне, кажется в первом классе они еще маленькие. Я готовила для пятого в этом году и одиннадцатого. Материал был разный. Для пятиклашек основой послужил фильм "Невыученый урок", одиннадцатым провела параллель между жизнью ребят времен ВОВ и их жизнью. Нашла очень хороший соц.ролик. Вчувственность старших ребят была больше. Они уже больше понимают, глубже уважают, знают ценность жизни».

    «Не перебивали? Не мешали? Уже этому можно радоваться. Если хотели от таких малявок обратной связи, надо было минуток 5 выделить на рефлексию и самой поставить точку какой-нибудь красивой фразой».

    «Их поколения не знают живых ветеранов, не перебирали их ордена, не слушали рассказы с полей боя, в отличие от нас. Удивляться нечему. Хотя мой старший в детском саду на утреннике ко Дню Победы плакал.. Но он и рос с прадедом, живым ветераном, шрамы его видел..»

    «Та же история. Готовились к Дню снятия блокады. Дети сказали, что им это уже надоело.....и на уроках и на продленке....слов нет».

    «Может быть, просто стихи и подборка душу не тронули?
    Меня некоторые стихи трогают, некоторые нет».
    «Сегодня на концерте вообще не просто прослезилась, а действительно, от души плакала.
    Хотя некоторые стихи из тех, что читались, видела раньше и они оставили меня равнодушными».

    «А мы сегодня с 6-м классом смотрели фильм студии "Парашют ", который нам всем разослали для классного часа. "Дети войны" называется. Класс очень трудный, непробиваемый, как говорится. Но смотрели, затаив дыхание. Правда, обсудить потом не успели. Фильм про детей ВОВ и немного про войну в Луганске. Его можно найти на YouTube, если кого заинтересовало».

    «А я сегодня рассказывала в 5 классах о пионерах-героях, фильм показывала... Тишина стояла гробовая. Потом читали "Рассказ танкиста", от желающих не было отбоя. На дом задала учить любое стихотворение о войне, многие почему-то были счастливы)))) Дальше читаем "Сына полка"».

    «Вот читаю комментарии и думаю... "им уже этого не понять. Не то поколение". А разве не мы воспитывали это поколение, не наш ли это "прокол" и хвала тому поколению, что воспитывало нас. "Их поколение не знает живых ветеранов..." Разве не наша это задача поддерживать память. Мало живых ветеранов, но есть хроники, интервью. Если опустить руки и расписаться в своем бессилии ни чего хорошего из этого не выйдет. Я бы в первом классе их на сочувствие вообще не вызывала, не тот возраст. Лучше представить солдатов как супер-героев, рассказать о подвигах, о сынах-полка, вызвать гордость. Нужно продолжать рассказывать, показывать, правильно подбирать материал».

    «Все правильно, воспитывать нужно... У меня сын 5 лет просит фильмы про войну (Великую Отечественную), и уже отличает черепашек-ниндзя - выдуманных "героев" от наших прадедов - настоящих, и человек в форме для него пример для подражания. Особенно в тельняшке и голубом берете. И в школе тематике ВОВ уделяется большое внимание, ну правда школа в военном микрорайоне и у большинства родители служат. Так что нашим детям военная тематика близка. Все зависит от воспитания».

    «А я от своих ждала именно такой реакции: ну можно мы уже пойдём? А они застыли, в классе как будто нет никого. 6 класс. Смотрели видео с песней "Саласпилс"».

    «Сегодня в 8 классах читали стихи о войне, слушали песни войны. Ученики слушали, читали выразительно, некоторые не скрывали слёз».

    «Сейчас мои 11, 10 и 6 с упоением смотрят 4 танкиста и собака. И в Бессмертном полку старшие пойдут. Все из семей идет».

    «Как ни печально, но у каждого поколения своя война. А хорошо бы, чтоб не было на нашей памяти войн, ни прошлых, ни настоящих».

    «Если слишком часто говорить про патриотизм, победу и войну, то истинное значение этих слов стирается. Отсюда и равнодушие. Мне пятиклашки так и сказали: "Мы устали от разговоров про войну", и я их понимаю. Они много о ней слышат сейчас, каждую четверть проводят мероприятия, но истинный смысл не понимают - я не считаю, что в этом их вина. Логичное последствие ситуации, когда День Победы это ленточка на майонезе и танки на площади, а не рассказ об ужасах войны».

    «Я вас умоляю, девочки из вашего класса будут плакать над этим после того, как родят!
    А мальчики, как в армию сходят, в "горячие точки" попадут и выживут».

    «Я и в первом классе могла расплакаться от всего, что связано с тематикой ВОВ, потому что до апреля прошлого года был жив мой дедушка-фронтовик, благодаря которому я не могла воспринимать подобную тему равнодушно. А сейчас в семье больше некого расспросить о том времени, что и как было на самом деле. И соглашусь с автором одного из комментариев: теперь исключительно на нас возлагается огромная ответственность, как наши дети будут относиться к теме ВОВ. И мне от осознания этого факта становится, на самом деле, очень страшно(((((((((Мне кажется, что лично я до своих будущих детей не смогу донести хотя бы частичку осознания того, как следует относиться к подобной теме(((((
    Но будем держаться, коллеги!!! Во имя памяти тех, кто застал страшное время с 1941-ого по 1945-ый гг. и кого с нами уже нет!! И, конечно, ради тех, кто ещё жив и видят, как растут их правнуки!)»

    «Я очень благодарна учителю литературы, мои детки в 8 классе изучали "Молодую гвардию" Фадеева, не знаю, что там на уроках происходило, но прониклись они этим произведением. Сами нашли песню "Краснодонцы" на Фестиваль солдатской песни, ролик нашли, всю душу свою вложили в выступление. Может быть подросли уже, раньше тема войны так не затрагивала детей, не заставляла их все это через себя пропускать информацию».

    «Несколько дней назад я прикрепила к одежде георгиевскую ленточку. Так часть младших школьников едва ли не с сарказмом спросила "А что, эти штуки уже можно надевать? Вы что, уже победу празднуете?". Другие недоуменно вопрошали: "Дарья Владимировна, а что это у вас такое?". Представители среднего звена саркастично ухмыльнулись: "О, Дарья Владимировна... патриотка!"».

    «Я только одного не могу понять: вы степень успеха проведения подобных мероприятий отслеживаете по количеству рыдающих? Ваша задача рассказать, а не до слез довести. Ваша манипуляция не удалась, и замечательно».

    «Рыдание-то не самоцель, конечно. Иногда и смех-защита. Но все чаще равнодушие...

    Про возраст не согласна. Ребенок в первом классе многое может понять, просто восприятие войны не то. Я в 7 лет стояла пост у вечного огня и памятника павшим вместе со своими одноклассниками. Помню, что очень переживала, старалась изо всех сил, ведь такая ответственность, старалась для погибших бойцов».

    «Я не понимаю уже ничего. Вы в курсе, что для многих старшеклассников 1945 и 1812 - это почти одинаковые даты? И почему эффективность занятия оценивается количеством прослезившихся детей? Сентиментальность останется сентиментальностью, а незнание детьми истории своего государства чревато. Каша у них в голове. И не только у них».

    «Не требуйте от детей эмоций, которые в силу возраста они не могут вам показать! Делайте свое дело: рассказывайте о войне, приказывайте фильмы, включайте песни военных лет... Они дорастут! Я себя помню в школе, тема войны была далека и непонятна, встреча с ветеранами, поздравления им воспринимала как общественную работу, нагрузку. Осознание пришло позже, когда я стала взрослой».

    Рассудите права я или нет.
    Мои родители и бабушка живут в 30 км от нас. Машина есть. Каждые выходные они приезжают в наш город. То в театр, то в гости к родственникам, то на выставку какую, то погулять просто, кафе, тц там....то есть как бы расстояние не проблема совсем. Раньше заезжали к нам периодически. Ну раз в 2-3 недели где-то. 2 минуты потискают внучку, кофе попьют и дальше тусить. Оставляя мне грязные чашки. Ну ладно, я не в обиде. Помогают все таки - привозят иногда подгузники, ползуночки. Ок.
    Т.е. в основном мы с мужем одни занимаемся ребёнком. Точнее муж весь день на работе, он с детем вечером. А я днем. Ребёнок днем не спит практически. Ну вот не уложишь никак. Регресс сна, зубы еще намечаются... То есть я не могу порой спокойно поесть, помыться, прибраться по дому, и, извините, в туалет сходить, потому что стоит исчезнуть из поля зрения, сразу ор...
    Ну ладно. Последний раз родители с бабушкой приезжали 8 марта. Как оказалось, у матери была температура, но бабушка (старики как дети) закапризничала "почему это мы не поедем" и они приехали. И ребёнок заразился и заболел. Потом от неё я. Потом муж.
    Я спокойно, но всё-таки высказала матери, что, мол, если болеете, не надо приезжать. Ребёнку 4 месяца тогда было. Лечить толком ничем нельзя. Сопли рекой, температура. Ну вот нахрена это??? Почему нельзя было визит на неделю передвинуть. Что за слезы от бабушки на пустом месте?! Что за капризы? Как детё...
    Ну ладно. С тех пор не приезжают. Видимо обиделись, хотя я спрашивала, говорят нет.

    Так вот. Как я уже сказала, ребёнок не спит. Весит она уже 8 кг. Таскать тяжело. Плюс после беременности у меня грыжа. Устаю. Хочется посидеть просто в тишине попить горячий чай. Думаю, многие поймут меня. Бабушка звонит иногда. Я чисто физически не всегда могу ответить. То кормлю и ребёнок только только начинает закрывать глаза... Конечно, я надеюсь, что он уснёт и не беру трубку. То мы купаемся. То ещё что-то. Да даже просто я могу, извините, сидеть на унитазе. Или мыть попу ребёнку. Да мало ли что...нет. Она начинает безостановочно названивать пока я не возьму трубку. А взяв, она начинает как со школьницей со мной отчитывать меня "ТЫ ПОЧЕМУ НЕ БЕРЁШЬ ТРУБКУ! Я ЗВОНИЛА!"
    Желание разговаривать пропадает, конечно. Заезжать родители перестали щас. Хотя на фото в соц.сетях я вижу, что они регулярно в нашем городе бывают. Я же могу дойти только до ближайшего магазина, вот и все развлечения мои))). Настроение портится, конечно. Но я никому не жалуюсь, я не высказываю недовольство. Я занимаюсь своими обязанностями и никому не навязываю своего ребёнка. Занимаемся им только я и мой муж.
    Так вот звонит мама, я начинает с претензий, "что вообще происходит??? Что у тебя с настроением??? ты не звонишь! не пишешь! я-то вот звоню тебе!" А когда мне звонить? Регресс сна, зубы наметились..дете не спит вообще. Я не грублю, я говорю сухо и только по делу... Недосып и усталость берут своё.
    Я спросила "я имею право устать? Я имею право на плохое настроение?" Ответ утвердительный. Мать свернула разговор и положила трубку. Теперь она обиделась, а я чувствую себя виноватой.
    Я повторю, что я никогда не высказывала претензий им. Это мой ребёнок, я родила его для себя, и занимаюсь им сама вместе с мужем. Но родители могут помогать, могут найти один час в месяц, чтоб приехать, взять коляску и прогуляться часок с ребёнком по парку. Пока я дома спокойно поем, или помою пол, и помоюсь сама, да просто вздремну может. А раз нет, раз не приезжаете, не хотите или не можете, то тогда какие обиды ко мне почему не звоню да почему не пишу...? Когдаааа?? И никаких допросов почему не брала трубку!. Не могла, значит.
    Мне есть чем заняться. Я считаю так.
    К слову, я росла с бабушкой и дедом. Родители брали меня на выходные только. Типа им надо было работать, а за мной и учёбой следить было некогда. Короче получается с их ребёнком занимались их родители.
    В общем, рассудите... Может я не права. А может у кого-то было так. Обязана я кидаться к телефону и отчитываться, как первоклашка, почему не брала трубку или почему не звоню?? Обязана оправдываться за своё плохое настроение и усталость??

    Извините за целую простыню.. Накипело просто

    483

    Коза Агата

    открываем угадайку к очередному писательскому конкурсу. основная тема - Группа, усложняющих элементов ноль.
    рассказы тут
    12 конкурсных + 3 вне
    авторы вот
    Юка
    Ящер
    Аноним
    Арсалана
    Некоторые люди
    Надин Губер
    Божья Коровка
    Айрини
    Му-Му
    Зоя Калашникова
    Коза Агата
    Инесса Федоровна

    Поехали! (и махнул рогОм!)

    369

    Мир прекрасен

    Вчера хожу по узкому тротуару, навстречу девушка идет, с собакой, а собака прыгает на всех прохожих. Я честно боюсь собак, иду с огромным животом, а тут большая собака прыгает на меня. Девушка в наушниках. Даже не услышала мою просьбу держать собаку подальше. Конечно, я ничего не имею против животных, да они милые (только издалека могу наблюдать), но только мне кажется что это неправильно держать животных на длинном поводке во время прогулки, и не обращая внимание, что они прыгают на прохожих? А вас это тоже раздражает?

    287

    Ekaterina

    Ситуация такая, дочери совсем недавно исполнилось 15 лет, учится на отлично, обычно обо всём со мной делится, и я буквально совсем недавно узнала о том, что у неё уже есть какие-то отношения.
    В общем, так как она в 8 классе, проводилось родительское собрание по поводу дальнейшей аттестации и т.д., не суть. Конечно же, помимо этого, разговор шёл и о детях. Классная руководительница выдала информацию о том, что в классе дочери уже есть такие, кто встречается с мальчиками - с девочками. Среди них она назвала и мою дочь, но встречается она с мальчиком не из своего класса, и даже не из параллели, а из 9. Мне стало интересно, и после собрания я решила подойти к руководительнице, и спросить насчёт этого мальчика.
    Оказалось, он тоже учится у неё, учился не очень до поры - до времени, позже, когда моя дочь и её уже парень начали встречаться, по 2м предметам классной(русский и литература) стал подтягиваться, может ещё по каким-то, этого даже учительница не знала, зато узнала, что курил раньше, также завязал, когда они встречаться начали.
    В чём вопрос-то, как поговорить с дочкой о парне об этом, тем более у которого были вредные привычки? Переживаю, что может, не дай Бог, попасть не в ту компанию. И стоит ли заводить подобный разговор вообще?

    186

    Причудлива человеческая память. Россияне в возрасте от сорока лет и старше - последние, для кого слово "война" означает совершенно конкретную войну. Одну на всех, главную, великую и отечественную, затронувшую каждую без исключения семью. Недавно я задумалась, а надо ли грузить детей своими котомками? Ведь совершенно очевидно, что связь времен распалась. Что культурные коды, единые для всех советских и российских людей от сорока и старше (и их уже ушедших родителей), отживают на наших глазах, отмирают, как атавистический хвост. Так устроена эволюция, ненужное отпадает. К тому же надо быть реалистичным: вряд ли в ходе следующей отечественной войны, если таковая случится, нам доведется колоть врага штыком, бросаться с гранатой под танк или замерзнуть живым ледяным столпом от того, что враги будут лить на нас холодную воду в трескучий мороз. Мировая война будущего будет совсем иной, более технологичной, что ли, дистанционной, постмодерной. Если будет...

    "Но, что-то все же, беспокоит..." - пишет неизвестный автор в Интернете. И эта тема волнует не только одного его...

    "Поздравляю всех с Великим праздником - Днем Победы! Предлагаю обменяться мнениями по такому вопросу: когда мы росли, война для нас была как-то совсем близко, мы с детского сада многое о войне знали, много читали, по телевизору постоянно показывали фильмы о войне, по радио часто шли постановки, мы играли в войну, рисовали войну, в школе к нам приходили ветераны... Да и наши бабушки-дедушки рассказывали нам о войне, о блокаде. А наши дети, мне кажется, они как-то бесконечно далеки от нас в этом отношении. Может мы сами в этом виноваты, а может не только мы..." Василий Ю.

    Мои воспринимают рассказы о Великой Отечественной и Второй Мировой точно также как и о Первой Мировой или о войне 1812 года. Наверное, для них это приблизительно одинаково далекие события...

    Ну, нынешние дети еще что-то будут знать, а потом... Вот кто-нибудь из нас чтит память павших в Бородинском сражении? То-то и оно!

    Так что, через пятьдесят лет это будет просто праздник...

    Это грустно, но закономерно. Но, пока ветераны живы, у нас есть шанс объяснить детям, что это такое "война".

    Неужели за 15-20 лет так многое изменилось, ведь в России "нет семьи такой, где б не памятен был свой герой?.."

    Мои теоретически тему знают, но им всей глобальности той трагедии не вместить, конечно.

    Я встречала многих современных мальчишек, которые с интересом изучают Вторую Мировую. Да и мой любит о войне поговорить с друзьями. Все зависит от семьи, как семья передает детям память о войне.

    Моя дочь, ей 8,5 лет, тоже очень интересуется войной. Пытаюсь ей объяснить, рассказываю, она часто смотрит военные фильмы, слушает рассказы прадедушек. Но я вижу, что многое ей просто не понять - почему умирали дети, почему не было еды, тепла и как можно жить без света. А самое главное, как одни люди могут убивать других? За что? И мне тяжело ей это объяснить.

    Наверное, через несколько десятилетий дети вообще мало что будут знать о этой войне.

    Вот это, мне кажется, и будет прямой предпосылкой к началу новой, еще более страшной войны...

    Да, увы, память уходит в прошлое...

    Нам грозит массовая амнезия?

    Народ, забывший свое прошлое, обречен на гибель!

    Не знаю, может это кровь заставляет так болезненно воспринимать все, что связано с войной, да и с революцией тоже. У нас счет к войне такой: двое моих дядей-тетей детьми погибли в концлагере от голода, одна тетя - умерла ребенком в блокаду, один дед - военный летчик, прошел всю войну, второй дед ноги еще в Финскую отморозил, так что они с бабкой всю войну на оборонке "под бронью" работали (до зимы 42-го в блокаде), только в 44-м его призвали, правда, уже в обозный эшелон.

    За своих детей я спокойна - они про войну будут многое знать. Вот, только очень хочется, что бы они не оказались среди своих сверстников "белыми воронами"...

    Зашла в темку, название меня зацепило. И, хотя моему малышику еще только 8 месяцев, я буду ему рассказывать и про прадедов, всю войну прошедших, и про семью прадедушки, заживо похороненную в Мариуполе, и про блокаду... Про все, что связано с войной. По моему, по-другому нельзя. А как такое можно забыть у нас в стране - я этого не понимаю! Невозможно это забыть! Сама была в поисковых отрядах, восстанавливала в Карелии линию нашей обороны, и там теперь музей - обязательно привезу туда сына. Нам нельзя этого забывать! Наверное, немного пафосно получилось, но мне эта тема очень дорога!

    А я своей давала почитать про пионеров-героев. Не пошло. Неинтересно. Рассказывала про прадедушку, воевавшего, и про бабушку - блокадницу. Эффект - как про войну 1812-го года. По истории они проходили войну. Накануне 9 мая спрашиваю - что за выходной такой посреди недели, в честь чего? "Не знаю", - говорит. Я начинаю заводится, говорю, что если человек живет в стране, то обязан знать ее историю, что нельзя быть Иваном, не помнящим родства ну и т.д. Живем недалеко с Пискаревским кладбищем, ходили, цветочки клали, к разорванному кольцу и сами ездили, и с классом. Ей это настолько не близко - вот именно, что 1812. Я не знаю, что делать.

    А я считаю, что к Отечественной войне 1812 года тоже должно быть серьезное отношение, и к Полтавскому сражению, и к битве на Чудском озере. Вот тогда и Великая Отечественная война найдет в уме и в сердце должное место...

    А мой ничего толком не знает (ему 5 лет) к моему же стыду. Хотя пыталась рассказывать и объяснять, но чувствую, что ребенок меня не понимает.

    Сидели 9 мая телевизор смотрели с племянником, ему 10 лет, и он меня спрашивает - "а чего у этого Гитлера крышу так снесло и он на весь мир попер?" Я рот открыла и не знаю, что и ответить, про себя только подумала, хорошо, что хоть знает кто такой Гитлер...

    Вот наша главная родительская ошибка - не знаем что ответить, а ответить на этот вопрос можно и очень-очень нужно. Трудно будет, чтобы без занудства, исподволь начать знакомить с историей, понятием националистических идей и особенностями их развития, и т.д.

    А что знают ли о войне камышинские школьники? Что известно им о своих прабабушках и прадедушках - как война прошлась по их судьбам? Возможна ли новая война и так ли высок патриотизм среди современных людей, как прежде? Публикуем их ответы.

    - Да, я знаю, что давным-давно, когда еще на свете не было ни моих мамы и папы, и даже не было моих бабушек и дедушек, шла война. Тогда на нашу страну напали фашисты. Их было очень-очень много, и они были очень-очень злые, они всех убивали, даже детей! Они бросали с самолетов бомбы и дома рушились! Они весь Волгоград разрушили!

    Мой прадедушка, дедушкин папа, воевал с фашистами. И его на войне ранили - ему в голову пуля вошла с одной стороны, а с другой вышла. У него на голове за ушами раны до сих пор остались. Он уже совсем старенький сейчас. Мы девятого мая пойдем поздравлять его с Днем Победы.

    А потом была еще одна война, где-то в Чечне, на ней мой папа воевал с боевиками. Я думаю, что войны больше не будет! Потому что всех фашистов победили. И боевиков тоже победили!

    Не-а, я не знаю, какой праздник будет девятого мая! Война? Не, не знаю! Кто такие фашисты? Не, тоже не знаю! Я ни разу такого слова не слыхал! (Немного смущается). А зато я знаю, где я живу! (говорит свой подробный адрес).

    Кира:

    - Нет, я про войну тоже ничего не знаю, мне дома ничего про это не рассказывали, а в школе еще не проходили. А вообще, я с незнакомыми на улице без разрешения мамы не разговариваю! А, вон она идет.

    Подошедшая мама говорит, что дочка еще совсем маленькая:

    Мы ее отдали учиться в школу с шести лет, и пока оберегаем от таких тяжелых тем, вот когда немного подрастет...

    Хотя, - вспоминает мама, в школе их классом водили в школьный музей, рассказывали про войну, показывали экспонаты, среди которых дочке запомнилась "лимонка".

    Кира, припоминая, кивает головой.

    Да, я знаю, Великая Отечественная война была с фашистской Германией. Она началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года поражением Германии. Я знаю, что эта война была очень кровопролитная, и что наша страна понесла большие потери.

    Конечно, о войне надо помнить, потому что те, кто воевал, совершили огромный подвиг, и они заслужили, чтобы о них помнили. Я хочу сказать всем ветеранам - спасибо! Желаю им здоровья и чтобы они жили еще долго.

    Я думаю, что сегодняшние люди, современная молодежь не похожи на тех, кто воевал в Великую Отечественную. Сейчас молодежь думает и мыслит совсем по-другому, сейчас совсем другая жизнь, другие увлечения, другие технологии... Но если вдруг случится война, молодежь так же пойдет воевать, и так же будет защищать страну, как и то поколение, которое воевало с фашистами
    в Великую Отечественную. Хотя, если начнется война, она будет уже совсем другая. Лучше бы, конечно, ее не было. Но, это все от политиков зависит.

    Я знаю, какой праздник мы будем праздновать - День Победы, мы в этот день не учимся! Я знаю, что была война с фашистами, она шла долго, и много людей погибло. Наша страна тогда победила.

    Я не знаю точно, но мой прадедушка, кажется, тоже воевал. Да, наверное, воевал. Я спрошу сегодня у мамы. Думаю, что войны больше не будет, потому что у нас сильная страна, и никто не хочет войны.

    Да, конечно, я знаю, что была Великая Отечественная война - мы ведь по истории это изучаем. И конечно, о войне надо помнить, и надо рассказывать детям. Такое нельзя забывать!

    Я не знаю, к сожалению, воевал ли кто из моих родственников. И где они были во время войны - в тылу или на фронте, не знаю, не в курсе. Но, я очень благодарна всем ветеранам, всему старшему поколению, за то, что они отстояли нашу страну.

    Я думаю, что и сегодня у людей не меньше патриотизма, чем было у народа тогда. Да, люди стали другие, но если понадобится, то они так же пойдут, и так же будут воевать! Но, я очень надеюсь, что войны больше не будет. Потому что, если будет война, то она принесет несравнимо больше потерь и, наверное, политики это понимают.

    Юлия:

    Конечно, знаю про Великую Отечественную войну! Это же наша история, а мы историю изучаем в школе. Но, наверное, раньше про войну знали больше - были живы ветераны, они рассказывали. А сейчас даже фильмы о войне показывают редко.

    К сожалению, я тоже не знаю, воевал ли кто из моих родственников из старших поколений. Но я обязательно поинтересуюсь. Забывать о войне нельзя, чтобы она опять не повторилась. Хотя, если начнется война, то это уже будет совсем другая война, потому что сейчас совсем другое оружие.

    Да, люди сейчас другие. И я, если честно, сомневаюсь, что среди них столько же патриотов, как и среди тех поколений, которые сражались в Великую Отечественную. Думаю, что среди современных людей далеко не каждый способен на такой же подвиг. Но, может быть, я ошибаюсь.

    Я знаю про войну! Это была война с Германией, и Германия ее проиграла. А девятого мая наша страна отмечает День Победы в этой войне.

    Я не знаю, воевал ли мой прадедушка, а вот мой папа воевал, только он воевал в Чечне. Я бы хотел сказать всем ветеранам всех войн спасибо, за то, что они отвоевывали мир. Будет ли еще война, не знаю, но лучше бы не было.

    Анна:

    Да, я немного слышала о войне - у нас есть соседка, ей семьдесят восемь лет, а ее дедушка воевал на фронте. Он уже умер, я его ни разу не видела, но она про него рассказывала, говорила, что он воевал. Больше я ничего не могу сказать - в школе мы про войну пока еще не проходили...

    "Помни войну!" - завет русского адмирала Макарова, потому что память о войне - это не только память о победах и поражениях. Это всегда память о доблести солдат и офицеров, о таланте полководцев, о мужестве всех участников войны и тех, кто пережил это тяжелое время.

    Но сегодня уже 34% опрошенных 18-35-летних россиян не знают даже того, с каким событием связана дата 22 июня 1941 года, а еще 8% ошибаются в ответе на этот вопрос (данные общероссийского исследования ROMIR).

    Общественное мнение изучала Л. Курсекова

    Шумела гроза над землею,
    Мужали мальчишки в бою…
    Знает народ: пионеры-герои
    Навечно остались в строю!

    Есть события, над которыми время не властно. И чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Для нас важно сохранить память о войне. Она живет в книгах, рассказах старших, документах, фотографиях, письмах, сердцах.

    В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали пионеров огненных сороковых годов на защиту Родины. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

    Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. И их юные сердца не дрогнули! Их детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было так. Было в истории нашей большой страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

    Разве для смерти рождаются дети,
    Родина?
    Разве хотела ты нашей смерти,
    Родина?
    Пламя ударило в небо – ты помнишь,
    Родина?
    Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
    Родина.

    Азановская сельская библиотека приняла активное участие в акции «Прошла через детство война», объявленной Республиканской детской библиотекой. Была оформлена выставка «Мальчишки в 41-м», посвященная юным участникам войны.

    На мероприятиях были прочитаны три произведения о юных героях. В третьем классе был прочитан рассказ Г. Набатова «Зина Портнова». После прочтения ребята поделились впечатлениями о рассказе. Многие рассказали о своих бабушках и дедушках, которые воевали на войне или трудились в тылу.

    5 мая библиотека пригласила 5 класс на чтение рассказа Г. Наджафова «Валя Котик». Была показана презентация о пионерах-героях. Затем ребятам предложили взять книги с выставки «Мальчишки в 41-м» и написать отзыв о них.

    8 мая в гости в библиотеку пришел 6 класс. Им также была представлена презентация о пионерах-героях и прочитан рассказ Ю. Королькова «Леня Голиков». Ребята взяли книги о юных партизанах, чтобы самим прочитать и окунуться в те тяжелые годы для нашей страны, прочувствовать и пережить все невзгоды, которые выпали на долю юных защитников Родины. Их тоже попросили написать отзывы о прочитанных книгах.

    Вот отзыв по книге А. Гребинина «Вера Иванова» ученицы 5 класса Азановской средней школы Цинцеровой Анастасии.

    «Я читала книгу про девочку, которая участвовала в войне. Книга называется «Вера Иванова». Ее написала А. Гребенина в 1970 году. Мне очень понравился рассказ, потому что такая маленькая девочка не испугалась войны, помогала раненым солдатам.

    Жила девочка по имени Вера. Когда началась война, ей была 3 года. Ее отец ушел на фронт. Вскоре дошла весть, что Верин отец умер. Тогда на войну отправилась Верина мама, а с нею и Верочка. Веру полюбили в штабе и ей подарили куклу. Вскоре мама погибла. Девочка стала сироткой. И вот однажды Вера несла письмо солдатам и встретила по дороге дяденьку. Он ее расспрашивал, откуда и куда она идет. Вера испугалась и убежала в штаб. Рассказала, что ее расспрашивал незнакомый. Солдаты побежали с Верой на то место, где она встретила дяденьку. Это был здешний офицер. Он похвалил девочку за то, что она не раскрыла тайну.

    Автор в своем произведении хочет показать читателям, что воевали даже дети. Никого не пощадила война. Больше всего из героев мне понравилась Вера, потому что она смелая, ничего не боится. Смогла помочь двум раненым. Вера — бесстрашная девочка.

    Мне понравился эпизод, когда главная героиня поползла за водой. Не испугалась даже вражеского танка. Добралась до леса и принесла воды солдату. Это настоящий подвиг.

    Книга учит тому, что надо помогать людям в трудную минуту. Быть сильным, бесстрашным. Я бы порекомендовала прочитать эту книгу девочкам и мальчикам, которые не знают о войне ничего. Ведь о ней должен знать все. Это наша история».

    В преддверии Дня Победы мы побеседовали с ребятами разных возрастов о том, что им известно о событиях военных лет. Желающие могли рассказать о своих воевавших родственниках. Мы практически не редактировали ответы ребят. И вот что в итоге получилось. Выводы каждый сделает свои…

    Даша, 12 лет

    Я хочу рассказать о своём прадедушке, Белокобыльском Константине Димитриевиче. Он пошёл на войну в 1942 году, там голодал. Попал в плен, был ранен. Чудом бежал. В одной маленькой деревне его выхаживала женщина, давала по чуть-чуть еду. Потом он ушёл на передовую. В 1945 году он пришёл с войны, а в 1947 на железнодорожных путях спас женщину, сам же попал под поезд.

    Ещё у меня бабушка Ольга родилась в войну, в 1943 году. Она очень часто болела, ни одного класса не закончила - не ходила в школу, до сих пор не умеет писать, читает по слогам. Не разговаривала до трёх лет. С малых лет была пастухом, а ещё нянчила чужих деток. Однажды мама понесла её к батюшке, и тот сказал, что девочка хоть и худенькая, но «мясо нарастёт». Так и вышло: бабушка до сих пор жива. Она с детства верила в Бога, молилась. Всем так и говорит, что только Боженька помог ей выжить.

    А дедушка Николай рассказывал, что когда он был маленьким, у них поселились немцы. В семье было 9 детей. Фашисты называли маму «свиноматкой», а детей заставляли танцевать под губную гармошку. Тех, кто отказывался, топили в бочке с водой.

    - А дедушка вспоминал это с ненавистью - или простил этих людей?

    Просто рассказывал, как было.

    - А у тебя самой какие впечатления сложились о войне?

    Это страшно! Голод, немцы издевались над людьми…

    - Как ты думаешь, что помогло людям всё это пережить?

    Вера. И надежда.

    Юра, 11 лет

    Я хочу рассказать о дедушке. Краснопольский Степан Алексеевич. Он воевал во время Великой Отечественной войны - был пехотинцем, дошёл до Берлина. После войны вернулся домой, построил дом и посадил сад, который до сих пор растёт и даёт плоды. А в доме мы до сих пор живём. Ещё у меня была бабушка, Антонина Георгиевна. Она была медсестрой, помогала больным и раненым во время войны и после.

    - А о самой войне что знаешь, что можешь рассказать?

    Это была ужасная, самая большая война, в которой участвовали все страны против одной Германии. Тогда был очень большой голод, некоторые умирали. Родители меня учат, что нужно уважать тех, кто умер во время Великой Отечественной войны, и тех, кто прошёл её.

    - Когда началась война, помнишь?

    Мы ходим на могилу к дедушке, кладём цветы. Ещё ходим к памятнику, в сквер Героев.

    Алина, 13 лет

    Мой прадедушка, Поляков Василий Кузьмич, был участником Великой Отечественной войны. Со школьной скамьи в октябре 1941 года его забрали в школу радистов, после чего он служил на Карело-Финском фронте радистом. Он участвовал в освобождении Прибалтики и Германии. Воинское звание - командир отделения связи. Он имел боевые награды: орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией», много юбилейных медалей. После окончания войны он жил в родном селе в Воронежской области. Умер в 2006 году в возрасте 86 лет.

    Мой второй прадедушка, Грищенко Сергей Дмитриевич, воевал в армии Ватутина с 1943 года. Он был командиром взвода разведчиков, был ранен. Награждён орденом Красной Звезды и юбилейными медалями. Войну закончил в Праге, умер в 1970 году, в возрасте 45 лет.

    - Откуда ты в большей мере получила представления о войне: из школы, из рассказов родителей?

    У меня есть прабабушка, она рассказывала многое, ещё от дедушки многое узнала.

    - А прабабушка участвовала в войне?

    Она её видела, но не участвовала, была ещё маленькая.

    - В школе уделяется внимание этой теме?

    Очень мало.

    - Но самые элементарные моменты учили ведь? Когда началась война, когда закончилась?

    Мы ходим возлагать цветы на курган Славы.

    Даша, 10 лет

    В 1945 году советскими войсками была одержана победа над фашизмом. Тогда была очень страшная война. Два моих прадедушки участвовали в ней. Один из них был партизаном, пропал без вести, а другой получил очень серьёзную травму - остался без руки.

    - А как звали дедушек?

    Не помню.

    …Сейчас началась опять война, только гражданская. Не хочется, чтобы была ещё одна война, достаточно одной мировой. Мы хотим все миру! Чтоб всё было хорошо.

    - Даш, расскажи, откуда ты знаешь о том, что это была за война?

    Когда родители расскажут, когда в школе объяснят.

    Мы ходим на парад, потом приходим домой и празднуем. Ходим в сквер возлагать цветы.

    Есть такая крылатая фраза, что День Победы - это «праздник со слезами на глазах». Как ты думаешь, почему его так называют?

    Потому что в этот день вспоминают тех, кто погибли, своих родных, например.

    - А ты помнишь, сколько лет продлилась Великая Отечественная война?

    - Ты учишься в воскресной школе - скажи, доводилось бывать на панихиде в храме 9 мая?

    Пока нет.

    Алекса, 9 лет

    Алекса подготовилась к интервью очень основательно. Помимо сообщения о своём знаменитом прадеде, Ковалёве Михаиле Алексеевиче, дважды кавалере ордена Красной Звезды, кавалере ордена Отечественной войны I и II степени, также награждённого медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.», «За взятие Будапешта», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и множеством юбилейных, - она принесла цветные копии документов о присуждении самых ценных наград.

    - Расскажи, что ты знаешь о Великой Отечественной войне?

    Погибло много людей. Разрушили все города. Война произошла от зависти. Мне рассказывали, что немцы завидовали тому, что у Советского Союза так много ресурсов, и они напали без предупреждения. Вторглись очень рано утром и начали бомбить. По радио передавали о начале войны.

    - Помнишь, сколько лет длилась война?

    В школе мы будем устраивать концерт - будет песня и слова поздравительные. С семьёй раньше ходили на митинг, цветы возлагали. Но не знаю, как в этом году будет. Такая ситуация в стране…

    Вадим, 10 лет

    Я знаю, что немцы вторглись и хотели захватить Донбасс. Сделав это, перевозили к себе весь уголь. А на людей, которые оставались в шахте, сбрасывали вагонетки, чтобы убить их.

    - Откуда у тебя такая информация?

    Мне бабушка рассказывала.

    - Понятно. А что ещё можешь рассказать?

    Знаю, что когда наши войска уходили, то ставили мины. А немцы, когда шли, по этим минам пускали русских пленных, которые подрывались на них. Тогда немцы могли пройти свободно. Ещё знаю, что когда захватили нас, дети установили свой закон: они подрывали немцев, которые ездили на мотоциклах, и забирали у них оружие и всё остальное - еду, например. Это тоже мне бабушка рассказывала. Это было там, где она жила.

    Ещё знаю о том, что под Одессой немцы сделали свою взлётную площадку. Она была настолько железная, что наши самолёты не могли разбомбить её. Потом, уже в мирное время, бабушкин сын пошёл туда с друзьями - и они подорвались на мине. Бабушкиному сыну попало в голову, он побежал домой, но тогда лекарств не было таких, как сейчас, и они пошли к соседке и промыли рану вином, потом забинтовали.

    - А как бабушку зовут?

    - Она жива ещё, вы с ней общаетесь?

    Да. Но она не застала войну - ей обо всём дедушка рассказывал.

    То есть в вашей семье эти истории передаются из поколения в поколение. А вот день Победы вы отмечаете как-то?

    У нас отмечают: ходят, покупают цветы, кладут на памятники погибшим.

    Дима, 11 лет

    - Дима, о каких событиях Великой Отечественной войны ты хотел бы рассказать?

    О подвиге Алексея Матросова. 25 июня 1941 года на Советский Союз напали немцы. Они не предупреждали мирных жителей о нападении, и потому людям не удалось убежать. У них захватили всё, что возможно: еду, вещи, весь скот. Они (немцы) двигались по всему Советскому Союзу.

    В 1938 году родился Алексей Матросов. Он был очень хорошим воином. В 1944 году вместе с товарищами ему было приказано уничтожить три вражеских дота. За дотами находилась крепость, которую занял немецкий барон. Доты защищали его. Барона нужно было уничтожить. Наши солдаты уничтожили пушки в двух дотах, а третий никак не удавалось. И тогда Алексей Матросов своим телом закрыл пушку. После его смерти Иосиф Сталин наградил его звездой Красного ордена и званием героя Советского Союза.

    Кроме Алексея Матросова были и другие знаменитые герои. Например, сын Иосифа Сталина Василий Сталин, который родился в 1935 году. В 1942 году его дом атаковали, ему с отцом пришлось спасаться. Они спрятались в хорошо укреплённом военном комплексе. Но в 1945 году отца Иосифа сильно ранили, поэтому мальчику Василию пришлось записаться на работу, чтобы вылечить отца.

    - Скажи, откуда ты черпал всю эту информацию?

    Из семьи, у бабушки узнал.

    - А бабушка была участницей войны?

    - А как у вас в семье празднуют День Победы?

    Мы ходим класть цветы на памятники погибшим воинам, возле КСКЦ «Стирол» и памятника-танка.

    - Тебе не скучно в этот праздник - ходить куда-то, цветы возлагать?

    - Смотришь ли ты фильмы на военную тематику (я имею в виду Великую Отечественную)?

    Почти каждый день смотрю.

    - И что тебя в них привлекает?

    Как наши побеждают немцев.

    Как ты думаешь, благодаря чему нашим удалось победить? Ведь фашистские войска превосходили нас во всех отношениях: и в плане техники, и подготовки, и оружия…

    Потому что немцы были каждый сам за себя, у них не было дружбы, а наши были дружны, всё делали вместе - поэтому и победили.

    Юля, 16 лет

    - Юля, что тебе известно об истории Великой Отечественной войны? Откуда ты получала информацию о ней?

    Из школы, от бабушек и дедушек.

    - И какая картина сформировалась у тебя о том времени?

    Печально всё очень. Война, люди умирают…

    - А как война коснулась именно вашей семьи?

    Отец моей прабабушки ушёл на войну. У них было шестеро детей. Через год его убили. Мать тоже умерла от болезни. Дети остались сиротами. Был голод, старшие дети стали тоже болеть, в результате все умерли, кроме бабушки и ещё одного ребёнка.

    - Они жили в Горловке?

    Нет, в России. Из других родственников тоже все уходили на войну, но никто не вернулся.

    - Какие страницы из истории Великой Отечественно войны тебе известны?

    - Ну вы же изучали по истории этот период. Что вам рассказывали?

    Что без предупреждения напали…

    - А когда это было?

    В 1939 году.

    - А напали со стороны каких республик?

    Не помню.

    - Может быть, помнишь какие-то значимые битвы?

    За Сталинград.

    - А что она решила, эта битва?

    Я плохо знаю историю, мы её очень мало в школе изучаем - всего час в неделю, «галопом по европам».

    - Понятно. Тебе 16 лет. Ты и твои ровесники смотрите фильмы о войне?

    - У вас в семье есть какие-то традиции, связанные с Днём Победы? Как проходит этот день?

    - А цветы возлагать доводилось на могилы павших солдат?

    Да, с одноклассниками ходили.

    - А инициатива чья была?

    Беседовала Екатерина Щербакова