Войти
Логопедический портал
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Различные виды уравнений прямой
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Согласование прилагательных с существительными русский язык правила. Групповое логопедическое занятие «Согласование имен существительных и прилагательных по родам и числам. Подбор слов-определений к существительным

    Согласование прилагательных с существительными русский язык правила. Групповое логопедическое занятие «Согласование имен существительных и прилагательных по родам и числам. Подбор слов-определений к существительным

    1) Согласование прилагательного с существительным в имени­тельном падеже единственного и множественного числа.

    Последовательность работы над грамматическими формами


    Формы среднего рода

    Ударное окон- Большое, меховое, голубое, шерстяное, дорогое,
    чание молодое, лесное, небольшое

    Безударное Вкусное, круглое, деревянное, теплое, сладкое,

    окончание белое, интересное, новое, стеклянное, мягкое,

    удобное

    Виды заданий для закрепления согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

    а) Игра «Помоги Незнайке».

    Логопед предлагает ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова-признаки к существительному, например: зима - ... (снежная, холодная, морозная, длинная, ранняя); снег - ... (белый, пушистый, мокрый, холодный); ветер - ... (сильный, морозный, резкий); солнце - ... (яркое, ласко­вое, теплое); дни - ... (короткие, длинные, темные, мороз­ные) и т. д.

    б) Игра «Пароль».

    На доске выставлены картинки, например, зеленый куст; красное солнце; черные варежки; большая сумка; го­лубая юбка; синее ведро и др.

    Ребенок должен найти картинку, которой соответствуют слова: она моя, он мой, оно мое, они мои.

    в) Игра «Магазин».

    Логопед берет на себя роль покупателя, а ребенку пред­лагает стать продавцом. Логопед задает вопрос, например: «Что у вас есть из меха?», - а ребенок отвечает: «В магази­не есть меховая шуба, меховой воротник, меховые рука­вицы».

    г)Составление или отгадывание вопросов-загадок. («Голубое, нарядное, шелковое - это кофта или платье?»; «Шерстяная, вязаная, красная - это шарф или шапка?»; «Желтое, круглое, сладкое - это яблоко или ли­мон».)

    д)Игра с мячом «Угадай предмет».

    Логопед называет признак предмета и бросает мяч ребен­ку. Ребенок, поймав мяч, называет предмет, у которого есть данный признак, и возвращает мяч, например, красная - лента, рубашка, шапка, сумка; красный - цветок, шарик, карандаш; красное - солнце, яблоко, платье и т. д.

    е) Добавление прилагательного в предло­
    жение. Например: Слон большой, а комар Суп горячий,

    а компот.... Апельсин сладкий, а лимон.... Дерево высокое, а трава ....

    Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа

    Коррекционно-логопедическая работа проводится в сле­дующей последовательности: а) с беспредложными конст­рукциями; б) с предложными конструкциями.

    Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции).

    а) Игра «Кому что дадим?». (Закрепление фор­мы дательного падежа существительных по теме «Дикие и домашние животные».)

    Дидактический материал - картинки с изображением животных и корма для них.

    Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» - и под­бирает соответствующие картинки. Логопед дает образец от­вета и просит ребенка его придерживаться. Например: Сено дадим доброй корове. Грибы дадим ловкой белке. Яблоко да­дим маленькому ежу. Мед дадим сильному медведю. Моло­ко дадим ласковой кошке и т. д.

    б) Добавление слов к глаголу при ответе на воп­рос «Чем можно...?». (Закрепление формы творительного падежа.)

    Дидактический материал - картинки или предметы (на­пример, ручка, карандаш, лопата, расческа, мыло, полотен­це, топор, пила и т. д.).


    Логопед предлагает образец ответа и просит ребенка его придерживаться. Например: Писать можно красивой руч­кой. Рисовать можно красным карандашом. Копать мож­но большой лопатой. Вытираться можно мягким полотен­цем. Умываться можно душистым мылом и т. д.

    в) Игра «Угадай, чего (кого) нет». (Закреп­ление формы родительного падежа.)

    голу­бое платье; синий цветок; зеленый платок; веселый маль­чик; большая бабочка; желтое ведро и т. д.).

    Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки. Затем убирает картинки по одной и просит ребенка сказать: «Кого (чего) нет?», например, нет голубо­го платья; нет зеленого платка и т. д.

    г)Игра «Скажи, не ошибись». (Закреплениеви­нительного падежа существительных.)

    Дидактический материал - картинки (например, жел­тое платье; маленькая шкатулка; дубовый лист; большая книга; белый халат и т. д.).

    Логопед называет часть предложения, ребенок заканчи­вает его, используя нужную картинку. Например: Мама стирает... (желтое платье). Мальчик нашел... (дубовый лист). Девочка уронила на пол... (маленькую шкатулку). Врач снял... (белый халат) и т. д.

    Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (конструкции с предлогами) а) Игра «Закончи предложение». Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть кар­тинки. Затем логопед называет часть предложения, а ребенок его заканчивает. Например: Воду налили... (в коричневый кувшин). Цветок растет... (у высокого забора). Аня съеха­ла... (с ледяной горы).

    б) Игра «Исправь ошибки Незнайки».
    Логопед предлагает ребенку внимательно послушать

    предложение и найти ошибку: «Вот как Незнайка составил предложения: «Мама держит тарелку с горячая супом». Это правильно? «Заяц убегает от злое волка». А как ска­зать правильно? «Дети пришли к глубокий озеро». Исправь ошибки».

    в) Игра «Что с чем?». (Закрепление формы твори­
    тельного падежа с предлогом с.)

    Дидактический материал - картинки (например, чаш­ка с красным блюдцем; корова с маленьким теленком; ваза с желтым цветком; собака с большой косточкой и т. д.).

    Логопед предлагает ребенку назвать картинку и дает об­разец ответа: «Кошка с красным клубком».

    Согласование прилагательного с существительным во множествен­ном числе

    Логопедическая работа по согласованию прилагательно­го с существительным во множественном числе проводится по плану: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.

    Примерные виды заданий и игровых упражнений

    а) Закончить предложение (с опорой на картин­ку). Например: Мама держит... (желтые цветы). Аня при­несла молоко... (маленьким котятам). Папа собрал много
    ... (красных яблок). Самолет летел... (над голубыми озера­ми). Мальчик подошел... (к высоким деревьям).

    б) Игра «Помоги Незнайке».

    Логопед читает предложения с неправильными оконча­ниями прилагательных и просит ребенка исправить ошиб­ки, которые допустил Незнайка. Например: Заяц убегает от (злые) волков. Птичка спряталась в (зеленые) кустах. Девочки подошли к (новые) домам. Бабочки летают над (красивые) цветами.

    Методика формирования словообразования

    Дифференциация грамматических форм слова предпола­гает выделение морфем из слова и соотнесение их со значе­нием. Аналогичные процессы происходят и при словообра­зовании. В связи с этим, работа над формообразованием должна проходить в тесной связи с развитием словообразо­вания.

    Процесс словообразования у дошкольников с ЗПР сфор­мирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Ов­ладение процессом словообразования у данной категории де­тей сопровождается значительными трудностями. В ходе коррекционной работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объем словообра­зовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с ЗПР.

    Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм слово­образования в онтогенезе, а также характера и степени труд­ности различных моделей словообразования для дошколь­ников с ЗПР.

    При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктив­ных моделей словообразования в экспрессивной речи.

    Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально - на основе наглядно-об­разного мышления, далее - в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной речи к экспрессивной; постепенного услож­нения характера заданий и речевого материала и проходит в следующей последовательности: а) определение об­щего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аф­фиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы; г) осуществление звукового ана­лиза морфемы, закрепления его с помощью буквенного обо­значения; д) образование слов по аналогии с опорой на зна­чение словообразующих аффиксов; е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности; ж) дифферен­циация слов с аффиксами одного значения.

    Каждую словообразовательную форму сначала закрепля­ют в импрессивной речи, затем проводится работа по фор­мированию ее в экспрессивной речи. Для уточнения пони­мания словообразовательной формы в импрессивной речи рекомендуются такие задания, как: а) показать картинку по заданию логопеда; б) выбрать картинку, которую назо­вет логопед; в) выполнить действия.

    Можно выделить 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения сло­вообразовательных моделей.

    I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. За­крепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наи­меньшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различи­ем денотатов на невербальном уровне.

    На I этапе работа проходит над следующими формами словообразования:

    1) образование существительных при помощи уменьши­тельно-ласкательных суффиксов (сначала - формы с про­дуктивным суффиксом -ик-; затем - с менее продуктив­ными суффиксами -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-);

    2) образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища;

    3) образование существительных с помощью суффикса -инк-;

    УРОК 38

    Тема урока: “Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде”

    Дата: 06.12.2106 г.

    Обучающийся: Афанасенков Иван

    Класс: 9 (УО)

    Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

    Цель : закрепить полученные знания по данной теме;

    Задачи:

    1. Формировать умения и навыки определения рода имён прилагательных.

    2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, самостоятельность; активизировать речевую и мыслительную деятельность.

    3. Воспитывать любовь к предмету и к учебной деятельности, чувство патриотизма через интерес к советским мультфильмам.

    Оборудование : электронная тетрадь, отрывки из мультфильмов.

    Ход урока:

    Как настроение?

    Я надеюсь, что к концу урока оно не испортится, ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-сюрприз. Посмотри на картинку. Что на ней изображено? (Торт)

    Кого ты видишь на торте? (Героев мультфильмов)

    А как ты думаешь, почему я вдруг начала урок с изображения торта, да ещё с мультипликационными героями?

    Может быть, это в честь какого-нибудь праздника?

    Да, в этом году студия “Союзмультфильм” отмечает своё 80-летие.

    Наш урок будет посвящён этой теме. Каких героев советских мультфильмов ты знаешь и любишь?

    Задание 1.

    - Ответь, про кого из героев мы можем так сказать:

      Толстый, подвижный, смешной - Карлсон.

      Весёлый, забавный, косолапый - Винни-Пух

      Серый, злой, голодный - Волк

      Глупый, непоседливый, любопытный - Незнайка.

      Длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.

      Зелёный, большой, добрый - Крокодил Гена.

      Лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.

      Красивая, нарядная, воспитанная - Мальвина.

    Как называются слова, которые мне помогли описать этих героев? (Прилагательные)

    Скажи, какой же будет тема нашего урока, о чём будем говорить? (“Имя прилагательное”)

    Правильно. Мы продолжим изучать эту интересную часть речи.

    Давай вспомним, что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)

    На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? какая? какое? какие?)

    От какого слова зависят имена прилагательные? (От имени существительного)

    Как ты понимаешь “прилагательные зависят от существительных”? (Стоят в том же числе и роде, что и существительные)

    Ну что ж, продолжим работу по изучению имени прилагательного. А помогут нам в этом герои мультфильмов. Послушай и скажи, кто придёт к нам первым.

    https://www.youtube.com/watch?v=TCvxXvlCTbY - м/ф “Винни-Пух” (с 0.48 до 1.01)

    Задание 2.

    Мультфильм “Винни-Пух и все-все-все” был выпущен в 1969 году. Автор сценария Борис Заходер и Фёдор Хитрук. С озвучкой мишки возникли трудности. Как вспоминал режиссёр картины Фёдор Хитрук , при подборе актёров для озвучивания главных героев мультфильмов о Винни-Пухе возникли сложности. Перепробовали множество актёров, но никто не подходил. Попробовали Евгения Леонова ,

    но его голос также не устроил создателя мультфильма. Тогда звукооператор Георгий Мартынюк неожиданно предложил немного ускорить голос быстрой перемоткой плёнки - результат оказался замечательным. Голос попал точно в персонажа. Тот же приём использовали для других героев мультфильма.

    Винни-Пуху нужна твоя помощь - он принёс картинки. Посмотри на них и скажи, про какие предметы можно сказать мой? моя? моё?





    Запиши слова в таблицу.

    Мой

    Моя

    Моё

    Как одним словом назвать все слова, которые мы записали в таблицу? (Слова-предметы или имена существительные)

    Что мы определяли у имён существительных? (Род)

    Подбери к двум любым существительным прилагательные. Определи их род.

    У имён прилагательных тот же род, что и существительных? (Да)

    Почему? (Прилагательные имеют тот же род, что и существительные)

    Физкультминутка.

    - Давай отдохнём. Угадай, с кем ты будешь отдыхать.

    Любит есть он бутерброд

    Не как все, наоборот,

    Он в тельняшке, как моряк.

    Звать кота, скажи мне, как?

    (Матроскин из м/ф “Трое из Простоквашино”)

    Мультфильм впервые вышел на экран в 1978 году. Автор сценария Эдуард Успенский. Озвучивал Матроскина Олег Табаков (остальных Валентина Талызина, Борис Новиков, Лев Дуров...).

    В опросе, проведённом фондом “Общественное мнение” среди жителей России, трилогия «Трое из Простоквашино» поделил третье место с анимационным фильмом «Шрек», второе место занял мультфильм “Маша и Медведь”, 1 место - мультфильм “Ну погоди!”

    Так как мы сегодня на занятии проходим прилагательные, то Матроскин предложил провести игру “Покажи”. Я буду называть прилагательные, а ты будешь показывать их с помощью действий. Например, морской - изобразить руками волны.

    Высокий, низкий, широкий, узкий, крылатый, плавательный.

    Задание 3.

    Третье задание тебе предложит наш следующий гость. Чтобы узнать, кто он, посмотри мультфильм.

    https://www.youtube.com/watch?v=TZTjr-DN9xY - м/ф “Малыш и Карлсон” (с 3.23 до 3.52)

    Мультфильм “Малыш и Карлсон” был создан в 1968. Автор сценария Борис Ларин. Малыша озвучивала Клара Румянова, а Карлсона - Василий Ливанов.

    И здесь озвучить Карлсона помог случай. На его озвучку тоже пробовались многие актёры. А Василий Ливанов часто заходил в группу, в шахматы играл. Сценарист ему пожаловался, что никак не получается найти главного героя, и вдруг Василий Ливанов говорит: «Давай я попробую!» Пошли в студию, записали, и всем понравилось.

    http://learningapps.org/1469208 - упражнение в определении рода прилагательных

    Подведение итогов урока.

    Вежливый, старательный,

    Скромный и внимательный.

    Добрый, ласковый и смирный,

    Нежный, вежливый и мирный,

    Злой, сердитый и крикливый,

    И ленивый, и драчливый.

    Сколько качеств разных - знай.

    Себе любое выбирай!

    Итак, над какой частью речи мы сегодня работали? (Над именем прилагательным)

    А что мы определяли у прилагательных? (Род)

    Какое слово нам помогает определить женский род? (Моя)

    Кто помогал нам сегодня на уроке?

    Сколько лет исполняется студии “Союзмультфильм”? (80)

    Тебе было интересно?

    А как ты работал на уроке? Оцени свою работу.

    У меня получилось ____

    Я смог ____

    Я допускал ошибки, когда _____

    За урок я бы себе поставил ___

    И героям очень понравилось заниматься вместе с тобой. Они решили подарить тебе воздушные шарики.

    - Герои “Союзмультфильма” прощаются с тобой!

    Задание 7.

    Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите текст, как запомнили.

    (Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать картинки. Читая предложения, логопед должен выделять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с существительным.)

    а) Набежало... . Скрылось... . Подул... . Помялась... . Потемнел. . . . Полил. . . . Загремел. . . . Сверкнула. . .

    Слова для справок: облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

    б) Облако... Солнце... Ветер... Пыль... Лес... Дождь...Гром... Молния...

    Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

    Конспект занятия

    Тема . Согласование имени прилагательного с именем существительным.

    Цель . Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

    II. Образование имен прилагательных. Составление словосочеаний.

    Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:

    Какая сегодня погода? (Хорошая.)

    Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

    Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

    Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

    А когда нет ветра? (Безветренный.)

    Логопед. Уточним, какой сегодня день. (День теплый, соленный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)

  • Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  • Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Активизация и качественное обогащение словарного запаса.
  • Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, мимических мышц лица.
  • Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе.
  • Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    (Горит свеча)

    Станем дружно мы в кружок
    Начинается урок
    Свечку зажигаем
    И дружно задуваем.

    (Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)

    Говорим всегда красиво,
    Смело и неторопливо.
    Ясно, четко говорим,
    Думаем и не спешим.

    II. Основная часть.

    1. Отгадайте загадку.

    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня... (Зима)

    2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)

    Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

    • снег белый и чистый
    • снег серый и тусклый
    • снег золотистый и голубой
    • снег голубой и синий
    • снег желтый и грязный
    • снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

    Почему вы удивились при слове палевый?

    Можно так сказать о снеге?

    Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)

    3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):

    Ответ: Именами прилагательными.

    Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется: :

    Ответ: Именем существительным.

    Вопрос: Слова противоположные по значению, называются

    Ответ: Антонимы.

    Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется:

    Ответ: Корнем.

    Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется:

    Ответ: Приставка.

    Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это:

    Ответ: Части речи

    Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются:

    4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)

    5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

    Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

    • собака, ромашка, сладкий, дерево;
    • линейка, круглый, облако, трава;
    • зима, сугроб, шуба, пушистый;
    • огромный, медведь, лиса, дом;
    • книга, деревянный, носки, дуб.

    (По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

    6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это?

    Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

    лист дуба - дубовый, а ветка:

    лист клена - кленовый, :

    лист березы - березовый, :

    лист осины - осиновый, :

    лист рябины - рябиновый, :

    лист яблони - яблоневый, :

    Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)

    В какое время года появляются листья?

    Весенним ясным утром
    В начале сентября,
    Сели мы за парты
    И думаю не зря.

    Все ли верно в этом стихотворении? Почему?

    Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?

    Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).

    8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)

    Физминутка.

    Горка высокая поднять руки вверх, потянуться

    Река глубокая присесть

    Звезда далекая подняться, руки вверх

    И одинокая. движения рук вправо-влево

    9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.

    Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?

    Назовите корень в выделенных словах?

    Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)

    Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)

    В какое время года солнце греет сильнее?

    Какое время года наступает после лета?

    Пальчиковая разминка.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный, и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался о порог.

    10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?

    В тетради:

    На доске:

    Какие слова в первом столбике?

    Объяснение каждого словосочетания.

    11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?

    Перед дождём.

    Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .

    После дождя.

    Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .

    Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.

    Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.

    12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.

    Это верно или нет?
    Что как сажа чёрный снег?
    Сахар горький, уголь белый?
    Ну а трус, как заяц смелый?