Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Сколько учиться в вечерней школе после 9. Вечерняя школа. Что дает вечерняя школа

    Сколько учиться в вечерней школе после 9. Вечерняя школа. Что дает вечерняя школа

    Времена "Большой перемены" и "Весны на Заречной улице" не прошли

    В этой прокопьевской школе занятия трижды в неделю. У старшеклассников нет дневников, многие – уже сами мамы и папы. Если такие ученики прогуливают школу – значит, их с работы не отпустили. Класс помладше – проблемные подростки, которых выгнали из обычных школ. Наш корреспондент заглянул в вечерку, чтобы выяснить, насколько все изменилось со времен «Большой перемены» и «Весны на Заречной улице».

    Урок английского в вечерней школе г. Прокопьевска

    Нахулиганила

    Единственная в Прокопьевске вечерка работает на базе бывшего 41-го училища. С 2013 года училище вошло в состав электромашиностроительного техникума, но будем называть его на старый манер. Здесь как будто не одна, а две вечерних школы. Старшеклассники (ученики 10–12-х классов) – взрослые, ответственные и социализированные. А в 9-й класс школьники попадают по направлению инспекции по делам несовершеннолетних. Выпускники здешнего девятого класса, как правило, продолжают образование в других учебных заведениях. Крайне редко поступают сюда же в десятый.

    Девятиклассница Антонина (имя по этическим причинам изменено) в вечерней с октября, до этого ходила в обычную школу. Одета по-деревенски, закутана в пуховый платок и напоминает изображенную на шоколадке «Аленка» девочку, только повзрослее и покрупнее. Производит впечатление человека открытого, доверчивого и неконфликтного.

    – За что вас сюда перевели?

    – За хулиганство.

    – Что именно совершили?

    – Нахулиганила. Окна била в школе.

    – Вы кажетесь спокойной.

    – Они там все время говорили: «Тонька то! Тонька это! Тонька опять накосячила…». И я решила: «Раз вы так говорите, вот вам – получайте!».

    – Здесь такого нет?

    – Нет. Здесь учителя другие.

    По словам сегодняшних учителей Антонины, она, если и была когда-то неуправляемой, теперь ведет себя иначе. Правда, недавно сбежала с последнего урока, пришлось звонить Тониной бабушке. Соответствующего вопроса не задаю, но и так понятно, что родителей у девушки либо нет, либо судьба дочери им безразлична.

    Самая первая в Прокопьевске вечерняя школа открылась в 1933 году и находилась в переулке Артема. С конца 90-х началось сотрудничество этой школы с 41-м училищем. В училище набирали в том числе и группы двухгодичников, которые получали только профессию, но не аттестат о среднем образовании. Многие параллельно учились в вечерке. Чтобы упростить жизнь таким студентам, решили проводить уроки и в стенах 41-го. Ныне школы в переулке Артема уже нет. Восемь лет назад она полностью «переехала» в училище, где обучаются и студенты, осваивающие профессию, и – отдельно – ученики вечерней школы. Бывшие педагоги «вечерки» теперь работают в училище: ведут уроки как в группах студентов, так и в классах вечерней школы.

    Беседую как раз с такой учительницей. Имя она попросила не называть.

    – Вот смотрите, – объясняет она. – Ученик Н. – не надо, чтобы его фамилия мелькала. Совершил преступление – одно, второе. В обычной школе много занятий пропускал. В конце концов, там поставили вопрос ребром. Он говорит: «Я не буду к вам ходить!». Пришел к нам – и теперь один из лучших в классе. Старается. Хочет потом поступать в училище или в техникум.

    Как рассказала учительница, Н. «воровал металл откуда-то». Она верит, что парень исправился. И очень за него переживает.

    – Я разговаривала со следователем. Будет суд. Надеюсь, дадут условно.

    – А если все-таки попадет в колонию?

    – Там тоже школа есть. Доучится. У меня есть такие дети, которые в колонии сидят и звонят мне оттуда.

    Детьми здесь называют всех воспитанников, даже великовозрастных (пару лет назад в этой школе учился сорокатрехлетний мужчина). Что касается звонков из колонии, учительница вспоминает девятиклассницу, которая вышла замуж и ушла из вечерки. Родила двоих. На работу без образования устроиться не смогла. Чтобы прокормиться, торговала наркотиками. Девятилетку все-таки окончила, но уже за колючей проволокой. Бывшая ученица, освободившись, вряд ли придет в старшие классы вечерней, но с криминальным прошлым все-таки порвет, уверена учительница.

    Насколько успешно социализируются те, кого в вечерку направила инспекция по делам несовершеннолетних? Педагоги затруднились ответить. Некоторым трудным подросткам на направление плевать: чтобы воровать и грабить, аттестат не требуется. И учителя иногда слышат: «Ваш ученик за решетку попал!», а этот преступник в вечерней школе и не был ни разу. Те, кто ходит на занятия, как правило, берутся за ум. Для них вечерка – шанс изменить жизнь, и они этот шанс стараются не упустить.

    – Знаете, недавно на улице мужчину встретила, – рассказывает все та же учительница. – Поздоровался: «Помните, я у вас учился?». Толя! Он у нас девятый класс оканчивал. Рассказывает: «Я в Москве. Окончил медучилище. Работаю медбратом в воинской части». У Толи все сложилось, как он мечтал. Я так за него рада!

    Девятиклассники, которых увидел, на преступников не похожи. Вполне адекватные и вежливые, правда, не слишком общительные. Думаю, многие могли бы остаться в обычных школах, из которых исключают – чтобы показатели не портили – не только начинающих уголовников, но и мелких хулиганов, прогульщиков. А еще в вечернюю уходят забеременевшие школьницы.

    – У вас к таким молодым мамам нормально относятся?

    – Конечно, это же жизнь. Для обычной школы это что-то нестандартное, а у нас и взрослые люди учатся. У нас косо не смотрят, – рассказывает учительница.

    Карьеристы и технички

    В прокопьевской вечерке учились и те, кто в свое время окончил только пять классов. Но таких в городе осталось совсем мало, соответствующий класс не укомплектовать, и они ездят в новокузнецкую вечернюю школу, чтобы наверстать упущенное. А в прокопьевской сегодня самый младший класс – девятый. И девятиклассников все больше. В обычных школах после девятого прежде сдавали только два ОГЭ, теперь – пять. Соответственно, число несдавших увеличилось. Проваливших экзамен нередко переводят в вечернюю. Об этом рассказала Ольга Терентьева – преподаватель русского и литературы вечерней школы и классный руководитель 12-х классов.

    Согласно закону «Об образовании», обязательным является основное образование (до 9-го класса включительно). Однако многие работодатели трактуют закон иначе и отправляют учиться в вечернюю тех, у кого нет «среднего полного», то есть одиннадцати классов. Ольга Сергеевна объясняет, что многие старшеклассники вечерней поступили в эту школу под угрозой увольнения с работы. Другим ЕГЭ нужен для поступления в вуз. Вообще, в вечерней все очень неоднородно. Взрослые люди. Почти все старшеклассники работают. У каждого свой бэкграунд, жизненный опыт и свои мотивы окончить одиннадцатый (точнее, двенадцатый – программа здесь пролонгирована).

    Несколько лет назад у Ольги Сергеевны был ученик, который работал водителем, и говорил, что не собирается всю жизнь крутить баранку и глотать пыль, а хочет сидеть в кабинете на руководящей должности, носить белую рубашку и модный пиджак. Он добился своей цели.

    Впрочем, за школьные учебники в зрелом возрасте берутся не только карьеристы, но и те, кому действительно можно посочувствовать.

    – Учатся санитарки. Продавцы, которые не хотят пивом торговать, а хотят двинуться куда-то дальше. Технички. Вот вчера ученица говорит: «Сколько я могу драить полы и чистить унитазы?! Когда надо было, я не училась, а теперь сижу на уроке и ничего не понимаю». Но она старается, – рассказывает Ольга Терентьева.

    А еще в вечерке училась девушка, которая параллельно оканчивала Прокопьевский музыкальный колледж. Хотела как следует подготовится к ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Сейчас она вокалистка в одном из московских театров.

    К ЕГЭ Ольга Сергеевна в целом относится положительно. Выпускники вечерней сдают его в общем потоке, вместе с учениками обычных школ. Им уже не приходится рассчитывать, что знакомые преподаватели пожалеют. А ушлые – есть, конечно, и такие – понимают, что аттестат теперь не купить: по электронной базе легко проверить, сдавал ли обладатель «корочек» ЕГЭ.


    Ольга Терентьева на уроке

    Но, по словам Ольги Терентьевой, учиться все же лучше вовремя. Когда-то программы вечерней и обычных школ совпадали, на каждый предмет отводилось одинаковое количество часов. Теперь занятия три дня в неделю. По форме – уроки, а по сути – консультации. Много материала нужно освоить самостоятельно. В течение года ученики сдают несколько зачетов по всем предметам. Провалы на ЕГЭ и ОГЭ не часто, но случаются. Некоторые старшеклассники, вроде бы пришедшие с желанием учиться, вечернюю школу все-таки бросают.

    Как рассказали педагоги, в прошлом году одной ученице пришлось оставить учёбу, потому что начальник не захотел пересмотреть её рабочий график. Наверное, управлять необразованными проще.

    «Лучшие «корки» в городе»

    Сегодня в прокопьевской вечерке учатся около 40 девятиклассников и 30 старшеклассников.

    За несколько минут до начала первого урока в выпускном классе успеваю совсем коротко переговорить с тридцатипятилетней Светланой.

    – Забыла все абсолютно! – признается она. – Но здесь учителя понятнее объясняют, все разжевывают. Даже смешно, что я эти темы не понимала в свое время.

    После вечерней школы Светлана собирается в медицинский колледж. У нее сын в девятом, дочь в шестом. Помогает им делать уроки, и дети оценили, насколько повысился уровень маминой эрудиции.

    Десятиклассник Евгений Шабаев работает слесарем-ремонтником на разрезе. В свое время получил в училище №12 профессию, но не аттестат о среднем образовании. В вечерку пришел сам, на работе не заставляли. Работает: день, ночь, двое суток дома. Иногда получается ходить на занятия все три раза в неделю, иногда – только раз. Учителя говорят, у Шабаева хорошая успеваемость.

    – У нас лучшие «корки» в городе – права на БелАЗ или на бульдозер. Учат в Гостехнадзоре, там одиннадцать классов не надо, – рассуждает Евгений.

    – А зачем тогда пошли в вечернюю?

    – Пригодится. Хочу учиться, пока есть время и возможность.

    Юлия – одноклассница Евгения. Ездит на занятия из села Михайловка. Там шестьсот жителей и только девятилетка, окончив которую, девушка прошла курсы мастера маникюра. Сейчас работает по этой специальности. После двухгодичного перерыва решила вернуться в школу – теперь уже в вечернюю.

    – Очень удобный график: только три дня в неделю. Поэтому удается совмещать с работой. – рассказывает Юлия.

    – Работодатель на учебу отпускает?

    – Я на себя работаю.

    – Здесь строго спрашивают, учат всерьез?

    – Посерьезнее, чем в школе, где я училась раньше.

    Михайловка относится к Прокопьевскому району, но гораздо ближе к Киселевску – всего в пятнадцати минутах езды. Прокопьевские преподаватели объяснили, что, насколько им известно, в Киселевске ни одной вечерней школы не осталось. И в Управлении образования Киселевска подтвердили, что вечерки в этом городе больше нет.

    Добавим, что на весь Прокопьевский район осталась одна вечерняя школа – на базе аграрного колледжа в поселке Школьный. Звонили туда. Руководители колледжа говорят, что на целый район одной вечерки мало, жители не всех сел и поселков могут регулярно ездить в Школьный.

    Вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.

    Нас уверяют, что современное школьное образование доступно практически каждому. Однако нередко, ввиду жизненных обстоятельств, некоторые старшеклассники вынуждены оставить стены образовательного учреждения и искать работу. Довольно часто причиной преждевременного окончания обучения становится призыв в армию, из-за чего многие молодые люди считают, что на их образовании, а значит и на успешной карьере в будущем, можно "поставить крест". Ведь все мы знаем, что без наличия диплома добиться взлета по карьерной лестнице и материального благополучия практически невозможно.

    Однако не все так безрадостно, как может показаться на первый взгляд. Благодаря институту вечерней школы, существующей в России, каждый гражданин нашей страны может в любом возрасте получить полное среднее образование (даже если 8-9 классов он окончил несколько лет назад), и, соответственно, продолжить свое обучение в ВУЗе.

    Отметим, что вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.

    Кто учится в вечерней школе?


    Во времена Советского Союза вечерние школы предназначались в основном для рабочей молодежи отнюдь не школьного возраста. Сегодня же основная масса обучающихся в подобных учебных заведениях – это подростки из неблагополучной среды обитания, которые в силу своего возраста должны были бы обучаться в обычной школе. И только треть учеников - работающие молодые люди старше школьного возраста.

    Но это не означает, что каждый старшеклассник может бросить среднюю школу и перейти на вечернюю форму обучения . Согласно действующему законодательству, после девятого класса подросток может перевестись в вечернюю школу только с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних.

    Если же говорить о "взрослой" категории учащихся, то чаще всего в вечернюю школу поступают военнослужащие-контрактники, которые из-за отсутствия среднего образования не могут продлить контракт, и спортсмены, которые из-за частых соревнований не смогли вовремя получить полное среднее образование.

    Проблемы современной вечерней школы

    Ни для кого не секрет, что российская система образования в настоящее время находится в достаточно критическом состоянии, и только начинает свой путь на пути к глобальному реформированию. Однако в наиболее печальном положении оказались вечерние школы, о чем свидетельствует целый ряд проблем, к которым можно отнести:

    • финансирование по остаточному принципу – причем это касается как материально-технической и методической части, так и финансирования штатных единиц. В результате, вечерняя школа не может сделать своевременный ремонт, обеспечить учеников обучающим материалом и укомплектовать штат всеми необходимыми специалистами (психологом, социальный педагог, методистом, воспитателем и т.д.);
    • отсутствие специализированных учебных программ для вечерних школ – как правило, педагоги каждой вечерней школы самостоятельно "перерабатывают" методические материалы обычной школы, подстраивая программы обучения средней школы под то количество часов, которое положено данным учебным заведениям;
    • отчуждение учителей вечерних школ от статуса школьного педагога – из-за этой проблемы многие учителя сталкиваются с большими трудностями при оформлении пенсии за выслугу лет и не получают доплату за классное руководство.

    Особенности обучения в вечерней школе


    Согласно нормативам, обучение в вечерней школе составляет три года. Увеличенная продолжительность обучения – вынужденная мера, поскольку занятия в большинстве таких школ проводятся не ежедневно, при этом количество учебных часов заметно меньше, чем в обычной средней школе.

    Как можно понять из названия учебного заведения, занятия проводятся по вечерам (как правило, с 16-00 до 20-30). Причем ученик может перейти на индивидуальный график обучения, договорившись с преподавателем о том, что часть уроков он будет пропускать и выполнять задания дома.

    Существуют вечерние школы, осуществляющие и дневное обучение (да, да, как бы странно это не звучало). В таких учебных заведениях занятия начинаются в 9 утра и заканчиваются в 15-16 часов. Правда, учиться нужно всего четыре дня в неделю. При этом, учитывая специфику контингента (подростки из неблагополучных семей, испытывающие трудности в учебе и в общении с окружающими), педагоги лояльно относятся к своим ученикам, практикуя дифференцированный подход.

    Вечерняя школа: быть или не быть?

    Уже не первый год в России активно обсуждается вопрос необходимости вечерних школ. Многие специалисты уверены, что современное общество в них не нуждается, так как получить среднее образование сегодня можно дистанционно и в обычной школе. Однако статистика свидетельствует об обратном: в последние годы спрос на данный вид обучения неуклонно растет – многие люди стремятся получить среднее образование без отрыва от работы, после 10-ти летнего, а то и 30-ти летнего перерыва в учебе.

    Откуда столько желающих учиться в вечерней школе? По данным ЮНЕСКО в нашей стране на сегодняшний день живет больше миллиона абсолютно безграмотных детей и подростков (и это только официальная статистика, на самом деле таких детей намного больше) которые вместо того, чтобы ходить в школу бродяжничают, попрошайничают, воруют и т.д. – это все потенциальные ученики вечерних школ. Кроме того, в России ежегодно закрываются малокомплектные школы (чаще всего в небольших селах), бывшие ученики которых не имеют возможности ездить на учебу в соседний населенный пункт и остаются малограмотными.

    Подчеркнем, что для этой категории людей вечерняя школа является единственной возможностью не только добиться успеха в жизни, но и стать полноценным членом социума. Поэтому серьезно рассматривать вопрос о ликвидации института вечерней школы в нашей стране еще слишком рано. К счастью, российские государственные деятели это понимают, и делают все возможное, чтобы создать (или, скорее, восстановить) правовую основу для деятельности вечерних школ , которые в существующей редакции закона "Об образовании" даже не упомянуты.

    Школа выходного дня и вечернего обучения.

    Наша Школа выходного дня и вечернего обучения работает для обучающихся 5-11 классов без ограничения в возрасте!
    И особенно востребована обучающимися старше 18 лет!!!
    По статистике, только в вечерних школах Москвы ежегодно обучается более семи с половиной тысяч человек (данные 2014г.)

    Здесь учатся те наши совершеннолетние ученики, кто не закончил школу в своё время по различным причинам, но сейчас уже имеет работу (работает по сменам или в режиме 5-дневной рабочей недели с двумя выходными), но хочет продвигаться по карьерной лестнице дальше и ему просто жизненно необходимо наверстать упущенное и закончить школу.

    Согласно типовому положению об общеобразовательных учреждениях, в обычных, дневных школах учатся несовершеннолетние дети и подростки. Взрослые же, не успевшие получить основное или полное среднее образование до 18 лет, могут закончить его в вечерней школе. Жизненные ситуации у учеников вечерних школ очень разные: кто-то после окончания основной средней школы отслужил в армии и, собираясь в дальнейшем учиться в вузе, пока готовится в вечерней школе по программе 10, 11 класса к итоговой аттестации, получению аттестата и сдаче ЕГЭ, кто-то учился в техникуме или колледже, но не закончил его - женился или вышел замуж, прервав учебу «по семейным обстоятельствам». Кто-то приехал из другого города или даже страны и заканчивает образование по новым для себя российским образовательным стандартам.
    Это, однако, нисколько не ограничивает этих взрослых учащихся в правах и возможностях получения хорошего образования. Вечерняя школа - это возможность получить полноправные аттестаты об основном и полном среднем образовании государственного образца! Да еще и в более удобное время!

    Вечерняя школа – особое образовательное учреждение, которое предоставляет всем желающим приобрести общее среднее образование. Основными учениками выступают взрослые работающие люди, поэтому занятия проходят в вечернее время. Некоторые наивно полагают, что обучение в вечерней школе – пережиток советской эпохи, который совсем утратил свою актуальность. В действительности, напротив, этот вид образовательных учреждений никогда не утрачивал значимости и популярности: многие люди ежегодно записываются на занятия!

    Кто её посещает?

    Учиться в вечерней школе могут все граждане, которые по каким-либо причинам не получили среднего образования. Как правило, за помощью обращаются взрослые граждане возрастом более 20 лет, за плечами которых есть всего 9 классов, а иногда и того меньше. Нередко, учениками становятся молодые люди, прошедшие срочную службу в армии и решившие поступать в ВУЗы. В таких случаях, они смогут освоить недостающую программу и смело подавать документы в приёмную комиссию. Кроме того, повышать образование приходят работающие люди, которым необходимо повышение по службе, а рабочий график совершенно не позволяет обучаться днём. Поскольку большинство работодателей настаивает на наличии у сотрудников общего образования, данная группа обучающихся, как правило, численно преобладает. Вечерняя школа становится для них реальной возможностью улучшить условия труда и добиться карьерного роста.

    Особенности обучения

    Основной особенностью, отличающей данные учреждения от привычных школ, является время работы. Занятия начинаются в 16-17 часов, когда многие учащиеся уже приходят с работы. Заканчиваются уроки поздно вечером — примерно в 20 — 20.30.

    Режим работы вечернего образовательного учреждения, как правило, не предусматривает ежедневных занятий. Они ведутся несколько раз в неделю, притом часовая нагрузка на предмет значительно меньше, чем в обычной школе.

    Ещё одной отличительной чертой является «разношёрстный» состав учащихся. В классе собирается аудитория самого разного возраста, что делает процесс обучения довольно непростым.

    Проблемы вечерних школ

    Несмотря на большую значимость данного образовательного звена, вечерние учреждения сталкиваются с немалым кругом проблем. Рассмотрим, наиболее существенные аспекты.

    Финансирование. Особый статус, к сожалению, «играет» против заведений: они получают от государства гораздо меньше денег, нежели обычные школы. Подчас руководство вынуждено не просто сокращать заработную плату педагогов, но и не готово пополнить штат дополнительными специалистами. Разумеется, это сказывается не только на зарплатах сотрудников, но и на качестве образовательного процесса в целом. Нехватка средств на своевременный ремонт, замену и обновление оборудования и компьютеризацию делает процесс обучения не комфортным и существенно снижает его эффективность.

    Отсутствие методологической базы. Учителя данных заведений не имеют специальных учебных пособий. Поэтому весь процесс строится по привычным школьным принципам и на одинаковом материале. Педагогу приходится не просто адаптировать школьную программу под новые условия, но и суметь «втиснуть» материал в сжатые сроки. Стоит отметить, что в простых школах количества часов, отведённых на тему, зачастую не хватает для должного изучения. В вечерней школе этого времени оказывается ещё меньше! Так, большинство вопросов остаётся на самостоятельное изучение.