Войти
Логопедический портал
  • Организация балльно-рейтинговой системы успеваемости
  • Современные технологии на древних изображениях
  • Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты
  • Электрохимический потенциал уравнение его смысл
  • Современные расы людей на планете и их происхождение
  • Карта Нижегородской губернии А
  • Как обучать ребенка с дефицитом внимания. «Не хочу учиться»: как делать уроки с гиперактивными детьми. Не медленнее, а ритмичнее

    Как обучать ребенка с дефицитом внимания. «Не хочу учиться»: как делать уроки с гиперактивными детьми. Не медленнее, а ритмичнее

    Воспитывать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) очень сложно, так как необходимо использовать другие воспитательные методы, которые не подходят для остальных детей. В противном случае существует риск чрезмерно оправдывать поведение ребенка или стать излишне суровым воспитателем. Очень важно найти золотую середину между двумя крайностями. Эксперты подтверждают, что приучать детей с СДВГ к дисциплине - крайне непростая задача. Тем не менее всем родителям, опекунам, учителям и другим лицам, причастным к воспитанию детей с СДВГ, следует запастись терпением и действовать системно.

    Шаги

    Часть 1

    Системность и заведенный порядок

      Обеспечьте заведенный порядок и системность для важных потребностей. Детям с СДВГ сложно строить планы, продумывать порядок действий, рационально использовать время и использовать другие повседневные навыки. В повседневной жизни семьи просто необходима структурированная система организации. Иными словами, заведенный порядок избавит от необходимости различных дисциплинарных мер, поскольку ребенок будет лучше себя вести.

      • Многие действия ребенка могут быть обусловлены недостатком организационных навыков и его неспособностью влиять на ситуацию. Семья должна обеспечить малышу строгий порядок и систему выполнения действий, а также понимать, что ребенку может потребоваться помощь и терпение со стороны окружающих. В то же время не следует применять к ребенку заниженные ожидания.
      • Системность важна в таких занятиях, как утренние сборы, домашняя работа, время сна, а также видеоигры.
      • Ваши требования и ожидания должны быть четкими . «Убери в комнате» - это слишком неясная просьба, поэтому ребенок с СДВГ может растеряться. Он банально не будет знать, с чего следует начинать и что нужно сделать. Лучше разделить задачу на короткие и четки задания: «Собери свои игрушки», «Пропылесось ковер», «Убери в клетке у хомячка», «Развесь одежду на плечики и убери в шкаф».
    1. Установите четкий порядок и правила. В семье должны действовать четкие правила и ожидания друг от друга. Дети с СДВГ редко понимают намеки. Четко озвучивайте свои пожелания и задания для ребенка на каждый день.

      Разделяйте большие задания на меньшие задачи. Родителям необходимо понять, что нехватка организационных навыков у детей с СДВГ часто вызвана ошеломлением от количества наглядной информации. Именно по этой причине большие задания вроде уборки комнаты или разборки постиранной одежды следует разделять на меньшие последовательные задачи.

      Придумайте систему организации. Заведенный порядок позволит сформировать привычку на всю жизнь, но для порядка требуется грамотная система организации. Помогите ребенку организовать свою комнату. Ребенка с СДВГ легко обескуражить, поскольку он замечает все детали сразу, так что наличие множества категорий личных вещей поможет ребенку совладать с обилием внешних стимулов.

      Привлекайте внимание ребенка. Перед сообщением просьб, требований или указаний следует убедиться, что ребенок обратил на вас внимание. Если он не «включился» в разговор, то просьба не будет выполнена. Когда ребенок приступил к делу, не отвлекайте его внимание разговорами и дополнительными указаниями.

      • Убедитесь, что ребенок поддерживает зрительный контакт с вами. Это еще не полная гарантия внимания, но так ваши шансы возрастают.
      • Ребенок может «фильтровать» вашу злость, разочарование и другие негативные обращения. Все дело в защитном механизме. Ребенок с СДВГ часто видит разочарование при общении, поэтому у него возникает страх услышать критику за нюансы, которые он не способен контролировать. Крики далеко не всегда помогут привлечь внимание ребенка.
      • Дети с СДВГ обычно хорошо реагируют на неожиданное и необычное веселье. Лучше бросить мяч, чтобы привлечь внимание ребенка, особенно если до просьбы немного поиграть с малышом. Слова «Тук-тук?» и последующая шутка также могут подействовать, как и хлопки или вопрос-ответ. Такие игровые приемы обычно помогают «достучаться».
      • Ребенку с СДВГ трудно сосредоточиться, поэтому если ему удалось это сделать, то вам лучше не отвлекать и не перебивать малыша.
    2. Поощряйте физическую активность. Дети с СДВГ лучше справляются с задачами, когда активно задействуют все тело. Физическая активность позволяет им получить необходимый стимул для мозга.

      • Детям с СДВГ следует заниматься физкультурой не реже 3–4 раз в неделю. Лучшим решением станут боевые искусства, плавание, танцы, гимнастика и другие виды спорта, которые включают много движений.
      • Также можно добавлять физические нагрузки в дни, свободные от занятий спортом. Это могут быть качели, велосипед и другие игры в парке.

      Часть 2

      Позитивный подход
      1. Задействуйте положительные отзывы. Начните с материальных наград (наклейки, леденцы или безделушки) за успешные действия. Со временем начните постепенно переходить на единичные случаи похвалы («отлично справился!» или объятия), но не забывайте положительно отзываться о делах, даже когда у ребенка сформируются полезные привычки, которые приведут к постоянным успехам.

        • Радость от выполненного дела - важный способ уйти от необходимости наказывать ребенка.
        • Не скупитесь на похвалу и награды. Детям с СДВГ требуется много положительных отзывов о своих делах. Небольшие, но частые награды будут эффективнее одной, но масштабной похвалы.
      2. Действуйте рационально. Говорите негромким и твердым голосом, если нужно призвать ребенка к дисциплине. Указания должны быть максимально короткими и произносить их нужно ровным, твердым голосом. Чем больше вы скажете, тем меньше запомнит ваш ребенок.

        Обращайте внимание на недопустимое поведение. Ребенка с СДВГ следует дисциплинировать больше обычного, а не меньше. Вероятно, у вас будет возникать желание простить выходку из-за СДВГ, но это лишь повысит вероятность непослушания в будущем.

        • Как это часто происходит, если игнорировать проблему, то она лишь увеличится. Лучше решать проблему с плохим поведением еще при первом проявлении и незамедлительно. Так, наказание должно следовать сразу за проступком, чтобы ребенок мог установить связь между поведением и вашей реакцией. Со временем он начнет понимать, какие поступки приводят к последствиям и не будет (следует надеяться) повторять своих ошибок.
        • Дети с СДВГ импульсивны и часто не учитывают последствия своих действий. Часто они просто не понимают, что совершили что-то плохое. Суть в том, что отсутствие наказания только усугубит проблему. Взрослые должно помочь ребенку научиться видеть и понимать характер недопустимых поступков и возможные последствия таких действий.
        • Примите тот факт, что ребенку с СДВГ просто необходимо больше практики, терпения и советов родителей. Если сравнивать его с «обычным» ребенком, то вас ждет сильное разочарование. Вам потребуется вкладывать больше времени, сил и смекалки, чтобы приучить ребенка к дисциплине. Перестаньте сравнивать его с другими «послушными» детьми. Это очень важно для позитивного (а значит продуктивного) взаимодействия и результатов.
      3. Используйте положительную мотивацию. В случае с детьми с СДВГ нужно чаще хвалить ребенка за хорошее поведение и реже наказывать за плохое. Лучше хвалите его за правильные решения, а не критикуйте за ошибки.

        Разработайте систему положительной мотивации. Существует много хитростей, позволяющих мотивировать ребенка вести себя хорошо. Очень часто пряник оказывается эффективнее кнута. Например, если ребенок успеет одеться и сесть за стол в указанное время, то сможет получить на завтрак блинчики, а не кашу. Право выбора - один из способов привить хорошее поведение при помощи позитивной мотивации.

        Придавайте своим наставлениям позитивный оттенок. Не просите ребенка прекратить вести себя плохо, а говорите, как именно нужно поступать. Обычно детям с СДВГ не удается сразу же понять, какими действиями нужно заменить плохое поведение, поэтому им трудно прекратить по наставлению родителей. Родители должны направлять ребенка, приводить примеры правильного поведения. К тому же ребенок не всегда четко слышит «нет» в ваших словах, поэтому может неверно толковать информацию. Например:

        Не акцентируйте внимание на плохом поведении. Внимание (хорошее или плохое) - это награда для ребенка с СДВГ. Следовательно, лучше уделять ему много внимания при хорошем поведении, но ограничивать внимание при баловстве, поскольку он воспринимает его как награду.

        • Например, если дочка встает с кроватки по ночам, чтобы поиграть, молча и уверенно уложите ребенка обратно в кровать без объятий и внимания. Забирайте игрушки, но не обсуждайте такие действия в моменты, когда ребенок будет рад вашему вниманию или готов вступить в спор. Если регулярно не поощрять плохое поведение, то со временем оно пройдет.
        • Если ребенок режет страницы книжки-раскраски, то заберите у него ножницы и книгу. Спокойных слов: «Резать нужно бумагу, а не книги», - будет вполне достаточно.

      Часть 3

      Последствия и последовательность
        • Представьте девочку, которая просит купить колу пять или шесть раз за три минуты, пока мама разговаривает по телефону, кормит грудного ребенка или готовит ужин. Иногда хочется (и проще) поддаться: «Хорошо, только оставь меня в покое!» Этим родитель показывает ребенку, что такая настойчивость приносит результат и дает реальную власть.
        • Дети с СДВГ не лучшим образом реагируют на разрешения. Таким мальчикам и девочкам нужны твердые и заботливые указания и ограничения. Долгие обсуждения сути и причин необходимости правил бесполезны. Поначалу некоторым родителям такой подход кажется неправильным, однако твердые и последовательные правила при заботливом отношении вовсе не жесткие и не жестокие.
      1. Воплощайте в жизнь последствия за проступки. Так, наказание должно быть последовательным, безотлагательным и действенным, а также отражать характер проступка.

        • Не отправляйте ребенка в спальню в качестве наказания. Большинство детей с СДВГ сразу же отвлекутся на игрушки и отлично проведут время в одиночестве, а ваше «наказание» превратится в награду. Вдобавок, при этом ребенок будет дистанцирован от своего проступка и не сможет понять связь между поступком и наказанием, чтобы не повторять действие в будущем.
        • Последствия должны быть безотлагательными. Например, если ребенок не реагирует на призыв поставить велосипед в гараж и зайди в дом, но продолжает кататься, то не говорите, что завтра он останется без велосипеда. Отсроченные последствия практически ничего не значат для ребенка с СДВГ, поскольку он живет «здесь и сейчас», а вчерашние события мало что значат сегодня. Таким образом, на следующий день ребенок не сможет понять, за что получил наказание. Нужно сейчас же забрать велосипед и сказать, что ребенок позже узнает, как он сможет заслужить его обратно.
      2. Будьте последовательны. Поведение детей будет улучшаться при последовательных реакциях родителей. Например, если вы используете систему очков, то поводы для прибавления и снятия баллов должны быть логичными и последовательными. Избегайте случайных решений, особенно в моменты гнева и плохого настроения. Ребенку необходимо время, опыт и правильная мотивация, чтобы научиться хорошо себя вести.

        Не позволяйте ребенку оспаривать ваши решения. Не устраивайте дискуссий о наказаниях и не проявляйте нерешительность. Ребенок должен понимать, что родители главные и точка.

        • Если вступать в споры или колебаться, то вы ненароком покажете, что воспринимаете ребенка как равного и он может одержать верх в споре. Следовательно, по мнению ребенка, есть смысл продолжать настаивать на своем и спорить с вами. Конечно, вы не перестанете быть родителем и ребенком после первого же спора или обсуждения, но твердость и последовательность принесет лучший результат в вопросах дисциплины.
        • Всегда давайте четкие указания и решительно требуйте выполнения.
      3. Создайте систему перерывов. Это позволяет ребенку успокоиться и потратить на это столько времени, сколько требуется. Вместо конфронтации и попыток показать свой гнев определите место, в котором ребенок должен будет постоять или посидеть, пока не успокоится и не будет готов обсудить проблему. Не читайте нотации, пока ребенок находится в таком месте. Дайте ему время и возможность прийти в себя. Подчеркивайте, что перерыв - это не наказание, а скорее возможность начать сначала.

        • Перерыв - эффективный дисциплинарный метод для ребенка с СДВГ. Его можно применять безотлагательно, чтобы ребенок увидел связь со своими действиями. Дети с СДВГ очень сильно не любят ничего не делать и молчать, поэтому такая реакция на плохое поведение будет весьма эффективной.
        • Используйте успокаивающие предметы. В случае с ребенком с СДВГ просьба посидеть спокойно может привести к отдаче - ребенок просто не справится с требованием. При этом наличие вещей, которые помогают ему успокоиться и сосредоточиться, станет катализатором «перезагрузки». Это может быть гимнастический мяч, антистрессовый кубик, паззл или мягкая игрушка.
      4. Учитесь предвосхищать проблемы и планировать наперед. Обсудите свои опасения с ребенком, чтобы вместе составить успешный план. Это особенно важно в случае баловства при посторонних людях. Вместе определите пряник (награды) и кнут (наказания) для конкретных ситуаций и скажите ребенку повторить план вслух.

        • Например, если вы отправляетесь ужинать в ресторан, наградой за хорошее поведение может стать возможность выбрать десерт, а наказанием - необходимость немедленно ложиться спать по возвращении домой. Если в ресторане ребенок начнет плохо себя вести, то мягкое напоминание («Что можно получить за хорошее поведение?») или более жесткое второе замечание («Ты сегодня хочешь рано лечь спать?») приведут ребенка в чувства.
      5. Умейте быстро прощать. Всегда напоминайте ребенку, что ваша любовь безусловна, но каждое действие имеет свои последствия.

      Часть 4

      Особенности детей с СДВГ

        Отличия детей с СДВГ. Дети с СДВГ могут действовать вызывающе, агрессивно, непокорно, крайне эмоционально, страстно, не соблюдать дисциплину и плохо сдерживать себя. Долгое время врачи полагали, что такие дети являются жертвами плохого воспитания, но в начале 20 века исследователи начали рассматривать человеческий мозг как причину СДВГ.

        Другие возможные причины плохого поведения. Родители ребенка с СДВГ могут столкнуться с другим проблемами, поскольку такой синдром может сопровождаться другими расстройствами и обстоятельствами.

      1. Не расстраивайтесь из-за того, что ребенок ведет себя «ненормально». Понятие нормы слишком размыто, а само представление о «нормальном поведении» относительно и субъективно. Помните, что СДВГ - это ограничение, а ребенку нужны дополнительные напоминания и вспомогательные решения. . Так же, как человеку с плохим зрением нужны очки, а человеку с плохим слухом необходим слуховой аппарат.

        • Ваш ребенок с СДВГ имеет собственную «норму». Это расстройство, с которым можно спокойно иметь дело и прожить счастливую здоровую жизнь!

      На что можно реально рассчитывать?

      • При использовании указанных стратегий поведение ребенка должно улучшиться (он будет реже устраивать истерики и охотнее выполнять мелкие поручения по вашей просьбе).
      • Следует уяснить, что такие стратегии не устранят действий, которые прямо связаны с диагнозом ребенка вроде невнимательности или избытка энергии.
      • Методом проб и ошибок попробуйте подобрать наиболее действенные стратегии поведения. Так, некоторые дети хорошо реагируют на перерывы.
      • Краеугольным камнем долгосрочного успеха ваших усилий станет прочный фундамент, который состоит из сострадания, понимания и прощения, ощутимой безусловной любовь к ребенку вопреки плохому поведению, убедительной мотивации соблюдать правила, наличия системности, которая учитывает особенности работы мозга ребенка, а также последовательных, безотлагательных и действенных наказаний за проступки.
      • Позволяйте ребенку свободно обращаться к вам в моменты, когда он обескуражен. Слушайте, но не пытайтесь найти решение. Запаситесь терпением. Иногда ребенку с СДВГ сложно объяснить свои чувства.
      • Если выбранный метод наказания не приносит результатов, то попробуйте нечто другое. Иногда полезно поговорить с ребенком о том, как вы могли бы помочь ему. Возможно, у него будет свое решение или подсказка для вас.
      • Часто непослушание вызвано чувством тревоги и бессилия, а не упрямством и бунтарством. Не забудьте показать ребенку, что вы хотите понять и помочь, а не просто командовать.
      • Спокойно обратитесь к ребенку и возьмите его за руку. Спросите: «Как у тебя дела в школе?»

      Источники

      1. Why Is My Child’s ADHD Not Better Yet? Recognizing The Undiagnosed Secondary Conditions That May Be Affecting Your Child’s Treatment by David Gottlieb, Thomas Shoaf, and Risa Graff (2006).
      2. Putting On The Brakes: Young People’s Guide to Understanding Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) by Patricia O. Quinn & Judith M. Stern (1991).
      3. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
      4. Putting On The Brakes: Young People’s Guide to Understanding Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) by Patricia O. Quinn & Judith M. Stern (1991).
      5. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
      6. Putting On The Brakes: Young People’s Guide to Understanding Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) by Patricia O. Quinn & Judith M. Stern (1991).
      7. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
      8. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
      9. Organize Your ADD/ADHD Child: A Practical Guide For Parents by Cheryl R. Carter (2011).
      10. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005)
      11. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
      12. Dr. Larry’s Silver’s Advice to Parents on ADHD by Larry N. Silver (1999).
      13. Dr. Larry’s Silver’s Advice to Parents on ADHD by Larry N. Silver (1999)

    Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    Свердловской области для обучающихся,

    воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    «Тавдинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

    «КАК ОБУЧАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ

    ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»

    Составил:

    Учитель-дефектолог I категории

    И.В. Кремлева

    Как обучать и воспитывать

    ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

    в коррекционной школе

    1. Гиперкинетический синдром – СДВГ

    (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

    Сравнительно недавно психологи и специалисты по детскому развитию выделили гиперкинетический синдром.

    Сегодня участковые педиатры сталкиваются с детской гиперактивностью не так уж редко. Возникает вопрос: гиперактивные дети - медицинский диагноз или поведенческая проблема?

    Гиперактивность («активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный, «гипер» - от греческого «hyper» - над, сверху - указывает на превышение нормы) у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью.

    История изучения этого заболевания имеет недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генри Хоффман Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Заслуга, как первым авторам, сфокусировавшим серьезное научное внимание на поведенческих аспектах детей принадлежит George Still и Alfred Tredgold (1902, 1908 гг.).

    Несмотря на то, что изучением невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались многие ученые, долгое время не существовало научного определения таких состоянии, были периоды спада и повышения интереса к этой проблеме.

    Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической (Z. Tresohlava, 1974; G. Weiss, L. Hechtman, 1986). В 1980 году Американской психиатрической ассоциацией был впервые представлен термин «attention deficit - дефицит внимания. Базовым симптомом синдрома стало «нарушение внимания». Это было особенно тем, что нарушение внимания встречается у всех детей с этим синдромом, а повышенная двигательная активность не всегда (J. Biederman et al., 1991; М. Gaub, С. L. Carlson, 1997; Т. E. Brown, 2000). Помимо нарушения внимания, выделяется также несоответствующее норме поведение ребенка.

    В настоящее время по отношению к детям, у которых на первое место выходят исключительно нарушения внимания, осложненные двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

    В ходе 10-летнего исследования доказано, что размер головного мозга у детей и подростков с гиперактивностью на 3-4% меньше. Более того, чем меньше мозг, тем сильнее гиперактивность. По мнению, специалистов, эти данные указывают на то, что гиперактивность не является результатом плохого воспитания, а имеет биологическую природу (источник: Studi: Hyperactivy Children, Teens Haves Smaller Brains /Associated Press.

    В настоящее время СДВГ рассматривается как нейробиологическое нарушение, этиология и патогенез которого носят комбинированный характер.

    Не исключаются и причины социально-психологического порядка, такие как стресс матери во время беременности, неблагоприятная семейная обстановка.

    Распространенность данного нарушения в разных странах колеблется от 24 до 40% среди детей, испытывающих трудности в адаптации. По данным Н.Н. Заваденко, частота проявлений данного синдрома в общеобразовательной школе - 6,6%, при этом среди мальчиков эта цифра достигает 11,2, а среди девочек - 2%. Гиперактивность нередко осложняется вторичными невротическими и поведенческими реакциями.

    Кроме того, отмечается и значение генетического фактора. Замечено, что в большом проценте случаев у родителей детей с СДВГ в детстве наблюдались те же симптомы. Была выдвинута гипотеза о существовании наследственной предрасположенности к этому заболеванию (Т.Б. Глезерман).

    Симптомокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Обычно это нарушение сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а также школьных навыков. Таким образом, этот синдром относится к категории пограничных расстройств и находится в центре внимания медицинских, психологических, педагогических и других исследований (K.L. О" Cornell, 1996; М. Klockars, 2001). По выраженности симптомов врачи классифицируют заболевание на три группы: легкую, среднюю и тяжелую.

    Данный синдром часто встречается у умственно неполноценных детей, а также детей, страдающих эпилепсией или имеющих какое-либо заболевание головного мозга. Для лечения назначаются амфетамины, и проводится поведенческая терапия; семья, в которой живет такой ребенок, должна постоянно получать советы и практическую помощь психолога и врача.

    2. Портрет гиперактивного ребенка

    Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим.

    Как правило, гиперактивный ребенок суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него наблюдается плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.

    При этом заболевании в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

    Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача.

    Подход к лечению, воспитанию и адаптации гиперактивного ребенка в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться».

    Работа с такими детьми, помимо медикаментозного лечения, назначаемого невропатологом, поведенческой психокоррекции в форме систематического моделирования желательного поведения, должна включать психолого-педагогические мероприятия, имеющие своей целью развитие внимания, волевого самоконтроля и социальных способов удовлетворения потребности в повышенной двигательной активности.

    Психологическую характеристику состояния ребенка при СДВГ делает психолог на основе бесед с родителями и другими членами семьи, наблюдений за ребенком на приеме, во время занятий игр. Он старается дополнить информацию об особенностях поведения и развития ребенка, полученного врачом. Оценивается степень развития школьных навыков и социальные условия жизни.

    В ходе психологического обследования проводится оценка уровня развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональных особенностей и двигательной сферы. Обращается внимание на личностные особенности ребенка, наличие акцентуаций (крайних проявлений) характера (всего 11 типов).

    Возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение - к началу обучения в школе. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей. 3 года начало активного развития внимания, памяти, речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет - критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

    Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. В_ подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни.

    Обычно жалобы родителей таких детей: сверхподвижен, ни секунды не может усидеть на месте, крутится, как волчок, очень отвлекаем, не может сконцентрироваться, не в состоянии закончить начатое. Родители характеризуют своего ребенка как чрезвычайно подвижного, непоседу, непослушного, у них постоянно возникают конфликты, они кричат друг на друга, а потом раскаиваются. Если мама после конфликта долго переживает, то у ее сына все «как с гуся вода» - через минуту он весел, забыл конфликт и его последствия. У таких детей может наблюдаться отсутствие элементарной стеснительности по отношению к чужим людям, бессердечного отношения к животным.

    Наряду с гиперактивным, импульсивным типом синдрома дефицита внимания встречается, но значительно реже, так называемый невнимательный тип . Такие дети характеризуются «как чрезвычайно неорганизованные и хаотичные». Они постоянно забывают или теряют учебники, варежки, ключи и другие предметы.

    Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата. Ребенок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в ее выполнении, часто это касается школьных заданий.

    На уроке он не может работать вместе со всем классом, ему трудно вспомнить инструкцию учителя, он постоянно отвлекается на окружающие звуки или зрительные раздражители, которых другие ученики не замечают. Отвлекаемость может быть связана с собственным телом, одеждой, другими предметами. Их повышенная активность, неспособность сосредоточиться на чем-либо, а также нарушения восприятия, недостаточность речевого развития создают основу для возникновения учебных трудностей. Хотя психологи отмечают у них средний или даже выше среднего коэффициент интеллекта.

    Также специалисты отмечают у этих детей нарушения памяти, сниженную умственную работоспособность, повышенную утомляемость. При выполнении заданий делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения заданий. Продуктивность работы таких детей в классе очень низкая. Основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объем - у них ниже нормы. Объем оперативной памяти и мышления снижен, большая часть усвоенной информации забывается. Долговременная память слабая, так как временные связи образуются с трудом.

    Характерная черта умственной деятельности детей с СДВГ - цикличность. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по истечении которых они теряют контроль над умственной активностью (3-7 минут мозг «отдыхает»), затем ребенок опять может работать 5-15 минут.

    Имея неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются сниженным интересом к интеллектуальным занятиям, художественно-изобразительному искусству, любопытны, но не любознательны.

    Определенные отклонения в мотивационной сфере, что проявляется частыми отказами что-либо делать, приводят к отсутствию интереса к систематическим, требующим внимания занятиям.

    Проблемы с вниманием часто сопровождаются повышенной двигательной активностью или двигательной расторможенностью, т.е. активная самостоятельно направленная деятельность, у этих детей развита слабо. Именно высокая реактивность отмечается при характеристике поведения и свойственна чаще мальчикам. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом думает»), а это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации опасные для него, повышен травматизм. У некоторых детей интеграция ощущений слабо развита, т.е. мозг не может полноценно переработать поток чувствительной информации. J. Ayres (1984) назвал это соинтегративной дисфункцией, которая может проявляться в низкой чувствительности к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата. Они переносят качания и вращения на качелях легче, чем другие дети и у них не наблюдается головокружение и наличие нистагма. У детей с СДВГ снижены показатели равновесия без зрительного контроля, координации движений, равновесия, зрительно-пространственной координации.

    Двигательные трудности проявляются в выполнении автоматизированных движений, мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дети испытывают трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации.

    Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломативирована и не зависит от ситуации - они подвижны всегда. Такие дети все время торопятся, суетятся, много раз переспрашивают задание. В тетрадях у них грязно, много ошибок и зачеркиваний. Им трудно самоорганизоваться и контролировать свое поведение. Гиперактивному ребенку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. В результате ребенок может ожесточиться и стать агрессивным.

    Также у гиперактивных детей наблюдается нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Ребенок проявляет повышенную эмоциональную болтливость, частую смену настроения от слез к смеху и наоборот. Такие дети могут быть очень общительными они легко идут на контакт с незнакомыми людьми, более того навязывают свое общение окружающим, часто применяя для этого неадекватные методы, поэтому становятся нежелательными членами детского коллектива. Гиперактивного ребенка можно сразу выделить из группы других детей по характерной позе, поведению «бойцовского петушка», готового броситься в драку.

    Гиперактивные дети своим поведением с самого раннего детства как бы бросают вызов окружающему миру. Они не похожи на других детей, их поведение резко выходит за рамки привычного для детей их возраста. Такие дети в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному настроению, легко расстраиваются из-за неудач, требуют незамедлительного вознаграждения за свой труд и чаще всего материального.

    При условии раннего терапевтического и психологического воздействия прогноз для детей с СДВГ благоприятный. Чрезмерная активность обычно является первым симптомом, с которого начинается ремиссия - облегчение болезни. Пик проявления двигательной расторможенности приходится на 6-7 лет, с обратным развитием к 14-15 годам, импульсивность снижается к окончанию школы, дефицит внимания, как правило, остается в той или иной степени в течение всей жизни. Негрубые остаточные явления позволяют адаптироваться в обществе, вести нормальную трудовую жизнь, адекватно устанавливать межличностные отношения.

    3. Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

    Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

    Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

    Дефицит активного внимания:

    1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

    2. Не слушает, когда к нему обращаются.

    3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

    4. Испытывает трудности в организации.

    5. Часто теряет вещи.

    6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

    7. Часто бывает забывчив.

    Двигательная расторможенность:

    1. Постоянно ерзает.

    2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

    3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

    4. Очень говорлив.

    Импульсивность:

    1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

    2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговор других людей, прерывает их.

    3. Плохо сосредоточивает внимание.

    4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

    5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

    6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

    Если проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

    4. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка

    Построение адаптивной среды с учетом особенностей

    Гиперактивного ребенка

    Непременным условием работы с гиперактивным ребенком является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса. Взрослый в общении с детьми должен придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению личности ребенка, основанная на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

    При проведении игровых занятий нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать гиперактивных детей, поэтому рекомендуется исключать упражнения с эмоциональным акцентом (игры-соревнования: «Кто быстрее?» и т.п.).

    Ученые считают, что окружающая ребенка среда имеет приоритетное значение для его развития, прежде всего она должна обеспечивать безопасность жизни и способствовать укреплению здоровья. Поэтому в учреждениях, где обучаются гиперактивные дети, желательно наличие комнаты или части комнаты, условно называемой «мягкой», которая может содержать спортивный комплекс. В ней крепятся веревочные лесенки, кольца или какие-нибудь невиданные предметы, всевозможные канаты, подвешенные трапеции-качели и т.д. Все эти элементы комплекса рассчитаны и на взрослого, и могут преобразовываться самыми разными способами. «Мягкая комната», по желанию играющих, может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т.д.

    Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, столбики, арки, плоские маты и т.п. Они позволяют детям строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты, пещеры, корабли и т.д. Желательно иметь облегченные конструкции ширм, домиков, мягких и надувных игрушек и т.п.

    Организация учебного процесса

    Основной дефект гиперактивных детей - это рассогласованность в деятельности мозга и повышенная умственная истощаемость. В процессе урока эти дети периодически «отключаются», не замечая этого. Они быстро утомляются и не могут сохранять восприимчивость и умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя остаются двигательно-активными до позднего вечера. Из-за этого у них могут быть пробелы в знаниях учебного материала. Конечно же, необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

    Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Школьный урок продолжается 40 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

    При построении урока желательно учитывать цикличность интеллектуальной активности гиперактивных детей.

    Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания.

    Дети работают в разном ритме: кто-то еще активен, а кто-то уже устал или, наоборот, отдохнул и готов подключиться к уроку. Если в течение урока варьируется одна и та же тема, то в каком бы ритме ребенок ни работал, он все время будет «встречаться» только с ней. Тем самым повышается вероятность того, что основное содержание урока будет усвоено.

    Общие принципы работы с гиперактивными детьми, предложенные Гленом Доманом, строятся на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный «образ-факт», который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта. При обучении чтению это целое слово, далее словосочетание, простое предложение и т.д., вернее, его графическое изображение, обозначающее известный ребенку предмет (далее свойство, действие и т.д.). После того как сформируется устойчивый графический образ слова, ребенок становится способным быстро схватывать смысл написанного, т.е. читать. Далее он легко обучается разложению целого на части: различным методам анализа слова, т.е. готов изучать грамматику и правописание.

    Гораздо сложнее, если изначально единицей выступает слог, фонема, звук или буква, так как это абстракции, не имеющие никакого образного представительства в системе внутреннего опыта ребенка. Осмысление абстракций у таких детей затруднено.

    Математика как более четкая и алгоритмичная наука усваивается детьми гораздо легче и нравится им гораздо больше, чем письмо и чтение. При объяснении любого урока надо стараться давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках. Желательно «проиграть» этот алгоритм с детьми. Например, построить из ребят «змейку» или «паровозик» в соответствии с последовательностью событий или действий, которые надо запомнить.

    Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для гиперактивного ребенка. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т.д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Когда нет запретов, не происходит и накапливания неотреагированной энергии с последующими взрывами. «Рядовая» несдерживаемая недисциплинированность (когда дети могут сидеть, как им хочется: поджав ноги или на коленях; вертеться, иногда вставать, обращаться к учителю и проч.) создает только фоновый шум и меньше мешает проведению урока, чем эмоциональные срывы детей и попытки учителя их приструнить. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

    Проблема дисциплины частично решается и в том случае, если есть возможность оборудовать класс партами, рассчитанными на одного человека, или оборудовать их специальными «конторками» для того, чтобы ребенок мог выполнять задания не сидя за партой, а стоя. Когда дети сидят по одному, они меньше обращаются друг к другу, больше сосредоточиваясь на объяснении учителя. Чаще вступают в диалог с учителем, а не с детьми. Такими диалогами учитель может управлять, приближая их к теме урока.

    Если учитель видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

    Необходимо также избегать переутомления детей в течение учебного дня. Лучше, когда предусмотрен после второго (или третьего) урока большой перерыв с прогулкой. Хорошо, если выделено и оборудовано специальное помещение для отдыха во время переменок, где дети могут и посидеть, и полежать, и поиграть (отдельная рекреация с низкими табуретками, скамейками-диванчиками, игрушками). При сильных функциональных нарушениях деятельности мозга можно переводить детей на неполную учебную неделю с добавочным скользящим выходным днем.

    5. Основные принципы взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми

    1. Педагогу необходимо как можно чаше показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3 мин).

    2. Гиперактивный ребенок работать самостоятельно не может, поэтому педагогу приходится сидеть вместе с ним во время выполнения домашних заданий, чтобы возвращать его к заданиям, осуществляя общение на уровне глаз. В. Оклендер рекомендует в это время взрослому легонько проводить ладонью по спине ребенка, сидящего рядом.

    3. Педагогу очень важно сохранять во время занятий с гиперактивным ребенком спокойствие, не раздражаться и не нервировать его. Если чувствуете себя на грани эмоционального срыва, постарайтесь отойти и оставить ребенка наедине с самим собой. При этом не будьте демонстративны: ваш уход не должен быть протестом против поведения ребенка.

    4. Стоит последить за своей речью, когда мы разговариваем с детьми. Берем ли мы ответственность на себя, пытаясь манипулировать ребенком: «Прекрати... не смей... замолчи...», вместо того чтобы сказать все это себе. Внешнеобвинительные формулировки приучают ребенка к тому, чтобы искать виноватого, защищаясь от неприятных ощущений, связанных с чувством вины.

    5. Режим важен для всех детей, но для гиперактивных - особенно. Выработка правильных привычек облегчается, если необходимые дела делаются в одно и то же время изо дня в день.

    6. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ему отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с перерывами.

    7. Стихотворение лучше заучивать небольшими частями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть ребенку необходим перерыв перед продолжением занятий.

    8. Позволяйте гиперактивному ребенку каждые 20 минут вставать и ходить по классу, не мешая окружающим.

    9. После занятий надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял.

    10. Педагогу желательно организовать место, где гиперактивный ребенок мог бы поиграть с глиной, водой, песком, которые обеспечивают разнообразие тактильных ощущений и снижают психическое напряжение.

    11. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Старайтесь похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

    12. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

    13. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с СДВГ часто забывают его.

    14. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

    15. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

    16. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

    17. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. 18. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

    19. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

    20. Совместно с психологом помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе - воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

    Литература

    1. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе / В.Е. Бейсова. – Ростов-на/Д: Феникс, 2008.

    2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

    3. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Син-
    дром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. - М: Академический
    Проект, 2004.

    4. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.// Дефектология. - 1996. - №3 - с.72 -74.


    Профессор Т.В.Ахутину я знаю как выдающегося Учёного, сочетающего в себе дар популяризатора и практика. Ещё Фридрих Энгельс в своей "Диалектике природы" писал: "Практика - критерий Истины". И это так. Я думаю, что стоит после прочтения интервью дальше познакомиться с пролемой обучения глазами психофизиолога в статье "Дети с трудностями обучения" http://indigo-papa.ru/node/85

    Владимир Пугач (Москва).

    - Что такое трудности обучения с точки зрения нейропсихолога?

    На этот вопрос у меня подготовлен письменный ответ.

    - А какие трудности обучения бывают у невнимательного гиперактивного ребенка?

    Чаще всего у этих детей проблемы с поддержанием оптимального тонуса, которые обуславливают все другие проблемы. Из-за слабости тормозящего контроля ребенок перевозбужден, непоседлив, ни на чем не может долго сосредоточиться. Или другой вариант - ребенок вял, ему хочется к чему-нибудь прислониться, он быстро утомляется, и его внимание уже нельзя собрать никакими средствами, пока не начнется некоторый подъем трудоспособности, а затем снова спад.
    По данным нейропсихологов Е.А.Осиповой и Н.В.Панкратовой (1997), трудности с энергетическим блоком наблюдаются у 91% детей с СДВГ, следующим по частоте является отставание в развитии функций программирования и контроля - 77%; а за ним следует отставание в развитии зрительно-пространственных функций - 46%. В сумме получается больше 100%, потому у детей часто несколько проблем сразу.

    - Приведите, пожалуйста, примеры трудностей письма у гиперактивного ребенка.

    Вот это трудности в письме у ребенка из-за проблем программирования и контроля. Мы видим и повторы кусков программы и ее упрощения - пропуски букв, слогов, слияние (контаминации) двух слов в одно.

    Вот другой пример. Низкий энергетический тонус сочетался у ребенка с отчетливыми зрительно-пространственными трудностями. Здесь видны почти все те особенности, которые перечислены в статье "Дети с трудностями обучения" .

    - А что у таких детей в тетрадях по математике?

    Давайте посмотрим на этот пример. Мальчик после лета забыл, как, в какую сторону пишется цифра 3. Ну и почерк, удержание строки соответствующие.

    - Как определить, нужно ли уже обращаться к специалистам по поводу гиперактивности ребенка или это индивидуальные особенности темперамента?

    Для диагностики СДВГ разработаны специальные критерии и специальные опросники для родителей. Они приводятся, например, в книге Н.Н. Заваденко "Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте". Язык там вполне доступный для непрофессионала, написано просто. Если родители отвечают положительно на шесть из поставленных вопросов или более - есть основания задуматься и обратиться за профессиональной помощью. Родители могут предполагать, что у их ребенка есть проблемы, но диагноз сами ставить, конечно, не должны.

    - Где найти нейропсихолога для работы с ребенком?

    В Москве во всех округах есть центры психолого-педагогической и медико-социальной поддержки, где работают нейропсихологи (например, в Юго-Западном округе таких центров несколько). Базовый центр по Москве находится на улице Архитектора Власова.
    За пределами Москвы сильные нейропсихологи работают в Санкт-Петербурге, Иркутске, Екатеринбурге, Белгороде. Но, конечно, в глубинке таких специалистов может и не быть.

    - Что можно посоветовать проживающей вне этих городов семье, если ребенку нужна помощь нейропсихолога?

    Родители могут привезти ребенка в ближайший город, где с детьми работают специалисты. Пройти диагностику - в этой части без специалиста обойтись нельзя, самостоятельно можно неправильно определить причину трудностей. Затем нейропсихолог проведет специальное занятие для родителей, чтобы они понимали, какие упражнения и как надо выполнять с ребенком. Конечно, от семьи потребуется сильное желание, чтобы систематически заниматься с ребенком, и некоторый уровень образования, чтобы разобраться в том, что и зачем они должны делать.
    К сожалению, есть серьезная опасность нарваться на плохого специалиста. Например, профессионал не будет давать обещания снять все проблемы за один месяц.

    - Как определить, чем именно вызваны учебные проблемы ребенка, есть ли у него дислексия или дисграфия, что первично по отношению к невнимательности и гиперактивности, а что вторично?

    У СДВГ и этих расстройств есть зона пересечения, но есть и различия. Родителям вовсе не надо делить проблемы своего ребенка на отдельные диагнозы: дислексия, дисграфия: Если говорить, например, о трудностях письма, то их существует три типа, и из них один (проблемы программирования и контроля) характерен для СДВГ; возможно, что у детей с СДВГ есть и трудности зрительно-пространственного характера. Наклеить какой-то ярлык на проблему ребенка - не главное, куда важнее выяснить психические механизмы трудностей и разработать способы их преодоления.

    - Есть ли какие-то игры и упражнения, которые полезны всем невнимательным и гиперактивным детям?

    Практически все игры с правилами очень полезны таким детям. Вот возьмем игру в прятки - там же есть очередность, определенные роли, нужно просидеть в укрытии определенное время, а еще нужно придумать, куда спрятаться и менять эти места. Все это хорошая тренировка функций программирования и контроля, да еще она происходит при эмоциональном вовлечении ребенка в игру, что способствует поддержанию в этот момент оптимального тонуса бодрствования. А он нужен для появления и закрепления всех когнитивных новообразований, для развития познавательных процессов. Вспомните все игры, в которые вы играли во дворе, все они отобраны человеческой историей и очень полезны для гармоничного развития психических процессов.
    Вот, например, игра, где нужно "да и нет не говорить, черное и белое не покупать" - ведь это замечательное упражнение для оттормаживания непосредственного ответа, т.е. для тренировки программирования и контроля.

    - Если ребенок еще слишком мал для того, чтобы ему ставить диагноз СДВГ, но по многим признакам (возбудимость, плохой сон, неврологическая симптоматика и т.п.) можно прогнозировать, что в будущем у него возможны проблемы по типу дефицита внимания и гиперактивности, можно ли ему своевременно помочь?

    Существуют службы раннего вмешательства, можно проконсультироваться у них. В любом случае, для такого ребенка обязателен режим дня, прогулки, массаж, очень полезен бассейн, если нет медицинских противопоказаний.
    Когда ребенок становится чуть старше, лучше не перегружать его обучением чтению и письму. Учить всему нужно в игре - годится все, что ребенок воспринимает, играя. Скорость в таких играх должна быть чуть замедленной. Можно играть в мячик: вы называете слово, ребенок отвечает словом из той же категории (вы ему - "кошка", он вам - "собака"). Но тут лучше не бросать мячик, а катить, чтобы он успел сообразить. Если получается - берите более редкие категории слов. Следующий этап - "Я буду вспоминать слова, у которых начало звучит одинаково, например, "мама" и "муха", а ты придумаешь еще одно такое слово". Игр должно быть много разных. Перед игрой надо обязательно попробовать - пойдет она или нет. И выбирать игры в зоне ближайшего развития ребенка, предлагать в игре материал, который ему предстоит освоить.

    - Каков оптимальный возраст для нейропсихологической коррекции?

    Оптимальный возраст для коррекции начинается с пяти с половиной лет и длится до конца первого класса: все время перед началом школы и самое ее начало. В это время ребенок особенно чувствителен к коррекционному воздействию, его мозг еще не потерял пластичности, вложение максимально эффективно. Потом и от ребенка, и от родителей, и от педагогов и психологов потребуется куда больше терпения и усилий.

    - Можно ли чего-то добиться в более старшем возрасте или время безвозвратно упущено?

    Развитие недостаточно сформированных функций возможно и в более старшем возрасте, хотя прогнозы, насколько оно будет полным, давать трудно. Развитие функций мозга - это вероятностный процесс, здесь нет четких причинно-следственных связей. Если мы организовали оптимальную среду для развития ребенка и поместили в нее двух детей с одинаковой проблемой - то и тогда у одного процесс развития может происходить легче, а у другого труднее. Даже в старости можно добиться многого - при восстановлении функций мозга после инсульта, например; такой опыт существует. Однако это требует от самого человека большого и напряженного труда.

    - Если ребенок не получил вовремя необходимой помощи, и все трудности с чтением, письмом, вниманием у него сохраняются и в подростковом возрасте - чем ему можно помочь?

    Подростку помогать труднее: он часто свою проблему игнорирует и работать над ней не хочет: "Оставьте меня в покое, не пойду я к вашим психологам и врачам - я не псих". В таком случае нужно попытаться найти что-то общее в желаниях подростка и родителей - поступление в институт, высокооплачиваемая работа - и помочь поставить цель. Тогда ему можно что-то объяснить, озаботить проблемой, тогда он будет готов делать усилия. Если это не получается, может быть, удастся найти какое-то промежуточное место и занятия, которые ему нравятся - спортивная секция, компьютерные курсы. Это тоже в конечном итоге может позволить найти общий язык с подростком и поставить проблему. К сожалению, совсем обойтись без специалиста - не выйдет: родитель может неточно описать симптоматику, специалист, не видя подростка, может дать только самые общие рекомендации. А вот не ездить к специалисту на каждое занятие - возможно: надо пройти диагностику, получить инструкции и заниматься самостоятельно.
    Скажем, если у подростка есть зрительно-пространственные трудности, и они отражаются в письме в ужасном почерке и нелепых ошибках, например, "сан" вместо "сын", "строедца" вместо "строится", нужны игры на тренировку этой функции мозга. Детям помладше можно предложить играть в "парочки": переворачиваешь две карточки, если рисунок одинаковый - берешь их себе, если нет - переворачиваешь обратно. Поскольку карточки берутся по одной, можно вспомнить, где лежат те, которые переворачивались раньше. Но подросток может отказаться играть в детскую игру. Однако если заменить карточки с картинками на игральные карты, брать "взятку": - не исключено, что и сыграет.
    Еще одна игра - рисуем квадрат три на три клеточки, как при игре в крестики-нолики. В произвольно взятых трех клеточках рисуем нолик, крестик и треугольничек. Даем запомнить, закрываем - рисуй по памяти. Нарисовал правильно - выиграл. Сначала запоминаются фигурки и в каких клеточках они находятся, затем можно усложнить игру: кружок рисуется не посередине клетки, а в ее правом углу.
    Даже если у подростка до сих пор есть проблемы с письмом - начинать надо с таких простых занятий. Нам очень трудно понять причину их трудностей, если мы сами их не испытываем. Нам легче: мы знаем, как пишется "Москва", мы это помним и легко воспроизводим это слово, нам неправильное написание режет глаз, а им нет, им надо каждый раз анализировать звучание и записывать слово заново. Надо учить их делать развернутый анализ, проверять себя, доказывать себе, что написали правильно.

    - Бывает, что мамы повзрослевших детей, у которых вовремя не выявили и не скорректировали какие-то нарушений, начинают себя казнить: как же я об этом не узнала! Ему помогать надо было, а я его ругала! Заставляла переделывать! И даже дала подзатыльник!

    Не надо казниться. Вы - мамы, вы любите своего ребенка, вы старались, как могли, использовали все доступные вам в то время средства и сделали все возможное. И сейчас продолжаете делать. Все мы люди, и все мы несовершенны, и будет только хуже, если винить себя.

    - Как помочь подростку с СДВГ, если ему по-прежнему трудно собраться, если он неорганизован и ни одно задание не может довести до конца?

    При СДВГ ребенок испытывает трудности с программированием и контролем собственной деятельности: он не может поставить себе задачи, определить, как и в каком порядке будет их решать, выполнить эту работу и проверить себя. Работать над развитием функций программирования и контроля можно на обычном учебном материале - например, при написании реферата или сочинения.
    Начинать лучше с простого: с рассказа по картинке. Нужно научить человека составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке - на ней должна быть изображена жанровая ситуация. Ситуацию эту надо обсудить. Спросить подростка, что он считает нужным изложить по этой картинке. Очень кратко, тезисно записать это изложение - набросать 7-8 тезисов, не больше.
    Теперь картинку нужно отложить. Решить, с какого из этих восьми тезисов лучше начать. Поставить цифру 1, затем продолжить: 2, 3 и так далее (можно написать тезисы на карточках и дальше выложить их в нужном порядке и пронумеровать)
    Затем решить, что пропущено.
    Таким образом, планирование вынесено вовне, сделаны тезисные формулировки, создан наглядный план, который не складывался в голове.
    После создания плана пишется сочинение.
    Затем можно вводить новые правила: каждое сочинение должно иметь зачин и концовку: с чего мы начали, к чему мы пришли?
    Проверили начало и конец - проверяем, хорошо ли связаны друг с другом разные фрагменты, не нужно ли вставить связки. Лучше, чтобы эту часть подросток делал вместе с кем-то другим.
    Наконец, важно, чтобы было ощущение "ты это можешь!" - вот, все получается: вот у тебя есть все нужные мысли, вот, ты можешь выстроить их в порядке, вот, у тебя есть начало и конец!
    Затем можно отработать те же методы на материале школьного сочинения: сначала мозговой штурм, набрасываем идеи: записываем все, что можно сказать на эту тему. Когда идеи набросаны, задумываемся, что должно быть сказано в начале, в конце, что должно быть смысловым центром. И при написании каждого следующего сочинения нужно отрабатывать эту методику.

    - Есть ли какие-то особенности в обучении ребенка с учебными трудностями второму языку - в начальной школе или в иноязычной среде?

    Конечно, в обучении такого ребенка второму языку есть определенные тонкости. Речь - очень энергоемкая функциональная система. Если мама знает, что ребенок слабенький, что у него есть проблемы, например, с вниманием, усидчивостью, речью, - не стоит ему устраивать лишние стрессовые воздействия.
    Когда в школе начинается второй язык, у ребенка появляются дополнительные сложности, которые могут проявиться вовсе не в оценках по новому предмету: вдруг ухудшается успеваемость, ребенок начинает делать больше ошибок в других предметах - а родители и учителя этого могут и не заметить.
    У слабого ребенка, как только появляется новая энергоемкая система - происходит обкрадывание других систем: например, у ребенка, который сильно продвинут в вербальном отношении, могут быть зрительно-пространственные трудности. Ребенку просто не хватает энергии на все сразу! Поэтому типичным современным детям, ослабленным, перегруженным вербально, если уж давать второй язык - то только в игровой форме, чтобы избегать стрессовых ситуаций.
    К детям надо относиться бережно. Собственное тщеславие стоит соотнести со здоровьем ребенка: потянет он или нет. Если ребенок говорит "не пойду на английский, не хочу и не буду им заниматься" - к этому стоит прислушаться: у него нет на это сил!
    Если ребенок начинает отказываться от занятий, начинает болеть, не хочет идти в школу - это значит, что он не просто не хочет: он не может. К сожалению, сейчас болезнь - единственная легальная возможность для ребенка отдохнуть от перегрузок. Если ребенок начинает этой возможностью активно пользоваться, значит, надо пересмотреть его режим работы.

    - Очень часто выполнение домашнего задания с гиперактивным невнимательным младшеклассником превращается во многочасовую пытку для ребенка и родителей. Как правильно делать с ним уроки?

    Давайте попробуем создать пошаговую инструкцию. Нам нужно, опять-таки, развивать у ребенка умение программировать и контролировать собственную деятельность. Пока он сам не умеет этого делать, эти функции берут на себя родители; пока ребенок не научился проделывать какие-то операции в уме - надо вынести их вовне, подкрепить словами и рисунками. И постепенно, по мере того, как эти подпорки будут становиться ненужными - убирать их и передавать ответственность самому ребенку.

    Подготовка
    Выберите день и обратитесь к ребенку с такими словами: "Знаешь, меня научили, как быстро сделать уроки. Давай попробуем сделать их очень быстро. Должно все получиться!"
    Попросите ребенка принести портфель, выложить все нужное для выполнения уроков. Сказать: ну, попробуем поставить рекорд - сделать все уроки за час (допустим). Важно: время, пока вы готовитесь, убираете со стола, раскладываете учебники, выясняете задание, в этот час не входит. Еще очень важно, чтобы у ребенка были записаны все задания. Как правило, у детей с СДВГ половины заданий нет, и начинаются бесконечные звонки одноклассникам. Поэтому можно предупредить с утра: сегодня мы попробуем поставить рекорд по выполнению заданий в самые короткие сроки, от тебя требуется только одно: тщательно записать все задания.

    Первый предмет
    Приступаем. Открывай дневник, смотри, что задано. Что будешь делать сначала? Русский или математику? (Не имеет значения, что он выберет, - важно, чтобы ребенок сам выбрал).
    Бери учебник, найди упражнение, а я засекаю время. Читай задание вслух. Так, я что-то не поняла: а что нужно сделать? Объясни, пожалуйста.
    Нужно переформулировать задание своими словами. Оба - и родитель, и ребенок - должны понимать, что именно нужно сделать.
    Читай первое предложение и выполняй то, что нужно сделать.
    Лучше сначала сделать первое пробное действие устно: что тебе нужно написать? Проговори вслух, затем пиши.
    Иногда ребенок что-то говорит правильно, но сразу забывает сказанное - и, когда надо записать это, уже не помнит. Тут мама должна работать диктофоном: напомнить ребенку, что он сказал. Самое главное - это уже с самого начала добиться успешности.
    Работать надо не спеша, не делать ошибок: проговаривай, как пишешь, Москва - "а" или "о" следующая? Проговаривать по буквам, по слогам.
    Смотри-ка! Три с половиной минуты - а у нас уже сделано первое предложение! Теперь ты запросто все закончишь!
    То есть за усилием должно следовать поощрение, эмоциональное подкрепление, оно позволит поддерживать оптимальный энергетический тонус ребенка.
    На второе предложение нужно потратить чуть меньше времени, чем на первое.
    Если вы видите, что ребенок начал ерзать, зевать, делать ошибки - остановите часы. " Ой, я забыла, у меня на кухне кое-что не сделано, подожди меня". Ребенку надо дать короткую передышку. В любом случае, нужно добиться, чтобы первое упражнение было сделано как можно более компактно, минут за пятнадцать, не больше.

    Перемена
    После этого уже можно отдохнуть (таймер отключается). Ты герой! Ты за пятнадцать минут сделал упражнение! Значит, за полчаса мы сделаем весь русский! Ну, ты уже заслужил компот. Вместо компота, конечно, можно выбрать любую другую награду.
    Когда даете передышку - очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха. Ну, ты готов? Давай, еще два упражнения сделаем так же! И опять - читаем условие вслух, проговариваем, пишем.
    Когда закончен русский - надо отдохнуть побольше. Остановить таймер, сделать перерыв в 10-15 минут - как школьная перемена. Договаривайтесь: в это время нельзя включать компьютер и телевизор, нельзя начинать читать книжку. Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике.

    Второй предмет
    Так же делаем математику. Что задано? Открой учебник. Опять запускаем время. Отдельно пересказываем условия. Отдельно ставим вопрос, на который надо ответить.
    Что же спрашивается в этой задаче? Что требуется?
    Часто бывает, что математическая часть воспринимается и воспроизводится легко, а вот вопрос забывается, формулируется с трудом. На вопрос надо обратить особое внимание.
    Мы можем сразу ответить на этот вопрос? Что нужно сделать для этого? Что нужно узнать сначала?
    Пусть ребенок самыми простыми словами расскажет: что надо сделать в каком порядке. Сначала это внешняя речь, потом ее сменит внутренняя. Мама должна страховать ребенка: вовремя ему намекать, что он не туда пошел, что нужно изменить ход рассуждений, не дать ему запутаться.
    Самая неприятная часть математического задания - это правила оформления решения задач. Спрашиваем ребенка: а вы решали в классе похожую задачу? Давай посмотрим, как надо написать, чтобы не ошибиться. Подглядим?
    На форму записи нужно обратить особое внимание - после этого ничего не стоит уже записать решение задачи.
    Затем проверка. Ты говорил, нужно сделать то-то и то-то? Это сделал? А это? Это? Проверили, теперь можно писать ответ? Ну, сколько времени заняла у нас задача?
    Как же это ты так успел за такое время? Ты заслужил что-нибудь вкусное!
    Задача сделана - беремся за примеры. Ребенок сам себе диктует и записывает, мама проверяет правильность. После каждого столбика говорим: потрясающе! Беремся за следующий столбик или компоту?
    Если видите, что ребенок устает - спрашивайте: ну что, еще поработаем или пойдем компот пить?

    Мама должна в этот день сама быть в хорошей форме. Если она устала, хочет побыстрее отвязаться, если у нее болит голова, если она одновременно что-то варит на кухне и поминутно туда бегает - так дело не пойдет.
    Так нужно посидеть с ребенком один или два раза. Затем мама должна начинать планомерно устранять себя из этого процесса. Пусть ребенок расскажет маме всю смысловую часть своими словами: что надо сделать, как сделать. И мама может отлучиться - пойти в другую комнату, на кухню: но дверь открыта, и мама незаметно контролирует: занят ли ребенок делом, не отвлекся ли на посторонние дела.
    Фиксироваться на ошибках не надо: нужно добиться эффекта результативности, надо, чтобы у ребенка появилось ощущение, что у него все получается.

    - Детям в школе часто задают наизусть, и помногу, причем не только стихи, но и прозу, нередко на иностранном языке. Как учить наизусть с невнимательными гиперактивными детьми?

    Давайте для примера возьмем именно прозу на иностранном языке - особенно сложный для ребенка случай.
    Прежде всего, надо все-таки договариваться с учителем, чтобы облегчить бремя, которое ложится на плечи ребенка при обилии подобных заданий. Или смириться с тем, что ребенок может получить "двойку" или "тройку" за разучивание текста. Тем не менее добиться некоторого успеха и поработать над программированием собственной деятельности на материале такой учебной задачи - тоже возможно.
    Голову на плаху ради "пятерки" за выученный текст класть не нужно. Добиваться крепкого запоминания на всю жизнь, как правило, тоже не следует. Если ребенок через три дня забудет, что он учил, - это нормально, он и не должен это помнить. Наша задача при заучивании наизусть - выработать некоторые клише, не более.
    Начинать учить надо вместе.
    Прочитай первое предложение. Понятно? Перевода по словам требовать не надо, нужно общее понимание. Так, предложение за предложением, читается весь текст.
    Теперь, говорите вы, поучим это так: одно слово - ты, второе слово - я. Артикли будем считать словами или нет? Не будем, они ведь произносятся слитно со словом. А предлоги? Давай будем. Теперь читаем: я первое слово, ты второе.
    Так работа по заучиванию наизусть перестает быть занудной и больше не кажется непосильной задачей.
    Теперь повторяем: первое слово я, второе ты. Можно где-то подсказать, подсмотреть.
    Так, а теперь мы можем поменяться ролями? У меня слов больше, я все не запомнила. А можешь прочитать все целиком? А дай я попробую.
    Так заучивается первое предложение. Потом тем же способом второе. Читаете оба предложения и говорите: ты первое или второе будешь вспоминать?
    Постепенно наращиваете объем выученного текста, потихоньку подглядывая в текст. Больше семи минут подряд над этим работать не стоит - будет слишком много. Скажите: не знаю уж, как ты - но я ТОЧНО должна сделать перерыв. Но если он будет большой - мы с тобой оба все забудем. Давай закроем глаза, посидим, сосредоточимся: - и с новыми силами вперед.
    Можно написать себе шпаргалку: обозначить, к примеру, все слова первыми слогами, обозначить артикли. Так вы задействуете другие формы памяти - двигательную, зрительную. Теперь читаем текст по шпаргалке.
    На этом - остановитесь. Хватит.
    Перед сном нужно еще раз прочитать текст по шпаргалке. Между заучиванием текста и его повторением обязательно должно пройти не меньше 30-40 минут; лучше - час.
    Если вы учите стихи - можно чередоваться с ребенком, повторяя по одной строчке.

    Интервью с Т.В. Ахутиной
    Доктор психол. наук, зав. лабораторией нейропсихологии и факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

    Записала Ирина Лукьянова

    Дети с СДВГ (Гиперактивные) обычно имеют норму интеллекта и обучаются в общеобразовательных школах.

    Но несмотря на то, что эти дети, обычно, очень умные, в школе они могут получать оценки ниже, чем знают. А так же большое количество жалоб на поведение.

    Если ребенок гиперактивный,

    • Его не получается усадить за уроки
    • Он постоянно отвлекается
    • У него проблемы с концентрацией внимания
    • Ему скучно и неинтересно учиться
    • Он учится хуже, чем может
    • Ему снижают оценки за неаккуратность
    • Во время ответа своего перескакивает с темы на тему и в итоге получает плохую оценку, хотя знает

    Обычно у гиперактивных детей очень хорошая память. Но дети не любят делать то, что они считают лишним, ненужным. Зачем писать подробное решение, если я уже знаю ответ?

    Что можно сделать родителям:

    В первую очередь обратить внимание на развитие навыка концентрации внимания, например, с помощью игры “Муха в кубе»

    Обязательно помогите ребенку выработать привычку делать уроки самостоятельно в определенное время, используя техники “Якорь и Ритуал”.

    В обучении гиперактивных детей все должно быть предельно логично и просто. Быт родителям упрощают правила, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах.

    В таком случае, ребенок не будет устраивать «саботаж» каждый раз потому, что нужно выполнять домашнюю работу.

    Какие ритуалы возможны и как «кинуть якорь» на уроки, в видео:

    Очень важным скулхаком является необходимость отловить ошибки в обучении ребенка и повысить уровень знаний ребенка.

    Поскольку гиперактивные детки «спешат», то часто ошибаются. В обучении очень легко увеличить количество «знаю» за счет сокращения «сомневаюсь» и «не помню» — именно данный пункт позволит ребенку повысить успеваемость

    Посмотрите, как можно убрать ошибки в словарных словах, используя технику эффективного обучения «Воронка».

    Ребенку не обязательно для таких занятий писать. Он может просто по слогам произносить правильный вариант написания слова. Вам останется лишь зафиксировать те слова, где он «сомневается» или «ошибается».

    Покажите сферы применения в жизни получаемых знаний. Научите ребенка рисовать “интеллект карты”, чтобы ребенок с интересом изучал текст учебника и видел связь получаемых знаний с реальной жизнью

    Учите ребенка выражать свои мысли четко, грамотно и емко, через технику «Бредогенератор»

    В обучении гиперактивных детей самое главное понимать, что для ребенка сродни катастрофе делать неинтересные вещи или те, которые он считает бессмысленными.

    С каждым днём гиперактивных детей на нашей земле становиться все больше. Почему это происходит — совсем другой вопрос, но если вы являетесь родителем такого ребёнка, перед вами остро стоит дилемма, как заставить его сделать уроки. А также как сделать этот процесс менее мучительным для себя и ребёнка.

    Во-первых, освещение в комнате гиперактивного школьника, да и не только, должно быть очень хорошее. При этом необходимо учитывать какой рукой ваш ребёнок пишет — правой или левой. Если он правша, то в идеале свет на рабочее место школьника должен попадать с левой стороны, а для левши – с правой. Освещение играет всегда большую роль не только для зрения, но и для любых работ. Скажем, если скалодром для ребёнка будет слишком ярко освещен, это будет мешать ему видеть за что можно ухватиться и вызовет головную боль. Так и за столом свет должен быть не слишком ярким, чтобы не утомлял, но и достаточным, чтобы хорошо видеть.

    Второе правило, которое позволит гиперактивному ребёнку выполнить домашнее задание по возможности быстро и без особых проблем – это полная тишина. Ребёнок не должен ни на что отвлекаться. Никакой музыки, даже очень тихой, ни телевизора, ни компьютера, абсолютная тишина. Конечно, на время уроков, вам придётся себя в чём-то ограничить, но это позволит ребёнку сконцентрировать внимание на уроках и не отвлекаться по пустякам.

    Третье – расположение рабочего стола. Самым лучшим вариантом было бы поставить стол школьника в угол, по направлению лицом к стене. Но не у всех есть такая возможность, поэтому главным условием здесь будет не ставить стол напротив окна или стены, на которой весят картинки, фотографии или плакаты. Помните — ничто не должно отвлекать гиперактивного ребёнка от поставленной цели (в данном случае уроков). Если сейчас его не приучить к порядку выполнения домашних заданий, в будущем ему будет очень сложно выполнять любую другую работу из–за неумения концентрировать внимание на важном.

    Ещё один важный нюанс в приготовлении гиперактивным ребёнком домашнего задания – предметы, которые находятся на столе. Ещё до того, как ребёнок сядет делать уроки необходимо позаботиться о том, чтобы и там ничто не смогло привлечь его внимание. Один урок – одна тетрадь, один учебник, одна ручка, один карандаш и больше ничего. Как только ребёнок справится с одним домашним заданием, сразу же меняйте учебник и тетрадь. Не давайте ему время расслабиться, снова настроиться на нужный лад такому ребёнку потом будет очень сложно. Также желательно покупать для гиперактивных детей простые школьные принадлежности, то есть без рисунков и наворотов.

    Для гиперактивных детей важен строгий распорядок дня. Это касается и уроков. Точно определите время, за которое ребёнок должен будет сделать один урок. Объясните ребёнку, что чем быстрее он справиться с домашним заданием, тем больше времени у него останется для всего остального. Если ваш ребёнок не укладывается в отведённые ему для одного урока, допустим полчаса, по каким-либо причинам, придумайте для него стимул. Система поощрения хорошо подойдёт для этого. Дайте понять ребёнку, что, если он полностью сконцентрирует внимание на заданиях и справится с ним, он от этого только выиграет, в противном случае – не получит ничего.

    Если во время уроков ничто не будет отвлекать ребёнка от домашних заданий, то сделать их не составит для него особого труда и вам не придётся нервничать по этому поводу.