Войти
Логопедический портал
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Деникин Антон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
  • Поступить в мгимо вполне реально
  • История корабля Бизань мачта парусника сан джованни баттиста
  • Буква М, м. Согласный звук и. Буква М, м Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  • Самые известные бытовые сказки
  • Метод запоминания иностранных слов. Выучить и не забыть: правила запоминания новых слов

    Метод запоминания иностранных слов. Выучить и не забыть: правила запоминания новых слов

    Проблема в том, что любая выученная информация быстро забывается, если ее не повторять. Однако язык - это такая штука, что он в принципе требует повторения, потому что по большей части мы пользуемся одними и теми же словами, устная речь на 85% состоит всего из 2000-3000 употребительных слов. Если коротко, то не пытайтесь учить язык «на потом», пользуйтесь им, и все будет ok.

    В книге «Как выучить английский язык» Сергея Нима описывается общая схема запоминания слов: слова запоминаются в три этапа. Приведу цитату с небольшими сокращениями:

    «Этап 1: Заучивание слова

    На этом этапе вы просто заучиваете слово, прочитав значение и постаравшись его запомнить. Когда оно попадется в тексте, вы его вспомните, правда не мгновенно, а после недолгого припоминания. Хорошо, теперь вы знаете значение слова, можно ли считать его выученным? Казалось бы, да, ведь вы его запомнили. Но узнавание еще не доведено до автоматизма, к тому же наша память устроена таким образом, что если вы больше не будете встречать заученные слова в тексте или речи, не будете пользоваться ими или хотя бы повторять, то слова забудутся начисто и очень скоро. Заучить слово - это как подцепить рыбу на крючок: если «подцепить» слово и не вытащить его из воды, оно быстро соскочит с крючка.

    Этап 2: Пассивный словарный запас

    Вы узнаете слова, встречающиеся в тексте или речи, но пока еще не можете активно применять их сами. Слова узнаются мгновенно, автоматически, как родные, то есть без припоминания и перевода в уме. Чтобы слова перешли из категории заученных в пассивный словарный запас, нужно закрепить их в памяти, многократно повторив или (еще лучше) встретив в тексте либо услышав, причем в разных контекстах. Пассивный словарный запас лучше всего формируется чтением и прослушиванием большого количества материалов, он всегда больше активного, потому что содержит много слов, нужных только на уровне узнавания, которые вы сами почти не используете в речи.

    Этап 3: Активный словарный запас

    Вы легко узнаете слова и без запинки применяете их в речи. Слова выскакивают автоматически, как на родном языке. Такой автоматизм достигается практикой в продуктивной речевой деятельности - устной речи и письме. Для развития этого навыка особенно важна разговорная практика, ведь при письме всегда есть время подумать и даже заглянуть в словарь, устная же речь чаще всего спонтанна.»

    Так вот, картонные карточки со словами, приемы мнемоники (вроде ассоциативного связывания) хороши на первом этапе, чтобы «подцепить слово на крючок». Из полезного ПО могу выделить и - программы для заучивания слов. Но все это хорошо лишь для первоначального заучивания. В недра пассивного словарного запаса слова «вшиваются» только с практикой чтения и слушания, а в активный - с практикой устной и письменной речи. Просто выучить слова «на потом» - нельзя. Нужно обязательно использовать их на практике.

    В общем-то, изучающих язык это смущать не должно. Мы ведь учим языки, чтобы ими пользоваться. Отдельно стоит заметить (в книге об этом тоже есть), что слова взаимодействуют по законам грамматики, ее тоже нужно знать хотя бы на минимальном уровне.

    Не секрет, что процесс изучения нового материала - половина успеха. Как запоминать иностранные слова и что делать для их повторения, расскажем в нашей статье.



    Прежде чем мы отправимся искать универсальный способ изучения новой лексики, давайте разберемся, почему нам свойственно забывать выученное. Случалось ли с вами такое, что вы забывали слова родного языка? Скорее всего, ответ будет отрицательным. Вы не забываете слово «молоко», отправляясь в магазин, помните названия всех предметов, окружающих вас. А все потому, что мы активно используем слова в повседневной речи, т.е. повторяем, но не целенаправленно, а произвольно по мере возникновения языковой ситуации. В этом и кроется основной принцип надежного запоминания - повторение.

    Уровни памяти или где хранятся слова



    «Держи все в голове», эта фраза достаточно абстрактна, но четко описывает «место» хранения выученной лексики. Но память, как выясняется, бывает разной.
    1. Сенсорная память задействуется, когда мы впервые слышим или видим слово. Ее длительность невелика - доли секунды. Развитие слуховой или зрительной памяти разделяет людей на визуалов и аудиалов, для первых передача информации в кратковременную память быстрее осуществляется посредством зрительного восприятия, для вторых - слухового.
    2. Следующий этап - рабочая память, ее длительность до 20 секунд, поэтому она справедливо носит звание кратковременной. В ней полученная информация перерабатывается для длительного хранения, кроме того, от нее зависит, насколько быстро необходимый материал будет извлечен из долговременной памяти.
    3. Долговременная память - недра нашего мозга, она содержит все, что когда-то было накоплено нами. Если иностранным словам удастся туда попасть - победа! Вы их уже не забудете.

    Как показывает статистика, 80 % нового изученного материала забывается уже спустя сутки. А значит, потребуется правильно организованное повторение.

    Главное правило долговечного запоминания



    Чем чаще вы используете лексику, тем надежнее она укрепляется в вашей памяти и тем меньше вероятность ее потерять. Лучший вариант повторения - активное использование в живой речи с носителями языка. Активность общения определяется индивидуально, но не должна быть реже 3–4 раз в неделю.

    Как бороться с «забыванием» тем, кто не может позволить себе такого общения? Вам придется приложить усилия для создания искусственных условий языковой среды. Это могут быть аудиокниги, книги, фильмы, новости, пересказы - все методы вам хорошо знакомы.

    • Первое повторение выученного необходимо организовать сразу после изучения.
    • Второе - спустя 20–30 минут.
    • Третье - через 24 часа.
    • Четвертое - 15–20 дней.
    • Пятое - 2–3 месяца.
    Да-да, каждое слово должно быть повторено не менее 5–10 раз, но именно такой подход станет залогом надежного долговечного запоминания.


    1. Отключите «автопилот». Бездумно «пробегаете» глазами страницу словаря? Такой подход ведет в неизвестность и считается абсолютно неэффективным. Для запоминания требуется подключение ассоциативного мышления, воображения и, конечно же, внимания. Отличный результат дает придумывание небольших рассказов с массивом выученной лексики, он необязательно должен быть содержательным и литературным. Чем абсурднее и веселее он будет, тем надежнее он закрепится.
    2. К категории активного повторения относится и хорошо всем знакомый пересказ. Однако помните, что пересказ не имеет ничего общего с заучивание наизусть, он требует от вас осознанности.
    3. Те, кто любит читать, имеют неоспоримое преимущество. При работе над длинными произведениями многие слова многократно повторяются или если на первых страницах вам потребуется активная помощь словаря, то, заприметив слово в 3–4 раз, вы обязательно вспомните его значение. Таким образом реализуется вышеописанный пугающий многих принцип повтора от 5 до 10 раз, незаметно и совершенно безболезненно.
    4. Весело и эффективно, к этой категории относится просмотр фильмов и сериалов. В разрезе повторения последние предпочтительнее, поскольку в них чаще всего лексика повторяется, а значит, у вас есть шанс надежно ее закрепить. Обратите внимание на содержание сериала, например, культовый «Доктор Хаус» для этих целей непригоден, поскольку содержит огромное множество специфической лексики, которая может потребоваться лишь студенту медицинского университета. Совершенно иное дело - простая разговорная речь «Друзей».
    5. «Люблю», «не люблю» - комбинируем. Конечно же, существуют слова, для повторения которых нужны моральные силы. Здесь пригодится эффект Ресторфф, который предполагает повторение слов на любимую тему с небольшим включением «не любимых». Последние, выделяясь из общей массы, очень хорошо запомнятся. Итак, тему пушистых котят (10–15 слов) можно «разбавить» техникой (2–3 слова), в «путешествия» добавить «защиту окружающей среды». Надеемся, суть, как легче запомнить слова стала для вас ясна.
    6. Метод «римской комнаты» или «цепочка Цицерона». Юлий Цезарь, будучи человеком далеко не глупым, активно использовал сей метод для личного обучения. Суть метода в четком структурировании информации. При изучении лексики пройдитесь по комнате и определите каждому слову место, что-то можно «положить» на тумбочку, что-то уютно расположится на подоконнике, а есть слова, которые можно «бросить» на пол. Конечно же, все это вы будете делать исключительно в своей голове. При повторении слов пройдитесь по комнате, «поднимите» слова и проговорите вслух. Систематически повторяйте свои комнатные путешествия, уже не выполняя никаких физических действий. Главное условие - комната, с разбросанными словами, вам должны быть хорошо знакома.
    7. В век технологий было бы глупо не использовать гаджеты, ставшие нашими жизненными спутниками. Можно воспользоваться той массой приложений, которые предлагают разработчики, а можно самостоятельно записать аудиоурок, воспользовавшись функцией диктофона. Что записывать? Записывать мы будем слова, которые требуют повторения. Произнесите слово на русском, через 10 секунд - его английский перевод. Включайте запись в удобное для вас время и старайтесь во время пауз вспоминать перевод слов.
    8. И последнее, но не менее важное - это положительный настрой. Давайте вспомним, что удерживает наша память? Это события, которые сопровождались сильными эмоциями: праздники, активное времяпровождение. Нет-нет, мы не намекаем на то, что повторять слова необходимо за праздничным столом. Старайтесь изменить свое отношение к процессу изучения и повторения, вместо безнадежного «опять повторять» используйте «ух ты, я запомнил столько новых слов». И если об этом пункте забывают лингвисты, выставляя на первый план технические аспекты вопроса, то психологи считают одним из основных.
    Мы определили, что и как повторять, осталось уяснить - когда? Здесь действуют законы проективного и ретроактивного торможения. Если изучая одну информацию, вы резко перейдете на следующий блок, то она «запишется» поверх ранее изученного, поскольку последнее еще не перешло в долговременную память. К чему мы клоним, к тому, что процесс изучения или повторения должен быть единственным выполняемым действием, никакого серфинга в сети, попутного чтения книг или фонового телевизора. Лучшее решение - повторение за четверть часа до сна и утром, как говорится «на свежую голову», ведь не зря наши мамы в школе советовали нам перед сном повторять стихи.

    О правилах запоминания иностранных слов смотрите в этом видео.

    Почему маленькие дети, осваивающие родной язык, а также полиглоты, легко овладевающие несколькими языками сразу, не испытывают при этом особых трудностей? Они используют особые стратегии обучения. Воспользуйтесь их секретами и вы.

    1. Используйте силу эмоций
    Скажите, что приходит вам на ум при упоминании слова honey (мёд)? Только учебник или англо-русский словарь? А вот люди, которые запоминают иностранные слова наиболее быстро и легко, умеют связывать их с чем-то важным для себя.
    Например, то же слово honey может вызвать в памяти образ любимой девушки (ведь именно так американцы называют тех, кого любят). А если новое слово встретилось вам в интересном рассказе, то оно свяжется с теми эмоциями, которые вы переживаете, читая рассказ. Интересный разговор на иностранном языке также поможет вам быстро запомнить новое слово.
    Почему это работает: Любые положительные эмоции активизируют нашу способность обучаться. Ведь они сигнализируют о том, что данное слово относится к чему-то значимому для нас.

    Рекомендуем: Изучайте иностранный язык с помощью интересных вам текстов, фильмов, книг. Общайтесь с интересными вам людьми. Тогда сам опыт такого обучения станет положительным эмоциональным фактором, который поможет запомнить слова.

    2. «Встраивайте» новое слово в свой опыт
    Когда маленькие дети изучают родной язык, они начинают замечать новое слово в самых разных ситуациях, окружениях, контекстах. Например, впервые услышав слово «белый», маленький ребёнок начинает повторять его, увидев белый снег, белую бумагу, белый сахар.
    И именно это помогает ему запомнить слово быстро и легко.
    Почему это работает: Таким образом, мозг формирует ассоциации с различными частями предыдущего опыта, новое слово связывается с тем, что ребёнок уже хорошо знает, становится более привычным и знакомым. И для воспроизведения его в памяти уже не нужно напрягаться, достаточно лишь вспомнить о сахаре или снеге.

    Рекомендуем: Чаще используйте новое слово в различных ситуациях - постарайтесь задействовать его, пересказывая текст, выполняя домашнее задание, практикуясь в иностранной речи с собратьями по учёбе, с носителями языка.

    3. Поверьте в свои возможности
    Скажите, хорошая ли у Вас память? Легко ли вам дается запоминание иностранных слов? Каким бы ни было Ваше мнение о собственных способностях, рано или поздно оно превратится в реальность. Люди, успешно выучившие иностранный язык, верили в свою способность сделать это.
    Почему это работает: Убеждения о себе часто превращаются в самооправдывающиеся пророчества. Мысленно повторяя, что языки вам даются с трудом, вы программируете свой мозг на сопротивление обучению. «Зачем запоминать эти слова - уверено ваше бессознательное, - ведь всё равно ничего не получится».

    Рекомендуем: Если вам кажется, что вам не дано изучать иностранные языки, постарайтесь понять, откуда пришло это убеждение. «Оно подтверждено прошлым опытом, - скажете вы, - вот и в школе за язык тройки хватал, и в институте экзамен сдавал два раза». На самом деле эти события вовсе не имеют отношения к вашим способностям. Причиной неудачи могли быть плохое самочувствие, нехватка времени на подготовку или то, что знание языка на тот момент вам не было нужно. Научитесь разделять единичные неудачи и свои способности вообще, и верьте в свои силы.

    4. Запоминайте навсегда
    «На какой срок сохранятся знания иностранного языка после ваших курсов?» - спрашивают многие слушатели. «Если я не буду использовать язык, не забуду ли я его через год после окончания учёбы?» Ответ на этот вопрос также во многом зависит от убеждений и мотивации самого человека. Успешные в изучении языков люди обычно верят в свою способность быстро восстановить знания. «Когда у меня возникнет такая потребность, я быстро вспомню всё, что мне потребуется», - говорят они.
    Почему это работает: Наши убеждения формируют не только способность воспринимать информацию, но и способность хранить её. Мы можем верить в то, что у нас хорошая, в принципе, память - только немного короткая. «В одно ухо влетит, а в другое вылетит», - говорим мы в таких случаях - и реальность, как всегда, подтверждает наши ожидания.

    Рекомендуем: Сформируйте в своём сознании образ быстрого восстановления утраченных навыков. Определите период времени, в течение которого восстановятся ваши навыки. Например: «Мне будет достаточно недели работы над языком, чтобы всё вспомнить», «Мне хватит двух часов общения с иностранцем, чтобы снова начать говорить бегло и уверенно».

    5. Помните о цели
    Исследования показали, что люди, имеющие вескую причину для изучения языка, способны освоить его гораздо быстрее остальных. Например, один из московских врачей сумел освоить иностранный буквально за месяц - зная, что это позволит ему отправиться на зарубежную стажировку. Студенты, которым говорят, что те или иные слова потребуются на следующем занятии, по статистике запоминают их лучше, чем те, кому об этом не упоминают.
    Почему это работает: Любое начинание невозможно без веской причины, желания, мотивации. Мотивация придает силы. Люди, начавшие изучать иностранный язык, потому, что это модно, часто бросают учебу на полпути. А если у вас есть цель, шансы успешно овладеть языком намного возрастают.

    Рекомендуем: Вспомните, зачем вы изучаете иностранный язык. Возможно, вы мечтаете отправиться на учёбу в США, или посмотреть в оригинальной версии свой любимый фильм, хотите получить повышение по службе, или мечтаете давать лекции на иностранном языке. Запоминая слова, выбирайте, прежде всего, те, которые вы активно используете в русском языке.

    6. Обучайтесь бессознательно
    Маленький ребёнок легко овладевает родным языком в процессе игры, общения, познания мира. Человек, попавший в страну изучаемого языка, быстро «впитывает в себя» десятки и сотни новых слов вместе с особенностями произношения и грамматики. А ведь они не сидят над учебниками и не зазубривают слова специально!
    Почему это работает: Не секрет, что обычный человек использует лишь мизерную часть потенциала собственного мозга. А вот люди, успешно овладевающие любыми языками, смогли использовать скрытые возможности своего бессознательного. Известно, что бессознательное обучается в несколько раз быстрее, чем сознание. Это происходит в те моменты, когда сознание «загружено» другой деятельностью. Например, пока вы смотрите фильм или беседуете с другом, вы сосредоточены на теме разговора. А в это время ваше бессознательное запоминает новые слова.

    Рекомендуем: Изучайте иностранные слова на практике. Например, почитайте интересный рассказ, смотрите фильмы, слушайте аудиоматериалы, новости, чаще общайтесь с людьми на иностранном языке. Тогда ваше сознание будет занято сюжетом, а бессознательное сможет с лёгкостью усвоить новые слова и выражения.

    7. Изучайте новые слова через группы словосочетаний
    Изучайте новые слова в контексте и в словосочетаниях, например, не просто tea - чай, а «налить чай», «заварить чай», «положить сахар», «пить чай без сахара», «помешать ложечкой», «зеленый чай», «черный чай» и т.д.

    Почему это работает: Используя этот метод, вы строите в сознании целые семантические группы, и когда речь заходит о чаепитиях, вспомнив всего лишь одно выражение из вышеперечисленных, вы сразу же воссоздаете в памяти всю семантическую группу и можете успешно и долго общаться на эту тему.

    8. Используйте карточки и иллюстрированные словари (картинки и визуальные пособия)
    Карточки помогут вам запоминать слова максимально быстро. Вы можете, например, запланировать выучить 10 слов в день. Приготовьте карточки с этими словами и возьмите их с собой. В течение дня перебирайте карточки, стараясь запомнить все новые слова.
    Почему это работает: Когда слово у вас в сознании ассоциируется с визуальным образом, работают уже 2 вида памяти. Стараясь запомнить новые слова, используйте картинки или словари в картинках. Существуют не только словари в картинках общей направленности, но и специализированные профессиональные словари, например, для инженеров, медиков и других специальностей (медицинский, иностранный для инженеров, иностранный для пилотов и др.).

    Рекомендуем: Вы можете сами проиллюстрировать новые слова, запланированные для запоминания. Например, вам нужно выучить слово лесоруб - woodcutter . На одной стороне карточки напишите слово на иностранном, а на второй нарисуйте то, что у вас ассоциируется с этим словом. Это может быть дерево и топор в руках человечка. При этом включается в работу еще и метод ассоциаций.

    9. Пользуйтесь методом стикеров/бирок

    Еще один интересный способ запоминания новых иностранных слов. Этим методом лучше всего заучивать существительные и прилагательные. Возьмите стопку стикеров, запишите названия всего, что вас окружает, и обклейте все эти предметы иностранными названиями. Пройдёт всего лишь неделя и выученные таким способом слова навсегда останутся в вашей памяти так, что даже через 20 лет вы сможете вспомнить, что mirror - это зеркало. А если к зеркалу добавить определения чистое, грязное, мутное - clean, dirty, dull , то запоминается целая группа смысловых значений.

    10. Помните о методе «магической семерки»
    Каждое новое слово или словосочетание рекомендуется заучивать, используя 7 повторений в арифметической прогрессии. Это так называемое правило «эха» .
    Почему это работает: Ученый Дж. А. Миллер определил, что человеческая память каким-то образом зависит от числа семь плюс или минус два. То есть мы способны удерживать в памяти в среднем 7 единиц, которые могут быть словами или же смысловыми единицами, то есть - образами. Сворачивая несколько слов в образ, вы сможете запоминать намного больше информации. 11. Используйте метод составления рассказа
    Возьмите 10 новых слов и составьте с ними связный рассказ на иностранном языке. На самом деле, если уж и составлять рассказ, лучше брать тематически связанные лексические единицы и составлять с ними то, что в школе называется «тема». В таком тексте все выглядит разумно и логично. Заодно вы сможете потренироваться в употреблении слов. Правда, собственную тему лучше составлять на основе предварительного изучения нескольких текстов на заданную тему. Как раз для того, чтобы вы смогли понаблюдать за тем, в каких выражениях и в каком контексте используется то или иное слово, а затем использовать полученные знания для составления собственного рассказа.
    Почему это работает: Во-первых, потому что вы употребляете новые слова в контексте. Во-вторых, что ещё важнее, употребление новых слов происходит в творческом ключе - вы САМИ придумываете СВОЙ рассказ, поэтому вам будет легче запомнить и слова, которые вы используете и грамматические и лексические структуры.
    Пример: Допустим, нам нужно выучить слова: mist - туман, harbor - гавань, dew - роса, lark - жаворонок, birch - береза.

    The thick mist settled over the harbor in the morning. The lark was sitting on the birch and drinking dew from the leaves. Густой туман раскинулся над гаванью утром. Жаворонок сидел на березе и пил росу с листьев.

    12. Расширяйте синонимический ряд
    Еще один из способов запоминания - через расширение синонимического ряда. Суть его заключается в ведении тетради синонимов, в которую надо постоянно добавлять новые слова по мере их изучения. Старайтесь как можно чаще подбирать синонимы к услышанным или увиденным где-то словам и время от времени повторяйте синонимы по тетради. Владение обширным синонимическим рядом позволяет более точно выразить свои мысли на иностранном языке, к тому же в результате у вас увеличится и скорость речи.
    power - force - energy - …
    small - little - tiny - …

    beautiful - handsome - pretty - …

    13. Используйте метод «Полиглот »
    С помощью этого метода вы научитесь запоминать 100-200 новых иностранных слов в день быстро и легко! Этот метод представляет собой последовательность мыслительных действий и операций, которые формируют навык запоминания.
    Структура метода:
    1. Представить перевод слова.
    2. К произношению подобрать созвучное русское слово.
    3. Соединить образ перевода с образом созвучного слова.
    4. «Сфотографировать» иностранное слово.
    5. Написать иностранное слово.
    6. Проверить качество зрительного запоминания.
    7. Записать на карточку для дальнейшего повторения.
    Пример: Давайте с помощью метода «Полиглот» запомним английское слово «борода » - beard - бИэд.
    1. «Борода» - это перевод.
    2. и бИэд - это произношение слова (второй вариант — «русская транскрипция»).
    3. beard - это написание иностранного слова.
    4. «Сфотографировать» иностранное слово - значит выделить слово со всех сторон желтыми карточками (размер 6х7 см.) так, чтобы в «окошке» было только слово "beard". А теперь даем себе установку на запоминание графического изображения слова (Запомнить написание!) и читаем слово вслух 2-3 раза.
    5. Написать и проверить качество зрительного запоминания - значит, записать слово наоборот, справа налево, так, чтобы слово правильно читалось. В нашем случае должно получиться следующим образом:
    .... d
    ... rd
    .. ard
    . eard

    Уверены, что представленные выше многочисленные стратегии и приёмы запоминания новых слов значительно сократят ваши усилия в изучении иностранного языка и сделают его более эффективным и приятным. Нужно всего лишь поставить цель, поверить в свои силы и начать работать. И тогда, в один прекрасный день, возможность легко общаться или читать лекции на языке станет для вас реальностью.