Войти
Логопедический портал
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Деникин Антон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
  • Поступить в мгимо вполне реально
  • История корабля Бизань мачта парусника сан джованни баттиста
  • Буква М, м. Согласный звук и. Буква М, м Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  • Самые известные бытовые сказки
  • Специфика методов и приемов музыкального воспитания детей. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

    Специфика методов и приемов музыкального воспитания детей. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

    Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

    Для характеристики методов музыкального воспитания изберем одновременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы в сочетании с проблемными.

    Чтобы осветить эти и другие моменты, освещенные в приведенном выше обсуждении, последующие главы посвящены анализу отдельных работ. В главах акцент делается на иллюстрации, посредством анализа основных композиционных вопросов, поднятых в отношении произведений некоторых композиторов.

    Как мы увидим позже, хотя основные стилистические особенности африканской музыки почти поддаются количественной оценке, способы, которыми они были отражены в современной нигерийской художественной музыке, отличаются друг от друга. В библиографии в конце этой книги. Для целей Художественного фонда сообщество художников определяется как организация, будь то сосредоточенная на одной дисциплине или многодисциплинарной, основной миссией которой является предоставление резиденций для художников. Для сообществ художников доступна поддержка.

    Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов - наглядный, словесный и практический - должен применяться нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

    Обеспечьте пространство, время и ресурсы для художников для инкубации, мысли или творчества в условиях отступления в городских или сельских районах. Воспитывайте и поддерживайте творческий процесс художественного творчества, предоставляя студии и помогая жилым помещениям, чтобы художники могли жить и работать одновременно. Используйте конкурентный процесс подачи заявки, чтобы набирать и выбирать участников, а также поворачивать широкий круг художников, чтобы поощрять самые высокие стандарты творчества. Каждый студент должен иметь возможность участвовать в искусстве, как в школе, так и за ее пределами.

    Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает. Однако и в младшем и в среднем дошкольном возрасте дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий.

    Мы знаем, что учащиеся, участвующие в искусстве, более активно участвуют в жизни и наделены полномочиями для выполнения, ответственные граждане, которые могут оказать глубокое позитивное влияние на этот мир. Наше финансирование образования в сфере образования ориентировано на студентов. Проекты предназначены для учащихся до К-12, преподавателей и гражданских лидеров, которые их поддерживают, а также школ и сообществ, которые их обслуживают. Все ученики обслуживаются, когда поддерживается каждый уровень системы.

    Кандидаты должны рассмотреть, какую роль играет их предлагаемый проект в рамках этой системы, и как их проект влияет на учащихся. Финансируемые проекты будут использовать и тестировать инновационные стратегии или расширять проверенные методологии для расширения доступа к художественному образованию для большего количества студентов.

    Педагогические методы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. Рассмотрим содержание каждого из них в аспекте нарастания проблемности, конкретизируя каждый метод приемами.

    Применение проблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. Прямое сообщение педагогом необходимых знаний и показ способов действий быстрее достигают цели. Но, если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

    Мы поддерживаем три типа проектов. Проекты должны быть либо для новой работы, либо для поддержания и развития установленных сетей, которые, как доказано, повышают художественное образование для всех учащихся. Проекты также будут иметь значительный потенциал для совместного использования и настройки в сообществах по всей стране. Рекомендуется поощрять более длительные периоды проекта, и для этих проектов могут быть присуждены большие суммы грантов. Прямые обучающие гранты для повышения знаний и навыков учащихся в искусстве. . Вы должны внимательно изучить, будет ли ваш проект конкурентоспособным на национальном уровне.

    Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

    Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО - основное содержание этого метода.

    Проекты по краткосрочному экспонированию произведений искусства, оценке искусства или межпоколенческой деятельности не должны представляться в рамках «Образовательного образования»; скорее, они должны быть представлены в соответствии с соответствующей художественной дисциплиной. Если у вас есть вопросы о том, следует ли вам подавать заявку на образование в области искусств или какую-либо другую дисциплину, прочитайте «Выбор правильной дисциплины для молодежных проектов».

    Американский танец является энциклопедическим по своему охвату и интернациональным в своих эстетических традициях. От шрифта на этой странице до той окрестности, в которой вы живете, каждый объект и место являются результатом дизайна. Дизайн окружает нас и оказывает непосредственное влияние на качество нашей жизни. Кроме того, дизайнеры разрабатывают инновации, используя творческое мышление для решения проблем, развития экономики и решения социальных проблем. Область дизайна включает в себя множество дисциплин, включая архитектуру, коммуникацию и графический дизайн, дизайн одежды, историческое сохранение, промышленный дизайн, дизайн интерьера, ландшафтную архитектуру, планирование, универсальный дизайн, дизайн в сельской местности и городской дизайн.

    Специфика музыкального искусства, как мы помним, состоит в том, что оно существует в триединстве процессов создания произведения композитором, воссоздания его исполнителем и восприятия слушателем (Б. В. Асафьев). Музыкальное произведение не может зазвучать без посредника - исполнителя, который оживляет нотную запись композитора, непосредственно доносит ее до аудитории. От его таланта и мастерства, так же как и от таланта и мастерства композитора, в большой степени зависит успех восприятия музыкального произведения слушателем. А. Г. Рубинштейн называл исполнение музыки вторым творением, сравнивая исполнителя с актером.

    Фонд искусств часто получает вопросы от потенциальных претендентов о соответствующей дисциплине для своего проекта. Приложения, относящиеся к нескольким проектам, должны быть представлены в разделе «Дизайн». Аналогичным образом, в рамках Проекта также должны применяться исторические организации по сохранению, которые сосредоточены на архитектуре, ландшафтной архитектуре или проектируемых объектах. Наконец, заявители должны знать, что Фонд искусств не финансирует капитальные кампании, затраты на строительство или покупку или аренду сайтов или структур.

    Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие.

    Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии полностью его заменить. Но в качестве приема применение грамзаписи может быть эффективно, особенно когда она дается в сравнении с «живым» звучанием произведения.

    Если у вас есть дополнительные вопросы, свяжитесь с нами. Народное и традиционное искусство коренятся и отражают культурную жизнь сообщества. Члены сообщества могут делиться общим этническим наследием, культурными нравами, языком, религией, оккупацией или географическим регионом. Эти жизненно важные и постоянно обновляемые художественные традиции формируются ценностями и стандартами передового опыта, которые передаются из поколения в поколение, чаще всего в семье и сообществе, посредством демонстрации, разговора и практики.

    Жанры художественной деятельности включают, но не ограничиваются, музыку, танцы, ремесла и устное выражение. Через свою литературу нация рассказывает свои истории своим гражданам и миру. Обеспечение того, чтобы литературные пресса и журналы, общинные центры и национальные литературные организации дополняли сектор издательской деятельности в области формирования современных американских писем. Поддерживающие организации, которые воспитывают начинающих и среднепрофессиональных писателей и оказывают помощь зарождающимся литературным организациям. Поддерживая стремление предоставить читателям Америки прямой доступ к современным писателям. Поддержка использования новых технологий и инновационных проектов. . Организации, называемые художественными советами, отделами по культурным делам или комиссиями по искусству, составляют области местных искусств.

    Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. В некоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его. Но возможно и создание проблемных ситуаций. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т. д. Дети старшего возраста способны различать варианты исполнения педагогом одного и того же произведения.

    Медиа-искусство, как определено Национальным фондом искусств, включает в себя проекты на основе экрана и печати, представленные через кино, телевидение, радио, аудио, видео, Интернет, интерактивные и мобильные технологии, игровые приставки, рассказывание трансмедий и спутник как а также печатные книги, каталоги и журналы, связанные с носителями.

    Национальный фонд искусств поддерживает музеи и другие выставочные заведения и организации, которые обслуживают местность и американскую публику через гранты для проектов высочайшего художественного качества. Гранты поддерживают проекты, осуществляемые организациями, которые демонстрируют, сохраняют и интерпретируют визуальные материалы посредством выставок, резиденций, публикаций, комиссий, произведений общественного искусства, сохранения, документации, услуг на местах и ​​государственных программ.

    Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т. д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее применение более оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе. До прослушивания музыкального произведения зрительная наглядность привлекается лишь тогда, когда надо что-то разъяснить и проиллюстрировать (например, показать изображение музыкального инструмента, который будет звучать). Навязывание детям каких-либо представлений о музыкальном произведении до его прослушивания в виде готовой картинки обедняет процесс восприятия музыки, излишне конкретизирует его. Поэтому использование зрительной наглядности более оправданно лишь после нескольких прослушиваний произведения, когда у детей уже сложились свои представления о музыкальном образе.

    Он поддерживает как исполняющие ансамбли, так и музыкальные представления, в том числе ансамбли камерной музыки, хоры, ранние музыкальные программы, джазовые ансамбли, музыку фестивалей и симфонических оркестров. Организации всех типов и размеров могут применяться для различных проектов производства музыки, презентаций и услуг.

    Оперный жанр охватывает музыку многих периодов из произведений Монтеверди, Перголези, Глюка, Россини, Моцарта, Верди и Пуччини в произведениях Бенджамина Бриттена, Карлайл Флойда, Филиппа Гласса и других. Национальный фонд искусств поддерживает оперные компании и другие организации, которые профессионально производят полноценные и концертные оперные работы. Проекты всех размеров, которые включают работы из всего оперного канона, имеют право на участие. Интерес к американской опере и создание возможностей для американских художников также представляют интерес.

    Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер (педагог может иллюстрировать, конкретизировать сказанное им). Более эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами). Перед детьми ставится задача выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или сравнить с картиной два (три) музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам, подобрать и выложить на панно цветные карточки (темные или светлые), соответствующие по настроению музыке, и т. д.

    Мы стремимся к новаторским выступлениям и выставкам, которые привносят новые голоса и перспективы в сообщество и программы, которые привлекают людей к пожизненному искусству, а также к культурным участникам или практикующим. Проекты должны быть мульти - или междисциплинарными по своему характеру и включать в себя работу от исполнительского, визуального, медиа, дизайна и литературного искусства. Эти проекты могут быть на любом этапе художественного процесса, включая создание, ввод в эксплуатацию, презентации, тур, обучение, проживание и доступ к искусству.

    Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музыкальном воспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным.

    Кроме того, мы также финансируем проекты, предоставляющие услуги художникам и организациям искусств. Проекты, которые представляют или иным образом имеют одну дисциплину, должны применяться через эту дисциплину. Исследование ценности и влияния искусств является основной функцией Национального фонда искусств.

    Поддерживая государственные художественные агентства и региональные художественные организации через Соглашения о партнерстве, Национальный фонд искусств делает искусство доступным в большем количестве сообществ, чем это можно получить через прямые гранты.

    Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение - таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Особенностью словесного метода в музыкальном воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки. В. А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что то такое, что приближало бы слово к музыке».

    Доступ к художественному мастерству: способствовать и сохранять превосходство в искусстве и обеспечивать доступ к искусству для всех американцев. Партнерства в области искусств: развивать и поддерживать партнерские отношения, которые продвигают миссию Национального фонда искусств. Обучение в искусстве: продвигать обучение в искусстве для детей и молодежи. . Национальный фонд искусств стремится финансировать инновационный театр и музыкальный театр в американском духе, смелый, страстный, глубокий, творческий и привлекательный, демонстрирующий серьезные, исключительные и строгие эстетические ценности.

    Педагог должен обладать речевой культурой, владеть грамотной, выразительной, образной речью. В беседе с детьми о музыке важно определить ее характер, настроения, переданные в ней, объяснить, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ.

    Яркая, живая речь педагога и детей на музыкальных занятиях имеет разновидности: поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

    Проекты, финансируемые Фондом искусств, должны помочь полностью реализовать миссию организации и оказать поддержку организациям и художникам в создании и совершенствовании работы, публичном представлении пьес и мюзиклов из всех культур и периодов и возможностях профессионального развития Это включает в себя весь спектр индустрии некоммерческого театра и музыкального театра, включая производство или презентацию традиционного или классического репертуара, новые пьесы и мюзиклы, лаборатории развития, витрины, резиденции художников, работу для молодых зрителей, экспериментальную работу, основанную на сообществе работы, наружные исторические драмы и кукольные представления.

    Одно из направлений беседы - характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Эти пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания. Характеристики музыки - веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная и т. д.- это слова-образы, они употребляются в переносном значении. Характеристики эмоционально-образного содержания музыки - это слова-качества, прилагательные. Известно, что в словаре дошкольников они представляют наименьшую группу слов. Если активно формировать «словарь эмоций», дополняя высказывания ребят, разъясняя новые слова-образы, используя приемы, побуждающие применить новое слово, речь детей обогащается, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Ребенок начинает понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков - нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д.

    Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки.

    Если в стихотворении содержатся поэтические выражения и образные слова, близкие музыке, можно воспользоваться ими для характеристики музыкального произведения.

    Применение сказочного сюжета - знакомого детям, незнакомого, сочиненного ими самостоятельно - объединяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

    Большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, манера его общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Тон речи педагога может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их.

    Словесный метод не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснение, рассказ), но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности, с помощью которых он создан, и т. д.).

    Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).

    В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности. Применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, педагог помогает детям приобретать опыт музыкальной деятельности, осваивать различные виды исполнительства.

    При обучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования.

    Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми.

    Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваивают по подражанию.

    Практический метод, так же как и другие методы музыкального воспитания, может содержать в себе элементы проблемности и не иметь их. Иногда требуются прямой показ способов действий, передача практического опыта педагога детям. Например, подражая действиям педагога (конечно, сопровождаемым объяснением), ребенок учится правильно держать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучше ударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можно выразительно выполнить музыкально-ритмическое движение, спеть мелодию.

    Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.

    Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки.

    Создание подобных проблемных ситуаций на занятиях помогает развитию самостоятельности дошкольников, творческому применению сформированных навыков и умений, которые дети могут использовать по своему усмотрению и желанию в жизни.

    Процесс формирования навыков и умений требует вариативности приемов, сочетания различных методов. В ряде случаев, как было сказано, необходим прямой показ. Но злоупотребление им может свести все обучение к обычному натаскиванию, муштре, и в результате угасает интерес к музыке и музыкальной деятельности. Такое обучение не обогащает детей, а наносит вред их музыкальному развитию. Важно помнить, что овладение навыками и умениями является не самоцелью занятий, а одним из средств формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальных способностей. Сформированные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию лишь в том случае, если у детей возникнет интерес к музыкальной деятельности и они захотят эти навыки и умения применить самостоятельно, по собственной инициативе, творчески.

    Следовательно, прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующими интерес детей к музыкальной деятельности,- с образным словом, наглядностью, проблемностью, игровыми приемами. Использование вариативных показов, проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и

    Не следует забывать и о приемах, которые способствуют закреплению освоенных детьми навыков. Они должны быть построены на подражательности, но в то же время содержать элементы занимательности, игры, стимулировать детей к творческому применению освоенного. Например, каждый ребенок может испытать себя в качестве «солиста», предлагая всей группе повторить под звучащую музыку его движения. Дети по очереди показывают найденные ими движения, соответствующие характеру музыки, а все остальные осваивают их, повторяют. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным, старается предложить товарищам наиболее интересные движения, найденные им, выполнить их красиво. Такой прием взаимообогащает детей. Накапливая подобным образом движения, ребята могут их творчески применять, коллективно сочинять пляски, танцы, импровизировать под музыку, самостоятельно находя движения. Аналогичные приемы существуют и в пении: дети повторяют по-своему (с новой интонацией, эмоциональной окраской), какое-либо звукоподражание, поют свое имя, окрашивая его определенным настроением, и т. д.

    Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание практических приемов, основан¬ных на подражании, с проблемными заданиями.

    Готовясь к занятию, педагог отбирает методы и приемы, с помощью которых он предполагает решить поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким. По ходу занятия педагог следит за деятельностью детей, оценивает их реакции, учитывает степень заинтересованности, внимания. Если прием не достигает цели, нужно вовремя заменить его другим. В этом проявляется мастерство педагога, умение видеть своих воспитанников и управлять ситуацией. Угасание у детей интереса к деятельности - это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар.

    Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя приемы индивидуально-дифференцированного подхода, задания различной степени сложности (обращенные к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе). Педагог должен учитывать интересы, склонности детей к разным видам музыкальной деятельности, общее и музыкальное развитие.

    Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи (в том числе образной) возрастает. Он использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту возможность. Например, альтернативные, подсказывающие вопросы,

    которые помогают выбрать подходящую характеристику: «Музыка нежная или задорная? спокойная или грустная?» Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой наглядности (звучания музыки) и зрительной. Для удержания внимания детей, создания интереса чаще используются игровые приемы, ситуации занимательности.

    В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества.

    Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки).

    На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с другими методами - наглядным, словесным.

    На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. Дети могут варьировать освоенные умения и навыки, применять их по собственному желанию, творчески. На этом этапе очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам. Образное слово также стимулирует их.

    Таким образом, методы музыкального воспитания дополняют друг друга. Творческое, развивающее воспитание и обучение предполагает вариативность их применения.

    Выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода, учет возрастных особенностей детей, этапы работы над музыкальным произведением.

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

    Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.

    Методы состоят из более частных приемов. Прием - практический элемент метода.

    Методы зависят:

    От конкретных учебных задач;

    От характера различных видов музыкальной деятельности;

    Обстановки;

    Источника информации и т.д.

    Наиболее распространенной в педагогике классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т.е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.

    Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

    Наглядно-слуховой метод . Исполнение музыкальных произведений педагогом, использование TCO - основное содержание этого метода. Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие. Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в аудиозаписи.

    Наглядно-зрительный метод (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.

    Словесный метод используется, чтобы организовать внимание детей, передать им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, пояснить музыкальные произведения, которые они слушают, учить самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение - таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании.

    Важен тон речи педагога, манера общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки.

    Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные умения и навыки, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности.

    При обучении пению педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования.

    Выразительный показ музыкально-ритмических движений (как держать спину, руки, маршировать, выбрать движение, соответствующее характеру музыки, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки) имеет важное значение для их освоения детьми.

    Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание всех методов. Если они не достигают цели, нужно вовремя заменить их. Угасание у детей интереса к деятельности - это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар.

    Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов.

    Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения. На третьем этапе (произведение выучено) очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам.