Войти
Логопедический портал
  • Принцип наименьшего действия Как появился принцип наименьшего действия
  • Кенигсберг 1945. Штурм кенигсберга. восточно-прусская операция. (88 фото). Трофеи в Кёнигсберге
  • Энциклопедия сказочных героев: "Три толстяка"
  • Реакции нуклеофильного присоединения (АN) к карбонильным соединениям
  • Условные и безусловные рефлексы Рефлекс определение биология психология
  • Неправильный книжный блог
  • Племенные старейшины у монголов назывались. Народы, которые являются потомками «монголо-татар. Как монголы превратились в татар

    Племенные старейшины у монголов назывались. Народы, которые являются потомками «монголо-татар. Как монголы превратились в татар

    ГЛАВА 9. НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ

    § 1. Рождение монгольской державы

    В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведе­ния доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вско­ре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были монго- ло-татары.

    О зарождении и развитии монгольского государства надо сказать осо­бо, потому что на долгие годы его история трагически сплелась с судьбой русских земель, стала неотделимой частью российской истории.

    Во второй половине XII - начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные мон­гольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя даю потом обобшенное имя всему монгольскому госу­дарству. Татары были другим здешним племенем, кочевавшим в районе озера Буир-Нур. Они враждовали с монголами, но позднее объединились под их началом. Но случилось так, что во внешнем мире и особенно на Ру­си именно это название - «татары» закрепилось за народами нового госу­дарства.

    Во второй половине XII в. среди монгольских племен, с учетом коче­вой специфики, происходили примерно те же социальные процессы, что и в Западной Европе в V-VII вв., у восточных славян - в VIII-IX вв. Шло разложение первобытнообщинных отношений, появлялась частная собст­венность; хозяйственной основой монгольского общества стал уже не род, а отдельная семья. Это изменило весь уклад жизни монголов. Одно лишь большое различие имелось в жизни монгольского общества и народов За­падной и Восточной Европы, проходивших тот же путь на несколько веков ранее. Основная часть монгольских племен, в первую очередь те, кто жили на юге, в степных районах, были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были несметные табуны коней, стада рогатого скота, овец. Се­верные племена, жившие в лесостепной и лесной полосе, в основном зани­мались охотой, звероловством, рыбной ловлей. На огромных пространст­вах монгольских земель не было равномерного развития отдельных пле­мен. Южные племена были наиболее развиты в хозяйственном отношении, наиболее богаты. Кочевое скотоводство, превосходные паст- биша давали здесь возможность отдельным семьям выделяться в хозяйст­венном отношении. В первую очередь такую возможность получали пле­менные вожди-ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредоточивались тысячи голов скота, которые либо пу­тем насилия, либо путем купли, заклада захватывали себе лучшие, наибо­лее удобные пастбища. Так формировалась племенная знать, племенная верхушка во главе с ханом. Основная часть скотоводов-аратов все чаще по­падала в зависимость от богатой верхушки монгольского общества.

    Раньше монголы кочевали общинами - «куренями», или «кольцами», которые насчитывали до тысячи кибиток. В центре такого кочевья находи­лась кибитка вождя. Теперь стали появляться кочевья семьями-аилами, хо­тя в период военных противоборств старая куренная система организации войска еще сохранялась. Ханы, нойоны получили возможность за счет на­копленных богатств нанимать к себе на службу дружинников-нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из нукеров, которые помо­гали осуществлять контроль над собственным племенем, являлись ударной силой племени во время войн. И в этом смысле монгольское общество на­поминало европейцев.

    С самого начала развитие государственности у монголов, т. е. появле­ние власти ханов, знати, нукерской гвардии, носило военизированный ха­рактер. Это не зависело от психологии народа, а объяснялось закономер­ностями складывания хозяйства, развития монгольского общества.

    С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью. Один из путешественников, побывавший в их среде, писал: «Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте». Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Монголы вырастачи крепкими, ловки­ми, смелыми. Начало социального расслоения общества, появление все­сильных и богатых ханов, нойонов, складывание нукерских дружин в пол­ной мере использовали бытовые особенности жизни монголов - их воен­ную сноровку, неприхотливость, способность к быстрым и стремительным передвижениям в седле, их кибиточный транспорт, способный покрывать огромные расстояния.

    Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась меж­племенная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Лидерами здесь стали степные, более развитые, лучше сна­ряженные и вооруженные племена. Те, кто побеждач, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту по­ру перехода от первобытнообщинного строя к государству захватил мон­гольское общество. Точно так же как рождение государства Русь сопровож­далось кровопролитными войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой - такие же процессы протекачи в монгольской среде второй половины XII - начала XIII в.

    В конце 50-х - начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей, богатуру (герою) Есугэю из племени тайджиут, удалось объединить под своей ачастью большинство монгольских племен. В ту пору в его семье в 1155 г. родился старший сын Тэмучэн (Тэмуджин, Темучин), будущий Чингисхан. Однако Есугэй не долго был наверху. Враждовавшие с ним та­тары сумели отравить его. После этого улус Есугэя распался. Его дети были малолетними, не нашлось крепкой руки, чтобы поддержать его непрочную власть. Нукеры Есугэя разошлись к другим вождям.

    Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по мон­гольским степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать новую дружину и приступить к воссозданию отцовских завоеваний. К 1190 г., ко­гда ему не было и 30 лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон хана - «Хамаг монгол улуса», т. е. хана всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрас­судства. Современники рассказывают, как, будучи еще совсем молодым человеком, он бежал из плена с тяжелой деревянной колодкой на шее, а за­тем, скрываясь от врагов, просидел долгое время под водой, ухитрившись дышать ртом, чуть выступавшим над водной гладью.

    Уже в то время Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, лавировать, от­ступать, когда этого требовали обстоятельства. Известно, что он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в политической интри­ге против себя.

    Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел ряд реформ: ввел десятичную систему организации общества и армии - все взрослое население делилось на «тьмы» (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с айлой, т. е. семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Тэмучэн создал личную гвардию, которую разделил на «ночную» и «дневную», окружил се­бя прочной охраной, ввел управление своим личным имуществом, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких натогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племе­на, не вошедшие в его государство. Одним из последних было подчинено племя татар, убившее его отца.

    На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204-1205 гг. Тэму­чэн был провозглашен великим каганом и получил титул Чингисхана - «великого хана». Тем самым ему удалось объединить монголов в единое централизованное государство. Таким образом, в ту пору, когда Русь раз­диралась политическими усобицами, за тысячи километров от нее ковалась новая могучая централизованная империя с сильной подвижной армией, с талантливым, решительным, беспощадным властелином.

    Даянхан. После победы ойротов над Ёльджей-Тимуром дом Хубилая был почти уничтожен кровавой междоусобице. Мандагол, 27-й преемник Чингисхана, погиб в бою против своего племянника и наследника. Когда три года спустя и последний был убит, единственным оставшимся в живых членом когда-то многочисленной семьи остался его семилетний сын, Бату-Мёнгкэ из племени чахаров. Брошенный даже матерью, он был взят под защиту молодой вдовой Мандагола, Мандугай, которая добилась его провозглашения ханом Восточных Монголии. Все его молодые годы она выступала регентшей и женила его в 18 лет.

    В период долгого правления Даянхана (1470–1543), под этим именем он вошел в историю, ойротов оттеснили на запад, и восточные монголы объединились в единое государство. Соблюдая традиции Чингисхана, Даян разделил племена на «левое крыло», т.е. восточное, непосредственно подчинявшееся хану, и «правое крыло», т.е. западное, подчинявшееся одному из родственников хана. Большинство этих племен сохранилось до настоящего дня. Из племен восточного крыла халхи составляют большинство населения Монголии, а чахары живут в Китае, в восточной части Внутренней Монголии. Из западного крыла ордосы занимают область большой излучины Хуанхе в Китае, носящую их имя, тумуты населяют район к северу от излучины во Внутренней Монголии, харчины живут к северу от Пекина.

    Обращение в ламаизм. Эта новая монгольская империя ненадолго пережила ее основателя. Распад ее был, возможно, связан с постепенным обращением восточных монголов в пацифистский ламаистский буддизм тибетской секты Желтой шапки.

    Первыми обращенными стали ордосы, племя правого крыла. Один из их вождей обратил в ламаизм своего могущественного двоюродного дядю Алтанхана, правителя туметов. Великий лама Желтой шапки был приглашен в 1576 на собрание монгольских правителей, учредил монгольскую церковь и получил от Алтанхана титул далай-ламы (Далай – монгольский перевод тибетских слов, имеющих значение «широкий, как океан», что нужно понимать как «всеобъемлющий»). С тех пор преемники Великого ламы носят этот титул. Следующим был обращен сам Великий хан чахаров, и халхи тоже начали с 1588 принимать новую веру. В 1602 в Монголии был объявлен Живой Будда, предположительно, его считали реинкарнацией самого Будды. Последний Живой Будда умер в 1924.

    Обращение монголов в буддизм объясняется быстрым подчинением их новой волне завоевателей, маньчжурам. Перед нападением на Китай маньчжуры уже господствовали в области, позднее названной Внутренней Монголией. Чахарский хан Лингдан (годы правления 1604–1634), носивший титул Великого Хана, последний независимый преемник Чингисхана, старался закрепить свою власть над туметами и ордами. Эти племена стали вассалами маньчжуров, Лингдан бежал в Тибет, и чахары подчинились маньчжурам. Халхи держались дольше, но в 1691 маньчжурский император Канг-Ци, противник джунгарского завоевателя Галдана, созвал халхинские кланы на встречу, где они признали себя его вассалами.

    Китайское правление и независимость. До конца 1800-х годов маньчжуры сопротивлялись китайской колонизации Монголии. Боязнь русской экспансии заставила их изменить свою политику, что вызвало недовольство монголов. Когда в 1911 произошло крушение Маньчжурской империи, Внешняя Монголия откололась от Китая и провозгласила свою независимость.

    Найти "МОНГОЛЫ " на

    10 класс Тест по теме:

    «Феодальная раздробленность».«Монголо татарское нашествие на Русь»

    Вариант 1

    А1. В чем была причина победы монгольского войска в битве на реке Калке?

    1) в несогласованности действий русских войск 2) в наличии у монголов огнестрельного оружия

    3) в снижении уровня воды в реке из-за засушливого лета 4) в отказе русских князей прийти на помощь половцам

    Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.

    A3. Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?

    1) Козельск 2) Новгород Великий З) Рязань 4) Владимир

    А4. Что произошло в результате похода Батыя на Русь?

    1) русские земли вновь объединились под властью киевских князей 2) границы Монгольской державы достигли берегов Адриатического моря 3) русские земли были разорены 4) на Руси начался период феодальной раздробленности

    А.5 Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов: а) тумен в) тамга б) орда г) тархан

    А.6 Когда Чингисхан захватил Среднюю Азию?

    А) 1212 – 1213гг в) 1219 – 1220гг б) 1216 – 1217гг г) 1222 – 1223гг

    А.7. Галицкого князя звали: а) Мстислав Удалой б) Мстислав Романович в) Даниил Романович г) Мстислав Святославич

    А.8. Битва на реке Калке произошла в:

    а) 1220г в) 1222г

    Б) 1221г г) 1223г

    А.9 Племенные старейшины у монголов назывались: а) араты б) ханы в) нукеры г) нойоны

    А.10Ростово-Суздальское княжество:

    1) феодальная республика;

    2) раннефеодальная монархия;

    3) абсолютная монархия;

    4) сословно-представительная монархия.

    А.11. Из логического ряда выпадает имя …

    1) Мстислава Великого;

    2) Юрия Долгорукого;

    3) Андрея Боголюбского;

    4) Всеволода Большое Гнездо

    А.12. К последствиям татаро-монгольского

    нашествия нельзя отнести …

    1) гибель значительной части населения

    страны;

    2) замедление темпов развития ремесла и

    торговли;

    3) окончательное перемещение

    политического центра русских земель из

    Киева во Владимир;

    4) прекращение княжеских междоусобиц.

    13. Современниками были …

    1) Александр Невский и Чингисхан;

    2) Юрий Долгорукий и Даниил Галицкий;

    3) Даниил Галицкий и Александр Невский

    4) Всеволод Большое Гнездо и Батый

    В1. Основатель Монгольского государства _______________________________

    В.2 О каком внешнеполитическом событии XIII века рассказывается в приведенном ниже отрывке Ипатьевской летописи? (укажите дату) «Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом город Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных»

    В.3 Укажите, какие даты относятся к:

    1. Периоду борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских рыцарей.
    2. Периоду монголо-татарского завоевания.

    ж) 1202 г. з) 1240 г.

    в.4. Дайте определение понятиям

    Баскак, улус, старшая дружина, тысяцкий, посадник «ордынский выход»

    Вариант 2

    А1. Где произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?

    1) на реке Калке 2) на реке Волге 3) на реке Сити 4) на берегах озера Ильмень

    А2. Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?

    Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Игоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Игоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел.

    1) в 1223 г. 2) в 1237 г. 3) в 1240 г. 4) в 1242 г.

    A3. Что послужило причиной поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами? 1) плохие погодные условия 2) отсутствие у русских князей конницы 3) феодальная раздробленность на Руси 4) военная помощь, которую половцы оказали монголам

    А4. Почему монголо-татары не смогли завоевать страны Центральной Европы?

    1) они не умели преодолевать водные преграды 2) они имели малочисленное войско 3) русский народ оказал ожесточенное сопротивление захватчикам 4) жителям Центральной Европы помогли норманны

    А.5. Курултай –это:

    А) территория в) город

    б) съезд вождей г) военная единица

    А.6. В 1211г Чингисхан обрушился на:

    А) Северный Иран в) Северный Китай б) Азербайджан г) Северный Кавказ

    А.7 Тэмучэн был провозглашен Чингисханом в:

    А) 1204 – 1205гг в) 1206 – 1207гг б) 1205 – 1206гг г) 1207 – 1208гг

    А.8. Монг. ханы приняли решение о походе «к последнему морю» в:

    А) 1221г в) 1231г б) 1227г г) 1235г

    А.9. В 1227г во главе Западного улуса Монгольской империи встал: а) Джучи в) Джэбэ б) Батый г) Субэдэ

    А.10. К причинам феодальной раздробленности Руси не относится:

    1) появление вотчинного землевладения;2) рост городов;

    3) натуральный характер хозяйства;4) половецкие набеги.


    А.11 При нём Галицкое княжество достигло

    своего наивысшего расцвета:

    1) Юрий Долгорукий

    2) Роман Мстиславич;

    3) Даниил Романович;

    4) Ярослав Осмомысл

    А12. Александр Невский имел титул …

    1) новгородского посадника;

    2) великого князя Владимирского;

    3) царя;

    4) хана.

    В1. Город, который Батый назвал «злым», -

    В2. . О каком событии повествует летописец?

    «И пошел «князь Александр» с братом своим Андреем и с новгородцами и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря «унизим словенский язык». Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и,

    приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись

    оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов от мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не

    видно было льда, потому что он покрылся кровью … И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху … били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и

    пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна …»

    В.3Укажите, какие причины вызвали:

    Завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Западную Европу.

    Быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.

    а) Жесткая дисциплина монголо-татар;

    б) Стремление расширить свои владения за счет соседей;

    в) Отсутствие единства русских княжеств;

    г) Необходимость расширения пастбищ;

    д) Возможность обогащения в результате военных походов;

    е) Княжеские усобицы.

    В.4 Дать определение понятиям

    Вотчина, фреска, старшая дружина, улус, крестово-купольное строение, ярлык,


    Разделы: История и обществознание

    Тип урока: усвоение нового материала.

    Метод обучения: проблемное изложение.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа.

    Программа: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России. М. «Просвещение» 2006 г.

    Учебник: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. М. «Просвещение» 2007.

    Задачи урока:

    • Образовательные :
      • способствовать усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через разминку-схему и тесты;
      • организовать действие по формированию представления о походах Батыя на Русь и обоснований последствий установления для Руси режима ига на её территории через самостоятельное решение исторических задач;
      • содействовать раскрытию причины завоевания Руси монголами через исследовательскую работу с историческими источниками.
    • Развивающие :
      • содействовать развитию логического мышления, умению осуществлять рефлексию деятельности через индивидуальную и групповую формы работы.
    • Воспитательные :
      • способствовать воспитанию у учащихся патриотизма и уважения к историческому прошлому нашего народа, чувства сострадания к горю наших предков, переживших ужас «Батыева разорения»;
      • используя исследовательский метод, помочь овладеть элементами научного познания для формирования ценностных ориентаций и убеждений.

    В ходе урока обеспечивалась комплексность и взаимосвязь вышеперечисленных задач.

    Средства обучения: наглядные (историческая карта, мультимедийная презентация); печатно-словесные (учебник, документ, карточки, рейтинговые листы).

    Оборудование урока:

    • Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2007.
    • Настенная карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII в.”
    • Тетрадь.
    • Меловые записи на доске.
    • Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

    Структура урока:

    1. Организационный момент
    2. Повторение изученного материала состоит из двух этапов: а) проводится разминка «Разгадай схему»; б) тест.
    3. Актуализация знаний учащихся. Организация целеполагания по теме урока, обоснование личной заинтересованности учащихся.
    4. Планирование деятельности учащихся.
    5. Изучение нового материала: а) организация групповой работы по решению исторических задач; б) самостоятельная работа с учебником по вариантам с целью выявления политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды; в) организация групповой работы с историческими источниками.
    6. Первичное закрепление изученного материала: а) в форме фронтальной беседы и самостоятельной работы учащихся о последствиях татаро-монгольского ига; б) самостоятельная работа: письменное рассуждение с обоснованием собственной точки зрения по проблеме о роли ига в русской истории.
    7. Подведение итогов урока.
    8. Домашнее задание.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    – Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Готовимся к уроку. Дежурные, сообщите, пожалуйста, кто отсутствует. Спасибо. Скажите название темы, которую мы изучили на предыдущем уроке.

    Учащиеся озвучивают название темы: «Начало монголо-татарского вторжения».

    2. Повторение изученного материала

    Мы продолжаем изучение темы о монголо-татарском вторжении на Русь. В начале нашего урока я предлагаю провести своеобразную разминку в виде схемы (Приложение 1 , слайд 1), в которой нужно найти три взаимосвязанные клетки по горизонтали, вертикали или диагонали. А затем, постарайтесь объяснить, в чём состоит эта взаимосвязь. В данной схеме два варианта правильных ответов.

    Ответы:

    1. По диагонали от верхнего левого угла вниз – монгольский вождь Есугэй, его старший сын Тэмучэн (будущий Чингисхан), старший сын Чингисхана Джучи.
    2. Средний столбик по вертикали – 1190 г. – Тэмучэн занял трон «Хамаг монгол улуса», т. е. всех монголов; Тэмучэн – это имя Чингисхана; 1204 – 1205 гг. – провозглашение Тэмучэна Чингисханом.

    Наша разминка прошла успешно и вы справились с заданием. Чтобы работа на уроке не вызывала затруднений, я предлагаю для повторения и закрепления материала прошлого урока ответить на вопросы теста. Карточки №1 с тестами перед вами.

    1 вариант

    1. Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов:

    а) тумен
    б) орда
    в) тамга
    г) тархан

    2. Когда Чингисхан захватил Среднюю Азию?

    а) 1212 – 1213 гг.
    б) 1216 – 1217 гг.
    в) 1219 – 1220 гг.
    г) 1222 – 1223 гг.

    3. Галицкого князя звали:

    а) Мстислав Удалой
    б) Мстислав Романович
    в) Даниил Романович
    г) Мстислав Святославич

    4. Битва на реке Калке произошла в:

    а) 1220 г.
    б) 1221 г.
    в) 1222 г.
    г) 1223 г.

    5. Племенные старейшины у монголов назывались:

    а) араты
    б) ханы
    в) нукеры
    г) нойоны

    2 вариант

    1. Курултай – это:

    а) территория
    б) съезд вождей
    в) город
    г) военная единица

    2. В 1211 г. Чингисхан обрушился на:

    а) Северный Иран
    б) Азербайджан
    в) Северный Китай
    г) Северный Кавказ

    3. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом в:

    а) 1204 – 1205 гг.
    б) 1205 – 1206 гг.
    в) 1206 – 1207 гг.
    г) 1207 – 1208 гг.

    4. Монг. ханы приняли решение о походе «к последнему морю» в:

    а) 1221 г.
    б) 1227 г.
    в) 1231 г.
    г) 1235 г.

    5. В 1227 г. во главе Западного улуса Монгольской империи встал:

    а) Джучи
    б) Батый
    в) Джэбэ
    г) Субэдэ

    Приступаем к проверке (2-й слайд)

    3. Актуализация знаний учащихся

    Продолжаем работу. Обратите внимание на экран (Приложение 1 , слайд 3). Такие же самые тексты на карточках №2 лежат перед вами на столах. В исторической науке, существуют три точки зрения на роль ига в русской истории. Давайте с ними познакомимся. Найдите в каждом высказывании ключевые слова, характеризующие отношение вышеназванных учёных к данным событиям.
    У нас получились три противоположные точки зрения, которые можно изобразить в виде схемы (Приложение 1 , слайд 4)
    Сегодня на уроке я ставлю перед вами проблему, и предлагаю подумать: какую роль сыграло иго в истории русского государства? С какой точкой зрения вы согласны и почему ? В конце урока в течение пяти минут вам нужно будет написать ответ. Подумайте, что необходимо знать, чтобы решить данную проблему?
    О каком государстве идёт речь в данных высказываниях? Сформулируем тему нашего урока: «Монголо-татарское нашествие на Русь».Исходя из ранее известных вам сведений по этой теме, попытаемся сформулировать цели урока:(Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока).

    В русской истории немало переломных моментов. Один из важных рубежей – это монголо-татарское нашествие. Оно разделило Русь на домонгольскую и послемонгольскую. Монголо-татарское нашествие и ордынское иго заставили наших предков пережить страшный по своей силе стресс. В последствии Русь отомстила Орде на поле Куликовом, а потом и вовсе сбросила иго, но оно не прошло бесследно.. Разрушенные человеческие судьбы, уничтоженные города и столетия страха и унижений заставили русского человека задуматься, и, наконец, понять, что его сила и мощь в единстве и сплочённости.
    – Исходя из вышесказанного, я предлагаю такой план урока:

    4. Планирование деятельности учащихся

    1. Нашествие Батыя на Русь.
    2. Борьба русских городов с захватчиками.
    3. Ордынское владычество на Руси.
    4. Работа с историческими источниками.

    5. Изучение нового материала

    Задание учащимся: Знакомясь с новым материалом по теме «Монголо-татарское нашествие на Русь» мы будем работать в группах. Какое опережающее задание вы получили к этому уроку? (Звучит ответ учащихся: «1 и 3 §2»). Спасибо, это поможет вам выполнить следующее задание. Работая с учебником, решите исторические задачи по предложенным вам карточкам. Они выданы каждой группе. Задачи составлены с учётом возможностей каждой группы. Лидеры групп оценивают ответ каждого члена своей группы. После выслушивания всех выставляют оценки в рейтинговые листы и озвучивают заключительные выводы. Приступаем к работе.

    Задача 3 группы: «Объясните, почему завоеватели поддерживали русскую церковь. Какую роль играла церковь в то жестокое время?»

    Задача 2Б группы: «Покажите на примерах взаимоотношений русских князей с монголо-татарами, что междоусобицы сказывались и в этот грозный для страны час».

    Задача 2А группы: «Монголо-татарское иго задержало развитие Руси, но не могло его остановить совсем. Почему?»

    Задача 1 группы: «Чем можно объяснить победы и высокий уровень военного искусства монголо-татар при условии, что по характеру общественного строя они стояли ниже многих завоёванных ими стран».

    Заканчиваем обсуждение. Озвучьте, пожалуйста, задачи, над которой работала каждая группа. Слушаем ваши выводы. (Выслушиваются лидеры всех 4-х групп). Спасибо. Я считаю, что с решением задач все группы справились. А какое ваше мнение ребята? (Учащиеся высказывают своё мнение по работе своих товарищей ).
    Обратимся ещё раз к материалу параграфа. Мы выяснили, что Русь попала в зависимость от монголо-татар. Какие два вида зависимости мы можем проследить? Исходя из материала параграфа, скажите, в чем заключалась политическая зависимость Руси, а в чем – экономическая? Первому варианту я предлагаю доказать политическую зависимость, а второму – экономическую. Оформите свои выводы в виде такой схемы: (Приложение 1 , слайд 5).
    (Ученики работают с материалом параграфа) . А теперь давайте сравним ваше мнение с тем, что у нас есть на следующем слайде (Приложение 1 , слайд 6).1-й и 2-й варианты проведите взаимопроверку. Оценки сообщите лидерам групп, для выставления в рейтинговые листы. Поднимите руку те учащиеся, кто получил «4» или «5». Молодцы, ребята.
    Следующим этапом нашего урока будет работа с историческими источниками. На столе у каждой группы лежат карточки №4 с историческими источниками. Вам необходимо провести небольшое историческое исследование по предложенным вам летописным отрывкам. Задание к каждой работе есть на карточках.
    Каждый участник группы вносит посильный вклад в работу над данным документом. По завершению работы руководители ставят каждому оценку в рейтинговый лист.

    1 группа работает с историческим источником из учебника на стр. 161 «Нашествие Батыя на Русь» и отвечает на вопросы в конце документа используя при ответе карту (Приложение 1 , слайд 7).

    6. Первичное закрепление изученного материала

    – Как вы думаете, каковы последствия монголо-татарского ига?

    (Фронтальная беседа о последствиях татаро-монгольского ига).

    Ребята, запишите высказанные вами варианты ответов в своих тетрадях в виде коротких тезисов.

    В течение 3 минут учащиеся записывают свои варианты ответов .

    А сейчас сравните ваши тезисы с теми, которые вы видите на экране (Приложение 1 , слайд 8) и сделайте самооценку своей деятельности.
    1. Уничтожено множество русских людей.
    2. Разорено множество сел и городов.
    3. Ремесло пришло в упадок. Многие ремёсла забыты.
    4. Регулярно страна выплачивала «ордынский выход».
    5. Усилилась разобщенность русских земель.
    6. Уничтожены культурные ценности.

    Критерии оценок: 5-6 совпадений мнений – оценка «5»; 4 совпадения мнений – оценка «4»; 3 совпадения мнений – оценка «3»; менее 3-х совпадений – работа не оценивается.

    Исходя из полученных на уроке новых знаний, постарайтесь решить проблему, поставленную перед вами в начале урока: какую роль сыграло иго в истории русского государства? В отечественной историографии есть три точки зрения на роль ига в русской истории. Напишите, с какой точкой зрения вы согласны и почему (вернуться к 3-му слайду).

    7. Подведение итогов урока

    Выставление оценок за работу на уроке. Ребята – лидеры групп, оцените, пожалуйста, работу ваших товарищей. Руководитель 3-й группы, слушаем вас. Лидер, не называя фамилий, говорит, сколько членов группы получили оценку «5», сколько человек работали на «4». Затем выслушиваются ответы остальных лидеров. Я согласна с оценками руководителей, т.к. класс работал с интересом, активно. Каждый внёс свой посильный вклад в решении поставленных перед классом задач.

    8. Информация о домашнем задании (Приложение 1 , слайд 9)

    Задание 3 группе : прочитать §20 п.1, 3 и подготовиться отвечать на вопросы 1, 2, 3, 6, 7 в конце параграфа.
    Задание 2 группе : прочитать §20 п.1, 3 и составить по прочитанному материалу тесты (не менее семи вопросов).
    Задание 1 группе : прочитать §20 п.1, 3 и провести небольшую исследовательскую работу.
    Найти в библиотеках посёлка материалы Лаврентьевской и Ипатьевской летописей по событиям периода монголо-татарского нашествия и на примерах захватов городов Рязани, Владимира, Суздаля, Козельска, Киева провести собственное исследование положения русских людей под ордынским игом.

    – Урок окончен. Всем спасибо.

    Роковой 1223 г. В самом конце весны 1223 г. в 500 км от южных границ Руси в смертельной схватке сошлись русско-половецкие и монгольские войска. Трагические для Руси события имели свою предысторию, и потому стоит остановиться на "деяниях монголов", понять историческую неизбежность пути, что привел полки Чингисхана, русских и половцев на Калку той самой весной.

    Откуда известно о татаро-монголах и их завоеваниях. Сами о себе, истории своего народа в XIII в. монголы рассказали немного в эпическом произведении "Сокровенное сказание", куда вошли исторические песни, "родословные сказания", "устные послания", поговорки, пословицы. Кроме того, Чингисхан принял "Великую Ясу", свод законов, который позволяет понять принципы устройства государства, войска, содержит предписания, моральные и судебные. О монголах писали и те, кого они завоевывали: китайские и мусульманские летописцы, позже русские и европейцы. В конце XIII в. в Китае, покоренном монголами, почти 20 лет жил итальянец Марко Поло, потом подробно живописавший в своей "Книге" о виденном и слышанном. Но, как обычно для истории средневековья, сведения от XIII в. противоречивы, недостаточны, порою малопонятны или малодостоверны.

    Монголы: что скрывается за названием. В конце XII в. на территории cеверо-восточной Монголии и Забайкалья обитали монголоязычные и тюркские племена. Название "монголы" получило в исторической литературе двоякое истолкование. По одной из версий, древнее племя Мэн-гу проживало в верховьях Амура, но такое же название носил один из татарских родов в Восточном Забайкалье (к этому роду принадлежал и Чингисхан). По другой гипотезе, Мэн-гу очень древнее племя, редко упоминаемое в источниках, но при этом древние никогда не путали их с племенем "дада" (татарами).

    С монголами упорно враждовали татары. Название удачливых и воинственных татар стало постепенно собирательным для целой группы племен, обитавших в Южной Сибири. Долгое и ожесточенное противостояние татар и монголов завершилось к середине XII в. победой последних. Татары были включены в число народов, покоренных монголами, и для европейцев названия "монголы" и "татары" стали синонимами.


    Монглолы: тяжеловооруженный
    всадник XIIв., конный лучник
    XII-XIIIвв. и простолюдинка

    Традиционные занятия монголов и их "курени". Основными занятиями монголов были охота и скотоводство. Племена монголов-скотоводов, сыгравшие впоследствии столь значительную роль в мировой истории, обитали к югу от Байкала и до Алтайских гор. Главной ценностью степняков-кочеводов были тысячные табуны лошадей.

    Сам образ жизни и среда обитания воспитывали в монголах выносливость, стойкость, способность легко переносить дальние походы. К верховой езде и владению оружием мальчиков-монголов приучали в раннем детстве. Уже подростки были отличными наездниками и охотниками. Не удивительно, что повзрослев, они становились и великолепными воинами. Суровые природные условия и частые нападения недружественных соседей или врагов формировали характерные для "живущих в войлочных кибитках" черты: мужество, презрение к смерти, умение организоваться для защиты или нападения.

    В период до объединения и завоевательных походов, монголы находились на последней стадии родового строя. Они кочевали "куренями", т.е. родовыми или племенными объединениями, насчитывавшими от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. С постепенным распадом родового строя из "куреней" выделялись отдельные семьи, "аилы".


    Каменное изваяние
    в монгольских степях

    Возвышение военной знати и дружины. Главную роль в общественной организации монгольских племен играли народные собрания и совет племенных старейшин (курултай), но постепенно власть сосредоточивалась в руках нойонов (военачальников) и их дружинников (нукеров). Удачливые и добычливые нойоны (со временем превратившиеся в ханов) со своими верными нукерами, возвышались над основной массой монголов - рядовыми скотоводами (ойратами).

    Чингисхан и его "народ-войско". Объединение разрозненных и враждующих племен происходило тяжело, и окончательно преодолеть "железом и кровью" сопротивление строптивых ханов довелось Тэмучину. Потомок знатного, по монгольским понятиям, рода, Тэмучин многое испытал в юности: потерю отца, отравленного татарами, унижения и гонения, пленение с деревянной колодкой на шее, но все перенес и встал во главе великой империи.

    В 1206 г. курултай провозгласил Тэмучина Чингисханом. Завоевания монголов, поразившие мир, были основаны на принципах железной дисциплины и военных порядках, внедренных именно им. Монгольские племена были спаяны своим вождем в орду, единый "народ-войско". Вся общественная организация степняков строилась на основе Чингисханом же введенной "Великой Ясы" - упомянутого выше свода законов. Дружина нукеров была преобразована в личную гвардию (кишкитенов) хана, численностью в 10 тысяч человек; остальное войско делилась на десятки тысяч ("тьмы" или "тумены"), тысячи, сотни и десятки бойцов. Во главе каждого подразделения стоял опытный и умелый военачальник. В отличие от многих европейских средневековых армий, в войске Чингисхана исповедовался принцип назначения военачальников в соответствии с личными достоинствами. За бегство с поля боя одного воина из десятка казнился весь десяток, за бегство десятка казнилась сотня, а поскольку десятки состояли, как правило, из близких родственников, то понятно, что минутная трусость могла обернуться смертью отца, брата и случалась крайне редко. Смертной казнью каралось и малейшее неисполнение приказов военачальников. Установленные Чингисханом законы касались и гражданской жизни.


    Принцип "война себя кормит". При наборе в войско, каждый десяток кибиток обязан был выставить от одного до трех воинов и обеспечить их продовольствием. Никто из воинов Чингисхана не получал жалования, но каждый их них имел право на часть добычи в покоренных землях и городах.

    Естественно, что у степняков-кочевников главным родом войск была конница. Никаких обозов при ней не было. Воины брали с собой два кожаных меха с молоком для питья да глиняный горшок для варки мяса. Это позволяло в короткое время передвигаться на очень дальние расстояния. Все потребности обеспечивались за счет покоренных территорий.

    Вооружение монголов было простым, но эффективным: мощный, покрытый лаком лук и несколько колчанов со стрелами, копье, кривая сабля, и кожаные доспехи с металлическими накладками.

    Боевые порядки монголов состояли из трех главных частей: правого крыла, левого крыла и центра. В ходе сражения войско Чингисхана легко и очень умело маневрировало, использовало засады, отвлекающие маневры, ложные отступления с внезапными контратаками. Характерно, что монгольские военачальники почти никогда не вели за собой войска, а руководили ходом боя, либо находясь на господствующей высоте, либо через своих посыльных. Так сохранялись командные кадры. За время покорения Руси полчищами Батыя, монголо-татары потеряли лишь одного Чингизида - хана Кулькана, тогда как русские потеряли каждого третьего из Рюриковичей.

    Перед началом сражения проводилась скрупулезная разведка. Задолго до начала похода посланцы монголов, маскировавшиеся под обычных торговцев, выясняли численность и особенности расположения гарнизона противника, запасы продовольствия, возможные пути подхода или отхода от крепости. Все маршруты военных походов просчитывались монгольскими полководцами заранее и очень тщательно. Для удобства сообщения строились специальные дороги со станциями (ямами), где всегда находились сменные лошади. Все срочные приказы и распоряжения подобная "конная эстафета" передавала со скоростью до 600 км в сутки. За два дня до любого похода вперед, назад, по обе стороны предполагаемого пути рассылались отряды по 200 человек.

    Каждое новое сражение приносило новый военный опыт. Особенно много дало завоевание Китая.

    Читайте также другие темы части IX "Русь между Востоком и Западом: битвы XIII и XV вв." раздела "Русь и славянские страны в средние века":

    • 39. "Кто суть и отколе изыдоша": татаро-монголы к началу XIII в.
    • 41. Чингисхан и "мусульманский фронт": походы, осады, завоевания
    • 42. Русь и половцы накануне Калки
      • Половцы. Военно-политическая организация и социальная структура половецких орд
      • Князь Мстислав Удалой. Княжеский съезд в Киеве - решение помочь половцам
    • 44. Крестоносцы в Восточной Прибалтике