Войти
Логопедический портал
  • Происхождение Земли (От Большого Взрыва до возникновения Земли) Из чего появилась планета земля
  • Квест More Than Meets the Eye (Новый дух, новый облик) Общая информация о трансформациях
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
  • Бабкин российское духовенство и свержение монархии
  • Каноническое и параметрическое уравнения прямой
  • Классификация кинематических пар
  • "град земной" и "град божий". Град земной и град небесный Положения политической философии Августина Аврелия

    Августин Аврелий (в канонизированном варианте -Августин Блажен­ный, 359-430) вошел в историю политико-правовой мысли как один из са­мых знаменитых «отцов церкви», т. е. создателей патристики, ранней хри­стианской теологии.

    Августин родился в Тагасте (современный Алжир). Во время обучения в риторических школах в Мадавре и Карфагене (где он позже преподавал) он был приверженцем манихейства. В 384 г. переехал в Италию, где препо­давал риторику в Риме и Милане. В 386 г. он принимает христианство, а в 396-м возвращается в Северную Африку, где до смерти остается еписко­пом в городе Гиппоне.

    В трактатах «Исповедь», «О граде Божьем», «Об истинной религии» Авгу­стин создает христианскую философскую концепцию, которая резко от­личается от античной.

    Античный физический космос заменяется космосом духовным. Антич­ное общество (полис) заменяется диалектически взаимосвязанным един­ством микромира, как внутренней духовной жизни человека, и макроми­ра, как цепи внешних материальных событий всемирной истории.

    Мыслитель отрицает античную ориентацию, направленную на физи­ческое наслаждение телесными благами или на эстетическое, - квазисмыс- юм знаков (произведений искусства), если они не имеют внутреннего ду­ховного содержания.Августин считает, что смыслом жизни человека яв­ляется духовное самосовершенствование как движение суверенной чело- иеческой воли к Богу в измерениях внешних событий.

    Августин обосновывает идею всемирной линейной истории как движе­ния от грехопадения человека, что в мифологической форме Ветхого За­пета означает выделение человека из мира животных и начало его жизни в качестве самостоятельного разумного существа, по направлению к Страш­ному Суду и установлению Царства Божьего. i

    Основная проблема теологииАвгустина - это проблема человеческой суверенной воли. В макромире и в микромире противоборствуют боже­ственное и дьявольское начала, и человек обречен на выбор между ними. I лавный вопрос заключается в том, что должна делать церковь, чтобы обес­печить выбор Добра и праведной жизни всеми - как христианами, так и нехристианами.Августин оптимистичен и полагает, что божественное на­чало всегда превосходило дьявольское, а движение человечества от смер­ти к вечной жизни будет поступательным и необратимым.

    Проблема, по его мнению, заключается в слабости человеческого разу­ма, который постоянно испытывает искушения греховной жизни и зачас­тую выбирает «Град земной», а не «Град Божий». УАвгустина это символы, означающие, соответственно, состояние души грешника и праведника.

    «Градземной» - это любовь к себе,эгоизм, доведенный до ненависти к Бог а «Град Божий» - это любовь к Богу, доведенная до ненависти к себе.

    Человек достигает спасения только в «Граде Божьем», для чего нужда ется в руководящем и направляющем влиянии церковного авторитет; Церковь обеспечивает выбор человека в пользу «Градк Божьего» на осно вании идеи благодати, т. е. сверхъестественной силы, которая ей дана че рез посредничествоИисуса Христа, посланца от Бога к людям.

    АпостолПетр, первый папа, реализует благодать в исполнении сем церковных таинств, определяющих всю жизнь человека от рождения (кре щения) до смерти (отпевания ). Смысл исповеди, одного из важнейших та инств, заключается в избавлении человеческой души от грехов. Этим цер ковь помогает человеку преодолеть греховность и спасает его душу для веч

    Августин считает, что вера как мышление, не нуждающееся в способно сти к пониманию, является высшим в сравнении с разумом, основанны» на понимании. Соответственно, церковь в сравнении с государством яв ляется высшим типом социальной организации, т. к. обеспечивает че ловеку вечное райское блаженство, а не короткую земную жизнь.

    Церковь как сообщество верующих, по мнениюАвгустина, являете! воплощением Царства Небесного в несовершенном земном бытии. Толь ко церковь может быть источником общей пользы, справедливости и пра ва, только она может воспитывать в христианах гражданские добродетели Несовершенство государства, по мнениюАвгустина, проявляется в од ном из семи смертных грехов, в гордыне или «похоти господства», т. к. го сударство является иерархичной организацией, основанной на принцип* господства-подчинения, и в нем невозможно воплотить принцип равен ства всех христиан педед Богом. Государственная власть неизбежно веде" к аморальности, несправедливости и жестокости.

    Но при этом государство имеет право на существование, если легити мируется церковью. Церковь оправдывает власть государства над верую щими, если видит в ней силу, воплощающую в земной жизни идею спра ведливости.Августин полагает, что именно государство способно вопло­тить в земной жизни человека принцип христианской справедливое™ «каждому воздастся по делам его». Условием этого является подчиненж государства божественной воле как источнику справедливости и права.

    От праведникаАвеля происходит «христианское государство», основан­ное на постулатах «Града Божьего», т. е. на заботе правителей о подданных От грешникаКаина происходит «общество нечестивых», основанное ш постулатах «Града земного», т. е. на насилии и грабеже.

    Таким образом, государство понимаетсяАвгустином как теократия, t которой церковные власти доминируют над светскими и тем самым превра щают их в неотъемлемую часть божественного миропорядка.

    По его мнению, государство может и должно помогать церкви в ее «зем­ном странствии», в выполнении ее земных функций; главной из которых является «справедливая война» праведников против грешников.Августин жил в эпоху распада Западной Римской империи и формирования варвар­ских королевств, в эпоху постоянных войн, когда победа христианства была отнюдь не очевидна и не гарантирована. Поэтому легко объяснимо его требование принудительного крещения язычников и уничтожения ерети­ков, что церковь не могла осуществить без военной помощи государства. ~ Августин обосновывает концепцию «христианского меча» необходимо­стью подавления свободы человеческой воли, если она ведет к победе дья­вольского начала, т. е. к преступлениям.Августин оценивает преступления с религиозно-этической позиции как проявления «гордыни» преступника, как попытки соперничества с Богом и стремление занять неподобающее место в миропорядке. В наказании за преступления он видит не внешний произвол государства, а естественное следствие самой вины преступника. Мыслитель оправдывает наказание как насилие, ведущее к страданиям человека, как «принуждение к правде», если оно происходит от божествен­ной воли и ведет к спасению души.

    Социальная доктринаАвгустина допускает такую крайнюю форму не­равенства, как рабство, если оно объясняется греховностью рабов и про­исходит не из законов природы и правовых установлений, а из вины лю­дей, обращенных в рабство.

    Таким образом, в политико-правовой концепцииАвгустина Аврелия усиливается «силовой» потенциал христианской доктрины, ее возможно­сти влиять на принципы устройства государства и политико-правовых институтов.

    Назначение человека, назначение человечества - вот о чем размышляет Августин. В последних двенад­цати книгах «0 граде Божьем» его апология превраща­ется в широкомасштабное истолкование истории. История предстает как борьба между, градом земным, государством этого мира, мирским со­обществом, с одной стороны, и, градом Божьим, государством Бога, божественным сообще­ством, - с другой. В этом великом противостоянии го­сударства мирского и государства божественного и за­ключается таинственная основа и смысл истории, ко­торая одновременно является историей борьбы святого и не святого.

    Происхождение двух сообществ относится к началу времен, когда падение возгордившихся ангелов, наде­ленных смешанной природой, привело к тому, что на­ряду с государством Божьим появилось второе сообще­ство - государство дьявола. Тогда и возникла необхо­димость в восполнении образовавшейся в результате низвержения ангелов бреши - причем за счет избран­ных представителей рода человеческого, - до тех пор пока прежнее число граждан божественного сообщества не будет восстановлено. Однако Адам, который одновре­менно принадлежал и к божественному и к мирскому государствам, своим первым грехом повторил грех гор­дыни падших ангелов, и среди людей возникло земное мирское государство как полная противоположность государству божественному. Первыми представителя­ми этих государств-антагонистов были, с одной сторо­ны, праведник Авель, с другой - градостроитель и бра­тоубийца Каин. Затем соответственно Израиль и язы­ческие народы, град Бога Иерусалим и град дьявола Вавилон, и, наконец, на последнем этапе истории - Рим (новый Вавилон) и католическая церковь. По са­мой своей сути град Божий и град земной отличаются друг от друга принципиально:

    У них различный господин и управитель: у перво­го - Бог, у второго - боги и демоны.

    У них различные граждане: в первом избран­ные праведники, исповедующие единого и истинного Бога, во втором - отверженные почитатели богов и се­бялюбцы.

    У них различная позиция: у первого - опираю­щаяся на смирение любовь к Богу, доведенная до пре­зрения к себе, у второго - основанная на гордыни лю­бовь к себе, доведенная до презрения к Богу.

    Зло - это любовь к себе, надменная спесь, благо - любовь к Богу, т.е. желание и любовь к благу истинному. Это равно справедливо как в отношении к индивиду, так и к человеку как существу общественному. Люди, которые живут в Боге, вместе образуют "Град небесный". Августин пишет:

    «Два града созданы двумя родами любви: град земной - любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и град небесный - любовью к Богу, доведенною до презрения к себе. Первый полагает славу свою в себе самом, послед­ний - в Боге. Ибо ищет первый славы среди людей, а ве­личайшая слава для другого есть Бог, свидетель совести. Один во славе своей возносит свою голову, второй же го­ворит своему Богу: Ты, Господи,... слава моя, и Ты возно­сишь голову мою (Пс 3, 4). В одном господствует похоть, руководящая и правителями, и народами его; в другом служат друг другу по любви и повелевающие правители, и послушные им подчиненные. Первый град - в лице сво­его правителя - превозносит собственную силу; второй же говорит своему Богу: Возлюблю Тебя, Господи, кре­пость мою (Пс 17, 2). Даже мудрые в первом граде, ведя жизнь человеческую, добивались благ тела или души, или того и другого вместе; те же из них, кто смогли познать Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось не­смышленое их сердце", называя себя мудрыми (то есть превозносясь в своей гордыне и похваляясь своею муд­ростью), обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четве­роногим, и пресмыкающимся. Именно к почитанию идо­лов этого рода пришли они - и вожди, и ведомые - и поклонялись и служили твари вместо Творца, который благословен во веки, аминь (Рим 1, 21-25). В другом же граде вся человеческая мудрость - в благочестии, в по­читании истинных Богов, в ожидании как награды не только общества святых, но и ангелов; да будет Бог все во всем (1Кор 15, 28).» О граде Божьем, XIV, 28.

    Оба града имеют своих посланников на небе: ангелов восставших и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и Авеля, так что эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем и господином мира, гражданин небесного града - пилигримом, странником. Впрочем, первый правдою самою опреде­лен к вечному проклятию, второй - к спасению во веки вечные.

    История предстает перед нами в свете, решительно незнакомом для греков. Она имеет начало творения и конец сотворенного мира с пограничным моментом в виде воскрешения и страшного суда. Три существенных события размечают бег исторического времени: перво­родный грех со всеми вытекающими последствиями, ожидание прихода Спасителя, воплощение и страдания Сына Божьего с образованием его дома - Церкви.

    Августин настаивает в конце "Града Божьего" на догме воскреше­ния. Плоть возродится вновь. Хотя и преобразованная, интегрирован­ная, но плотью она все же останется: "Плоть станет духовною, подчи­нится духу, но будет плотью, не духом; подобно тому как дух был подчинен плоти, но все же остался духом, а не плотью".

    История завершится днем Господа, который станет восьмым днем, освященным пришествием Христа, будет вечным отдохновением не только духа, но и тела.

    Писал, что в мире существует 2 государства: «божий град» (церковь - град праведников) и «град земной» (государство - град нечестивцев). Земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный - любовью к Богу, доведенный до полного самозабвения.

    Как отмечает Августин: «Небесный град вечен; там никто не рождается, потому что никто не умирает; там истинное и полное счастье, которое есть дар Божий.» Церковь странствует по земле, имея цель на небе, церковь и теперь есть царствие небесное. Лишь в церкви - право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божьему принадлежит первый праведник - Авель. Основателем града земного был братоубийца - Каин. Государство - создание человеческое, его цель - временная, оно создано насилием, держится принуждением.

    Оправдание государства в том, что оно поддерживает земной временный порядок, причем и тут государства разные: есть 2 вида земных царств. Одни - организации насилия и разбоя, они олицетворяют грех, несправедливость, насилие, «общество нечестивых». Другие царства - это «христианские государства», власть которых основана на заботе о подвластных. В конечном счете, оправдание государства - в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.

    Не существует, согласно Августину, разных стран с различным устройством общества, разных народов и противостоящих друг другу империй, приведенных к единству под властью Рима. В становлении и развертывании сообщества людей сосуществуют два града, град добра и град зла, град бога и град сатаны, благодати и осуждения. Начала того и другого включены во все государственные образования, они доныне оспаривают господство над миром и существуют также в лоне христианского общества. Конечно, "вне церкви нет спасения", как утверждал еще Киприан Карфагенский, но Августин допускает возможность приобщиться к граду божиему даже тогда, когда по независящим от человеческой воли обстоятельствам мы оказываемся исключенными из земной церкви. Отметим, впрочем: этот принцип никогда не был принят церковными иерархиями, хотя и укоренился среди августинианцев.

    Оба града охватывают весь мир. Выбор между ними зависит не от свободного решения человека, а от вмешательства извне, определяемого законами, от действия которых никто не может уйти. Так мы попадаем с Августином в атмосферу не подлежащего критике теологического детерминизма. Учение о благодати и предначертании послужило иррациональным ответом на вопрос о происхождении и судьбе человека, продиктованным ситуацией того времени. И объяснение падения Рима от руки Алариха не выходит за рамки ирреального. Сам "град божий" был бы охвачен теми же противоречиями, если бы он не отождествлялся с официальной церковью, стоящей над всякой властью. Августин не определяет достаточно четко природы самой власти. Наделено ли государство божественной природой или же оно целиком пребывает в царстве зла - не ясно.

    Добро и зло живут по ту сторону этого мира. Не будучи в силах собственными средствами обеспечить себе лучшую участь, человек Августина направляет все свои помыслы и поиски счастья и справедливости в сторону вечности. И небесный град будет всегда отождествляться с правящими силами, с системой владычества над массами, растворяя в мифе все искушения добиться воздаяния и всякую надежду на освобождение.

    О свободе и божественном предопределении. Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о божественном предопределении. Суть этого учения в следующем. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей: и могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу " после грехопадения потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасению и блаженству, а других - к злу, погибели и мучениям. Без предопределенной божественной благодати человек не может иметь доброй воли. Эту позицию Августин отстаивал в ожесточенной полемике с одним из церковных писателей - Пелагием, который утверждал, что спасение человека зависит от его собственных нравственных усилий. Учение Августина о предопределении можно назвать религиозным фатализмом. Идеи Августина по этому вопросу породили широкую и острую дискуссию, длившуюся многие века (даже сейчас).

    Августин, критикуя скептицизм, выдвинул против него следующёе возражение: без знания истины невозможно и "вероятное" знание, так как вероятное есть нечто правдоподобное, т.е. похожее на истину, а чтобы узнать, что похоже на истину, надо знать саму истину. Где же ее найти? По мысли Августина, наиболее достоверное знание - это знание человека о своем собственном бытии и сознании. "Знаешь ли ты, что ты существуешь? Знаю. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю. Итак, ты знаешь, что существуешь, знаешь, что живешь; знаешь, что познаешь" ("Монологи".17.1.).

    Эта же мысль изложена им и другими словами: "Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это (свое сомнение - А. С.): как некоторую истину." "Кто сомневается в том, что он живет, помнит, сознает; желает, мыслит, знает, судит? И даже, если он сомневается, то все же. он помнит, почему сомневается, сознает, что сомневается, хочет уверенности, мыслит, знает, что не знает (того, в чем сомневается - А. С.), думает, что не следует опрометчиво соглашаться" ("Об истинной религии". XXXX). Познание, по Августину, основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. Человек, говорит Августин, имеет о доступных пониманию и разуму предметах познание, хотя и малое, однако совершенно достоверное, и жалким образом обманывается тот, кто думает, что чувствам не надо верить. Нормой же познания является истина. Неизменная, вечная истина, согласно Августину, есть источник всех истин, есть Бог.

    Новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания, т.е. понимание познания как энергично-волевого процесса. Характеризуя роль волевого начала в чувствах, Августин подарил в века афоризм: "Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им".

    Учение о душе, воле и познании. Разум и вера. Августин говорил о скептиках: "Им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно". Разум, по Августину, есть взор души, которым она сама собой, без посредства тела, созерцает истинное. Истина же содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души - его высшее назначение. "Все, что мы созерцаем, мы схватываем мыслью или чувством и разумением. Душа угаснуть не может, если не будет отделена от разума. Отделиться же она никак не может". Августин рассматривает разум как очень важную функцию души:

    "Я полагаю, что душа питается не иным чем, как разумением вещей и знанием, умозрениями и размышлениями, если может через них познать что-нибудь. К изучению наук ведет нас двоякий путь - авторитет и разум: по отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела - разум.

    Вера в авторитет весьма сокращает дело и не требует никакого труда. Если она тебе нравится, ты можешь прочитать много такого, что об этих предметах написали, как бы из снисхождения, великие и божественные мужи, находя это необходимым для пользы простейших, и в чем они требовали веры к себе со стороны тех, для чьих душ, более тупоумных или более занятых житейскими делами, другого средства к спасению быть не могло. Такие люди, которых всегда громаднейшее большинство, если желают постигать истину разумом, весьма легко одурачиваются подобием разумных выводов и впадают в такой смутный и вредный образ мыслей, что отрезвиться и освободиться от него не могут никогда или могут только самым бедственным для них путем. Таким полезнее всего верить превосходнейшему авторитету и соответственно ему вести жизнь".

    Об обществе и истории. Размышляя о социальной реальности, в частности о богатстве и бедности, Августин утверждал, что имущественное неравенство людей - неизбежное явление социальной жизни. Поэтому бессмысленно стремиться к уравнению богатств: неравенство будет продолжаться во все века, пока будет существовать земная жизнь человечества. Августин утешал людей тем, что человек добродетельный, хоть и находится в рабстве и наг, в душе свободен и, напротив, злой человек, хоть он и царствует, - жалкий раб своих пороков ("О граде Божием". V.3). Августин, опираясь на одну из основных христианских идей - , идею принципиального равенства всех людей перед Богом (ведь они происходят от одного праотца), призывает их к тому, чтобы жить в мире.

    Осмысление реальных судеб человечества составляет то, что является философией истории Августина, изложенной в 22 книгах его главного труда "О граде Божием". Здесь он сделал попытку охватить всемирно-исторический процесс, поставить историю человечества в тесную связь с планами и намерениями Божества. По Августину, человечество образует в историческом процессе два "града": с одной стороны, светское государство - царство зла, греха, царство дьявола, а с другой - христианскую церковь - царство Божие на земле.

    Эти два града созданы, по Августину, двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенной до презрения к Богу, а небесное - любовью к Богу, доведенное до презрения к самому себе. Эти два града, параллельно развиваясь, переживают шесть главных эпох: первая эпоха - от Адама до Потопа; вторая - от Ноя до Авраама; третья - от Авраама до Давида; четвертая - от Давида до вавилонского пленения - время иудейских царей и пророков; пятая - от вавилонского пленения до рождения Христа; шестая эпоха началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом; тогда граждане "града Божия" получат блаженство, граждане "земного града" будут преданы вечным мучениям.

    Хотя в основу периодизации мировой истории Августин положил факты из библейской истории еврейского народа, однако во многих эпизодах он касается событий из истории восточных народов и римлян. Рим был для Августина центром язычества и вражды к христианству. Само сочинение "О граде Божием" Августин начал писать под впечатлением разгрома в 40 г. столицы тогдашнего мира варварами вестготами под началом Алариха. Августин оценил эту катастрофу как наказание Риму за его прежнюю борьбу против христианства и начало крушения "земного града" вообще. Несмотря на всю мифичность этой августиновской концепции, следует подчеркнуть, что это была все таки попытка создать именно философию истории.

    Творения блаженного Августина

    1. "Исповедь". В этом автобиографическом сочинении Августин описывает свою жизнь в терминах мистического и духовного опыта. Эта книга есть свидетельство неукротимой силы его веры, внутренней честности, пылкости, фантазии и свободы ума.

    2. "Отречение", написанное в поздний период его жизни, представляет собой поправки изложенных ранее взглядов с позиции его изменившегося мировоззрения.

    3. "О Граде Божием". Эта книга представляет собой апологию христианства, в которой первые десять книг посвящены опровержению язычества, а в книгах XI-XVIII содержится описание двух "градов": мирского и Божия. Под "градом" разумеется общество. Два града описаны симметрично в противопоставлении друг другу. Пронизывающее эту книгу мировоззрение во многом обязано своим возникновением событию, потрясшему весь западный мир, взятию Рима Аларихом в 412 году. Основанный божественным провидением, воспетый Вергилием вечный город, столица и центр цивилизации перестал существовать. Августин объясняет катастрофу тем, что Рим был градом "этого мира", где ничего вечного нет и быть не может. Идея двух "градов" глубоко отразилась на средневековом видении христианского общества.

    4. Ряд сочинений "Против манихейства".

    5. Ряд сочинений "Против донатизма". Донатисты были сектой, возникшей в результате гонений на христиан. Они возражали против возвращения в лоно Церкви тех епископов, которые скомпрометировали себя во время гонений. По существу вопрос касался понимания таинств: зависит ли их "действенность" от личных качеств священнослужителей?

    6. Ряд сочинений "Против Пелагия". Пелагий, родом из Британии, был блестящим оратором и писателем, преподававшим гуманитарные дисциплины в Риме. В своих "сочинениях он протестовал против низкого уровня христианской жизни в послеконстантиновой Церкви, проповедуя христианский героизм и совершенство. Церковь, согласно Пелагию, должна состоять из непогрешимых, совершенных людей, причем качества эти достижимы человеческим усилием. В полемике с Пелагием родилось учение блаженногоАвгустина о спасении через благодать. Он также писал против ученика Пелагия Юлиана Экланского, учившего, что не следует крестить младенцев, ибо они безгрешны.

    7. "О Троице" - богословский трактат, написанный в более поздний период жизни Августина. Это умозрительное сочинение о тайнах Пресвятой Троицы оказало огромное влияние на западное богословие. Хотя сам Августин исповедовал никейскую веру, а прибавка слова Filioque к Никейскому Символу веры возникла независимо от него и гораздо позднее, тем не менее на основании этой работы оказалось возможным догматическое оправдание Filioque на Западе.

    "Град земной" и "Град Божий"

    Назначение человека, назначение человечества - вот о чем размышляет Августин. В последних двенадцати книгах "О граде Божьем" его апология превращается в широкомасштабное истолкование истории. История предстает как борьба между, градом земным, государством этого мира, мирским сообществом, с одной стороны, и, градом Божьим, государством Бога, божественным сообществом, - с другой. В этом великом противостоянии государства мирского и государства божественного и заключается таинственная основа и смысл истории, которая одновременно является историей борьбы святого и не святого.

    Происхождение двух сообществ относится к началу времен, когда падение возгордившихся ангелов, наделенных смешанной природой, привело к тому, что наряду с государством Божьим появилось второе сообщество - государств дьявола. Тогда и возникла необходимость в восполнении образовавшейся в результате низвержения ангелов бреши - причем за счет избранны представителей рода человеческого, - до тех пор пока прежнее число граждан божественного сообщества не будет восстановлено. Однако Адам, который одновременно принадлежал и к божественному и к мирскому государствам, своим первым грехом повторил грех гордыни падших ангелов, и среди людей возникло земное мирское государство как полная противоположность государству божественному. Первыми представителями этих государств - антагонистов были, с одной стороны, праведник Авель, с другой - градостроитель и братоубийца Каин. Затем соответственно Израиль и языческие народы, град Бога Иерусалим и град дьявола Вавилон, и, наконец, на последнем этапе истории - Рим (новый Вавилон) и католическая церковь. По самой своей сути град Божий и град земной отличаются друг от друга принципиально:

    У них различный господин и управитель: у первого - Бог, у второго - боги и демоны.

    У них различные граждане: в первом избранные праведники, исповедующие единого и истинного Бога, во втором - отверженные почитатели богов и себялюбцы.

    У них различная позиция: у первого - опирающаяся на смирение любовь к Богу, доведенная до презрения к себе, у второго - основанная на гордыни любовь к себе, доведенная до презрения к Богу.

    Зло - это любовь к себе, надменная спесь, благо - любовь к Богу, т.е. желание и любовь к благу истинному. Это равно справедливо как в отношении к индивиду, так и к человеку как существу общественному. Люди, которые живут в Боге, вместе образуют "Град небесный". Августин пишет:

    "Два града созданы двумя родами любви: град земной - любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и град небесный - любовью к Богу, доведенною до презрения к себе. Первый полагает славу свою в себе самом, последний - в Боге. Ибо ищет первый славы среди людей, а величайшая слава для другого есть Бог, свидетель совести. Один во славе своей возносит свою

    голову, второй же говорит своему Богу: Ты, Господи,. слава моя, и Ты возносишь голову мою (Пс 3,4). В одном господствует похоть, руководящая и правителями, и народами его; в другом служат друг другу по любви и повелевающие правители, и послушные им подчиненные. Первый град - в лице своего правителя - превозносит собственную силу; второй же говорит своему

    Богу: Возлюблю Тебя, Господи, крепость мою (Пс 17,2). Даже мудрые в первом граде, ведя жизнь человеческую, добивались благ тела или души, или того и другого вместе; те же из них, кто смогли познать Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмышленое их сердце", называя себя мудрыми (то есть

    превозносясь в своей гордыне и похваляясь своею мудростью), обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Именно к почитанию идолов этого рода пришли они - и вожди, и ведомые - и поклонялись и служили твари вместо Творца, который благословен во веки, аминь (Рим 1, 21-25). В другом же граде вся человеческая мудрость - в благочестии, в почитании истинных

    Богов, в ожидании как награды не только общества святых, но и ангелов; да будет Бог все во всем (1Кор 15, 28)." О граде Божьем, XIV, 28.

    Оба града имеют своих посланников на небе: ангелов восставших и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и Авеля, так что эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем и господином мира, гражданин небесного града - пилигримом, странником.

    Впрочем, первый правдою самою определен к вечному проклятию, второй - к спасению во веки вечные.

    История предстает перед нами в свете, решительно незнакомом для греков. Она имеет начало творения и конец сотворенного мира с пограничным моментом в виде воскрешения и страшного суда. Три существенных события размечают бег исторического времени: первородный грех со всеми вытекающими последствиями, ожидание прихода Спасителя, воплощение и страдания Сына Божьего с образованием его дома - Церкви.

    Августин настаивает в конце "Града Божьего" на догме воскрешения. Плоть возродится вновь. Хотя и преобразованная, интегрированная, но плотью она все же останется: "Плоть станет духовною, подчинится духу, но буде плотью, не духом; подобно тому как дух был подчинен плоти, но все же остался духом, а не плотью".

    История завершится днем Господа, который станет восьмым днем, освященным пришествием Христа, будет вечным отдохновением не только духа, но и тела.

    Граде божьем . ок. 426 н.э. (Августин Блаженный )Книга >> Религия и мифология

    О граде божьем . ок.426 н.э. ? (Августин Блаженный ) Предисловие В этом... Курции и Деции принадлежали к граду земному (так как все обязанности... земных предметов питают к христианской религии люди невежественные, - между тем как люди ученые , О граде Божием ...

  • А. Августин О Граде Божьем

    Реферат >> Философия

    ... «О Троице», «О Граде Божьем» , «О блаженной жизни», «О порядке», «Бессмертие души», «Отречение». Онтология. Учение Августина о бытие представляет... о начале, распространении и предназначенном конце обоих Градов , т. е. земного и небесного, о которых я сказал, ...

  • История политических и правовых учений (12)

    Закон >> Государство и право

    И права. Учение Августина Блаженного . 11 (8/2) Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 - ... теологические воззрения, и "О граде божьем" ("De sivitate dei" 412 - ... служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному; * ...

  • Аврелий Августин ($354-430$) является одной из ключевых фигур в западной средневековой мысли. Его философский проект оказал влияние на формирование догматики, онтологии, гносеологии и этики христианства.

    Свои политико-правовые воззрения Аврелий Августин выразил в работах «О граде Божием» и «О свободной воле» и ряде других.

    Замечание 1

    Политическая философия средневекового мыслителя тесно связана с широким спектром вопросов, связанных с христианской сотериологией (учением о спасении) и этикой, философией истории.

    Положения политической философии Августина Аврелия

    Августином Аврелием государственное и общественное устройство оценивается как необходимое следствие грехопадения человечества. Поэтому в оценках государства и политической власти присутствуют негативные аспекты. В результате грехопадения произошло повреждение человеческой природы, это привело к необходимости появления «строгой» власти Бога и земного правителя, являющегося прообразам божественной власти.

    Августин критикует сложившиеся политико-правовые отношения из-за того, что в них господствует властвование человека над человеком, взаимное притеснение свободы людьми. Он негативно оценивает деление общества на господ и рабов. Но при этом, Августин характеризует такое положение вещей «естественным состоянием» греховной природы человека.

    Рабство, в этом смысле, попадает в разряд естественного с точки зрения господствовавших в то время принципов человеческого общежития, хотя оно и противоречит божественным установлениям о человеке.

    Критика государства и сложившихся общественных отношений Августином Аврелием производится с религиозных, идеальных позиций. По его мнению, они существуют только момента Второго Пришествия Христа и Страшного Суда, события которых должны открыть новую страницу как в истории человечества, так и в понимании государственности, которая должна предстать как своего рода «братство святых», лишенное греха, зла и зависти.

    До Второго Пришествия, с точки зрения Августина, Церковь должна взять под опеку «земное» государство. Она должна заботиться о воспитании уважения в народе к закону и порядку, а также к морально-нравственным императивам. В этом смысле духовная власть в некотором роде оказывается доминирующей по отношению к светской.

    В своей политической философии Августин переосмысливает многие воззрения античных мыслителей. Наибольший интерес для него представляет философия стоицизма. Так осмысливая определение государства Цицероном как общности людей, основывающейся на справедливости и следовании нормам закона, Августин Аврелий считает его также характеризующим и церковь. Как и стоики, Августин выделяет ряд общностей, которые лежат в основе понимания государственности. Это семья, общность языка и государства, общность человека и Бога.

    Замечание 2

    Ключевым моментов в политической философии Августина является утверждение им вечности и естественности законов, следование которым носит императивный характер.

    Град земной и град Небесный

    Аврелий Августин стоит на позициях разделения человечества на две категории согласно с двумя типами любви. Эти два типа мыслитель называет градом Божиим (Небесным ) и градом земным . Первый отличается любовью к Богу и служением Ему, второй же – любовью к себе, что выражается в пренебрежении Богом и Его установлениями. В этом утверждении проявляется христианское понимание смысла человеческой жизни. Смысл человеческой жизни не в том, что он является существом общественным, но в том, что он есть в первую очередь существо религиозное, предназначенное к служению Богу.

    Град Небесный уподобляется Церкви, а град земной – конкретному государству, Римской империи. Но это только лишь символическое уподобление, не предполагающее прямой тождественности. Августин не утверждает видимого антагонизма двух градов, в этих целях он отказывается от четкой их институализации. Борьба их всецело принадлежит духовной сфере жизни человечества. В рамках обыденности члены обеих градов пребывают в одном мире, но смысл и жизненные задачи их различны.