Войти
Логопедический портал
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Геология — наука о Земле
  • Проблемы загрязнения почв и пути их решения Загрязнение и истощение почвы пути решения
  • От чего на голове появляются вши
  • Демократический стиль общения Демократичный стиль общения
  • Методическая разработка. Входная диагностика. Аналитическая справка и бланк входной диагностики. Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка Актуальные вопросы естественных наук и пути решения: сборник материалов V научно-практической конфе
  • Создание еддс и ее техническое оснащение конспект. Об организации опытного функционирования еддс на базе телефона "01"

    Создание еддс и ее техническое оснащение конспект. Об организации опытного функционирования еддс на базе телефона
    МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

    ПРИКАЗ

    10.09.2002 г. г. Москва № 428

    Об утверждении концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации

    В целях реализации мероприятий по развитию единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации, приказываю:

    1. Утвердить прилагаемую концепцию развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации (далее - концепция).

    2. Департаменту гражданской защиты совместно с Департаментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Главным управлением Государственной противопожарной службы МЧС России, Управлением связи и оповещения, 151 Центром управления в кризисных ситуациях. Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны в срок до 1 октября 2002 года разработать и утвердить установленным порядком план работ по реализации концепции.

    3. Руководителю Департамента предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций совместно с Департаментом гражданской защиты и Главным управлением Государственной противопожарной службы в установленном порядке предусмотреть включение работ по развитию единых дежурно-диспетчерских служб в Единый тематический план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МЧС России на 2003 год.

    4. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России, начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального.аппарата МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и

    руководителей организаций МЧС России в порядке, установленном приказом МЧС России от 06.10.97 №590.

    Министр

    С. К. Шойгу


    Приложение к приказу МЧС России от 10.09.2002 № 428
    КОНЦЕПЦИЯ
    ^ РАЗВИТИЯ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Москва, 2002 г.

    ВВЕДЕНИЕ

    Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожар­ной безопасности» положил начало преобразованию Государственной проти­вопожарной службы (ГПС) МВД России в ГПС МЧС России.

    Структурно-функциональная интеграция ГПС в состав МЧС России осуществляется по целому ряду направлений.

    Одним из таких направлений является интеграция центров управления силами (ЦУС) и центральных пунктов пожарной связи (ЦППС) органов управления ГПС, а также пунктов связи пожарных частей (ПСЧ) с едиными дежурно-диспетчерскими службами (оперативными дежурными службами) органов управления, специально уполномоченных решать задачи граждан­ской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си­туаций (ЧС), в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее по тексту - органы управления по делам ГОЧС).

    Система центров управления и пунктов связи ГПС - это отработанная система эффективного управления силами ГПС по борьбе с пожарами и взаимодействия с населением по телефонному номеру «01». Поэтому даль­нейшее развитие ЕДДС на базе ЦУС (ППС, ПСЧ) ГПС должно проходить без снижения уровня готовности, оперативности и эффективности действий по тушению пожаров.

    Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) создаются в городах России с 1998 г. и, в основном, зарекомендовали себя эффективно работаю­щими структурами. Однако, всесторонний анализ возникновения и ликвида­ции последствий крупных чрезвычайных ситуаций в последние годы показы­вает необходимость создания ЕДДС повсеместно, во всех муниципальных образованиях, включая большие и малые города, сельские районы, поселки, в том числе закрытые административно-территориальные образования Россий­ской Федерации.

    Цель настоящей концепции - выработать единые подходы и направле­ния деятельности органов управления на местах по определению задач, со­става и порядка создания, функционирования и развития интегрированной ЕДДС как максимально эффективной структуры экстренного вызова пожар­ных и спасательных служб.

    Концепция разработана сотрудниками Всероссийского НИИ по про­блемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС), Всероссийского НИИ противопожарной обороны (ВНИИ ПО), Академии ГПС и Ассоциации центров мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и единых дежурно-диспетчерских служб (АМЕДС).

    ^ I. АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ЕДДС В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1.1. Общие положения

    1.. Высокая плотность населения, концентрация промышленного про­изводства, транспортной инфраструктуры и потенциально опасных объектов в современных населенных пунктах, особенно в крупных городах, определя­ет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), повышенную опасность для жизни и здоровья населения.

    Предупреждение и ликвидация ЧС являются актуальными задачами органов исполнительной власти и ведомственных служб на местах и требу­ют, как правило, согласованных совместных действий.

    2. При угрозе или возникновении масштабных ЧС (В соответствии с «Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным постановлением Правительства РФ от13.09.96 г. №1094) непосредственное руководство работами по их предупреждению и ликвидации возлагается на администрации городов и районов (далее по тексту - местные администра­ции), а также на городские и районные координирующие органы РСЧС - ко­миссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и постоянно действующие орга­ны управления местного (городского, районного) звена Единой государст­венной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (Состав органов управления РСЧС определён «Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», введенным в действие постановлением Прави­тельства Российской федерации от 5.11.95 № 1113) - органы управления по делам ГОЧС.

    3. Важную роль при угрозе или возникновении ЧС играют также орга­ны повседневного управления РСЧС - дежурные и дежурно-диспетчерские органы городских (районных) служб (далее по тексту - дежурно-диспетчерские службы), которые при угрозе или возникновении масштабных ЧС немедленно приступают к выполнению возложенных на них задач.

    Дежурно-диспетчерские службы функционируют, как правило, в круг­лосуточном режиме и находятся в постоянной готовности к действиям по проведению необходимых экстренных мер по защите населения в ЧС.

    4. На этапе возникновения и в ходе ликвидации масштабной чрезвы­чайной ситуации возрастает необходимость координации действий дежурно-диспетчерских служб, а через них - действий сил и средств городского (рай­онного) звена РСЧС, привлекаемых к аварийно-спасательным работам.

    Необходимость создания ЕДДС продиктована имеющейся мировой практикой по облегчению обращений граждан к службам экстренного вызова путём ввода единых телефонных номеров («911» в США и Канаде, «112» в Западной Европе), а также общей тенденцией к усилению взаимодействия муниципальных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций в рамках создания городских систем общественной безопасности.
    ^ 1.2. Состояние нормативного, правового и нормативно-технического обеспечения создания ЕДДС

    5. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1998 г. № БН-П4-20705 в целях обеспечения необходимого пра­вового пространства для создания и развития ЕДДС в 1998 году был разрабо­тан пакет документов по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), со­гласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Приказ МЧС России от 25.08.98 № 517 ввел в действие концепцию соз­дания ЕДДС в городах Российской Федерации. Постановлением Госстандар­та России от 9.11.99 № 400-СТ введён в действие ГОСТ Р. 22.7.01-99 "ЕДДС. Основные положения". В том же году были утверждены типовой штатный перечень и типовой табель оснащения ЕДДС.

    6. С целью реализации единой научно-технической политики МЧС России в части создания автоматизированных систем (АС) объединенных систем оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) субъектов Россий­ской Федерации и ЕДДС городов приказом МЧС России от 30.06.2000 № 351 определена головная организация и назначен главный конструктор по созда­нию АС ОСОДУ и ЕДДС - ВНИИ ГОЧС, которым разработан и издан типо­вой технический проект АС ОСОДУ субъекта Российской Федерации.

    В его развитие были также разработаны типовые технические задания и технические проекты на создание АС ЕДДС для пяти категорий городов (по численности проживающего населения в соответствии с «Градострои­тельным кодексом Российской Федерации»), а также типовое специальное программное обеспечение (СПО).

    Названные типовые проекты и СПО стали нормативно-технической ос­новой для создания таких автоматизированных систем в субъектах Россий­ской Федерации, которая в целом обеспечивала постепенное создание и раз­витие ЕДДС.

    Однако, с учётом преобразования ГПС и планируемого изменения ста­туса телефонного номера «01» возникла необходимость доработки сущест­вующей нормативной базы.

    ^ 1.3. Состояние работ по созданию ЕДДС

    7. Разработанными ранее нормативными документами предусматрива­лось, что создание ЕДДС и ОСОДУ осуществляется за счет средств област­ных и местных бюджетов.

    В настоящее время ЕДДС создаются, как правило, на базе оперативных дежурных служб органов управления по делам ГОЧС (городов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне), что позволило значительно уменьшить финансовые затраты на их внедрение и сроки ввода ЕДДС в дей­ствие, а также эксплуатационные расходы.

    По состоянию на 1 июля 2002 г. создано более пятисот единых дежурно-диспетчерских служб. Большинство городов прошли только организаци­онный период создания ЕДДС и не имеют современных автоматизированных систем, что связано, в основном, с недостаточным финансированием их раз­работки и внедрения. Наибольший объём работ по автоматизации проделан в г.г. Москве, Курске, Ростове-на-Дону, Сочи и других городах.

    8. Минсвязи России для обращений граждан к ЕДДС рекомендован те­лефонный номер «051», однако, в целом ряде городов используются другие многоканальные номера. При этом такие номера функционируют параллель­но с существующими номерами экстренного вызова «01», «02», «ОЗ», «04» и другими.

    9. ЕДДС в рамках ОСОДУ, как правило, тесно взаимодействуют с цен­трами управления силами (центральными пунктами пожарной связи, пунк­тами связи пожарных частей) ГПС.

    ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС принимают сообщения о пожарах и принима­ют решения о выезде подразделений ГПС на их тушение более 7 тысяч раз в сутки. При этом в 90% случаев необходимости реагирования других экстрен­ных служб нет.

    В составе ЦУС ГПС функционируют службы пожаротушения, обеспе­чивающие непосредственно на месте пожара управление силами, в состав ко­торых входят не только пожарные части - координируется также деятель­ность подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны.

    На службу пожарной связи «01», как составную часть ЦУС, возложе­ны функции по приему сообщения о вызовах подразделений пожарной охра­ны, направление к месту вызова сил и средств пожарной охраны, обеспече­ние в установленном порядке передислокации караулов и подразделений гарнизона, ведение учета сил и средств гарнизона, а также обобщение, про­верка сведений, состояния связи с подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения городов (населенных пунктов) и организаций, информи­рование в установленном порядке должностных лиц гарнизона и населения о выезде подразделений пожарной охраны.

    Готовность к оперативному реагированию подразделений ГПС строго нормирована по времени и существенно выше, чем у других служб жизне­обеспечения населения. Время реагирования боевых расчетов на сообщение составляет 45 секунд, а среднее время прибытия на место пожара - до 8 ми­нут в городах и до 18 минут в сельской местности.

    В ГПС, кроме использования централизованной системы приема заявок по номеру «01» телефонных сетей общего пользования, большое число изве­щений о пожарах в организациях поступает по прямым телефонным линиям, а также по средствам автоматической и ручной пожарной и пожарно-охранной сигнализации.

    10. Профессиональная подготовка диспетчеров служб «01» осуществ­ляется в соответствии с утверждёнными программами подготовки на базе учебных подразделений ГПС. При этом продолжительность обучения со­ставляет:


    • специальное первоначальное - 15 дней;

    • специальная подготовка по должности - 8 часов один раз в полгода;

    • переподготовка (повышение квалификации) - 12 дней один раз в 5 лет.
    В то же время техническое оснащение ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС на се­годняшний день в основном не соответствует современным требованиям. Укомплектованность этих органов станциями (пультами) оперативной связи составляет 48%. Более 50% систем оперативной связи, используемых для управления в гарнизонах пожарной охраны, полностью выработали установ­ленные нормативные сроки эксплуатации и подлежат замене.

    11. В настоящее время функции ЕДДС и ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС час­тично дублируют друг друга. Используются две, выполняющие схожие зада­чи, диспетчерские службы для работы с населением и взаимодействия с дру­гими службами, два телекоммуникационных узла с практически одинаковы­ми функциями, две автоматизированные системы с однотипными базами данных о населённом пункте, его объектах промышленности, инфраструкту­ры и т.д. Такое параллельное развитие ЕДДС и ЦУС ГПС требует больших, иногда неоправданных, финансовых затрат из бюджетов субъектов Россий­ской Федерации и муниципальных образований.

    В сегодняшних экономических условиях создание и развитие ЕДДС на базе ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС или их поэтапное структурно-функциональное объединение, является для многих муниципальных образований единственно возможным решением, особенно в сельских районах.

    МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
    И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

    О мероприятиях по реализации поручения
    Правительства Российской Федерации от 16 июля 1998 года
    БН-П4-20705 по вопросу создания единых дежурно-
    диспетчерских служб в городах Российской Федерации

    Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 16 июля 1998 года БН-П4-20705 по вопросу создания единых дежурно-диспетчерских служб в городах Российской Федерации

    приказываю:

    1. Руководителям органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации до 30 сентября 1998 года подготовить и направить для обобщения во Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о порядке создания и финансирования единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) в городах Российской Федерации, отразив в них вопросы:

    о возможности финансирования ЕДДС из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

    о возможности привлечения средств на обеспечение функционирования ЕДДС за счет выполнения платных услуг, в том числе проводимых силами спасательных служб и предоставляемых физическим и юридическим лицам, а также за счет увеличения абонентской платы за телефон;

    о снижении затрат на создание и функционирование ЕДДС за счет централизованных закупок общего программного обеспечения (ОПО) для всех создаваемых ЕДДС (например, в рамках Программы лицензирования продуктов Microsoft для государственных учреждений, что позволит существенно сократить расходы на приобретение ОПО);

    об определении единого телефонного номера для ЕДДС на территории России.

    При подготовке предложений и создании ЕДДС в городах Российской Федерации руководствоваться разработанной ВНИИ ГОЧС Концепцией создания единых дежурно-диспетчерских служб в городах Российской Федерации (приложение 1).

    2. Начальнику ВНИИ ГОЧС совместно с Ассоциацией центров мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и единых дежурно-диспетчерских служб:

    до 30 ноября 1998 года проанализировать и обобщить поступившие материалы, на их основе сформировать предложения о порядке создания и финансирования единых дежурно-диспетчерских служб в городах Российской Федерации;

    до 15 декабря 1998 года разработать и согласовать с соответствующими учреждениями проект государственного стандарта "Единые дежурно-диспетчерские службы. Общие требования".

    3. Начальнику Департамента мероприятий защиты населения и территорий совместно с Департаментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ВНИИ ГОЧС согласовать с Минфином России, Минэкономики России, Минюстом России, Минздравом России и МВД России предложения о порядке создания и финансирования ЕДДС для представления в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

    4. Настоящий приказ довести до заместителей министра, начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений и самостоятельных отделов МЧС России, руководителей органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, начальника ВНИИ ГОЧС, генеральной дирекции Ассоциации центров мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и единых дежурно-диспетчерских служб в порядке, установленном приказом МЧС России oт 06.10.97 N 590.

    5. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на заместителя министра Клименко В.Н.

    Министр
    С.Шойгу

    Приложение 1. Концепция создания единых дежурно-диспетчерских служб в городах России

    Приложение 1
    к приказу от 25.08.98
    N 517

    I. Цель создания ЕДДС в городе

    1.1. Общие положения

    1. В условиях проводимых демократических преобразований принятие в нашей стране Декларации прав и свобод человека и гражданина, новой Конституции РФ , законов РФ "О безопасности" , "Об охране окружающей природной среды" , Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и других законодательных актов показывает, что главным объектом обеспечения безопасности рассматривается сегодня человек, а субъектом - государство. Обеспечение безопасности (защищенности) человека заключается в ограничении или снятии угроз безопасности, т.е. совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности и, в первую очередь, ее жизни и здоровью.

    2. Характерной особенностью городов является большая плотность проживающего населения, концентрация культурных и материальных ценностей, наличие значительного количества потенциально опасных объектов. Это определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), повышенную опасность для жизни и здоровья городского населения.

    3. Предупреждение и ликвидация ЧС являются актуальными задачами городской администрации и существующих городских служб (управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, государственной противопожарной службы, экстренной медицинской помощи, служб коммунального хозяйства, криминальной милиции, государственной автоинспекции и др.) и требуют, как правило, их совместных действий.

    1.2. Назначение и цель создания ЕДДС города

    4. В настоящее время при угрозе или ликвидации ЧС важную роль играют дежурные и диспетчерские органы вышеназванных городских служб (далее по тексту - дежурно-диспетчерские службы), находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные принимать соответствующие решения для проведения необходимых экстренных мер.

    На многих объектах экономики и социальной инфраструктуры также организовано круглосуточное дежурство.

    Однако существующие дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организационно и технически не объединены в масштабах города, что затрудняет их согласованные действия при ЧС.

    5. При угрозе или возникновении крупномасштабных (территориальных и местных) ЧС* руководство и координация работ по их предупреждению и ликвидации возлагаются на администрацию города и ее специальные органы - комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС**), в которую входят представители всех необходимых городских служб, и управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС).
    ________________
    * В соответствии с "Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" , утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.09.96 N 1094 .

    ** Создание комиссий по чрезвычайным ситуациям предусмотрено "Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)" , введенным в действие постановлением Правительства РФ от 05.11.95 N 1113 .

    При угрозе или возникновении ЧС эти органы не в состоянии немедленно приступить к выполнению своих функций, так как на приведение их в готовность требуется определенное время. Поэтому на начальном этапе ликвидации угрозы ЧС или возникшей крупной чрезвычайной ситуации очень важна скоординированная деятельность имеющихся дежурно-диспетчерских служб города.

    Во многих случаях и в локальных ЧС необходимо также обеспечивать совместные действия городских служб. Однако органы управления, координирующие их работу, в городах, как правило, отсутствуют.

    6. Единая дежурно-диспетчерская служба города представляет собой штатное подразделение городского управления ГОЧС, предназначенное для координации действий дежурно-диспетчерских служб городского подчинения (в первую очередь имеющих силы и средства быстрого реагирования на ЧС: экстренного вызова "01", "02", "03" и "04", жилищно-коммунального хозяйства и др.) в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС (ЕСОДУ) города.

    В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, в соответствующих органах управления ГОЧС могут также создаваться окружные или (и) районные ЕДДС.

    7. Целью создания ЕДДС является повышение оперативности реагирования администрации и служб города на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности, слаженности их совместных действий, уровня информированности городских администрации и служб о подобных фактах и принятых по ним мерах.

    8. Практический опыт создания подобных городских служб в других странах (например, службы "911" в США и Канаде, службы "112" в Западной Европе) показал их высокую эффективность.

    В результате создания ЕДДС возможные негативные последствия чрезвычайных ситуаций в городе должны существенно снизиться.

    1.3. Основные задачи, ответственность и права ЕДДС города

    9. ЕДДС города призвана решать следующие основные задачи:

    Сбор (в том числе от населения и систем мониторинга), оценка достоверности и распространение между ДДС информации об угрозе возникновения или факте ЧС, требующих совместных действий городских служб;

    Обработка и анализ данных об обстановке, определение масштабов ЧС и состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для экстренного реагирования, их оповещение;

    Представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в ЧС и действиях по ее ликвидации вышестоящим городским органам управления по подчиненности;

    Оценка и контроль обстановки, принятие решений на экстренные меры по ликвидации ЧС (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий), доведение задач до сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

    Информирование об обстановке и принятых мерах дежурно-диспетчерских служб, входящих в ЕСОДУ и привлекаемых к ликвидации ЧС, сил постоянной готовности, а также взаимодействующих ДДС;

    Обобщение информации (за сутки дежурства) о произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности итоговых докладов.

    10. ЕДДС города должна функционировать круглосуточно, иметь соответствующие полномочия и после получения данных об угрозе или возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации.

    11. ЕДДС при угрозе или возникновении ЧС наряду с руководством администрации города и городских служб должна нести ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.

    12. ЕДДС должна иметь право самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством города или (и) городских служб.

    13. ЕДДС города является вышестоящим органом для всех остальных ДДС города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС.

    2. Состав, порядок функционирования и создания ЕДДС города

    2.1. Состав единой дежурно-диспетчерской службы города

    14. Единая дежурно-диспетчерская служба города должна включать в себя личный состав, пункт управления, а также узел связи, центр оповещения и геоинформационную систему.

    Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления составляет автоматизированную систему (АС) ЕДДС.

    15. АС ЕДДС должна представлять собой локальную вычислительную сеть (ЛВС), включающую в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ).

    АС ЕДДС города должна сопрягаться с городским информационно-управляющим центром или абонентским пунктом Автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС.*
    ________________

    * Создание АИУС РСЧС предусмотрено федеральной целевой программой "Создание и развитие РСЧС" , одобренной постановлением Правительства РФ от 16.01.95 N 43 .

    2.2. Функционирование ЕДДС города

    16. Дежурно-диспетчерские службы, входящие в ЕСОДУ города, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности; повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.

    17. В режиме повседневной деятельности ДДС несут круглосуточное дежурство и находятся в постоянной готовности к экстренному реагированию на ЧС. В этом режиме осуществляется постоянный контроль обстановки в городе, поддерживаются в готовности к использованию программно-технические средства, обеспечиваются сбор, обобщение и анализ информации о возникших ЧС за сутки дежурства, представляются соответствующие доклады по подчиненности, готовятся и корректируются специальные оперативные планы по реагированию ДДС на ЧС.

    18. В режиме повседневной деятельности в ЕСОДУ осуществляется обмен информацией:

    о наличии, состоянии и возможностях сил и средств постоянной готовности;

    обобщенными данными за сутки о возникших ЧС, принятых мерах по их ликвидации и предупреждению.

    19. ЕДДС переводится в высшие режимы функционирования (повышенной готовности или чрезвычайной ситуации), когда для ликвидации угрозы или самой ЧС требуются совместные действия трех и более городских ДДС, входящих в ЕСОДУ.

    20. Оперативные дежурные службы городских районов в высшие режимы переводятся в том случае, когда на их территории возникла угроза или произошла чрезвычайная ситуация, требующая совместных действий городских ДДС.

    21. Центральные диспетчерские органы (ЦДО) городских служб переводятся в высшие режимы при чрезвычайной ситуации, к ликвидации которой они привлекаются совместно с другими службами.

    22. Порядок перехода ДДС в высшие режимы функционирования устанавливается положениями об этих службах.

    23. Источниками информации для ЕДДС могут быть:

    Взаимодействующие ЦДО городских служб;

    Оперативные дежурные службы (ОДС) городских районов;

    Диспетчерские службы потенциально опасных объектов;

    Население (в порядке личной инициативы);

    Средства массовой информации.

    24. Прием первичной информации об угрозе или возникновении ЧС от населения организуется в ЕДДС, в ЦДО городских служб, в ОДС районов города (в дальнейшем этот прием будет обеспечиваться только в ЕДДС).

    25. Информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ЕСОДУ, как правило, организуется через ЕДДС. При этом ЕДДС от других ДДС передается (принимается) информация только о таких ЧС, реагирование на угрозу и возникновение которых потребует совместных действий трех и более ДДС. По возможности информация передается по нескольким видам связи.

    26. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними соглашениями об обмене информацией между ЕДДС и взаимодействующими ДДС.

    27. Объединенная диспетчерская служба ЕДДС анализирует и распространяет первичную информацию о ЧС между входящими в ЕСОДУ ДДС.

    28. Вся информация, поступающая в ЕДДС, анализируется главным оперативным дежурным и дежурной сменой. В зависимости от масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому сообщению принимаются установленным порядком необходимые решения.

    29. ЕДДС обобщает полученные данные обстановки, готовит рекомендации по совместным действиям ДДС и доводит подготовленную информацию до всех служб, привлекаемых к ликвидации ЧС или ее угрозы.

    2.3. Порядок создания ЕДДС города

    2.3.1. Основные направления и этапы создания ЕДДС города

    30. Для создания ЕДДС города необходимо провести комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий по следующим основным направлениям:

    определение и согласование между администрацией города и городскими службами цели создания, задач, принципов построения и функционирования ЕДДС, а также состава существующих дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС;

    Уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС;

    Разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС во всех режимах ее функционирования;

    Разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС;

    Совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС;

    Создание геоинформационной системы ЕДДС и ее сопряжение с другими взаимодействующими системами.

    31. Основными этапами создания ЕДДС должны являться:

    а) организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения, функционирования и развития ЕДДС;

    б) технический этап, в продолжение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства ЕДДС города.

    32. На организационном этапе создания ЕДДС города необходима подготовка следующих документов:

    Положения о ЕДДС города;

    инструкции по обмену информацией с ЕДДС;

    плана действий ЕДДС при угрозе или возникновении ЧС;

    дополнений и изменений в действующие инструкции дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС);

    технического задания (ТЗ) на создание автоматизированной системы (АС)ЕДДС;

    других регламентирующих документов (при необходимости).

    33. Технический этап создания ЕДДС должен завершиться вводом в штатную эксплуатацию АС ЕДДС в составе следующих элементов:

    узла связи;

    центра оповещения;

    геоинформационной системы.

    2.3.2. Порядок комплектования и подготовки кадров

    34. Комплектование личным составом ЕДДС города осуществляется под руководством начальника управления ГОЧС и должно проводиться из лиц, способных оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.

    35. Главные оперативные дежурные, их помощники и другие должностные лица дежурных смен обязаны твердо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность (положения, инструкции, планы-графики действий и другие), уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру города, особенности несения службы на подведомственных им участках.

    36. Основными формами обучения должностных лиц ЕДДС являются: тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия в соответствующих учебно-методических центрах или на курсах.

    37. Совместные учебные мероприятия (занятия по профподготовке, тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно, который после его согласования с соответствующими органами управления и службами утверждается главой администрации города.

    38. Профессиональная подготовка должностных лиц ЕДДС должна проводиться ежемесячно под руководством начальника ЕДДС. При этом также целесообразно практиковать обучение (раз в год или в иные сроки) в учебно-методических центрах МЧС России по специальным программам.

    39. Другой активной формой подготовки органов ЕДДС, направленной на совершенствование профессиональных навыков должностных лиц и слаживание дежурно-диспетчерских служб, должны являться тренировки дежурных смен.

    В зависимости от учебных целей тренировки дежурных смен могут быть совместными и раздельными. К совместным тренировкам обычно привлекаются все ДДС города, и они проводятся, как правило, под руководством администрации города. Раздельные тренировки дежурных смен разрабатываются и проводятся под руководством непосредственных начальников.

    Кроме проведения тренировок дежурных смен, ЕДДС города необходимо привлекать к участию в тренировках и учениях городских органов управления и сил.

    40. Занятия и тренировки должны проводиться с использованием тренажеров, средств автоматизации и других технических средств, установленных на рабочих местах дежурной смены.

    2.3.3. Организация несения дежурства

    41. В пункте управления ЕДДС города организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен.

    Состав и количество дежурных смен, их численность, режим дежурства и порядок отдыха определяются городской администрацией и отражаются в инструкциях по несению дежурства и других нормативных документах.

    42. Дежурная смена ЕДДС работает по утвержденному графику. В состав дежурных смен ЕДДС включаются: начальник смены - главный оперативный дежурный, его помощник, операторы-диспетчеры, операторы-аналитики, а также технический персонал, обслуживающий средства связи, оповещения, автоматизации и другие технические средства, установленные на пункте управления.

    43. Дежурная смена обязана знать обстановку в городе, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова.

    44. Смену дежурных целесообразно производить раз в сутки в установленное администрацией города время.

    После завершения приема и сдачи дежурства и оформления соответствующих записей в книге дежурного главный оперативный дежурный заступающей смены докладывает начальнику ЕДДС о состоянии дежурно-диспетчерской службы и недостатках, обнаруженных при приеме дежурства, которые не могли быть устранены предыдущей дежурной сменой.

    Дежурные (диспетчеры) взаимодействующих служб докладывают главному оперативному дежурному города о приеме и сдаче дежурства.

    3. Обеспечение создания и функционирования ЕДДС в городах Российской Федерации

    45. Создание ЕДДС в городах РФ потребует необходимого для этого нормативно-технического обеспечения.

    3.1. Нормативно-правовое обеспечение

    46. Для придания необходимого юридического статуса ЕДДС настоящая "Концепция..." утверждается и вводится в действие приказом МЧС России.

    Приказом МЧС России также вводится в действие "Типовое положение о ЕДДС города".

    47. Для opганизации создания ЕДДС необходимо разработать и утвердить в городской администрации "Положение о городской единой дежурно-диспетчерской службе", "Инструкцию городским службам об обмене информацией с ЕДДС", а также другие необходимые нормативно-методические документы.

    3.2. Нормативно-техническое обеспечение

    48. С целью унификации и стандартизации проектирования автоматизированных систем (АС) ЕДДС назначается головная организация по АС ЕДДС - Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС).

    При этом для разработки необходимого методического, специального программного и информационного обеспечения (в части касающейся) головной организацией должны привлекаться научно-исследовательские учреждения заинтересованных министерств (ведомств) РФ.

    49. Головная организация по АС ЕДДС совместно с соисполнителями отрабатывает и рассылает в заинтересованные города РФ типовые технические задания и проекты АС ЕДДС.

    50. Типовая проектная документация АС ЕДДС разрабатывается для каждой группы городов в соответствии с их классификацией, приведенной в "Градостроительном кодексе Российской Федерации " (N 73-ФЗ от 7 мая 1998 года).*
    _______________
    * Примечание: сверхкрупные, с численностью населения свыше 3 млн чел.;

    крупнейшие, с численностью населения от 1 до 3 млн чел.;

    крупные, с численностью населения от 250 тыс.чел. до 1 млн чел.;

    большие, с численностью населения 100-250 тыс.чел.;

    средние, с численностью населения 50-100 тыс.чел.;

    малые города и поселки, с численностью населения до 50 тыс.чел.

    АС ЕДДС в городах Москве и Санкт-Петербурге разрабатываются по отдельным техническим заданиям.

    Идея создания единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в Российской Федерации исходила непосредственно от руководства Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и основывалась на опыте использования аналогичных формирований за рубежом (служба "911" - в США и Канаде, "112" - в Европе). Основными причинами, обусловившими создание ЕДДС в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации, являлись:

    • организационная и техническая разрозненность существующих городских (районных) аварийных дежурно-диспетчерских служб (ДДС), что затрудняло не только управление и взаимодействие аварийных служб, но и сбор информации, необходимой для разработки оперативных комплексных планов по предупреждению и ликвидации ЧС;
    • отсутствие своевременного оповещения и информирования о чрезвычайных происшествиях и ситуациях всех заинтересованных служб города (района);
    • дублирование отдельных мероприятий по подготовке служб экстренного реагирования;
    • отсутствие объективной статистической информации о работе аварийных служб города (района);
    • техническая разрозненность сетей связи и передачи данных ведомственных служб экстренного реагирования.

    ЕДДС начали формироваться в городах РФ во исполнение поручения Правительства России от 16.07.1998 года № БН-П4-20705, на базе оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), которые, во-первых, самой своей сутью предназначены для обеспечения организации и координации усилии различных ведомственных аварийно-спасательных служб для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, во-вторых, укомплектованы высокопрофессиональными специалистами, имеющими опыт решения вопросов, связанных с координацией ведомственных сил и средств по ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, обладают круглосуточными оперативными службами, имеющими связь с городскими, административно-территориальными и центральными органами управления.

    Нормативно-правовое регулирование

    С целью создания необходимого нормативно-правового пространства для разработки и внедрения ЕДДС в городах России был подготовлен пакет документов, в числе которых:

    1. Концепция создания ЕДДС в субъектах РФ;
    2. Технико-экономическое обоснование необходимости создания ЕДДС и ряд других документов.

    Указанные документы были согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и Министерством связи и информатизации Российской Федерации. В результате рассмотрения пакета документов был подготовлен приказ МЧС России от 25.08.1998 года № 517, вводящий в действие концепцию создания ЕДДС в городах РФ и ГОСТ Р 22.7.01-99 "ЕДДС. Основные положения", который с 2000 года введен в действие Постановлением Госстандарта России от 09.11.1999 года № 400-СТ.

    С целью реализации единой научно-технической политики МЧС России в части создания автоматизированных систем объединенных систем оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ) Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) был разработан типовой технический проект АС ОСОДУ субъекта Российской Федерации, и типовые технические задания и технические проекты ЕДДС для пяти категорий городов согласно Градостроительного кодекса Российской Федерации.

    Вышеперечисленные документы стали нормативно-технической основой создания ЕДДС в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Для технической реализации проекта создания ЕДДС в городах и населенных пунктах Минсвязи России был рекомендован единый телефонный номер "051", но в ряде городов использовались другие многоканальные номера, причем параллельно с общеизвестными телефонными номерами экстренного вызова "01", "02", "03", "04" и т.д.

    По состоянию на 01.09.2001 года было создано более четырехсот ЕДДС на базе оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, но большинство из них прошли только организационный этап и не имели в своем активе современных автоматизированных систем связи и информатизации, что было обусловлено, в основном, отсутствием должного финансирования, предусмотренного нормативной базой создания ЕДДС из средств областных и местных бюджетов.

    Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" была предписана интеграция Государственной противопожарной службы в состав МЧС России. На этот момент Государственная противопожарная служба обладала мощной, эффективной, десятилетиями отработанной организацией управления силами гарнизона пожарной охраны региона в виде системы центров управления силами (ЦУС) и центральных пунктов пожарной связи (ЦППС) управлений ГПС, и пунктов связи пожарных отрядов (ПСО) и частей (ПСЧ) Государственной противопожарной службы. В отличие от ряда других аварийных, специальных служб и служб жизнеобеспечения ЦУС осуществляют непрерывное и высокоинтенсивное руководство силами и средствами гарнизона. Готовность оперативного реагирования подразделений ГПС и профессиональная подготовка диспетчеров службы "01" существенно превышает аналогичные показатели других аварийных, специальных служб и служб жизнеобеспечения. ЦУС принимают сообщения о пожарах и управляют выездами подразделений ГПС на их тушение более 7 тыс. раз в сутки (согласно статистике по РФ).

    При этом следует учитывать, что в 90% случаев привлечение других служб жизнеобеспечения не требуется. Время оперативного реагирования подразделений ГПС нормировано и существенно ниже времени реагирования других аварийных, специальных служб и служб жизнеобеспечения. Для подразделений ГПС время реагирования на сообщение составляет 45 секунд, а среднее время прибытия на место пожара менее 8 минут в городах и до 18 минут в сельской местности. В составе ЦУС функционируют службы пожаротушения, обеспечивающие управление силами непосредственно на месте пожара, но состоящие не только из пожарных частей. Осуществляется также координация деятельности подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны (ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности"). В ГПС, кроме базовой централизованной системы приема заявок (в телефонных сетях населенных пунктов это единый номер "01"), большое число извещений поступает с особо важных объектов по прямым телефонным линиям, и по средствам автоматической и ручной пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Кроме того, на значительной территории Российской Федерации (около 80%) прием сообщений о пожарах и действия по привлечению сил и средств к их тушению осуществлялись дежурными частями органов внутренних дел. Это было особенно характерно для сельской местности.

    Схемы диспетчирования и взаимодействия сил других служб жизнеобеспечения (скорой помощи, водоканала, газовой и т.д.) существенно отличаются, что естественно предопределяет необходимость разработки инструкций по их взаимодействию.на начало 2002 года в ряде субъектов РФ имелись две службы - ЦУС (ЦППС, ПСЧ) ГПС и ЕДДС, которые частично дублировали функции друг друга, решая задачи взаимодействия с населением и организациями и оперативного реагирования на различные ЧС техногенного, природного и социального характера.

    Интеграция ЦУС ГПС и ЕДДС

    Исходя из создавшегося положения, руководством министерства было принято решение об интеграции ЦУС ГПС и ЕДДС для дальнейшего развития максимально эффективной структуры экстренного вызова пожарной и аварийно-спасательных служб. Специалистами Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны (ВНИИПО), ВНИИ ГОЧС, Академии ГПС и Ассоциации центров мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и единых дежурно-диспетчерских служб (АМЕДС) была разработана Концепция развития ЕДДС в субъектах РФ, утвержденная приказом МЧС России от 10.09.2002 года №428. Концепция предусматривает дальнейшее развитие ЕДДС субъектов РФ на базе единого телефонного номера "01" (ЦУС ГПС) с последующим переходом на перспективный общеевропейский номер вызова экстренной службы спасения -"112".

    В соответствии с вышеназванным документом и классификацией населенных пунктов, приведенной в Градостроительном кодексе РФ, планируются следующие направления развития единой службы:

    • ЕДДС сверхкрупных городов (население свыше 3 млн человек);
    • ЕДДС крупнейших городов (население от 1 до 3 млн человек);
    • ЕДДС крупных городов (население от 250 тыс. до 1 млн человек);
    • ЕДДС больших городов (население 100-250 тыс. человек);
    • ЕДДС средних городов (население 50-100 тыс. человек);
    • ЕДДС малых городов и поселков (население до 50 тыс. человек).

    Концепцией предусмотрены четыре основных этапа дальнейшего развития ЕДДС на базе номера "01":

    Этап 1 (2002-2003 годы). ЕДДС-РД ("Раздельные диспетчерские")

    Характеризуется наличием отдельных, территориально разнесенных диспетчерских - ГПС (по пожарам), ЧС (по другим ЧС).

    Этап 2 (2003-2004 годы). ЕДДС-ОД ("Объединенные диспетчерские")

    Характеризуется организацией рабочих мест диспетчеров ЧС в помещениях ГПС или органа ГОЧС в едином информационном поле телефонного номера "01".

    Этап 3 (2005-2007 годы). ЕДДС - ЕД ("Единая диспетчерская")

    Характеризуется совмещением функций "Пожар" и "Другие виды ЧС" в лице одного диспетчера ЕДДС, способного обработать любую поступившую информацию о ЧС и принять соответствующие меры.

    Этап 4 (по отдельному плану). ЕДДС - ЕС ("Единая служба")

    Характеризуется выходом на специальные (аварийные) службы через индекс "1" (например, "101" вместо "01" и т.д.), и единый экстренный номер "112". Анализ предложенных вариантов развития ЕДДС демонстрирует, что для реализации в ближайшее время наиболее оптимальными являются ЕДДС-РД и ЕДДС-ОД, Это отражено в приказе МЧС России от 02.12.2002 года № 553 "О создании и организации опытного функционирования на территориях субъектов Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб (единых служб спасения) на базе телефонного номера "01", который утверждает план создания и развития ЕДДС (ЕСС) на 2003-2004 годы. Для дальнейшего развития ЕДДС (ЕСС) на базе единого номера "01" необходимо:

    1. Внесение изменений в ряд федеральных законов: "О пожарной безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и т.д. Например, статус телефонного номера "01" определен аналитической статьей 22 Федерального закона "О пожарной безопасности". (Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - "01").
    2. Внесение изменений в законодательные и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления и др.
    3. Разработка типового положения о ЕДДС.
    4. Разработка типовых штатов ЕДДС.
    5. Разработка новых принципов управления силами и средствами пожарно-спасательных подразделений, и организация взаимодействия с аварийно-спасательными службами и службами жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов в связи с созданием ЕДДС на базе ЦУС.
    6. Организация профессиональной подготовки и развития должностных лиц ЕДДС.

    Кроме того, в настоящее время штат диспетчеров ЦУС и количество линий "01" рассчитаны только на удовлетворение нужд противопожарной службы по приему сообщений о пожарах и отправки оперативных групп для их ликвидации.

    При изменении статуса телефонного номера "01" резко возрастет количество принимаемых сообщений, увеличится занятость телефонных линий и, в конечном итоге, возрастет время приема и обслуживания сообщений.

    Возможны случаи недоступности линии "01" из-за большого количества сообщений. Все это влечет за собой необходимость увеличения количества линий "01", модернизации существующих сетей и каналов связи с заменой практически 80% используемого каналообразующего оборудования, которое морально и технически устарело или выработало свой ресурс.

    В этой связи потребуются дополнительные материальные вложения и необходимость проведения анализа данных о потребности ЦУС в материально-технических и финансовых ресурсах для обеспечения нормального функционирования ЕДДС.

    В перспективе все ЕДДС, начиная с низшего звена и до высшего, должныбыть интегрированы в единое информационное поле на основе современных коммуникационных технологий и универсального программного обеспечения.

    Использование СОДС

    С точки зрения технической реализации проекта в сельской местности, малых и средних городах целесообразно использование СОДС - телефонных станций оперативно-диспетчерской связи в совокупности с аппаратурой радиосвязи и навигации, средствами записи и архивирования поступивших сообщений, и вспомогательных средств. Определенные шаги в этой области уже сделаны. Специалистами головного научного учреждения по проблемам пожарной безопасности - ФГУ ВНИИПО МЧС России - совместно с рядом профильных организаций разработан пульт оперативно-диспетчерскои связи для пожарно-спасательных и аварийных служб муниципальных образований (ПОДС ЕДДС "01"), предназначенный для оснащения ЕДДС на базе телефонного номера "01". Приказом министра от 01.10.2003 года № 585 указанное изделие принято на снабжение МЧС России.

    Для больших и крупных городов целесообразно использование управленческих АТС (УпАТС) в совокупности с вышеперечисленной аппаратурой и средствами, имеющими расширенные возможности. В крупнейших и сверхкрупных городах целесообразно использовать схему деления: районные (окружные) ЕДДС, организованные и оснащенные по принципу ЕДДС малых (средних) городов, и центральная ЕДДС, организованная и оснащенная по классу большого (крупного) города. Особое внимание следует уделить (на всех уровнях градации населенных пунктов) использованию радиофицированных систем раннего оповещения о пожаре (ЧС) и радиофицированных систем охраны и контроля, выведенных на рабочие места диспетчеров ЕДДС. Кроме того, исходя из занимаемых площадей, плотности населения и развития инфраструктуры (в том числе транспортной, коммуникационной сети и наличия значительного числа потенциально опасных объектов) в городах, начиная с больших, целесообразно использовать мобильные группы быстрого реагирования на ЧС (пожары), функционирующие в режиме патрулирования по заданным районам (маршрутам) и оснащенные системой радиосвязи и спутниковой навигации, которые по команде диспетчера ЕДДС локализуют угрозу распространения ЧС до прибытия основных сил.