Войти
Логопедический портал
  • Как загадать желание на новый год, чтобы оно быстро исполнилось
  • Ударение в русском языке
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • Цикл рассказов маленькая трилогия. Анализ цикла (на примере «Маленькая трилогия» А. П. Чехова). "Маленькая трилогия" Чехова, особенности композиции

    Цикл рассказов маленькая трилогия. Анализ цикла (на примере «Маленькая трилогия» А. П. Чехова).

    Рассказы Антона Павловича Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» объединены в цикл, получивший название «Маленькая трилогия». Главные герои этого произведения - товарищи по охоте: Буркин, Иван Иванович и Алёхин. Каждый из них рассказывает одну из трёх историй. В этой трилогии решается проблема футлярных людей, их счастья и несчастья.

    «Человек в футляре» - рассказ, открывающий трилогию. Здесь наиболее ярко выражена тема «футлярной жизни».

    Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

    Эксперты сайта Критика24.ру
    Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


    Буркин повествует о Беликове – человеке, который старался «окружить себя оболочкой»: в хорошую погоду выходил в пальто, калошах и с зонтиком, все свои вещи прятал в чехол, носил темные очки, уши закладывал ватой, а лицо прятал в воротник. И даже «мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр»: он любил только те статьи и циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. И все же, эти «футлярные соображения» довели героя до смерти. Поссорившись из-за них с братом Вареньки, Беликов упал с лестницы. Девушка увидела это и засмеялась. Оскорбленный герой вернулся домой, лег и спустя месяц умер. Желание уйти от общества все же было исполнено Беликовым, он был закрыт в «футляре» навсегда. Но достиг ли герой счастья? Нет.

    «Крыжовник» - второй рассказ трилогии. Тема «футлярности» присутствует немного тоньше, чем в первом рассказе. В этот раз Иван Иванович повествует историю жизни своего брата Николая, который тоже стремился уйти в «футляр». Он мечтал об усадьбе с крыжовником. Желание героя в итоге сбывается, но он тоже остается несчастливым: Николай деградирует, сводит в гроб жену скупостью и экономией, теряет все, что имел когда-то, включая свою человечность.

    «О любви» - последний рассказ трилогии. В нем основная тема произведения звучит наиболее тонко. Как видно из названия, это история о любовных отношениях с Анной Алексеевной Луганович рассказывает Алёхин. Этот герой предстает перед нами весьма умным человеком, однако он не может понять, что происходит между ним и его любимой женщиной, притворяясь ее другом. Анна Алексеевна замужем, поэтому признание в любви обязательно повлечет за собой последствия. Алехин не может решить эту проблему, выйти из «футляра» и объясниться с любимой. И все же, он теряет свою любовь и остается несчастным.

    Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что каждый герой рассказа – футлярный человек. Он не любит выходить из своей зоны комфорта, своей «оболочки». Герои этой трилогии стремятся к осуществлению странных желаний, но счастливыми они не относятся.

    Обновлено: 2018-05-03

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Включает в себя три рассказа: «Человек
    комментарий в футляре», «Крыжовник», «О любви». Что объединяет столь разные по сюжету рассказы?
    Композиционно их объединяют три рассказчика: ветеринарный врач
    Иван Иваныч Чимша-Гималайский, учитель гимназии Буркин и помещик
    Алехин.
    Первый рассказ «Человек в футляре» - общепризнанный шедевр
    Чехова, в котором выведена формула замкнутого в самом себе
    человека, сделавшая имя Беликова нарицательным.
    Беликов, учитель греческого языка, боялся жизни. Его историю
    рассказывает учитель гимназии Буркин спустя два месяца после его
    смерти. У Беликова был маниакальный страх перед жизнью, заставлявший
    его прятаться в футляр. У него все было в футляре (чехле):
    и зонтик, и часы, и перочинный нож, и лицо его было спрятано за
    высоким воротником, как в чехле. Словом, этот странный человек
    своей такой маниакальной страстью к футлярности наводил на всех
    страх. Буркин говорит: «Своими вздохами, нытьем, своими темными
    очками на бледном, маленьком - знаете, маленьком лице, как у хорька, -
    он давил нас всех, - и мы уступали...» Более того, он держал в страхе
    весь город.
    Сам Беликов наносил непонятные визиты в квартиры, где сидел
    и молчал. Он всегда боялся, как бы чего не вышло, и своим страхом
    заразил всех. Никто не понимал, почему он имел такую власть, сам
    будучи ничтожным? Ведь Буркин не выделил у него ни одного достоинства,
    даже более того, он горько признавался: «Да. Мыслящие,
    порядочные люди читают и Щедрина, и Тургенева, разных там
    Боклей и прочее, а вот подчинились же, терпели...»
    Чехов исследовал психологию страха на таком персонаже, как
    Беликов. Его боялись, потому что он постоянно апеллировал к закону,
    а закона боятся все, на его стороне сила. Закон - это и грубый инструмент
    власти, и тонкий, поскольку он действует неотразимо. Где
    властвует страх, там правит ничтожество, и Чехов разоблачает
    психологию страха в рассказе.
    Беликов умирает от ничтожного происшествия - его не испугались,
    а спустили с лестницы и надсмеялись. Жизнь нельзя загнать
    в футляр, она не подчиняется параграфам, протоколам, а Беликов
    этого не знал. От страха перед жизнью он залез в футляр, где существовал
    довольно безбедно для себя. Но как только он прикоснулся
    к настоящей жизни, так и умер.
    В образе Беликова воплотилась тема власти, основанной на страхе.
    Чехов развенчал образ человеческой власти, потому что человек
    в футляре страшен для несвободных людей, а в глазах свободных он -
    ничтожество. И таких, как Беликов, много. А может, и не в Беликове
    дело? Словами Буркина Чехов дает обобщенную картину жизни
    русского человека: «А разве то, что мы живем в городе, в духоте,
    в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не
    футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг,
    глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор -
    разве это не футляр?» Своими вопросами Буркин дает ответ на вопрос
    «Почему мы так плохо и скучно живем?», который задавал и на
    который отвечал Чехов во всех своих рассказах.
    Второй рассказ «Крыжовник». Историю своего брата Николая
    Ивановича рассказывает ветеринарный врач Чимша-Гималайский.
    У Николая Ивановича была мечта купить имение, и чтобы там обязательно
    рос крыжовник. И, как точно подмечает рассказчик, он хотел
    заключить себя в футляр. Он страстно мечтал об уединенной усадьбе,
    а брат, любивший этого доброго, мягкого человека, не понимал
    такого желания. «Принято говорить, что человеку нужно три аршина
    земли. Но ведь три аршина нужны не человеку, атрупу... Человеку
    нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся
    природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности
    своего труда.»
    Но Николаю Ивановичу нужна была усадьба с крыжовником,
    поэтому он обрек себя на лишения разного рода. Он женился по расчету
    на немолодой и некрасивой вдове, держал ее впроголодь, а все ее
    деньги положил на свой счет, страшно жадничал, то есть постепенно
    превращался в обывателя. Цель была достигнута: он купил
    усадьбу и выписал двадцать кустов крыжовника. Словом, мечта сбылась.
    Но что стало с человеком? Он стал настоящим помещиком,
    но какие он вызывал чувства? «Постарел, располнел, обрюзг, щеки,
    нос и губы тянутся вперед, - того и гляди хрюкнет в одеяло.»
    Сцена, в которой дается оценка «мечте», ради которой мучился
    человек, наводит на очень глубокие размышления и наталкивает
    на широкие обобщения.
    Подали тарелку с крыжовником, выращенном в своем саду.
    «Николай Иванович засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча,
    со слезами, - он не мог говорить от волнения, потом положил в рот
    одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который, наконец,
    получил свою любимую игрушку, и сказал:
    -Как вкусно!
    И он ел с жадностью и все повторял:
    -Ах, как вкусно! Ты попробуй!
    Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам
    дороже нас возвышающий обман». Я видел счастливого человека,
    заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который
    достиг цели жизни, получил то, что хотел, который был доволен
    своей судьбой, самим собой». Крыжовник превращается в символ
    ничтожности и бессмысленности стремлений человека. Это
    тот же футляр, в котором можно спрятаться от всего мира.
    Но следующие размышления Ивана Ивановича о человеческой
    жизни наводят на мысль: «А о том ли рассказ?» Рассказ заканчивается
    словами «дождь стучал». Почему «стучал», а не «лил»? А двумя
    страницами ранее появляется образ «человека с молоточком»: «Надо,
    чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял
    кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть
    несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно
    покажет ему свои когти, стрясется беда- болезнь, бедность, потери,
    и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не
    слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет
    себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, -
    и все обстоит благополучно». Анализируя рассказ «Крыжовник»,
    М. Дунаев пишет: «Люди ждут какого-то особого знака, стука специального
    молоточка, но вот сама природа беспрестанно стучит им
    в окна, напоминая, что в беспредельном ненастном пространстве -
    многие беды и несчастья, но напрасно. Люди уютно спят и не желают
    ничего слышать».
    И далее Дунаев приводит примеры высказываний из Нового Завета,
    которые доказывают, что Чехов был религиозным человеком в широком
    смысле этого слова, и «Крыжовник», считает он, является
    своего рода раскрытием этих новозаветных истин в обстоятельствах
    российской действительности.
    Мысль Чехова о пробуждении равнодушных дана в размышлениях
    персонажа, но эти размышления возникли у него при виде
    сытого, довольного человека, счастливого и равнодушного.
    Рассказ «О любви». Последний рассказ, завершающий трилогию
    о футлярности жизни, поведал Алехин, третий рассказчик, в гости
    к которому зашли двое остальных. Рассказ - о любви между мужчиной
    и замужней женщиной. К этой теме обращались очень многие
    предшественники Чехова, самым яркий пример - роман Толстого
    «Анна Каренина», где любовь героини окончилась трагедией. Третий
    рассказ в трилогии называется «О любви». Герои скрывают свои
    чувства на протяжении нескольких лет до последнего расставания,
    когда они оба понимают, что никогда не встретятся, и когда оба осознают,
    что совершили ошибку, скрывая свою любовь. Долгие годы
    Алехин был с любимой на расстоянии и одновременно близко, она
    тоже ждала его, была счастлива от его присутствия. Но она была
    замужем, и у ней было двое детей.
    Но вот мужа перевели в другую губернию, и они должны были
    расстаться. «Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные
    силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей
    груди, и слезы потекли из глаз, - о, как мы были с ней несчастны! -
    я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как
    ненужно, мелко и как обманчиво было то, что нам мешало любить».
    Ненужно, мелко, обманчиво - это оценка тех ограничений, которыми
    человек замыкает свою жизнь, делает ее футлярной, даже если
    это ограничения религиозного или нравственного порядка. Но вот
    следующие рассуждения героя-рассказчика заставляют задуматься:
    «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви
    нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье,
    грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно
    рассуждать вовсе». Что имел в виду рассказчик, когда употребил
    слово «высшее»? - То, что является подлинным, что разрушает все
    преграды между людьми, мешающими им быть вместе.
    Все три рассказа в трилогии объединяет тема футлярности жизни,
    которая раскрывается на разных уровнях. «Человек в футляре» -
    апофеоз ограниченности, самоограничения жизни, которая получает
    у автора совершенно жуткое воплощение уже в самом конце рассказа:
    «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое,
    приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили
    вфутляр,откудаонуженикогданевьшдет>>.Огьединениеотжизни-смерть.
    В «Крыжовнике» - жизнь человека, замкнутая в границах усадьбы,
    стала символом бессмысленности и ничтожности стремления человека.
    В рассказе «О любви» представления религиозного и морального
    характера создали непреодолимые препятствия для любви.

    В 1898 году русский писатель-драматург Антон Павлович Чехов, "Маленькая трилогия" которого открыла новую тему, отражающую жизнь определенной части российского общества, вознамерился продолжить свои изыскания. Тема обещала быть достаточно обширной и писатель дал ей название "футлярщина". Обособленность, замкнутость, "свой собственный мир", в котором нет места другим людям, таковы характерные признаки "человека в футляре".

    "Маленькая трилогия" Чехова, история создания

    По свидетельству исследователей творчества великого писателя, идею трилогии ему подсказал Лев Николаевич Толстой. Антон Чехов, "Маленькая трилогия" которого стала "первой ласточкой", предполагал создать целую серию произведений об особенностях "футлярной жизни" людей, но ему удалось написать только три рассказа, после чего писатель разочаровался в своих творческих устремлениях. Он так отозвался о состоянии своей души: "Писать не хочется, пишешь как о надоевшей, пресной, постной еде, без вкуса и запаха..."

    "Маленькая трилогия" Чехова, особенности композиции

    Все три рассказа объединяет общая композиционная схема, раскрывающая суть каждого сюжета. "Маленькая трилогия" Чехова, в которую вошли три рассказа: "Человек в футляре", "Крыжовник" и "О любви", была издана в 1898 году. Трилогия заняла свое место в ряду бессмертных произведений великого русского писателя.

    "Маленькая трилогия", краткое содержание

    Трилогия, как и любое литературное произведение, следует определенному сюжету. "Маленькая трилогия" Чехова построена по принципу "рассказчик и слушатели", Чехов объединил троих закадычных друзей, которые за долгие годы дружбы привыкли делиться друг с другом историями из своей жизни. сельской гимназии некто Буркин, ветврач Иван Иванович Чимша-Гималайский и Алехин, образованный человек средних лет, живущий в имении своего отца, отошедшем ему по наследству.

    "Человек в футляре"

    "На краю села Мироносицкого, в сенном сарае старосты Прокофия, устроились на ночлег припозднившиеся охотники..." Так начинается рассказ Антона Чехова "Человек в футляре". Этими охотниками были Буркин и Иван Чимша-Гималайский. Удобно устроившись на сене, друзья разговорились. Спать не хотелось, и Буркин стал рассказывать историю своего сослуживца, учителя греческого языка Беликова.

    Странный Беликов

    Странный Беликов всегда ходил в утепленном ватой пальто, в галошах и с зонтом. Ходил он так в любое время года, и летом тоже. Свои личные вещи учитель тщательно упаковывал в специальные чехлы и чехольчики. Часы, перочинный ножик, табакерку раскладывал по коробочкам, которые всегда носил с собой. Столь необычные действия образованного и еще не старого человека объяснялись его желанием оградить себя от влияния внешней среды, он рассуждал так: "...а вдруг произойдет что-то такое-этакое...".

    Беликов планомерно создавал свою защиту, а весь город потешался над незадачливым учителем, считая его причуды признаком легкого сумашествия. Но поскольку преподавателем он был хорошим, успеваемость гимназистов по его предмету не вызывала нареканий, то его и не трогали. Жил Беликов один, жениться боялся, иначе ведь и жену пришлось бы поместить в чехол.

    Но вот в гимназию пришел новый учитель - преподаватель географии и истории Михаил Коваленко. Он недавно приехал в город вместе со своей сестрой, Варенькой, очаровательной особой неполных тридцати лет, улыбчивой непоседой. Вся гимназия была покорена веселым нравом Вареньки, не избежал этой участи и Беликов. Он даже стал иногда гулять с молодой женщиной, а прогуливаясь, доказывал ей с мрачным видом, что "брак - это чрезвычайно серьезная вещь". Варенька слушала его не очень внимательно, а вскоре нравоучения ей и вовсе надоели.

    Однажды Беликов встретил Мишу Коваленко и Вареньку, когда они катались на велосипедах. Выглянув из своего футляра, он увидел двух счастливых свободных людей, и весь мир для него перевернулся. Потрясенный Беликов на следующий день пришел в дом Коваленко, желая доказать, как это неразумно - кататься на велосипеде, неприлично и опасно, некрасиво и унизительно. Вареньки дома не было, а Михаил взял да и спустил своего коллегу с лестницы.

    А тут и Варенька подошла. Она весело рассмеялась, увидев, как Беликов кувыркается по ступенькам. А тот был настолько потрясен случившимся, что едва добрался до дома и слег. Проболел месяц, да и умер от душевного расстройства. На похоронах все желали ему "царства небесного", а про себя думали: "Ну наконец-то человек получил настоящий футляр, который теперь оградит его от любых неприятностей".

    Крыжовник

    "Маленькая трилогия" Чехова содержит еще один рассказ о "футлярной" жизни простого человека. Однажды Буркин и Иван Иванович Чимша-Гималайский, прогуливаясь вдоль поля, решили зайти к своему приятелю, Павлу Константиновичу Алехину. Тот радушно встретил старых знакомых, пригласил в сад. Сидели друзья среди разросшихся кустов крыжовника, и Чимша-Гималайский рассказал историю своего брата Николая Ивановича.

    Герой рассказа с девятнадцати лет работал в казенной палате за небольшое жалование и едва И как у всякого материально стесненного человека, у него была мечта. Николаю Ивановичу хотелось иметь свое имение, хороший дом, а главное, чтобы в саду рос крыжовник. Не то чтобы он любил варенье из спелых ягод, а вот просто мечталось ему об этом. Годы шли, и все время перед глазами чиновника стояли кусты крыжовника. Чтобы когда-нибудь купить имение, Николай Иванович экономил каждую копейку, часто ему есть было нечего, все деньги он складывал в коробку и прятал ее в тайник.

    Когда подошло время заводить семью, Николай Иванович посватался к вдове, богатой и очень некрасивой, со скверным характером. К тому же она была старше его чуть ли не на двадцать лет. Свадьбу играть не стали - из соображений экономии, а все деньги жены Николай Иванович положил в банк. Жили впроголодь, ходили в чем попало, детей не рожали. От такой жизни женщина вскоре умерла.

    Исполнение мечты

    Николай Иванович приобрел небольшую усадьбу с чахлыми деревьями в саду и зажил в свое удовольствие. Первым делом он купил двадцать кустов крыжовника и засадил ими все вокруг. Потом затеял тяжбу с расположенным неподалеку заводом, который, по его разумению, отравлял воздух, и крыжовник от этого не рос. Судебные разбирательства были бесконечными и разорительными для Николая Ивановича. И все же он чувствовал себя счастливым человеком, когда по утрам выходил в сад и смотрел на кусты крыжовника.

    Через два месяца Николай Иванович заболел, у него обнаружился рак желудка. Плохое питание в течение многих лет, нервные расстройства, бессоница - все это не прошло даром. Когда он уже не мог встать с постели, и смерть должна была вот-вот наступить, прислуга внесла в комнату полную тарелку спелого крыжовника. Николай Иванович на него даже не взглянул.

    О любви

    И, наконец, "Маленькая трилогия" Чехова завершается рассказом о любви. С утра зарядил дождь. Павел Константинович Алехин позвал к завтраку своих приятелей Ивана Чимша-Гималайского и Буркина, которые со вчерашнего дня находились у него в гостях. За кофе с ликером начался разговор о том о сем, и Алехин поведал друзьям историю любви, которая произошла с ним в молодости.

    Однажды Павла Константиновича избрали окружным судьей как образованного человека, знающего языки и хорошо разбирающегося в юриспруденции. В суде он познакомился с заместителем председателя, Дмитрием Лугановичем, и между ними возникли добрые приятельские отношения. Как-то после запутанного разбирательства, длившегося два дня подряд, когда все порядком утомились, Луганович пригласил Алехина на обед к себе домой.

    Так Павел Константинович познакомился с Анной Алексеевной, женой Лугановича, молодой женщиной двадцати двух лет, интеллигентной, красивой. Он сразу почувствал в Анне родственную душу. За обедом говорили о разных пустяках, веселились, все трое прекрасно понимали друг друга, как будто были знакомы много лет. Алехин заметил, что между супругами существует полное взаимопонимание, и немало этому удивился, поскольку Анна Алексеевна со своей утонченностью и глубокой внутренней культурой была на голову выше простого и поверхностного Дмитрия Лугановича.

    В тот же день Павел Константинович осознал, что Анна занимает все его мысли, старался вспомнить каждое ее слово, каждый взгляд. Тогда он еще не догадывался, что молодая женщина тоже пребывала в легком смятении после того, как Алехин откланялся и ушел к себе домой. Между ними протянулись невидимые нити, соединившие их души.

    С тех пор Алехин стал часто бывать в доме Лугановичей, сдружился с ними и старался всячески быть полезным. Дмитрий и Анна тоже не оставались в долгу, предлагали помощь деньгами, когда Павел Константинович испытывал трудности с выплатой долгов, оставшихся еще от отца. Но для него было важно другое, ему хотелось ежеминутно видеть сияющие глаза Анны, слышать ее голос, быть с ней рядом.

    Оба были уже влюблены друг в друга, но каждый понимал, что давать волю чувствам нельзя, это сделает несчастными всех окружающих и в конечном итоге разрушит семью Лугановичей и жизнь самого Алехина. Приходилось сдерживаться, ни Павел Константинович, ни Анна не позволяли любви вырваться на волю, держали ее в прочном футляре.

    И только однажды, когда Анна Алексеевна уезжала в Крым на лечение, Алехин, оказавшись в купе поезда с ней наедине, смог обнять любимую женщину, поцеловать ее. Она ответила ему, обливаясь слезами, влюбленные провели вместе несколько счастливых минут и затем расстались навсегда.

    "Маленькая трилогия", анализ

    Творчество Антона Павловича сообразно его времени, в конце 19 века проблем в жизни российского общества было предостаточно. "Маленькие трилогии" Чехова могли быть созданы на любую тему, у писателя большинство рассказов можно объединять по тематическому признаку. И если бы писатель не разочаровался в сути своих исследований и продолжал творить, то мы получили бы еще много произведений на "футлярную" тему. И "маленькие трилогии" Чехова вполне могли бы стать "большими трилогиями".

    Маленькая трилогия Чехова сочинение по плану

    План

    1. Введение

    2.История создания

    3.Смысл названия

    4.Жанр и тема

    а)Человек в футляре

    б)Крыжовник

    в)О любви

    5.Сюжет и композиция

    6.Вывод

    "Маленькую трилогию" А. П. Чехов а многие критики сразу же после публикации назвали переломным этапом в творчестве писателя. Если в ранних рассказах Чехова прежде всего интересовала комическая сторона, то трилогия, особенно рассказ "О любви", носит "драматический характер, иногда возвышаясь до высокого трагизма" (А. Измайлов).

    "Маленькая трилогия" действительно напоминает серьезное философское рассуждение писателя о неизбежных негативных сторонах человеческой жизни. А. И. Богданович отмечал, что Чехов "не может оставаться только художником и... становится моралистом и обличителем".

    "Маленькая трилогия" была написана Чеховым в 1898 г. и впервые опубликована в №№ 7-8 журнала "Русская мысль". "Человек в футляре" первоначально имел подзаголовок "Рассказ", "Крыжовник" и "О любви" были помечены римскими цифрами II и III.

    Название короткому циклу рассказов дали исследователи творчества писателя. Сам Чехов планировал создать целую серию произведений, объединенных темой "футлярной жизни". Однако после написания рассказа "О любви" писатель почувствовал усталость и равнодушие к этой теме. "Маленькая трилогия" - самое простое и предельно конкретное название для трех рассказов, затрагивающих одну и ту же тему. Вдобавок их объединяют главные действующие лица со своими историями.

    Цикл рассказов в жанре критического реализма. Основная тема "Маленькой трилогии" - "футлярная жизнь", к которой Чехов относился с огромным негодованием. Это широкое, ставшее нарицательным понятие относится к людям, которые сознательно отгораживаются от живой действительности и замыкаются в своем маленьком убогом мире.

    Общий тон всему циклу задает первый рассказ с недвусмысленным названием - "Человек в футляре ". Учитель греческого языка Беликов внушает отвращение с первых же строк. Узость и ограниченность его жизни и внутреннего мира доведена практически до абсурда. Беликов добровольно заключает себя в "футляр". При этом само существование главного героя представляет серьезную опасность для общества. Его подозрительность постепенно изменяет и окружающих людей, заставляет их все время находиться в состоянии страха. Беликова никто не любит и не уважает, но все боятся сказать хоть слово против. Смерть Беликова доставляет облегчение всему городу, но "футлярщина" уже проникла в души людей и от нее будет чрезвычайно трудно избавиться.

    Главный герой рассказа "Крыжовник " - такой же ограниченный человек. Его главная мечта - собственное имение. Узкие представления о счастье с годами сводятся к еще более ничтожной вещи - крыжовнику. Попробовав ягоды с первого урожая, Николай Иванович находится на вершине блаженства. Он уже никогда не поймет, что потратил лучшие годы жизни в бессмысленной погоне за этими кислыми ягодами.

    В рассказе "О любви" тема "футлярщины" не так очевидна. Она раскрывается через проблему несоответствия духовного и физического общения между людьми. Помещик Алехин попал в свой "футляр" - напряженную хозяйственную работу. Образованный человек постепенно погружался в обычную крестьянскую жизнь. Знакомство с семьей Лугановичей вернуло его в культурный мир. Любовь к Анне Алексеевне возродила надежды на какую-то иную, счастливую жизнь. Ни Алехин, ни Анна не сомневались во взаимной любви. Но над ними тяготели общественные предрассудки и боязнь осуждения обществом. Молодые люди постепенно старели, хотя счастье было в их руках. Только во время прощания годами копившиеся чувства и слова вырвались наружу, но было уже слишком поздно что-то исправить. 6. Проблематика Главная проблема цикла заключается в добровольном отказе людей от всех возможностей, которые им представлены в жизни. Человек слишком рано сужает свое поле деятельности и ограничивается чаще всего какими-либо мелкими мечтами и устремлениями.

    Чимша-Гималайский и Буркин вместе отправились на охоту. Расположившись на ночлег в сарае, они начали беседовать. Буркин рассказывает историю о своем коллеге - учителе Беликове ("Человек в футляре"). На следующий день приятели посещают помещика Алехина. Вечером Иван Иванович продолжает беседу рассказом о своем родном брате ("Крыжовник"). Переночевав у Алехина, Иван Иванович и Буркин узнают от него историю о несчастной любви помещика. Между рассказами возникает тесная связь, когда в финале охотники понимают, что тоже были знакомы с Анной Алексеевной.

    Чехов на протяжении всей жизни призывал людей к неустанной полезной деятельности и сам подавал этому пример. Образы людей "в футляре" - яркий образец того, как жить не следует.

    Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом «Маленькой трилогии» писателя – цикла, включившего также рассказы «Крыжовник» и «О любви».

    В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов боле масштабен, чем гоголевские персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».

    Главные герои

    Беликов – учитель греческого и латинского языка («мертвых языков»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, сосед рассказчика.

    Варенька – сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая», «не девица, а мармелад».

    Коваленко Михаил Саввич – учитель географии и истории, «из хохлов», «молодой, высокий, смуглый, с громадными руками».

    Другие персонажи

    Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу.

    Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач.

    «На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники» – Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как рак-отшелышк или улитка, стараются уйти в свою скорлупу» .

    Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

    Для каждой вещи у Беликова был свой чехол – и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, «казалось, тоже было в чехле» , потому что он «прятал его в поднятый воротник» , носил очки. «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр <…> от внешних влияний» . Даже его предмет – «мертвые языки» , был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.

    Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызвало в нем уныние, а любимым его выражением было «как бы чего не вышло» . Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.

    У Беликова была странная привычка – он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей «товарищеской обязанностью» . Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в футляре» тоже «ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!» .

    Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то, на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что «хорошо бы их поженить» . Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову «явную благосклонность» . Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а «брак вещь серьезная» .

    Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название «глитай абож павук» , но их отношениям не препятствовал.

    Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос» , изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление» . Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии не прилично.

    На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И, когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

    Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, «вернувшись к себе домой, <…> лег и уже больше не вставал» . Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, «точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет» . После его смерти все испытали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по прежнему» , «не стало лучше» .

    Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?» .

    Заключение

    В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему «футлярности». По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло». На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки «футлярности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.

    Предлагаемый краткий пересказ «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке к урокам и проверочным работам по русской литературе.

    Тест по рассказу

    Тест для самопроверки запоминания краткой версии рассказа:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 3958.