Войти
Логопедический портал
  • Богуславский, михаил соломонович
  • Михаил девятаев Девятаев михаил петрович герой советского
  • День, когда началась война
  • История зарождения и становления русской гвардии
  • Формула силы по закону гука
  • Как понять с какой платформы отправляется поезд
  • Адмирал граф Шпее (тяжёлый крейсер). Линкор «Admiral Graf Spee» или потерянный корабль Гитлера Модель корабля адмирал граф шпее где он

    Адмирал граф Шпее (тяжёлый крейсер). Линкор «Admiral Graf Spee» или потерянный корабль Гитлера Модель корабля адмирал граф шпее где он

    Броненосец «Адмирал граф Шпее»

    После поражения Германии в Первой мировой войне державы-победительницы решили наложить на ее флот множество различных ограничений. Они тщательно проработали параграфы соглашений, согласно которым водоизмещение новых кораблей, призванных заменить выслужившие 20 летний срок броненосцы, не могло превышать 10 000 т («длинных», по 1016 кг). При этом максимальный калибр артиллерии не оговаривался: считалось, что в отведенные рамки можно «впихнуть» лишь тяжелый крейсер или корабль береговой обороны. При этом сами победители при заключении Вашингтонского договора решили установить для своих крейсеров не только аналогичный предел водоизмещения, но и ограничить калибр их артиллерии – не свыше 203 мм.

    «Адмирал граф Шпее»

    Когда немцы начали проектирование кораблей для замены броненосцев, они сперва действительно пошли по привычному пути: разработали корабль береговой обороны с 38 см пушками и обычный тяжелый крейсер «вашингтонского» типа с 210 мм орудиями. Однако после нескольких проработок у них возник совершенно необычный проект.

    Во-первых, в качестве главных машин решили использовать дизели. Во-вторых, главное вооружение должно было состоять из шести 28 см орудий в двух трехорудийных башнях. В-третьих, большое внимание уделили системе управления огнем, которая оказалась весьма удачной и совершенной. В-четвертых, необычно мощной для корабля крейсерского класса стала броневая защита. С применением дизелей напрямую увязывалась огромная дальность плавания, а стремление к всемерной экономии веса привело к использованию ряда технологических новинок при постройке. Правда, новые броненосцы получились дорогими, а потому в Веймарской республике не смогли сразу выделить средства на строительство трех единиц. В результате головной «Дойчланд» был заложен в феврале 1928 г., второй в серии «Адмирал Шеер» – в июне 1931 г., а последний «Адмирал граф Шпее» («Admiral Graf Spee») – лишь 1 октября 1932 г. В строй он вошел в январе 1936 г. Строительство этого самого совершенного из дизельный рейдеров фактически велось уже после прихода к власти нацистов, которые не так опасались международных скандалов из-за нарушения «подлых и преступных договоров, несправедливо навязанных Германии».

    Корабль, построенный на верфи в Вильгельмсхафене, имел следующие тактико-технические характеристики: водоизмещение стандартное – 12 100 т, полное – 16 582 т. Длина по ватерлинии – 181,7 м, наибольшая – 186 м, ширина – 21,65 м, осадка наибольшая – 7,43 м. Общая мощность восьми главных дизелей – 56 800 л.с., скорость хода – 26 (максимальная – 28) узлов, дальность плавания экономическим ходом – 16.300 миль. Толщина броневого пояса – до 100 мм, палуб – до 70 мм, башен – до 140 мм, рубки – 150 мм. Общий вес брони составлял 3000 т. Артиллерийское вооружение состояло из 2 ? 3 28 см (283 мм) орудий главного калибра, 8 1 15 см орудий вспомогательного калибра, 3 2 105 мм зенитных пушек, а также 4 2 37 мм 10 1 20 мм зенитки. Артиллерию дополняли два четырехтрубных 533 мм торпедных аппарата в легкобронированных установках. Имелась также катапульта и оборудование для размещения двух поплавковых разведчиков. Экипаж превышал 1000 человек. Стоит отметить, что еще до начала Второй мировой войны «Адмирал граф Шпее» получил пусть еще довольно примитивный, но уже вполне работоспособный радиолокатор.

    Было совершенно понятно, к какому классу отнести эти корабли, англичане придумали для них специальное название «Pocket battleship» – «карманный линкор». В Германии они официально числились броненосцами (Panzerschiffe).

    Вскоре после завершения испытаний броненосец отправился в пробное плавание в Атлантику, а в декабре 1936 г. вошел в состав германской эскадры, действовавшей у берегов охваченной гражданской войной Испании. Непосредственно в водах у Пиренейского полуострова «карманный линкор» побывал неоднократно, но каждый раз находился там сравнительно недолго и ничем особо не отметился, зато часто участвовал в различных торжественных мероприятиях. Например, представлял Германию во время торжеств на Спитхедском рейде в мае 1937 г.

    Когда в августе 1939 г. напряженность в Европе начала быстро возрастать и стало ясно, что дело идет к очередной войне, командование решило загодя вывести рейдер на просторы Атлантики. Корабль, которым командовал капитан цур зее Г. фон Лангсдорфа покинул Вильгельмсхафен 21 го числа и успешно вышел в океан. К 1 сентября – дню немецкого нападения на Польшу – он находился в Центральной Атлантике, где успешно встретился с также загодя покинувшим Германию судном снабжения «Альтмарк».

    10 сентября «карманный линкор» пересек экватор и направился дальше на юг, но приказ начать активные действия из Германии поступил только 25 го числа. В последний день месяца был захвачен британский пароход «Клемент», причем его потопление сопровождалось целым рядом «шуточек»: судно никак не желало тонуть, а две выпущенные торпеды прошли мимо. Пришлось использовать артиллерию. Соблюдая законы крейсерской войны, Лангсдорф обеспечил английским морякам возможность спастись, но демаскировал свой корабль. Англичане и французы немедленно бросили на поиск «карманника» несколько сильных соединений. В дальнейшем, действуя в Южной Атлантике и выйдя в Индийский океан, «Адмирал граф Шпее» захватил еще восемь призов. При этом для поиска очередных жертв активно использовался бортовой самолет Ar-196. Последнюю добычу рейдер отправил на дно 3 декабря, а вслед за этим пересадил очередных пленников на «Альтмарк», отправив тот в Германию. Сам же истребитель торговли двинулся к устью Ла-Платы.

    К этому времени англичане сумели правильно определить местонахождение броненосца, и в тот же район прибыла эскадра коммодора Г. Харвуда в составе тяжелого крейсера «Эксетер» и легких крейсеров «Аякс» и «Ахиллес». Противники обнаружили друг друга рано утром 13 декабря, причем немцы сперва приняли легкие крейсера за эсминцы. Командир «карманного линкора» решил сосредоточить огонь только на тяжелом корабле, и с 06:18 до 07:40 «Эксетер» получил несколько попаданий и вышел из боя. Однако легкие крейсера воспользовались тем, что внимание врага сосредоточилось на тяжелом крейсере, и решительно пошли на сближение. Они добились множества попаданий и, хотя их шестидюймовые снаряды не могли нанести броненосцу слишком тяжелых повреждений, заставили его отказаться от намерения добить «Эксетер». Хотя в результате сражения все три «британца» пострадали (общие потери – 72 убитых), причем сильнейший из них вышел из строя, «карманному линкору» тоже досталось. На нем погибли 36 человек и имелись повреждения, но главное – его командир утратил уверенность в себе. Не пытаясь расправиться с «наглецами», он предпочел уйти в нейтральный порт – столицу Уругвая Монтевидео.

    Срок пребывания там по международным законам истекал вечером 17 декабря 1939 г. К этому времени на помощь к «Аяксу» и «Ахиллесу» подошел тяжелый крейсер «Камберленд», но немцы переоценивали силы противника и решили не выходить в море на верную гибель. Около 18 часов «Адмирал граф Шпее» покинул, а двумя часами позднее он был взорван собственным экипажем на границе территориальных вод. Корабль горел трое суток, а его разрушенный остов затонул на мелководье. Капитан цур зее Лангсдорф застрелился в Буэнос-Айресе 20 декабря…

    «Альтмарк» в норвежских водах перехватили английские эсминцы, всех пленных удалось освободить. Два других броненосца – «Лютцов» (бывший «Дойчланд») и «Адмирал Шеер» – в декабре 1939 г. перечислили в тяжелые крейсера. Оба они погибли в последний месяц войны. А остов «Адмирала графа Шпее» частично разобрали на металл, частично оставили на месте гибели. Уже в 2000 е гг. подводные археологи подняли на поверхность немало различных предметов, включая отдельные орудия.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Карманные линкоры фюрера. Корсары Третьего Рейха [фото] автора Кофман Владимир Леонидович

    "Адмирал граф Шпее" Последний и наиболее мощный из "карманных линкоров" имел самую недолгую, но яркую карьеру. Он получил название в честь вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее, командовавшего немецкой заморской крейсерской эскадрой в Первую мировую войну,

    Из книги Башенные броненосные фрегаты автора

    Из книги Линкоры кригсмарине автора Иванов С. В.

    ДВУХБАШЕННЫЕ БРОНЕНОСНЫЕ ФРЕГАТЫ "АДМИРАЛ СПИРИДОВ" И "АДМИРАЛ ЧИЧАГОВ" При одинаковой длине и ширине с "Адмиралом Лазаревым" и "Адмиралом Грейгом" (75,6; 13,1 м) двухбашенные броненосные фрегаты отличались лишь более заостренными обводами, увеличенной до 4,9 м осадкой и

    Из книги Броненосные крейсера типа “Адмирал Макаров”. 1906-1925 гг. автора Мельников Рафаил Михайлович

    Закладка 2-х башенных броненосных фрегатов "Адмирал Спиридов", "Адмирал Чичагов" (Из журнала "Морской сборник" Мя 12 за 1866 г.)8 ноября произведена была на заводе гг. Семянникова и Полетики закладка трех двухбашенных броненосных фрегатов "Адмирал Спиридов", "Адмирал Чичагов" и

    Из книги Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». автора Цветков Игорь Федорович

    Спуск башенных фрегатов "Адмирал Чичагов" и "Адмирал Грейг" (Из журнала "Морской сборник" № 11 за 1868 г.)1-го октября, в присутствии Государя Императора, на заводе гг. Семянникова и Полетики происходил спуск двухбашенного фрегата "Адмирал Чичагов", построенного по одному

    Из книги Гитлеровская машина шпионажа. Военная и политическая разведка Третьего рейха. 1933–1945 автора Йоргенсен Кристер

    «Адмирал граф Шпее» 1936-1938 гг. флагманский корабль кригсмарине1936 – 1939 г.г. патрулирование у берегов Испании21 августа 1939 г. покинул Вильгельмсхафен и вышел в район рейдерства в Южную Атлантику26 сентября 1939 г. приступил к выполнению боевой задачи; в Южной Атлантике и в

    Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

    Из книги Линейные крейсера Германии автора

    4.3. Строительство легких крейсеров «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов» После утверждения в ноябре 1912 г. общих чертежей и спецификаций легкого крейсера Путиловская верфь, как и Ревельский завод, приступила к разработке детальных чертежей. Между тем в Морском

    Из книги Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях автора Потто Василий Александрович

    Граф Юрек Сосновский На Цихона работал и один из самых блестящих шпионов довоенного времени. Граф Юрек Сосновский, красивый, отчаянно смелый польский аристократ, был богат и владел роскошной квартирой в центре Берлина. Выдавая себя за недовольного властью польского

    Из книги Линейные крейсера “Дерфлингер”, “Лютцов”, “Гинденбург” и “Макензен”. 1907-1918 гг. автора Мужеников Валерий Борисович

    Часть пятая. АДМИРАЛ ДУБАСОВ versus ГРАФ МУРАВЬЕВ Крик петуха предшествует восходу солнца, круги вокруг луны указывают на дождь. Из китайской мудрости Если бы Россия овладела на Корейском побережье таким портом, который одновременно наблюдал бы за двумя морями -

    Из книги Великая война не окончена. Итоги Первой Мировой автора Млечин Леонид Михайлович

    ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР "ГРАФ ШПЕЕ" Постройка линейного крейсера под названием "Эрзац Блюхер", позднее названного "Граф Шпее", производилась на верфи "Шихау" в Данциге (строительный № 958). Заказ на его постройку был выдан 15 апреля 1915г. и размещен на ассигнования из военного фонда.

    Из книги Эскадра адмирала Шпее в бою автора Корбетт Юлиан

    XVI. ГРАФ ТОРМАСОВ 9 марта 1809 года на место графа Гудовича главнокомандующим войсками в Грузии и на Кавказской линии назначен был генерал от кавалерии Александр Петрович Тормасов, человек с благородным и решительным характером и с твердой, настойчивой волей.Тормасов

    Из книги 1812. Полководцы Отечественной войны автора Бояринцев Владимир Иванович

    Линейный крейсер “Граф Шпее” Постройка линейного крейсера под названием “Эрзац Блюхер”, позднее названного “Граф Шпее”, производилась на верфи “Шихау” в Данциге (строительный № 958). Заказ на его постройку был выдан 15 апреля 1915 г. и размещен на ассигнования из

    Из книги автора

    Граф Цеппелин и его цеппелины Во время Первой мировой, 31 мая 1915 года, над Лондоном неожиданно появился немецкий дирижабль и сбросил несколько бомб. От первой бомбежки погибли семь человек и тридцать пять были ранены. Такого еще не было – мирных горожан убивали далеко от

    Из книги автора

    Эскадра Шпее пересекает Тихий океан Первая неделя октября 1914 г. ознаменовалась значительными переменами в общей обстановке как в Атлантике, так и на Тихом океане. На Тихом океане она все еще зависела, главным образом, от движения эскадры вице-адмирала Максимилиана фон

    Из книги автора

    Граф В. В. Орлов-Денисов Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов – генерал от кавалерии (1775–1843), сын Василия Петровича Орлова, атамана Войска Донского; начал службу в казачьих войсках на турецкой границе. В 1806-м году был переведён в лейб-гвардии Казачий полк, в сражении при

    Admiral Graf Spee

    Исторические данные

    Общие данные

    ЭУ

    Бронирование

    Вооружение

    Однотипные корабли

    Admiral Graf Spee (рус. «Адмирал граф Шпее» ) - немецкий тяжёлый крейсер серии из трёх кораблей. Первоначально числился броненосцем , с 1939 года - тяжёлый крейсер . Принимал участие в международных морских патрулях во время гражданской войны в Испании . В начале Второй мировой войны нападал на торговые пути союзников в Южной Атлантике. Получив повреждения в бою с тремя британскими крейсерами у реки Ла-Плата , был затоплен командой 17 декабря 1939 года.

    История создания

    Предшественники

    Формально, предшественников данного типа по постройке можно считать легкие крейсера серии «К» , спущенные на воду во второй половине 20-хх годов.

    Предпосылки к созданию

    Основные различия приходились на бронепояс, позиция и толщина которого менялись от корабля к кораблю. На «Шпее» бронепояс имел толщину 80 - 100 мм по данным разных авторов и был самым узким из всех кораблей серии. Он имел наклон 13,5° вглубь корпуса к низу. Броневая вертикальная переборка имела толщину 40 мм. Общая максимальная толщина вертикальной брони составляла 140 мм, вес вертикальной брони 2300 т. Такое бронирование давало защиту от 152 мм и 203 мм снарядов на дальних дистанциях.

    Горизонтальная броня достигала веса 700 т. Точных данных по бронированию не имеется, поскольку чертежи крейсера неоднократно модифицировались в ходе разработки. Примерные данные по горизонтальному бронированию можно увидеть на чертеже.

    Энергетическая установка и ходовые качества

    На корабле использовалось 8 дизельных двигателей фирмы MAN (Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg). Дизельные двигатели середины 20 - начала 30-хх годов были ненадежны, в особенности если требовалось достижение большой мощности. Первый опыт постройки мощного дизеля привел к многочисленным поломкам на крейсерах типа «К» . В дальнейшем, поломки имели место на всех кораблях серии, в особенности на «Дойчланде». Основные проблемы заключались в излишней облегченности двигателей из-за требований наименьшего соотношения массы к мощности. Одновременно с этим на корабле присутствовало большое число балласта, которое можно было бы убрать и сделать двигатели более массивными и надежными (в качестве альтернативы, предполагалось использовать даже паровые турбины, однако от идеи отказались). Дизели позволяли быстро набирать скорость (в течении нескольких минут, в отличии от десятков минут на паровых судах), однако были слишком шумными и давали значительные вибрации.

    Главная ЭУ - 8 дизелей M-9Zu42/58, 9 цилиндров, 7100 л.с. (эффективная 6655 л.с.), 450 об/мин

    Вспомогательная ЭУ

    • 4 M-5Z42/58, 5 цилиндров, 1450 л.с., 425 об/мин.
    • 8 дизелей по 270 кВт
    • 2 паровых котла

    ЭУ располагалась в шести отсеках общей длинной 61,5 метр, основная ЭУ попарно в четырех отсеках, затем по 2 M-5Z42/58 в каждом отсеке и 2 дополнительных дизеля. Паровые котлы располагались отдельно. Схема расположения приведена на рисунке.

    Общий вес машинной установки

    • 1483 т основная
    • 762 т вспомогательная.

    Дальность хода

    • 7900 миль при максимальной скорости 26 узлов
    • 16 300 миль при скорости 18,6 узла
    • 20 000 миль при скорости 10 узлов

    Вспомогательное оборудование

    Экипаж и обитаемость

    Экипаж по разным данным до 1150 человек, из которых 30 офицеров.

    Помещения для команды располагались на корабле следующим образом.

    • От волнореза до носовой башни: на главной палубе - помещения команды, под ними - унтер-офицерская столовая и еще помещения для команды. Палубой ниже еще две столовые для унтер-офицеров.
    • За носовой башней: на первых двух палубах помещения команды, комната для чтения. Под ними - погреба снарядов ГК. Далее к центру корабля- пост управления ГК.
    • В корме корабля: перевязочная на уровне 3-4-ой палубы .На 1-2-ой палубе - помещения команды, радиорубка, мастерская, прачечная. Далее под квартердеком на 2-ой палубе - каюты старших унтер-офицеров.
    • В носовой башне: рядом с адмиральским мостиков - походная каюта, уровнем выше - каюты с ваннами (см. схему башни)

    Вооружение

    Главный калибр

    Главный калибр был представлен шестью пушками калибра 283 мм SKC/28 . Пушки располагались по три в двух башнях.

    • Масса ствола - 48 200 кг.
    • Длина орудия - 14 815 мм.
    • Длина ствола - 52,35 калибров
    • Объём зарядной каморы - 160 дм³
    • Скорость полета снаряда - 910 м/с
    • Принцип заряжания - гильзовый (вес основного заряда - 71 кг, дополнительного - 36 кг)

    ТТХ башни

    • Марка = Drh LC/28
    • Общая масса = 600 000 кг
    • Угол подъёма ствола = −10°/+40°
    • Угол поворота = −145°/+145°
    • Максимальная скорость ВН = 8°
    • Максимальная скорость ГН = 7,2°
    • Максимальная дальность стрельбы = 36 475 м (+40°)
    • Бронирование = 60 - 140 мм
    • Боекомплект на ствол = 105-120

    Вспомогательная/зенитная артиллерия

    105 мм орудие в спаренной установке и снаряды к нему

    • Длина ствола - 55 калибров (8,2 м)
    • Длина канала ствола - 7,8 м
    • Объем каморы - 21,7 дм³
    • Масса ствола - 9080 кг
    • Масса снаряда 45,3 кг
    • Скорость полета снаряда - 875 км/ч
    • Скорострельность - 8 выстрелов в минуту
    • Дальность стрельбы - 23 км (40°)
    • Заряжание - раздельно - гильзовое
    • Живучесть ствола - 1000 выстрелов

    Монтировались в подвижные установки MPL C/28, по 4 на каждом борту .

    • Масса установки - 24,83 т
    • Углы горизонтальной наводки - 360° (ограничены 150° в каждую сторону)
    • Углы вертикальной наводки - −10°/+35°
    • Скорость вертикальной наводки - 8°/сек
    • Скорость горизонтальной наводки - 9°/сек

    6 зенитных орудий калибра 105 мм SKC/33

    • Масса ствола - 4560 кг.
    • Длина ствола - 65 калибров
    • Объём зарядной каморы - 7.33 дм3
    • Максимальная дальность стрельбы - 17.700 км.
    • Принцип заряжания - раздельно-гильзовый
    • Скорострельность - 15-18 выстр./мин.

    8 зенитных орудий калибра 37 мм SKC/30

    • Длина орудия - 3074 мм.
    • Длина ствола - 83 калибров
    • Объём зарядной каморы - 0.5 дм3
    • Максимальная дальность стрельбы - 8500 км.
    • Принцип заряжания - Патронный
    • Скорострельность - 160 (техническая) выстр./мин.

    10 зенитных орудий калибра 20 мм Flak 30

    • Масса ствола - 18 кг.
    • Длина орудия - 1300 мм.
    • Длина ствола - 65 калибров
    • Максимальная дальность стрельбы - 3.7 км.
    • Принцип заряжания - Магазинный
    • Скорострельность - 280-450 выстр./мин.

    Торпедное вооружение

    Два четырехтрубных торпедных аппарата с торпедами G7a калибра 533 мм.

    ТТХ торпеды

    • Длина - 7186 мм.
    • Диаметр корпуса - 533 мм.
    • Масса - 1528 кг.
    • Скорость - имелись 3 скоростных режима - 30, 40 и 44 узла.
    • Дальность хода - 12500 м на 30 узлах, 7500 м на 40 узлах, 5500 м на 44 узлах.
    • Вес боевого зарядного отделения - 280 кг.
    • Взрыватель - KHB Pi1 или KHB Pi1 8.43-8.44
    • Тип взрывателя - контактно-неконтактный

    Авиационное вооружение

    Авиационное вооружение, согласно плану, представляло собой одну авиационную катапульту и два гидросамолета Ar.196. В реальности самолет был только один.

    ЛТХ самолета

    • Экипаж: 2 человека (пилот и стрелок-наблюдатель)
    • Длина: 10,95 м
    • Высота: 4,4 м
    • Размах крыла: 12,4 м
    • Площадь крыла: 27,4 м²
    • Масса:
      • пустого самолёта: 2340 кг
      • нормальная взлётная: 3300 кг
    • Тип двигателя: BMW-132К
    • Мощность: 960 л.с.
    • Максимальная скорость: 330 км/ч
    • Крейсерская скорость: 265 км/ч
    • Практическая дальность: 795 км
    • Максимальная скороподъёмность: 415 м/мин
    • Практический потолок: 7000 м

    Проекты модернизации по корпусу рассматривались почти 12 месяцев, и в результате наиболее предпочтительным оказался самый смелый из них, предус­матривавший не только изменение фор­мы носа, но и увеличение ширины и дли­ны корабля. В сущности не такая уж зна­чительная добавка веса в 500 т позволя­ла одновременно увеличить остойчи­вость, мореходность и скорость на 2 узла.

    История службы

    До начала Второй мировой войны

    • 5 декабря 1935 года - за¬водские испытания у стенки
    • 6 января 1936 года - принят на службу в Кригсмарине.
    • 20 мая 1936 года - испытания навигационного оборудования и электроники
    • 29 мая 1936 года - флагман Кригсмарине на большом морском параде с участием Гитлера.
    • 6 июня - 26 июня 1936 года - первое дальнее плавание в Атлантику, к острову Санта-Круз.
    • С 14 февраля 1937 года - участие в Испанской гражданской войне
    • 2 марта 1937 года - отбыл из Киля в Бискайский залив.
    • 6 мая 1937 года - вернулся в Киль.
    • 15 мая 1937 года - участие в Спитхэдедском параде в честь британского короля Георга VI с участием боевых судов всех стран.
    • 23 июня 1937 года - новый поход в Испанию
    • 7 августа 1937 года - возвращение в Киль.
    • С 18 по 20 сентября 1937 - поход в Швецию
    • С 1 по 2 ноября 1937 года - поход в Норвегию.
    • 7 февраля 1938 года - выход в Испанию
    • 18 февраля 1938 - возвращение в Киль.
    • Конец июня - начало июля 1938 года - поход в Норвежские фьорды.
    • 22 августа 1938 года - участие в большом флотском параде, который при¬нимали рейхсфюрер Гитлер и регент Вен¬грии адмирал Хорти.
    • 6 - 23 октября и 10 - 24 ноября - походы в Атлантику
    • Января - март 1939 года - плановый ремонт в Вильгельмсхафене.

    Во время Второй Мировой войны

    Согласно плану Гитлера, до начала вторжения в Польшу, в Атлантику высылались «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее» для осуществления рейдерских операций. Каждый из крейсеров действовал в паре с судном снабжения. Пару для «Шпее» составляло судно «Альтмарк».

    • 5 августа 1939 года - судно снабжения вышло в Соединенные Штаты, где оно должно было принять дизельное топливо.
    • 21 августа 1939 года - «Шпее» вышел из Вильгельмсхафена под командованием капитана цур зее Г.Лангсдорфа. Регионом действия корабля стал юг Атлантики. «Шпее» удалось пройти незамеченным до самой точки встречи с «Альтмарком» в 1000 км севернее островов Зеленого мыса.
    • 1 сентября 1939 года - дата начала Второй Мировой войны. В этот день «Шпее» встретился с «Альтмарком» для передачи груза: были сданы 20-мм орудия, горючие материалы и принят полный запас топлива. Примечательно, что судно снабжения, не обладая совершенными средствами обнаружения, первым заметило приближающийся крейсер по башне, которая виднелась над горизонтом. В последствие, данную башню винят в быстром опознавании крейсера английскими крейсерами в битве у Ла-Плата.
    • Сентябрь 1939 года - «Шпее» шел полным ходом к экватору, не имея определенного приказа. Гитлер все еще надеялся на «мировую» с Англией, поэтому крейсерские действия запрещались. 10 сентября была пересечена линия экватора. Из перехваченных телеграмм не было получено никаких стоящих данных, кроме того, что у берегов Бразилии курсирует английский крейсер «Аякс».
    • 25 сентября 1939 года - приказ начинать крейсерские действия.
    • 27 сентября 1939 года - судно снабжения ушло из крейсерского района.
    • 30 сентября 1939 года - потоплен пароход «Клемент». Первая жертва стала настоящей проблемой для «Шпее». Открытые кингстоны и заложенная взрывчатка не смогла потопить пароход, пущенные торпеды прошли мимо, и только артиллерия смогла потопить пароход. Лангсдорфф передал координаты шлюпок с экипажем на материк. Поступив как джентльмен, он выдал местоположение крейсера. Капитан корабля и старший механик оказались в пленниках, однако позже в тот же день были переданы на греческое судно «Папаленос». Капитан сразу же передал сведения о крейсере в Англию, после чего началась охота на крейсер. Правда Лангсдорфф сменил табличку с названием корабля на «Адмирал Шеер», с целью дезинформации, что правда не сильно помогло. Для перехвата крейсеров было выделено 3 линейных крейсера, 3 авианосца, 9 тяжелых крейсеров и 5 легких. Против «Шпее» действовали: тяжелые крейсера «Эксетер», «Камберленд», «Сассекс», «Шропшир», линейных крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял».
    • 5 октября 1939 года - захвачен пароход «Ньютон Бич», с грузом маиса. С корабля была снята рация и получена схема переговоров анлийских торговых судов, что было очень ценным призом. Пароход в дальнейшем сопровождал крейсер под управлением немецких моряков.
    • 7 октября 1939 года - захвачен и потоплен пароход «Эшли». Команда перешла на «Ньютон Бич», однако затем обе команды перешли на крейсер, и «Ньютон Бич» был затоплен. Примерно в это время моряки с «Ньютон Бич» успели подать сигнал SOS, который был принят торговым судном и передан на «Камберленд». Только по счастливой случайности сигнал не достиг Фритауна, где находился координационный центр охоты за крейсером, а «Камберленд» не имел права нарушать радиомолчание. Сложившись по другому, «Камберленд» вместе с находящимся поблизости «Ринауном» могли потопить «Шпее».
    • 9 октября 1939 года - «Альтмарк» обнаружен разведчиком с авианосца «Арк Ройял». Большой танкер вызвал подозрение у адмирала Уэллса, однако досмотреть танкер не было возможности, поскольку в распоряжении были только линейный крейсер и авианосец, не совсем подходящие для таких операций.
    • 10 октября 1939 года - захвачен транспорт «Хантсмэн». Экипаж составил 84 человека, которых невозможно было разместить на крейсере, поэтому транспорт был отпущен. В это же время с радиостанции «Ньютон Бич» был передан сигнал о торпедировании парохода, что объясняло его исчезновение.
    • 14 октября 1939 года - крейсер встретился с судном снабжения, передал захваченные грузы и пленников. В следующие четыре дня судна шли рядом. Анализ перехваченных радиограмм показал, что англичане в курсе нахождения двух «линкоров» в Атлантике
    • 22 октбяря 1939 года - захвачен пароход «Тривэниэн» с грузом цинковой руды. Радист успел передать сообщение о захвате, которое было принято на базе в Саймонстауне. Лангсдорф предпринял обманный маневр, выведя свой корабль из под удара. Передав первый раз радиограмму в Германию, он предупредил, что закончит рейдерство в январе 1940 года.
    • 28 октября 1939 года, после дозаправки, «Альтмарк» вернулся в Атлантику.
    • 4 ноября 1939 года - «Шпее» обогнул мыс Доброй Надежды, направляясь к южной части Мадагаскара. Это позволило перехватывать суда, идущие в Атлантику, и в случае необходимости вернуться туда самому.
    • 9 ноября 1939 года - гидросамолет «Арадо-196» потерпел аварию и надолго вышел из строя.
    • 14 ноября 1939 года - захвачен теплоход "Африка Шелл, единственная жертва рейдера в Ин¬дийском океане
    • 20 ноября 1939 года - «Шпее» обогнул южную оконечность Африки в обратном направлении.
    • 26 ноября 1939 года - почти месяц спустя крейсер встретился с судном снабжения и пополнил запасы до конца февраля 1940 года. В течение нескольких следующих дней совершался плановый ремонт двигателей. К концу ноября так же был починен гидросамолет .
    • 2 декабря 1939 года - «Шпее» остановил большой турбоход «Дорик Стар» с грузом зерна, шерсти и замороженного мяса. Лангсдорф отдал приказ немедленно его затопить, ограничившись добычей из 19 слитков серебра. Причиной этому послужил сигнал SOS с гидросамолета , который совершил вынужденную посадку на воду и сломал один из поплавков. Самолет удалось спасти, однако крейсер был обнаружен по перехваченным радиопереговорам и сигналам с «Дорик Стар».
    • 3 декабря 1939 года - потоплен пароход «Тайроа». После этого крейсер снова сменил район действий, перейдя в устье Ла-Платы.
    • 6 декабря 1939 года - последняя встреча с судном снабжения, на которое были переданы пленные моряки с «Дорик Стар». Одновременно были проведены артиллерийские учения. Старший артиллерист Ашер (который в дальнейшем избежал интернирования, сбежал в Германию, служил на Бисмарке и погиб вместе с ним) доложил о неудовлетворительных результатах.
    • 7 декабря 1939 года - утром «Альтмарк» навсегда расстался со своим «хозяином», увозя в трюме около четырехсот плененных моряков с потопленных торговых судов. Вечером то го же дня был захвачен и потоплен пароход «Стреоншэл». Среди трофеев была английская газета с фотографией крейсера «Камберленд» в камуфляже. Лангсдорф приказал перекрасить корабль в такой же цвет. Последующие планы на крейсерство были таковы: пойти на север до Рио-де-Жанейро, затем повернуть на восток, затем на север и вернуться в Германию. Но «Шпее» ожидала иная судьба.
    • 11 декабря 1939 года - возможно, самое ключевое событие в дальнейшей судьбе крейсера - разбился гидросамолет «Арадо».

    Бой у Ла-Плата

    Гибель

    Правительство Уругвая выделило только 3 дня на ремонт корабля, хотя по минимальным оценкам необходимо было две недели. Лангсдорф доложил об этом командующему флотом адмиралу Редеру, а тот, в свою очередь, доложил лично Гитлеру. Вопрос принять или не принять бой не стоял, корабль должен был быть интернирован или затоплен. Так как Уругвай находился в хороших отношениях с Англией, после долгих раздумий крейсер было решено затопить. Вечером 16 декабря Лангсдорф получил на это приказ. Всю ночь и последующий день продолжалось уничтожение оборудования с помощью гранат и подручных средств. Затем во всех отсеках корабля разместили торпеды и другие заряды. Почти вся команда, 900 человек, осталась на берегу. Корабль, подняв все боевые флаги, вышел из порта в 18.00 17 декабря. Через два часа, он бросил якорь в 7 км севернее Монтевидео, оставшаяся команда сошла на аргентинский буксир, после чего корабль был подорван. Пожар продолжался еще 3 дня. В это время Лангсдорф пытался устроить судьбу своего экипажа, однако попытки избежать интернирования не увенчались успехом. Часть команды позже смогла сбежать в Германию и многие приняли участие в войне уже на других кораблях. Сам Лангсдорф, завернувшись во флаг корабля, застрелился в Буэнос-Айресе 20 декабря.

    Останки корабля пытались поднять в 1942 году, однако шторм помешал операции. Части корабля сейчас находятся в различных музей или на открытых площадках.

    Место гибели

    Корабль затонул в 7 километрах от Монтевидео на мелководье.

    Командиры

    6 января 1936 - 1 октября 1937 Капитан 1-го ранга Conrad Patzig
    2 октября 1937 - октябрь 1938 Капитан 1-го ранга Walter Warzecha
    октябрь 1938 - 17 декабря 1939 Капитан 1-го ранга Hans Langsdorff
    • На башне крейсера красовалась готическая надпись «CORONEL» в честь победного боя графа Шпее около Коронеля в 1914 году.

    Этот корабль в искусстве

    • Корабль представлен в игре World of Warships .
    • Художественный фильм «The battle of the river plate» («Битва на речном плато»), 1956 год, 114 мин., Michael Powell and Emeric Pressburger production. Pinewood studios, London, England, released by J.Arthur Rank film distributors Limited. Дублирован на русский язык.

    Ссылки

    • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D1%83_%D0%9B%D0%B0-%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B

    Литература и источники информации

    • В. Л. Кофман Карманный линкор «Адмирал граф Шпее»

    Галерея

    Кригсмарине

    Командующие Эрих Редер Карл Дёниц Ханс Георг фон Фридебург Вальтер Варцеха
    Основные силы флота
    Линейные корабли Тип Deutschland : Schlesien Schleswig-Holstein
    Тип Scharnhorst : Scharnhorst Gneisenau
    Тип Bismarck : Bismarck Tirpitz
    Тип H : -
    Тип O : -
    Авианосцы Тип Graf Zeppelin : Graf Zeppelin Flugzeugträger B
    Эскортные авианосцы Тип Jade : Jade Elbe
    Hilfsflugzeugträger I Hilfsflugzeugträger II Weser
    Тяжёлые крейсера Тип Deutschland : Deutschland Admiral Graf Spee Admiral Scheer
    Тип Admiral Hipper : Admiral Hipper Blücher Prinz Eugen Seydlitz Lützow
    Тип D : -
    Тип P : -
    Лёгкие крейсера Emden
    Тип Königsberg : Königsberg Karlsruhe Köln
    Тип Leipzig : Leipzig Nürnberg
    Тип M : -
    Тип SP : -
    Дополнительные силы флота
    Вспомогательные крейсера Orion Atlantis Widder Thor Pinguin Stier Komet Kormoran Michel Coronel Hansa
    Эсминцы Тип 1934 : Z-1 Leberecht Maass Z-2 Georg Thiele Z-3 Max Schulz Z-4 Richard Beitzen
    Тип 1934A : Z-5 Paul Jakobi Z-6 Theodor Riedel Z-7 Hermann Schoemann Z-8 Bruno Heinemann Z-9 Wolfgang Zenker Z-10 Hans Lody Z-11 Bernd von Arnim Z-12 Erich Giese Z-13 Erich Koellner Z-14 Friedrich Ihn Z-15 Erich Steinbrinck Z-16 Friedrich Eckoldt
    Тип 1936 : Z-17 Diether von Roeder Z-18 Hans Lüdemann Z-19 Hermann Künne Z-20 Karl Galster Z-21 Wilhelm Heidkamp Z-22 Anton Schmitt
    Тип 1936А : Z-23 Z-24

    «Заложен 1 октября 1932 года, спущен 30 июня 1934 года, вошёл в строй 6 января 1936 года. Построен на верфях Вильгельмсхафена..
    Гибель:
    Утром 13 декабря 1939 года около 6 часов утра «Адмирал граф Шпее» столкнулся с эскадрой английских крейсеров; на «Шпее» обнаружили верхушки мачт в 5:52, в 6:16 с крейсера «Эксетер», поступило донесение: "Полагаю, что это «карманный линкор»". Поначалу английские легкие крейсера были приняты за эсминцы, то есть командир «Адмирала Шпее» капитан цур зее Ганс Лангсдорф считал, что ведет бой с крейсером и двумя эсминцами.
    В 6 ч 18 мин первый залп немецкого рейдера лег между английскими крейсерами, а через четыре минуты заговорили орудия «Эксетера». Приняв легкие крейсера за эсминцы, командир корабля «Адмирал граф Шпее» приказал сосредоточить огонь артиллерии главного калибра только на тяжелом крейсере. В течение следующих двадцати минут «Эксетер» получает несколько попаданий, в результате чего у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями. Перейдя в кормовую боевую рубку, командир английского корабля приказывает дать по немецкому линкору торпедный залп, и в это самое мгновение корабль сотрясают ещё два тяжелых попадания. Окутанный дымом, осевший на нос и накренившийся на борт, «Эксетер» в 7.40 выходит из боя.
    Тем временем легкие крейсера, обстреливаемые только вспомогательной артиллерией линкора, проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью». Когда в 7.16 рейдер повернул к югу, намереваясь добить «Эксетер», легкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес», ринувшись на помощь своему собрату, стреляли так точно и эффективно, что двумя снарядами вывели из строя систему управления артиллерийским огнем на «Адмирале графе Шпее». И хотя эти действия не остались безнаказанными - один 280-мм немецкий снаряд вывел из строя кормовые башни на «Аяксе», а другой снес его мачту, - оба англичанина продолжали как тени следовать за отходящим к востоку «карманным» линкором. В полночь, когда «Адмирал граф Шпее» отдал якорь на рейде Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес», разделившись, поспешили перекрыть оба выхода из устья Ла-Платы. На следующую ночь к ним присоединился тяжелый крейсер «Кумберлэнд» - это было все, что Харвуд смог противопоставить германскому рейдеру.
    Хотя повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, он нуждался в ремонте, которого нельзя было сделать за три дня, предоставленных правительством Уругвая согласно нормам международного права, к тому же, к концу подходили боеприпасы. Понимая его затруднительное положение, английская агентура в Монтевидео усиленно распространяла слухи: «Адмирала графа Шпее» у выхода из Ла-Платы поджидает сильная английская эскадра, в составе которой находятся линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял». Уверовав в неминуемую гибель своего корабля, Лангсдорф послал запрос в Берлин, откуда был получен едва ли не личный приказ фюрера: боя не принимать, корабль уничтожить. 17 декабря 1939 г. Лангсдорф приказал затопить корабль. Команда сошла на берег и была интернирована. Командир застрелился 20 декабря.
    «Шпее» затонул в нейтральных водах на мелком месте - так, что над волнами возвышались его обгоревшие надстройки. Англичане снарядили специальную экспедицию, предполагая снять с него все, что уцелело от приборов, в частности, радар, а также образцы вооружения (105-мм зенитки и автоматы). Удалось выполнить только часть программы, поскольку вскоре после начала работ разыгрался шторм, и операцию пришлось прекратить. Оставшуюся груду железа начиная с 1942 года постепенно разобрали на лом. Правда, работать на илистом дне оказалось крайне неудобно, и некоторые части последнего «карманного линкора» до сих пор ржавеют на месте гибели, на 34° 58" 25" южной широты и 56° 18" 01" западной долготы. В 2004 году из воды были подняты некоторые остатки корабля.

    До своей гибели в гавани Монтевидео «карманный линкор» серьёзно досадил англичанам, успев потопить одиннадцать торговых судов.»(с) текст из инета для справки

    **********
    После боя




































    Для меня самое замечательное в истории – это мистические совпадения. Приятно, когда то или иное событие украшает симпатичный ореол тотальной фатальности и экзистенциальной неминуемости. Об одном мистическом совпадении я и расскажу сегодня. (А может быть завтра или через месяц, я же не знаю, когда ты, уважаемый посетитель сайта, читаешь этот текст).

    Во 2-ой половине XIX века на службу в императорские военно-морские силы Германии поступил наследник знатного рода фон Шпее, паренек с типичным немецким именем Максимилиан Иоханнес Мария Губертус. Благодаря знатному происхождению и военному таланту он сделал блестящую карьеру, и Первую Мировую войну встретил в должности вице-адмирала. Кроме того, Максимилиан фон Шпее являлся еще и командующим Восточно-Азиатской крейсерской эскадры, в мирное время контролирующей колонии, а в военное мешающей вражеским кораблям спокойно плавать по морям-океанам. Вскоре после начала войны фон Шпее в компании своей эскадры, состоящей из пяти судов, уже рассекал воды вдоль бразильских берегов в надежде поживиться британскими якорями.

    1 ноября 1914 года эскадра фон Шпее в сражении при Коронеле разгромила британскую эскадру контр-адмирала Кристофера Крэдока. Ко дну пошли два английских броненосных крейсера, сам Крэдок и еще 1560 человек. Жертв германской стороны можно пересчитать на пальцах одной страусиной ноги – всего два моряка. Поражение до сих пор является мыльным пятном на кристальной глади военно-морского величия Великобритании.

    Ответ обиженных англичан не пришлось ждать долго. Уже 8 декабря 1914 года эскадру графа фон Шпее, проплывающую близ Фолклендских островов, настигли восемь британских кораблей под командованием вице-адмирала Доветона Стэрди. В Фолклендском бою германский флот лишился трех кораблей и больше 2000 человек, в том числе вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее и двух его сыновей. Впоследствии сам Черчилль отдал должное смелости погибшего фон Шпее: «Он был как цветок в вазе, за ним приятно было наблюдать, но он был обречен на гибель». В Германии же граф посмертно стал национальным героем. В честь него даже назвали наиболее совершенный немецкий тяжелый крейсер или карманный линкор «Адмирал граф Шпее». Кстати, о линкоре…

    «Адмирал граф Шпее» был спущен на воду в июне 1934 года, причем бутылку о его борт разбила дочь покойного вице-адмирала, графиня Губерта фон Шпее. После нескольких лет службы, линкор был отправлен заниматься крейсерством в южную часть Атлантики.

    Так выглядел «Адмирал граф Шпее»:

    За осенние месяцы 1939 года «Адмирал граф Шпее» успел потопить около десяти британских судов. Причем с одного из них капитан линкора Ганс Лангсдорф «позаимствовал» английскую рацию, украсившую его рубку и помогающую перехватывать сообщения англичан. 13 декабря 1939 года нашкодивший немецкий линкор был, наконец, обнаружен союзными силами в виде двух британских и одного новозеландского крейсеров.

    В ходе битвы у аргентинских берегов «Адмирал граф Шпее» получил незначительные повреждения, был вынужден скрыться в заливе Ла-Плата и попросить у правительства Уругвая разрешения на трехдневный ремонт в одном из портов. Получив разрешение, капитан Лангсдорф начал слушать трофейную английскую рацию. И запаниковал. Из перехваченных им сообщений следовало, что у входа в залив Ла-Плата линкор ждали уже не три крейсера, а целая подоспевшая эскадра.

    Лангсдорф не знал, что пал жертвой блефа: никакой эскадры не предвиделось. Более того, многие историки до сих пор полагают, что быстроходный немецкий линкор имел все шансы прорваться и уйти от британского преследования. По истечении трехдневного срока, капитан Лангсдорф принял роковое решение: потопить линкор «Адмирал граф Шпее». Команда была интернирована, а капитан застрелился.

    Как видишь, и сам граф фон Шпее, и одноименный линкор погибли в водах одного и того же океана, у берегов одной и той же Аргентины, с разницей в 25 лет и 9 дней. Вот такой академический пример мистического совпадения в истории.

    Hans Langsdorff - капитан немецкого корабля «Admiral Graf Spee » в начале второй мировой войны беспрепятственно топил британские торговые суда. Его стал врагом Британии номер 1, а сам капитан объектом охоты для самого мощного военного флота в мире. 70 лет линкор «Admiral Graf Spee » хранил свои секреты в устье реки Ла-Плата, но уже сегодня может раскрыть секреты о своей гибели.

    Каждый день из морского порта Монтевидео экипаж минного тральщика отправляется на патрулирование. Цель их назначения - останки линкора «Admiral Graf Spee », которые находятся всего в 7 км к востоку от столицы. ВМС Уругвая «присматривает» за затонувшим памятником великому морскому сражению, которое произошло здесь 72 года назад. Моряки должны убедиться, что обломки корабля не разваливаются, орудийные башни не оторвались и не попали в фарватер, угрожая судоходству. В 2006 году ВМС Уругвая объявили эту зону закрытой, но у патрульных кораблей имеется и иная цель - не допустить к кораблю неонацистских охотников за сувенирами. Теперь 186-метровый колосс покрывает слой морских организмов. Линкор лежит в устье реки Ла-Плата, напоминая о фатальном решении принятом 17 декабря 1939 года.

    идея создания карманного линкора

    Линкор «Admiral Graf Spee » стал детищем дилеммы. После поражения в первой мировой войне Германии было запрещено иметь корабли водоизмещением более 10000 тонн. Инженерам имперских верфей была поставлена задача, разработать новые корабли для Германии, и их результатом стали так называемые «карманные линкоры». Вскоре началась сборка первых трех, каждый из которых обладал огневой мощью корабля в три раза большего водоизмещения. Ничего подобного еще не было в истории военно-морского флота. Благодаря карманным линкорам Германия надеялась снова стать великой морской державой, не нарушив условий установленных победителями первой мировой войны и в первую очередь Великобритании.

    Стратегическая основа идеи создания линкора «Admiral Graf Spee » заключалась в мощном вооружение, быстроходности и предназначении ведения боев на торговых путях. Идея была действительно революционной, но был ли карманный линкор на все это способен?

    Чтобы понять это, необходимо оценить сильные и слабые стороны корабля. Линкор «Admiral Graf Spee » идеально подходил для своей роли «морского пирата». Даже в корпусе корабля применялись новаторские . Впервые корабль такого размера имел неклепаный, а сварной корпус. Более гладкая поверхность означала меньшее сопротивление воды, и, конечно же, значительное снижение веса. Но чтобы уменьшить массу корабля немецкие судостроители также пожертвовали жизненно важным бронированием.

    Линкор приводился в движение дизельными двигателями, а не обычными паровыми машинами. Восемь девятицилиндровых дизелей вырабатывали более 55000 л. с., обеспечивая кораблю высокую скорость и невероятный запас хода. Это была эффективная силовая установка, но сложная и не прошедшая до конца технических испытаний.

    Линкор «Admiral Graf Spee » можно сравнить с высокоскоростной артиллерийской платформой. На его борту находились две главные башни в носу и корме, каждая с шестью 283 мм орудиями с дальностью стрельбы до 22 км; восемь орудий 150 мм калибра и шесть - 88 мм, завершали арсенал десять 20 мм зенитных установок и восемь торпедных аппаратов. Однако артиллерия могла вести одновременный огонь лишь по одной цели, и как следствие один борт корабля всегда был уязвим, а в сочетании с легким или почти несуществующим бронированием линкор «Admiral Graf Spee » можно считать «морским разбойником», который может нанести удар и скрыться.

    Еще во время двухгодичного строительства карманного линкора, у корабля внезапно появилась новая роль - он должен был стать образцом и гордостью нацистского режима. Тогда как грозовые тучи начали собираться над Европой, командование кораблем в октябре 1938 года принял вовсе не ярый нацист Hans Langsdorff, увенчанный наградами ветеран первой мировой войны.

    Hans Langsdorff поступил на имперский флот восемнадцатилетним кадетом. После первой мировой войны он служил в Берлине в военном министерстве и к середине 30-х годов уже обладал репутацией превосходного управленца. Против воли своих родителей (он воспитывался в строгой протестантской атмосфере) он видел себя в роли моряка и воина с высокими моральными принципами. Hans Langsdorff не особо симпатизировал нацистскому правительству в Берлине, поэтому подал прошение о переводе на действительную службу как можно дальше от столицы. В итоге ему поручили командование самым престижным кораблем немецкого флота - линкором «Admiral Graf Spee ». Моряки встретили капитана с должным уважением, ведь он имел впечатляющую репутацию. Вскоре он заслужил у них высокую оценку из-за своей преданности экипажу и благодаря умению ладить с людьми. С самого начала Langsdorff относился к офицерам и рядовым матросам с одинаковым уважением. Отбросив классовое различие, ему удалось спаять 1100 человек в одну команду. Вскоре у капитана появился шанс испытать себя и свой корабль.

    секретная миссия линкора

    Ситуация в Европе накалялась и 21 августа 1939 года линкор был отправлен на секретное задание в Северное море. Никто из членов команды не знал, куда направлялся корабль, эта информация была только у капитана. Получив приказ, линкор начал свое морское путешествие с преднамеренного ложного маневра, взяв курс в Северную Атлантику, куда прибыл через три дня пути. Затем корабль развернулся на юг и исчез в безграничных просторах океана.

    Когда линкор «Admiral Graf Spee » покинул родной порт, в Германии началась скрытая мобилизация. Секретной задачей корабля являлось нападение на британские торговые суда в южных регионах Атлантики. Лишив, таким образом, Великобританию морских поставок продовольствия и сырья Вермахт надеялся экономически ослабить островное государство. Но у командира корабля была и другая задача - линкор должен был заставить Королевский военно-морской флот отправить боевые корабли в Южную Атлантику, что сделало бы Англию слабее в проливе Ла-Манш и Северном море, куда Германия планировала вторжение. Поэтому линкор «Admiral Graf Spee » имел приказ без разбору топить как можно больше британских грузовых судов. Однако было лишь одно затруднение - Великобритания и Германия еще не были в состоянии войны, поэтому линкор должен пока скрываться и ждать.

    Для экипажа корабля этот поход был больше похож на невинный отдых под тропическим солнцем. Каждый день на палубе играл судовой оркестр, из репродукторов доносились немецкие популярные мелодии. Многие из моряков оказались вдали от дома впервые, и капитан позволил им насладиться умиротворенностью, ведь уже скоро они будут воевать.

    1 сентября 1939 года Гитлер выступил по радио, обвиняя польские войска в нападении на Германию. В тот же день немецкие войска вторглись в Польшу. Началась вторая мировая война. Но командир линкора «Admiral Graf Spee » бездействовал, ему было приказано продолжать скрываться у Африканского побережья. Гитлер был убежден, что Великобритания не вступит в войну на стороне Польши, однако объявление войны в Британии против Германии, заставило Гитлера врасплох.

    Линкору «Admiral Graf Spee » недолго пришлось ждать начала военных действий. Пересекая британские торговые пути, идущие в Южную Америку, линкор перехватил свою первую жертву. Предупредительный выстрел заставил транспортное судно остановиться. Командир корабля Langsdorff соблюдал законы войны, поэтому прежде чем пустить судно на дно, он взял в плен всю команду, и так он поступал при каждом нападении.

    Дважды в сутки командир корабля высылал бортовой гидроплан на поиски новых целей, который осматривал путь, намеченный на следующий день. По возвращению с самолета передавались координаты любых замеченных торговых судов неприятеля, поэтому все, что оставалось сделать линкору, следовать указаниям. Гидроплан «Arado 196 » запускался с катапульты и поднимался лебедкой обратно на корабль после завершения патрулирования. Самолет был всего лишь прототипом, поэтому ему регулярно требовался ремонт мотора. Наконец он окончательно вышел из строя, но целей для торпед линкора оставалось достаточно. За первую неделю боевых действий линкор «Admiral Graf Spee » потопил морские суда общим тоннажем 14000 тонн. К концу октября это число удвоилось до 28000 тонн. Адмиралтейство в Лондоне стало проявлять озабоченность - месяц спустя не убив ни одного матроса и не выдав своего местоположения, линкор потопил морские суда общим тоннажем 50000 тонн.

    роковая ошибка командира линкора

    Как и у любого корабля, так и у командира была своя слабость - Langsdorff был требователен к выполнению своих обязанностей каждым членом команды, и ему часто приходилось идти на риск, что впоследствии и стало роковым решением.

    Карманному линкору «Admiral Graf Spee » всегда удавалось исчезнуть незамеченным, скрываясь на просторах океана. Он маневрировал так быстро, что британцы не могли понять имеют ли они дело с одним или двумя вражескими кораблями. Британская разведка доложила Адмиралтейству трагическую картину потерь, и решение было принято незамедлительно - линкор «Admiral Graf Spee » должен быть найден. Вскоре британское командование отправило восемь корабельных поисковых групп.


    6 декабря 1939 года командир корабля проводил учения по работе с поисковыми прожекторами, так как экипаж серьезно сплоховал при последней попытке ночной атаки. Огни линкора «Admiral Graf Spee », который должен оставаться не замеченным были видны за много миль. Ослепительное шоу, устроенное капитаном стало роковым.

    Внезапно впередсмотрящий доложил, что наблюдает торговое судно, следующее без огней, но командир, не пытаясь идентифицировать его, дал уйти. Как оказалось, норвежское торговое судно незамедлительно сообщило координаты линкора в Лондон. Адмиралтейство сразу же направило в район один тяжелый крейсер «Exeter » и два легких крейсера «Ajax » и «Achilles » на перехват вражеского линкора, который тем временем направлялся в Германию для планового ремонта и за пополнением запасов.

    битва линкора с английскими крейсерами

    Утром 13 декабря 1939 года море было спокойным. В 06:00 дозорный заметил столбы дыма и верхушки мачт на горизонте. Командир отдал приказ, и линкор взял курс на цель. Корабли, принятые за торговые суда оказались вооруженными британскими крейсерами. Капитан Langsdorff решил не отступать. За считанные минуты более тысячи человек заняли свои боевые посты.

    Вступив в бой с англичанами, Langsdorff допустил две серьезные ошибки: нарушил прямые указания своего командования и отдал приказ подойти к противнику намного ближе. Дело в том, что главные орудия линкора имели дальность 22 км, но сократив эту дистанцию, английские крейсеры имели значительное преимущество. Одним словом в критический момент главные башни линкора оказались бесполезными, так что в начале боя в самую важную минуту в распоряжении командира корабля было всего половина арсенала.

    Британские корабли открыли огонь, начав массированную атаку. Капитан Langsdorff предпринял отчаянную попытку уклониться, двигаясь зигзагом, но тщетно. Он отбрасывал реальную попытку использовать свое основное оружие - мощные орудия. Битва в Южной Атлантике продолжалась более часа. Карманный линкор продолжал подвергаться атаке с обеих сторон, неся потери. Отсутствие бронирование сказалось быстро, но линкор тоже попадал в цели. Несколько точных атак заставили крейсер «Exeter » выйти из боя. Затем линкор стал разворачиваться, и в этот момент британские крейсеры успели приблизиться к немецкому кораблю. Именно тогда несколько снарядов обрушились на главную палубу линкора, которые нанесли весьма серьезные повреждения. К 08:00 морское сражение было завершено, и корабли разошлись. Никто не знал, кто победил в этой битве. На борту линкора «Admiral Graf Spee » Langsdorff видел только один вариант дальнейших действий - добраться до ближайшего глубоководного порта, которым стал Монтевидео. Медленно продвигаясь линкор зашел в порт. Крейсеры как тени преследовали раненного гиганта, держась на расстоянии более 30 км.

    линкор «Адмирал Граф Шпее» - нежеланный гость Уругвая

    Hans Langsdorff был уверен, что Уругвай окажет им помощь в проведении ремонта, но состояние корабля было далеко от идеального - система отчистки дизельного топлива была повреждена, корабль имел пробоины выше и ниже ватерлинии.

    Однако Уругвай был нейтрален только теоретически - экономически зависел от Великобритании, поэтому британское посольство сделало все возможное, чтобы немецкий корабль был выведен из порта. На следующий день, на берег Монтевидео были доставлены тела погибших немецких моряков. Через несколько часов британским военнопленным было также позволено покинуть линкор, причем ни один из пленников не погиб в бою. Вскоре немецкий посол получил ультиматум - линкор должен покинуть порт 17 декабря 1939 года всего через 4 дня после прибытия. Этого времени было не достаточно для ремонта.

    15 декабря состоялись похороны погибших немецких моряков. Еще одна битва с англичанами могла иметь лишь один исход, на который надежды не было и моряки сели писать письма домой. Новость об уходе линкора, который поджидал британский флот, распространились по городу быстро, поэтому в день отплытия на причале собралось тысячи людей.

    17 декабря 1939 года в 18:00 карманный линкор «Admiral Graf Spee » выскользнул из порта Монтевидео. Капитан корабля не собирался отдавать англичанам победу, поэтому через 20 минут потрепанный военный корабль взорвался от шести установленных на самоуничтожение торпед. Корабль загорелся и продолжал пылать еще трое суток, прежде чем затонул. Капитан тайно перевел свой экипаж на буксиры, которые перевезли моряков на немецкое торговое судно. Так команда линкора добралась столицы Аргентины Буэнос-Айрес.

    Командиру корабля оставалось выполнить еще одну обязанность перед экипажем - обеспечить алиби жертв кораблекрушения, это был единственный способ избежать интернирования. Но в соответствии с международным правом нейтральная Аргентина взяла моряков под стражу, лишь с единственной поправкой - морякам позволили жить в немецких семьях Буэнос-Айреса. У команды линкора не было перспектив вернуться домой.

    Сегодня обломки карманного линкора «Admiral Graf Spee » покоятся сразу под поверхностью воды в точке с координатами 34°30′ южной широты и 58°14′ западной долготы. Британские водолазы погружались к кораблю, надеясь здесь найти ценные военные технологии, но немецкие подрывники постарались на славу, все ценное оборудование было уничтожено вручную.

    Hans Langsdorff взял на себя всю ответственность за потерю корабля, но южноамериканские газеты назвали его трусом. Оставив письмо жене, Langsdorff в своем номере в Буэнос-Айресе сложил полномочия на боевом знамени линкора «Admiral Graf Spee ». Это был его последний поступок как командира корабля. Самоубийство Hans Langsdorff стало международной новостью. В самом начале войны она все еще обладала способностью шокировать.

    Командира линкора похоронили с воинскими почестями. Улицы заполонили тысячи людей скорбящих о его гибели. Его команда шла за гробом, аргентинцы, члены немецкой общины и даже несколько британцев выразили свое почтение. Hans Langsdorff был похоронен на немецком кладбище в Буэнос-Айресе, нацисты использовали его похороны в пропагандистских целях. Позднее Гитлер обвинил его в трусости из-за того что не пошел на дно с кораблем, но жизни членов команды значили для него больше чем слепое повиновение и верности Вермахту. Позже представители ВМС Аргентины помогли большей части команды сбежать и вернуться в Германию для продолжения участия в войне. Некоторые из них остались в Аргентине навсегда и все еще благодарят их командира, который спас им жизни.

    фотографии и иллюстрации линкора



    битва линкора с британскими крейсерами

    линкор в огне